Виды кредитных учреждений и их функции. Еще раз об организационно-правовой форме банка россии

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организационно-правовая форма банка. Операции и сделки банка. Денежные средства и ценности, принятые от клиентов. Анализ депозитных и кассовых операций финансового учреждения. Тенденция к сокращению денежной наличности в кассе в валюте из-за их курсов.

    отчет по практике , добавлен 21.04.2014

    Сущность, понятие, анализ деятельности коммерческого банка. Основные методики оценки качества активов банка. Анализ кредитных операций банка. Депозитные операции банка. Разработка мероприятий по повышению эффективной деятельности в ОАО "Альфа-Банк".

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Характеристика Сберегательного банка и основные направления его деятельности. Анализ деятельности коммерческого банка и его финансового состояния. Кредитная политика банка. Операции банка на рынке ценных бумаг. Кассовые и расчетные операции банка.

    отчет по практике , добавлен 16.03.2008

    Общая характеристика банка, его организационно-правовая форма и статус, внутренняя структура управления и взаимосвязь подразделений, их функции. Анализ главных направлений деятельности: активные и пассивные операции. Оценка финансового состояния банка.

    отчет по практике , добавлен 13.04.2014

    Сущность и структура привлеченных средств банка. Роль депозитных операций банка в процессе формирования банковских ресурсов. Виды вкладов, условия их размещения. Анализ пассивных операций. Основные направления совершенствования деятельности банка.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2014

    Классификация банковских кредитов. Нормативно-правовое регулирование кредитной деятельности банков в Украине. Анализ кредитных операций и рисков по ним на примере банка "Финансы и Кредит". Перспективами развития деятельности банка на кредитном рынке.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2012

    Организация и содержание учетно-операционной работы, кредитной деятельности банка. Особенности осуществления депозитных, кассовых, валютных операций. Порядок предоставления банковских услуг. Инвестиционная деятельность банка и операции с ценными бумагами.

    отчет по практике , добавлен 09.06.2013

    Организационная структура банка. Работа различных отделов банка ОАО "Сбербанк". Отделы депозитных и кредитных операций. Операции банка с пластиковыми картами. Структура депозитного портфеля НБ "Сбербанк" и его роль в формировании ресурсной базы.

    отчет по практике , добавлен 22.06.2015

Выбор организационно-правовой формы Банка России должен определяться на основе тех требований, которые установлены в Конституции РФ. Критерий независимости, определенный ст. 75 основного закона РФ должен определять организационно-правовую форму Банка России, а также степень его самостоятельности в распоряжении своим имуществом.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса ЦБР - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Относительно независимости Центрального Банка Гутник говорил, что, раньше она была в некоторой степени условной, и в случае острой нужды Банк действовал в соответствии с политическими пожеланиями, скажем, администрации Президента (прежде всего, в отношении кредитования). Однако эти возможности воздействия на политику ЦБР все же были ограниченными, и тривиальный лоббизм министров или депутатов тут не проходил.

В настоящее время ученые сходятся во мнении, что Центральный Банк является независимым органом. Например, Антропцева И.О. полагает, что Банк России является самостоятельным независимым звеном единой системы государственной власти РФ, органом государства в области управления. Такого же мнения придерживается Чебыкина Н.Р.

Перейдем непосредственно к рассмотрению гражданско-правового статуса Банка России и его организационно-правовой формы, которая является элементом его правового статуса.

В ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает субъектом гражданско-правовых правоотношений.

«В Федеральном законе нет указаний на то, что Банк России является главным банком. Определение «главный банк» предлагалось в различных законопроектах, но в окончательном варианте закона оно не было закреплено. Поэтому юридически он, на наш взгляд, не должен считаться «банком банков». Но здесь возникает вопрос, является ли Банк России банком, т.е. насколько применимо к нему юридическое значения понятия «банк»».

В ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» сформулированы основные юридические понятия, из которых складывается банковская система, - «кредитная организация» и «банк». В структуре банковской системы Банк России - один из её элементов.

Банк - разновидность кредитной организации. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, кредитная организация может быть создана только в форме хозяйственного общества. Последнее - это коммерческая организация. Поскольку Банк России не является ни хозяйственным обществом, ни коммерческой организацией, а представляет собой учреждение, следовательно понятие «банк» к Банку России не применимо. В юридическом смысле Банк России не является банком. Этот вывод имеет практическое значение для банкиров и банковских юристов в тех случаях, когда в законодательстве и в подзаконных актах используется термин «банк» и соответственно возникает противоречие между понятиями «банк» и «Банк России».

Казалось бы, в интересах правопорядка терминология должна быть единообразной. В противном случае могут возникать противоречия между законами, в трудности в их понимании и применении. Однако, на практике не все так просто. В законодательстве имеется много противоречий и это одно из них.

Для наглядности сравним два закона. В ФЗ «О Центральном Банке (Банке России)» по отношению к Банку России используется термин «учреждение», в то время как в ФЗ «О банках и банковской деятельности» указано, что банк - разновидность «кредитной организации». По этому формальному признаку, предусмотренному Федеральным законом, банк не может быть разновидностью учреждения, а соответственно Банк России не является банком в буквальном смысле, который имеется в виду в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Кроме того, Банк России не является банком и в том значении, которое должно соответствовать нормам Гражданского Кодекса РФ, определяющим организационно-правовые формы, в которых создаются банки. Ведь Банк России - это не акционерное общество, не общество с ограниченной ответственностью, не общество с дополнительной ответственностью. Между тем, согласно Гражданскому кодексу РФ, банк должен быть одним из них. В ряде случаев сказанное имеет чисто практическое значение. Известно, что судебные исполнители практикуют арест денежных средств, которые находятся на корреспондентском счете, открытом в расчетно-кассовом центре территориального учреждения Банка России. При этом они руководствуются процессуальными законами, регулирующими их деятельность. Между тем ФЗ «Об исполнительном производстве», регулирующий их деятельность, использует термин «банк». О Банке России там ничего не сказано. Поскольку в Законе нет специальной статьи с расшифровкой применяемых им термином, то, стало быть, должны применяться те понятия, которые приводятся в ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и имеют общее значение. А так как Банк России не подпадает под родовое понятие «банк», то положения ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» к нему не применимы. Получается, что понятия «банк банков», «главный банк» при всей их теоретической значимости, строго говоря, не являются понятиями относительно к Банку России.

Павлодский Е.А говорит, что если бы в российском законодательстве было деление юридических лиц на частные и публичные, то было бы проще характеризовать организационно-правовое положение главного Банка страны.

В литературе встречается 3 точки зрения о статусе Банка России: государственное учреждение, унитарное предприятие и государственная корпорация.

Закон о Банке России содержит положения, которые в равной мере дают основания согласится и опровергнуть каждое из указанных мнений.

Банк России, как отмечают одни авторы, является государственным учреждением, поскольку для него присущи властные управленческие полномочия. Действительно, министерства и ведомства, как правило, наделяются статусом государственных учреждений. Но наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус юридического лица.

Одним из основополагающих признаков учреждения является их обязательное финансирование собственником (п. 2 ст.48 ГК). Согласно ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» собственником имущества Банка России является Российская Федерация. Однако, собственник не финансирует Банк России. Банк России не является бюджетной организацией, поскольку он осуществляет свои расходы за счет собственных средств и имеет уставной капитал в размере 3 млрд. рублей.

Учреждение, согласно п. 2 ст. 120 ГК, отвечает по своим обязательствам денежными средствами. В случае их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако, государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральными законами.

Перечисленные обстоятельства исключают возможность отнесения Банка России к государственным учреждениям.

Нет оснований также полагать, что ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает такую организационно-правовую форму, как государственное унитарное предприятие, несмотря на наличие отдельных черт, присущих унитарным предприятиям.

К Банку России перешло имущество Госбанка СССР. Собственником этого имущества является Российская Федерация. Коммерческая деятельность Центрального Банка соответствует признакам унитарного предприятия. Укладываются в рамки данной организационно-правовой формы положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которым Российская Федерация не отвечает по долгам Банка России, он имеет уставной фонд и осуществляет расходы за счет доходов, полученных от банковской деятельности.

Вместе с тем, имеется ряд обстоятельств, исключающих указанную организационно-правовую форму. Банк России не имеет Устава. Он не в праве осуществлять операции с недвижимостью, тогда как ГК (п. 2 ст. 295) разрешает унитарным предприятиям совершать любые сделки с недвижимостью и реализовывать её с разрешения собственника. В отдельных случаях (для собственных нужд) Центральный Банк может распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника. Унитарные предприятия вправе создавать другие унитарные предприятия (п. 7 ст. 114 ГК). Банк России имеет право лишь участвовать в капиталах других кредитных организаций в случаях, указанных в ст. 8 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Как видим, спорно полагать, что Банк России является унитарным предприятием.

Недавно, в связи с внесением изменений в ФЗ «Некоммерческих организациях», в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям. Некоторые положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» корреспондируют с нормами Закона о некоммерческих организациях. Банк учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России); Центральный Банк не имеет членства и уставных документов. Все это соответствует ст. 7.1 ФЗ «Некоммерческих организациях». Вместе с тем ряд правовых предписаний исключают возможность отнесения Банка России к некоммерческим организациям: он имеет уставной фонд, а имущество банка не является его собственностью.

На основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод: Статус Банка России не «укладывается» в рамки организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом.

Альфа-Банк является частью консорциума «Альфа-Групп» (КАГ). «Альфа-Групп», основанная в 1989 г., является одним из крупнейших частных финансово-промышленных консорциумов в России. Деятельность «Альфа-Групп» распространяется на такие сферы бизнеса как: добыча нефти и газа, коммерческая и инвестиционная банковская деятельность, управление активами, страхование, розничная торговля, телекоммуникации, средства массовой информации, водоснабжение и водоотведение, а также инвестиции в промышленно-торговые предприятия и инвестиции на выборочной основе.

Банковская группа «Альфа-Банк» включает Альфа-Банк (Россия), Альфа-Банк (Украина), банки в Нидерландах, Белоруссии и Казахстане, а также филиалы на Кипре, в США и Великобритании. Альфа-Банк (Россия), один из крупнейших частных банков России, является ведущей компанией Консорциума. Банк предоставляет весь спектр услуг по обслуживанию корпоративных и частных клиентов, инвестиционные банковские услуги, управление активами и торговое финансирование, и обладает значительной филиальной сетью в России, а также имеет дочерние банки и представительства в Нидерландах, Кипре, США и Великобритании. Альфа-Банк (Украина), один из десяти крупнейшних и динамично развивающихся коммерческих банков Украины, представленный во всех ключевых секторах банковской сферы. В состав Консорциума входит УК «Альфа-Капитал», клиентами которой являются пенсионные фонды, страховые компании, корпоративные российские и международные инвесторы, а также частные инвесторы. Управляющая компания фондами прямых инвестиций Alfa Capital Partners, инвестиционная компания, оказывающая консультационные услуги инвестиционным фондам прямых инвестиций и инвестиций в недвижимость. «Альфа-Групп» также является владельцем Группы «Альфа Страхование», одного из крупнейших российских страховщиков с универсальным портфелем услуг, который включает как комплексные программы защиты интересов бизнеса, так и широкий спектр страховых продуктов для частных лиц.



Альфа-Банк является одним из крупнейших банков России по величине активов и собственного капитала. Уставный капитал по состоянию на 01.04.2010г. 59 587 623 тыс.руб. За первый квартал 2010 года доходы составили 158 344 180 тыс.руб., расходы – 155 231 844 тыс.руб., прибыль после налогообложения 3 112 336 тыс.руб.

Альфа-Банк основан в 1990 году и до 1998 года имел организационно правовую форму товарищества с ограниченной ответственностью. Банк получил государственную регистрацию 01.01.1991г. Сведения о государственной регистрации представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сведения о государственной регистрации ОАО «АЛЬФА-БАНК»

29 января 1998 года Центральным банком России выдано Свидетельство о государственной регистрации кредитной организации ОАО «Альфа-Банк» № 1326, зарегистрирован Устав Открытого акционерного общества «Альфа-Банк». Генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 1326 от 29 января 1998 г.

ОАО «Альфа-Банк» является правопреемником коммерческого инвестиционного банка «Альфа-Банк» (общество с ограниченной ответственностью) в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Соответствующие изменения были внесены во все учредительные документы Банка.

По состоянию на 1 сентября 2010 года клиентская база Альфа-Банка составляла около 39 тыс. корпоративных клиентов и 4,3 млн физических лиц. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 331 отделение и филиал банка.

Операционный офис Томский был открыт 31 августа 2000 года. Сегодня в Томской области действуют операционный офис «Томский», а также ККО «Томь» и «Томск-Театральный», в которых работают более 130 сотрудников.

За время присутствия в регионе, Альфа-Банк существенно расширил рынок всех банковских услуг, увеличил получаемую прибыль, развивая и наращивая существующий бизнес. Операционный офис кредитует основные системообразующие промышленные холдинги, действующие на территории Томского региона и за его пределами, а также предприятия среднего и малого бизнеса.

Альфа-Банк активно участвует в решении приоритетных задач социально-экономического развития области, предоставляя в больших объемах финансовые ресурсы региональным предприятиям и тем самым содействуя развитию ТЭК, пищевой промышленности, торговли, машиностроения, строительного и лесопромышленного комплексов и других отраслей.

Среди крупных корпоративных клиентов банка - ОАО «Сибирский химический комбинат», ОАО «ГК Востокгазпром», ЗАО «Томский Кабельный завод», ОАО «Федеральная Сетевая Компания», ОАО НПО «Полюс», ООО «Томскнефтехим» (Сибур), ООО «Сибметахим», ОАО «Газпромтрансгаз Томск», ЗАО «Сибкабель» (УГМК), ОАО «ТГК-11» и другие.

За последний год на обслуживание привлечено более 50 тысяч человек, включая зарплатных клиентов. Заключены договоры более чем с 240 ведущими предприятиями города, такими как: «ТПУ», «Томскнефтехим», «СХК», «ТГУ», «ТГК11», «ТРК», «Персонал групп», «Сибкабель», «Томский Энергокопмлекс», ОАО "НПЦ Полюс", «Элеси» и другие.

За 2009 год в Томском филиале объем привлеченных средств, размещенных на счетах физических лиц, превышает 17,3 млн долларов, депозиты для физических лиц составляют 33 млн. долларов, комиссионный доход по рассчетно - кассовому обслуживанию равен 140 тыс. долларов.

Структура управления

В таблице 2 приведен состав акционеров по состоянию на 01.04.2010г. с указанием соответствующих долей от общего количества ценных бумаг

Таблица 2 – Акционеры ОАО «АЛЬФА-БАНК»

Наименование / сведения о государственной регистрации Место нахождения Количество обыкновенных бездокументарных именных акций % от общего количества ценных бумаг
Открытое акционерное общество «АБ Холдинг» (зарегистрировано ИМНС РФ № 28 по Юго-Западному административному округу г. Москвы 10.02.2004 г. за основным государственным регистрационным номером 1047728004059) 117342, г. Москва, ул. Обручева, д. 34/63, стр. 1, помещение №I, комната №28а 59 519 919 99,8864
Компания «ALFA CAPITAL HOLDINGS (CYPRUS) LIMITED» (зарегистрирована Регистратором компаний Кипра 23 апреля 1996 г., свидетельство о регистрации №78416) Themistokli Dervi, 5 BUILDING, 2 nd floor P.C. 1066, Nicosia Cyprus 67 704 0,1136
ИТОГО: 59 587 623

Контрольными пакетами акций Альфа-Банка владеют семеро частных лиц. Их акции размещены и управляются с использованием сложной системы оншорных и офшорных компаний (номинальных владельцев). Из указанной семерки четверо владеют в общей сложности 90% акций компании ABH Financial Ltd., юридически являющейся собственником Альфа-Банка. Это Михаил Фридман - председатель Совета директоров Альфа-Банка, Петр Авен - президент Альфа-Банка, Герман Хан - исполнительный директор TNK-BP International Ltd. (TNK-BP Int.; ВВ/Стабильный/В) и Алексей Кузьмичев - председатель Совета директоров «Альфа-Эко», инвестиционного подразделения КАГ. При всех выгодах, которые приносят Альфа-Банку коммерческие связи его владельцев, столь концентрированная структура собственности создает риск, связанный с возможным ухудшением финансового положения акционеров.

Несмотря на недостаточность информации о бенефициарных собственниках, следует отметить, что последние уже неоднократно оказывали банку финансовую поддержку и рассматривают банковскую деятельность как стратегическое направление бизнеса группы. Эти обстоятельства расцениваются как весомые свидетельства приверженности акционеров дальнейшему развитию Альфа-Банка и позитивно влияют на уровень рейтинга банка. Бенефициарные акционеры консорциума «Альфа-Групп» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Бенефициарные акционеры Консорциума «Альфа-Групп»

В Альфа-Банке существует три основных органа корпоративного управления: Общее собрание акционеров, Совет директоров и Правление (рисунок 2).

Рисунок 2 – Структура управления ОАО «Альфа-Банк»

Общее собрание акционеров является высшим руководящим органом Альфа-Банка. Оно принимает решения по основополагающим вопросам, относящимся к деятельности Банка, таким как внесение поправок к Уставу Банка, выпуск новых акций, обновление состава Совета директоров, утверждение внешних аудиторов и распределение прибыли.

Совет директоров исполняет надзорные функции и определяет стратегию Банка. Аудиторский комитет Банка оказывает содействие Совету директоров в осуществлении надзора за работой внутреннего аудита, подготовке финансовой отчетности, обеспечении высокого качества корпоративного управления и эффективности корпоративного контроля. Согласно положению о Совете директоров ОАО «Альфа-банк» Основными задачами Совета директоров являются:

· определение стратегии развития Банка и приоритетных направлений его деятельности;

· обеспечение реализации и защиты прав акционеров, разрешение корпоративных конфликтов;

· рассмотрение и утверждение бизнес-планов и отчетов об их исполнении;

· утверждение кадровой политики, системы вознаграждений и иных выплат;

· обеспечение эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка;

· осуществление контроля за эффективной деятельностью исполнительных органов;

· организация работы по управлению банковскими рисками, внутреннего контроля, в том числе в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

· утверждение внутренних документов Банка по вопросам, входящим в его компетенцию.

Правление Альфа-Банка является коллегиальным исполнительным органом Банка, осуществляющим руководство текущей деятельностью Банка. Правление Банка обеспечивает соблюдение основных принципов корпоративного управления и проведение политики, утвержденной Общим собранием акционеров и Советом директоров в соответствии с правилами внутреннего распорядка.

Правление отвечает за оперативный контроль над деятельностью банка. Восемь комитетов в составе Правления - Тендерный комитет, Комитет по управлению активами и пассивами, Инвестиционный комитет, Кредитный комитет, Планово-Бюджетный комитет и Управляющий комитет по IT-задачам (IT - информационные технологии), Комитет по управлению продажами специальных продуктов, Комитет по развитию региональной сети - способствуют поддержанию эффективности различных направлений оперативной деятельности банка. Рассмотрим более подробно каждый из комитетов.

Главной целью деятельности Тендерного комитета является обеспечение наиболее выгодных условий приобретения товаров, работ и услуг для обеспечения основной деятельности Банка на принципах состязательности, открытости и коллегиальности. Тендерный комитет возглавляется Председателем, назначаемым на эту должность Правлением Банка. Количественный и персональный состав членов Тендерного комитета утверждаются Приказом Председателя Правления Банка по представлению Председателя Тендерного комитета. Тендерный комитет имеет право принятия окончательного решения об утверждении результатов конкурсов и всех существенных условий договоров (контрактов) в пределах своей компетенции. Решение Тендерного комитета может быть изменено только решением Правления Банка. Все решения Тендерного комитета принимаются при наличии статей расходов на соответствующие цели в утвержденном бюджете, а по сделкам на суммы свыше 200000 (двухсот тысяч) долларов США - при наличии соответствующей статьи расходов в утвержденном бюджете и решении Инвестиционного комитета или Правления Банка, если такие решения должны существовать в отношении подобных проектов.

Целями и задачами второго комитета – комитета по управлению активами и пассивами (КУАП) являются:

· формирование оптимальной структуры баланса Банка с целью получения максимальной доходности при ограничении уровня возможного риска;

· контроль за достаточностью капитала и диверсификацией рисков;

· проведение единой процентной политики;

· определение политики Банка в части управления ликвидностью;

· контроль за состоянием текущей ликвидности и ресурсов Банка;

· формирование политики Банка на рынках капитала;

· контроль за динамикой размера и доходности торговых позиций (покупка/продажа валюты, государственные и корпоративные ценные бумаги, акции, деривативы на эти инструменты), а также степенью их диверсификации;

· контроль за динамикой основных экономических отношений (ROE, ROA и т.п.), заданных в политике Банка.

КУАП Банка создается по решению Правления Банка и состоит не менее, чем из 7 человек с правом решающего голоса, сроком на 1 год. КУАП возглавляется Председателем, который назначается Правлением Банка. Члены КУАП с правом совещательного голоса назначаются по представлению Председателя КУАП Приказом Председателя Правления Банка из числа специалистов и руководителей Банка, сроком на 1 год. Заседания КУАП проводятся, как правило, один раз в две недели. В случае необходимости могут созываться дополнительные заседания.

Все члены КУАП с правом решающего голоса имеют равные права. КУАП правомочен решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если на заседании комитета присутствует более половины членов комитета с правом решающего голоса. Решение считается принятым, если «За» проголосовало более половины присутствующих при голосовании членов КУАП с правом решающего голоса.

Решения КУАП Банка являются обязательными для всех сотрудников Банка.

Кредитный комитет определяет кредитную политику Банка в целом. Кредитный комитет определяет возможные риски, принимаемые на себя Банком по различным видам операций, не входящих в полномочия Комитета по Управлению Активами и Пассивами, и является главным органом Банка, принимающим окончательные решения по привлечению и размещению средств в рамках своих полномочий, определяемых Правлением Банка. Кредитный комитет имеет право принимать окончательное решение об одобрении или отклонении предложений по проведению сделок, устанавливать персональные лимиты и лимиты для клиентов в соответствии со своими полномочиями. Решения Кредитного комитета могут быть отменены только Правлением Банка.

Кредитный комитет Банка на своих заседаниях принимает решения о предоставлении/пролонгации:

· кратко-, среднесрочных и долгосрочных кредитов и гарантий;

· кредитов и гарантий, выдаваемых в филиалах/отделениях Банка;

· срока действия аккредитивов, поручительств и других (в т.ч. внебалансовых) операций, содержащих кредитные риски.

Кредитный комитет Банка создается по решению Правления Банка и состоит не менее чем из 5 человек с правом решающего голоса. Кредитный комитет возглавляется Председателем, который назначается Правлением Банка. Члены Кредитного комитета с правом совещательного голоса назначаются Приказом Председателя Правления Банка из числа специалистов и руководителей Банка. Начальник отдела по управлению кредитными рисками приглашается на все заседания кредитного комитета. Все члены Кредитного комитета с правом решающего голоса имеют равные права.

Кредитный комитет правомочен решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если на заседании комитета присутствует более половины членов Кредитного комитета с правом решающего голоса. Решения принимаются большинством в 2/3 голосов присутствующих на заседании членов Кредитного комитета с правом решающего голоса.

Заседания Главного Кредитного комитета проводятся, как правило, один раз в неделю. В случае необходимости могут созываться дополнительные заседания

Инвестиционный комитет - рабочий орган Банка, состоящий из членов Правления и представителей ведущих подразделений Банка, уполномоченный принимать окончательное решение об участии Банка в инвестиционных проектах и реализации стратегии выхода из проектов. Инвестиционный проект - любая форма долгосрочного вложения финансовых средств или других активов Банка с целью получения дохода и расширения бизнеса.

Состав Инвестиционного комитета утверждается решением Правления Банка. Председатель Инвестиционного комитета назначается решением Правления Банка из членов Правления. Председатель Инвестиционного комитета отвечает за организацию работы Инвестиционного комитета и взаимодействие подразделений Банка в процессе подготовки и принятия инвестиционных решений. Заседания Инвестиционного комитета проводятся с периодичностью 1 раз в 2 недели. Все решения на заседаниях Инвестиционного комитета принимаются большинством в три четвертых голосов присутствующих членов Инвестиционного комитета. Особое мнение членов Инвестиционного комитета, голосующих против проекта, заносится в протокол заседания.

Инвестиционный комитет определяет приоритетные направления инвестиционной политики Банка и ограничения по сферам и типам инвестиций, включая следующие критерии инвестиционного проекта:

· масштаб инвестиций;

· сроки окупаемости проектов (ожидаемая доходность);

· ясность стратегии и сроки выхода из проекта;

· возможность контроля ситуации в ходе инвестиционного проекта.

Данные критерии инвестиционного проекта являются основой для принятия решений Инвестиционным комитетом.

Планово-бюджетный комитет является коллегиальным органом управления, создаваемым по решению Правления Банка и подотчетным последнему. Главной задачей Планово-бюджетного комитета Банка является руководство процессом бюджетирования.

Планово-бюджетный комитет осуществляет следующие функции:

· утверждает базовые принципы учета и обработки бюджетной информации;

· организует и координирует бюджетный процесс;

· организует внутренний хозрасчет;

· утверждает политику и методологию бюджетного планирования;

· предварительно утверждает бюджеты структурных подразделений перед их вынесением на рассмотрение Правлением Банка, проверяет их соответствие политике Банка в конкретных направлениях;

· утверждает порядок отнесения незапланированных доходов и расходов на результаты деятельности структурных подразделений;

· определяет обоснованность отклонений отчетных показателей от плановых, инициирует внесение оперативных изменений в технологию бюджетирования;

· утверждает предложения по изменению состава бюджетных документов;

· предварительно согласовывает бюджеты крупных проектов Банка, содержащих принципы и алгоритм перераспределения результатов от реализации проекта между участниками бюджетного процесса; контролирует исполнение планов и бюджетов;

· утверждает перечень и определяет принципы работы Профит/Кост-центров.

Планово-бюджетный комитет возглавляется Председателем, назначаемым на эту должность Правлением Банка. Срок полномочий Председателя – до назначения новой кандидатуры. Количественный и персональный состав членов Планово-бюджетного комитета, включая кандидатуру Заместителя Председателя Комитета, утверждается Приказом Председателя Правления Банка по представлению Председателя Комитета. Срок полномочий очередного состава Комитета – до принятия решения об утверждении нового состава. Планово-бюджетный комитет правомочен решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если на заседании Комитета присутствует 2/3 или более его членов. Решения Планово-бюджетного комитета принимаются большинством в 2/3 голосов от числа присутствующих членов Комитета, обладающих правом решающего голоса.

Управляющий комитет по IT-задачам является коллегиальным органом управления Банка, создаваемым по решению Правления Банка и подотчетным последнему.

Целью деятельности Комитета Банка является эффективная организация принятия решений по определению приоритетных IT-задач или проектов Банка в рамках имеющихся IT-ресурсов банка и в условиях оптимального распределения операционных рисков в банковских технологиях и процессах.

Управляющий комитет по IT-задачам осуществляет следующие функции:

· определяет приоритетные IT-задачи, направленные на внедрение новых и изменение существующих IT-решений Банка и поддерживающих их информационных систем;

· обеспечивает распределение ресурсов IT между Блоками, утвержденных Приказом Председателя Правления Банка.

обязательное соблюдение законодательных норм и нормативов;

Стремление к получению прибыли;

Уклонение от рисков;

Ответственность за результаты своей деятельности своими доходами и собственным капиталом;

Свободное распоряжение ресурсами и доходами;

Самостоятельный выбор своих клиентов;

Предпочтение длительной перспективы краткосрочным ре­зультатам и др.

А поскольку коммерческий банк - социальная система, то можно говорить о сочетании частных целей его участников, кото­рые предполагают достижение разного:

Владельцы банка - роста банка;

Управляющие банком - эффективной работы банка;

Акционеры - роста доходов банка;

Исполнители - роста заработной платы, премий, льгот и т.п.;

Вкладчики - устойчивой и стабильной работы банка;

Заемщики - уменьшения процентной ставки по ссудам и

увеличение размера кредита;

Клиенты - хорошего качества услуг и низких тарифов на них;

Государство - соблюдения законодательства, надежную ра­боту банка.

Будучи юридическим лицом, коммерческий банк в целях получе­ния прибыли:

Привлекает во вклады денежные средства физических и

юридических лиц;

Размещает эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

Ведет банковские счета физических и юридических лиц.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 48-122)

каждая организация должна обладать признаками, позволяющими отнести ее к юридическим лицам, например:

Иметь в собственности, либо хозяйственном ведении, либо оперативном управлении обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде;

Иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическое лицо считается созданным с момента его госу­дарственной регистрации и действует в соответствии с законода­тельством и целями, предусмотренными в его учредительных до­кументах.

Юридические лица различаются по целям деятельности и делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В Российской Федерации ком­мерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий; допускается создание объединений коммерческих и/или некоммерческих орга­низаций в форме ассоциаций и союзов.

Коммерческие банки в России могут быть образованы на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т.е. в форме АО (акционерное общество - ЗАО или ОАО), ООО (обще­ство с ограниченной ответственностью) и ОДО (общество с допол­нительной ответственностью).

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

В ст. 7. Закона РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ) определено, что общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных право­вых актов Российской Федерации.

Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возмож­ность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено. В открытом обще­стве не допускается установление преимущественного права обще­ства или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых ак­ционерами этого общества.

Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, при­знается закрытым обществом. Такое общество не вправе прово­дить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превы­шать пятидесяти.

В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный настоящим пунктом предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного настоя­щим пунктом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

В соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограни­ченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 11 июля 1998 г., от 31 декабря 1998, от 21 марта 2002, от 29 декабря 2004 г.), обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное обще­ство, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

По гражданскому законодательству РФ общество с дополнитель­ной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники такого об­щества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обя­зательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными пропор­ционально их вкладам (если иное не предусмотрено учредительными документами общества). Фирменное наименование общества с допол­нительной ответственностью должно содержать слова с дополнитель­ной ответственностью. К обществам с дополнительной ответственно­стью применяются правила ГК РФ об обществе с ограниченной ответ­ственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено ГК РФ.

ООО и ОДО не вправе выпускать акции. Они могут быть учре­ждены одним или несколькими лицами. Уставный капитал такого общества формируется на паевых началах. Размер доли каждого лица в уставном капитале определен учредительными документами.

На банки в форме ООО распространяется действие Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февра­ля 1998 г. № 14-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2004 г.)

Участники банка, созданного в форме ООО, не отвечают по его обязательствам. Риск их убытков, связанных с деятельностью банка, ограничивается стоимостью внесенного ими вклада. По обязатель­ствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников ООО они несут солидарную ответственность.

ООО не может иметь в качестве единственного участника дру­гое хозяйственное общество, состоящее на одного лица.

Участник банка в форме ООО вправе продать или иным обра­зом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале банка одному или нескольким другим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо ого­ворена в уставе банка.

Участниками такого банка могут быть как юридические, так и физические лица. Для формирования уставного капитала банка нельзя использовать средства федерального бюджета, государствен­ных внебюджетных фондов, а также свободные денежные средства, находящиеся в ведении федеральных органов государственной вла­сти (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом).

Средства бюджетов субъектов РФ, а также свободные денежные средства, находящиеся в ведении федеральных органов государст­венной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала банка, если это предусмотрено специальным законодательным ак­том субъекта РФ или решением органа местного самоуправления.

Для формирования уставного капитала банка можно привлекать и иностранный капитал. В настоящее время его участие в банков­ской системе России ограничено квотой в 12%. В целом по системе она рассчитывается как отношение суммарного капитала кредитных организаций с иностранными инвестициями и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрировавшихся в РФ.

Регулирование В ст. 1, 5 и 6 Федерального закона «О бан-

ках и банковской деятельности» закрепле-

деятельности „ ^

ны следующие важнейшие положения, коммерческих банков,

г регулирующие банковскую деятельность.

1. Банк (и любая кредитная организация) должен быть органи­зацией коммерческой, т.е. такой, основной целью деятельности ко­торой должно быть получение прибыли и ее распределение между акционерами или пайщиками.

2. Банк (и любая кредитная организация) признается таковым и вправе действовать только в том случае, если он зарегистрирован как юридическое лицо и у него имеется лицензия, полученная от Банка России.

3. Банк (и любая кредитная организация) может быть создан одним или несколькими лицами и функционировать на основе лю­бой из форм собственности, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации, т.е. на основе либо государственной (феде­ральной и/или субъекта Федерации), либо муниципальной, либо частной (индивидуальной и/или общей, которая, в свою очередь, может быть или долевой, или совместной), либо иной формы соб­ственности. К «иным» формам собственности могут быть отнесены кооперативная и смешанная, последняя означает сочетание разных базовых форм собственности (например, Сбербанк России является государственно-частным).

4. Банк (и любая кредитная организация) может и должен сис­тематически проводить банковские операции, предусмотренные в Законе и его (ее) персональной лицензии (лицензиях). Абсолютное большинство банков имеет лицензии со стандартным перечнем раз­решенных им банковских операций.

5. Всякий банк (но только банк) обязан систематически прово­дить для своих клиентов как минимум следующие три группы бан­ковских операций в их совокупности (одновременно): открытие и ведение банковских счетов; привлечение во вклады (депозиты) де­нег; размещение привлеченных и собственных средств от своего имени и на свой риск на условиях возвратности, платности, сроч­ности, т.е. выдача денежных кредитов.

6. Банки (и НКО) должны проводить банковские операции в соответствии с правилами, формами и стандартами, устанавливае­мыми Банком России. В то же время ст. 31 Закона допускает неко­торые исключения из этого требования при проведении кредитны­ми организациями расчетно-платежных операций. Имеется в виду, что в случае отсутствия правил, установленных Банком России, кредитные организации могут проводить такие операции по дого­воренности между собой, а если это операции международные - в порядке, установленном в федеральных законах, и по правилам, принятым в международной банковской практике.

7. НКО, лицензируемые Банком России, могут и должны про­водить отдельные банковские операции, предусмотренные в Законе и их персональных лицензиях (перечни разрешаемых им операций строго индивидуальны в той мере, в какой эти организации ориен­тированы на разные виды деятельности).

Собственно банковские операции (например, денежное креди­тование) для этих организаций основным и регулярным видом дея­тельности не являются.

8. Любой банк (и НКО, если ее лицензия разрешает ей это де­лать) может, когда это интересно самому банку (кредитной органи­зации) и требуется клиенту, проводить финансовые операции, на­званные в Законе «другими сделками кредитной организации». Термин призван подчеркнуть, что имеются в виду финансово- хозяйственные, а также правовые действия, которыми на постоян­ной основе могут заниматься лишь кредитные организации, т.е. проведение данных операций (сделок) в норме можно считать ис­ключительным правом кредитных организаций (естественно, с уче­том того, что эпизодически подобные сделки могут совершать лю­бые юридические и физические лица).

9. Любой банк и любая НКО независимо от своих лицензий (т.е. рассматриваемые не в своем специфическом качестве финан­совых институтов, а просто как обычные предпринимательские единицы) вправе совершать любые хозяйственные операции (сдел­ки), допускаемые законодательством страны, за исключением опе­раций (сделок), означающих ведение на постоянной основе произ­водственной, торговой и страховой деятельности.

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организа­ции не запрещено федеральными законами. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение пер­вых трех лет со дня его государственной регистрации.

Учредитель кредитной организации - юридическое лицо дол­жен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собст­венных средств для внесения в уставный капитал кредитной орга­низации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации и соответст­вующим местным бюджетом за последние три года.

Кредитная организация - учредитель должна быть финансово устойчивой (в том числе выполнять обязательные резервные требо­вания Банка России). Достаточность средств кредитной организа­ции - учредителя определяется исходя из показателя собственных средств (капитала).

Кредитная организация - учредитель должна соответствовать требованиям в течение последних шести месяцев, предшествующих дате представления документов, для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также до принятия Банком России реше­ния о государственной регистрации кредитной организации.

Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации - юридических лиц определяются положени­ем Банка России «О порядке и критериях оценки финансового поло­жения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных орга­низаций» от 19 марта 2003 г. № 218-П (зарегистрировано Министер­ством юстиции Российской Федерации 5 мая 2003 г. за № 4498).

Для целей оценки финансового положения юридических лиц Банк России (территориальное учреждение Банка России) вправе запраши­вать у учредителей кредитной организации любую информацию о фи­нансовом положении и деятельности лиц, способных прямо или кос­венно (через третьи лица) определять решения, принимаемые учреди­телями кредитной организации. В указанный в запросе срок учредите­ли кредитной организации направляют в Банк России (территориаль­ное учреждение Банка России) необходимую информацию.

Порядок и критерии оценки финансового положения учредите­лей кредитной организации - физических лиц, а также порядок контроля за оплатой акций (долей) кредитной организации за счет средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственно­сти, находящихся в ведении органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления.

р Коммерческая организация, как правило, должна

™р иметь в собственности обособленное имущество,

коммерческих используемое ею в уставных целях, и отвечать этим оанков имуществом по своим обязательствам. Указанное

имущество, представляющее собой денежные, материальные, а так­же нематериальные активы, обычно существует в формах уставного капитала и собственного капитала организации. Это в целом спра­ведливо и для коммерческих банков.

Все ресурсы коммерческого банка подразделяются на собствен­ные и привлеченные (заемные).

Собственные средства (капитал) коммерческого банка имеют двух­уровневую структуру. Они состоят из базового капитала (капитал пер­вого уровня) и дополнительного капитала (капитал второго уровня).

В состав капитала первого уровня включаются источники собст­венных средств, носящие наиболее устойчивый характер, а второго - источники собственных средств, величина которых может изменяться.

В состав капитала первого уровня входят:

Уставный капитал (фонд);

Эмиссионный доход банка;

Резервный фонд;

Фонды экономического и социального развития;

Нераспределенная прибыль текущего года.

Уставный капитал (УК) коммерческого банка - это денежное выражение имущества, которым банк должен обладать как юриди­ческое лицо и как хозяйствующая единица (не менее некоторой нормативно устанавливаемой величины), т.е. это тот размер имуще­ства, только при наличии которого вновь создаваемый банк может быть вообще зарегистрирован в качестве юридического лица и по­лучить первую банковскую лицензию.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций.

№ 37-Т «О рублевых эквивалентах показателей в со­ответствии с Указанием Банка России от 11 декабря 2006 г. № 1755-У» определено, что на II квартал 2008 года рублевые эквиваленты ми­нимального размера уставного капитала для создаваемых кредитных организаций составят 185 338 000 руб., вновь регистрируемой не­банковской кредитной организации - 18 533 800 руб. Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь реги­стрируемого банка, ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление ему лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, составляет 3 706 760 000 руб.

Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка, ходатайство о государственной регист­рации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление ему лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в руб­лях и иностранной валюте достаточно новый показатель, введенный в действие в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 325 ФЗ «О внесении изменений в ст. 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (вступил в силу 8 марта 2008 г.).

В соответствии с этим установлена возможность предоставления права привлечения во вклады денежных средств физических лиц вновь регистрируемым банкам и банкам, с даты государственной регистрации которых прошло менее двух лет, при выполнении сле­дующих условий:

Размер уставного капитала вновь создаваемого банка (собст­венных средств (капитала) действующего банка) составляет величину не менее рублевого эквивалента 100 млн евро;

Банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органа­ми управления банка.

Банк России определяет также рублевые эквиваленты мини­мального размера собственных средств (капитала) кредитной ор­ганизации. Для банка (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии) он установлен в размере 185 338 000 руб., для небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, - в размере 185 338 000 руб. В свою очередь, рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) банка до истечения двух лет с даты государст­венной регистрации, ходатайствующего о получении лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, со­ставляет 3 706 760 000 руб.

Официально зарегистрированный в учредительных документах фак­тический УК банка (не ниже минимально необходимого, но не ограни­чиваемый сверху) - это та сумма, которой банк отвечает перед своими кредиторами в конечном счете, т.е. в том случае, если для выполнения своих обязательств, для оплаты долгов у него не останется иных средств.

Уставный капитал банка - основа его ресурсов, складывается из взносов юридических и физических лиц - участников (акционеров или пайщиков) банка. Формирование УК банка регламентируется Гражданским кодексом, Законом «О банках и банковской деятельно­сти», другими законами и нормативными актами Банка России.

В соответствии с инструкцией «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных органи­заций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 14 января 2004 г. № 109-И уставный капитал кредитной органи­зации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации.

Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в фор­ме общества с ограниченной ответственностью или общества с до­полнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей.

Вклад в УК кредитной организации может быть в виде:

Денежных средств в валюте Российской Федерации;

Денежных средств в иностранной валюте;

Принадлежащего учредителю кредитной организации на пра­ве собственности здания (помещения), завершенного строи­тельством (в том числе включающего встроенные или при­строенные объекты), в котором может располагаться кредит­ная организация;

Иного имущества в неденежной форме, перечень которого устанавливается Банком России.

Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации.

Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответст­вии с федеральными законами или заключенными ранее договорами.

Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства, а в слу­чаях, установленных федеральными законами, - иное имущество.

Размер вкладов в виде имущества в неденежной форме в устав­ный капитал создаваемой путем учреждения кредитной организа­ции не может превышать 20% УК. В случае внесения в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации имущества в неденежной форме должны быть представлены документы, под­тверждающие право ее учредителей на его внесение в уставный ка­питал кредитной организации.

Эмиссионный доход (премия на акции) возникает как положитель­ная разница между стоимостью реализации акций (или долей, если банк создан в форме общества с ограниченной ответственностью) их первым владельцам и номинальной стоимостью акций (долей).

Резервный фонд формируется за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли банка. Средства резервного фонда предназначены для возмещения убытков и потерь, которые могут возникнуть при осуществлении банком различных операций. Предельный и мини­мальный размер резервного фонда определяется уставом банка. Минимальный размер не может быть меньше 15% величины опла­ченного уставного капитала.

Учредительными документами коммерческого банка может быть предусмотрена и возможность создания различных фондов экономи­ческого и социального развития. Эти фонды формируются за счет чистой прибыли банка и включаются в состав капитала первого по­рядка, если данные об их формировании подтверждены аудиторами.

Составным элементом капитала первого порядка является и его нераспределенная в текущем году прибыль, если данные о ней под­тверждены аудиторской организацией.

В состав капитала второго уровня входят:

Прибыль отчетного года, не подтвержденная аудиторской организацией;

Резерв на возможные потери по ссудам;

Фонды банка, данные о которых не подтверждены в ауди­торском заключении, и ряд других элементов.

Таким образом, в состав капитала первого порядка банки вклю­чают источники собственных средств, носящие устойчивый харак­тер, в состав капитала второго порядка - те источники собствен­ных средств, величина которых достаточно легко может изменяться во времени.

Основную долю ресурсов коммерческого банка составляют при­влеченные кредитные ресурсы. Их доля в общей сумме имеющихся в распоряжении банков кредитных ресурсов колеблется в зависимо­сти от величины банка, его специализации, других факторов и мо­жет даже превышать 80%.

Выделяют три основные группы привлеченных коммерческим банком средств: средства клиентов банка; кредиты, полученные от центрального банка; средства кредитных организаций.

1. Средства клиентов банка. Формируя свои ресурсы, банки при­влекают денежные средства своих клиентов - юридических и фи­зических лиц. Эти средства имеют наибольший удельный вес в пас­сивах коммерческих банков и являются основой для осуществления активных операций.

2. Кредиты, полученные от центрального банка. Дополнительные кредитные ресурсы коммерческие банки могут привлечь, предло­жив центральному банку к переучету учтенные ими коммерческие векселя. Если вексель соответствует предъявляемым требованиям, то центральный банк учтет его, но удержит часть вексельной суммы в соответствии с объявленной учетной ставкой. Увеличить свой кредитный потенциал российские коммерческие банки могут, так­же участвуя в проводимых с 1994 г. Центральным банком РФ кре­дитных аукционах.

Привлеченные на аукционе кредитные ресурсы банки могут использовать в любом направлении без соблюдения уровня пре­дельной маржи. К аукциону допускаются банки, проработавшие не менее одного года, выполняющие все нормативы, установлен­ные Центральным банком РФ, не имеющие на корреспондент­ском счете в ЦБ отрицательного сальдо и просроченной задол­женности по кредитам ЦБ. Аукцион может быть организован по американскому, голландскому способу или как аукцион с фикси­рованной процентной ставкой. Уровень процентной ставки на момент начала торгов - ставка рефинансирования ЦБ.

3. Средства кредитных организаций. Эти средства коммерческие банки привлекают на рынке межбанковских кредитов (рынке МБК). В качестве кредиторов на этом рынке выступают банки, имеющие в данный момент времени свободные ресурсы и стремящиеся при­быльно их разместить, в качестве заемщиков - банки, испыты­вающие потребность в кредитных ресурсах. Сроки сделок на рынке МБК могут быть различными, но наиболее распространены сделки сроком от одного до шести месяцев.

Ставка по кредитам МБК зависит от уровня спроса на свобод­ные ресурсы и от объема их предложения. Размер процентной став­ки по конкретному договору - результат непосредственной догово­ренности между банками.

Существует ряд показателей, характеризующих состояние рос­сийского МБК:

MIBOR (предложение на продажу) - средняя величина ста­вок, по которым крупнейшие российские банки готовы про­дать кредитные ресурсы;

MIBID (предложение на покупку) - средняя ставка, по которой те же банки готовы привлечь кредитные ресурсы;

MIACR1 - средняя фактическая ставка по договорам, за­ключенным на рынке МБК теми же банками.

„ , При всем единстве сущности бан-

Кпассификация и структура * У

и ков на практике функционирует

коммерческих банков * ,

г множество их видов. Классифика­

ция банков в зависимости от критерия специализации представ­лена в табл. 10.1.

Таблица 10.1. Классификация банков
Критерий Виды банков
классификации
По форме собственности Государственные

Смешанные

По отраслевому признаку Многоотраслевой Обслуживающий одну отрасль
По территориальному признаку Региональные

Межрегиональные

Национальные

Международные

По числу филиалов Безфилиальные

Многофилиальные

По масштабам деятельности Крупные

Консорциумы

По видам операций Универсальные

Специализированные

Инвестиционные

Ипотечные

сберегательные

В основу системы управления коммерческими банками могут быть положены два подхода:

Субординация - система передачи распоряжений;

Координация - система разделения полномочий между ин­станциями.

Теоретически структура управления банком может иметь не­сколько вариантов.

1. Однолинейная структура управления основана на принципе единоначалия. Смысл заключается в том, что каждая нижестоящая инстанция может получать распоряжение только от одной выше­стоящей инстанции. Достоинство: четкое разграничение компетен­ции и ответственности. Недостаток: малая гибкость в управлении. Данная форма характерна для малых банков.

2. Многолинейная (штатная) структура управления основывается на принципе прямого пути. Ее сущность заключается в том, что на верхних уровнях происходит разделение управленческих функций между несколькими инстанциями, выступающими в качестве спе­циализированных штабов. Нижестоящее подразделение получает распоряжение не от одной, а от многих вышестоящих инстанций. Достоинства: высокая гибкость, сокращение времени движения ин­формации по инстанциям. Недостаток: возможно пересечение сфер компетенции, которая может обернуться для банка конфликтами.

3. Линейно-штабная структура управления представляет собой попытку соединить достоинства обеих рассматриваемых структур и одновременно преодолеть их недостатки. Она предполагает созда­ние инстанций двух видов: линейных инстанций, обладающих пра­вом отдачи распоряжений, и специализированных штабов, которые могут принимать лишь распоряжения от вышестоящих линейных инстанций, но сами правом их отдачи не обладают. Здесь штабы выступают как консультативный орган, оказывающий помощь ли­нейным инстанциям в подготовке принятия решений. Примерами штабов могут быть: отдел кадров, юридический отдел, отдел марке­тинга и др. Данная форма структуры в настоящее время встречается наиболее часто. Достоинства: четкое разграничение полномочий и использование специализации управленческого труда. Недостаток: процесс подготовки решения и его принятие разделены.

В связи с тем, что линейно-штабная структура имеет недостат­ки, на практике используется модифицированная линейно-штабная структура, при которой наряду со штабными отделами без права отдачи распоряжений создаются штабы, обладающие ограниченным правом отдачи распоряжений.

4. В матричной структуре управления комбинируются два критерия построения организационной структуры - экономические функции управления и выполнение услуг, т.е. наряду с функциональными отде­лами в банке существует институт менеджеров групп услуг. Менедже­ры групп услуг обладают полномочиями принятия решений в рамках «своей» группы. Достоинства: интенсивное взаимодействие между ме­неджерами групп услуг и функциональными отделами в обмене ин­формацией. Недостаток: возможность возникновения конфликтов в случае недостаточно четкого разграничения полномочий различных функциональных отделов и менеджеров групп услуг.

Типовая организационная структура коммерческого банка Рос­сии - это выделение отделов по видам операций:

1) кредитные;

2) расчетные;

3) кассовые;

4) вексельные;

5) фондовые (с ценными бумагами);

6) межбанковские;

7) с иностранной валютой;

8) комиссионные (посреднические) и др.

^ Высшим органом управления банком (в

органы ц -I

г любой его организационно-правовой фор-

управления ме) является общее собрание акционеров

коммерческим банком или участников.

Оно созывается ежегодно для решения следующих вопросов:

Изменение устава банка, его уставного капитала;

Утверждение итогов годовой деятельности, распределение доходов;

Избрание совета банка и др.

Количественный и персональный состав счетной комиссии предлагает совет директоров банка, а утверждает общее собрание.

Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью банка, выполняет поручения совета банка и собрания акционеров, несет ответственность за результаты работы банка.

Совет директоров определяет приоритетные направления в деятельности банка, его кредитную, инвестиционную, валютную политику. Проводимая банком политика должна обеспечить дос­тижение заданных параметров его деятельности даже при сущест­венных изменениях экономической ситуации в стране и на денеж­ном рынке. Совет директоров рекомендует размеры дивидендов, использование резервного фонда, создание филиалов и представи­тельств, утверждает заключение крупных сделок, выдачу крупных кредитов и т.п.

Если акционеров более 1 тыс., в совет директоров должно войти не менее семи членов, если более 10 тыс. - не менее девяти чле­нов. Работу совета директоров возглавляет председатель совета.

Принципы деятельности коммерческих банков и их функции

Тема 2. Организация и принципы деятельности коммерческих банков

1. Принципы деятельности коммерческих банков и их функции

2. Организационно – правовые формы коммерческих банков

3. Порядок создания и государственная регистрация КО

4. Виды банковских лицензий и основания для их пользования

5. Формы реорганизации банков и способы их ликвидации

6. Управление коммерческим банком (внутренняя организационная структура)

Основными принципами деятельности коммерческих банков являются следующие:

1. Прибыльность их деятельности, прибыльность хозяйствования

2. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов

3. Экономическая самостоятельность банка, которая сочетается с экономической ответственностью банка за свою деятельность.

4. Свободное распоряжение доходами (прибылью) – в обязательном порядке должны создавать резервный фонд

5. Взаимоотношение банка со своими клиентами строится на договорных условиях как обычные рыночные условия

6. Государство может осуществлять регулирование деятельности коммерческих банков только лишь косвенными экономическими методами, а не прямыми административными. Банк России разрабатывает правила ведения бизнеса, устанавливает нормативы, которые регулируют всю их деятельность (нормативы достаточности капитала, нормативы ликвидности, нормативы кредитного риска, нормативы финансового риска)

Основная и старейшая функция – аккумуляция свободных денежных средств.

· Коммерческие банки действуют, чтобы привлечь средства как юридических, так и физических лиц.

· Мобилизуя денежные средства, коммерческие банки реализуют свои функции в посредничестве в кредитовании и в посредничестве платежей в хозяйстве.

· Хранение денежных средств на счетах в банке позволяют проводить безналичные расчеты в хозяйствовании.

· Организацией межбанковских расчетов занимается ЦБ.

· Выпуск кредитных денег (функция создания платежных средств) – увеличение денежной массы в соответствии с увеличением хозяйственного оборота

· Посредничество в инвестировании – банки имеют возможность по поручению своих клиентов размещать на рынке ценных бумаг их акции и облигации (андеррайтер)

· Развивается консультационная функция

· Креативная функция – создание банками новых банковских продуктов, совмещенных с другими финансовыми услугами

Финансовый супермаркет

При создании новых совмещенных продуктов выделяют Интеграционную функцию.

В структуре рыночного хозяйства кредитные организации, банки, выступают как хозяйственные общества, в соответствии с ГК хозяйственным обществом признается общественная организация,


Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также приобретенное в процессе своей деятельности принадлежит ему на праве собственности. Как ХО банки могут создаваться на основе любой формы собственности и в любой организационно-правовой форме. В настоящее время на практике в России коммерческие банки существуют на основе акционерной и паевой формы собственности. На 1.01.2009 коммерческие банки составляли 65,5% то на 1.01.2011- 66,3%, причем в форме ЗАО – 26,9% и 39,4% - ОАО.

Деятельность банков, которые созданы в форме акционерных обществ регулируется ГК РФ, а также ФЗ об акционерных обществах и ФЗ о банках и банковской деятельности.

Акционерный банк в форме ОАО вправе проводить открытую подписку выпускаемых акций и проводить их открытую продажу. Банк может выпускать кА обыкновенные акции, так и привелигерованные. Все обыкновенные акции должны иметь одинаковую номинальную стоимость и предоставлять равные права их владельцам. Привелегерованные не дают право голоса, но позволяют получать фиксированный доход. Общий объём выпускаемых привелигированных акций не должен превышать 25% от общего числа. Эмиссия акций подлежит обязательной гос. регистрацией и её проводит ЦБ РФ.

Банк, существ в форме ЗАО не вправе подписывать открытую подписку на свои акции или предлагать их неограниченному кругу лиц. Количество участников не должно превышать 50. Если это количество будет превышено – ЦБ ставит условие преобразовать в ОАО или соответствовать требованиям закона.

Увеличение УК коммерч банков происходит либо путем выпуска дополнительного количества акций или увеличением суммы долей, а также за счет приём в состав участников новых членов. Вопрос об этом решается на общем собрании акционеров.

Банки, которые создаются в форме ООО должны в своей деятельности руководствоваться ГК РФ, ФЗ «О банках и банковской деят» и ФЗ «об ООО»

УК банков в форме ООО создаётся за счет паевых взносов его участников, размер этих взносов определяется в уставе банка в учредительном договоре, участники банка имеют право продать полностью или частично свою долю другому участнику банка или 3 лицу, если это предусмотрено уставом. Выходящий из общества участник должен подать заявление и на общем собрании участников банка решается вопрос кому будет уступлена доля вышедшего. Если уставными док-ми не предусмотрена продажа долей 3-м лицам, и никто из участников банка не решил приобрести эту долю, то банк обязан выплатить участнику действительную стоимость этой доли и подать в ЦБ заявление об уменьшении его УК.

Участник банка, выходящий из ООО может получить действительную стоимость своей доли только по истечении 6 месяцев с момента окончания финансового года, в котором было подано заявление на выход