Выделите характерные черты человека индустриальной цивилизации. Тема урока: "Индустриальная цивилизация" Глобальной цивилизации грозит катастрофа

1 слайд

2 слайд

План урока. 1.Изменения в материальном мире. 2.Взрыв социальной мобильности. 3.Перемены в сознании людей. 4.Новое в мире идей.

3 слайд

Задание на урок Выделите характерные черты человека индустриальной цивилизации. Что привело к их формированию?

4 слайд

1.Изменения в материальном мире. С 1789 по 1914 гг жизнь людей изменилась кар-динальным образом.В к.18 в.промышленный переворот имел немало противников.Многие ученые опасались,что он приведет к разрыву гармонии человека и природы-природные ресурсы иссякнут,резко сократятся популяции птиц и животных, исче-знут многие виды расте ний.Но в 19 в. Были от-крыты новые источни-ки энергии и экономич-ные формы ее исполь-зования. Промышленная революция в Японии. Гравюра н.20 в.

5 слайд

1.Изменения в материальном мире. На смену углю пришли нефть и электричество. Появились двигатели внутреннего сгорания и были изобретены авто-мобили. Новые открытия привели к появлениютелеграфа, телефона, радио,кино, воздухоплавания и т.д. Механизация производст-ва резко повысила про-изводительность труда и преимущества, кото-рые принес техничес-кий прогресс стали оче-видны. Использование газа. Плакат 1892 года.

6 слайд

2.Взрыв социальной мобильности. Важной чертой индустриальной цивилизации стала социальная мобильность.Население США и ряда стран Лат.Америки во многом состояло из европе-йских эмигрантов и бывших рабов-негров. Харак-тер мобильности резко изменился- из вынужден-ной(пуритане), она стала добровольной.Основная масса переселенцев по-прежнему отправлялась в США. Фургон переселенцев.

7 слайд

2.Взрыв социальной мобильности. Многие эмигранты отправлялись в Канаду,Индию, Австралию и др.колонии.выросла и внутренняя мобильность.население лишенное сословных огра-ничений быстро меняло род занятий и свой статус И хотя «низам» занять в обществе высокое положе ние было сложно, те кто пробивался на верх быс-тро становился видной фигурой в политической и экономической жизни. «Оглянись назад». Карикатура на попытки запрета эмиграции в США.

8 слайд

3.Перемены в сознании людей. Изменения в жизни общества затронули и сознание людей.Они начали понимать свою ответствен-ность за судьбу всего общества.развитие транспор-та и связи «сократило» расстояния.С развитием кругозора, сознание становилось гибким в отноше-нии «чужих», люди становились более терпимыми к разным взглядам.Они начали активно участво-вать в политической жизни. Телефонные барышни. Литография 1904 г.

9 слайд

3.Перемены в сознании людей. Государство постепенно начало передавать свои пол-номочия обществу,которое становилось гражданс-ким.В каждой стране этот процесс развивался по-разному.В странах с давними парламентскими традициями это процесс проходил быстрее-они в итоге стали демократическими,А в других-между авторитарной властью и обществом начались кон-фликты.Здесь возникли условия для распростра-нения радикальных идей. Стань Американцем! Дети эмигрантов присягают на верность США.

11 слайд

4.Новое в мире идей. Не меньшей критике под вергся психоаналитик З.Фрейд-утверждав ший,что за любыми по ступками людей стоят «низменные инстинк-ты»,а в сознании лю-дей идет борьба, между разумными и живот-ными началами. Новые открытия в ряде случаев привели к по-явлению эгоизма,ниги-лизма и неверию в си-лу разума и прогресс. О.Шпенглер даже пре-дрек смерть европейс-кой цивилизации. Но его пророчества не сбы лись. Зигмунд Фрейд в 1921 г.

«Индустриальное общество» - Урбанизация. Что стало причиной появления новых городов? Какие изменения произошли со старыми городами? Индустриализация. Урбанизация (от лат. urbanus - городской) - процесс повышения роли городов в развитии общества. Социальный вопрос. Упадок ремесел вызвал приток рабочей силы Низкая заработная плата Безработица Демографический рост.

«Цивилизация и общество» - Государство. Цивилизации обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт. Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм - для народов Запада. Культура. «Брошенный камень». Культовые постройки. Повторим. Цивилизации синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов.

«Культура и цивилизация» - Понятия следуют из конструктивных моделей, а не конструктивные модели следуют из понятий. Горизонты конструктивной цивилизации. Онтология и транзитология следующего этапа цивилизации. Опыт успехов и неудач рациональных цивилизаций. Теоретическое различие культуры и цивилизации. Необходимы представления о новых горизонтах цивилизации (новая транзитология).

«Цивилизация Японии» - Тема: Цивилизация Японии. Своё и чужое в цивилизации Японии Восток и Запад в истории Японии. Основные события истории Японии в средние века.

«Черты характера» - Размышлялки. Итог занятия. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Тест - рассуждение. Анкета. Твои черты характера. Разминка. Спасибо Добрый день Спасибо Здравствуйте Прости, пожалуйста До свидания. Что такое –хорошо? Размышлялка. Что такое плохо? 1. Завистливость 2. Хвастовство 3. Доброта и заботливость 4. Практичность 5. Жадность.

  • Образовательная –расширить и углубить знания учащихся об индустриальном характере экономики, проблемах и противоречиях модернизации, определить ее место в мировом развитии, оценить различные варианты и перспективы развития, уловить связь времен.
  • Развивающая – развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и творческие способности, персонифицированное мышление.
  • Воспитательная – воспитывать - чувство коллективизма и ответственности; в дискуссии - культуру полемики, терпимое отношение к иной точке зрения.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Проблема (решать в течение урока)

Влияет ли индустриализация на характер и организацию трудового процесса, на роль в нем человека, на цивилизацию в целом.

План урока.

1. Рождение индустриальной цивилизации:

1.1. важнейшие особенности индустриальной цивилизации, ее отличия от традиционной (аграрной);
1.2. преимущества и недостатки индустриальной цивилизации глазами философов и экономистов XIX в.

2. Наука и технический прогресс:

2.1. роль естественных наук в промышленном обществе;
2.2. машины в жизни человека XIX в.

3. Индустриализация и монополистический капитализм:

3.3. основные формы организации производства в XIX и XX вв.;
3.4. последствия возникновения монополий для экономической жизни капиталистических стран.

Главная задача: показать принципиально разницу между аграрной (доиндустриальной, традиционной) цивилизацией и цивилизацией индустриальной.

Начало урока – интеллектуальная разминка. После нескольких предложений учащиеся сами определяют, о чем пойдет речь на уроке. (Рабочий материал урока, на столах.)

  1. Завершение промышленного переворота. От капитализма свободной конкуренции к империализму.
  2. Технический прогресс, его влияние на жизнь общества.
  3. Новые слои населения, новые проблемы, новые ценности.
  4. Изменения в общественно-политических взглядах.
  5. Влияние процесса модернизации ена развитие государственности.

Итак, все это мы называем – индустриализация.

А теперь определим значение этого процесса. Предлагаю вам ответить на вопросы: да или нет. Давайте подискутируем.

  1. Вправе ли государство наказывать тех граждан, которые всем своим поведением демонстративно ни в грош не ставят наши моральные ценности?
  2. Вам предложили пособие по безработице $1000 в месяц. Найдется ли такая работа, на которую Вы пойдете за плату в три раза меньшую?
  3. Прилично ли быть единственным отличником в классе?
  4. Откажетесь ли Вы от помощи хорошего знакомого Вашей семьи, проректора института, при поступлении в этот институт?

Задание.

Представьте себе, что подобный опрос провели в середине XIX века; в одной стране получено 100% ответов “Да”; в другой - 80% ответов “Нет”. Какая из этих стран имела лучшие перспективы превратить свое общество в индустриальное (“построить капитализм”)? (та в которой нет, почему).

Но прежде чем говорить об индустриальной цивилизации мы должны вспомнить, в чем состоят особенности доиндустриальной цивилизации. Вам предложено два определения, принадлежащих известным западным ученым.(раздаточный материал).

В доиндустриальных цивилизациях жизнь "представляет собой главным образом взаимодействие с природой. Рабочая сила занята преимущественно в добывающей промышленности: се6льском и лесном хозяйстве, горном деле и рыболовстве. Человек использует грубую мускульную силу, действует унаследованными от предыдущих поколений методами…" (Д.Белл.)

Цивилизации "первой волны" (то есть аграрные) " получали энергию от "живых аккумуляторов" – мускульной силы человека и животных – или от солнца, ветра и воды… товары обычно производились кустарным способом, изделия изготовлялись поштучно и на заказ…" (А.Тоффлер.)

На основании этих определений, а также материала изложенного в учебнике с.364-365 давайте разберем по группам характерные черты аграрной и индустриальной цивилизации (На доске расположены листочки с записанными характерными чертами, которые необходимо разобрать по группам (текст с ошибками).

Аграрная цивилизация Индустриальная цивилизация
В процессе труда человек имеет дело в основном с природой, подчиняется природному циклу В процессе труда человек имеет дело в основном с машинами, подчиняется ритму их работы
Орудия труда и сам трудовой процесс остаются практически неизменными Орудия труда и сам трудовой процесс непрерывно обновляются
Используется энергия от "естественных" аккумуляторов Используется энергия от искусственных источников (пар, электричество)
Производство имеет штучный характер Производство имеет массовый характер
Наука и производство практически не связаны Технический прогресс определяется научными достижениями.

К чему же ведет индустриальная цивилизация? Ответ к изобретениям.

Какие же изобретения были сделаны в XIX в? Ответы учащихся о перевороте в средствах транспорта, путей сообщения, новых источниках энергии, средствах связи.

Мало было изобрести, необходимо было, и применить эти изобретения. Так например, ветряная мельница известна с древнейших времен, но использовалась в качестве игрушки. Только около 800г. она превратилась в механизм для помола зерна, а 300 лет спустя, после 1100г., стала применяться и в корабельном деле (до этого паруса действовали лишь в тех случаях, когда дул попутный ветер, теперь можно использовать энергию бокового и встречного ветра). В индустриальную эпоху изобретения стали внедрять во все отрасли промышленности и ремесла, где это было возможно, и в кратчайшие сроки. Так, Д.Уатт использовал свою паровую машину для металлургии (подача воздуха в домну), а компаньон Боултон сообразил, что паровая машина годится для любой отрасли, особенно для текстильной промышленности. Через 35 лет американец Фултон пустил по реке Гудзон первый пароход, через 20 лет появился первый паровоз. К середине XVII века паровой двигатель изменил все производство – от изготовления стекла до книгопечатания. Изменения затронули как промышленность, так и сельское хозяйство.

Но возможно ли использование машин и механизмов неограниченно? Давайте рассмотрим проблему, предложенную Т.Мальтусом, учебник с.365. (относительная ограниченность природных ресурсов и необходимость поисков новых источников энергии)+(Раздаточный материал.)

Задание: Мальтус считал, что "воспроизводительная способность населения бесконечно белее велика, нежели способность земли обеспечивать человека средствами существования". Современные ученые на основе исторического опыта двух столетий опровергает эту точку зрения. По их мнению, природные ресурсы неисчерпаемы – надо только уметь ими пользоваться, то есть владеть технологией: "с помощью технологии плевела могут превратиться в зерна, а зерна - в плевела прямо на наших глазах".

Вопрос: Какие факты подтверждают это?

Что же является главным в развитии?

Ответ уч-ся: Главное в цивилизации - человек.

Создатели индустриальной цивилизации - внутренне свободные, уверенные в себе оптимисты, люди активные, деятельные, для которых приращение богатства - не самоцель скряги-накопителя, не возможность жирно есть и сладко пить, а новые и новые возможности для творческого труда во всем, в чем Создатель дал им таланты (от науки или торговли до земледелия или хлебопечения).

Общество, которое предоставляло таким людям свободу делать то, что каждый из них считал нужным (и без чего сама жизнь им была не в радость), за исторически короткий срок преображалось неузнаваемо - оно входило (часто исподволь) в новый мир индустриальной цивилизации со всеми ее огромными возможностями и мучительными противоречиями.

Благодаря усилиям немногих (каждого в какой-либо конкретной области) изменился строй жизни всех остальных. Преимущество в новом обществе получили те, кого раньше всеобщая молва осуждала, - индивидуалисты, непокорные родовым кланам, жаждущие новизны и свободы.

Жить в этом невиданном мире индивидуализма пришлось всем - и тем, кто хотел этого, и тем, кто от всей души осуждал новые веяния. В этом мире уже не было привычного деления на старших и младших; отныне все были “взрослыми”, “совершеннолетними”.

Почему в одних странах промышленная революция шла быстрее, а в других медленнее? От чего это зависело?

Мы уже почти ответили на этот вопрос.

Люди, способные своей деятельностью создать промышленную цивилизацию, в большем или меньшем числе есть в каждой стране, живут всюду (часто даже не подозревая о своем потенциале). Таким образом, темпы вхождения той или иной страны в индустриальную цивилизацию зависят от того, в какой степени государство и, самое главное, общество предоставляют личности свободу.
Здесь речь идет не только (и не столько) о государственной политике, сколько о готовности к существенным переменам в обществе, о том, насколько глубоко в общественное сознание въелись патриархально-клановые, “роевые” традиции.

Возрастные особенности наших учеников таковы, что перемены, индивидуализация жизни a priori окрашены для них весьма положительно. Думаю, будет полезно обратить их особое внимание на то, что новый строй жизни рождался болезненно, мучительно. Это поможет старшеклассникам ощутить трагическую “правду” “отсталых” консерваторов.
Это важно еще и потому, что в современной России вопрос о вхождении в индустриальную цивилизацию по-прежнему более чем актуален.

Анализ текстов №1 и 2 (темы для семинарских занятий), с.422, вопрос с.427.

Рассмотрим проблему, предложенную в начале урока.

А как же процесс индустриализации влиял на облик городов, образ жизни людей

Закрепление:

Заполнение схемы – (каждому ученику)

Вывод: индустриализация требовала концентрации капитала и производства.

О чем мы будем рассматривать на следующих уроках.

Домашнее задание: § 1 глIX

Словарь урока

Индустриальная цивилизация.

  • урбанизация – небывалый рост городов
  • индустриализация – постоянно нарастающее использование машин в производстве
  • демократизация политических структур – предпосылки для становления правового государства
  • стремительный рост знаний о природе и обществе.
  • секуляризация – освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви.

Все эти процессы, неразрывно связаны друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей

Чем вызван этот переход?

Обострение отношений между классами и группами населения

Общенациональный кризис

Буржуазные революции ускорили формирование наций, способствовали становлению новой морали, нового стиля жизни т.е. формировали человека нового времени

особое отношение

  • к труду
  • религии
  • обществу
  • семье и любви
  • к самому себе

Герои нового времени - буржуа – претензия на роль новой элиты в обществе.

Б. Франклин.

  • человек должен быть всем обязан самому себе, создать себя как личность.
  • деньги – критерий успеха, путь к независимости , к свободе личности от жестоких законов общества.
  • стань обеспеченным человеком – “и независимость будем твоим щитом и твоей защитой, твоим шлемом и короной”.
  • богатство накладывает на человека обязательства: нельзя, чтобы оно лежало праздно.
  • главные добродетели буржуа : воздержанность в еде и питье, немногословность, порядок, неукоснительное выполнение задуманного, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, опрятность, спокойствие, целомудрие, скромность.
  • методы достижения богатства должны быть нравственными.

Нравится ли вам образ буржуа – джентльмена, созданный Б. Франклином? Обоснуйте свой ответ.

Когда появились рыночные отношения с началом формирования правового государства, начала развиваться индустриальная цивилизация, которая несла с собой прогресс, фундаментальные права человека, толерантность и прочие универсальные ценности.

Этапы

Встречи носителей разных культур ранее были спорадическими, теперь же цивилизации наладили постоянные контакты, а истории самых разных регионов постепенно превращались в историю всемирную. Индустриальную цивилизацию предварила модернизация, начавшаяся в западных европейских странах, она же перенесла этот процесс на остальные континенты. Экстраполировались технологии, приобретали основы ценностные ориентации.

Историческая наука знает два этапа, обеспечивших становление современности - и мира, и человека. Это ранний период индустриальной цивилизации, когда вытеснялись старые отношения и заменялись новыми, - от шестнадцатого века по восемнадцатый, и второй - когда установившиеся новые отношения и порядки приобрели своё развитие - от девятнадцатого по двадцатый век.

Демография

А подтачивал европейский традиционализм и подталкивал Европу к модернизации демографический фактор. Рост населения наблюдался повсеместно, пусть не постоянный, поскольку время от времени свирепствовали эпидемии, а сельское хозяйство не каждый год могло обеспечить едой всех и каждого, потому что сильно зависело от капризов природы. И горожане покидали этот мир гораздо чаще, чем сельские жители. Особенно велика была детская смертность: она в разы превышала взрослую. В этих условиях и зарождалась индустриальная цивилизация.

Промежуток от 1500-го до 1800 года был отмечен многими резко вздымающимися пиками смертности. Чаще всего это были годы, приходящие вслед за неурожаями. Болезни и эпидемии не забирали столько людей, сколько умирало от голода. Цены на продовольствие росли. Америка поставляла в Европу тонны благородных металлов, что спровоцировало инфляцию, а производство продовольствия за ростом демографии не успевало. Именно эти века отмечены огромной нехваткой зерна. Однако первые характерные черты индустриальной цивилизации были заметны уже в семнадцатом веке.

Две модели

На периферии средневековой Европы находилась католическая цивилизация, все основные территории занимали гораздо более древние исламская и византийская, которые всё более теснили её со всех сторон. Эти условия долго препятствовали развитию индустриальной цивилизации. На Земле существует единый закон, по которому рождается социальная энергия, и в данном случае у католиков возможности нормально экстенсивно расширяться были невелики. Излишки населения периодически отправлялись в крестовые походы, но время неумолимо, а потому и социальная энергия всё равно понемногу копилась.

И постепенно нарисовались два выхода из положения, в котором оказалась Европа к семнадцатому веку. Юг её устремился в Африку, Индию, Америку, а Западная и расширять территории не решилась - она начала внутреннюю перестройку, при которой католицизм изменил многие соционормативные принципы. Города постепенно приобретали новые способы производства. Сложный комплекс факторов вместе с совершенствованием товарно-денежных отношений создавал предпосылки к становлению индустриальной цивилизации. Характеристикой этого процесса является прежде всего перестройка общественных отношений, которые спровоцировали промышленный переворот в конце восемнадцатого века.

Новая цивилизация

В Северной Америке и Западной Европе человечеству наконец удалось выррваться из зависимости от природных сельскохозяйственных циклов. Создавались новые способы производства, готовые прижиться на абсолютно чужой культурной почве, они были мобильны и ориентированы на расширение производственных объёмов. Именно благодаря таким факторам индустриальная цивилизация существует. Появление её довольно скоро принесло колоссальные последствия для всего человечества, поскольку развитие было бурным.

Индустриально развитая цивилизация заставила противопоставить человечество и природу, в том числе и космос. Это был огромный стимул для рационального изучения, развития наук, небывалого расцвета изобретений и открытий. Жизнь человечества менялась быстро и качественно. В античности было так же, только производственная основа была иной и масштабы уже, но гражданское общество создавалось на тех же постулатах. Сейчас оно семимильными шагами шло к индустриально развитой цивилизации. На земле существует гражданское общество уже во второй раз, но теперь на качественно новом уровне.

Основные отличия

Общинные и сословные объединения уже не контролировали личную инициативу, поскольку тип мышления изменился, рационализм возобладал во всех проявлениях деятельности. Одновременно происходила и поляризация посредством разделения труда. Первые были организаторами общественных производств, они задавали тон всей жизни общества, а вторые довольствовались тем, что могла им предложить верхушка общественной формации. Экономические условия в огромной степени отличались друг от друга, и потому новые формы приобретала классовая борьба, которая тоже является одним из признаков индустриально развитой цивилизации.

Новые способы производства постепенно подчиняли себе традиционные общества, используя их в собственных интересах. "Щупальцами" этого молодого, но уже гигантского спрута были купцы, мореплаватели, авантюристы, колонизаторы, миссионеры. Очень быстро они опутали все континенты. Быстро изменялись в своём развитии даже такие страны, как Россия, Япония, Китай, Индия, Средний и Ближний Восток, Африка, обе Америки. Местная цивилизация обычно срасталась с буржуазными носителями новых способов производства, которые выступали алчными и ненасытными колонизаторами. В ход шло всё - от природных ресурсов до работорговли.

В России

Российская цивилизация, как всегда, не была похожа на своих европейских кумиров. У нас была традиционно сильная централизованная власть, труднодобываемые ресурсы, и потому основная часть территории страны интереса у носителей новых способов производства не вызывала. Охарактеризовать индустриальную цивилизацию в России можно практически двумя словами: самодержавная монархия, под бдительным оком которой новое приспосабливалось к суровым российским условиям. Нужно сказать, что при таком положении дел традиционные общественные отношения только укреплялись.

Многие учёные считают, что Россия аккумулировала в себе синтез азиатской и европейской культур. Однако нельзя забывать, что складывалась империя всё-таки в зоне византийской и европейской цивилизаций. После монгольских завоеваний государственность стала сильной, а потому западноевропейские ценности на своих границах почти полностью останавливала. Именно поэтому объединение русских земель пошло не от Новгорода, не от Белой Руси или Киева, где были территории истинно русской культуры. Инициатором выступило Московское княжество, которое находилось на периферии этой локальной цивилизации. Именно оно сумело заимствовать некоторые методы монголо-татарской политической организации.

Промышленный переворот

Весь мир подчинился новым способам общественного производства, и в новую фазу этот процесс вступил после завершения промышленного переворота. Развитые страны начали экспансию на территории традиционных цивилизаций, в результате чего местные цивилизации разлагались изнутри, впуская в свою общественную плоть европейский способ производства и соответствующие ему общественные классы. В России только в начале 20 века индустриальная цивилизация смогла наконец победить давшую слабину государственную власть. Качественно повысился уровень общественной энерговооружённости, поэтому планка возможностей каждой личности поднялась достаточно близко к осуществлению потребностей.

Поскольку традиционные общества уже возжелали использовать по полной достижения индустриальной цивилизации, ориентация на политическое и общественное устройство западных стран, на чужую систему ценностей быстро возрастала. Структура традиционного российского общества была очень сложна, и чтобы приспособиться к индустриальному производству с его высокими и быстро изменяющимися потребностями, она изменилась, стала проще, уподобившись гражданскому обществу с ориентацией на частную индивидуальную собственность и права личности. Этот путь должен был привести различные общества к единому мировому сообществу.

Противостояние цивилизаций

В Европе индустриально развитая цивилизация существует несколько дольше, чем на других континентах, и несколько раньше ею были пройдены все препоны, которые ставит жизнь на пути технического прогресса. Чужая культура и чужой опыт всегда трудно внедряются, поскольку вызывают практически всегда реакцию отторжения со стороны местной цивилизации. Процесс внедрения всё равно продолжается, ибо прогресс неостановим, но одновременно повышается внимание к культуре традиционной.

Интерес этот бывает настолько силён, что становится сродни болезни, и чем местная культура больше пострадала от влияния индустриальной цивилизации, тем ярче регенерируются самобытные черты данного общества. Попытки разрушить сложившийся уклад работают на сплочение общественных сил на фоне традиционной идеологии, например религии. Бывают также случаи, когда индустриальные технологии вполне уживаются с самобытностью и социально-политической независимостью.

Двойственность

Традиционные цивилизации взаимодействуют с индустриальными способами производства многообразно, что позволяет это многообразие человечества сохранить и в настоящее время. Сложность цивилизации и состоит в том, что "большая" цивилизация постоянно взаимодействует с цивилизациями локальными. Среди современных учёных уже приобрела теоретическую платформу, где различают два типа теорий цивилизации.

Первая теория стадиального развития, а вторая - локальных цивилизаций. Стадиальные теории изучают цивилизацию как один процесс прогресса в человеческом развитии, где существуют определённые этапы (или стадии). Теории локальных цивилизаций направлены на изучение исторически сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих собственное социально-экономическое и культурное развитие.

Основные черты индустриальной цивилизации

Что она собой представляет? Индустриальная цивилизация с научной точки зрения характеризуется мощным развитием промышленности, всемерным использованием достижений во всех областях науки, а также увеличивающейся долей населения, которое занимается квалифицированным трудом. Именно этими чертами и отличается она от аграрного общества. Примеры искать долго не придётся: стоит сравнить страны Европы и страны Африки.

О фантазёрах

В этой статье не будут обсуждаться альтернативные точки зрения на развитие индустриальной цивилизации, хотя на досуге, наверное, забавно почитать снабжённые красивыми иллюстрациями рассуждения о том, что индустриально развитая цивилизация существует на Земле уже несколько десятков тысяч лет, поэтому все наши горы, долины, моря, пустыни абсолютно рукотворны, потому что планета представляет собой один, когда-то бывший богатым, использованный рудник.

Время от времени нам якобы устраивали "чистку" в виде ядерной войны (снова масса подтверждающих эту гипотезу иллюстраций), и последняя случилась примерно в девятнадцатом веке, когда человечество почти вымерло. Забавно, но не научно, а потому продолжим обсуждение настоящей индустриальной цивилизации. И теперь о том, что ей предрекают учёные после проведения исследований, профинансированных НАСА. Это тоже крайне интересно, но уже всерьёз.

Глобальной цивилизации грозит катастрофа

Причиной крушения современной индустриальной цивилизации учёные называют неправильное использование ресурсов природы и несправедливое распределение богатств. На раздумье человечеству оставлено несколько десятилетий, хотя беда может произойти и раньше. людей напугать уже практически невозможно, отношение к ним общества остаётся как к преувеличенным и спорным. Однако исследователями приведены многие исторические данные, которые свидетельствуют о том, что все цивилизации имеют цикличность подъёмов и упадков.

Исследователи опираются на созданную буквально недели назад на стыке наук новую модель математика Мотешарри (Национальный центр социоэкологического синтеза). Результаты опубликованы в Ecological Economics, и ведущие учёные мира всерьёз обсуждают поставленные в исследовании проблемы. Вкратце говоря, речь там о том, что анализ динамики гибели цивилизаций выявил главные факторы риска: население (численность), вода, климат, энергия, сельское хозяйство. Именно эти факторы и могут привести к катастрофе, поскольку условия создаются именно такие: скорость, с которой мы тратим ресурсы, превышает скорость их воспроизведения, происходит отчётливое деление общества на богатых (элиту) и бедных (общую массу). Именно эти социальные причины и были причиной гибели всех прошлых цивилизаций.