Замена отопительных приборов в квартирах: как не нарушить права соседей? Отказываемся от отопления в квартире.

Почему сейчас невозможно обойтись без диплома, где его можно купить и чем Вам поможет наша компания?

Купить диплом Гознак

Многим известно, что система образования, сформировавшаяся в нашем государстве, не только не идеальная, но и устаревшая. Для получения образования требуется немало времени и денежных средств. Получить его еще сложнее, если бывший выпускник школы сразу не поступил в вуз после ее окончания. В результате все чаще бывшие учащиеся сталкиваются с необходимостью покупки диплома, что позволяет, при оплате в один раз решить все проблемы без временных затрат.

Документы, которые мы предлагаем нашим клиентам, абсолютно законны. Распечатка их производится с использованием официальных бланков фабрики Гознак. Данные диплома попадают в государственный реестр. Качество готового результата, обеспечиваемого нашими специалистами, позволяет убеждаться в том, что Ваш выбор полностью безопасен и верен. Менеджеры компании подберут документ требуемого образца, учебного заведения и года его окончания.

Недорого купить диплом на оригинальных бланках

Купить диплом вуза России – вовсе не значит обмануть всю систему образования и трудоустройства. Согласитесь, часто бывает так, что человек получает образование по смежной специальности, а потом понимает, что сделал после школы неправильный выбор. Или много лет работает на одном предприятии, пока в один прекрасный день работодатель не ставит условие: "работники должны быть только с профильным образованием". И вы можете быть во сто крат опытнее, надежнее, трудолюбивее и ответственнее любого молодого специалиста, однако преимущество отдадут ему – ведь у него диплом! Что делать? Начинать готовиться к ЕГЭ? А если нет ни денег на обучение, ни возможности потратить еще пять лет для получения заветной "корочки"? Именно по этой причине пользователи все чаще вбивают в поисковые системы запрос "диплом Москва куплю" и стараются найти надежного продавца документов об образовании. И здесь главное – не дать себя обмануть и купить исключительно настоящий диплом!

Калькулятор стоимости документа

Выберите тип документа Высшее образование Среднее проф. образование Аттестаты Свидетельства ЗАГС Справки Другие документы

Наименование документа

Год выдачи

Срок изготовления

1-2 дня 3-5 дней до 10 дней

Доставка

Россия Страны СНГ Др. зарубежье

Заказать документ

Что мы предлагаем

Вы хотите достичь карьерного роста, наметили достойные варианты заработка, стремитесь к финансовой независимости. От успеха задуманного зависит благосостояние, личное признание, уверенность в будущем. Не хватает лишь диплома о высшем или среднем образовании.

Получить диплом о среднем или высшем образовании легко, если:

поступить в учебное заведение с 1 раза

усердно посещать лекции и вовремя сдавать экзамены

удачно совмещать занятия с работой

Готовы к таким испытаниям?

За годы учебы Ваша ситуация изменится. Ожидания не оправдаются.

Диплом Вам НУЖЕН СЕЙЧАС!

Мы ПОМОЖЕМ достичь нужной Вам цели!

Предоставим НАСТОЯЩИЙ ДИПЛОМ о высшем или среднем образовании.

Без лишних вопросов. Быстро. С гарантией качества.

Абсолютно конфиденциально!

Наши преимущества

Оригинальность дипломов на бланках ГОЗНАК.

НИКОГДА не выдаем типографский бланк сомнительного качества за настоящий ГОЗНАК. НИКОГДА не «половинем» бланки (как некоторые компании подобного рода деятельности). Вы всегда получаете сам диплом на бланке ГОЗНАК и приложение с оценками тоже на настоящем бланке ГОЗНАК.
ВСЕГДА разрешаем нашим клиентам на встречу с курьером взять с собой чей-то образец реально выданного диплома или любого другого документа и сравнить с нашим… Отличий никогда не будет! Диплом полностью соответствует оригиналу!

Справедливая стоимость и удобство доставки.

Цена диплома, именно на полных бланках ГОЗНАК полностью соответствует затраченным средствам на его приобретение и правильное заполнение. Возможна реализация варианта с использованием типографских бланков, они немного дешевле. Готовый документ Вы получаете удобным для вас способом в течении 2-5 дней с момента заказа. Есть срочное изготовление документа за один день.
Сотрудничать с нами комфортно, безопасно, выгодно!

Коллективная деятельность профессионалов.

15-ти летний опыт работы, знание тонкостей оформления и заполнения дипломов, очень тесное сотрудничество с ВУЗами, техникумами и колледжами России - позволяет выполнять Ваши заказы максимально качественно и в назначенный срок. Ошибки в оформлении диплома исключены!

Согласование макета диплома и фото-видео готового документа.

До момента изготовления оригинала мы согласовываем с Вами полную электронную версию диплома, со всеми предметами, нужными оценками, темой дипломной или выпускной работы, а по мере его готовности, демонстрируем Вам скан, фото и видео уже готового, заполненного под Ваши данные документа. При чём, фото и видео можем сделать под ультрафиолетовой лампой. Вы убеждаетесь в качестве заказанного диплома дистанционно. Вы всегда спокойны за полученный результат!

Полная конфиденциальность.

Вы получаете заветный документ, а мы забываем о факте вашего обращения в нашу компанию и удаляем все личные данные без возможности их дальнейшего восстановления. Вы уверены в полной безопасности своей покупки!

Этапы реализации вашего заказа

Оставляете заявку на нашем сайте, заполнив нужную форму заказа или отправляете письмо на нашу почту, со всеми Вашими данными, указав качество и тип документа, который Вам необходим. При возникновении сложностей заполнения обращаетесь к менеджеру онлайн или заказываете обратный звонок.

Уточняются детали вашего заказа. Менеджеры проверяют правильность предоставленных Вами данных, консультируют по возникшим вопросам.

Изготавливается макет документа, согласовывается с Вами и полностью утверждается. На этом этапе возможны любые правки по документу.

Оформляется сам оригинал диплома, по готовности он фотографируется и снимается на видео, Вам демонстрируется его подлинность. Возможно использование УФ лампы

Доставляется документ удобным для вас способом (обсуждается).Вы будете на 100% довольны результатом!

Заказать документ

На нашем сайте представлены все образцы дипломов , выдававшиеся студентам вузов в различных регионах России, начиная с конца 1980-х и по сегодняшний день. При оформлении заказа вам необходимо учитывать, какой именно диплом вам необходим: старого или нового образца, образца до 1996 года или нынешнего, 2016-го. На каждый вид диплома цена будет немного отличаться: все зависит от качества выбранного бланка, года выдачи документа и срочности выполнения заказа. Перед отправкой готового, заполненного документа мы всегда демонстрируем заказчику фото и видео диплома или любого другого документа, чтобы вы могли убедиться в том, что на документе присутствуют необходимые водяные знаки, микртотекст, ультрафиолетовые и другие защиты. Мы изготавливаем дипломы на настоящих бланках ГОЗНАК следующих видов: - диплом бакалавра нового образца; - диплом специалиста нового образца; - диплом магистра нового образца; - дипломы вузов РФ, выдававшихся до 2003 года; - дипломы старого образца (до 1996 года); - дипломы техникума или колледжа; - красные дипломы; - дипломы для нерезидентов РФ и т. д.

Диплом о высшем образовании: почему заказать документацию лучше у нас

Изготовлением дипломов о высшем образовании мы занимаемся не первый год, хорошо знакомы с особенностями и нюансами создания документации такого рода, понимаем, насколько важны его качество и подлинность. Ведь ваш будущий работодатель наверняка заинтересован в том, чтобы взять в коллектив хорошего сотрудника с достойным образованием. Перед тем как заказать диплом, сообщите нам: документ какого вуза России вас интересует (название вуза, факультет, специальность); в каком году, согласно документации, вы должны были закончить учебу; нужная форма обучения и качество бланка (настоящий ГОЗНАК или типография).

Каждый документ изготавливается индивидуально под заказ. Мы гарантируем качество продукции, что подтверждается высокой репутацией нашей компании! С нами вы сможете быстро построить успешную карьеру по выбранной вами специализации! Звоните! Наши менеджеры готовы ответить на все интересующие вас вопросы относительно приобретения документов о высшем образовании!

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция среди владельцев жилья в многоквартирных домах перейти на автономные варианты теплоснабжения. Увеличившиеся финансовые возможности собственников квартир позволяют сегодня обеспечить отопление в квартире на совершенно ином, более высоком техническом уровне. Этому в немалой степени способствуют появившиеся автономные приборы и агрегаты, обладающие высокой эффективностью и экономичностью.

Стремление сделать свою квартиру абсолютно независимой от централизованного теплоснабжения вполне понятно и объяснимо. Нередко качество работы системы отопления в зимний период оставляет желать лучшего. Еле теплые батареи, когда за окном лютует зима, необоснованные финансовые расходы – реальные предпосылки для того, чтобы полностью отказаться от отопления в квартире.

Альтернативные варианты отопления. Реальность и последствия этого шага

Основной аргумент, которым руководствуется владелец квартиры, пожелавший отключиться от теплоцентрали и сделать в своем доме автономное отопление – независимость. Для нашей страны характерной особенностью является быстрая смена сезонов. Лето заканчивается быстро, тепло, накопленное в домах за теплый период, быстро улетучивается. Для многих из нас состояние ожидания, когда официально начнется отопительный сезон, связано с дискомфортом. До даты включения централизованного отопления еще достаточно много времени, а в квартире уже холодно и не уютно. Выход есть, и он просто напрашивается.

Свой автономный котел способен решить такие проблемы раз и навсегда. Но как , чтобы самостоятельно принимать решения когда, сколько и за что платить? Все эти вопросы требуют тщательного анализа и грамотного подхода. Основная проблема – огромная бюрократическая работа. Чтобы раз и навсегда отказаться от услуг региональной энергетической компании, потребуется масса разрешений и сопутствующей документации.

Законодательство в данном случае занимает нейтральную, двоякую позицию. С одной стороны, Закон не запрещает нам отказаться от услуг централизованного теплоснабжения, однако само отключение влечет за собой массу юридических формальностей. Сложности для жильцов, которые готовы поставить у себя дома автономное отопление, связаны с техническими нюансами благоустройства многоквартирных домов. Что бы стало понятнее, можно представить свой дом в разрезе. Многочисленные трубы, стояки, змеевики, радиаторы, запорная арматура и счетчики учета тепла представляют собой единую сложную сеть. С теоретической точки зрения отключиться можно, однако, с технической стороны – это настоящая инженерно-техническая проблема.

Любое несанкционированное вмешательство в систему может привести к нарушению работоспособности всего комплекса в целом. Выключение одной квартиры из единой системы отопления потребует проведения переоборудования всей сети и связано с большим объемом инженерно-технических работ.

Важно! Все расходы по проведению реконструкции и реорганизации системы централизованного отопления многоквартирного дома, связанные с отключением от отопления одного абонента, ложатся на его плечи.

Вся система в соответствии с нормами законодательства является частью единого имущественного комплекса, который относится к многоквартирному дому. Состав имущества жилого здания, его функциональность и работоспособность определяется собственниками жилья. Напрашивается вывод - решения о внесении изменений в систему централизованного отопления принимается коллегиально. Такое требование четко прописано в Жилищном Кодексе. Отключение одной квартиры решение индивидуальное. Однако самовольное отключение без получения соответствующих разрешений и согласований, преследуется по закону. В отдельных случаях такие действия со стороны владельца квартиры, могут квалифицироваться как уголовное преступление. Любые работы, касающиеся инженерных сетей в многоквартирном доме, должны выполнять специалисты, руководствуясь соответствующими разрешениями, техническим заданием и проектом.

Решение принято. Как отключиться от теплоцентрали

Отталкиваться в данном случае необходимо от положений, прописанных в «Правилах предоставления услуг по централизованному водо- и теплоснабжению», которые утверждены Постановлением Правительства. В соответствии с правилами вы имеете право отказаться от услуг энергетической компании в поставке тепла и горячей воды. Порядок отказа основан на положениях существующего договора между собственником квартиры и компанией – поставщиком тепла. Любой договор можно расторгнуть. Истинные или фиктивные причины для расторжения договора на поставку горячей воды и отопления всегда можно найти. На сегодняшний день большинство компаний, работающих на рынке теплоснабжения, систематически нарушают договорные условия, не говоря уже о пренебрежении существующими санитарными нормами и правилами.

Вы решили отказаться от централизованного отопления, тогда вас ждет следующее:

  • осуществить за свой счет и своими силами переоборудование системы для обеспечения смежных жилых помещений отоплением и горячим водоснабжением в полном объеме;
  • выполнить работы по возобновлению нормальной работы в смежных квартирах систем вентиляции и водоотвода.

Все работы предусмотрены соответствующими СНиПами (41-01-2003, 23-02-2003 и 31-01-2003). Технические работы без согласия соседей и других жильцов вашего дома, выполнять запрещается.

Существенным препятствием для воплощения своего желания стать независимым от поставщиков услуг, становятся отраслевые Приказы и Распоряжения.

Например: Отключение от и горячего водоснабжения абонента выполняется только при условии –отказываться от услуг должен весь дом. Подобные ограничения вводят негласный запрет на отказ от ЦО и ГВС отдельных квартир. Подобные нормы противоречат положению Жилищного Кодекса, однако с технической точки зрения доказать противозаконность действий коммунальщиков достаточно сложно.

Такая ситуация является массовым явлением и существенно ограничивает наши законные права распоряжаться своим имуществом. Мы попадаем в зависимость от желания других собственников жилья в многоквартирном доме, которых положение вещей устраивает, и они не намерены вносить изменения в существующую ситуацию по разным причинам. Если добиваться защиты своего права собственника через суд, шансы выиграть дело есть, однако, эта процедура может занять много времени. Доводами для отказа на выдачу разрешения на отключение могут стать технические причины, которыми объясняется невозможность проведения работ по отключению без нарушения функциональности всей системы ЦО и горячего водоснабжения.

На заметку: Даже наличие у владельца квартиры задолженности за отопление, не станет для компании – поставщика услуг поводом для отключения. Сеть останется нетронутой, тогда как задолженность будет взыскиваться с должника в судебном порядке.

Поставщики тепла являются монополистами на рынке теплоснабжения, которые стараются всеми средствами сохранить сферу своего влияния на жилищный фонд.

Юридические тонкости и нюансы при отключении ЦО

Существует вариант отключения централизованного отопления без необходимости обращаться за разрешением. Многие из нас редко когда в глаза видели договора с коммунальщиками на поставку тепла в ваш дом. Априори считается, что владельцы жилья многоквартирного дома согласны с условиями поставки услуг по централизованному отоплению. Фактически ситуация является подвешенной в воздухе с правовой точки зрения. Нет договора, нет обязательств.

Тем более практически в каждом доме можно найти жителей, которые самовольно отключились от теплоснабжения и сумели оборудовать свои квартиры автономными системами отопления. Случаев привлечения к ответственности за самоуправство в данной ситуации практически нет, поэтому ситуацию каждый решает на свой страх и риск.

Рассмотрим ситуации, когда для воплощения в реальность вашего желания отказаться от услуг централизованного отопления, согласия жильцов вашего дома и соседей не требуется.

Многоквартирные дома часто имеют до конца не оформленную техническую документацию, касающуюся системы отопления. В связи с этим, часто случается, что элементы отопительной системы не являются частью имущественного комплекса зданий. Несмотря на то, что в такой ситуации вам получать коллективное согласие на переоборудование систем отопления в квартире не потребуется, официальные разрешения от контролирующих и обслуживающих организаций необходимы.

Причина в том, что любое вмешательство в инженерные сети требует обязательной фиксации в технической документации. Для каждого дома имеется технический паспорт, в котором учтены все данные о работающей системе отопления. Снятие радиаторов, врезка и установка заглушек в квартирах, любые другие изменения должны быть отражены в техническом паспорте. Руководствуясь ст. 26 Жилищного Кодекса РФ для дальнейших действий вам потребуется следующий пакет документов:

  • заявление в свободной форме;
  • техпаспорт на отключаемую квартиру;
  • документы, подтверждающие право собственности (пользования) квартирой;
  • письменное согласие всех законных обитателей квартиры;
  • техническое заключение специалистов на возможность проведения отключения и последующего переоборудования коммуникаций.

Для полноты картины требуется приложить к пакету документов проект переустройства, который разрабатывается специалистами соответствующих организаций и инстанций. В составе проектной документации обязательно должны быть расчеты, которые доказывают функциональность центральной системы отопления в доме в отсутствие элементов отключенной квартиры. В дополнение к проекту лучше иметь схему теплогидравлических расчетов объекта, точный расчет остаточного обогрева.

Технически грамотный проект является первым шагом к получению разрешения. Однако если вносимые изменения могут негативно отразиться на теплоэффективности всего дома и вызвать нарушение температурного режима в квартирах других собственников жилья, такой проект будет отвергнут.

Технические сложности

Если вся документация соответствует требованиям, проект переоборудования квартиры согласован, тип автономного источника обогрева удовлетворяет нормам пожарной безопасности и условиям эксплуатации в многоквартирном доме, можно ожидать получения разрешения. Другое дело, что подобные действия со стороны коммунальщиков не встречают энтузиазма и бюрократическая процедура может растянуться на месяцы.

Относительно технической стороны дела, задача с отключением квартиры от централизованного отопления, выглядит не сложной. Для ее решения нужно просто пригласить квалифицированных работников. Демонтаж существующего оборудования и последующий монтаж автономной системы отопления выполняется в строгом соответствии с проектом, при участии специалистов.

В противном случае вы можете столкнуться с рядом проблем, сначала технического плана, а потом и административного.

Разбираюсь что говорит закон о замене радиаторов.

Дело это смутное и запутанное но попробуем немного разобраться.

Посмотрим на всё глазами обывателя у которого например дома прохладно и он хочет заменить батарею. Для начала выясним чья собственность радиатор? Согласно разъяснениям 2009 года в толковании п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. № 491 (далее - Правила № 491) по вопросу отнесения обогревающих элементов (радиаторов отопления и пр.), находящихся в жилых или нежилых помещениях собственников к общему имуществу в многоквартирном доме.
и решениям выносимым верховным судом(пример ниже), выходит батарея не относится к общему имуществу.
В общем имуществе она может толковаться только когда она часть системы, например когда нет отсекающих кранов с байпасом. Когда они появились она уже может быть не частью системы а соответственно собственностью. Если замена происходила по правилам с поданым заявлением и подписаным актом то всё хорошо, если нет, опять же это административное нарушение и штраф за это 1,5 т.р. Теперь когда батарея ваша собственность вы несете за неё ответственность и всё что идёт до кранов это общее всё что после ваше(насчёт самих кранов не уверен:). Для например возмещения попорченного имущества в следствии деффекта батарей теперь нужно обращаться непосредственно к производителю, у вас должны быть все бумажки что батареи были установлены правильно но это уже тема для отдельного разговора.
Вернемся к обывателю, он например звонит и просит заменить батарею потому-что холодно, его вежливо шлют. Чугунные заменяют где-то раз в 40 лет стальные раз в 25, если вас шлют когда батареи старше чем положено, в таком случае то вы можете написать жалобу и вам всё заменят бесплатно. Если нет то ничего собственно сделать нельзя. По нормативам температура в помещении не должна быть ниже 18 градусов а это не жарко, т.е. если температура не ниже 18 градусов, батарея не старше её срока жизни и нет аварийной ситуации они ничего делать не будут. Вот так вот. Остаётся что
вы можете заменить батарею на свою после получения разрешения на переустройство.

Вы также можете попросить дать ответ касательно разъяснений по этому или другому вопросу и лучше давать его письменно и официально, так как устно сотрудники могут сказать что угодно, а по закону они не имеют права дать не полную и не точную информацию и письменно вы сможете получить ваш ответ полностью или подать жалобу на неточный или отсутсвие его вообще.

Немного разобрались....

Решение суда отказать в признании радиаторов общим имуществом:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Именем Российской Федерации



Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дьяченко Инны Валерьевны, Доронина Сергея Владимировича о признании частично недействующим пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491,


установил:


пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), предусмотрено, что в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Дьяченко И.В., Доронин С.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просят признать пункт 6 Правил недействующим в части отнесения находящихся в квартире собственника приборов отопления к общему имуществу многоквартирного дома. В заявлении указано, что Правила в оспариваемой части противоречат пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности в числе других механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения. Расположенные в квартире собственника приборы отопления индивидуализированы и обслуживают одно конкретное помещение, в связи с чем не могут быть отнесены к общему имуществу многоквартирного дома.

Заявитель Доронин С.В., представляющий также интересы Дьяченко И.В., в судебном заседании поддержал заявление и просил о его удовлетворении, пояснив, что Правила в оспариваемой части ограничивают право собственника (потребителя) совершить распорядительные действия по отказу от собственности, по одностороннему расторжению договора электроснабжения в порядке статей 546 и 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также право потребителя на односторонний отказ от исполнения договора оказания услуг, гарантированного статьей 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Представители Правительства Российской Федерации Кулешова М.Б. и Акопян Г.А. требование заявителей не признали, ссылаясь на то, что содержание пункта 6 Правил следует рассматривать во взаимосвязи с подпунктом "д" пункта 2 и пунктом 5 Правил, из которых следует, что приборы отопления в жилом помещении собственника не относятся к общему имуществу собственников в многоквартирном доме.

Выслушав объяснения Доронина С.В. и представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявителям в удовлетворении их требования, суд находит заявление Дьяченко И.В. и Доронина С.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), действовавшей на момент принятия Правил, предусматривалось, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, утверждая оспариваемые Правила, Правительство Российской Федерации имело соответствующие полномочия.

С утверждением заявителей о противоречии пункта 6 Правил в оспариваемой части пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 1 статьи 36 ЖК РФ суд согласиться не может. В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Аналогичным образом часть 1 статьи 36 ЖК РФ включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В подпункте "д" пункта 2 Правил воспроизведена норма о включении в состав общего имущества механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Кроме того, пункт 5 Правил закрепляет, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Следовательно, по смыслу пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом "д" пункта 2 и пунктом 5 Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).

Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ).

С учетом изложенного системное толкование пункта 6 Правил не дает оснований для вывода о том, что обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199 , 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации



Дьяченко Инне Валерьевне, Доронину Сергею Владимировичу в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.


Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ


В каком порядке проводится переустройство (замена, подключение батарей):

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения


1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.

4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.


Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения


1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.


Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения


1. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

2. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения


1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

Поселения или города по месту расположения жилого помещения соответствующий перечень документов для переустройства или перепланировки жилого помещения(). В него входит: заявление, форма которого утверждена постановлением Правительством РФ от 25.04.2005 г. № 266; свидетельство о госрегистрации права на собственность, договор дарения, договор передачи квартиры в собственность, свидетельство праве наследства (ксерокопия, нотариально заверенная). В том случае, когда квартира оформлена в долевую собственность на несколько человек, то предоставьте заверенные копии на всех собственников, а также заявление, которое должны подписать все владельцы данной квартиры.

Предоставьте ксерокопию технического паспорта помещения. В том случае, когда переоборудуемая квартира муниципальная, требуется согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя и согласие всех жильцов, проживающих в данном доме, т.е. протокол общего собрания владельцев жилых помещений.

Возьмите и приложите заключение органа, который ответственен за памятников архитектуры, культурной и исторической ценности, если дом или помещение, в котором находится жилье, является памятником истории, архитектуры или . Предоставьте правильно оформленный проект переустройства или перепланировки при установке индивидуального газового отопления. В него входит две части: первая – газификация, вторая - реконструкция системы центрального . Если принято решение об установке электрического котла, мощность которого до 3 кВт, требуется приложить копию паспорта , или договор энергоснабжения, где разрешена максимальная мощность более мощности котла.

Соберите разрешения и технические условия для возможности установки индивидуального отопления в своем жилье. К ним относятся: техусловия отключения разводки отопления внутри помещения от центральной системы отопления; техусловия вентиляции в этом помещении; техусловия подключения газовых сетей в своей для индивидуальной системы отопления; если, владелец желает установить систему индивидуального отопления , то следует подготовить проект переустройства .

Обратитесь за разрешением установки автономного отопления с вышеперечисленным пакетом документов в межведомственную комиссию, которая отвечает за использование жилого фонда. Она находится в администрации соответствующего поселения. Ответ будет дан в течении 45 дней. На основании положительного решения, соответствующие службы произведут владельцу жилья работы по реконструкции инженерных сетей. После этого обратитесь для оформления акта приемки снова в администрацию поселения. Затем отнесите его в организацию по учету объектов недвижимости.

Частые перебои в системе центрального отопления в зимний период заставляют жильцов многоквартирных домов искать спасение в установке индивидуального отопления. Удовольствие это весьма дорогое, но как показывает практика, дело тут не столько в деньгах, сколько в многочисленных бюрократических препонах.

Инструкция

Решение этого вопроса находится в компетенции местных органов самоуправления, но, как правило, установка индивидуального в отдельно взятой жилого дома не разрешается. Однако и исключения. В этом случае разрешение на отключение от центрального отопления и установку индивидуального отопления дает специальная межведомственная комиссия, созданная местным органом исполнительной власти.

Наступил отопительный сезон, однако не во всех квартирах тепло. Кто-то жалуется на чуть теплые батареи и всю зиму ходит в шерстяных носках, а кто-то открывает форточки из-за невыносимой жары. Такие проблемы могут возникнуть по многим причинам, однако одной из главных является нарушение теплового баланса многоквартирного дома, в том числе из-за самовольной установки (замены) дополнительных секций батарей в квартирах. Что такое тепловой баланс дома, почему он нарушается и к чему это может привести, а также какие меры необходимо принять к жителям, уличенным в тепловой разбалансировке дома, мы разберем в настоящей статье.

Понятие «тепловой баланс дома» часто используется специалистами в сферах проектирования и обслуживания тепловых сетей зданий, при этом ни в одном нормативном акте нет его конкретного определения. Представляется, исходя из анализа норм, связанных с проектированием тепловых систем зданий, что тепловой баланс дома - это соотношение один к одному тепловых потерь в доме и поступающего тепла. Только при таком идеальном соотношении (балансе) может быть поддержана необходимая температура в доме.
В настоящей статье мы не ставим основной задачей описание технической составляющей причин изменения температур в различных частях здания, однако все-таки отметим, что при проектировании здания осуществляется расчет необходимых параметров так, чтобы обеспечить нормальное функционирование всего дома и бесперебойное, постоянное и равномерное снабжение всеми необходимыми видами энергии.

Тепловая разбалансировка дома может произойти по причине монтажа дополнительных секций радиаторов в квартирах либо при изменении их конфигурации. Решение вопроса об отнесении радиаторов, находящихся в квартирах жильцов, к общему имуществу жилого дома либо определении их как части квартиры (принадлежность) является очень важным при определении лица, ответственного за их содержание и эксплуатацию. Многочисленные судебные споры, связанные с обжалованием постановлений Госжилинспекции о правомерности привлечения к административной ответственности обслуживающих жилой фонд организаций за эксплуатацию тепловой системы дома, являются хорошим примером.

Переоборудование жилого помещения или нарушение порядка пользования общим имуществом дома?

В рамках настоящей статьи нас будут интересовать только обогревающие элементы, приборы отопления, находящиеся в квартирах, входящие в тепловую систему дома, которые в повседневной жизни обычно называют батареями (или радиаторами).

Подробнее о переустройстве (переоборудовании) жилого помещения

Замену батарей в жилом помещении председатели ТСЖ часто принимают за переоборудование и пытаются восстановить прежний порядок вещей, то есть обязать собственников квартир привести свое жилое помещение в первоначальное состояние, применив последствия осуществления незаконного переоборудования. Однако данные действия не соответствуют нормам законодательства. В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения - это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, которые требуют внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Технические паспорта жилых помещений - это документы, содержащие техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям. Техническая паспортизация является элементом технического учета жилищного фонда. Она должна проводиться в силу п. 5 ст. 19 ЖК РФ наряду с другими формами государственного учета жилфонда.

Технический паспорт жилого помещения оформляется в соответствии с . Из содержания данной Инструкции (п. 3.16) следует, что в технический паспорт жилого помещения не вносятся сведения о местоположении и даже о наличии отопительных приборов, находящихся в жилом помещении: трубопроводы холодной и горячей воды, канализации, отопления, газа и т.п., а также радиаторы центрального отопления на поэтажных планах не показываются.

Таким образом, замена или перенос отопительных приборов или изменение их конфигурации не требует внесения изменений в технический паспорт и не может рассматриваться как переустройство жилого помещения. Соответственно, к действиям собственников жилых помещений невозможно применить и последствия самовольного переустройства, которые заключаются в их понуждении привести жилое помещение в первоначальное состояние.

Приборы отопления в квартирах - общее имущество?

Радиаторы входят в состав общего имущества многоквартирного дома, несмотря на то что находятся в квартирах, принадлежащих конкретным лицам. Данный вывод следует из п. 6 Правил содержания общего имущества (утверждены ). Обратим внимание, что описание состава внутридомовой системы отопления законодатель вынес в отдельный пункт, в то время как описание внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения объединил в п. 5. Это сделано для того, чтобы обозначить специфику тепловой системы дома и отделить ее от других инженерных систем.

Так, в п. 5 Правил содержания общего имущества закрепляется, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. А в п. 6 законодатель указал, что в состав общего имущества включается и внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. В отличие от п. 5, в п. 6 не обозначены первые отключающие устройства, первые запорно-регулировочные краны, то есть не указаны границы частей тепловой системы, что относится к общему имуществу дома и к индивидуальной собственности его жильцов.

Это обусловлено тем, что в отличие от систем водоснабжения, газоснабжения тепловая система дома едина для всего многоквартирного дома и предназначена не только для обогрева какого-либо помещения, но и для транспортировки тепла по всему многоквартирному дому, в том числе и в другие квартиры.

В судебной практике рассматривался вопрос о законности отнесения приборов отопления к общему имуществу многоквартирного дома. Решением ВС РФ от 22.09.2009 N ГКПИ09-725, оставленным без изменения Определением ВС РФ от 24.11.2009 N КАС09-547, п. 6 Правил содержания общего имущества в части отнесения находящихся в квартире собственника приборов отопления к общему имуществу многоквартирного дома признан не противоречащим действующему законодательству.

Итак, говоря о приборах отопления, находящихся в квартирах, мы имеем дело с общим имуществом многоквартирного дома. Как известно, общее имущество дома принадлежит всем собственникам на праве общей долевой собственности и, соответственно, его судьба определяется по решению общего собрания собственников помещений (ст. 44 ЖК РФ). Однако в правоприменительной практике единообразия нет.

Иногда для того чтобы уяснить, что отопительные приборы относятся к общему или, наоборот, личному имуществу собственника квартиры, следует назначить строительно-техническую экспертизу, при которой эксперту ставятся такие вопросы:
- предназначены ли для обслуживания более одного помещения в данном доме обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, расположенные в (конкретной) квартире;
- как осуществляется обслуживание более одного помещения в данном доме обогревающими элементами, расположенными в квартире.

Ответы на эти вопросы эксперт должен давать исходя из технических особенностей взаимодействия обогревающих элементов в отдельной квартире с другими помещениями в данном доме.

Что должен знать председатель ТСЖ

Выявление квартир с самовольно установленными приборами отопления

Абсолютно логично и понятно желание собственников жилья улучшить свои условия проживания. Поскольку батареи находятся в квартирах собственников, многие считают их своим личным имуществом, поэтому заменяют их или увеличивают число их секций, что продиктовано физическим износом и недостаточным обеспечением квартиры теплом. При этом председателям ТСЖ жители дома очень часто задают вопросы, связанные с нарушением температурного режима в квартирах в течение отопительного сезона. Объем работы Госжилинспекции по жалобам граждан по причине отсутствия надлежащей температуры в квартирах в течение отопительного сезона также возрастает. В связи с этим председателям товариществ необходимо знать и своевременно принимать все меры по предотвращению конфликтных ситуаций с жильцами в связи с нарушением теплового баланса дома, а также выявлять те проблемные квартиры, в которых самовольно были установлены (заменены) радиаторы, для дальнейшей работы по восстановлению теплового баланса дома.

Обращение самого председателя ТСЖ в Госжилинспекцию с жалобой на гражданина не даст никакого толка. Административным кодексом предусмотрена ответственность гражданина - собственника помещения только за порчу жилых домов, жилых помещений, а равно порчу их оборудования, самовольные переустройство жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.21 ). Однако, как мы выяснили выше, при замене отопительных приборов положения жилищного законодательства о переоборудовании жилых помещений не применяются.

Более того, при обращении председателя ТСЖ в Госжилинспекцию может возникнуть риск проведения внеплановой проверки деятельности самого товарищества. Так, к ответственности может быть привлечена обслуживающая организация по ст. 7.22 с наложением штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб. Уплата штрафов означает дополнительную нагрузку на ТСЖ, а значит, и уменьшение средств, которые могли бы быть направлены на содержание и ремонт многоквартирного дома.

Во избежание привлечения самого ТСЖ к административной ответственности необходимо и самостоятельно выявлять проблемные квартиры и восстанавливать нарушенный тепловой баланс дома. Ежегодно в начале отопительного сезона осуществляется проверка правильного распределения теплоносителя по системам отопления, в том числе по отдельным стоякам. Распределение теплоносителя должно производиться по температурам возвращаемой (обратной) воды по данным проектной или наладочной организации (п. 5.2.7 Правил эксплуатации жилфонда ().

В рамках этой проверки можно выявить факты самовольной установки (замены), изменения конфигурации батарей в квартире, которые могут стать причиной изменения температурного режима в других жилых помещениях в течение отопительного сезона.

Из практики работы председателей некоторых ТСЖ следует, что при проведении подготовки к отопительному сезону теплоснабжающие организации проводят выборочное обследование квартир на предмет выявления самовольно установленных (замененных) радиаторов. При их обнаружении акт готовности дома к отопительному сезону не подписывается. Конечно, тепло в квартиры поступит с началом отопительного сезона, поскольку это является обязанностью теплоснабжающей организации, и пренебречь ею она не вправе. Однако неподписанный акт в дальнейшем снимает с теплоснабжающей организации всякую ответственность в случае нарушения качества подачи тепловой энергии из-за наличия батарей, установленных с нарушением проекта. Таким образом, теплоснабжающие организации отдают решение вопроса о восстановлении теплового баланса дома на откуп ТСЖ, а значит, оно остается единственным ответственным лицом при нарушении теплового баланса дома.

Как бы то ни было, Правила эксплуатации жилфонда четко закрепляют обязанность обслуживающей организации контролировать самовольное увеличение или замену отопительных приборов внутри квартир. Так, согласно п. 5.2.1 данного документа эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать в том числе ликвидацию излишне установленных отопительных приборов и установку дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.

Это значит, что у ТСЖ есть возможность провести демонтаж излишне установленных радиаторов в квартирах. Конечно, на практике с реализацией этого полномочия могут возникнуть трудности, поскольку ни один собственник не согласится на демонтаж батарей в своей квартире по доброй воле. Единственным способом решения данной проблемы является обращение в суд с иском о понуждении собственника жилья демонтировать излишне установленные секции батарей в связи с их самовольной установкой (нарушение порядка пользования общим имуществом). Напомним, что, поскольку батареи являются общим имуществом, решение об увеличении состава последнего принимается квалифицированным большинством голосов на общем собрании собственников жилья (ст. ст. 44, 46 ЖК РФ).

Информационная работа с жителями

Хотелось бы отметить, что председателям ТСЖ необходимо вести информационную работу с жителями дома. Как правило, многие жители совершенно не знают, куда им обращаться в случае необходимости заменить батареи в своей квартире, что делать и на что обращать внимание, и самостоятельно осуществляют демонтаж и последующий монтаж новых радиаторов, что впоследствии может привести к тепловой разбалансировке дома, нарушению прав и законных интересов своих соседей и в худшем случае к аварийной ситуации, отвечать за которую придется ТСЖ (п. 1.7.5 Правил эксплуатации жилфонда).

Пунктом 5.2.5 Правил эксплуатации жилфонда закрепляется полномочие обслуживающих организаций контролировать установку батарей: увеличивать поверхность или количество отопительных приборов без специального разрешения организации по обслуживанию жилищного фонда не допускается. ТСЖ имеет право запретить установку (замену) отопительных приборов в квартире при их несоответствии предусмотренным проектом отопительным приборам. Исходя из этого, жители должны быть информированы о необходимости согласования с обслуживающей организацией (в нашем случае с ТСЖ) установки (замены) батарей в своей квартире.

Председателю в этой ситуации следует обратить внимание, что именно требуется согласовать собственнику помещения:
- замену «родных» батарей на радиаторы этого же вида (аналогичные установленным при строительстве дома);
- замену радиаторов на радиаторы другого вида (отличные от тех, что были предусмотрены проектом здания), в том числе с изменением конфигурации (количества секций) радиаторов;
- перенос батарей.

В первом случае собственник квартиры имеет право установить аналогичные предусмотренным проектом батареи без получения специального разрешения обслуживающей организации (ТСЖ). Тем не менее, на наш взгляд, ему стоит уточнить, какие именно батареи соответствуют проекту, и уведомить ТСЖ о замене батарей, чтобы в будущем избежать проблем, в том числе и аварийных ситуаций.

В двух следующих случаях председателю ТСЖ, не обладающему специальными техническими знаниями, при принятии решения о наличии технической возможности замены радиаторов на радиаторы другого вида (отличные от тех, что были предусмотрены проектом здания), в том числе с изменением конфигурации (количества секций) или при переносе батарей, следует воспользоваться помощью специалиста, который определит возможность установки тех или иных приборов. При этом представляется, что замена «родных» батарей на радиаторы этого же вида (аналогичные использованным при строительстве дома) возможна и без дополнительных консультаций с техническим специалистом, поскольку не меняется материал отопительных приборов, а соответственно, и нагрузка на тепловую систему дома.

Возникает вопрос об оплате услуг технического специалиста. За чей счет будет проведена экспертиза о соответствии отопительных приборов проекту и возможности их установки в квартире без ущерба для тепловой системы дома? Очевидно, что и в данном случае могут возникнуть конфликтные ситуации. Однако думается, что нести расходы должен собственник квартиры, в которой он собирается заменить батареи, поскольку именно он выступает с инициативой изменения отопительной системы всего дома.
Замена батарей с тем же количеством секций из материалов, отличных от материала «родных» батарей, или с увеличением их поверхности может привести к тому, что тепловая система дома, рассчитанная по проекту на определенную нагрузку, разбалансируется и температурная нагрузка будет неравномерно распределена на разные части здания (поквартирно), поэтому проведение технической экспертизы позволит в дальнейшем избежать многих проблем и судебных исков.

Как известно, лучше предотвратить возникновение конфликтной ситуации, чем разбираться в причинах ее возникновения постфактум. Превентивные меры, информационная работа председателей с жителями по различным вопросам жизнедеятельности дома, в том числе по поддержанию теплового баланса дома, будут хорошим подспорьем в обеспечении качественной эксплуатации многоквартирного дома и комфортного проживания в нем жильцов.

Здесь председатель может и должен выступить в качестве помощника и союзника, поскольку он также является собственником помещения в данном доме и его интересы по определению аналогичны интересам всех остальных собственников жилья - его соседей.