Акты определения кадастровой стоимости. Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Московской области Акт определения кадастровой стоимости

Процедура кадастровой оценки земли

Для реализации государственных полномочий в сфере налогового права 1проводится кадастровая оценка земли. Эта процедура является государственной функцией и подчиняется жестко регламентированным правилам. На данный момент проведение кадастровой оценки регламентируется Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316, утвердившим Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

Заказчиком работ для проведения кадастровой оценки земли выступают уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ. Выбор исполнителя данных услуг происходит в рамках контрактной системы размещения заказов на выполнение услуг для государственных нужд и регламентируется положениями 44-ФЗ. Процесс выбора исполнителя является открытым и публичным, результаты процедуры определения исполнителя доступны на официальном сайте госзакупок.

После выбора исполнителя оценщику передается техническое задание с указанием конкретных участков земли, в отношении которых необходимо проведение оценки.

Порядок выполнения мероприятий для определения кадастровой стоимости земли осуществляется в рамках Федерального стандарта оценки, утвержденного приказом МЭР от 22.10.2010 года № 508. Чтобы провести кадастровую оценку определенного объекта требуется, чтобы сведения о данном объекте были внесены в Государственный кадастр недвижимости.

Для проведения работ по кадастровой оценке конкретного земельного участка оценщик обязан руководствоваться основными методами оценки (доходный, сравнительный, затратный). Выбор одного из методов является правом оценщика, однако требует обязательного обоснования в итоговом документе о проведении оценки.

Оценщик обязан доказать обоснованность выбора методологии оценки исходя из вида пользования или назначения, которые соответствуют оцениваемому объекту, а также с учетом полноты и достоверности данных, полученных на рынке сделок с земельными участками.

В случае, если оценщик не указал обоснование выбора метода оценки, итоговый результат выполненных работ не может быть принят заказчиком.

Из трех указанных методов предпочтение отдается сравнительному подходу, так как он позволяет учесть текущее состояние рынка сделок и предложений в зависимости от территориальных условий расположения оцениваемого участка. В сравнительном подходе имеется возможность дать оценку кадастровой стоимости земли, максимально приближенную к реальным условиям региона проведения исследования.

В случае, когда проводится оценка группы объектов (земельных участков), оценщик может использовать массовый подход к оценке, который позволяет группировать объекты исходя из наличия похожих характеристик.

Процедура проведения кадастровой оценки начинается с заключения договора с заказчиком, определяющего техническое задание на проводимые работы. В рамках исполнения данного договора оценщик обязан провести полный анализ информации на территориальном рынке объектов, схожих с оцениваемым, собрать данные об основных значениях и факторах, влияющих на определение стоимости земельных участков.

Ценообразующие факторы подбираются с учетом характеристик, соответствующих конкретному объекту, подлежащему оценке, и должны соответствовать методу и модели, который оценщик выбрал для работы.

После выбора модели и способов оценки, проводится расчет кадастровой стоимости земельного участка, результаты которого оформляются в итоговом документе - отчете об определении кадастровой стоимости объекта.

Кто проводит кадастровую оценку земли?

Кадастровая оценка земли проводится профессиональными оценщиками, действующими на основании Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».

В соответствие со ст. 24.12 ФЗ-135 установлена периодичность проведения кадастровой оценки земли - не чаще чем один раз в течение трех лет (для городов федерального значения - не чаще одного раза в два года).

Утверждение результатов кадастровой оценки

После составления оценщиком отчета об определении кадастровой стоимости, указанный отчет направляется на проверку в территориальный орган Росреестра. По итогам этой проверки отчет направляется на утверждение результатов в уполномоченный орган власти субъекта РФ. Именно после утверждения отчета на уровне субъекта РФ и составления соответствующего акта результаты кадастровой оценки земли вступают в силу и могут использовать для целей налогообложения или расчета арендной платы за землю.

Акт об утверждении кадастровой оценки земли размещается в открытом доступе на сайте Росреестра, а также на официальных сайтах исполнительных органов власти субъекта РФ.

Порядок оспаривания кадастровой оценки

Изменение результатов кадастровой оценки может быть проведено в случае установления факта технической ошибки в процессе работы оценщика. В этом случае оценщик повторно выполняет работы по оценке и представляет результат заказчику для внесения изменений в акт об утверждении результатов оценки земли.

Возможность судебного оспаривания результатов кадастровой оценки земли возможно в случаях, когда собственник объекта не согласен с расчетом налоговой базы, сделанной исходя из оценки земли.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» устанавливает, что в случае судебных споров кадастровая стоимость земли может быть определена судом. До 2014 года рассмотрением таких споров занимали арбитражные суды Российской Федерации. В настоящее время данная категория споров входит в компетенцию судов общей юрисдикции.

Суд принимает в качестве доказательств по делу отчеты о рыночной стоимости земельного участка, которые составляют оценщики. Если решением суда кадастровая стоимость признается равной рыночной, органы Росреестра обязаны внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости. Также это решение будет являться основанием для изменения в меньшую сторону налоговой базы при расчете земельного налога.

Общее количество судебных решений, вынесенных в пользу заявителей, постоянно растет. Основной причиной такого роста является развитие методов и средств независимой оценки рыночной стоимости земельных участков. Квалификация оценщиков на данном рынке услуг также постоянно повышается, что позволяет готовить аргументированные отчеты с хорошей доказательной базой.

/"Налоги" (газета), 2009, N 35/
В. УТКА

Утка В., юрист.

Подавляющее большинство споров, связанных с вопросами налогообложения, возникают в плоскости оспаривания налогоплательщиком собственно действий (решений) налоговых органов.

Вместе с тем не меньшие проблемы возникают в областях, смежных с налогообложением, но непосредственно затрагивающих его. В частности, в сфере кадастрового учета земельных участков, кадастровые данные о которых, особенно - о кадастровой стоимости земельного участка, служат основой для определения налогооблагаемой базы по земельному налогу.

Рассмотрим некоторые из них.

Вводные замечания

В силу ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации). Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (в ред. от 17.09.2007 N 590), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 10).

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, в том числе при внесении сведений о ее кадастровой стоимости, определен Приказом Министерства юстиции РФ от 20 февраля 2008 г. N 35.

В соответствии с вышеуказанными актами кадастровая стоимость земельного участка:

  • определяется уполномоченной организацией;
  • утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ по представлению территориальных кадастровых органов;
  • доводится к сведению налогоплательщика, который самостоятельно, руководствуясь полученными данными, рассчитывает земельный налог.

Каждая из обозначенных стадий налогового (и смежного с ним - кадастрового) администрирования позволяет выявить ряд вопросов, ответы на которые позволяют не только оптимизировать работу государственных, в том числе юрисдикционных, органов, но и способствуют повышению уровня финансовой дисциплины как со стороны налоговых органов, так и прежде всего - налогоплательщиков.

Подведомственность споров

Как уже отмечалось, результаты кадастровой оценки утверждаются уполномоченным государственным органом и сообщаются налогоплательщику в установленном законом порядке (именно с этого момента они приобретают свойство обязательности, характерное для любого нормативного правового акта, и соответственно возникает возможность их оспаривания).

Еще в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" было отмечено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9).

Данным определением руководствуются и суды арбитражные.

Отнесение акта об утверждении кадастровой оценки к числу нормативных общепризнано и не дискутируется ни в теории, ни в налоговой практике.

Соответственно, и проблематика оспаривания кадастровой оценки земельного участка начинается с общего вопроса, возникающего при судебном обжаловании нормативного акта, - вопроса подведомственности.

Судебная практика последовательно исходит из того, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80).

При этом по делам об оспаривании нормативных правовых актов судам следует проверять, имеется ли федеральный закон, который отнес рассмотрение таких дел к их компетенции (п. 3 ст. 191 АПК РФ, ст. 245 ГПК РФ).

Закон, допускающий признание недействующими актов об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в арбитражных судах, отсутствует.

Но как быть в тех ситуациях, когда, несмотря на неподведомственность спора, дело все-таки было рассмотрено арбитражным судом?

Показательно в этом отношении решение арбитражного суда, с целью недопущения отказа в правосудии принявшего к производству и рассмотревшего неподведомственное по букве закона дело об оспаривании нормативного правового акта, принятого государственным органом субъекта Российской Федерации в связи с отказом суда общей юрисдикции принять заявленный спор к рассмотрению (см.: Определение ВАС РФ от 30.06.2008 N 6694/08 и Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2008 по делу N А21-2860/2007 ).

Данный подход представляется верным, не только обеспечивающим реальный доступ к правосудию субъектам экономического оборота, но и обеспечивающим более квалифицированное рассмотрение спора в специализированной судебной инстанции.

Необходимость концентрации всех экономических споров (а именно к ним только и могут быть отнесены споры, связанные с кадастровой стоимостью земельного участка, и сопутствующие им вопросы налоговой практики) в арбитражной подведомственности - задача первоочередная для реформы судебной системы на современном этапе.

Подобная тенденция, наиболее отчетливо прослеживающаяся в корпоративной практике, должна получить свое скорейшее продолжение и в сфере налогообложения.

Конечно же, данное обстоятельство никоим образом не должно влиять на другой аспект проблематики защиты нарушенного права - о выборе заинтересованным лицом надлежащего способа защиты (справедливости ради отметим, что смещение акцентов при отказе в защите права от "выбора надлежащего способа защиты права" к "отказу в правосудии за неподведомственностью спора" в последнее время встречается все реже).

Независимо от решения вопроса подведомственности не подлежат удовлетворению требования ни об "установлении судом кадастровой стоимости в определенном размере", ни об обязании, например, "включить в земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков 100% их рыночной стоимости", получившие широкое распространение на практике (о чем далее скажем более подробно).

В тех же случаях, когда арбитражным судом в соответствии с исключительной подведомственностью (ст. 138 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 04.10.2005 N 7445/05 ) рассматривается дело об обжаловании акта налогового органа и при этом в виде отдельного требования оспариваются результаты кадастровой оценки, производство по делу в этой части подлежит прекращению, если же налогоплательщик ссылается на неверное определение налогооблагаемой базы, приводя при этом доводы о неверном указании кадастровой стоимости, его аргументы оцениваются наряду с иными доказательствами по делу при разрешении спора по существу.

Величина кадастровой стоимости и ее соотношение с оценкой рыночной стоимости земельного участка

По справедливому замечанию Н.А. Луниной: "Для успешного администрирования земельного налога необходима разработка такого понятия, как кадастровая стоимость... отсутствие понятия кадастровой стоимости земельного участка свидетельствует о неразработанности такого элемента налогообложения, как налоговая база" (Лунина Н.А. Необходимость изменения в подходах к определению кадастровой стоимости земельных участков для успешного администрирования земельного налога // Налоговое администрирование. Ежегодник. 2007. Статут, МАФП, Пепеляев, Гольцблат и партнеры, 2008. С. 180 ).

Первоочередным при этом представляется вопрос, не связанный непосредственно с процедурой налогового контроля, а носящий более содержательный характер - о правильности (обоснованности) расчета кадастровой стоимости и возможности ее последующего пересмотра (при несоблюдении именно этого критерия), в том числе в судебном порядке.

Итак, как уже отмечалось, для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса при этом проводится государственная кадастровая оценка земель.

При этом подрядчиком работ по кадастровой оценке земель по общему правилу выступают организации, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности (возможность привлечения к названным работам лиц, имеющих лицензию на осуществление оценочной деятельности, предусмотрена в Постановлении от 8 апреля 2000 г. N 316 (в ред. от 17.09.2007)).

Реализация "технической составляющей" кадастровой оценки земельных участков субъектами, также осуществляющими в качестве основной деятельности деятельность по рыночной оценке имущества, ни в коей мере не позволяет сделать вывод о прямой взаимосвязи кадастровой и рыночной стоимости (несмотря даже на то, что государственная кадастровая оценка земель основывается, помимо прочего, и на анализе рыночных цен: ст. 7 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, п. 2.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39 ).

Вместе с тем ссылки на "несоответствие методики определения кадастровой стоимости установленным правилам", а также на ее "необоснованность" (что по общему правилу подразумевает ее несоответствие рыночной стоимости) встречаются практически в каждом конфликте с налоговым органом, касающемся налогооблагаемой базы по земельному налогу (рассматриваемому либо в самостоятельном порядке, либо производно от вопроса недоимки и санкций).

Насколько приемлемы подобные аргументы?

Земельный кодекс Российской Федерации различает два вида стоимости земельного участка - кадастровую и рыночную.

При этом устанавливается (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ), что для целей налогообложения определяется именно кадастровая стоимость.

В ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что рыночная цена земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности, а для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель, т.е. методологически определение этих показателей различно, в т.ч. и на законодательном уровне.

Следует также учитывать, что ни федеральными законами, ни законами субъектов РФ, а также иными правовыми актами не предусмотрена обязанность перепроверять результаты кадастровой оценки (представляется, что в полномочия судов при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов также не входит проверка методов оценки и порядка проведения соответствующих расчетов).

Те же стандарты оценки исходят из определения рыночной стоимости объекта оценки как наиболее вероятной цены, по которой объект оценки может быть отчужден, и приведенных в стандартах видов стоимостей, отличных от рыночной, в том числе указывается стоимость объекта для целей налогообложения: определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов, т.е. величина, отличная от цены "продажи" (рыночной оценки, которая зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения), изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения)); кадастровая же стоимость - "экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования".

Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также содержит только определение понятия рыночной стоимости (ст. 3). Статьей 7 данного Закона установлено, что рыночная стоимость объекта оценки устанавливается только в том случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки.

Таким образом, нормативно не устанавливается тождество кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, и, как следствие, отсутствуют и указания на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью.

Дополнительно отметим, что законодательство не содержит указаний ни на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость, ни на то, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости.

Даже при подтверждении несоответствия показателей кадастровой стоимости рыночным ценам данное обстоятельство не может являться доказательством отступления от требований законодательства.

В тех же случаях, когда при проведении кадастровой оценки земельных участков не была собрана достаточная и достоверная информация о них, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, что привело к недостоверности кадастровой оценки как таковой (безотносительно от ее соотношения с рыночной стоимостью), следует учитывать, что само по себе признание недостоверными результатов государственной кадастровой оценки не предрешает вопрос о признании кадастровой стоимостью спорных земельных участков их рыночной стоимости, а тем более - обязании включить в земельный кадастр сведения о кадастровой стоимости данных участков, равной их рыночной стоимости (о возможности судебной проверки расчета кадастровой стоимости: Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2007 N 45-Г07-17 ).

Иной вопрос - в обязанности органа, допустившего нарушение прав и законных интересов землевладельца-налогоплательщика, фактически устранить допущенные нарушения, в том числе путем проведения надлежащей государственной кадастровой оценки земель и его понуждения к исполнению данной обязанности, помимо прочего и посредством становления на федеральном уровне (возможно - в рамках Росреестра) независимой комплексной кадастровой (со смежными - финансово-экономическими и землеустроительными исследованиями) экспертизы, результаты которой могут быть использованы и в процессе налогового контроля, и в судопроизводстве (следует отметить, что именно принудительное исполнение судебных актов в, казалось бы, бесспорных ситуациях является на текущий момент, пожалуй, наиболее острой проблемой налоговой практики, на что в очередной раз обращено внимание в статье Л.В. Кравчинского "Новые уроки старого дела, или ВАС РФ игнорируют - 2" // Налоговед. 2009. N 6. С. 59 - 66 ).

/"Налоги" (газета), 2009, N 36/

О "надлежащей публикации"

Если вопрос соответствия кадастровой стоимости рыночной неизбежно возникает при попытках оспаривания действий налоговых органов по сущностным критериям, то, отмечая формальные критерии защиты прав землевладельца-налогоплательщика, следует обратить внимание на следующее.

В силу п. 14 ст. 396 Налогового кодекса РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщика в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

По общему правилу это публикация в местном печатном органе, с надлежащим осуществлением которой закон связывает саму возможность для налогоплательщика "самостоятельно исчислить и уплатить земельный налог" (ст. 390 НК РФ), хотя закон не исключает и использование иных способов доведения информации.

Какая публикация (способ сообщения) может считаться "надлежащей"?

Основной критерий здесь один - размещение сведений осуществляется в открытых и доступных источниках, в том числе и на официальном сайте органа местного самоуправления, в справочной правовой системе, на стенде или любым иным способом, при этом налогоплательщику должна быть обеспечена возможность ознакомиться с полным текстом нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости и приложений к нему.

Само же по себе опубликование, например, соответствующего постановления без приложений не является нарушением конституционного принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ (любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения), поскольку в отношении результатов государственной кадастровой оценки земель законом установлен иной специальный порядок их доведения к сведению налогоплательщиков и при доказанности нарушения прав и интересов налогоплательщика они подлежат восстановлению, в том числе и в судебном порядке.

Согласно п. 14 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года. Само определение подобного порядка также вызывает немало вопросов.

Статьей 47 названного Закона предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Так, в судебной практике сложилась практика, согласно которой: утрата доказательств публикации или обнародования нормативного акта сама по себе не свидетельствует, что заинтересованным лицам не была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием, равным образом - даже отсутствие источника опубликования не влияет на свойство нормативности изданного акта и не нарушает прав налогоплательщика, "выполняющего предписание данного акта и уплачивающего налоги в течение длительного времени".

Данный подход представляется верным, хотя, возможно, и не во всем соответствующим букве закона.

При этом следует учитывать, что в случае признания нормативного акта неопубликованным производство по судебному делу подлежит прекращению, поскольку неопубликованный нормативный акт не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и, следовательно, не может нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не может возлагать на него какие-либо обязанности (возникающие при этом процессуальные проблемы обстоятельно рассмотрены в статье И.Р. Медведева "Оспаривание неопубликованных (незарегистрированных) нормативных правовых актов: последняя практика Верховного Суда Российской Федерации" // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. NN 11, 12; высказанные при этом автором предложения о внесении изменений в ч. 1 ст. 251 ГПК РФ и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" представляются обоснованными и заслуживают поддержки) .

Указанное правило применимо при оспаривании собственно акта об утверждении кадастровой стоимости земельного участка. В том случае, если данный довод является сопутствующим в налоговом споре, данный акт оценивается судом при вынесении решения как одно из доказательств по делу.

Также следует учитывать, что в соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ определен порядок, согласно которому кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года. Данная норма является специальной по отношению к нормам части первой НК РФ, в силу чего подлежит прямому применению и не может быть признана противоречащей положениям п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно позиции финансовых органов, если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную налоговую декларацию.

В случае же когда налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачен в установленные сроки по независящим от него причинам (не утверждена , не доведена кадастровая стоимость земельного участка ), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться (письмо Минфина России от 6 июня 2006 г. N 03-06-02-02/75).

При этом не учитываются положения п. 1 ст. 391 НК РФ, которыми устанавливается, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Статьей 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.

Если же кадастровая стоимость конкретных земельных участков своевременно не была определена, то это обстоятельство не позволяет налогоплательщику определить налоговую базу в виде кадастровой стоимости земельных участков.

Пунктом 1 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Поскольку в соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, а акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить, установленным считается налог только в том случае, если установлены все элементы налога, позволяющие рассчитать сумму налога.

Следовательно, и само доначисление налоговым органом земельного налога при вышеуказанных обстоятельствах является неправомерным.

Исправление "технической ошибки" как альтернативный способ защиты права

Пожалуй, наиболее эффективным способом налоговой оптимизации в сфере земельных отношений является возможность корректировки размера платежей в течение налогового периода в связи с исправлением так называемой технической ошибки в кадастре, посредством использования процедуры, предусмотренной ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Зачастую данный способ защиты права является наиболее действенным и вместе с тем наиболее коррупционно емким (что связано, на наш взгляд, в первую очередь с исключением собственно налоговых органов из соответствующей процедуры).

Итак, одной из наиболее важных проблем, возникающих в связи с исчислением и уплатой земельного налога, является вопрос, связанный с возможностью изменения размера налогооблагаемой базы в течение налогового периода.

В ст. ст. 52, 54 и 396 НК РФ указано на самостоятельное исчисление налогоплательщиками суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот и на основе документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (при этом данные о сумме налога, указанные налогоплательщиком в налоговых декларациях, должны быть достоверными, соответствующими объективно существующей обязанности по уплате налога в бюджет, установленной исходя из реальных и правильно определенных объектов налогообложения).

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно - как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).

Правомерно ли определение налогоплательщиком налогооблагаемой базы (заполнение налоговой декларации) с указанием кадастровой стоимости земельного участка, исходя не из отраженного в кадастре показателя, а руководствуясь иным критерием - например, определенным исходя из фактического использования земельного участка (в качестве его понимания налогоплательщиком), отличным от "разрешенного", зафиксированного в кадастровой документации?

Общеизвестен принцип кадастрового учета, согласно которому изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.

По общему же правилу, установленному в п. 1 ст. 391 и п. п. 12 и 14 ст. 396 НК РФ, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка).

Таким образом, в случае изменения в течение налогового периода вида разрешенного использования земельного участка при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка должна применяться налоговая ставка, установленная для того вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым определена кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база не может произвольно изменяться в течение налогового периода, в связи с чем такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.

Иной случай, если изменение в результатах государственной кадастровой оценки земли произошло вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенного обратным числом на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В этом случае налоговая ставка по земельному налогу подлежит применению с учетом такого исправления (данная позиция отражена Министерством финансов РФ в письмах от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05, от 18.12.2008 N 03-05-05-02/91, от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81 и от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120).

Налогоплательщик лишен возможности произвольно определять виды разрешенного использования принадлежащей ему недвижимости (и соответственно рассчитывать налогооблагаемую базу, руководствуясь иными критериями, нежели те, которые зафиксированы в кадастре). При этом ссылки на "общие принципы налогового законодательства, в силу которых "налоговые обязательства должны основываться на реальных экономических основаниях" (что повсеместно имеет место в случае расхождения "фактического" и "разрешенного" использования участков и более льготного налогообложения в первом случае), не могут быть признаны приемлемыми (что подтверждается многочисленными примерами административной и судебной практики).

Вместе с тем если при рассмотрении вопроса о произвольном определении налогоплательщиком налогооблагаемой базы будет установлено, что изначально в кадастр были внесены неверные сведения, то независимо от своевременности их корректировки (которая может быть осуществлена и после проведения контрольных мероприятий налоговыми органами) основания для применения к землевладельцу мер налоговой ответственности отсутствуют.

В каком порядке может быть устранена ошибка, допущенная в кадастре?

Основная проблема в подобных ситуациях заключается в классификации допущенной ошибки как "технической", а также соблюдении налогоплательщиком установленного порядка ее исправления (по существу решается вопрос о том, что в действительности имеет место: исправление ошибки или изменение вида разрешенного использования земельного участка).

Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" (от 24.07.2007 N 221-ФЗ) определяет техническую ошибку как "описку, опечатку, грамматическую или арифметическую ошибку либо подобную ошибку, допущенную органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшую к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях)" - пп. 1 п. 1 ст. 28.

Наряду с этим Закон приводит и определение "кадастровая ошибка в сведениях" (воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в кадастр) - пп. 2 п. 1 ст. 28.

Существовавшая ранее дефиниция представляется более удачной, поскольку, не разграничивая лиц, допустивших нарушение, - кадастровый орган, либо третьи лица, отмечала сущностную характеристику ошибки: несоответствие сведений кадастра первичным документам ("Под технической ошибкой, допущенной при ведении государственного земельного кадастра, понимается ошибка, приведшая к несоответствию сведений, внесенных в основные документы кадастра, дежурные кадастровые карты (планы), данным, содержащимся в представленных заявителем документах, явившихся основанием для внесения этих сведений в государственный земельный кадастр" - письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 21.04.2006 N ВК/0556).

Таким образом, редакция ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" позволяет вносить изменения в кадастр с налоговыми последствиями, ранее возникавшими при исправлении "технической ошибки", не только в отношении собственно подобных случаев, но и прежде всего при исправлении "кадастровой ошибки" (что в практическом плане встречается более часто).

Основной же вопрос и при исправлении собственно "технической ошибки", и при внесении изменений в кадастр в связи с допущенной "кадастровой ошибкой в сведениях" заключается в следующем.

С принятием Закона "О государственном кадастре недвижимости" ошибка в сведениях (в части ее кадастровой составляющей) может быть исправлена и на основании судебного решения, по требованию любого лица или любого органа (п. 5 ст. 28 Закона) (при этом требование заинтересованности заявителя как условие реализации его права на обращение за судебной защитой, безусловно, подлежит учету и в подобных случаях).

Представляется, что таким заинтересованным лицом может быть и налоговый орган, который в своей деятельности должен руководствоваться достоверными сведениями кадастра при осуществлении налогового контроля.

Равным образом и "техническая ошибка" может быть исправлена кадастровым органом по требованию налогового органа, заинтересованность которого в этом не вызывает сомнений (п. 2 ст. 28 Закона) (см. также: п. 2.2 Разъяснений по вопросам исправления технических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения, и информирования об этом налоговых органов и иных лиц, полагавшихся на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, приложение N 1 к письму Управления Роснедвижимости по Московской области от 12.03.2007 N 2717-1).

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения – не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.11.2017 № 13ВР-1766 "О проведении государственной кадастровой оценки государственным бюджетным учреждением Московской области "Центр кадастровой оценки" в 2018 году проводится государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категорий земель лесного фонда.

Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, указанных в решении о проведении государственной кадастровой оценки.

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой формируется Росреестром на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки.

В перечень включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки на иную дату. В перечень также включаются иные сведения и материалы в объеме, определенном порядком формирования и предоставления перечня.

В целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости. Порядок рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее форма, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 846.

  1. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки .

Определение кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

По итогам определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями к отчету составляются в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, которые являются проектом отчета.

В случае соответствия промежуточных отчетных документов требованиям к отчету Росреестр в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки промежуточных отчетных документов размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения таких документов на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, информация о котором содержится в промежуточных отчетных документах

Замечания представляются в течение пятидесяти дней со дня размещения указанных сведений и материалов любыми заинтересованными лицами в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Бюджетное учреждение вносит изменения в промежуточные отчетные документы по итогам рассмотрения замечаний к ним не позднее окончания срока размещения сведений и материалов в фонде данных и в течение десяти дней после истечения указанного срока составляет отчет, включающий в себя справку с информацией об учтенных и неучтенных замечаниях к промежуточным отчетным документам с обоснованием их учета, отказа в учете или об отсутствии замечаний, а также об исправлении выявленных Росреестром нарушений требований к отчету.

В течение двадцати рабочих дней Росреестр проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и Министерство имущественных отношений Московской области предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений.

В случае отсутствия нарушений, бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отсутствии нарушений направляет в Министерство имущественных отношений Московской области три экземпляра отчета на электронном носителе в форме электронного документа и одну копию отчета на бумажном носителе.

  1. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости .

Министерство имущественных отношений Московской области в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и в течение тридцати рабочих дней со дня принятия такого акта обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии.

Акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования).

Министерство имущественных отношений Московской области в течение трех рабочих дней со дня официального опубликования акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее 1 декабря года проведения государственной кадастровой оценки направляет его копию и экземпляр отчета, составленного на электронном носителе в форме электронного документа, в Росреестр для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости и размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки.

Название документа: Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Московской области (с изменениями на 21 ноября 2018 года) (утратило силу с 01.01.2019 на основании распоряжения Минмособлимущества от 27.11.2018 N 15ВР-1633)
Номер документа: 13ВР-1998
Вид документа: Распоряжение Минмособлимущества
Принявший орган: Минмособлимущество
Статус: Недействующий

Документ будет изменен

Опубликован: Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.11.2015

Ежедневные Новости. Подмосковье, N 222, 26.11.2015

Дата принятия: 24 ноября 2015
Дата начала действия: 30 ноября 2015
Дата окончания действия: 01 января 2019
Дата редакции: 21 ноября 2018

В настоящий документ вносятся изменения на основании:

Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Московской области

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Московской области *


Утратило силу с 1 января 2019 года на основании
распоряжения Минмособлимущества от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1633
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.12.2015) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.12.2015) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 распоряжения Минмособлимущества от 7 декабря 2015 года N 13ВР-2080);
распоряжением Минмособлимущества от 14 июня 2016 года N 13ВР-955 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 21.06.2016) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 11 июля 2016 года N 13ВР-1130 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 20.07.2016) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 15 августа 2016 года N 13ВР-1319
распоряжением Минмособлимущества от 6 сентября 2016 года N 13ВР-1429 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 08.09.2016) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 6 октября 2016 года N 13ВР-1562 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 25.10.2016) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 30 ноября 2016 года N 13ВР-1840 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 30.11.2016) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 2 декабря 2016 года N 13ВР-1861 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 02.12.2016) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 30 декабря 2016 года N 13ВР-2101 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.12.2016) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
(Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 20.03.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 31 января 2017 года N 13ВР-80 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 10.02.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 22 февраля 2017 года N 13ВР-179 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 13.03.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 11 апреля 2017 года N 13ВР-479 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru,
12.04.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 28 апреля 2017 года N 13ВР-605 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 02.05.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 2 мая 2017 года N 13ВР-617 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 05.05.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 2 июня 2017 года N 13ВР-858 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 07.06.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 14 июня 2017 года N 13ВР-959 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 14.06.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 18 июля 2017 года N 13ВР-1162 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 20.07.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 2 августа 2017 года N 13ВР-1199 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 08.08.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 21 августа 2017 года N 13ВР-1275 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 23.08.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 27 сентября 2017 года N 13ВР-1454 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 05.10.2017);
распоряжением Минмособлимущества от 29 сентября 2017 года N 13ВР-1463 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 29.09.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 11 октября 2017 года N 13ВР-1530 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 12.10.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 23 октября 2017 года N 13ВР-1577 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 27.10.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 30 ноября 2017 года N 13ВР-1767
распоряжением Минмособлимущества от 30 ноября 2017 года N 13ВР-1769 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.11.2017);
распоряжением Минмособлимущества от 1 декабря 2017 года N 13ВР-1784 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 01.12.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 14 декабря 2017 года N 13ВР-1862 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 15.12.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 27 декабря 2017 года N 13ВР-1963 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 28.12.2017) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 17 января 2018 года N 13ВР-14 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 18.01.2018)(распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 16 февраля 2018 года N 13ВР-193 (Официальный сайт Министерства имущественных отношений Московской области www.mio.mosreg.ru, 20.02.2018) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 23 марта 2018 года N 13ВР-333 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.03.2018) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 7 июня 2018 года N 13ВР-721 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.06.2018) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 10 августа 2018 года N 13ВР-1065 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 16.08.2018) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 2 октября 2018 года N 13ВР-1332 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 04.10.2018) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 31 октября 2018 года N 13ВР-1511 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.11.2018) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года);
распоряжением Минмособлимущества от 21 ноября 2018 года N 15ВР-1600 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 22.11.2018) (распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года).
____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие распоряжением Минмособлимущества от 30 января 2017 года N 13ВР-70


В соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" , Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" , Положением о Министерстве имущественных отношений Московской области , утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 N 842/27 , распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 09.07.2015 N 12ВР-1100 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Московской области в 2015 году", отчетом от 23.11.2015 N 1082/15/ГКО "Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Московской области":

1. Утвердить:

1.1. Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков и объектов капитального строительства, кадастровая стоимость которых определена в 2013 году), расположенных на территории Московской области (приложение N 1).

1.2. Средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости по кадастровым кварталам, в том числе по нулевому кадастровому кварталу Московской области (приложение N 2).
(Пункт 1.2 в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года распоряжением Минмособлимущества от 4 декабря 2015 года N 13ВР-2075 .

1.3. Минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости по населенным пунктам, муниципальным районам (городским округам) Московской области, а также минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости по Московской области (приложение N 3).
(Пункт 1.3 в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года распоряжением Минмособлимущества от 4 декабря 2015 года N 13ВР-2075 .

1.4. Утвержденная кадастровая стоимость действует во взаимосвязи с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 28.11.2013 N 1499 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Московской области".
(Пункт 1.4 дополнительно включен распоряжением Минмособлимущества от 30 января 2017 года N 13ВР-70 , распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года)

2. Установить, что приложения к настоящему распоряжению оформляются в виде электронных таблиц.

3. Пункт исключен - , распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года..

____________________________________________________________________
Пункты 4, 5 и 6 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 3, 4 и 5 настоящей редакции - распоряжение Минмособлимущества от 30 января 2017 года N 13ВР-70 , распространяется на отношения, возникающие с 1 января 2016 года.

____________________________________________________________________

3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", размещению (опубликованию) его полного текста на интернет-портале Правительства Московской области и официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области (http://mio.mosreg.ru)

4. Настоящие распоряжение в той части, в какой оно во взаимосвязи с нормами статьи 401 , статьи 402 и пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2016 года.

5. Настоящее распоряжение вступает в силу с момента размещения (опубликования) его полного текста на интернет-портале Правительства Московской области.
(Пункт дополнительно включен с 30 ноября 2015 года распоряжением Минмособлимущества от 7 декабря 2015 года N 13ВР-2080)

Министр имущественных отношений
Московской области
А.В.Аверкиев

Приложение N 1. Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков и объектов капитального строительства, кадастровая стоимость которых определена в 2013 году), расположенных на территории...

Приложение N 1
(В редакции, введенной в действие
распоряжением Минмособлимущества
от 21 ноября 2018 года N 15ВР-1600 ,
распространяется на отношения,
возникающие с 1 января 2016 года. -
См. предыдущую редакцию)

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков и объектов капитального строительства, кадастровая стоимость которых определена в 2013 году), расположенных на территории Московской области *

________________
* Текст приложения не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

Приложение N 2. Средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости по кадастровым кварталам Московской области

Приложение N 2

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Балашиха *

Бронницы *

Власиха *

Восход *

Дзержинский *

Долгопрудный *

Домодедово *

Дубна *

Жуковский *

Звездный городок *

Звенигород *

Ивантеевка *

Коломна *

Королев *

Котельники *

Красноармейск *

Краснознаменск *

Лобня *

Лосино-Петровский *

Лыткарино *

Молодежный *

Озеры *

Орехово-Зуево *