Централизованная (командная) экономика. Рыночная экономика

Экономика, управляемая централизованно, государственными органами, на основе директивных планов и программ, прямого подчинения нижестоящих органов вышестоящим, при государственной собственности на средства производства.

  • - налоги, выплачиваемые крестьянством феод, государству...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - одновременное заполиение топливом баков нескольких самолётов непосредственно на местах их стоянки или на площадках подготовки к полётам, осуществляемое с помощью централизованного заправщика...

    Словарь военных терминов

  • - система горячего водоснабжения с приготовлением горячей воды в одном месте и транспортированием её потребителям по трубопроводам - централна водоснабдителна система за топла вода - ústřední soustava zásobování teplou vodou -...

    Строительный словарь

  • - железнодорожная стрелка, остряки которой переводятся автоматически устройствами, управляемыми из одного центрального пункта - стрелка с централно управление - ústředně stavěná výměna - fernbediente Weiche - központi irányítású váltók -...

    Строительный словарь

  • - база данных, размещенная в виде единого информационного массива на одном или нескольких носителях в одной ЭВМ.См. также: Базы данных Информационные массивы  ...

    Финансовый словарь

  • - библиотечная обработка документов в одном учреждении для ряда библиотек или информационных центров, а также для нескольких филиалов одной библиотеки или одного информационного центра.По-английски: ...

    Финансовый словарь

  • - добровольное объединение библиотек в структурно-целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата и единого фонда. состоит из центральной библиотеки и библиотек-филиалов...

    Финансовый словарь

  • - форма централизации учета, при которой бухгалтерский учет деятельности нескольких однородных предприятий сосредоточивается в одном централизованном учетном органе...

    Большой экономический словарь

  • - перевозка, при которой предприятие автомобильного транспорта общего пользования обеспечивает доставку грузов от одного грузоотправителя всем грузополучателям или одному грузополучателю от всех грузоотправителей,...

    Большой экономический словарь

  • - религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций...

    Административное право. Словарь-справочник

  • - Г., производимая по согласованию со специально создаваемой в крупных городах организацией, ведущей учет и распределение свободных больничных...

    Большой медицинский словарь

  • - бухгалтерский учет деятельности нескольких предприятий, который проводится в едином централизованном учетном органе...

    Словарь бизнес терминов

  • - "...: противокриминальная охрана территориально рассредоточенных объектов с помощью пунктов централизованной охраны..." Источник: "СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ...

    Официальная терминология

  • - "...28) централизованная система водоотведения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;..." Источник: Федеральный закон от 07.12...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИКА" в книгах

Централизованная дипломатия

Из книги Сто сорок бесед с Молотовым автора Чуев Феликс Иванович

Централизованная дипломатия – В большинстве случаев послы – передатчики, что им скажут, они только в этих пределах действуют. Я видел, когда мне приходилось действовать в качестве министра иностранных дел, особенно после Сталина, многие удивлялись, что я так

Централизованная канализация

Из книги Обустройство и ремонт дома быстро и дешево. Коммуникации и интерьер своими руками всего за 2 месяца автора Казаков Юрий Николаевич

Централизованная канализация Централизованная канализация бывает двух типов: общесплавная и раздельная.При общесплавной нефильтрованные (дождевые, талые) воды смешиваются с бытовыми водоотходами в канализационной сети.Раздельная подразумевает, что дождевые воды

Централизованная поставка горюче-смазочных материалов

Из книги Бюджетный учет. Организация и ведение автора Соснаускене Ольга Ивановна

Централизованная поставка горюче-смазочных материалов Любое учреждение имеет на балансе автомобиль, эксплуатация которого невозможна без горюче-смазочных материалов (ГСМ). Варианты приобретения ГСМ различны, например, самостоятельно путем безналичного перечисления

15. Виды сводок: простая и сложная статистическая сводка; централизованная и децентрализованная статистическая сводка

Из книги Теория статистики автора Бурханова Инесса Викторовна

15. Виды сводок: простая и сложная статистическая сводка; централизованная и децентрализованная статистическая сводка Простая статистическая сводка – это операция по подсчету общих итоговых и групповых данных по совокупности единиц наблюдения и оформление этого

1.10. Новая экономика - экономика клубов

Из книги Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка автора Долгин Александр Борисович

1.10. Новая экономика - экономика клубов Подытожим сказанное в первой части.Перспективы общества теснейшим образом связаны с развитием клубной жизни. Эта связь неочевидна, но она чрезвычайно важна. Качество жизни как отдельного человека, так и общества в целом напрямую

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Праксиологическая экономика и математическая экономика

Из книги Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы автора Кэллахан Джин

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Праксиологическая экономика и математическая экономика Проблема цен и издержек исследуется и с помощью математических методов. Всегда существовали экономисты, которые считали, что единственным подходящим методом изучения экономических проблем являются

1.5. Парадигмы мира после холодной войны. (Хантингтон С. Если не цивилизации, то что? // США: Экономика, политика, экономика.1994.№6.)

Из книги Закат Америки автора Поликарпов Виталий Семенович

1.5. Парадигмы мира после холодной войны. (Хантингтон С. Если не цивилизации, то что? // США: Экономика, политика, экономика.1994.№6.) На протяжении 40 лет ученые - специалисты в области международных отношений и политики действовали и мыслили категориями парадигмы холодной

Глава 26 Экономика. Рыночная экономика. Плановая экономика. Финансовый кризис и кризис управления

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Глава 26 Экономика. Рыночная экономика. Плановая экономика. Финансовый кризис и кризис управления Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. Лоуренс Питер «Социоэкономическая структура общества формирует

Централизованная дипломатия

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Централизованная дипломатия - В большинстве случаев послы - передатчики, что им скажут, они только в этих пределах действуют. Я видел, когда мне приходилось действовать в качестве министра иностранных дел, особенно после Сталина, многие удивлялись, что я так

Централизованная канализация

Из книги Современный монтаж сантехники и канализации в доме и на участке автора Назарова Валентина Ивановна

Централизованная канализация В зависимости от того, какие сточные воды поступают в канализационную сеть, различают канализацию общесплавную и раздельную. При общесплавной канализации дождевые и талые воды поступают в канализационную сеть совместно с бытовыми

Централизованная настройка телефонов (Autoprovisioning/Endpoint configurator)

Из книги автора

Централизованная настройка телефонов (Autoprovisioning/Endpoint configurator) При установке SIP-телефонов в одной локальной сети с сервером Elastix или при подключении офисов к Elastix через VPN-каналы открывается возможность удаленной централизованной настройки (Autoprovisioning), доступной в меню PBXBatch

Централизованная структура

Из книги Управление проектами для "чайников" автора Портни Стэнли И.

Централизованная структура Традиционная централизованная структура проектной организации предусматривает иерархическое подчинение специализированных подразделений, например, отдел кадров, отдел информации (рис. 6.1) - центральному руководству. Все задачи

«Рыночная экономика» = «теневая экономика»

Из книги Мировая кабала. Ограбление по… автора Катасонов Валентин Юрьевич

«Рыночная экономика» = «теневая экономика» Если постараться отойти от стереотипов мышления, формируемых учебниками экономической теории, и взглянуть на современную «рыночную экономику» непредвзято, то можно без натяжек сказать: она вся, на 100 % является «теневой

Экономика без «экономикс» В.Львович Экономика без рынка

Из книги Экономика без «экономикс автора Львович Вячеслав

Экономика без «экономикс» В.Львович Экономика без рынка Рынок не на деревенском базаре, а в экономике страны и мира, это скорее жест отчаяния, жест беспомощности руководства страны перед лицом хозяйственного хаоса, властной и политической неразберихи. Это отчаянная

I. Централизованная миссия

Из книги Византийское миссионерство [Можно ли сделать из «варвара» христианина?] автора Иванов Сергей Аркадьевич

I. Централизованная миссия В шестом столетии происходит мощное расширение христианского ареала, причем главная роль здесь принадлежит централизованной миссии. Началась ли эта деятельность при Юстиниане I или еще при его предшественниках, Анастасии и Юстине I?

Централизованная экономика характеризуется следующими чертами:

1.Это «приказная» экономика, так как все действия подчиняются приказам с цифровыми выкладками. Они адресованы экономическим агентам государством, которое является единственным центром принятия решений.

Государственный план является обязательным для всех экономических агентов. Вмешательство государства – прямое и детальное. Роль государства в управлении экономикой состоит в следующем: 1) оно определяет задачи экономики; 2) оно определяет средства выполнения этих задач; 3) оно определяет сроки выполнения этих задач.

2.Централизованно управляемая экономика – это экономика технических производственных единиц. Предприятие не принимает решений о направлениях и способах удовлетворения потребностей с расчётом получения максимальной прибыли. Прибыль «планируется» государством, так как в ценах устанавливается плановый уровень рентабельности. Государство устанавливает для каждой единицы объём производства и предоставляет ей определённое количество факторов, необходимых для получения этого объёма через государственную систему материальнотехнического снабжения.

Между производственными единицами устанавливается структурная связь: все они являются частями огромной машины, работа которой регулируется государством. Главной фигурой, осуществляющей планирование является технический специалист..

3.Центрально управляемая экономика – это экономика технических и объективных расчётов. Это проявляется в том, что вместо рыночных цен и расчётов в деньгах делаются чисто условные административные оценки; планы и приказы центральных властей основываются на расчёте физических качеств, которые выражаются в общих учётных ценностях. Понятие экономических издержек постепенно утрачивает своё значение.

Из всего перечисленного образуется количественное и статистическое равновесие между пропорциями экономической деятельности и количествами предложения и спроса. В этих условиях искусство планирования заключается в быстром распознавании во времени узкого места.

Особую трудность при централизованном планировании вызывает определение потребностей потенциальных потребителей той или иной продукции. Глобальные расчёты, опирающиеся на нормативные коэффициенты затрат тех или иных факторов производства, часто приводят к возникновению диспропорций между ними. Это экономика дефицита.

Практика государственного планирования в экономике СССР свидетельствует о возникновении постоянных диспропорций, ликвидация которых становится основной функцией плановых органов, как в масштабе отдельных отраслей, так и всей страны.

Вместе с тем, централизированная экономика является эффективной в периоды экстремальных ситуаций. Практика СССР показала, что в период Великой Отечественной войны концентрация усилий государства на достижение глобальной цели – обеспечение материальнотехнической базы военных действий – оказалась весьма плодотворной.

Для централизированно управляемой экономики характерным является то, что планы отдельных предприятий и домашних хозяйств не разрабатываются самостоятельно и не взаимоувязываются между собой с помощью цен.

Планы центральных органов определяют что, где, сколько и как должно быть произведено и как будет осуществляться распределение социального продукта.

Существует два типа центрально управляемой экономики:

с частичной собственностью и –с коллективной собственностью на средства производства.

Первый тип – Германия, второй тип – Россия.

В том и другом случае централизованное планирование осуществляется в четыре этапа:

1.Сбор плановостатистических данных и разработка натуральных балансов.

2.Планирование потребностей, ресурсов и балансирование потребностей и ресурсов.

3.Издание производственных директив, направляемых каждому предприятию.

4.Контроль за выполнением плана.

Этот процесс включает многочисленные взаимоувязки, согласования на различных уровнях управленческой иерархии. Каковы основные особенности централизованного управления экономикой?

Центральное управление предполагает существование нормирования, унификации и стандартизации, поскольку учитывать многообразные потребности индивидуального характера в едином планирующем центре практически невозможно.

Вовторых, центральное планирование приводит к значительной концентрации производства и увеличению размеров предприятий.

В третьих, в условиях централизованного планирования в самих управляющих системах (министерствах, ведомствах) возникает тенденция к «групповой анархии», то есть тенденция борьбы отраслевых отделов за обладание ресурсами.

В четвёртых, в руководящем слое на всех уровнях управления приоритет получают инженеры. Это приводит к вытеснению экономистов из сферы управления.

В пятых, централизованное управление экономикой не смогло обеспечить равновесия, пропорциональности спроса и предложения, что влекло наличие «дефицита» практически всех видов товаров народного потребления и большей части производственного назначения.

В шестых, наличие постоянных диспропорций вынуждало предприятия постоянно завышать заявки на необходимые ресурсы, что приводило к созданию излишних запасов сырья и материалов, омертвлению капитала, способствовало снижению эффективности производства.

В седьмых, в централизованной экономике потребители практически исключены из процесса регулирования производства.

В восьмых, в централизованной экономике сильно выражена склонность к осуществлению капитальных вложений при одновременно небрежном отношении к обеспечению потребителей товарами.

В девятых, склонность к осуществлению капитальных вложений является абсолютно надёжным средством обеспечения полной занятости людей.

Еще по теме 10.1. Централизованная экономика и государство.:

  1. Вопрос 3: Основные условия и этапы объединения русских земель в централизованное государство

ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  

Централизованная экономическая система  

В то же время централизованные экономические системы имеют свои ПРЕИМУЩЕСТВА. Они (при умелом руководстве) могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне. Они обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненных благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать безработицы в обществе (хотя достигается это, как правило, за счет искусственного сдерживания роста производительности труда там, где мог бы работать один, работают двое и более человек). Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для безынициативной, нетворческой части общества, которая предпочитает хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот. Вот почему подобные системы весьма живучи. Тем не менее все эффективные экономики современности работают на рыночных принципах.  


Что представляет собой централизованная экономическая система Назовите ее "плюсы" и "минусы".  

Централизованная экономическая система, ее главные черты и основные "плюсы" и "минусы".  

Разработка и внедрение программы квалификации, подготовки и переподготовки преподавательского состава экономического факультета НГУ в области экономического образования в сочетании с созданием центра активных методов обучения . Предполагается разработать учебные и методические пособия для следующих разделов экономический порядок, экономическое законодательство, трансформация планово-централизованной экономической системы макроэкономические факторы народного хозяйства экономическая политика как инструмент экономической стабилизации,  

В настоящее время Франция решает важные задачи на национальном уровне с целью разработки и коммерческого освоения современной техники в таких областях, как средства связи , ядерная и другие виды энергетики. Своим активным отношением к проблемам экономического роста и обновления Франция отличается от других стран Западной Европы , в которых заметны признаки экономического застоя. Для Франции, страны с сильно централизованной политической системой, характерна руководящая роль государства в научно-техническом развитии . Французское правительство энергично ведет программу ядерных реакторов-множителей и с недавних пор разрабатывает план применения микропроцессоров в телефонной связи , вызвавший интерес во всем мире. Франция также проявляет большое внимание к японскому опыту.  

Централизованная плановая система хозяйствования привела к экстенсивному использованию природных и людских ресурсов, к непрерывному падению темпов экономического роста.  

Экономический и административно-правовой методы управления функционируют на единой методологической основе , так как они служат выражением сознательного использования обществом объективных экономических законов и преследуют единые экономические цели. Экономические методы наиболее результативны тогда, когда они реализуются в рамках централизованно управляемой системы , поскольку они нуждаются в административном регулировании . Кроме того, чем лучше разработаны экономические методы , тем меньше требуется распорядительской деятельности.  

Ликвидация плановой централизованной системы привела к исчезновению прежних организационных форм управления в строительстве. Исчезла дореформенная система финансирования капитальных вложений , что явилось результатом принципиальных преобразований как в политической, так и в экономической системах России.  

Пятилетний период (1992-1997) был временем адаптации к рынку не только налоговых правоотношений , но и всей российской системы товарно-денежных отношений . В этот период резко возросла потребность в том, чтобы обеспечить достоверной информацией всех экономических контрагентов, включая зарубежных партнеров России. В связи с этим была развернута широкомасштабная научно-методическая работа по созданию Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее Концепция). Создание новых концептуальных основ бухгалтерского учета - проблема крайне сложная, поскольку ее решение заключается в кардинальной трансформации всей нормативно-методической базы учета и отчетности, более 70 лет служившей потребностям централизованной экономики, в систему, обеспечивающую интересы не только отдельных собственников, но и государства как персонифицированного производителя общественных услуг и товаров. Концепция призвана обеспечить интегрированные интересы внутренних и внешних пользователей на уровне отечественной экономики, а также способствовать расширению сферы российского участия на международном рынке товаров, труда и капиталов. Несмотря на то, что предпринятые в 1996-1997 гг. усилия Правительства России переориентировать систему бухгалтерского учета на потребности рынка существенно изменили принципы построения его базовых основ, они не привели ее за слишком короткое для этого время в соответствие с требованиями мировых стандартов рыночной экономики . Поэтому система бухгалтерского учета переживает, как любая другая экономическая система , все трудности переходного к рынку периода и сопряженные с этим просчеты и недостатки реформирования своих методологических и методических основ. Особенно это проявляется в системе экономических отношений собственников с государством.  

Формирование централизованно-плановой системы хозяйствования в России было обусловлено переходом к новой социально-экономической формации и необходимостью вывода экономики страны из развала, в котором она оказалась вследствие мировой и гражданской войны. Для начального периода становления новой государственной системы было характерным полное расстройство финансов и денежного обращения , натурализация всех хозяйственных отношений. В руководстве народным хозяйством широко при-  

Экономика в странах Древнего Востока достигла своих высот при централизованном управлении. У греков не было единого народнохозяйственного организма, как не существовало, и единой Эллады (самоназвание Греции), и единого народа. Были отдельные полисы, каждый со своей замкнутой финансово-экономической системой . Они то воевали между собой, то заключали союзы. Но торговые, а затем и денежные связи сохранялись и разрывали замкнутый круг обособленности. Можно констатировать очевидное ослабление у древних греков по сравнению, например, с египтянами интереса к практической стороне управления и печальный для бухгалтеров факт отсутствие восторженного поклонения им, преклонения перед их деятельностью, уменьшение популярности и престижности бухгалтерской профессии.  

В функционирующей на основе разделения труда экономике требуется государственное регулирование многосторонних интересов, чтобы избежать насильственного решения общественных конфликтов. Согласование и учет интересов производителей и потребителей и связанное с этим регулирование необходимо каждой экономике, основанной на общественном разделении труда , будьте экономика рыночная , или централизованная. Поэтому интересы производителей и потребителей можно обозначить как самостоятельные, независимые от типа экономической системы интересы.  

В нынешнем столетии централизованная система банковского бизнеса стала рассматриваться не только в качестве привычного явления, но даже как одно из обязательных условий достижения высших ступеней экономического развития . Вера в желательность центральных банков стала всеобщей. В последнее время выявилось стремление к усилению сфер контроля за счет учреждения международных банковских институтов, а также через международное сотрудничество между уже существующими центральными банками различных государств. Тем не менее, отсутствуют какие-либо систематические исследования причин предполагаемого превосходства централизованной банковской системы над ее альтернативами.  

После 1875 г. все страны, уже имевшие к тому времени централизованную систему банковского бизнеса, сделали выбор в ее пользу, более не дискутируя вопрос о целесообразности такого шага. Тема практического выбора между этой системой и ее свободной альтернативой с тех пор уже не затрагивалась. Более того, декларированное превосходство централизованной системы превратилось в обыкновенную догму без сколько-нибудь ясного понимания природы ее преимуществ. Однако, среди крупнейших экономических держав до сих пор оставалась одна, где все еще не существовало централизованной организации банковского дела , и державой этой были Соединенные Штаты Америки. Целью настоящей главы является рассмотрение некоторых из причин, в конце концов , приведших в 1913 г. к введению и в этой стране централизованной банковской системы.  

В странах с огосударствленной экономикой возникающие при превышении объемом спроса объема предложения ограниченного подобным образом (например, заложенного в план) количества товара и вытекающей отсюда конкуренции покупателей теневые процессы могут иметь дополнительную специфику. Помимо уже рассмотренных случаев, а также различных денежных и неденежных "надбавок" к официальной цене Рг (например, взяток или встречных услуг покупателя продавцу) до уровня, равного или эквивалентного Pq, могут появиться и нередко действительно формируются тенденции производителя "обосновать" перед управляющими инстанциями желаемое им повышение цены до Pq путем действительного или мнимого роста издержек, что также может быть изображено на том же графике (рис. 3.16) тем же самым сдвигом кривой предложения S до положения ST. В таком случае мы получаем вполне наглядное изображение действия пресловутого "затратного механизма". В странах с централизованной огосударствленной экономической системой возможен и иной результат воздействия государства на объем предлагаемого на рынке товара , когда планируемое и производимое по такому плану количество товара QK превышает равновесное количество Q (рис. 3.17). Р I S  

Экономической основой анализируемой системы экономики является директивное планирование. Все и вся определяющий центр, единственный обладатель конечной истины, материализует свою политическую волю в виде экономических планов . В экономике господствует общественная, или государственная собственность . Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям, отдельным производителя, включая и сельское хозяйство . Непременным элементом системы является административная коллективизация сельского хозяйства , имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности , насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы, жестко контролируемые централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.  

Переход от системы централизованного планирования в ее крайней абсолютизированной форме к другой, жизнеспособной экономической системе является объективной необходимостью в целях, преодоления рассмотренных выше противоречий, которые со временем сделали не оправдавшую себя систему практически недееспособной. Выход из создавшегося положения лежит в данном случае в переходе к рыночной системе . Естественно, что такой переход должен занять длительный период времени, его продолжительность определяется выбором модели рыночной системы , а также зависит от глубины продолжающегося в постсоциалистических условиях кризиса переходной экономики , в рамках которой и происходит преобразование прошлой экономической системы . Отсюда сложность проблемы выбора модели будущей национальной экономической системы.  

Концепция социального рыночного хозяйства исходит из того, что частное хозяйство в его чистом виде (без государственного вмешательства) столь же неизбежно чревато неэффективным функционированием экономики, не говоря уже о социальной несправедливости. Основная идея социального рыночного хозяйства заключается в следующем Принцип рыночной свободы должен быть взаимосвязан с поддержанием социальной гармонии Экономическое регулирование и координация деятельности должны происходить в первую очередь через рынки. Однако государство обязано вмешиваться с теми или иными корректирующими мерами, как только возникает опасность, что развитие рыночных процессов приведет к социально нежелательным и несправедливым результатам. Итак, социальное рыночное хозяйство представляет собой, по сути дела, промежуточную концепцию между чисто рыночной и централизованно регулируемой системами экономики . Рыночное хозяйство здесь выступает как несущая опора всего экономического порядка. Однако оно не предоставлено само себе, а сознательно регулируется государством. Так возникает социально управляемый рыночный механизм.  

Власть способна создать объект согласия внутри организации, что проявляется главным образом, в возможности сделать выбор вместо... . Здесь речь идет о фундаментальное характеристике экономической организации (начиная с самоуправляемого кооператива вплоть до жестко централизованной бюрократической системы). Иерархическая организация представляет собой многоуровневую структуру , состоящую из взаимосвязанных подсистем, элементы которых имеют право принимать решения . Иерархия организации определяет порядок соподчинения подсистем и элементов в системе управления организацией , распределения управленческих функций и ответственности. Жизнедеятельность подобной структуры осуществляется за счет информационного обмена между подсистемами и элементами как по вертикали, так и по горизонтали. Процесс взаимного обмена информацией по вертикали и горизонтали иерархии образует прямую и обратную связь в системе управления . Понятия степень свободы (т. е. нижестоящий элемент структуры свободен в своих решениях в рамках поставленных ему сверху задач и ограничений) и прямая и обратная связь являются фундаментальными в теории управления организацией , поскольку их содержание определяет сущность и качество управления.  

Кольцевыеперевозки применяются для обслуживания пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому, с обязательным возвратом транспорта в начальный пункт. Эта система перевозок очень эффективна, о чем свидетельствует опыт объединения Автомосквич. Здесь в результате внедрения централизованной кольцевой системы внутризаводских перевозок в 2,5 раза повысилась эффективность использования транспорта, в 1,8 раза снизилась стоимость транспортировки грузов. Одновременно уменьшилась численность рабочих , занятых выполнением этих операций. Точно так же на Таганрогском комбайновом заводе в результате перехода к кольцевым маршрутам было высвобождено 65 вспомогательных рабочих , 20 единиц безрельсового транспорта и получен годовой экономический эффект 48 тыс. руб.  

В то же время опыт государственной планово-централизованной экономики высветил принципиальную неразрешимость проблемы сбалансированности внутри этой системы. Доказательством тому служат, во-первых, значительное отставание по уровню благосостояния от стран рыночной экономики во-вторых, деформация ее структуры в сторону отраслей, выпускающих не конечную, а промежуточную продукцию (утяжеление структуры) в-третьих, наличие резких перепадов в технико-технологической оснащенности различных отраслей и отдельных предприятий. Такое состояние экономики становится естественным и проявляется в хронической дефицитности, замедлении темпов экономического роста , снижении эффективности . В этом смысле кризис экономической системы, являясь по характеру институциональным, в то же время малопредсказуем по возможным результатам.   системы моделей оптимального планирования или рыночного механизма.  

PAGE_BREAK--Рисунок 1.1. Общие моменты любой экономической системы

Человеческое общество в своём развитии использовало и использует различные экономические системы. Они различаются подходом и методами решения основных экономических проблем.

В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы - рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы - централизованная и традиционная. И все же обобщенно можно выделить два основных способа организации производства и соответственно два типа экономических систем: централизованную и рыночную. Остановимся на этих типах экономических систем и рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них.
§ 1.2 Централизованная экономическая система
Суть данной системы – в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – как распределить произведенное. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой1. Характеризуя ее выделим следующие главные черты (рис. 1.2).

Основные черты

Q Господство государственной собственности

Q Диктатура государственного плана в экономике

Q Административные методы управления экономикой

Q Финансовая диктатура государства

Основные плюсы

V Более стабильная экономика

V Больше уверенности людей в будущем

V Меньше неравенства в обществе

V Гарантия минимального жизнеобеспечения всем

V Нет проблемы трудоустройства

V Удобный для многих государственный патернализм

Основные минусы

Ø Неудовлетворительная работа госсобственности

Ø Нет стимулов к усердному труду

Ø Безынициативность и безответственность работников

Ø Неэффективность экономики и всеобщие дефициты

Ø Диктат производителей над потребителями

Ø Низкий уровень жизни людей
Рисунок 1.2. Характеристика централизованной экономики

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия – всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение), а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвертых, на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки – все заранее «расписано» и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: «самодеятельность» и «неучтенное» новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный – неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

В то же время государственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они при условии умелого, несвоекорыстного и неантинародного руководства могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне; обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненный благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается за счет искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один, работают два человека и более).

Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной части общества. Они предпочитают хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот, полагая, что именно государство должно «накормить народ».

Вот почему подобные системы живучи: у них много поклонников. И все же одной «распорядительностью» никого накормить нельзя. Вначале надо произвести то, чем можно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производство современные экономики работают не на административно-командных, а на рыночных принципах1.
§ 1.3 Рыночная экономика и ее преимущества
Рыночная экономика – это хозяйственная система, основанная на добровольном сотрудничестве индивидов, на прямых связях между самостоятельными производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу товаров2. Такой естественный взаимообмен «дает людям то, чего они хотят, - подчеркивает Фридмен, - а не то, чего они должны хотеть по разумению какой-то группы». Важнейшие черты свободной экономики можно свести к следующим шести пунктам (рис. 1.3).

Так, социально-экономическую основу рыночного хозяйства составляет частная собственность на землю и другие средства производства. Именно на ее базе главными действующими лицами в экономики являются индивидуальные, партнерские, акционерные и смешанные предприятия.

Та же частная собственность служит материальной основой свободного предпринимательства, при котором каждый человек может заняться любой законной предпринимательской деятельностью, сам решает, что, как, и для кого и сколько производить, и сам «кует свое счастье». Вместе с тем каждый предприниматель не только свободен, но и лично материально ответственен за результаты своей хозяйственной деятельности: нет сбыта продукции – терпит убытки, а то разоряется; причинен ущерб партнерам, потребителям, обществу или природной среде – платит штрафы, неустойки, компенсации.

Вспомним, к примеру, недавние многомиллионные выплаты американских табачных компаний жертвам курения. Фирмы поплатились за то, что недостаточно предупреждали потребителей о смертельной опасности своей продукции, о высокой вероятности поражения курильщиков такими заболеваниями, как рак легких, желудка, закупорка сосудов ног, гангрена и пр.

Главные черты

Ø Основа экономики – частная собственность на ресурсы

Ø Свобода и материальная ответственность предпринимателей

Ø Свобода выбора экономических партнеров

Ø Личная выгода участников экономических связей

Ø Саморегулирование экономики рыночными факторами

Ø Минимум вмешательства государства в экономику

Основные достоинства

Q Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность

Q Отторгает неэффективное и ненужное производство

Q Справедливо распределяет доходы по результатам труда

Q Дает больше прав и возможностей потребителям

Q Не требует большого аппарата управления

Основные недостатки

¨ Усиливает неравенство в общество

¨ Вызывает большую нестабильность в экономике

¨ Не заботится о необходимых обществу, но бесприбыльных благах

¨ Безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе
продолжение
--PAGE_BREAK--Рисунок 1.3. Характеристика рыночной экономики

Свобода выбора потребителями, предпринимателями и наемными работниками своих экономических партнеров и покупаемых товаров и услуг. Причем благодаря большому разнообразию продуктов решающее слово принадлежит потребителю. Именно его вольный выбор в конечном счете определяет, что и сколько должна производить экономика. По образному выражению Фридмена «каждый может проголосовать за цвет своего галстука»: достаточно вынуть кошелек и оплатить понравившуюся покупку.

Личная выгода каждого из участников экономических отношений. Она является лучшим стимулятором человеческой инициативы, изобретательности, активности. К тому же, преследуя личную выгоду, человек зачастую невольно «работает» на интересы других. Так, производители в погоне за прибылью лучше удовлетворяют запросы потребителей. От стремления рабочих к высокой зарплате выигрывают и фабриканты: растет производительность труда.

Саморегулирование экономики под воздействием рыночных факторов: свободно складывающихся цен, свободной игры спроса и предложения, конкуренции. Этот механизм – чуткая «нервная система» самонастраивающейся экономики. Потому то и «нет ничего выше и умнее рынка», как любят повторять на Уолл-стрит.

И в самом деле, если, скажем, спрос на товар повысится, то его цена возрастет. Это сделает производство товара более выгодным, и его изготовители увеличат выпуск. И тот же рынок непременно накажет за неоправданное вмешательство в его регулировочный механизм. К примеру, если государство, заботясь о бедняках, в приказном порядке занизит цену на какой-то товар, последний тут же исчезнет с прилавков и его продажу придется нормировать.

Минимум дирижизма, то есть контроля и управления экономикой со стороны государства. Чем меньше государство вмешивается в экономику, тем меньше помех для рыночной саморегулировки, меньше госсектор с его весьма вероятной убыточностью, меньше бюрократизма и злоупотреблений чиновников, коррупции и увиливания от налогов, меньше патернализма, а значит, меньше пассивности и иждивенчества людей, больше стимулов к творческому поиску, новаторству и энергичному труду.

В связи с этим интересны размышления Егора Гайдара, полагающего, что от соотношения сил государства и бизнеса в экономике зависит уровень преступности в обществе. «Фокус» в том, что ослабление государственных позиций делает главной фигурой в стране бизнесмена, а усиление государственности ставит в центр всего чиновника. Последний же «всегда потенциально более криминогенен, чем бизнесмен». Почему? «Бизнесмен может обогащаться честно, только бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бесчестно»1.

Основными достоинствами рыночной системы является то, что она стимулирует высокую предприимчивость, труд и плодотворное хозяйствование; экономически отторгает неэффективные и/или ненужные обществу производства; обеспечивает наиболее справедливое распределение доходов между участниками общественного производства – по конечным результатам их деятельности; дает больше прав и возможностей выбора потребителям; наконец, рыночная система не требует большого управленческого аппарата2.

Эффективность рынка подтверждает исторический опыт многих стран, но наиболее нагляден пример Литвы и Финляндии, испытавших на себе разные хозяйственные системы. В конце 1920-х годов первая даже опережала вторую по ряду позиций. После насильственного присоединения Литвы к СССР ей пришлось принять советскую модель с туго завинченной централизацией. Свободная же Финляндия продолжила свой рыночный путь. И вот результат: к моменту краха советской империи (1991) Литва оказалась просто нищенкой на ярком фоне финского процветания.

Еще более убедителен опыт тех стран, где разные экономические системы разделили один и тот же народ: германский, китайский, корейский. Там, где господствовали приказная система и социализм – в ГДР, КНР и Северной Корее, - там царили неэффективность экономики, низкий престиж усердного и творческого труда, недемократичность, несвобода. И наоборот, ФРГ, Гонконг и Тайвань, Южная Корея все более экономически и демократически прогрессировали. Таким образом, граница между достатком и бедностью стран проходит по линии, разделяющей свободный рынок и централизацию, капитализм и социализм1.


§ 1.4 Минусы рынка и проблема внешних эффектов
В нашем многоликом мире ни в чем нет совершенств, не без недостатков и рыночная модель (рис. 1.3). Во-первых, она усиливает неравенство в обществе: частная собственность на землю и капитал позволяет преуспевающим бизнесменам накапливать огромные богатства. Кроме того, такие богатства могут быть получены не своим трудом, а по наследству.

Во-вторых, рыночная экономика отличается нестабильностью, ей свойственны подъемы и спады, а значит, и периодические обострения проблем безработицы, инфляции, снижения жизненного уровня людей. В-третьих, рыночную систему не интересует бесприбыльное производство таких нужных обществу благ, как жизнеобеспечение нетрудоспособных и безработных, всеобщее здравоохранение и образование, публичные библиотеки, охрана общественного порядка и безопасность страны, освещение улиц и пр.

Наконец, в-четвертых, рынок «глух» к тем неблагоприятным экологическим и социальным последствиям, которые возможны в результате предпринимательской деятельности (вредные воздействия на людей, разрушение внешней среды, безработица). Эти последствия порождают проблему так называемых внешних эффектов, на которой здесь уместно хотя бы кратко остановиться.

Внешние эффекты – это побочные следствия хозяйственной деятельности, выпадающие на долю не связанных с нею людей. Скажем, автозаводы производят и охотно продают свою продукцию довольным автолюбителям, а окружающим достаются ядовитые выхлопы, шум, грязь, опасности на дорогах.

Подобных отрицательных внешних эффектов (издержек) множество – промышленные стоки, дым, вибрация, одуряющие запахи, пищевые отравления. Однако случаются и положительные эффекты (выгоды) – к примеру, образовательные услуги конкретным лицам одновременно повышают духовный уровень всего общества, уменьшая в нем алкоголизм, наркоманию, преступность пчелы из хозяйства фермера – пасечника опыляют соседние сады; телебашня служит хорошим ориентиром для окрестных жителей и т.п.

Проблема внешних эффектов в том, как устранять или компенсировать их отрицательные проявления? Предложения сводятся к двум основным путям: государственному (запреты, проверки, штрафы, дополнительные налоги с виновных и выплаты пострадавшим, введение жестких стандартов) и частному – через прямое соглашение между самими заинтересованными сторонами.

Так, англо–американский экономист Рональд Коуз отдает предпочтение последнему. По его выводам, известным как теорема Коуза, в случаях, когда четко определены права собственности, число заинтересованных лиц невелико и стоимость сделки незначительна, проблема внешних эффектов лучше решается через частные соглашения. А задача государства здесь – благоприятствовать таким соглашениям.

И в самом деле, возьмем конкретный пример большого жилого дома с привычно загроможденным машинами двором. Удовольствия автовладельцев здесь больно бьют по интересам немоторизованной части жителей (приватизация куска общей земли; отравление воздуха, почвы, растительности; шум, вытеснение площадок для отдыха). Как смягчить эту проблему?

Государственный путь возмещения побочных эффектов сводится к налогам и «размазыванию» собранных сумм по общим программам благоустройства района (в лучшем случае), а в худшем – по карманам чиновников (доплаты, премии). Жители же данного дома от этого мало что получают.

Частный путь обеспечивает компенсацию более адресно и полно. Здесь все обитатели двора и дома (их собственники) образуют так называемый кондоминиум с равными правами на общие площади и неотравленную окружающую среду. Автовладельцы же выкупают у товарищества право на дополнительные площади и невольный вред внешней среде. Собранные деньги используются на благоустройство данного двора (вплоть до разведения сада), на уплотнение окон квартир, установку в них кондиционеров, на оплату витаминов, смягчающих вред от яда машин, и т.п.

На частном пути возникает еще один плюс: домовладельцы могут сами сдавать в аренду помещения первого этажа и подвала, зарабатывая средства для кондиминиума, а не отдавая их чиновникам жилищных контор1.
§ 1.5 Сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономик
В заключение попробуем представить краткую сравнительную характеристику командной и рыночной экономик (табл. 1.1). Первые четыре строки в таблице уже обсуждались выше и потому не требуют дополнительных пояснений. Последняя же, пятая строка проявляет еще одно весьма существенное различие между системами: если централизованная, командная экономика предстает главным образом как распределительная, то рыночная – как производящая.

Для наглядности тут уместно вспомнить притчу о рыбе и удочке: можно регулярно давать на прокорм человеку рыбу, а можно раз и навсегда дать ему удочку, чтобы он кормил себя сам. Первый вариант напоминает централизованную систему, второй – рыночную (где «удочка» – это государственные гарантии частной собственности и свободы предпринимательства, «легкие налоги» (Смит) и определенные правила бизнеса).

Сопоставляя централизованную (социализм) и рыночную (капитализм) системы, австро-англо-американский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992) подчеркивает, что они функционируют на разных принципах. А именно. В основе «командной экономики» лежат «сознательные порядки» – организации и институты типа фабрики, армии, жестких уставов, создаваемых с заранее определенной целью и действующих по плану, в заданном «сверху» режиме.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Рыночная экономика. Понятие смешанной экономики.

Рыночная экономика - характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя , что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Свобода выбора становится основой конкуренции.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность . Она является гарантией соблюдения заключенных контрактов и невмешательства третьих лиц. Экономическая свобода - фундамент и составная часть свобод гражданского общества.

Основные характеристики рыночной экономики

Рыночной экономике присущи следующие черты:

§ частная собственность;
Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов.

§ свободное предпринимательство;
Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя - потребитель решает, что должно производиться.

§ ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения;
Тем самым рынок осуществляетсаморегулирующую функцию. Обеспечивает рационально эффективный способ производства. Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения.

§ конкуренция;
Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом.

§ ограниченная роль государства. Государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений - заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом.

Комплекс макроэкономических показателей здоровой экономической системы рыночного типа:

§ Высокий темп роста ВВП (ВНП), в пределах 2-3% в год;

§ Низкий, не выше 4-5% годовой рост инфляции;

§ Дефицит государственного бюджета не выше уровня 9,5% от размера ВВП;

§ Уровень безработицы не выше 4-6% от размера экономически активного населения страны;

§ Неотрицательный платежный баланс страны.

Яндекс.ДиректВсе объявленияРешаю контрольные. Без предоплаты Экономика. Статистика. Финансы. Налоги. Эконометрика. Маркетинг. Менеджментsites.google.com

Рыночная экономика в России

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

Экономические системы преобладающего большинства раз­витых стран мира (США, Япония, Германия, Великобрита­ния, Швеция, Франция, Италия и других стран) являются смешанными . В них сочетаются преимуществатрадиционной, командной и рыночной экономики . К примеру, в Японии – стране сразвитой рыночной экономикой большую роль играют национальные традиции и обычаи, которые во многом определили «японское чудо». Таким образом:

Смешанная экономика - это система, основанная на различных формах собственности, развитие которой регулируется рынком, традициями и централизованными решениями.

В этой системе большая часть экономических ресурсов и благ находится в частной собственности, а меньшая часть принадлежит государству. Вмешательство государства в экономику в различных странах колеблется от 10 до 50%. Это значит, что оно контролирует указанный процент производства товаров и услуг, или ему принадлежит такой объем экономических благ, который государство может распределить по своему усмотрению.

В смешанной экономике государство, производители и потребители играют важную роль в ответах на вопросы: что, как, кто и для кого производить. Это позволяет достигнуть высокой эффективности производства в сочетании с высоким уровнем удовлетворения потребностей людей. Изобилие потребительских благ, свобода их потребления и производства, высокие доходы и качество жизни людей в смешанной экономике наглядно демонстрируют ее достоинства. В такой системе участники хозяйства при­слушиваются к выводам экономистов и в ней выполняются законы и принципы экономики . Значит, успехсмешанной экономике обеспечен.

В рамках смешанной экономической системы существуют национальные модели организации хозяйства, например американская, японская, шведская, немецкая. Практическая реализация данных моделей способствовала созданию «экономического чуда» - стремительного развития экономики в этих странах. Одной из перспективных моделей экономического развития общества является модель «социальной рыночной экономики », созданная и воплощенная в реаль­ность немецким экономистом и политическим деятелем Людвигом Эрхардом. Социальное рыночное хозяйство представляет собой сочетание свободной конкуренции и защиты общества от негативных явлений рыночной экономики. В основе такой организации хозяйства лежит принцип «свободы и конкуренции ровно столько, сколько возможно, регулирования и вмешательства столько, сколько необходимо». Социальная рыночная экономика обеспечивает социальный мир и согласие с существующим порядком вещей, благодаря ответственности и активности каждого человека. Такой вывод может означать только одно: Россия выбирает этот путь экономического развития при условии, что «правительство из народа, с народом и для народа» . (А. Линкольн).

И обобщив приведенный материал, мы получаем представление обо всех особенностях экономических систем и для наглядности разместим их в таблицу, то есть обобщим полученные данные в систему. Для этой цели больше всего подходит наглядная таблица, в которой выделены особенности экономических систем.

централизованная экономическая система, ее главные черты основные плюсы и минусы.

Централизованная (командная) экономика

В этой экономике решения о том, что и как производить, кому распределять, принимаются государственными органами. Все работники здесь подчинены государственному чиновнику, он - более важному чиновнику и так далее вплоть до императора или Генерального секретаря правящей партии. Командная экономика, существовала в нашей стране до самого последнего времени.

Согласование деятельности различных производителей в централизованной экономике происходит с помощью планов, поэтому такую экономику называют также плановой. Это делается примерно так.

На самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим автомобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановый орган (у нас это был Госплан) рассчитывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и прочих ресурсов для выпуска всех запланированных автомобилей. Следующий этап - расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства этих ресурсов.

Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Потом подсчитывается,

сколько всего каждого продукта должно быть произведено. Эти цифры доводятся до мини

стерств, отвечающих за каждую отрасль. Предположим, Министерство черной металлургии получает задание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство в свою очередь расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько продукции какого вида каждый завод должен по

ставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет план по цехам, цех -по участкам и т.д. вплоть до самого работника-сталевара.

Для работы этого сложного механизма требуется огромное количество управляющих, планирующих, рассчитывающих и проверяющих чиновников. Для того, чтобы побуждать подчиненных выполнять планы-приказы, начальник должен иметь над ними реальную власть, обеспеченную силой всего государства. Все это очень дорого стоит. Но главная трудность

централизованного планирования производства заключается в определении, сколько же единиц каждого продукта нужно обществу. В современной экономике количество выпускаемых видов изделий измеряется сотнями тысяч. Рассчитать их производство с какой-то степенью точности не сможет даже самый мощный суперкомпьютер. Ведь для этого нужно знать вкусы и потребности многих миллионов людей. Поэтому в реальной жизни расчет плана происходит так: все существующие в стране промышленные и сельскохозяйственные предприятия сообщают "наверх", сколько они могли бы произвести в будущем году (для этого к прошлогоднему объему производства добавляется еще немного, предположим 5%). Эти количества с небольшими поправками кладутся в основу плана, который затем возвращается "вниз", на те же предприятия.

Понятно, что в централизованной экономической системе менять сложившуюся структуру производства, т. е. соотношения между выпуском различных изделий, почти так же трудно, как и в традиционной. Но в отличие от традиционной в централизованной экономике не распространено натуральное хозяйство и достаточно развито разделение труда, а значит, все предприятия взаимозависимы. Поэтому приблизительный характер планов может создать перед ними немалые сложности. В централизованной экономике даже в самый благополучный период всегда бывает дефицит одних товаров и избыток других. Стремясь поправить дело, государство меняет планы, но поскольку неясно, на какую точно величину их менять, то там, где был дефицит, возникает избыток, и наоборот.

Технология производства также определяется государством, потому что ему в централизо

ванной системе принадлежат все здания, сооружения, станки и прочие ресурсы. Поскольку

управляющий экономикой чиновник лично не заинтересован в результатах ее работы, он

вряд ли будет прилагать большие усилия к тому, чтобы способ производства был самым эффективным.

Все произведенные в централизованной экономической системе продукты поступают в собственность государства и распределяются им. Размер получаемых человеком благ зависит от места, которое он занимает в пирамиде управления: меньше всего достается простому работнику, больше всего - высшему начальнику. Обмен продуктами происходит в рамках ограниченного участка экономической системы - розничной торговли потребительскими товарами (т. е. в продовольственных и промтоварных магазинах и на базарах). При этом цены товаров тоже назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

Рыночная система

В рыночной экономической системе действуют производители, свободные от власти традиций и не подчиненные государственным органам. Каждый из них сам решает, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной-единственной цели - личного интереса, увеличения собственного богатства и благосостояния.

В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготовляет продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена. Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменивая свой товар, производитель может получить все необходимое для удовлетворения своих потребностей. Взаимозависимость людей в рыночной экономике очень велика. Но в отличие от ремесленника, работающего по заказу, товаропроизводитель часто производит свой товар для неизвестного ему заранее покупателя. В отличие же от централизованной

рыночная экономика не гарантирует производителю, что он сможет обменять свой продукт на другие. Обратной стороной свободы выбора являются риск и полная личная ответственность.

Но произвести обмен товара на товар не так уж просто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Вполне вероятно, что, скажем, сапожник готов обменять сапоги на пироги, но пирожник хотел бы получить за свой товар что-нибудь другое. Для того, чтобы удовлетворить всех, пришлось бы затевать длинную цепочку обменов вроде той, которую у нас часто можно встретить при обмене квартир.

Выход может быть только такой: условиться, что какой-нибудь один товар будут принимать все продавцы без исключения. Такой товар называется деньгами.

В истории человечества деньгами перебывали разные товары: скот, меха, ракушки. За

тем в большинстве стран решили сделать деньгами драгоценные металлы: золото и сереб

ро. В настоящее время деньгами являются особые бумаги и монеты, выпускаемые

центральным банком каждого государства. Никакой самостоятельной ценности в хозяйст

ве эти деньги в отличие от скота, мехов и т.д., а также монет из драгоценных металлов,

которые можно переплавить на украшения, не имеют. Ценность придает им авторитет

выпускающего их государства.

Обмен товара на деньги называется его продажей, обмен денег на товар - покупкой. Количество денег, которое можно выручить при продаже товара, называется его ценой.

Экономическая система, состоящая из свободных товаропроизводителей, которые связаны между собой отношениями купли и продажи, называется рыночной. Слово "рынок"

на всех языках первоначально означало то место, где торгуют. Такие рынки стали возникать

с незапамятных времен, потому что даже во времена, когда господствовало натуральное хозяйство, некоторые товары: соль, железо, пряности, драгоценности - привозили из дру

гих мест и продавали на рынках купцы. Однако в те времена жизнь большинства жите

лей не была связана с рынком

В конце XVIII - середине XIX вв. в западноевропейских странах произошла про

мышленная революция, в результате которой большинство товаров стало произво

диться уже не вручную, а с помощью машин. Количество товаров резко увеличилось

и они стали продаваться на рынках. Более того, купля и продажа охватили не только

продукты, но и факторы производства. Предметом торговли стали машины и оборудо

вание, а также земельные участки, которые раньше принадлежали феодалам и могли

только передаваться по наследству. Продаваться и покупаться стал и труд работни

ков, которые теперь могли свободно им распоряжаться в отличие от крепостных и це

ховых ремесленников и их подмастерьев. Так возникли рынки капитала, земли и

труда. Общество, в котором в экономике господствует рыночная система, получило

название капитализм. В рыночной, или капиталистической, экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно получить больше всего денег. Технология также выбирается по возможности самая эффективная, потому что все произведенные блага принадлежат изготовителю, и чем их больше, тем он богаче.

Более сложный вопрос о распределении продуктов в рыночной экономике. Как рыночная экономическая система умудряется навести порядок в этой компании эгоистов, делающих, что кому заблагорассудится? Ведь здесь справедливость распределения и обмена не обеспечивается ни обычаем, ни властью государства. На этот вопрос ответил знаменитый английский экономист Адам Смит в своей книге "Богатство народов" (1776 г.).

Адам Смит родился в шотландском городке Киркалди. Обучался в университетах Глазго и Оксфорда. Затем Смит переехал в Эдинбург, где читал лекции по английской литературе и риторике. Успех этих лекций создал ему имя в научных кругах, поэтому уже в 28 лет он был приглашен в университет Глазго в качестве профессора, а затем возглавил там кафедру нравственной философии (сегодня мы назвали бы ее кафедрой общественных наук).

Первая книга Смита "Теория нравственных чувств" посвящена проблемам этики - науки о морали, о правилах человеческого поведения. Казалось, что после ее выхода жизнь автора ограничится университетской наукой, тем более что Смит обладал очень спокойным и замкнутым характером. Однако в 1764 г. все меняется: Смит оставляет кафедру и уезжает во Францию в качестве гувернера молодого английского герцога. В Европе он много путешествует и встречается с самыми известными учеными своего времени - Вольтером, Кенэ, Тюрго и другими. Там же он начал писать свое наиболее знаменитое произведение - "Исследование о природе и причинах богатства народов", которое увидело свет в 1776 г. Дальнейшая жизнь Смита протекала без заметных событий; он занимал почетную должность таможенного комиссара Шотландии, вел активную исследовательскую и публицистическую деятельность

С "Богатства народов" Смита начинается самостоятельная эко

номическая наука, ранее экономические знания относились к

предмету нравственной философии.

2.1 АДАМ СМИТ (1723-1790)

Главный вывод книги Смита: рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе. Вмешательство государство ей скорее вредит, чем помогает. Смит утверждал, что" в рыночной системе каждый человек, преследуя собственный интерес, иначе говоря, личную выгоду, выбирает себе то занятие, которое лучше всего оплачивается, производит товар, имеющий наибольшую цену. Благодаря этому все люди (а

значит, и все общество) достигают наилучшего для себя результата, ресурсы общества распределяются наиболее эффективно. Кроме того, поскольку наиболее выгодные продукты начинают производить сразу много человек, между ними возникает соревнование (конкуренция) и цена товара в конце концов снижается, что тоже выгодно обществу. Как выразился Смит, "невидимая рука" подталкивает эгоистов к общественному благу.

Но для этого нужно, чтобы каждый человек мог свободно заняться делом, которое он считает самым выгодным. Никто не должен (как в традиционной или централизованной экономике) ограничивать его выбор, указывать ему, чем следует и чем не следует заниматься.

В последующих главах мы более подробно рассмотрим, как работает система рыночной экономики.

Смешанная экономика

Как правило, реальная экономика какой-либо страны не является чисто рыночной, чисто централизованной или чисто традиционной. В развитых странах мы сталкиваемся с I сочетанием рыночной и централизованной экономики при господстве первой из них, а в развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки - всех трех типов экономических систем. Такое сочетание называется смешанной экономикой. Например, в самой рыночной экономике мира - в США государство тоже вмешивается в процесс распределения продукта и выдает бедным талоны на покупку продуктов. В то же время в такой централизованной экономике, как советская, даже в годы сталинизма существовали продовольственные и вещевые рынки, на которых граждане могли попытаться купить то, что не получали от государства.

A. Способ согласования деятельности производителей в условиях разделения труда называется экономической системой. Каждая экономическая система решает три важнейшие

проблемы: что, как и для кого производить. .

Б. Выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную,

централизованную (командную) и рыночную. В традиционной экономике проблемы, что,

как и для кого производить, решаются на основе обычаев и традиций, в централизованной - с помощью плана, устанавливаемого государством, а в рыночной - на основе целей и интересов свободных производителей, которые изготовляют наиболее выгодные для себя товары и конкурируют друг с другом.

B. Товар - это продукт, произведенный для обмена.

Обмен осуществляется с помощью особого товара - денег. Цена - это количество денег, которое можно выручить при продаже товара, т.е. при обмене его на деньги,

Г. В реальной экономике каждой конкретной страны основные типы экономических систем сочетаются, образуя смешанную экономику.