Часть 1 статьи 113 нк рф. Прочие нюансы регулирования

Все нюансы и аспекты, связанные с пополнением государственной казны из кошелька физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, регулируются силами налогового законодательства, а точнее – кодекса. В его статьях содержатся нормы отношений между субъектами обязательств и сроки, при истечении которых показатель вероятности наложения штрафа или лишения свободы сводится к нулю.

– пункт, регулирующий временные интервалы давности по правонарушениям, связанным с уплатой налогов или их неуплатой. Традиционно она посвящена срокам давности в применении наказаний, связанных с налоговыми правонарушениями. Она содержит в себе множество нюансов, регулирующих поведение сторон при исполнении законодательных требований, действия при их нарушении, срок давности по функционированию этих правонарушений.

Согласно базовым нормам, отраженным в рамках статьи 113 НК РФ, можно отметить следующее .

В отношении этих пунктов возникает большое количество вопросов и мнений, а также юридических лазеек и тонкостей. Мнение конституционного суда Постановление, которое было принято 14 июля 2005 г., Конституционный суд признал актуальным и сообщил, что статья 113 НК РФ не имеет абсолютно никаких противоречий конституции. Согласно ее нормам, лицо не может привлекаться за нарушение НЗ в случае, если с момента его осуществления или завершения периода, в который оно было совершено, истек период СД, равным трем годам.

Т. к. начальная стадия течения СД не вызывает никаких сомнений, в процессе анализа этой нормы специалистами было уделено особое внимание вопросу, когда именно налогоплательщика принято считать привлеченным.

Одни стороны полагают, что налогоплательщик признается привлеченным с момента, когда налоговый орган принимает соответствующее решение. Другие подразумевают, что лицо, которое обязано уплачивать налоги, не может быть привлечено к наказанию до тех пор, пока в силу не вступит соответствующее судебное решение о необходимости взыскания санкций.

Этот вопрос сохраняет свою актуальность для ст. 112 НК РФ. Ведь она признает совершение налогового нарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности, обстоятельством, которое ее отягощает . Вопрос, стоящий остро, связан с тем, когда именно принято считать лицо привлеченным к ответственности.

Это имеет тесную взаимосвязь с применением налоговой санкции, которая может быть наложена в принудительном или добровольном порядке. При этом лицо нельзя считать наказанным, если в ходе принятия судебного или налогового решения и до его исполнения в силу вступил закон, который устраняет ответственность за совершение того или иного деяния.

Прочие нюансы регулирования

Силами конституционного суда было установлено, что в рамках формулировки ст. 113 НК РФ имеется в виду то, что в отношении виновного лица не может быть начат процесс привлечения к ответственности после того, как истечет СД, составляющий 3 года . Эта процедура состоит из целого ряда этапов и стартует непосредственно с момента, когда было обнаружено правонарушение, и составлен соответствующий акт, обладающий чертами правоприменительной бумаги.

То есть получается, что в качестве окончательной и завершающей точки для расчетных операций и мероприятий по СД выступает составленный акт проверки .

СД привлечения к ответственности стоит однозначно отличать от СД по взысканию налоговых санкций. Ведь последний параметр – это временной период, до завершения которого контролирующие службы имеют право сделать обращение, чтобы взыскать налоговые санкции .

Если говорить о первом параметре, он представлен временным интервалом, по истечении которого лицо, допустившее упущение, не может быть наказано.

День совершения налогового нарушения определяется на основании его вида. К примеру, если произошло нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии баланса в банке (в соответствии со ст. 118 НК РФ), то в качестве дня совершения этого преступления выступает день, следующий после прохождения для 10-дневного периода, что предусмотрено в ст. 23 НК РФ. Или же исчисление может стартовать со следующего дня после завершения налогового периода, в течение которого было проведено нарушение.

Стоит принять во внимание и тот факт, что налоговый период – календарный год или другой временной отрезок, например, месяц, квартал, который применяется в отношении определенных видов налогов.

По его завершении происходит определение налоговой базы и исчисление налоговой величины, подлежащей обязательному внесению в систему государственного бюджета. Эта норма отражена в рамках ст. 55 НК РФ. Эти нормы распространяются на все виды и направления взносов налогового характера.

Особенности уплаты НДС: примеры

Если со стороны налогоплательщика не был уплачен налог на добавленную стоимость за июнь2017 года, то в связи с тем, что срок уплаты – 20 июля 2017 г., в качестве начала течения срока давности принято использовать 1 августа 2017 г.

Получается, что он истекает 1 августа 2020 годового периода. В рамках ст. 113 НК РФ не имеется взаимосвязи между моментом окончания его течения и датой выявления правонарушения, а также составления акта. 3 года, по истечении которых лицо не может привлекаться к ответственности, подлежит расчету со дня совершения преступления или со следующего дня после завершения НП.

Таким образом, нормы действующего законодательства устанавливают срок давности по совершению подобных правонарушений, равный 3 года .

То есть по его истечении лицо не сможет быть привлечено ни к уголовной, ни к административной, ни к гражданско-правовой ответственности. Все, что происходит до завершения этого периода, может быть запросто направлено на предъявление обвинений и вынесение наказаний в адрес виновного лица, нарушившего нормы действующего законодательства.

СТ 113 НК РФ .

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

2. Исключен.

Комментарий к Ст. 113 Налогового кодекса

Комментируемая статья устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

По общему правилу, установленному пунктом 1 комментируемой статьи, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" и ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)" Налогового кодекса РФ.

В отношении указанных составов налоговых правонарушений срок давности привлечения к налоговой ответственности начинает течь со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Положения ст. 113 Налогового кодекса РФ были предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 июля 2005 года N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" отметил следующее. "Установленный статьей 113 Налогового кодекса РФ срок давности в три года является универсальным, его продолжительность едина для всех видов налоговых правонарушений, предусмотренных главой 16 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем законодатель исходя из общих принципов юридической ответственности, в том числе справедливости, соразмерности и пропорциональности, может установить дифференцированные сроки давности с учетом видов налоговых правонарушений, их характера и степени общественного вреда".

Пункт 1.1 комментируемой статьи Налогового кодекса РФ предусматривает возможность приостановления течения срока давности привлечения к ответственности в случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Моментом приостановления течения срока давности привлечения к ответственности считается день составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 Налогового кодекса РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Согласно п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 года N 9-П по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения ст. 113 Налогового кодекса РФ не могут служить основанием для прерывания течения срока давности и означают, что течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта - с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Официальный текст :

Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

2. Исключен.

Комментарий юриста :

Нарушитель налогового законодательства освобождается от ответственности, если к моменту вынесения решения по выявленным фактам истек срок давности привлечения к ответственности. Установление такого срока преследует цель, исключить применение наказаний за деяния, утратившие актуальность за давностью времени. Для применения института давности необходимо установить не только величину срока давности, но также определить: с какого момента начинается его течение; какие обстоятельства прекращают его течение; какие периоды времени не учитываются при его исчислении.

Кодекс об административных правонарушениях указывает моменты для определения даты начала течения срока давности: день совершения правонарушения, день обнаружения правонарушения и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела. Начало течения срока давности зависит от момента совершения правонарушения. В тех случаях, когда этот момент можно конкретно определить, течение срока начинается со дня совершения нарушения. Когда же дату нарушения можно лишь соотнести с тем или иным налоговым периодом, срок давности исчисляется со дня, следующего после окончания соответствующего налогового периода.

При этом материальные составы некоторых налоговых правонарушений предусматривают в качестве обязательного признака правонарушения наличие недоимки, а она может быть выявлена только по окончании налогового периода. Поэтому до истечения такого периода нельзя сделать вывод о наличии правонарушения. Этим объясняется указание в статье 113 на то, что исчисление срока давности со следующего дня после окончания налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового Кодекса РФ, поскольку составы этих правонарушений предусматривают учет налогового периода.

Срок давности исчисляется в соответствии с общими правилами исчисления сроков (). Статья 113 не предусматривает никаких оснований для прерывания течения срока давности. Таким основанием не является и возбуждение уголовного дела. Согласно статье 108 Налогового Кодекса РФ предусмотренная Налоговым кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Следовательно, при возбуждении уголовного дела по фактам выявленных нарушений налогового законодательства нет законных оснований для привлечения лица к ответственности, установленной Налоговым Кодексом.

Если же расследование уголовного дела по каким-либо основаниям будет прекращено, то на течение срока давности для привлечения к ответственности за налоговое правонарушение это не окажет никакого влияния. Это правило направлено на пресечение практики необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности за налоговые правонарушения. Уголовное преследование в налоговой сфере должно применяться лишь в крайних случаях и при наличии убедительных оснований. Если же уголовное дело возбуждается лишь как средство давления на неплательщика, без каких-либо процессуальных перспектив, это может привести к тому, что при затянутых сроках следствия лицо вообще избежит какой-либо ответственности из-за истечения срока давности.

(наименование статьи в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436)

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности) (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436).

1-1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 . В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

(Пункт 1-1 введен Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436)

2. (Пункт 2 исключен Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3487)

Д.Е. Ковалевская,
адвокат

Л.А. Короткова,
юрист

В Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обратился Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Согласно ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности); исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ; исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

Одновременно с жалобой на нарушение конституционных прав ст. 113 НК РФ в Конституционный Суд Российской Федерации обратилась гражданка Полякова Г.А.

Конституционный Суд Российской Федерации, выявив, что жалоба и запрос касаются одного и того же предмета, соединил дела по этим обращениям в одном производстве.

Результатом рассмотрения жалобы и запроса стало принятие Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" (далее - Постановление N 9-П).

Вопрос о конституционности положений ст. 113 НК РФ впервые был поднят ОАО "Нефтяная компания "Юкос", которое обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод положениями п. 7 ст. 3 и ст. 113 НК РФ. Конституционный Суд Российской Федерация, рассматривая жалобу, пришел к выводу, что заявитель, по существу, просил подтвердить, а не опровергнуть конституционность данного положения и фактически только выражал несогласие с решением арбитражного суда. Определением от 18.01.2005 N 36-О Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы, указав, что положениями п. 7 ст. 3 и ст. 113 НК РФ, примененными в конкретном деле, права заявителя нарушены не были.

На основании ст. 71 Федерального конституционного закона 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ) определение является разновидностью решений, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации. При этом согласно данной норме законодательства определение принимается Конституционным Судом Российской Федерации без рассмотрения существа вопроса о конституционности нормы. В данном случае определением оформлен отказ Конституционного Суда Российской Федерации в принятии к рассмотрению жалобы заявителя.

Постановлением N 9-П положения ст. 113 НК РФ признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части данного постановления указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения ст. 113 НК РФ не могут служить основанием для прерывания течения срока давности и означают, что течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта - с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Законодатель правомочен внести соответствующие дополнения и изменения в регулирование последствий пропуска срока давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Впредь до внесения таких дополнений и изменений суд в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки может признавать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и взыскивать с него налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации.

Одновременно судьями А.Л. Кононовым, Г.А. Гаджиевым, В.Г. Ярославцевым были выражены особые мнения.

Необходимо учитывать, что особые мнения судей Конституционного Суда Российской Федерации не являются судебными актами, равными по юридической силе постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, а потому не могут служить ориентиром при применении арбитражными судами действующего законодательства.

В силу положений Закона N 1-ФКЗ конституционно-правовой смысл положений ст. 113 НК РФ, выявленный в Постановлении N 9-П, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Постановление по делу о проверке конституционности положений ст. 113 НК РФ было оглашено Конституционным Судом Российской Федерации 14 июля 2005 года и в силу ст. 79 Закона N 1-ФКЗ с данной даты вступило в силу.

С учетом вышеизложенного с 14 июля 2005 года налоговые органы при оформлении результатов проведенных выездных и камеральных налоговых проверок и арбитражные суды при рассмотрении вопроса о привлечении лица к налоговой ответственности могут руководствоваться позицией Конституционного Суда Российской Федерации, которая заключается в следующем.

1. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, может быть привлечено к налоговой ответственности, если с момента совершения налогового правонарушения (в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ, - со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода) до момента принятия налоговым органом акта проверки [если для оформления результатов налоговой проверки, в ходе которой обнаруживается налоговое правонарушение, акта налоговой проверки не требуется, - до момента принятия руководителем (заместителем руководителя) решения] не истекли три года (срок давности).

2. Положения ст. 113 НК РФ не препятствуют привлечению налогоплательщика к ответственности, если факт налогового правонарушения выявлен налоговым органом с соблюдением требований настоящего Кодекса о предельном сроке глубины охвата налоговой проверки (три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки) и о сроке хранения отчетной документации (в течение четырех лет).

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации разрешил судам взыскивать штрафы и за пределами давностных сроков за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки. С учетом вышеизложенного проверяемые налоговым органом периоды могут отстоять от даты составления акта по результатам налоговой проверки намного дальше, чем три года.

Согласно ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Год проверки - это год, когда налоговый орган фактически начал проверку. И если годом начала проверки был 2005 год, даже закончив проверку в 2006 году (или в 2007 году*1), налоговый орган будет вправе рассчитывать на взыскание штрафов за период 2002-2004 годов.
_____

*1 Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16.07.2004 N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева" указал, что срок проведения выездной налоговой проверки составляет время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика; при этом в указанный срок также не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Следовательно, срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика.

3. Положения ст. 113 НК РФ не могут истолковываться как предполагающие, что установленный ими срок давности распространяется равным образом как на тех налогоплательщиков, которые соблюдают свои обязанности при осуществлении налогового контроля, так и на тех, которые такому контролю противодействуют. Суд вправе, не ограничиваясь одной лишь констатацией пропуска срока давности привлечения налогоплательщика к ответственности, учесть иные обстоятельства, в частности, по ходатайству налогового органа проверить, имели ли место неправомерные действия со стороны налогоплательщика, препятствующие нормальному ходу контрольных мероприятий и направленные на их затягивание по времени. При этом налоговый орган должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.

Иными словами, налоговый орган должен доказать факт неправомерных действий (противодействия проверяемого лица налоговому контролю), препятствующих нормальному ходу контрольных мероприятий и направленных на их затягивание по времени, со стороны проверяемого лица.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 9-П в качестве одной из форм противодействия*1 проверяемого лица осуществлению налогового контроля привел отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или их непредставление в установленные сроки, препятствующие нормальному ходу налоговой проверки.
_____
*1 Необходимо учитывать, что в российском законодательстве нет такого термина - "противодействие", и Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 9-П не перечислил все возможные действия проверяемого лица, которые могут быть расценены как препятствующие проведению проверки.

С учетом того что исчисление срока давности поставлено Конституционным Судом Российской Федерации в зависимость в том числе от своевременности исполнения проверяемым лицом требования налогового органа о представлении документов, право налогового органа истребовать документы приобретает большое значение.

Порядок истребования налоговым органом документов установлен ст. 93 НК РФ, согласно которой лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Иными словами, законодательством предусмотрен пятидневный срок на представление документов по запросу налогового органа, который, по нашему мнению, недостаточен, поскольку при большом объеме запрашиваемых документов и территориальной удаленности лица, которому адресовано требование о представлении документов, от налогового органа, направившего запрос, вышеуказанное лицо в силу объективных причин не всегда может исполнить в установленные сроки направленное требование.

В этом случае можно рекомендовать налогоплательщику (или иному проверяемому налоговым органом лицу) отвечать на все запросы налогового органа о представлении документов по возможности в короткие сроки и при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению требования о представлении документов, информировать налоговый орган об отсутствии запрашиваемых документов или о невозможности представления запрашиваемого количества документов в установленные сроки.