Что ожидает беларусь в гг. Прогнозы экспертов: Что ждет белорусов после выборов? Болточко: Уровень жизни белорусов снизится

Оригинал взят у antisemit_ru в Что ждет Беларусь? Или два прогноза будущего.

By courtesy of valery_brest_by . Я щас приведу оба эти прогноза и слегка откомментирую.
Белорусский среднесрочный прогноз от Колерова

(Модест Колеров : кандидат исторических наук, Действительный Государственный советник России 1-го класса, руководитель портала REGNUM.RU)
1. Продолжится быстрое сближение правящей номенклатуры с Западом и его клиентами внутри страны.
2. Национализация номенклатуры сделает именно ее главным носителем националистические риторики.
3. Отношения с Россией ухудшатся до такой степени, что Минск станет инициатором фактического замораживания своего участия в Союзном государстве, ОДКБ и ЕАЭС.
4. Транзит из центральной России в Калининград по территории Белоруссии и Литвы станет практически невозможным.
5. Транзит из России в Польшу и далее по территории Белоруссии будет переведен в режим ручного управления.
6. Политическая номенклатура приведет к власти одобренной Западом экономическое правительство либертарианцев, которое начнет «шоковые» реформы, главным призом в которых будет свободный доступ граждан Белоруссии на рынок труда в ЕС.
7. Идеологией власти станет «национальное возрождение», быстро переходящее в этнический национализм и русофобию под видом борьбы против «русского империализма».
8. Москва будет молча наблюдать за этими переменами, лишь изредка выступая с обращениями Государственной думы к Минску в защиту «великой дружбы»
9. Западная граница Смоленской области снова станет полноценной границей России.

Белорусский среднесрочный прогноз от Дзерманта

(Алексей Дзермант : философ, политолог, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, руководитель портала IMHOCLUB.BY)
1. «Разрядка» в отношениях с Западом имеет четкую «красную линию» — стратегические интересы России. И белорусское руководство не переступит эту черту.
2. Республика Беларусь, как национальное государство, сохранит символическую и идеологическую преемственность с БССР и советским проектом. Восточноевропейский национализм по типу прибалтийского или украинского не станет в Беларуси идеологией власти.
3. Отношения с Россией будут зависеть от готовности России строить равноправный союз с Беларусью, учитывать интересы партнеров по евразийской интеграции. Вариант вхождения Беларуси шестью губерниями в состав России исключен как самый деструктивный. Военно-политический союз России и Беларуси будет укрепляться, поскольку именно он является основной гарантией белорусского суверенитета.
4. Именно Беларусь, согласовав свои действия с Россией, используя все доступные рычаги (дипломатические, экономические, политические) воздействия на Литву, будет основным лоббистом деблокирования Калининградской области.
5. Беларусь, сохранив внутреннюю политическую устойчивость, на фоне продолжающегося кризиса в Украине, и далее будет самым стабильным транспортным хабом между ЕС и ЕАЭС, а также станет одним из ключевых пунктов китайского Нового шелкового пути в Восточной Европе.
6. Экономические реформы будут проводиться в Беларуси по китайскому сценарию — под жестким контролем государства, с сохранением значительной доли госсобственности в промышленности. Либеральные экономисты никакого реального влияния не получат.
7. Государственная идеология будет оформляться в качестве социал-консерватизма, с креном в «левую» сторону. Либеральные и националистические идеи не выйдут из маргинального поля. В случае преобладания в России националистической, «белогвардейской» риторики, отрицающей субъектность Беларуси и ее политической элиты, это будет использовано внешними силами и их агентами в Беларуси для нагнетания антироссийских настроений. Оба национализма — русский и белорусский следует воспринимать как инструмент манипуляции и разжигания розни.
8. В ближайшее время Москва должна будет определиться со своей стратегией интеграции, сделав ставку не на этнонационалистическую интерпретацию Русского мира, а на создание полноценного Евразийского союза, вобравшего в себя лучшие черты советской модели отношений с союзными республиками. Только в этом случае России удастся собрать вокруг себя жизнеспособный геополитический и геоэкономический блок.
9. Слабое место России — отсутствие полноценного технологического суверенитета, невозможность существовать в режиме автаркии. Элитные разногласия также не позволят в ближайшее время запустить мобилизационный проект. Это будет вынуждать руководство России вовлекаться «разрядку» в отношениях с Западом, с ЕС. Беларусь, не позволяя втянуть себя в масштабное противостояние на стыке России и ЕС, не дает сомкнуться двум очагам напряженности: в Украине и Прибалтике. Статус Беларуси как регионального гаранта равновесия и безопасности может быть использован Россией как одно из условий и оснований будущей «разрядки».

А теперь - демагогия от Антисемита .

1. Делать какие-либо прогнозы на средний срок, умалчивая при этом главное - абсолютно бессмысленное занятие.

2. А главное тут - сохранится или нет, в Беларуси, авторитарный режим Лукашенко.

3. Предполагаю, что мой блог читают, в основном, здравомыслящие люди, с критическим мышлением. Потому мы такие заклинания, как "демократический выбор беларусского народа", "выборная процедура", "манипуляции голосами", даже обсуждать не будем. Постсоветская власть, в новообразованных государствах, давно научилась получать нужные ей результаты. И - переизбираться столько раз, сколько надо. Что, правда, иногда, дает осечки, о чем хорошо осведомлены бывшие "кыргызбаши" (их там двое, или больше, забыл уже?). Или - украинская панда. Но мы не о грустном же, а прогнозируем?

4. Смена политической парадигмы, в постсовке, невозможна без массированного внешнего влияния . Покойный (ли?) Ислам Каримов, наглядно показал, что достаточно решительная тоталитарная власть умеет легко парировать такие попытки. А украинский Овощ, не менее наглядно, что менее тоталитарная - никак не сможет.

5. РБ - достаточно тоталитарна. Потому, логично предположить, что никаких изменений, под действием внутренних ли сил, или внешнего влияния, не будет. Ни во внутренней политике, ни во внешней.

6.Следовательно, вопрос, как долго протянет сам АГЛ. А здоровья у него - вроде как, хватает. Потому отбросьте все, какие-либо надежды, на "трансформацию режима". Не будет этого, не надейтесь даже!

7. Немного про экономику. Никого же не удивляет, когда какая-нибудь крупная западная корпорация, экономически успешна? При этом, частного собственника там - нет . Не смешите мои тапочки, рассказывая, что собрание акционеров - это и есть тот самый частный собственник. Тут кроется самое большое либеральное суеверие и самый наглый обман, что наемный менеджмент, в акционерной компании, может обеспечить экономическую эффективность, а такой же, но в государственной компании - нет. Так что государственными ли будут основные производства РБ, частными, или акционированными, с участием государства, или без него - не суть важно.

8. Я верю и в разум АГЛ, и в креативность и изобретательность белАрусских экономистов и менеджеров. По моему скромному мнению, они достаточно эффективно организовывали жизнь страны, в условиях всемирного экономического кризиса, с 2008 года. Думаю, в среднесрочной перспективе, экономические коллапсы и Республика Беларусь - в разных вселенных. Тем не менее, какие-то подвижки, небольшие реформы, однозначно, будут.

9. Об отношениях РБ с Россией и т.н. "западом". Всё будет без изменений. Лукашенко будет маневрировать, российские "поцреоты" - его обличать, "запад" - давиться, но есть кактус. Не так и сложно кивать в обе стороны, тем более, за это плюшки могут быть. А долговременные интересы беларусов - в союзе с Россией. Если у той будет адекватное руководство. Вот в этом - вопрос...

Будущность любой державы зависит от целого перечня немаловажных факторов. Одним из главных можно назвать экономическое состояние, влияющее абсолютно на все сферы жизнедеятельности страны. Накануне наступления очередного года, эксперты и аналитики составляют прогноз того, какой окажется экономическая ситуация любого государства на фоне целого списка нюансов. Разобраться в этом «дремучем лесу» неопытному человеку весьма проблематично, посему желательно, чтобы подобные сведения подавались на доступной языке.

Одной из стран, будущее развитие которой хочется знать заблаговременно, является Беларусь. Ранее республика входила в состав СССР, а поэтому считается родственной душой для России. Разобраться с тем, как предстоят дела на территории отмеченного государства, поможет экономический прогноз для Беларуси на 2018 год.

Коротко о главном

По словам представителей всемирного банка, реальное значение ВВП Беларуси в 2016 году снизилось на 3%. В 2017 ситуация станет менее печальной, ведь экономика ухудшит свои показатели лишь на 1%, тогда как в 2018 стоит полагаться на долгожданное возобновления – 0,3%. На сегодняшний день дела идут не слишком хорошо исключительно из-за привязки ко внешнему финансированию. По некоторым предположения, в ближайшем будущем можно даже ожидать снижения реальных доходов белорусских домохозяйств.

Несмотря на сплошной негатив, ВБ с нескрываемым оптимизмом оценивает среднесрочную перспективу развития здешней экономики. Отмечается небывалая готовность властей идти следовать рекомендация банка и даже совершить ряд запланированных ранее реформ.

Ян Чул Ким, глава представительства Всемирного банка в Беларуси, высказал мнение, что предстоящие структурные реформы могут лишь немного улучшить перспективы развития государства относительно среднесрочного периода. Правда, не стоит надеяться на то, что темпы роста ВВП сразу же начнут восстанавливаться – помехой тому является диверсификация продукции и рынков сбыта.

Что ожидает Беларусь в 2018?

Экономика отмеченного государства в 2018 году зависит от низкого уровня стоимости нефти, и слабого развития ряда стран, в том числе и России. К тому же не стоит забывать о внутренних структурных проблемах, ведь некоторые из них, по словам специалистов ВБ, удерживают развитие державы «стальными прутьями». Скорее всего, в 2017 году средняя стоимость нефти окажется на уровне 40-42 долларов за баррель, тогда как в 2018 эта планка достигнет отметки в 50 долларов.

Спад экономического состояния Беларуси может лишь ухудшаться из-за снижения активности на внешних рынках. Оказывается, больше 33% совокупного экспорта страны приходиться на минеральные продукты и удобрения. В итоге правительству государства просто необходимо начинать ужесточать денежно-кредитную политику, чтобы выровнять ситуацию хотя бы не на убыль. К примеру, предприятиям пришла пора переходить от качественных показателей к явной производительности и рентабельности. ВБ продолжает говорить о том, что Беларуси нужно всерьёз задуматься относительно более эффективного метода распределения ресурсов и сокращения директивного кредитования.

Прогноз от экспертов и аналитиков

Экономист ВБ Кирилл Гаудк высказал мнение о том, что правительству Беларуси необходимо увязывать сокрушение государственных программ с началом процесса реструктуризации на предприятиях. Конечно же, подобные меры приведут к сокращению штата, поэтому придётся заранее позаботиться об изменении нынешней системы по безработице.

Неплохо разработать и попытаться внедрить механизм адресной
поддержки, так как большинству малообеспеченных домохозяйств понадобится дополнительная социальная помощь на фоне роста коммунальных услуг и тарифов. Если рассмотреть уровень бедности Беларуси на основе международного стандарта в 5 долларов на день, преодолевает её границу лишь 1% населения.

По словам Ян Чул Кима, по нынешним проектам ВБ для страны инвестиционный портфель на 2018 год составит 1,5 млрд долларов. Кстати, не так давно президент государства Александр Лукашенко рассказа своему народу о том, что часть средств, предоставленных на развитие экономики Всемирным Банком, ещё не использована. Также было отмечено, что сейчас приходится пересматривать условия кредитования Беларуси прежними акционерами. Если государству удастся доказать возможность использования выделяемых средств на реальные действия, ВБ сможет увеличить поток финансирования в 2018 году.

Прошлое, отражающееся на будущем

В 2015 был зафиксирован экономический спад, из-за которого началось затянувшееся инвестиционное давление. Рост широкой денежной массы оказался выше начальных предположений на 30%. Ранее инфляция равнялась 13,5%, теперь, в конце 2016, рост цен замедлился до 12,4%.

Совместная миссия Всемирного банка и Международного валютного фонда, проходившая в апреле 2013 года, провела оценку реального состояния здешнего финансового сектора. По мнению экспертов, собравших всю необходимую информацию, для денежной стабильности Беларуси не хватает уменьшения долларизации, решения ряда вопросов относительно реструктуризации предприятий и устранения некоторых структурных проблем.

Сами же власти республики заверили граждан державы в том, что до конца года инфляционные процессы не опустятся ниже 12%, тогда как в 2018 можно будет выйти на более нормальную цифру – 5%. Бывший глава национального банка Беларуси Станислав Богданкевич заверил, что экономическое состояние государства стагнирует, а вот инфляция к концу нынешнего года сможет достигнуть нежелательных 20%.

МВФ решило ухудшить прогноз относительно падения роста ВВП в 2016 году и теперь вполне логично предполагает, что подобное сокращение предвидеться и в ближайшем будущем. К примеру, в 2017 году состояние экономики ухудшится на 2,7%, тогда как в 2018 ситуация станет немного легче – 2,2%. Сами же власти республики надеяться на то, что в ещё до конца нынешнего года Беларусь покажет рост в 0,3%, которые в 2017–2018 перерастут в нечто долгожданное и реально хорошее.

Остаётся лишь добавить, что резкого позитивного скачка в экономике Беларуси пока не предвидеться. Возможно, по итогам 2017 года ситуация станет существенно лучше, чем сейчас, но это никак не помешает низкому уровню ВВП тормозить общее развитие государства, как и его состояние на международном рынке.

Цели Минска прежние: маневры между Москвой и Брюсселем, найти деньги и воздержаться от реформ. 2017-й год, по мнению экспертов, станет для Минска годом лавирования между Западом и Москвой, а также будет определяться уже традиционными поисками денег на стороне вместо перехода к реформированию всей экономики.

2016 год завершался очередным обострением экономических споров между Минском и Москвой: Беларусь считает цену на российский газ завышенной, а Россия подсчитывает и напоминает соседке о растущем долге. Накануне нового года отказался ехать в Санкт-Петербург для подписания Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, правда, затем одобрил его, но только в качестве основы для проведения переговоров.

Политолог Андрей Егоров, глава Центра политической трансформации, полагает, что Минск в 2017 году продолжит реализовывать осторожный уход из-под опеки Москвы.

Андрей Егоров : Противоречия между тем, чтобы решать проблему институционального строительства реально независимого государства и уходить от сателлитной зависимости от - она будет как-то решаться. Но при том, чтобы уходить так, чтобы не навлечь на себя особо резкие телодвижения со стороны «большого брата». С Европой, я думаю, все будет опять же идти по накатанной. То есть мы будем двигаться к постепенному улучшению, если не случится каких-то эксцессов, на которые опять же чревата наша власть: то есть она может кого-то брутально разогнать, побить, посадить, случайно убить, неслучайно убить и так далее. И это может вызвать обострение отношений, но если такого рода эксцессов не случается, то они (официальный Минск и Брюссель - RFI) заполняют простор намеченных отношений.

В 2015-м и 2016 годах Минску удалось отбиться от навязчивой идеи Москвы разместить в Беларуси военную авиабазу, но, как отмечает в комментарии для RFI военный обозреватель Андрей Поротников, вероятность возвращения проблемы в этом году достаточно высока. При этом, как подчеркивает эксперт, с практической точки зрения такая авиабаза Кремлю уже и не нужна: концентрация войск на западной границе России позволяет уже и не брать Беларусь во внимание в противостоянии с НАТО. Но авиабаза в Беларуси - серьезный аргумент внутри самого российского общества накануне президентских выборов в России 2018 года.

Андрей Поротников : Что касается единой системы ПВО, то после принятия на вооружение комплексов С-400 Россия в состоянии со своей территории отслеживать ситуацию в воздушном пространстве практически всей Беларуси, радиус применения радиолокационных станций новых - 600 километров. Согласно характеристикам, заявляемым предприятием-производителем комплексов С-400, они в состоянии контролировать своими системами ПВО со своей территории больше половины воздушного пространства Беларуси. Это чисто имиджевый, политический вопрос. И идеологический: показать, что это (Беларусь) - зона влияния России, и остальным здесь делать нечего. Никакого практического соображения с точки зрения безопасности России эта база не несет. Но она создает проблемы для безопасности Беларуси.

Что касается отношений с Европой, заметно потеплевших в 2016-м, то тут, по мнению Андрея Поротникова, ничего «революционного и прорывного» не произойдет.

Андрей Поротников : Белорусские власти не понимают Запад, они не воспринимают западные ценности… И давайте будем откровенны, они не собираются идти ни на какой Запад и ни в какую Европу. Все это риторика с целью, во-первых, расширить поле для политического маневра, во-вторых, получить дополнительные финансовые ресурсы в виде прямой поддержки, кредитной поддержки либо в виде инвестиций. Ну и плюс, конечно, выйти на европейские рынки. Не более того. Все стороны это понимают, в Европе тоже очень четко это видят. Второй момент: Евросоюзу сейчас не до Беларуси. Масса внутренних проблем, грядущие президентские выборы во Франции, правительственный кризис в Италии, непонятная ситуация с выборами в Германии, как будет проходить Brexit, позиция Трампа - Европа будет занята внутренними вопросами и вопросами сохранения трансатлантического единства. Это повестка дня на ближайшие два года - и тут будет не до Беларуси.

Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов, в свою очередь, полагает, что развитие отношений Беларуси и ЕС принесет в 2017-м вполне осязаемые результаты.

Денис Мельянцов: В 2017 году вполне вероятно будет наконец-то подписано Соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии с ЕС. Велика вероятность отмены или, по крайней мере, пересмотра Евросоюзом квот на белорусский текстиль. Для Беларуси откроются новые возможности для финансирования из фондов ЕС.

Александр Лукашенко три раза в декабре 2016 года упомянул о своем указании любой ценой поднять среднюю зарплату в Беларуси с нынешних 350-и до 500 долларов в месяц. Старший финансовый аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб подчеркивает, что такой рост возможен только при включении печатного станка, так как экономика страны показывает падение два года подряд. «Рост возможен, но только на короткое время. Экономика отреагирует инфляцияей - и после краткосрочного подъема зарплаты опустятся ниже нынешних, до 300 долларов в месяц», - считает Вадим Иосуб.

Вадим Иосуб : Более того, если проанализировать самые серьезные обвалы национальной валюты за последние несколько лет - и 2011 год, и конце 2014 года - каждому из этих обвалов как раз предшествовал административный рост средних зарплат. Мне кажется, что уже ни для кого не секрет, что печатать деньги на рост зарплат нельзя по одной простой причине: это не работает. Краткосрочный рост зарплат заканчивается обвалом. Более того, сейчас Беларусь очень сильно надеется на получение последующих траншей кредита антикризисного фонда ЕврАзЭС, надеется заключить кредитную программу с МВФ - ни одна, ни другая организация, очевидно, не поддержит подобный искусственный рост зарплат за счет печатного станка. Вероятнее всего, таким образом (заявлениями о росте зарплат) неумело пытаются успокоить население. Но бесперспективность такого роста зарплат за счет станка уже очевидна не только всем в правительстве, Нацбанке, любому здравомыслящему экономисту, но это очевидно уже и широким слоям населения. Подобные заявления уже вызывают не столько положительный эффект, а ровно обратную реакцию со стороны населения: рост инфляционных и девальвационных ожиданий.

Финансовый аналитик отмечает, что не стоит преувеличивать влияние российского кризиса на белорусский. Белорусская модель на данный момент полностью исчерпала себя и будет падать даже при росте у соседей, считает Вадим Иосуб.

Вадим Иосуб : Основные причины белорусского кризиса - это не проблемы в российской экономике и не низкая стоимость нефти. Это - предельно неэффективная структура белорусской экономики. И даже начало роста в России, устойчивые цены на нефть при такой структуре белорусской экономике помогут белорусам мало. В лучшем случае это может помочь перейти от падения экономики к стагнации, но роста ждать не стоит. Разговоры о переориентации на другие рынки, о притоке каких-то иностранных инвестиций - это, грубо говоря, разговоры в пользу бедных. Нет в белорусской экономике продукции, которая при существующих издержках производства, может в больших объемах кого-то в мире заинтересовать. Очередей иностранных инвесторов, желающих вложить, а может быть, похоронить свои деньги в белорусской экономике, тоже не наблюдается.

По мнению финансиста, при начале реформ в 2017 году через три-пять лет можно было бы рассчитывать на пусть и небольшой, но устойчивый рост. «Но политической воли к реформам пока не видно», - сказал Вадим Иосуб.

А что же видно? В новогоднем поздравлении Александр Лукашенко заявил, что 2017-й «должен стать переломным и дать мощный импульс для развития страны». Ставку глава государства намерен сделать «на создание новых производств и рабочих мест, активизацию бизнеса». «Уровень жизни народа должен быть гораздо выше, чем сегодня, - заявилАлександр Лукашенко. - Достичь этого непросто. Однако, чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан».

Всем интересны предсказания на 2017 год, ведь этот год многим кажется более спокойным, без потрясений. Однако для Беларуси прогнозы оказываются не такими радужными, об этом будет рассказано в дальнейшем.

Так, известный астролог Павел Глоба предсказывает, что в 2017 году Беларусь войдет в состав России, поскольку экономика Российской Федерации должна укрепиться и за счет этого вырастет ее влияние. Однако по поводу президента этой страны он умалчивает.

Американский ясновидящий Эдгар Кейси в своих прогнозах упомянул о политической пассивности Беларуси в 2017 году, причем это будет достаточно длительным моментом и данный год только начало такого периода. Беларуси будет не до перипетий, происходящих в мире. Но для нее это станет только благом, потому что Беларусь сможет построить нормальное государство, учась на чужих ошибках, что способствует укреплению ее границ.

Несмотря на то, что Ванги уже давно нет, ее предсказания продолжают будоражить общество и всем хочется узнать, что ждет их в будущем. Согласно Ванге, Беларусь в 2017 году окажется словно в анабиозе, что устроит как ее жителей, так и для ее соседей, поскольку это укрепит государственность страны.

В то же время ряд астрологов предполагают возможность потрясений для Беларуси, включая даже государственный переворот, потому что ситуация в этой стране станет очень нестабильной. Так, в свое время, протоиерей Владислав Шумов говорил, что Беларусь может серьезно пострадать, в результате чего последует ее объединение с Россией и это позволит создать плацдарм для новой страны.

Касательно судьбы президента Беларуси, мнения предсказателей также расходятся. Павел Глоба, к примеру, предсказывает ему почти полвека правления, поскольку Беларусь вступит в период пассивности и спокойствия. Впрочем, существуют и прогнозы, согласно которым на место нынешнего президента придет новая фигура.

Также есть предсказание астролога Татьяны Калининой, по ее словам, 2017 год для Беларуси станет сложным, но успешным в плане финансового вопроса и международной политики. Особенно улучшаться ситуация будет во второй половине года, с началом осени. В это время будут приняты кардинально важные решения, в том числе в сфере творчества, образования и спортивных достижений. Правда, перед этим периодом Беларуси придется выдержать непростую первую половину, в ходе которой могут произойти события, подрывающие реальный авторитет страны в мире и на внутренней арене, что приведет к нестабильности и трудностям у простых граждан, однако в этот момент возможно получение неплохого финансового кредита. Также в 2017 году должно произойти становление и взросление нации, страна выработает четкую программу поведения в сфере иностранной политики, экономических отношений, вопросах власти. Еще ожидается улучшения в жизни рабочего класса и государственных служащих, а также жителей сельской местности.

Таким образом, предсказания для Беларуси носят противоречивый характер. С одной стороны, Беларусь ждет пассивность в политике и спокойствие, позволяющие построить нормальное государство, а с другой, в этой стране произойдут проблемы в плане войны, нестабильность и вхождение в состав Российской Федерации. Как же будет на самом деле, покажет лишь время, ибо зачастую прогнозы астрологов оказываются несбывшимися и реальность оказывается прямо противоположной. В общем, прогнозы астрологов интересны для наблюдения, но доверять им полностью не стоит, всегда внимательно изучайте новости и на их основании и прогнозах стройте свое будущее, как вам будет удобно.

2016 год завершался очередным обострением экономических споров между Минском и Москвой: Беларусь считает цену на российский газ завышенной, а Россия подсчитывает и напоминает соседке о растущем долге. Накануне нового года Александр Лукашенко отказался ехать в Санкт-Петербург для подписания Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, правда, затем одобрил его, но только в качестве основы для проведения переговоров.

Политолог Андрей Егоров, глава Центра политической трансформации, полагает, что Минск в 2017 году продолжит реализовывать осторожный уход из-под опеки Москвы.

Андрей Егоров : Противоречия между тем, чтобы решать проблему институционального строительства реально независимого государства и уходить от сателлитной зависимости от России - она будет как-то решаться. Но при том, чтобы уходить так, чтобы не навлечь на себя особо резкие телодвижения со стороны «большого брата». С Европой, я думаю, все будет опять же идти по накатанной. То есть мы будем двигаться к постепенному улучшению, если не случится каких-то эксцессов, на которые опять же чревата наша власть: то есть она может кого-то брутально разогнать, побить, посадить, случайно убить, неслучайно убить и так далее. И это может вызвать обострение отношений, но если такого рода эксцессов не случается, то они (официальный Минск и Брюссель - RFI) заполняют простор намеченных отношений.

В 2015-м и 2016 годах Минску удалось отбиться от навязчивой идеи Москвы разместить в Беларуси военную авиабазу, но, как отмечает в комментарии для RFI военный обозреватель Андрей Поротников, вероятность возвращения проблемы в этом году достаточно высока. При этом, как подчеркивает эксперт, с практической точки зрения такая авиабаза Кремлю уже и не нужна: концентрация войск на западной границе России позволяет уже и не брать Беларусь во внимание в противостоянии с НАТО. Но авиабаза в Беларуси - серьезный аргумент внутри самого российского общества накануне президентских выборов в России 2018 года.

Андрей Поротников : Что касается единой системы ПВО, то после принятия на вооружение комплексов С-400 Россия в состоянии со своей территории отслеживать ситуацию в воздушном пространстве практически всей Беларуси, радиус применения радиолокационных станций новых - 600 километров. Согласно характеристикам, заявляемым предприятием-производителем комплексов С-400, они в состоянии контролировать своими системами ПВО со своей территории больше половины воздушного пространства Беларуси. Это чисто имиджевый, политический вопрос. И идеологический: показать, что это (Беларусь) - зона влияния России, и остальным здесь делать нечего. Никакого практического соображения с точки зрения безопасности России эта база не несет. Но она создает проблемы для безопасности Беларуси.

Что касается отношений с Европой, заметно потеплевших в 2016-м, то тут, по мнению Андрея Поротникова, ничего «революционного и прорывного» не произойдет.

Андрей Поротников : Белорусские власти не понимают Запад, они не воспринимают западные ценности... И давайте будем откровенны, они не собираются идти ни на какой Запад и ни в какую Европу. Все это риторика с целью, во-первых, расширить поле для политического маневра, во-вторых, получить дополнительные финансовые ресурсы в виде прямой поддержки, кредитной поддержки либо в виде инвестиций. Ну и плюс, конечно, выйти на европейские рынки. Не более того. Все стороны это понимают, в Европе тоже очень четко это видят. Второй момент: Евросоюзу сейчас не до Беларуси. Масса внутренних проблем, грядущие президентские выборы во Франции, правительственный кризис в Италии, непонятная ситуация с выборами в Германии, как будет проходить Brexit, позиция Трампа - Европа будет занята внутренними вопросами и вопросами сохранения трансатлантического единства. Это повестка дня на ближайшие два года - и тут будет не до Беларуси.

Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов, в свою очередь, полагает, что развитие отношений Беларуси и ЕС принесет в 2017-м вполне осязаемые результаты.

Денис Мельянцов: В 2017 году вполне вероятно будет наконец-то подписано Соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии с ЕС. Велика вероятность отмены или, по крайней мере, пересмотра Евросоюзом квот на белорусский текстиль. Для Беларуси откроются новые возможности для финансирования из фондов ЕС.

Александр Лукашенко три раза в декабре 2016 года упомянул о своем указании любой ценой поднять среднюю зарплату в Беларуси с нынешних 350-и до 500 долларов в месяц. Старший финансовый аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб подчеркивает, что такой рост возможен только при включении печатного станка, так как экономика страны показывает падение два года подряд. «Рост возможен, но только на короткое время. Экономика отреагирует инфляцияей - и после краткосрочного подъема зарплаты опустятся ниже нынешних, до 300 долларов в месяц», - считает Вадим Иосуб.

Вадим Иосуб : Более того, если проанализировать самые серьезные обвалы национальной валюты за последние несколько лет - и 2011 год, и конце 2014 года - каждому из этих обвалов как раз предшествовал административный рост средних зарплат. Мне кажется, что уже ни для кого не секрет, что печатать деньги на рост зарплат нельзя по одной простой причине: это не работает. Краткосрочный рост зарплат заканчивается обвалом. Более того, сейчас Беларусь очень сильно надеется на получение последующих траншей кредита антикризисного фонда ЕврАзЭС, надеется заключить кредитную программу с МВФ - ни одна, ни другая организация, очевидно, не поддержит подобный искусственный рост зарплат за счет печатного станка. Вероятнее всего, таким образом (заявлениями о росте зарплат) неумело пытаются успокоить население. Но бесперспективность такого роста зарплат за счет станка уже очевидна не только всем в правительстве, Нацбанке, любому здравомыслящему экономисту, но это очевидно уже и широким слоям населения. Подобные заявления уже вызывают не столько положительный эффект, а ровно обратную реакцию со стороны населения: рост инфляционных и девальвационных ожиданий.

Финансовый аналитик отмечает, что не стоит преувеличивать влияние российского кризиса на белорусский. Белорусская модель на данный момент полностью исчерпала себя и будет падать даже при росте у соседей, считает Вадим Иосуб.

Вадим Иосуб : Основные причины белорусского кризиса - это не проблемы в российской экономике и не низкая стоимость нефти. Это - предельно неэффективная структура белорусской экономики. И даже начало роста в России, устойчивые цены на нефть при такой структуре белорусской экономике помогут белорусам мало. В лучшем случае это может помочь перейти от падения экономики к стагнации, но роста ждать не стоит. Разговоры о переориентации на другие рынки, о притоке каких-то иностранных инвестиций - это, грубо говоря, разговоры в пользу бедных. Нет в белорусской экономике продукции, которая при существующих издержках производства, может в больших объемах кого-то в мире заинтересовать. Очередей иностранных инвесторов, желающих вложить, а может быть, похоронить свои деньги в белорусской экономике, тоже не наблюдается.

По мнению финансиста, при начале реформ в 2017 году через три-пять лет можно было бы рассчитывать на пусть и небольшой, но устойчивый рост. «Но политической воли к реформам пока не видно», - сказал Вадим Иосуб.

А что же видно? В новогоднем поздравлении Александр Лукашенко заявил, что 2017-й «должен стать переломным и дать мощный импульс для развития страны». Ставку глава государства намерен сделать «на создание новых производств и рабочих мест, активизацию бизнеса». «Уровень жизни народа должен быть гораздо выше, чем сегодня, - заявилАлександр Лукашенко. - Достичь этого непросто. Однако, чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан».