Что является видами социально-страховых рисков? Социальные риски в социальном страховании.

Риск - возможная случайность или опасность потерь, которые носят возможный характер и могут являться причинами ущерба.

Страховой риск - случайности или опасности, в результате появления которых страховщик берет на себя обязательство выплатить пострадавшей стороне сумму страхового возмещения. Сфера рисков, покрываемых страхованием, строго оговаривается перед процедурой страхования.

Любое стихийное бедствие рассматривается как опасность, в результате чего появляется объект страховой защиты. Элементом появления страховых отношений является риск.

Существует множество определений риска, их связывают следующие положения: основополагающая идея неопределенности, вероятность наличия разнообразных уровней риска, понятие итога (результата).

Под классификацией риска понимается распределение риска на определенные группы по обусловленным свойствам для достижения назначенных целей.

Научно аргументированная классификация риска позволяет ясно выявить роль каждого риска в их совокупной структуре. Она образовывает возможности для эффективного использования подобающих способов, методов управления риском. Каждому риску соответствует своя структура технологии управления рисками.

Риски могут быть:

1) природно-естественными (риски, связанные с возникновением стихийных сил природы: землетрясением, наводнением, ураганом и т.п.);

2) экологическими (риски, связанные с загрязнением окружающей среды);

3) политическими (связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства). Политические риски появляются в результате нарушения условий производственно-торгового процесса по факторам, прямо не зависящим от хозяйствующего субъекта;

4) транспортными (риски, связанные с транспортировкой грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, воздушным, трубопроводным и т.п.);

5) коммерческими (предпринимательский, хозяйственный риск, возникающий при проведении бизнес-операций, осуществлении сделок). Эти риски состоят в вероятном снижении или потере доходов предприятия. Коммерческие риски подразделяются на:

а) имущественные. Это риски, связанные с вероятностью утраты имущества предпринимателя в результате кражи, диверсии, невнимательности, перенапряжения технологических систем или риск в кредитной сделке, с состоянием или качеством собственности и т.п.;

б) производственные. Это риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие повреждения основных и оборотных фондов (оборудования, сырья, транспорта и т.п.);

в) торговые. Это риски, связанные с ущербом в результате задержки платежей, недоставки продукции и т.п.;

г) финансовые. Это риски, связанные с возможностью потери денежных или кредитных средств.

При заключении договора страхования следует различать понятия страхового случая, события и риска. Страховой случай – это основание для начала действия условий ранее заключенного договора: временная потеря трудоспособности, травма на производстве, порча или кража имущества, угон автомобиля, потеря основного источника заработка.

Понятие страхового риска

Страховой риск – это возможное наступление страхового случая, по поводу которого оформляется договор страхования. Для страховой компании это возможные расходы при возмещении ущерба. Величина риска определяется различными факторами. В течение всего периода страхования степень риска может уменьшаться или увеличиваться.

В качестве страхового риска могут выступать определенные действия по отношению к объекту страхования - болезнь, стихийное бедствие, травма, кража. Очень важно знать, что заранее степень страхового риска сложно определить. Это тот риск, который становится ответственностью страховой компании - страховщика. В этом случае действуют дополнительные виды страхования.

Страховые риски по дополнительным видам страхования подразделяются на:

  • Экологические , которые связаны с загрязнением среды.
  • Транспортные , которые подразделяются на страхование КАСКО и КАРГО.
  • Специальные. Страхование перевозимых особо ценных грузов – драгоценных металлов, минералов.
  • Технические. Связаны с внезапным выходом из строя механизмов или аварией на производстве.
  • Риски ответственности.

При оформлении договора страхования, степень возникновения рисков в каждом виде страхования нельзя рассчитать максимально точно. Это величина, зависящая от многих факторов.

Виды социально-страховых рисков

Наиболее распространенными видами таких рисков является получение медицинской помощи различного уровня, утрата дохода или возникновение дополнительных расходов при страховом случае.

На практике же виды социально страховых рисков подразделяются на такие категории:

  • Необходимость обращения за квалифицированной или специальной медицинской помощью. Это неоспоримый факт, относящийся к обязательному страхованию.
  • Потеря заработков по независящим от человека причинам.
  • Временная нетрудоспособность – невозможность по состоянию здоровья (болезни, бытовой травмы) выполнять обязанности согласно трудовому договору с организацией или предприятием. Как правило, данный период непродолжителен. Лист нетрудоспособности в первые три месяца оплачивается организацией, последующий период нетрудоспособности оплачивает страховая компания.
  • Получение трудовых увечий – нарушение здоровья из-за несчастного случая на территории производства, при транспортировке рабочим транспортом до места выполнения трудовых обязанностей. Факт несчастного случая определяется производственной комиссией и составляется акт, в котором обязательно указывается место происшествия, время. На основании данного акта оплачивается лист нетрудоспособности.
  • Профессиональное заболевание, вызванное условиями труда. Носит временный или постоянный характер утраты работоспособности.
  • Получение инвалидности. Назначается пенсия или ежемесячное пособие, предоставляются льготы и социальное обслуживание в зависимости от степени тяжести.
  • Рождение ребенка.
  • Потеря кормильца.
  • Выход на пенсию по достижении пенсионного возраста (по старости).
  • Безработица.
  • Смерть застрахованного лица.

Данные виды социальных страховых рисков защищаются государством, в некоторых случаях – уполномоченными лицами, представителями страховых компаний.

Понятие риска в страховании имеет несколько значений. В широком смысле риск -- возможность опасности, неудачи. Страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Страховой риск:

  • · конкретный страховой случай, т.е. определенная опасность, от которой проводится страхование;
  • · конкретные объекты страхования по их страховой оценке. В этом понимании в зависимости от их страховой оценки различают крупные, средние и мелкие страховые риски, а также более опасные и менее опасные риски по степени вероятности их гибели или повреждения.

Для этих рисков характерно:

  • - случайный характер потерь;
  • - непредсказуемость страхового случая и потерь для конкретного объекта

В качестве критериев классификации риска могут служить:

  • 1. классы объектов, которым угрожают риски;
  • 2. причины возникновения риска;
  • 3. возможность влияния на риски.
  • 1. Классы объектов различаются по сферам деятельности человека. В предпринимательской деятельности, например, выделяются следующие объекты риска:
    • - трудовой потенциал предприятия, который может быть измерен трудо-часами, затратами на его оплату и производительностью;
    • - имущество предприятия: здания, сооружения, оборудование, запасы сырья, материалов, готовой продукции;
    • - капитал, который может быть увеличен за счет получения прибыли или уменьшен за счет непредвиденных расходов и потерь;
    • - информация.
  • 2. По причинам возникновения можно выделить риски, связанные с: природными явлениями, над которыми человек не властен (наводнение, град, землетрясение, эпидемии и пр.);
  • 3. По возможности воздействия на риски можно выделить:
    • - экзогенные (внешние) риски, лежащие вне области решений хозяйствующего субъекта. Он может лишь бороться с их последствиями, пытаясь уменьшить возникающие ущербы;
    • - эндогенные (внутренние) риски, находящиеся в области решений предпринимателя, поэтому он может уменьшить вероятность их наступления и даже полностью избежать в некоторых случаях.

Хозяйствующий субъект самостоятельно решает вопрос о том, будет ли он страховать риски и какие именно. Для страховой компании каждый застрахованный единичный риск, для которого предусмотрена отдельная форма страховой зашиты, образует техническую единицу страхования.

Понятие социального страхового риска -- одно из ключевых в теории социального страхования. Под ним в ст. 3 Закона «Об основах обязательного социального страхования» от 26 июля 1999 г. № 165-ФЗ в ред ФЗ 24.07.2009 № 213-ФЗ понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Виды социальных страховых рисков перечислены в ст. 7 Закона «Об основах обязательного социального страхования»

  • 1. Видами социальных страховых рисков являются:
  • 1) необходимость получения медицинской помощи;
  • 2) временная нетрудоспособность;
  • 3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
  • 4) материнство;
  • 5) инвалидность;
  • 6) наступление старости;
  • 7) потеря кормильца;
  • 8) признание безработным;
  • 9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
  • 2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

социальный страхование государственный

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование - это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
- государственное;
- коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
- смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- временная нетрудоспособность;
- необходимость получения медицинской помощи;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- инвалидность;
- материнство;
- признание безработным;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи "больничного" в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
- страховых взносов работодателей;
- взносов работников;
- субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
- единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- страховое пособие по беременности и родам;
- страховое пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
- оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
- страховое пособие по временной нетрудоспособности;
- страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
- взыскиваемых штрафов и пени;
- капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
- обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
- выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", застрахованное лицо имеет право:
- своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
- вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
- участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
- получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
- получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
- обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
- защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
- уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
- своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
- пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
- обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
- представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Социальный страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальноестрахование. Федеральный закон «об основах обязательного социального страхования» определяет социальный страховой риск следующим образом: предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Все виды страховых рисков можно разделить на три группы:

2. Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

3. Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Конкретные виды страховых рисков выглядят следующим образом:

1. Необходимость получения медицинской помощи.

2. Временная нетрудоспособность - невозможность по состоянию здоровья выполнять работу в течение относительно небольшого промежутка времени. Экспертиза временной нетрудоспособности работников осуществляется в учреждениях здравоохранения врачом или комиссией врачей. Удостоверяется больничным листком (в некоторых указанных в законодательстве случаях - справкой лечебно-профилактического учреждения.

3. Трудовое увечье - повреждение здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве. Факт Трудовое увечье учитывается при назначении пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности к пенсий по случаю потери кормильца. Пособие по временной нетрудоспособности вследствие Трудовое увечье назначается при наличии акта о несчастном случае на производстве, если несчастный случай, повлёкший за собой увечье, произошёл на территории предприятия или в ином месте выполнения работником его трудовых обязанностей.



4. Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора и повлёкшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

5. Материнство.

6. Инвалидность - нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. При наступлении инвалидности назначаются пенсии или ежемесячные пособия, предоставляются др. виды социального обеспечения и обслуживания, гарантированные государством. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (I группа - на 2 года, II и III - на 1 год), а лицам в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

7. Наступление старости.

8. Потеря кормильца.

9. Признание безработным.

10. Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому из них определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

12. Государственная социальная помощь, понятие, виды.

Гос.соц.помощь как организационно-првовая форма дополняет гос.соц. страхование и находится на стадии формирования.

Она оказывается в целях повышения уровня жизни малоимущих граждан среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума установленного в субъекте РФ, а также в целях обеспечения всеобщей доступности и приемлемости качества соц.услуг.

Осн.цель гос.соц. помощи снижение уровня соц.неравенства.

В совр.условиях постоянно возникают новые обстоятельства в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут доп.расходы и попадают в трудные жизненные ситуации, когда они нуждаются в помощи со стороны государства.

Источником финансирования гос.соц.помощи служат бюджеты разл.уровней бюджетной системы РФ.

Правовое регулирование – предоставление гос.соц.помощи осущ. в соотв. с:

1) Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Гл.критерием который опред.право на соц.помощь является нуждаемость.

Нуждаемость – это такое матер.положение, при котором индив.или среднедушевой доход лица и членов его семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по независящим от него причинам.

Величина прожит.минимума представляет собой стоимостное выражение потребит.корзины, при этом включ.в себя минимальный набор продуктов питания, промышл.товаров и услуг, которые необходимы для сохранения здоровья. Человека и обеспечение его жизнедеятельности.

Потребит.корзина по РФ и её субъектах определяется по осн.соц-демогр группам населения не реже 1 раза в 5 лет в соотв с методич.рекомендациями, которые разрабатываются с участием профсоюзов и утверждается Правительством РФ.

В субъектах РФ потреб.корзина устанавливается высшими законодательными органами с учетом природно-климат.учётом, потребление продуктов питания непродов.товаров и услуг.

1)Трудоспособное население, 2)дети, 3) пенсионеры

Стоимостное выражение потреб.корзины служит базой для расчёта регион.прожит.минимума, а также для установения миним.размеров оплаты труда, фиксир.базового размера пенсий, для разл.вида соц.пособий.

ВИДЫ: соц.пособия и субсидии.

СОЦ,ПОСОБИЯ. С 1.01.2005 финансирование гос.соц.помощи передано в ведение субъектов РФ.

На основе этого закона были приняты почти во всех субъектах нормат.акты гос.соц.помощи.

Напр, право на соц.пособие имеют сл.категории граждан: труженики тыла, ветераны труда и приравненные к ним лица, реабилитированные граждане, а также граждане приравненные к пострадавшим от полит.агрессий.

Если у гражданина имеется право на получение пособия по неск.основаниям, то выплата производится только по одному самому высокому по размеру.

Кроме того в перечень мер гос.соц.поддержки многие субъекты как правило квл бесплатн.проезд на всех видах городского транспорта, кроме такси и м/т.

Льготный или бесплатный отпуск лекарств.средств по рецептам врачей.

Льготный, беспл или со скидкй проезд ж/д транспорта пригородного сообщения.

Органами соц.защиты населения ведётся реестр получателей мер соц.поддержки.

Он содержит необх.сведения о гражданах, постоянно проживающих на данной территории и имеющих право на получение соц.поддержки или помощи.

СУБСИДИИ – это имеющие целевое назначение полная или частичная оплата соц.услуг. Как правило предост.на оплату жилья и коммунал.услуг в соотв.с решением высших законод.органов РФ.

*на финансирование мер со.поддержки реабилитированных лиц и лиц признанных пострадавшими от полит.регрессий.

*на соц.поддержку ветеранов труда и тружеников тыла.

*на выплату пособий гражданам, имеющих детей

Документы, необх.на получение субсидий: заявление, документы о составе семьи заявителя, документы подтв правовые основания владения, пользования жилых помещений, документы подтв доходы заявителя и всех членов его семьи.