Цифровая экономика российской федерации последние данные. О программе «Цифровая экономика

ГОРКИ, 31 июля. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил программу развития цифровой экономики в РФ. Об этом глава правительства заявил на совещании с вице-премьерами.

Медведев напомнил, что ранее программа обсуждалась на совещании у президента РФ Владимира Путина, после чего была отправлена на доработку.

"Цель программы - организовать системное развитие и внедрение цифровых технологий во всех областях жизни - и в экономике, и в предпринимательстве, как социальной деятельности и в госуправлении, социальной сфере и в городском хозяйстве, - подчеркнул глава правительства. - Перевод экономики в цифру - вопрос нашей глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности. Горизонт исполнения программы 2024 год".

По словам премьера, программа состоит из пяти направлений, посвященных нормативному регулированию, образованию, кадрам, формированию исследовательских компетенций и IT-инфраструктуре и кибербезопасности. "В результате у нас должна появиться полноценная цифровая среда", - подчеркнул он. Медведев заметил, что эта среда развивается и сейчас, однако этот процесс нужно существенно ускорить. По словам главы правительства, нужно устранить препятствия для развития цифровой инфраструктуры, обеспечить поддержку технологий "больших данных", квантовых компьютеров, новых производственных методов и искусственного интеллекта.

Медведев подчеркнул, что в дальнейшем программу предстоит дополнить отраслевыми проектами в сфере здравоохранения и создания "умных городов". Премьер призвал сформировать систему управления этим процессом, обеспечив участие в ней представителей бизнеса, а также создать конкретные планы мероприятий.

Программа "Цифровая экономика"

Проект программы "Цифровая экономика" был подготовлен по поручению президента РФ Владимира Путина. Как отмечается на сайте правительства, для управления программой определены пять базовых и три прикладных направления развития цифровой экономики в России на период до 2024 года. "К базовым направлениям отнесены нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность. К прикладным - государственное управление, "умный город" и здравоохранение", - сообщили в кабмине.

Документ объемом почти 90 страниц содержит как общие задачи и направления развития цифровой экономики, так и конкретную дорожную карту. В разделе о показателях программы указаны показатели, которые необходимо достигнуть к 2024 году. В частности, указано, что к этому сроку 97% домашних хозяйств в РФ должны иметь широкополосный доступ к интернету (100 мбит/с), во всех крупных городах (1 млн человек и более) должно быть обеспечено устойчивое покрытие сети 5G и выше, а доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента интернета, маршрутизируемая через иностранные серверы, должна составлять 5%.

Планируется также, что в России появятся десять предприятий в сфере высоких технологий и столько же цифровых платформ для основных отраслей экономики, вузы будут выпускать более 120 тыс. специалистов в сфере IT в год, а "доля населения, обладающего цифровыми навыками", составит 40%.

17.09.2018, ПН, 16:48, Мск, Текст: Игорь Королев / Фото: Depositphotos.com

CNews выяснил, каким образом в 2018-2024 гг. власти планируют потратить 2,79 трлн руб. на реализацию мероприятий национального проекта «Цифровая экономика». Из этой суммы 2,133 трлн руб. уйдет на «Информационную инфраструктуру», 352 млрд руб. – на «Цифровое госуправление», 143 млрд руб. – на «Кадры для цифровой экономики» и 130 млрд руб. – на «Цифровые технологии».

Готов новый паспорт национального проекта «Цифровая экономика»

Президиум Совета при Президенте России по модернизации и инновационному развитию экономику рассмотрел проект паспорта национального проекта «Цифровая экономика». Как заявил по итогам заседания совета министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков , документ «в целом» был одобрен, но остаются еще ряд «технических» разногласий.

Согласно новому паспорту, в 2018-2024 гг. власти планируют потратить на реализацию мероприятий национального проекта «Цифровая экономика» 2,79 трлн руб. CNews выяснил, каким образом эта сумма будет распределена.

Напомним, программа «Цифровая экономика» была принята правительством в августе 2017 г. Документ предусматривал развитие отраслей, связанных с обработкой данных, в период до 2024 г. включительно.

Программа содержала пять разделов: «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Нормативное регулирование» и «Кадры и образование». В начале 2018 г. по каждому этих направлений были утверждены планы мероприятий на срок 2018-2020 гг. Все из утвержденных планов, кроме «Кадры и образование», содержали объем затрат на реализацию заложенных в них мероприятий.

Общие затраты составляли 520 млрд руб., из которых 170 млрд руб. должны были быть выделены федеральным бюджетом, а 350 млрд руб. взяты из внебюджетных источников. Наиболее затратным мероприятием было заложенное в раздел «Информационная инфраструктура» создание глобальной системы мобильной спутниковой связи, на которую из внебюджетных источников (средств ВЭБ) должны были выделить 299 млрд руб.

Какие разделы будут в новой программе

Весной Президент России Владимир Путин подписал «майские указы», согласно которым программа «Цифровая экономика» должна быть трансформирована в национальную программу. Разделы программы, соответственно, трансформируется в федеральные проекты.

Согласно проекту паспорта программы «Национальная инфраструктура» (имеется в распоряжении CNews), в программе будет шесть разделов (федеральных проектов). Новый раздел – это «Цифровое госуправление».

Раздел «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» будет переименован в федеральный проект «Цифровые технологии и проекты». Раздел «Кадры и образование» получит название «Кадры для цифровой экономики», а раздел «Нормативное регулирование» - «Нормативное регулирование цифровой экономики».

Самым дорогим направлением остается «Информационная инфраструктура»

Все федеральные проекты содержат размер затрат на период 2018-2024 гг. Общий размер затрат составит 2,79 трлн руб., из которых 1,267 трлн руб. будет выделено из федерального бюджета, 1,524 трлн руб. – из внебюджетных источников.

То есть общие расходы на «Цифровую экономику» вырастут более чем в пять раз, в том числе расходы федерального бюджета вырастут более чем в семь раз, а расходы внебюджетных источников более чем в четыре раза.

Целевые показатели национального проекта «Цифровая экономика»

Цель, целевой показатель, дополнительный показатель Уровень контроля Базовое значение Базовое значение Период, год Период, год Период, год Период, год Период, год Период, год Период, год
Значение Дата 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1,0 Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом Совет
1,1. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны, проценты президиум Совета 1,7 31.12.2017 1,9 2,2 2,5 3,0 3,6 4,3 5,1
2,0 Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций н домохозяйств Совет
2,1. Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет», проценты президиум Совета 72,6 31.12.2017 75 79 84 89 92 95 97
2,2. Доля социально-значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «Интернет», проценты президиум Совета 30,34 31.12.2017 34,09 54,98 72,61 88,62 93,5 96,75 100
2,3. Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах, количество президиум Совета - 2 3 4 5 6 7 8
2,4. Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных, проценты президиум Совета 0,9 - - 1,5 2 3 4 5
3,0 Использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями Совет
3,1. Стоимостная доля закупаемого н (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти иностранного программного обеспечения, проценты президиум Совета 60 31.12.2016 <50 <40 <30 <20 <15 <10 <10
3,2. Стоимостная доля закупаемого н (или) арендуемого государственными корпорациями. компаниями с государственным участием иностранного программного обеспечения, проценты президиум Совета б54 31.12.2016 <60 <55 <50 <45 <40 <35 <30

Источник: CNews Analytics

Наибольшие затраты по-прежнему будут по федеральному проекту «Информационная инфраструктура». Они составят 2,11 трлн руб., из которых федеральный бюджет выделит 628 млрд руб., а 1,505 трлн руб. будут взяты из внебюджетных источников. Ранее расходы по соответствующему разделу составляли 436 млрд руб., из которых федеральный бюджет должен был выделить 100 млрд руб., а 336 млрд руб. предполагалось взять из внебюджетных источников.

Таким образом, общие расходы на «Информационную инфраструктуру» вырастут почти в пять раз, в том числе расходы федерального бюджета в шесть раз. При этом основное бремя расходов по данному разделу по-прежнему ложят на внебюджетные источники. Рост расходов внебюджетных источников также пятикратный.

Во сколько обойдутся «Цифровое госуправление» и «Кадры для цифровой экономики»

По новому федеральному проекту «Цифровое госуправление» расходы составят 352 млрд руб. Вся сумма будет взята из федерального бюджета. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» обойдется в 143 млрд руб., из которых 139 млрд руб. будут выделены из федерального бюджета, а оставшиеся 4 млрд руб. взяты из внебюджетных источников. Ранее раздел про образование не содержал сметы расходов.

План расходов национального проекта «Цифровая экономика»

Наименование федерального проекта и источники финансирования Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Объем финансового обеспечения (млн. рублей), год Всего (млн. рублей)
2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1.0 Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», в том числе: 220 290 290 300 250 250 250 1 850
1.1. федеральный бюджет 220 265 265 265 265 265 265 1 810
1.2. - - - - - - - -
1.3. - - - - - - - -
1.4. внебюджетные источники - 40 40 50 - - - 130
2 Федеральный проект «Информационная инфраструктура», в том числе: 1 013 173 289 526 948 381 504 354 872 353 529 342 394 2 133 549
2.1. федеральный бюджет 1 013 78 073 117 824 131 204 104 872 103 529 92 394 628 910
2.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
2.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
2.4. внебюджетные источники - 95 216 409 124 250 300 250 000 250 000 250 000 1 504 640
3 Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в том числе: 439 10 533 22 056 32 434 23 251 24 377 30 511 143 601
3.1. федеральный бюджет 439 10 163 20 481 29 899 23 251 24 377 30 511 139 121
3.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
3.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
3.4. внебюджетные источники - 370 1 575 2 535 - - - 4 480
4 Федеральный проект «Информационная безопасность», в том числе: 364 7 404 9 534 9 435 1 050 979 773 29 539
4.1. федеральный бюджет 364 4 816 5 570 4 901 1 050 979 773 18 453
4.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
4.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
4.4. внебюджетные источники - 2 588 3 964 4 534 - - - 11 086
5.0 Федеральный проект «Цифровые технологии и проекты», в том числе: 1 496 17 501 18 156 22 870 25 950 29 800 14 700 130 473
5.1. федеральный бюджет 1 137 16 695 17 602 22 195 25 235 29 235 14 235 126 334
5.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
5.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
5.4. внебюджетные источники 359 791 539 660 700 550 450 4 049
6.0 Федеральный проект «Цифровое государство», в том числе: 4 762 31 512 61 717 68 181 64 954 59 529 61 732 352 387
6.1. федеральный бюджет 4 762 31 512 61 717 68 181 64 954 59 529 61 732 352 387
6.2. бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
6.3. консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
6.4. внебюджетные источники - - - - - - - -
Всего по национальному проекту за счет всех источников, в том числе: 8 293 240 529 638 701 514 724 470 327 468 464 450 360 2 791 398
федеральный бюджет 7 934 141 524 223 459 256 645 219 627 217 914 199 910 1 267 0149
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - - - - - - - -
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - - - - - - - -
внебюджетные источники 359 99 005 415 242 258 079 250 700 250 550 250 450 1 524 385

Известно, что программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена распоряжением Правительства 28 июля 2017 г. Последующими нормативными актами в августе был запущен процесс ее реализации: создана Подкомиссия по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности и утверждены функциональная структура системы управления реализацией Программы и правила разработки и исполнения планов необходимых для этого мероприятий. Одновременно с этим на Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации были возложены функции проектного офиса по реализации Программы.

Руководитель Проектного офиса по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Евгений Кисляков рассказал нам о работе проектного офиса, о нынешней стадии работ по реализации Программы в жизнь и о том, как выстраивается управление данным проектом.

PC Week : Евгений, расскажите о проектном офисе, какие функции на него возложены? Какие стратегические и оперативные задачи он решает?

Евгений Кисляков: Проектный офис сопровождает реализацию Программы, что, очевидно, невозможно без синхронизации, согласования действий всех заинтересованных сторон и объединения организационных, трудовых и финансовых ресурсов государства и бизнеса. Для всего этого используется проектный подход.

Нам поручено готовить информационные и аналитические материалы, проекты планов мероприятий и следить за их выполнением. Такая деятельность требует не только концентрации всех имеющихся ресурсов проектного офиса, но и привлечения внешних консультантов. Цель - минимизировать управленческие риски и повысить эффективность программного управления в сфере цифровой экономики. Что касается оперативных задач, то их мы получаем от Подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, в том числе напрямую от её председателя - первого заместителя руководителя Аппарата Правительства РФ М. А. Акимова. Уже прошло десять заседаний Подкомиссии, и все они организованы при активном участии нашего проектного офиса.

Перед нами стоит задача создания и развития двух информационных площадок взаимодействия:

1. Информационная система управления Программой - это платформа для взаимодействия всех участников Программы. На сегодняшний день система работает, к ней подключены 300 участников, введены планы мероприятий направлений, обозначены ответственные и сроки исполнения конкретных мероприятий и есть возможность обсуждения текущих вопросов в самой системе.

2. Портал «Цифровая экономика» - это площадка, где будут опубликованы самые актуальные новости о ходе исполнения Программы и материалы, рассказывающие о лучших кейсах по разным направлениям цифровизации экономики, в том числе и в отраслевом разрезе. Ну и, конечно, появится много другой полезной информации, касающейся цифровой экономики не только в России, но и в других государствах. Портал будет доступен для всех и станет эффективным инструментом, с помощью которого граждане страны смогут участвовать в обсуждении и подавать свои предложения по разным аспектам Программы.

К этой задаче примыкает и другая - разработка правил взаимодействия участников Программы, что предполагает подготовку множества методических рекомендаций и регламентов: как готовить планы и вести мониторинг, по какому принципу следует отбирать проекты и т. п. Важным звеном в открытом диалоге между государством, экспертным сообществом и бизнесом является наш проектный офис, на площадке которого регулярно проводятся открытые мероприятия по вопросам цифровой экономики с целью формирования культуры восприятия цифровой экономики.

PC Week : После утверждения Программы прошло уже несколько месяцев. На какой стадии находится сейчас ее реализация? Какие корректировки вносят в Программу жизненные реалии?

Е. К.: На самом деле с момента утверждения Программы прошло совсем мало времени. Тем не менее, Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности уже утвердила планы мероприятий четырех направлений Программы. Первый из них касается нормативного регулирования, второй - технологических и исследовательских заделов, которые должны создать в России необходимые компетенции для дальнейшей цифровой трансформации, третий план касается инфраструктуры, и четвертый - вопросов информационной безопасности. По направлению «Кадры и образование» по поручению Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева разработка планов должна быть завершена до конца января 2018 г.

По всем пяти направлениям планы формировались бизнес-сообществом совместно с министерствами и ведомствами. И, конечно, в ходе рабочих обсуждений, совещаний и согласований вносились коррективы в утвержденные задачи и намеченные вехи.

Первое направление - нормативное регулирование. Оно предусматривает разработку в ближайшие несколько лет, а именно три года, более 50 проектов нормативных актов, направленных на создание правовых условий для развития современных технологий и их внедрения в экономику. Как отметил Д. А. Медведев, это очень важная задача, в то же время мы не должны обмануть сами себя, когда будем готовить три года нормативные акты и у нас никакого движения вперёд не будет. Основной целью данного направления является создание благоприятного правового режима для цифровых технологий и экономической деятельности на их основе. И здесь могу отметить, что в законодательство, а значит и в Программу уже предложен ряд существенных изменений, устраняющих барьеры в развитии цифровой экономики. Например, в 2018 г. предлагается на законодательном уровне унифицировать требования, расширить возможности и способы идентификации в сетях, стимулировать использование электронного документооборота, сформировать условия для сбора, хранения и обработки цифровых данных (в том числе персональных), создать правовую базу для применения новых цифровых технологий в финансовой сфере.

Второе направление - информационная инфраструктура. Реализация данного направления позволит развить сети связи, удовлетворяющие потребности экономики по сбору и передаче данных граждан, бизнеса и власти с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями; сформировать отечественную инфраструктуру хранения и обработки данных и создать цифровые платформы работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти.

Третье направление - формирование исследовательских компетенций и технологических заделов. В результате реализации плана мероприятий будет создана экосистема, стимулирующая развитие компаний-лидеров на рынках цифровой экономики, также будут определены сектора экономики с наиболее высоким потенциалом коммерциализации решений на базе «сквозных» технологий в области цифровой экономики, запущена цифровая трансформация секторов российской экономики и отдельных ее субъектов.

Четвертое направление - информационная безопасность - нацелено на создание национальных стандартов киберфизических систем, включая Интернет вещей; национальных и региональных центров реагирования на компьютерные инциденты; системы мер поддержки российских производителей продуктов и услуг ИКТ, осуществляющих патентование продуктов за рубежом, и обеспечение контроля обработки и доступа к персональным данным, большим пользовательским данным, в том числе в социальных сетях и прочих средствах социальной коммуникации.

Планы мероприятий уже завтра могут стать менее актуальными, а послезавтра просто устареть. Чтобы этого не допустить, сформирована гибкая система управления изменениями программы в рамках нашей деятельности. Здесь используется единая платформа информационного взаимодействия. Надеюсь, что она позволит избежать капитальных ошибок.

PC Week : Принятие новых нормативных актов эпохи цифровой экономики предполагает вовлечение в данный процесс законодательной власти. Как сейчас организована эта работа?

Е. К.: В парламенте создаются советы и рабочие группы для совершенствования законодательства в области цифровой экономики. Должен сказать, что они хорошо понимают необходимость оперативного обновления законодательства и активно сотрудничают с участниками Программы.

PC Week : В Программе задекларирована открытость, к ее выполнению и апгрейду будут привлекаться бизнес, общественность, экспертные сообщества. Как это обеспечивается организационно?

Е. К.: Да, Программа предусматривает прозрачность государственного управления и задумана как инструмент совместного регулирования процессов цифровизации экономики. И здесь очень важную роль играет бизнес, помогающий определять перспективы цифровой экономики, формировать планы мероприятий и давать оценку, насколько они реализованы.

Роль бизнеса и науки институализирована, что нашло отражение и в структуре управления Программой. С этими сферами должна взаимодействовать автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», выявляя их потребности по данному направлению. Эта организация станет площадкой для эффективного взаимодействия бизнеса, экспертного сообщества и власти.

Кроме того, представители заинтересованных структур - государства, бизнеса и научного сообщества - принимают участие в работе центров компетенции и рабочих групп.

PC Week : Очевидно, для цифровой экономики очень важен человеческий фактор, здесь необходимы высокопрофессиональные и мотивированные кадры. Программой предусматриваются главным образом усиленная подготовка ИТ-специалистов и массовая компьютерная грамотность всех остальных. Но при этом ни слова нет о том, как предполагается учить людей других профессий, как помочь им не потерять себя в цифровом мире, как приобретать soft skills и быстро перепрофилироваться...

Е. К.: Мы понимаем, что сейчас в глобальной конкурентной борьбе основная ставка делается на человеческий капитал, разворачивается мощная конкуренция за таланты. Видим, как развитые и развивающиеся страны стараются создать наиболее привлекательные условия, чтобы заинтересовать ими талантливых ученых и специалистов. И наша задача - быть конкурентоспособными в этой области.

В Программе предусмотрены инициативы, которые позволят привести нашу систему образования в соответствие с требованиями цифровой экономики. Такие практики нужно формировать на всех уровнях - от школы до переподготовки специалистов. Образованию необходимы персонализация и опора на цифровые технологии. Без этого не получится находить и поддерживать таланты.

Эксперты сходятся во мнении, что для успешного развития и самореализации в цифровом мире следует комплексно развивать компетенции по трем направлениям: это названные вами soft skills, профессиональные hard skills и собственно цифровые навыки - digital skills.

Сегодня многие компании при найме сотрудников формулируют требования soft skills, т. е. ожидают, что претенденты на должность обладают знаниями и навыками, которые связаны не с профессиональной компетенцией, а со способностью к обучению, с умением работать в коллективе, с мотивацией к достижениям, - вместо более традиционных требований hard skills, замыкающихся исключительно на профессионализме.

Надо отметить, что по направлению «Кадры и образование» идут дискуссии между профессиональным педагогическим сообществом и экспертами в области цифровой экономики, между отраслевыми профсоюзами, представителями бизнеса и государства.

PC Week : Цифровизация неоднозначно воспринимается обществом. Очаги социальной напряженности из-за развития цифровой экономики уже возникают на Западе. Эксперты пугают людей нашествием роботов, которые отнимут у них работу. Усматриваете ли вы такого рода риски в России? И формулируете ли рекомендации, как их избежать?

Е. К.: Мы проводим анализ реальных рисков цифровой экономики, в том числе социальных. Отслеживаем волнения на Западе, рассматриваем события в России, которые могут привести к недовольству граждан, например, сокращение рабочих мест.

А помимо этого изучаем и потенциальные риски. Скажем, по прогнозам экспертов следствием цифровизации станет высокий уровень социальной дифференциации в обществе из-за того, что бедные слои населения не обладают необходимыми знаниями и навыками в этой области. По мере углубления общества в цифровую экономику - при отсутствии корректирующих мер - подобное расслоение может расти в прогрессирующем масштабе.

Мы видим, что с внедрением цифровых технологий трансформируются традиционные отрасли экономики. Какие-то профессии становятся невостребованными на рынке труда или отмирают вовсе, а какие-то, наоборот, приобретают высокую значимость. Конечно, с одной стороны, цифровизация предполагает, что персонал должен обладать новыми качествами. Но с другой - нужно сохранить и преумножить существующий человеческий капитал, дать каждому человеку возможность работать комфортно.

По России прогноз таков: в течение десяти лет примерно для 25 млн. рабочих мест будут значительно изменены требования к квалификации и навыкам людей. В новой экономике нужны и новые компетенции - это касается не только теоретических знаний, опыта программирования и работы с данными, но и творческого, аналитического мышления, коммуникативных способностей и умения работать в условиях неопределенности.

На сегодня уже есть вполне успешные, на мой взгляд, прецеденты. Так, Сбербанк разработал и запустил образовательную программу для сотрудников, которую высоко оценили во всем мире. И сегодня корпоративный университет Сбербанка, согласно международным рейтингам, занимает лидирующие позиции по качеству и широте переподготовки кадров. При этом они предоставляют площадку и инфраструктуру своего университета в том числе и для госорганов федерального и регионального уровня. Так что все зависит от конкретной компании. Те организации, которые понимают, что сотрудники - это главное, начинают развивать направление переподготовки кадров и вкладываться в него.

Ясно, что адаптация человека к новым условиям станет постоянным процессом в цифровой экономике. В настоящее время существует множество образовательных курсов повышения цифровых навыков, которые в том числе проводятся и в дистанционной форме. Это означает, что каждый гражданин может регулярно повышать уровень своих компетенций, создавая задел для успешной профессиональной реализации в условиях грядущих трансформаций.

PC Week : Технологии влияют не только на производство и экономику, но и на образ жизни, на взаимоотношения и ценности людей. Однако в разработке Программы не принимали участие социологи, историки, культурологи, психологи, педагоги. Попытки же управлять экономикой без учёта гуманитарной составляющей ведут к непредсказуемым результатам...

Е. К.: В разработке Программы приняли участие эксперты разных отраслей, а реализация Программы представляет собой сложный, комплексный проект, который носит сквозной характер, охватывая все без исключения сферы жизни, напрямую воздействуя на деятельность бизнеса и касаясь каждого гражданина. Он беспрецедентен по своему масштабу, значению, влиянию на жизнь страны и каждого конкретного человека. И сейчас наша первоочередная задача - создать эффективный механизм управления этим проектом. Гуманитарная составляющая также учтена в планах и вехах Программы по мере ее развития. Ведь именно совокупность всех отраслей позволит нам сформировать культуру восприятия и потребления цифровой экономики.

PC Week : Спасибо за беседу.

Россия стала технологически продвинутой и инновационной страной. Наверное, так должно было быть, раз президент и премьер, позабыв о модернизации, инновациях и прочих словах водрузили в период предвыборной гонки новое знамя - они строят цифровую экономику! А построили бы хотя бы промышленность, отошли бы от модели нефтяной скважины, было бы значительно больше толку.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Цифровая экономика - это не идея, рожденная в умах российских чиновников. Она была озвучена Всемирным банком в 2016 году в «Докладе о мировом развитии - 2016: цифровые дивиденды». Правда там понятие цифровой экономики и первоочередные шаги в этом направлении отличались от того, что под этим понимает Кремль. Если Всемирный банк указывал на такие признаки цифровизации в России, как открытые данные, система электронного правительства, работа отечественных цифровых гигантов, как «Яндекс», «Касперский», службы онлайн-заказов, сокращение срока регистрации прав собственности при помощи информационных технологий до 10 дней, то в итоговой государственной программе на этом Кремль останавливаться не стал. Учитывая, что сам термин размыт, цифровая экономика явно будет с российской спецификой.

Что же такое цифровая экономика? Это модель, уклад, или что-то иное? По мысли самих законодателей это уже качественное состояние экономики, некая модель. Как сказал Путин, она «задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества». Была экономика промышленная, была сервисная (хотя вопрос достаточно дискуссионный), а теперь будет цифровой. Но цифровая экономика не может быть моделью, так как цифровизация сама по себе не может существовать без производящих отраслей, это инструмент улучшения работы действующих отраслей экономики. То есть цифровая экономика - это некая инфраструктура для действующей экономики. И если мы признаем, а этого скрыть нельзя, что в России господствует экономика сырья, то нужно говорить о цифровизации сырьевой экономики, а никак уж не пафосно заявлять о построении «цифровой экономики» как некоего нового уклада.

Так почему в России с ее проблемами цифровая экономика стала актуальна? Как знать, возможно Кремль и зацепился за цифровую экономику, что согласно Всемирному банку ее могут и должны развивать все страны, даже беднейшие.

О ПРОГРАММЕ

О том, что Россия идет к цифровой экономике, можно было сказать и до всяких государственных программ. Банковские карты работают, есть открытое правительство, портал госуслуг, вай-фай. Зачем для этого принимать целую государственную программу - это вопрос уже не праздный.
31 июля была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Правда в программе нет определения того, что понимается под цифровой экономикой, тем не менее там прописан план, как к ней перейти. Согласно положению, зафиксированному в самой программе, «данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет». Удивительно получается, что сами по себе данные в цифровой форме могут обеспечить экономический рост! И даже улучшить качество жизни граждан. Возможно ли это?

Представим себе фермера, которому нужны инвестиции. Интернет у него есть и без цифровой экономики, сделать заказ в интернет магазине он может и сейчас. Да и подать налоговую декларацию через интернет он может тоже уже сейчас. Но все это не приведет к росту урожайности. А вот инвестиции могли бы ситуацию спасти. Но, увы, кредит слишком дорогой, там власть остановилась на формуле охранения жесткой денежно-кредитной политики, а значит доступных инвестиций ему не видать. И каким образом цифровизация ему поможет? Да ровным счетом никаким.

Не может цифровизация сама по себе стать фактором экономического роста, когда она является лишь инструментом. Увеличит ли цифровая экономика национальный суверенитет? Если начнем производить свое оборудование, программное обеспечение и готовить кадры - то да, эту задачу решить в рамках цифровизации можно. Повысит ли конкурентоспособность? Крайне сомнительно, принимая во внимание тот факт, что Россия на мировой арене страна аутсайдер, сырьевая держава, а цифровизация не сменит модель экономики, а будет обслуживать ту самую сырьевую экономику. Поэтому о какой конкурентоспособности здесь может идти речь? Даже если начнем производить свое оборудование, то все будет как с отечественными автомашинами: будет уже хорошо, если их хотя бы свои покупать будут.

Цифровую экономику, как когда-то модернизацию и инноватизацию, стремятся сделать панацеей проблем российской действительности. Одной из целей программы является «создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности». Снова цифровизация становится ключевым фактором. Не инвестиции в основной капитал, не законодательная база, не гарантии прав собственности, а цифровые данные. Еще одна цель программы - «повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом». Эта цель прописывается в каждой государственной программе, и итоги ее реализации мы видим воочию - страна завязла в экспорте сырья, превратилась в изгоя на мировой арене.

Чем обосновано внедрение цифровой экономики? Как указано в программе «многие традиционные индустрии теряют свою значимость в структуре мировой экономики на фоне быстрого роста новых секторов, генерирующих кардинально новые потребности». Но невольно возникает вопрос - а разве добывающая промышленность не является таким примером традиционной индустрии, которая утрачивает значимость в структуре экономики? Но цифровая экономика не придет ей на смену, а только будет обслуживать российскую сырьевую модель.

Но не только экономические задачи призвана решать данная программа. Есть у нее еще важный компонент - защита режима. В программе указана реализация цифровой экономики через контрольно-надзорную деятельность. Одна из мер, которая должна быть реализована правительством, звучит так: «проведен анализ появления в российском сегменте сети Интернет противоправной информации, эффективности применения средств блокировки и фильтрации противоправной информации, предложена целевая архитектура системы ее мониторинга и удаления на базе саморегулируемых организаций, определены необходимые ресурсы». А если перевести это на простой язык, то речь идет о цензуре в Интернете.

Аналогичные посылы содержатся и в следующих мероприятиях, заложенных в программе: «законодательно установлены требования по идентификации пользователей коммуникационных и иных сервисов участников информационного взаимодействия, а также идентификации пользовательского интернета вещей», «созданы механизмы по предотвращению появления в российском сегменте сети Интернет противоправной информации, включая механизмы по ее удалению, на базе саморегулируемых организаций». Цифровая экономика, таким образом, не мыслится в Кремле без цензуры. И одно дело, когда под цензуру попадает запрещенная по критерию нравственности информация, развращающая российское общество. И совершенно другое, когда цензура запрещает доносить до общественности правду о ситуации в России, замораживая общественную жизнь и оставляя безнаказанными несправедливые действия властей разного уровня, которые требуют огласки.

Цифровая экономика, согласно программе, предусматривает пять направлений деятельности:

Нормативное регулирование;

Кадры и образование;

Формирование исследовательских компетенций и технических заделов;

Информационная инфраструктура;

Информационная безопасность. Задачи в этой сфере амбициозны и не отличаются от задач, стоящих в рамках перехода на инновационный путь развития. В программе зафиксировано «создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности», «преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования». Учитывая опыт развития России последних 17 лет, стоит говорить, что эти задачи появились в тексте для «красного словца».

На сомнительность реализации данной программы указывают и заложенные в ней целевые показатели:

- «успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках» при сохранении ориентации на экспорт нефти и газа кажется весьма маловероятным;

- «успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг». В России не работает модель, когда все инновации идут от малого и среднего бизнеса. Для этого нужны доступные кредиты, реальная поддержка того же МСП, гарантия прав собственности. А у нас согласно опросам 51% представителей МСП считают, что на практике частная собственность не защищается в полной мере. Еще 30% уверены, что ее не охраняют ни на законодательном, ни на исполнительном уровне. Инновации, если их так можно назвать, идут по линии Роснано, Сколково, Ростеха и прочих гигантов, эффективность работы которых в этих секторах оставляет большие сомнения;

- «количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, - 120 тыс. человек в год» выглядит заоблачной цифрой. Сейчас по направлению «информационная безопасность» обучается пять тысяч человек, а по направлению «информатика и вычислительная техника» 36,1 тысяч. То есть для достижения показателя в 120 тысяч необходимо увеличение выпускников в три раза! Структура обучения уже длительное время меняется в сторону выпуска спецов сектора экономики и гуманитарных дисциплин, хотя уже давно была поставлена задача наращивания выпуска инженерных кадров;

- «во всех крупных городах (1 млн. человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше». Эта задача стояла перед операторами связи еще до принятия данной программы. Но после закона Яровой был поднят вопрос, а на какие инвестиции теперь реализовать переход на 5G, если затраты на закон Яровой должны в несколько раз превысить выручку операторов;

- «доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети Интернет, маршрутизируемая через иностранные серверы, - 5 процентов». Сейчас эта доля составляет 60%. Кремль планирует полностью подчинить трафик российскому сегменту. По словам экспертов телекоммуникационного рынка сейчас маршрутизация интернет-трафика через Франкфурт, Стокгольм и Амстердам выгоднее, так как за счет большой конкуренции в этих странах стоимость подключения к сети в семь раз меньше, чем в России. Да и к тому же стоит отметить, что с точки зрения безопасности для минимизации рисков вмешательства российских спецслужб в деятельность Интернет-ресурса больше подходит маршрутизация интернет-трафика через зарубежный сегмент.

То есть цифровая экономика - это не только экономика, но и все то же закручивание гаек, которое происходит через запрет анонимайзеров и VPN, закон Яровой, закон о мессенджерах и прочие инициативы. Цифровая экономика призвана обеспечить реализацию ранее принятых Кремлем инициатив. Сначала эти инициативы приняли, и лишь затем задумались о том, что для их воплощения необходим тотальный охват сетью Интернет. Например, в программе сказано «все федеральные автомобильные дороги покрыты сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных, необходимой для развития современных интеллектуальных логистических и транспортных технологий». Эта потребность возникла в связи с системой Платон, требующей доступа дальнобойщиков к сети. Задача «все лечебно-профилактические учреждения имеют широкополосный доступ сети Интернет» стоит в связи с вводом телемедицины.

Программа буквально принудительно переводит ряд секторов в отечественный сегмент: «законодательно обеспечена предустановка отечественных антивирусных программ на все персональные компьютеры, ввозимые и создаваемые на территории ЕАЭС», «большинство хозяйствующих субъектов используют национальную платежную систему», «доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети Интернет, маршрутизируемая через иностранные серверы, - 5 процентов». В директивном порядке Кремль намерен ограничить выбор российских пользователей. Похоже на продовольственное эмбарго, только в информационной сфере. Там россиян лишили возможности покупки европейского продовольствия, указав на то, что есть надо только отечественное и импортируемое не из Европы. Здесь же происходит то же самое. Импортонезависимость - похвально, но не затронутым остается вопрос качества. А будет ли тот самый российский аналог соответствовать по качеству своему иностранному конкуренту? Или в итоге россияне получат сырую услугу?

Несомненно, есть и правильные истины, заложенные в программу. Например, в ней указана необходимость «стимулирования импортозамещения и реализации экспортно-ориентированных проектов в области цифровых технологий; развитие механизмов венчурного инвестирования и государственно-частного партнерства в области цифровой экономики». Но эта цель совпадает с ранее принятыми программами развития страны. То есть не было необходимости придумывать целую программу ради того, чтобы реализовать то, о чем говорилось многократно и ранее.

ЗАЧЕМ НУЖНА ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА?

Хотелось сначала задать вопрос, а зачем стране нужна цифровая экономика? Но тут же на ум пришла фраза, что цифровая экономика нужна не стране, она нужна Кремлю. И причин этому несколько.

Во-первых, президент уже не может идти на выборы под старыми лозунгами инноватизации и модернизации. У избирателей возникнет закономерный вопрос, да сколько же уже можно модернизировать и инноватизировать. Пора наконец отчитаться о результатах, или оставить эти лозунги, как будто они были достигнуты, отвлечь внимание на новую тематику, какой и является цифровая экономика.

Во-вторых, цифровизация поможет ускорить оптимизацию расходов на ряд отраслей экономики, минимизировав дефицит предоставляемых услуг. Например, сократили число больниц и врачей. И чтобы это так сильно не ударило по пациентам, предлагается телемедицина, когда доктор, начиная со второго приема, может давать советы пациенту по интернету. И время экономит, и расходы на логистику, и численность врачей при этом можно сокращать. Аналогичные новации затронут и образовательный сектор. В программе прописано «приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие регулирование гибких трудовых отношений, в том числе дистанционных» - а это уже задел под сокращение персонала.

В-третьих, учитывая, что программа предусматривает переход на российское оборудование, программное обеспечение, антивирусные программы и прочие компоненты цифровой экономики, закономерен вопрос, а не получат ли одни и те же бенефициары заказы на реализацию всего выше перечисленного? Иными словами, цифровая экономика может стать лишь способом отмывания бюджетных средств, так сказать «Южным потоком» в информационной сфере.

ПОЧЕМУ НЕ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА?

Если бы цифровая экономика ограничивалась ростом охвата интернетом и самообеспечением России в этой сфере, можно было бы признать, что она должна стать государственной программой, не менее актуальной, чем прочие. Но как было указано выше, цифровая экономика - это программа насаждения цензуры в сети и ровно такая же сказка, как все предыдущие идеи правительства о переходе на технологические рельсы. В этой связи хотелось бы Кремлю предложить не тратить бюджетные средства на цифровую экономику, на которую планируется выделять по меньшей мере 200 млрд. руб ежегодно, хотя министр связи Никифоров говорил о сумме в 100 млрд рублей, но президент ее удвоил, а решить реальные проблемы, которые стоят перед страной. Например:

Провести полную газификацию страны, завершить которую Медведев обещал к 2015 году, хотя на 1 января 2016 года она составила 66%. Видимо доходы от экспорта газа важнее качества жизни россиян;

Увести страну от сырьевой экономики в сторону промышленно развитого, технологически передового государства. С 2008 года власти твердят, что сырьевая модель себя исчерпала и настала необходимость ее менять. Но вместо смены строят «Турецкий поток», газопроводы в Китай, ряд проектов газопроводов в Европу;

Побороть бедность, искоренить социальное неравенство через прогрессивное налогообложение. Превратить олигархов в социально-ответственных граждан, а не заниматься ростом их благосостояния за счет средств бюджета;

Дать стране идею, целевой ориентир, куда движется Россия. Не идея хорошего царя, вездесущего и всеми любимого, непогрешимого и незаменимого, а именно национальную идею, объединяющую российское общество не вокруг одной персоны, а вокруг общих и разделяемых всеми ценностей;

Обеспечить достойный уровень жизни граждан. Когда страна по оплате труда отстает от Китая и Ирана, который также находится под санкциями, совершено очевидно, что уровень жизни не соответствует желаемому.

Продолжать можно и дальше, но уже на этом примере очевидно, что внедрение цифровой экономики не решит поставленных перед страной задач. В будущем ее сменят еще одной идеей, а пока на президентский срок Путин идет именно с этой программой - цифровизации отечественной экономики. Итог ее известен уже заранее, как и то, что средства бюджета осядут в карманах тех, кто эту экономику будет строить.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Цифровизацию российской экономики необходимо начать с таких отраслей, как здравоохранение, образование, наука, промышленность, сельское хозяйство, ритейл, транспорт, электроэнергетика, ЖКХ и рынок финансовых услуг. Благодаря внедрению цифровых технологий станет возможным, в том числе, развитие телемедицины, онлайн-обучения, беспилотного транспорта, систем «умный дом» и «интернет вещей». Эти и другие предложения по разработке программы «Цифровая экономика» при Правительстве направил министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову, а также в Министерство связи и массовых коммуникаций.

Глава государства Владимир Путин Правительству РФ совместно с Администрацией Президента разработать и утвердить программу «Цифровая экономика» до 1 июня 2017 года. Такое поручение он дал по итогам послания Федеральному Собранию в конце 2016 года. В документе должны быть предусмотрены меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и её интеграции в пространство цифровой экономики государств-членов Евразийского экономического союза . В Правительстве ответственными за подготовку документа Минкомсвязи, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минпромторг, Минобрнауки, а также министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и Экспертный совет при Правительстве РФ.

Многие эксперты считают, что переход к цифровой экономике, который сейчас происходит, в том числе, приведёт и к пересмотру роли государства в управлении экономикой. Вся система государственного управления, как минимум, должна адаптироваться к объекту воздействия, прежде всего по быстроте, по качеству принимаемых решений… Стремиться к оптимизации, двигаться в направлении ускоренной цифровизации государственного сектора необходимо, при этом нужно учиться у лидеров в этой области. У нас такие планы были и остаются», - говорил ранее Премьер-министр Дмитрий Медведев.

Программу «Цифровая экономика» нужно скоординировать с уже действующей госпрограммой «Информационное общество», а также с программой по формированию цифрового пространства ЕЭС, указывают в Экспертном совете при Правительстве. В первую очередь, эксперты предлагают определить сам предмет цифровой экономики, от которого будет зависеть направление всей программы.

Разрабатываемая программа должна носить стратегический характер, определять направления развития цифровой экономики и основные подходы к её реализации, а также являться основой при разработке соответствующих документов отраслевого стратегического планирования», - говорится в докладе Экспертного совета.

Программа цифровизации экономики, по мнению экспертов, должна быть ориентирована, в том числе, на снижение издержек предпринимателей и граждан, обеспечение свободы движения товаров, услуг и капитала, всестороннюю кооперацию хозяйствующих субъектов в цифровом пространстве.

Формирование цифровой экономики - это комплексная задача по переходу на новый технологический уровень за счёт внедрения информационно-телекоммуникационных технологий на всех этапах цепочки создания добавленной стоимости. Основная задача этого процесса очевидна - повышение качества жизни граждан, конкурентоспособности и эффективности экономики, развитие её экспортного потенциала. При этом, конечно, важно выделить приоритетные направления, среди которых можно отметить транспортную сферу, сельское хозяйство, здравоохранение, ЖКХ, рынок финансовых услуг», - говорит эксперт Открытого правительства Антон Петраков.

Россия, по его словам, обладает значительным интеллектуальным и кадровым потенциалом, российские технологические компании успешно конкурируют с крупными транснациональными игроками. Это ключевые предпосылки для развития цифровой экономики.

Что касается развития цифровой инфраструктуры, то прежде всего, по мнению экспертов, необходимо обеспечить всеобщий и безлимитный доступ в интернет. В качестве приоритетных направлений Экспертный совет также предлагает выделить работу с большими данными, обеспечение защиты информации, создание сервисов на основе искусственного интеллекта, а также идентификацию пользователей и технических устройств.

Одним из структурных элементов программы должно стать формирование системы «Электронное правительство». Системный «Электронного правительства» разрабатывается в Минкомсвязи, свои рекомендации по доработке документа ранее высказывал Экспертный совет. Предполагается, что в основу электронного правительства лягут принципы клиентоориентированности, формирования комплексной цифровой среды жизнедеятельности граждан и организаций, обеспечения постоянного роста качества электронных государственных и муниципальных услуг, снижения издержек органов власти и оптимизации их взаимодействия.

В рамках нормативно-правового регулирования цифровой экономики эксперты предлагают обеспечить регулирование в таких сегментах, как электронная торговля, защита данных и интеллектуальной собственности, передача технологий. Также, по их мнению, нужно проработать вопросы регулирования деятельности в РФ глобальных цифровых компаний и создать нормативно-правовую базу для функционирования рынка труда в условиях цифровой экономики.

Одним из механизмов формирования цифровой экономики, по мнению членов Экспертного совета, может стать государственно-частное партнёрство и концессия по развитию евразийских цифровых активов. Особого внимания, по мнению экспертов, потребует трансформация рынка труда в условиях цифровой экономики. Речь идёт об управлении рисками, связанными с высвобождением персонала, а также необходимости адаптации персонала к новым условиям работы. Необходимо будет усовершенствовать и школьное образование в части информационных технологий.

Экспертный совет при Правительстве готов участвовать в дальнейшей разработке программы «Цифровая экономика».

Примеры цифровизации госсектора и внедрения информационных технологий в работе органов власти уже есть, в частности, в сфере государственного контроля и надзора. Новые технологии активно применяют ФНС, Роструд и ряд других ведомств. Информатизация и автоматизация контрольно-надзорной деятельности - одно из 8 направлений приоритетной программы по реформе государственного контроля и надзора, которая реализуется в рамках президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Паспорт этого проекта