Денежное довольствие госслужащих. Зарплаты чиновников в россии

Суперзарплаты

Самая высокая зарплата в 2016 году была у министра финансов — 1,73 млн руб. в месяц, следует из данных Минфина. Исходя из антикоррупционной декларации Антона Силуанова, на зарплату пришлось 22% его дохода за 2016 год. В апреле премьер-министр Дмитрий Медведев «суперведомством», которое сумело взять под контроль бюджетный дефицит в период низких цен на нефть. Пресс-служба Минфина отказалась от комментариев.

На полмиллиона меньше получали министр экономического развития и министр энергетики — 1,27 млн и 1,16 млн руб. соответственно. До середины ноября отчетного, 2016 года должность министра экономического развития занимал Алексей Улюкаев, недавно осужденный за взятку.

Чуть меньше миллиона в прошлом году получали глава МЧС (954 тыс. руб.) и министр промышленности и торговли (921 тыс. руб.). В десятку федеральных министров с самыми высокими зарплатами также попали министры юстиции, спорта, иностранных дел, здравоохранения и образования (диапазон — от 497 до 634 тыс. руб.).

Меньше всего из федеральных министров в 2016 году получали глава Минстроя (443 тыс. руб. в месяц) Михаил Мень и глава Минсельхоза Александр Ткачев (451 тыс. руб.).

В открытых данных Минфина нет информации по зарплатам в Минобороны и МВД, как и в секретных службах ФСБ и СВР. Также нет информации о зарплате президента России.

В показатели средних зарплат, раскрытые Минфином, включены выплаты, «не входящие в состав денежного содержания». Зарплаты большинства министров (а также вице-премьеров) состоят из фиксированного денежного вознаграждения и ежемесячных и ежеквартальных денежных поощрений, которые устанавливаются президентом России (для каждого чиновника индивидуально), следует из президентского указа 2013 года.

Правительство, судьи, депутаты

Среднемесячная зарплата чиновников правительства России, находящихся на государственных должностях, составила в 2016 году 693 тыс. руб. К ним относятся председатель правительства, его заместители и федеральные министры (всего 32 человека).

Средняя зарплата главы Счетной палаты, ее заместителя и всех аудиторов составила 668,8 тыс. руб. (14 человек). Также высокими зарплатами (615 тыс. руб.) могут похвастаться в Конституционном суде (председатель, его заместитель и судьи — всего 16 человек). Зарплаты депутатов Госдумы в прошлом году составили 420 тыс. руб., а сенаторов — 385 тыс. руб.

Средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составила в 2016 году 116 тыс. руб., следует из данных Росстата . Оклады госслужащих не индексировались четыре года из-за экономической ситуации в стране. Но с 1 января 2018 года оклады чиновников, в том числе замещающих госдолжности, впервые за несколько лет на 4%.

Минфин также опубликовал данные о командировочных расходах федеральных органов и расходах на содержание служебных автомобилей. Так, дороже всего обходятся командировки сотрудников центрального аппарата правительства: по зарубежным поездкам сумма их суточных в 2016 году составила 270 млн руб., а на проезд и проживание было выделено в общей сложности около 700 млн руб. На суточные для сотрудников МИДа в зарубежных поездках в прошлом году было потрачено около 148 млн руб., а на их проживание — 52 млн руб.

В первоначальной версии заметки были неверно интерпретированы данные Минфина. Речь шла не о командировочных расходах в расчете на одни сутки (как указывалось в первоначальной версии), а о всей сумме суточных командировочных, потраченных МИДом в 2016 году.

Зарплаты президента и премьер-министра в последние годы не публикуются. Но в 2002 году денежное вознаграждение президента было установлено в размере 63 тыс. руб., главы правительства — 50,4 тыс. руб., а после этого повышалось девять раз — в общей сложности в 11,3 раза, следует из информации системы «Гарант», — соответственно до 713 тыс. и 570 тыс. руб. Правда, с марта 2015-го по конец 2018 года президенту и премьер-министру денежное вознаграждение выплачивается с уменьшением на 10% (таково было ), то есть сейчас оно составляет 641,7 тыс. и 513 тыс. руб. в месяц

Повышение зарплат федеральных госслужащих в 2018 году остается под вопросом, последние новости из правительственных кабинетов не дают окончательного ответа на данный вопрос. Экономический кризис вынудил чиновников экономить на собственной оплате труда, однако улучшение экономической ситуации может вернуть в повестку дня вопрос об индексации зарплат.

В ожидании повышения зарплаты в 2018 году: последние новости для федеральных госслужащих

Доходы чиновников федерального уровня значительно превышают средние показатели оплаты труда. Согласно данным Росстата, по итогам прошлого года среднемесячный доход федерального служащего превысил отметку 100 тыс. руб. Наибольший уровень дохода имеют представители Администрации Президента – более 200 000 руб. При этом кризис вынудил чиновников заморозить индексацию собственных зарплат, что привело к фактическому обесцениванию доходов чиновников на уровень инфляции.

Ежегодное повышение оплаты труда госслужащих было приостановлено в 2014 году, что позволило существенно сократить бюджетные расходы. Общее количество федеральных госслужащих превышает 370 тыс. человек. С учетом роста уровня инфляции после девальвации рубля, индексация зарплат становилась дополнительным бременем для государственной казны.

Правительство намеревалось оптимизировать бюджетные расходы, отказавшись от индексации зарплат чиновников. Уже в 2018 году власти могут пересмотреть свое решение, что может возобновить регулярное повышение зарплат федеральным госслужащим. При этом чиновники еще не решили, когда и как изменяться должностные оклады.

В правительстве обсуждают два варианта развития событий для госслужащих. В первую очередь власти могут возобновить ежегодную индексацию, что приведет к увеличению зарплат на 4%. Кроме того, эксперты не исключают более масштабного повышения оплаты труда, если отечественная экономика сохранит положительную динамику. В таком случае власти смогут компенсировать обесценивание зарплат за время кризиса.

Тенденции нефтяного рынка и динамика бюджета определят, что ждет федеральных госслужащих в 2018 году.

Восстановление экономики федерального масштаба

Оптимизм чиновников связан с надеждами на скорое восстановление экономического роста. Отечественная экономика преодолела негативные тенденции и переходит к этапу устойчивого роста. Кроме того, улучшение правительственных прогнозов вызвано повышением цен на нефть, что обеспечит бюджет дополнительными поступлениями.

Согласно оценкам представителей Минфина, рост нефтяных котировок до 50 долл./барр. увеличит доходы бюджета на 1 трлн руб., что положительно отразится на итоговом дефиците государственной казны. В результате власти получат дополнительный финансовый ресурс, который будет использован для индексации зарплат и пенсий.

В том числе чиновники смогут отказаться от ограничений, которые были необходимы в разгар экономического кризиса. Во время экономических неурядиц правительство приняло решение заморозить зарплаты чиновников, а некоторые категории служащих столкнулись с сокращением оплаты труда на 10%.

В следующем году власти смогут восстановить ежегодную индексацию зарплат, что увеличит оплату труда чиновников на 4%. Наиболее оптимистичный сценарий предполагает повышение зарплат с учетом инфляции прошлых периодов, когда экономический кризис не позволял проводить индексацию. В таком случае оклады госслужащих прибавят 30-40%, однако реализация данного сценария остается маловероятной.

Уровень окладов госслужащих оказывает непосредственное влияние на размер пенсии за выслугу лет. Без повышения зарплаты в 2018 году, пенсии федеральных госслужащих останутся на прежнем уровне.

Пенсионные вопросы

Пенсия за выслугу лет определяется как процент от нынешних окладов. В зависимости от стажа службы, данный показатель изменяется в диапазоне 45-70%. Продление моратория на индексацию зарплат обернется заморозкой пенсионных выплат.

Кроме того, в Минфине рассматривают альтернативный вариант повышение зарплат госслужащих. Представители ведомства предлагают отказаться от ежегодной индексации и рассматривать вопрос увеличения оплаты труда в рамках бюджетного процесса. В таком случае правительство сможет принимать решения исходя из существующих доходов, что положительно отразится на сбалансированности бюджета.

В следующем году зарплаты госслужащих могут увеличиться на 4%, что зафиксировано в базовом прогнозе. Также власти рассматривают варианты продления моратория на индексацию, откладывая повышение оплаты труда до более благоприятного периода. Оптимистичный прогноз предусматривает увеличение зарплат на 30-40%, что позволит компенсировать инфляцию прошлых периодов.

Государственные служащие находятся в ожидании улучшения своего финансового положения. Какое увеличение трудового пособия ожидают наши чиновники к 2018 году, скоро узнаем. Правительство РФ готовит ряд нововведений по повышению зарплаты госслужажим.

7 ключевых новостей об повышении зарплаты государственных служащих в 2018 году

  1. Трудовое вознаграждение гос. служащих будет напрямую зависеть от выполнения ими своих непосредственных обязанностей;
  2. Предположительный рост зарплат увеличится на 38 % в 2018 году;
  3. По данным Росстата средняя оплата труда чиновника составляет 208 000 рублей;
  4. Трудовая выплата низкооплачиваемому специалисту варьируется около 26 000 руб.;
  5. Федеральный закон «О гражданской службе» до конца 2017 года пополнится изменениями, дополнениями;
  6. В перспективе предусмотрены новые трудовые договоры (контракты) с прописанными критериями, показателям которых следует соответствовать.
  7. 2018 год — планируется массовое сокращение федеральных служащих из государственных органов.

Повышение оклада федеральным госслужащим в России — последние новости 2018 года

Размер увеличения окладов федеральных госслужащих в России в 2018 году

Правительство РФ объявило, что к 2018 году ожидается повышение оплаты труда чиновникам. Но, как выяснилось, речь шла об увеличении только части оклада, которая напрямую зависит от высокого результата работы каждого отдельно взятого муниципального служащего.

Смотрите также:

В 2018 году первую в мире коллекционную криптовалюту выпустит ЦБ Литвы

Что необходимо предпринять служащим, чтобы остаться на должности и зарплату сохранить? В России запланировано мероприятие, где ведется усовершенствование гражданской службы. План мероприятий ограничен двухгодовым периодом, где просчитано: увеличение зарплаты госслужащим в 2018 году составит тридцать восемь процентов.

Эксперты финансов утверждают: эта мера необходима — зарплаты подобной категории работников не индексировались с 2014 г.

Результат деятельности госслужащего — важный критерий для надбавки зарплаты в 2018 году

Прибавление зарплаты чиновникам — компенсация инфляции в 2018 году

Среднее вознаграждение муниципальных работников России по состоянию на 2016 год составляло 99 900 (девяносто девять тысяч девятьсот) рублей. Принят проект, где рост зарплаты не превысит тридцати восьми процентов.

Отсюда вывод: трудовое вознаграждение с учетом индексации будет 140 000 (сто сорок тысяч) рублей. Однако повысится только часть оклада, а увеличение всей заработной платы вообще не обсуждалось. Но интересно, какой рентабельности удостоится увеличиваемая доля.

Главой агентства коммуникационной политики и экономики, Д. Орловым, выдвинуто мнение: прибавить зарплату чиновникам путем выплаты компенсации из-за произошедшей инфляции.

Смотрите также:

Запрет аутсорсинга в России в 2018 году: свежие новости о новом законе

В общем, с ним согласны многие политики, что не стоит всех исполнителей ставить в одну линию: одни получают небольшие вознаграждения за работу, другие – «гребут лопатой».

Росстат предоставил данные получения денег специалистов президентского аппарата. Таким образом, получается: средняя оплата работы сотрудника составляет 208 000 (двести восемь тысяч) рублей.

Однако трудовые доходы молодых специалистов высокой категории колеблются около 26 000 (двадцать шесть тысяч) руб. При сегодняшнем повышении уровня цен молодым специалистам достаточно трудно выживать самим, содержать семьи.

Для решения данной проблемы низкооплачиваемые работники выкручиваются из ситуации путем получения добавочных доходов «со стороны». Таким образом, принимается решение об увеличении заработных плат низкооплачиваемым специалистам.

Муниципальные работники имели высокую оплату труда в 2014 г., а затем, из-за сложившейся экономической ситуации в государстве их вознаграждение уменьшилось на двадцать процентов.

Последние новости о зарплатах государственных служащих — видео

Зависимость повышения зарплаты от результата деятельности госслужащего в 2018 году

Для получения полной оплаты, включая доплаты, в 2018 году сотруднику госпредприятия потребуется регулярно исполнять соответствующие должностные инструкции. Таким образом, получается: оплата труда должностного лица должна напрямую зависеть от качества и количества результата его деятельности.

Правительством РФ было предложено подготовить дополнения и изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе» к концу 2017 г.

Указанные дополнения предусматривают составление с должностными лицами трудового договора (контракта) где обозначены критерии, требующие у сотрудника надобность освоения их за какой-то срок. Также контрактом обозначатся индивидуальные показатели эффективности его деятельности.

От качества реализации пунктов трудового договора напрямую зависит повышение зарплаты отдельно взятого государственного служащего. Денежные средства будут выдаваться или в полном объеме при исполнении всех условий контракта, или нет.

Так как речь идет о росте денежного вознаграждения государственным лицам, то для заинтересованности служащих исполнять свои рабочие обязанности со всей профессиональностью и рвением, так же пропишут пункт в законе, предусматривающий премирование его добросовестного труда.

Многим экспертам по экономической деятельности данное предложение кажется более приемлемым для появления стимула у чиновника ответственно работать.

Сегодня вознаграждение за работу гос. служащего имеет несколько составляющих:

  • оклад, как должностного лица;
  • оклад, как чиновника (подразделяется по классам);
  • прибавка по выслуге лет;
  • особые условия при несении гражданской службы;
  • работа с секретными делами;
  • надбавки, добавки, премии;
  • бонусы, др. выплаты.

В государственных учреждениях трудится немало россиян – одних только федеральных чиновников по стране приходится по одному на каждых девяносто жителей, а если брать статистические данные по всему государственному сектору, то эта цифра составляет около 6 миллионов человек, трудоустроенных в госучреждениях. Все эти люди получают заработную плату, начисляемую из государственного бюджета, а она, как известно, редко бывает высокой.

Именно потому для них особенно злободневными являются вопросы, связанные с индексационными мерами и повышением уровня окладов. Ситуация с зарплатами госслужащих на протяжении нескольких лет оставалась критичной – последнее повышение было проведено в 2013 году, а потом на эту часть расходов госбюджета был наложен индексационный мораторий. Впрочем, госслужащие неоднократно слышали от властей, что уже скоро их жизнь наладится.

Президент издал «майские указы», постановив, что с 2018 года оклады госсужащих возрастут в 1,5 раза, покрыв «недостачу» финансирования за все прошлые годы. Но уже скоро в СМИ просочилась информация о том, что бюджет не располагает средствами для массового увеличения окладов, поэтому госслужащим, скорее всего, поднимут финансовое довольствие в пределах годовой инфляции. Давайте узнаем, какими могут стать зарплаты госслужащих в 2019 году!

Похоже, госслужащим стоит рассчитывать не на «майские указы», а исключительно на индексацию зарплат по текущему уровню инфляции в России

Кто является государственным служащим?

Следует сказать, что далеко не все сотрудники организаций или учреждений, находящихся в госсобственности, причислены российскими нормативными документами к категории государственных служащих. В данный перечень входят лишь те, кто осуществляют профессиональную деятельность в секторах законодательной сферы, исполнительного и судебного производства.

В итоге к госслужащим относятся те, кто занят в президентском аппарате, трудится в подразделениях прокуратуры и налоговой инспекции, занимает должности в отделах миграционной, пограничной и таможенной службы, представляет Роспотребнадзор и Росреестр, относится к работникам мэрий и министерств, является сенатором или депутатом. Стоит отметить, что, несмотря на сведения о сокращении числа государственных служащих (по данным официальной статистики в 2016 году их стало меньше на 10%), многие эксперты полагают, что Россия – это страна с перегруженным административным аппаратом.

Как уже было сказано выше, на 90 россиян в стране приходится один чиновник. Интересно, что даже во времена СССР, который недаром назывался бюрократическим государством, один государственный служащий приходился примерно на 140 человек. Официально страна финансирует из бюджета рабочие места для 1,107 миллионов чиновников, однако неофициальные эксперты говорят, что на самом деле их более 6 миллионов. Можно провести расчет:

  • примерно 15 тысяч человек занимают посты в законодательной власти общефедерального уровня;
  • около 35 тысяч россиян являются депутатами парламентов на уровнях республик, краев и областей. В их число входят депутатские помощники и сотрудники парламентских органов;
  • примерно 700 тысяч народных избранников представляют законодательные собрания в 24 тысячах российских муниципалитетов;
  • еще 700 тысяч человек – это те, кто работают на различных должностях в министерствах, федеральных агентствах и филиалах этих ведомств, открытых в регионах;
  • также нужно учитывать 600 тысяч человек, говоря об администрациях регионов, а также министерствах и ведомствах территориальных субъектов РФ;
  • около миллиона людей – это чиновники муниципалитетов;
  • еще 1,5 миллиона сотрудников заняты в органах лицензирования, контроля и регистрации, то есть во всевозможных фондах типа пенсионного или страхового.

Как формируется зарплата госслужащего?


Зарплата чиновника состоит из окладов, надбавок за выслугу лет и допвыплат

Итоговые суммы, начисляемые госслужащим в виде заработной платы, состоят из нескольких основных компонентов:

  • оклад, основой для начисления которого является занимаемая должность;
  • оклад, начисляемый на основании чина;
  • надбавка за определенную выслугу лет. Например, если человек трудится в качестве госслужащего на протяжении 1-5 лет – ему начисляют до 10% к окладу, за службу на протяжении 5-10 лет — 15%, 10-20 лет — 20%, а если проработать в госорганах более трех десятков лет, можно получить надбавку в размере 30%;
  • допвыплаты — они положены тем, кто трудится на особых условиях, в подразделениях со сложной и секретной работой. Для младших сотрудников такие допвыплаты могут доходить до 60% оклада, для старших – достигать 120%, а для руководства – до 200%.

Нужно отметить, что индексационным манипуляциям подвергается именно оклад, то есть когда говорят о повышении зарплаты госслужащих, речь идет именно о двух компонентах, указанных в начале списка. Кстати, многие экономисты придерживаются такого мнения – оклады будут повышены за счет экономии, которой достигнет правительство, сократив стимулирующие выплаты. Почему госслужащие могут лишиться части допвыплат, мы объясним чуть позже.

Текущая ситуация с зарплатами госслужащих

Как уже было сказано, в течение последних лет правительство ежегодно пролонгировало мораторий, запрещающий индексировать оклады государственных служащих. В перечне основных причин, сдерживающих пересмотр окладов в сторону повышения, были названы неблагоприятные условия в национальной и мировой экономике, рост безработицы, повышение инфляционных проявлений, жесткие санкции и негативные тренды нефтерынка.

Вопрос о повышении окладов обсуждался в правительстве с завидной регулярностью, тем более что в адрес властей постоянно поступают просьбы решить этот вопрос. Итогом стала разработка законопроекта от представителей Министерства финансового развития РФ. Они подготовили перспективный документ еще в 2016 году, однако его рассмотрение было отложено на конец 2017 года. Тогда Минфин предложил еще на один календарный период отказаться от индексации зарплат госсотрудникам, судьям, военным и полицейским.

Затем в прессе были опубликованы новые сведения – согласно заявлению Максима Топилина (главы Министерства, отвечающего за трудовую и социальную сферу страны), буквально в первые месяцы 2018 года зарплаты работников бюджетной сферы вырастут на 200% в отношении среднерегионального уровня. Потом в СМИ просочилась информация, что итоговый рост зарплат в 2018 году достигнет 38% в сравнении с текущими показателями, но буквально через пару дней в пресс-службе правительства эту информацию опровергли.

С комментариями по вопросу повышения окладов выступил бывший глава Минфина Алексей Кудрин. Он заявил, что федеральный бюджет попросту не имеет денег для такого масштабного пересмотра окладов. Можно было бы переложить ответственность в этом вопросе непосредственно на региональные власти, но местные бюджеты далеко не всегда хорошо наполняются – многие территориальные единицы и так зависят от федеральных субсидий, а им еще нужно обеспечить ремонт школ, детских садиков и медицинских учреждений.


Многие считают, что зарплаты госслужащих в России уже и так достаточно высокие, а значит, пересматривать их в ближайшее время не обязательно

Впрочем, если судить по данным Росстата, то ситуация у чиновников не так уж плоха – в первом квартале 2016 года их среднемесячная оплата труда достигала 99 тысяч рублей, а во втором составила 115,7 тысяч. Официальная статистика сообщает, что чиновникам не приходилось жаловаться и до этого – только за 2002-2013 годы зарплаты государственных служащих выросли в 6 раз.

Впрочем, есть и другие источники статистической информации. Согласно с ними средняя зарплата госслужащего по стране равна 35,7 тысячам рублей. Для некоторых регионов России с зарплатами в 25-27 тысяч это вполне хороший результат, но, например, в столице, где средняя зарплата равна 84,1 тысячам рублей, зарплата госработников существенно отстает от усредненного показателя.

Можно отметить, что средний уровень окладов совершенно не отражает реальную картину для отдельных представителей сектора государственной службы. Многие представители этой категории россиян говорят, что называемые Росстатом цифры не отвечают действительности. Естественно, далеко не все получают обещанные 100 тысяч рублей. Высокие зарплаты – прерогатива незначительной части сотрудников госслужб. Об этом свидетельствуют такие данные:

  • 199 тысяч рублей ежемесячно — зарплата, которая начисляется лишь 1,7 тысячам служащих, представляющих президентскую администрацию. Этот показатель является в России самым высоким. Впрочем, в ведомстве отмечают, что зарплаты были урезаны – годом раньше тут платили в среднем 216 тысяч рублей;
  • 179,8 тысяч рублей в среднем получают в Совете Федерации. Тут зарплаты повысились на 18,6% за год;
  • 118,6 тысяч рублей – это средняя заработная плата 150 человек, работающих в Федеральном агентстве специального строительства;
  • 114 тысяч рублей – зарплата, которую в среднем получат за месяц те, кто занимает высшие должности в Министерстве чрезвычайных ситуаций, однако таких сотрудников насчитывается только около 430. Для сравнения, обычные сотрудники МЧС в Москве могут претендовать на 50 тысяч рублей, а в регионах она и того меньше – около 32 тысяч со всеми надбавками;
  • 116,9 тысяч рублей – суммы, начисляемые тем, кто работает в Управлении по делам президента страны;
  • 112 тысяч рублей – зарплата 410 человек, занимающих высшие должности в структуре Федеральной службы экологического, технического и атомного надзора;
  • 146,4 тысячи в нацвалюте – это средняя зарплата для 251 представителя Конституционного суда. Кстати, годом ранее среднее значение зарплат тут было равно 135 тысячам рублей;
  • 119 тысяч рублей – среднемесячный заработок, положенный 862 работникам Верховного суда;
  • 141,1 тысяч в нацвалюте – среднемесячное финансирование работников аппарата Госдумы;
  • 148,8 тысяч рублей – зарплата представителей МИДа;
  • 109 тысяч в нацвалюте положены работникам Минфина;
  • 75 тысяч рублей – среднее финансовое довольствие 436 человек, занятых на должностях в Судебном департаменте при Верховном суде;
  • 84 тысячи в нацвалюте – зарплаты, которые начисляют 451 сотруднику Генеральной прокуратуры РФ;
  • 66 тысяч рублей – среднее значение зарплат, положенных 16 тысячам работников Следственного комитета;
  • 89 тысяч в нацвалюте начисляют 275 работникам Центризбиркома;
  • 162 тысячи в месяц – средний показатель зарплаты тысячи государственных аудиторов из Счетной палаты;
  • 64 тысячи рублей – средняя зарплата, начисляемая 180 сотрудникам Аппарата при уполномоченном по правам человека;
  • 53 тысячи рублей – средняя зарплата тех, кто работает в Госархиве РФ;
  • 50,9 тысяч рублей в среднем – зарплаты чиновников из Росмолодежи. Они замыкают приведенный перечень, причем за год снижение их окладов составило около 17%.

Интересно, что не во всех территориальных единицах страны на протяжении 2017 года придерживались наложенного моратория. Кое-кто из региональных властей решил воспользоваться лазейкой: дело в том, что президентский указ запретил всеобщую индексацию, но не повышение окладов для отдельных категорий чиновников. Именно этим, кстати, поясняются и данные про увеличение зарплат представителей министерств и ведомств, приведенные выше.

Роскомстат отмечает, что показатели коэффициентов усредненной оплаты труда работников центральных министерств и ведомств выросли на 3,5%, а в регионах этот рост составил 7,7%. Общефедеральные траты на увеличение окладов некоторых категорий работников судов и министерств, сенаторов, депутатов и прокурорских сотрудников обошлось казне в 47,5 миллиардов рублей.

Какими будут зарплаты госслужащих в 2019 году?

Последнее предложение Минтруда в отношении индексации заработных плат госслужащих, которая была зпаланирована на 2018 год, заключалось в повышении окладов на 4%. Инициатива была одобрена как отвечающая экономическим реалиям и вступила в силу с 1.01.2018. Это коснется всех сотрудников, трудоустроенных в госорганизациях, включая работников вспомогательных служб, обслуживающих помещения и оборудование госучреждений.

Оклады будут повышены не только чиновникам, но и программистам, техникам, электромонтерам, слесарям, уборщикам и сантехникам. Минимальный оклад с 1.01.2018 года для госслужащих составит 9489 рублей для тех, кто трудоустроен по договору на 40 рабочих часов за неделю. Что касается перспектив и прогнозов на 2019 год, было сказано, что рост окладов приблизит их к установленному в стране прожиточному минимуму. За этот период минимальный показатель будет доведен до 100% прожиточной «минималки».


В 2019 г. минимальный оклад госслужащих доведут до прожиточного минимума

Власти заявили, что финансовые ресурсы для реализации такого повышения уже учены в откорректированном госбюджете. Что касается самой индексации, то, согласно последним планам правительства, она будет проводиться не в январе, а октябре 2019 и 2020 годов. Пока что говорят о перспективах 4%-го повышения, но плановая инфляция может кардинально отличаться от цифры, зафиксированной экономическими ведомствами страны.

Так, Минэкономразвития говорит, что дальше рост окладов замедлится и составит 1,3% и 1,5% в 2019 и 2020 годах соответственно. В бюджете указаны 450 миллиардов рублей, которые будут направлены на повышение зарплат госслужащим. Из этой суммы на стимулирующие выплаты будет направлено около 380 миллиардов в нацвалюте. Некоторые правительственные аналитики уже озвучили прогноз, согласно которому в 2019 году среднемесячный уровень зарплат чиновников (включая стимулирующие выплаты) достигнет 137,8 тысяч рублей.

Пересмотр начисления стимулов

Отдельно скажем о реформах, которые ожидают чиновников уже в 2018 году. Правительство нацелено на то, чтобы начислять стимулирующие выплаты соразмерно с эффективностью работы отдельно взятого государственного служащего. В ведомствах утверждают, что текущие заработные платы чиновников являются необоснованно дифференцированными, поэтому нужно подходить к вопросу повышения зарплат на основании подхода, отличного от нынешней схемы.

Например, чиновник в администрации президента получает выплаты в размере 200 тысяч рублей, а обычный чиновник высшего ранга может претендовать в среднем на 76 тысяч. Что уж говорить о специалистах первой категории, которым даже в столице положено довольствие в размере 26 тысяч! Именно потому аналитики предлагают повышать оклады молодым госслужащим, стимулируя их работать на честной и эффективной основе на благо россиян.

Новые законодательные нормы гласят: чтобы получить максимальный оклад и дополнительные надбавки, чиновникам придется соблюдать нормативы, прописанные в их личном трудовом договоре. Обещают, что с 2018 года для всех должностных лиц будут установлены критерии, позволяющие провести оценку эффективности труда. В итоге, если чиновник не сумеет доказать свою полезность в качестве специалиста, он получит оклад без надбавок-стимулов.

Критериальный подход все еще находится в стадии разработки – вполне возможно, что это новшество вступит в силу именно в 2019 году. Главная сложность состоит в обозначении показателей эффективности работы чиновников. Пока что власти отвечают на этот вопрос туманно, ссылаясь на ежегодные отчетные документы и формы, внутренние регламенты и списки критериев, выдвинутых к образованию, навыкам, компетенциям и стажу сотрудников.


С 2019 года зарплаты госслужащих будут зависеть от эффективности их труда

При этом не каждого госслужащего можно оценить количественными мерами. Допустим, сотрудников ведомств, работающих с инвестиционным капиталом, можно оценить по критерию его привлечения, госслужащих из Минпромышленности – по введению новых производственных мощностей, представителей Министерства труда – по показателям сокращения числа безработных граждан. Но измерить эффект от работы сенатора или сотрудников Госаппарата или Конституционного суда вряд ли возможно.

Чиновники и прочий государственный люд с надеждой и тревогой ожидают 2018 года, ведь именно в этом году планируется изменение их заработной платы. А это касается почти третьей части трудоспособного населения нашей страны, более 30 миллионов человек.Правительство РФ планирует проведение реформ, касающихся оплаты труда госслужащих. Но система увеличения зарплаты не так проста, как хотелось бы гражданам, находящимся на службе у государства. Рассмотрим, каким именно способом будет проводиться реформирование.

Официальные источники о предстоящем повышении

Последние новости относительно повышения зарплаты госслужащим в 2018 году в России зачастую противоречат друг другу. Средства массовой информации не дают единого толкования Указа Президента от 11.08.2016г. № 403 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы». Попробуем проследить красную нить данного документа и спрогнозировать, будет ли увеличен размер заработной платы российских госслужащих.

В Указе буквально прописано: «…завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных служащих, а также структуры их денежного содержания». Указ однозначно информирует о том, что прямого подъема зарплаты в определенном процентном соотношении не предвидится. Планируется увеличить роль фактора материальной мотивации работников. Разработать систему стимулирующих мер поручено Министерству труда РФ.

После издания Указа, в СМИ развернулись дискуссии о том, «кому на Руси станет жить хорошо» и даже назывались точные цифры увеличения заработка – 38 %. Ажиотаж по поводу повышения зарплат не оставил равнодушным правительство РФ: 8 ноября 2016 года кабинетом министров было сделано заявление о некорректности трактовки СМИ Указа Президента № 403. В данном заявлении правительство недвусмысленно дало понять, что 38 % — это общее суммарное увеличение оклада госслужащих за несколько лет, начиная с 2012 года.

До 2015 года оклады в среднем увеличились на 10 %. В 2015 данный показатель был заморожен. И, по мнению правительства, вряд ли даже в суммарном исчислении достигнет планки 38 % на начало 2019 года.

Средства массовой информации предполагают, что повышение денежного содержания российских госслужащих будет ничем иным, как индексацией заработка на величину инфляционного коэффициента. Официально же данная информация не подтверждается, напротив, Министерство финансов в октябре 2016 года внесло предложение об отмене регулярного пересчета заработка бюджетников, а Госдума приняла это предложение и продлила мораторий на индексацию до начала следующего года.

Таким образом, зарплата госслужащих в России в 2018 году будет зависеть от наполнения государственного бюджета и решения о прекращении моратория.

Методика дифференцированного подхода

В процессе выполнения положений, прописанных в 403 Указе Президента, чиновники планируют усовершенствовать систему материального стимулирования федеральных служащих путем внедрения во взаимоотношения государства и сотрудника «эффективного контракта». В чем же суть данного новшества?

Рассмотрим нововведения, планируемые Министерством труда:

  • разделение заработной платы работника на 2 условные части: оклад (должностной и за классность) и премиальную составляющую. Повысят, при наличии возможности, лишь оклад, прочие выплаты будут оставаться на прежнем уровне;
  • внесение в трудовой договор ряда обязанностей, которые должен выполнять служащий за определенное время, для получения оклада в полном размере и дополнительных выплат;
  • определение критериев, которым должны соответствовать результаты работы госслужащего.

Стоит обратить внимание, что при введении перечисленных новшеств работник будет получать зарплату либо в полном объеме, либо в урезанном. Размер выплат будет находиться в прямой зависимости от выполнения прописанных в контракте показателей. Для каждого вида деятельности разработают свой перечень оценки эффективности труда.

Откуда дровишки?

Финансирование увеличения окладов, даже самое незначительное, должно иметь свои источники. Их изысканием занимается Минфин РФ. Одним из источников финансирования стимулирования материальной заинтересованности служащих являются кадровые сокращения. Так, например, уменьшение количества госслужащих в 2012 — 2013 годах на 20 % позволило бюджету сэкономить около 18 млрд. рублей. Причем сокращения в этот раз коснулись в основном служащих высшего звена.

Половина сбереженных финансов была направлена на улучшение материальной мотивации государственных служащих. Планируется, что подобная практика будет осуществляться и дальше путем перераспределения функций и аннулирования их дублирования.

За прошедшие годы на повышение зарплат было потрачено 200 млрд. рублей из казны государства и 900 млрд. поступило из субъектов РФ.

Кроме сокращения численности, существует и другой источник финансирования – это налоги. Повышение налогов, в частности – налога на добавленную стоимость с 18 до 22 %, и уменьшение страховых выплат с 32 до 22 %, позволит федеральным бюджетным организациям сэкономить средства и направить их на увеличение зарплат. Если говорить о денежном эквиваленте – это около 230 млрд. рублей в год.