Экономика и социальная структура общества кратко. Влияние изменений в социальной структуре на сферу экономики

Социальную сферу общества образуют крупные, более или менее устойчивые социальные объединения людей и взаимоотношения между ними. Эти объединения формируются под непосредственным воздействием труда, экономической жизни общества в целом и вместе с тем тесно связаны с политической и духовной сферами. Социальные отношения выступают поэтому в качестве сторон материальных и духовных отношений, в том числе политических, а не существуют наряду с ними. Духовные и политические отношения по своей природе суть отношения идеологические и соотносятся как целое и часть.

В социально-экономической структуре общества различают структуры первого и второго порядков . К структуре первого порядка относят крупные, имеющие исторический характер социальные объединения индивидов, получившие название исторических общностей людей. В структуре второго порядка выделяют прежде всего классы.

7.1. Исторические общности людей

Исторические общности людей - это крупные, устойчивые объединения (коллективы), обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка, психологии и т.д. Это своего рода закономерные ступени развития родовой, общественной сущности человека, в первую очередь труда и мысли. Поскольку труд является конечной основой и причиной развития общества, он выступает важнейшим фактором объединения индивидов в различные типы и формы общности и их последовательной от формации к формации смены. Если нет совместной жизни и труда, нет и исторической общности. Последняя поэтому выступает прежде всего как хозяйственная, экономическая общность. Связи в процессе производства ведут к связям территориальным, административным, к общности языка, как необходимого средства общения, накопления, хранения и передачи социально-организованного опыта, к формированию некоторых психологических черт людей, обусловленных условиями совместной жизни и труда.

С изменением производительных сил и производственных отношений изменяются типы и формы коллективности. Основными, известными истории типами общности являются родоплеменная общность, народность , нация . Иногда к ним относят и расы , т.е. группы людей, различающиеся по антропологическим, биологическим признакам (цвету и форме волос, форме глаз и т.д.), выраженным в социальных общностях. До сих пор принадлежность к расе выполняет социообразующую функцию: симпатии, близкие отношения, общение возникают в первую очередь между представителями одной расы. Однако вряд ли правомерно рассматривать расу как историческую общность, главным признаком которой является та или иная форма экономической общности.

В первобытнообщинной формации на основе кровнородственных отношений складываются родовые и племенные общности, а вместе с ними возникают первые формы брака и семьи . Характерной чертой родоплеменной общности является то, что экономические отношения выступают здесь в оболочке родственных связей. Экономическая жизнь общества была такова, что на первый план выдвигала именно родственные связи. Родство - это сложное социальное явление, имеющее свою биологическую основу. Последняя выступает в качестве своего рода матрицы , на которой формируются социальные связи (родовые, семейные, национальные и пр.). Предполагают, что к моменту разделения первобытного стада (исходного состояния человеческого общества) стали играть известную роль родственные связи, материнские роды формировались главным образом из родственников женской линии. Их возникновение определялось не только естественными связями, но и социальными - значительной ролью женщины в домашнем и общественном труде, особенно в период мотыжного земледелия. С переходом от мотыжного земледелия к плужному, от разведения домашних животных - к скотоводству матриархат сменяется патриархатом, ибо в скотоводстве, а потом и в земледелии (где скот стал использоваться в качестве тягловой силы) главная роль стала принадлежать мужчине. Из патриархального рода постепенно возникает патриархальная семья (состоящая из трех-четырех поколений ближайших родственников, потомков отца), экономическую основу которой составляет коллективное владение землей и основными средствами производства; в индивидуальном владении находятся лишь предметы личного пользования.

Семья возникает из потребности воспроизводства человеческого рода, но имеет социальную природу . Брачные и близкородственные отношения - это лишь биологическая основа семьи, но не ее сущность. Семейные отношения с усложнением труда, экономической жизни в целом все больше наполняются социальным содержанием. Вместе с тем социальное родство сохраняет существенную зависимость от биологических связей. Поэтому как в исторических общностях (род, племя, народность, нация), так и в основной ячейке общества - семье - необходимо учитывать биологическую матрицу . Биологическая связь родителей и детей выступает в качестве той основы, на которой формируются социальные связи также и в обществе в целом. Известно, что в современных нациях в конечном счете все индивиды являются отдаленными родственниками. В условиях глобальных интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве, возможно превращение человечества в панмиксический род, таящий вследствие гетерозиса (свойства гибридов первого поколения превосходить по жизнестойкости, плодовитости и другим биологическим признакам лучшую из родительских форм) возможности дальнейшего биологического развития человечества.

Экономической основой формирования новой общности - народности - служат частный труд и частная собственность. Преимущественно натуральный характер хозяйства определяет локальные, местные хозяйственные и другие связи. Народность складывается как результат слияния разных племен, утраты ими экономической, территориальной, административной, языковой самостоятельности и формирования на их основе общей материальной и духовной культуры, единой территории, языка, позднее и государства, способствующего ее упрочению. По форме различают народности рабовладельческого и феодального общества. Исторически первыми образовались древнеэллинская, древнеегипетская и другие народности рабовладельческого общества. Они охватывали, по-видимому, свободное население данной страны, не включая рабов. Народность в феодальном обществе (древнерусская, северофранцузская и др.) включает в основном трудящееся население (крестьян, ремесленников и т.д.). Некоторые народности (ненецкая и др.) начали складываться в условиях капитализма.

Нации формируются из людей различных племен и народностей (например, итальянская нация образовалась из римлян, греков, германцев, этрусков, арабов и т.п.) вследствие обобществления производства, создания единого рынка. Нация характеризуется общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада, проявляющегося в национальном характере и культуре. Свойственная ей экономическая общность имеет более глубокий и универсальный характер в силу господства капиталистического товарного производства с присущими ему разделением и кооперацией труда, товарно-денежными отношениями. Так, слиянию ранее разобщенных русских областей, земель, княжеств в одно целое способствовали усиливающийся обмен между ними, постепенно растущее товарное обращение, концентрирование рынков в единый рынок. Но так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты, то создание этих национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных.

Ленин выделил две основные тенденции в развитии буржуазных наций. Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, интернациональное единство капитала и экономической жизни вообще. Обе эти тенденции в их диалектической взаимосвязи составляют единый мировой закон капитализма, но если первая из них преобладает в начале его развития, то вторая характеризует “зрелый и идущий к своему превращению в социалистическое общество капитализм” 130 . Отсюда вытекают основные принципы национальной программы при социализме: 1) принцип равноправия наций, в том числе права наций на самоопределение и отделение; 2) принцип интернационализма и борьбы с буржуазным национализмом. При этом необходимо отличать национализм угнетенной нации и угнетающей. Если для пролетариата угнетающей нации основным требованием в национальном вопросе, как правило, является признание права малых наций на отделение, то для пролетариата угнетенных наций таким требованием остается право на объединение. Поскольку в каждом буржуазном национализме угнетенной нации есть общедемократическое содержание против угнетения, его необходимо поддерживать.

Социалистические нации складываются двояким путем: в результате коренного преобразования буржуазных наций или непосредственно из народностей. Общественный характер труда и собственности способствует созданию единой многонациональной общности, учитывающей особенности труда, быта, культуры, демографических процессов и т.д. каждой нации и народности, не исключая малых этнических общностей.

Происходящие в современном мировом хозяйстве интеграционные процессы явно указывают на то, что в будущем на основе новой общности хозяйственной жизни постепенно будут стираться национальные различия. На смену национальной замкнутости придет всесторонняя связь наций, зависимость их друг от друга. Изменение в экономической жизни приведет к изменению психического склада людей, к необходимости единого языка. Тем самым создадутся предпосылки, необходимые для возникновения новой общности людей. Последняя в отличие от предшествующих исторических общностей будет уже внеисторической. Такой формой общности людей и станет обобществившееся человечество, которое Маркс рассматривал как идеал нового, т.е. диалектического и исторического материализма. “Точка зрения старого материализма есть “гражданское” общество; точка зрения нового материализма есть человеческое общество, или обобществившееся человечество” 131 . Возникший и углубляющийся кризис современной цивилизации властно потребовал совместных действий всех стран, всех общественных сил мира. Объединенное человечество мыслилось Марксом как созданное на коммунистической основе. Появление глобальных проблем выдвигает более сложную и грандиозную задачу - создание объединенного в своих усилиях человечества в условиях социально разнородного мира, не изжившего еще антагонизма классов.

«Общество 6 класс» - Объединение людей по интересам и деятельности. Здесь больше подходит слово «сообщество». Конкретный этап в развитии народа. Все люди, проживающие в стране или на планете (человечество). Общество. Трудовой коллектив. Б) Объединение людей по происхождению (дворянское общество, высшее общество и т.д.).

«Социальная структура российского общества» - Формируются совершенно различные социальные и социально-психологические типы личности. То же самое относится и к социальным общностям. Среднеобес- печенные. Государственная муниципальная. Социальная структура российского общества. Высокообес- печенные. Богатые. Бедные. Виды собственности. Малообеспе- ченные.

«Структура общества» - Ученик. Данный вид стратификации характерен для развитых западных стран. Социальные группы. Социальная структура российского общества. Позиции социальных групп различны. Социальная сфера общества. 5. Найди «Чужаков» в цепочке: Человек выполняет разные социальные роли в соответствии со своим социальным статусом.

«Взаимодействие в обществе» - Общество как система. Общество и общественные отношения. Подумайте, как человек может относиться к природе? Взаимодействие человека и общества. Система общественных наук. Что такое общество? Общество и природа. Подсистемы. Общество.

«Социальная структура общества» - Профессия. Социальные интересы. Марксистская теория В основе – деление общества на классы. Социальная стратификация. Социальное равенство. Социальная группа. Нисходящая вертикальная мобильность: разорение, понижение в должности. Существование неравенства не снимает вопроса о социальном равенстве. Социальная роль.

«Социальная сфера общества» - Философия наука религия право искусство мораль идеология. Формы общественного сознания: Сми. Общественное мнение. Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учебное пособие. Единство и различие природы и общества. Различия между цивилизацией и культурой. Общество как объект познания. Основные сферы жизнедеятельности общества.




Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ; Общественное производство определяет появление и развитие социальной структуры; Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества; В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества


Экономические институты - нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники. формальные правила - кодексы, законы, подзаконные акты и т. д. неформальные правила - традиции, обычаи, привычки, стереотипы поведения субъектов экономики экономические категории - рынок, собственность, конкуренция, налоги и т. д.



Экономика и социальная структура общества - взаимосвязь экономики с такими показателями как: общая численность населения и темпы его роста; состояние здоровья общества; формирование профессиональных социальных общностей; неравенство в доходах и богатстве.




Исследование и анализ влияния экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей богатые занимают самые лучшие должности и имеют самые престижные профессии. эти профессии лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнением управленческих функций. к зажиточным слоям, составляющим средний класс, в обществе относят юристов, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию рабочий класс согласно современным представлениям составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами общества. к низшим слоям относятся неквалифицированные рабочие, безработные, нищие.


1. Социальное расслоение общества, которое напрямую связано с экономическим развитием, обостряет противоречия интересов различных социальных групп. 2. Рыночную экономику необходимо корректировать путем проведения определенной социальной политики, чтобы не допустить социального взрыва. 3. Социальная политика Российского государства на современном этапе предполагает: поддержку малоимущих граждан; регулирование трудовых отношений; содействие в трудоустройстве незанятого населения; свободу выбора профессии; обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров; обеспечение свободы предпринимательства. 4. Согласование интересов различных участников экономической жизни общества актуально, поэтому экономическая и социальная сферы должны взаимно поддерживать друг друга.



До недавнего времени социальная структура изучалась без какой-либо ее связи с экономикой. Ни о какой ее роли регулятора экономики в существующей теории
не говорится. Вместе с тем в реальной действительности социальная структура играет эту роль, влияя на ход внедрения хозрасчетных отношений, не говоря уже о ее влиянии на процессы, происходящие в аппарате управления экономикой, на НТП, на качество продукции.
Это и не может быть иначе, если учесть, что от типа социальной структуры зависит динамика общества в целом. Известно, что тип социальной структуры дореволюционной России определил характер социальной революции. Тип социальной структуры СССР 30-50-х годов определил деформации социализма, о которых мы пишем и говорим сегодня: культ личности, монополизм власти, отчуждение от общественного труда и пр. Тип социальной структуры определяет и сегодняшний этап развития СССР: ход процессов перестройки и их возможные результаты.
Это не означает, что социальная структура - единственный социальный регулятор эволюции общества. Огромной динамической силой обладают институциональные регуляторы - политика, культура, идеология, наука, образование. Но все они (так же как территориальные регуляторы и факторы благосостояния) действуют через активность социальных групп, которая детерминируется их местом в социальной структуре общества. Это дает основание считать, что социальная структура - главный регулятор социальной динамики в целом, включая и развитие экономики. Это естественно, ибо социальная структура есть сами люди, организованные в разного рода группы и играющие в системе экономических отношений все те социальные роли, которых требует экономика: роли руководителей партии, министров, директоров заводов, инженерно-технических работников, рабочих разных специальностей. Именно они вырабатывают и проводят в жизнь определенную социальную политику: организуют выполнение планов развития страны; принимают решения по кадровым вопросам и пр. и пр.
Если это так, то социальное и экономическое положение групп, их интересы, характер их активности и взаимоотношений с «верхами» и «низами» - все это сильнейшим образом влияет на развитие экономики, «отпечатывается» на ее конечных результатах.
Решающая роль социальной структуры как регулятора развития экономики пока слабо осознана как эк оно-
мической наукой, так и социологией. Сложилась любопытная ситуация. Говоря о совершенствовании хозяйственного механизма, мы говорим о необходимости расширения хозяйственной самостоятельности руководителей. Но руководители - это одна из социальных групп, входящих в состав социальной структуры советского общества, а их самостоятельность - это черта их социального положения, которое, по Ленину, характеризуется их отношением к средствам производства и ролью в организации труда. Налицо резкая дезинтеграция в системе научных представлений: проблематика хозяйственного механизма описывается на одном научном языке, проблематика социальной структуры - на другом, и эти два языка между собой не связаны. Исследования социальной структуры и хозяйственного механизма, касающиеся, по существу, одного и того же круга явлений (хотя и рассматриваемого с несколько разных сторон), не пересекаются. Понятно, что в этой ситуации социология едва ли может давать практические рекомендации по совершенствованию хозяйственного механизма.
Приступая к изучению роли социальной структуры в развитии экономики, надо уточнить:
на что (на какие сферы экономической жизни, на какие экономические процессы) эта структура влияет;
через что (через какие каналы, механизмы) осуществляется это влияние;
каково это влияние: какие именно изменения в экономике порождаются воздействием на нее социальной структуры общества.
Первый вопрос - это вопрос о функциях социальной структуры по отношению к экономике. Далее назову те из них, которые представляются главными.
Первая функция - распределительная и перераспределительная: поддержание и развитие форм общественного разделения труда, обеспечивающих достаточно эффективное и согласованное функционирование разных сфер и отраслей экономики. Точная оценка выполнения этой функции требует статистических данных о функциональных местах в народном хозяйстве и семейной экономике; о численности работающих и разных профессионально-должностных групп. Эта оценка сейчас затрудняется тем, что предъявляемый боль-шинством отраслей спрос на рабочую силу преувеличен
и с переводом предприятий на полный хозрасчет будет снижаться. В принципе же все связи специализиции и интеграции реализуются через деятельность кадров, функционирующих внутри отраслей народного хозяйства. Для поддержания общественного разделения труда и интеграционных связей требуется определенный профессиональный, отраслевой и квалификационный состав трудовых ресурсов, их распределение между разными рабочими местами. Нужен отлаженный механизм перераспределения кадров, обеспечивающий их мобильность, адекватную запросам производства.
Все это осуществляют социальные группы, занимающие соответствующие места в социальной структуре, желающие или не желающие действовать в соответствии с интересами общества. Так, многие выявленные сегодня дисбалансы в распределении и использовании кадров (чрезмерная численность управленческих кадров, перепроизводство многих категорий специалистов, дефицит рабочих высшей квалификации и др.) не удается нормализовать, в том числе и из-за жесткости сложившихся стереотипов поведения соответствующих категорий работников, невозможности в короткие сроки изменить сложившиеся установки.
Участвуя, таким образом, в перераспределении кадров, социальная структура одновременно участвует и в вос-производстве трудовых ресурсов советской экономики.
Вторая функция - стимулирующая: формирование, поддержание и усиление стимулов к труду; через них - обеспечение полной реализации трудового потенциала кадров всех рангов и профилей; на этой основе - увеличение совокупного трудового вклада всех социальных групп в развитие экономики.
Третья функция - интеграционная: обеспечение единства интересов групп, занимающих разные места в системе экономических отношений.
81
- І1Ч.И
Четвертая функция - инновационная: обеспечение требуемых темпов и качества НТП, обновление форм организации производства и труда, систем стимулирования и др. Все это зависит от того, как субъекты производства (от рабочего до министра) относятся к новшествам, развиты ли у них установки на внедрение в производство достижений науки, есть ли среди них и сколько фанатиков-изобретателей и рационализаторов и т. д. Отношение работников к новшествам - это
показатель степени инновационности социальной структуры. Она может быть более или менее инновационно ориентированной, способствовать или тормозить НТП и прогресс экономических отношений. Таким образом, через инновационную функцию социальная структура определяет характер развития экономики, ее данимизм или, наоборот, застойность.
Таковы основные функции социальной структуры в развитии экономики.
Что касается каналов ее влияния, то таких каналов множество. Это механизм подбора и расстановки кадров; социальная и трудовая мобильность всех категорий работников; сложившиеся системы предпочтений - мест проживания, профессий, видов занятости и т. д. Если же говорить более обобщенно, то главный канал влияния социальной структуры на экономику - поведение социальных групп в системе экономических отношений.
Итак, я попыталась ответить на два вопроса: на какие сферы экономики влияет социальная структура и через что она влияет. На третий из названных выше вопросов логично отвечать, рассмотрев сначала хотя бы вкратце саму социальную структуру.

Что касается воззрений социологов на социальную структуру экономики, то во многом за основу мим была взята марксистская теория, и подвергнута значительной переработке. Так, на вооружение социологов было взято понятие «социальный класс», которое позволяет выявлять и анализировать социально-экономические структуры национальных экономик.

Вклад Вебера в рассмотрение социальной структуры экономики

По мнению М. Вебера принадлежность индивида к какому-либо классу отражает его экономическое положение в обществе. Наряду с данным критерием люди в обществе делятся по объему имеющейся у них власти, то есть политическому статусу, и по престижу, по которому и определяется их непосредственно социальный статус. Таким образом, Вебер рисует более подробную картину социального расслоения, введя в нее, помимо класса (экономического статуса), понятия "власть" (политический статус) и "престиж" (социальный статус).

В последующем в западной социологии утвердилось данное понимание классовой дифференциации общества . При этом, по сравнению, с марксизмом изменилось само понимание класса. Если в марксистских и околомарксистских концепциях принадлежность человека к определенному классу определяется его отношение к средствам производства, то в традиции. Заложенной Вебером, основание классового деления общества является дифференциация его членов по уровню доходов.

Подход Л. Уорнера

Так, в США автором первой типологии классовой системы стал американский социолог Ллойд Уорнер в 40-е годы прошлого столетия. Согласно ей социальная структура США состояла из:

  • верхнего высшего класса,
  • нижнего высшего класса,
  • верхнего среднего класса,
  • нижнего среднего класса,
  • верхнего низшего класса,
  • низшего низшего класса.

При этом, класс, находящийся на верхушке социальной иерархии, состоял из так называемых «старых семей». Данная часть общества - это преуспевающие бизнесмены и высокооплачиваемые профессионалы, проживающие в привилегированных городских районах.

Класс, находящийся ступенькой ниже высшего высшего, отличался от него не уровнем материального благополучия, а лишь тем, что не состоял из старых родовитых семей. Подобная ситуация свидетельствует об элементах сословного типа социальной стратификации, когда статусы передаются по наследству. Именно принадлежность к известному роду отделяет самый высший класс от тех, кто ниже их по статусу.

Далее следует средний класс, разделенный на две прослойки, общим для которых является наличие профессионального образования и уровня достатка, позволяющего обеспечивать нормальное качество жизни. Отличались они тем, что в верхнюю прослойку в данном классе составляли собственники и профессионалы, имеющий меньший материальный достаток по сравнению с классами, занимающими более высокое социальное положение, а нижняя состояла из низших служащих и квалифицированных рабочих. Кроме этого, высший средний класс активно участвовал в общественной городской жизни и мог выбирать для проживания довольно благоустроенные районы.

Далее в социальной иерархии следовали малоквалифицированные рабочие, занятые на местных фабриках и имеющие относительно достаточный уровень благополучия (высший низший класс). И на самом «дне» социальной структуры согласно теории Л. Уорнера находились бездомные и нищие, называемые сейчас маргиналами.

Подход В. Зомбарта

Классовая картина Германии Зомбартом была представлена так: в начале XIX века немецкое общество состояло из двух крупных классов, включающих в себя внутренние подклассы:

  1. феодалов-землевладельцев с зависимыми и крепостными крестьянами;
  2. ремесленников с учениками и подмастерьями.

Замечание 1

Во второй половине XIX века к ним добавляются классы буржуазии и пролетариата. Но старые классы сохранили и свой состав, и свое политическое влияние. В итоге с каждым историческим витком социальная структура общества усложнялась и в начале XX века в Германии, согласно Зомбарту, можно обнаружить юнкерство, буржуазию, мелкобуржуазное мещанство, пролетариат.