Государственная экономическая политика. Понятие экономической политики государства


Экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на упорядочение хода экономических процессов, оказание влияние на них или непосредственное предопределение их результатов. Основной целью экономической политики любой страны является рост благосостояния населения. Для реализации этой цели необходимо обеспечить: экономический рост; полную занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие.
В настоящее время выделяют следующие основные структурные направления экономической политики. Финансовая политика (включает денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и таможенную политику). Внешнеэкономическая политика (состоит из внешнеторговой политики, политики в области международного инвестиционного сотрудничества, валютной политики, политики в отношении международных экономических организаций). Социальная политика (социальная защита и социальное обеспечение населения, защита прав потребителей, жилищная политика, политика в области доходов населения, политика в области здравоохранения и образования, экологическая политика). Структурная политика. Региональная политика.
Проведение экономической политики предполагает соблюдение определенных требований: должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок. По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике Яна Тинбергена, количество целей не должно превосходить запас инструментов экономической политики, имеющихся в распоряжении государства. Политики могут достичь поставленных целей только тогда, когда количество инструментов равно количеству целей. Чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству любой страны необходимо четко представлять себе очередность конкретных мероприятий государственной экономической политики. Без триады «цель - инструменты - мультипликатор» в настоящее время не обходится разработка ни одной государственной программы.
Рыночная экономика обладает определенной инерционностью. Экономические процессы не совершаются мгновенно и требуют времени. Поэтому в ходе реализации экономической политики неизбежно возникает эффект запаздывания (так называемый временной лаг), отделяющий изменение цели от изменений инструмента. Учет лага при принятии тех или иных решений является важнейшей проблемой организации государственного регулирования, поскольку правительству необходимо знать не только вероятный результат применения того или иного инструмента экономической политики, но и время его срабатывания. По своему строению временной лаг неоднороден. Существует лаговая структура, которая состоит из следующих элементов: лаг признания (лаг № 1) - время, прошедшее от возникновения той или иной экономической проблемы до признания политиками и государственными органами факта существования проблемы, ее важности. Продолжительность этого лага зависит от состояния экономической науки, ее роли в принятии политических решений, компетентности лиц, принимающих решения; лаг принятия решений (лаг № 2) - промежуток времени между признанием наличия проблемы и принятием решения об использовании тех или иных регулирующих механизмов. Продолжительность данного лага зависит от процедуры принятия решений (распоряжение правительства, указание Центрального банка или принятие закона парламентом); лаг начала конкретных действий государственных органов (лаг № 3) - время между принятием решения и изменением конкретного инструмента регулирования. Например, если решено увеличить предложение денег, то Центральному банку потребуется время, для того чтобы уменьшить норму обязательного резерва, снизить учетную ставку, увеличить объемы покупок государственных ценных бумаг и т.п. Продолжительность этого лага зависит от эффективности работы государственного аппарата и взаимодействия его звеньев; лаг продолжительности процессов (лаг № 4) - время между изменением инструмента и изменением поведения экономического субъекта; лаг воздействия (лаг № 5) - промежуток времени от изменения макроэкономического инструмента до изменения макроэкономической цели (к примеру, время от изменения налоговых ставок до изменения совокупного спроса).
Расчет лаговых структур дает возможность государству классифицировать инструменты по величине эффекта и степени быстроты действия, способствует выработке долгосрочных политических стратегий.

Существование временных лагов является одной из причин «провалов» в деятельности государства по регулированию экономических процессов. Провалы государства - возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества. Причинами «провалов» в деятельности государства являются следующие. Недостаток объективной информации для принятия оптимальных или нежелательных для общества решений (в современной многоотраслевой экономике информация асимметрична). Недостаток контроля общества над бюрократией. Бюрократизм в принятии экономических решений. Несовершенство политического процесса принятия решений, лоббизм, логроллинг (торговля голосами при принятии законодательных решений). Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре.
Наряду с провалами государства выделяют и провалы рынка. Провалами рынка называются такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения (т.е. выгодные для них и не выгодные для общества). Провалы рынка - это результат действия самого рынка: тенденция к установлению монопольного контроля над рынком; неравномерность распространения информации в экономической среде; неспособность рынка производить общественные блага; неспособность рынка соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов; неспособность рынка устранить внешние эффекты.
Вмешательство государства в экономику как раз и направлено
на смягчение провалов рынка.
Подводя итог изложенному материалу, можно констатировать, что с развитием и усложнением экономики государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, вмешиваясь в жизнь рынка только в той степени, в какой требуется поддержание устойчивости и макроэкономического равновесия.
Вопросы для самоконтроля Чем вызываются необходимость и возможность государственного регулирования экономики (ГРЭ)? Назовите функции государства в рыночной экономике. В чем заключаются минимальные и максимальные границы участия государства в регулировании рыночной экономики? Каковы признаки общественных товаров и услуг? С помощью каких экономических показателей можно измерить степень участия государства в регулировании рыночной экономики? В чем заключаются особенности организационно-правовой формы государственных корпораций? Каковы положительные и отрицательные стороны функционирования госкорпораций? В чем сущность государственно-частного партнерства (ГЧП) и его отличительные черты? Назовите основные формы ГЧП. В каких сферах экономики наиболее эффективно применение административных методов управления? Что такое «провалы государства» и каковы их причины?
10. Выделите основные направления экономической политики государства.
Тематика курсовых работ Проблемы формирования современной промышленной политики в России. Проблемы регулирования деятельности естественных монополий в России. Основные направления и проблемы реформирования науки в России. Место и роль государственных корпораций в российской экономике. Государственно-частное партнерство как особая форма государственного регулирования экономики. Государственный капитализм как модель экономического развития для России. Эволюция теоретических взглядов на проблему вмешательства государства в экономику. Экономические функции государства и направления их реализации в России. Государственная сельскохозяйственная политика и проблемы развития агропромышленного комплекса России. Особенности российской приватизации и передела собственности. Проблемы развития и реформирования оборонно-промышленного комплекса России. Проблемы и перспективы региональной политики в России. Проблемы функционирования государственной контрактной системы в России и зарубежных странах.

Цели экономической политики государства

Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. В настоящее время российское правительство исходит из того, что его “сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.

Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, есть:

Структурно-отраслевая политика;

Инвестиционная политика;

Амортизационная политика;

Политика институционных преобразований;

Ценовая политика;

Антимонопольно-конкурентная политика;

Бюджетная политика;

Налоговая политика;

Денежно-кредитная политика;

Валютная политика;

Внешнеэкономическая политика.

Государство осуществляет экологическую политику, которая обеспечивает рациональное использование и полноценное воспроизведение естественных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности население.

В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения .

Принципы экономической политики государства

Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Экономическая политика - система целенаправленных мер государства в области управления экономикой .

Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Новые задачи экономической политики, необходимость выхода из кризисной ситуации сделали актуальным принятие новых организационных решений, концентрацию усилий государства на формирование более эффективных подходов к государственному регулированию экономики.

Речь идет в первую очередь об изменении базовых принципов формирования и проведения экономической политики государства, выраженных в усилении его экономической функции и наращивания эффективности экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции.

Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

1. Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

2. Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

3. Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны .

Экономическая политика - это совокупность предпринимае­мых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей. Государственное регулиро­вание - основа механизма реализации экономической полити­ки - представляет собой систему прямых и косвенных методов воздействия государства, способных кардинальным образом из­менять состояние спроса и предложения на рынке для реализа­ции целей экономической политики.

Таким образом, экономи­ческая политика представляет более широкое понятие, включая процесс определения целей политики, политическую процедуру разработки и реализации политики и государственное регулиро­вание.

Процесс разработки экономической политики начинается с определения ее целей на основе научного анализа состояния и перспектив социально-экономического развития. В большинстве стран мира преобладают четыре цели: стабильный рост нацио­нального объема производства, поддержание определенного уров­ня занятости, стабилизация уровня цен, поддержание равновес­ного сальдо внешнеторгового баланса.

1. Постановка цели поддержания стабильного роста, национального объема производства предполагает, что ежегодно будет обеспечиваться рост выпуска продукции.

2. Поддержание определенного уровня занятости означает, что с помощью мер государственного регулирования в обществе каждый желающий может получить работу, находит ее (в соответствии со своим индивидуальным выбором) и получает за это заработную плату. В качестве меры достижения поставленной цели служат процент безработных и отношение числа незанятых рабочих мест к численности безработных.

3. Стабилизация уровня цен способствует тому, что основным фактором ценообразования является конкурентный рынок, а темп роста цен поддерживается на нормальном уровне. Для того чтобы определить степень достижения поставленной цели, уровень цен измеряется с помощью индекса стоимости жизни.

4. Поддержание равновесного сальдо внешнеторгового баланса означает, что государство следит за тем, чтобы изменение объемов экспорта и импорта не носило резкий характер, так как это может негативно сказаться на количестве денег в обращении.

Цели экономической политики. Цели экономической полити­ки реализуются с помощью применения государством набора инструментов государственного регулирования, рассмотренных выше.

Экономическая политика государства осуществляется адми­нистративно-правовыми (оказывающими прямое воздействие) и экономическими (оказывающими косвенное воздействие) мето­дами. Применение инструментов экономической политики мо­жет оказывать активизирующее и ограничительное воздействие на поведение экономических субъектов.

Важно как можно более точно знать не только характер воз­действия каждого инструмента на цель, но и количественные параметры этого воздействия. Эта проблема решается на основе составления целевой функции экономической политики - упо­рядоченного множества целей, применяемых для их реализации инструментов, и влияющих на взаимодействие целей и инстру­ментов рыночных факторов.

Общий вид функции:

где У; (i = 1, ..., k) - i-ая цель экономической политики; в X., ..., Xs - множество инструментов экономической поли­тики;

Zi, ..., Zn - множество рыночных факторов, оказывающих влияние на процесс реализации экономической политики.

Важным требованием к разработке экономической политики является так называемое «неравенство Тинбергена»: количество целей не должно превышать количество применяемых государ­ством инструментов. В противном случае у государства не хва-| тит ресурсов для реализации поставленных целей.

Инструменты экономической политики оказывают на цели мультипликативное влияние. Степень воздействия каждого xi-то инструмента на yi-ую цель определяется с помощью показателя мультипликатора экономической политики (mif) - показателя эффективности воздействия xi-то инструмента на yi-ую цель: dy, тц = dxj.

Система рассчитанных мультипликаторов дает общее представ­ление о действенности экономической политики. Показатель «эластичности мультипликатора экономической политики» (Е ух)

определяет, на сколько процентов изменится значение цели Уi при изменении инструмента xi на 1%.

При разработке варианта экономической политики важно не только правильно определить, какое влияние окажет тот или иной инструмент на цель, но и верно рассчитать, когда это произойдет. Для этого необходимо учитывать наличие лаговой структуры экономической политики. Она включает: «лаг при­знания» (промежуток времени, необходимый для осознания по­литиками насущности соответствующей проблемы регулирова­ния); «лаг решения» (промежуток времени, необходимый для принятия решений о запуске регулирующих механизмов); «лаг конкретных действий» (время конкретных действий государствен­ных институтов по включению соответствующих инструментов); «промежуточный лаг» (включает промежуток времени между изменением текущего инструмента и совокупного инструмента экономической политики); «лаг воздействия» (время непосред­ственного воздействия инструмента на цель).

При оценке воздействия инструмента экономической политики на цель следует учитывать не только время этого воздействия но и то, как мощность воздействия распределяется во времени. Если возможный отрицательный эффект воздействия больше возможного положительного эффекта, то от процесса регулиро­вания целесообразно отказаться.

Центральным пунктом дискуссий по поводу экономической политики является применение теории колебаний экономики к разработке вариантов экономической политики. Содержание дискуссии сводится к двум проблемам: должна ли денежная и бюджетно-налоговая политика играть активную роль в стабили­зации экономики или их роль должна заключаться в приспособ­лении к текущим экономическим колебаниям («активный» или «пассивный» характер экономической политики) и следует ли в процессе реализации экономической политики придерживаться определенного курса или же политические деятели должны по собственному усмотрению оперативно реагировать на изменение условий («твердый» или «дискреционный» курс).

В пользу активного характера экономической политики при­водятся следующие аргументы. Для периодов спадов характер­ны высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов. Модель совокупного спроса и совокупного предложения показы­вает, каким образом шоковые потрясения вызывают спады, как меры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики мо­гут предотвратить такие спады, оперативно реагируя на соответ­ствующие шоки. Поэтому отказываться от применения таких мер неразумно.

Основным аргументом против активной экономической поли­тики является наличие временных лагов, которое осложняет за­дачи макроэкономической стабилизации. В этом случае лаги де­лят на внутренний и внешний. Внутренний лаг - это промежу­ток времени между моментом экономического шока и моментом принятия экономических мер. Внешний лаг - это промежуток времени между моментом принятия мер экономической полити­ки и временем, когда они начнут давать отдачу. Для бюджетно-налоговой политики характерен длительный внутренний лаг. Чтобы пересмотреть бюджетные расходы, нужно согласие прези­дента, правительства, принятие законов и т.д. Денежно-кредит­ная политика характеризуется длительным внешним лагом.

Сторонники пассивной экономической политики утверждают, что попытки стабилизировать экономику часто оборачиваются ее еще большей дестабилизацией. Сторонники активной экономической политики считают, что наличие временных лагов не снимает необходимость регулирования.

В частности, сокращению временных лагов способствуют «автоматические стабилизаторы». Они позволяют тормозить или стимулировать экономический рост без специальных корректировок экономической политики.

Поскольку результаты экономической политики проявляют­ся лишь через определенный промежуток времени, для успеш­ной политики стабилизации важны экономические прогнозы. Подготовка прогноза создает основу для разработки программы государственного регулирования экономики. Этот процесс обыч­но распадается на четыре этапа. На первом этапе происходит формирование целевой функции. С помощью механизма принятия политических решений определяется очередность целей и их желаемые величины. Задача второго этапа состоит в том, чтобы сформировать пакет вариантов экономической политики, обес­печивающих достижение целей программы. На третьем этапе оцениваются ресурсные обеспечения всех проектов, составляют­ся бюджеты, определяются системы управления и контроля над выполнением программы. На четвертом этапе формулируется критерий, позволяющий оптимизировать выбор одного из вари­антов программы.

Направления, формы, методы и механизм государственного регулирования не остаются неизменными. Масштабы государ­ственного регулирования, его конкретные формы, методы суще­ственно различаются по странам. Они отражают историю, тради­ции, тип национальной культуры, масштабы страны, ее геопо­литическое положение и многие другие факторы.

Реализация государственного регулирования. Традиционно «веком регулирования» называют период с 1945 по 1970 гг., когда наблюдался резкий рост активности государственного вмеша­тельства в экономику практически во всех странах с рыночной экономикой. «Активизм» проявлялся в массовой приватизации частных и образовании государственных предприятий, росте доли государственных расходов в национальном доходе, а также в росте масштабов и глубины государственного регулирования.

70-е годы называют переходным периодом. Закончился «зо­лотой век» мировой экономики, многие, если не все развитые страны Запада, прошли период промышленного кризиса, снизи­лась их конкурентоспособность по сравнению с Японией и Вос­точно-Азиатскими странами. Обострились проблемы занятости, другие социальные проблемы. Политически произошел сдвиг вправо, который обусловил существенное сокращение государственного вмешательства и широкое применение рыночных прин­ципов. Соответственно в науке активизировались «рыночные» теории, усилилось мнение, что государственное регулирование не улучшает эффективность, а иногда даже ухудшает ее. Во мно­гих развитых странах возникла серьезная переоценка человечес­ких и природных издержек промышленного роста, активизиро­вались политические течения, которые защищали сокращение такого рода издержек. В результате все больше распространя­лись социальные цели регулирования (защита потребителей, тру­довые стандарты, защита окружающей среды), которые ранее уступали экономическим проблемам.

Дерегулирование. Период времени с начала 80-х годов и по настоящее время называют веком дерегулирования: многие стра­ны существенно перестраивают свои отношения между государ­ством и экономикой, включая реформу регулирования, умень­шение расходов бюджета, приватизацию. В это время вновь ак­туализируются теории, базирующиеся на принципах признания «провалов государства». Проблемы развивающихся стран дис­кредитировали их модели экономического менеджмента, бази­рующиеся на кейнсианском совокупном спросе и государствен­ном регулировании. Более того, появилось мнение, что именно государственное регулирование повинно в отставании ряда раз­витых стран от Японии и Азиатских стран.

Постепенное дерегулирование проявлялось в разных странах через сокращение государственных расходов, продажу государ­ственного имущества (приватизацию), введение коммерческих критериев к действию общественных предприятий и обеспечению благосостояния. Вводились «более рыночные» методы регулиро­вания, такие как франчайзинг, разделение рынка между субмонополиями (региональными монополиями) и использование их сравнительных преимуществ регулирующим органом для реали­зации общей цели.

Таким образом, по мере совершенствования общества, с изме­нениями в структуре производства, сдвигами в материально-тех­нической базе, актуализаций тех или иных сфер в жизни обще­ства происходит обогащение, уточнение функций государства. В этом смысле дерегулирование, получившее практическую реали­зацию и теоретическое обоснование в современных условиях, нельзя рассматривать как устранение государственного регули­рования, а скорее как адекватное определенному этапу экономи­ческого развития изменение роли, функций государства, форм и методов государственного регулирования.

Этот процесс идет по следующим направлениям:

последовательный переход от прямых к косвенным мето­дам регулирования экономики;

резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, определение про­житочного минимума, продолжительности рабочего време­ни; решение сложных социальных проблем, таких как ком­плекс взаимоотношений между трудом и капиталом, соци­альное партнерство;

уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения; обеспечение стабильности в обществе. Роль государства качественно различается на этапах станов­ления и формирования рыночной экономики и в условиях уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной эконо­мики рыночного типа.

В странах с переходной экономикой государственное вмеша­тельство должно не только регулировать рынки, но и способ­ствовать их созданию, поскольку права собственности не ста­бильны, четко не определены и не защищены, не существует эффективных законодательных границ предпринимательского поведения.

В условиях рынка рациональная экономическая политика требует учета двойственной природы государства как субъекта как противоречивого фактора экономического развития. Будучи основой нивелирования «провалов» рынка, оно демонстрирует в практике реализации экономической политики «провалы» государства. Основными причинами «провалов» государства яв­ляются: невозможность агрегирования общественных предпоч­тений, отсутствие конкуренции, несовершенная, с точки зрения выявления истинных общественных предпочтений, парламент­ская процедура принятия решений, бюрократия, поиск «поли­тической ренты», лоббизм, эффект «рационального игнорирова­ния» и другие.

Поэтому современное теоретическое понимание роли государ­ства заключается в актуализации поиска стратегий эффективно­го его воздействия на экономические процессы. Важными фак­торами стратегии перехода к «эффективному» государству явля­ются: структуризация целей политики в рамках текущего периода и долгосрочной перспективы; соизмерение действий государства с потенциалом и мультипликативным эффектом регулирования; общественная оценка издержек регулирования и возможных искажающих последствий как основа максимизации функции общественного благосостояния.

По мере становления гражданского общества все большую значимость приобретают общественные институты: различного рода соглашения, конференции, ассоциации-союзы промышлен­ников, предпринимателей, банкиров, торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы, многочисленные институты социального партнерства, общества потребителей, экологические движения, - которые не являются в чистом виде ни института­ми государства, ни рынка, но выступают реальными участника­ми и субъектами регулирования экономических и социальных процессов.

Еще по теме 4. Экономическая политика государства:

  1. § 2 Экономическая политика государства Каковы сущность и цели экономической политики
  2. Вопрос №45. Социально-экономическая политика Украинского государства в период рыночной трансформации общества
  3. СОГЛАСОВАНИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ВНУТРЕННЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И С ПОЛИТИКОЙ ДРУГИХ СТРАН
  4. Вопрос 50. Экономическая теория как научная основа экономической политики
  5. 9.4. Фискальная политика государства. Фискальная политика Республики Беларусь в условиях перехода к рынку
  6. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ – АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
  7. 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ
  8. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право -

Экономическая (макроэкономическая) политика государства представляет собой набор определенных целей в области нацио­нальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения.

Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную экономическую политику.

Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и бли­жайший период, долгосрочная - на перспективу, как правило, на пять, десять или пятнадцать лет.

Потребность деления экономической политики на кратко- и долгосрочную обосновал Дж.М. Кейнс. Целесообразность такого разграничения объясняется тем, что каждый из периодов реали­зации общей экономической концепции имеет (помимо общих) свои специфические цели и особые средства для их достижения. Например, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэкономического равновесия, то основной задачей долгосрочного периода должен быть экономический рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

Центральное место в разработке экономической политики за­нимает процесс определения целей. Они должны отражать обще­национальные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную матери&чъную базу и четкую экономи­ческую концепцию.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели эконо­мической политики.

Конечная цельпредставляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в дости­жении максимально возможных параметров экономического рос­та для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация ос­новной цели экономической политики в значительной мере за­висят от модификации избранной в стране модели социально-экономического развития. В чистом виде рыночная модель прак­тически не существовала никогда. Не существует она и теперь.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение тем­пов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объ­ема ВВП, рост реальных доходов населения.

В определении курса экономической политики, а следова­тельно, и в определении и постановке экономических целей ве­дущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельно­сти и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций прави­тельства - исполнительного органа государственной власти - является разработка основных направлений социально-эконо­мического развития страны. Утверждение, корректировка или отклонение представленных правительством направлений разви­тия являются обязанностью Совета Федерации и Президента.

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и тамо­женной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уро­вень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэконо­мическую деятельность.

Экономическая политика России последних лет не была од­нозначной. В ней можно выделить два периода: политику пере­ходного периода, который продолжался все последнее десятиле­тие XX в., и нынешнею политику периода экономической стаби­лизации и экономического роста - конца XX - начала XXI в.

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования российской экономики. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических от­ношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

Современный этап экономического развития России сущест­венно отличается от предыдущего. Он характеризуется опреде­ленной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в струк­туре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

И так, государство, оказывает все более существенное влияние на сдерживание темпов и инфляции и ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

В начале XXIстолетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. 2003.

    Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – 2005

    Макроэкономика: Учебник / Под ред. К.А. Хубиева. 2007.

    Экономическая политика государства: учебное пособие / Ю.Н. Мосейкин, 2009.

    Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. Москва 2011

    Экономическая теория/ Под ред. И.П. Николаевой. Москва 2008

    Экономическая теория/Под ред. В.Д. Камаева. Москва 2010

НЭП (Новая Экономическая Политика) проводилась советской властью в период с 1921 по 1928 годы. Это была попытка вывести страну из кризиса и придать толчок в развитии экономики и сельского хозяйства. Но итоги НЭПа оказались ужасными, и в конечном итоге Сталину пришлось в спешном порядке прерывать этот процесс, для создания индустриализации, поскольку политика НЭПа практически полностью убила тяжелую промышленность.

Причины введения НЭПа

С началом зимы 1920 года РСФСР погрузилась в страшный кризис.Во многом он был связан с тем, что в 1921-1922 годах в стране случился голод. Главным образом пострадало Поволжье (все мы поним печально известную фразу "Голодающее Поволжье"). К этому добавлялся экономический кризис, а также народные восстания против советского режима. Сколько бы нам не рассказывали учебники, что люди с авациями встречали власть Советов - это было не так. Например, восстанияпроисходили в Сибири, на Дону, на Кубани, а самое крупное - в Тамбове. В историю оно вошло под название Антоновское восстание или «антоновщина». Весной 21 года в восстания было вовлечено около 200 тысяч человек. Если учесть что Красная Армия к этому моменту была крайне слаба, то это была очень серьезная угроза для режима. Затем родился Кронштадтский мятеж. Ценой усилий, но все эти революционные элементы были подавлены, но стало очевидно, что нужно менять подход к управлению строной. И выводы были сделаны правильные. Ленин сформулировал их так:

  • движущая сила социализма - пролиториат, а значит крестьяне. Поэтому Советская власть должна научиться с ними уживаться.
  • необходимо создать в стране единую партийную систему и уничтожить любое инакомыслие.

Именно в этом и есть вся суть НЭПа – «Экономическая либерализация при жестком политическом контроле».

В целом все причины введения НЭПа можно разделить на ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (стране был нужен импульс для развития экономики), СОЦЦИАЛЬНЫЕ (социальное разделение все еще было крайне острыми) и ПОЛИТИЧЕСКИЕ (новая экономическая политика стала средством управления властью).

Начало НЭПа

Основные этапы введения НЭПа в СССР:

  1. Решение 10 съезда партии Большевиков от 1921 год.
  2. Змена разверстки налогом (фактически это и было введением НЭПа). Декрет от 21 марта 1921.
  3. Разрешение свободного товарообмена сельхозпродукцией. Декрет 28 марта 1921.
  4. Создание кооперативов, которые були уничтожены в 1917. Декрет 7 апреля 1921.
  5. Перевод некоторой промышленности из рук государства в частные руки. Декрет 17 мая 1921.
  6. Создание условий для развития частной торговли. Декрет 24 мая 1921.
  7. Рзрешение ВРЕМЕННО предоставлять возможность частникам брать в аренду государственные предприятия. Декрет 5 июля 1921.
  8. Разрешение частному капиталу создавать любые предприятия (в том числе и промышленные) со штатом до 20 человек. Если предприятие механизировано - не более 10. Декрет 7 июля 1921.
  9. Принятия "либерального" Земельного Кодекса. Он разрешаел не только аренду земли, но и наемный труд на ней. Декрет от октября 1922.

Идейное начало НЭПа было заложено н10 съезде РКП (б), собравшимся в 1921 году (если помните его участники прямо с этого съезда делегатов ушли на подавление Кронштадтского мятежа), приняли НЭП и ввели запрет на "инакомыслие" в РКП (б). Дело в том, что до 1921 в РКП (б) были разные фракции. Это разрешалось. По логике, и логика эта абсолютно верная, если вводятся экономические послабления, то внутри партия должна быть монолитом. Поэтому никаких фракций и разделений.

Обоснование НЭПа с точки зрения совтеской идеалогии

Идейную концепцию НЭПа впервые дал В.И.Ленин. Случилось это на выступлении на десятом и одиннадцатом съездах ЦК ВКП (б), которые состоялись в 1921 и в 1922 годы, соответственно. Также обоснование Новой Экономической Политики прозвучсало на третьем и четвертом конгрессах Коминтерна, которые также прошли в 1921 и 1922 годах. Кроме того большую роль в формулировке задач НЭПа сыграл Николай Иванович Бухарин. Важно помнить, что долгое время Бухарин и Ленин выступали в роли аппозиции друг к другу по вопросам НЭПа. Ленин исходил из того, что настал момент сбавить нажим на крестьян и "замириться" с ними. Но Ленин собирался уживаться с крестьянами не навсегда, а лет на 5 - 10. Поэтому большинство членов партии Большевиков были уверены, что НЭП, как вынужденная мера, вводится всего на одну хлебозаготовительного компанию, как обманка для крестьянства. Но Ленин особо подчеркнул, что курс НЭПа берется на более долгий срок. А дальше Ленин сказал фразу, которая показала, что большевики держат слово - "но мы еще вернемся к террору, в том числе и к террору экономическому." Если вспомнить события 1929 года, то именно это Большевики и устроили. Название этому террору - Коллективизация.

Новая Экономическая Политика была рассчитана на 5, максимум 10 лет. И она свою задачу, безусловно, выполнила, Хотя в какой-то момент поставила под угрозу существования Советского Союза.

Кратко НЭП по Ленину это смычка крестьянства и пролетариата. Именно это и легло в основу событий тех дней - если ты против смычки крестьянства и пролетариата, значит ты противник рабочей власти, Советов и СССР. Проблемы этой смычки стали проблемой выживания большевистского режима, потому что у режима просто не было ни армии ни техники для того чтобы задавить крестьянские бунты если они начнутся массово и организовано. То есть некоторые историки говорят - НЭП это Брестский мир Большевиков со своим же народом. То есть, каких Большевиков - Интернационал-социалистов, которые хотели мировой революции. Напомню, что именно эту идею продвигал Троцкий. Сначала Ленин, который был не очень крупным теоретиком, (он был хорошим практиком) он определил НЭП как государственный капитализм. И тут же за это получил полную порцию критики от Бухарина и Троцкого. И после этого Ленин стал трактовать НЭП как смешение Социалистической и капиталистической форм. Я повторяю - Ленин был не теоретиком, а практиком. Жил он по принципу - нам важно взять власти, а как будет называться - неважно.

Ленин, по сути, принял бухаринский вариант НЭПа с формулировкой и другими атрибутами..

НЭП - это социалистическая диктатура опирающиеся на социалистические производственные отношения и регулирующие широкую мелкобуржуазной организацию хозяйства.

Ленин

По логике этого определения главная задача, которая стояла перед руководством СССР, - уничтожение мелкобуржуазного хозяйства. Напомню, что большевики мелкобуржуазным называли крестьянское хозяйство. Нужно понимать, что к 1922 году построение социализма зашло в тупик и Ленин поняо, что продолжить это движение можно только через НЭП. Понятно, что это не оснвоной путь, и он противоречил марксизму, но в качестве обходного пути - вполне сгодился. И Ленин постоянно подчеркивал, что новая политика - явление временное.

Общие характеристики НЭПа

Совокупность НЭПа:

  • отказ от трудовой мобилизации и равной системы оплаты труда для всех.
  • перевод (частичный, разумеется) промышленности в частные руки из государственных (денационализация).
  • создание новых экономических объединений - тресты и синдикаты. Повсеместное введение хозрасчета
  • формриование в стране предприятий за счет капитализма и буржуазии, в том числе и западной.

Забегая вперед скажу, что НЭП привел к тому, что очень многие идеалистические настроенные большевики пускали себе пулю в лоб. Они считали, что восстанавливается капитализм, и они зря проливали кровь во время Гражданской войны. А вот неидеалистически настроенные большевики очень здорово использовали НЭП, потому что во время НЭПа было легко отмыть то, что было награбленного время Гражданской войны. Потому что, как мы увидим, НЭП это треугольник: это руководитель отдельного звена ЦК партии, руководитель синдикатора или треста, а также НЭПман как "барыга", выражаясь современным языком, через которого идет весь этот процесс. Это вообще было коррупционной схемой с самого начала, но НЭП был мерой вынужденной - большевики без него не удержали бы власть.


НЭП в торговле и финансах

  • Развития кредитной системы. В 1921 году создается государственный банк.
  • Реформирование финансовой и денежной системы СССР. Ддостигалось путем проведения реформы 1922 года (денежная) и заменой денег 1922-1924 годов.
  • Упор сделан на частную (розничныю) торговлю и развития различных рынков, в том числе и Всероссийского.

Если попытаться кратко охарактеризовать НЭП, то констуркция эта была крайне ненадежной. Она принимала уродливые формы сращения личный интересов руководства страны и всех, кто был вовлечен в "Треугольник". Каждый из них сыграл свою роль. Черную работу делал спекулянт нэпман. И это особо подчеркивалось в советских учебниках, мол, это все частники испортили НЭП, а мы боролись с ними как могли. Но по факту - НЭП привел к колосальной коррумпированности партии. Это была одна из причин отмены НЭПа, потому что если бы он сохранился дальше, то партия просто полностью разложилась бы.

Начиная с 1921 года Советское руководство взяло курс на ослабление Централизации. Кроме того большое внимание было уделено элементом реформирования систем хозяйствования в стране. Трудовые мобилизации были заменены биржей труда (безработица была высокой). Были отменены уравниловка, была отменена карточная система (но для кого-то карточная система была спасением). Логично, что результаты НЭПа практически сразу сказались в положительную сторону в области в торговли. Естественно в торговле розничной. Уже в конце 1921 года нэпманы контролировали 75% товарооборота в розничной торговле и 18% в оптовой торговле. НЭПманство стало выгодный формой отмывания денег, особенно для тех, кто много награбил во время гражданской войны. Награбленное у них лежало без дела, а теперь его можно было сбывать через НЭПманов. И очень многие отмыли свои деньги таким образом.

НЭП в сельском хозяйстве

  • Принятие Земельного Кодекса. (22-ой год). Превращение продналога в единый сельхоз налог с 1923 года (с 1926 года полностью в денежной форме).
  • Сельхозкооперация кооперация.
  • Равный (справедливый) обмен междусельским хозяйством и промышленностью. Но этого добиться не удлось, вреультате чего появились, так называмые, "ножницы цен".

В низах общества поворот руководства партии к НЭПу не нашел большой поддержжки. Многие члены партии Большевиков были уверены, что это ошибка и переход от социализма к капитализму. Кто-то просто саботировал решение НЭПа, а особо идейные, и вовсе кончали жизнь самоубийством. В октябре 1922 года Новая Экономическая Политика затронула сельское хозяйство - Большевики начали внедрение Земельного Кодекса с новыми поправками. Его отличие было в том, что он узаконил наемный труд на селе (казалось бы, Советская власть именно против этого боролась, но сама этим же и занялась). Следующий этап произошел в 1923 году. В этот год случилось то, чего так долго ждали и требованли многие - продналог заменен сельхлз налогом. Вв 1926 году этот налог стали полностью собирать в денежной форме.

Вообще НЭП не был абсолютным триумфом экономических методов, как это иногда писали в советских учебниках. Это только внешне был триумф экономических методов. На самом же деле там было очень много чего другого. И я имею ввиду не только так называемый перегибы местных властей. Дело в том, что значительная часть крестьянского продукта отчуждалась в виде налогов, и налогообложение было чрезмерным. Другое дело, что крестьянин получил возможность свободно вздохнуть, и это решило некоторые проблемы. И здесь уж на передний план вышел абсолютно несправедливый обмен между сельским хозяйством и промышленность, формирование, так называемых, «ножниц цен». Режим завышал цены на продукцию промышленности и занижал цены на продукцию сельского хозяйства. В результате в 1923-1924 крестьяне работали практически даром! Законы были такими, что примерно 70% всего, что производило село, крестьяне были вынуждены продавать практически за бесценок. 30% произведенного ими продукта было взято государством по рыночной стоимости, а 70% по заниженной. Потом это цифра снизилась, и стало примерно 50 на 50. Но в любом случае это очень много. 50% продукции по цене ниже рыночной.

В результате случилось худшее - рынок перестал осуществлять сои прямые функции средства купли и продажи товаров. Теперь он превратился в действенное времство эксплуатации крестьян. Только половина крестьянского товара приобреталась за деньги, а другая половина взималась в виде дани (это наиболее точно определение того, что происходило в те годы). НЭП может быть охарактеризован так: коррупция, разбухал аппарат, массовое хищение госсобственности. Получилась ситуация, когда производство крестьянского хозяйство исопльзовалось нерационально, а зачастую и сами крестьянебыли незаинтересованы в высоких урожаях. Это было логичным следствием происходящего, потому что НЭП изначально был уродливой конструкцией.

НЭП в промышленности

Главные черты, которые характеризуют Новую Экономическую Политику с точки зрения промышленности – практически полное отсутствие развитяия этой отрасли иогромные уровень безработицы среди простых людей.

НЭП изначально длолжен был наладить взаимодействие между городом и селом, между рабочим и крестьянами. Но сделать этого не удалось. Причина - промышленность была практически полностью разрушена в результате Гражданствой войны, и она не была в состоянии предложить что-то существенное крестьянству. Крестьянство не продавало свой хлеб, потому что зачем продавать, если всё равно на деньги ничего купить нельзя. Они просто складывали зерно и ничего не покупали. Поэтому и не было стимула для развития промышленности. Получался такой "порочный круг". И в 1927-1928 годах уже все поняли, что НЭП себя изжил, что он не дает стимула для развития промышленности, а наоборот, уничтожает ее еще больше.

В это же время стало понятно, что в Европе грядет рано или поздно новая война. Вот что по этому поводу сказал Сталин в 1931 году:

Если мы за ближайшие 10 лет не пробежим тот путь, который Запад прошел за 100 лет - нас уничтожат и сомнут.

Сталин

Если сказать простыми словами - за 10 лет нужно было из руин поднять промышленность и поставить ее в один ряд с самыми развитыми странами. НЭП это сделать не позволял, потому что он был ориентирован на легкую промышленность, и на то, чтобы Россия была сырьевым придатком Запада. То есть в этом отношении реализация НЭПа был баластом, который медленно, но верно тащил Россию ко дну, и продержись этот курс еще лет 5, то неизвестно как бы завершилась 2 мировая война.

Замедленный темп роста промышленности в 1920-е годы вызвал резкий рост безработицы. Если в 1923-1924 годах в городе был 1 миллион безработных, то в 1927-1928 годах уже 2 миллиона безработных. Логичное следствие этого явления - огромный рост преступности и недовольства в городах. Для тех кто работал, конечно, ситуация была нормальная. Но в целом положение рабочего класса был очень тяжелым.

Развитие экономики СССР в период НЭПа

  • Подъемы экономики чередовались с кризисами. Всем известны кризисы 1923, 1925 и 1928 годов, которые приводили в том числе и к голоду в стране.
  • Отсутствие единой системы развития экономики страны. НЭП уродовал экономику. Он не давал возможности развитию промышленности, но и сельское хозяйство в таких условиях развиваться не могло. Эти 2 сферы тормозили друг друга, хотя планировалось обратное.
  • Кризис хлебозаготовок 1927-28 28 годов и как результат - курс на свертывание НЭПа.

Важнейшая часть НЭПа, кстати одна из немногих положительных черт этой политики, это "подянтие с колен" системы финансов. Не забываем, что только-только отгремела Граждансткая война, которая практически полностью уничтожила финансовую систему России. Цены в 1921 году по сравнению с 1913 года выросли в 200 тысяч раз. Только вдумайтесь в эту цифру. За 8 лет в 200 тысяч раз... Естественно нужно было вводить другие деньги. Требовалась реформа. Реформу проводил нарком финансов Сокольников, которому помогала группа старых специалистов. В октябре 1921 года начал свою работу Госсударственный банк. Как результат его работы стало то, что в период с 1922 по 1924 годы обесцененные советские деньги были хзаменены на Червонцы

Червонец обеспечивался золотом, по содержанию которого он соответсовал дореволюционной десятирублевой монете, и стоил 6 американских долларов. Червонец обеспечивался и нашим золотом и иностранной валютой.

Историческая справка

Совзнаки изымались и менялись по курсу 1 новый рубль 50000 старых знаков. Эти деньги так и назывались "Совзнаки". Во время НЭПа активно развивалась кооперация и экономическая либерализация сопровождалась упрочнением коммунистической власти. Усиливался и репрессивный аппарат. И как это происходило? Например, 6 июня 22 года был создан ГлавЛит. Это цензура и установление контроля над цензурой. А через год возник ГлавРепедКом, который заведовал репертуаром театра. В 1922 года из СССР по решению этого органа был овыслано более 100 человек, активных деятелей культуры. Другим повезло меньше, их отправили в Сибирь. В школах запретили преподавания буржуазных дисциплин: философия, логика, история. В 1936 году все было восстановлено. Также не обошли своим "вниманием" Большевики и церковь. В октябре 1922 года большевики конфисковали у церкви драгоценности якобы на борьбу с голодом. В июне 1923 года патриарх Тихон признал законность Советской власти, а в 1925 году он был арестован и умер. Нового патриарха уже не избирали. Затем патриаршество восстановил Сталин в 1943 году.

6 февраля 1922 года ВЧК была преобразована в государственное политическое управление ГПУ. Из чрезвычайных эти органы превратились в государственные, регулярные.

Кульминацией НЭПа стал 1925 год. Бухарин обратился с призывом к крестьянству (прежде всего к зажиточному крестьянину).

Обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство.

Бухарин

На 14 партконференции был принят план Бухарина. Его активно поддержал Сталин, а критиками выступали Троцкий, Зиновьев и Каменев. Экономическое развитие в период НЭПа было неравномерным: то кризис, то подъем. И связано это было с тем, что необходимый банас между развитем сельского хозяйства и развитием промышленности найден не был. Кризис хлебозаготовок 1925 года стал первым ударом колокола по НЭПу. Стало понятно, что скоро с НЭПом закончится, но по инерции он проехал еще несколько лет.

Отмена НЭПа – причины отмены

  • июльский и ноябрьский пленум ЦК 1928 года. Пленум Центрального Kомитета партии и Центральной Контрольной комиссии (в которую можно было пожаловаться на ЦК) апрель 1929 года.
  • причины отмены нэпа (экономические,.социальные, политические).
  • был ли НЭП альтернативой реальному коммунизму.

В 1926 году собралось 15 партийной конференции ВКП (б). На ней была осуждена троцкистско-зиновьевская оппозиция. Напомню, что эта оппозиция призывала фактически к войне с крестьянством - отбирать у них то, что нужно власти, и то, что крестьяне прячут. Сталин выступил с резкой критикой этой идеи, а также прямо озвучил положение о том, что текущая политика себя изжила, и стране нужен новый подход к развитию, подход, котоырй позволит восстановить промышленность, без которой СССР существовать не сможет.

С 1926 года начинает постепенно прорисовываться тенденция к отмене НЭПа. В 1926-27 годах запасы хлеба впервые превысили довоенные и составили 160 миллионов тонн. Но крестьяне хлеб по-прежнему не продавали, а промышленность задыхалась от перенапряжения. Левая оппозиция (ее идейныйм лидером ыл Троцкий) предложила изъять у зажиточных крестьян, которые составляли 10% населения 150 миллионов пудов хлеба, но руководство ВКП (б) не пошло на это, потому что это означало бы уступка левой оппозиции.

Весь 1927 год сталинское руководство вело маневры по окончательному устранению левой оппозиции, потому что без этого нельзя было решить крестьянский вопрос. Любая попытка надавить на крестьян означала бы, что партия пошла по пути, про который говорит "Левое крыло". На 15 съезде Зиновьева, Троцкого и других левых оппозиционеров исключили из ЦК. Однако после того как они покаялись (это называлось на партийном языке "разоружиться перед партией") их вернули, потому что потому сталинскому центру они были нужны для будущей борьбы с Бухарестской командой.

Борьба за отмену НЭПа развернулась как борьба за индустриализацию. Это было логично, потому что индустриализация была задача номер 1 для самосохранения советского государства. Поэтому итоги НЭПа кратко можно подвести так - уродливая система экономики создала множество проблем, которые удалось решить только благодаря индустриализации.