Качественно новый этап в. Качественно новый этап в противостоянии Запада и России (Тезисы выступления Георгия Крючкова на презентации книги “Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в постсоветский период”)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОРПОРАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ

ЭКОНОМИКЕ

Горшкова А.Л.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

ECONOMIC GLOBALIZATION

Ключевые слова: мировая экономика, проблема глобализации.

Keywords: economic, a globalisation problem.

Аннотация

В работе рассматриваются ключевые процессы развития мировой экономики на сегодняшний момент, которые характеризуют прогрессирующую глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.

In work key developments of economic for today which characterise progressing globalisation, i.e. qualitatively new stage in development of internationalisation of an economic life are considered.

Отношение к глобализации как специалистов, так и всех жителей нашей планеты очень неоднозначно, а порой и диаметрально противоположно. Это связано с разными точками зрения на последствия глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьезную угрозу мировой экономической системе, а другие видят средство дальнейшего прогресса экономики. Несомненно, последствия глобализации могут носить как позитивный, так и негативный характер, однако альтернативы ей нет.

Целью работы является определение влияния глобализации на мировую экономику. Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть глобализацию как высшую стадию интернационализации мировой экономики;

Определить масштабы глобализации рынка ссудных капиталов;

Рассмотреть особенности современных интеграционных процессов условиях глобализации мировой экономики.

В качестве положительных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:

1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда.

2. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

3. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов, можно назвать:

1. Неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;

2. Возможная деиндустриализация национальных экономик;

3. Возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;

На фоне глобализационных изменений конец 90-х гг XX века и начало XXI века ознаменовались всплеском активности общественных объединений, получивших название анти-

глобалистских. Эти организации отстаивают интересы различных слоев населения. Они реагируют на проявления, по их мнению, социальной несправедливости в различных сферах жизни общества в условиях глобализации, выдвигают свои требования к национальным правительствам и международным организациям, влияющим на положение граждан.

Остановимся более подробно на глобализации одного из видов рынков - рынка ссудных капиталов, который опережает в этом отношении и товарные рынки, и сферу прямых инвестиций.

Во второй половине XX века были созданы предпосылки глобализации рынков ссудного капитала: технические достижения в сфере обработки информации и телекоммуникаций; устранение или смягчение ограничений на перемещение капиталов через границы; либерализация внутренних рынков капитала; развитие нерегулируемых иностранных рынков (offshore market).

Другим важным фактором ускорения глобализации рынков капитала стало изобретение свопов. Следовательно, нерегулируемая природа внешних рынков, гибкость, ставшая возможной благодаря свопам, доступ к информации и новые возможности ее обработки, появившиеся благодаря технологическим достижениям, стали движущей силой процесса глобализации рынка капиталов.

Международный рынок ссудных капиталов - сложное экономическое явление, наиболее наглядно влияние глобализации мировой экономики на его функционирование можно отследить при анализе международного рынка межбанковских кредитов. Этот рынок, являясь наиболее динамичным сектором международного рынка ссудных капиталов, в наибольшей степени подвержен влиянию изменений в мировом экономическом пространстве, и с этой точки зрения его анализ представляет интерес и является актуальным для понимания процессов, происходящих в рамках международного рынка ссудных капиталов в целом.

Особую актуальность изучению изменений, происходящих на международном межбанковском кредитном рынке и международном рынке ссудных капиталов в целом придаёт насущная необходимость решения двух комплексов проблем в рамках решения задачи привлечения иностранных капиталов для развития российской экономики: с одной стороны, проблем выхода российских банков на эти рынки в качестве полноправных участников, а с другой - вопросов о характере, формах и уровне допуска иностранного капитала в российскую банковскую систему в свете предстоящего присоединения Российской Федерации ко Всемирной Торговой Организации.

Таким образом, крупные российские банки выступают, в ограниченных масштабах, лишь как клиенты мировой банковской системы, а не как полноправные участники международных валютно-кредитных отношений. Контролирующие органы ведущих финансовых центров, а также многих оффшорных банковских центров проводят политику недопущения российских коммерческих банков на свои национальные рынки, мотивируя это недостаточностью капитализации российских банков, нестабильностью банковской системы России, беспорядочностью системы бухгалтерского учёта и т.п.

В рамках интеграционных группировок создаются непосредственные предпосылки для вовлечения стран-участниц в общемировые хозяйственные связи, накапливается опыт сотрудничества.

С другой стороны, интеграционные группировки - это своеобразная "защитная реакция" стран на те последствия глобализации, которые способны нанести ущерб их национальным интересам.

Перед лицом глобализационных процессов Россия оказалась в сложном положении. При нынешнем состоянии экономики она не может претендовать на ведущие позиции в формировании мировой экономической политики, влиять на деятельность международных экономических организаций.

В связи с этим включаясь в глобализационные процессы, Россия, как и другие страны, не может не заботиться и об участии в интеграционных группировках.

Хочется рассмотреть и проанализировать проблему взаимозависимости экономической

безопасности ЕС и России. Изоляция России от общемировых процессов невозможна, однако открытость и включенность в общемировые процессы не является гарантией безопасного развития - обеспечение международной экономической безопасности является сложным, многогранным процессом.

Особое значение приобретает обеспечение экономической безопасности в рамках региональных интеграционных объединений, классическим примером которых является Европейское сообщество (ЕС). Особенность заключается, прежде всего, в том, что ЕС как интеграционное объединение является результатом открытости и вовлеченности его стран-членов в общемировые экономические процессы.

Экономическая безопасность призвана противостоять специфическим угрозам как извне, так и изнутри. В рамках ЕС, на наш взгляд, можно выделить следующие потенциальные угрозы: несоответствие уровней развития национальных экономик стран-участниц ЕС; неспособность экономики ЕС в целом достаточно быстро реагировать на изменение ситуации на мировых рынках; ярко выраженный политический фактор в судьбе ЕС в целом; обострение противостояния внутри национальных экономик; нестабильность евро на мировых рынках; борьба частей национальной экономики, за присвоение доли мирового дохода.

Система экономической безопасности ЕС должны быть выстроена таким образом, чтобы перечисленные выше угрозы были максимально нивелированы, поскольку они имеют столь масштабный характер.

Одной из внешних угроз экономической безопасности ЕС остаются высокие и нестабильные цены на нефть. С другой стороны, высокие цены на нефть могут означать, что страны-экспортеры могут привнести значительную часть (в виде потребления или инвестиций) в европейскую экономику, увеличивая тем самым экспортные показатели ЕС. По сути, проявление внешней несбалансированности.

Очевидно, что расширение ЕС оказывает существенное влияние на российскую экономику в целом и ее экономическую безопасность в частности. Степень возможного участия России в европейских интеграционных процессах в настоящее время основывается на краткосрочные последствия расширения ЕС для российской экономики.

Рассмотренные выше сущностные черты глобализации, продвигающие человечество вперед по пути социально-экономического прогресса, не дают оснований предсказывать ей «вечную жизнь». Она в отдаленном будущем (2015-2020 гг.), при определенном стечении обстоятельств, может быть приторможена и даже временно повернута вспять.

К повороту событий в сторону «деглобализации» может привести, например, дальнейшая экспансия мирового терроризма. Глобализация пронизывает все стороны экономической жизни отдельных стран, в том числе России. Для России «баланс» выгод, с одной стороны, и, с другой стороны, трудностей и потерь от глобализации до сих пор можно оценить как нулевой или скорее отрицательный. Нашей стране предстоит предпринять большие усилия для того, чтобы сделать глобализацию своим союзником, превратиться из объекта глобализации в ее субъект, оказывающий на нее активное обратное воздействие в соответствии со своими национальными интересами

В заключение еще раз подчеркнем, что глобальное сотрудничество на основе создания формальных или неформальных международных институтов представляет важный механизм для решения проблем, порождаемых процессом глобализации. С его помощью можно достичь стабильности в глобализованном мире, прийти повсеместно к экономическому росту, осуществить переход к рынку в бывших социалистических странах, ускорить развитие наиболее бедных государств, а также решить проблемы глобализации, носящие неэкономический характер.

Библиографический список

1. Абралава А. Глобальное технологическое пространство и национальная экономика // Общество и экономика. - 2004 - № 3. - С. 149-153.

2. АбалкинЛ.И. Экономическая энциклопедия- М.: «Экономика», 1999.- С. -243.

3. Бельчук А.И. Будущее глобализации и межцивилизационные отношения. Внешнеэкономический бюллетень. - 2007 - № 7. - С. 13-17.

4. Большой экономический словарь. Под ред. А.Н.Азрилияна. - М.: Институт новой экономики. - С. 444.

5. А.О. Блинов. Экономическая безопасность России в свете европейских интеграционных процессов. - 2007. - С. 4-7.

6. Базылева М. Н. Экономическая теория. - Минск.: БГЭУ, 2003.- С.-365

7. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2006. - С. 145.

8. Зуев А.Г., Мясникова Л.А. Глобализация: аспекты, о которых мало

Говорят // Мировая экономика и международные отношения, 2004. - № 8. - С. 54.

9. Информационно-аналитический сборник. Проблема глобализации. Материалы совместного заседания Методологического семинара ФИАН и семинара Экономического моделирования ФИАН. - М.,2004. - С. 36.

10. Иванов Н.И Глобализация и общество: проблемы управления // Мировая Экономика и международные отношение. - 2008. - № 5.- С. 3-15.

11. Иванов Н.И Глобализация мировой экономики //Международная жизнь.- 2000. -№ 5. - С. 30-38.

12.Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 2. - С. 15.

13. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. - СПб.: Питер, 1999. - С. 65.

14. Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции // Мировая экономика. и международные. отношения. - 2000. - № 5. - С. 56.

15. Либман А. Конкуренция юрисдикций и преодоление неэффективного равновесия условиях глобализации // Общество и экономика. - 2004 - № 5-6. - С. 263-279.

16 Мясникова Л. Глобализация экономического пространства и сетевая несвобода. Мировая экономика. и международные. отношения. - 2000. - № 11. - С. 34-38.

17. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / Пер. с нем. - М.: АЛЬПИНА, 2001. - С. 52-53.

18. Об итогах заседаний Совета Глав государств и правительств СНГ 31 мая -1 июня 2008 г. в Минске: Аналитическая записка. WWW.cis. т^к.

19.Паньков В.С. Эволюция международных экономических отношений: попытка прогноза до 2017 года // Безопасность Евразии. - 2007.- № 3.- С.- 267-268.

20. Постиндустриальный мир и процессы глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 3. - С. 93.

21. Фишер П. Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов // Вопросы экономики. - 2002.-№ 2. - С. 83-101.

22.Шишков Ю. О гетерогенности глобалистики и стадиях ее развития // Мировая экономика. и международные отношения. - 2001. - № 2.

23. Шапиро А. Интеграция стран СНГ // Мировая экономика и международные. отношения. - 2000. - № 7. - С.-26.

на рубеже ХХ-ХХI столетий породили второй этап НТР. На достижениях этого этапа ныне стремительно развивается новая экономика. К числу главных ее направлений относятся:

· быстрое развитие микроэлектроники , создание персональных ком­пьютеров и новых поколений электронно-вычислительных машин;

· использование новейших средств вычислительной техники для комплексной автоматизации производства, которая весь круг работ осуществляет без непосредственного участия человека (робототех­ника, роторно-конвейерные линии);

· производство новейших материалов - композиционных (обладаю­щих повышенной прочностью при высоких и при низких темпера­турах), сверхчистых (для электронной, космической и других но­вейших видов техники) и иных:

· биотехнология - совокупность промышленных методов, исполь­зующих живые организмы и биологические процессы, достижения генной инженерии (отрасли молекулярной генетики, связанной с созданием искусственных молекул вещества, передающего наследственные признаки живого организма) и клеточной техноло­гии.

В XXI столетии можно ожидать новых выдающихся достижении в развитии НТР:

· перспективы связаны с нанотехнологией - исследованиями и разработками на молекулярном уровне. Нанотехпология может быть использована для изменения структуры клетки живого организма. В этом случае уст­ройства для так называемой молекулярной хирургии - нанороботы во взаимодействии с управляющим суперкомпьютером смогли бы избавить клетки от различных опасных нарушений их деятельности, что способно продлить жизнь человека.

· создание гораздо более совершенных компьютеров новых поколений.

· дальнейшее развитие генной ин­женерии, имеющей дело с материальными носителями наследственно­сти. Это предполагает планирование - воспроизведение и изменение на­следственных признаков растений и животных.

· получила быстрое развитие сфера информационных услуг, которая вызвала лавинообразное нарастание массы информации.

· орга­низация службы консалтинга (от англ. консультирование). Ее высококвалифицированные специалисты дают советы и предоставля­ют новейшую информацию по определенному кругу вопросов. На круп­ных фирмах создаются свои консалтинговые службы, а мелкие и средние предприятия обращаются за информационной помощью в консалтинго­вые фирмы. Там они получают нужные им сведения, касающиеся пред­видения развития рынков разных товаров и услуг, цен на мировых товар­ных рынках и рынках ценных бумаг и иных сведений.

46. 47. Интерактивный бизнес: что нового?

Интерактивный бизнес – совместное действие бизнесмена и компьютера, другого автоматизированного связи в целях обмена информацией и осуществления коммерческих операций.

В интерактивном бизнесе отношения устанавливаются с помощью информационных технологий, которые охватывают технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки передачи данных текстов. В информационных технологиях предметом труда является информационный продукт (договоры, ценные бумаги), а орудием труда – средства электронно-вычислительной техники и связи (компьютер, мобильный телефон, Интернет и др.)

В интерактивном бизнесе осуществляются разнообразные коммерческие операции, приносящие бизнесмену прибыль:

§ Торговля в формах мобильной торговли и электронной торговли

§ Залог, предметом которого могут быть вещи, ценные бумаги, иное имущество или право на него

§ Страхование

§ Банковские операции

§ Инвестирование капитала

Интерактивный бизнес приносит огромную выгоду. Его повышенная эффективность основывается главным образом на громадной экономии времени.

Что означает эффективность пр-ва на предприятиях?

Результативность хозяйственной деятельности на разных стадиях производства из мерялась неодинаково. На доиндустриальной стадии, когда, как известно, господствует ручной труд, естественным измерителем эффективности затрат служит производительность (выработка) живого труда. Однако на инду­стриальной стадии характерной стала новая тенденция: живой труд вы­тесняется машинами, т. е. овеществленным в них трудом.

Наконец, на постиндустриальной стадии экономики все больше пре­обладают затраты на средства производства (особенно в малолюдном и безлюдном производстве). В этом случае решающее значение имеет но­вый экономический показатель «эффективность производства». Эффек­тивность производства - отношение его результатов (эффекта) к затратам живого и овеществленного труда. Эффект на предприятии измеряется тем, что приобретает его собственник, т. е. величиной прибыли (П). За­тратами являются текущие производственные расходы - полная себе­стоимость товарной продукции (Сс). В таком случае эффективность про­изводства на предприятии (Эп) будет измеряться по формуле

Себестоимость товарной продукции суммирует общие расходы на выпуск продукции. Она включает: а) оплату труда всех работников; б) амортизацию производственных основных фондов; в) израсходован­ные материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, энергию). От­сюда вытекают три частных показателя эффективности производства по видам затрат.

Виды эффективности производственных затрат

Производительность труда показывает степень результативности использования трудовых ресурсов. Фондоотдача (капиталоотдача) характеризует уровень плодотворности применения основного капитала (основ­ных фондов). В нашей стране этот показатель подсчитывают путем деле­ния годового объема чистой продукции на среднегодовую полную балансовую стоимость основных фондов. Материалоемкость продукции свидетельствует о размере материальных затрат (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, «покупных и комплектующих изделий и полуфабрикатов) на единицу продукции в денежном выражении.

Указанные показатели могут возрастать, уменьшаться или оставаться неизменными. Сочетания этих количественных значений дают различ­ные варианты динамики эффективности производства. Наибольший подъем эффективности имеет место, когда достигаются - при наиболь­ших показателях - одновременно подъем производительности труда, увеличение фондоотдачи и снижение материалоемкости продукции. Та­кой результат возможен только при использовании всех основных на­правлений нынешнего этапа НТР. В современных условиях углубляется взаимозависимость всех част­ых показателей эффективности производства. В известном смысле все правления повышения

Особенности рынка труда.

Рынок труда - особая область рыночных отноше­ний, где совершаются сделкипо купле-продаже рабочей силы.

Рабочая сила - способность человека к труду. Это такая совокупность физических и духовных сил, которыми располагает работник и которые использует в производстве материаль­ных благ и услуг.

Труд - целесообразная деятельность людей, процесс использования их рабочей силы.

человек как бы продает свой труд на определенное время и по­лучает вознаграждение в виде заработной платы. Но фактически он отда­ет предпринимателю право временно использовать его рабочую силу. В свою очередь, бизнесмен оплачивает отнюдь не весь его труд, а только рабочую силу.

В экономическое отношение по трудовому найму вступа­ют собственник рабочей силы в качестве ее продавца и работодатель как покупатель этого товара. Характер и содержание отношений между этими лицами во многом обусловлены особенностями самого товара «рабочая сила». Позиции сторон сделки зачастую полностью противоположны.

Трудящиеся заинтересованы:

1) в том, чтобы их способ­ность к труду не стала постоянной собственностью бизнесмена. Данный товар может попасть в хозяйственное использование под контролем предпринимателя лишь на такое время, которое не подрывает жизненных сил человека.

2) собственник рабочей силы заботится о ее про­изводительном применении при нормальных условиях труда, обеспечивающих ее сохранность.

3) он стремится к использованию своих природных и приобретенных созидательных способностей в соответст­вии со своими профессией (специальностью) и квалификацией. 4) первостепенной целью труженика является получение такой иены за свой товар, которая обеспечивает полное воспроизводство его рабочей силы, содержание нетрудоспособных членов семьи, получение образования и квалификации, возможностей для отдыха и культурно­го досуга.

Итак, все сказанное о товаре, являющемся предметом сделки между работником и работодателем, позволяет высказать такое заключение: сущность дохода работника выражается экономическим законом заработ­ной платы. Этот закон выражает следующую объективную экономиче­скую зависимость: заработная плата определяется стоимостью или ценой рабочей силы как товара. Если стоимость рабочей силы повышается, то, естественно, должен возрастать заработок, и наоборот.

Отсюда вытекает ряд выводов:

Заработная плата не может равняться стоимости полного продукта труда, а работник не может претендовать на получение такой стои­мости;

Справедливым можно признать такое вознаграждение за труд, кото­рое соответствует стоимости рабочей силы и обеспечивает нормаль­ные условия ее воспроизводства;

Законодательство призвано защитить права работника на получе­ние социально справедливой величины заработной платы.

От чего зависит размер з/п?

от величины ст-ти рабочей силы Для каждой группы работников такая стоимость имеет низший и верхний уровни. Наи­меньшим пределом является сумма стоимости жизненных средств, идущих на восстановление работоспособности труженика самой низкой квалификации. Во многих странах официально подсчитывается про­житочный минимум. Этот минимум определяет границу бедности - размер средств, идущих на простое поддержание жизнедеятельности работников, иблагодаря этому устанавливается минимальный уровень заработной платы". Верхняя граница стоимости рабочей силы учитыва­ет дополнительные затраты на получение высокой квалификации и удовлетворение социально-культурных потребностей, традиционных для той или иной страны.
от уровня квалификациитруженика Рабочая сила повышенной квалификации требует для своего воспроизводства лучших в количественном и качественном отношениях жизненных условий.
национальные различия Данные различия зависят от научно-технического уровня производства, достигнутого роста производительности труда, степени развитости рабочей силы, нормального для данного общества качества жизни и иных факторов 2
рыночные усло­вия Так, конкуренция между наемными работниками ведет к тому, что внациональном масштабе устанавливается примерно одинаковая опла­та труда работников определенной профессии с равным уровнем обра­зования и квалификации. Вместе с тем объединенные в монополии ра­ботодатели пытаются диктовать работникам свои условия оплаты труда. Они заинтересованы в безработице, ослабляющей противоборствующую силу. В свою очередь, объединение работников в свободные, независимые профсоюзы позволяет им через коллективные договоры с предпринимателями отстаивать общие экономические интересы трудящихся.

51. РОЛЬ ФОРМ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В СТИМУЛИРОВАНИИ ТРУДА

В отличие от экономических систем, основанных на насильственном принуждении, заработная плата в условиях рынка создает новые стимулы (побуж­дения к действию) труда работников.

2 формы з/п:

повременная сдельная (поштучная)
устанавливает размер вознаг­раждения в зависимости от проработанного времени. В этом случае подсчитывается величина оплаты за 1 час, день, неделю, месяц, а затем умножается на проработанное время. Почасовая ставка оплаты труда: З ч = З п / В З ч – почасовая оплата труда; З п – з/п за день, неделю, месяц; В – нормированное число часов труда (за день, неделю, месяц) рассчитывается в зависимости от объема выпущенной продукции, а поэтому заработок воз­растает в прямой пропорции от количества изготовленных из­делий. Эта зависимость устанавливается с помощью поштучной расценки. Р ш = З п / Н в Р ш - поштучная расценка; З п - часовая (дневная) цены труда; Н в - норму выработки (Нв - число штук, которое необходимо при нормальных условиях выработать за час или день)
выгодна для бизнесменов тем, что она позволяет легче повышать интенсивность (напряженность) труда без увеличения его оплаты. Работодателю особенно выгодно применять почасовые ставки зарплаты, поскольку в этом случае работнику оплачивается не дневная (или недельная, месячная) стоимость его рабочей силы, а только фактически отработанное число часов. При ухудшении хозяйственной конъюнктуры предприниматель может сократить общее время труда работников по сравнению с первоначально намеченной его продолжительностью, и тогда человек может стать полубезработным. устанавливается мера интенсивности труда рабочего. Это делается с помощью нормы выработки - объема продукции, который рабочий должен изготовить за оп­ределенное время (или обратной величины - нормы времени, расходуемого на создание единицы или партии изделий). Такие нормы выработки оплачиваются в установленном размере. Лич­ный интерес побуждает человека трудиться более напряженно, с тем чтобы выпустить больше изделий и увеличить свой дневной доход.
применяется на пред­приятиях, где преобладает строго регламентированный техно­логический режим. (в массово-поточном производстве вы­работка рабочих и темп их труда определяются скоростью дви­жения конвейера) применяется на предприятиях, где высока доля ручного труда и необходимо поощрять рост выпуска изделий.

Где возникает прибыль?

Прибыль – доход предприятия, выступающий в виде прироста примененного капитала.

Прибыль - это многовариантный вид дохода, зависящий от вида бизнеса. По источникам и способам получения важно различать при­быль, которую получают: спекулятивный бизнес, производственный, торговый, банковский и иные виды бизнеса.

Самая простая форма прибыли - доход спекулятивного бизнеса. Он образуется непосредственно на рынке. Механизм получения данной прибыли таков. Предприниматель закупает товары по сравнительно никой цене, а затем продает их по более высокой цене. В основе такого механизма торговой сделки лежит неэквивалентный (неравноценный) товарно-денежный обмен. В условиях микроэкономики спекулятивный механизм действует в ограниченных размерах. Его основой является обычно дефицит (нехватка) товаров, который в нормальных рыночных условиях имеет временный характер.

этапы образования прибыли производ­ственного капитала. начальный этап образо­вания прибыли на производственном предприятии порожден процессом создания новой стоимости. При образовании этой стоимости возникают необходимый продукт (эквивалент заработной платы) и прибавочный продукт (эквивалент прибыли), которые находят воплощение в изго­товленной продукции - возросшей товарной стоимости. Получить прибыль в денежной форме бизнесмен может только на втором этапе хозяйственной деятельности - после продажи на рынке всей готовой товарной продукции.

Обычно более или менее крупные предприятия продают свои изде­лия торговым посредникам крупными партиями по определенной опто­вой цене. Фирма-изготовитель получает прибыль, если оптовая цена изделия (Цо) выше себестоимости товара (Сс) - затрат на его произ­водство (стоимости средств производства и заработной платы).

Следовательно, прибыль производителя (Пп) - это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

П п = Ц о – С с.

Отсюда следует вывод: прибыль, получаемая с каждой единицы продукции, зависит от двух основных факторов: а) величины себестои­мости и б) уровня оптовых цен.

Полученный от продажи всех товаров денежный доход называется валовой (общей) прибылью. Может показаться, что вся валовая при­быль полностью становится собственностью капиталиста, достается только ему. Так, наверное, было на начальной стадии капиталистиче­ской экономики. Однако если, предположим, собственник прибыли израсходует ее на свои личные потребительские нужды, то он потеряет возможность путем накопления капитала расширять и совершенство­вать производство новой стоимости.

Распределение валовой прибыли

Из общей суммы доходов предприятия прежде всего вычитаются суммы, уходящие «на сторону». Сюда относятся арендная плата за пользование чужой землей или зданиями, а также процент за заемные денежные средства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджет государства и местных органов власти, вкладывает средства в благо­творительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чис­тую прибыль. Она используется на производственные и социальные потребности предприятия, в том числе на накопление (расширение производства), на охрану окружающей среды, подготовку и перепод­готовку кадров, социальные потребности работников предприятия и другие цели.

Наконец, из чистой прибыли бизнесмен получает причитающийся ему лично предпринимательский доход (личный доход бизнесмена).

В таком распределении валовой прибыли заложены противоречия между теми участниками производственного бизнеса, которые присваи­вают определенные части валовой прибыли. Такие противоречия про­являются в различных формах конкурентной борьбы за присвоение как можно большей доли общего дохода (валовой прибыли).

В процессе конкурентного распределения валовой прибыли особо важное значение имеет относительная величина прибыли, приходящая­ся на одинаковую величину примененного капитала.

Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.

Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписанными шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), та и “снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.

Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии, на островах Фиджи.

В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.

В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-мутамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма, с другой - нередко звучат антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странах распространения.

Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.

Ахмад б. Абд Аллах (около 570-632) из рода хашим родоплеменной группы курайш - основатель религии ислама и первой общины мусульман. По представлению мусульман - пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.

Родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Магомета, мать - через несколько лет. Магомет воспитывался в доме своего деда Абд ал-мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по которому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму.

Магомет любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда Магомету было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем - речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и составившие священную книгу мусульман - Коран.

Первоначально Магомет испугался начавшихся “откровений”, но затем уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям слово божье. Первые “откровения”, которые Магомет пытался передать своим сородичам, провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказаний в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Проповедь Магомета была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью - из низов мекканского общества. Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять последователей Магомета - мусульман. Сам Магомет находился под защитой своего рода и его главы - Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь Магомета, якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Магомета - явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих.

В какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла возможность компромисса с мекканцами. Магомет якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь - ал-Лат, ал-уззы и Манат, а мекканцы - пророческую миссию Магомета и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения - строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хандиджа, умер Абу Талиб. Магомет лишился значительной части моральной поддержки и защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве.

Магомет стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных поисках убежища поездку в Таиф. Наконец, около 620 года он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба - крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там изыческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Магомета, признав его пророческую миссию как основу его авторитета.

Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Магомет переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби I, т.е. 24 или 22 сентября 622 года. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Магомета и Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-наби (“город Пророка”) или просто ал-Мадина (Медина).

Магомет превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. Магомет надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем “лицемеров” (мунафикун).

Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Магомет все отчетливее говорит об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке - “печати пророков”, иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправление допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы - пятница, объявляется о святости ал-Кабы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла).

В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Магомета стали фиксироваться правила жизни общины - принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры.

Начинает особо выделяться положение Магомета как посланника Аллаха. В “откровениях” появляются требования особого почтения к Магомету, ему “ниспосылаются” исключения из некоторых запретов, обязательных для других.

Таким образом, в Медине Магомет сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в “откровениях” и частично - в высказываниях, решениях и поступках самого Магомета.

Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах - на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полного ему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники Магомета. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с Меккой.

В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой границе священной территории Мекки.

Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Магомет и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Магомет совершил поклонение ал-Кабе, очистил ее от языческих идолов.

Магомет, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 году) еще совершив паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада). Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Магомета в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным царям и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В 631-632 гг. значительная часть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, возглавляемое Магометом.

В последние годы жизни Магомет определяет цель этого объединения - распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте 60-63 лет Магомет неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Мединны (Мечети Пророка).

Со смертью Магомета прекратился прямой “контакт” общины с Аллахом, ею стали управлять халифы - заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Магометом и изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман. Первым халифом стал один из ближайших соратников Магомета - Абу Бакр.

После смерти Хадиджи Магомет заключал большое количество браков. Право Пророка перевысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим “откровением”. В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Магомета с различными родоплеменными группами. Любимой женой Магомета предание считает Аишу, дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Магомета также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию, у Магомета было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины.

Магомет не оставил мужского потомства. Дочь Магомета Фатима вышла замуж за его двоюродного брата и верховного друга Али б. Аби Талиба. От потомков их сыновей - ал-Хасана и ал-Хусайна - происходят все довольно многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки “семьи Пророка” - саййиды и шарифы.

В современной науке существует общее мнение, что Магомет действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Магомета (сира), в преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка.

Ислам в принципе не наделяет Магомета никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому Магомету грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Магометом, - в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Магомете сравнительно мало.

В европейской культуре образ Магомета был первоначально объектом разных нападок и обвинений в коварстве, жестокости, любострастии, возникали и волшебные легенды, притягивавшие христианских завоевателей, как например, о висящем в воздухе гробе Магомета. Причудливым образом он становился порой объектом тайного поклонения, например у тамплиеров. Просветители считали Магомета обманщиком, использовавшем религию в целях собственного благополучия. Ученые и публицисты Европы видели в Магомете и революционера, и реформатора, и пламенного политического вождя, и вдохновенного пророка, и ученика иудейских раввинов или христианских монахов, и крупного политика и т.д. Успех ислама как религии и как социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами. В ряду последних одно из ведущих мест занимает личность Магомета, вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью, “демократизм” с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью.

Реальные результаты деятельности Магомета и тот образ пророка и правителя, основу для которого он создал своей жизнью, определяют значение роли и личности Магомета в средневековой истории Востока и Запада.

ПЕРВОЕ. Поражение социализма на постсоветском пространстве не устранило противостояния стран Запада и России как правопреемницы разрушенного Советского Союза, хотя социально-классовая основа после реставрации капитализма на постсоциалистическом пространстве стала однотипной с западной.

Этим в очередной раз подтверждена верность ленинской характеристики империализма, который и после раздела мира между монополиями и капиталистическими государствами не избавляется от межимпериалистических противоречий, не устраняет жестокую борьбу за передел мира, за доступ к источникам стратегических ресурсов и контроль над путями их доставки.

ВТОРОЕ. На вооружение в этой борьбе западными странами, прежде всего Соединенными Штатами Америки взяты и усиленно используются лозунги “демократии”, “свободы”, “прав человека”, так называемых “общечеловеческих ценностей” и т.п. В последнее время особенно активно эксплуатируется проблема “цивилизационного выбора” с целью оторвать Украину от России, других бывших союзных республик.

Причем эта шумиха сопровождается циничным игнорированием указанных лозунгов и “ценностей”, грубым попранием элементарных прав и свобод человека, целых народов, бесцеремонным вмешательством во внутренние дела суверенных государств, двойными подходами к проблемам демократии, прав человека, государственного суверенитета.

Наглядные примеры тому - агрессия НАТО против Югославии, преступные войны альянса, американцев в Ираке, Ливии, события вокруг Сирии и др.

“Озабоченный проблемами демократии” в постсоциалистических странах Запад не реагировал на расстрел ельцинским режимом российского парламента в 1993 году.

О многом говорит и отсутствие внятной реакции Запада на опасные вылазки наглеющих неонацистов в Украине, странах Прибалтики, других государствах.

ТРЕТЬЕ. Запад, прежде всего США чинят открытый диктат в отношении постсоциалистических государств, на их внутреннюю и внешнюю политику. Мы, в Украине, это особенно ощущаем.

Еще в сентябре 1996 года обе палаты американского конгресса приняли согласованную резолюцию “В поддержку независимости Украины”, в которой в деталях продиктовано, что надлежит делать президенту, парламенту, правительству “независимой” Украины. Резолюция фактически была скрыта от украинской общественности. Но ею руководствовались и руководствуются все президенты и правительства страны.

На Украину оказывается жесткое, неприкрытое давление в связи с проблемой выбора ею варианта интеграции. При этом не скрывается, что целью Запада является во что бы то ни стало втянуть Украину в Европейский союз (а затем в НАТО) и оторвать от России, других бывших союзных республик.

Международный валютный фонд в подписываемых с правительством Украины меморандумах (которые также не передаются широкой гласности) бесцеремонно диктует, какими должны быть в нашей стране плата для населения за газ, тарифы на жилищно-коммунальные и другие услуги, пенсионный возраст и др.

И украинские власти послушно выполняют эти требования или “слабо сопротивляются”.

Сейчас готовятся предложения о внесении изменений в украинскую Конституции. Работая в созданной Президентом В.Януковичем Конституционной Ассамблее, ее Рабочей группе, я вижу, какое давление оказывается через так называемую “Венецианскую комиссию”, другие организации, чтобы через “имплементацию” их “рекомендаций” навязать приемлемые для Запада изменения в Основной Закон нашей страны.

Послушное следование украинских властей требованиям Запада при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО, или СОТ) привело к серьезным потерям для нашей экономики. Еще более тяжелыми последствиями чревато предстоящее подписание соглашений об ассоциированном членстве и Зоне свободной торговли Украины с ЕС.

Украинская экономика находится фактически в преддефолтном состоянии. Удельный вес отечественной продукции в общем потреблении сократился до 61,9% в 2011 году и 58,9% - в 2012-м. Исчезли или находятся на грани исчезновения целые отрасли, особенно призванные непосредственно работать на удовлетворение нужд людей. Опасных размеров достигает внешний государственный и гарантированный государством долг. Доля иностранного капитала в украинской банковской системе уже достигла 42% и продолжает увеличиваться.

ЧЕТВЕРТОЕ. В стране практически открыто действует агентура (“пятая колонна”) Запада. И не только через развернутую, охватывающую десятки тысяч людей, сеть так называемых “неправительственных организаций”-”грантоедов”, выпускников американских военных учебных заведений и др.

О масштабах этой деятельности свидетельствуют такие данные, приведенные Государственным департаментом США. В 2012 году американцы ассигновали “на поддержку демократии” в других странах, в основном постсоветских, 100 млн.долларов. Россия на помощь пророссийским организациям за рубежом - 1 млн.долларов.

А всего с начала 90-х годов прошлого века США направили на эти цели 5 млрд.долларов.

В Министерстве обороны Украины, других ведомствах в соответствии с межправительственными соглашениями работают иностранные советники, имеющие доступ до закрытой информации.

Дошло до того, что дипломы выпускникам высшего учебного заведения Службы безопасности Украины - будущим разведчикам - вручались в присутствии посла США.

В составе созданного при Президенте Украины Совета отечественных и иностранных инвесторов большинство составляют иностранцы. Зарубежные советники фактически определяют политику украинского Национального банка.

Зарубежная агентура занимает прочные позиции во многих средствах массовой информации, прежде всего электронных.

ПЯТОЕ. В последнее время все больше просматривается стремление если не разрушить, то во всяком случае ослабить систему органов, призванных защищать суверенитет, интересы государства, законные права, свободы и интересы граждан. Это касается прежде всего Верховного суда Украины, органов прокуратуры и других.

Ознакомлением с представленной сегодня книгой, несомненно, поможет глубже осознать существо процессов, связанных с деятельностью Запада против постсоветских государств, сплочению патриотических сил, способных противодействовать этой деятельности.

Георгий Крючков,

народный депутат Украины III-IV созывов,

председатель Комитета по вопросам

национальной безопасности и обороны Верховной Рады Украины

(1998-2000, 2002-2006 годы)

Освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости, создание мировой системы социализма, углубление кризисных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской общественной мысли. Это отразилось прежде всего в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистического, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценностям Ислама, мусульманские общественные деятели (как религиозные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения Ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу - буржуазную либо мелкобуржуазную.

Концепции “исламского государства” подразумевают воплощение в современных условиях традиционной исламской модели политической организации общества, в котором в той или иной форме сочеталась светская и духовная власть (при признании Аллаха в качестве единственного источника власти), осуществлялись бы принципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписанными шари’ата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и социально-экономической доктрин классического Ислама с учетом специфики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” - путем законодательного введения тех или иных норм (например в Пакистане - введение ‘ушра и заката, исламизация банковской системы, в Иране - провозглашение “исламского правления”), та и “снизу” - в результате давления религиозно-политических организаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”. Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей Ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочисленных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущественно на средства нефтедобывающих государств Аравии.

Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии, на островах Фиджи.

В 28 афро-азиатских государствах Ислам признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др.

Во многих странах распространения Ислама действуют мусульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

Продолжает сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки возрождения некоторых норм шари’ата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.

В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-му’тамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма, с другой - нередко звучат антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странах распространения.

Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 году в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные, антикоммунистические элементы играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распространение Ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.