Образец объяснительной в налоговую инспекцию. Как правильно написать объяснительную в налоговую

Пояснительная записка запрашивается в случае, если налоговики нашли в сданной отчетности какие-либо неточности, ошибки или возможные нарушения. Инспекция направляет в адрес налогоплательщика требование с подачей пояснений, которые должны быть оформлены в письменном виде. Вместе с запиской могут потребоваться документальные доказательства.

В каких случаях требуется?

Если налоговая прислала письмо с требованием о предоставлении пояснений, значит инспекторам что-то не понравилось в поданной отчетности. Чаще всего такие требования рассылают в ходе проведения камеральных налоговых проверок полученных деклараций, которые проводятся в автоматическом режиме с помощью специального программного обеспечения.

При обнаружении ошибок, расхождений в показателях и противоречий между указанными сведениями и информацией, которой располагает инспекция, налогоплательщик обязан подать соответствующие разъяснения. Об этом говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса .

Налоговики имеют право запрашивать разъяснения в ходе камеральной проверки отчетности, в которой заявлены убытки. Как показывает практика, это происходит в отношении каждой такой декларации.

Если подана уточненная декларация, в которой размер отчислений в бюджет стал меньше по сравнению с первичной суммой, инспекторы вправе истребовать объяснения, обосновывающие изменение значений (пункт 3 статьи 88).

Для направления пояснительной записки налогоплательщику дается пять рабочих дней с момента получения письма с требованием (пункт 3 статьи 88). Подача пояснений – в интересах налогоплательщика, так как налоговая при их отсутствии может доначислить сумму к уплате в бюджет.

ВАЖНО: Если в отчетности действительно содержатся ошибки, вместо пояснительной записки можно направить уточненную декларацию. Присылать объяснения в данном случае смысла нет (пункт 1 статьи 81 НК РФ , Письмо ФНС РФ от 6 ноября 2015 года №ЕД-4-15/19395).

Письменные разъяснения направляются следующим образом:

  • сдаются лично через канцелярию;
  • отправляются по почте (в письме должна быть опись вложения).

Пояснения касаемо отчетности по НДС можно переслать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Таким образом, основаниями для запроса пояснений могут послужить:

  • обнаружение ошибок в поданной отчетности;
  • противоречия в бумагах за отчетный период или в разрезе ранее предоставленных сведений;
  • подача «уточненки», снижающей сумму отчислений в бюджет по сравнению с ранее указанными цифрами;
  • отражение убытков за отчетный период плательщиками налога на прибыль.

В некоторых случаях налоговую нужно уведомлять о получении требования с подачей пояснений (Письмо ФНС России от 27 января 2015 года №ЕД 4-15/1071). Также нужно иметь в виду, что на требовании может не быть печати инспекции (Письмо ФНС России от 15 июля 2015 года №ЕД 3-2-/2739).

Как составить?

Пояснительная записка составляется на имя начальника инспекции по адресу регистрации на официальном бланке фирмы. Закон не выдвигает требований к форме написания, однако в отношении некоторых видов записок налоговиками предусмотрен рекомендуемый вариант составления.

Такие формы не обязательны, поскольку носят рекомендательный характер. Тем не менее, их применение желательно во избежание разногласий с контролирующим органом, к тому же это намного удобнее в плане заполнения.

При написании ответа нужно учитывать не только специфику (например, уточнение размера заработной платы, объяснение убытков и т. д.), но и ориентироваться на содержание самого требования. Оно может включать необходимость указания общих сведений касаемо указанной темы либо узконаправленных данных. Требование может предусматривать подачу конкретных бумаг.

Если выяснилось, что ошибка в отчете действительно есть, но она не приводит к занижению налога (например, техническая ошибка в указании кода), в ответ на запрос можно сделать следующее:

  • написать в ответном письме, что допущенная ошибка не повлекла занижения базы и суммы к уплате в бюджет, и указать правильный вариант;
  • сдать уточненку.

В целом, пояснительная записка выглядит так:

«В ответ на ваше требование о предоставлении пояснений касаемо _____ №____ , сообщаем следующее: _____».

По убыткам

Вопросы возникают в первую очередь по поводу убытков, обозначенных в отчетности по налогу на прибыль. Пояснения требуются не в каждом случае указания убытков и только с юрлиц, зарегистрированных давно. Это объясняется тем, что минусы в деятельности фирм-новичков – явление абсолютно нормальное. Обычно налоговики обращают внимание на убытки, полученные в течение двух и более лет.

Основаниями для истребования уточнений могут служить:

  • существенный размер убытков, полученных по результатам отчетного периода;
  • компания работает в минус на протяжении нескольких отчетных периодов.

Налоговая в перечисленных случаях может приписать компанию к числу проблемных или же заподозрить ее в умышленном занижении доходов с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому при получении подобных требований налогоплательщики особенно заинтересованы в таком объеме требований, которого бы хватило для снятия всех подозрений.

В объяснительной подробно описываются все обстоятельства, которые стали основанием для ухода в минус:

  • изменение валютного курса;
  • значительные расходы на аренду и оплату труда;
  • крупные разовые или длительные затраты (ремонт, покупка оборудования, вложения и т. д.);
  • вынужденный сброс цен на продукт из-за снижения спроса;
  • снижение объема производства или реализации вследствие нестабильной ситуации на рынке, кризиса в стране;
  • форс-мажорные события, причинившие крупный ущерб;
  • потеря поставщиков и др.

В записке нужно написать, что все расходы имеют экономическое обоснование (привести детализацию расходов и доходов). В качестве доказательства изложенных событий следует приложить подтверждающие бумаги (выписки из бухгалтерских и налоговых регистров и др. – пункт 4 статьи 88).

В конце необходимо описать меры, предпринятые для минимизации убытков в будущем. Можно приложить план мероприятий и таблицу, содержащую основные виды расходов и их значения за год по видам.

По заработной плате

Помимо убытков инспекторы могут заинтересоваться размером заработной платы персонала и порядком исчисления с нее налога на доходы. В отношении выплат работникам часто возникают вопросы касаемо их размера, если они меньше установленной нижней планки.

Если сотрудник работает на полставки, можно сослаться на следующие документы:

  • штатное расписание;
  • приказ о приеме на работу;
  • трудовой контракт, в котором подробно описаны условия (неполная занятость, неполный рабочий день, совместительство и т. д.).

Дополнительно не лишним будет объяснить причины, из-за которых уменьшилась зарплата (например, сокращение производственного объема).

По начислению НДФЛ

Если компания уплачивает НДФЛ в качестве налогового агента, могут возникнуть вопросы касаемо выявленных неточностей в определении налогооблагаемой базы и самой суммы к уплате. Если ошибка на самом деле есть, ситуацию нужно исправить, представив доказывающие исправление документы. Если ее невозможно исправить, следует послать обоснование.

Если несоответствие возникло из-за расхождений в методике расчета, и сведения по факту были представлены правильно, нужно просто детально описать используемый способ расчета и обосновать его.

По расхождению в отчетности

Инспектор может сравнить сведения двух или нескольких деклараций (например, НДС с отчетностью по налогу на прибыль), либо сопоставить отчетность с бухгалтерскими документами. Налогоплательщику потребуется доказать причину расхождений показателей (в т. ч. выручки). Сделать это несложно, поскольку правила бухучета несколько отличаются от правил налогового учета. К тому же база по разным налогам определяется с учетом своих особенностей.

Так, например, база по НДС может не совпасть с выручкой в отчете по прибыли, так как некоторые внереализационные доходы не подлежат обложению НДС (дивиденды, штрафы, курсовая разница). Об этом говорится в статье 250 .

По НДС

Если в ходе проверки по НДС инспектор выявляет ошибки или какие-либо несостыковки, он также запрашивает объяснения. Форма ответа рекомендована Письмом ФНС от 16 июля 2013 года №АС 4-2/12705 (второе приложение).

В форме содержится несколько таблиц, в которые вписываются разъяснения по каждому разделу декларации (с 8 по 12 раздел). Заполняется та, которая соответствует блоку с ошибками.

Следует отметить то, что это именно рекомендуемая форма, а не обязательная. Поэтому утонения можно оформить и в другом, более удобном виде. Но лучше все-таки остановиться на образце, указанном в Письме ФНС. К записке можно приложить дубликаты счетов-фактур, выписку из книги покупок и продаж.

По налоговой нагрузке

Если ИФНС истребует пояснения, касающиеся низкой налоговой нагрузки в разрезе среднеотраслевого уровня, можно написать следующее:

«В декларации по налогу ____ за период с __.__.____ г. по __.__.____ г. не допущено неполного отражения данных или неточностей, в результате которых возможно уменьшение налогооблагаемой базы. Ввиду этого у ООО «____» нет обязательств по уточнению налоговых платежей за указанный период. Касаемо налоговой нагрузки по основному виду деятельности, сообщаем:

ее уменьшение в период с __.__.____ г. по __.__.____ г. вызвано рядом обстоятельств: снижение доходов и увеличение расходов компании».

Далее можно указать, насколько снизилась выручка и возросли затраты за указанный период по сравнению с предыдущим. Нужно объяснить, что к этому привело (уменьшение спроса или количества покупателей, рост цен по закупке и др.).

Другие случаи

Помимо деятельности самой фирмы, налоговая может запросить сведения о контрагентах. Это называется встречной проверкой (или «встречкой»). Суть ее заключается в том, камеральный отдел рассылает запросы с просьбой предоставить перечень операций, выполняемых в отношении какой-либо организации, а также подтверждающие бумаги (договоры, взаиморасчеты и т. д.). Сведения запрашиваются за конкретный период времени.

Ответ составляется строго по установленному алгоритму, т. е. в соотвествии с истребуемыми сведениями. Если никаких операций за указанный период не осуществлялось, можно так и написать:

«За период времени с __.__.____ г. по __.__.____ г. никакие операции в отношении ООО «___» не проводились». За непредставление такого рода сведений на налогоплательщика накладывается штраф.

Образец составления

Поскольку единой формы написания нет, записку можно составить в достаточно свободной форме по сути описания ситуации.

статье 19.4 КоАП . Нормы указанной статьи применяются в случае неявки в налоговую, в не при отказе от дачи пояснений. Об этом говорит и ФНС (пункт 2.3 Письма от 17 июля 2013 года №АС-4-2/12837).

Получается, что налоговики не могут наложить штраф на несдачу пояснений. Тем не менее, сделать это нужно, так как отказ может привести к выездной проверке и как следствие – к существенным доначислениям, обжаловать которые не так-то просто.

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.

Обращаем внимание, что с 01.01.2015 налогоплательщикам вменена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ). Поэтому при получении извещения с требованием о предоставлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган для дачи пояснений необходимо отправить указанную квитанцию по телекоммуникационным каналам связи. В случае неисполнения организацией данных обязанностей налоговый орган в течение десяти дней со дня истечения срока, определенного для передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, вправе приостановить операции по расчетным счетам организации (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Ситуация.

Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

1) пояснительную записку о причинах образования убытка;

2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

5) копия учетной политики организации.

В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Вызов для дачи пояснений

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

  • если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
  • если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.

В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.

В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае - это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.

Часто бывают ситуации, когда налоговая инспекция требует каких-либо пояснений, по тем показателям, которые организация или предприниматель представили в отчетности. При камеральных проверках налоговый инспектор оправляет требование, указывая срок на исполнение требование – 5 рабочих дней (НК РФ п.3 ст.88, п.6 ст.6.1). В статье расскажем про образец пояснительной записки в налоговую по требованию, дадим инструкции по заполнению.

Для чего используется пояснительная записка

Пояснительная записка должна быть оформлена как правило в письменном виде, к ней должны прилагаться подтверждающие документы. Итак, если вам пришло письмо из налоговой с требованием предоставить пояснения, это означает, что инспектора что-то в отчете не устроило. В основном, рассылку требований производят при камеральных проверках. «Камералку» проводят при помощи спецпрограмм в автоматическом режиме.

Рассмотрим случаи, когда налоговый орган вправе потребовать пояснения:

  1. Если в представленной декларации выявлены ошибки, либо расхождения между сведениями налоговой с данными в отчете;
  2. Если в уточненной декларации сумма налога меньше, чем в исходной;
  3. Если представлена декларация по налогу на прибыль с убытком.

Когда в налоговых отчетах в самом деле содержаться ошибки, то организации и предприниматели могут сразу направлять уточненную декларацию, а не пояснительную записку (НК РФ 81, п.1, ст.81).

Любая пояснительная записка пишется в свободной форме, строгих бланков для ее написания нет. Подается записка на бумаге, одним из способов:

  1. лично, обратившись в канцелярию налоговой;
  2. по почте.

Пояснительная записка по справкам НДФЛ

По справкам 2-НДФЛ проводить камеральные проверки налоговые органы не имеют право, так как справки эти ни расчетом ни декларацией не являются. Однако при их проверке могут возникнуть неточности и ИФНС может потребовать пояснение. Налоговая может потребовать объяснить причину расхождения сумм начисленного, удержанного и уплаченного НДФЛ сотрудника, либо если выявились ошибки при представлении вычета, либо когда сумма уплаченного НДФЛ в текущем году меньше НДФЛ предыдущего года.

Пояснительная записка по декларации УСН

Требование о предоставлении пояснений по декларации УСН связано, в основном, с расхождениями данных о сумме дохода в отчете с поступлениями на расчетном счете организации. Налоговые органы в настоящее время имеют доступ к расчетному счету организации либо предпринимателя. И в случаях, когда итоги в инспекции и итоги в декларации расходятся, это требует пояснения. Такие расхождения в суммах могут быть связаны с поступлениями на расчетный счет, которые не учитываются при расчете дохода компании, например возврат платежа от поставщика, помощь учредителей организации, займы и др.

Пояснительная записка по убыткам

Когда налоговики требуют пояснения по убытку в декларации, необходимо обосновать причину его возникновения. Следовательно, нужно представить документальное подтверждение доходов и расходов, разъяснить как происходил расчет, а так же обосновать возникновение этого убытка. Для документального подтверждения подходят выписки из бухгалтерских регистров, договора с поставщиками, договора с клиентами и др.

Чем тщательнее вы подготовите пояснение, тем меньше дополнительных вопросов возникнет у налоговой.

Пояснительная записка по НДС к возмещению

Как и при проверке других деклараций, если налоговики выявляют ошибки в декларации по НДС, они требуют представить пояснения. Как правило, если подается НДС декларация к возмещению, налоговая требует дать пояснения. Если вы сдаете НДС-декларацию в электронном виде, то и пояснения по ней вы обязаны представить электронно. А пояснения, подаваемые в другом виде, будут признаны непредставленными. (НК РФ п.3ст.88).

Ошибки в составлении пояснительной записки

Для того, чтобы избежать возможных ошибок при составления пояснения нужно четко понимать что именно требует от вас налоговая. Так как четких требований по составлению записки нет, задача упрощается, однако следует запомнить несколько моментов:

  1. Как и любой исходящий документ, вы должны зарегистрировать записку под определенным номером;
  2. Пояснение должно содержать наименование органа, куда вы направляете эту записку. Это должен быть налоговый орган по месту регистрации организации или ИП;
  3. В записке должен быть указан номер требования, которое прислала вам налоговая;
  4. В тексте записке желательно выделять разделы, подразделы, пункты и подпункты;
  5. Должным образом должны быть оформлены приложения к записке.

Если в отчете указанная налоговиками ошибка действительно существует, но она не влияет на конечный результат и не занижает налоговую базу, организация или предприниматель могут сделать следующее: в пояснительной записке указать, что «указанная ошибка не занижает налоговую базу и не уменьшает платежи в бюджет, правильным считать значение _______», либо сразу подать уточненную декларацию.

Ответственность за непредставление пояснительной записки

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. «Нужно ли уведомлять налоговую о том, что уведомление нами получено?»

Да, действительно в настоящее время в некоторых случаях налоговиков следует уведомить о том, что вы получили требование (письмо ФНС РФ NЕД-4-15/1071 от 21.01.2015).

Вопрос №2. «Наша налоговая инспекция прислала требование о предоставлении пояснений, на котором отсутствует печать. Правомерно ли это?»

Правомерно, на требованиях, представленных ИФНС, печать налогового органа может отсутствовать (письмо ФНС РФ NЕД-3-2/2739 от 15.07.2015).

Вопрос №3. «Если наша организация проигнорирует требование налоговой и не представить пояснения, могут ли нас оштрафовать?»

Штраф за отказ представлять пояснения налоговая вам начислить не имеет право. Однако предоставить объяснения в ваших же интересах, т.к. на основании расхождений между данными декларации и налоговиков, вам могут доначислить налоги или платежи, а это уже сложнее.

Получили письмо от налоговой с требованием объяснить данные? В этой статье вы найдете образцы пояснений на разные запросы: о причинах убытков, о высокой доле вычетов по НДС, о несовпадении баз по НДС и налогу на прибыль и другие. Скачивайте, вносите данные своей компании и смело отправляйте пояснительную записку в ИФНС.

Вы получили письмо от ИФНС с требованием пояснить данные, допустим, в декларации по НДС или по налогу на прибыль. Вам необходимо оценить ситуацию и найти причины, по которым запрашивают информацию. Затем составить правильный ответ на требование налоговой. Образцы в этой статье помогут вам это сделать.

Если вы не найдете образца нужного пояснения в этой статье, зайдите в Там вы найдете 34 образца пояснительных записок не только для ИФНС, то и для фондов.

Пояснения о причинах и размере убытков в декларации по налогу на прибыль

Если ухудшения показателей не нашли отражения в предыдущей отчетности, а в этой сразу же начались убытки, то это выглядит все очень спорно и подозрительно. При этом в ответе на требование налоговой необходимо пояснить следующее:

  • раскрыть динамику запрашиваемой статьи учета, то есть наглядно на цифрах показать, что привело к убытку.
  • дать краткое письменное пояснение причинам произошедшего.

Вправе ли налоговики требовать пояснения по убыткам прошлых лет?

На какие запросы можно не отвечать, пояснил Михаил Мухин , главный эксперт-координатор Центра финансовых экспертиз и аудита:

Конечно, у каждой компании и в каждой отдельной отрасли они могут быть разными, но основными можно считать следующие:

  • сокращение объема производства или продаж из-за кризиса, нестабильной ситуации на рынке и в экономике;
  • падение спроса на продукцию и как следствие, вынужденное понижение цен на нее;
  • большая курсовая разница, то есть рост затрат из-за снижения курса рубля по отношению к иностранным валютам;
  • крупные затраты (ремонт, редизайн, покупка оборудования, долгосрочные инвестиции и т. п.).

Все указываемые в пояснениях причины лучше подтвердить документально. Всем, чем можете – выписки, решение совета директоров, накладные и иными документами, предусмотренными п. 4 ст. 88 НК РФ. Это поможет предотвратить дальнейшие расспросы от налоговой и возможную выездную проверку в компанию.

Унифицированного бланка для подобных письма о даче пояснений не разработано, поэтому составьте пояснительную записку в налоговую по требованию инспекции в произвольной форме. За основу можете взять образец, прикрепленный ниже. Ссылка на скачивание также прикреплена.

Пояснительная записка по требованию пояснений по НДС

Важно: с 01.01.2017 года отвечать на запросы по НДС-декларации следует в электронном виде. Так как все компании обязаны поэтапно перейти на подобный документооборот. Однако, если каким-то образом ваша компания предоставляет НДС отчетность на бумажном носителе, то вы можете отвечать ведомству в бумажном виде.

Ошибки в реквизитах счетов-фактур

Самая популярная причина, по которой инспекторы направляют компаниям требования на пояснения, - нестыковки в зарегистрированных счетах-фактурах. Проверочная программа налоговиков сверяет сведения из разделов 8 и 9 декларации с данными контрагентов.

В эти разделы деклараций сведения автоматически попадают из книг покупок и продаж. Расхождения могут возникнуть по разным причинам. Например, при регистрации счета-фактуры бухгалтер указал неверный ИНН контрагента, номер счета-фактуры, дату или сумму. Программа налоговиков не сможет найти парный документ и направит компании автотребование пояснить расхождение или подать уточненку.

Ответить на запрос компания должна электронно по утвержденному формату (приказ ФНС России от 16.12.16 № ММВ-7-15/682@). Но даже если вы направите простое электронное письмо с пояснениями, инспекторы не вправе вас оштрафовать. Главное, направьте ответ электронный, а не на бумаге (решение ФНС России от 13.09.17 № СА-4-9/18214@). Бумажные пояснения инспекторы не примут.

Безопаснее и проще направить все-таки формализованный ответ через спецоператора. Ведь в таком случае пояснения формируются автоматически и по установленным правилам. Если нашли ошибку в декларации, которая привела к искажению налога, подайте уточненку. В таком случае отправлять пояснения не обязательно.

Ошибиться в регистрации счета-фактуры может и партнер. Если вы уверены, что спорные записи отразили в декларации корректно, перенесите данные в пояснения. Этим вы потвердите их.

Чтобы направить пояснения или уточненку, у вас есть пять рабочих дней. Если опоздаете или вовсе проигнорируете запрос, компанию оштрафуют на 5000 руб. За повторное нарушение в течение календарного года штраф - 20 000 руб. (п. 1 и 2 ст. 129.1 НК РФ).

Продавец не отразил реализацию

Программа инспекторов может выявить расхождения и направить автотребование из-за того, что продавец не отразил реализацию в своей декларации. Проверьте реквизиты счета-фактуры и уточните у контрагента, почему он не включил счет-фактуру в книгу продаж. Если партнер просто забыл это сделать, попросите его подать уточненку и предоставить вам выписку из книги продаж.

Налоговики не вправе снимать вычеты компании из-за действий контрагента. Но инспекторы могут заподозрить, что компания участвует в схеме и основная цель сделки - уход от налогов. В таком случае проверяющие воспользуются новой статьей 54.1 НК РФ. Компания не вправе применять вычеты, если нет реальной сделки.

В этом случае отправьте налоговикам отчеты о должной осмотрительности и мониторинге поставщиков при выборе. Эти документы можно сформировать в один клик в сервисе « ».

Получить бесплатный доступ к сервису

Высокая доля вычетов

На углубленной камеральной проверке инспекторы сверяют заявленный компанией вычет со средним показателем по региону. Если у вас вычет больше, чем в регионе, инспекторы могут запросить пояснения на основании статьи 31 НК РФ. Автотребования по таким расхождениям программа не выставляет.

Когда получите требование от инспектора, проверьте, нет ли ошибки в декларации. Если нашли неточность, из-за которой завысили вычеты, вначале доплатите налог, пени и сдайте уточненку. Дополнительные пояснения тогда не нужны, но важно уложиться в пять рабочих дней.

Если в отчетности все правильно, сообщите, что высокая доля вычета не ошибка, и поясните причины роста вычетов (см. образец 2). Например, в прошедшем квартале организация закупила товаров больше обычного или велись ремонтные работы. К пояснениям приложите копии книг покупок и продаж, счетов-фактур с большими суммами НДС.

Как написать пояснительную записку в налоговую в ответ на требование

Перед тем как писать ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений (образец есть выше), посмотрите письмо ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071. В нем перечислены случаи, при которых следует уведомить о получении требования в компанию. Также не пугайтесь, если на письме нет печати налоговой инспекции, это предусмотрено письмом ФНС РФ от 15.07.2015 № ЕД-3-2/2739@.

Как заполнить шапку пояснительной записки в налоговую

А теперь посмотрим, как написать письмо в налоговую в ответ на требование. Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Если не знаете, как оформить письмо в налоговую в ответ на требование, возьмите образец, прикрепленный выше.

Помните, что форма ответа и сами аргументы должны носить краткую, лаконичную форму, без лишних предисловий и отступлений. Следите за стандартными правилами оформления официальных писем. Итак, в шапке записки должны содержаться следующие данные:

  1. Вначале справа (можете и слева это сделать, непринципиально) нужно указать адресата, отделение именно той налоговой инспекции, куда направляете ответ. Укажите все контактные данные: номер отделения, ее район, населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее укажите отправителя письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также контактный номер телефона, по которому с вами можно будет связаться и уточнить возможные вопросы. Конечно, пишите от родительного падежа.
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (внимательно просмотрите письмо, которое вам направили, так обязательно есть исходящий номер), и укажите дату составления своего ответа. Также постарайтесь кратко обозначить суть вопроса. Обычно оформляется в скобках, смотрите фрагмент, прикрепленный ниже.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

После того, как шапка оформлена, приступайте к описанию ситуации и аргументам. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

Важно: ни в коем случае не подавайте недостоверные или заведомо ложные сведения – их достаточно быстро обнаружат и сразу последуют незамедлительные санкции.

После того как ответ оформлен, заверьте его подписью главного бухгалтера, а также документ обязательно должен подписать руководитель компании.

Что будет, если не предоставить пояснительную записку в ИФНС

А вот тут очень интересная ситуация. Налоговая ответственность за неисполнение требования инспекции о представлении пояснений НК РФ не установлена. Ст. 126 НК РФ на данную ситуацию не распространяется, так как речь не идет об истребовании документов (ст. 93 НК РФ), а ст. 129.1 неприменима, поскольку это не встречная проверка (ст. 93.1 НК РФ).

К административной ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ в данном случае привлечь также не могут. Данная статья применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений, на что обращает внимание и сама ФНС РФ (см. п. 2.3 письма ФНС России 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Таким образом, штрафовать за неподачу пояснений инспекторы не вправе. Но все же, несмотря на отсутствие законных оснований для штрафа, пояснения целесообразнее представлять, т. к. это в интересах самого налогоплательщика. Ведь отказ от них может повлечь налоговые доначисления и санкции, на обжалование которых потом придется тратить и время и деньги.