Политика национализации в ссср. Национализация в Советской России

ПОЛИТИКА ВОЕННОГО КОММУНИЗМА. ЕЕ СУЩНОСТЬ.

Вое́нный коммуни́зм - название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1917-1921 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда всœе нормальные экономические механизмы и отношения, серьёзно расстроенные войной, были окончательно разрушены первыми же декретами Советской власти, провозглашавшими национализацию банков, промышленности, земли, и практически уничтожавшими частную собственность, которая прежде была основой этих механизмов и отношений. Решение о прекращении военного коммунизма и переходе к НЭП было принято 15 марта 1921 года на X съезде РКП(б). Первым практическим шагом во исполнение этого решения была отмена продразвёрстки21 марта 1921 года. Основные элементы ʼʼвоенного коммунизмаʼʼ

Ликвидация частных банков и конфискация вкладов Одним из первых действий большевиков во время Октябрьской революции был вооружённый захват Государственного банка. Были захвачены и здания частных банков. 8 декабря 1917 года был принят Декрет СНК ʼʼОб упразднении Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банкаʼʼ. Декретом ʼʼо национализации банковʼʼ от 14(27) декабря 1917 года банковское дело было объявлено государственной монополией. Национализация банков в декабре 1917 года была подкреплена конфискацией денежных средств населœения. Конфисковывалось всё золото и серебро в монетах и слитках, бумажные деньги, в случае если они превышали сумму в 5 тысяч рублей и были нажиты ʼʼнетрудовым путемʼʼ. Для малых вкладов, оставшихся неконфискованными, была установлена норма получения денег со счетов не более 500 рублей в месяц, так что и неконфискованный остаток быстро съедался инфляцией.

Уже в июне-июле 1917 года из России началось ʼʼбегство капиталаʼʼ. Первыми бежали иностранные предприниматели, искавшие в России дешёвую рабочую силу: после Февральской революции установление явочным порядком 8-часового рабочего дня, борьба за повышение заработной платы, узаконенные стачки лишили предпринимателœей их сверхприбылей. Постоянно нестабильная обстановка побуждала к бегству и многих отечественных промышленников. Но мысли о национализации ряда предприятий посœещали совсœем не левого министра торговли и промышленности А. И. Коновалова ещё раньше, в мае, и по другим причинам: постоянные конфликты промышленников с рабочими, вызывавшие забастовки с одной стороны и локауты с другой, дезорганизовали и без того подорванную войной экономику. С теми же проблемами столкнулись и большевики после Октябрьского переворота. Первые декреты Советской власти никакой передачи ʼʼфабрик рабочимʼʼ не предполагали, о чём красноречиво свидетельствует и утверждённое ВЦИК и СНК 14 (27) ноября 1917 ᴦ. Положение о рабочем контроле, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ специально оговаривало права предпринимателœейПри этом и перед новой властью встали вопросы: что делать с брошенными предприятиями и как предотвратить локауты и прочие формы саботажа? Первой была национализирована 17 (30) ноября 1917 фабрика товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова (Владимирская губерния). Всего с ноября 1917 до марта 1918, по данным промышленной и профессиональной переписи 1918 года, национализировано 836 промышленных предприятий. 2 мая 1918 года СНК принял декрет о Национализации сахарной промышленности, 20 июня - нефтяной. К осœени 1918 в руках советского государства было сосредоточено 9542 предприятия. Вся крупная капиталистическая собственность на средства производства была национализирована методом безвозмездной конфискации. К апрелю 1919 года практически всœе крупные предприятия (с числом наемных рабочих более 30) были национализированы. К началу 1920 года была в основном национализирована и средняя промышленность. Было введено жёсткое централизованное управление производствами. Для управления национализированной промышленностью был создан Высший совет народного хозяйства.

Монополия внешней торговли. В конце декабря 1917 года внешняя торговля была поставлена под контроль Наркомата торговли и промышленности, а в апрелœе 1918 года объявлена государственной монополией. Был национализирован торговый флот. Декрет о национализации флота объявил общенациональной неделимой собственностью Советской России судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям, владеющим морскими и речными судами всœех типов.

Принудительная трудовая повинность. Была введена принудительная трудовая повинность, сначала для ʼʼнетрудовых классовʼʼ. Принятый 10 декабря 1918 года кодекс законов о труде (КЗоТ) установил трудовую повинность для всœех граждан РСФСР . Декретами, принятыми СНК 12 апреля 1919 года и 27 апреля 1920 года, запрещались самовольный переход на новую работу и прогулы, устанавливалась суровая трудовая дисциплина на предприятиях. Широко распространилась также система неоплачиваемого добровольно-принудительного труда в выходные и праздники в виде ʼʼсубботниковʼʼ и ʼʼвоскресниковʼʼ. Согласно декрету СНК от 29 января 1920 года ʼʼО порядке всœеобщей трудовой повинностиʼʼ, всё трудоспособное населœение, независимо от постоянной работы, привлекалось к выполнению различных трудовых заданий. Декретом при Совете обороны был создан Главный комитет по всœеобщей трудовой повинности (Главкомтруд) во главе с Дзержинским. В начале 1920 года, в условиях, когда демобилизация высвободившихся частей РККА представлялась преждевременной некоторые армии были временно преобразованы в трудовые, сохранявшие военную организацию и дисциплину, но работавшие в народном хозяйстве. Направленный на Урал для преобразования 3-й армии в 1-ю трудовую Л.Д. Троцкий вернулся в Москву с предложением изменить экономическую политику: заменить изъятие излишков продовольственным налогом (с этой меры через год начнется новая экономическая политика). При этом предложение Троцкого в ЦК получило лишь 4 голоса против 11, большинство во главе с Лениным к изменению политики оказалось не готово, и IX съезд РКП(б) принял курс на ʼʼмилитаризацию хозяйстваʼʼ

Когда у нас была промышленная национализация?

Уже в июне-июле 1917-го из России начался «отток капитала». Сначала обратились в бегство зарубежные бизнесмены, искавшие в России дешёвых рабочих: по прошествии Февральской и провозглашении восьмичасового рабочего дня, борьба за увеличение оплаты труда, легализированные забастовки отняли у коммерсантов их сверхприбыли. Непрекращающаяся напряженная атмосфера подталкивала к бегству и многих русских предпринимателей. Но помыслы о национализации ряда производств посещали вовсе "большевистского" министра торговли и промышленного хозяйства А. И. Коновалова ещё прежде, в мае, и по иным причинам: регулярные раздоры предпринимателей с рабочими, рождавшие стачки с одной стороны и локауты с иной, нарушили организацию и без этого войной разрушенную экономику.

С такими же трудностями пришлось столкнуться и большевикам по прошествии Переворота прошедшего в октябре. Первые указы Власти советов никакой передачи «рабочим фабрик» не полагали, о чём ярко говорит и утверждённое ВЦИК и СНК 14 (27) ноября 1917 года. Расположение о рабочем контроле, которое намеренно регламентировало права коммерсантов. Тем не менее, и перед новообразованной властью появились задачи: что делать с покинутыми производствами и как не допустить локауты и другие формы саботажа?

Зародившееся как усыновление брошенных производств, национализация в будущем трансформировалась в форму борьбы с контрреволюционными элементами.

Одной из первых была передана государству 17 (30) ноября 1917-го фабрика товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова (Владимирская губерния). Всего с ноября 1917 года до марта 1918 года, по данным индустриальной и профессиональной переписи 1918-го года, прошло национализацию 836 индустриальных производств. 2 мая 1918 года СНК принял декрет о Национализации промышленности по производству сахара, в июне 20-го - нефтяной. К осени 1918 года в руках советской страны было сконцентрировано 9542 производственных предприятий. Каждая крупная капиталистическая собственность на фонды производства была передана государству способом безвозмездного изъятия. К апрелю 1919-го фактически все большие производственные предприятия (включающие число наемных рабочих больше 30) были переданы государству. К началу 1920-го была преимущественно передана государству и средняя промышленность. Было санкционировано строго централизованная система управления предприятиями. Что бы управлять национализированным промышленным хозяйством был образован Высший совет экономики страны.

В целом, и причины, и ход национализации промышленных предприятий после Октября 1917 г. в официальной советской истории искажены. Они представлены как закономерный, вытекающий из теории марксизма процесс.

На деле этот шаг Советского государства был сделан вопреки намерениям правительства и совершенно вопреки теории, которая предполагала прохождение довольно длительного этапа государственного капитализма. Даже представление о рабочем контроле буквально накануне Октября предполагало образование совместного совещания предпринимателей и рабочих. Показателен и тот факт, что до марта 1918 г. Госбанк выдал очень крупные средства в виде ссуд частным предприятиям. Взяв власть при полном распаде и саботаже госаппарата, Советское правительство и помыслить не могло взвалить на себя функцию управления всей промышленностью.

Эта проблема имела и важное международное измерение. Основной капитал главных отраслей промышленности принадлежал иностранным банкам. В горной, горнозаводской и металлообрабатывающей промышленности 52% капитала было иностранным, в паровозостроении - 100%, в электрических и электротехнических компаниях 90% все имеющиеся в России 20 трамвайных компаний принадлежали немцам и бельгийцам, и т.д. Никакие теории не могли предсказать последствий национализации такого капитала - в истории не было опыта.

Конечно, в собственность нового государства автоматически перешли все казенные железные дороги и предприятия. В январе 1918 г. был национализирован морской и речной флот. В апреле 1918 г. национализируется внешняя торговля. Это были сравнительно простые меры, для управления и контроля имелись ведомства и традиции.

В промышленности события пошли не так, как задумывалось - начался процесс двух типов - "стихийная" и "карательная" национализация.

Английский историк Э.Карр создал грандиозный труд - "Историю Советской России" (до 1929 г.) в 14 томах с дотошным изучением документов. Он пишет о первых месяцах после Октября: "Большевиков ожидал на заводах тот же обескураживающий опыт, что и с землей. Развитие революции принесло с собой не только стихийный захват земель крестьянами, но и стихийный захват промышленных предприятий рабочими. В промышленности, как и в сельском хозяйстве, революционная партия, а позднее и революционное правительство оказались захвачены ходом событий, которые во многих отношениях смущали и обременяли их, но, поскольку они [эти события] представляли главную движущую силу революции, они не могли уклониться от того, чтобы оказать им поддержку".

Требуя национализации, обращаясь в Совет, в профсоюз или в правительство, рабочие стремились прежде всего сохранить производство (в 70% случаев эти решения принимались собраниями рабочих потому, что предприниматели не закупили сырье и перестали выплачивать зарплату, а то и покинули предприятие).

Вот первый известный документ - просьба о национализации фирмы "Копи Кузбасса" - резолюция Кольчугинского совета рабочих депутатов 10 января 1918 г.:

"Находя, что акционерное общество Копикуз ведет к полному развалу Кольчугинский рудник, мы считаем потому, что единственным выходом их создавшегося кризиса является передача Копикуза в руки государства, и тогда рабочие Кольчугинского рудника смогут выйти из критического положения и взять под контроль данные предприятия".

Вот другое, также одно из первых, требование о национализации, письмо фабкома петроградской фабрики "Пекарь" в Центральный совет фабзавкомов (18 февраля 1918 г.):

"Фабричный комитет фабрики "Пекарь" доводит до вашего сведения как демократический хозяйственный орган в том, что рабочие упомянутой фабрики на общем собрании совместно с представителями местной продовольственной управы 28 января 1918 г. решили взять фабрику в свои руки, т.е. удалить частного предпринимателя по следующим причинам: легче провести концентрацию хлебопечения, правильнее можно сделать учет хлеба, также администрация тормозила работу, и были случаи, что подготовляла голодный бунт в нашем подрайоне, а также неоднократно заявляла о расчете рабочих, якобы нет средств платить, а по нашему подсчету выходит, что мы на остаток можем дать кусок хлеба безработным, а не увеличивать количество безработных.

Принимая все это во внимание, рабочие решили взять фабрику в свои руки, о чем считаем долгом довести до вашего сведения, ибо вы должны знать, что делают рабочие по районам.

Просим узнать ваше мнение о нашем поступке".

Сейчас трудно разграничить случаи "стихийной" национализации от "карательной", поскольку юридическим поводом в обоих случаях часто был отказ предпринимателя подчиняться требованиям рабочего контроля. Но если говорить не о поводе, а о реальной причине, то она была в том, что ряд владельцев крупных предприятий повели дело к распродаже основного капитала и ликвидации производства. Так, например, был национализирован завод "АМО" (на базе которого вырос ЗИЛ). Его владельцы Рябушинские, получив еще из царской казны на строительство 11 млн. руб, истратили деньги, не построив цехов и не поставив уговоренные 1500 автомобилей. После Февраля хозяева пытались закрыть завод, а после Октября скрылись, поручив дирекции закрыть завод из-за нехватки 5 млн. руб для завершения проекта. По просьбе завкома Советское правительство выдало эти 5 млн.

Руб, но дирекция решила истратить их на покрытие долгов и ликвидировать предприятие. В ответ завод АМО был национализирован.

Саботаж крупных предприятий и спекуляция продукцией, заготовленной для обороны, начались еще до Февральской революции. Царское правительство справиться не могло - "теневые" тресты организовали систему сбыта в масштабах страны, внедрили своих агентов на заводы и в госучреждения. В докладе Временного правительства в мае 1917 г. о работе металлургической монополии концерна "Продамет" было показано, "с каким откровенным цинизмом все эти мародеры тыла, уверенные в полнейшей безнаказанности, спекулируют металлом, предназначенным для обороны страны". С весны 1918 г. ВСНХ в случае, если не удавалось договориться с предпринимателями о продолжении производства и поставках продукции, ставил вопрос о национализации. Невыплата зарплаты рабочим за один месяц уже была основанием для постановки вопроса о национализации, а случаи невыплаты за два месяца подряд считались чрезвычайными.

Вначале в казну забирались отдельные предприятия (11). Поэтому декреты о национализации всегда указывали причины, вызвавшие или оправдывающие эту меру. Первыми национализированными отраслями были сахарная промышленность (май 1918 г.) и нефтяная (июнь). Это было связано с почти полной остановкой нефтепромыслов и бурения, брошенных предпринимателями, а также с катастрофическим состоянием сахарной промышленности из-за оккупации Украины немецкими войсками.

В целом, в основу политики ВСНХ была положена ленинская концепция "государственного капитализма", готовились переговоры с промышленными магнатами о создании крупных трестов с половиной государственного капитала (иногда и с крупным участием американского капитала). Это вызвало резкую критику "слева" как отступление от социализма, своего рода "Брестский мир в экономике". Примечательно, что к этой критике присоединились левые эсеры и даже меньшевики, которые до этого обвиняли Советское государство в преждевременности социалистической революции. Спор о месте государства в организации промышленности перерос в одну из самых острых дискуссий в партии.

После заключения Брестского мира положение неожиданно и кардинально изменилось. Было снято предложение о "государственном капитализме", и одновременно отвергнута идея "левых" об автономизации предприятий под рабочим контролем. После ряда совещаний с представителями рабочих и ИТР был взят курс на намедленную планомерную и полную национализацию. Против этого "левые" выдвинули аргумент, который затем был развит в трудах Троцкого и безотказно работал восемь десятилетий: при национализации "ключи от производства остаются в руках капиталистов" (в форме специалистов), а рабочие массы отстраняются от управления. В ответ на это было указано, что восстановление производства стало такой жизненной необходимостью, что ради него надо жертвовать теорией.

Однако был еще один мощный фактор, который не обсуждался так открыто, но заставлял принимать решение срочно. После заключения Брестского мира немецкие компании начали массовую скупку акций главных промышленных предприятий России. На I Всероссийском съезде СНХ 26 мая 1918 г. говорилось, что буржуазия "старается всеми мерами продать свои акции намецким гражданам, старается получить защиту немецкого права путем всяких подделок, всяких фиктивных сделок". Предъявление к оплате акций германским посольством наносило России лишь финансовый ущерб. Но затем выяснилось, что акции ключевых предприятий в Германии накапливались. В Берлине велись переговоры с германским правительством о компенсации за утраченную в России германскую собственность. В Москву поступили сообщения, что посол Мирбах уже получил инструкции выразить Советскому правительству протест против национализации "германских" предприятий. Возникла угроза утраты всей базы российской промышленности.

На совещании СНК, которое продолжалось всю ночь 28 июня 1918 г., было принято решение о национализации всех важных отраслей промышленности, о чем и был издан декрет. В нем уже не назывались отдельные предприятия и не приводились конкретные причины - речь шла об общем юридическом акте.

При внимательном прочтении этот декрет многое говорит и об историческом моменте, и о реалистичности политики Советского правительства. После риторических заявлений о национализации как средстве "упрочения диктатуры пролетариата и деревенской бедноты" в нем сказано, что до того, как ВСНХ сможет наладить управление производством, национализированные предприятия передаются в безвозмездное арендное пользование прежним владельцам, которые по-прежнему осуществляют финансирование производства и извлекают из него доход. То есть, юридически закрепляя предприятия в собственности РСФСР, декрет не влек никаких практических последствий в экономической сфере. Он лишь в спешном порядке отвел угрозу германского вмешательства в хозяйство России. Вскоре, однако, Советскому правительству, вопреки его долгосрочным намерениям, пришлось сделать и второй шаг - установить реальный контроль над промышленностью. Это заставила сделать гражданская война. 20 ноября 1920 г. были национализированы все промышленные частные предприятия с числом рабочих свыше 5 при наличии механического двигателя или 10 без оного.

Пока в Самаре беглые депутаты Учредительного собрания создавали параллельное правительство , большевики приступили к тотальной национализации промышленной собственности, издав следующий декрет:

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР

О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ КРУПНЕЙШИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ГОРНОЙ,
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ И МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ, ТЕКСТИЛЬНОЙ,
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ, ЛЕСОПИЛЬНОЙ И ДЕРЕВООБДЕЛОЧНОЙ,
ТАБАЧНОЙ, СТЕКОЛЬНОЙ И КЕРАМИЧЕСКОЙ, КОЖЕВЕННОЙ, ЦЕМЕНТНОЙ
И ПРОЧИМ ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПАРОВЫХ МЕЛЬНИЦ,
ПРЕДПРИЯТИЙ ПО МЕСТНОМУ БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ПРЕДПРИЯТИЙ
В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

В целях решительной борьбы с хозяйственной и продовольственной разрухой и для упрочения диктатуры рабочего класса и деревенской бедноты Совет Народных Комиссаров постановил:
I. Объявить собственностью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики нижеуказанные, расположенные в пределах Советской Республики промышленные и торгово-промышленные предприятия со всеми их капиталами и имуществами, в чем бы таковые не заключались:

По горной промышленности

1) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия, добывающие минеральное горючее (каменный и бурый уголь, лигнит, горючие сланцы, антрацит и пр.);
2) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия по добыче железной и медной руды;
3) все предприятия, занятые добычей платины;
4) все вольфрамо-добывающие предприятия;
5) все серебряно-свинцово-рудные и цинково-добывающие предприятия;
6) все предприятия асбестовой промышленности;
7) нижеперечисленные золотопромышленные предприятия:
а) Ленское Золотопромышленное Товарищество ,
б) Анонимное Общество Кочкарских золотых приисков и все предприятия Кочкарской системы,
в) Верхне-Амурская Золотопромышленная Компания,
г) Амурское Золотопромышленное Общество,
д) Российское Золотопромышленное Общество,
е) Федоровское Золотопромышленное Общество,
ж) Южное Сибирское Золотопромышленное Общество,
з) Амгунская Золотопромышленная Компания,
и) Миасское Золотопромышленное Товарищество,
к) Южно-Алтайское Золотопромышленное Дело,
л) Акционерное Общество Ольховских золотых рудников,
м) Акционерное Золотопромышленное Общество "Алтай",
н) Нижне-Селенчинское Товарищество,
о) Циманская Золотопромышленная Компания,
п) Общество Мариинских приисков,
р) Товарищество "Ельцов и Левашев",
с) Акционерное Общество "Драга",
т) Охотское Золотопромышленное Товарищество,
у) Айдырлы-Кваркенский золоторудный район,
ф) Московское Лесопромышленное Товарищество (Северо-Заозерская дача),
х) Зауральское Горнопромышленное Товарищество;
8) нижеперечисленные предприятия по добыче соли:
а) Общество Кулинского соляного производства (озеро Кули),
б) Промысел в местности Молла-Кара, Тер-Аванесова,
в) все Усольские соляные промыслы;

По металлургической и металлообрабатывающей промышленности

9) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия с основным капиталом в один миллион и более рублей, а также все крупные предприятия, общая стоимость имущества которых по последнему балансу составляет один миллион и более рублей, и занятые одним или несколькими из нижеследующих видов производства: выплавка чугуна, железа и меди в сыром виде; получение из них полупродукта и обработка этого полупродукта путем прокатки, волочения, штампования и химической обработки; постройка машин всякого рода (двигателей, машин-орудий, сельскохозяйственных машин и проч.), авиационных аппаратов и механических экипажей; постройка судов, паровозов и вагонов, мостов и железных конструкций; изготовление точных приборов; изготовление огнестрельного оружия, пулеметов, артиллерийских орудий и их частей; производство металлической арматуры; производство различного рода изделий из металлов, исключая производство воздушных тормозов;
10) кроме того, независимо от размеров основного капитала объявляются собственностью Республики все предприятия, производящие какие-либо изделия из металла и составляющее единственное в пределах Российской Республики производство, занятое выработкой данного рода изделий;

По текстильной промышленности

11) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия, обрабатывающие хлопок и имеющие основной капитал не менее одного миллиона рублей;
12) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия, обрабатывающие шерсть, лен, шелк и джут, а также аппретурно-красильные с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей;
13) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия, обрабатывающие пеньку и владеющие основным капиталом не менее двухсот тысяч рублей;

По электро-технической промышленности

14) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам электрические станции, производящие электрический ток на продажу, с основным капиталом не менее одного миллиона рублей;
15) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам электрические заводы, производящие динамо-машины, электро-моторы, трансформаторы, электрические измерительные приборы и прочие предметы электро-технической промышленности, с основным капиталом не менее одного миллиона рублей;
16) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам кабельные заводы с основным капиталом не менее одного миллиона рублей;

По лесопильной и деревообделочной промышленности

17) все предприятия лесопильной промышленности, принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам с основным капиталом не менее одного миллиона рублей;
18) все предприятия деревообделочной промышленности с механическим оборудованием, принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам;

По табачной промышленности

19) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам предприятия, владеющие табачными фабриками с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей по данным 1914 года и владеющие махорочными фабриками с основным капиталом не менее трехсот тысяч рублей по данным 1914 года;

По резиновой промышленности

20) все предприятия резиновой промышленности;

По стекольной и керамической промышленности

21) все предприятия акционерных обществ и товариществ на паях, владеющих стекольными, хрустальными, зеркальными, фарфоровыми, фаянсовыми, посудного, бутылочного и химического стекла, гончарными, изразцовыми, керамиковыми, майоликовыми и терракотовыми заводами с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей по данным 1914 года;

По кожевенной промышленности

22) все предприятия акционерных обществ и паевых товариществ, владеющих обувными и кожевенными фабриками с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей по данным 1914 года;

По цементной промышленности

23) все предприятия акционерных обществ и паевых товариществ, владеющих цементными заводами с нормальной производительностью не менее пятисот тысяч бочек в год;

Паровые мельницы

24) все принадлежащие акционерным обществам и паевым товариществам паровые мельницы с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей;

Предприятия по местному благоустройству

25) все предприятия, обслуживающие водоснабжение, все газовые заводы, трамваи, конно-железные дороги и предприятия по канализации переходят по всей территории Республики в собственность Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов;

В области железнодорожного транспорта

26) все предприятия обществ частных железных дорог и подъездных путей, как находящихся в эксплоатации, так и строящихся;

По прочим отраслям промышленности

27) все предприятия акционерных обществ и паевых товариществ, вырабатывающих целлюлозу и древесную массу;
28) все предприятия акционерных обществ и товариществ на паях, владеющих писчебумажными, картонными, картонажными, гильзовыми и папиросно-бумажными фабриками с основным капиталом не менее трехсот тысяч рублей по данным 1914 года;
29) все предприятия акционерных обществ и товариществ на паях, владеющих заводами и фабриками искусственных жиров, мыловаренными и стеариновыми заводами с основным капиталом не менее одного миллиона рублей по данным 1914 года и владеющих салотопенными и маслобойными (растительных масел) заводами и фабриками с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей по данным 1914 года;
30) все предприятия акционерных обществ и товариществ на паях, владеющих заводами: 1) минеральных кислот; 2) кальция, карбида и 3) искусственных углей с основным капиталом не менее пятисот тысяч рублей по данным 1914 года;
31) все предприятия Петроградского Акционерного Общества костеобжигательных заводов;
32) предприятия: 1) Акционерного Общества для выделки и продажи пороха (Випнера); 2) Русского Общества для выделки и продажи пороха (Шлиссельбургского); 3) Акционерного Общества пороховых заводов Барановского.
Примечание. Исчисление основных капиталов акционерных обществ и паевых товариществ, посколько не оговорено обратное, производится по данным за 1916 отчетный год или же за последний отчетный период, конец которого приходится на 1916 год. В случае возникновения предприятия после 1916 года исчисление производится по последним данным года утверждения устава такого предприятия.

II. Организацию управления национализируемыми предприятиями поручается в срочном порядке выработать и провести в жизнь соответствующим отделам Высшего Совета Народного Хозяйства с соблюдением всех ранее изданных по сему поводу декретов под общим руководством Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства.
По отношению к предприятиям, упомянутым в п. 24 раздела I сего декрета (паровые мельницы), означенное поручение возлагается на Народный Комиссариат Продовольствия при условии соблюдения всех ранее изданных по вопросу об управлении национализируемыми предприятиями декретов.
По отношению к предприятиям, упомянутым в п. 25 раздела I сего декрета (предприятиям по местному благоустройству), таковое же поручение при соблюдении того же условия возлагается на местные Советы Рабочих и Крестьянских Депутатов.
По отношению к предприятиям, упомянутым в п. 26 раздела I сего декрета (предприятиям железнодорожных и подъездных путей), таковое же поручение возлагается на Народный Комиссариат Путей Сообщения с окончательного утверждения Совета Народных Комиссаров.
III. Впредь до особого распоряжения Высшего Совета Народного Хозяйства по каждому отдельному предприятию предприятия, объявленные согласно настоящему декрету достоянием Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, признаются находящимися в безвозмездном арендном пользовании прежних владельцев; правления и бывшие собственники финансируют их на прежних основаниях, а равно получают с них доходы на прежних основаниях.
IV. С момента объявления декрета члены правления, директора и другие ответственные распорядители национализированных предприятий отвечают перед Советской Республикой как за целость и сохранность предприятия, так и за правильную их работу.
В случае оставления своих служебных постов без согласия на то со стороны подлежащих органов Высшего Совета Народного Хозяйства или неоправдываемых упущений в ведении дел предприятия виновные отвечают перед Республикой не только всем своим имуществом, но и несут тяжелую уголовную ответственность перед судами Республики.
V. Весь без исключения служебный, технический и рабочий персонал предприятий, равно как директора, члены правлений и ответственные распорядители объявляются состоящими на службе у Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и получают содержание по норме, существовавшей до момента национализации предприятия, из доходов и оборотных средств предприятия.
В случае оставления своих постов лицами технического и административного персонала национализируемых предприятий они отвечают перед судом революционного трибунала по всей строгости законов.
VI. Накладывается арест на личные суммы, принадлежащие членам правления, акционерам и собственникам национализируемых предприятий, впредь до выяснения вопроса об отношении этих сумм к оборотному капиталу и средствам предприятия.
VII. Все правления национализируемых предприятий в срочном порядке обязуются составить баланс предприятий на первое июля 1918 года.
VIII. Высшему Совету Народного Хозяйства поручается в срочном порядке выработать и разослать во все национализируемые предприятия подробную инструкцию об организации в них управления и задачах рабочих организаций в связи с проведением в жизнь настоящего декрета.
IX. Не подлежат переходу в собственность Республики предприятия, принадлежащие потребительским кооперативным обществам и товариществам и их объединениям.
X. Настоящий декрет вступает в силу со дня его подписания.

Председатель
Совета Народных Комиссаров
В.УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

Народные Комиссары:
ЦЮРУПА, НОГИН, РЫКОВ

Управляющий Делами
Совета Народных Комиссаров
В.БОНЧ-БРУЕВИЧ

З.Ы. Интересно мнение немцев (по мнению многих Ленин был немецким шпионом, а его режим был пронемецким) по поводу этого декрета, под действие которого попала и их промышленная собственность в России:

Письмо государственного министра Гельфериха рейхсканцлеру Гертлингу с прилагаемой памятной запиской
...
...я должен выразить серьезные сомнения в правильности отдельных пунктов недавно парафированных в Берлине германо-русских договоров. В общем и целом, эти договоры очень разумны и являют собой очень ценное дополнение к развитию Брестского мира (будущие Добавочные соглашения к Брестскому миру от 27 августа 1918г. , согалсно которым Россия обязалась "для вознаграждения потерпевших от русских мероприятий германцев" выплатить 6 млрд. марок - dfs_76). Но в отдельных пунктах я вижу большую опасность, так как они могут укрепить впечатление о нашей солидарности с большевиками, испортить наши отношения с небольшевистской Россией и направить в лагерь Антанты группы, которые могут создать новую Россию.

В финансовой и экономической области это относится, в особенности к сделке, согласно которой Россия по декретам выплачивает Германии до 1 июля 1918 г. определенную сумму как компенсацию за экспроприацию германского имущества (имеется в виду, в первую очередь, декрет о национализации от 28 июня 1918 г.). Таким образом, Россия получает свободу действий, и Германия уже не может возражать против этой экспроприации или требовать возмещения в каждом отдельном случае.

Следствием явится то, что Россия до последней капли выжмет немецкий лимон, т.е. будет без всякой пощады проводить в жизнь декрет от 28 июня 1918 г. против германской собственности и предприятий. Достаточно ли будет предусмотренной суммы для покрытия ущерба, нанесенного частным предпринимателям? Мне это кажется весьма сомнительным, но мы оставим этот вопрос открытым. Важнее то, что из России будет устранен, в первую очередь, именно немецкий капитал и немецкие предприятия. Правда, предусмотрена обратная передача права на немецкую собственность, если такого рода собственность не экспроприируется у жителей страны или граждан третьего государства или вновь возвращена им. В этой оговорке я не вижу необходимой защиты, так как едва ли можно проконтролировать исполнение подобных условий..".
(отсюда)

13 ноября 1918 года декретом ВЦИК РСФСР Бресткий мир и добавочные соглашения к нему были аннулированы. До этого из указанной суммы в 6 млрд. золотых марок большевики успели отгрузить немцам около 160 млн. В дальнейшем Раппальским соглашением 1922 года РСФСР и Германия отказались от претензий друг к другу. Еще до этого то золото, которое немцы получили, по условиям Версальского договора было передано союзникам и в дальнейшем не раз использовалось большевиками в качестве залога в торге со странами Запада (окончательно его судьба была урегулирована Соглашением 1997 года). Как бы то ни было, немцы из той заниженной по мнению министра Гельфериха суммы компенсации не получили ничего. Таким образом по сути дела не большевицкая Россия заплатила кайзеровской Германии контрибуцию, а наоборот, Германия заплатила ей контрибуцию в виде промышленной собственности своих резидентов.

Еще:
Постановление ВСНХ РСФСР от 29 ноября 1920 года "О национализации предприятий"

1. Все промышленные предприятия, находящиеся во владении частных лиц или обществ, имеющие число рабочих свыше 5 при механическом двигателе, или 10 без механического двигателя, объявляются национализированными.

2. Все имущество, дела и капиталы предприятий, указанных в п. 1, где бы это имущество ни находилось и в чем бы оно ни состояло, объявляется собственностью Р.С.Ф.С.Р.

3. Губернским Советам Народного Хозяйства предписывается немедленно приступить к приему всех национализируемых данным Постановлением предприятий и их имуществ в свое ведение и к организации управления с соблюдением всех ранее изданных по этому поводу положений.

Соответствующим Отделам Высшего Совета Народного Хозяйства поручается наблюдение за скорейшим выполнением данного Постановления их местными органами и представление Президиуму Высшего Совета Народного Хозяйства отчетов о ходе работ указанных органов и предприятий.

4. С момента объявления Постановления члены правления, директора, единоличные владельцы и другие ответственные распорядители национализируемых согласно п. 1 предприятий остаются на своих местах до сдачи дел Совету Народного Хозяйства или его органу и отвечают перед Советской Республикой как за целость и сохранность предприятий и имуществ, им принадлежащих, так и за правильную их работу.

В случае оставления своих служебных постов без согласия на то со стороны подлежащих органов высшего Совета Народного Хозяйства или неоправдываемых упущений в ведении дел предприятия, виновные отвечают перед Республикой не только всем своим имуществом, но и несут уголовную ответственность перед Судом Республики за разрушение производства.

5. Национализируемые данным Постановлением предприятия сохраняют право пользования своими текущими счетами в Народном Банке под контролем соответствующих Советов Народного Хозяйства или их органов на местах впредь до перехода на другой вид финансирования. Договорные соглашения предприятий с заказчиками поступают на рассмотрение соответствующих Советов Народного Хозяйства и остаются в силе только с его санкции.

6. Весь без исключения служебный технический и рабочий персонал предприятий, равно как директора, члены правления и ответственные распорядители считаются состоящими на службе у Р.С.Ф.С.Р. и получают содержание в пределах норм, существующих для специалистов.

В случае оставления своих постов лицами технического и административного персонала национализируемых предприятий без ведома Президиума Городского Совета Народного Хозяйства они отвечают как трудовые дезертиры перед судом Революционного Трибунала по всей строгости законов.

7. Оставление предприятий в руках частных лиц или общества может быть произведено лишь с особого в каждом отдельном случае постановления Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства.

Губернским Советам Народного Хозяйства предоставляется устанавливать какие именно из предприятий и на каких условиях остаются в пользовании владельцев с тем, что все постановления Губернских Советов Народного Хозяйства согласно этого параграфа представляются в недельный срок на утверждение Высшего Совета Народного Хозяйства.

Заместитель Председателя

Высшего Совета

Народного Хозяйства

Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Эта проблема имела и важное международное измерение. Основной капитал главных отраслей промышленности принадлежал иностранным банкам. В горной, горнозаводской и металлообрабатывающей промышленности 52% капитала было иностранным, в паровозостроении - 100%, в электрических и электротехнических компаниях 90%, все имеющиеся в России 20 трамвайных компаний принадлежали немцам и бельгийцам, и т.д.

Конечно, в собственность нового государства автоматически перешли все казенные железные дороги и предприятия. В январе 1918 г. был национализирован морской и речной флот. В апреле 1918 г. национализируется внешняя торговля. Это были сравнительно простые меры, для управления и контроля в этих отраслях имелись ведомства и традиции.

В промышленности события пошли не так, как задумывалось - начался процесс двух типов - “стихийная” и “карательная” национализация. Английский историк Э.Карр создал грандиозный труд - “Историю Советской России” (до 1929 г.) в 14 томах с дотошным изучением документов. Он пишет о первых месяцах после Октября: “Большевиков ожидал на заводах тот же обескураживающий опыт, что и с землей. Развитие революции принесло с собой не только стихийный захват земель крестьянами, но и стихийный захват промышленных предприятий рабочими. В промышленности, как и в сельском хозяйстве, революционная партия, а позднее и революционное правительство оказались захвачены ходом событий, которые во многих отношениях смущали и обременяли их, но, поскольку они [эти события] представляли главную движущую силу революции, они не могли уклониться от того, чтобы оказать им поддержку”.

На совещании СНК, которое продолжалось всю ночь 28 июня 1918 г., было принято решение о национализации всех важных отраслей промышленности, о чем и был издан декрет. В нем уже не назывались отдельные предприятия и не приводились конкретные причины - речь шла об общем юридическом акте.

При внимательном прочтении этот декрет многое говорит и об историческом моменте, и о реалистичности политики Советского правительства. После риторических заявлений о национализации как средстве “упрочения диктатуры пролетариата и деревенской бедноты” в нем сказано, что до того, как ВСНХ сможет наладить управление производством, национализированные предприятия передаются в безвозмездное арендное пользование прежним владельцам, которые по-прежнему осуществляют финансирование производства и извлекают из него доход. То есть, юридически закрепляя предприятия в собственности РСФСР, декрет не влек никаких практических последствий в экономической сфере. Он лишь в спешном порядке отвел угрозу германского вмешательства в хозяйство России. Вскоре, однако, Советскому правительству, вопреки его долгосрочным намерениям, пришлось сделать и второй шаг - установить реальный контроль над промышленностью. Это заставила сделать гражданская война. 20 ноября 1920 г. были национализированы все промышленные частные предприятия с числом рабочих свыше 5 при наличии механического двигателя или 10 рабочих без оного.

31. Аграрные преобразования и развитие сельского хозяйства России (1917-1921 гг.)

Со второй половины 1918 г. советское государство осуществляло реализацию ряда чрезвычайных мер, направленных на централизацию государственного контроля и управления всеми сферами экономической жизни. Комплекс этих чрезвычайных действий получил название "военного коммунизма". Этот термин был введен в оборот еще до октября 1917 г. известным марксистским теоретиком, автором ряда утопических романов А. А. Богдановым, трагически погибшим в 1928 г. в результате произведенного на себе неудачного эксперимента по переливанию крови. В. И. Денин впервые употребил выражение "военный коммунизм" в апреле 1921 г. в статье со скромным названием "О продовольственном налоге".

Основным ускорителем чрезвычайных мер в экономике стала гражданская война. В период с ноября 1917 г. до середины 1918 г., по словам М. Н. Покровского, ничего "военнокоммунистического" в реализуемой большевиками политике не было.

В отношении промышленного производства следует отметить, что с лета 1918 г. правительство приступило к национализации всех крупнейших предприятий основных отраслей индустрии. 28 июня 1918 г. был издан декрет о национализации предприятий с капиталом свыше 500 тыс. руб.

Проводимая советской властью экономическая политика обусловливалась тем, что большевистская партия уже в 1917 г. сформулировала ряд основных принципов по вопросу о сущности, формах предполагаемой политической системы: - новая система должна базироваться на общественной собственности на средства производства;

Система будет иметь пролетарско-классовый характер и осуществлять диктатуру пролетариата;

В управление государством будут вовлекаться сами трудящиеся, становясь одновременно управляющими и управляемыми. Эта политика означала отстранение от участия в экономической жизни целых слоев населения. Однако уже в первые месяцы после Октября 1917 г. стало ясно, что полностью заменить чиновничий аппарат нельзя. За счет старой партийной гвардии, составлявшей накануне революции около 7% численности большевиков, оказалось невозможным удовлетворить потребности даже в руководителях многих центральных и местных органов. К осени 1918 г. удельный вес "бывших" среди руководящего состава аппарата достигал в Наркомате финансов 97,5%, в Наркомате госконтроля- 80%, в Наркомате путей сообщения- 88,1%, И уже с 29 апреля 1918г. была введена повышенная оплата труда специалистов. Таким образом, в конкретной практике государственного и экономического строительства большевики руководствовались первоначально скорее прагматическими соображениями, целесообразностью, нежели теорией. Реалии жизни корректировали теоретические схемы.

В годы "военного коммунизма" происходило обесценивание денег и увеличение натуральной платы (продовольственный паек по льготным ценам, спецодежда и удешевленные коммунальные услуги). Натурализация хозяйственных связей, выплат за труд воспринималась некоторыми учеными-экономистами как переходная мера к ликвидации денег вообще. В известной мере перспективу уничтожения денег в будущем обществе не исключал и В. И. Ленин. Декрет СНК от 2 мая 1919 г. предлагал все платежи учреждений осуществлять между собой не денежными расчетами, а бухгалтерскими записями, без учета денег. 19 января 1920 г. был упразднен Народный банк. Однако в эти годы деньги были практически вытеснены лишь из сферы государственной промышленности. Полностью отказаться от них государство не могло даже в условиях "военного коммунизма". В мае 1919 г. правительство разрешило производить эмиссию денег (выпуск их в обращение) "в пределах действительной потребности народного хозяйства в денежных знаках", т. е. без ограничения.

В 1918-1920 гг. ускоренным темпом шел процесс национализации промышленных предприятий. Проведенная 28 августа 1920 г. перепись учла 396,5 тыс. крупных, средних и мелких промышленных предприятий, включая и кустарно-ремесленного типа. Из них было национализировано 38,2 тыс. предприятий с числом рабочих около 2 млн человек, т.е. свыше 70% всех занятых в промышленности. При этом существенно возросла роль главков и центров (если в 1918 г. их было 18, то к 1920 г. - 52). Победила тенденция сверхцентрализации промышленной жизни России.

Аграрная политика советской власти до мая 1918 г. развивалась в духе декрета о земле, принятого 26 октября 1917 г. Сам декрет, как известно, повторял наказ о земле, выработанный эсерами на базе 242 местных наказов. Земля передавалась в распоряжение местных советов. Однако голод и гражданская война толкнули большевиков на путь чрезвычайных мер в сельском хозяйстве. Власть пошла на насильственное изъятие продуктов в деревнях. Вместе с тем продовольственная монополия не являлась большевистским изобретением. Постановление о хлебной разверстке было подписано 29 ноября 1916 г. управляющим министерством земледелия А. А. Риттихом и вступило в силу в январе 1917 г. Таким образом, политика твердых цен, нормированного снабжения населения (введение карточек на продукты питания) осуществлялись еще Временным правительством.

В мае 1918 г. советское правительство осуществило ряд мер, совокупность которых получила название продовольственной диктатуры. 13 мая был принят декрет, который наделял Наркомат продовольствия и его органы чрезвычайными полномочиями в области заготовки и распределения продовольствия и подтверждал незыблемость хлебной монополии государства и твердых цен на хлеб. Все, у кого хлеб имелся, но кто не свозил его на ссыпные пункты или использовал для самогоноварения, объявлялись врагами народа. Декретом от 27 мая была проведена реорганизация органов Наркомпрода в центре и на местах с тем, чтобы сделать их более энергичными проводниками продовольственной политики советского правительства.

Уже осенью 1917 г. в хлебородные губернии страны стали отправляться первые продовольственные отряды. После обращения В. И. Ленина и наркома продовольствия А. Д. Цюрупы к рабочим Петрограда (4 июня 1918 г.) с призывом изымать излишки хлеба у кулаков силой, был организован массовый "крестовый поход" в деревню. Число рабочих продотрядов возрастало с каждым месяцем. Значительную часть членов этих отрядов составляли безработные рабочие, привлекаемые к участию в них заработной платой и деньгами, но в особенности - натурой пропорционально количеству конфискованных продуктов. Численность всех продотрядов в ноябре 1918 г. составляла 72 тыс. человек, в 1919-1920 гг. она колебалась от 55 до 82 тыс. человек. Распущены эти отряды были только в конце гражданской войны.

11 июня 1918 г. был принят декрет об организации комбедов - комитетов деревенской бедноты. Он стал важнейшим звеном в системе мероприятий советской власти, реализуемых в деревне, и ознаменовал собой начало установления политики "военного коммунизма" в сельском хозяйстве. В ноябре 1918 г. в 33 губерниях Европейской России и Белоруссии действовало 139 тыс, комитетов-бедноты, во главе которых стояли коммунисты из рабочих и крестьян, бывших солдат. В конце 1918 - начале 1919 г. комбеды были преобразованы и слиты с Советами, что в определенной степени являлось признанием большевиками нежизнеспособности этого института.

Со стороны крестьянства неприкрытая реквизиция произвольно установленных излишков вызывала различные формы протеста: вооруженные выступления, сокрытие запасов, отказ засевать больше земли, чем было необходимо для пропитания своей семьи.

Декрет от 11 января 1919 г. беспорядочные поиски продовольственных излишков заменял централизованной и плановой системой продразверстки. Увеличению хлебозаготовок способствовала деятельность и Продармии, которая стала формироваться в мае 1918 г. после опубликования декретов о введении продовольственной диктатуры. В обязанности продармейцев входило организовывать крестьянскую бедноту; получать продовольствие, от имущего населения; вести агитационную работу; подавлять контрреволюционные выступления; охранять продовольственные грузы; нести заградительную службу; оказывать помощь местным органам советской власти и т. д. К ноябрю 1918 г. в Продармии находилось свыше 29 тыс. человек, к октябрю 1919 г. - 45,5 тыс., а к сентябрю 1920 г. - 77,5 тыс. человек. Однако в конце гражданской войны отряды Продармии к хлебозаготовкам привлекались лишь в исключительных случаях - в районах крестьянских восстаний. С переходом к нэпу Продармия прекратила свое существование.

В ходе хлебозаготовительной кампании 1916-1917 гг. (с августа по август) в стране было заготовлено 320 млн пудов зерна, в кампанию 1917-1918 гг. удалось собрать всего 50 млн пудов. С началом осуществления чрезвычайных мер ситуация была несколько улучшена. В хлебозаготовительную кампанию 1918-1919 гг. сбор составил 107,9 млн пудов хлеба, крупы и зернового фуража (только по европейской части России), в 1919-1920 гг. -: 212,5 млн пудов. Из этого числа на Европейскую Россию пришлось 180,5 млн пудов. В ходе кампании 1920- 1921 гг. было собрано 367 млн пудов хлеба.

Политика и практика жесткого централизма в годы гражданской войны была оправданна. Она помогла спасти народное хозяйство страны от краха, хотя и не способствовала экономическому росту. Негативные же последствия "военного коммунизма" сильнее всего отразились на крестьянстве и способствовали вызреванию и взрыву антибольшевистских восстаний 1920-1921 гг.

Неразрешимой задачей в годы гражданской войны стали попытки найти грань, водораздел, правильное сочетание между функциями центральных и местных органов управления экономикой. Наиболее трезвомыслящие деятели большевистской партии уже в 1920 г. думали об изменении подходов к решению народнохозяйственных проблем (программы экономического возрождения страны в 1919 г. предлагали эсеры, меньшевики, а также деятели "Национального центра" - представители несоциалистических партий). Но потребовались серьезные потрясения 1920 - начала 1921 г., чтобы советское руководство произвело корректировку экономического курса.

Таким образом, высшая точка политики "военного коммунизма" пришлась на конец 1920 г. Главными чертами экономики периода гражданской войны стали: - ликвидация частнокапиталистических элементов, передача основных средств производства в руки трудящихся;

Система управления, охватывающая всю национализированную собственность и все народное хозяйство;

Милитаризация экономики, подчинение всей хозяйственной деятельности государства интересам гражданской войны;

Использование вынужденных мер типа продразверстки.