Современные денежные системы и их особенности. Денежная система РФ: основные особенности

Денежная система государства представляет собой форму организации денежного обращения и систему денежных отношений, закрепленных национальным законодательством.

К элементам денежной системы относятся:

    официальная денежная единица,

    эмиссия наличных денежных знаков,

    организация и регулирование денежного обращения.

Правовую основу денежной системы составляют нормы Конституции РФ, федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле» и иные законы, а также нормативные акты Президента и Правительства РФ, акты Центрального банка РФ. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции Российской Федерации отнесено «установление правовых основ единого рынка... денежная эмиссия».

В процессе осуществления и регулирования денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, в том числе конституционного, административного, гражданского, уголовного и финансового. Нормы финансового права определяют правовой статус денежной системы и обеспечивают ее нормальное функционирование, а также регулируют отношения, возникающие в процессе организации наличного и безналичного денежного обращения.

Первым элементом денежной системы является официальная денежная единица Российской Федерации - рубль, состоящий из ста копеек. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не должен превышать пять лет. При этом не допускается установление каких-либо ограничений в отношении сумм или субъектов обмена. Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Вторым элементом денежной системы является эмиссия наличных денежных знаков . Эмиссия (от лат. emissio - выпуск) - изготовление и выпуск в обращение денежных знаков (ценных бумаг) во всех формах. В каждой стране существует строго установленный порядок эмиссии. Так, выпуск банкнот может осуществляться исключительно главными национальными банками, а выпуск казначейских билетов - казначейством. Эмиссия осуществляется национальным банком, как для увеличения денежной массы, так и для изъятия из оборота старых денежных знаков и выпуска новых. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В Российской Федерации решение об эмиссии банкнот и монет, об изъятии из обращения банкнот и монет старого образца принимает Совет директоров Банка России. Этим же решением утверждаются номиналы и образцы новых денежных знаков, описание которых публикуется в средствах массовой информации. Указанное решение Совета директоров Банка России в порядке предварительного информирования направляется в Государственную Думу и Правительство РФ. Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и региональные расчетно-кассовые центры.

В расчетно-кассовых центрах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности экономики региона в наличных деньгах. Кроме резервных фондов расчетно-кассовые центры содержат и оборотную кассу. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном обращении. Если сумма поступлений наличных денег на счетах банков превышает установленный лимит для данного расчетно-кассового центра, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности банка в наличности происходит обратный процесс. Перемещение денежных средств из резервного фонда в оборотную кассу производится только с разрешения Центрального банка РФ и является для расчетно-кассовых центров эмиссионной операцией.

Организация и регулирование денежного обращения - третий элемент денежной системы . В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции :

    прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

    установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

    установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

    определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Постоянное внимание государства к совершенствованию и развитию денежной системы объясняется ее ролью в системе управления экономикой и социальной сферой. В целях более эффективного воздействия на экономические и неэкономические процессы денежная система может видоизменяться посредством проведения денежной реформы и деноминации.

Денежная реформа представляет собой комплекс мер по преобразованию денежной системы государства с целью ее стабилизации, улучшения денежного обращения и поддержания устойчивости национальной денежной единицы. Однако достижение указанных целей может произойти только в случае проведения денежной реформы в стабильной экономико-политической ситуации. В нашей стране (в советский и постсоветский периоды) были проведены три денежные реформы. Первая денежная реформа (1922- 1924 гг.) была вызвана необходимостью введения твердой национальной денежной единицы. Успех данной реформы во многом был обусловлен кардинальными экономическими преобразованиями, начатыми в стране в тот период, в результате которых уже к концу 1924 г было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами.

Вторая денежная реформа была проведена в 1947 г. Необходимость ее проведения была продиктована дисбалансом денежной системы во время Великой Отечественной войны, поскольку в обращении находилось большое количество обесцененных, а также фальшивых денежных знаков, заброшенных фашистской Германией на территорию нашей страны. В ходе денежной реформы отменялась карточная система на продукты питания первой необходимости, устанавливались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1, вклады в сберкассах до 3 тыс. рублей не переоценивались, вклады от 3 до 10 тыс. рублей пересчитывались в соотношении 3:2, а свыше 10 тыс. рублей - 2:1 10 .

В 1991 г. была проведена третья денежная реформа. После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжали обращаться денежные знаки СССР образца 1961-1991 гг. В связи с этим был осуществлен выпуск банкнот нового образца достоинством 50, 200, 500 и 1000 рублей и организован обмен денежных купюр для физических лиц. При этом некоторые купюры старого образца (достоинством 1, 3, 5 и 10 рублей) сохранялись в платежном обороте до 1 сентября 1993 г. В ходе этой реформы был принят Закон РФ от 25 сентября 1992 г. «О денежной системе Российской Федерации» (с 1996 г. - утратил силу).

В отличие от денежной реформы деноминация (от лат. denominatio - переименование) является финансово-технической операцией, выражающейся в замене старых денег на новые с приравниванием одной денежной единицы новых знаков к большему количеству денег в старых знаках. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой. В СССР в 1961 г. деноминация была проведена как самостоятельная денежная операция. «Старые» деньги в течение нескольких недель были заменены на новые через пункты обмена таким образом, что десяти «старым» рублям соответствовал один «новый» рубль.

В Российской Федерации в 1998 г. коэффициент обмена при деноминации был равен 1000, а сам обмен осуществлялся в течение года и не требовал личной явки в пункт обмена. Старые и новые деньги участвовали в обращении одновременно, а при инкассации, выплате заработной платы, пособий, пенсий участвовали только новые деньги. Благодаря деноминации удается значительно сократить число денежных купюр и монет, находящихся в обращении, а в ряде случаев и упростить наличные расчеты. Вместе с тем довольно часто деноминация ведет к значительным издержкам на ее проведение и частичному росту цен.

Одним из методов регулирования денежной системы является также эмиссия. Она осуществляется как при проведении денежных реформ, так и при деноминации. Однако возможно и самостоятельное применение эмиссии в целях увеличения денежной массы.


Современная денежная система РФ основана на неразменных на золото деньгах, т.е. имеет бумажно-кредитный характер. Правовая основа денежной системы России – Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Официальная денежная единица – рубль, разделенный на 100 копеек. Монопольное право эмиссии и изъятия наличных денег из обращения принадлежит Банку России. В области организации денежного обращения ЦБ РФ выполняет ряд важнейших функций:
прогнозирует и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создает резервные фонды банкнот и монет;
устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
определяет правила ведения кассовых операций (операций с наличными) для кредитных организаций;
устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монет, порядок их уничтожения, а также замену поврежденных банкнот и монет на действующие.
В каналах наличного денежного обращения в настоящее время находятся два вида денежных знаков, являющихся безусловным обязательством Банка России и обязательных к приему во всех видах расчетов и платежей – банкноты (банковские билеты) и монеты.
В настоящее время в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей и монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, 1, 5, 10, 50 копеек. Центральный банк осуществляет постоянное регулирование состава банкнотного и монетного обращения с целью оптимизации состава обращающихся наличных денежных знаков. Так в настоящее время осуществляется постепенное изъятие из оборота банкнот достоинством 10 рублей и замена их монетами, поскольку они более устойчивы к износу. Также по причинам нерентабельности эмиссии предполагается полное изъятие из оборота монет достоинством 1 и 5 копеек (себестоимость изготовления монеты в 1 коп. составляет 47 коп.).
Изготавливают денежные знаки на предприятиях Гознака. Центральный банк РФ проектирует банкноты: каждая банкнота имеет уникальную тематику рисунка и преобладающий цвет, а вся серия банкнот одного выпуска содержит общие элементы дизайна. Первым этапом создания банкнот является выполнение крупномасштабного рисунка с использованием компьютерных технологий; затем выполняется гравюра на металле, которая преобразуется в металлическое клише с многократно повторяющимся в реальном масштабе рисунком банкнот. С клише производится печать банкнот. При изготовлении банкнот последовательно используются три вида печати: офсетная, глубокая (металлографическая) и высокая (типографская). Современные банкноты имеют набор средств защиты, затрудняющие их подделку, такие, как цветопеременная краска, водяные знаки, скрытые радужные полосы, микроперфорация и др. Обращающиеся банкноты образца 1997 г. и модифицированные банкноты образца 2004 г. содержат сюжет, представляющий собой «городскую серию» – каждая банкнота посвящена определенному городу России.
Следующий элемент денежной системы – денежная масса. Денежная масса как элемент денежной системы России представляет собой совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих экономические связи и принадлежащих экономическим субъектам (физическим и юридическим лицам, государству).
Для характеристики объема и структуры денежной массы в финансовой статистике Банка России используют четыре показателя – денежных агрегата:
М0 –наличные деньги в обращении у нефинансовых агентов (банкноты и монеты);
М1 включает в себя М0, а также депозиты частных лиц в Сбербанке РФ до востребования (текущие вклады), депозиты населения и предприятий в коммерческих банках до востребования, средства на расчетных и специальных счетах нефинансовых агентов (расчетные, текущие счета, специальные счета аккредитивов и чековые счета), средства страховых компаний;
М2 включает в себя М1 и срочные вклады населения в сберегательных банках;
М3 включает М2, депозитные и сберегательные сертификаты банков и облигации государственного займа.
Одной из особенностей денежного обращения России является использование иностранной валюты как средства платежа и формы сбережений. Это обусловило использование еще одного показателя денежной массы – «широких денег» (М2Х), который включает агрегат (М2) и депозиты в иностранной валюте в национальной банковской системе (валютные пассивы кредитных организаций). Этот показатель используют для прогнозирования спроса на деньги, изменения курса рубля, устойчивости финансово-банковской системы и бегства капитала. Для определения величины М2Х используют среднегодовой валютный курс. Таким образом, полная денежная масса включает денежную массу в иностранной валюте и национальную денежную массу (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Структура совокупной (полной) денежной массы в экономике России

Эмиссионная система Российской Федерации объединяет эмиссию наличных денег и безналичную кредитную эмиссию. Выпуск в обращение наличных денег осуществляет Банк России. Их оборот организован по схеме (рис.2.4).

Рис. 2.4. Организация оборота наличных денег
Налично-денежный оборот начинается в структурных подразделениях Центрального банка РФ. Наличные деньги считаются поступившими в оборот после передачи их из оборотных касс расчетно-кассовых центров (РКЦ) в операционные кассы коммерческих банков. Из операционных касс коммерческих банков деньги выдают клиентам (предприятиям, организациям, физическим лицам). Наличные деньги постоянно совершают кругооборот, т.к. после завершения расчетно-платежного оборота вновь возвращаются в операционные кассы банков, а затем – в оборотные кассы расчетно-кассовых центров. Таким образом, выпуск наличных денег в обращение и их изъятие происходят постоянно.
Эмиссия представляет собой дополнительный выпуск денег в обращение. Денежная эмиссия – это изменение количества обращающихся, она сосредоточена в Банке России. Потребность в эмиссии или изъятии денег из обращения определяется на основе прогнозирования кассовых оборотов. Изменение безналичной денежной массы называется кредитной эмиссией.
Основным источником денежного предложения выступает кредитная эмиссия, сосредоточенная в коммерческих банках. Коммерческие банки участвуют в расширении денежного предложения непосредственно за счет эффекта кредитной мультипликации и опосредовано, используя систему рефинансирования Центрального банка и эмиссию под прирост золотовалютных резервов.
Денежно-кредитная политика как элемент денежной системы – это совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (ЦБ, министерство финансов).
В соответствии с Конституцией РФ основная функция Центрального банка РФ – защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Для реализации этой функции Федеральным законом №86-ФЗ предусмотрен ряд инструментов денежно-кредитного регулирования, которые применяет Банк России:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование кредитных организаций;
валютные интервенции;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения;
эмиссия облигаций от своего имени.
Поскольку наличная денежная эмиссия полностью контролируется Банком России, то эти инструменты направлены на управление кредитной эмиссией, т.е. кредитной активностью коммерческих банков. Объемы кредитования коммерческими банками экономики (хозяйствующих субъектов) зависят от объема ресурсов, которые они привлекли в свой оборот, именуемых пассивами. С помощью инструментов денежно-кредитного регулирования банк может расширять или сокращать объем этих ресурсов в зависимости от денежной программы, принятой на соответствующий финансовый год.

Контрольные вопросы
Что такое денежная система? Какие элементы она включает?
Охарактеризуйте типологию денежных систем.
Каковы сущностные особенности и эволюция металлических денежных систем?
Какими элементами и закономерностями характеризуется денежная система, основанная на золотомонетном стандарте?
Какими основными преимуществами обладали полноценные металлические деньги?
В чем причины установления и трансформации золотослиткового и золотодевизного стандартов?
Каковы экономические последствия демонетизации золота?
Каковы особенности и типология бумажно-кредитных денежных систем?
Охарактеризуйте базовые принципы функционирования современных денежных систем.
В чем состоят особенности денежного предложения в бумажно-кредитных денежных системах?
Охарактеризуйте основные элементы современной денежной системы России.
Какие показатели денежной массы и денежной базы используются Банком России для анализа денежного обращения? Каковы особенности структуры этих показателей?
Каков порядок выпуска в обращение наличных денег?
Какие инструменты денежно-кредитного регулирования применяет Банк России для регулирования кредитной эмиссии?

Современная денежная система России основана как и в большинстве стран на не разменных на золото деньгах.

Основные параметры денежной системы определены Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Согласно данному закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам.

Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Монопольное право эмиссии или изъятия денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на банк России возложены следующие функции:

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

Установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Эмиссионная система – это законодательно установленный порядок выпуска в обращение центральным банком денежных знаков. Механизм эмиссионно – кассового регулирования денежной массы включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределение между территориями и регионами страны в заивисмости от экономических потребностей. Функцию эмиссионно – кассового регулирования денежной массы в регионах выполняют расчетно – кассовые центры (РКЦ). В них создаются резервыне фонды денежных знаков и монет. Основное назначение этих фондов состоит в обеспечении эмиссии денег, регулировании покупюрной структуры денежной массы, замене поврежденных банкнот и монет на новые, экономии расходов на перевозку из центра и хранение денежных знаков.

Кроем резервных фондов в РКЦ существует оборотная касса, в которую принимаются и из котрой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Существует лимит их остатка в оборотной кассе. При его превышении в конце операционного дня излишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция производится автоматически без специального разрешения банка России и считается изъятием денег из обращения. В соответствие с действующим порядком организации налично – денежного оборота для каждого предприятия также устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Все деньги в сумме, превышающей его, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков устанавливается лимит остатка их операционных касс. Наличные деньги в сумме, превышающей лимит, сдаются в РКЦ, а последние в свою очередь при превышении своих лимитов переводят наличность в резервные фонды, т.е. фактически изымают ее из обращения.



Дополнительно: Деньки, кредит. Банки /Под ред. Г.Н. Бегоглазовой. – М: Юрайт-Издат, 2004. – С.93-115.

Платежная система – это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом.

Эффективность платежной системы - это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведен е платежей. При эффективном функционировании платежной системы существенно сокращаются операционные издержки, появляется возможность для лучшего управления ликвидностью и в банках, и на предприятиях. Различные сбои, непреднамеренные или неожиданные задержки в платежах существенно подрывают доверие к платежной системе, экономические агенты начинают сомневаться в том, будут ли вообще произведены платежи. Все это приводит к возрастанию риска, а тем самым и повышению издержек участников платежной системы и к платежному кризису.

Основной функцией платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно – кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах.

Основными элементами платежной системы являются:

Институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;

Финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;

Контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов.

Элементы платежной системы тесно взаимосвязаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам , закрепленных в нормативно – правовых актах государства и международных соглашениях. Работа платежной системы России в целом построена согласно соответствующим правовым актам, на основе которых разработаны правила ее функционирования. Они являются едиными для любой системы и определяют совокупность процедур , которые необходимы для функционирования платежной системы и осуществления переводов денежных средств от одних экономических агентов к другим. К процедурам платежной системы относятся установленные формы проведения безналичных расчетов, стандарты платежных документов, а также различные средства передачи информации (линии связи, программное и техническое обеспечение).

Основными участниками платежной системы являются Центральный банк, коммерческие банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на центральный банк.

Работа платежной системы тесно связана с реализацией основной цели деятельности центрального банка – обеспечением стабильности банковской системы. При этом центральный банк может выступать в качестве:

Пользователя платежной системы, т.е. осуществлять собственные операции;

Участника платежной системы, т.е. совершать или получать платежи от своего имени;

Лица, представляющего платежные услуги;

Органа регулирования платежной системы, уполномоченного осуществлять надзор за ее участниками и устанавливать общие правила их работы.

Основные принципы построения платежных систем определены Комитетом по платежным системам, который действует в рамках Базельского комитета по банковскому надзору (координацию в организации международного сотрудничества по изучению и выработке единых подходов к построению платежных систем осуществляет Банк международных расчетов (БМР) в Базеле (Швейцария)). Они применимы ко всем платежным системам различных государств и заключаются в следующем:

Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу;

Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе;

Система должна обладать высокой степенью безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день;

Средства осуществления платежей, предлагаемые системой должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики;

Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия в ней, обеспечивающие открытый и свободный доступ;

Процедуры управления системой должны быть эффективными и подотчетными;

Иные принципы.

Роль Центрального банка в платежной системе , определенная Комитетом по платежным системам, состоит в следующем:

Центральный банк должен четко определить свои цели и обнародовать основные направления политики по отношению к значимым платежным системам;

Центральный банк должен обеспечивать соблюдение основных принципов системами, которыми он управляет;

Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением основных принципов системами, которыми он управляет, и иметь для этого возможности;

Для обеспечения безопасности и эффективности платежных систем посредством основных принципов центральный банк должен сотрудничать с центральными банками других государств и любыми соответствующими национальными или иностранными учреждениями.

Классификация платежных систем:

1. по иерархии или степени подчинения:

Централизованные платежные системы – каждая группа участников низшего уровня устанавливает взаимоотношения с одним из участников высшего уровня, а последние подчиняются единому центру. К централизованной сситеме можно отнести систему расчетов Банка России.

Децентрализованные – отдельные связи между участниками могут формироваться независимо от остальных. К децентрализованным системам можно отнести систему межбанковских расчетов посредством установления прямых корреспондентских отношений между кредитными организациями, клиринговую систему межбанковских расчетов, внутрибанковскую (межфилиальную) систему расчетов.

2. По условиям приема участников:

Системы с равными требованиями и одинаковым доступом для всех участников. Например, в РКЦ Банка России всем кредитным организациям корреспондентские счета открываются на равных условиях;

Системы, в которых устанавливаются ограничения (например по величине собственного капитала и объему платежей участника). В негосударственных клиринговых учреждениях участниками могут быть, как правило, только крупные и стабильные кредитные организации.

3. По порядку резервирования средств:

С предварительным депонированием средств. В системе расчетов Банка России операции проводятся только при наличии средств на корреспондентском счете кредитной организации.

Без предварительного депонирования средств. В системах межбанковских расчетов, основанных на клиринге, в начале их осуществления участники клиринга могут иметь нулевое сальдо по счету.

4. По способам получения окончательного платежа (механизму расчетов):

Расчеты на валовой основе (брутто- расчеты) – системы, с помощью которых расчеты по межбанковским платежам осуществляются очередными проводками по каждой отдельной операции и затем суммируются одна за другой. К ним относятся расчеты между учреждениями Банка России, прямые расчеты между кредитными организациями. Два основных вида систем валовых расчетов:

Расчеты по операциям могут проводиться только при наличии достаточного количества денежных средств на счете;

Расчеты осуществляются в режиме реального времени, несмотря на то, что необходимые денежные средства могут отсутствовать на момент осуществления расчетов.

Расчеты на чистой основе (нетто – расчеты) – системы, базирующиеся на проведении взаиморасчетов. Нетто – расчет – это расчет, при котором равновеликие требования или обязательства коммерческих банков взаимно погашаются, а разница в пользу одного из них перечисляется в корреспондентского счета коммерческого банка на счет получателя. Выделяются системы двух и многосторонних нетто – расчетов. Примерами таких систем являются расчеты негосударственных клиринговых учреждений.

5. По размерам сумм и срочности платежей:

Перевод крупных сумм

Перевод срочные платежей

Перевод мелких и несрочных платежей

Системы, в рамках которых платежи производятся на равных условиях независим от суммы и срока платежа. В РФ все существующие системы межбанковских расчетов на разграничиваются по размерам проводимых платежей. Для быстрого перевода средств применяется электронная форма расчетов с помощью систем банковских телекоммуникаций.

6. По возможности предоставления кредита:

Без предоставления кредита – предусматривают автоматическое прекращение расчетных операций при временном недостатке денежных средств на счетах участников расчетов;

С предоставлением кредита – в рамках которых существует возможность предоставления кредита участнику расчетов при недостаточности средств на относительно короткий срок (в основном это кредиты в виде овердрафта по счету). Как правило, условия предоставления кредитов на завершение окончательных расчетов оговариваются в договорах о корреспондентских отношениях между участниками системы расчетов.

Организация межбанковских расчетов в России . В настоящее время в России существует параллельно несколько систем межбанковских расчетов.

1. Платежная система Банка России, при которой межбанковские расчеты осуществляются в централизованном порядке – через его расчетную сеть. В соответствие с российским законодательством при получении лицензии на осуществление банковских операций каждый коммерческий банк открывает корреспондентский счет в Банке России. На нем хранятся свободные денежные резервы коммерческого банка. Расчеты ведутся через расчетно – кассовые центры.

2. Системы межбанковских расчетов, основанные на установлении прямых корреспондентских отношений между коммерческими банками.

3. Клиринговые системы, в которых расчеты осуществляются независимыми клиринговыми центрами и расчетными палатами, т.е. небанковскими кредитными организациями. Между коммерческими банками и клиринговыми центрами устанавливаются корреспондентские отношения. Членами клиринговых центров, как правило являются крупные банки, основные банки могут осуществлять расчеты через банки участники.

4. Внутрибанковские расчетные системы, с помощью которых осуществляются расчеты между головными конторами и их филиалами. Эти системы включают технические, телекоммуникационные средства и организационные мероприятия, обеспечивающие возможность проведения расчетных операций между подразделениями кредитной организации с использованием системы межфилиальных расчетов. Последние представляют собой счета филиалов, открываемые на балансах головной организации для учета взаимных расчетов.

Коммерческий банк
Коммерческий банк

Рис. Структура расчетной сети централизованной системы межбанковских расчетов

В платежных системах могут применяться различные технологии расчетов:

1. Технологии, основанные на бумажных носителях. Используются и в централизованной и децентрализованных системах межбанковских расчетов.

2. Технологии, основанные на электронных расчетах. Центральный банк подводит коммерческие банки к переходу на электронные системы расчетов, увеличивая тарифы на операциям на основе бумажных технологий.

В настоящее время хозяйствующими органами используются следующие основные виды платежных иснтрументов: платежные поручения, требования – поручения, аккредитивы, чеки и векселя. Преобладающей формой расчетов являются платежные поручения.

Система расчетов через расчетную сеть банка России является преобладающей в нашей стране. Однако через нее можно осуществлять расчеты только в национальной валюте. Все операции, связанные с расчетами в иностранной валюте, производятся посредством децентрализованной системы межбанковских расчетов в основном по прямым корреспондентским счетам кредитных организаций. Для этого, как правило, применяют электронный способ, который позволяет коммерческим банкам ускорит расчеты между собой. Коммерческие расчеты на основе прямых корреспондентских отношений могут осуществлять также и межгосударственные расчеты через счета, открытые в коммерческих банках соответствующих государств. Такое право предоставляется банкам, получившим генеральную или расширенную лицензию.

Межгосударственные расчеты между банками России и банками СНГ осуществлются в основном через открываемые друг и друга корреспондентские счета центральных (национальных) банков государств.

Электронные расчеты . Они представляют систему выполнения межбанковских расчетных операций на основании распоряжений клиентов, передаваемых в электронной форме с помощью электронных средств связи.

Цель совершения платежей электронным способом – ускорение оборачиваемости и сокращение объемов денежных средств в расчетах, повышение качества банковского обслуживания.

Участниками электронных расчетов являются подразделения расчетной сет банка России, а пользователями – кредитные организации (их филиалы) и другие его клиенты.

Особенность электронных платежей заключается в их гарантированности и безотзывности при условии корректной подготовки электронного платежа.

Под гарантированностью электронного платежа понимается целостность его передачи по каналам телекоммуникации от исходного пункта до пункта назначения.

Под безотзывностью электронного платежа понимается недопустимость возврата электронного платежа на всем пути его следования.

Электронные платежи в системе Банка России проводятся на внутри и межрегиональном уровнях.

Под внутрирегиональными электронными расчетами (ВЭР) понимается совокупность отношений между подразделениями расчетной сети Банка России, а также между кредитными организациями, другими клиентами Банка России, находящимися на территории одной области (республики, края), по совершению платежей с использованием платежных документов, составляемых в электронной форме.

Межрегиональные электронные расчеты - это отношения между подразделениями расчетной сети банка России, кредитными организациями и другими клиентами Банка России, находящимися на территории различных субъектов РФ.

Внутрирегиональные расчетные платежи должны выполняться «день в день», т.е. денежные средства, списаннеы со счетов отправителей (корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций и других клиентов) расчетного подразделения Банка России, в течение операционного дня должны быть зачислены на счета получателей, открытые в расчетном подразделении банка России. В регионах разрабатываются графики доставки, передачи, приема электронных платежей и обмена сообщениями. В каждом регионе существуют свои порядки проведения ВЭР, которые и методологически и технически значительно отличаются друг от друга.

Организация и учет межрегиональных электронных расчетов выполняются их головынм участником МЭР, которым, как правило, являются ГРКЦ, последний отправляет и получает электронные платежные документы по системе межрегиональных телекоммуникаций и осуществляет учет операций. Регламент обработки отправляемых и получаемых межрегиональных элетронных платежей в регионе утверждается территориальным учреждением Банка России. Сроки отправки сообщений межрегиональных и внутрирегиональных платежей отличаются (вторые значительно короче).

В системах ВЭР и МЭР перевод платежей осуществляется на основе электронного платежного поручения (ЭПД).

Клиринговые расчеты – система взаиморасчета платежных документов кредитных организаций, осуществляемая на основе двух или многосторонних нетто – расчетов.

Основными характеристиками возможных вариантов организации межбанковского клиринга являются:

Форма собственности (государственный или частный клиринг);

Членство (добровольное или обязательное);

Вид клиринговых расчетов)двух и многосторонний неттинг);

Уровень организации клиринга (внутригородской, внутрирегиональный, межрегиональный, межгосударственный, смешанный);

Тип документов, используемых в клиринге (электронные или бумажные);

Организация и периодичность предварительных и окончательных клириновых сеансов (на конец дня, через задаваемый промежуток времени);

Организация межбанковского клиринга (с предварительным или без предварительного депонирования денежных средств на счете банков – участников клиринговых расчетов);

Порядок взаимодействия клириновой системы с другими расчетными банковскими системами, в частности с системой перевода крупных сумм платежей;

Целью внедрения клиринговой системы межбанковских расчетов является ускорение оборачиваемости денежных средств банков – участников за счет возможности для каждого из них в течение определенного периода времени производить взаиморасчеты, а также сокращение средств, необходимых банкам для осуществления платежей.

Виды денег.

В процессе исторического развития товарно-денежных отношений было выделено два вида денег:

1. Действительные деньги – это деньги, номинальная стоимость которых обозначается в соответствии с их реальной стоимостью, то есть стоимостью драгоценного металла, из которого они изготовлены.

2. Заместители действительных денег (знаки стоимости) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, то есть затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся:

Металлические знаки стоимости (билонная монета то есть мелкая монета, изготовленная из дешёвых металлов);

Бумажные знаки стоимости, которые печатаются на бумаге (бумажные и кредитные деньги)

  • 3/Денежная система и её элементы. Денежная система Российской Федерации.

Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством. Она сформировалась в 16-17 веках с возникновением и утверждением капиталистического производства, централизованного государства и национального рынка.

В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов:

- Система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (серебро, золото), выполняющих все 5 функций, а обращающиеся банкноты безпрепядственно обмениваются на действительные деньги.

- Система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные деньги вытеснены знаками стоимости, и в обращении находятся бумажные и кредитные деньги.

Элементы денежной системы:

1) денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для выражения цен всех товаров и услуг.

2) масштаб цен – это средства выражения стоимости товаров через весовое содержание драгоценного металла в денежной единице страны (при действительных деньгах). Сейчас это - количество товарной массы, которую можно приобрести на одну денежную единицу.

3) виды денег , являющихся законными платёжными средствами в стране.

4) эмиссионная система и государственный аппарат регулирования денежного обращения . Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска, обращения и изъятия из обращения денежных знаков. Эмиссию (выпуск) наличных денег осуществляет ЦБ РФ.

Денежная система РФ

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 12 апреля 1995 года, определившим ее правовые основы.

1. Официальной денежной единицей в нашей стране является российский рубль.

2. В связи с тем, что российская денежная единица – рубль по закону не связано с денежным металлом, фиксированный масштаб цен отсутствуют. Официальный масштаб цен рубля устанавливается государством. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком РФ (ЦБ РФ) и публикуется в печати.


3. Видами денег являются банковские билеты и металлические деньги, образцы которых утверждаются Банком России.

4. Сообщения о выпуске банковских билетов и монет нового образца, их описание публикуются в печати. Они обязательны к приему по их номинальной стоимости на всей территории страны. Срок изъятия старых банковских билетов не должен быть меньше 1 года, но не более 5 лет. Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а так же других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России.

Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банковских билетов и монет в хранилищах ЦБ РФ и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется и при превышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

  • 4/Инфляция, формы её проявления. Особенности инфляционного процесса в России.

Инфляция – это кризисное состояние денежной системы, что означает переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вследствие чрезмерного их выпуска. Выражается в обесценивании денег, сопровождается ростом цен и падением реальной заработной платы.

Первопричина инфляции – диспропорции в развитии экономики, т.е. между различными сферами народного хозяйства:

Между накоплением и потреблением;

Спросом и предложением;

Доходами и расходами государства;

Денежной массы в обращении и потребностями страны в деньгах.

Причины инфляции:

1) внутренние причины:

Не денежные факторы – это государственно-монополистическое ценообразование, экстраординарные обстоятельства социально-политического характера (революции, войны и т.д.)

Денежные факторы - это кризис государственных финансов (дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, увеличение массы кредитных денег и уменьшение скорости обращения денег)

2) Внешние причины – это мировые кризисы (сырьевой, энергетический, валютный и т.д.)

Валютная политика государств направленная на экспорт инфляции;

Нелегальный экспорт золота и валюты.

  • 5/Социально – экономическая сущность. Функция финансов.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства на текущий год (с 2008 – на 3 года), имеющий силу закона. Он утверждается законодательным органом власти – Парламентом (Федеральное собрание РФ).

Основные функции финансов:

1. Распределительная – проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств, т.е. перераспределение ВВП.

2. Регулирующая – проявляется в государственном регулировании и стимулировании экономики, финансовом обеспечении социальной политики. Здесь используется бюджетно-налоговый механизм.

3. Контрольная – проявляется в государственном контроле за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств (через единый счет Казначейства РФ).

  • 6/Финансовая система Российской Федерации и характеристика её звеньев.

Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений; государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредиты, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

  • 7/Сущность финансового контроля. Виды финансового контроля и органы финансового контроля в России.

Финансовый контроль – это контроль органов власти и специальных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства предприятий всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей). Непосредственно предметом проверок являются прибыль, доходы, себестоимость, рентабельность, издержки обращения

1. Общее управление финансами осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание РФ (две его палаты- Государственная дума и Совет федерации).

2. Оперативное управление осуществляет Министерство финансов РФ.

3. За кассовое исполнение бюджета отвечает Главное управление федерального казначейства (подразделение Минфина РФ).

4. Федеральная налоговая служба осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет, а также занимается подготовкой предложений по совершенствованию налогового законодательства.

5. Главное управление по расследованию экономических и налоговых преступлений (в структуре МВД РФ - бывшая налоговая полиция). Занимается предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений.

6. Федеральная таможенная служба несёт ответственность за соблюдение налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, за правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин.

7. Для контроля над исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная дума образуют Счётную палату , состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

Виды финансового контроля.

1. Государственный :

Вневедомственный (общегосударственный)

Ведомственный (по отраслям народного хозяйства)

2. Негосударственный :

Внутрихозяйственный;

Аудиторский;

Страховой;

Общественный.

Методы финансового контроля

1. Проверка. Проверяются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе отчётных документов – это самый массовый метод.

2. Обследование . Охватывает более широкий круг показателей (проводится опрос, анкетирование)

3. Анализ . Детальное изучение финансово-бухгалтерской отчётности для оценки результатов финансовой деятельности предприятия.

4. Мониторинг (наблюдение). Постоянный контроль со стороны банков за использование выданного кредита и финансовым состоянием предприятия.

5. Ревизия . Полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия

  • 8/Сущность и принципы организации финансов предприятия.

Финансы предприятий - это система экономических денежных отношений, связанных с формированием и распределением денежных доходов и накоплений, и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, и финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работников.Эти денежные отношения возникают в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Они связаны с формированием собственных и привлечением заемных средств, их использованием на финансирование затрат, инвестиций предприятия, с образованием и распределением прибыли.

Функции финансов предприятий:

1. Обеспечивающая - заключается в том, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами. Должен соблюдаться принцип: «все расходы покрываются доходами».

2. Распределительная - связана с обеспечивающей, заключается в том, что доходы предприятия должны быть оптимально распределены.

3. Контрольная - связана с использованием различных стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Контролируют заинтересованные стороны.

Санкции - штрафы, пени, неустойки налоговым органам, хоз. партнерам, банкам.

Показатели - ликвидности, финансовой устойчивасти, обеспеченности собственными средствами и т.д.

Принципы организации финансов предприятия:

1. Самостоятельность в области финансовой деятельности: предприятие самостоятельно решает, куда вкладывать свои финансовые ресурсы:

На собственное развитие

В ценные бумаги

В уставный капитал другого предприятия

На банковские счета и т.д.

Однако самостоятельность возникает только после выполнения обязательств перед обществом и государством 2. Самофинансирование: это полная окупаемость затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы. Каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При этом возможно использование заемных средств на условиях возвратности, срочности и платности. 3. Заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности: предприятие должно быть заинтересовано в результатах своей деятельности. Для этого экономическая среда должна быть такой, чтобы было выгодно производить продукцию, сокращать расходы, получать прибыль. 4. Материальная ответственность: предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Этот принцип реализуется в случае возникновения убытков и неспособности предприятия расплатиться с кредиторами. В этом случае предприятие может быть объявлено банкротом, его имущество продано и за счет этого покрыты долги. 5. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Необходимость контроля возникает из сущности финансов. В производственно - хозяйственной деятельности предприятия заинтересованы различные стороны: - собственники; - государство; - работники; - кредиторы; - хозяйственные партнеры. Контроль включает анализ финансовых показателей и применение различных мер воздействия.

  • 9/Выручка от реализации продукции.

Смысл любого производства заключается в получении дохода. Выручка от реализации продукции – это средства, поступившие на расчетный счет организации за реализованную потребителям продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.

Выручка – это не только главный источник доходов предприятия, но и средства на возмещение всех его затрат.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг является основным показателем хозяйственной деятельности предприятия.Выручка предоставляет предприятию средства для погашения долгов, для закупки сырья, выплаты заработной платы и отчисления налогов и платежей в различные фонды и бюджеты. Выручка, таким образом, только частично представляет собой доход. Сначала из суммы выручки производятся все необходимые выплаты, и лишь затем речь может идти о доходе.

Важным для предприятия моментом является своевременность поступления средств выручки. Большое значение это имеет потому, что именно получением выручки заканчивается цикл деятельности предприятия.

Получение выручки позволяет предприятию восстановить затраченные на производство средства и создать условия для начала нового цикла производства. Кроме того, выручка является для предприятия основным и регулярным из всех имеющихся источников средств.

От своевременности получения выручки зависит финансовая устойчивость предприятия, размер получаемой прибыли, своевременность расчетов с банками, налоговыми органами и бюджетом, различными фондами, а также с поставщиками и с собственными работниками.

Несвоевременность поступления средств приводит к невыполнению предприятием своих обязательств, а, значит, к штрафам, санкциям и потере прибыли, вплоть до остановки производства.

В настоящее время для составления финансовой отчетности метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается лишь после отгрузки продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателю расчетных документов. При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам оплаты отгруженной продукции (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары на счета в банках, а при расчете наличными деньгами - при поступлении средств в кассу), либо по срокам отгрузки продукции и предъявлении покупателям расчетных документов. По международному стандарту доходы и издержки накапливаются, т.е. принимают к учету по мере возникновения, а не по мере поступления денег или совершения платежа. Иными словами используется метод определения выручки по отгрузке продукции. Считается, что данные по счетам нарушают основной принцип учета - сопоставимость объема выручки и затрат на изготовление продукции.

Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции - процесс ценообразования. В конечном счете цена товара определяется рынком, на неё большое влияние оказывает соотношение спроса и производства, и она представляет собой компромисс между желанием продавца и возможностями покупателя. Однако исходным пунктом формирования продажных цен является калькуляция.

Принято рассчитывать две цены каждого товара, производство которого предусматривается в планированном году: продажная обеспечивает изготовительные нормальные условия воспроизводства, и минимальное компенсирование предприятию затрат при минимальной прибыли от продажи.

  • 10/Производственные фонды.

Денежная система РФ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Денежная система РФ
Рубрика (тематическая категория) Финансы

Под денежной системой государства принято понимать законодательно закрепленное устройство денежного обращения, включающее взаимодействие образующих ее элементов.

В результате правового регулирования денежного обращения в РФ создана денежная система, включающая следующие элемен­ты: 1) официальную денежную единицу (рубль, состоящий из ста копеек); 2) эмиссию наличных денег; 3)организацию наличного денежного обращения.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране, как отмечалось ранее, возлагается исходя из статьи 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ.

Первым элементом денежной системы является валюта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек (ст. 27). В Законе РФ ʼʼО валютном регулировании и валютном контролеʼʼ данное понятие несколько уточнено. Под валютой Российской Федерации принято понимать: 1) на­ходящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот Цент­рального банка РФ и монеты; 2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях в Российской Федера­ции; 3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях за пределами РФ на основании соглашения, за­ключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на терри­тории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.

Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

С 1990ᴦ. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается.

Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других госу­дарств устанавливается и публикуется Центральным банком. Ва­люта РФ включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изго­товление преследуются по закону.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всœеми его активами и обязательны к приему по номинальной стоимости при всœех видах платежей, для зачисления на счета͵ во вклады и для перевода на всœей территории страны.

Банкноты и монеты Банка России не бывают объявлены недействительными (утратившими силу законного средства пла­тежа), в случае если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не должна быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограниченийветхие и по­врежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров ЦБ РФ. Он же ут­верждает номиналы и образцы новых денеᴦ. Описание новых де­нежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать Правительство страны.

Вторым элементом денежной системы является осуществление эмиссии наличных денеᴦ. Монопольным правом эмиссии обладает Центральный Банк РФ. Статья 75 Конституции РФ устанавливает, что в РФ не допускается вводить и эмитировать какие-либо другие деньги, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Центрального банка РФ и обеспечиваются всœеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются ЦБ РФ по согласованию с Правительством.

Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпус­каются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег, под которой принято понимать выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

Существует эмиссия наличных и безналичных денеᴦ. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляютцентральные банки, а эмиссию безналичных денег - коммерческие банки, что регулируется также центральным банком страны. Контроль за объёмом денежной массы осуществляет Банк Рос­сии. Количество денег в обращении определяется как сумма на­личных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, банки увеличивают объём денежной массы.

Задача ЦБ РФ заклю­чается в ограничении или расширении возможности банков эмитировать кредитные деньги. Для этого он устанавливает систему обязательных резервов банков, предусматривающую депонирова­ние кредитными организациями в Банке России определœенной части привлеченных ими денежных средств (ст. 38 Федерального закона ʼʼО Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)ʼʼ.

Обязательные резервы - один из инструментов осущест­вления денежно-кредитной политики Центрально банка РФ. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определœенном уровне объём денежной массы, находящейся в обращении в стра­не. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее коли­чество денег может создать банковская система.

На базе кассовых оборотов банков и со­ставляемой аналитической отчетности Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении.

В случае если сумма поступлений наличных денег на счете банка пре­вышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изы­маются из обращения и переходят в резервный фонд. При потреб­ности банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в пределœе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая ее из резервного фонда в оборот­ную кассу РКЦ с разрешения Центрального банка. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Правление ЦБ РФ состав­ляет ежедневный баланс на базе сведений по сети РКЦ: где про­шла эмиссия наличных денег, а где - их изъятие.

Третьим элементом денежной системы выступает организация и регулирование наличного денежного обращения. При регулировании денежного обращения государственные органы руководствуются Основными направлениями денежно-кредитной политики РФ.

В соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ, в целях орга­низации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции (ст. 34):

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации на­личных денег для кредитных организаций;

Установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

Определœение порядка ведения кассовых операций для кре­дитных организаций.

Денежная система РФ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Денежная система РФ" 2017, 2018.