Связанные с финансами и. Что такое финансы? Определение финансов

Что такое финансы?

Финансы - под этим термином понимается совокупность всех материальных ресурсов (в денежной форме – современная трактовка!), которые находятся во владении субъекта экономики: индивида, организации, бизнеса или государства.

Финансы и деньги – тесно взаимосвязанные понятия. Не было бы денег – не существовало бы и понятия финансов. Так, термин «финанси́ровать» означает «снабжать денежными средствами».Слово «финансы» часто используется в быту как синоним слова«деньги».

Финансы – обобщающий экономический термин, означающий как 1) денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и 2) экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйственными субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег». (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М.2007. - 495 с)

Финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения фондов денежных средств». «Большой экономический словарь» Н.Н.Азрилияна(Издательство:Институт новой экономики, ОМЕГА-Л, ГРУППА КОМПАНИЙ , Инт-т нов, эк. , Инстит. нов, эк. , Ин-т новой э к., 2004 г.) -

Фина́нсы (от лат. financia - наличность, доход) - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюдже́т .

Существует также одноимённая экономическая наука - финансы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция 1. Краткое введение в экономику и финансы

Что такое экономика основной вопрос экономики экономика как наука и как образ мышления великий.. эволюция классической теории финансов.. в истории экономической науки доминирование классической теории финансов продолжалось на протяжении многих веков и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Что такое экономика? Основной вопрос экономики. Экономика как наука и как образ мышления
Экономика – это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетв

Финансы как наука
Научная дисциплина финансы изучает деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы - это прикл

Предмет теории финансов
Теория финансов (Financetheory) в широком смысле – это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением ограниченных денежных ресурсов (т.е. п

Предмет современной теории финансов
Если до XIX века теория финансов развивалась как теория государственных финансов, то в XX в. она стала теорией рынков капитала, поскольку их значимость для развития экономики резко возросла.

Эволюция теории финансов
Тема 1-2. Этапы развития теории финансов. Классическая и неоклассическая теории финансов. Взаимосвязь с элементами финансовой системы государства. За свою

Финансовые рынки
Финансовый рынок - это рынок (зачастую биржа), охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способс

Основные финансовые концепции
Финансовая активность (деятельность) - это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между до

Функции финансов
1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитет

Личные финансы
Личные финансовые решения зачастую сводятся к планированию личного бюджета. Распространённая методика планирования личного бюджета такова: 1. в доходную часть бюджета заносятся все предпол

Расходы
В рамках процесса бюджетного планирования приходится принимать и более сложные финансовые решения, особенно это касается расходной части бюджета. Здесь есть множество важных советов:

Финансы предприятий
Основная задача корпоративных финансов - финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечени

Налоги и сборы
Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»). Согласно указанному нормативному акту, налог - обязательный, индивидуально-безвозмездный

Государственный заём
Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежо

Распределение доходов
Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям: обороноспособность правоохранительная деятельность промышленность энергетика

Финансовая экономика
Финансовая экономика - это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика ос

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

И муниципальные финансы (местные финансы). Во второй группе выделяют:

  1. личные финансы и семейные финансы;
  2. финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (финансы предприятий, финансы бизнеса), финансы банков (банковское дело), финансы некоммерческих организаций.

Для публичных финансов первичны расходы, так как производится финансирование четко регламентированных задач и функций публичного образования. Для частных финансов первичны доходы , вся деятельность направлена на получение дохода , который впоследствии используется по усмотрению лица.

Общее умение (а возможно, даже искусство) управлять финансами изучает наука финансовый менеджмент . Управление финансами банка изучается в рамках науки банковское дело . Финансовые рынки изучает наука финансовая экономика . Финансовая статистика изучается в рамках небольшого одноимённого раздела статистики . Методы обработки финансовой информации изучает прикладная математическая наука финансовая математика . Контроль за финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины финансовый контроль .

Трактовка термина «финансы»

В мировой литературе

Современные трактовки термина финансы берут своё начало в камерализме - немецком варианте меркантилизма - науке, занимавшейся проблемой формирования и целевого использования государственной казны . Камерализм был основан на отображении потоков доходов и расходов бюджета государства. Бюджет в камерализме являлся отправной точкой, в которой происходит сравнение между доходами и расходами за определённый отчетный период. В основе бюджета лежит принцип, согласно которому доход должен соответствовать расходу. Под финансами камералисты понимали управление доходами, предназначенными к употреблению на нужды государства . Понятия «камеральная наука» и «наука финансовая» в западной литературе иногда употреблялись как синонимы, но после того, как в структуре камерального хозяйства были учреждены камер-коллегии, в состав которых вошла полиция, термин «финансы» обрёл самостоятельный, более узкий смысл: «правительственная власть … является вынужденною озаботиться заготовлением материальных ценностей, как вспомогательных средств для достижения своих целей… Отсюда возникает особенная отрасль правительственной деятельности, имеющая своей целью приобретение, сохранение и надлежащее употребление необходимых для государственной власти материальных ценностей и состоящая в ведении собственного хозяйства или в попечении о государственных доходах и расходах. Эти попечения правительства … составляют предмет так называемых финансов, финансового управления, правительственного хозяйства или хозяйства государственного» (в дореволюционной России термин употреблялся в том же значении, что и в Германии (см. ).

В англоязычной литературе второй половины XIX - начала ХХ века термин «финансы» трактовался не так однозначно, как в немецкой. В частности, в словаре Вебстера (издание 1886 года) говорилось о том, что финансы - это «доходы (revenue) правителя или государства; иногда, доход физического лица» . Данное определение финансов примечательно в двух аспектах. Во-первых, оно отражает точку зрения узкого круга западных ученых той поры, согласно которой сфера финансов ограничивалась только доходами государства (см. по этому поводу ). Во-вторых, определение отражало тот факт, что термин «финансы» употреблялся не только применительно к общественному сектору экономики, но и к частному. О том, что термин финансы употреблялся в западной литературе второй половины ХIХ века не только в связи с общественным сектором экономики, свидетельствуют и некоторые специализированные издания той поры (см., например ), где в контексте финансов говорится не только о государственных доходах и расходах, но и о спекуляции ценными бумагами, накоплении капитала и процентной ставке по ссудному банковскому капиталу, как о важных аспектах финансовой науки. В книге английского автора Г. Кинга «Теория финансов» вообще не упоминается общественный сектор экономики, а речь идет о прибыли, актуарных расчетах, простом и сложном проценте на ссудный капитал . В этом плане показательно и определение финансов Ф. Кливленда: «Финансы представляют собой отрасль бизнеса, которая имеет дело с получением и расходованием фондов, необходимых для оснащения и управления предприятием. … Что такое фонды? Как их получить? Как ими управлять? Ответы на три эти вопроса покрывают всю область финансов» . Примечательно, что и К. Маркс в своем «Капитале » употребляет термин «финансы» в контексте денежного капитала, банков и бирж .

В целом, все трактовки термина «финансы» в западной литературе второй половины XIХ - начала ХХ века делятся на три группы:

Объяснение столь неоднозначных трактовок финансов в западной литературе изложено в книге К. Плена «Введение в общественные финансы» (1921), где автор утверждал, что перенос смыслового содержания термина «финансы» с общественного на частный сектор экономики произошел в результате метонимии. Как следствие, используемый без уточняющих прилагательных («общественные» (public), «личные» (personal), «корпоративные» (corporate)), термин «финансы» получил более широкий смысл, нежели имел первоначально, и, помимо общественного сектора, стал охватывать вопросы капитала, прибыли, доходов и расходов предприятий и частных лиц. В этой связи, для исключения двусмысленности прилагательного «финансовый» (financial), возникшей в результате метонимии, К. Плен, а вслед за ним и М. Хантер указывали на то, что применительно к общественным финансам корректнее употреблять прилагательное «фискальный» (fiscal), говоря при этом «фискальный год», а не «финансовый год» .

В формулировках определений термина «общественные финансы» используется исторически сложившийся дескриптивный подход, отражающий внешние проявления категории, выражающиеся в формировании и использовании государственного и местных бюджетов:

В основе общественных финансов лежит теория распределения общественных благ. Суть её состоит в том, что существуют некоторые блага (национальная оборона, охрана общественного порядка, дороги и т. п.), потребность в которых не может быть удовлетворена и оплачена в индивидуальном порядке путём товарно-денежного обмена. Как следствие, потребность в таких коллективных благах не может быть реализована через рыночный механизм. Исходя из этого, распределение общественных благ берет на себя государство в лице центральных и местных органов власти через бюджеты соответствующих уровней. «Государственные затраты являются частью потребления общества, в котором государство представляет собой регулирующий орган» . Посредством фискальных и бюджетных инструментов общественные блага не только распределяются, но и перераспределяются. В частности, перераспределение может производиться путем комбинации высоких налогов на обеспеченных граждан, и субсидий гражданам с низкими доходами. Таким образом, путем перераспределения благ между высокодоходными и малообеспеченными слоями населения реализуется концепция социальной справедливости и гуманизма: «Если мы считаем, что моральный долг общества в целом, чтобы помочь слабым, то помощь бедным дает общее благо» .

Среди дефиниций, посвященных финансам частного сектора, доминирующее место занимают определения корпоративных финансов, которые тоже носят дескриптивный характер и не отличаются, при этом, строгостью формулировок: 1) «корпоративные финансы связаны с эффективным и результативным управлением финансами организации для достижения целей этой организации. Это включает в себя планирование и контроль за предоставлением ресурсов (там, откуда они привлекаются), распределение ресурсов (там, где они развернуты), окончательный контроль над ресурсами (эффективно ли используются или нет).<…> Две ключевые концепции корпоративных финансов, которые имеют важнейшее значение в принятии решений, это соотношение между риском и доходностью, а также стоимость денег во времени» ; 2) «Финансы - оценка и управление риском. <…> С точки зрения финансов, корпорация это совокупность рискованных денежных потоков» ; 3) «Корпоративные финансы ¬- приобретение и распределение фондов или ресурсов корпорации с целью максимизации благосостояния акционеров» ; 4) «Это брать деньги, чтобы делать деньги» ; 5) «Финансы предприятий есть исследование того, как финансовые и инвестиционные решения должны быть сделаны в теории, и как они сделаны практически» .

Для обозначения границы между общественными финансами и финансами частного сектора представители западной научной школы сформулировали целый ряд признаков, один из которых выделяется как наиболее существенный: перед общественными финансами и финансами частного сектора стоят разные цели (см. ). Главная цель частного сектора - получение прибыли, то есть максимально возможное увеличение меновой стоимости капитала путем воспроизводства и/или спекуляции. В свою очередь, цель общественных финансов - распределение и перераспределение общественных благ, потребляемых на общенациональном и региональном уровнях (подробнее о целевых функциях финансов см. ).

В современной западной научной и учебной литературе термины «финансовый менеджмент», «управленческие финансы», «корпоративные финансы» и «бизнес-финансы» практически эквивалентны и являются взаимозаменяемыми . «Финансами называется надлежащее управление деньгами» ; «финансы могут быть определены как искусство и наука управления деньгами» .

Особое место в мировой финансовой науке занимает теория советских (социалистических) финансов, представляющая собой модифицированную версию западной теории общественных финансов, адаптированную к советской модели экономики и идеям марксизма . В частности, в противовес теории распределения общественных благ посредством финансов и личных благ посредством рыночного обмена (Т-Д, Д-Т)) К. Марксом была предложена схема распределения благ в обществе, основанном на коллективизме, которая предусматривала в измерять стоимость не опосредовано через деньги , а напрямую через рабочее время : «Индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя - это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нём. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда» . Такая схема распределения благ по квитанциям не предполагала существование денег. Как следствие, «вступление СССР в период социализма многие экономисты рассматривали как начало перехода к прямому продуктообмену и отмиранию денег, кредита, финансов» . Исходя из этого, в первом издании учебника «Финансы СССР», вышедшем в 1933 году, «все изложение материалов исходило из того, что после победы социализма финансы будут „похоронены“ как пережиток капитализма» . Однако, практика первых лет советской власти показала, преждевременность отказа от денег в качестве меры стоимости. Коммунистическая идеология вынуждена была признать, что деньги останутся в СССР как инструмент буржуазной экономики, который, по словам И. Сталина, «взяла в свои руки Советская власть и приспособила к интересам социализма» .

Ключевая отличительная особенность советской модели экономики заключалась в том, что к концу второй пятилетки (1938 год) удельный вес общественной собственности в СССР составлял 98,7 %, в личной собственности колхозников и мелких кустарей находилось лишь 1,3 % всех производственных фондов страны . Таким образом, практически весь производственный сектор в СССР получил статус общественного, а государство от имени общества полностью взяло на себя распределение благ и в производственной сфере. Из государственного бюджета СССР покрывались не только расходы традиционно характерные для капиталистической модели экономики (по государственному управлению, национальной обороне, охране правопорядка, строительству дорог и т. п.), но и основная доля затрат по расширенному воспроизводству (производственные капитальные вложения). Госбюджет СССР фактически стал общественным инвестиционным фондом под управлением государства, через который производилось перераспределение ресурсов между различными предприятиями и отраслями общественного хозяйства. Как следствие, понятие «советские финансы» должно было отразить этот факт.

Начало формированию научных подходов к трактовке общественных финансов, учитывающих реалии социалистической модели экономики, положила научная дискуссия на совещании, проведенном в 1944 году Управлением учебных заведений Министерства финансов СССР. Основными итогами дискуссии являлись:

  1. рассмотрение советских финансов как системы денежных отношений, связанных с действием закона стоимости ;
  2. такое расширение предмета учения о советских финансах, которое в той или иной мере включает в себя денежные отношения внутри государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением.

Дискуссия оказала серьезное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием, на протяжении последующих двадцати пяти лет, в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Распределительная концепция

Автором наиболее распространённой советской теоретической концепции общественных финансов, распределительной, является В. П. Дьяченко (московская школа), считавший, что «отказываться в применении к социалистическому обществу от исторически сложившегося понятия государственных финансов нет никаких оснований» . Под «исторически сложившимся» понималось представление о финансах, как о денежных отношениях, «во первых, распределительных, во-вторых, связанных с существованием и функционированием государства» . Исходя из этого, западная теория распределения общественных благ была адаптирована к условиям советской модели экономики путем скрытого терминологического соглашения, суть которого состояла в том, что в под термином «распределение» стали подразумевать не только распределение общественных благ между сферой производства и сферой потребления, но и процесс дробления валовой денежной выручки на общественных производственных предприятиях (т. н. «первичное распределение») . Кроме того, ввиду полного обобществления производственного сектора, для обозначения различия между общественными фондами (в принятом западной наукой понимании этого словосочетания) и фондами частных предприятий, тоже ставших в СССР общественными, были введены понятия «централизованные фонды» и «децентрализованные фонды»: «финансы социалистического государства есть система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами» .

Чтобы подчеркнуть отличия между распределением общественных благ при социализме и при капитализме, финансы советских предприятий были разделены сторонниками распределительной концепции на две составные части: производственную и распределительную. Так называемое «первичное распределение» (валового дохода по различным фондам предприятия) вошло в состав финансов социалистического государства, а «производственная» составляющая, была выделена в самостоятельную категорию «финансы отраслей народного хозяйства СССР», представляющую собой денежную сторону отношений, складывающихся на предприятиях в процессе движения стоимости в производственной форме (основных фондов, комплектующих, сырья, готовой продукции): «Совокупность денежных отношений, объективно существующих в отраслях народного хозяйства, возникающих в процессе производства и реализации продукции и опосредствующих этот процесс, составляет финансы отраслей народного хозяйства СССР» .

В отличие от западных учёных, выделявших у общественных финансов одну функцию - распределительную (перераспределительную), советские финансовые теоретики наделили финансы СССР ещё одной функцией - контрольной: «В процессе развития учения о финансах социалистического государства были сформулированы две их основные функции - распределительная и контрольная. Первая рассматривалась как общая для государственных финансов и в досоциалистических формациях, и при социализме, но в досоциалистических формациях она сводилась к перераспределению денежных ресурсов, а при социализме распространяется и на отношения первичного распределения национального дохода; вторая (контрольная) была определена как специфическая функция советских финансов» . При этом автор распределительной концепции наделял термин «перераспределение» иным смыслом, нежели было принято в западной теории распределения общественных благ. Исходя из того, что согласно официальной советской идеологии в СССР отсутствовали бедные и богатые, в перераспределении ресурсов между ними не было необходимости. Как результат, термин «перераспределение» в советской финансовой теории утратил свой первоначальный смысл. Под перераспределением стали понимать распределение того, что поступило в госбюджет после т. н. «первичного распределения» внутри производственных предприятий. В частности, благодаря подобного рода «перераспределению» в СССР могли существовать планово убыточные предприятия и даже целые отрасли, убытки которых покрывались через госбюджет за счёт прибыли других общественных предприятий и отраслей.

Воспроизводственная концепция

Воспроизводственная концепция советских финансов, автором которой является А. М. Александров (ленинградская школа), принципиально отличалась от распределительной тем, что денежные отношения внутри предприятий не делились на распределительную (т. н. «первичное распределение») и воспроизводственную (т. н. опосредствование) составляющие, а объединялись в одно целое под называнием «опосредствование производственного процесса» и полностью включались в предметную область, охватываемую понятием «финансы социализма». В результате такого подхода все денежные отношения, входящие в понятие «финансы социализма», по версии воспроизводственной концепции представляли собой систему из двух типов отношений:

1) «опосредственные» 2) распределительные (в подлинном смысле этого слова, изначально принятом в западной теории распределения общественных благ).

При этом финансы, помимо контрольной и распределительной, наделялись функцией «опосредствования кругооборота производственных фондов». «В этой функции финансы обслуживают не только фазы кругооборота Д-Т и Т-Д, но и фазу движения фондов предприятий в их производственной форме» . По версии воспроизводственной концепции социалистические финансы - «это система денежных отношений опосредствующих кругооборот производственных фондов в народном хозяйстве на расширенной основе и обеспечивающих образование и использование различных фондов для удовлетворения разнообразных потребностей социалистического общества» .

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, согласно воспроизводственной и распределительной концепций в состав финансов социализма не входили личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Правовая концепция

В основе правовой концепции советских финансов, автором которой является Эрнест Александрович Вознесенский (ленинградская школа), лежит одно из отличий, при помощи которых западные финансовые теоретики обозначали границу между общественными финансами и финансами частного сектора. К. Шоуп описывает это так: «Главное различие между системой распределения правительства и семьи, церкви, или другого некоммерческого учреждения заключается в степени беспристрастности правил, по которым правительство распределяет свои услуги и распределяет бремя покрытия расходов … Беспристрастность означает, что (1) данный свод правил, например, налоговое право, установлен декретом, … и (2) правила, поддержаны санкциями (штрафами или тюремными сроками), одинаково применимыми ко всем нарушителям закона, кем бы они ни были. … В отличие от этого режима, семья распределяет среди своих членов товары, потребляемые в домохозяйстве по неофициальным и часто меняющимся критериям» . По аналогии с К. Шоупом формулировалась аргументация Э. А. Вознесенского применительно к советским финансам:

1) Финансовые отношения, в том числе налоги, суть стоимостные (денежные); 2) Лишь те денежные отношения финансовые, которые образуют их систему, регламентированную государством.

«Таким образом, финансы социалистических государств представляют собой систему денежных отношений, имеющих императивную форму» . По версии Э. А. Вознесенского система социалистических финансов охватывала почти всю предметную область финансов, поскольку жесткой императивной регламентации в СССР подвергалась не только сфера распределения общественных благ, как это было в капиталистических странах, но и сфера производства вместе с непроизводственной. Исключение составляла только часть денежных отношений, относимых западной научной школой к понятию «личные финансы»: «Расходы, осуществляемые за счет личных доходов членов социалистического общества, не носят императивной формы (отношения, опосредствованные Д-Т и Т-Д), а потому не входят в сферу финансов, за исключением, естественно, уплаты налогов, страховых платежей, возврата ссуд и др.» При этом закупки промтоваров и продовольствия (тоже отношения Д-Т и Т-Д), проводимые бюджетными организациями, Э. А. Вознесенский причислял к финансам социалистического государства на том основании, что госзакупки подвергались жесткой регламентации.

В учебной литературе по финансам, издаваемой после распада СССР на постсоветском пространстве, главным образом, продолжают излагаться основные теоретические концепции советских (общественных) финансов. При этом дефиниции категории финансы, как правило, повторяют (без прилагательных «советские» и «социалистические») дефиниции из советских учебников. Исключением является концепция, разработанная С. П. Захарченковым, согласно которой финансы представляют собой целенаправленное движение меновой стоимости капитала в денежном измерении .

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) - это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности - если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора - можно пойти в банк или на биржу , и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот - для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (т. н. депозит), чтобы получать со своего вклада процент. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже могут выплачиваться проценты (называемые дивидендами). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь продав подорожавшую акцию.

Функции финансов

  1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
  2. Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
  3. Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
  4. Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Финансовые услуги

Доходы

Финансовые решения в доходной части личного бюджета зачастую не являются сложными - главное не упустить из виду ни один возможный источник дохода. Главный принцип: «капитал должен приносить капитал ». Если имеются свободные средства производства - то они должны быть пущены в дело. Если имеется незадействованная собственность - то она должна быть сдана в аренду. Если какой-то свободный ресурс не способен принести доход и не является выгодным вложением (то есть не возрастает в цене сам по себе), то он должен быть продан, а деньги должны быть обращены в инвестиции.

Советы вроде «сменить работу на более высокооплачиваемую» не имеют отношения к финансам. Финансы - это то, что есть в распоряжении и чем можно оперировать. Главная задача финансового управления - наиболее эффективно (то есть с наибольшей выгодой) распорядиться имеющимися финансами. В нынешних условиях кредитных денег , заполучить дополнительные финансовые ресурсы в виде кредита не представляется проблемой.

Во избежание нежелательных секвестров , в доходную часть бюджета не следует включать возможные доходы, если вероятность их получения менее 90 %. В то же время, если незапланированный доход всё-таки появится, то пути его утилизации нужно определять в оперативном порядке. Ещё один важный момент, который нужно помнить при планировании доходов - это то, что пенсии и компенсации нужно рассчитывать исходя из самой выгодной из возможных схем.

Расходы

В рамках процесса бюджетного планирования приходится принимать и более сложные финансовые решения, особенно это касается расходной части бюджета. Здесь есть множество важных советов:

  • Во-первых, при расчёте длительного бюджетного периода (6 месяцев и больше), не забудьте про инфляцию . Если что-то стоит определённую сумму в начале года, то это не значит, что в конце года цена останется прежней. Пользуйтесь прогнозом инфляции от авторитетных источников и закладывайте этот прогноз в план расходов.
  • Закладывайте в расходы предполагаемое (предварительно анонсированное) повышение расценок на продукты и услуги. Если объявлено, что тогда-то электроэнергия подорожает на определённый процент , то этот процент должен быть отражён в бюджете.
  • Разумеется, следует всегда искать наиболее дешёвые продукты и услуги, имеющиеся на рынке. Иначе основной принцип рыночной экономики - конкуренция - вообще не будет работать. Но это совсем не значит, что качеством продуктов при этом можно пренебречь. Не закладывайте в бюджет некачественные или сомнительного качества продукты и услуги. Нужно выбирать самое дешёвое, но только из приемлемой качественной категории. Это особенно относится к продуктам питания, медицинским и финансовым услугам.
  • Кредиты нужно обязательно возвращать, хотя бы для того, чтобы не испортить свою «кредитную историю » и иметь возможность получить кредит в будущем. Поэтому взносы по кредитам должны иметь высокий приоритет в списке расходов.
  • Страхование рисков - непременная часть грамотного управления финансами. Никак не менее 5 % (а лучше 8-12 %) всех личных расходов рекомендуется направлять на страхование разного вида рисков. Это общепринятая мировая практика.
  • Нахождение законной схемы снижения уплачиваемых налогов - распространённый на Западе метод сокращения расходов. Если имеется даже малейшая возможность снижения налоговых отчислений, то ей непременно надо пользоваться. Если объём налогов очень велик (и возможная экономия способна окупить услуги специалиста), то целесообразно обратиться за советом к финансовому консультанту (или даже нанять личного бухгалтера).
  • В пенсионный фонд рекомендуется откладывать 7-10 % доходов. Пенсионный фонд - это в принципе обычный долгосрочный депозитный вклад, но с минимальным заложенным риском.
  • Инвестиции - это область самых сложных финансовых решений. Часто говорят, что нужно обладать даже «особым чутьём», чтобы принимать удачные решения в этой области. Однако, если отбросить всякие мистификации, то можно сказать, что хорошее инвестиционное решение - это продукт глубокого всестороннего безэмоционального анализа рынка инвестиций.

Финансы предприятий

Основная задача корпоративных финансов - финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов - это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция - это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости . Управление инвестициями - важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью - периодом времени - инфляцией - неприятием рисков - налогами
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Финансы государства

Налоги и сборы

Финансовая экономика

Финансовая экономика - это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена , добавочная стоимость , акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

  • Оценка - определение реальной ценности актива
    • Насколько высоки риски этого актива? (нахождение правильных учётных ставок)
    • Какое движение наличности может вызвать актив? (дисконтирование денежных потоков)
    • Какова рыночная цена сходного актива? (относительная оценка)
    • Зависят ли финансовые потоки от какого-то другого актива или события? (производная оценка)
  • Финансовые рынки и инструменты
    • Товары
    • Акции
    • Облигации
    • Инструменты валютного рынка
    • Производные ценные бумаги
  • Финансовые институты и правила

См. также

Финансовые учреждения и организации

  • Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ)

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации

Примечания

  1. Финансы - статья из Большой советской энциклопедии
  2. Финансы /Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495 с. - (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
  3. , с. 1-4
  4. , с. 5
  5. , с. 4-6
  6. , с. 15-24
  7. , с. 1-6
  8. , с. 3
  9. , с. 1
  10. , с. 867-881
  11. , с. 512
  12. , с. 20-21
  13. , с. 7
  14. , с. 52-53
  15. , с. 7-8
  16. , с. 149
  17. , с. 7-26
  18. , с. 1-3
  19. , с. 3-4
  20. , с. 1
  21. , с. 1-5
  22. , с. 3-4
  23. , с. 9
  24. , с. 25
  25. , с. 2-3
  26. , с. 3
  27. , с. 1
  28. , с. 1
  29. , с. 5-7
  30. , с. 3-4
  31. , с. 21-22
  32. , с. 50-51
  33. , с. 41-45
  34. , с. 11-15
  35. , с. 17-22
  36. , с. 1-3
  37. , с. 3-7
  38. , с. 21-30
  39. , с. 11
  40. , с. 4
  41. , с. 4-5
  42. , с. 3-4
  43. , с. 4-5
  44. , с. 3
  45. , с. 188
  46. , с. 2
  47. , с. 11-12
  48. , с. 5
  49. , с. 3-5
  50. , с. 3
  51. , с. 1
  52. , с. 17-18
  53. , с. 404
  54. , с. 403
  55. , с. 25
  56. , с. 133
  57. , с. 35
  58. , с. 53

Место финансов в системе экономических отношений.

Финансы , по сущности, представляют собой одну из экономических категорий, использующаяся в современных государствах с различным общественно-экономическим строем. К таким относятся деньги, кредит, прибыль, себестоимость. Каждая из них выполняет свои функции, в которых выражается сущность и значение этих категорий.

Наука о финансах – учение об экономических отношениях опосредованных оборотом денег.

Предметом являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Термин финансы исторически связан с существованием государства. Именно возникновение государства привело к необходимости выделения из экономических отношений, т.е. из отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления новых дополнительных отношений, связанных с формированием ресурсов государства и их использования для выполнения им своих функций.

Причиной возникновения финансов является наличие государства, но возникновение финансов не результат деятельности государства, они обусловлены потребностями общества.

Условием возникновения финансов являются товарно-денежные отношения. Финансы служат для удовлетворения общественных потребностей. И причина и условие должны быть в совокупности.

Своеобразие отношений составляющих содержание финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения, поэтому финансы по своему происхождению - денежные отношения.

Большинство денежных отношений в обществе носят эквивалентный характер, т.е. движение денег всегда сопровождается встречным движением товара или услуг. Финансы опосредуют неэквивалентное денежное движение. Движение денег в этом случае не сопровождаются товарным эквивалентом (за исключением покупки государственных ценных бумаг).

Таким образом, не все денежные отношения относят к финансам. Финансы – это обособившаяся часть денежных отношений. Их особенность заключается в том, что они не связаны непосредственно с товарно-денежным обращением.

Отличительные черты финансовых отношений.

Определение финансов.

Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются денежные доходы и накопления, принимаемые форму финансовых ресурсов.

Д – Т – П – Т" – Д" – возникновение финансов

Важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений (всегда связан с формированием финансовых ресурсов). Распределение осуществляется по средствам формирования денежных фондов целевого назначения.


Фондовая форма распределения стоимости общественного продукта позволяет органически соединить производство с потреблением, сделав потребление отправной точкой начальной стадии нового воспроизводственного цикла.

В составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства. Финансы служат экономическим инструментом распределения национального дохода (НД – вновь созданная стоимость). Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества.

Финансы рассматривают на 2-х уровнях:

  1. Под централизованными (публичными) финансами понимаются денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства.
  2. Под децентрализованными (корпоративными) финансами понимаются денежные отношения, опосредуемые кругооборотом денежных фондов хозяйствующих отношений.

В отношении централизованных фондов государство выступает равноправным хозяином и может принудительно обеспечить свои доходы через систему налогов. В отношении децентрализованных финансовых ресурсов государственное регулирование выполняется косвенно.

Таким образом, выделяют 4-й признак финансов – императивность финансовых отношений – обязательным участником финансовых отношений является государство.

Финансы имеют признаки:

1.Денежный характер.

2.Распределительный характер.

3.Фондовый характер.

4.Императивный характер.

Таким образом, финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условия расширенного воспроизводства.

  • Фина́нсы (фр. finances - денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий).

    Важным элементом финансов служит категория распределения ресурсов. Данная категория является древней и существует еще со времен рассвета человеческого общества. Например, в первобытном обществе охотники забили мамонта, но поделились с остальным племенем (женщинами, стариками, детьми), которые непосредственно в охоте участия не принимали - такая система отношений, основанная на распределении ресурсов, способствовала формированию человеческого социума, без чего невозможно было бы зарождение цивилизации и системы государственности. В современном государстве делятся уже финансовыми ресурсами, а во главе угла по-прежнему стоит система их распределения. Распределение не обязательно подразумевает безвозмездный характер получения финансовых ресурсов - наоборот, под распределением понимается как бы мена, обмен разнородных ресурсов. Например, пенсионер отдал свой многолетний труд и производил отчисления в социальные фонды государства, а государство по достижению гражданином определенного возраста распределяет уже новые поступления будущих пенсионеров и выплачивает их действительным пенсионерам. Многие исторические деятели спекулировали на понятии распределения во взаимосвязи с такими категориями как справедливость, равенство или, наоборот, неравенство из-за чего сформировалось множество трактовок термина распределения ресурсов в теории финансов.

    В западной научной и учебной литературе общих определений финансов обычно не дают, финансы трактуются довольно широко. Обычно конкретизируется, о каких финансах идёт речь: публичных, корпоративных или личных финансах. Под публичными финансами понимают процесс и механизм формирования и использования государственных ресурсов, баланса доходов и расходов, а также соответствующие методы контроля. Под корпоративными финансами подразумевают «надлежащее управление деньгами» или «искусство и науку управления деньгами». Таким образом, термины «финансовый менеджмент», «управленческие финансы», «корпоративные финансы» и «бизнес-финансы» практически эквивалентны и являются взаимозаменяемыми. Под теорией финансов подразумеваются теории арбитражного ценообразования, структуры капитала, портфельная теория, теория ценообразования финансовых активов, опционов и другие теории, основанные Г. Марковицем, У. Шарпом, Р. Мертоном, Ф. Модильяни, М. Миллером, Дж. Тобином, A. Блэком и др.

    Под «финансами» также понимают экономическую науку и дисциплину, изучающую соответствующую сферу экономических отношений.

    Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

    Термин финансирование означает снабжение (обеспечение) денежными средствами.