Экономическая и политическая ситуация в стране, предшествующая распаду ссср.

В начале 70-х был нанесен удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Само слово «рынок» стало критерием идеологической неблагонадежности. Со второй половины 70-х гг. начала меняться организация промышленного производства. Появились производственные научно-производственные объединения (НПО). Практическим результатом подобных мер стал лишь гигантизм. Желаемого же слияния науки и производства не произошло. Зато в эти годы быстро и успешно шло слияние, переплетение официальной экономики с теневой - разного рода полу законной и незаконной производственной и торговой деятельностью, в которую были втянуты целые предприятия. Доходы теневой экономики исчислялись многими миллиардами. К началу 80-х гг. стала очевидна неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы. Страна вступила в период глубокого кризиса.

Вследствие этих и многих других причин к середине 80-х гг. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отношений в России была безнадежно упущена. Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределялись права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов, параллельно этому сокращался поток нефтедолларов и рос внешний и внутренний долг государства.

В начале 80-х гг. все без исключения слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.

Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда.

Однако, в конечном счете, совсем другие силы определили направление и характер реформирования советской системы. Этими силами была советская номенклатура, тяготившаяся коммунистическими условностями и зависимостью личного благополучия от служебного положения.

Таким образом, к началу 80-х гг. советская тоталитарная система фактически лишается поддержки в обществе и перестает быть легитимной. Ее крах становится вопросом времени.

Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политической структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких.

Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой «общественной организации» на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.

В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна - повсеместно зафиксировано снижение производительности труда.

Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории этой страны.

Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй Съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений. Одним из центральных вопросов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о борьбе с организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссия, посвященных как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 г., политическая оценка ввода советских войск в Афганистан в 1979 г.) так и внутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привилегиях)...

Когда открылся первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь «игрой в демократию», каковой он, собственно, и являлся. Ко второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным мановением руки сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного. Введение президентства.

Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность набрать политическую силу и влияние, позволили им представить правоцентристское единство в КПСС как стратегическую линию, а не как временный тактический маневр. Ситуация в стране требовала решительного развития курса на смешанную экономику, на создание правового государства и заключение нового союзного договора. Все это объективно работало на демократов.

К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно изменилась. Горбачев, не без оснований опасаясь, что весенние выборы в республиках приведут к победе радикальных сил («Демократическая Россия», РУХ и другие), которые сразу же - по примеру Прибалтики - постараются занять независимую позицию в отношении возглавляемого им Верховного Совета Союза, сделал шаг, против которого он и его единомышленники выступали еще несколько месяцев назад. Используя свой авторитет в возглавляемом им Верховным Совете СССР, он сумел - при сопротивлении Межрегиональной депутатской группы - провести решение об учреждении поста Президента СССР. Став Президентом, Горбачев получил широкие политические полномочия и тем самым сильно укрепил свою власть в стране.

Затем политическая борьба перешла на государственный уровень. Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республиканские структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни договориться между собой. «Война законов» между Союзом и республиками велась с переменным успехом и к зиме 1990/91 года достигла апогея в связи с трагическими событиями в Прибалтике, борьбой вокруг Союзного договора и союзного бюджета. Все это происходило на фоне быстрого развала экономики, межнациональной конфронтации между республиками и внутри их.

В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях общества. После того, как в крупных индустриальных центрах России и Украины к власти пришли демократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Более того, демократия явственно вырождалась в анархию, усиливая тоску по «сильной руке». Подобные настроения овладели и Верховным Советом СССР: в декабре он, опасаясь непредсказуемого развития событий, делегировал Президенту дополнительные полномочия, а заодно - дополнительную ответственность. Горбачев же в январе этого года сформировал новый Кабинет министров, в котором ключевые посты заняли представители «просвещенной» бюрократии и военно-промышленного комплекса.

Говоря о СССР, нужно сделать существенную оговорку, насчет первого президента Советского Союза, которым стал Михаил Сергеевич Горбачев, поскольку это тоже сыграло свою роль в истории СССР, в частности в распаде. Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК КПСС вовсе не было предопределено расстановкой политических сил. Был, по признанию самого Михаила Сергеевича, и другой кандидат. Но в результате скрытой, «недоступной простому смертному» аппаратной игры победу одержала именно его команда.

Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для того, чтобы идеологически обосновать свою борьбу со старой партийной гвардией, он вынужден был провозгласить курс на обновление социализма с его, ведущей и направляющей силой - КПСС. Поначалу, в апреле, когда народ скорбел по поводу алкогольной кампании, начались кадровые перестановки. Один за другим отправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и республик. Чисткой аппарата руководил теперь уже подзабытый Егор Кузьмич Лигачев, и за два года справился со своей задачей - рассадил преданных людей на все ключевые посты.

На этом все партийные «перестройки» до Горбачева, как правило, заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло настолько, что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок. И не успела новая номенклатура припасть к кормушке, как Горбачев объявил о том, что перестройка продолжается.

Однако «свалить» Лигачева на партийной арене оказалось не так-то просто, и Горбачеву, в конце концов, пришлось создавать альтернативные структуры в виде Верховного Совета и Съезда народных депутатов, чтобы держать аппаратчиков в постоянном напряжении. В сидении на двух стульях сразу Горбачев нашел для себя несомненную пользу: партократов всегда можно было припугнуть демократами, а демократов - славой КПСС.

Борьба на политической арене страны шла главным образом вокруг двух пунктов. Первый - общий сценарий развития перестройки. Будет ли это постепенное врастание сложившихся структур управления в рыночное хозяйство и введение государственно-бюрократического капитализма «сверху»? Или же, напротив, ликвидация этих структур и стихийное формирование капитализма «снизу»?

Таким образом, можно отметить, что первые предпосылки распада СССР возникли ещё с 70-х годов. Росла доля теневого сектора экономики, увеличивалась дифференциация общества, падал уровень производительности труда, увеличение влияния бюрократов, рост коррупции. Всё это сыграло немаловажную роль в развале Советского Союза. Во время перестройки одной из основных политических причин распада СССР являлись разногласия и неопределённость внутри государства, что проявлялось в борьбе между либералами и консерваторами. Не было принято единое, национальное решение: «В какую же сторону двигаться?» Одни выступали за постепенное введение государственно-бюрократического капитализма, другие - за ликвидацию бюрократических структур и стихийное формирование капитализма.

По данным Всемирной торговой организации, в 2011г. объем мировой торговли увеличился на 5%. Ранее ВТО прогнозировала, что рост мировой торговли в 2011г. составит 5,8%. Темп роста мирового производства снизился до 2,4% в 2011 г. против 3,8% в 2010 г. Для стабильного роста мировой экономики все еще сохраняются серьезные риски (европейский кризис суверенного долга, растущие цены на нефть, беспорядки в арабских странах), что отражается на состоянии мировой торговли. В 2012 г. ожидается дальнейшее замедление этого показателя до 3,7%.

В рейтинге ведущих экспортеров товаров, включая страны - участницы Европейского союза (ЕС), по итогам 2011 г. Российская Федерация заняла 9 место. В 2010 г. Россия находилась на 12 позиции. В годовом исчислении объем российского экспорта вырос на 30%, что позволило ей опередить Бельгию, Великобританию и Гонконг. В рейтинге ведущих импортеров в 2011 г. Российская Федерация заняла 17 место. В 2010 г. по этому показателю Россия находилась на 18 месте.

В феврале 2012 г. российский внешнеторговый оборот, рассчитанный по методологии платежного баланса, составил 70,3 млрд долл., что на 15% превышает аналогичный показатель 2011 г.

Динамика российского экспорта в феврале 2012 г. ухудшилась по сравнению с предыдущими месяцами. Если в течение 2011 г. среднемесячный темп роста экспорта был 30,3%, в январе 2012 г. - 32,2% по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года, то в феврале - всего 14,7%. Ухудшение динамики экспорта можно объяснить тем, что в феврале экспорт нефти в физическом выражении увеличился всего на 2,2%, при этом рост происходил за счет увеличения поставок в страны СНГ по ценам ниже, чем она продается в страны дальнего зарубежья. Вывоз нефти в физическом выражении в страны дальнего зарубежья сократился в феврале 2012 г. по сравнению с февралем 2011 г. на 9,2%. Аналогичная ситуация наблюдалась и по экспорту нефтепродуктов.

Тем не менее благоприятная конъюнктура мирового рынка нефти обеспечила рост доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов: в феврале 2012 г. они увеличились по сравнению с аналогичным месяцем 2011 г. на 17,5%. Доля нефти и нефтепродуктов в общем объеме российского экспорта в феврале 2012 г. составила 58,8%.

В январе-феврале 2012 г. значительно выросли физические объемы экспортных поставок меди (на 66,5%) и никеля (в 2,1 раза). В результате при существенном снижении контрактных цен (на никель - на 30,2%, медь - на 25,0%) стоимостной объем экспорта никеля увеличился на 52,6%, меди - на 23,9%. В общем стоимостном объеме экспорта доля продукции металлургического комплекса в целом снизилась с 9,2% до 8,8%

Стоимостной объем экспорта машин, оборудования и транспортных средств по итогам января-февраля 2012 г. вырос на 37,1% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Стоимостные объемы экспорта легковых автомобилей увеличились в 3 раза, исключительно за счет роста поставок в страны СНГ. Закупки российских легковых автомобилей странами дальнего

зарубежья сократились на 20%.

Экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился в 2,1 раза, при этом доля в общем объеме экспорта выросла с 1,3% до 2,3%. Рост стоимостного объема этой группы товаров был вызван значительным увеличением физических объемов экспорта, в том числе возобновлением экспорта зерна, а также ростом физических объемов экспорта масла подсолнечного (в 15 раз).

По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, с 1 июля 2011 г. по 15 апреля 2012 г. Россия экспортировала 18,5 млн тонн пшеницы. Таким образом, был побит рекорд 2009-2010 сельхоз года, когда данный показатель составил 18,275 млн тонн. Всего экспорт пшеницы к концу текущего сельскохозяйственного года (то есть по 30 июня 2012 года) составит 20,5 млн

тонн. Это позволит России уверенно занять второе место после США в рейтинге мировых экспортеров пшеницы. В основном российская пшеница экспортируется в страны Северной Африки, Ближнего Востока и Турцию.

Рост российского импорта также замедлился. В феврале 2012 г. импорт составил 25,2 млрд. долл., что превышает аналогичный показатель прошлого года на 15,6%, при том, что в 2011 г. среднемесячный темп прироста составлял 32,2%, в январе 2012 г. - 20,1%.

По причине хорошего урожая в России в 2011 г. - начале 2012 г. сократился импорт продовольственных товаров и сырья для их производства. Доля этой группы товаров снизилась с 16,7% в январе-феврале 2011 г. до 13% в первые два месяца 2012 г. Так, значительно сократился импорт сахара, масла подсолнечного и овощей.

Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 559-р утверждена Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, в которой предусматривается к 2020 году довести долю российского производства

в товарных ресурсах (с учетом переходящих запасов) по сахару - до 96,7% в общем объеме, растительному маслу - до 84%, мясу и мясопродуктам - до 88,3%; пищевым рыбным товарам - до 82%, молоку и молокопродуктам - до 85,3%.

Высокие темпы роста сохраняются в импорте машин и оборудования. В январе-феврале 2012 г. этот показатель в годовом сопоставлении увеличился на 47,1%, что обусловлено всплеском инвестиционного спроса в первые два месяца года.

Положительное сальдо торгового баланса в феврале 2012 г. увеличилось по сравнению с февралем прошлого года на 13,6% и составило 19,8 млрд долл.

По оценке Центрального банка, в I квартале 2012 г. внешнеторговый оборот РФ составил 208 млрд долл., что на 16,7% превышает аналогичный показатель 2011 г. В том числе экспорт - 134,7 млрд долл. (рост 19%), импорт - 73,3 млрд долл. (рост 12,6%). Таких высоких показателей за I квартал не было за весь период наблюдений.

В сентябре 2011 г. все планшетные компьютеры, оснащенные GSP-модулем, были признаны Федеральной таможенной службой (ФТС) не вычислительными машинами, а навигаторами. В связи с чем импорт этой техники ФТС начал облагать ввозной пошлиной в размере 5%.

Чтобы пошлина не взималась, производители планшетов должны были доказать, что их продукция - не навигаторы, а вычислительная техника.

Фирма Apple в феврале 2012 г. через Ассоциацию предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) отправила в

ФТС письмо, в котором подробно объяснялось, почему iPad является именно вычислительной машиной, а не навигатором. С 10 марта 2012 г. пошлина для планшетов Apple была отменена.

Таким образом, Apple получил преимущество перед другими участниками рынка, чем заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По мнению ФАС, решение ФТС нарушило законы конкуренции, так как ввозимые на территорию Таможенного союза

планшеты других компаний, при наличии GPS модуля, по- прежнему облагаются пошлиной в размере 5% от стоимости устройства. ФАС предложила в течение двух недель уточнить перечень товаров, классифицирующихся по субпозиции 8471 (вычислительные машины), и включить в него планшетные компьютеры без указания марки и производителя.

В настоящее время ФТС России готовит проект решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по классификации «планшетных компьютеров» с учетом позиции Комитета по гармонизированной системе Всемирной таможенной организации (ВТО), выработанной на весенней сессии. После принятия этого документа классификация современных многофункциональных технических устройств будет осуществляться на системной основе.

По государственному строю современная Канада - независимое, суверенное государство. Законодательная власть в нём осуществляется парламентом, который состоит из назначаемого сената и выборной палаты общин. Высший орган исполнительной власти - правительство, которое формирует лидер партии, получивший большинство мест в палате общин. Канада входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Главой государства номинально считается королева (король) Великобритании, которую в Канаде представляет генерал-губернатор (обязательно уроженец Канады), назначаемый ею по рекомендации премьер-министра сроком на пять лет.

Канада - федеративное государство, состоящее из десяти провинций и трёх территорий. Как и штаты США, каждая провинция имеет свою эмблему в виде изображения какого-либо зверя, вида растительности.

Красный кленовый лист на центральном белом поле, которое обрамлено вертикальными полосами красного цвета. Флаг символизирует два океана, омывающие берега Канады - Тихий и Атлантический - и заключённую между ними страну. Кленовый лист подчёркивает единство нации. Красный - цвет креста Св. Георгия - символизирует Великобританию. Белый - цвет французской монархии.

Население Канады составляет более 35,5 млн. человек (2006 г.). В течение долгого периода колонизации страны оно только на половину выросло за счёт естественного прироста. В прошлом важным источником роста населения Канады служила иммиграция, которая и теперь обеспечивает 1/3 абсолютного прироста населения. С 1901 г. по 1911 г. в Канаду прибыло 1,7 млн. человек, в период между переписями 1951 г. и 1961 г. Канада приняла более 1,5 млн. человек. В последующем иммиграция сократилась.

С этнической точки зрения Канада представляет собой уникальное образование, эту страну населяют более 100 национальностей, но фактически это двунациональная страна. Сосуществуют две основные культуры и два языка - результат борьбы между Англией и Францией, происходившей на ранних этапах колонизации той части Северной Америки, которой впоследствии было суждено стать Канадой. В наши дни численность англо-канадцев в стране достигает 10 млн. человек, они формируют основное население в девяти из десяти провинций (кроме Квебека). Франко-канадцев в Канаде - 7млн. человек, эта доля меньше, чем на рубеже XIX - XX вв., когда франко-канадцы составляли 1/3 населения страны. В наше время 4/5 франко-канадцев проживает в бывшей французской Канаде - провинции Квебек. Отдельные компактные группы франко-канадцев проживают также в провинциях Онтарио и Нью-Брансуик. Кроме этих наций выделяются национальные меньшинства (переходные группы), обычно не имеющие чётко выраженных этнических территорий, образующие лишь отдельные вкрапления в общем англо-канадском фоне расселения. Самые крупные переходные группы Канады: немецкая, итальянская, украинская.

Официальные языки Канады - английский и французский. Другие канадцы говорят на итальянском, немецком, украинском, португальском языках, а также на различных языках индейских и инуитских народов. Инуктитут (инуитские диалекты) является одним из официальных языков территории Нунавут. В религиозном отношении, около 46% верующих составляют приверженцы римско-католической церкви, 36% - протестанты. Из других вероисповеданий распространены православие, иудаизм, ислам и др.

Среди развитых стран Канада выделяется крайне низкой плотностью населения (3 человека на 1 кв. км) и неравномерностью его размещения. Свыше 9/10 жителей сосредоточены в южной, приграничной с США полосе; 2/3 канадцев проживают в Приозёрной части с Центром в Торонто и в долине реки Св. Лаврентия с центром в Монреале. Здесь, в южной, наиболее обжитой зоне шириной 200 - 500 км, плотность населения составляет 10-50 человек на 1 кв. км, тогда как на Севере она не превышает одного человека на 100-200 кв.км. Для Канады характерна высокая мобильность населения. Люди меняют место жительства, главным образом в поисках работы, так как проблема безработицы остается острой много лет.

Канада высокоурбанизированная страна, городское население составляет 77%. В составе сельского населения преобладают жители, относящиеся к категории «нефермерского населения», лишь 1/5 живёт на фермах.

Наиболее крупный город страны - Торонто (4,7 млн. жителей), бывшая столица колонии Верхняя Канада, в настоящее время - провинции Онтарио, ведущий торговый, финансовый и промышленный центр. Важнейший город на востоке страны - франкоязычный Монреаль (3,4 млн. жителей), один из основных торгово-промышленных и культурных центров, внутренний порт. Между Торонто и Монреалем формируется мегалополис. Столица страны Оттава (1,1 млн.) образует единую агломерацию с расположенным на другом берегу реки Оттава городом Халл. Другие значительные города, образующие агломерации: западный морской порт Ванкувер, Калгари (более 900 тыс.), Эдмонтон (более 900 тыс.), Квебек (ок. 700 тыс.), Виннипег (ок. 700 тыс.) и др.

В Канаде экономически активное население в 2001 г. оценивались в 16,4 млн. человек. Из них 74% были заняты в сфере услуг, 15% - в промышленном производстве, 5% - в строительстве, 3% - в сельском хозяйстве, 3% - в других отраслях.

Канада - высокоразвитая страна с рыночной экономикой, достигшая постиндустриальной стадии развития. По объёму ВНП она занимает седьмое место в мире, по размеру ВНП на душу населения Канада значительно уступает США. Страна входит в группу главных производителей ряда сельскохозяйственных и промышленных товаров. Промышленность. Важнейшая особенность горнодобывающей промышленности Канады - её экспортная направленность: более 4/5 всей продукции добывающих отраслей поставляется на мировой рынок.

Канада занимает первое место по добыче урана, кобальта, калийных солей и асбеста, второе - по добыче цинковых руд и самородной серы, третье - по никелевым рудам, природному газу, производство первичного алюминия, четвёртое - по добыче медных руд, золота, пятое - по добыче свинцовых руд, седьмое по серебру, восьмое - по производству железной руды.

Энергетика. По общему объёму производимой энергии Канада входит в группу лидеров, по потреблению энергии на душу населения она превосходит США и большинство развитых стран. Производство электроэнергии в 2006 г. составило более 566 млрд. квт/ч. Около 3/5 электроэнергии дают гидроэлектростанции, самые мощные «Ла Гранд Ривер», «Черчилл»; 1/5 - тепловые электростанции; 1/5 - АЭС, расположенные в провинциях Онтарио, Квебек, Нью-Брансуик.

Металлургия. Ведущие центры чёрной металлургии находятся в Приозерье - Гамильтон (1/2 продукции), Су-Сент-Мери, Уэлленд, Сидни. Цветная металлургия Канады работает на местном сырье (никель, медь, цинк, свинец), а на импортном сырье создано крупное производство алюминия (основные центры: Арвида, Китимат).

Лесное хозяйство Канады образует важную составную часть мирового лесного хозяйства. Лесные ресурсы Канады, на долю которой приходится более 10% всей площади лесов планеты, используются очень активно. Главный район лесного хозяйства - Британская Колумбия. Страна занимает ведущее место в мире по производству газетной бумаги, целлюлозы, древесной массы и пиломатериалов.

Сельское хозяйство. Роль сельского хозяйства в экономике Канады после Второй мировой войны снизилась, но страна остается одним из ведущих мировых производителей и экспортеров зерна. В целом, пахотная земля занимает около 5% территории Канады, но на ее долю приходится ок. 16% мировой продукции пшеницы. Её выращивают преимущественно в Саскачеване и Манитобе. Развито производство растительного масла, табака, фруктов и овощей. Основным районом скотоводства является провинция Альберта.

Канада обладает разнообразными природно-рекреационными ресурсами, на основе которых сложились крупные природно-рекреационные районы. Начало созданию национальных парков в Канаде было положено еще в конце XIX в., когда был учрежден первый из них - Банф (1885 г.). Они находится во всех основных частях страны. Знаменитый парк Вуд-Баффало (основан в 1922 г.) занимает 45 тыс. кв. км, в нём сохраняют богатейшие водно-болотные угодья.

Транспорт. В Канаде снизилась роль железнодорожного транспорта при быстром развитии автомобильного, авиационного и трубопроводного транспорта. В Канаде сохраняется большая роль внутренних водных путей, прежде всего на Великих озёрах и реке Святого Лаврентия, где после углубления могут проходить и морские суда, за исключением крупнейших. По длине железных дорог Канада уступает лишь России и США, а по протяжённости автодорог она находится на втором месте после США. Главные морские порты - Ванкувер, Монреаль, Квебек и Галифакс.

В хозяйстве Канады наблюдается значительная региональная дифференциация. Промышленные и финансовые центры страны расположены в Южном Онтарио и Квебеке. Основной объем зерновых производится в степных провинциях Манитоба, Саскачеван и Альберта; в последней из них добываются почти вся нефть и природный газ Канады. Британская Колумбия даёт основную часть продукции лесопромышленности.

Канадский Север - район нового освоения, «лицо» которого в первую очередь определяет горнодобывающая промышленность. Здесь добывают основную часть нефти и природного газа, железной руды, вольфрама, некоторых цветных металлов. Канадский Север делят еще на две части: Средний Север и Дальний Север. Территория Юкон, входящая в дальний Север, еще в конце XIX в. прославилась на весь мир «золотой» лихорадкой, охватившей бассейн реки Клондайк. В наши дни здесь также добывают золото, серебро, медь, полиметаллы.

Во внешнеэкономической стратегии Канады активно используются преимущества участия в региональных объединениях: Североамериканской зоне свободной торговли - НАФТА и Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве - АТЭС. Канада стремится к развитию отношений с группировками стран Центральной Америки, Андской группы, Карибского бассейна. Она активно поддерживает идею создания зоны свободной торговли всех американцев - ФТАА. Имея намерение устранять барьеры на пути к обширному европейскому рынку, правительство Канады проводит переговоры и консультации с целью заключения соглашения о свободной торговле с Европейским союзом.

Актуальным для Канады является обеспечение решения задачи по созданию общей американской зоны свободной торговли. Инструментом, который сегодня позволяет регулировать и развивать отношения Канады с крупнейшими торговыми партнерами - США и Мексикой, остается Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли - North American Free Trade Agreement (НАФТА). В 2007 г. 88% канадского товарного экспорта и 61% экспорта услуг направлялись в страны НАФТА. Поток прямых иностранных инвестиций из стран НАФТА в 2006 г. составил 67% всех иностранных инвестиций в Канаду.

Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли вступило в действие 1 января 1994 г. Почти десятилетний период существования НАФТА показал эффективность этой организации в стимулировании торговли и инвестиций между тремя странами - Канадой, США и Мексикой. В рамках НАФТА Канада стремится обеспечить наилучшие условия для бизнеса, а добивается упрощения правил происхождения товара, условий временного въезда для бизнесменов, трансграничной торговли услугами и др.

С устранением тарифов во взаимной торговле Канады и Мексики, США и Мексики с 1 января 2003 года полностью завершен переход к беспошлинной торговле в Североамериканской зоне свободной торговли. Соглашение НАФТА предусматривает эффективный механизм разрешения споров, хотя альтернативой может быть обращение к механизму разрешения споров ВТО. В Соглашении предусмотрена уникальная система рассмотрения споров двухсторонней группой экспертов, дающая возможность избежать судебного рассмотрения решений по вопросам антидемпинговых и компенсационных пошлин. В отношении инвестиций и финансовых услуг оговорены отдельные положения по рассмотрению споров.

Реализация соглашения НАФТА осуществляется Комиссией НАФТА, которая состоит из министров торговли стран-членов. Комиссия формулирует актуальные проблемы сторон Соглашения и принимает обязательства по их решению. На последнем заседании Комиссии министры торговли подтвердили свое решение завершить полное выполнение Соглашения в соответствии с установленным графиком и рассмотреть перспективы дальнейшего стимулирования торговли трех стран.

В рамках решения задачи по дальнейшему расширению продвижения канадских товаров и услуг на рынок США Канадой на 2008 г. определены соответствующие приоритеты. В их рамках Канада обеспечивает:

* установление оптимального сочетания безопасности, соблюдения законов и свободного перемещения товаров, услуг и людей через общую с США границу;

* положительное разрешение спора по древесине из мягких пород дерева;

* сохранение доступа на американский рынок канадской пшеницы;

* противодействие на различных международных форумах правилам этикетирования страны происхождения товара в соответствии с Фермерским законом США;

* разъяснение в США системы налогообложения канадских фирм с тем, чтобы показать, что эта система справедлива и находится в соответствии с международными нормами;

* участие в работе по разъяснению Соглашения НАФТА;

* формирование гарантий, позволяющих исключить ненужное искажение торговли при реализации предложения Таможни США и Управления по пищевым продуктам и лекарствам касательно предварительного уведомления о прибытии товара будет в целях достижения целей безопасности.

Приоритеты Канады в отношении Мексики на 2008 г. касаются обеспечения мониторинга основных направлений внутренней политики Мексики, которые могут оказать воздействие на канадский экспорт (в частности, генетически измененных продуктов, семенного картофеля); новой политики Мексики по поддержке сельского хозяйства; новых обязательных правил и законодательства Мексики с целью консультирования канадских экспортеров. Контроля за развитием событий на канадско-мексиканской таможенной границе и обеспечения своевременного содействия канадским компаниям при пересечении товаров через границу, включая их транспортировку.

На американском континенте действует и ряд других региональных организаций, с которыми Канада стремится развивать отношения свободной торговли. Так, в 2007 г. региональное объединение Меркосур, в которое входит Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай, стало для Канады вторым по значимости рынком сбыта канадских товаров в Южной Америке. Этот союз предусматривает свободное обращение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках региона, установление общего внешнего тарифа и гармонизацию макроэкономической политики. В июне 1998 г. между Канадой и Меркосур было заключено Соглашение о торговом и инвестиционном сотрудничестве, которое легло в основу взаимодействия в рамках ФТАА, ВТО и Кернской группы.

В августе 2002 г. Канада и страны Андской группы, в которую входят Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла, договорились о проведении предварительных обсуждений возможности заключении соглашения о свободной торговле.

Заключение соглашений о свободной торговле со странами Центральной Америки и Карибского бассейна усилит влияние Канады в этом регионе и будет способствовать реализации потенциала для дальнейшего развития торговых отношений между странами, в особенности, в отношении к малому и среднему бизнесу.

Канада придает особое значение участию в АТЭС - Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве. С начала образования АТЭС Канада поддерживала ее прогрессивные начинания в поддержку многосторонней торговой системы. В 2002 г. Канада участвовала в ряде инициатив, направленных на создание потенциала экономики развивающихся стран. От имени Комитета АТЭС по торговле и инвестициям она осуществляла наблюдение за выполнением исследования, касающегося воздействия условий торговли на экономику, организовала семинар с Таиландом, Гонконгом, Китаем по улучшению условий торговли.

В развитие «Шанхайского соглашения» 2001 г. члены АТЭС приняли План действий по содействию торговле. План нацеливает на снижение операционных расходов в регионе на 5% к 2006 г. и включает конкретные меры по достижению этих целей. На встрече лидеров стран АТЭС был также распространен доклад Мирового банка об экономических преимуществах улучшения условий торговли. Исследование выявило, что улучшение условий торговли повысит ее объемы внутри стран АТЭС на 280 млрд. долл. США. Члены АТЭС приняли Заявление о выполнении странами АТЭС стандартов гласности в законах, процедурах и административных правилах, что улучшит доступ на рынки по всему региону стран АТЭС.

В 2003 г. встреча стран АТЭС произошла в Таиланде. На встрече была усилена работа АТЭС по экономическому и техническому сотрудничеству, при этом особое внимание будет уделено развитию человеческих ресурсов и социальных гарантий по всему региону. Канада оказала содействие в вовлечение общественных организаций в деятельность АТЭС, включая диалог с неправительственными организациями, с целью создания общественной поддержки экономическим реформам, необходимым для поддержания роста и процветания в регионе. И, наконец, Индивидуальный план действий Канады в рамках АТЭС будет рассматриваться наряду с Планами Австралии и Таиланда.

Канада играет активную роль в двух инициативах АТЭС по биотехнологии. В рамках Рабочей группы по техническому сотрудничеству в области сельского хозяйства Канада осуществляет наблюдение за Подгруппой по исследованиям, разработке и распространению сельскохозяйственных биотехнологий (Research, Development and Extension of Agricultural Biotechnology - RDEAB). Эта группа представляет собой форум для разъяснения общих вопросов биотехнологии в сельском хозяйстве. В функции Подгруппы входит осуществление работы по биотехнологии в сельском хозяйстве в таких направлениях, как проведение научно-обоснованной оценки продуктов биотехнологии, техническое сотрудничество, гласность и информационный обмен среди стран-членов. Подгруппа организовывала семинары по биотехнологии в Австралии, Канаде, Малайзии, Таиланде и США.

Канада реализует определенные цели в каждой из стран-участниц АТЭС, исходя из специфики экономических отношений. Так в отношении Японии, второго после США торгового партнера Канады, занимающей третье место по объему инвестиций в Канаду, ставятся задачи: снижение таможенных пошлин на ряд канадских товаров (в частности, на растительное масло, в особенности, канолу, продукцию лесоперерабатывающей промышленности, цветные металлы и др.), сокращения или устранения технических и законодательных барьеров, действующих в Японии в отношении приоритетной канадской экспортной продукции (пищевая продукция, строительные материалы, услуги), а также изменения правил и стандартов, отличающиеся от международных.).

В отношении Китая канадское правительство изыскивает пути улучшения доступа на китайский рынок сельскохозяйственной продукции, банковских услуг, страхования, ценных бумаг, возобновления переговоров о заключении соглашения о защите иностранных инвестиций. В отношении Индии поставлены задачи добиться соблюдения этой страной взятых обязательств по Соглашению об информационных технологиях и мониторинга применения Индией средств торговой защиты против канадских экспортеров.

Канада - одна из восьми стран в мире, которая не имеет специальных преференциальных торговых отношений с Европейским союзом. Содействие торговле между ЕС и Канадой оказывают действующие двусторонние соглашения. Для содействия торговле между ЕС и Канады в рамках соглашения 1976 г. о коммерческом и экономическом сотрудничестве создан Совместный комитет по сотрудничеству. Совместная политическая декларация 1996 г. об отношениях ЕС и Канады и План действий Канады и ЕС позволили сформулировать цели по расширению отношений не только в торгово-экономической сфере, но и в области внутренней и внешней политики. На прошедшем в Оттаве в декабре 2002 г. саммите лидеры Канады и ЕС взяли обязательство разработать «Соглашение о расширении торговли и инвестиций между Канадой и ЕС», которое решит возникшие проблемы в отношениях и обеспечит устранение барьеров в торговле.

В свою очередь правительство Канады определило приоритеты в отношении улучшения доступа канадских товаров на рынок ЕС. Это прежде всего касается сфер сельского хозяйства и природных ресурсов, в которых действуют ограничения. В перечень продукции, вызывающей озабоченность у канадских экспортеров, попали вино из замороженного винограда и спиртосодержащие напитки, рыба и морепродукты, алюминий, некоторые цветные металлы (свинец, ртуть, кадмий), бумажная продукция, подпадающая под действие экологического этикетирования. Проблемы возникают и в сертификации лесной продукции, экологически чистых продуктов, строительных материалов. Санитарные и фитосанитарные правила ЕС затронули канадский экспорт сосны (требование предварительной тепловой обработки), говядины (запрещение ЕС использовать гормоны для ускорения выращивания), живых животных и животных продуктов, семян картофеля, генетически измененной канолы и других генетически измененных продуктов (требование обязательного этикетирования и прослеживания продукта от фермы до магазинного прилавка).

В октябре 1999 г. канадское правительство объявило о начале переговоров с государствами Европейской ассоциации свободной торговли - ЕАСТ (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Переговоры по основному кругу вопросов завершены, однако, некоторые проблемы остались нерешенными. Соглашение о свободной торговле «первого поколения» сконцентрировано на устранении тарифов на промышленные товары, определенной либерализации в сельскохозяйственной области и сотрудничестве по облегчению торговли и конкуренции.

Канада продолжила создание договорно-правовой базы торгово-экономических отношений с ЕС, включая:

* проведение переговоров о соглашениях, облегчающих доступ на рынок ЕС вина и алкогольных напитков;

* разработку предложений по Соглашению о расширении торговли и инвестиций между Канадой и ЕС;

* интенсификацию сотрудничества в сфере регулирования торговых отношений с целью учреждения нового двустороннего рамочного соглашения, облегчающего процедурные правила для канадских экспортеров и торговли в целом.