Как учитывать акции принятые в казну. Поступление и выбытие акций в бюджетном учете

04 декабря

При ведении бюджетного учета бухгалтера казенных учреждений сталкиваются с некоторыми трудностями, связанными с правовым статусом казенных учреждений, как участников бюджетного процесса, а также со спецификой деятельности учреждений.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение создается и находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Таким образом, казенные учреждения, осуществляющие бюджетные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством являются участниками бюджетного процесса, находящиеся на исполнении соответствующего уровня бюджета.

В целях составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, используется бюджетная классификация РФ в соответствии с Указаниями о порядке ее применения, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания). Назначение кодов бюджетной классификации РФ осуществляется согласно Указаниям и в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов.

При этом необходимо учитывать, что при составлении и исполнении бюджетов данные Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ (за исключением перечня и кодов подгрупп видов расходов классификации расходов бюджетов) применяются к правоотношениям, возникшим начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов). В 2014 году применяются перечень и коды подгрупп видов расходов классификации расходов бюджетов единые для бюджетов бюджетной системы РФ согласно положениям Указаний. Виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов. В Указаниях приводится перечень и правила применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ групп, подгрупп и элементов видов расходов.

В соответствии с бюджетным законодательством казенные учреждения осуществляют операции по исполнению соответствующего бюджета на основе утвержденной бюджетной сметы. Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения регламентированы приказом от 20.11.2007 № 112н (в редакции приказов Минфина РФ), к которым относятся:

  • установление годового объема и направления расходования средств бюджета на основе доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО) на принятие и исполнение бюджетных обязательств;
  • показатели расходов (ЛБО) формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджета с детализацией целевых статей и видов расходов;
  • смета составляется казенным учреждением по форме, утвержденной главным распорядителем средств бюджета (далее - ГРСБ);
  • смета составляется на основании установленных ГРСБ на соответствующий финансовый год расчетных показателей , характеризующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств;
  • допускается при ведении сметы внесение изменений в пределах доведенных в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств в течение финансового года.

В настоящее время разрешение многих вопросов и проблем исполнения бюджета казенным учреждением зависит от правильно принятой учетной политики.

Необходимость разработки и применения учетной политики казенным учреждением определяется следующими аргументами:

  • Инструкция по бюджетному учету и другие применяемые нормативные акты не раскрывают всех аспектов учета, связанных со спецификой деятельности казенного учреждения, а отражают только методологию бюджетного учета;
  • казенные учреждения, оказывающие платные услуги, в целях 160.1 статьи БК РФ признаются администраторами доходов бюджета, поэтому необходима учетная политика для целей отражения процедуры администрирования доходов бюджета;
  • Инструкция по бюджетному учету не предусматривает организационную и методическую части для формирования учетной политики казенного учреждения для деятельности, связанной с оказанием платных услуг. Если казенное учреждение наряду с деятельностью, связанной с исполнением бюджета осуществляет деятельность в рамках оказания платных услуг, а также деятельность за счет целевых средств (гранты, благотворительные средства и т.п.), то одним из основных элементов его учетной политики должен быть раздельный учет доходов и расходов.

Казенные учреждения обеспечивают выполнение уставных функций, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам. Казенное учреждение может оказывать платные услуги, при условии, если такое право предусмотрено в его учредительном документе . В этом случае доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, а казенное учреждение осуществляет бюджетное полномочие участника бюджетного процесса - администратора дохода бюджета по соответствующим кодам КОСГУ классификации доходов бюджета (статья 160.1 БК РФ).

В соответствии со статьей 41 БК РФ предусмотрены виды доходов бюджета:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями.

Таким образом, доходы, полученные от оказания платных услуг казенными учреждениями, признаются доходами бюджета и подлежат зачислению на единый счет соответствующего бюджета. При этом отражение операции на учете зависит от того, администрирует или не администрирует доход бюджета казенное учреждение.

Если казенное учреждение не осуществляет кассовое администрирование поступления дохода бюджета (код 130) по деятельности в рамках оказания платных услуг, то администратором по кассовому администрированию дохода бюджета (код 130) через распределение бюджетных полномочий является другое юридическое лицо (как правило, ГРСБ или финансовый орган или администрация). В этом случае на бюджетном учете учреждения операция по оказанию платных услуг отражается в следующем порядке:

  • начисление задолженности заказчика и дохода бюджета (код 130) за оказанные услуги по установленным ценам (казенное учреждение - администратор дохода бюджета по начислению):

Дебет 1 205 30 560 Кредит 1 401 10 130

  • зачисление денежных средств от заказчика услуги на единый счет бюджета (на основании Извещения ф. 0504805 от ГРСБ, Уведомления финансового органа или администрации):

Дебет 1 304 04 130 Кредит 1 303 05 730

и одновременно

Дебет 1 303 05 830 Кредит 1 205 30 660

Если казенное учреждение осуществляет кассовое администрирование дохода бюджета (код 130), т.е. является администратором кассового дохода, то операция отражается в бюджетном учете в следующем порядке:

  • начисление задолженности заказчика и дохода бюджета (код 130) за оказанные услуги по установленным ценам (казенное учреждение - администратор дохода бюджета по начислению):

Дебет 1 205 30 560 Кредит 1 401 10 130

  • зачисление денежных средств от заказчика услуги на единый счет бюджета (на основании Сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета):

Дебет 1 210 02 130 Кредит 1 205 30 660

Казенные учреждения, оказывающие платные услуги и получающие добровольные взносы и пожертвования имеют право на получение дополнительных бюджетных ассигнований (ЛБО), связанных с покрытием соответствующих расходов (п. 3 ст. 217 БК РФ, ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

В соответствии с налоговым законодательством средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, не являются объектом налогообложения (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 гл. 25 НК РФ). При этом необходимо учитывать, что если казенное учреждение оказывает иные платные услуги (например, сдача в аренду имущества, временно неиспользуемое) или осуществляет реализацию государственного и муниципального имущества по распоряжению учредителя, то появляется объект налогообложения налогом на прибыль и НДС. В соответствии со статьей 41 БК РФ доходы от этих операций признаны доходами бюджета, поэтому налог на прибыль подлежит начислению за счет расходов (код 290) в следующем порядке:

  • начисление налога на прибыль в задолженность перед бюджетом:

Дебет 1 401 20 290 Кредит 1 303 03 730

  • перечисление суммы налога на прибыль с единого счета бюджета:

Дебет 1 303 03 830 Кредит 1 304 05 290

В соответствии с налоговым законодательством при предоставлении казенными учреждениями в аренду государственного и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом (арендатором), который обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 гл. 21 НК РФ). В случае реализации имущества казенным учреждением возникает объект налогообложения НДС (кроме лома цветных и черных металлов), который отражается в учете аналогично как налог на прибыль.

При поступлении в казенное учреждение сумм невыясненных поступлений, учреждение признается администратором невыясненных поступлений. В этом случае бюджетный учет ведется в зависимости от периода, в котором предполагается уточнение данных сумм. Если показатели невыясненных поступлений подлежат уточнению в одном текущем периоде (финансовый год), то отражение операции на бюджетном учете производится в следующем порядке:

  • принятие к учету суммы невыясненных поступлений (доход бюджета код 180):

  • после уточнения суммы невыясненного поступления (Справка ф. 0504833):

Дебет 1 205 80 560 Кредит 1 210 02 180

В случае если показатели невыясненных поступлений подлежат уточнению в следующем отчетном году, то операция на бюджетном учете отражается в следующем порядке:

  • принятие к учету суммы невыясненных поступлений в текущем периоде (код 180):

Дебет 1 205 80 560 Кредит 1 401 10 180

Дебет 1 210 02 180 Кредит 1 205 80 660

  • по окончании финансового года суммы невыясненных поступлений списываются заключительными оборотами на финансовый результат прошлых отчетных периодов и подлежат дальнейшему забалансовому учету на счете 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет»:

Дебет 1 401 10 180 Кредит 1 401 30 000

Дебет 1 401 30 000 Кредит 1 210 02 180

Открытие счета 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет».

Таким образом, информация показателей невыясненных поступлений подлежит раскрытию в составе годового отчета в Справке к балансу ф. 0503130.

Списание со счета 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» данных показателей производится в следующем финансовом году при их уточнении:

  • закрытие забалансового счета 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» со знаком «минус»;
  • открытие балансового учета выясненных поступлений в соответствующей корреспонденции счетов:

Дебет 1 210 02 120 (130, 140) Кредит 1 205 21 (30, 41) 660

При ведении бюджетного учета казенными учреждениями необходимо обратить внимание на некоторые уточнения Минфина России в правилах и в порядке применения счетов бухгалтерского учета, введенные новой редакцией приказа Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н в Инструкцию по бухгалтерскому учету учреждений, утвержденную приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

Новой редакцией пункта 38 Инструкции № 157н уточняется порядок формирования документов, связанных с процедурой консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев. Данная процедура подлежит оформлению первичным учетным документом - Актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учета (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальная (балансовая) стоимость, сумма начисленной амортизации), а также сведения о причинах консервации и сроке консервации. При этом объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах Рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств. Отражение консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев отражается путем внесения в Инвентарную карточку объекта учета записи о консервации (расконсервации) объекта, без отражения по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».

При принятии к учету объектов основных средств следует обратить внимание на новый абзац 8 пункта 45 Инструкции № 157н, который подчеркивает, что отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.

Новой редакцией пункта 27 Инструкции № 157н подчеркивается, что итоги ремонта объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств), подлежат отражению в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.

В целях ведения бухгалтерского учета объектов основных средств Минфин РФ уточняет следующую терминологию:

  • изъятие из эксплуатации объектов основных средств - то есть изъятие той части имущества данного учреждения, которая является активной и может использоваться в дальнейшем в деятельности других учреждений тем самым приносить в будущем экономические выгоды этим учреждениям;
  • вывод из эксплуатации объектов основных средств  - то есть вывод из эксплуатации той части имущества учреждения, которая не может в дальнейшем им эксплуатироваться вследствие его непригодности. В этих случаях необходимо учитывать наличие соответствующих документов и технических заключений о неудовлетворительном техническом состоянии данных объектов основных средств. Документы подлежат оформлению через уполномоченный орган учредителем по управлению имуществом государственной (муниципальной) собственности. При этом на основании надлежаще оформленных в установленном порядке документов производится обязательная утилизация выведенных из эксплуатации объектов основных средств.

В соответствии новой редакции пункта 71 Инструкции № 157н по дебету счета 103 11 «Земля» все государственные и муниципальные учреждения должны по кадастровой стоимости зафиксировать право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (в том числе, расположенные под объектами недвижимости) на основании документа (свидетельства) в следующем порядке:

  • в 2014 году необходимо принять по кадастровой стоимости на балансовый учет в корреспонденции счетов:

поступившие в учреждение на основании Свидетельства на право оперативного управления земельные участки ранее до 1 января 2014 года и принятые к забалансовому учету по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» необходимо перед составлением годового баланса (ф. 0503130) за 2014 год перевести на балансовый учет в следующем порядке:

  • закрыть забалансовый учет земельных участков «минус» счета 01 «Имущество, полученное в пользование»;
  • открыть балансовый учет земельных участков по счету 103 11 «Земля» в корреспонденции счетов:

Дебет 1 103 11 330 Кредит 1 304 04 330, 1 401 10 180;

В целях достоверности раскрытия информации по земельным участкам на балансе учреждений необходимо по окончании года пересмотреть кадастровую (рыночную) стоимость земельных участков, тем самым зафиксировать право на дополнительное финансирование бюджетом.

Уточняется методология бюджетных инвестиций в капитальные вложения учреждений. В соответствии с совместным письмом от 31.12.2013 Минфина России № 02-02-005/58618 и Федерального казначейства № 42-7.4-05/897 бюджетные инвестиции в капитальные вложения учреждения осуществляются в следующем порядке:

  • путем передачи полномочий заказчику (унитарным предприятиям). При этом заказчик - унитарное предприятие обязано вести бухгалтерский учет исполнения бюджетных инвестиций в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету № 162н;
  • собственными силами учреждений .

В случае если полномочия заказчика капитального строительства осуществляет казенное учреждение, то финансирование бюджетом производится или за счет лимитов бюджетных обязательств или за счет бюджетных ассигнований (18 разряд код 1).

В случае передачи казенным учреждением законченного строительством объекта недвижимости основного средства бюджетному или автономному учреждению производится закрытие счета 106 01 «Вложения в основные средства» и принятие на баланс бюджетным и автономным учреждением в виде имущества на счет 101 10 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения».

Таким образом , в данной ситуации капитальное строительство объекта недвижимости осуществляет одно юридическое лицо (казенное учреждение - заказчик), а право пользования на данное имущество получает другое юридическое лицо (бюджетное или автономное учреждение). При этой ситуации необходимо обратить внимание на оформление документов на капитальное строительство объекта недвижимости и на передачу капитальных вложений и учитывать следующее:

  • наличие документа на капитальное строительство в форме трехстороннего Соглашения между заказчиком, застройщиком и учредителем (правообладателем) с подписями и реквизитами всех участников, включая Комитета по управлению имуществом;
  • передача капитальных вложений осуществляется на основании Акта приема-передачи объекта основных средств в оценке по объему завершенных работ по капитальному строительству. При этом необходимо передать заверенные копии первичных бухгалтерских документов, подтверждающие расходы на капитальное строительство объекта недвижимости.

Комитет по управлению имуществом уполномочен принимать решение от имени собственника (учредителя) о передаче права оперативного управления на имущество бюджетной собственности. При этом необходимо учитывать, что изъятие права оперативного управления на имущество у одного учреждения и получение права оперативного управления на данное имущество другим учреждением должно фиксироваться в бухгалтерском учете этих учреждений в одном отчетном периоде.

Государственная регистрация объекта недвижимого имущества (Свидетельство) не является документом, по которому возникает право оперативного управления имуществом бюджетной собственности. Необходимо учитывать, что право оперативного управления имуществом подтверждает соответствующая запись в реестре имущества, осуществляемая Комитетом по управлению имуществом и доведенная до учреждения уполномоченным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в виде оформленного Извещения (ф. 0504805).

Новая редакция пункта 27 Инструкции № 157н уточняет, что фактические вложения в объекты основных средств в объеме затрат на их модернизацию, дооборудование, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации), техническое перевооружение, отражаются в учете учреждения, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств (счет 106 01). После производства данных процедур капитальные вложения в объекты основных средств передаются балансодержателю объекта в целях отнесения их на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости объектов (счет 101 10).

Уточняется применение в бюджетном учете счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам» в следующих направлениях:

  • данный счет открывается только на основании договоров закупок;
  • обеспечивает право на участие в конкурсах контрагентов.

В соответствии с письмом Минфина России от 27.06.2014 № 02-07-07/31342 при перечислении денежных средств учреждением в виде авансового платежа на основании договора закупки с открытием счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам» фиксируется право на участие в конкурсе контрагента в виде гарантии на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Списание банковской гарантии со счета 10 «Обеспечение исполнения обязательств» производится после прохождения котировки по закупкам. Пока незавершен контракт по закупкам, гарантия продолжает числиться по счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Казенные учреждения, желающие участвовать в том или ином конкурсе, связанном с закупками, оплачивают обеспечение исполнения обязательств видом расхода код 290 на участие учреждений по исполнению контракта. В случае если по каким-то причинам происходит возврат авансового платежа контрагентом, не исполнившим контракт, то происходит возврат обеспечения исполнения обязательств (восстановление кассовых расходов по контракту и обеспечению).

Новая редакция пункта 235 Инструкции № 157н расширяет нагрузку применения счета 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами», который должен использоваться для учета расчетов с дебиторами:

  • по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
  • для отражения в учете администраторами доходов бюджетов расчетов по ожидаемым к поступлению налогов, сборов, иных платежей, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством РФ, считается исполненной;
  • для отражения расчетов по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций;
  • по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.

Таким образом , в настоящее время счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» может применяться не только для целей учета операций по доходной части (например, возмещение оплаты коммунальных услуг арендаторами), но операций по расходной части (например, возмещение Фондом социального страхования оплаты больничных листов).

При этом необходимо учитывать, что применение данного счета возможно в рамках формирования учетной политики учреждения с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя через установление в составе Рабочего плана счетов дополнительной группировки расчетов с прочими дебиторами, т.е. дополнительных аналитических кодов номеров счетов бухгалтерского учета.

В соответствии с новой редакцией пункта 220 Инструкции № 157н счет 209 00 получает новое наименование «Расчеты по ущербу и иным доходам» и дополнительную нагрузку. В настоящее время данный счет применяется не только для учета расчетов по выявленным недостачам, хищениям денежных средств и иных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей и причиненного ущерба имуществу учреждения подлежащих возмещению виновными лицами в установленном РФ порядке, но также и при расчетах :

  • по суммам задолженности уволенных работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск. Производится учетная запись, исключающая минусовое значение счета 302 11 (Дебет 1 209 30 560 Кредит 1 302 11 730 );
  • по суммам предварительных оплат, подлежащих возмещению контрагентами в случае расторжения, в том числе по решению суда, государственных (муниципальных) договоров (контрактов), иных договоров (соглашений), по которым ранее учреждением были произведены оплаты. Производится учетная запись (Дебет 1 209 30 560 Кредит 1 206 00 660 );
  • по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний. Производится учетная запись (Дебет 1 209 30 560 Кредит 1 208 00 660 );
  • по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата судебных издержек). Производится учетная запись (Дебет 1 209 30 560 Кредит 1 401 20 290 );
  • расчеты по иным ущербам, а также иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения и неподлежащие отражению на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам». Например, начисленные, но не оплаченные штрафные санкции за неисполнение контрагентом договорных условий (Дебет 1 209 40 560 Кредит 1 401 10 140 ); поступление целевых средств, в виде благотворительной помощи, грантов и т.п. (Дебет 1 209 80 560 Кредит 1 401 10 180 ).

При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, под которой понимается сумма денежных средств, необходимая для восстановления указанных активов.

В связи с этим пунктом 221 уточнятся группировка расчетов по ущербу и иным доходам по группам поступлений и аналитическим группам синтетического счета объекта учета в следующем порядке:

30 «Расчеты по компенсации затрат»;

40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

70 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам»;

80 «Расчеты по иным доходам».

При этом расчеты по иным доходам , возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не подлежащие отражению на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам», учитываются на счете, содержащим аналитический код группы синтетического счета 80 «Расчеты по иным доходам» (например, благотворительная помощь, гранты, страховые возмещения и т.п.).

Таким образом , казенные учреждения при ведении бюджетного учета в доходной части по деятельности в рамках оказания платных услуг должны учитывать следующее:

  • деятельность в рамках оказания платных услуг - это деятельность, направленная на извлечение администрируемых казенным учреждением доходов бюджета, как участником бюджетного процесса администратора доходов бюджета. Данные доходы признаются функциональными доходами (как правило, код КОСГУ 130), связанные с уставной деятельностью учреждения и являются планируемыми (прогнозируемыми) доходами, в виде ожидаемых (потенциальных) доходов бюджета. Функциональные доходы учитываются по методу начисления по счету 205 00 «Расчеты по доходам» (Дебет 1 205 30 560 Кредит 1 401 10 130 );
  • доходы, поступающие от хозяйственных операций учреждения и не связанные с деятельностью учреждения , ради которой создано учреждение учредителем, а связанные с расчетами по ущербу имуществом и иным доходам (например, штрафы, возмещение расходов, продажа изделий, созданных учениками на уроках труда в образовательном учреждении и т.п.), признаются непрогнозируемыми поступлениями . Поэтому данные поступления не создают расходных обязательств и не являются объектом планирования . В соответствии с новой методологией данные доходы подлежат бюджетному учету по счету 209 80 «Расчеты по иным доходам» .

Пунктом 302.1 новой редакции Инструкции № 157н введен новый счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в целях начисления предстоящих расходов и отражения отложенных обязательств учреждения. Механизм резервирования предстоящих расходов позволяет формировать реальный результат деятельности учреждений. При этом механизме денежные обязательства учреждением не принимаются, так как это отложенные обязательства . На данном счете подлежат учету операции, возникающие вследствие принятия обязательства, которые оказывают или способны оказать влияние на деятельность казенного учреждения:

  • предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  • предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • иных аналогичных предстоящих оплат;
  • возникающие при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения; }
  • по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;
  • по иным обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятым при формировании его учетной политики.

При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

В настоящее время счет 502 00 «Принятые обязательства» применяется в целях учета принятых казенными учреждениями бюджетных обязательств за счет бюджетной сметы (счет 502 11), а также принятых учреждениями денежных обязательств перед юридическими и физическими лицами (счет 502 12). При этом принятие бюджетных обязательств по счету 502 11 «Принятые обязательства» должно осуществляться на стадии заключения договоров (контрактов) с контрагентами. Принятие денежных обязательств по счету 502 12 «Принятые денежные обязательства» осуществляется на стадии исполнения договоров (контрактов) на основании первичных бухгалтерских документов. Редакция п. 319 Инструкции № 157н вводит новую группировку принятых (принимаемых ) учреждением обязательств, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующие аналитические коды:

1 «Принятые обязательства»;

2 «Принятые денежные обязательства»;

7 «Принимаемые обязательства»;

9 «Отложенные обязательства».

С 1 января 2015 года принятие казенными учреждениями бюджетных обязательств по счету 502 00 «Принятые обязательства» должно осуществляться в момент объявления конкурса, котировок, т. е. до заключения договоров (контрактов) , связанных со сделками. Таким образом , заявленные учреждениями конкурсы и котировки признаются принимаемыми обязательствами и подлежат отражению на бюджетном учете по счету 502 17 «Принимаемые обязательства», а также раскрытию данной информации в отчетности учреждений (ф. 0503128).

В настоящее время счет 504 10 «Сметные (плановые, прогнозные ) назначения» должен использоваться не только бюджетными и автономными учреждениями в целях учета сумм, утвержденных на соответствующий финансовый год плановых назначений по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), но и казенными учреждениями в целях ведения кассового плана и прогнозирования доходов бюджета .

Новой редакцией п. 324 Инструкции № 157н предусмотрено использование данного счета для учета администраторами доходов бюджетов данных по прогнозным (плановым) показателям доходов бюджетов на соответствующий финансовый год (их изменениям).



Акции для персонала организации могут продаваться работникам по сниженной цене в рамках системы мер по формированию у работников имущества (капитала). Существует большое число различных форм участия в капитале организации: - бесплатная передача акций; - продажа обычных акций со скидкой на определенный процент от текущего рыночного курса акций; - продажа привилегированных акций без права голоса; - основание общества с долевым участием работников. Выпуск акций для работников организации может происходить каждый год. Например, работники могут использовать 1/24 часть своего годового дохода на приобретение акций организации, которые им будут проданы по цене примерно на 20% ниже текущего биржевого курса. Выпуск акций для персонала может быть также приурочен к юбилею организации или к юбилею (в том числе служебному) работника, например, к двадцатипятилетию его работы в организации. Данные схемы ориентированы на то, что работник, последовательно пользующийся возможностью формирования имущества (капитала) и из года в год покупающий акции своей организации, за свою жизнь может накопить приличный капитал. Однако обычный работник в своих расчетах думает краткосрочно. Деньги на формирование капитала в большинстве случаев тратятся на приобретение дорогостоящих потребительских товаров, на поездки в отпуск и повседневные покупки. Таким образом, теряется первоначальный смысл этой дополнительной социальной услуги.

Современная тенденция в развитии компенсационных пакетов организаций – относительное увеличение социальных льгот и выплат в общей системе стимулирования персонала.

Социальные льготы и выплаты, предоставляемые организацией, предлагаются, как правило, всему персоналу. Они в одинаковой мере доступны каждому работнику, независимо от того, какую индивидуальную оценку дает работник данной льготе или выплате. На практике это может означать вероятность предоставления таких льгот или услуг, обеспечение которых потребует больших затрат от организации, в то время как польза работникам от них будет малозначительной. Например, организация выделяет значительные средства на содержание собственного дома отдыха, предоставляя бесплатные (или с частичной оплатой) путевки свои работникам, в то время как значительная часть работников предпочитает отдыхать на собственных дачных участках или на курортах за рубежом. С другой стороны, вполне реально, что работники ценят лично для себя определенные льготы или услуги намного больше, чем эти льготы или услуги стоили организации.

Для решения данной проблемы организация может предложить работникам возможность выбора по так называемой«системе кафетерия» (подобно тому, как выбирают меню себе по вкусу в кафетерии). Каждый работник получает согласно этой системе возможность выбрать из общего перечня те льготы и услуги, которые вызывают у него предпочтение. Такая система будет способствовать оптимизации воздействия социальных благ при сохранении прежней финансовой нагрузки, лежащей на организации. Хотя, как показывает практика, «система кафетерия» активно применяется в системе стимулирования руководителей, а на остальные категории персонала распространяется довольно медленно, что связано с большой потребностью в информации и неуверенностью в правильности выбора.

Таким образом, организация должна проводить периодический мониторинг (например, один раз в два года) востребованности предоставляемых работникам социальных льгот и выплат, а также корректировать Коллективный договор (соответствующие положения), внося необходимые изменения и дополнения. Например, исключить или изменить порядок предоставления мало востребованных социальных льгот, ввести новые.

Важно отметить, что данная рекомендация относится не только к социальному пакету, но и всей системе стимулирования персонала в целом. Даже самая эффективная сегодня система стимулирования со временем устареет. Поэтому служба управления персоналом должна постоянно принимать меры по ее совершенствованию и следить за тем, чтобы она способствовала достижению стратегических целей и задач организации.

Акция закрепляет право ее владельца получать дивиденды от акционерного общества (АО), участвовать в принятии управленческих решений, получить долю имущества при его ликвидации. Учет наличия и движения вложенных в акции средств ведется на сч. 58 субсчете 1 «Паи и акции». Рассмотрим в статье подробно бухгалтерский учет акций, правила составления проводок.

Предназначение акций и выполняемые с ними действия

Выпускает эту ценную бумагу АО. Их стоимость по номиналу, тираж, величину уставного капитала (УК) определяет первое собрание участников. Эти данные отражают в Уставе и документах на регистрацию эмиссии. Номинальная цена выпущенных акций соответствует размеру уставного капитала АО.

С акциями можно производить следующие действия: (нажмите для раскрытия)

  • Выпускать дополнительно;
  • Изменять номинал;
  • Выкупать эмитентом;
  • Аннулировать;
  • Покупать и продавать, менять, дарить;
  • Вкладывать в УК.

Пошаговая инструкция по учету

Шаг 1. Первичная эмиссия. Акции выпускаются при открытии АО с целью формирования уставного капитала и его оплаты. Аналитический учет ведется по этапам его создания. Для этого открывают субсчета к сч. 80:

  • 1 - объявленный УК;
  • 2 - подписной;
  • 3 - оплаченный.

Соответствующие бухгалтерские записи представлены в таблице.

Шаг 2. Учет акций за балансом. Акции являются бланками строгой отчетности (БСО) и отражаются на одноименном забалансовом сч. 006. Это связано с тем, что их изготовление и размещение происходит через интервал времени.

При оплате типографских услуг делают запись:

Дт 20 Кт 60 и Дт 60 Кт 51 - отражены затраты на изготовление акций;

Дт 006 - учтена номинальная стоимость бланков.

Шаг 3. Размещение акций.

Фактическое выбытие БСО отражается так:

Кт 006 и Дт 80.2 Кт 80.1 - списана стоимость акций по номиналу.

БСО могут размещаться по стоимости выше номинальной. На разницу делается проводка:

Дт 75.1 Кт 83 - учтена разница в ценах.

Шаг 4. Увеличение УК. Если первоначальный капитал оплачен, участники могут решить его увеличить. Оформляется это так:

Дт 83, 84 Кт 80 - уставный капитал увеличен за счет добавочного или нераспределенной прибыли;

Дт 75 Кт 80 - учтена сумма, на которую увеличится УК за счет средств участников АО.

Шаг 5. Уменьшение УК. Эта процедура необходима, если часть бумаг первичной эмиссии не оплачена или в течение года не реализована либо в течение двух лет, по отчетным данным, размер УК превышает величину чистых активов (разница между стоимостью имущества и обязательствами организации).

Возможные проводки по уменьшению УК представлены в таблице.

Шаг 6. Распределение дивидендов. Участники АО вправе получать доход от акций за определенный период. Проводки по начислению дивидендов отличаются в зависимости от того, получает их работник АО или нет:

Дт 84 Кт 70 - для сотрудников;

Дт 84 Кт 75 - для прочих лиц.

Суммы дивидендов уменьшаются на величину налогов:

Дт 70 Кт 68 - НДФЛ работников;

Операции по выплате отражаются так:

Дт 70 Кт 50, 51 - для сотрудников;

Дт 70 Кт 50, 51, 52 - для иных держателей акций.

Шаг 7. Продажа бумаг другим организациям.

Шаг 8. Покупка акций других АО.

Шаг 9. Получение прибыли.

Дт 51 Кт 76 - поступили дивиденды;

Дт 76 Кт 91 - начислены дивиденды.

Бухгалтерский учет покупки акций

Компания может приобрести акции другой фирмы при распределении долей при их первичном размещении или по документу купли-продажи. Об этом нужно сообщить в налоговую в месячный срок с момента покупки. Исключением является долевое участие в ООО, хозяйственных товариществах, при доле менее 10%.

Купленные акции учитываются в качестве финансовых вложений. Порядок учета закреплен в ПБУ 19/02.

Аналитику ведут поштучно или однородными партиями. В аналитике нужно отразить следующие данные: название эмитента, реквизиты акции, номинальную и покупную цену, издержки на приобретение, число ценных бумаг (ЦБ), дата операции, порядок хранения и т. д.

Вложения в ценные бумаги отражают в учете по начальной стоимости. В нее входят расходы:

  • На покупку;
  • На информационные услуги и консультации;
  • Поощрение посредников;
  • Иные, вызванные приобретением;
  • НДС с затрат.

Издержки на покупку акций можно учесть в прочих расходах, если их величина незначительно отличается от цены бумаг. Затраты признаются прочими в том же отчетном периоде, в котором акции учтены. В начальную стоимость не включаются общехозяйственные затраты, кредитные средства и проценты по ним.

Пример. Покупка акций у ОАО

ООО «Парус» купило 15 акций у ОАО «Маяк» через посредника - ООО «Матрос». Вознаграждение за услуги составило 2832 р., в т. ч. НДС - 432 р. Цена одной бумаги - 5 500 р. Издержки на приобретение акций «Парус» учтет как прочие расходы, т. к. они являются несущественными. Критерий значимости закреплен в учетной политике в размере 5% от стоимости бумаг.

Для учета расчетов с ООО «Матрос» бухгалтер ООО «Парус» открыл к сч. 76 субсчет 5 «Расчеты с посредниками». Покупку акций он отразил так:

Дт 58.1 Кт 76.5 82500 р. (5500 * 15) - приобретены акции;

2832 / (5500 * 15) * 100% = 3,4% - расходы на посредника несущественны;

Дт 91.2 Кт 76.5 2832 р. - издержки на покупку списаны на прочие затраты;

Дт 76.5 Кт 51 85332 р. (82500 + 2832) - деньги перечислены посреднику.

Хранят приобретенные акции в кассе предприятия или в специальном хранилище (депозитарии). В его функции входит сохранность БСО и их учет. Он получает определенный процент и перепродает бумаги по поручению собственника.

Бухгалтерский учет акций при продаже: проводки

Собственник акций может ими распоряжаться на свое усмотрение: (нажмите для раскрытия)

  • Продавать;
  • Вкладывать в УК других фирм;
  • Оплачивать товары;
  • Безвозмездно передавать.

Реализацию акций в бухучете показывают как выбытие финансовых вложений (п. 25 ПБУ 19/02):

Дт 76 Кт 91.1 - проданы ценные бумаги;

Цена акций отражается в договоре купли-продажи. При продаже таких активов к доходу фирмы относится поступление денег или иного имущества от контрагента. Доход учитывается при переходе прав на бумаги новому собственнику. Если создавался резерв под обесценение бумаг, то соответствующие суммы также относятся к доходу того отчетного периода, в котором они сняты с учета.

В издержки при реализации ценных бумаг входит стоимость их приобретения и связанные с реализацией расходы. Например, работа посредников, депозитария, кредитной организации и т. д. Они отражаются по дебету сч. 91. Читайте также статью: → “ ». Разница оборотов этого счета выводит финансовый результат от выбытия акций. Списывают ее на сч. 99 «Прибыли и убытки».

Переоценка стоимости акций

Изменения стоимости акций в ходе их переоценки подлежит отражению в учете. Перед формированием отчетов бухгалтерией нужно иметь данные о текущей стоимости акций на рынке. Для этого проводят корректировку их стоимости на прошлую отчетную дату.

Переоценку проводят по распоряжению руководства. Ее результаты фиксируют в акте, подготовленном в произвольной форме. Он должен содержать выводы о дооценке активов, уценке или обесценении. Итоги должны иметь документальное подтверждение: сводки о котировках по результатам торгов, заключение эксперта и т. д.

Пример. Переоценка акций в организации: проводки

На начало года пакет акции компании стоил 850 000 р. На конец кварталов эта величина изменилась и составила:

I кв. - 845 000 р.;

II кв. -870 000 р.;

III кв. -883 500 р.;

IV кв. - 886 000 р.

В бухучете произошедшие изменения отразят так:

Дт 91.1 Кт 58.1 5000 р. (850000 – 845000);

Дт 58.1 Кт 91 25000 р. (870000 – 845000);

Дт 58.1 Кт 91 13500 р. (883500 – 970000);

Дт 58.1 Кт 91 2500 р. (886000 – 883500).

Виды акций, их существенные различия

Акции бывают простыми и привилегированными.

Показатель Простые Привилегированные
Выплата процентов Из остатка прибыли после расчета по привилегированным бумагам В первоочередном порядке
Процент выплаты Зависит от размера дохода Фиксированный
Право собственника голосовать на собрании участников Имеет Не имеет
Получение доли активов при ликвидации АО Второстепенное право Первоочередное право

По обычным дивиденды платятся из части прибыли, оставшейся после уплаты процента от дохода по привилегированным.

Документы, необходимые для совершения операций

Акции приобретаются по соглашению купли-продажи. Оно составляется в письменном виде и должно содержать следующую информацию:

  • Реквизиты сторон;
  • Сведения об объекте сделки: эмитент, реквизиты, стоимость по номиналу и т. д.;
  • Стоимость бумаг при покупке;
  • Иные условия: сроки расчетов, штрафы и т. д.

Покупка акций оформляется произвольно составленным первичным документом. Например, актом приема-передачи. Также приобретение подтверждается выписками из счета приобретателя или из реестра.

Оплата акций отражается в выписках банка и платежных документах. При хранении ЦБ в кассе их учет ведут в специальном реестре (книге). Документ содержит основную информацию об акциях и ведется в двух экземплярах.

Ежегодная отчетность по акциям

Требования к финансовой отчетности АО установлены законом о бухучете. Она составляется ежегодно и включает баланс, форму о прибылях и убытках, изменениях в капитале, движении денег и целевом их использовании, приложения, пояснительную записку, итоги аудиторского контроля.

Для раскрытия информации по эмиссии акций АО должны формировать годовой отчет. Требования к его содержанию находятся в Положении № 454-П от 30.12.2014. В документе должна присутствовать следующая информация:

  • Место АО в отрасли;
  • Ключевые виды деятельности;
  • Отчет управляющего совета об итогах развития АО;
  • Данные о том, в каком объеме израсходованы за год энергоносители (по количеству и сумме);
  • Прогноз развития;
  • Отчет о выплате процентов;
  • Указание причин риска;
  • Список совершенных за год крупных сделок и подробная информация о них (условия, ответственное лицо и т. д.);
  • Состав наблюдательного совета, изменения в нем, биография членов, осуществленные ими сделки;
  • Иная информация (ст. 70.3 Положения № 454-П).

Согласно Закону об АО № 208-ФЗ от 26.12.1995 публичные общества должны раскрывать данные годового отчета и бухгалтерских итоговых бумаг, проспект ценных бумаг, сообщать о проведении собрания держателей акций. Объем и порядок предоставления информации регламентирует Положение № 454-П.

Частые вопросы и ответы на них по бухгалтерскому учету акций

Вопрос №1. Когда право владения акцией закрепляется за покупателем?

Если права учитываются в депозитарии, то с даты внесения записи по счету депо покупателя. Если права учитываются в системе реестра, то при внесении записи на оприходование в лицевой счет приобретателя.

Вопрос №2. В какой форме можно заключить соглашение на куплю-продажу акций?

Как правило, составляется единый документ в двух экземплярах. Ст. 432, 454 ГК РФ разрешают обмениваться договорами в электронном виде или пересылать их по почте.

Вопрос №3. Как отразить полученные в долларах дивиденды?

Возможно возникновение курсовой разницы валют между курсом доллара на дату начисления процентов и их фактического поступления на счет. Проводка имеет вид:

Дт 76 Кт 91 - начислены дивиденды;

Дт 52 Кт 76 - дивиденды поступили на счет (начисленная сумма);

Дт 52 Кт 91 - отражена курсовая разница.

Вопрос №4. Какие последствия будет иметь АО за отсутствие публикации сведений или их несвоевременное раскрытие?

Предусмотрено административное наказание в виде штрафа. Для должностных лиц 30 000-50 000 р. либо дисквалификация руководителя на 1-2 года. Для организаций 700 000- 1 000 000 р.

Вопрос №5. Какой проводкой оформляется создание резерва под обесценение акций?

Резерв относится к прочим расходам и оформляется проводкой: Дт 91.2 Кт 59. Бухучет акций и связанных с ними операций имеет свои нюансы. Главная особенность заключается в делении их на «свои» и «чужие». Бумаги других АО учитывают так же, как и финансовые вложения, а собственные - с характерными отличиями.

Данные о наличии инвестиций в ценные бумаги и их движении отражаются на бухгалтерском счете 58 «Краткосрочные финансовые вложения». К данному счету может быть открыт субсчет — и .

Основанием для учета и отражения операций по данному счету являются первичные документы, которые подтверждают смену собственника ценных бумаг. Учет ценных бумаг ведется по их первоначальной стоимости, в которую включены суммы, уплаченные по договору и суммы расходов, возникшие в связи с их приобретением.

Покупка акций с помощью 58 счета

В мае 2013 года Фирма «А» приобрела акции на 200 000 руб., по состоянию на 31.12.2013 стоимость данных акций составляла 190 000 руб., на 31.12.2014 — 195 000 руб., на 31.12.2015 — 205 000 руб.

Дата Счет Дт Счет Кт Сумма Содержание операции Документ
май 2013 58.01 76 200000 Отражена стоимость финансовых вложений по договору Договор купли-продажи, счет
май 2013 76 200000 Произведена оплата акций Договор купли-продажи, счет
декабрь 2013 91 10000 Создание резерва на разницу между стоимостью акций по договору и их котировками (в балансе за 2013 год финансовые вложения будут учтены по стоимости 190 000 руб.) Бухгалтерская справка
декабрь 2014 91 5000 Отражение увеличения стоимости акций (в балансе за 2014 год финансовые вложения будут учтены по стоимости 195 000 руб.) Бухгалтерская справка
декабрь 2015 91 5000 Отражение повышения стоимости акций (в балансе за 2015 год финансовые вложения будут учтены по стоимости 200 000 руб., так как отражение в учете увеличения котировок не предусмотрено) Бухгалтерская справка

Продажа и покупка

В мае 2013 года Фирма «А» приобрела акции на 200 000 руб., по состоянию на 31.12.2013 стоимость данных акций составляла 190 000 руб. В апреле 2014 года Фирма продала данные акции за 220 000 руб.

В бухгалтерии Фирмы сделаны следующие записи:

Дата Счет Дт Счет Кт Сумма Содержание операции Документ
май 2013 58.01 76 200000 Отражение договорной стоимости акций Договор купли-продажи, счет
май 2013 76 200000 Произведена оплата акций Договор купли-продажи, счет
декабрь 2013 91 10000 Создание резерва на разницу между договорной и рыночной стоимостью акций Бухгалтерская справка
апрель 2014 91 58.01 200000 Отражение балансовой стоимости акций Бухгалтерская справка-расчет
апрель 2014 62 91 220000 Отражена договорная стоимость акций Бухгалтерская справка-расчет
апрель 2014 91 10000 Отражение повышения рыночной стоимости акций Бухгалтерская справка-расчет
апрель 2014 62 220000 Получены денежные средства за реализованные акции Бухгалтерская справка
апрель 2014 91 99/»Прибыль и убытки» 30000 Отражение прибыли от реализации акций Бухгалтерская справка

Взнос акциями в уставной капитал

Акционерное общество путем выпуска дополнительных акций , оплата размещенных акций была произведена денежными средствами. Стоимость акций по номиналу — 1000 руб., цена размещения — 1200 руб. Количество выпущенных акций — 500 акций. Все акции были размещены.

В бухгалтерии общества необходимо сделать такие бухгалтерские записи:

Счет Дт Счет Кт Сумма Содержание операции Документ
600000 (1200 руб.*500 шт.) Получены денежные средства за дополнительные акции от акционеров Платежное поручение
75/»Расчеты по вкладам в УК» 80 500000 (1000 руб.*500 шт.) Увеличение УК на номинальную стоимость акций Бухгалтерская справка
75/»Расчеты по вкладам в УК» 83/»Эмиссионный доход» 100000 (200 руб.*500 шт.) Разница между ценой размещения и ценой акций по номиналу Бухгалтерская справка-расчет
76/»Расчеты за акции до момента увеличения УК» 75/»Расчеты по вкладам в УК» 600000 Зачет задолженности акционеров по оплате размещенных акций Бухгалтерская справка

По счету 0 204 20 000 "Ценные бумаги, кроме акций" (0 204 21 000 "Облигации"; 0 204 22 000 "Векселя"; 0 204 23 000 "Иные ценные бумаги, кроме акций") отражаются операции с облигациями, векселями и иными ценными бумагами (кроме акций). К иным ценным бумагам относятся, в частности, чеки, закладные, опционы эмитента (п. 2 ст. 142 ГК РФ).

Ценные бумаги принимаются к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических вложений учреждения в их приобретение (п. 193 Инструкции N 157н). Для формирования первоначальной стоимости облигаций, векселей и иных ценных бумаг (кроме акций) используется счет 0 215 20 000 "Вложения в ценные бумаги, кроме акций".

Подробнее об учете операций по счету 0 215 00 000 см. раздел "Вложения в финансовые активы" настоящего Практического пособия.

Внимание! Бюджетные учреждения не вправе совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Принятые на учет облигации, векселя, иные ценные бумаги (кроме акций) бюджетным и автономным учреждениями отражаются на счете 0 204 20 000 "Ценные бумаги, кроме акций" (п. 90 Инструкции N 174н, п. 93 Инструкции N 183н).


Бухгалтерские записи бюджетного учреждения при принятии

на учет облигаций, векселей и

N п/п Содержание операции Номер счета
по дебету по кредиту
- облигаций 0 204 21 520 0 215 21 620
- векселей 0 204 22 520 0 215 22 620
0 204 23 520 0 215 23 620
- в облигации 0 204 21 520 0 401 10 171
- в векселя 0 204 22 520 0 401 10 171
0 204 23 520 0 401 10 171
- в облигации 0 401 10 171 0 204 21 620
- в векселя 0 401 10 171 0 204 22 620
- в иные ценные бумаги, кроме акций 0 401 10 171 0 204 23 620

при приобретении облигаций, векселей и

иных ценных бумаг, кроме акций

N п/п Содержание операции Номер счета
по дебету по кредиту
Принятие к учету ценных бумаг (кроме акций) по их первоначальной стоимости:
- облигаций 0 204 21 000 0 215 21 000
- векселей 0 204 22 000 0 215 22 000
- иных ценных бумаг, кроме акций 0 204 23 000 0 215 23 000
Принятие обязательств в сумме вложений средств в ценные бумаги, кроме акций:
- вложения в облигации 0 204 21 000 0 302 72 000
- вложения в векселя 0 204 22 000 0 302 72 000
- вложения в иные ценные бумаги, кроме акций 0 204 23 000 0 302 72 000
Переоценка ценных бумаг (кроме акций), стоимость которых выражена в иностранной валюте
Положительная переоценка финансовых вложений:
- в облигации 0 204 21 000 0 401 10 171
- в векселя 0 204 22 000 0 401 10 171
- в иные ценные бумаги, кроме акций 0 204 23 000 0 401 10 171
Отрицательная переоценка финансовых вложений:
- в облигации 0 401 10 171 0 204 21 000
- в векселя 0 401 10 171 0 204 22 000
- в иные ценные бумаги, кроме акций 0 401 10 171 0 204 23 000

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения приобретение процентных корпоративных облигаций?

2. Бухгалтерский учет в бюджетных и автономных учреждениях

при выбытии облигаций, векселей,

иных ценных бумаг, кроме акций

Облигации, векселя и иные ценные бумаги (кроме акций) подлежат списанию с бухгалтерского учета в случае их выбытия в результате продажи или при передаче в казну соответствующего публично-правового образования (п. 91 Инструкции N 174н, п. 94 Инструкции N 183н).

Бухгалтерские записи бюджетного учреждения

при продаже или передаче облигаций, векселей,

иных ценных бумаг (кроме акций)

Бухгалтерские записи автономного учреждения

при продаже или передаче облигаций,

векселей, иных ценных бумаг (кроме акций)

в казну публично-правового образования


Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения погашение простого дисконтного векселя банка со сроком оплаты "по предъявлении"?

УЧЕТ АКЦИЙ И ИНЫХ ФОРМ УЧАСТИЯ В КАПИТАЛЕ

(счет 0 204 30 000)

1. Принятие к бухгалтерскому учету в бюджетных и автономных учреждениях акций и иных форм участия в капитале >>>

2. Бухгалтерский учет в бюджетных и автономных учреждениях при выбытии акций и иных форм участия в капитале >>>

1. Принятие к бухгалтерскому учету

в бюджетных и автономных учреждениях