Предмет экономической теории, ее функции и методы. Предмет экономической теории

Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ – вершина такого подхода.

Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

1. Формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания:

1. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

2. Метод индукции и дедукции. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве.

3. Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

4. Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

5. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

6. Доказательство – обоснование истинности одной мысли с помощью других.

7. Законы формальной логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

2. Диалектический метод. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Впервые диалектический метод был успешно применен в рамках политической экономии К. Марксом.

Методы диалектической логики:

1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Метод абстракции (от лат. abstractio - отвлечение) широко применяется в экономике. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, распределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.

2. Единство исторического и логического. Исторический и логическийметоды рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, при анализе рынка таким экономическим явлением является обмен товаров.

3. Системный метод исследования появился в ХХ веке. К системным методам относятся:

1. Математические и статистические приемы и средства исследования. Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность, поэтому экономическая теория широко использует данные методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника, в том числе ЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования . Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, их закономерности, последствия возможности и издержки влияния на ход изменений а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономическая модель представляет собой упрощенное описание действительности, свободное от всех тех элементов, которые в рамках данного исследования представляются исследователю несущественными. В экономической модели чрезвычайно важны предпосылки, на которых она основывается. Именно предпосылки экономической модели оговаривают степень ее абстрактности, т.е. оторванности от реального объекта моделирования.

Экономическая модель строится на базе информации о ходе экономических процессов. Устанавливая причинно-следственные связи, модель, позволяет объяснить наблюдаемый результат. Результатом построения модели является прогноз поведения экономических переменных, и соответствие этого прогноза истинному развитию событий является свидетельством правильности построенной модели. Модель должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее возможно было использовать для предсказания того, к чему могло бы привести изменение параметров модели (к примеру, модель должна давать ответ об изменении цены, вызванном применением различных ставок налогов, являющихся параметрами этой модели).

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, то величина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией. Таким образом, спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в.

Большинство моделей, принципов экономической теории могут быть выражены графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важно знать математику и уметь составлять графики.

2. Экономический эксперимент . При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Ключевые слова: объект, предмет, методы, экономической, теории

Экономическая наука предполагает изучение динамичной, по­стоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономи­ческая жизнь общества.

От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа. Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы - в исследовании «чис­того продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии - в накоплении богатства нации, марксис­ты - в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределе­ние, обмен и потребление, маржиналисты - в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.

В становлении и развитии экономической науки прослежива­ется три этапа, каждый из которых представлен одним из трех назва­ний: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.

Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер про­чел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра Iполитическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учеб­ник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.

Конец XIX - начало XX в. обозначил новую развилку в эконо­мической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием - «экономике».

В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кем­бриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производ­ства.

Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.

Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.

Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следствен­ные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Эко­номикс изучает поверхностные отношения и описывает функ­циональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.

Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дис­циплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.

Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хо­зяйственной жизни общества (сущностный - в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же ин­дустриально-рыночный тип хозяйства.

В период становления информационно-технологического спо­соба производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и эконо­мике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наибо­лее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.

Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны - объективную, определяющу­юся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, эконо­мическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ - с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПО­ВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧ­НЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономичес­кие законы.

Что же такое экономический ЗАКОН?

В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio - наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единич­ных случаев к общему выводу.

Обобщения проверяются противоположным методом, называ­емым дедукцией (от лат. deductio - выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НА­УКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТ­ВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.

ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ - ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПО­СЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.

При изучении этих процессов используется сочетание исто­рического и логического подходов.

Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сме­няли друг друга.

Логический (теоретический) подход исследования этих же яв­лений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая кате­гория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции.

К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНО­СЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИС­ТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕ­ДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕ­ЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.

Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увле­чение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, осо­бенно если в модель заложены некачественно обработанные эко­номические показатели.

Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе эко­номических наук она занимает центральное место.

Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологи­ческую.

Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО про­изводить?

В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.

  • 7. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения.
  • 8. Экономическая система общества: понятие, элементы и уровни экономической системы. Классификация экономических систем.
  • 9. Понятие собственности, типы и формы собственности.
  • 10. Реформирование собственности: наци­онализация, разгосударствление и приватизация.
  • 11. Натуральное и товарное производство, условия их возникновения.
  • 12. Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка.
  • 13. Структура и функции рынка.
  • 4 Типа структуры рынка:
  • 14. Стоимость и цена товара.
  • 15. Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции.
  • 16. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.
  • 17. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской нацио­нальной модели.
  • 5. Высокая инфляция и встроенный механизм девальвации в качестве компенсационной меры.
  • 18. Спрос. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса.
  • 19. Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.
  • 20. Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия.
  • 3. Реакция рынка на изменение спроса и предложение.
  • 21. Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.
  • Кривые безразличия и их свойства
  • 22. Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».
  • Бюджетная линия
  • Кривая «доход-потребление» и кривая «цена-потребление»
  • 23. Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.
  • 24.Факторы производства фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов производства.
  • Закон убывающей предельной производительности
  • 25. Производственная сетка и изокванта. Изокоста.
  • 26. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы.
  • 27. Издержки производства. Классификация издержек. Эффект масштаба.
  • Издержки производства в краткосрочном периоде
  • Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
  • 28. Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы.
  • 29. Рынок труда, его сущность и особенности.
  • 30.Заработная плата, ее формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата.
  • 31. Рынок капитала и его структура.
  • 32. Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли.
  • Особенности предложения земли связаны со следующими характеристиками:
  • 33. Национальная экономика и ее общая характеристика.
  • 34. Система национальных счетов (снс).
  • 35. Валовой внутренний продукт (ввп). Принципы расчета ввп.
  • 36. Цикличность экономического развития. Причины и факторы циклического развития экономики.
  • 37. Экономический цикл. Фазы цикла.
  • 38. Безработица, причины, типы. Уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы.
  • 39. Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь.
  • 40. Инфляция, ее определение, причины и измерение. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 41. Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом
  • 42. Финансовая система: принципы построения и структура.
  • 43. Государственный бюджет. Основные тенденции формирования и расходования бюджетных средств.
  • 44. Налоги и налоговые системы. Функции налогов. Классификация налогов. Кривая Лаффера.
  • 45. Фискальная политика. Инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики.
  • 46. Дефицит бюджета и государственный долг.
  • 47. Деньги, их свойства и функции. Закон количества денег, необходимого для обращения.
  • 48. Банковская система. Банки и их операции.
  • 49. Денежно-кредитная политика: цели, инструменты.
  • 50. Социальная политика: понятие, цели, направления.
  • 51. Уровень и качество жизни.
  • 52. Доходы населения. Виды доходов. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца.
  • Измерение степени неравенства доходов
  • 53. Социальная защита в Республике Беларусь: основные направления и приоритеты.
  • 55. Понятие мировое хозяйство. Основные этапы эволюции мирового хозяйства.
  • 56. Место Республики Беларусь в мировом хозяйстве.
  • 57. Структура мирового хозяйства и тенденции мирового развития
  • 58. Международная торговля товарами и услугами.
  • 59. Международная миграция рабочей силы.
  • 60. Система валютных отношений. Валютный курс
  • 61. Международные валютно-финансовые структуры (мвф, вб, ебрр)
  • 62. Экономические аспекты глобальных проблем современности
  • 64.Международная экономическая интеграция. Региональная интеграция (ес, нафта, атэс, асеан, ЕврАзЭс).
  • 1. Предмет и функции экономической теории.

    Ресурсы, хозяйственная организация и экономические отношения, взятые в единстве и взаимосвязи, образуют упорядоченную систему, которая называется экономикой и является объектом изучения экономической теории.

    Экономическая теория как наука о богатстве

    Карл Маркс считал, что экономическая теория прежде всего должна изучать отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

    Современная экономическая теория в качестве предмета изучения определяет эффективное размещение и использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

    ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:

    Познавательная функция заключается в том, что экономическая теория раскрывает сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления.

    Знания и специфические методы исследования, вырабатываемые экономической теорией, используются конкретными экономическими дисциплинами, а с середины ХХ в. - и рядом обществоведческих дисциплин (политологией, правом и др.). В этом заключается методологическая функция экономической теории.

    Практическая функция заключается в том, что открытые экономической теорией закономерности являются основой для проведения экономической политики.

    Позитивная и нормативная экономическая теория:

    Позитивная наука есть совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть.

    Нормативная наука - совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.

    Основные разделы современной экономической теории:

    Микроэкономика как наука изучает функционирование отдельных экономических субъектов с целью выявления условий и механизмов эффективного размещения ограниченных производственных ресурсов.

    Макроэкономика анализирует национальную экономику как единое целое с целью установления механизмов достижения макроэкономического равновесия при отсутствии проявлений макроэкономической нестабильности.

    Макроэкономические цели общества:

    высокий уровень и устойчивые темпы экономического роста;

    высокий уровень занятости населения и низкий - вынужденной безработицы;

    стабильный уровень цен;

    внешнеэкономическая сбалансированность.

    2. Методология и методы экономической теории.

    Экономическая теория (до конца XIX в. она называлась политической экономией) сначала определялась как наука о богатстве , поскольку ее важнейшей целью считалось установление конкретных путей роста благосостояния общества.

    Методология - наука о методах. Методология определяет, с помощью каких научных способов (методов) наука изучает свой предмет. Методология экономической теории - наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском подходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом. Рационалистический подход опирается на положение о рациональном поведении субъектов экономической деятельности, каждый из которых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распорядиться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него максимальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение. Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явления находятся в движении. Поэтому в данном случае экономическая наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). При неопозитивистско-эмпирическом подходе тщательно изучаются экономические процессы и явления. В данном случае экономическая наука широко применяет технический инструментарий исследования.

    При исследованиях в области экономической теории использует:

    общелогические приемы познания (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия),

    приемы и методы эмпирического и конкретно-экономического анализа (наблюдение, описание, измерение, сравнение, группировки, моделирование, экспертные оценки),

    принципы теоретико-экономического исследования (экономический атомизм, экономический рационализм, «при прочих равных условиях», равновесный подход),

    методы теоретического исследования (системный подход).

    Абстрагирование состоит в отвлечении в процессе познания от несущественныхсторон и выделении постоянных и характерных черт исследуемого объекта. Посредством анализа экономическое явление расчленяется на его составные части, и исследуется каждая из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину, соединив отдельные части в единое целое. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов (от частного, особенного) к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Аналогия - это прием познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Она играет важную роль в рождении новых идей и гипотез.

    Моделирование экономических явлений и процессов – это исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями.

    Предельный (маржинальный) анализ основан на изучении количественных изменений, возникающих при предельно малом изменении какой-либо экономической переменной, влияющей на данное явление.

    Введение

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет, функции и метод экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про­стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис­точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

    Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

    Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

    Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

    Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

    Экономическая теория есть наука о богатстве.

    Человечество проявляло всегда большой интерес к основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

    Цель данной работы – раскрыть содержание предмета и метода экономической теории.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    1. Рассмотреть исторический процесс развития экономической науки.

    2. Изучить предмет и метод экономической теории.

    1. Исторический процесс развития экономической науки

    Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

    Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

    В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

    Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

    Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху Средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

    В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

    Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

    Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

    Политика протекционизма была выгодной для многих стран, где были развиты идеи меркантилизма (Англия, Франция и др.), но к концу XVII – началу XVIII в. привела к ограничениям в торговле, конфликтам, ухудшению дел в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Меркантилизм вступил в противодействие с потребностями экономического развития. Ему на смену пришла классическая буржуазная политическая экономия.

    Разложение меркантилизма и зарождение классической буржуазной политической экономии относится к XVII в. В этот период на базе промышленного переворота происходит буржуазная перестройка производства, господство торгового капитала сменяется господством промышленного капитала.

    Классическая буржуазная политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер:

    1. Она сделала предметом своего анализа внутренние закономерности сферы производства материальных благ, открыв в нем реальный источник общественного богатства.

    2. Она не ограничилась лишь описанием экономических явлений, процессов, а перешла к выявлению их глубинной сущности и законов развития, которые рассматривались как объективные, естественные. В систему экономического анализа был введен метод научной абстракции.

    3. Одним из главных достижений стало создание ее представителями трудовой теории стоимости.

    4. В трудах ее представителей представлена практически современная система экономических категорий (товар, деньги, заработная плата, рента, процент и др.), раскрыто их экономическое содержание.

    В классической буржуазной политической экономии образовались две школы: английская и французская. Первым представителем в Англии считают Уильяма Петти (1623-1774), главными фигурами – Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823), а завершителем – Джона Ст. Милля (1806-1873). Двое первых жили в эпоху мануфактурного производства, а два последних – в эпоху промышленного переворота. В работах Смита и Рикардо особенно четко показана роль труда как созидателя богатства, его всесторонние характеристики (разделение труда, производительность, характер труда и т.д.). Выработаны основные понятия экономической науки (особенно стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.). Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и как особая отрасль знаний.

    Во Франции основателем классической школы является Пьер Буагильбер (1646-1714), после которого она была представлена школой физиократов (дословно – «власть природы»). Представители школы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго) видели источник прироста богатства нации в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».

    В XIX в. экономическая теория приобретает уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической буржуазной политэкономии, так и ее антипода – «пролетарскую политэкономию».

    В самый канун XIX в. разразилась французская буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачок производительных сил на базе парового двигателя и ткацкого станка. В период промышленного переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет металлургии, горного дела, станкостроения. Вместе с этими сдвигами шло появление инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов). Начались (с1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства, прогремели наполеоновские войны.

    Все это привело к появлению нескольких новых самостоятельных (обособленных) течений в экономической мысли.

    Сегодня с учетом современного развития экономической науки требуется углубленное изучение взглядов всех экономистов прошлого.

    Таким образом, экономическая теория прошла длительный исторический путь становления и развития. На протяжении этого времени человечество накапливало знания об экономике. В результате это привело к их обособлению и возникновению экономической теории как самостоятельной науки, имеющей свой собственный предмет и метод исследования.

    2. Предмет экономической теории

    Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

    Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

    1. Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

    2. Политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

    3. Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

    Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин «экономия».

    Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

    Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

    Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

    Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

    Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

    Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

    Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

    Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

    «Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».

    «Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей».

    Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

    3. Метод экономической теории

    Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

    В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

    Субъективистский;

    Неопозитивистско-эмпирический;

    Рационалистический;

    Диалектико-материалистический.

    Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

    В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

    В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

    Он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

    Он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

    Он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).

    Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

    Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

    Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

    Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

    Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

    Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

    Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

    В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

    Заключение

    Таким образом, экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.

    Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

    Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

    Список литературы

    1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: Новая волна, 2004. – 218 с.
    2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М., 2005. – 354 с.
    3. Булатов А.С. Экономика. – М.: БЕК, 2002. – 754 с.
    4. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия – М.: ЮНИТИ, 2007. – 481 с.
    5. Малышев П.А., Стерликов Ф.Ф. Законы экономической жизни. – М., 2008. – 122 с.
    6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – 213 с.
    7. Нуриев P. M. Основы экономической теории. — М., 2006. – 511 c.
    8. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 520 с.
    9. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2006. – 377 с.
    10. Самуэльсон П. Экономика. – М., 2002. – 421 с.
    11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 2002. — 221 с.
    12. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2003. – 614 с.

    Понятие «метод» в переводе с греческого означает определенный путь достижения чего-либо. В любой науке используются определенные методы исследования. Эти методы подразделяются на:

    а) всеобщие (философские);

    б) общенаучные (исторический, логический, математический);

    в) специфические (для каждой отрасли науки).

    Метод формальной логики позволяет правильно применить общезначимые формы мысли (понятия, суждения, умозаключения) и средства мышления (определения, законы мыслительной деятельности). Это помогает достичь истинности высказанных положений и выводов. Основу метода формальной логики познания экономики составляют индукция и дедукция, анализ и синтез, а также движение от конкретного к абстрактному.

    Экономическая теория полнее отражает действительность, если используетдиалектику – учение об общих законах развития природы, общества и мышления. К числу таких законов относятся развитие форм материального мира путем перехода от количественных изменений в качественные, отражение саморазвития системы путем «отрицания- отрицания».

    Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе – исторический метод . Он позволяет рассматривать хозяйственные системы в присущей им последовательности исторического развития. Такой метод помогает конкретно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития.

    Экономико-математическое моделирование , являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменения экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствий, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов.

    Всякая наука оправдывает свое назначение тем, что посредством научных абстракций она в той или иной мере раскрывает сущность своего предмета и выявляет объективные формы его развития. К этим формам относятся: продукт труда, его средства и орудия, потребности, обмен, товар, деньги и т.д. Включаемые в предмет научного экономического анализа, все эти формы становятся экономическими категориями , т.е. образуют своего рода понятия, из которых слагается в целом предмет экономической теории.

    Подобно естественным наукам, экономическая теория исследует экономические категории, чтобы раскрыть сущность и законы развития производства ограниченных благ. Экономический закон – это устойчивая, постоянно повторяющаяся связь между экономическими явлениями.

    По своему характеру экономические законы подразделяются на два типа: объективные (не зависящие от воли и желания людей) и субъективные.

    Объективные законы подразделяются на общие, специфические, абсолютные, законы-тенденции.



    Законы, свойственные организационно-экономическим отношениям, являются общими для разных эпох, которые проявляются в любом социальном строе. Они выражают направленность поступательного развития общественного производства, объективные основы роста его эффективности, развитие организационно-экономических отношений, диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

    Специфические законы характерны только для конкретного способа производства. Они выражают суть исторически определенных производственных отношений, возникающих на основе тех или иных форм собственности на средства производства, и действуют лишь при соответствующем общественном строе (капитализм и социализм). В итоге они, как правило, действуют как более или менее устойчивые тенденции , выражающие общую направленность движения производства, распределения, обмена и потребления благ. Наряду с законами-тенденциями действуют некоторые абсолютные законы, всегда преодолевающие противодействующие факторы.

    Функции экономической теории. Экономическая теория изучает экономические отношения и свойственные им законы. Из существа этой теории вытекают ее функции.

    Основными функциями экономической теории являются познавательная, прогностическая и практическая.

    Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальная экономика.

    В западной литературе в этом случае говорят о позитивной экономической теории, которая путем анализа фактов и данных выводит научные обобщения о хозяйственном поведении людей.

    Прогностическая функция экономической теории заключается в разработке научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на долгосрочный период. Она приобретает актуальное значение в связи с разработкой планов и прогнозов развития национального хозяйства.

    Практическая функция экономической теории состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования.