Совокупность рыночных институтов (институт собственности, рынки товаров и факторов производства и др.). Субъекты и институты рынка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рынок: сущность, функции. Понятие рыночной системы. Функции рынка. Частная собственность как основа рынка. Механизм рыночных отношений. Виды рынков. Типы рыночных отношений. Инфраструктура рынка.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2007

    Рассмотрение рынка как способа координации действий экономических субъектов, обеспечивающего согласование их экономических интересов на основе ценовой системы и конкуренции. Условия формирования рыночных связей. Преимущества и негативные аспекты рынка.

    реферат , добавлен 04.06.2012

    Понятие современной рыночной экономики. Необходимость государственного регулирования рынка. Прямое и косвенное регулирование рыночных отношений. Регулирование рыночных отношений в странах с развитой экономикой. Особенности российской рыночной модели.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2014

    Понятия, принципы и функции рынка и рыночных отношений, условия их возникновения и субъекты. Преображение рынка в связи с переходной экономикой, современные виды рынка (1992-2012 гг.). Особенности формирования рыночных отношений в экономике России.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2015

    Характеристика рыночной экономики и ее особенности. Условия возникновения рынка и специфика рыночных отношений. Функции рынка и их экономическая роль в процессе общественного воспроизводства. Преимущества рыночного механизма и системная структура рынка.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2009

    Понятие рынка. Принципы функционирования рыночной экономики. Рыночный механизм. Инфраструктура рынка: основные элементы. Рынок и государство. Рынок как объект комплексного и системного исследования. Система рынков в экономике.

    реферат , добавлен 07.04.2006

    Сущность, условия возникновения и структура рынка. Ценообразующая, информационная, регулирующая, посредническая, санирующая функция рынка. Домохозяйство, фирма, государство как субъект рыночных отношений. Производственный кооператив. Акционерное общество.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2016

    Сущность процесса модернизации экономических институтов в России. Виды экономических теорий. Классическая и неоклассическая теории, институционализм. Анализ системы рыночных институтов на основе приемов и способов системно-институционального подхода.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2014

Институты Сфера действия
1. Преобладание частной собственности Собственность, её субъекты и объекты, способы перехода собственности
2. Взаимодействие субъектов экономики через систему рынков
3. Свобода предпринимательства и свобода потребительского рынка Механизмы
4. Приоритет личного (корыстного) интереса, индивидуализм саморегуляции
5. Конкуренция рынка
6. Рынок и цены как механизм саморегуляции
7. Денежное хозяйство Механизмы обмена
8. Социальное неравенство Социальные проблемы,
9. Социально-рыночная направленность деятельности государства регулирование стихийных рыночных процессов

12. Институт собственности и основные типы собственников

В рыночной экономике безусловно преобладает частная собственность. При всей значимости прочих институтов все они в большей или меньшей степени являются производными от частной собственности.

Понятие собственности. В наиболее обобщённой форме собственность можно определить как отношения людей по поводу присвоения материальных благ.

Другими словами, в ней присутствуют два слоя отношений:

1) субъект-объектные отношения человека с вещью (что оно с ней может сделать, а что нет);

2) субъект-субъектные отношения, возникающие между собственником и другими людьми (какие права и обязанности собственник имеет по отношению к окружающим).

Пучок прав собственности. Наиболее принятым в настоящее время и наиболее плодотворным для экономического анализа направлением является теория прав собственности Рональда Коуза, удостоенного за свои работы Нобелевской премии. Коуз предложил рассматривать не собственность как таковую, а отдельные элементы прав собственности.

С этой точки зрения собственность является не монолитом, а представляет собой некий набор, или пучок, прав.

Чаще всего пучок прав собственности включают 11 элементов:

1) право владения;

2) право использования;

3) право управления;

4) право на доход;

5) право на продажу, изменение, уничтожение;

6) право на безопасность собственности (защиту от экспроприации);

7) право на завещание и наследование;

8) право на бессрочное обладание благом;

9) право на запрещение использования, наносящего вред окружающим;

10) право на взыскание (в уплату долга);

11) право на возврат полномочий собственности (по истечении срока договора об их передаче или при восстановлении нарушенных полномочий.

Составные части пучка прав собственности раскрывают конкретное содержание понятие собственности, определяя характер отношений между людьми по поводу материальных благ.

Формы собственности. В зависимости от принадлежности тому или иному кругу лиц собственность бывает:

· общей – в этом случае она доступна всем без исключения (право «открытого доступа»), как это бывает, например, с правом на ловлю рыбы в океане;

· государственной – тогда она в принципе принадлежит всем гражданам страны, но реально используется так, как это считают правильным государственные органы. Муниципальная собственность по своему содержанию однотипна с государственной, но существует не в масштабах всей страны, а в отдельном муниципальном образовании.

· частной – в этом случае пучок прав (или его часть) собственности принадлежит конкретному лицу или группе лиц.

Частная собственность. В любой экономической системе сосуществуют все три формы собственности, но их значение в разных системах неодинаково. Так, большая часть потребительских благ всегда находится в частной (точнее, её разновидности – личной) собственности.

Рыночная же экономика отличается тем, что в ней преобладает частная собственность на экономические ресурсы , необходимые для осуществления производства.

Именно бесспорное преобладание частной собственности на ресурсы отличает рыночную экономику от других экономических систем.

Спецификация прав собственности. Для реализации права собственности необходимо:

1) определение права каждого собственника;

2) разграничение элементов пучка между владельцами;

3) их законодательное закрепления и защита.

Подобная конкретизация прав собственности, их чёткое разделение между собственниками получили в экономической теории название спецификации .

Это понятие может быть определено и от противного. Спецификация означает исключение свободного доступа к экономическим ресурсам для всех, кроме собственника. Если есть свободный доступ для всех, то ресурсы общие. Только при наличии спецификации начинают работать рыночные отношения

13. Типы рынков.

Рынок как институт. Типы рынков. Хозяйственная деятельность субъектов экономики протекает на рынке. Рынок – это общественный институт, сводящий вместе покупателей и продавцов для совершения ими сделки купли-продажи определённого товара и/или услуги.

При этом рынок неверно представлять себе как некий монолит. В реальности он имеет сложную структуру, и рыночные отношения происходят на рынках различного типа, которые представлены на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Основные типы рынков

Ранее уже говорилось почти обо всех элементах данной схемы. Однако необходимы некоторые дополнения, когда речь идёт не о самих факторах или товарах как таковых, а о соответствующих рынках.

На рынке потребительских товаров выступают товары повседневного спроса (продукты питания, одежда и т.п.), предметы длительного пользования (автомобили и т.д.), предметы роскоши. Покупателями здесь являются домохозяйства, а продавцами – фирмы.

На рынке труда продавцы предлагают свою рабочую силу, а покупатели – рабочие места.

На рынке земли происходит торговля земельными участками (свободными или застроенными), жилыми и офисными зданиями, реже – месторождениями полезных ископаемых. По сути дела это есть рынок земельных участков и недвижимости.

Как уже отмечалось, капитал существует одновременно в различных формах: денежной и вещественной (так называемый реальный капитал, или инвестиционные товары).

Когда мы говорим о рынке капитала , то имеем ввиду спрос на инвестиционные средства в денежной форме, которые впоследствии будут использованы для покупки инвестиционных товаров.

Спрос на капитал и его предложение проявляются и на рынке инвестиционных товаров, и на финансово – кредитных рынках, и на рынке земли.

По экономическому назначению объектов рыночных сделок выделяют пять видов рынка.

Рынок потребительских товаров и услуг:

рынок продовольственных товаров;

рынок непродовольственных товаров;

рынок услуг.

Рынок факторов производства:

рынок рабочей силы;

рынок средств производства;

рынок сырья.

Финансовый рынок:

фондовый рынок (ценных бумаг);

денежный рынок (депозитов, валюты);

Рынок недвижимости:

рынок земли;

рынок недвижимости;

Информационный рынок:

рынок духовно-интеллектуального продукта.

По пространственному признаку различают:

локальный или местный рынок;

региональный рынок;

межрегиональный рынок;

национальный рынок;

международный рынок;

мировой рынок.

По степени ограничения конкуренции выделяют следующие виды рынка: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Рынок выполняет важнейшие функции, которые упорядочивают экономическую жизнь общества.

Во-первых, рынок является связующим звеном между продавцами и покупателями, средством перемещения экономических благ между людьми, территориями и даже государствами; причем, общение между людьми осуществляется независимо от деления людей по классам, национальностям, расам, полу, религиозным убеждениям - на рынке действуют только продавцы и покупатели.

Во-вторых, рынок осуществляет общественное признание предложенных к продаже товаров, а значит и труда, вложенного в них; рынок может отвергнуть ненужные людям товары или товары, не удовлетворяющие потребности людей; то есть, рынок регулирует спрос и предложение товаров, а также установление цены.

В-третьих, рынок является независимым распределителем экономических благ только на эквивалентной и возмездной основе.

В-четвертых, рынок представляет собой механизм вознаграждения успехов и неудач, он является объективным оценщиком способностей каждого человека как потребителя, производителя, предпринимателя (Казаков. А. Школьнику о рыночной экономике. - М.: "Менеджер", 1993г.).

В пятых, рынок выполняет санирующую функцию, «отбраковывая» тех производителей, которые не могут предложить наилучшее качество по наименьшей цене.

В шестых, рынок выполняет функцию распределения ресурсов, направляя ресурсы в те производства, результаты которых пользуются спросом.

И, наконец, объясняя сущность рынка, необходимо остановиться на инфраструктуре рынка. Инфраструктура рынка это организации, обслуживающие рыночные сделки по купле-продаже товаров и услуг. К рыночной инфраструктуре относятся: биржи, банки, консультационные, юридические и информационные фирмы, рекламные агентства, риэлторские конторы. Развитая рыночная инфраструктура значительно облегчает совершение операций обмена, и, наоборот, неудовлетворительное состояние рыночной инфраструктуры делает рыночную систему не гибкой, сложной и неэффективной.

14.Механизм рыночной саморегуляции. Спрос и предложение

Рыночные отношения предполагают саморегулирование рынка труда. Элементами механизма саморегулирования являются спрос и предложение на рынке труда, конкуренция среди работников и работодателей, заработная плата. В результате действия этого механизма устанавливается уровень и пропорции занятости, величина заработной платы, размеры и структура безработицы.

Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

Предложение на рынке труда это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Спрос на рынке труда зависит от:

Деловой конъюнктуры и фазы экономического цикла;

Технического уровня производства;

Ситуации в инвестиционной сфере;

Сложившегося уровня заработной платы;

Налоговой политики.

Предложение на рынке труда зависит от:

Демографической ситуации (численности и половозрастного состава населения);

Внутренней и внешней миграции трудоспособного населения;

Уровня заработной платы;

Альтернативной стоимости труда, возможности получения дохода из иных источников, кроме работы по найму.

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию.

Повышение общего уровня труда реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наёмных работников.

Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищённости населения.

Колебания цены труда в сторону её снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т.д.

В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наёмного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей.

Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже.

Доход фирмы является экономической основой её инвестиционной активности. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается её банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной экономики даёт немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулирую его количественно-качественный состав.

Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и предложения труда на рынке. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет, когда найм работников даёт ему прирост доходов после продажи произведённой продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда – в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервирую одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает пари сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.

Таким образом механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъёме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наёмных работников за счёт быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечно итоге ведут к росту безработицы.

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причём под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путём в течение какого либо периода.

15. Роль государства в рыночной экономике.

Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки:

во-первых, это суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов

во-вторых, это - монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур

в-третьих, это - монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о “нерыночном” происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции, другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий - как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства

в-четвертых, государство является регулирующим субъектом

Роль государства в рыночной экономике - основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции:

правовая

воспроизводственно-технологическая

защита конкуренции

стабилизационная

прогностическая

регулирующая

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и в виду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

Функция защиты конкуренции. В Законе Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” она определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а следовательно, - и на цену. В соответствии с кривой спроса на свою продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и росту второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает нерациональное распределение ресурсов. Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику. Для этого предпринимаются следующие шаги. Прежде всего необходимо тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации, и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель - уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели:

минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики

создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка

обеспечение социальной защиты населения

Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.

16. Происхождение и сущность денег.

Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Деньги представляют собой уникальный товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства.

Важным открытием в исследовании природы денег стало доказательство их природного происхождения. Деньги возникли при определенных условиях осуществления производства и уровне развития экономических отношений в обществе. Непосредственными предпосылками появления денег являются:

– переход от натурального хозяйства к производству товаров и товарному обмену;

– имущественное обособление производителей товаров, которые становятся собственниками изготовляемой ими продукции.

Развитие обмена происходило путем смены следующих форм стоимости:

1) простой и случайной формы стоимости, соответствующей ранней ступени развития обмена. Обмен носил случайный характер: один товар выражал свою стоимость в другом, противостоящем ему, товаре;

2) полной или развернутой формы стоимости, связанной с развитием обмена, что вызвано первым крупным разделением труда, в связи с чем в процесс обмена включается множество предметов общественного труда;

3) всеобщей формы стоимости, связанной с тем фактом, что дальнейшее развитие обмена привело к выделению из множества товаров отдельных товаров, играющих на местных рынках роль главных предметов обмена;

4) денежной формы стоимости, связанной с выделением в результате дальнейшего обмена одного товара на роль всеобщего эквивалента. Такая роль с развитием обмена закрепилась за благородными металлами (золотом и серебром). Это связано с тем, что данные металлы в наибольшей степени соответствовали тем требованиям, которые рынок предъявлял к товару – деньгам. Таким образом, драгоценные металлы обладают рядом естественных свойств, которые делают их наиболее пригодными для выполнения общественных функций всеобщего эквивалента. К этим свойствам относятся:

– однородность;

– делимость;

– безотходность;

– портативность;

– удобство транспортировки;

– сохраняемость (износостойкость);

– универсальное средство накопления. Как экономическая категория деньги выражают определенную форму экономических отношений между людьми в процессе товарного обмена. В отличие от всех прочих товаров деньги обладают:

а) всеобщей потребительской стоимостью;

б) всеобщим эквивалентом стоимости. Сущность денег как всеобщего эквивалента стоимости проявляется в единстве трех их свойств.

1. Свойство всеобщей непосредственной обмениваемости, что означает обмениваемость денег на любые товары: и товар непосредственно обменивается на деньги, и деньги обмениваются на товар.

2. Деньги выступают внешней мерой труда.

3. Деньги являются самостоятельной формой меновой стоимости (движение денег может отрываться от движения товаров, и тогда происходит одностороннее движение денег).

Таким образом, сущность денег заключается в том, что это историческая категория, разрешающая противоречия товарного производства между потребительской стоимостью и стоимостью в связи с тем, что они являются специфическим товаром, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента.

17. Функции денег

Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:

  • Мера стоимости . Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
  • Средство обращения . Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность ). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
  • Средство платежа . Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
  • Средство накопления . Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
  • Мировые деньги . Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства.

Деньги- это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.

В другом определении деньги - это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:

  • обменивается на любой другой товар;
  • измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

  • Меры стоимости
  • Средства обращения
  • Средства платежа
  • Средства сбережения и накопления
  • Мировые деньги

18. Денежное обращение, его основные типы. Закон денежного обращения.

Денежное обращение – процесс непрерывного движения денежных средств в наличной и безналичной форме между хозяйствующими субъектами.

Денежное обращение- это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслу­живающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

Денежный оборот страны, отражая движение денег, пред­ставляет собой сумму всех платежей, совершенных предпри­ятиями, организациями и населением в наличной и безналич­ной формах за определенный период времени.

Правовые основы денежного обращения в стране закреплены в Конституции Укр и в ЗУ»О НБУ» и ЗУ «О платежных системах и переводе ДС вУкр».

Основными задачами правового регулирования денежного обращения являются :

Обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности м/д органами гос-ва в сфере денежного обращения.

Обеспечение органам гос власти помощи по средствам норм регулирования денежного обращения.

Поддержка необходимых темпов роста денежной массы в обращении; поддержание правильного соотношения м/д наличным и безналичным ДС

Денежное обращение подразделяется на наличное и безналичное обращение.

Наличное денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими (на сегодняшний день) двух основных функций: средства обращения и средства платежа. Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг.

Рынок денег характеризуется спросом на деньги и предложением денег. Спрос на деньги предъявляется в том случае если отдается предпочтение наличным деньгам по сравнению с другими видами активов (ценными бумагами, недвижимостью и т.п.). Когда хозяйствующие субъекты выбирают, куда вложить денежные средства, они руководствуются доходностью, ликвидностью, степенью риска, нормой ссудного процента. Деньги обладают универсальной ликвидностью, но степень ликвидности высока и у ценных бумаг, к тому же ценные бумаги приносят доход. Но у ценных бумаг велик риск. Хозяйствующие субъекты руководствуются нормой ссудного процента: если процент высок, то выгодно отдавать деньги в кредит, менее выгодно покупать ценные бумаги или недвижимость. Если ссудный процент низок, то нет смысла отдавать деньги в кредит, лучше купить ценные бумаги или другие активы.

Спрос на деньги подвержен влиянию многих факторов. Представители классической количественной теории денег считали, что такими факторами являются уровень цен, объем производства, скорость обращения денег (М = PQ /V).

Безналичное денежное обращение - это движение стоимости без участия наличных денег, т.е. - это перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и проявление денежных средств клиентов на счетах в банках и привели к возникновению безналичного обращения.

Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения:

1) Правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

2)Осуществление их преимущественно по счетам кредитных организаций . Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор.

3) Наличие двойной записи . Если у одного контрагента произошло списание средства – то у другого наоборот начисление. Полученные средства записываются в кредит одних счётов, потраченные - в дебет других. Таким образом, при ведении учёта методом двойной записи действует закон сохранения (баланс): сумма дебетов всех счетов (актив) всегда равна сумме кредитов всех счетов (пассив).

4) Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж ; реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основе исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания: за тепло- и электроэнергию, коммунальные и другие услуги.

Главный регулирующий орган платежной системы - Банк России.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

5. нет верного ответа

10. По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на:

1) мега-. макро-, микроуровень

Макро-, мезо-, микроуровень

3) макро-, микроуровень

4) макро-, мезоуровень

5) все варианты верны;

11. Воспроизводственная структура национальной экономки характеризует:

Соотношение между стадиями воспроизводства валового внутреннего продукта (производством и потреблением, потреблением и накоплением, производством товаров и сферой услуг и др.).

2. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

3. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

4. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

5. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

12. Социальная структура национальной экономки характеризует:

13. Отраслевая структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

Соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

14. Технологическая структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

Соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

15. Региональная структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

Пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

16. Институциональная структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

Формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

17. Под институтами в современной теории понимаются:

1. государственные учреждения;

2. «правила игры» в обществе или «созданные человеком» ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение;

3. система этических норм поведения;

4. меры государственного регулирования;

5. нет верного ответа.

18. Институты делятся на:

1. государственные и частные;

2. внутренние и внешние;

3. формальные и неформальные;

4. все варианты верны;

5. нет верного ответа.

19. Для становления и развития национальной экономики существуют следующие виды предпосылок:

1. общесистемные, системные и внутрисистемные;

2. внутренние и внешние;

3. внутриполитические и внешнеполитические;

4. все варианты верны;

5. нет верного ответа.

20. Общесистемные предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь включают:

Определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства

2) единство экономического и институционально-правового пространства

3) обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики

4) наличие политических факторов, определяющих модель развития страны

5) все варианты верны

21. Системные предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь включают:

1) определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства

Понятие феномена «институт» и функции институтов

Феномен «института» как определенной категории возник в рамках социологической теории. Среди авторов, которые разрабатывали теорию «институтов», следует отметить таких ученых, как Джон Ролз, Торстейн Веблен, Дуглас Норт.

В социологической теории, институты представляют собой определенные правила, определенные механизмы, обеспечивающие их выполнение, и определенные нормы поведения, в которых структурируются регулярные формы взаимодействия между людьми.

Замечание 1

Применительно к экономике, основная мысль этой теории состоит в том, что на реальных экономических рынках свобода рыночных сил, как правило, ограничена различными «институтами», многочисленными ограничениями, как формального плана (законодательные акты государства в области регулирования экономики) и неформального плана (различного рода договора (контракты), нормы экономического поведения предпринимателей, их этическое поведение).

Таким образом, можно сказать, что «институт» – это установленные обществом правила игры, по которым вынуждены играть участники этой игры.

Институциональную систему можно рассматривать:

  • как совокупность правил поведения людей, регламентирующих взаимоотношения между ними, существует в любых коллективах.
  • в ней определяется движение основных этапов воспроизводственного цикла: процессы производства, распределения, обмена и потребления.
  • через систему институтов задается структура мотивов, которые определяет необходимость человеческого взаимодействия, как в сфере политики, социальной жизни общества национальной экономики. Такие мотивы получили название побудительных.
  • в системе институтов находит свое отражение то обстоятельство (конкретный исторический факт), каким образом общество развивается в исторической перспективе, во времени. То есть, изучая развитие и историю различных институтов, мы можем спрогнозировать развитие различных институтов в конкретной стране, возможность использования опыта других стран.

Главные функции, которые выполняет феномен «институтов» в обществе:

  • координация действий разных индивидов (в том, числе организаций), которая позволяет осуществить экономию на затратах по осуществлению ответных реакций на возможные действия других участников взаимодействия;
  • предвидеть и отсечь негативную реакцию тех участников взаимодействия, действия которых могут привести к применению санкции, величина ущерба от которых может превысить выгоду от их свершения;
  • осуществить необходимое перераспределение ресурсов, затрат и выгод, посредством как прямых по содержанию действий (например, законодательство по налогам), так и косвенных, путем ограничения каких-либо действия, либо осуществить их координацию.

Особенности рынка как экономического института

В теории ИЭ используется такое определение: «институт – это совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты».

Рассмотрим, каким образом, концепцию «института» возможно применить к концепции «рынок».

В экономической жизни общества существует определенный институт, в рамках которого осуществляется взаимодействие субъектов с определенной целью этого взаимодействия. Данный институт носит название «рынка» и представляет собой систему экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), а также внутри групп продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) с целью получения определенной выгоды наиболее эффективным способом для всех субъектов рынка.

На рынке представлены две основные группы участников или субъектов: продавцы на одном полюсе и покупатели – на другом. Между ними осуществляется определенное взаимодействие, определяемое как обмен, которое может носить характер как коммерческого (предпринимательского) взаимодействия или деятельности, основной целью которой является получение выгоды всеми участниками процесса – прибыль для продавцов (производителей) и решение проблем различного рода для покупателей (потребителей), так и некоммерческого, то есть без получения прибыли. Основой этого взаимодействия является наличие на рынке как минимум двух субъектов, каждый из которых имеет что-либо, что представляет ценность для другой стороны. Кроме того, субъекты обмена свободны в выборе решения о вступлении во взаимодействие.

Деятельность на рынке осуществляется в условиях конкуренции, как между продавцами, так и между покупателями.

В рамках данной концепции делаются различия между производителями и продавцами, покупателями и потребителями как между общим и единичным.

Замечание 2

Субъекты производители и продавцы могут совпадать, если производитель сам вступает в обмен с покупателем, но продавец может и не быть производителем. Покупатель и потребитель тоже могут совпадать, если покупатель сам потребляет предмет обмена (товар, услуги), а могут быть и различными.

Субъекты – продавцы (производители) представляют на рынке «предложение», то есть все, что находится на рынке, продается на нем или может быть на него доставлено для обмена. Предложение – это ценность, которой обладает продавец (производитель).

Субъекты – покупатели (потребители) представляют на рынке «платежеспособный спрос», то есть осознанную нужду в чем-либо, обеспеченную платежными (денежными) средствами. Спрос – это ценность, которой обладает покупатель (потребитель).

Итак, экономический институт «рынок» представляет собой:

  • определенную совокупность экономических правил поведения людей, регламентирующих взаимоотношения между ними на рынке (свобода выбора партнера, наличие конкуренции);
  • в рынке определяется движение основных этапов воспроизводственного цикла: процессы производства, распределения, обмена и потребления. Процессы производства создают необходимый продукт («предложение»), который должен соответствовать определенным ожиданиями потребителей, подкрепленных денежными средствами («спрос»), который должен быть доставлен на рынок через каналы распределения и обменен в системе сферы обращения (обмен) и далее весь цикл повторяется;
  • система мотивов на рынке, определяется необходимостью эффективного человеческого взаимодействия в сфере национальной экономики (получение выгоды всеми сторонами – участниками института);
  • в системе современных экономических институтов нашло свое отражение то обстоятельство, что конкретный исторический факт – необходимость рынка, рыночной экономики, было признано одним из наиболее эффективных способом организации экономической жизни современного общества.

Финансовый рынок. Финансовый рынок – совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от их собственников к заемщикам

Финансовый рынок – совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от их собственников к заемщикам. Это организованная система торговли финансовыми инструментами. Элементы структуры финансового рынка:

Рынок ссудных капиталов;

Рынок ценных бумаг;

Страховой рынок;

Валютный рынок.

Основным звеном является рынок ссудных капиталов. Ссудный капитал – это денежные средства, отданные в ссуду под определенный процент при условии возвратности. Формой движения ссудного капитала является кредит. Основными источниками ссудного капитала служат денежные средства, высвобождаемые в процессе воспроизводства.

К ним относятся:

Амортизационный фонд предприятий;

Часть оборотного капитала;

Прибыль;

Денежные доходы и сбережения населения;

Денежные накопления государства.

Функции рынка определяются его сущностью и ролью, а также задачами по воспроизводству рыночных отношений. Выделяют пять основных функций:

Обслуживание товарного обращения через кредит;

Аккумуляция или собирание денежных сбережений предприятий, населения, государства и иностранных капиталов;

Трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений;

Обслуживание государства и населения как источник капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;

Ускорения концентрации и централизации капитала, содействие образованию мощных финансово-промышленных групп.

Посредством рынка ссудных капиталов как экономической категории можно измерить и определить движение, объем, направление денежных фондов, идущих на развитие общественного воспроизводства, установить классовый спектр использования денежного капитала, воздействие его на социально-экономические отношения. Финансовый рынок – составная часть финансовой системы. Финансовый рынок в России стал ускоренно развиваться в 1992 г. Большое влияние на развитие этого рынка оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной структуры и формированию у людей рыночного менталитета. В 1992 г. состояние российского финансового рынка было достаточно неустойчивым, операции на денежном рынке и рынке ценных бумаг характеризовались низкими объемами, банковский сектор развит был слабо, особенно в регионах. К 1995 г. на российском финансовом рынке сформировалась достаточно широкая инфраструктура: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.