Трезини здание 12 коллегий. Здание двенадцати коллегий

Здание двенадцати коллегий является одним из самых ранних сооружений на Васильевском острове, сохранившихся до наших дней. Здание состоит из двенадцати корпусов.

В 1711 году по указу Петра I был создан высший законодательный орган государства – Сенат. В 1718 году были созданы коллегии, подчинявшиеся Сенату. Коллегии (коллегия – это центральный орган управления) отвечали за различные задачи: одни – за ведение дел в армии и на флоте, другие – за торговлю, третьи – за отношения с другими странами и т.д. Коллегии сменили существующие до них приказы – органы управления Московской Руси в XVI – XVII веках.

Сначала коллегий было девять, но затем их число увеличили до двенадцати. Президентами коллегий были такие известные деятели Петровской эпохи, как А.Д. Меншиков, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, Я.Ф. Долгорукий и другие. Важные государственные дела теперь решались коллегиально – вместе, на совещаниях с участием не только бояр, но и людей других сословий. Первоначально Сенат и коллегии размещались в мазанковом здании (мазанки – дома из дерева и глины), построенного по проекту архитектора Д. Трезини. Затем Петр I поручил Трезини построить здание для органов управления на Васильевском острове.

В 1724 году состоялся первый в России конкурс на разработку проекта здания Двенадцати коллегий, который, однако, не дал результатов – ни один из представленных проектов так и не был утвержден. В результате - нижний этаж возводился по замыслу Д. Трезини, верхние – по проекту архитектора Т. Швертфегера. Строительные работы по возведению здания велись с 1722 по 1742 года под руководством сначала Д. Трезини. а затем М.Г. Земцова. Длина здания составила четыреста метров. Здание состоит из двенадцати одинаковых, вплотную примкнувших друг к другу секций-корпусов. Боковой фасад обращен к Неве. Грандиозное трехэтажное здание имеет единую крышу и огромный четырехсот метровый коридор. Корпуса-секции были украшены фигурными наличниками и аттиком с лепкой.

В 1802 году коллегии были заменены на министерства, а часть здания была передана Главному педагогическому университету. который в 1819 году был преобразован в Петербургский университет.

Административный центр в Петербурге переместился на левый берег Невы, а на васильевском острове образовался центр высшего образования и научной жизни. Здание Двенадцати коллегий было полностью передано во владение Петербургскому университету.

Позже в здании был произведен ряд перестроек. В частности, открытая арка главного фасада была застеклена, появилась парадная лестница и белоколонный актовый зал. Первоначальная внутренняя отделка сохранилась только в Петровском зале: скульптура, плафон и живописные вставки в верхней части стен, два угловых камина со скульптурной отделкой. Сегодня в здании Двенадцати коллегий по-прежнему размещается Санкт-Петербургский государственный университет, с именем которого связаны имена таких ученых, как Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, А.С. Попов, И.М. Сеченов и другие.

4 октября посетила здание 12 коллегий, в котором располагается Санкт-Петербургский государственный университет. Чрезвычайно насыщенную экскурсию , которую провел для нас доктор исторических наук, профессор Института истории СПбГУ, директор музея истории СПБГУ Тихонов Игорь Львович, можно условно разделить на три части:

1. Дворовая территория.

2. Внутренние помещения.

Начнем с двориков, в которых разместился знаменитый парк современной скульптуры.

Гефсиманский садик:

«Подпоручик Киже» - персонаж исторического анекдота времён царствования императора Павла I, а также повести Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» - несуществующий офицер, появившийся в документах из-за ошибки писаря, но, тем не менее, несколько раз произведённый в новый чин императорским указом.

Лабиринт СПбГУ составлен Филологическим и Восточным факультетами в год 300-летия Санкт-Петербурга.по классической схеме, известной более 4 тысячелетий. Камни присланы из старейших и крупнейших университетов мира. На заднем плане Башня и пушка.

Скульптура «Императору Александру II»:

Памятник Гулливеру символизирует бесконечность и относительность. Открыт 2.11.2007 года

Мадам Баттерфляй:

Памятник Томасу Муру:

Броненосец Гоголь:

Скамья советов. Её идея том, что, сидя между бесом и ангелом, можно услышать противоположные мнения, «выслушать обе стороны»:

Маленький принц:

Бегемотиха Тоня:

Скульптура «Перекур»:

Памятник Анне Ахматовой:

Затем по парадной лестнице

поднялись в самую длинную в Петербурге галерею (стеклянный коридор), которая когда-то насчитывала почти 400 метров (в настоящее время составляет 275,5 метров). В этом месте воздух прямо пропитан энергетикой людей, побывавших здесь за столетия. Груз времени ощущаешь физически.

Многие задаются вопросом, почему здание 12 коллегий расположено торцом к Неве. Популярна легенда о хитроумном Меншикове, освободившем себе место под дворец. Не верьте горе-экскурсоводам! Известно, что Петр I планировал создать центральную площадь на стрелке Васильевского острова. А гравюры прошлых веков показывают, что вдоль здания был прорыт канал, по которому корабли подплывали к расположенному напротив Гостиному двору. А после сноса здания Гостиного двора и засыпки канала освободившееся место использовалось под огороды и выпас скота.

Здание Двенадцати Коллегий невольно привлекает взгляд тех, кто прогуливается по Университетской набережной, своим ярким терракотовым цветом и необычным расположением относительно Невы. В отличие от других построек, оно стоит не параллельно набережной, а перпендикулярно, и уходит вглубь Васильевского острова на расстояние почти в полкилометра. Интересно здание Двенадцати коллегий и своими интерьерами, историей, а также необычным окружением - в университетских двориках вы найдете удивительные скульптуры и памятники.

Предлагаем ознакомиться с интересным маршрутом вокруг Двенадцати Коллегий и заглянуть в университетские дворики.


Историческая справка

Двенадцать Коллегий начали строить в 1722 году. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и Коллегии - объединения, представляющие собой переходную форму от московских приказов к министерствам. Строительство продолжалось десять лет - первое заседание коллегий состоялось здесь в 1732 году. Сначала архитекторами были назначены Доменико Трезини и Теодор Швертфегер, но завершали проект уже Джузеппе Трезини и Михаил Земцов.

Здание принадлежит к стилю «петровское барокко». Оно состоит из двенадцати идентичных трехэтажных секций и считается крупнейшим памятником, построенном в этом стиле.

В 1835 году здание было переоборудовано под нужды Санкт-Петербургского университета, так как именно в его ведение оно было передано.

Сегодня в Двенадцати коллегиях расположена научная библиотека, некоторые факультеты СПбГУ, а также административные службы.


Источник фото - www.tourprom.ru

Что посмотреть

В первую очередь, конечно, Петровский зал. Именно здесь сохранилась оригинальная внутренняя отделка 18 века. Обратите внимание на плафон и живописные вставки в верхней части стен, а также на скульптуры и два угловых камина.


Источник фото - www.wikiwand.com

Обязательно стоит ознакомиться с 400-метровой галереей, которая соединяет все секции здания. Раньше они были разделены глухими стенами - галерея появилась после того, как было принято решение о размещении здесь университета. Вот как описывал ее журнал «Современник»: «Более всего замечательна в университете галерея. Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук». И действительно, невозможно не проникнуться духом познания и стремлением к свершения открытий, прогуливаясь вдоль бесконечной вереницы окон, через которые льется свет, отчего и кажется, что шаги идущего устремлены в вечность…


Источник фото - spbu.ru

Также в здании Двенадцати коллегий расположился Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета. Общая площадь музея составляет 780 кв. м, а непосредственно сама экспозиция занимает 4 зала площадью 410 кв. м. C 1997 г. музей представляет собой самостоятельную структурную единицу со своим штатом сотрудников. Уникальная коллекция музея может рассказать о всех этапах развития главного университета Петербурга. Здесь проводят и экскурсии, но строго по предварительной записи и только в будние дни.

Не пройдите мимо памятника, посвященного образу студента СПбГУ, который установлен перед главным входом в здание. Идея создания «Крылатого гения» принадлежит Культурному фонду «Знаменитые универсанты СПбГУ». Летящий Гений держит в руках факел и опирается на классическую колонну, которая символизирует твердыню знаний, являющихся фундаментом и основой любых достижений.


Автор фото - Елена Павлова, источник - fotokto.ru

Знаменитые университетские дворики

Они действительно стоят того, чтобы их посетить! Уверяем вас, что образцы современной скульптуры, которые тут представлены, заслуживают пристального внимания даже самых искушенных любителей искусства.

Конечно же, самый известный из университетских двориков - это двор Филологического факультета. Но всему свое время. Давайте сначала посмотрим на неприметный двор, что ему предшествует. Здесь расположился удивительный Лабиринт, созданный по классической схеме, известной уже более 40 веков. Камни привезены из различных крупных университетов мира, что символизирует единение и партнерство в научной среде. Авторами композиции выступили Сергей де Рокамболь и Анна Николаева. Открыли Лабиринт в год 300-летия Петербурга, именно поэтому он состоит из 300 гранитных камней.


Источник фото - turbina.ru

Рядом с Лабиринтом расположилось еще несколько интересных объектов - Вавилонская башня техногенной эпохи, нос майора Ковалева, подпоручик Киже, Единорог и даже памятник императору Александру II. Необычное соседство, не правда ли?


Авто фото - Елена Плющ, источник - lookmytrips.com


Источник фото - saintpetersburg.zagranitsa.com

Осмотрев все эти скульптурные композиции, мы окажемся в том самом дворике филфака, который знаменит далеко за пределами Петербурга. Что же в нем особенного? На первый взгляд, это просто уютный двор для студентов, где под сенью деревьев можно отдохнуть в перерывах между парами. Но по всему его периметру установлены уникальные образцы современной скульптуры. Некоторые из них еще и спрятаны от глаз неосведомленного человека так, что без совета знатока их и найти очень сложно. Интересно то, что они не объединены одной темой. Здесь представлены одновременно и пронзительный памятник Бродскому, и забавная бегемотиха Тоня, которая по легенде помогает девушкам удачно выйти замуж. Можно сказать, что это арт-пространство, гармонично соединяющее в себе совершенно разные культурные слои, которые апеллируют к тому же к диаметрально противоположным чувствам человека.


История создания этого пространства началась со скульптуры Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце», которая была установлена 21 октября 2002 года. Арлекин с увлечением читает старинную книгу, где мы видим текст из книги Антуана де Сент-Экзюпери. Сидит он на пьедестале из толстых философских книг. Справедливо удивление зрителей - но где же Маленький принц? Его придется поискать. Но вы обязательно найдете этого вечно юного героя, если присмотритесь к деталям.


Источник фото - mir.afisha.ru/cities/sankt-peterburg/backyards

Вот примеры некоторых скульптур, расположенных во дворе филологического университета: памятник А. Блоку (скульптор Е. Ротанов, 2002), памятник Т. Г. Масарику (скульптор Й. Вайце, 2003), памятник А. Ахматовой (скульптор В. Трояновский, 2004), Антиоху Кантемиру (скульптор И. Здерчук, 2004), скульптурные композиции «Чаша Страдания» (скульптор А.А. Аветисян, 2004) и «Скошенные» (скульптор Г. Постников, 2004).

Широко известен памятник Иосифу Бродскому, обыгрывающий строки из стихотворения «Ни страны, ни погоста...»:

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
Между выцветших линий
на асфальт упаду.

Но все мы знаем, что умер Бродский вдали от родины. Создатель памятника - Константин Симун. Среди его работ - знаменитое «Разорванное кольцо». Памятник представляет собой чемодан, на котором стоит каменная плита с головой Иосифа Бродского. И это, конечно, не случайно. Чемодан здесь выступает в качестве символического изображения судьбы поэта, который провел многие годы в вынужденном изгнании. Это первый памятник в Санкт-Петербурге, посвященный Бродскому.


Источник фото - www.citywalls.ru

Другие скульптуры дворика филологического факультета не менее интересны, и стоит отметить, что каждая обладает своей историей и глубоким философским смыслом.


Источник фото - www.citywalls.ru

Однако есть одна трудность, с которой столкнется любой человек, который захочет полюбоваться этим великолепием современного искусства. Попасть сюда самостоятельно практически невозможно. Так как дворик находится в ведении университета, то и пускают на его территорию исключительно преподавателей и студентов. Остальным пройти внутрь будет достаточно проблематично. Впрочем, отчаиваться не стоит. Посетить дворик филфака можно в составе экскурсии , где вы не только увидите своими глазами все эти объекты, но и услышите истории и легенды, с ними связанные.

Надеемся, что статья подарила вам что-то новое и была полезной. Петербург - это город, который далеко не сразу открывает свои тайные адреса. Чтобы узнать его полностью, потребуются годы. Но это ни в коем случае не должно останавливать. Открывайте для себя знакомый и неизвестный Петербург каждый день, а мы будем стараться давать вам новые поводы для изучений, открытий и, конечно же, прогулок.

Последнее изменение Среда, 07 марта 2018 11:41

В Санкт-Петербурге имеется немало достопримечательностей и исторических зданий. Одним из них является здание Двенадцати коллегий. имеет давнюю историю и достойно внимания туристов.

Место расположения

Адрес здания Двенадцати коллегий в набережная, дом семь. Такое великолепное строение просто невозможно не заметить. Оно является одним из наиболее старых на Васильевском острове. Интересен тот факт, что уже практически два столетия в нем располагается государственный университет Санкт-Петербурга. Конечно, изначально здание предназначалось совершенно для иных целей. История здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге теснейшим образом связано с развитием государства. Его стиль - яркий пример архитектуры начала восемнадцатого века. В настоящее время здание является памятником федерального значения.

Как добраться до исторического памятника?

Добраться до здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге можно автобусах № 24 и № 7 и на троллейбусах № 11, 1 и 10. находится практически у самого здания.

Легенда или правда?

Петербуржцы и туристы наверняка обращали внимание на то, что здание Двенадцати коллегий имеет не совсем обычное расположение. Казалось бы, оно должно было быть построено вдоль Невы. Но нет. Оно расположено к реке торцом. Столь необычное его расположение привело к появлению легенды о хитром Меньшикове. Петр І отдал приказание губернатору Петербурга выстроить вдоль Невы новое здание коллегий. А оставшуюся свободную землю использовать по своему усмотрению. По легенде, предприимчивый Меньшиков решил здание повернуть фасадом к стрелке острова, а не к реке. А на свободном участке земли возвел для себя дворец. После того как Петр І увидел результат, он протащил Меньшикова за шиворот вдоль всего строения. Легенда гласит, что царь останавливался около каждой коллегии и бил фаворита своей небезызвестной дубинкой. Но менять что-либо было уже поздно.

Конечно же, вся эта история не более чем вымысел, поскольку она идет вразрез с историческими фактами. Дело в том, что дворец Меньшикова был возведен еще в 1710 году. А это значит, что в момент постройки дворца здания Двенадцати коллегий еще не было даже в проекте. В это время Петр решил перенести центр Петербурга на Васильевский остров, который был покрыт лесом, после чего побережье стали постепенно застраивать новыми зданиями.

Исторический экскурс

Решение о возведении здания Двенадцати коллегий было принято не спонтанно, оно было продиктовано государственной необходимостью. В 1711 году был образован Сенат, состоящий из девяти сенаторов. Новый государственный орган должен был управлять государственными делами во время отсутствия государя - Петра І. В дальнейшем Сенат превратился в высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. В 1718 году для более оперативного управления экономикой на смену пришли коллегии, которые должны были контролировать все отрасли хозяйства. В декабре того же года приказом были назначены вице-президенты и президент коллегий. Через год были определены штаты организации и общие правила внутреннего устройства. По этой причине понадобилось здание, в котором могли бы разместиться абсолютно все структуры. Поэтому император издал приказ 12 августа 1721 года о возведении здания Двенадцати коллегий (фото приведено в статье). Правда, строительство было закончено уже после его смерти.

Проект здания

Стоит отметить, что изначально Сенат и новые коллегии размещались в здании на Троицкой площади, которое было возведено по проекту Доменико Трезини. Первое строение представляло собой однотипные двухэтажные корпуса, покрытые черепицей.

Архитектором нового здания также стал Трезини. Здание Двенадцати коллегий было задумано по принципу предыдущего строения. Восточный фасад должен был стать парадным и быть обращен к Коллежской площади. Однако данная площадь в начале двадцатого века вообще перестала существовать, поскольку на ее месте был построен другой институт. В 1716 году появился первый вариант проекта Здание Двенадцати коллегий имело вначале совершенно иной вид. Но через два года появился совершенно другой вариант, поскольку архитектором были внесены значительные коррективы. Так, например, было решено с западной стороны создать стрелку канала, а вдоль него выстроить протяженное здание. Именно в нем по задумке архитектора должны быть размещены коллегии.

Стоит отметить, что изначально коллегий было девять - адмиралтейская, камер-коллегия, иностранная, штас-контора, берг-коллегия и прочие. Позднее появилась еще одна, десятая. Петр в 1721 году учредил Синод, который решил разместить подле коллегий, как и сам Сенат.

Для архитектора здания Двенадцати коллегий размещения группы одинаковых корпусов по одной линии не было чем-то новым. Ведь до своего приезда в Петербург Трезини проживал в Копенгагене, в котором еще в 1625 году было построено здание Биржи по точно такому же принципу. Кроме того, архитектор бывал ранее и в Москве, где в одну линию были размещены здания приказов.

По имеющемуся плану строительство было начато в 1722 году. В начале следующего года архитектор доложил Петру о том, что уже начато строительство четырех коллегий, а также заготовлено часть материалов.

Строительство здания

Петр І тщательно контролировал строительство здания Двенадцати коллегий в Петербурге. Свои коррективы в план он внес уже в 1723 году. Более того, через несколько месяцев был издан указ относительно того, каким образом будут выбраны варианты оформления фасадов. Должны были быть представлены разные варианты мастеров, среди которых государь хотел выбрать самый подходящий, на его взгляд. В дальнейшем коррективы в строительство вносились достаточно часто. Получилось так, что уже при начатом строительстве Петр устроил конкурс на лучший вариант нового здания. По сути, это был первый в России архитектурный конкурс. В нем принимали участие такие мастера, как Растрелли, Пино, Звиттен, сам Трезинри, Микетти, Гербель, Киаверин. Итоги этого мероприятия были подведены в 1724 году. В результате первый этаж строился по первоначальному проекту Трезини, а вот внешний вид второго и третьего этажей был изменен после обработки конкурсного варианта Швертфегера.

Сенат с февраля 1724 года возложил руководство над строительством на нового архитектора - Швертфегера. Проведение нового конкурса спустя два года после начала строительных работ стало возможным только потому, что эти работы велись невероятно медленно. Если в начале 1722 года для здания военной коллегии был сделан фундамент, то для других коллегий только начинали вбивать сваи. Лишь в 1723 году сваи стали забивать по всему участку строительства. В том же году Петр передал ведение строительства каждого корпуса самим коллегиям, дабы ускорить процесс. Но к сожалению, никаких изменений не произошло. К началу 1725 года были закончены лишь фундаменты и частично отстроены стены первого этажа. Именно по этой причине и была возможность внести изменения благодаря результатам архитектурного конкурса.

Окончание работ

Строительство нового здания пошло быстрее только после указа Екатерины І от 1726 года. Вскоре были завершены работы по кладке стен. К концу 1727 года были установлены стропила, а через полгода все корпуса были перекрыты. Летом 1732 года в некоторых корпусах, которые к тому времени были закончены, начали свою деятельность берг-, коммерц-, юстиц- и мануфактур- коллегии.

Однако внутренняя отделка продолжалась в течение последующих десяти лет. В помещениях строились печи и камины, а также проводились малярные, слесарные и столярные работы. Стоит отметить, что из первоначальных интерьеров в настоящее время можно увидеть лишь облик Петровского зала. Его украшением в 1736 году занимался Игнацио Росси. В период строительства было задумано, что главный фасад будет выходить на Коллежскую площадь, как мы уже упоминали. Именно из-за участия здания в ансамбле площади, оно не выходит лицом на Университетскую набережную, а смотрит на нее лишь торцом. По задумке Петра Коллежская площадь должна была стать главной в городе. Но после его смерти центр города был вынесен на Адмиралтейский остров. В дальнейшем площадь вообще прекратила свое существование.

Дальнейшая судьба здания

Сановники въезжали в новое здание по мере окончания строительных работ того или иного корпуса. Помимо властных институтов, здесь располагались торговые ряды на первых этажах. На то время здание было самым длинным среди административных построек того времени. Его длина практически равна 393 метрам, высота - примерно 15 метрам, а ширина - более 17 метров. Численность коллегий постоянно меняли. Изначально их было девять, потом стало - 12, потом 11.

Чиновники занимали здание до 1804 года. У правительства к этому времени возникли некоторые сложности. Дело в том, что император - верховная власть, находился на левом побережье Невы, а исполнители его воли располагались на Васильевском острове. Ситуация усложнялась в периоды ледохода и наводнений, когда связь между островами попросту прерывалась. Все это привело к тому, что чиновники постепенно начали покидать свою резиденцию. В 1804 году здание частично было отдано Педагогическому институту. В дальнейшем на его базе был учрежден в 1819 Петербургский университет. До 1859 в здании работало два учебных заведения. Но постепенно институт был упразднен и остался только университет.

Убранство здания

Здание имело три этажа в высоту и состояло из двенадцати корпусов, которые примыкают друг к другу. Через весь первый этаж проходила открытая галерея, а в нишах были установлены статуи. Снаружи фасад был украшен многочисленными декоративными элементами. На каждой коллегии имелась своя эмблема. Вдоль здания имелись балконы, украшенные кованными ажурными решетками. В каждом корпусе был предусмотрен отдельный вход.

Западный фасад имел более скромный декор. Вдоль него проходила открытая двухъярусная галерея. Окрас здания был двухцветным. На основном красно-оранжевом фоне эффектно выделялся белый декор. Каким был внутренний дизайн помещений, сказать сложно. Об убранстве всего здания специалисты судят лишь по Петровскому залу, дошедшему до наших дней.

Стиль исторического здания

Специалисты характеризуют стиль здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге как русское барокко. Чаще говорят о том, что здание выполнено в стиле Огромный вклад в строительство и внешний вид строения был внесен архитектором Трезини. По его проектам было возведено здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор, Летний дворец Петра І и еще ряд строений Петербурга.

Несмотря на то что некоторое время контроль за строительством был переложен на другого архитектора, в дальнейшем к управлению вернулся все тот же Трезини. А строительство было закончено уже его сыном, Джузеппе.

Дальнейшие преобразования

После того как здание было передано университету, возникла необходимость в его частичной перестройке. В центре была построена церковь Петра и Павла, зал торжественных сборов, украшенный колоннами из белого мрамора и хорами, лестница и парадный вход. На втором этаже здания находилась четырехсотметровая галерея, которая была застеклена венецианскими стеклами. Данная галерея известна под названием «Булонский лес». Еще ее называют вторым Невским проспектом. Мебель для помещений была изготовлена по эскизам Щедрина. Вдоль здания был разбит сад, который от улицы оградили чугунными решетками. В 1838 году университет был торжественно открыт после ремонта.

Известные учены, работавшие в стенах здания

С университетом связаны громкие имена знаменитых ученых России. В разные времена здесь преподавали и учились Сеченов, Бутлеров, Лесгафт, Попов и, конечно же, Менделеев. В здании и по сей день работает мемориальный архив-музей Менделеева, который жил и работал в нем с 1866 по 1890 год. А в 1923 году его именем даже назвали улицу, проходящую мимо здания. Петербургского университета.

Тем, кто хочет получить впечатления от первоначального внутреннего убранства здания Двенадцати коллегий, стоит посетить дошедший до наших дней Сенатский (Петровский зал) университета, сохранивший пышный барочный декор XVIII века и дух ушедшей от нас эпохи первых дней Петербурга. В нем сохранилась пышная отделка и декор, выполненная по проекту Игнатти Росси. Особую атмосферу создают два угловых камина со скульптурной отделкой.

Вместо послесловия

Здание Двенадцати коллегий - один из исторических который стоит увидеть своими глазами. Внешний вид строения практически не изменился с момента постройки, поэтому внешний облик дает представление о духе прошедших эпох.

Университетская наб., 7
Менделеевская лин., 2

Здание Двенадцати коллегий расположено на стрелке Васильевского острова , первый проект застройки которого был составлен архитектором Доменико Трезини в 1716 году. Спустя два года им в проект был внесён ряд корректив, одной из которых стало создание с западной стороны стрелки канала и протяжённого здания вдоль него. В нём Трезини запланировал разместить коллегии, которые 12 декабря 1718 года по шведскому образцу были преобразованы Петром I из приказов.

Первоначально коллегий было девять: иностранных дел, военная, адмиралтейств-коллегия (для морских дел), камер-коллегия (ведомство государственных доходов), штатс-контора (ведомство государственных расходов), ревизион-коллегия, берг-коллегия и другие. Позже появилась десятая, а в 1721 году Пётр I учредил Синод. Его решили разместить рядом с коллегиями, равно как и Сенат. Окончательное решение об этом было принято Петром I в 1721 году, о чём в июне архитектор сообщал в Канцелярию городовых дел. 12 августа царь издал указ о начале строительства .

Размещение одинаковых корпусов в одну линию для Трезини не было чем-то новым. До приезда в Петербург он жил в Копенгагене, где ещё в 1625 году по такому же принципу было построено здание Биржи. Бывал архитектор и в Москве, где тогда так же, в одну линию, располагались корпуса приказов.

Строительство здания Двенадцати коллегий началось в 1722 году. В январе 1723 года Трезини докладывал царю:

"Из... вышеупомянутых Коллегий зачато строить на 4 нумере Военная, фундамент выбучен ровно с землёю, и 7 нумер Камор-коллегия, сваи под фундамент набиты и припасы плитный камень, кирпич и известь приготовлены...
...И по моему разсуждению лучше зачинать строить Коллегии три или четыре или сколько Его Величество изволит, и строить вдруг, рядом, а не через места, понеже меньше материалу и кошту станет" [Цит. по 1, с. 136].

Подготовленный Трезини проект в мае 1723 года корректировал Пётр I:

"Строение колегей строить напереди лавки з голярию, а с каналной стороны погреба с сводами и над погреба с сводами и над погребами каморы с сводами ж - архивы и уступя от задней стены на канал делать каменную стену, на которой быть голярии для коминикаций от колегий к колеге шириной на 12 фут" [Цит. по: 3, с. 170].

Спустя два месяца последовал новый указ:

"Строение всех двенатцати колегей с удиенциею и сенатом строить, фундаменты выбутить равно з землею, а выше земли фатчаты [то есть фасады] не делать до того время, как Его императорское величество изволит выбрав из разных чертежей подписать собственною своею рукою; и для сочинения тех чертежей дать меру тем архитекторам, дабы каждый зделал свою инвенцию с орнаменты и ко оному Его императорского величества имянному указу меры того строения колегей архитекторам от меня во оное время отданы" [там же].

Таким образом, при уже начавшемся строительстве, Пётр I устроил конкурс на лучшее здание для Коллегий. Первый архитектурный конкурс в России. В нём участвовали Г. Киавери, Н. Гербель, Н. Микетти, ван Звиттен, Н. Пино, Б. Растрелли и сам Трезини. Итоги конкурса были подведены в январе 1724 года. Доменико Трезини тогда сообщил:

"Вышепомянутыя архитекторы чертежи каждый разною инвенцию зделали и по собрании тех чертежей генваря месяца в первых числах сего году свезены оные были в зимней Его императорского величества дом, в котором и стояли неколикое время ко избранию на стенах и как Его императорское величество во улученное время изволил те чертежи со члены правителствующего Сената смотреть, изволил указать: первой апартамент с арками и з голяриею и протчее... строить по моему чертежу, а верхние апортаменты убирать как лутчее и таким образом, как строено палатное строение в Александроневском монастыре, и те вышепомянутые чертежи по посмотрению из правительствующего сената отданы попрежнему ко мне и ныне у меня обретаютца, на которые к приезду Его императорского величества в Санкт Питербурх делаем мадель аудиэнц каморе, сенату, иностранной и военной колегиям, против которых и протчие колегии будут" [Цит. по: 3, с. 171].

Таким образом, первый этаж здания Двенадцати коллегий строился по проекту Трезини, облик второго и третьего определилось после переработки варианта, предоставленного на конкурс Т. Швертфегером.

16 февраля 1724 года Сенат возложил обязанность руководства дальнейшим строительством на архитектора Швертфегера. Но он пытался уклониться от дополнительной нагрузки и 17 апреля заявил:

"Мне про оных строеней ничего неизвестно, понеже я зделал некоторые чертежи. И оные чертежи Его императорскому величеству показались ли или не изволил ли указать быть иным манером. Почему мне оного изготовлять невозможно, понеже я о том известию не имею, того ради без всякого известия или до приезду Его императорского величества мне учинит ничего невозможно" [Цит. по: 3, с. 171].

Проведение архитектурного конкурса спустя два года после начала строительства здания оказалось возможным "благодаря" крайне медленным темпам производимых работ. В 1722 году на участке Военной коллегии уже был подготовлен фундамент, тогда как для Коммерц-коллегии только забивали сваи. Лишь в 1723 году сваи начали бить по всему фронту протяжённого здания. Дабы ускорить работы, Пётр I указом от 14 ноября 1723 года передал стройку из ведения "Канцелярии от строений" самим коллегиям. По предложению Трезини камень, кирпич и известь коллегии должны были покупать в "Канцелярии от строений", а другие материалы заготавливать самостоятельно . Предпринятые меры не ускорили строительство. К началу 1725 года были готовы лишь фундаменты, на которых покоились части стен первого этажа. Таким образом, ещё сохранялась возможность воспользоваться итогами проведённого архитектурного конкурса.

Указом Екатерины I от 4 апреля 1726 года постройка вновь была поручена "Канцелярии от строений". На этот раз дела пошли быстрее. Вскоре была завершена кладка стен. В декабре 1727 года установлены стропила, к июню следующего года все корпуса (кроме Синода) уже имели крышу .

Летом 1732 года в некоторых законченных корпусах начали работать иностранная, юстиц-, коммерц-, берг-, мануфактур- и вотчинная коллегии.

Внутренняя отделка помещений продолжалась ещё десять лет. Они оборудовались каминами и печами, в них проводились столярные, слесарные, малярные работы. От первоначальной отделки до сегодняшнего дня сохранился лишь интерьер Петровского зала. Его скульптурное украшение было создано в 1736 году мастером Игнацио Росси.

Протяжённой линией здания планировалось ограничить формировавшуюся тогда главную площадь города - Коллежскую. Именно из-за участия в ансамбле этой площади здание Двенадцати коллегий не смотрит лицом на Университетскую набережную , а всего лишь выходит на неё торцом. Впрочем, главной она так и не стала, центр города после смерти Петра I был вынесен на Адмиралтейский остров. А в начале XX века площадь перестала существовать вовсе, когда её "уплотнили" зданием Клинического повивального института.

С этой особенностью расположения здания связана одна легенда. Будто бы собираясь однажды уехать из Санкт-Петербурга, Пётр I поручил Меншикову строительство здания Двенадцати коллегий вдоль набережной Невы. Оно должно было стать продолжением Кунсткамеры . В награду Пётр разрешал Меншикову использовать под свою усадьбу всю оставшуюся землю, что останется западнее новой постройки. Меншиков якобы рассудил, что если поставить дом лицом к Неве, то земли ему достанется совсем мало. И решил он поставить здание не вдоль, а перпендикулярно набережной. Вернувшись из поездки, Пётр пришёл в ярость. Таская Меншикова за шиворот вдоль всего здания, он останавливался у каждой Коллегии и бил его своей знаменитой дубинкой.

Здание Двенадцати коллегий построено в типичном для архитектора Трезини стиле, известном как "петровское барокко". Барокко здесь выдаёт "движение" стен (выступающие ризалиты), криволинейный фронтон. Но вместе с тем, здесь ещё нет той пышности, которая будет присуща фирменному стилю Растрелли . Очевидно, Трезини проектировал фасады под влиянием любимого Петром I североевропейского зодчества, где скромность есть одно из достоинств.

Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству. Общая длина здания составила 398,99 метра. Длина каждой секции - 32,36 метра, кроме первой (считая от Большой Невы) длиной 39,48 метра . Каждая часть здания Двенадцати коллегий имеет отдельное крыльцо и зал для заседаний, изначально все они имели свою двухскатную крышу. Первый этаж со стороны Коллежской площади представлял собой открытую галерею. Он предназначался для устройства торговых лавок.

После смерти Доменико Трезини (в 1734 году) за достройкой здания Двенадцати коллегий следил архитектор Михаил Земцов , а с 1736 года - Джузеппе Трезини . Первому из них пришлось устранить ошибку Доменико Трезини, который не учёл особенности петербургского климата. На стыках фигурных крыш скапливалась вода, которая затем заливала помещения. Форму крыш пришлось изменить. В 1734-1741 годах архитекторами на уровне второго этажа были размещены балконы, с западной стороны устроена галерея с нужниками.

Строительство здания Двенадцати коллегий было завершено в 1742 году, когда завершились работы в северном корпусе Синода. Сразу после этого императрицей Елизаветой Петровной было велено переезжать сюда канцеляриям Сената, Синода и Иностранной коллегии.

Если сейчас в окраске стен здания преобладает красный цвет, то изначально они были жёлтыми с белыми архитектурными деталями. Крышу покрасили в красный цвет.

Центр Петербурга на стрелке Васильевского острова так и не сложился. Коллегии постепенно разъехались по другим местам. В 1763 году Сенат перебрался на противоположный берег Невы - во дворец Бестужева-Рюмина . С тех пор находящаяся там площадь называется Сенатской .

При реконструкции стрелки Васильевского острова в 1804 году архитектором Тома де Томоном были предложены меры по созданию симметрии в её композиции. Среди них - пристройка к зданию Двенадцати коллегий нового корпуса с севера и снос центрального корпуса, приходящегося по оси биржи . На его месте архитектор предлагал перекинуть арку. Намечалась и переделка фасадов в духе классицизма. Параллельно с Тома де Томоном над проектом планировки стрелки Васильевского острова работал и архитектор А. Д. Захаров . Для достижения её симметрии он предлагал снести ближайший к Неве корпус, оставив другие без изменений . Эти предложения не были реализованы.

В первой четверти XIX века в здании Двенадцати коллегий находились Государственный архив, синодальная типография и синодальная книжная лавка. В 1804 году был организован Педагогический институт, который в феврале 1819 года стал основой для восстановления Петербургского университета. Ему передали четыре корпуса здания Двенадцати коллегий (третий, четвёртый, пятый и шестой), в том числе для квартир преподавателей. Спустя три года университет временно переехал на Кабинетскую улицу (ныне улица Правды).

В 1830 году университету было передано всё здание . Новое назначение потребовало переделок, которые были осуществлены в 1834-1838 годах по проекту А. Ф. Щедрина. В центральной части были устроены парадная лестница и парадный белоколонный актовый зал. Именно тогда был создал знаменитый 400-метровый коридор на втором этаже, была застеклена галерея первого этажа.

Наводнение 7 ноября 1824 года нанесло большой ущерб хранимым в подвалах здания Двенадцати коллегий архивным фондам. Здесь хранились документы Приказа тайных дел. Только в 1835 году Сенат распорядился привести их в порядок. Заглянув в подвалы, чиновники обнаружили, что большинство из более чем 2 000 000 дел пришло в полную негодность. Спасти удалось лишь малую часть архива.

До последней трети XIX века с Университетом в здании Двенадцати коллегий продолжал соседствовать Главный педагогический институт.

Среди учеников и преподавателей Петербургского университета были А. М. Бутлеров, И. М. Сеченов, А. С. Попов, П. Ф. Лесгафт, Н. Г. Чернышевский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, А. А. Блок, И. П. Павлов, В. И. Вернадский, К. А. Тимирязев, А. А. Ухтомский, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. Ф. Кони и многие другие учёные, литераторы и общественные деятели.

С 1857 года в университете читал курс общей химии Д. И. Менделеев. Здесь же, в служебной квартире на первом этаже, он жил с 1866 года. За время работы в университете Менделеев открыл периодический закон химических элементов, сообщение о котором Дмитрий Иванович сделал 6(18) марта 1869 года в одном из помещений первого этажа. Покинул университет учёный в 1890 году в знак протеста против реакционной политики по отношению к студенчеству . В служебной квартире Менделеева с 1911 года расположен мемориальный музей-архив знаменитого учёного. Его именем в 1923 году назвали улицу вдоль здания (Менделеевская линия).

В 1933-1937 годах учебное заведение носило имя наркома просвещения РСФСР А. С. Бубнова, с 1948 по 1992 год - имя первого секретаря обкома ВКП(б) А. А. Жданова.

26 февраля 2007 года перед главным входом в здание Университета был открыт памятник "Универсанту-Гению".


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 134-141‚ 190‚ 191) 23.02.2012 г. 01:20
2) (Стр. 612-614) 18.11.2012 г. 16:10
3) 29.10.2013 г. 22:20
4) 03.08.2014 г. 09:07
5) (Стр. 137‚ 138) 14.08.2014 г. 10:44