Виды налогообложения в россии - общий и упрощенный режим, единый налог и патентная система. Типы налоговых систем

Российское законодательство создает все условия, чтобы предприниматели развивали свой бизнес с комфортом. Даже налогообложение ИП не предусматривает какой-то определенной ставки или единого для всех бизнесменов налога. Каждый вправе решать по какой системе облагаться, и выбирать есть из чего. В 2019 действует 5 налоговых режимов , кардинально отличающихся один от другого.

Виды налогообложения ИП

К выбору режима нужно относиться так серьезно, как будто это ваш будущий дом. Ведь по нему вы будете платить налоги далеко не один день. Ставка, период, база, сроки уплаты, порядок расчета - все это на каждом режиме разное. И если прогадать с выбором в самом начале пути, достичь вершин в бизнесе уже не удастся.

В РФ действуют следующие виды налогообложения для ИП:

  • ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог;
  • ОСНО - общая система налогообложения;
  • УСН - упрощенная система налогообложения;
  • ПСН - патентная система налогообложения;
  • ЕНВД - единый налог на вмененный доход.

1. ОСНО

ОСНО - самый сложный в техническом смысле налоговый режим. Индивидуальный предприниматель должен обладать бухгалтерскими знаниями либо иметь в штате собственного специалиста, чтобы справиться с отчетной документацией, в перечень которой входят:

Помимо этого, в отчетность на ОСНО входят:

  • Учетная книга покупок/продаж, предназначенная для расчета НДС;
  • Кадровая книга;
  • Отчетность по страховым взносам;
  • И отчетность за персонал.

Список налогов на ОСНО тоже велик. В него входят все платежи, которые предусмотрены законодательством для налогоплательщиков:

В зависимости от типа работ и особенностей бизнеса предприниматель может выплачивать еще и такие налоги:

  • Акцизы;
  • Водный;
  • За биоресурсы;
  • За добычу ископаемых;
  • Взносы за работников;
  • Транспортный.
Не смотря на многочисленные минусы, ОСНО нельзя назвать невыгодным. Есть у режима и положительные стороны. Это режим по умолчанию. То есть на него можно попасть не только по собственному желанию, но и «слететь» с другого режима. К примеру, на ПСН нельзя набирать в штат больше 15 человек, превысили норму - добро пожаловать на ОСНО. Этот режим никого ни в чем не ограничивает, можно пополнять штат на любое число сотрудников, получать десятизначную прибыль.

Еще одна причина, из-за которой многие ИП могут выбрать именно этот вид налогообложения - уплата НДС. Почему? Организации, выплачивающие НДС, предпочитают сотрудничать с такими же фирмами. Им куда приятнее получить от них счет-фактуру с обозначенным НДС и уменьшить на него свой налог, чем вести дела с ИП на УСН.

2. УСН

Большая часть ИП выбирают упрощенный режим налогообложения, на котором не нужно выплачивать НДС, НДФЛ, налог на имущество. Вся налоговая нагрузка сводится к одному налогу:

  • 6% на УСН доходы;
  • 5-15% на УСН доходы минус расходы.

Базу для обложения выбирает сам налогоплательщик. Если у вас ограниченные расходы, идеальным будет первый вариант. А если затраты составляют 60% от прибыли и более, лучше выбрать вторую систему налогообложения, поскольку на ней ИП сможет отнять от дохода все расходы, предусмотренные статьей 346.16 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели на общем налогообложении уплачивают единый налог раз в год, а ежеквартально вносятся авансовые платежи. Плюс на упрощенке 6% можно уменьшать авансовые платежи и итоговый налог на сумму страховых взносов. И неважно за какой промежуток времени вы их внесли, главное, что в том же квартале, по которому рассчитывается пошлина.

Работодатели и ИП-одиночки уменьшают налог УСН по-разному:

  • Первые могут учитывать взносы за себя и за работников, но не вправе уменьшать налог более, чем вдвое;
  • Вторые уменьшают пошлину на сумму всех внесенных за себя взносов, вплоть до 0.

При базе доходы минус расходы учитывать взносы тоже можно, но их вносят в графу затрат.

Перейти на УСН могут не все. Запрещено применять упрощенную систему налогообложения ИП :

  • Со штатом 100 человек;
  • С годовым доходом от 60 млн.;
  • Плательщикам ЕСХН;
  • С запрещенным видом работ, это лица, практикующие игорный бизнес, добычу полезных ископаемых, производство подакцизных товаров;
  • Лица, имеющие филиалы.

К другим минусам УСН относятся:

  • Невозможность продажи товаров с НДС;
  • Обязательное наличие ККМ.

3. ЕНВД

Если ИП решит выбрать такую систему налогообложения, как ЕНВД, он будет оплачивать налог по ставке 15% не по полученному доходу, а по вмененному государством. Это некая цифра, которая по мнению законодателей является оптимальной для конкретного вида деятельности.

Формула для расчета : БД (базовая доходность, присвоенная государством для каждого вида работ) х К1 (коэффициент, устанавливаемый Правительством) х ФП (физический показатель, к примеру, площадь торгового зала) х К2 (коэффициент, определяемый региональной властью) х 15% (ставка) .

ЕНВД освобождает налогоплательщика от НДС, НДФЛ, налога на имущество. И главное - от установки ККМ. Можно уменьшать пошлину на страховые взносы по аналогичным с УСН правилам.

Полный бухгалтерский учет вести не обязательно. Но некоторые документы все-таки нужно заполнять:

  • Налоговую декларацию;
  • Учет физ. показателей;
  • Отчетность за работников;
  • Дополнительную отчетность.

Среди недостатков этой формы налогообложения выделяют:

  • Ограничение по видам работ - не смогут применить вмененку лица, занимающиеся оптовой торговлей, производством, строительством.
  • Отсутствие системы в некоторых регионах, информацию следует уточнять в местных органах. В Москве в 2019 она не действует.
  • Нельзя нанимать свыше 100 человек.
  • Налог нужно выплачивать даже при убытке.

4. ПСН

ПСН - самая понятная система налогообложения для ИП, поскольку заключается в уплате стоимости за патент. Полное отсутствие отчетности, выбор любого удобного срока (от 30 дней до года), работа без ККМ - все эти плюсы дают право назвать ее самой выгодной.

Ставка для ИП на патентной системе налогообложения в 2019 году - 6%, а за базу принимается некий идеальный размер прибыли, установленный местными властями. Реальный доход предприятия не имеет значения .

Это лучший вариант для предпринимателей с сезонным или временным бизнесом. Но примкнуть к налогоплательщикам на ПСН могут не все, список подходящих видов деятельности строго регламентирован. Он схож со списком для ЕНВД, только дополнен мелким производством, к примеру, хлебобулочных изделий, колбасных, молочной продукции, ковров, очков, носков, визиток, галстуков.

К тому же, численность работников на патенте не может превышать отметку в 15 человек, а прибыль - 60 млн. Р.

5. ЕСХН

ЕСХН - выгодный режим со ставкой 6%, но не от дохода, а от разницы доходов и расходов. Оплата производится всего раз в полугодие, а декларация сдается раз в год.

Единственный минус формы налогообложения для ИП в том, что применяется она только по отношению к производителям сельхозпродукции и лицам, занимающимся рыбоводством.

Выбираем лучший режим

Чтобы определиться, какую систему налогообложения выбрать для ИП, необходимо сделать серию индивидуальных расчетов налоговой нагрузки для всех возможных режимов. Рассмотрим, как сравнить виды налогообложения, на конкретном примере.

Предприниматель Хадоркин планирует открыть парикмахерскую в Красноярской области. Прогнозируемая прибыль в месяц - 777 000 рублей, в штате - 5 сотрудников, прогнозируемые расходы в месяц - 266 000 рублей, размер страховых взносов за работников - 34 000 р.

Рассчитаем предполагаемый налог на самых доступных льготных системах:

  • ПСН . Базовая доходность для этого региона и вида работ равна 3 554 799 р. БД/12 месяцев х 6% = 3 554 799/12 х 6% = 17 770 р. в месяц. Уменьшать эту сумму нельзя.
  • ЕНВД . К2 для парикмахерских в Красноярске - 0,99. БД - 7 500, К1 - 1,798, ФП - 5 (число работников). Пошлина за месяц = 0,99 х 7 500 х 1,798 х 5 х 15% = 10 012 р. Эту сумму можно уменьшить на взносы за штат, но не более, чем вдвое: 10 012 - 34 000 = 0. Значит к уплате = 10 012/2 = 5 006 р.
  • УСН доходы . Расходы фирмы не учитываются, вся прибыль подлежит обложению по ставке 6%. 777 000 х 6% = 46 620 р. Сумму можно уменьшить на выплаты в счет страхования, но не более, чем вдвое. Поэтому к уплате 46 620/2 = 23 310 р.
  • УСН доходы-расходы . А вот здесь расходы учитываются, и взносы заносятся в них же: (777 000 - 266 000 - 34 000) х 15% = 71 550 .

Вывод: ИП Хадоркину лучше остановить выбор на вмененном режиме налогообложения, поскольку его бизнес приносит большую прибыль и незатратен. Если бы расходы составляли больше 60% от прибыли, возможно самой выгодной системой оказалась бы УСН доходы за вычетом расходов. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Кроме размера налоговых платежей выбор вида налогообложения зависит от таких нюансов:

  • Наличия ограничений: численность штата, размер прибыли, вид деятельности;
  • Региональных особенностей: размер К2, БД для вмененки и патента, ставки на упрощенке);
  • Типа системы, которую применяют партнеры;
  • Надобности в экспорте и импорте;
  • Площади торгового зала для розничной торговли;
  • Площади зала обслуживания для общепита;
  • Количества транспортных средств для грузоперевозок;
  • Других показателей, фигурирующих в расчетах.

Список золотых правил для новичков в сфере бизнеса, которые помогут выбрать оптимальное налогообложение:

  • Сфера услуг . Для работы с физлицами можно выбрать вмененку, поскольку на ней не обязательно использовать ККМ. А для сотрудничества с юрлицами лучше отдать предпочтение упрощенке. И с теми, и с другими лицами - можно совместить два налогообложения.
  • Оптовая и розничная торговля с большой площадью помещения/зала . Выгодно использование УСНО с вычетом затрат.
  • Развозная и розничная торговля с малой площадью . Актуальнее применение вмененного налога или патента.
  • Для крупного производства хорошо использовать ОСНО, а для мелкого - упрощенный налог.

Как перейти на режимы

Правила перехода с одного типа налога на другой несколько отличаются:

  • Если вы изначально желаете регистрировать ИП на УСН, вам следует подать в ИФНС ходатайство №26.2-1 в тридцатидневный срок со дня получение свидетельства об открытии ИП. Если перейти - до 31 декабря, поскольку переход возможен только с начала нового периода. Переход с УСН посреди года также недопустим.
  • Чтобы перейти на вмененку, достаточно направить в ИФНС заявление по форме ЕНВД-1 в пятидневный срок после того, как начнете его применять. Через сутки вас уведомят о том, что вы начали работать по ЕНВД со дня начала его фактического применения. Для регистрации ИП на вмененном налоге подают тот же тип ходатайства в тридцатидневный срок со дня фактической регистрации.
  • Регистрироваться как плательщик ОСНО не нужно, на общее налогообложение ставят по умолчанию, если ИП не изъявит желание перейти на иную форму.
  • Для оформления патента нужно заполнить заявление 26.5-1 и отнести его в налоговую в десятидневный срок до начала работы.
И не забывайте, что после перевода на иное налогообложение вас не снимут с учета по предыдущему на автомате. Нужно подать в налоговую ходатайство о снятии с учета, иначе вы начнете совмещать 2 системы одновременно.

Термин «форма налогообложения» - обозначает определенную систему передачи налоговых платежей в государственную казну. Выбор режима налогообложения определяет будущую доходность бизнеса. Это означает, что данный этап является одним из важных моментов реализации бизнес-проекта. В данной статье мы предлагаем обсудить вопрос о том, какие бывают системы налогообложения и рассмотреть их особенности.

Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов, то есть тех денежных отчислений, которые каждое лицо, получающее доход, отдаёт государству

Современное налогообложение в России

Сегодня, в Российской Федерации функционирует четыре специализированных режима и одна общая система налогового обложения, доступные для частных предпринимателей и других субъектов коммерческой деятельности. ОСНО – общая система налогового обложения является режимом, который применяется «по умолчанию» к тем компаниям, что не выбрали одну из специальных форм для оплаты налогов. По мнению экспертов, данная система обладает самым высоким показателем финансовой нагрузки. Предприниматели, работающие по данной системе, должны подготавливать большой объем отчетности, который передается контролирующим органам.

Специальные системы налогообложения в России направлены на снижение налоговой нагрузки.

Выбор подобных режимов позволяет начинающим предпринимателям снизить статью расходов путем отказа от оплаты определенных видов налогов. Следует сказать о том, что для перевода на специальную систему уплаты налогов, компания должна соответствовать ряду жестких параметров.

На сегодняшний день частным предпринимателям и другим субъектам коммерческой деятельности доступны следующие формы оплаты налогов:

  1. единый налог на вмененный доход;
  2. упрощенный режим;
  3. патентная система;
  4. единый сельскохозяйственный налог.

Использование вышеперечисленных систем позволяет на законных основаниях перестать оплачивать имущественные налоги и налог на перевозку грузов, а также НДС. Данные выплаты заменяются специальным налогом, величина которого взаимосвязана с выбранной системой. Следует сделать акцент на том, что независимо от выбора, лицам, имеющим статус работодателя, следует оплачивать налог на доход физических лиц и перечислять взносы на счет страховых служб. Эти выплаты рассчитываются на основе заработной платы сотрудников компаний. Для субъектов малого предпринимательства предустановлены обязательные перечисления в счет страховых фондов.

Формы налогообложения

Как показывает практика, при выборе специальной системы уплаты налогов, предпринимателю следует учитывать ряд параметров. Помимо правового статуса, нужно взять во внимание такие критерии, как стабильность дохода и выбранную область коммерческой деятельности. При любых обстоятельствах следует учитывать возможность взаимодействия с крупными бизнес-партнерами. Некоторые из нижеперечисленных систем ограничивают функционирование ИП в сотрудничестве с крупными контрагентами.

От выбора режима уплаты налогов зависят сроки подачи отчетности, размер налоговой базы и способы вычислений размеров платежей.


Налоги платят не только предприниматели, но и обычные граждане, чей доход состоит только из зарплаты

Как правило, выбор режима осуществляется на момент регистрации бизнеса. Каждому субъекту предпринимательской деятельности предоставляется возможность перевода на новый режим. Сменить систему налогообложения можно только один раз в течение года . Для этой цели, руководителю компании необходимо обратиться в местное отделение налоговой инспекции с соответствующим заявлением.

Заявка для перехода на новый режим уплаты налогов, составляется согласно унифицированной форме. Заполненный бланк должен быть заверен фирменным клише организации и подписью собственника компании. Данный документ составляется в количестве двух копий, одна из которых остается у заявителя, а вторая передается представителям ФНС.

Общая (ОСНО)

Общая система часто именуется основным налоговым режимом, поскольку присваивается автоматически всем субъектам предпринимательской деятельности . Также данный режим присваивается тем компаниям, что перестают соответствовать требованиям специальных систем. По мнению специалистов, ОСНО обладает самой высокой финансовой нагрузкой. Рассматриваемая система включает в себя налог на доход, добавленную стоимость, имущество и прибыль.

Как правило, данная система используется компаниями, имеющими высокий финансовый оборот, либо теми лицами, что занимаются экспортом товарной продукции. Помимо всего вышеперечисленного, общая система используется теми фирмами, что сотрудничают с контрагентами, которые оплачивают НДС.

Упрощенная (УСН)

Данная форма оплаты налогов в счет государственного бюджета, является самой популярной, благодаря легкости составления финансовых отчетов . В сравнении с прочими формами оплаты налогов, УСН обобщает собой значительно больше различных типов коммерческой деятельности.

Существуют следующие виды упрощенной системы налогообложения:

  1. «Доход» - этот режим подразумевает налогооблагаемую базу в виде шести процентов от количества полученной прибыли за отчетный период;
  2. «Доход минус расход» - размер налогооблагаемой базы при этой форме упрощенной системы составляет пятнадцать процентов от выручки за минусом производственных издержек.

Для перевода на этот режим, компания должна соответствовать ряду строгих требований. В первую очередь, штат компании обязан содержать не более ста работников. Также следует выделить, что размер прибыли, полученной за девять месяцев, не должен превышать сорок пять миллионов рублей. Все требования к компаниям, желающим работать по данной системе, изложены в триста сорок шестой статье Налогового Кодекса. Среди преимуществ этой системы следует выделить понижение финансовой нагрузки и упрощение процесса составления бухгалтерской отчетности.


Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Перейти на рассматриваемую систему могут лишь те компании, что занимаются теми видами работ, что перечислены в специальном перечне. Согласно статистическим данным, система вмененного налогообложения применяется организациями, занимающимися розничной торговлей. В случае с данным режимом, объем выручки предпринимателя не оказывает влияния на размер налогооблагаемой базы, поскольку государством устанавливается единая ставка для каждой сферы предпринимательской деятельности.

Согласно установленным правилам, перевод на данный режим освобождает предпринимателя от уплаты налога на добавочную стоимость, имущество и получаемую прибыль . Однако, рассматриваемая фирма должна соответствовать ряду строгих стандартов. К числу таких стандартов можно отнести лимиты, ограничивающие площадь помещения. Также следует сказать о том, что ведение коммерческой деятельности разрешается только в том регионе, где зарегистрирована компания.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХВ)

Данный режим доступен только для лиц, занимающихся выпуском сельскохозяйственной товарной продукции. Единственным исключением из этого правила, являются частные предприниматели и другие субъекты коммерческой деятельности, которые получают более семидесяти процентов дохода от работы в этом направлении. Сельскохозяйственный налог заменяет собой такие виды налогового обложения, как НДФЛ, НДС и имущественные платежи.

Размер налогооблагаемой базы составляет шесть процентов. Важно обратить внимание на то, что при переходе на данную систему, предприниматель получает возможность совмещать несколько специальных режимов по различным видам деятельности. Как правило, ЕСХВ используется теми организациями, что имеют невысокую статью расходов. Среди недостатков системы следует выделить возможные трудности во взаимодействии с предприятиями, работающими по ОСНО. Также следует отметить, что в случае убыточности бизнеса, налогоплательщик должен продолжать оплачивать налоговые счета.

Патентная система

Данная налоговая система доступна только для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в статусе ИП. Применять патентную систему, дозволено только тем частным предпринимателям, что имеют штат персонала, состоящий из пятнадцати человек . Как правило, подобные компании занимаются розничной торговлей или работают в сфере услуг. Для того чтобы работать в выбранной сфере деятельности, предпринимателю необходимо приобрести патент. Достоинством ПСН является отсутствие влияния объема выручки на стоимость патента. При выборе этой системы, размер налоговой базы рассчитывается на основе среднего дохода, по каждой отрасли.

Нужно отметить, что контролирующие органы предъявляют строгие требования не только к количеству наемного персонала, но и к размеру годовой прибыли. В данном случае, размер дохода, полученного за отчетный год, не должен превышать шестьдесят миллионов рублей. Среди преимуществ этой системы следует выделить возможность отказаться от использования кассовых аппаратов и подачи налоговой декларации. Главным недостатком этой системы является отсутствие возможности снизить размер налогов на оплату страховых взносов.


Чтобы избежать досадных финансовых потерь, при любой системе налогообложения нужно в первую очередь грамотно организовать ведение бухгалтерского учета

Совмещение систем

Существуют режимы, которые могут быть совмещены между собой. В частности, предприниматели, ведущие сельскохозяйственный бизнес, могут использовать ЕСХН наряду с ЕНДВ. Однако подавляющее большинство предпринимателей предпочитают использовать лишь одну из вышеперечисленных систем налогового обложения.

Сводная таблица

Название налогового режима УСН ЕНДВ ЕСХН ПСН
Налоги, подлежащие оплате Единый налог Налог на вмененный доход Сельскохозяйственный налог Траты на приобретение патента
Налогооблагаемая база Доход Доход за минусом расходов Вмененный доход Доход за минусом расходов Размер потенциальной годовой выручки
Величина ставки Шесть процентов Пятнадцать процентов Пятнадцать процентов Шесть процентов Шесть процентов
Возможность снижения величины базы налогообложения Отсутствует Без персонала на сто процентов. При наличии тружеников на сумму не более пятидесяти процентов от размера фиксированных платежей Отсутствует Отсутствует
Длительность отчетного периода Один квартал, полугодие и девять месяцев Отсутствует Полугодие Отсутствует
Необходимость внесения предоплаты Ежеквартально Отсутствует По окончании отчетного периода Отсутствует
Срок внесения предоплаты Отсутствует До двадцать пятого числа месяца, следующего после отчетного Отсутствует
Длительность налогового периода Один год Один квартал Один год Зависит от самого патента
Правила отправки декларации Подается за отчетный год. Срок подачи — 31 марта (для ООО) и 30 апреля (для ИП). По окончании отчетного квартала По окончании отчетного года. Срок подачи – 31 марта Не подается
Дата оплаты налогов Двадцать пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом 31 марта года, следующего за отчетным Зависит от времени действия патента
Книга учета доходов и расходов Следует учитывать финансовые показатели Наличие в обязательном порядке для индивидуальных предпринимателей Наличие в обязательном порядке
Контрольно-кассовые приборы Наличие в обязательном порядке Наличие в обязательном порядке Наличие в обязательном порядке Наличие в обязательном порядке
Наличие ограничений Штат сотрудников менее ста человек Более семидесяти процентов дохода должно быть получено путем ведения сельскохозяйственной деятельности Штат сотрудников менее пятнадцати человек
Остаточная стоимость менее 150 миллионов рублей Размер дохода не более 150 миллионов рублей
Доля участия юридических лиц менее двадцати пяти процентов
Возможность совмещения с другими системами Для юридических лиц: ЕНВД.

Для ИП: ПСН, ЕНВД.

Для юридических лиц: ЕСХН, УСН, ОСН.

Для ИП: ПСН, ЕСХН, УСН, ОСН.

Для юридических лиц: ЕНВД.

Для ИП: ПСН, ЕНВД.

ЕНВД, ЕСХН, УСН, ОСН.
Возможность добровольного перехода С началом нового отчетного года С начала нового отчетного года С начала нового отчетного года
Перевод на стандартный метод оплаты налогов согласно установленному регламенту В начале квартала после утраты права на использование специального режима Со следующего квартала после утраты права на использование специального режима С начала налогового периода, после утраты права на использование специального режима В течение пяти дней
Порядок возраста Через 12 месяцев после потери права использования специального режима С начала нового календарного года
Виды ответственности Все виды штрафных санкций перечислены в сто девятнадцатой, сто двадцать второй, сто двадцать третьей и сто двадцать шестой статье Налогового Кодекса
Бухгалтерская отчетность Ведется только субъектами, зарегистрированными в статусе юридических лиц

Как подобрать системы налогообложения для ИП

Все вышеперечисленные виды систем налогообложения имеют ряд специфических тонкостей, что нужно учитывать при выборе конкретного режима. Новичкам в сфере предпринимательской деятельности рекомендуется изучить лимиты, установленные в выбранном режиме. Этот шаг позволит определить уровень риска, связанный с нарушением установленных рамок. Помимо этого, следует учитывать размер налогооблагаемой базы и льготы, представляющиеся государством.

Учет всех вышеперечисленных аспектов позволит правильно выбрать более подходящий налоговый режим. Перед переходом на новую, систему следует составить предварительные расчеты размера предполагаемой прибыли. Финансовая аналитика позволяет получить информацию о целесообразности использования выбранного режима, с целью снижения финансовой нагрузки на предприятие.


Если при регистрации бизнеса вы не подали заявление на другую систему налогообложения, вас поставят на общую систему

Выводы (+ видео)

Согласно действующему законодательству, каждый субъект коммерческой деятельности обязан платить налоги в соответствии с выбранной формой налогообложения. Грамотный подход к выбору метода оплаты налогов позволяет снизить статью расходов и уменьшить финансовую нагрузку на предприятие. На сегодняшний день самым популярным режимом является упрощенная система налогообложения. Несмотря на наличие жестких рамок, эта система позволяет существенно снизить размер затрат, связанных с уплатой налогов.

Российская налоговая система представлена достаточно большим разнообразием схем, в рамках которых исчисляются сборы в казну. Какие из них предпринимателям использовать выгоднее и почему? Каковы особенности каждой из предлагаемых государством систем исчисления сборов?

Основные системы налогообложения

Какие виды налогообложения предусмотрены в российском законодательстве? В данный момент основных, наиболее часто используемых предприятиями РФ, четыре. Рассмотрим их.

  • Общая система (ОСНО). В соответствии с ней ИП или организация уплачивает налог на прибыль в размере 20% от фактических денежных поступлений на счета фирмы и в кассу от контрагентов. Касательно деятельности в ряде отраслей действует пониженная ставка в 10%.
  • Упрощенная система налогообложения. Виды налогов в рамках нее - 6% или 15%. В первом случае базой для исчисления сборов в казну выступает выручка компании. Во втором - как таковая прибыль (разница между доходами и расходами).
  • Единый налог на вмененный доход, или ЕНВД. Подразумевает уплату фиксированных сумм сбора, величина которых зависит от отраслевой специфики бизнеса, регулируется федеральным, местным и муниципальным законодательством.
  • Патентная система. Это еще один упрощенный вид налогообложения (если сравнивать с нагрузкой по сборам, характерной для ОСНО). Он в какой-то степени похож на ЕНВД, так как налог платится относительно фиксированных сумм, определяемых законом. Однако с патентной системой совместимы не все виды деятельности.

Как правило, уплата предпринимателями сборов в рамках 2, 3 и 4 режимов обеспечивает меньшую налоговую нагрузку, чем при ОСНО. Однако и в случае с ЕНВД и при задействовании УСН существуют ограничительные критерии. Не все предприятия имеют право работать в рамках данных систем. Как правило, связано это с характеристиками вида деятельности или же с величиной выручки.

Сколько налогов - столько отчетов

Все перечисленные виды налогообложения могут применять как ИП, так и хозяйственные общества, кроме патентной системы (только ИП). Допустимо, что предприниматель или организация, в силу занятия разными видами деятельности, будут работать в рамках разных форматов одновременно. Например, это возможно, если человек открыл компьютерный магазин, совмещенный с мастерской по ремонту ПК. По первому виду деятельности он может использовать УСН, по второму - ЕНВД (при условии, что характеристики бизнеса позволяют это делать).

Еще одна особенность - отчетность по каждой системе налогообложения нужно сдавать отдельно. То же и с платежами в бюджет, которые должны осуществляться в предусмотренные для каждого вида сборов сроки.

Есть также еще один налог, применяемый в России - единый сельскохозяйственный (ЕСХН).

Однако его отраслевая специализация очень узка. Мы, конечно, рассмотрим в статье и его, но сразу отметим - применять его могут только аграрии.

УСН

Если попытаться сравнить все существующие виды систем налогообложения в России, то УСН, пожалуй, - самая простая и понятная по своей структуре. В отличие от ЕНВД при ней нет необходимости находить коэффициенты, перечитывая региональные законы.

Единственное, с чем предстоит определиться предпринимателю - выбрать УСН по ставке 6% или 15%. В чем разница, мы вкратце отметили выше: в первом случае налоговая база - выручка, во втором - прибыль. Стоит, однако, отметить, что в некоторых регионах для отдельных видов предпринимательской деятельности ставка по прибыли намного ниже - 5%.

Выбор УСН на базе выручки может быть целесообразным, если у компании не очень много расходов. Как правило, это фирмы, оказывающие какие-то услуги: консалтинг или, например, ремонт. В свою очередь, УСН, где базой для исчисления сборов в казну выступает прибыль, более всего подходит розничным организациям, которые тратятся на закупку товаров у поставщиков.

УСН не для всех

Вместе с тем далеко не каждая фирма вправе применять УСН. Перейти на эту систему не могут следующие виды бизнеса:

  1. фирмы, у которых есть филиалы или представительства;
  2. организации, занимающиеся микрофинансовой деятельностью;
  3. кредитно-финансовые учреждения;
  4. фонды с негосударственным капиталом;
  5. нотариусы;
  6. фирмы, обладающие основными средствами на сумму, превышающую 100 млн рублей;
  7. компании, выручка которых за календарный год составила более 64 млн рублей;
  8. организации, в которых среднесписочное количество сотрудников - 100 и более человек.

ЕНВД

Подробно изучать виды налогообложения для ИП и организаций мы начнем с ЕНВД. Первое, что нужно сделать предпринимателю, выбравшему этот режим начисления сборов, - зарегистрироваться в УФНС. Причем именно в том территориальном подразделении, где будет вестись бизнес.

В случае с ЕНВД величина налога не зависит от фактической выручки организации. Размер сбора определяется законом. Исходя из каких формул? Расчет ЕНВД ведется на основе четырех показателей. Изучим их.

Хитросплетения коэффициентов

  • Базовая доходность. Это показатель подразумевает, что такой-то объект (магазин, салон) будет приносить некую ожидаемую выручку. Которая, однако, будет складываться, исходя из отдельных частей бизнеса, генерирующих доход. ЕНВД - достаточно сложное налогообложение. По видам деятельности сущность частей бизнеса может сильно разниться. Каким образом?
  • Например, для полноформатной розницы единичным участком выступает 1 кв. м площади. Сейчас величина базовой доходности одинакова для всей России - 1800 руб. Если же, например, используется небольшая (в пределах 5 кв. м) торговая точка, то показатель равен 4500 руб. (почему больше - дальше увидим). Для сферы услуг это выручка, приносимая сотрудниками. В этом случае базовая доходность - 7500 руб.
  • Физический показатель. Данный компонент формулы ЕНВД зависит как раз-таки от общего количества квадратных метров в магазине, а также от числа сотрудников компании, оказывающей услуги. В случае если специфика розничной точки предполагает, что торговая площадь совсем небольшая (не более 5 кв. м), то физический показатель также исчисляется, исходя из количества сотрудников. В данном случае продавцов. А если торговля ведется в формате вендинга, то исходя из количества автоматов.
  • Коэффициент К1. Определяется федеральным законодательством. Для 2014 года он равен 1,672.
  • Коэффициент К2. Определяется региональным и муниципальным законодательством. В соседних субъектах федерации может отличаться в несколько раз. Всегда нужно смотреть локальные законодательные акты.

Как высчитывается ЕНВД? Очень просто. Все 4 показателя умножаются между собой. В итоге получается месячное значение. Поскольку ЕНВД уплачивается раз в квартал, умножаем получившуюся цифру на 3. Именно в этом размере платеж потребуется провести в ФНС.

Патентный налог

Виды налогообложения для ИП (но не юрлиц) включают в себя также и патентную систему. Этот формат сборов в казну достаточно новый. Он появился в 2013 году.

Есть версия, и она довольно правдоподобна, что посредством патента государство решило упростить налогообложение отдельных видов деятельности, не соответствующих по критериям ЕНВД, очень желанного для многих предпринимателей. Чуть позже мы поймем, почему.

Какие, если рассматривать патентное налогообложение, виды деятельности под него подпадают? Их достаточно много - несколько десятков. В основном это различного рода услуги: ремонт, перевозки, установка окон и т. д. Есть и производственные сферы: пошив одежды, изготовление обуви, ковров.

Срок действия патента - от 1 до 12 месяцев. Предприниматель, работающий в рамках этой системы, может привлекать наемных специалистов, но не более 15 человек за один налоговый период.

Формула исчисления сборов в казну при использовании патента очень проста. Она основана на оценочном доходе (как при ЕНВД), который может получить предприниматель за год. Аналогично тому, как это происходит при применении ЕНВД, налоговые ставки определяются на уровне субъектов федерации.

Сделка с государством в рассрочку

Отличительная специфика патента - покупка его у государства (другие виды систем налогообложения основаны на отчислении сумм сборов в казну согласно фактическим доходам или по срокам в привязке к периодам) на тот срок, который нужен предпринимателю.

Сделка осуществляется в рассрочку. Если патент имеет срок действия до полугода, то рассчитаться предприниматель должен в течение 25 дней, начиная с того, когда документ получен. Если более полугода - то до 25 числа платится 1/3 суммы, а остаток - в течение 30 дней после окончания налогового периода.

ЕСХН

Рассмотрим также и единый сельскохозяйственный налог. Аграриям наше государство гарантирует достаточно льготное налогообложение. Виды налогов, что мы рассмотрели выше, не всегда сопоставимы по выгоде с преференциями по ЕСХН.

Как мы уже сказали, есть только одна сфера экономической деятельности, в которой применим ЕСХН. Пользоваться им могут только предприниматели, занимающиеся сельским хозяйством. Обязательный критерий - выпуск соответствующей продукции своими силами, не перепродажа. Кроме ИП и хозяйственных обществ, ЕСХН могут применять также и сельскохозяйственные кооперативы, а также рыбоводческие организации.

Главный критерий перехода на ЕСХН в том, что выручка от продажи собственной продукции - как минимум 70% от общего объема дохода. При этом максимальное количество сотрудников - 300 человек.

Если фермер решил перейти на ЕСХН, то ему гарантируются следующие основные преференции:

  • не нужно платить НДФЛ и НДС (если речь не идет об импорте товаров);
  • организация освобождается от уплаты имущественных сборов;
  • не нужно платить налог на прибыль.

Преференции для фермеров

Самая главная преференция - низкая налоговая ставка. Она составляет всего 6%. База при этом, как и в случае с одной из форм УСН, - прибыль компании (доходы минус расходы). То и другое может выражаться и в форме натуральной продукции, но с обязательным пересчетом в финансовый эквивалент. Налоговая база формируется нарастающим итогом.

Если фермер работает с убытком, то его можно включать в вычет. То есть база для исчисления сборов в следующем расчетном периоде уменьшается. Убытки можно суммировать за предыдущий год. Правда, уменьшать можно не безгранично. Максимальная величина вычета - 30%. Однако остаток неиспользованных убытков можно переносить на следующие периоды.

Как выбрать оптимальную систему?

Какой выбрать вид налогообложения, при том что разница между ними очень существенна?

Самый главный критерий - это, конечно, финансовая выгода.

Как правило, начинающие предприниматели выбирают между УСН и ЕНВД (при прочих равных и при одинаковой совместимости видов деятельности с законодательством).

Попробуем произвести некоторые расчеты. Допустим, наш бизнес - это продажа шоколадных батончиков при помощи вендинговых машин. Мы, согласно закону, вправе использовать УСН или ЕНВД. Предположим, выручка, которую генерирует аппарат, в месяц - 300 тыс. руб. Условимся, что убыток минимален, и потому мы используем тот вариант начисления сборов, когда платится 6% с доходов.

ЕНВД - выгоднее?

Таким образом, мы отдаем государству ежемесячно 18 тыс. руб. при УСН. Но, быть может, выгоднее выбрать иной вариант налогообложения - ЕНВД? Все зависит от того, в каком городе мы работаем. Допустим, в Туле. Заходим на региональный сайт ФНС и скачиваем соответствующий муниципальный закон, определяющий коэффициенты для ЕНВД. Получается следующее:

  1. коэффициент К1 (федеральный) - 1,672;
  2. база: 4500 руб. (для торговли при помощи автоматов);
  3. коэффициент К2 для Тулы (розничная торговля: прочие товары) - 0,79;
  4. физический показатель - 1 (один вендинговый аппарат).

Итак, считаем квартальный ЕНВД, перемножаем все значения. Получается 5943 руб. 96 коп. Можно округлить до 5944 руб. За год выходит 71328 руб. Получается, что ЕНВД в 3 раза выгоднее.

Подобного рода калькуляции очень полезны для предприятий, использующих виды налогообложения, альтернативные общей системе.

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

  • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Критерии качества налоговой системы:
  • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Основные тенденции развития налоговой системы:
  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
  • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
  • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
  • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога

Определение

управление

Комментарии

Налоговой базы

Налоговой ставки

Налог на прибыль

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог на недвижимость

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

По объекту налогообложения налоги делятся на:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на потребление;
  • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
  • по способу уплаты;
  • по способу взимания;
  • по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
  • Э — коэффициент эластичности;
  • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
  • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Основные термины налогообложения

Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
  • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
  • выполнять другие обязанности.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Система налогообложения – это определенный порядок взимания налогов с фирмы или предпринимателя. Выбор наиболее благоприятного налогового режима для получения максимальной прибыли – очень важный момент при открытии любого бизнеса. Какие системы налогообложения существуют на сегодня и каковы их основные черты – рассмотрим в данной статье.

Типы налоговых систем

Одна общая и четыре специальных системы налогообложения действуют в 2017 году для российских ИП и организаций.

Формы налогообложения

Рассмотрим основные черты каждой из налоговых систем.

ОСНО

На общей системе необходимо уплачивать:

  • юрлицам - налог на прибыль, ИП – НДФЛ,
  • налог на имущество организаций, или физлиц,
  • при необходимости – прочие налоги, как федеральные , так и региональные (транспортный, земельный , водный , на добычу полезных ископаемых , акцизы и др.).

Предприятиям, применяющим в качестве формы налогообложения общий режим, необходимо вести бухгалтерский и налоговый учет, а также сдавать бухгалтерскую отчетность.

УСН

«Упрощенка» на сегодня самая популярная система налогообложения в России у малого и среднего предпринимательства.

Стать «упрощенцем» могут только лица, отвечающие определенным в НК РФ требованиям:

  • организация не должна иметь филиалов,
  • остаточная стоимость основных фондов организации по бухучету не превышает 150 млн руб.,
  • фирма или ИП не производят подакцизные товары, не ведут добычу и торговлю полезными ископаемыми и не занимаются прочими видами деятельности, перечисленными в п. 3 ст. 346.12 НК РФ,
  • доход юрлица за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на УСН не должен превышать 112,5 млн руб., для ИП ограничений нет.

Налогоплательщики могут выбрать один из двух объектов налогообложения. Их виды и порядок налогообложения различен: «доходы» облагаются по ставке 6% , а «доходы за минусом расходов» - 15% .

К минусам «упрощенки» можно отнести:

  • ограничение лимита дохода - с 2017 г. он равен 150 млн руб. в год,
  • при УСН «доходы минус расходы» - необходимость уплаты минимального налога даже при отсутствии прибыли,
  • возможность утраты права на УСН при нарушении любого ограничения или условия и переход на ОСНО с начала того квартала, в котором произошло превышение,
  • освобождение от НДС (как при любом спецрежиме) может привести к потере клиентов или покупателей, принимающих НДС к вычету.

ЕНВД

Для уплаты ЕНВД не имеет значения – получена прибыль или нет, ведь налогом облагается предполагаемый доход, а не реальный. Налог рассчитывается по физическим показателям и базовой доходности, определенной Налоговым кодексом (ст. 346.29 НК РФ).

«Вмененный» налоговый режим применяется к ограниченному кругу видов деятельности и только в тех регионах, где принят местный закон о его введении (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Ограничения для применения ЕНВД:

  • не принимать участия в договорах доверительного управления или о совместной деятельности,
  • не сдавать в аренду авто- и газозаправочные станции,
  • осуществлять торговлю, или услуги общепита в зале, не превышающем 150 кв. м.

«Вмененный» режим может стать выгодным для тех, чей реальный доход существенно выше предполагаемого, к тому же на ЕНВД не требуется вести налоговые регистры . Но есть и минусы: применять его можно только в регионах, где он введен, платить налог придется, даже если доход отсутствует, а сдавать декларацию по ЕНВД нужно ежеквартально. «Слететь» с ЕНВД можно также как и с УСН – нарушив любое из ограничений.

ЕСХН

Единый сельхозналог – специальная форма налогообложения в России, которую могут использовать только производители сельхозпродукции и те, кто оказывает им услуги, имея от этого не менее 70% в общем доходе.

Спецрежим недоступен для производителей подакцизных товаров, организаторов азартных игр и госпредприятий. Право на ЕСХН теми, кто нарушил установленные НК РФ условия для его применения, утрачивается с начала налогового периода, в котором произошло нарушение.

Учет по налогу ведется в КУДиР для ИП , а организации должны вести регистры бухучета. Декларация подается раз в год.

Патент

ПСН – режим, который предназначен исключительно для ИП. Приобретаемый патент дает право на определенной территории вести какой-либо вид деятельности , указанный в ст. 346.43. Число приобретаемых патентов не ограничено, а срок их действия может длиться от 1 до 12 месяцев в пределах одного года. Стоимость патента не зависит от фактического дохода ИП и уплачивается авансом.

Данный вид формы налогообложения для ИП имеет ряд ограничений:

  • средняя численность работников – до 15 человек,
  • ИП не заключает договора о совместной деятельности или доверительном управлении имуществом,
  • площадь зала при оказании услуг общепита или розничной торговле не более 50 кв. м,
  • лимит дохода в год – 60 млн руб. по всей деятельности ИП, а не только «патентной».

Несомненные плюсы патента – отсутствие налоговой отчетности и простой налоговый учет в Книге учета доходов. Утратить право на патент можно, нарушив любое из ограничений.

Виды систем налогообложения: сводная таблица

Разобравшись, какие бывают системы налогообложения в России, рассмотрим особенности каждой из них в сводной таблице.

Системы налогообложения в России таблица 2017

Виды налогообложения

ОСНО

ЕНВД

ЕСХН

Налоговый объект

Доходы, уменьшенные на расходы (налог на прибыль), доход ИП (НДФЛ)

Доходы, или доходы за минусом расходов

Вмененный доход

Доходы, уменьшенные на расходы

Доход, потенциально возможный к получению

Ставка налога

20%, или 13% для ИП

Налоговый период

От 1 до 12 месяцев

Авансовые платежи

За 1 квартал, полугодие, 9 месяцев

За полугодие

Декларация

Ежеквартально

Раз в год

Ежеквартально

Раз в год

Кто может применять

Ограничения по численности, чел.

Не более 100

Не более 100

Для рыбохозяйств и ИП не более 300, по остальным ограничений нет

Не более 15

Доля участия юрлиц в организации

Годовой лимит дохода

150 млн руб.

60 млн руб. в сумме по всем видам деятельности

Совмещение режимов

ЕНВД, ПСН

ЕНВД, ПСН

ОСНО, УСН, ЕСХН,ПСН

ЕНВД, ПСН

ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН

Как видно из таблицы, не все виды налогообложения для ООО доступны: патент применяется только ИП. Остальные режимы могут применять как ИП, так и юрлица.