Бухгалтерские проводки участие в аукционе. Компания – конкурсант на торгах: бухгалтерский учет и налоги

Чтобы заключить договор с потенциальным деловым партнером, компаниям иногда приходится принимать участие в торгах (конкурсе, аукционе, тендере). При этом возникают определенные расходы, приходится вносить задаток или иное обеспечение. Между тем, результаты конкурса непредсказуемы, и в итоге можно так и не заключить желаемый договор. Как учесть понесенные расходы?

Когда и как проводятся торги

Государственные и муниципальные закупки

Чаще всего участниками торгов в форме конкурса или аукциона компании становятся в том случае, если они хотят стать участниками размещения заказов в рамках требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с целью в дальнейшем заключить государственный или муниципальный контракт (с государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, с органами местного самоуправления или с казенными учреждениями и иными получателями бюджетных средств) либо гражданско-правовой договор с бюджетным учреждением.
В соответствии с Законом N 94-ФЗ заказчики не вправе взимать с участников плату за участие в конкурсах и аукционах, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в установленных случаях. В частности, у заказчиков не возникает никаких обязанностей по оплате стоимости услуг по размещению заказов специализированной организации, которые она оказывает государственному или муниципальному заказчику на договорной основе (Письмо Минэкономразвития России от 15.09.2011 N Д28-376).
Однако заказчиком и уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и тогда такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в конкурсной документации или в документации об аукционе.
Участник может самостоятельно выбирать один из следующих способов обеспечения:
- безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией;
- договор поручительства;
- передача заказчику в залог (в том числе в форме вклада или депозита).
Представлять обеспечение не требуется лишь в том случае, если победителем конкурса или аукциона - либо тем участником, с которым заключается контракт, - является бюджетное учреждение.
Если победитель конкурса или аукциона (равно как и "второй в очереди" участник в случае отказа победителя) уклоняется от заключения контракта, денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются.
В других случаях, например, если заказчик отказался от проведения конкурса или аукциона, если заявка поступала с опозданием (после окончания их приема), если участник не был допущен к участию в конкурсе или аукционе или не стал победителем, сумма обеспечения должна быть ему возвращена. Возврат осуществляется и после заключения контракта с участником-победителем (или, если он отказался, с участником, которому был присвоен второй номер по итогам конкурса или который сделал предпоследнее предложение о цене контракта на аукционе).

Аукционы в электронной форме

Проведение открытого аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет. В частности, оператор электронной площадки производит аккредитацию участников размещения заказа сроком на три года и обеспечивает открытие им счета для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме.
Участник размещения заказа имеет право распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете для проведения операций по обеспечению его участия в открытых аукционах в электронной форме, но лишь в части, в которой не осуществлено . Такое блокирование оператор производит в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в течение одного часа с момента получения такой заявки от участника. Если заявку возвращают или участник сам отзывает свою заявку, оператор прекращает блокирование средств по его счету в течение одного рабочего дня со дня возврата или поступления уведомления об отзыве заявки. Кроме того, блокирование операций прекращается, если участник не принял участие в открытом аукционе или если его заявка признана не соответствующей предъявляемым требованиям (в течение одного рабочего дня после дня размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона).
Когда аукцион благополучно состоялся и с победителем заключается контракт, в течение одного рабочего дня со дня его заключения оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счетам всех участников аукциона. Со счета участника, с которым заключен контракт, оператор списывает денежные средства в качестве платы за участие в таком открытом аукционе в размере, определенном по результатам отбора операторов электронных площадок.
Если же участник уклоняется от заключения контракта, оператор прекращает блокирование операций по его счету и перечисляет заблокированные ранее денежные средства заказчику, а также списывает со счета такого участника открытого аукциона денежные средства в качестве платы за участие в открытом аукционе.
Как подчеркивалось в Информационном сообщении Минэкономразвития России "О завершении экспертизы операторов электронных площадок", плата за участие в открытом аукционе в электронной форме, в соответствии с гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ, на отобранных электронных площадках взимается только с победителя аукциона (лица, с которым заключается контракт) и не может составлять более 3000 руб.
Сам факт подачи участником заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме подтверждает его согласие на списание денежных средств, находящихся на его счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, в качестве платы за участие в данном аукционе.

Открытый конкурс на право проведения обязательного аудита

В аналогичном порядке проводятся торги в форме открытого конкурса для заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Договор по итогам открытого конкурса должны заключать организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%; государственные корпорации; государственные компании; государственные унитарные предприятия; муниципальные унитарные предприятия.

Закупки, осуществляемые государственными корпорациями, унитарными предприятиями, автономными учреждениями и некоторыми другими юридическими лицами

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который регламентирует порядок осуществления закупок:
- государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
- дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит вышеуказанным юридическим лицам, а также, в свою очередь, их дочерними хозяйственными обществами.
Кроме того, лишь по итогам конкурса или аукциона могут заключаться договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и иные договоры, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества. В этом случае нужно руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.

Прочие случаи проведения торгов

Необходимость проведения торгов регламентирована и в ряде других случаев. Так, в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" лишь по результатам торгов (аукциона, конкурса) может быть выдана лицензия на оказание услуг связи в случае, если:
- услуга связи будет оказываться с использованием радиочастотного спектра, а государственная комиссия по радиочастотам установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории;
- на территории имеются ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный ресурс нумерации, и федеральный орган исполнительной власти в области связи устанавливает, что количество операторов связи на данной территории должно быть ограничено.
Кроме того, согласно п. 3.3 ст. 14 и п. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" лишь на основе торгов (в форме аукциона или конкурса) могут заключаться договоры:
- на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы на федеральных телеканалах с государственным участием;
- на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Конкурсы распространены и в строительстве (например, конкурсы на создание архитектурных проектов (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"), на разработку архитектурных проектов и проектной документации объектов жилищного строительства (Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства")).

Общие нормы гражданского законодательства

Сама возможность заключения договора на торгах с лицом, выигравшим их, предоставлена Гражданским кодексом РФ. В нем же (ст. ст. 447 - 449 ГК РФ) установлены и общие требования к торгам.
Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо; в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату; также задаток возвращается и лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Сумма задатка, внесенного лицом, выигравшим торги, при заключении договора с ним зачитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Но если это лицо уклоняется от подписания протокола о результатах торгов, который имеет силу договора и должен быть подписан в день проведения аукциона или конкурса, внесенный им задаток остается у организатора торгов. Если же от подписания договора уклоняется не победитель, а организатор торгов, он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Учет обеспечения участия в торгах

Чтобы правильно отражать операции, связанные с участием в торгах, у компании-конкурсанта, необходимо четко дифференцировать все возникающие выплаты и обязательства. Ведь они имеют различную природу и, соответственно, должны отражаться по-разному.

Если уплачивается задаток

Задаток, внесенный участником торгов, в большинстве случаев подлежит возврату или зачету в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Удерживается он лишь в том случае, если победитель, с которым должен быть заключен договор, уклоняется от его заключения. То есть задатки, вносимые для участия в торгах, играют ту же обеспечительную функцию, что и любые другие задатки. А потому они подлежат учету в качестве дебиторской задолженности организатора торгов. Включать сумму задатка в состав расходов в момент его внесения нельзя, это противоречит требованиям п. 3 ПБУ 10/99.
Для учета внесенных задатков целесообразно использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", к которому открыть отдельный субсчет для этих целей. Внесение задатка отражается по дебету этого счета в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетные счета".
Если задаток возвращается компании-участнику, в учете просто производят обратную запись по дебету счета 51 и кредиту счета 76.
Когда компания побеждает в торгах, но отказывается заключать договор (контракт), сумма удерживаемого задатка подлежит включению в состав прочих расходов и списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", ведь, по сути, она становится штрафной санкцией за неисполнение обязательств организации-победителя (пример 1).

Пример 1. Компания приняла участие в конкурсе, по условиям которого ей необходимо перечислить задаток в размере 300 000 руб. Конкурс она выиграла, но от заключения договора отказалась, в связи с чем задаток был удержан организатором торгов (заказчиком).
Операции отражаются в учете компании следующими записями:

К-т сч. 51 "Расчетные счета"
300 000 руб.



300 000 руб.
в состав прочих расходов списана сумма задатка, удержанного организатором торгов.

Если же компания побеждает в торгах, но организатор торгов (заказчик) не хочет заключать договор (контракт) и возвращает сумму задатка в двойном размере, необходимо признать половину возвращаемой суммы прочим доходом компании-конкурсанта (пример 2).

Пример 2. Изменим условия примера 1, предположим, что компания выиграла конкурс, но заказчик (организатор торгов) отказался заключать договор и вернул полученный ранее задаток в двойном размере.
В учете компании-конкурсанта в такой ситуации составляются следующие записи:
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
300 000 руб.
задаток перечислен организатору конкурса;
Д-т сч. 51 "Расчетные счета"
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
600 000 руб.
задаток возвращен организатором в двойном размере в связи с его отказом от заключения договора с компанией-победителем;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"
300 000 руб.
сумма превышения полученной от заказчика суммы над суммой первоначально внесенного задатка включена в состав прочих доходов.

Если предоставляется банковская гарантия или поручительство

Помимо задатков, в некоторых случаях обеспечение может предоставляться участником в форме безотзывной банковской гарантии или договора поручительства.
В этом случае счет 76 не применяется, ведь ни задаток, ни аванс не вносятся и вообще никакого перечисления денежных средств организация не производит. Однако необходимо организовать забалансовый учет полученных обеспечений обязательств (в форме банковской гарантии или поручительства), для этого задействуют счет 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные".
Вознаграждение банку за выдачу банковской гарантии (ст. 369 ГК РФ) включается в состав прочих расходов (относится в дебет счета 91) в общем порядке, как и расходы на оплату других услуг банков и кредитных организаций (п. 11 ПБУ 10/99) (пример 3).

Пример 3. Компания, принимающая участие в торгах, предоставляет обеспечение в форме безотзывной банковской гарантии в сумме 400 000 руб. Комиссия банка за предоставление гарантии составила 500 руб. Торги компания проиграла.
Произведены учетные записи:
Д-т сч. 008
400 000 руб.
отражено получение банковской гарантии в качестве обеспечения участия в торгах;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
500 руб.
уплачена комиссия (вознаграждение) банку за предоставление гарантии;
Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
500 руб.
сумма вознаграждения банка включена в состав прочих расходов;
К-т сч. 008
400 000 руб.
после объявления результатов торгов списана сумма обеспечения (банковская гарантия).

Если компания участвует в торгах на электронной площадке

Когда компания-конкурсант участвует в проведении открытого аукциона на электронной площадке, задаток, как таковой, не вносится, и задействовать счет 76 нет необходимости. Однако нужно организовать учет сумм, переводимых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме. Причем следует предусмотреть раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.
На наш взгляд, для этих целей нужно применять счет 55 "Специальные счета в банках", к которому в рабочем плане счетов можно предусмотреть отдельный субсчет "Средства на обеспечение заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме" (к примеру, 55-4), аналитические счета "Свободные средства на счете, открытом оператором электронной площадки" (для упрощения дальнейших записей закодируем его как 55-41) и "Заблокированные средства на обеспечение поданных заявок" (55-42).
При перечислении средств с расчетного счета на счет, открытый оператором электронной площадки, следует кредитовать счет 51 "Расчетные счета" и дебетовать аналитический счет 55-41.
При блокировке средств оператором площадки на основании поданных организацией заявок на участие в аукционах производится внутренняя запись по счету 55 (с кредита аналитического счета 55-41 в дебет счета 55-42). Одновременно следует отразить за балансом выданные обеспечения обязательств (по дебету счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные").
Когда заблокированные средства разблокируют, осуществляется обратная внутренняя запись по счету 55 и производится списание выданного обеспечения обязательства по кредиту забалансового счета 009 (пример 4).

Пример 4. Компания прошла аккредитацию на электронной площадке и перечислила на счет, открытый оператором площадки, 500 000 руб. В текущем месяце она подала заявку на участие в одном аукционе. В соответствии с его условиями на основании заявки оператор заблокировал средства в обеспечение заявки в размере 280 000 руб. Аукцион компания проиграла, средства были разблокированы.
Произведены учетные записи:

К-т сч. 51 "Расчетные счета"
500 000 руб.
перечислены средства на счет, открытый оператором электронной площадки;
Д-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-42)
К-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-41)
280 000 руб.
заблокированы оператором электронной площадки средства в обеспечение участия компании в аукционе;
Д-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-41)
К-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-42)
280 000 руб.
разблокированы оператором электронной площадки средства, которые были ранее заблокированы в обеспечение участия компании в аукционе.

Если компания побеждает в аукционе и заключает соответствующий контракт, помимо разблокирования средств оператор электронной площадки также взимает плату за участие в аукционе. Списание средств с аналитического счета 55-41 производят в дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (на расчеты с оператором), а затем данную сумму включают в состав расходов компании-победителя.
Когда компания побеждает, но отказывается заключить выигранный контракт, с нее также удерживаются денежные средства, которые были заблокированы для обеспечения участия в аукционе. По сути, в этом случае они становятся штрафной санкцией, удерживаемой за нарушение условий аукциона. Причем оператор разблокирует средства и списывает указанную сумму со счета участника, поэтому в учете компании сначала производится внутренняя запись по разблокированию средств, затем запись с кредита аналитического счета 55-41 в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", после чего удержанная сумма включается в состав прочих расходов (списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы").

Май 2012 г.

Когда компания-конкурсант участвует в проведении открытого аукциона на электронной площадке, задаток, как таковой, не вносится, и задействовать счет 76 нет необходимости. Однако нужно организовать учет сумм, переводимых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме. Причем следует предусмотреть раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.
На наш взгляд, для этих целей нужно применять счет 55 «Специальные счета в банках», к которому в рабочем плане счетов можно предусмотреть отдельный субсчет «Средства на обеспечение заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме» (к примеру, 55-4), аналитические счета «Свободные средства на счете, открытом оператором электронной площадки» (для упрощения дальнейших записей закодируем его как 55-41) и «Заблокированные средства на обеспечение поданных заявок» (55-42).
При перечислении средств с расчетного счета на счет, открытый оператором электронной площадки, следует кредитовать счет 51 «Расчетные счета» и дебетовать аналитический счет 55-41.
При блокировке средств оператором площадки на основании поданных организацией заявок на участие в аукционах производится внутренняя запись по счету 55 (с кредита аналитического счета 55-41 в дебет счета 55-42). Одновременно следует отразить за балансом выданные обеспечения обязательств (по дебету счета 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»).
Когда заблокированные средства разблокируют, осуществляется обратная внутренняя запись по счету 55 и производится списание выданного обеспечения обязательства по кредиту забалансового счета 009 (пример 4).

Пример 2. Изменим условия примера 1, предположим, что компания выиграла конкурс, но заказчик (организатор торгов) отказался заключать договор и вернул полученный ранее задаток в двойном размере.
В учете компании-конкурсанта в такой ситуации составляются следующие записи:
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
300 000 руб.
задаток перечислен организатору конкурса;
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
600 000 руб.
задаток возвращен организатором в двойном размере в связи с его отказом от заключения договора с компанией-победителем;
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
300 000 руб.
сумма превышения полученной от заказчика суммы над суммой первоначально внесенного задатка включена в состав прочих доходов.

Бухгалтерский учет обеспечения заявки на участие в закупке

Как правило, бухгалтер получает от специалиста по закупкам готовую информацию: по каким реквизитам и в каком размере перечислить денежные средства в качестве обеспечения. Но просто отправить платеж по указанным реквизитам – это лишь небольшая составляющая бухгалтерской работы, все самое интересное впереди: как отразить обеспечение заявки на участие в закупке в бухгалтерском учете? Давайте разбираться.

Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.

Торги: расходы на участие в них

Затем в месяце объявления результата кредитовое сальдо счета 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счет 20, 25, 26, 08, 10, 41 и др.) — выигрышный вариант, либо в результате проигрыша компании расходы списывают с кредита счета 76 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (пп. 11, 19 ПБУ 10/99, утв. #M12291 901735798 приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н #S , Инструкция по применению Плана счетов, утв. #M12291 901774800 приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н #S).

А дело в том, что Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими УСН и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398263088 п. 1 ст. 346.16 НК РФ #S .

Участие в электронных торгах бухгалтерский учет

Расходы участника, связанные с тендерными торгами (уплата сбора за участие в кон-курсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии и прочие), в бухгалтерском учете до объявления результатов конкурса первоначально учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» как расходы, понесенные в связи с предстоящей про-дажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В случае признания участника победи-телем данные затраты признаются прямыми расходами по договору и списываются в дебет счетов затрат. В случае проигрыша все расходы, связанные с подготовкой тендерной доку-ментации, признаются прочими расходами и списываются на счет 91-2 «Прочие расходы» в месяце объявления результатов конкурса.

Отметим, что внесенный участником задаток к вышеперечисленным расходам не от-носится. До объявления результатов тендера (до возврата или зачета в счет исполнения обя-зательств по договору) эти суммы не могут признаваться расходом (п. 3 ПБУ 10/99), так как задаток выполняет обеспечительную функцию — удостоверяет факт намерения заключить до-говор. Поэтому правильнее отражать суммы внесенного задатка по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по внесенному задатку», и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Отражение участия организации в открытом аукционе в конфигурации «1С: Бухгалтерия 8»

Денежные средства перечислены организацией на открытый оператором счет участника размещения заказа в сумме 2 000 руб. Обеспечение заявки составило 1 600 руб. По результатам аукциона подписан государственный контракт. Плата за участие в аукционе составила 2 000 руб.

Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Выпуск от 20 июня 2014 года

При проведении конкурса заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации заказчиком должны быть указаны в том числе размер и форма обеспечения заявок. В данном случае обеспечение заявки на участие в конкурсе предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств, что соответствует положениям ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ.

Как отразить в учете организации, принимавшей участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на поставку товара и выигравшей его, внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и возврат этих средств после заключения контракта?

Учет расходов на участие в тендере

В налоговом учете, по нашему мнению, такие расходы организация вправе исключить из налогооблагаемого до­хода, независимо от того, победила она в конкурсе или нет. Ведь осуществляя эти затраты, организация стремит­ся выиграть конкурс и заключить договор с заказчиком, чтобы в дальнейшем получать экономическую выгоду, то есть доход. Важно лишь, чтобы такие расходы использо­вались в производственных целях и затраты подтвержда­лись документами, составленными в соответствии с зако­нодательством РФ.

2. Постановление ФАС Восточно Сибирского округа от 06.10.2004 А 19-2575/04-33- Ф 02-4074/04- С 1).
Организация, реализующая медикаменты, заключила договор на оказание маркетинговых услуг. По мнению
налогового органа, расходы по оплате этих услуг не от­вечали принципу экономической обоснованности, так как фирма могла собственными силами получить ана­логичную информацию. В частности, возможность самостоятельного проведения аналогичного маркетингового исследования следовала из трудовых договоров, заключенных организацией. В числе обязанностей неко­торых категорий работников значилось выполнение функций информирования по текущим ценам на реа­лизуемые товары.

Учтем расходы на тендер

Задаток участники тендера вносят «в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов» (п. 4 ст. 448 ГК). Он возвращается фирме, если торги не состоялись, или участник проиграл их. При этом предназначен он «. для определения серьезности намерения участника торгов участвовать в торгах и для побуждения стороны заключить договор в будущем» (из постановления ФАС Центрального округа от 28 февраля 2007 г. № А48-2962/06-4). Внесенный участником тендера задаток не считается расходом, а при его возврате не возникает дохода ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п. 2 ПБУ 9/99, п. 2 ПБУ 10/99, п. 32 ст. 270 НК, п. 1 ст. 248 НК). Но если фирма нарушит правила и откажется участвовать в конкурсе, то обратно задаток она не получит. Тогда его придется списать за счет собственных средств компании.

Для участия в тендере необходимо представить его организаторам учредительные документы, заверенные нотариусом. Сумму, истраченную на оплату данных услуг, можно учесть при расчете налога на прибыль. Дело в том, что «плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление» считается прочим расходом, связанным с производством и реализацией. При этом такие затраты принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК).

Участвуем в конкурсе: порядок учета расходов

Несомненно, что большинство проводимых торгов связано с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, ведь в этом случае проведение конкурса является обязательным. Порядок регулирования таких отношений определен соответствующим Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ).

При проведении конкурса его организатор вынужден будет понести расходы, связанные с организацией деятельности конкурсной комиссии и экспертов, размещением публикаций в средствах массовой информации, оказанием консультационных услуг, привлечением иных лиц для организации и проведения конкурса, а также ряд других расходов. Как правило, такие расходы не вызывают вопросов со стороны контролирующих органов. Причем некоторые расходы могут быть учтены по соответствующим статьям расходов, предусмотренных главой 25 НК РФ, другие же могут быть отнесены в категорию прочих расходов.

Бухгалтерский учет и контроль расходов на участие в торгах

В частности, согласно новой редакции п. 65 Положения затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, следует отражать в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и списывать в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

С победителя открытого аукциона в электронной форме взимается плата за участие (в размере не более 3000 руб.), если с организацией-конкурсантом заключается соответствующий контракт. Взимаемая сумма относится к расходам по обычным видам деятельности. Поскольку плата списывается оператором уже после проведения торгов, никакой неопределенности в отношении момента и порядка ее признания в составе расходов не возникает.

05 Авг 2018 4667

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
До выхода соответствующих разъяснений Минфина России считаем, что перечисление бюджетным учреждением денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке с последующей их блокировкой может отражаться в корреспонденции со счетами 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации" и 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами".

Обоснование вывода:
Закона N 44-ФЗ с 1 октября 2018 года предусмотрено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе путем:
- блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки;
- предоставления банковской гарантии.
В силу Закона N 44-ФЗ требование об обеспечении заявки относится и к бюджетным учреждениям. Однако возможность обеспечения заявок путем предоставления банковской гарантии до 01.07.2019 отсутствует ( Закона N 44-ФЗ). Поэтому в этом случае бюджетные учреждения вправе открывать специальные счета для обеспечения заявок в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вместе с тем по информации Минфина России в настоящее время осуществляется подготовка изменений в N 44-ФЗ в части исключения обязанности бюджетного учреждения предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке (смотрите Минфина России от 27.08.2018 N 24-03-07/60842).
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение в целях обеспечения заявки на участие в аукционе перечисляет денежные средства на специальный счет участника закупок, открытый в Сбербанке. Далее эти денежные средства блокируются на специальном счете учреждения.
Действующим в настоящее время законодательством порядок отражения операций по перечислению бюджетным учреждением средств обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет не регламентирован. Следовательно, порядок отражения этих операций бюджетному учреждению необходимо согласовать с учредителем и закрепить в положениях учетной политики ( Инструкции N 174н).
Согласно Инструкции N 157н для учета движения денежных средств по специальным счетам учреждений, открываемым в кредитных организациях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, используется счет 0 201 26 000 "Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации".
Вместе с тем действующая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает применение для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе счета 0 210 05 000 "Расчеты с прочими дебиторами" ( Инструкции N 157н). При этом в 1-4 разрядах этого счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы), в 5-17 - аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов" ( Инструкции N 174н).
Специалисты финансового ведомства также отмечают, что в бухгалтерском учете и отчетности бюджетных учреждений выбытие (возврат) сумм обеспечений отражаются с применением статьи 610 "Выбытие со счетов бюджетов" (510 "Поступление на счета бюджетов") КОСГУ ( Минфина России от 27.04.2015 N 02-07-07/24261).
В соответствии с п. 30 СГС "Концептуальные основы" при регистрации объектов бухгалтерского учета (отражении фактов хозяйственной жизни) в регистрах бухгалтерского учета пропуски или изъятия не допускаются. Поэтому в рассматриваемой ситуации учреждению необходимо отразить операции по перечислению денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в корреспонденции с дебетом счета 0 201 26 000. Такие операции осуществляются в соответствии с Инструкции N 174н.
В то же время в целях обеспечения показателей соответствующих строк 590 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), которые, руководствуясь Инструкции N 33н, формируются на основании показателей по поступлению (выбытию) денежных средств от возврата (перечисления) сумм ранее перечисленных денежных обеспечений, бюджетному учреждению также необходимо отразить операции по блокировке этих денежных средств на специальном счете в корреспонденции со счетом 0 210 05 000.
Таким образом, до выхода соответствующих разъяснений Минфина России по данному вопросу считаем, что перечисление бюджетным учреждением денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке с последующей их блокировкой может отражаться следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 0 201 26 510 Кредит 0 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 к счету 0 201 11 000, АнКВИ 610, КОСГУ 610
- отражено перечисление средств в обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке;
2. Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 201 26 610
- отражена блокировка средств на специальном счете в банке, перечисленных в обеспечение заявки на участие в аукционе;
3. Дебет 0 201 26 510 Кредит 0 210 05 660
увеличение забалансового счета 17 к счету 0 201 26 000, АнКВИ 510, КОСГУ 510
- отражено снятие блокировки средств на специальном счете в банке, перечисленных в обеспечение заявки на участие в аукционе;
4. Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 201 26 610
увеличение забалансового счета 17 к счету 0 201 11 000, АнКВИ 510, КОСГУ 510
увеличение забалансового счета 18 к счету 0 201 26 000, АнКВИ 610, КОСГУ 610
- отражен возврат средств, перечисленных ранее в обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет в банке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как отразить в БУ (какие проводки) перечисление и возврат нам обратно ден. ср-в, вносимых в качестве финансового обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (госзакупки) по причине не выигрыша конкурса?

В целях бухгалтерского учета понесенные на участие в конкурсе расходы являются авансом, поэтому они отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» до момента окончания и оглашения итогового решения. Затем, в месяце объявления результата, обеспечение или возвращается или засчитывается как предоплата:

Дебет 60 Кредит 76 - учтен ранее выплаченный задаток в качестве предоплаты;

Дебет 51 Кредит 76 - получен возвращенный задаток.

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как продавать товары учреждениям госсектора, госорганам, которые проводят закупки по правилам Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

В течение пяти рабочих дней с момента поступления необходимых документов и сведений оператор электронной площадки обязан:*

  • принять решение об аккредитации или об отказе в аккредитации участника закупки;
  • направить участнику уведомление о принятом решении.

Для конкурса способ обеспечения заявки вы выбираете сами. Обеспечить заявку можно двумя способами:*

  • внести определенную сумму денег на счет заказчика (реквизиты будут приведены на официальном сайте госзакупок в извещении о закупке);
  • предоставить банковскую гарантию.

Порядок внесения денежных средств и условия банковской гарантии приведены в статьях , Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Из статьи журнала

Фирма участвует в торгах. Учет расходов

Бухгалтерский учет расходов

В целях бухгалтерского учета понесенные на участие в торгах расходы, по сути, являются не чем иным, как авансом, поэтому они отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» до момента окончания торгов и оглашения итогового решения.*

Затем, в месяце объявления результата, кредитовое сальдо по счету 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счета «Товары», «Расходы на продажу») (в случае выигрыша), либо в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (при проигрыше).

Однако на практике бывают и иные варианты, когда, к примеру, для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах компания должна перечислить денежные средства на счет, открытый участнику оператором электронной площадки. При этом организация-участник вправе распоряжаться этими денежными средствами.

В данной ситуации рекомендуем учитывать эти средства не на счете 76 , а обособленно, например на счете 55 «Специальные счета в банках».

Для того чтобы средства, перечисленные для участия в аукционе, были учтены обособленно, в рабочем плане счетов можно закрепить аналитические счета к счету 55 :

  • 55-о «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах»;
  • 55-б «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах заблокированные».

Блокировка оператором электронной площадки средств на момент подачи заявки на участие в аукционе отражается по дебету счета 55-б и кредиту счета 55-о. Одновременно делается запись по счету 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

А вот при разблокировании средств по результатам участия в аукционе в учете организации производятся обратные записи.

Пример*

ООО «Камелия» участвует в торгах на приобретение нежилого здания. По условиям торгов участники должны перечислить задаток и разработать проект по участию.

Для отражения рассматриваемых операций в учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи.

На дату выплаты задатка:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 51
выплачен задаток.

В периоде подготовки к торгам:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 60 (76)
приобретены услуги по созданию проекта для участия в торгах (если такие услуги приобретаются);

Дебет 19 Кредит 60 (76)
отражен «входной» НДС по услугам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19
принят к вычету «входной» НДС;

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 10 (41, 43, 70)
создан проект на участие в торгах.

На дату объявления результатов торгов, если торги проиграны:

Дебет 51
Кредит 76 субсчет «Торги»
получен возвращенный задаток;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны расходы, связанные с подготовкой к торгам.

На дату объявления результатов торгов, если торги выиграны:

Дебет 60
Кредит 76 субсчет «Торги»
учтен ранее выплаченный задаток в качестве предоплаты (без учета НДС);

Дебет 08
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны затраты, связанные с подготовкой к торгам.

Налоговый учет затрат*

В случае победы расходы, понесенные в связи с участием в торгах, несомненно, можно будет признать экономически оправданными и «произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода». Расходы на участие в торгах включаются в прочие (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Расходы на участие в торгах должны быть документально подтверждены.

Но затраты на участие в торгах можно учесть при расчете налога на прибыль даже в том случае, если торги для компании закончились поражением. Как отмечают финансисты, «расходы организации на участие в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам, и не возвращаются при проигрыше». Об этом сказано в письмах Минфина России от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7 , от 7 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/109 , ФНС России от 18 ноября 2005 г. № ММ-6-02/961 , УФНС России по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5557 .

Хотим отметить, что ранее Минфин России и налоговые органы считали иначе, говоря о том, что учесть затраты на проигранный тендер нельзя. Аргументация их звучала так: поскольку расходы на участие в конкурсе, который был проигран, не приводят к получению дохода, то не выполняется одно из условий признания расходов, установленных Налогового кодекса РФ. Таким образом, «не представляется возможным признание этих расходов в целях налогообложения прибыли организации» (письма Минфина России от 21 января 2004 г. № 04-02-05/3/1 , УФНС России по г. Москве от 22 марта 2005 г. № 20-12/19398).

Конечно же, в такой ситуации суды поддерживали налогоплательщиков, ведь проигрыш тендера не означает, что расходы изначально не были направлены на получение дохода (постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2005 г. № А44-1354/2005-15 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2004 г. № А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1).

Для избежания нежелательных налоговых рисков хотим отметить, что для принятия расходов на участие в торгах помимо всего прочего необходимо выполнить следующие условия:

1) расходы должны быть понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов их участникам (в частности, к таким расходам относятся затраты на уплату сбора за участие в торгах, на приобретение тендерной документации, предоставление банковской гарантии);

2) затраты и факт участия в торгах должны быть документально подтверждены;

3) тематика торгов должна соответствовать направлениям основной деятельности фирмы. То есть компания, основная деятельность которой напрямую не связана с деятельностью, указанной в конкурсной заявке, не может учитывать эти расходы при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 24 июля 2006 г. № 03-03-04/2/179);

4) расходы должны быть понесены фактически. Бывает, что участие в торгах платное и участник должен заплатить задаток, который возвращается при проигрыше. Таким образом, фактически компания расходов не понесла, поэтому включать их в расчет налогооблагаемой прибыли нельзя (письмо Минфина России от 31 октября 2005 г. № 03-03-02/121).

Важно запомнить

Даже если торги проиграны, торговая фирма может признать расходы на участие в них в целях налогообложения прибыли. Но есть условие: тематика торгов должна быть связана с деятельностью фирмы.

С 1 октября 2018 года изменились правила предоставления обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе. С этой даты обеспечение заявки осуществляется путем блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки. Как отражать такие операции в учете рассмотрим в данной статье.

Правовая основа изменений

Перечень банков, в которых могут быть открыты специальные счета в целях обеспечения заявок утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2018 № 1451-р .

Также отметим, что согласно письму Минфина России от 27.08.2018 № 24-03-07/60842 в дальнейшем обязанность бюджетных учреждений по предоставлению обеспечения заявки в закупке может быть исключена.

Какие счета применяются для отражения обеспечения заявки?

Казенные учреждения отражают выбытие (возврат) сумм обеспечений по виду расходов 853 в увязке с подстатьей 296 КОСГУ.

Бухгалтерские записи в бюджетном (автономном) учреждении

Перечисление бюджетным (автономным) учреждением средств в обеспечение заявки на специальный счет в банке и их блокировка может отражаться следующим образом:

  • Дебет 0 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 0 201 11 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - перечислены средства в обеспечение заявки на специальный счет в банке;
  • Дебет 0 210 05 560 Кредит 0 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - отражена блокировка средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 0 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 0 210 05 660 - отражено снятие блокировки средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 0 201 11 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 0 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - отражен возврат средств обеспечения со специального счета в банке.

Бухгалтерские записи в казенном учреждении

Перечисление казенным учреждением средств в обеспечение заявки на специальный счет в банке и их блокировка может отражаться следующим образом:

  • Дебет 1 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 1 304 05 296 - перечислены средства в обеспечение заявки на специальный счет в банке;
  • Дебет 1 210 05 560 Кредит 1 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - отражена блокировка средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 1 201 26 510 (увеличение 17, КОСГУ 510) Кредит 1 210 05 660 - отражено снятие блокировки средств обеспечения на специальном счете в банке;
  • Дебет 1 304 05 296 Кредит 1 201 26 610 (увеличение 18, КОСГУ 610) - отражен возврат средств обеспечения со специального счета в банке.
Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Статья подготовлена