Бюджетно-налоговая политика государства. Налогово-бюджетная политика

8.1 Бюджетно-налоговая политика и ее виды

Экономическую основу функционирования современного государства составляют огромные денежные средства, взимаемые с хозяйствующих субъектов в виде налогов и перераспределяемые через государственный бюджет. Политика регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной, оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями - борьбой с инфляцией, сглаживанием циклических колебаний экономики и др. Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода государственными расходами, трансфертными выплатами и налогообложением.

Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: налоговая политика формирует его доходную часть, а политика государственных расходов - расходную. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.

Фискальная политика подразделяется на недискреционную политику (политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства, и дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики принятием мер по регулированию своих доходов и расходов.

Дискреционная фискальная политика бывает двух видов - фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни увеличением совокупного спроса, государственных расходов и (или) снижения налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.

Другой вид фискальной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией, или ограничительной политикой. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.

При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними хозяйствами и предприятиями), ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведет к сокращению частных инвестиций. А это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

Такая политика может оказаться эффективной, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на объем национального производства правительство должно учитывать:

1) действие трех мультипликаторов (налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета);

2) эффект Лаффера;

3) кривую Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно сопровождается ростом безработицы.

В модели Дж.М. Кейнса в качестве основного средства макроэкономического регулирования, достижения стабильности экономики и роста занятости выступают государственные расходы. Важную роль играет концепция мультипликатора (множителя). В макроэкономической теории известно несколько типов мультипликаторов: мультипликатор расходов, денежный, налоговый мультипликаторы. Последний множит, усиливает спрос в результате воздействия налогов на равновесный объем чистый внутренний продукт (ЧВП). Изменение налогов (повышение или понижение) непосредственно влияет на потребление. Налоги хотя и обладают мультипликационным эффектом, но их воздействие на равновесный объем производства сказывается опосредованно через потребление. Графически эффект налогового мультипликатора изображен на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Налоговый мультипликатор

В кейнсианской модели «доходы - расходы» уменьшение налогов на ДГ увеличивает планируемые расходы на МРС х ДТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 (на величину, равную ΔY).


Таким образом, налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится объем национального производства при снижении суммы налогов на один рубль. И наоборот, насколько снизится объем национального производства при росте суммы налогов на один дополнительный рубль.

Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для принятия и реализации ее мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться и принятые решения могут оказаться бесполезными или даже вредными.

Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной политики, или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Автоматический (встроенный) стабилизатор - это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Обычно применяется два таких стабилизатора: прогрессивная ставка налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы «включаются» без непосредственного вмешательства регулирующих органов , в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.

Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику. На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что с совокупности оживляет экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента . Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через бюджетно-налоговую политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: бюджетно-налоговая политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Бюджетно-налоговая политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами. Если разложить финансовую политику на составляющие, то политика в области бюджета есть политика, связанная с государственными расходами; налоговая политика – государственными доходами.

Целью курсовой работы является изучение бюджетно-налоговой политики государства для чего в результате работы решены следующие задачи:

1. Изучение целей и инструментов бюджетно-налоговой политики;

2. Изучение видов бюджетно-налоговой политики;

3. Изучение эффектов мультипликаторов: налогов, государственных закупок;

4. Исследование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.

Объектом исследования является бюджетно-налоговая политика, предметом ее роль в государственной экономике.

1. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Бюджетно-налоговая политика - это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

Бюджетно-налоговая политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная бюджетно-налоговая политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности .

1.1. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты

Все цели макроэкономической, а следовательно, бюджетно-налоговой политики разделяются на конечные и промежуточные, краткосрочные и долгосрочные.

Конечные цели определяются посредством таких показателей, как реальный ВВП, безработица, инфляция. К промежуточным принадлежат цели, способствующие достижению конечных. Они определяются посредством широкого круга показателей. Применение промежуточных целей дает возможность органам, осуществляющим макроэкономическую политику, контролировать свою деятельность не только через конечные, но и через промежуточные цели. Это дает возможность предварительно определять соответствие применяемых мероприятий конечным целям и при необходимости своевременно вносить необходимые коррективы в свои действия. При определении промежуточных целей возникает вопрос относительно их количества. Чем больше промежуточных целей, тем более контролируемыми могут быть последствия проводимой политики. Однако существует и проблема противоречия между ними. Это означает, что проблема выбора между противоречивыми промежуточными целями может решаться лишь в зависимости от приоритетов макроэкономической политики.

Постановка краткосрочных и долгосрочных целей зависят от типа политики, проводимой правительством в настоящее время. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов (G), снижение налогов (Т) или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Национального банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов (G), увеличение налогов (Т) или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (одновременный рост инфляции и безработицы на фоне спада производства), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета осуществляется пропорционально и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета. Здесь необходимо ввести понятие планируемых расходов (E), представляющих собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир предполагают истратить на товары и услуги. Функция планируемых расходов E = C + I+G + Xn изображается графически как функция потребления С = а + b(Y- T), которая «сдвинута» вверх на величину I + G + Хn.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Бюджетно-налоговая политика – это политика государства в области государственных расходов и налогообложения, направленная на поддержание высокого уровня занятости, низких темпов инфляции, прироста национального богатства и равновесия платежного баланса.

Бюджет – схема доходов и расходов определённого физического или юридического лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени (обычно на 1 год).

Цели бюджетно-налоговой политики:

- в краткосрочном периоде - поддержание ВВП на уровне потенциала, обеспечение полной занятости, стабильный уровень цен, равновесный платежный баланс.

- в долгосрочном периоде - экономический рост при производстве неинфляционного ВВП .

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают доходы и расходы государственного бюджета, с помощью которых правительства воздействует на совокупные планируемые расходы (совокупный спрос).

Государственный бюджет – смета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения.

Государственный бюджет может быть сведён с профицитом или дефицитом. Бюджетный профицит (излишек) – превышение доходов над расходами. Бюджетный дефицит (недостаток) – превышение расходов над доходами.

Государственные расходы – это расходы, производимые государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности.

Исходя из деления государственного бюджета на 3 составные части, государственный бюджет можно разделить на бюджетные группы: федеральные, республиканские и местных органов власти. Расходы федерального бюджета: национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды, образование, культура и кинематография, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальные выплаты, межбюджетные трансферты, выплата процента по государственному долгу и т.д. Расходы республиканских и местных органов власти – расходы на образование, социальное обеспечение, здравоохранение, автомагистрали, поддержание порядка и внутренней безопасности. В России государственные расходы находят отражение в консолидированном бюджете, то есть своде всех бюджетов и состоят из двух частей: государственные закупки товаров и услуг; трансферты – безвозмездные выплаты домашним хозяйствам.

Доходы государства – часть национального дохода, который сосредотачивается в руках государства за счёт налогов и неналоговых поступлений.

Налоги государство взимает как на уровне федерального правительства, так и местных органов власти (округа, муниципалитеты, районы и т.д.). В зависимости от методов сбора налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налоги, которые плательщик непосредственно выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти. В их структуру входят: налог на доходы физических лиц (подоходный налог), налог на прибыль, налог на наследство, поимущественный налог, или налог на собственность.

Косвенные налоги – налоги на товары или услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и тарифу . Покупатель является плательщиком косвенного налога: налоги с продаж, акцизные сборы, таможенные сборы, взимаемые с импортных товаров, налог на добавленную стоимость.

Если большую часть доходов федерального бюджета составляют прямые налоги, то косвенные налоги составляют значительную часть доходов органов местной власти.

Фискальная политика – это политика манипулирования расходной частью бюджета и налогообложением с целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией.

Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение. Совокупный спрос - макроэкономический показатель, спрос на конечные товары и услуги всех макроэкономических агентов в определенный промежуток времени и при определенных уровнях цен. Функцию совокупного спроса обычно представляют в виде суммы четырех основных источников спроса:

Чистые налоги (обозн. T ) - разница между налогами и трансфертами. Соотношение государственных закупок и чистых налогов показывает состояние государственного бюджета. Если государственные закупки превышают чистые налоги, то в стране дефицит государственного бюджета, соответственно профицит бюджета означает, что чистые налоги превышают размер государственных закупок.

Совокупное предложение - общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП.

Мультипликатор – показатель (M ), величина которого характеризует степень, в которой увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объёма выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию. Мультипликатор определяется также отношением прироста равновесного ВВП к изменению объёма инвестиций, вызвавшему этот прирост.

Акселератор – отношение прироста индуцированных подъёмом производства инвестиций к вызвавшему его относительному приросту объёму производства. Обычно увеличение объёма производства (ВНП) приводит к ещё более быстрому росту инвестиций.

Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая может повлиять на дефицит государственного бюджета или его положительное сальдо без участия правительства.

Механизм встроенного стабилизатора имеет два крупных недостатка:

Снижение экономической активности часто требует увеличения расходов государственного бюджета, особенно на пособия по безработице;

В условиях быстрой инфляции шкала возрастания ставок налогов слишком быстро начинает бить по агентам со средним и даже низкими доходами.

Фискальную политику различают:

1) по характеру воздействия: на экспансионистическую (стимулирующую) – направленную на увеличение государственных расходов и/или снижение налогов; и контрактивную (сдерживающую) – направленная на уменьшение правительственных расходов и/или увеличение налогов.

2) по степени участия правительства в решении проблем: дискреционную, недискреционную (автоматическую) и иногда, - смешанную.


Эффективность фискальной политики зависит от точности прогнозов и от предсказуемости результатов фискальных мероприятий.

Автоматические стабилизаторы вступают в действие, как только начинает колебаться совокупный спрос, но они никогда не могут полностью устранить колебания. Они также создают деструктирующее воздействие и действуют как тормоз в период выхода из спада.

В деле предсказания величины последствий дискреционной фискальной политики существует ряд проблем. Экспансионистская фискальная политика может осуществлять бюджетную накачку и поощрять повышенные частные расходы или вовсе вытеснять их. Степень, в которой она действует в качестве стимулятора, существенным образом зависит от степени уверенности в деловом мире – чего-то такого, что очень трудно предсказать заранее за несколько недель или месяцев. Масштаб эффекта вытеснения зависит от условий в денежной сфере и денежно-кредитной политики правительства.

Существует пять возможных временных лагов, связанных с фискальной политикой: временной лаг перед диагностированием проблемы, задержка между постановкой диагноза и объявлением новых мер, лаг между провозглашением и реализацией, лаг перед тем, пока заработают мультипликатор и акселератор, и лаг перед тем, как потребление полностью отреагирует на новые экономические условия.

Выбор того, что изменять – государственные расходы, налогообложение или все понемногу, - частично зависит от политических интересов государства: хочет ли оно увеличить или уменьшить размер общественного сектора. Он также зависит от относительной эффективности этих изменений в деле изменения совокупного спроса. Изменения в G имеют тенденцию обладать большим мультиплицирующим эффектом, чем изменения T . Однако изменения T обычно могут быть проведены быстрее, чем изменения в G .


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08


  1. 104. Совместно решаемые вопросы в концепции функциональных финансов в долгосрочном периоде:

    1. дефицит государственного бюджета и профецит государственного бюджета

    2. дефицит государственного бюджета и безработица

    3. дефицит государственного бюджета и экономическая стабильность

    4. дефицит государственного бюджета и циклические спады

  2. 105. Государственный долг – это сумма предшествовавших…

    1. государственных расходов

    2. бюджетных дефицитов

    3. расходов на оборону

    4. будущих выплат иностранным заемщикам

  3. 106. Источник инвестиций наиболее существенный для промышленных предприятий

  4. 1) собственные средства предприятий

  5. 2) коммерческие кредиты

  6. 3) государственные инвестиции

  7. 4) зарубежные инвестиции

  8. 107. Экономическая мера стимулирования увеличения производства потребительских товаров имеющая наибольшее значение…

  9. 1) снижение ставки налога на прибыль

  10. 2) повышение уровня жизни населения

  11. 3) освобождение от налога на прибыль производственных инвестиций

  12. 4) налоговое стимулирование приростов объемов реализации

  13. 108. Источником финансирования технологического развития производства являются…

  14. 1) собственные инвестиции

  15. 2) коммерческие кредиты

  16. 3) амортизационный фонд

  17. 4) такого источника в настоящее время нет
109. К финансовым целям относятся:

1) увеличение доли рынка

2) снижение издержек

3) повышение качества

4) повышение цены акций и бизнеса


  1. 110. Капитальные вложения по их экономическому определению включают…

  2. 1) все виды средств, вкладываемых отраслью в производство в целях получения дохода

  3. 2) расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на связанные с этим изменения материальных оборотных средств

  4. 3) расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение

  5. 4) целевые кредитные средства
Тема 5. Денежно-кредитное регулирование в условиях рыночной экономики.

111. К мерам антиинфляционной экономической политики относится:

^ 112. Предположим, что предложение денег и уровень цен постоянны. Тогда в случае увеличения уровня дохода на денежном рынке произойдет следующее…

1) повысится спрос на деньги и ставка процента

2) увеличится спрос на деньги и снизится ставка процента

3) спрос на деньги снизится, а ставка процента возрастет

4) спрос на деньги и ставка процента снизятся

^ 113. Перспективное развитие международных валютных отношений -…

1) централизация

2) либерализация

3) дифференциация

4) монополизация

114. Основную часть внешнего долга РФ составляет:

1) задолженность США

2) долги СССР

3) задолженность странам Парижского клуба

4) коммерческая задолженность

115. Выделение импортерам товарных кредитов является способом:


  1. внешнего кредитования

  2. внутреннего кредитования

  3. внешнего страхования

  4. прямого субсидирования
116. Лицензионное соглашение это…

1) сделки, по которым предоставляется право на промышленное и коммерческое использование изобретения, пользующегося патентной защитой

2) соглашение о предоставлении прав на продажу

3) соглашение, при котором комиссионер продает товары принципала от своего имени, но за счет принципала

4) договор, на основании которого, агент от имени и за счет принципала совершает действия различного характера

117. Целенаправленная деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой:


  1. экономическую политику государства

  2. налоговую политику государства

  3. таможенную политику государства

  4. внутреннюю политику государства
118. Страна Европы, имеющая в настоящее время собственную валюту - …

1) Франция

3) Германия

119. Мировой валютный рынок осуществляет…


  1. международную миграцию трудового капитала

  2. внутреннею торговлю товарами и услугами

  3. движение денежных ресурсов внутри государства

  4. движение денежных ресурсов между государствами
120. Перспективное развитие международных валютных отношений -…

  1. централизация

  2. либерализация

  3. дифференциация

  4. монополизация
121. Основной функцией мирового валютного рынка является…

  1. осуществление расчетов по внутренним договорам

  2. регулирование валютных курсов

  3. страхование производственных рисков

  4. диверсификация валютных активов участников рынка внутри страны
122. Если курс национальной валюты снизится, как это скажется на экспортной деятельности предприятий:

  1. положительно

  2. отрицательно

  3. трудно оценить

  4. не повлияет
123. Если курс национальной валюты снизится, то как это скажется на экспортной деятельности:

1) положительно

2) отрицательно

3) неоднозначно

4) в зависимости от платежного баланса

^ 124. Методы денежно-кредитной политики, рекомендованные в рамках концепции монетаризма, предполагают:

1) воздействие на денежную массу вне зависимости от состояния экономики

2) увеличение количества денег в обращении с целью стимулирования инвестиционного спроса и роста занятости

3) понижение нормы обязательных банковских резервов с целью стимулирования совокупного спроса

4) регулирование учетной ставки с целью активизации инвестиционной деятельности

^ 125. Основной смысл бюджетного регулирования экономики согласно взглядам Д. М. Кейнса…

1) усиление государственного влияния на экономические процессы

2) поддержка малообеспеченных слоев населения

3) изменение отраслевых пропорций воспроизводства

4) стимулирование эффективного спроса

^ 126. Денежное правило М. Фридмана – это…

1) поддержание Центральным банком устойчивого роста денежной массы

2) поддержание рыночных пропорций между национальной валютой и корзиной валют

3) обеспечение соответствия изменений объемов денежной массы изменениям реального ВВП

4) поддержание стабильного соотношения денежной массы и запасов драгоценных металлов в стране

^ 127. Соотношение темпов роста денежной массы и реального ВВП должно быть…

1) темп роста денежной массы должен соответсоввать темпам роста ВВП

2) темп роста денежной массы должен опережать темп роста реального ВВП

3) темп роста денежной массы должен отставать от темпов роста реального ВВП.

4) темпы роста могут быть разными в различные периоды

^ 128. Дефляционная денежно-кредитная политика используется…

1) для ускорения оборачиваемости денег в национальной экономике

2) для повышения курса национальной валюты

3) для предотвращения «перегрева» экономики

4) для поддержания устойчивого темпа экономического роста

^ 129. Фактор стимулирования инфляции издержек…

1) кредитная экспансия коммерческих банков

2) рост государственного долга

3) исчерпывание освоенных запасов природных ресурсов

4) дефицит государственного бюджета

130. Валютные ценности это -…


  1. внутренние ценные бумаги

  2. иностранная валюта и внешние ценные бумаги

  3. эмиссионные ценные бумаги

  4. драгоценные металлы
131. Методы бюджетно-налоговой политики, рекомендуемые в рамках теоретической концепции монетаризма, предполагают:

1) изменение учетных ставок

2) предоставление налоговых льгот предпринимателям и сокращение госрасходов

3) увеличение доли национального дохода, перераспределяемой через бюджет

4) финансирование за счет госбюджета нерентабельных предприятий (для снижения безработицы и социальной напряженности)


  1. 132. Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяются для воздействия на…

    1. хозяйствующие субъекты

    2. экономическую активность

    3. конкуренцию

    4. борьбу с безработицей

^

Тема 6. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговая политика РФ.


  1. 133. Налоговые льготы выражаются прежде всего в:

    1. ставках

    2. желаний властей

    3. видах деятельности

  2. 134. Таможенный тариф……

  3. 1) система таможенных пошлин, существующая в стране

  4. 2) меры, ограничивающие ввоз импортных товаров на территорию страны

  5. 3) систематизированный перечень ставок таможенных пошлин

  6. 4) финансовые средства ограничения ввоза товаров
135. К числу таможенных платежей не относят:

  1. налог на добавленную стоимость

  2. налог на прибыль иностранных организаций

  3. акцизы
136. Органом регулирования ВЭД, проводящим все виды валютных операций, разрабатывающим условия и правила обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, выступает:

  1. Федеральная таможенная служба

  2. Министерство финансов

  3. Центральный банк РФ

  4. Министерство иностранных дел
137. Основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД:

  1. лицензирование

  2. квотирование

  3. таможенные пошлины

  4. внутренние налоги
138. Таможенный тариф является инструментом внешнеэкономического регулирования и выполняет несколько функций. Пополнение доходной части бюджета он осуществляет при помощи:

  1. регулирующей функции

  2. фискальной функции

  3. защитной функции

  4. распределительной функции
139. Ставки таможенных пошлин, начисляемые в определенном размере за единицу облагаемых товаров, называются:

  1. адвалорными

  2. специфическими

  3. комбинированными

  4. дифференцированными
140. Самые низкие импортные пошлины устанавливаются на:

    1. сырье;

    2. материалы;

    3. полуфабрикаты;

    4. готовую продукцию.

  1. 141. Функция несвойственная налогам в рыночной экономике…

    1. фискальную

    2. политическую

    3. регулирующую

    4. стимулирующую

  2. 142. Принцип рационального налогообложения в наибольшей степени противоречит принципу….

  3. 1) принципу нейтральности

  4. 2) принципу объективности

  5. 3) принципу финансовой справедливости

  6. 4) принципу административно-управленческой обеспеченности
143. К мерам антиинфляционной экономической политики относится:

1) введение таможенных ограничений

2) регулирование денежного рынка

3) повышение уровня заработной платы

4) увеличение расходной части бюджета государства

Тема 7. Антимонопольное регулирование и его роль в развитии предпринимательства.

144. При антимонопольном регулировании к запрещенным действиям органов власти можно отнести:

1) обоснованное препятствие деятельности субъектов

2) навязывание невыгодных условий договора

^ 145. При антимонопольном регулировании к запрещенным действиям хозяйствующих субъектов можно отнести:

1) необоснованное препятствие деятельности субъектов

2) навязывание выгодных условий договора

3) нарушение порядка ценообразования

4) запрет на осуществление деятельности субъектов
146. Степень монополизации производства в РФ является основанием для включения фирмы в реестр хозяйственных субъектов, подлежащих государственному антимонопольному регулированию….

^ 147. Эффективная монополия может быть налажена в …

1) розничной торговле

2) водопроводных сетях

3) уборке мусора

4) космических исследованиях

148. Первые меры по государственному регулированию монополий были приняты…

1) во Франции

2) в России

4) в Германии

^ 149. По российскому законодательству к злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относится…

1) изъятие товаров из обращения с целью создания дефицита или повышения цен

2) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора

3) создание препятствий для доступа на рынок других хозяйствующих субъектов

4) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования

150. Анализ конкурентов направлен…

1) на выявление сильных и слабых сторон конкурентов

2) на выявление сильных и слабых сторон своей фирмы

3) на выявление возможностей и способностей своей фирмы

4) на выявление возможностей и угроз во внешней среде

Тесты 7

а) изменение учетных ставок;

б) предоставление налоговых льгот предпринимателям и со­кращение госрасходов;

в) увеличение доли национального дохода, перераспределяе­мой через бюджет;

г) финансирование за счет госбюджета нерентабельных пред­приятий (для снижения безработицы и социальной напря­женности).

2. Налогово-бюджетная (фискальная) политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей:

а) антикризисное регулирование;

б) уменьшение безработицы;

г) все вышеперечисленные.

3. Материальной основой проведения налогово-бюджетной политики служит сосредоточение в руках государства натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые:

а) перераспределяются между юридическими и физическими лицами в государственных интересах;

б) собираются с юридических и физических лиц в государственных интересах;

в) все вышеперечисленные.

4. Налогово-бюджетная (фискальная) политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через:

а) налоговую систему;

б) бюджетную систему;

в) налоговую и бюджетную системы.

5. Методы налогово-бюджетной политики подразделяются на:

а) прямые;

б) косвенные;

в) все вышеперечисленные.

6. Налогово-бюджетная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей:

а) сглаживание колебаний экономического цикла;

б) уменьшение безработицы;

в) уменьшение размеров инфляции;

г) повышение темпов экономического роста;

д) все вышеперечисленное.

7.К методам (типам) налогово-бюджетной политики относят:

а) прямые;

б) косвенные;

в) все вышеперечисленное.

8. К прямым методам бюджетного регулирования относятся:

б) дотации (дар, пожертвование);

г) все вышеперечисленное.

9. К прямым методам регулирования относятся:

а) субсидии (помощь, поддержка);

б) дотации (дар, пожертвования);

в) трансферты (перенесение, перевод);

г) все вышеперечисленные.

10. К косвенным методам регулирования относятся:

а) механизм ускоренной амортизации;

б) льгота в виде скидок на истощение недр;

в) инвестиционный налоговый кредит;

г) все вышеперечисленные.

11. Суть налогового механизма ускоренной амортизации заключается в

законодательном разрешении предприятиям списывать на амортизацию:

а) часть прибыли значительно превышающей действительный износ основного капитала;

б) часть дохода;

в) все вышеперечисленные.

12. Льгота в виде скидок на истощение недр вводится для повышения конкурентоспособности предприятий добывающей промышленности путем создания благоприятных условий:

а) для накопления капитала;

б) для привлечения инвестиций;

в) все вышеперечисленные.

13. При использовании льготы в виде скидок на истощение недр предприятия

имеют возможность:

а) сокращать размер налоговых выплат;

б) не осуществлять налоговые выплаты под предлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых;

в) все вышеперечисленные.

14. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой финансирование государством частных капитальных вложений и рассчитан:

а) на стимулирование замены устаревшего оборудования новой техникой;

б) на развитие предприятия;

в) все вышеперечисленные.

15. Инвестиционный налоговый кредит рассчитывается в процентах к

стоимости оборудования и вычитается:

а) непосредственно из суммы налога;

б) из облагаемого налогом дохода;

16. Выделяют подходы, которые определяют место и роль налоговой

системы в арсенале методов государственного регулирования экономики:

а) кейнсианский;

б) неоклассический (монетаристский);

в) все вышеперечисленные.

17. Сущность кейнсианский концепции заключается в том, что:

а) на стадии экономического подъема необходимо увеличивать налоги;

б) в период кризиса - сокращать;

в) все вышеперечисленные.

18. Методы решения экономических проблем при монетаристском подходе направлены на:

а) снижение степени государственного вмешательства в экономику;

б) уменьшение налогового бремени;

в) сокращение избыточных социальных программ;

г) поддержание стабильных и умеренных темпов роста денежной массы;

д) предоставление большей свободы предпринимательской инициативе;

е) все вышеперечисленные.

19. Налогово-бюджетную политику в зависимости от механизма ее воздействия на изменение экономической ситуации подразделяют на:

а) дискреционную;

б) автоматическую;

в) все вышеперечисленные.

20. Дискреционной политикой называют специальное применение правительством мер направленных на:

а) сознательное манипулирование расходами;

б) изменение трансфертных платежей;

в) манипулирование налогами посредством стимулирующих мер;

г) все вышеперечисленные.

21. Автоматическая политика осуществляется при помощи встроенных стабилизаторов, а именно:

а) изменения налоговых поступлений;

б) выплат пособий по безработице;

в) выдачи субсидий;

г) все вышеперечисленные.

22. Встроенные стабилизаторы, направленные на увеличение материальных пособий по безработице и различных социальных выплат на нужды малоимущих слоев населения нацелены на воспрепятствование:

а) сокращение совокупного спроса во время спада в экономике;

б) сдерживание совокупного спроса;

23. При дискреционной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономики целенаправленно создается:

а) дефицит государственного бюджета за счет увеличения госрасходов или снижения налогов;

б) профицит бюджета за счет снижения госрасходов или увеличения налогов.

24. При дискреционной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период подъема экономики целенаправленно создается:

а) профицит бюджета за счет снижения госрасходов или увеличения налогов;

б) дефицит государственного бюджета за счет увеличения госрасходов или снижения налогов.

25. К числу инструментов налогово-бюджетной политики относятся:

а) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций;

б) распределение утвержденного объема государственных расходов по различным статьям госбюджета;

в) покупка ЦБ государственных облигаций на открытом рынке;

г) увеличение нормы обязательных резервов.

26. Если при росте доходов налоговая ставка возрастает, то применяется ……. система налогообложения

А) Предельная

Б) Прогрессивная

В) Пропорциональная

Г) Регрессивная

27. Подоходный налог является________налогом.

А) косвенным

Б) прогрессивным

В) пропорциональным

Г) прямым

28. Косвенные налога ориентированы на...

А) коллективную работоспособность

Г) личную работоспособность

29. Прогрессивный налог...

А) это такой налог, ставка которого увеличивается по мере роста объекта налога

Б) это такой налог, ставка которого остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения

В) уплачивается конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных средств государству

Г) взимается с непосредственного владельца объекта налогообложения

30. Акцизный налог оплачивают...

А) потребители товара

Б) иностранные граждане, чьи фирмы функционируют на

территории данной страны

В) лица с высоким уровнем доходов

Г) все налогоплательщики

31. При прогрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов...

А) уменьшается

Б) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика

В) увеличивается

Г)не изменяется

32. При регрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов...

А) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика

Б) не изменяется

В) увеличивается

Г) уменьшается

33. Функции налогов заключаются в:

а) сокращении объема средств, находящихся в распоряжении фирм и домашних хозяйств;

б) увеличении объема средств, которыми распоряжается государство;

в) увеличении объема средств, направляемых на финансирование государственных расходов.

34. Налог на добавленную стоимость относиться к:

а) прогрессивным подоходным налогам;

б) потоварным налогам;

в) налогам на имущество;

г) налогам на доход корпораций.

35. К косвенным налогам относится:

а) налог с оборота;

б) подоходный с населения;

в) с наследства и дарений;

г) на прирост капитала.

36. К прямым налогам относится налог:

а) на прибыль предприятия;

б) на добавленную стоимость;

в) на золотые изделия;

г) государственная пошлина.

37.К целевым налогам относится:

а) налог на создание дорожных фондов;

б) налог на операции с ценными бумагами;

в) таможенная пошлина;

г) налог с наследства и дарений.

38.Выделяют функции налогов:

а) фискальную;

б) перераспределительную;

в) стимулирующую;

г) все вышеперечисленные.

39.Фискальная функция заключается:

а) в наполнении государственной казны денежными средствами;

б) для финансирования общественных программ государства;

в) для выполнения фискальных задач.

40.Перераспределительная функция выполняет задачу:

а) распределения денежных средств между бюджетными организациями;

б) нормализации распределения денежных средств между конкретными субъектами хозяйствования и физическими лицами;

в) перераспределения денежных средств между субъектами государства.

41. Стимулирующая функция направлена на:

а) стимулирование развития бизнеса;

б) стимулирование потребительского спроса населения;

в) сочетание интересов налогоплательщиков с интересами государства.

42.По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на:

а) прямые;

б) косвенные;

в) обратные;

43.Прямые налоги:

а) непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком;

б) уплачиваются всеми гражданами страны;

в) взимаются только с предпринимателей.

44. Косвенные налоги – это:

а) разновидность прямого налога;

б) обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги;

в) платежи в виде штрафов;

45. К каким налогам относятся акцизы и таможенные пошлины:

а) прямым;

б) косвенным.

46. В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на:

а) федеральные;

б) региональные;

в) местные;

г) все вышеперечисленные.

47. В соответствии с графиком кривой Лаффера, снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует:

а) подъему производства и росту доходов;

б) замедлению экономического роста;

в) снижает объем производства и рост доходов.

а) сократится совокупное предложение и совокупный спрос;

б) сократится совокупный спрос;

в) сократится совокупное предложение, а совокупный спрос останется неизменным;

г) сократится совокупное предложение, а совокупный спрос возрастет.

49. В кейнсианской теории изменение налогов воздействует на ………

А) Совокупное предложение

Б) Денежную массу

В) Совокупный спрос

Г) Состояние государственного бюджета

50. Принцип платежеспособности в системе налогообложения означает, что...

А) физические и юридические лица должны уплачивать налог

пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства

Б) владелец более высокого дохода должен платить более высокие налоги

В) тяжесть налогового бремени должна зависеть от социального

положения

Г) тяжесть налогового бремени должна зависеть от того, в каком секторе работает экономический агент - государственном или частном

51. Финансовая система складывается из:

а) денежных фондов предприятий, учреждений и фирм;

б) фондов социального, имущественного и личного страхования;

в) пенсионных фондов;

г) валютных резервов государства;

д) бюджетов различных уровней;

е) все верно.

52. Государственный бюджет представляет собой:

а) счет доходов и расходов государства;

б) все источники доходов государства;

в) все статьи государственных расходов;

г) все верно.

53. Разграничьте нормальное, профицитное и дефицитное состояние
бюджета:

а) расходы превышают доходы;

б) расходная часть госбюджета равна доходной;

в) доходы превышают расходы.

54. Дефицит государственного бюджета существует, если:

а) государственные расходы превышают доходы;

б) увеличиваются государственные расходы;

в) сокращается государственный долг;

г) уменьшаются налоги.

55. Дефицит государственного бюджета может финансироваться за

а) дополнительных налоговых поступлений;

б) прибылей государственных предприятий;

в) эмиссии денег и обязательств;

г) изъятия средств из золотого запаса.

56. К числу внебюджетных фондов в России относятся:

А) занятости населения;

Б) социального страхования;

В) пенсионный;

Г) обязательного медицинского страхования;

Д) обязательного автомобильного страхования

57. Финансы внебюджетных фондов:

а) включаются в государственную бюджетную систему;

б) не включаются в государственную бюджетную систему;

в) частично включаются.

58. Государственные закупки равны 40 ден.ед, трансферты -20 ден. ед., процентные выплаты 10% годовых по госдолгу, равному 30 ден.ед., налоговые поступления составляют 40 ден.ед.

Государственный бюджет будет равен …..ден.ед:

А) дефициту 59;

Б) дефициту 23;

В) профициту 23;

Г) профициту 59.

59. Внешний государственный долг – это долг:

А) иностранным государствам;

Б) гражданам своей страны;

В) иностранным гражданам;

Г) иностранным организациям

60. Основной источник доходов государства:

А) золотой запас;

Б) нефть и газ;

В) налоги;

Г) население.


Похожая информация.