Что является основой командной экономики. Что такое командная экономика? Рыночная, командная, традиционная экономика

Таблица 8.

В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной , полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования.

Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

Обеспечение занятости;

Полное использование производственных мощностей;

Стабилизация цен;

Параллельный рост заработной платы и производительности труда;

Равновесие платежного баланса.

Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.


Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одногосостояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.

От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.

Для переходных экономик стран бывшего «социалистического лагеря» сегодня существует широкий спектр перспектив: от деградации к зависимой все более отстающей системе хозяйствования развивающихся стран до превращения в новые индустриальные государства; от сохраняющих «социалистические» атрибуты и базирующихся на общественной собственности экономик типа китайской до праволиберальных, основанных на частной собственности систем, начавших с реализации принципов «шоковой терапии». При этом в переходной экономике каждой страны пересекаются три фундаментальные тенденции. Первая из них заключается в постепенном умирании (как естественном, так и искусственном) «мутантного социализма», получившего свое название по сравнению не с теоретическим идеалом, а с реальной существующей в мировой практике тенденции социализации.

Вторая тенденция связана с генезисом отношений постклассического мирового капиталистического хозяйства (современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной собственности). Третья тенденция заключается в усилении процесса социализации - возрастания роли общественных (групповых, национальных и интернациональных) ценностей в экономическом развитии и гуманизации общественной жизни как предпосылки любых современных трансформаций. Очевидно, что в таких условиях окончательный выбор экономической системы в России будет зависеть в конечном счете от соотношения политических сил в стране, характера проводимых преобразований, масштабности и эффективности осуществляемого реформирования всех сфер общественной жизни, а также от адаптации общества к переменам.

Подводя итог, отметим, что экономические системы многомерны. Они могут быть формализованы: ES = f (A1, A2, A3, An). Иначе говоря, экономическая система (ES) определяется своими свойствами (А), где существует n таких свойств. Это и означает, что экономическая система не может быть определена в терминах единственной характеристики.

Тренировочные задания к теме 3

1. Пусть две страны Травия и Муравия выпускают товары А и В, кривые производственных возможностей которых показаны на рисунке. Можно ли на основании этих данных сделать вывод о том, что альтернативная стоимость производства товара А выше в Травии, чем в Муравии?

2. «Утверждение об ограниченности ресурсов и безграничности потребностей на самом деле неверно. Ресурсы в действительности безграничны, так как бесконечен процесс открытия новых источников ресурсов. Потребности же, напротив, ограничены, поскольку существуют физические пределы их удовлетворения». Объясните, можно ли согласиться с этим утверждением.

3. Чтобы купить масло дешевле, Вам необходимо отстоять длинную очередь. Если Вы ее все-таки отстоите, действительно ли Вы купите дешевое масло? Определите его альтернативную стоимость.

4. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 1,2 млн. у.е. в год или работы референтом с зарплатой 1 млн. у.е. в год, Иван поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 600 тыс. у.е. в год. Какова альтернативная стоимость его решения на первом году обучения, если половину платы за обучение Ивану компенсирует государство?

5. Вам предложено оценить обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами. Будет ли отличаться процент (т. е. доля населения), показывающий наличные трудовые ресурсы в общей численности населения, в азиатской и европейском регионах России? Чем это объясняется?

6. Забастовка донецких шахтеров вынудила правительство пойти на встречу социальным требованиям бастующих. Объясните, какова причина таких действий правительства. Почему в Великобритании забастовки были относительно эффективны лишь в 1984-1985 гг., а в 1992 году правительство этой страны само запланировало закрытие около 31 шахты, в результате чего около 31 млн. шахтеров потеряло работу?

7. Как решаются основные экономические проблемы (определение объема и состава производимой продукции, распределение ресурсов между отраслями и распределение созданного продукта) в рамках различных экономических систем?

8. Возможно ли в условиях ограниченных ресурсов так организовать производство товара А, чтобы это производство не потребовало бы отвлечения ресурсов, которые можно было бы использовать для выпуска других товаров? Для своего ответа используйте кривую производственных возможностей.

Экономическая система представляет особый механизм, созданный для решения двухсторонних проблем редкости и выпуска. Поскольку экономические ресурсы ограничены по сравнению с потребностями общества в товарах и услугах, необходимы определенные способы их размещения между альтернативными направлениями использования.

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:

Экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I , фашистская Германия);

- стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);

- хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;

Типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;

Общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.

В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев. Исходя из этого различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

q обеспечение занятости;

q полное использование производственных мощностей;

q стабилизация цен;

q параллельный рост заработной платы и производительности труда;

q равновесие платежного баланса.

Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одногосостояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.

От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.

Для переходных экономик стран бывшего «социалистического лагеря» сегодня существует широкий спектр перспектив: от деградации к зависимой все более отстающей системе хозяйствования развивающихся стран до превращения в новые индустриальные государства; от сохраняющих «социалистические» атрибуты и базирующихся на общественной собственности экономик типа китайской до праволиберальных, основанных на частной собственности систем, начавших с реализации принципов «шоковой терапии». При этом в переходной экономике каждой страны пересекаются три фундаментальные тенденции. Первая из них заключается в постепенном умирании (как естественном, так и искусственном) «мутантного социализма», получившего свое название по сравнению не с теоретическим идеалом, а с реальной существующей в мировой практике тенденции социализации. Вторая тенденция связана с генезисом отношений постклассического мирового капиталистического хозяйства (современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной собственности). Третья тенденция заключается в усилении процесса социализации – возрастания роли общественных (групповых, национальных и интернациональных) ценностей в экономическом развитии и гуманизации общественной жизни как предпосылки любых современных трансформаций. Очевидно, что в таких условиях окончательный выбор экономической системы в России будет зависеть в конечном счете от соотношения политических сил в стране, характера проводимых преобразований, масштабности и эффективности осуществляемого реформирования всех сфер общественной жизни, а также от адаптации общества к переменам.

Подводя итог, отметим, что экономические системы многомерны. Они могут быть формализованы: ES = f (A 1, A 2, A 3 ... An ). Иначе говоря, экономическая система (ES ) определяется своими свойствами (А), где существует n таких свойств. Это и означает, что экономическая система не может быть определена в терминах единственной характеристики.

1.
2.
3.
4.
5.

Приветствую Вас, друзья, с Вами Иван Гришин, и хочу сейчас разобрать особенности одного из видов экономических систем – командно-административной экономики. Командная экономика – это такая форма управления хозяйством и ресурсами страны, в которой все основные материальные ресурсы находятся в государственной собственности, и распределяются правительством посредством профильных министерств и комитетов. Полная ее противоположность – рыночная экономика, где преобладает частная собственность, а цены на продукцию формируются по рыночным законам на основе спроса и предложения.

Критерии образования и виды экономических систем!

Экономическая система – организация всех экономических процессов общества, основанная на сложившихся в нем отношениях собственности, и механизмах ведения хозяйства.

Каждая производственная структура нуждается в определенной схеме организации своих процессов. Эта схема должна отвечать на три вопроса экономики: что и как производить, кто это купит, и кому этот продукт нужен. В зависимости от способа решения этих вопросов, существует четыре вида экономических систем:

1.Традиционная экономика - это система ведения хозяйства, основанная на исторически сложившихся обычаях, традициях, канонах, передающихся от поколения к поколению. Ей характерно натуральное производство с ярко выраженным сельскохозяйственным уклоном. Ответы на вопросы: «Что? Как? Кому производить?» предопределены канонами и обычаями традиционного общества;

2.Рыночная экономика основана на свободном ценообразовании на основе спроса и предложения, и преобладании частной собственности. Государство выступает в роли регулятора экономической системы посредством законов и правил.
На три основных вопроса экономики рыночная система отвечает следующим образом: производятся те товары и услуги, которые пользуются спросом. Основная задача производства – максимальное качество при минимальных затратах для получения наиболее конкурентной цены. Продукцию создают для состоятельных потребителей. Без денег ты никто, и не будет у тебя ничего.

3. Смешанная экономика – это когда ценообразование осуществляется по рыночным законам, но также существенным есть вмешательство государства в экономические процессы. Это достаточно прогрессивный тип экономики, так как используются позитивные моменты различных систем и нейтрализуются их недостатки. В современном мире осталось очень незначительное количество стран с выраженным чистым типом экономики.

4. Командная экономика – это когда руководство страны единолично решает, что, для кого, и в каком количестве производить. Частная собственность практически исключена. Характерен авторитарный стиль руководства, государственная монополия, отсутствие конкуренции. Именно этот тип экономики мы с вами детально разберем сегодня.

Командная экономика - это?

В государстве с командной (плановой) экономикой руководящие органы страны централизовано принимают решения о том, что, как, сколько, для кого и когда производить. Правительство государства, отталкиваясь от своих планов и статистических данных, устанавливает спрос на товары и услуги, а также их стоимость.

Командная экономика – это высокая концентрация производственных мощностей, монополизм, и всяческие ограничения на частную собственность.

Страны с командной экономикой характеризуются дефицитом и повышенным спросом на товары и услуги высокого качества. Руководящие центральные органы власти распределяют объемы поставок различной продукции на периферию и определяют цены на нее.

В условиях командной экономики жестко ограничены уровни зарплат, пенсий, длительность отпусков и т. д. Каждая категория работников и служащих имеет свой уровень оплаты труда одинаковый по всей стране. Мотивация персонала проводится с помощью премий по указанию начальника, а также повышение по службе, выговоры, административные штрафы.

Часто критерием для продвижения по служебной лестнице служит не ум и компетентность, а способность быстро и в срок без лишних рассуждений выполнять приказы руководства или дружеские, либо родственные связи с начальством – «кумовство». Это способствует постоянному ухудшению уровня руководящих кадров.

Весь производственный процесс распланирован от начала до конца. Производители не имеют никакой свободы выбора. За заводом или фабрикой закреплены определенные поставщики сырья, обязанные сделать его поставку в полном объеме в оговоренные сроки. Также у предприятия есть утвержденный перечень покупателей готовой продукции, обязанных выкупить ее в полном объеме.

Потребительские потребности удовлетворяются на низком уровне, так как у производителей нет стимула расширять ассортиментный ряд продукции, делать ее качество более высоким, а цены ниже.

С одной стороны, командная экономика – это хорошо – у руководителей производства не болит голова ни за закупки, ни за продажи. Но есть и существенные минусы, ведь когда человек действует строго по инструкции, без надобности что-то улучшать, совершенствовать, он – тупеет. Правительство воспитывает «биомассу» тупую, покорную, легко управляемую. А если выявляются люди не согласные с текущим положением вещей, их быстренько препровождают в «места не столь отдаленные».

Также следует отметить, что планирование, как способ управления отдельно взятым производством, часто используется в хозяйственной отрасли множества высокоразвитых стран. При грамотном внедрении оно может существенно увеличить общую эффективность производства.

Ярким примером государства с командным способом управления выступал бывший СССР, экономика которого была второй по величине в мире. Примерами стран с плановым способом управления экономикой также есть Куба, Ливия, Иран, Северная Корея, Мьянма. До девяностых годов двадцатого века таким путем развития следовали также Индия и Китай.

Сравнительная характеристика командной и рыночной экономических систем!

Для выявления позитивных и негативных аспектов командной экономики, а также для более полного понимания ее особенностей, мы проведем сравнение с ее антагонистом – рыночной экономикой.

Основные признаки командной экономики:

Ресурсы и средства производства находятся во власти государства;
- правительство планирует экономику, и ее показатели;
- экономика управляется с помощью админресурса авторитарными методами;
- нет надлежащих стимулов для повышения качества и конкурентоспособности производства.

Основные признаки рыночной экономики:

Ресурсы и средства производства находятся в частной собственности;
- частное предпринимательство;
- свобода в выборе экономических партнеров;
- участники экономических отношений заинтересованы личной выгодой;
- минимальное вмешательство государства в экономические процессы.

К плюсам командной экономики относим следующее:

Устойчивая экономика, мало подверженная влиянию внешних факторов;
- высокий уровень стабильности (хоть мало, но регулярно);
- неравенство в обществе сведено к минимуму (уравниловка);
- прожиточный минимум гарантирован для всех;
- низкий уровень безработицы.

У рыночной экономики такие достоинства:

Наиболее эффективное распределение ресурсов;
- повышение качества продуктов и услуг в условиях конкуренции;
- стимуляция к нововведениям и совершенствованию для повышения эффективности;
- ликвидация ненужного и мало эффективного производства;
- доходы распределяются в зависимости от затраченных усилий, по справедливости;
- потребители имеют больше прав и возможностей;
- не требуется большого управленческого аппарата.

Минусы командной экономики:

Формирование слабо мотивированных работников, не проявляющих инициативы;
- управленческий аппарат среднего звена с низкой компетентностью;
- производители диктуют цены потребителям;
- низкая эффективность экономики;
- низкий уровень жизни населения.

Недостатки рыночной экономики:

Нестабильная экономика;
- сильное неравенство в обществе;
- основная задача – прибыль. Мало внимания уделяется созданию не прибыльных, но необходимых населению благ.

Перспективы заработка в современных экономических условиях!

Какой бы ни была система экономики в стране вашего проживания, существует ресурс, стирающий границы государств. Его название – интернет. Каждый человек,в не зависимости от места проживания, может создать интернациональный бизнес с сотнями работников по всему миру, не выходя из дому. Все, что для этого нужно – компьютер или ноутбук, подключенный к интернету.

Человеческая природа постоянно подталкивает большинство людей к совершенствованию, росту, улучшению своей жизни. Ведь правильно говорится в старой пословице: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше».

И даже в странах с жесткой командной экономикой, препятствующей полному раскрытию человеческого потенциала, с помощью интернета можно достичь небывалых высот.

Сейчас есть много перспективных вариантов инвестирования. С лучшими из них можно ознакомиться в статье .

Но есть одно «но»! Чтобы стать инвестором, нужно иметь стартовый капитал. «И как же его можно заработать? Чтобы быстро и много денег?», – вопрос, интересующий миллионы людей. Интернет может вам дать и такую возможность. Ну как, интересно? Ладно, продолжим.

Есть много перспективных видов заработка в интернете, среди них я бы выделил такие:

Заработок на продаже партнерских программ;
- заработок на видео в You Tube;
- заработок на личном сайте;
- фриланс.

Лично я остановил выбор на самом перспективным, на мой взгляд, виде заработка на сегодня – торговле на финансовых биржах, чем довольно успешно зарабатываю на хлеб с маслом и икрой.

Это полноценный личный бизнес, привлекший меня небольшими стартовыми инвестициями – от 200 долларов, и возможностью уже в первый месяц окупить свои капиталовложения. На эту тему я могу говорить часами, но хочу предложить вам именно тот материал, который мне помог добиться успехов на поприще трейдинга. Вводная информация в этом коротком видео:

Пора сделать выбор!

Также, если вас интересует торговля на финансовых биржах, можете ознакомиться с этой небольшой статьей:

Чтобы быстро стать успешным интернет-предпринимателем, необходимо найти себе наставника. У меня такой тоже есть – это обучающий с полезной и актуальной информацией, обучающими материалами. На нем я нашел ответы на все свои вопросы.

Например: верно спрогнозированный нами опцион за сто долларов, приносит нам прибыль в 90 долларов. Но есть и обратная сторона медали – неправильный прогноз – это потеря нашей сотни долларов.

Что очень привлекательно, сроки прогноза – от 60 секунд. Стоимость опциона – от одного доллара. В идеале, каждых 60 секунд, на опционе в сто долларов, можно зарабатывать по девяносто долларов. Час работы – 5400 $ в кармане. Фантастика!

В реале все не так просто. Нужно пройти обучение, и выбрать для себя подходящую стратегию работы на бинарных опционах. Лично я пользуюсь стратегией «Точный вход». Если интересно, можете ее просмотреть в этом видео:

Пора сделать выбор!

А статистика хорошего трейдера впечатляет: одна убыточная сделка на три прибыльных. Прибыль считайте сами.
Но не думайте, что трейдинг – это «золотая жила». Как и в любом бизнесе, здесь нужно постоянно учиться, совершенствоваться, и каждый день становиться лучше себя вчерашнего. Это – залог вашего успеха в любом деле!

В заключение

Подводя итоги сказанному выше, можно сказать, что командная экономика – это один из видов экономических систем, со своими плюсами и минусами. И ни одна экономическая система не станет препятствием человеку, твердо решившему стать успешным в чем бы то ни было.
А с вами был Иван Гришин.
Спасибо за внимание и до новых встреч!

С помощью таблицы 3 рассмотрим отличительные черты рыночной и командно-административной экономик.

Таблица 3

Отличительные черты экономики

Рыночная

Командно-административная

Масштабы обобществления

Обобществление производства в рамках предприятия.

Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы.

Ценообразование

Ориентируется на предотвращение спада в производстве.

Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены.

Конкуренция

Социальные гарантии

Социальная незащищённость граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Зарплата на основной работе.

Зарплата на основной работе +свободное время + связи + трансферты.

Теневая экономика

Отсутствует

присутствует

Заработная плата

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда.

Административное установление заработной платы.

Стимул к производительному труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.п.)

Социалистическое соревнование.

При командной экономике все распределяется централизованно и заранее по существующему плану определяется - кому, что и сколько производить.

При рыночной экономике эти процессы подчиняются законам свободного рынка - производится то, на что есть спрос в данный момент времени .

Характерными чертами командно-административной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра -- высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда .

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса .

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

В рыночной системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами: каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, то есть свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Фундаментальные задачи экономического развития в рыночной экономической системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Командная экономика - экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных - проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

    Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

    Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

    Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

    Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

    Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно