Исполнение бюджета. Принцип сбалансированности бюджета

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета -- основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета.

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  • 1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  • 2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  • 3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  • 4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  • 5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  • 6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  • 7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков. Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных, лимитов бюджетных обязательств Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием бюджетных учреждений , мониторинг динамики бюджетных расходов.

1. Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален , несбалансированность делает его фиктивным.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней . Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета , в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета относятся: лимитирование бюджетных расходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений. Сбалансированность бюджета это также планирование направлений бюджетных расходов; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, последовательный финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств и т.д.

Концепции сбалансированности госбюджета:

1) концепция ежегодного балансирования бюджета (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования экономики, т.к. любое сознательное воздействие правительства на доходы или расходы может привести к нарушению этого баланса)

2) концепция балансирования в ходе экономического цикла (бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. В периоды подъема формируется бюджетный резерв. В периоды спада может образоваться дефицит бюджета и на его покрытие могут использоваться накопленные бюджетные средства)


3) концепция функциональных финансов (главная цель финансов гос-ва – это обеспечение макроэкономического равновесия в экономике, поэтому считается необходимым поддерживать и стимулировать эк рост, расширяя для этой цели госрасходы, несмотря на то, что это может привести к дефициту бюджета)

Как известно, в целом состояние сбалансированности бюджета зависит от трех основных параметров:

· основных направлений и применяемых инструментов текущей государственной политики в сфере доходов и расходов бюджета;

· определенной стадии экономического цикла развития экономики страны;

· приоритетов и перспектив на долгосрочный период поступлений в бюджет налоговых и иных обязательных платежей, а также сумм других государственных доходов (в том числе заемных).

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами.

Далеко не все экономисты считают, что профицит бюджета – благо для страны. Его результатом является недостаток свободных оборотных средств вэкономике, в частности снижение ликвидности кредитных организаций.

до 12 августа 2000 г. в бюджетный кодекс входила глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», которая была затем исключена (Федеральный закон от 05.08.2000 № 116-ФЗ).

Депутаты Госдумы предлагают вернуть в бюджетное законодательство норму о профиците бюджета. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму (в январе 2014 г).

Предлагается установить в Бюджетном кодексе РФ порядок использования профицита бюджета . Так, установлено, что бюджеты всех уровней (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местный бюджет) должны быть составлены и утверждены без профицита бюджета.

При этом в случае обнаружения в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета превышения доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета предписывается осуществить сокращение профицита бюджета. Для такого сокращения предусмотрены действия в следующей последовательности:

сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;

предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств ;

увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если указанные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

В соответствии же с российским законодательством бюджет не должен быть ни дефицитным, ни профицитным. Нормой для экономик большинства стран является именно состояние сбалансированности доходов и расходов. Поэтому не случайно из БК РФ вообще была исключена глава 12.

Центральным направлением расходования профицитных средств является использование их на дополнительное (и, как правило, досрочное) погашение долговых обязательств. Используются эти средства и на увеличение расходов бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ соответствующего уровня. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Основным источником формирования рассматриваемых доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты:

    предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей),

    заработная плата работников сферы материального и нематериального производства.

Денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал (посредством продажи на финансовом рынке государственных облигаций; получения кредита под залог пакета акций крупных предприятий; получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование.

Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным образом следует характеризовать и эмиссию бумажных денег. К ней государство прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов – неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления , а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:

    от использования, продажи и иного возмездного имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

    финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.

    иные неналоговые доходы.

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т.н. регулирующие доходы – федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет). До принятия Бюджетного кодексаРФ бюджетное законодательство и бюджетная практика постоянно «размывали» эти два понятия – собственные и регулирующие доходы. Бюджетный кодексРФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периодуих установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Так, собственные доходы регламентируются бюджетным и налоговым законодательством в целом, а регулирующие доходы – законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о соответствующем бюджете на очередной год.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

    ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

    оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

    трансферты населению;

    ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

    бюджетные кредиты юридическим лицам;

    субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

    инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

    бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

    кредиты иностранным государствам;

    средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит – положительное сальдо бюджета – представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами.

Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. Дефицит бюджета – категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

    кризисные явления в экономике;

    неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

    чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия):

    милитаризация экономики в мирное время;

    осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

    чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Хронический дефицит (долгосрочная несбалансированность бюджета) связан с наличием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет.

Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.

В целом бюджетный кризис в нашей стране обусловлен значительным снижением доходов бюджета, сохранением неэффективной структуры расходов, их частым нецелевым использованием, промедлением с давно назревшими реформами в сфере бюджетного финансирования. Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:

    за счет увеличения его доходной базы;

    на базе реструктуризации расходной части бюджета;

    путем совершенствования бюджетных процедур.

При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ).

Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг – долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права).

Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования – займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).

Структура бюджета РФ включает в себя комплекс финансовых систем разных уровней, который основан на социально-экономических взаимодействиях и отраслевом законодательстве. Функционирование этого института связано с решением ряда вопросов. Одним из них выступает проблема сбалансированности бюджета.

Основы функционирования

Формирование бюджета осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий:

  1. Созданием прибыльной части.
  2. Распределением средств по уровням системы.
  3. Балансированием затратной и прибыльной долей.
  4. Распределением средств по потребностям всех уровней.

Структура бюджета включает в себя финансовые системы:

  1. Федерального уровня и государственных дополнительных фондов.
  2. Субъектов и территориальных гос. источников.
  3. Муниципальных образований.

С 2001-го года государственные фонды медицинского и социального страхования консолидируются в бюджетную систему и федеральные финансы. Только ПФР функционирует автономно.

Отраслевое законодательство

Формирование бюджета осуществляется по критериям, заложенным в ст. 28 БК. К ним, в частности, относят:

  1. Единство системы. Это значит, что правовая база и формы документации на всех уровнях едины.
  2. Затраты и поступление на бюджет разграничиваются между звеньями системы.
  3. Самостоятельность института.
  4. Принцип сбалансированности бюджета.
  5. Гласность - открытость доступа к принятым отраслевым законам.
  6. Достоверность - реалистичность и надежность расчета статей.

Конкретные значения по распределению средств каждый год устанавливаются Законами, регламентирующими концентрацию и распределение финансов на федеральном и областном (республиканском) уровнях.

Принцип сбалансированности бюджета

Он выступает в качестве одного из ключевых параметров, используемых при построении системы. Суть его состоит в таком состоянии института, при котором затраты и доходы бюджета уравновешены. Главной задачей является достижение равенства их значений или максимальной приближенности друг к другу. Сбалансированность бюджета считается нормальным состоянием финансовой деятельности.

Возможные отклонения

В случае когда доходы бюджета выше, чем затраты, возникает состояние профицита. Другими словами, сальдо системы положительно. Однако на практике чаще всего возникает другая ситуация - расходы бюджета превышают прибыль. В этих случаях имеет место дефицит или отрицательное сальдо. Уравновесить эти статьи можно, увеличив прибыль или уменьшив расходы бюджета.

Дефицит

Отрицательное сальдо может обуславливаться разными причинами. В некоторых случаях государство сознательно увеличивает дефицит. Это делается для стимулирования экономической деятельности и совокупного спроса во время производственного спада. В такие периоды власть принимает специальные решения, исполнение которых направлены на повышение уровня занятости или снижение налогов. В результате увеличиваются затраты и уменьшается прибыль, что приводит к дефициту. Такое отрицательное сальдо называют структурным. Существует также циклический дефицит. На него не так сильно влияют налоги в бюджет. Такой дефицит обуславливается общим снижением производства, происходящего в кризисные моменты, и выступает в качестве результата циклического экономического развития. Кроме этого, выделяют пассивный и активный дефицит. Последний создается при превышении затрат над прибылью, а первый - при понижении налоговых тарифов и прочих отчислений, что, в свою очередь, является результатом снижения темпов роста экономики, недоплат и прочего.

Уравновешенность статей

Принцип сбалансированности позволяет приблизить значения затрат и прибыли даже при дефиците. Если издержки очень высоки, а имеющиеся средства не покрывают их, то финансовый план не может быть исполнен. Несбалансированный бюджет нереален изначально. Неуравновешенность статей делает его фиктивным. Формирование финансового плана профицитом также нежелательно.

Это обусловлено тем, что в этом случае имеет место завышенная нагрузка на экономику и снижение общей эффективности распределения и использования средств. Таким образом, сбалансированность бюджета вступает в качестве обязательного требования в процессе создания финансового плана. За счет нее осуществляется нормальное функционирование органов госвласти на всех уровнях. При несбалансированности даже небольшой части возникает задержка финансирования муниципальных и государственных заказов, сбоям в сметной системе. Вследствие этого появляются неплатежи в народнохозяйственном секторе.

Обеспечение сбалансированности бюджета

Наилучшим вариантом считается разработка бездефицитного финансового плана. В нем объем расходов, включая отчисления в счет погашения и обслуживания государственного долга, меньше размера прибыли. Если дефицита избежать не удается даже при условии полного использования обычных источников финансирования, приходится прибегать к заимствованиям в разных формах. Сбалансированность бюджета может быть достигнута разными способами. Одни методы используются при непосредственном составлении финансового плана, другие - в процессе его исполнения. Среди наиболее распространенных средств первой группы можно выделить следующие:


Меры при исполнении финансового плана

Сбалансированность бюджета может достигаться следующими методами:

  1. Введением процедуры санкционирования затрат.
  2. Строгим соблюдением принятых лимитов финансовых обязательств, направленных на реально привлекаемую прибыль.
  3. Установлением оптимальных сроков реализации расходов.
  4. Использованием механизма снижения и блокировки затрат.
  5. Совершенствованием системы финансирования на базе постепенного прекращения дотирования действующих предприятий и введения абсолютной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за исполнение принятых обязательств перед партнерами и государством.
  6. Мобилизацией дополнительных источников роста прибыли.
  7. Последовательным проведением финансового надзора за эффективным, экономным и целевым расходованием средств.
  8. Оказанием помощи другими бюджетами, использованием резервов и так далее.

Ежегодное уравновешивание

В экономической теории рассматривается несколько концепций сбалансированности. В соответствии с одной точкой зрения, финансовый план должен уравновешиваться ежегодно. Такая концепция была широко распространена в большинстве развитых государств до 30-х годов 20-го столетия. По мнению сторонников этой теории, ежегодная сбалансированность бюджета позволяет правительствам осуществлять более ответственную политику. Государство функционирует по имеющимся средствам, не накапливает займы, не провоцирует инфляцию.

При снижении прибыли правительству нужно или повышать налоги, или уменьшать затраты. В случае ее увеличения государство должно действовать прямо противоположно. Следует, между тем, отметить, что стремление всеми силами бороться с дефицитом, не делая заимствований, может вызвать негативные последствия для хозяйственной системы в любой стране. Сегодня на практике данная концепция используется ограниченным количеством стран с переходной и развивающейся экономикой.

Цикличное выравнивание

Теоретические основы этой концепции были заложены Кейнсом. Так была отвергнута ежегодная сбалансированность бюджета, фактически были легализованы дефициты для стимулирования экономической системы. Суть данной теории заключается в том, что в период спада государство должно увеличить затраты. При этом налоговые отчисления должны быть снижены. В таком случае дефицит финансовой системы неизбежен. На протяжении стадии подъема государство, повышая ставки налогообложения, рассчитывается с имеющимися долгами. В результате, к завершению цикла финансовая система уравновешивается. Эта концепция означает, что государство проводит антициклическое воздействие, одновременно стремясь к сбалансированности бюджета. В данной теории большое значение имеют "встроенные стабилизаторы". К ним относят:

  1. Прогрессивную систему налогообложения.
  2. Трансфертные государственные платежи (социальные отчисления, пособия по нетрудоспособности и прочее).

При их использовании объем совокупного спроса может увеличиваться или уменьшаться автоматически в зависимости от фазы экономического цикла и в противоположную сторону движения конъюнктуры. Эта концепция, однако, обладает существенным недостатком. В ней не учитываются различия глубины и длительности подъемов и спадов. Эти показатели спрогнозировать крайне проблематично.

Концепция "второстепенности"

Согласно третьей концепции сбалансированность бюджета невозможна и не нужна. Если учесть, что в условиях современности существуют устойчивые факторы, которые увеличивают дефицит, то следует более полно использовать государственные займы в качестве законного источника прибыли. Именно такой кредит, по мнению сторонников концепции, может не только компенсировать разницу доходов и затрат, но и привлечь к себе дополнительную часть сбережений с последующим инвестированием ее в экономику. Приверженцы этой идеи главной государственной задачей видят в стимулировании роста экономики. Ее реализация может сопровождаться и положительным (устойчивым) бюджетным сальдо, и стабильным дефицитом. Такая ситуация, например, характерна для финансовой системы США и некоторых стран Европы.

Финансовая обстановка в России

Согласно действующему Бюджетному кодексу, Госдума может принимать только сбалансированный финансовый план. В этой связи вместе с прибыльными статьями должен присутствовать и дефицит. Он выступает в качестве балансирующего звена. В то же время в затратной части выделяется особая статья, регулирующая отчисления на обслуживание и погашение государственных займов. При обнаружении профицита в бюджетной системе необходимо:

  1. Снизить привлечение прибыли от продажи муниципальной или государственной собственности.
  2. Уменьшить налоговую прибыль.
  3. Спланировать направление средств на погашение обязательств по долгам.
  4. Повысить бюджетные расходы, в том числе посредством передачи части прибыли в финансовые системы остальных уровней.

Источники средств

При принятии дефицитного бюджета на предстоящий год, в соответствии с БК, следует определить резервы финансирования. Источники средств различаются в зависимости от уровня системы. Для федерального бюджета в качестве них выступают:

  1. Прибыль от продажи государственных запасов драгметаллов и камней.
  2. Кредиты, полученные в рублях.
  3. Государственные займы, реализуемые выпуском ценных бумаг.
  4. Прибыль от продажи акций организаций.
  5. Бюджетные ссуды, которые получены от финансовых систем других уровней.
  6. Прибыль от продажи госсобственности.
  7. Доходы от приватизации организаций, принадлежащих государству.

Эти источники считаются внутренними. Средства могут поступать и из внешних источников:


Заключение

Сегодня сбалансированность бюджета необходимо обеспечивать на всех уровнях финансового управления. На реализацию этой задачи должны быть направлены все усилия и профессионализм сотрудников соответствующих органов власти. Особое значение в современных условиях имеют устойчивость финансовой системы и ответственность государственных институтов за ее обеспечение.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что создание сбалансированного государственного бюджета является важнейшей задачей правительства страны, в достижении экономического роста, что, в свою очередь, повысит уровень благосостояния общества.

Экономический рост – это увеличение объемных показателей экономической деятельности, в результате увеличения количества используемых факторов производства или совершенствования техники и технологии. Экономический рост – то состояние экономики, к которому стремится каждое государство, поскольку при этом происходит увеличение объема национального дохода государства и в распоряжении государственного бюджета появляются дополнительные средства .

Для достижения экономического роста государство вносит изменения в принятый государственный бюджет, перераспределяет денежные средства на те статьи бюджета, цели которых – удовлетворение экономических, политических, социальных интересов общества.

Сбалансированность государственного бюджета – это важнейший вопрос, от которого зависит благосостояние граждан. Государственный бюджет – финансовый документ, в соответствии с которым определяется уровень благосостояния того или иного государства. А это оказывает колоссальное влияние на обстановку в обществе, обеспечивает государству определенное место и репутацию на мировой арене.

Федеральный бюджет в России принимается в форме федерального закона Государственной думой по представлению правительства РФ и затем выносится на утверждение Совета Федерации Федерального собрания РФ. Исполнение федерального бюджета обеспечивает правительство Российской Федерации. Действует утвержденный бюджет ровно один календарный год .

Доходы бюджета поступают в пользу государства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Они могут носить налоговый и неналоговый характер. В доходах бюджета различных государств налоги составляют 80-90%.

Неналоговые доходы бюджета образуются:
- доходы от государственной собственности;
- от продажи объектов государственной собственности (приватизации);
- реализации государственных запасов;
- получение процентных платежей по займам, предоставленных государством в предшествующие периоды и других источников.

Расходы бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства .

Государственный бюджет может находиться в следующих состояниях:

1. Сбалансированный бюджет

2. Дефицит

3. Профицит

Наилучшим состоянием государственного бюджета принято считать сбалансированное. Дефицит бюджета имеет негативные последствия, так как отрицательно сказывается на экономическом развитии страны, но и профицит также является источником проблем для государства: проблем рационального использования высвободившихся средств, создания стабилизационного фонда и выработки направлений и целей их дальнейшего использования.

Длительное время российская бюджетная политика строилась на таком важном и обязательном требовании, как бездефицитность бюджета. В настоящее время правительство страны в большей степени придерживается следующей концепции - сбалансирование бюджета в ходе экономического цикла, то есть государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. В случае, если избежать дефицита бюджета невозможно, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие – при его исполнении .

В России в последние 15 лет происходят значительные изменения в бюджетной системе направленные, на совершенствование бюджетного планирования в целях повышения эффективности бюджетных расходов .

В наше время наибольшим приоритетом при составлении бюджета РФ пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. Приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

После кризисного спада эпохи радикальных экономиче­ских реформ и застоя 1996-1999 гг. в 2000-2006 гг. экономика России продемонстрировала серьезную положительную динамику, при которой реальный ВВП вырос на 47,4 %. А ежегодный рост ВВП составил около 7 %.

Однако, необходимо отметить, что экономический рост, наблюдаемый в эти годы являлся восстановительным, во многом вызван реформами после смены общественного строя. Его темпы постепенно начали спадать .

Рассмотрим итоги исполнения бюджетов в 2006-2011х гг:

В 2005- 2008 гг. бюджет России профицитный, это связано с впечатляющим непрерывным экономическим ростом в 1999-2008 годах, с резким увеличением реальных доходов населения и повышением качества жизни.

В 2009 – 2010 гг. наблюдался дефицит бюджета. В 2008 году произошел мировой экономический кризис, который отразился и на российской экономике. В 2009-2010 годах экономика находилась в состоянии экономического спада и стагнации .

Затем состояние экономики стабилизировалось, в 2011 году российская экономика вошла в фазу экономического роста и бюджет России стал профицитным.

Экономика России в 2012 году характеризуется следующими достижениями, которые естественно оказывают влияние на бюджет:

1.Завершение вступления России в ВТО

2. Невысокие темпы инфляции и стабильный валютный курс
3. Относительно невысокий уровень безработицы

В то же время:

1.Произошло замедление роста экономики практически до нуля

2.Отток капитала за рубеж (более $70 млрд), который наблюдался даже в условиях экономического роста;

3. Сохранение доминирования государства в экономике;

4.Сохранение зависимости от нефтяных цен и отсутствие сдвигов в этой сфере .

Однако уже в 2013 году экономический рост в России начал замедляться. Причины такой ситуации глава Дмитрий Медведев видит в снижении промышленного производства, замедлении темпов роста строительства, которое формирует крупнейшие инвестиции в основной капитал, а также торговли. Также на российской экономике сказывается неблагоприятная конъюнктура в Евросоюзе, и повышение цен на продовольствие.

Можно сделать вывод, что оптимальным состоянием государственного бюджета России является сбалансированный бюджет.

При профиците бюджета хоть и появление дополнительных денежных средств вызывает определенные проблемы их рационального использования, но эти средства можно направить на различные благие цели, среди которых:

  • развитие экономики
  • инновации
  • выплата государственных трансфертов

И таким образом достигать сбалансированности экономики.

Но и в случае дефицита бюджета существует необходимость и возможность его покрытия и достижения сбалансированности. Сбалансированность при дефиците достигается следующими мерами:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации
  • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте .

Государство всегда должно стремиться к сбалансированности бюджета. Этот принцип утвержден Бюджетным Кодексом РФ. Сбалансированность бюджета ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год.

Таким образом, хотя достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но все же, его можно достичь путем сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, который в достаточной мере покроет всех необходимые общественные потребности. Основной целью цивилизованного государства должно являться обеспечение экономического роста и благосостояния народа. А для России – достижение высоких темпов экономического роста, являющееся основой повышения уровня жизни населения. Причем рост должен быть интенсивным.