Код вида операции при реализации лома. Ндс при реализации металлолома

Что такое налоговый агент

Налоговым агентами являются лица, на которых согласно НК РФ возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Об этом сказано в ст. 24 НК РФ.

То есть, организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от НДС в соответствии со ст.145 или 145.1 НК РФ не освобождаются от обязанностей налогового агента.

Но обратите внимание, обязанности налогового агента возникнут у покупателя только в том случае, если он приобретает лом, алюминий (или шкуры) у плательщиков НДС (п.8 ст.161 НК РФ).

Чтобы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавцы должны сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога (НДС)» или проставить такую отметку (абз. 6 п.8 ст.161 НК РФ).

В случае, если продавец обманул покупателя и указал в договоре и первичной документации ложные сведения, то уплачивать НДС на металлолом в 2018 году должен продавец.

Кроме вышеприведенного случая, законодательством предусмотрены и другие, когда обязанность по перечислению налога на добавленную стоимость сохраняется за продавцом:

  • продажа металлома физическим лицам
  • реализация металлома на экспорт
  • потеря права на применения специального налогового режима или освобождения от НДС

Итак, новизна заключается в том, что с 01.01.2018 года при продаже лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, НДС исчисляют налоговые агенты — покупатели этих товаров, а не продавцы, как это предусмотрено общим порядком исчисления НДС.

Исключение составляют физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Для сведения: Возложение обязанностей по уплате НДС на покупателей — налоговых агентов при реализации отдельных видов продукции рассматривается как эксперимент в целях пресечения действующих схем незаконного возмещения НДС из бюджета в ряде отраслей промышленности, по итогам внедрения которого можно будет сделать вывод о целесообразности его более широкого применения

Если ожидания чиновников оправдаются, и поступления в бюджет вырастут, правила распространят на остальных. Такие разъяснения привел Минфин в письмах от 12.09.2017 N 03-07-11/58336, от 14.08.2017 N 03-07-14/51894.

Продавец

Продавец – плательщик НДС

Федеральная налоговая служба России в связи с изменениями, внесенными в главу 21 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ в своем Письме от 16.01.2018 № СД-4-3/480@ представила подробные разъяснения по порядку применения НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ.

Если продавец является плательщиком налога, он обязан выставить счёт – фактуру. Продавец будет составлять счета-фактуры без учета НДС.

Табличная часть счета-фактуры заполняется в сокращенном виде: до графы 5 включительно. (Консультация: ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна, Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса)

В счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах, выставляемых налогоплательщиками-продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома, а также при их реализации делается соответствующая надпись (пометка) или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом», что предусмотрено пунктом 5 статьи 168 Кодекса.

В аналогичном порядке производится выставление счетов-фактур комиссионерами (агентами), реализующими (приобретающими) лом по договору комиссии (агентскому договору).

То есть продавец рассчитает стоимость реализованных товаров без НДС, но не будет исчислять сам налог и указывать стоимость металлолома вместе с налогом. При этом в счете-фактуре он должен сделать надпись или поставить штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

На основании п.3.1 ст.166 НК РФ при реализации лома сумма НДС налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абз.7 и8 п.8 ст.161, подп.1 п.1 ст.164 НК РФ, а также при реализации этих товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

В этой связи, операции по реализации лома в разделе 3 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, налогоплательщиками – продавцами не отражаются, за исключением случаев, предусмотренных абз.7 и 8 п.8 ст.161, а также при реализации таких товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Что касается оформления первичных документов, то по общему правилу сумма налога выделяется отдельной строкой (п.4 ст.168 НК РФ). Но поскольку продавец не предъявляет налог покупателю и даже не обязан его исчислять (п.3.1 ст.166 НК РФ), то в первичных документах следует сделать такую же отметку, что и в счёте-фактуре, т. е. указать суммы без НДС и сделать отметку «НДС исчисляется налоговым агентом».

Продавец – не плательщик НДС

Если продавец является неплательщиком НДС или освобожден от уплаты НДС, в договоре, в первичном учётном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)» , что следует из абзаца 6 пункта 8 статьи 161 НК.

Так что, в договоре купли-продажи это должно быть указано в обязательном порядке. Цена должна быть указана с пометкой «Без налога (НДС)».

Если продавец не относится к плательщикам НДС, то обязанности налогового агента у покупателя не возникает. Таким образом, избежать уплаты налога и составления декларации по НДС в качестве налогового агента можно только, заключив договор с той компанией-продавцом или индивидуальным предпринимателем, которые не являются плательщиками НДС (применяют УСН или другие специальные налоговые режимы).

Покупатель

Покупатель – налоговый агент сам рассчитает НДС независимо от того, является он плательщиком НДС или нет исходя из их договорной стоимости, что предусмотрено абзацем 5 п. 8 ст. 161 НК.

Налоговая база для расчета НДС определяется исходя из стоимости покупки товаров, то есть исходя из договорной стоимости с учетом НДС. Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ ставка 18/118 применяется к налоговой базе, которая содержит в себе НДС.

При приобретении металлолома у юридических или индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками НДС, налоговый агент исчисляет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, по формуле (п. 4 ст. 164 НК РФ):

НДС = Стоимость товаров (с НДС) / 118 х 18 , например:
Если в договоре стоимость товаров с НДС — 118 руб., сумма налога будет равна 18 руб.

А если в договоре стоимость товара без НДС - 100 руб. с пометкой «НДС уплачивается налоговым агентом», то налог будет также 18 руб. (100 руб. х18%).

Покупатель должен исчислить сумму налога на основании счета-фактуры, полученного от продавца. Для этого:

  • сумму из графы 5 счета-фактуры (ее налоговый агент укажет в графе 14 книги продаж) надо увеличить на 18%.
  • полученную сумму следует отразить в графе 13б книги продаж.
  • с нее нужно будет исчислить НДС по ставке 18/118 и показать результат в графе 17 книги продаж.

Счет-фактуру в качестве налогового агента покупатель металлолома составлять не должен.

Если налоговый агент - плательщик НДС и товар принят к учету, то счет-фактуру, отраженный в книге продаж, он одновременно регистрирует в книге покупок.

Если покупатель не перечисляет предоплату поставщику лома, то налоговая база у налогового агента возникнет на дату отгрузки лома (пп.1 п.1 ст.167 НК РФ).

Именно на эту дату налоговый агент должен будет исчислить НДС, независимо от факта перечисления оплаты поставщику.

Фактически НДС не будет перечислен поставщику при перечислении ему оплаты, поставщику перечисляют оплату без НДС.

Налоговые вычеты

Если мы признали себя налоговым агентом, то возникает вопрос: можем ли мы начисленный по операциям с данными товарами НДС принять к вычету?

Здесь вопрос решается исходя из собственного налогового статуса организации: если она является плательщиком НДС – вычет возможен, если нет – то НДС только платим. Сказанное следует из пункта 3 статьи 171 НК РФ .

  1. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 , и 6 статьи 161 настоящего Кодекса, а также исчисленные налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

Если налоговый агент использует металлом в деятельности, которая облагается налогом на добавленную стоимость, то НДС, уплачиваемый в качестве налогового агента, можно заявить к вычету.

В результате в бюджет НДС уплачивать не придется.

Иными словами: право на вычет НДС имеют только покупатели – плательщики НДС.

Уплаченный покупателем – налоговым агентом НДС включается в себестоимость товара в двух следующих случаях:

  1. Если налоговый агент не является плательщиком НДС. В этом случае уплаченный агентом НДС включается в себестоимость товара, что в дальнейшем гарантирует неконкурентоспособность таких организаций в сравнении с плательщиками НДС.
  2. Если налоговый агент приобрёл товары для осуществления не облагаемых НДС операций.

Если покупатель — организация или ИП применяет УСН с объектом «доходы-расходы», суммы оплаченного НДС по приобретенному лому такой покупатель может учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ).

Но если стоимость приобретенного лома не учитывается в целях налогообложения, то и сумму НДС, исчисленную налоговым агентом-неплательщиком НДС в расходах учесть нельзя.

Как покупателю вести учет НДС

Теперь мы определим порядок отражения рассмотренных операций покупателем в бухгалтерском и налоговом учёте. Покажем их в следующей таблице, но прежде обращаем внимание, что по графе 5 показаны суммы операций для налоговых агентов, а в графе 6 – для прочих организаций.

№№ Содержание операции Д-т К-т Налоговые агенты Не агенты
1 2 3 4 5 6
1 Приобретение товаров
1.1 Приняты к учёту товары 41 60 100 100
1.2 Начислен «агентский» НДС 76/НА 68/НДС 18 0
1.3 Произведена оплата поставщику за товары 60 51 100 100
1.4 Вычет НДС из бюджета 68/НДС 76/НА 18 0
1.5 Учёт НДС в себестоимости товаров, в случае отсутствия возможности возврата налога 41 76/НА 18
2 Реализация товаров заказчикам (кроме физлиц)
2.1 Реализация товаров 62 90 200 200
2.2 90 41 100 100
3 Реализация товаров физическим лицам
3.1 Реализация товаров 62 90 236 236
3.2 Начислен НДС 90 68/НДС 36 36
3.3 Списана стоимость реализованных товаров 90 41 100 100

Если покупатель перечисляет предоплату за металлолом

В случае перечисления предоплаты порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п.8 ст.161 НК РФ будет аналогичен порядку, применяемому в настоящее время налоговыми агентами, указанными в п.5 ст.161 НК РФ: налоговые агенты также должны определять налоговую базу по НДС в соответствии с п. 1 ст.167 НК РФ.

Т. е. если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров, то на день отгрузки товаров в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы (п.14 ст.167 НК РФ). При этом НДС, исчисленный при перечислении предоплаты налоговый агент вправе принять к вычету на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 и п. 6 ст.172 НК РФ).

Несмотря на то, что такой порядок прямо не прописан в НК РФ, порядок заполнения раздела 2 декларации по НДС, содержит именно такие предписания для налоговых агентов, определяющих налоговую базу по НДС в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ (п. 37.8 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Аналогичный вывод следует из п. 4.1 ст.173 НК РФ (в ред. с 01.01.2018 г.), в котором указано, что налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, указанный в п.8 ст.171 НК РФ (исчисленный налогоплательщиками с предоплаты).

Иными словами, по нашему мнению, в случае перечисления продавцу аванса в счет поставки лома, порядок исчисления НДС для налоговых агентов, приобретающих лом, будет такой:

  1. При перечислении продавцу аванса налоговый агент исчисляет НДС с аванса. Например, налоговый агент перечисляет продавцу 100 руб., а 18 руб. (100 *18%) НДС начисляет в бюджет (налоговая база у налогового агента = 118 руб., ставка 18/118).
  2. При отгрузке лома на сумму 118 руб., в т. ч. НДС или на 100 руб. без учета НДС, налоговый агент начисляет НДС 18 руб. (118 руб. *18/118) по приобретенному лому и 18 руб. НДС, исчисленные при перечислении предоплаты, принимает к вычету.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся плательщиками НДС , могут принять к вычету НДС, исчисленный ими как налоговыми агентами при перечислении предоплаты в счет поставки лома на дату отгрузки лома (п.8 ст.171 НК РФ).

Отражение операции по перечислению частичной предоплаты и по приобретению лома.

Для наглядности приведем пример, как в бухгалтерском учете у покупателя -плательщика НДС и у продавца будут отражены операции по перечислению частичной предоплаты и по приобретению лома.

У покупателя:

  • Дт 60 Кт 51 - выдан 50% аванс 50 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с аванса 9 руб. ((50 +50*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.ВА - вычет НДС по выданным авансам 9 руб.
  • Дт 41 Кт 60 - принят к учету товар 100 руб.
  • Дт 76.НА Кт 68 - начислен НДС с отгрузки лома - 18 руб. ((100 +100*18%)*18/118)
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, исчисленного при перечислении аванса - 9 руб.
  • Дт 68 Кт 76.НА - вычет НДС, по приобретенному лому 18 руб.
  • Дт 76.ВА Кт 68 - восстановление НДС, ранее принятого к вычету по выданным авансам 9 руб.

У Продавца:

  • Дт 51 Кт 62 - получен аванс 50 руб.
  • Дт 62 Кт 90 - отражена реализация лома 100 руб.

Вопрос: Как поступить покупателям лома, перечислившим аванс поставщику-налогоплательщику в 2017 году без НДС. Исчислять ли налог при принятии товара к учету в 2018 году?

Ответ: При отгрузке лома налогоплательщиком НДС в 2018 году, покупатель лома (в т. ч. и на спецрежиме) должен исчислить налог.

Основание: С 2018 года операции по реализации металлолома исключены из статьи 149 НК РФ. НДС исчисляет налоговый агент покупатель. Каких-либо исключений для покупателей, перечисливших авансы в 2017 году под поставки 2018 года, Налоговый кодекс не содержит.

Кроме того, в пункте 8 статьи 149 НК РФ прямо указано, что при изменении редакции пунктов 1 - 3 статьи 149 НК РФ (в т. ч. отмене освобождения от налогообложения) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

НДС при возврате лома и в случаях изменения его стоимости

Нормами НК РФ предусмотрены особенности исчисления НДС налоговыми агентами при возврате лома и в случаях изменения его стоимости (п.10 ст.154, п.5 ст.171 НК РФ).

Налоговый агент также имеет право на вычет исчисленного НДС в случае, если ему пришлось вернуть лом продавцу или продавец вернул ему предоплату при расторжении или изменении условий договора (п.5 ст.171 НК РФ).

Покупатели-неплательщики НДС также вправе принять к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость приобретенного лома. Ведь при уменьшении стоимости приобретенного лома в случаях, когда продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру, получается, что налоговый агент переплатил НДС с «первоначальной» стоимости лома и должен скорректировать сумму исчисленного НДС путем принятия к вычету НДС с разницы, на которую уменьшилась стоимость.

Кроме того, п.13 ст.171 НК РФ не уточняет, что такой вычет могут применять только налогоплательщики НДС. (13. При изменении стоимости отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычетам у продавца (покупателя, исполняющего обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.)

Новые коды операций

Регистрация счетов-фактур как у продавцов, так и у покупателей в книгах продаж и покупок будет осуществляться с новыми кодами операции. Для таких операций были введены две новые группы кодов видов операций (КВО).

Первая группа КВО предназначена для использования в книге продаж и книге покупок продавца, а также в журнале учета посредника:

  • «33» – при поступлении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома; при регистрации счетов- фактур (корректировочных счетов-фактур), выставленных при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставке сырых шкур (лома) от налогового агента;
  • «34» – при отгрузке сырых шкур и лома, в том числе в счет оплаты (частичной оплаты), а также при изменении стоимости отгрузок (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения); при регистрации счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур), выставленных (полученных) комиссионером (агентом) при отгрузке сырых шкур и лома налоговому агенту.

Вторая группа КВО – для использования в книге продаж и книге покупок покупателя:

  • «41» – при исчислении НДС с оплаты (частичной оплаты) («как за продавца»); при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при перечислении оплаты (частичной оплаты) («как за покупателя»);
  • «42» – при исчислении НДС с отгрузки и при исчислении НДС с отгрузки в случае изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения («как за продавца»); при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при отгрузке, и при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения («как за покупателя»);
  • «43» – при восстановлении НДС в случае перечисления покупателем оплаты (частичной оплаты) («как за покупателя»); при применении вычетов сумм НДС, исчисленных с оплаты (частичной оплаты), подлежащих вычету с даты отгрузки («как за продавца»);
  • «44» – при восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за покупателя»).

Налоговая декларация

Налоговые агенты исчисляют НДС по итогам квартала с учетом возможных вычетов по таким операциям и суммы НДС, подлежащей восстановлению.

Исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, производится налоговыми агентами совокупно в отношении всех товаров, указанных в п.8 ст.161 НК РФ, осуществленных всеми налогоплательщиками-продавцами за истекший налоговый период.

При этом итоговую сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в п.8 ст.161 НК РФ, следует отражать по строке 060 раздела 2 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Срок — не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, отчетными датами являются: 25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января.

Полагаем, что в форму декларации по НДС внесут соответствующие изменения, и она будет содержать специальные строки для отражения НДС, исчисляемого налоговыми агентами, приобретающими лом, алюминий вторичный и сырые шкуры животных. Ныне действующая форма декларации таких строк не содержит.

Предполагается, что обновленная форма будет применяться не ранее чем с III квартала 2018 г.

Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом.

Как оформить платежное поручение налогового агента при уплате НДС на металлолом

Согласно правилами заполнения платежных поручений, утвержденных Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н должны быть заполнены следующее поля платежного поручения:

  • «Статус плательщика» (поле 101) — НДС уплачивает компания или индивидуальный предприниматель как налоговый агент — код «02»
  • «ИНН плательщика» (поле 60)
  • «КПП плательщика» (поле 102) — Индивидуальный предприниматель ставит «0», компания – свой КПП.
  • «Плательщик» (поле 8) — краткое наименование налогового агента
  • «ИНН получателя» (поле 61) — ИНН той налоговой инспекции, куда налоговый агент перечисляет налог на добавленную стоимость
  • «КПП получателя» (поле 103) — КПП той налоговой инспекции, куда налоговый агент отправляет налог на добавленную стоимость
  • «Получатель» (поле 16) — налоговая инспекция, в которую перечисляется налог на добавленную стоимость. Поле заполняется следующим образом: «УФК по г. Москве (ИФНС № 7 по г. Москве)». Указать только номер ИФНС нельзя. Например: «ИФНС № 7».
  • «Очередность платежа» (поле 21) — код «5», в особых случаях «3»
  • «КБК» (поле 104)
  • «ОКТМО» (поле 105) — код согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований. Для компаний – код по месту нахождения, а для индивидуальных предпринимателей – по месту жительства.
  • «Основание платежа» (поле 106) — текущий платеж «ТП.
  • «Период, за который уплачивается налог/взнос» (поле 107) — при уплате НДС в качестве налогового агента в поле 107 необходимо поставить дату выплаты денежных средств контрагенту.
  • «Номер документа» (поле 108) —
  • «Дата документа» (поле 109) — указывается «0» (т.к. в поле 106 «ТП»)
  • «Тип платежа» (поле 110) — «0».
  • «Назначение платежа» (поле 24) — налог на добавленную стоимость, удержанный налоговым агентом со стоимости товара (наименование) у организации по договору от « » _______20__ года, № __

Как правильно заполнить платёжное поручение на перечисление аванса или оплаты за поставленные товары, что указать в назначении платежа, в части НДС?

Если продавец является плательщиком НДС, то покупатель, независимо от применяемого им режима налогообложения, признаётся налоговым агентом. Соответственно, в поле «назначение платежа» в платёжном поручении на перечисление аванса или оплаты за поставленные товары следует указать «НДС исчисляется налоговым агентом» .

В случае, если организация-продавец не является плательщиком НДС, в платёжном поручении делается соответствующую запись «Без налога (НДС)» .

Что должно быть указано в кассовом чеке, в части НДС?

В случае получения наличной выручки от юридических лиц или ИП, организация-продавец не выступает в качестве плательщика НДС. Как было отмечено выше, НДС уплачивает налоговый агент-покупатель.

Если организация-продавец является плательщиком НДС, то в кассовом чеке следует указать «НДС исчисляется налоговым агентом» .

В случае если организация-продавец освобождён от уплаты НДС, в кассовом чеке ставится отметка «Без налога (НДС)» .

Данная информация об НДС, может пропечатываться непосредственно на кассовом чеке или на ней может быть поставлен штамп.

В случае продажи металлолома физическим лицам организация-продавец начисляет и уплачивает НДС (пункт 8 статьи 161 НК РФ).

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента по НДС За неисполнение обязанностей налогового агента (НДС на металлолом не удержан и не перечислен в бюджет) на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя накладывается штраф согласно ст. 123 НК РФ.

Размер штрафа составляет 20% от суммы неуплаченного в бюджет налога на добавленную стоимость.

Помимо штрафа, налоговая инспекция потребует уплатить также и ту сумму НДС, которая была не уплачена.

В заключении

До внесения изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, приказы ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@ и соответствующих изменений в формат счета-фактуры, утвержденный приказом ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@, ФНС России рекомендует применять порядок заполнения отдельных показателей счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, составляемых налогоплательщиками-продавцами, а также отдельных граф книг продаж и книг покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур при регистрации счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур комиссионерами (агентами), налогоплательщиками-продавцами, а также налоговыми агентами, указанный в приложении к Письму ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@.

В Москве состоялось совещание лидеров рынка лома, входящих в НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ”, по рассмотрению принятого Госдумой РФ в третьем чтении Законопроекта №274631-7. Инициированный Минфином РФ пакет поправок в Налоговый Кодекс РФ предусматривает введение с 1 января 2018 года НДС на лом и отходы черных и цветных металлов, агентом по уплате которого является ломозаготовитель, приобретающий лом у коммерсантов.

Участники отметили, что согласно основной идее Законопроекта ломозаготовитель должен будет взять на себя обязанность по подтверждению в налоговых органах своей добросовестности как налогового агента по НДС. Это выражается в введении им повышенных требований к контрагенту – продавцу, которым может являться коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, непосредственно собирающие лом у населения (в частности, электронной лом).

Представление соответствующей документации, свидетельствующей о наличии прав на реализуемый лом, в большинстве случаев объективно невозможно, так как правообладатели отслужившей свой срок эксплуатации техники, как правило, не имеют таких документов в наличии, либо приносят на заготовительные пункты лом, найденный ими в виде бытового мусора.

Помимо этого, для выполнения норм Законопроекта ломозаготовитель, по сути будет вынужден заморозить денежные средства в виде уплаченного НДС минимум на 3-6 месяцев, что отвлекает значительные ресурсы от развития ломозаготовки.

Все это будет способствовать появлению ситуций, когда по одним документам будет фактически отгружаться и передаваться большая часть «неучтенного» лома. Ценовая разница при этом будет идти за наличный расчет и не облагаться никаким налогом.

Участники обратили внимание, что НДС уже существовал на рынке лома и отходов до 2009 года и был отменен именно по указанным причинам. Отмена повлекла выход из теневого сегмента большинства ломозаготовителей, все операции с ломом стали прозрачными, повысилась собираемость не только НДС, но и налога на прибыль и имущество организаций -ломозаготовителей.

По данным мониторинга, сформированного на основании материалов ФНС, Счетной Палаты и экспертных оценок:

Ежегодная экономия государственного бюджета только на экспортных операциях черного лома составляет в среднем 2 млрд. руб. Эту сумму составлял НДС, который до отмены налога государство возмещало экспортерам.

За 2008 год на 28% сократилось количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов. За 2009 год количество лицензиатов по данному виду деятельности снизилось еще на 24%. Эти факты свидетельствуют о прекращении функционирования схем хищения НДС, основанных на многократных перепродажах лома с хищением налога через фирмы-однодневки.

Значительно упростилось администрирование уплаты НДС при обращении лома и отходов черных и цветных металлов в связи с сокращением числа участников рынка, ответственных за уплату налога со стоимости лома.

Были упразднены схемы хищения НДС в процессе обращения лома. Пример по алюминиевому лому: в 2007 году при потреблении в целом по России 884 тыс. т алюминиевого лома количество проданного лома составило 2065 тыс. т, в 2008 году, соответственно, 761 и 1206 тыс т, а в 2009 году, соответственно, 419 и 786 тыс т.

Были прекращены потери бюджета от возмещения НДС с черного лома. До 2009 года 90% российского лома переработчики по официальным данным закупали у юридических лиц. Между тем в действительности более 80% лома поставлялось физическими лицами, которые НДС не платят. По данным экспертов, в итоге государство получало НДС на сумму $235 млн, а возмещало на $1,15 млрд.

Отмена НДС на макулатуру в 2016 г. увеличила поступления данного налога от комбинатов-изготовителей бумаги по результатам двух полугодий на 117% по сравнению с предыдущим периодом, когда НДС на вторсырье существовал.

В результате обеления рынка лома и снижения затрат легальные игроки создали дополнительные мощности и рабочие места на производствах.

По мнению участников рынка, возврат к сбору НДС налоговым агентом в лице покупателя наносит существенный удар по переработчикам вторичного сырья. Ломозаготовка по финансовым показателям составляет 90% этой отрасли. При этом ломопереработчики (м.б. заготовители?) будут вынуждены приостановить с 10 декабря 2017 г. поставки металлолома на металлургические комбинаты России в связи с правовыми и экономическими рисками, созданными на рынке из-за введения законодателями налогового агентирования по НДС.

Как отмечалось на совещании, результатами возврата НДС на рынок лома станут рост налоговой нагрузки на металлургическую отрасль на 150 миллиардов рублей в год, а также дефицит лома в связи со снижением ломозаготовки легальными ломовиками. Доля лома в себестоимости российской стали составляет от 21% при кислородно-конвертерном производстве до 65-80% при электросталеплавильном производстве. Издание Законопроекта будет способствовать возвращению назад «серых схем»

Ввиду очевидных недоработок представленного законопроекта, обеспокоенность вызывает также ситуация с внешнеторговыми операциями. В случае с импортом лома обязательство покупателя лома выступать налоговым агентом по НДС вызовет ситуацию двойного налогообложения. При этом Еврокомиссия может посчитать введение указанной нормы дополнительным барьером для экспорта лома металлов, а ВТО — ввести ограничительные меры по поставкам российской стали.

Изменения, касающиеся рынка лома, были внесены ко второму чтению в нарушение регламента прохождения законодательных инициатив. На законопроект отсутствуют отзывы федеральных органов исполнительной власти, а также не учтена позиция предпринимательского сообщества и общественных организаций. По мнению членов Президиума НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ».

Все это является основанием для судебного оспаривания принятия данной нормы закона, в частности, в Конституционном Суде РФ по причине нарушения процедуры принятия Законопроекта. Предлагаемая Законопроектом норма расходится с требованиями Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 гг., который содержит положение о сдерживании 0% НДС на группы товаров, в т.ч. и лом черных и цветных металлов.

Для справки: Хронология прохождения Законопроекта №274631-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования взимания отдельных видов налогов)» в Государственной думе (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/274631-7)

08 ноября 2017 – принятие проекта закона в Первом чтении. В данной редакции полностью отсутствует какое бы то ни было упоминание НДС для рынка лома черных и цветных металлов.

14 ноября 2017 – данная норма попадает в виде поправок ко второму чтению от Правительства РФ (по инициативе Минфина). При этом не было никаких рассмотрений (исходя из хронологии их просто не успели бы провести) в профильных комитетах Госдумы РФ. А при подготовке поправок от Правительства РФ не были учтены отрицательное заключение Минпромторга, позиция объединения предпринимателей «Деловая Россия». При сборе заключений от профильных министерств Аппарат Правительства РФ не запрашивал мнение Минприроды РФ, к основным полномочиям которого относится в том числе выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

ОРВ и публичного обсуждения Законопроект на regulation.ru не проходил.

Кратко об НП НСРО “ РУСЛОМ. КОМ”

Профессиональное сообщество переработчиков лома НП НСРО “РУСЛОМ.КОМ” контролирует более 70% внутреннего рынка лома металлов и более 80% экспортных поставок. В некоммерческое партнерство входят более 160 компаний и холдингов: независимые участники рынка и заводы-потребители лома такие, как НЛМК, Металлоинвест, ОМК и Северсталь. Цель: высокотехнологичная отрасль утилизации.

С нового года в России начали действовать поправки в Налоговый кодекс о пересмотре списка освобождаемых от НДС операций. Согласно закону, покупатели металлолома стали налоговыми агентами. Это новый способ борьбы с многоступенчатыми цепочками перепродаж и незаконным возмещением НДС на рынке, который на протяжении многих лет был опутан серыми и откровенно незаконными финансовыми схемами. К обсуждению документа были привлечены все заинтересованные стороны, при этом позиция его критиков остается не вполне понятной.

Для наведения порядка на рынке металлолома предпринимались самые разные шаги. Десять лет назад операции по заготовке и реализации лома цветных и черных металлов были освобождены от налогообложения: налогоплательщики вправе были не платить НДС при наличии у них соответствующих лицензий. Предполагалось, что это позволит прекратить хищения НДС, и короткое время мера действительно работала. Однако сравнительно быстро некоторые участники рынка нашли новые пути для незаконного обогащения – НДС стали воровать на этапе переработки лома и реализации полученной продукции. Пресечь эту практику не смогло даже внедрение автоматизированной системы контроля за уплатой налога.

Поправки в Налоговый кодекс, принятые в конце прошлого года и заработавшие с 1 января, предусматривают, что покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, а также вторичного алюминия и сплавов из него становятся налоговыми агентами. По сути, закон лишь исключил возможность уклонения от уплаты НДС при производстве и реализации продукции из лома. Причем эта мера разработана с учетом европейской налоговой практики: директивой ЕС тоже предусмотрена возможность введения так называемой «реверсивной уплаты» при внутренних поставках товаров и услуг, чувствительных к мошенничествам с НДС. Например, в Германии в 2014 году налоговое агентирование распространили почти на всю металлопродукцию.

Поправки активно обсуждались с участниками рынка с весны 2017 года и с учетом конструктивных предложений и замечаний были успешно приняты – в том числе потому, что критика законопроекта, особенно активно зазвучавшая к концу прошлого года, была очевидно неубедительной. Между тем некоторые ее тезисы повторяются до сих пор. Например, противники нововведений не раз заявляли, что предлагаемые меры могут привести одновременно и к росту цен на продукцию металлургов, и к падению цен на лом как раз на размер НДС – 18%. На волатильность цен обращают внимание и сейчас. Но цены на металлопродукцию регулируются рынком, и никакого влияния на себестоимость производства на металлургических заводах введение налогового агентирования оказать просто не способно. На деятельность физических лиц по сдаче принадлежащего им лома цветных и черных металлов нововведения также принципиально не могут оказать никакого влияния – это в законе зафиксировано отдельно: при приобретении лома у физического лица покупателю не надо будет ни удерживать НДС, ни исчислять его.

Кроме того, в окончательной редакции закона налогоплательщик – налоговый агент при покупке товара исчисляет налог к уплате в бюджет и в том же налоговом периоде принимает его к вычету. Другими словами, фактической уплаты налога нет, а значит, нет и увеличения платежей в бюджет для участников рынка.

«Замечания, которые высказываются отдельными представителями отрасли сейчас, создают впечатление, что эти критики не должным образом читали сам законопроект, потому что аргументы, которые ими приводятся, никак не следуют из текста закона», – отмечал директор некоммерческого партнерства «Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии» Дмитрий Пузанов.

«За прошедшие два месяца 2018 года уже можно отметить явное оздоровление рынков алюминиевого лома и вторичного алюминия, – подчеркнул Дмитрий Пузанов. – Так, если в 2014–2016 годах все добросовестные производители вторичного алюминия в зимний период или останавливали производство, или вынуждены были работать с убытком из-за искусственно завышенных цен на лом, то в январе–феврале 2018 года удается заготовить сырье по ценам, позволяющим работать как минимум без убытка. И это несмотря на резкое сокращение объемов заготовки лома в связи с суровой и многоснежной зимой. Кроме того, можно отметить, что до начала 2018 года на рынке вторичного алюминия присутствовал товар, реализуемый по необоснованно заниженным ценам. Такой товар без существенных убытков могли поставлять только производители, использующие необоснованную налоговую выгоду. А в 2018 году цены на вторичный алюминий в России выровнялись, и у добросовестных производителей появилась возможность выигрывать тендеры на поставку продукции на автомобилестроительные заводы и предприятия черной металлургии. Эти примеры однозначно подтверждают эффективность вступивших в силу с 1 января 2018 года изменений в Налоговый кодекс, направленных на пресечение хищений НДС при реализации продукции, изготавливаемой из лома и отходов металлов».

Между тем добросовестные представители отрасли закон поддержали. Например, генеральный директор предприятия по производству медной катанки и проволоки ООО «ЭЛКАТ» Максим Третьяков отмечал в конце прошлого года, что освобождение реализации лома от НДС совершенно не выполняет задачи предотвращения хищений налога: на последней стадии обращения медного лома перед поставкой на металлургические заводы он весь превращается в продукцию, поставляемую с НДС. Аналогичную позицию заняли участники рынка алюминиевого лома и вторичного алюминия, который, по их оценкам, к концу прошлого года на две трети был охвачен хищениями НДС.

Конечно, как и к любым значимым нововведениям, отрасли нужно адаптироваться к новым правилам. Необходимо помнить о главной задаче закона – повышении прозрачности в ломозаготовительной отрасли и борьбе против формирования необоснованной налоговой выгоды, то есть тех самых хищений НДС, которые стали настоящим проклятием рынка металлолома в последние годы.

В 2018 году вступили в силу новые законодательные нормы, согласно которым изменен порядок начисления НДС на реализацию лома черных и цветных металлов. В статье разберем, как документально оформить реализацию металлолома, каковы особенности бухгалтерского и налогового учета операций по передаче металлолома для переработки или утилизации.

Металлолом в классификаторе опасных отходов

На основании приказа Министерства природных ресурсов лом черных и цветных металлов относится к V классу опасности. Отходы данной группы считаются практически неопасными, их воздействие на окружающую среду минимально либо отсутствует.

При этом пыль черных металлов определяется как отходы ІV (более высокой) степени опасности. Степень воздействия отходов данной группы на окружающую среду минимальна (срок восстановления после загрязнения – до 3-х лет).

Учет лома черных и цветных металлов на предприятии

В соответствие с приказом Минприроды №721 от 01.09.2011 года, документальному учету подлежат все виды отходов, от І до ІV класса, в том числе лом черных и цветных металлов.

Порядок учета отходов производства и потребления определяется каждым предприятием индивидуально. Рекомендуется оформить локальный нормативный акт, в котором утвердить следующие положения:

  • документальное оформление учета металлолома (в том числе бланки отчетных документов);
  • условия хранения лома черных и цветных металлов;
  • порядок переработки металлолома (передача сторонней организации либо самостоятельная переработка);
  • должностное лицо, ответственное за учет металлолома (в том числе за оформление отчетных документов).

Для учета металлолома организация может использовать как унифицированные формы, так и бланк документов, разработанные организацией самостоятельно с учетом особенностей деятельности. При этом отчетные формы должны содержать следующую информацию:

  • наименование организации;
  • отчетный период для учета отхода;
  • виды учитываемых отходов;
  • количество отходов на начало отчетного периода;
  • объем отходов, выбывших либо использованных в отчетном периоде (лом реализован для дальнейшей утилизации или переработки либо переработан самостоятельно и использован при производстве продукции);
  • остаток лома черных и цветных металлов на конец отчетного периода

Корректность и полнота внесенной в отчетные формы информации подтверждается подписью ответственного лица.

Порядок хранения лома черных и цветных металлов

Федеральный закон №99 от 04.05.2011 года предусматривает обязательное лицензирование деятельности, связанной с утилизацией и переработкой отходов. В частности, на основании п.30 ч. 1 ст. 12 ФЗ-99, лицензированию подлежит сбор, использование, размещение и обезвреживание отходов I–IV классов опасности.

В связи с тем, что лом черных и цветных металлов отнесен к V классу опасности, деятельность по утилизации металлолома не подлежит лицензированию. Таким образом, организации, в ходе деятельности которых образовывается металлолом в качестве отходов производства или потребления, могут хранить лом на собственных складах и перерабатывать металлические отходы без необходимости оформления лицензии .

Иначе обстоит дело с пылью черных металлов, которую в качестве отходов производят металлургические и металлообрабатывающие предприятия. Данный вид отходов относится к IV классу опасности, а значит, деятельность по его хранению и переработке необходимо лицензировать.

Однако, и здесь законодатели предусмотрели небольшие послабления для субъектов хозяйствования. На основании положений ФЗ-99, хранить пыль черных металлов в качестве отходов производства или потребления можно на специально оборудованных площадках и только при условии, что срок такого хранения не превышает 6-ти месяцев.

Реализация лома черных и цветных металлов: документальное оформление

В общем порядке реализация лома и цветных металлов производится на основании договора, заключенного между поставщиком металлоотходов и предприятием, которое занимается переработкой лома.

Бланк договора законом не предусмотрен, документ составляется в свободной форме, с учетом требований ГК РФ.

Текст договора должен содержать следующую информацию:

  • стороны договора (наименование организаций, данные о представителях в преамбуле);
  • предмет договора (реализация лома черных/цветных металлов);
  • сумма договора, порядок оплаты;
  • условия передачи металлолома (на основании доверенности, при оформлении акта приема-передачи);
  • реквизиты сторон (адреса, банковские реквизиты).

Налогообложение операций по реализации металлолома в 2018 году

До 2018 года организации, осуществляющие реализацию лома черных и цветных металлов, были освобождены от уплаты НДС по данной операции на основании ст. 149 НК РФ.

С 01.01.2018 году вступила в силу новая редакция НК РФ, в которой данный пункт упразднен. Это значит, что операции по реализации металлолома подлежат налогообложению НДС в общем порядке.

Включение операций по реализации лома в перечень налогооблагаемых операций предусматривает, что продавец металлоотходов при отгрузке лома обязан не только оформить акт-приема передачи, но и счет-фактуру.

Что касается налога на прибыль, то тут позиция законодателей осталась прежней. Предприятия на ОСНО вправе включить в расчет налогооблагаемой базы всю сумму расходов, связанных с хранением металлолома, а также его передачей на утилизацию или переработку. Уменьшить расходы на стоимость переработки и хранения отходов также могут «упрощенцы» и «вмененщики».

Проводки по учету реализации металлолома в 2018 году

Для того чтобы разобраться в процедуре бухучета операций по реализации металлолома, рассмотрим несколько примеров.

Пример №1. Учет реализации лома у продавца

Между ООО «МеталлГранд» и ООО «Погрузчик» заключен договор, согласно которому «МеталлГранд» реализует «Погрузчику» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. На основании условий договора поставщик самостоятельно исчисляет НДС и выплачивает налог в бюджет.

Операции по реализации металлолома отражены в учете «МеталлГранда» следующими записями:

Кт Сумма Описание Документ-основание
90.1 1.200 руб. Учтена реализация металлолома покупателю
90.2 41 920 руб. Списана себестоимость реализованного металлолома

Калькуляция себестоимости

62 1.200 руб. На счет «МеталлГранд» поступила оплата за отгруженный металлолом

Банковская выписка

Пример №2. Учет реализации лома у покупателя

На основании примера, приведенного выше, рассмотрим порядок учета операций по реализации лома у продавца-плательщика НДС.

ООО «Погрузчик» приобрел у ООО «МеталлГранд» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. По факту отгрузки «Погрузкик» получил от поставщика счет-фактуру с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом».

В учете ООО «Погрузчик» сделаны следующие записи:

Кт Сумма Описание Документ-основание
60 1.200 руб. Договор, акт приема-передачи, счет-фактура
19 68 НДС 183,05 руб.

Начислен НДС налоговым агентом (ООО «Погрузчик»)

Счет-фактура

51 1.200 руб. Платежное поручение
68 51 183,05 руб. НДС перечислен в бюджет

Платежное поручение

19 183,05 руб. НДС предъявлен к вычету

Счет-фактура

Допустим, ООО «Погрузчик» не является плательщиком НДС. В таком случае бухгалтерские записи покупателя будут иметь следующий вид:

Кт Сумма Описание Документ-основание
10 (41) 60 1.200 руб. Учтен металлолом, приобретенный у ООО «МеталлГранд»

Договор, акт приема-передачи, счет-фактура

68 НДС 183,05 руб. Начислен НДС налоговым агентом (ООО «Погрузчик») Счет-фактура
60 51 1.200 руб. Перечислена оплата за металлом на расчетный счет ООО «МеталлГранд»

Платежное поручение

51 183,05 руб. НДС перечислен в бюджет

Платежное поручение

Реализация металлолома

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

Согласно пп. «д», «е» п. 4 Положения № 834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания (за исключением особо ценного движимого имущества (далее – ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения № 834).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з», «и» п. 4 Положения № 834).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 № 957, которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956.

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции № 157н).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ); бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 8 ст. 2 Федерального закона № 174-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 № 02-04-10/1305).

При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует следующей корреспонденцией счетов:

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

Сумма, руб.

Списана сумма начисленной амортизации

2 104 34 000

2 101 34 000

2 105 36 000

2 401 10 172

2 205 74 000

2 401 10 172

Списана стоимость металлолома

2 401 10 172

2 105 36 000

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома; 1 210 02 440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.

Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Сумма, руб.

Оприходован металлолом по рыночной стоимости

1 105 36 340

1 401 10 172

Начислен доход от реализации металлолома

1 205 74 560

1 401 10 172

Списана стоимость металлолома

1 401 10 172

1 105 36 440

Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома

1 304 04 440

1 303 05 730

Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет

1 303 05 830

1 205 74 660

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Сумма, руб.

Оприходован металлолом по рыночной стоимости

1 105 36 340

1 401 10 172

Начислен доход от реализации металлолома

1 205 74 560

1 401 10 172

Списана стоимость металлолома

1 401 10 172

1 105 36 440

Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета

1 210 02 440

1 205 74 660

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфин в Письме от 17.07.2013 № 03-03-05/27903.

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287.

Пунктом 1 этого документа что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

изделия из цветных и черных металлов и их сплавов; образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов; неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20. В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ, если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Начисление сумм налога на прибыль

1 401 20 290

1 303 03 730

Получение лимитов бюджетных обязательств для уплаты налога на прибыль

1 501 15 290

1 501 13 290

Принятие бюджетного обязательства по уплате налога на прибыль

1 501 13 290

1 502 11 290

Принятие денежного обязательства по уплате налога на прибыль

1 502 11 290

1 502 12 290

Перечисление суммы налога на прибыль в бюджет

1 303 03 830

1 304 05 290

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.