Когда закончится кризис в беларуси. Беларуси грозит правительственный кризис и новая девальвация



Информационно-аналитическое агентство «Бизнес-новости» проанализировало основные индикаторы-предвестники валютного кризиса и оценило вероятность его возникновения до конца 2017 года.

Для оценки вероятности возникновения валютного кризиса использовался сигнальный метод, который предполагает осуществление мониторинга заданного набора показателей, динамика которых в предкризисные периоды значительно отличается.

На первом этапе анализа необходимо определить периоды, в течение которых экономика находилась в кризисном состоянии. Для решения этой задачи использовался индекс давления на валютный рынок (exchange market pressure index, EMPI), который представляет собой средневзвешенную сумму месячного темпа прироста курса национальной валюты, темпа прироста золотовалютных резервов с обратным знаком и уровня процентной ставки. При расчетах в качестве процентной ставки использовалась средняя ставка по кредитам в национальной валюте на срок до 1 года для юридических лиц.

Эпизодами напряженности, когда экономика Беларуси находилась в кризисном состоянии, рассматривались такие периоды, когда индекс EMPI достигал свое среднее значение и превышал его на два с половиной стандартных отклонения. В течение 2003-2017 гг. это случилось несколько раз: в январе 2009 года, мае и октябре 2011 года, а также в январе 2015 года. При этом в 2011 году с середины марта по октябрь фиксировалась множественность обменных курсов, что само по себе является признаком значительной напряженности на валютном рынке. Поэтому в качестве эпизодов напряженности рассматривались январь 2009 года, весь период с апреля по октябрь 2011 года и январь 2015 года.


В научной среде для выявления эпизодов валютной напряженности был разработан набор потенциальных индикаторов-предвестников, динамика которых может свидетельствовать о предстоящем росте напряженности на валютном рынке. Данные индикаторы условно разделяются на четыре группы: показатели текущего счета, показатели финансового счета, показатели реального и финансового секторов экономики.

В теории предполагается, что индикаторы-предвестники начинают подавать сигналы о приближении валютного кризиса заранее, т.е. в течение сигнального окна. Как правило, длина сигнального окна задается в 2-3 квартала, чтобы у правительства и Центрального банка было достаточно времени для идентификации кризисной ситуации и принятия мер по ослаблению негативных последствий. Поэтому при оценке вероятности наступления валютного кризиса для Беларуси длина сигнального окна была задана в 9 месяцев.

Для разных стран индикаторы-предвестники могут работать с различной степенью эффективности. Поэтому в соответствии с методологией сигнального подхода для Беларуси было отобрано 6 показателей, которые демонстрировали наилучшие результаты при тестировании. В частности, этими показателями стали реальный эффективный валютный курс, импорт товаров и услуг, международные резервные активы, отношение М2 к международным резервным активам, отношение процентной ставки по кредитам к ставке по депозитам в национальной валюте и объем депозитов, скорректированный на инфляцию. Периодичность данных составляла один месяц.

Впоследствии на основе наилучших показателей для Беларуси был рассчитан сводный индекс валютной стабильности, динамика которого перед кризисами 2009, 2011 и 2015 годов в сигнальных окнах увеличивалась. Однако из-за того, что данный индекс обладает определенной неточностью, его значение перед кризисом 2011 года начало увеличиваться только накануне.

В свою очередь для кризисов 2009 и 2015 годов значительный рост в значении сводного индекса отмечался за девять месяцев до валютного кризиса.


Среди индикаторов-предвестников валютного кризиса, которые вошли в расчет сводного индекса, 3 из 6 в последние месяцы пересекли свое пороговое значение и находились в области критических значений.

Первым из них стал индекс реального эффективного курса белорусского рубля. Рассчитанное пороговое значение для данного показателя составило минус 2,9%. Реальный эффективный валютный курс находится ниже своего рассчитанного порогового значения с января 2016 года. Как правило, переоцененность реального обменного курса и слабый внешний сектор создают предпосылки для возникновения валютного кризиса.


Вторым индикатором-предвестником валютного кризиса, который находился в области критический значений, оказалось отношение ставки по кредитам к ставке по депозитам в национальной валюте. Рассчитанное пороговое значение для данного показателя составило 171,2%. Область критических значений у данного индикатора находится выше порогового уровня. Во многих случаях перед началом валютных кризисов наблюдается увеличение разрыва между ставками по кредитам и ставками по депозитам. Как правило, это объясняется экспансией внутреннего кредита. В такой ситуации растет доля плохих кредитов, и банки поднимают ставки по кредитам с целью компенсировать возможные убытки от невозвращенных займов. Ставки по депозитам также растут, но в меньшей степени.


Третьим индикатором-предвестником, подающим сигналы, стал объем депозитов, скорректированный на инфляцию. Для данного показателя рассчитанное пороговое значение равнялось 105,5%. Соответственно, область критических значений для данного показателя находится ниже порогового уровня. Таким образом, отток депозитов из банковской системы может также создавать предпосылки для возникновения валютного кризиса.


На основе агрегированного индекса валютной стабильности была рассчитана вероятность наступления валютного кризиса. Полученные результаты показывают, что вероятность его наступления до конца 2017 года составляет 53,3%. Первый выброс индекса наблюдался в январе 2016 года. При этом сохранение вероятности наступления валютного кризиса на одном уровне продолжительное время может вызывать настороженность. Также стоит отметить, что динамика индекса реального эффективного обменного курса белорусского рубля в последние месяцы улучшается и стремится к выходу из области критических значений, что впоследствии будет снижать вероятность наступления валютного кризиса. Кроме этого переход Национального банка от фиксированного режима валютного курса к плавающему в 2015 году позволил снизить уровень напряженности в экономике и предоставил регулятору больше механизмов для регулирования ситуации на валютном рынке страны.


Лев Марголин, экономист:

– Значительных отличий в экономике страны по сравнению с этим годом не будет. Спад будет продолжаться. Возможно, меньше, чем в этом году, но роста не будет. Насколько значительным будет этот спад, зависит от итогов переговоров с Россией по нефти и газу.

Что касается курса белорусского рубля к доллару, то, если Нацбанк будет продолжать жесткую монетарную политику, движение доллара в следующем году будет в пределах 10% – максимум 20%. Если же скукоживающаяся экономика заставит сделать массовые денежные вливания в виде кредитов, то рост курса может быть и 50%, и даже 100%. Все в руках власти.

Зарплаты людей будут продолжать падать. Чтобы переломить эту тенденцию, стране нужны инвестиции, прежде всего иностранные. Но их не предвидится. Второй способ повышения зарплат – массированное сокращение рабочих мест. Но на это власть, скорее всего, не отважится.

Безработица, безусловно, вырастет. На предприятиях будут снижаться объемы производства, спрос на их продукцию продолжит падать, и они будут стараться избавиться от ненужного балласта в виде рабочей силы.

Антон Болточко, экономист:

– Следующий год – это год, в котором нужно будет принимать важные экономические и политические решения. Без них в очередной раз переждать или пересидеть сложившуюся в экономике ситуацию не получится.

Если же мы все-таки примем инерционный сценарий, при котором экономическая политика остается на том же уровне, в той же форме, что и сейчас, то нас ждет очередной год рецессии, падения ВВП. Экономическую картину можно будет назвать небрежневским современным белорусским экономическим застоем.

Снижение доходов населения продолжится, безработица, как регистрируемая, так и нерегистрируемая, увеличится в связи со сложным финансовым положением предприятий. В инфляцию в 9%, о которой говорят власти, я не верю. Она будет выше, и ее уровень повлияет на курс белорусского рубля к доллару.

В этом году он поддерживался за счет сдачи валюты населением. В следующем, к сожалению, средств у белорусов станет меньше, в итоге мы увидим ослабление национальной валюты. Обвальной девальвации не будет, и, скорее всего, белорусский рубль подешевеет на уровень инфляции с небольшими отклонениями.

Ярослав Романчук, экономист:

– Следующий год будет сложнее, чем этот. Рецессия в экономике не закончится. Насколько она упадет в 2017 – на 1% или на 4%, будет зависеть от того, сколько условных черных лебедей прилетит в Беларусь. Парочку, без сомнения, мы получим со стороны России в виде поставок нефти, газа, цен на калийные удобрения и условий торговли на российском рынке. Экспорт упадет, инвестиций ждать неоткуда.

Продолжится падение и на рынке недвижимости.

На госпредприятиях будут активно сокращать работников, и безработица в стране де-факто вырастет до 500 тысяч человек. Если предприятие будет работать хорошо, зарплата оставшихся его работников составит 250–400 долларов при очень хорошем сценарии. Если же предприятие попадет под реструктуризацию, 150–200 долларов покажется счастьем.

Нацбанк, скорее всего, не сможет продолжать жесткую монетарную политику, как в этом году, и инфляция будет больше 10%. Доллар будет стоить три белорусских рубля, а при пессимистичном сценарии даже больше.

В будущем году правительство намерено существенно ускорить темпы роста экономики, власти планируют продолжать повышать доходы населения. А насколько все эти планы осуществимы с учетом результатов работы белорусской экономики в уходящем году?

Чем он порадовал и с чем связаны главные разочарования? Эксперты БелаПАН подвели экономические итоги 2017-го.

Ирина Точицкая , научный директор Исследовательского центра ИПМ:

Положительные итоги 2017 года, на мой взгляд, связаны с деятельностью Нацбанка, которому благодаря жесткой денежно-кредитной политике удалось снизить инфляцию до исторического минимума.

С положительной точки зрения, наверное, можно также охарактеризовать принятый декрет . Развитие малого и среднего бизнеса имеет большое значение для страны. Очень важно, чтобы частный сектор мог абсорбировать трудовые ресурсы, которые будут высвобождаться с госпредприятий.

Положительный итог года и в том, что мы вышли из рецессии. При этом вызывает опасения, что одним из факторов экономического роста становится потребление домашних хозяйств, то есть внутренний спрос. Планы по увеличению зарплат - благородная задача, однако директивное ее решение может разбалансировать систему. Стабильность, которую удалось обеспечить Нацбанку, все еще достаточно хрупкая.

Также угрозой для стабильности выступает бурный в 2017 году. Несомненно, этот тренд будет приводить к росту потребительского импорта. Все это беспокоит, поскольку такое развитие событий чревато ослаблением обменного курса и несет риски ускорения инфляции.

Александр Швец , председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации:

Оглядываясь на экономические итоги 2017 года, складывается двоякое впечатление.

С одной стороны, госорганы плотно поработали с бизнес-сообществом, и на выходе мы увидели пакет либеральных документов по поддержке предпринимательства.

В принятых документа прописаны простые процедуры, которые открывают возможности для самозанятости населения и ведения микробизнеса. Мы также получили упрощение технического регулирования предпринимательской деятельности - отменены многочисленные санитарные, пожарные требования.

С другой стороны, не все экономические итоги радуют. Если говорить правде в глаза, восстановление белорусской экономики в уходящем году обусловлено во многом благоприятной внешней конъюнктурой. При этом внутренних структурных изменений, которые бы позволили повысить потенциал национальной экономики, мы практически не увидели.

Вопрос «утилизации» неэффективных предприятий, которые поглощают ресурсы и никогда не станут прибыльными, не решается. Заметных шагов в сторону повышения эффективности корпоративного управления госсектора пока также не сделано.

Еще одна давняя нерешенная проблема - неравные условия конкуренции для частных и государственных компаний. Это очень наглядно видно на примере страхового сектора, где госкомпании имеют очевидные преференции.

Если говорить о пищевой промышленности, доходит до того, что молоко между молочными комбинатами де-факто распределяет начальник управления сельского хозяйства облисполкома. Разве в таких условиях может быть равный доступ предприятий разных форм собственности к сырьевым ресурсам?

К сожалению, деловое сообщество не увидело положительных изменений по этим вопросам в уходящем году и надеется, что они все-таки произойдут в 2018-м.

Катерина Борнукова , академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC):

Бесспорные положительные итоги года - восстановление экономики и сохранение финансовой стабильности. Позитив состоит также в том, что были приняты либеральные документы по поддержке малого и среднего бизнеса.

При этом следует понимать, что значимый макроэкономический эффект либеральные документы будут иметь только в том случае, если они приведут к притоку прямых иностранных инвестиций.

Одновременно с этим настораживают попытки административного , стремление их повысить, во что бы то ни стало.

Главный провал с точки зрения экономических итогов года - отсутствие решений, которые должны быть приняты. В частности, в 2017 году не было сделано ни одного серьезного шага в направлении реформирования сектора госпредприятий. Мы не увидели никаких результатов не только по вопросу приватизации, но и по теме реформирования системы корпоративного управления госсектором.

Реформы не представляются властям срочной задачей, и это наводит на мысль, что и в будущем году никаких серьезных изменений в направлении реформирования госсектора мы не увидим. Такой подход чреват тем, что медленные темпы экономического роста станут хроническими для страны.

Белорусам в этих условиях остается пожелать в новом году стремится быть конкурентоспособными на рынке труда и рассчитывать в первую очередь на себя, а не на государство.

Кирилл Гайдук , страновой экономист Всемирного банка по Беларуси:

Ключевые положительные итоги уходящего года известны - снижение инфляции до минимальных значений, выход из рецессии и восстановление экономического роста. При этом существуют опасения, что он будет медленным.

Ключевые события уходящего года в экономической сфере - либеральные указы и декреты по развитию предпринимательства, а также переговоры Беларуси с МВФ, которые не привели к подписанию кредитной программы. Объявленная пауза в переговорах с МВФ точно не порадовала. Программа с валютным фондом, если бы ее удалось заключить, могла придать импульс долгосрочным положительным изменениям в белорусской экономике.

Тем не менее, хотелось бы, чтобы несмотря на отсутствие договоренностей с валютным фондом, решались задачи, заложенные в пятилетней программе социально-экономического развития Беларуси. Речь там идет о повышении эффективности управления госпредприятиями, снижении размеров перекрестного субсидирования и развитии частного сектора.

Жанна Тарасевич, директор и сопредседатель Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского:

Самым важным результатом уходящего года, на наш взгляд, является принятый декрет № 7 о развитии предпринимательства - он дает надежду, что в 2018-м начнется процесс реформ, которые пойдут на пользу частному сектору.

В частности, мы надеемся, что в связи с принятым декретом размер штрафных санкций, которые применяются сегодня по отношению к предпринимателям, будет снижен. Количество проверок также должно сократиться, и это поможет бизнесу спокойнее работать и планировать свою деятельность.

Что разочаровало? В Беларуси две трети субъектов хозяйствования работают убыточно, с нулевой или низкой (до 5%) рентабельностью. Такие финансовые результаты не позволяют развиваться ни предприятиям, ни в целом экономике. Поэтому мы надеялись, что в 2017 году будут приняты меры по снижению фискальной нагрузки на предприятия. К сожалению, этого не произошло.

Фискальная политика должна способствовать экономическому росту, поэтому весной 2018 году по этой теме мы организуем международную конференцию с участием экспертов МВФ и Всемирного банка. Надеемся, наши предложения в этой части будут поддержаны на государственном уровне.

Даниэль Крутцинна , управляющий партнер международной консалтинговой компании Civitta по СНГ:

Главные экономические успехи года для всех очевидны - выход из рецессии, снижение инфляции, стабильность обменного курса. Мы также увидели некоторое снижение доли проблемных долгов в банковском секторе - все перечисленное моменты можно отнести к положительным результатам года.

Главное личное разочарование года касается управления активами. В Беларуси на государственном уровне сохраняется вера в то, что нынешняя система управления госсектором является эффективной, и государство может управлять собственностью также эффективно, как и частник.

Конечно, если мы говорим о промышленных гигантах Беларуси, сложно сказать, в какой мере им может помочь сейчас приватизация - там ситуация не всегда однозначная. Однако, что касается средних госпредприятий, то многие из них дивиденды государству не приносят, и их приватизация в большинстве случаев оправдана.

Менять в лучшую сторону ситуацию в госсекторе, и в целом в экономике, можно двумя путями. Первый - приватизация, второй - повышение эффективности корпоративного управления. Для реализации второго пути необходимо менять мотивацию. Эффективные управляющие, топ-менеджеры, которые смогут повысить прибыльность госпредприятий, должны достойно зарабатывать. Никто не будет спасать страну за копейки.

Еще одно разочарование года - несостоявшаяся программа с МВФ. Валютный фонд мог бы помочь Беларуси провести реформы и повысить эффективность реального сектора. Другие кредиторы, у которых Беларусь продолжает заимствовать деньги, не обладают такими компетенциями.

Валерий Полховский , старший аналитик форекс-брокера Forex Club:

В 2017 году понятие «кризис» стало уходить из словесного оборота людей, и это, безусловно, признак улучшения экономической ситуации в стране.

Подросшие цены на нефть, восстановление российской экономики позволили Беларуси выйти из рецессии в уходящем году.

Хочется надеяться, что , который планируется принять до конца 2017 года, позволит сформировать новые точки роста для национальной экономики.

В то же время отрицательный итог уходящего года - слишком медленное движение страны по пути структурных реформ, хотелось бы видеть ускорение в этом направлении. Страна вышла из рецессии в 2017 году, но качественно новых источников экономического роста пока не появилось.

Как и полтора года назад, глава Беларуси Александр Лукашенко 19 сентября пригрозил правительству страны отставкой в случае невыполнения его поручений. Тогда за подобными угрозами последовало увольнение многих чиновников. Что произойдет на этот раз?


В марте 2018 года была написана статья, в которой прогнозировался правительственный кризис и девальвация белорусского рубля.

Казалось бы, новое правительство должно было усвоить уроки своего предшественника и подобная ситуация не должна была повториться. Но вот прошло всего около года после его назначения, и ситуация повторяется, почти копируя события 2018 года: Лукашенко снова грозит правительству отставкой, причем, по сути, по той же причине, что и в прошлый раз.

Формально, конечно, ситуация выглядит по-другому – тогда правительство впало в немилость за саботирование поручения главы государства обеспечить заработную плату в размере 1 тыс. рублей, хотя бюджет был профицитным и деньги на рост зарплаты были.

Нынешнее правительство, создается впечатление, пытается саботировать поручение повысить ВВП в текущем году на 4% (бюджет по-прежнему профицитный, но правительство не тратит деньги на подъем экономики), что ставит под сомнение достижение цели по росту ВВП нашей страны до 100 млрд. долларов.

Впрочем, ситуация осложняется тем, что бюджет является профицитным с одобрения Лукашенко.

Лукашенко напомнил о выборах

Все это стало ясно после совещания у главы государства, состоявшегося 19 сентября. На нем рассматривались итоги текущего года и проекты прогнозных документов на 2020 год.

Как оказалось, пока не выполняются три прогнозных параметра на текущий год из семи: по росту экспорта, по росту ВВП и производительности труда. В связи с этим президент заявил, что «все запланированное должно быть реализовано», а если «не будут выполнены параметры развития на 2019 год, все ответственные - от премьер-министра - уйдете на покой».

Он также подчеркнул, что его настораживает то, что экономический рост в стране «не только скромный, но и крайне неустойчивый, если говорить мягко. Эту тенденцию нужно менять. Кто хочет и может, оставайтесь и меняйте».

Действительно, по итогам января-августа текущего года ВВП Беларуси увеличился всего на 1,1%, и это при целевом показателе на год в 4% и росте в январе-июле на 1,3%.

Лукашенко также отметил, что с ним продолжат работать те чиновники, которые умеют его слушать и исполнять его поручения, и предложил несогласным с такой практикой уйти: «Если Румас и Кочанова, вице-премьеры и министры меня не слышат, то вы лучше собирайте портфели и уходите сразу».

Лукашенко также заявил, что «мы не можем занять позицию сторонних наблюдателей и довольствоваться сбалансированностью. Выдуманной, прописанной на бумаге. Люди, оказывая доверие во время разного рода, в том числе политических, кампаний, не за это голосовали и не этого от нас требуют».

Премьер-министр РБ Сергей Румас после критики 19 сентября продемонстрировал хладнокровие и заявил, что в оставшиеся месяцы правительство приложит все усилия, чтобы наверстать упущенное. Можно отметить, что он не сказал, что планы по росту ВВП будут выполнены.

В этом проявилось коренное отличие отношения чиновников и главы государства к его поручениям. Чиновники считают, что их работа состоит в том, чтобы стараться изо всех сил, тогда как Лукашенко полагает, что важен результат. Это фундаментальное противоречие белорусской системы управления.

Нацбанк не рассчитывает на рост ВВП в 4%

Как оно разрешится на этот раз, пока неизвестно. С одной стороны, несмотря на обещание Сергея Румаса сделать все возможное, правительству вряд ли удастся поднять темпы роста ВВП до 4%.

Так, эксперты Евразийского банка развития считают, что существенного и устойчивого ускорения темпов прироста белорусского ВВП в краткосрочной перспективе не будет. Об этом они написали в ежемесячном информационно-аналитическом обзоре банка за август 2019 года.

Эксперты отметили, что ускорение темпов роста экономики РБ в январе-июле 2019 года до 1,3% с 0,9% за полугодие произошло за счет краткосрочных факторов, в частности, хорошей погоды, то есть продолжения данный процесс не получит.

И действительно, в январе-июле 2019 года темпы роста ВВП снизились до 1,1%, и это было вызвано уменьшением производства в сельском хозяйстве.

Даже в Нацбанке полагают, что ВВП увеличится в текущем году всего на 2,9%. Об этом Павел Каллаур сообщил в интервью британскому журналу для инвесторов fDi Magazine, где были размещены материалы об инвестиционных возможностях Беларуси, оплаченные Национальным агентством по инвестициям и приватизации РБ.

Глава Нацбанка вновь сказал о необходимости структурных изменений в стране и призвал иностранных инвесторов поверить в дальнейшее улучшение бизнес-климата в РБ и вкладывать свои средства в Беларуси.

Надеяться на это, конечно, можно, но в условиях наползания глобального экономического кризиса инвесторы сейчас больше стремятся не вкладывать средства в развивающиеся рынки, а выводить.

Впрочем, пока правительство изыскивает способы роста ВВП и экспорта. В частности, 24 сентября Сергей Румас провел совещание с транспортниками. На нем обсуждались меры, направленные на увеличение экспорта транспортных услуг.

Однако министр транспорта и коммуникаций РБ Алексей Авраменко честно сказал, что роста в текущем году не будет, экспорт сохранится на уровне прошлого года и составит около 4,5 млрд. долларов.

Прогноз: правительство еще поработает

Таким образом, шансов на резкий рост ВВП в ближайшие месяцы не видно. Но это не делает отставку правительства неизбежной. Имеется важное отличие текущего конфликта от прошлогоднего, указывающее на то, что Лукашенко вряд ли станет спешить предпринимать радикальные меры.

А именно, правительство и президент избегают каких-либо конкретных цифр. Не говорили они о ВВП в 100 млрд. долларов, не говорили и о плане роста ВВП в текущем году на 4%. Это делается не просто так, а для того, по-видимому, чтобы потом Лукашенко нельзя было упрекнуть в невыполнении своих угроз в случае, если он не отправит правительство в отставку.

Дело в том, что у правительства есть несколько сценариев развития экономики и рост в 4% соответствует самому оптимистичному. Поэтому Лукашенко всегда сможет сказать, что он имел в виду не 4%, а рост в рамках какого-то из пессимистичных сценариев.

То есть пока намерения главыы государства уволить правительство не кажутся очень серьезными. По-видимому, судьба правительства во многом зависит от настроений избирателей в ходе парламентских и президентских выборов.

Если Лукашенко сочтет настроения негативными для себя, то он вполне может устроить показательную отставку правительства. То есть, если правительству не удастся обеспечить народ хлебом, то президент обеспечит народ зрелищем отставки чиновников.

Что касается девальвации белорусского рубля, то она может быть осуществлена в качестве одной из мер поддержки белорусского экспорта , а также может быть следствием смягчения денежной политики Нацбанка и правительства.

Это вполне возможно, так как у них не так уж и много средств для ускорения темпов роста ВВП. И так они уже продержались достаточно долго без смягчения (если не считать увеличение зарплаты за счет бюджета), в результате чего темпы роста ВВП в нашей стране и держатся на таком низком уровне.

Китай и США вовсю стимулируют свои экономики, те и растут без всяких иностранных инвесторов. Китай при этом потихоньку девальвирует юань, и даже в США Дональд Трамп пытается ослабить доллар, хотя пока без особого успеха.


В октябре падение реальных доходов россиян стало максимальным с 1999 года. но чиновники рассчитывают, что в следующем начнётся рост благосостояния жителей и к концу 2018-го оно достигнет докризисного уровня.

Когда мы «развяжем» пояса, затянутые в кризис, «АиФ» рассказал Юрий Веселов, доктор социологических наук.

Юрий Веселов: Этот экономический кризис будет одним из самых долгих и ощутимых для населения. Потому что заплатило за него не государство, например, своими резервами на поддержание курса рубля или сокращением расходов на госаппарат, а обычные россияне. Поскольку наша страна зависит от импорта по многим показателям, всю курсовую разницу оплачиваем мы с вами. Сейчас, пройдя валютный, банковский кризисы, падение реального промышленного производства, мы вошли в «социальную стадию», когда сокращаются реальные доходы населения, уровень потребления и так далее. И их восстановление в следующем году невозможно.

По прогнозам на 2017-й, рост ВВП составит от 0 до 1%. За счёт чего увеличатся доходы, если не будет роста производства?

А выходить из кризиса мы будем также поэтапно, сначала восстановится финансовая сфера, производственная и в последнюю очередь - доходы россиян. Так что, скорее всего, лишь в конце 2018-го мы увидим положительную динамику в экономике страны. Но для этого нужны структурные реформы. Пока у нас рассчитывают на чудеса и замерли в ожидании возвращения высоких цен на нефть.

Деньги - есть

Ольга Сальникова, АиФ-Петербург: При этом Минфин обдумывает различные варианты пополнения бюджета, в том числе за счёт повышения нагрузки на зарплаты россиян. Уже предлагалось поднять подоходный налог с нынешних 13% до 15-16%, повысить НДС, изменить систему уплаты страховых взносов…

Увеличивать и без того высокую налоговую нагрузку на граждан сейчас экономически невыгодно. Да, работодатель переводит 13% подоходного налога с зарплаты сотрудников. Но, кроме того, он отчисляет 22% на каждого работника в Пенсионный фонд, ещё 5,1% в фонд ОМС, 2,9% в фонд соцстрахования - итого 43%. Уже многовато! Давайте сравним с другими странами. Показателем налоговой нагрузки на экономику страны считается доля налогов в процентах от ВВП. Так вот - в этом отношении оплот капитализма США с их 28% мы уже давно обогнали, достигнув цифры в 35%.

Конечно, в соседней Швеции это все 50%. Но здесь встаёт вопрос - а что население получает за эти отчисления в бюджет? Пусть правительство объявляет о повышении транспортного налога, но гарантирует, что эти деньги пойдут на новые дороги и мосты.

В Германии немец спешит платить взносы в пенсионный фонд, так как знает, что в старости будет обеспечен. В России никто таких гарантий не даёт, доверия населения к налоговой системе нет. Поэтому увеличение налоговой нагрузки приведёт лишь к теневому бизнесу и «серым» зарплатам.

Однако чтобы пополнить бюджет, не обязательно лезть в карман к гражданам. Деньги в государстве есть - и процесс экономии нужно начинать с госаппарата, сократив его издержки. Логично на время кризиса отказаться от затратных имиджевых проектов мирового масштаба. Бесспорно, олимпиады, футбольные чемпионаты - это почётные для страны мероприятия, но в сегодняшней экономической ситуации они нам не по карману. По этой причине Рим, Торонто, Гамбург отозвали свои заявки на проведение летних ОИ-2024. Благо и у Петербурга хватило ума её не подавать.

Кроме того, мы видим, что растут военные расходы - их уровень уже достиг 4% от ВВП, в то время как НАТО не доходит по своим странам и до 2%.

Как вы относитесь к возможному введению так называемого «налога на тунеядцев»? С «лентяев» Минтруд хочет брать около 20 тысяч рублей в год, которые пойдут на покрытие их социальных нужд…

Меня интересует вопрос: тунеядцы - это кто? Домохозяйки, которые воспитывают детей и занимаются домашними делами? Так это тоже труд, нелёгкий и достойный. Зачастую женщины работают дома больше, чем мужчины в офисе. Или в «лентяи» записали молодёжь, которая не может трудоустроиться? Непонятен и сам механизм сбора 20 тысяч рублей с людей, которые ничего не зарабатывают. К слову, хоть наши министерства и насчитали 20 миллионов «лентяев» в стране, обвинить россиян в тунеядстве нельзя. У нас 8-часовой рабочий день - это один из самых высоких показателей в мире, сравнимый, например, с Мексикой. Развитые западные страны уже давно переходят на 5-6-часовой рабочий день. Другое дело, что производительность труда у нас низкая из-за использования устаревших технологий и ручного труда.

Душим бизнес?

Благосостояние петербуржцев зависит от экономической политики в городе. На последнем ПЭФ помощник президента А. Белоусов раскритиковал работу руководства Северной столицы по созданию условий для бизнеса. А Агентство стратегических инициатив второй год подряд выставляет нам низкие оценки инвестиционной привлекательности. Это последствия экономического кризиса или малоэффективного управления?

Конечно, последствия кризиса в виде падения производства и снижения деловой активности Северную столицу обойти не могли. Другое дело, что можно пытаться этому противостоять за счёт эффективной экономической политики в рамках конкретного города. Как это делает Москва. На мой взгляд, Петербург сейчас придерживается стратегии: меньше дел - меньше проблем. Не «высовываться» с инициативами, не привлекать инвесторов, а сидеть и ждать, когда построят «Лахта центр» и «Газпром» сюда переедет вместе со всеми налогами.

При этом в своё время в город пришли крупные игроки: Nissan, Toyota, Ford, Hyundai, заводы которых сегодня не могут работать на полную мощность. А корпорация General Motors и вовсе полностью свернула производство в городе. Каждый день я проезжаю мимо завода Nissan и вижу, как рядом растёт городская свалка, запах стоит невыносимый. Достаточно любому иностранному инвестору посмотреть, какие условия созданы для бизнеса, чтобы навсегда вычеркнуть Петербург из своих планов.

Или давайте вспомним слова Белоусова на ПЭФ, что подключение к энергосетям в Москве занимает 60 дней, а в Петербурге - 81. А западный инвестор вообще привык к тому, что ему предоставляют участок уже с коммуникациями. У нас же в середине 2000-х, чтобы подключить Ikea на Парнасе, пришлось фактически привлекать федеральные власти! Один из крупнейших инвесторов в мире начинает свой бизнес в городе, а у него нет электричества - полпарковки занимают дизель-генераторы... И с тех пор ничего не изменилось.

Безусловно, есть и положительные моменты. Например, Петербург стал самым привлекательным городом для студентов. У нас активно развиваются IT-технологии, телекоммуникации, фармацевтика, другой вопрос - благодаря или вопреки местной экономической политике.

2 ноября петербургский парламент рассмотрит проект бюджета на следующий год в первом чтении, по поводу которого уже идут жаркие споры…

В своём выступлении о проекте бюджета на 2017 год депутат Оксана Дмитриева обвинила в непрофессионализме комитет финансов. Многие с такой оценкой согласны. От себя добавлю, что основные доходы нашего бюджета (45%) - это налог на доходы физлиц и только 26% - налог на прибыль организаций, ещё меньше - 4,8% - доходы от использования госимущества. Такое ощущение, что в городе нечего сдавать в аренду и зарабатывать на этом. Фактически петербуржцы содержат город сами и вправе спрашивать с властей - на что идут их деньги. А идут они не на развитие, а на латание дыр и часто неоправданные дотации частным и госпредприятиям. Чего только стоит соглашение с концессионером ЗСД, которому в этом году мы должны компенсировать 4,6 млрд рублей за недополученную прибыль. Неэффективное расходование средств мы наблюдаем из года в год. 190 млрд рублей из бюджета-2016 до сих пор не освоены, а это значит, что опять будет аврал, укладывание асфальта в снег и прочее. Что касается рекордного дефицита в 64 млрд рублей, то покрывать его будут за счёт наращивания госдолга и ценных бумаг. Это нормальная практика. Долги потом придётся отдавать с процентами, но это бремя ляжет на плечи уже следующих городских властей. И петербуржцев.

- Расскажите, как правильно «затягивать пояса» в кризис? На чём экономить не стоит?

Городу нельзя экономить на социальных расходах и человеческом капитале. Самим петербуржцам - на качественном питании, образовании, здоровье, путешествиях, хобби и улучшении жилищных условий. Есть универсальный рецепт экономии: если можешь - не покупай новое, почини старое.