Налог на помещение от кадастровой стоимости. Правила уплаты налога на имущество по кадастровой стоимости

По итогам года исходя из кадастровой стоимости определяйте по формуле:

Такой порядок следует из положений пункта 7 статьи 382 и подпункта 1 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Налог (авансовые платежи) рассчитывайте с учетом того, сколько в течение года организация фактически владела объектом недвижимости. Об этом сказано в пункте 5 статьи 382 Налогового кодекса РФ.

Если право собственности на объект возникло или потеряно в течение года, определите время фактического владения основным средством с помощью корректирующего коэффициента:

При этом в количество полных месяцев включите и тот, в котором организация приобрела недвижимость, либо тот, в котором этот объект сняли с учета (письмо ФНС России от 1 июня 2012 г. № БС-4-11/9039).

В главе 30 нет специальных норм, раскрывающих понятие «полный месяц» (в отличие, например, от аналогичных положений по земельному налогу (п. 7 ст. 396 НК РФ) или по налогу на имущество физических лиц (п. 5 ст. 408 НК РФ)). Поэтому полным месяцем считается любое количество дней в том месяце, в котором у организации появилось право собственности на объект. То есть даже если право собственности на объект возникло у организации в последний день месяца, весь этот месяц нужно полностью учитывать при расчете коэффициента. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23 марта 2015 г. № БС-4-11/4606.

При реорганизации, которая произошла в середине года, применяйте корректирующий коэффициент. Например, в отношении имущества, которое в результате реорганизации было принято на баланс 7 августа, используйте следующие коэффициенты:

– при расчете авансовых платежей за III квартал – 2/3;

– при расчете налога за год – 5/12.

Об уплате налога при реорганизации см. Как уплатить налог на имущество в бюджет .

Пример расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости имущества

ООО «Альфа» расположено в г. Москве. В составе недвижимого имущества организации числится административно-деловое здание, которое включено в перечень объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость.

Ставка налога на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость имущества, – 1,3 процента.

Суммы авансовых платежей по налогу на имущество, начисленные по итогам отчетных периодов, составляют:

– за I квартал:

– за II квартал:
781 732 922,80 руб. × 1,3% : 4 = 2 540 632 руб.;

– за III квартал:
781 732 922,80 руб. × 1,3% : 4 = 2 540 632 руб.

По итогам года «Альфа» начислила к уплате в бюджет:
781 732 922,80 руб. × 1,3% – 2 540 632 руб. – 2 540 632 руб. – 2 540 632 руб. = 2 540 632 руб.

Пример расчета налога на имущество организацией по объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определена как кадастровая стоимость. Право собственности на объект недвижимости приобретено в середине года

Организация «Альфа» приобрела здание в г. Москве. Право собственности на приобретенное недвижимое имущество зарегистрировано 1 апреля. Других объектов недвижимости у организации нет.

Кадастровая стоимость здания на 1 января составляет 5 800 000 руб. Ставка налога на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, – 1,3 процента.

Первый авансовый платеж по налогу на имущество «Альфа» начисляет по итогам II квартала. Количество месяцев, в течение которых здание было в собственности «Альфы» во II квартале, – три месяца (апрель–июнь). Значит, корректирующий коэффициент составляет 3/3.

Сумма платежа равна:

Соответственно, авансовый платеж по налогу на имущество за III квартал будет равен:
5 800 000 руб. × 1,3% × 3/3: 4 = 18 850 руб.

Сумма налога на имущество, которая должна быть начислена к уплате по итогам года, составит:
5 800 000 руб. × 1,3% × 9/12 – 18 850 руб. – 18 850 руб. = 18 850 руб.

Льготируемое имущество

Если у организации есть льготируемое имущество, налог рассчитывайте в особом порядке.

Среднюю или среднегодовую стоимость льготируемых основных средств нужно рассчитать отдельно в графе 4 раздела 2 расчета авансовых платежей и графе 4 раздела 2 налоговой декларации, утвержденных приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895. Этот показатель определяют в том же порядке, как и для имущества, на которое льготы не распространяются.

При определении средней стоимости не учитывается льготируемое имущество, которое используется при добыче углеводородного сырья на морских месторождениях (п. 4 ст. 382 НК РФ).

Сумму авансовых платежей, которые должны начислять организации, пользующиеся льготой, определите по формуле :

Авансовый платеж по налогу на имущество за отчетный период (I квартал, полугодие, девять месяцев)

=

Средняя стоимость имущества за отчетный период (без учета имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость)

Средняя стоимость льготируемого имущества за отчетный период (без учета имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость)

×

Ставка налога

:

4

Такой порядок предусмотрен подпунктом 10 пункта 5.3 Порядка заполнения расчета авансовых платежей, утвержденного приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.

Годовая сумма налога на имущество, налоговой базой по которому является его среднегодовая стоимость, определяйте по формуле:

Сумма налога на имущество, которая подлежит уплате по итогам года

=

Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период (без учета имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость)

Среднегодовая стоимость льготируемого имущества за налоговый период (без учета имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость)

×

Ставка налога

Авансовые платежи по налогу на имущество, начисленные за I квартал, полугодие, девять месяцев (без платежей, начисленных по имуществу, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость)

Такой порядок предусмотрен подпунктом 3 пункта 4.2 и пунктом 5.3 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-1/895.

Льготы распространяются в том числе и на объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.

Квартальную сумму авансового платежа по налогу на имущество, налоговой базой по которому является его кадастровая стоимость, определите по формуле:

Годовая сумма налога на имущество, налоговой базой по которому является его кадастровая стоимость, определяйте по формуле:

Пример расчета налога на имущество организацией, имеющей право на налоговую льготу

ООО «Альфа» зарегистрировано в г. Москве. Основной вид деятельности – производство фармацевтической продукции. «Альфа» имеет лицензию на производство ветеринарных иммунобиологических препаратов. Кроме того, организация сдает в аренду принадлежащее ей здание. Оборудование, которое используется в деятельности по производству ветеринарных иммунобиологических препаратов, освобождается от налога на имущество (п. 4 ст. 381 НК РФ). Здание, сданное в аренду, входит в состав основных средств, поэтому с его остаточной стоимости нужно платить налог.

Имущество организации не относится к объектам, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.

Ставка налога на имущество в Москве – 2,2 процента.

Остаточная стоимость всех основных средств «Альфы» за I квартал составляет:

  • на 1 января – 1 720 000 руб.;
  • на 1 февраля – 1 700 000 руб.;
  • на 1 марта – 1 680 000 руб.;
  • на 1 апреля – 1 660 000 руб.

Остаточная стоимость оборудования, используемого в производстве фармацевтической продукции, равна:

  • на 1 января – 790 000 руб.;
  • на 1 февраля – 780 000 руб.;
  • на 1 марта – 770 000 руб.;
  • на 1 апреля – 760 000 руб.

Средняя стоимость всего имущества «Альфы» за I квартал составляет:
(1 720 000 руб. + 1 700 000 руб. + 1 680 000 руб. + 1 660 000 руб.) : (3 + 1) = 1 690 000 руб.

Средняя стоимость льготируемого имущества организации за I квартал равна:
(790 000 руб. + 780 000 руб. + 770 000 руб. + 760 000 руб.) : (3 + 1) = 775 000 руб.

По итогам I квартала «Альфа» должна перечислить в бюджет:
(1 690 000 руб. – 775 000 руб.) × 2,2% : 4 = 5033 руб.

Налог по помещению гостиницы (хостела) рассчитывайте с учетом:

– кадастровой стоимости гостиницы (хостела);

– региональной ставки налога на имущество;

– налоговых льгот, предусмотренных московским законодательством.

Для начала нужно определить кадастровую стоимость помещения, занятого гостиницей или хостелом. Ведь если гостинице (хостелу) принадлежит только часть здания, платить налог на имущество нужно только с этой части. Об этом сказано в пункте 6 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и письме Минфина России от 26 февраля 2014 г. № 03-05-05-01/8066.

Определите часть кадастровой стоимости помещения, принадлежащего гостинице (хостелу), по формуле:

Потом нужно учесть налоговую льготу, установленную региональным законодательством.

В 2016 году в Москве налоговую базу можно уменьшить на кадастровую стоимость удвоенной минимальной площади номерного фонда (п. 2.2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64). Правда, это разрешается, только если организация – владелец гостиницы (хостела) на 1 января 2016 года имеет свидетельство о присвоении объекту одной из категорий, предусмотренных приказом Минкультуры России от 11 июля 2014 г. № 1215.

Минимальная площадь одного номера составляет:

– в гостинице – 9 кв. м;

– в хостеле – 4 кв. м в расчете на одну кровать.

Чтобы определить минимальную площадь номерного фонда, нужно умножить:

– в гостинице – минимальную площадь одного номера на количество номеров;

– в хостеле – минимальную площадь в расчете на одну кровать на количество кроватей.

Такой порядок следует из приложения 1 к Порядку, утвержденному приказом Минкультуры России от 11 июля 2014 г. № 1215.

Для расчета налога на имущество с учетом льготы сначала рассчитайте кадастровую стоимость минимальной площади номерного фонда:

Полученную налоговую базу умножьте на действующую ставку налога на имущество.

Пример расчета налога на имущество по хостелу, расположенному в Москве

Организации принадлежит хостел в Москве. Хостел расположен в здании, налоговой базой для которого является кадастровая стоимость. Общая площадь здания составляет 2000 кв. м, кадастровая стоимость – 430 млн руб. Площадь хостела – 150 кв. м, количество кроватей (в т. ч. двухъярусных) – 10 штук. У организации есть свидетельство о присвоении хостелу категории в соответствии с приказом Минкультуры России от 11 июля 2014 г. № 1215.

Для расчета налога на имущество за 2016 год бухгалтер определил кадастровую стоимость помещения хостела:

150 кв. м: 2000 кв. м × 430 000 000 руб. = 32 250 000 руб.

Минимальная площадь номерного фонда составляет:

10 кр. × 4 кв. м = 40 кв. м.

Кадастровая стоимость минимальной площади номерного фонда равна:

40 кв. м: 150 кв. м × 32 250 000 руб. = 8 600 000 руб.

Налоговая база по налогу на имущество с учетом льготы составляет:

32 250 000 руб. – 8 600 000 руб. × 2 = 15 050 000 руб.

Сумма налога на имущество за 2016 год с учетом льготы равна:

15 050 000 руб. × 1,3% = 195 650 руб.

Компании и предприниматели на ОСН, УСН и патенте должны платить налог на имущество по повышенным ставкам, если их недвижимость попала в региональные списки. Перечень такого имущества утвержден властями региона. Мы составили перечень всех регионов, которые в 2019 году ввели уплату налога на движимое имущество, а также ставки и порядок уплаты по регионам.

Скачать таблицу по регионам РФ

Вам остается только выбрать ваш регион и проверить, есть ли в вашем регионе перечень кадастрового имущества. В нашей базе законы всех 85 субъектов РФ в актуальном состоянии. Кроме того, вы можете сразу посмотреть кадастровый номер здания, которое облагается налогом на имущество.

Обращаем внимание, что компании и предприниматели на УСН и ЕНВД должны платить налог на имущество только при одном условии: если их имущество попало в кадастровые списки региональных властей. Как раз такой случай рассмотрен в данной статье.

Регионы, в которых уплачивается налог на имущество с кадастровой стоимости в 2019 году

Посчитать налог и заполнить декларацию по налогу на имущество автоматически может наша программа " ". Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Первый год работы в программе "Упрощенка 24/7" для вас совершенно бесплатный. Начните прямо сейчас.

Все регионы проверены нами на наличие кадастровых законов:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;

Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Для начала вам нужно найти в нашем перечне, введен ли в вашем регионе закон об уплате или нет.

Если нет, то:

  • компании на ОСН платят налог со средней стоимости
  • компании на УСН и ЕНВД не платят налог

Если да, то проверьте, попадает ли ваше имущество в перечень облагаемого по кадастровой стоимости. Вся информация есть в нашем перечне. Но даже соответствие вашего имущества всем критериям не говорит о том, что вы должны платить налог с кадастровой стоимости. Вам нужно еще проверить, включено ли ваше имущество в региональные списки правительств субъектов РФ.

Сделать это можно по кадастровому номеру здания (строения, сооружения), адресу, а также коду КЛАДР. Если не знаете кадастровый номер, узнайте номер вашего имущества на сайте Росреестра . Узнайте стоимость в разделе «Обращения граждан ONLINE/Сервисы/Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» - по номеру или адресу объекта. Процедура бесплатная. Данные о стоимости вы получите сразу же. Или обратитесь в МФЦ. Услуга бесплатная. Справку о стоимости вам предоставят в течение пяти рабочих дней.

Зная все данные, можно узнать, включено ваше имущество в перечень региона или нет. Списки есть на сайтах инспекций , а также администраций.

Но есть самый простой способ узнать это за одну секунду. Просто вбейте в поисковик (Яндекс, Гугл) данные по вашему объекту, например, кадастровый номер. Все списки в открытом доступе, поэтому вы сразу узнаете, есть ли ваше имущество в перечне. Дополнительно в строку поиска можно сбить ключевые слова - ваш регионы, а также фразу «перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость ».

Покажем как выглядит перечень, на примере Москвы:

Если ваше здание есть в таком списке (см. адрес и кадастровый номер), то организация должна рассчитать налог к уплате сама. Поможет это сделать .

Обратите внимание: как для юрлиц, так и для ИП региональным законом могут быть установлены льготы для малого бизнеса. Поэтому для расчета налога смотрите свой региональный закон. Ссылка на этот региональный закон есть в вашем списке кадастровой недвижимости.

Важная информация: в некоторых регионах РФ перечни кадастровой недвижимости были утверждены еще в конце 2014 года. Так вот, в 2019 году и в следующих годах эти перечни продолжают действовать. Иными словами, если в каком-либо году ваше имущество попало в перечень кадастровой недвижимости, значит, вы в нем останетесь навсегда. Списки других лет могут дополнять прежние списки или частично дублировать.

Предприниматели

Придприниматели на ОСН, УСН, ЕНВД и патенте должны платить налог на имущество с кадастровой стоимости, если их имущество есть в списках.

ИП на ОСН, которые не попали в региональные списки, уплачивают налог со средней стоимости, так как они не освобождены от уплаты налога. Так как для общего режима освобождения нет.

А вот ИП на УСН, ЕНВД и патенте, имущества которых нет в списке, освобождены от уплаты налога. Но они должны подать в налоговую инспекцию заявление , что они используют имущество в бизнесе и вправе не платить налог. Если такое заявление не подать, налоговики насчитают налог и пришлют в 2019 году платежку.

Если вы ИП и должны платить налог, то налоговики сами все рассчитают и пришлют вам в 2019 году платежку по налогу на имущество физлиц по почте. Но прикинуть, сколько вам придется заплатить, вы можете, используя алгоритм расчета налога из нашей статьи .

Важно: хотя ИП платят налог на имущество физлиц, им нужно смотреть региональные списки именно по налогу на имущество организаций. Таковы требования НК РФ. Отдельные кадастровые списки для ИП не утверждаются, а используются для организаций.

Последние поправки в налоговое законодательство наводят на мысль о полном реформировании этой сферы.

Того требует сложная экономическая ситуация в стране и стремление увеличить бюджетные поступления. Правительство идет по пути ужесточения собираемости обязательных платежей, поднимает налоговые ставки. И тут проще всего «прижать» владельцев недвижимости.

Правила оплаты для юридических и физических лиц

Имущественный налог находится в ведении регионов. В 2019 году, до 1 декабря, вносятся платежи за период-2018.

Физические лица

Заплатить налог придется любому человеку , в чьей собственности есть недвижимость, указанная в ст.401 НК.

Базой начисления признается кадастровая оценка по ЕГРН (ст. 403 гл.32). Обязательно учитываются законные пути уменьшения платежной суммы.

Юридические лица

Организации и предприятия всех форм также платят налоги. Все основные моменты этого отражает глава 30 НК.

Чтобы недвижимость попала в поле зрения налоговиков, требуются всего два условия :

А вот способ имущественного обладания у предприятия куда больше, чем у гражданина, начиная с привычной собственности и заканчивая непонятными порою для обывателя вариантами:

  • временным владением/распоряжением;
  • доверительным управлением, концессией;
  • и другими.

В целом налоговая система для юридических лиц значительно сложнее, чем «гражданские» правила. До настоящего времени многие объекты юридических собственников облагаются налогами по среднегодовой оценке.

Кадастр применим для следующего имущества:

  • административно-управленческие комплексы, торговые сооружения;
  • нежилые помещения с использованием под офисы, общепит или бытовое обслуживание;
  • недвижимость иностранных предприятий, работающих в РФ без представительств;
  • не балансовые жилые помещения (то же служебное жилье, к примеру).

Налоговая ставка имущественных платежей из кадастрового расчета находится в ведении местных органов власти, которые определяют точное значение ставки, согласно ст. 380.

Изменения в законодательной базе по данному вопросу

Громкие изменения определил ФЗ № 284 от 04.10.14 о дополнении Налогового Кодекса главою 32 «Налог на имущество физических лиц». В соответствие с п.1 ст.402 инвентаризационная оценка для исчисления недвижимости заменяется на кадастровую стоимость объекта. Фактически можно говорить о совершенно новом налоге на недвижимость.

Соответствующие поправки в законодательство начали действие 01.01.15. Тот год стал экспериментальной площадкой по отработке новых положений. Платежки за налоговый период-2015, обсчитанные по кадастровому принципу, собственники получили в 2016 г.

Для нивелирования недовольства граждан и более мягкого перехода к жесткой схеме «удовольствие» от роста налогов растянули во времени до 2020 года :

  • в предстоящие 5 лет ставки растут за каждый год на 20%;
  • применяются понижающие коэффициенты;
  • регионы подключаются поэтапно в зависимости от экономической обоснованности реформ (то бишь, платежеспособности населения и числа бюджетных «дыр»).

Основные направления ФЗ № 335, принятого в ноябре прошлого года, удивили тем количеством изменений, которые коснулись налогов на имущество. Довольно неприятным сюрпризом для многих явилось налогообложение для категорий лиц, выступающих плательщиками ЕНДС с 1 января 2018 года. Правило действует и в 2019 году. Если до этого момента перечисление было обязательным для организаций, работающих по общему режиму отчислений, ЕНДВ, УСН и по патентной форме, то теперь нововведения коснулись и производителей товаров сельскохозяйственной группы.

В то время как для организаций налог стал обязателен только на имущественные объекты, облагаемые кадастровой стоимостью, для тех, кто относится к категории плательщика НДС – он введен абсолютно по всем формам имущества, как движимого, так и недвижимого.

С этого года налоговая нагрузка вырастет не только в области ввода НДС, но и вводе бюджетных отчислений на все основные средства, не имеющие прямого отношения к сельскохозяйственной сфере.

Кроме того, новый закон регламентирует, что физические лица теперь будут отчислять 0,1% от кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Ставки

Определены следующие величины:

Оценка имущества (рублей) Налог (%)
До 10 000 000 0,1
От 10 000 000 до 20 000 000 0,15
От 20 000 000 до 50 000 000 0,25
От 50 000 000 до 300 000 000 0,35
От 300 000 000 3
гаражи/машино-места 0,1
частное незавершенное строительство 0,3
прочая недвижимость 0,5

По замыслу тяготы новой системы в первую очередь почувствуют владельцы дорогостоящей элитной недвижимости. Повышение для собственников строений среднего класса и эконом не столь значительны.

Так считается. Однако на первом ценовом уровне самый широкий диапазон социальной принадлежности людей. В трехкомнатной квартире могут проживать семья, а в «однушке» – не требовательный к условиям бизнесмен.

Отметим, что приведенные в таблице ставки являются базовыми для регионов. На местах законотворческая власть вправе их изменять.

Как и ранее, в текущем году ставки увеличены в основном для собственников дорогостоящих объектов недвижимости, остальные категории владельцев жилья повышение практически не коснулось.

Виды объектов недвижимости

До изменений мы все платили налог за четыре категории «недвижки»:

Поскольку в последние годы в собственности граждан обозначились абсолютно новые формы владений, привычный список пополнился следующим имуществом (ст. 401) :

  • машиноместа;
  • дачи и подобные им постройки на участке;
  • объекты недостроя;
  • единый недвижимый комплекс (ЕНК) – включает несколько построек, объединенных технологически и по расположению в одну систему правоустанавливающими документами собственника (ст. 133.1 ГК РФ).

Регионы применения

Для граждан

В настоящее время большинство регионов перешло на новую налоговую схему – 61 субъект.

Процесс реформирования происходил так:

  1. С 2015 года схема запущена в качестве «пилотного» проекта в 28 регионах страны. Список «первопроходцев» открыли Бурятия, Ингушетия, респ. Коми, Забайкальский край, Удмуртия, Татарстан, г. Москва и некоторые другие регионы страны с приемлемым качеством жизни населения.
  2. На следующий год налоги по кадастру начали взимать еще в 21 субъекте. В 2017 году реформы пришли в Оренбуржье, Адыгею, в Карелию, в Астраханскую, Мурманскую, Орловскую и Тамбовскую области, в Еврейскую область и Чукотскую автономию.
  3. В 2019 году актуально действие программы в 57 регионах РФ. Список пополнил ряд крупных промышленных областей, где качество жизни населения на порядок выше.

Для юридических собственников

Здесь изменения не столь стремительны: в регионах не торопятся применять законодательные новшества.

Кадастровая стоимость для административных объектов, торговых и деловых центров по налоговым периодам применяется следующим образом :

  • 2015 – ввели 29 регионов;
  • 2016 – подключились 19 субъектов;
  • 2017 – список дополнили 8 местностей;
  • 2018 — список субъектов федерации, где изменения, принятые на законодательном уровне, вступили в силу и активно применяются, составляет 64 региона, что в 2,5 раза больше, чем в 2015.

Предоставление льгот и вычетов

В «бочке дегтя» есть «капля меда» – инициаторы новой схемы налога сохранили применяемые налоговые преференции.

Налогоплательщикам по-прежнему предоставляется возможность уменьшить налоговые расходы, а то и вовсе не платить.

Категории льготников

Статья 407 НК определяет круг лиц, полностью освобожденных от имущественных платежей.

В списке льготников:

  • всех категорий;
  • инвалиды детства;
  • граждане, пострадавшие от радиации после различных аварий на гражданских объектах;
  • лица, принимавшие участие в термоядерных испытаниях особого риска;
  • ликвидаторы ядерных аварий на военных объектах;
  • члены семьей военнослужащих, погибших на службе;
  • представители творческих профессий в отношении объектов, используемых непосредственно в такой деятельности;
  • физлица – на хозяйственные постройки до 50 «квадратов», находящиеся на садово-огородных участках, под ИЖС.

Государство пресекает попытки переоформления недвижимости на льготника. Поэтому исключения предоставляется на один объект каждого типа недвижимости по выбору собственника. Если же он не делает этого, ФНС поможет определиться, но не в пользу льготника.

Таким образом, можно одновременно не платить за дом, квартиру и гаражный объект, но вот избежать платежей сразу за две квартиры не выйдет.

Налоговые вычеты

Уменьшить налоги может каждый путем снижения налогооблагаемой площади.

Вычеты предоставляются на такие типы недвижимости (в кв. метрах):

  • комнаты – 10;
  • квартиры – 20;
  • частный дом – 50.

Это общероссийские нормы. Муниципалитеты и власти городов с федеральным статусом вправе увеличивать вычеты.

На практике процедура осуществляется путем вычета из общей оценки кадастровое начисление за льготную площадь. Иногда применение вычетов приводит к отрицательному значению. Собственник может порадоваться: налоговая база считается равной нулю, и платить ничего не придется.

Порядок расчета

Кадастровая стоимость устанавливается субъектом с применением 135-го закона «Об оценочной деятельности».

Периодичность пересмотра :

Узнать актуальную стоимость можно на портале Росреестра через раздел справочной информации. Также можно обратиться к сервису налоговой службы. Но для этого понадобится кадастровый номер объекта.

Собственник не обязан считать налог на свою квартиру самостоятельно. За него это сделает налоговая служба и уведомит соответствующей квитанцией. Однако, в связи с последними изменениями, лучше заранее узнать сумму, которую предстоит выложить в бюджет.

Налоговый расчет по новой схеме проводится с применением формулы:

Н = (Н1*СК – Н2*СИ) *К + Н2*СИ

  • Н – итоговая сумма платежа;
  • Н1 – кадастровая оценка недвижимости;
  • СК – ставка по кадастру;
  • Н2 – инвентаризационная стоимость;
  • СИ – ставка инвентаризационного налога;
  • К – коэффициент.

Коэффициенты понижения : 2016 – 0,2; 2017 – 0,4; 2018 – 0,6; 2019 – 0,8. Собственники выходят на 100-процентную оплату по кадастру без понижения к 2020 г. , после чего платеж считается как умножение кадастровой стоимости на ставку за минусом налогового вычета.

Алгоритм вычислений:

  • определяем размер налога от кадастра;
  • считаем инвентаризационный платеж;
  • определяем разницу между этими показателями;
  • полученный результат умножаем на коэффициент понижения;
  • к итогу прибавляется инвентаризационный налог.

Пример

Рассмотрим перечисление в 2019 году за период 2018.

Данные объекта:

Определим налогооблагаемую базу стоимости: 2500000 * 50 / 30 = 1500000 рублей. Кадастровый налог равен 1500 рублей (1500000 * 0,1 / 100), инвентаризационный платеж – 250 рублей (250 000 * 0,1 / 100).

В результате собственник заплатит 450 рублей: (1500 – 250) * 0,2 + 250.

Порядок оспаривания оценочных действий

Массу вопросов вызывает кадастровая оценка . Часто показатель прилично завышен.

Особенно это касается домов старой постройки: 60-х и 70-х годов. Морально и физически эти строения устарели: амортизационный износ превышает половину их реальной стоимости. Но у государственной системы иное мнение: домик-то, оказывается, еще в цене. На практике продать дом за такие деньги не реально, зато налог получается внушительный. Несоответствия характерны и для более «молодых» объектов.

Поэтому логичен вопрос: можно ли оспорить кадастровую оценку недвижимости при ее завышении? Закон такую возможность предоставляет, но придется проявить настойчивость.

Предоставляется два способа :

  • обращение с иском в судебные инстанции;
  • комиссионное разрешение споров в местном подразделении Росреестра. Ознакомиться с порядком оспаривания можно на ведомственном сайте.

Другая возможная ситуация – ошибки в начислении платежа. Но их обнаружить сможет человек, осведомленный о порядке расчета налога и своих правах на применение льгот.

Восстановить справедливость не сложно:

  • направляется письменная претензия в подразделение ФНС по месту своей регистрации или через личный кабинет налогового портала. В обращении нужно перечислить ошибки в расчете, указать основания для предоставления льгот (если таковые есть). Завершается претензия требованием возврата переплаты;
  • представители ведомства обязаны дать письменный ответ;
  • при несогласии с отрицательным решением или если обращение проигнорировано, нужно идти в суд.

Налоги – платят, права — отстаивают

При введении кадастровой схемы имущественного налога инициаторы ссылаются на мировой опыт. Однако в российских условиях основная доля платежей придется на граждан с невысокими/средними доходами. Помните, от налога вас никто не освободит, а вот подойти к вопросу разумно по силам любому собственнику.

Новшества 2019 года

С 1 января 2019 года вступил в силу закон, подписанный Президентом РФ, которым теперь корректируется механизм исчисления налога по кадастровой стоимости (налог на имущество, земельный налог).

Отменяется коэффициент 0.8, то есть коэффициент будет доходить до значения 0.6 и увеличиваться не будет. Также изменения вводят ограничение в 10% в части увеличения суммы налога к платежу за прошлый год, кроме того они исключают возможность пересчета налога «задним числом», если корректировка не приводит к уменьшению платежа.

С 2019 года если налогоплательщик сумел доказать, что кадастровая стоимость была рассчитана неверно, то закон обязывает использовать при расчете налога измененную кадастровую стоимость именно момента, когда ошибочная стоимость начала применяться.

Ежегодное увеличение суммы налога на имущество, рассчитанной по кадастровой стоимости теперь ограничено 10%.

О новых правилах уплаты взносов за объекты недвижимости смотрите в следующем видеосюжете:

Изменение налога с кадастровой стоимости произошло ожидаемо: такая «перепланировка» намечалась еще с 2004 года. Сейчас процентные ставки по налогам немного выше, нежели несколько лет назад. Для того, чтобы правильно понимать, кто является налогоплательщиком, из чего слагается налог на имущество и кто имеет право на льготы, нужно знать следующее:

Плательщиками налогов на недвижимость являются непосредственные собственники имущества (физические лица), которое признается объектом налогообложения. Имуществом, за которое нужно платить налоги, может являться дом, гараж, квартира, комната, дача, земельный участок, иное строение или сооружение.

Какой налог с кадастровой стоимости и процентные ставки действуют в определенной субъекте, можно узнать в органах местной администрации (в городах федерального значения – органах государственной власти), которые и устанавливают их, основываясь на муниципальных нормативно – правовых актах, и сумма налога будет зависеть от общей инвентаризационной стоимости имущества и типа его использования.

Кадастровая оценка земель

Прежде, чем проводить оценку земельного участка через кадастровую палату, нужно определить его принадлежность к определенному классу земель. Ещё с 1 января 2014 года произошло значительное повышение налогов по кадастровой стоимости, и теперь налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости следующих видов недвижимого имущества:

  • Административно – деловые и торговые центры и помещения в них, в т.ч. и офисы, сдающиеся в аренду предпринимателям.
  • Нежилые помещения, в которых могут находиться офисы, объекты торговли и общественного питания.
  • Объекты недвижимости иностранных предприятий и организаций, деятельность которых в РФ не осуществляется через постоянные представительства.

Земельные участки, в основном, классифицируются на:

  • участки под ИЖС;
  • для сельхоз. использования;
  • для дачного строительства и другое.

Государственную кадастровую оценку земель нужно проводить не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет.

В отличие от инвентаризационной стоимости, кадастровая стоимость оцениваемого имущества значительно ближе к рыночной, при этом учитывается месторасположение объекта налогообложения, сегмент, если оценивается квартира – то и ее расположение на определенном этаже.

Перерасчет налога с кадастровой стоимости. Если кадастровая стоимость получается больше рыночной, то тут сразу же увеличивается и сумма налога. С другой стороны, благодаря повышению налога по кадастровой стоимости может даже получиться и 20%-ная экономия ввиду увеличения расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

У налогоплательщика в данной ситуации есть два выхода: согласиться с результатами кадастровой оценки, или же заказать проведение независимой экспертизы, если затронуты интересы организации, а не физического лица. Организация может оспорить результаты проведения кадастровой оценки в комиссии по рассмотрению и разрешению споров по результатам проведения кадастровой оценки имущества, или же в арбитражном суде. Если истец недоволен результатом обращения в комиссию, ее решение также оспаривается в арбитражном суде.

Налог на имущество, кадастровая стоимость с 1 января 2016 года владельцам торговых, бизнес и административным центров, налоги за которые исчисляются, исходя из кадастровой стоимости здания, также придется платить налог на кадастровую стоимость имущества. На данный момент юридические лица, работающие с ЕНВД И УСН, от таких выплат освобождены.

Кадастровая стоимость здания для расчета налога на имущество, который исчисляется, исходя из кадастровой стоимости здания и остаточной стоимости оборудования, находящегося в нем. Например, если налоговая ставка для торговых центров равна 1% (для прочего имущества – 1,1%), а кадастровая стоимость здания – 50 млн. рублей, то величина налога будет равна 50 000 000 * 1% = 500 000 руб.

Расчет остаточной стоимости оборудования: например, 12 месяцев в году она может быть равна 1500000 руб., тогда: (12 * 1500000): (12+1) = 1385000 (налог на оборудование).

Как рассчитать налог по кадастровой стоимости

Какой налог будет от кадастровой стоимости с 2014 года, можно узнать из нижеописанного. На данный момент налоговые ставки непосредственно зависят от общей стоимости облагаемого налогом имущества, но не могут превышать 2%:

До 300 000 руб. – до 0,1 % от суммы.

От 300 000 руб. до 500 000 руб. – 0,1 – 0,3 % от общей суммы.

От 500 000 руб. – от 0,3 до 2.0 % от суммы.

В ближайшее время Министерство финансов РФ планирует перевести налоговые ставки не в зависимости от кадастровой стоимости имущества, а по категории облагаемой налогом недвижимости. Например:

Квартиры и жилые помещения – 0,1 %

Участки под ИЖС, дачные участки и сельхоз. предназначения – 0,5 %

Объекты, стоимость которых превышает 300 млн. рублей – от 0,5 до 1%

Прочие объекты – 1,5 %

Исходя из вышеперечисленных данных, налог на имущество = кадастровая стоимость объекта недвижимости * местную налоговую ставку. Например, кадастровая стоимость недвижимости составляет 300 000 рублей, при этом процентная ставка составит 0,1 % от суммы:

300 000 *0,1 % = 300 рублей (сумма налога на имущество).

Льготы по налогу на недвижимость . От уплаты налога на недвижимость могут быть освобождены Герои СССР и РФ; лица, награжденные орденом Славы трех степеней; Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства, независимо от группы; Участники гражданских войн и Великой Отечественной войны, других военных операций по защите бывшего СССР; Вольнонаемные служащие состава Советской Армии, ВМФ, органов внутренних дел; участники ликвидации последствий аварии на Чернобыле, или подвергшиеся воздействию радиации в радиусе действия радиоактивных веществ; Пенсионеры, получающие гос. пенсию; Родители и супруги военнослужащих, которые погибли при исполнении служебных обязанностей.

Льготы начинают действовать с месяца возникновения права на нее.

В 2016 году планируется увеличение суммы налога в 2 раза, так что собственникам недвижимого имущества придется потуже затянуть пояса. Если сейчас расчет производится, в основном, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, то после принятия соответствующих законов он будет осуществляться исключительно из кадастровой стоимости, которая ближе к рыночной - соответственно, и налог будет больше.

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

  • административно-деловых и торговых центров (и помещений в них) на земельных участках, у которых один из видов разрешенного использования – размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м (и помещений в них), где размещены офисы, торговые помещения, заведения общепита и бытового обслуживания населения, или фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения;
  • расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 3000 кв. м, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита объектов бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (и нежилых помещений в таких зданиях), если назначение зданий и помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 " ").

В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З " ", налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие "в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…". То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/9464@ " ", данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные "налоговые" нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с , перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Москва

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

  • расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП " ";
  • указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России