Налоговые последствия при получении бюджетных субсидий. Субсидия и ндс

Как следует из разъяснений чиновников, уплачивать ли НДС с полученных субсидий, зависит от того, на какие цели получены бюджетные средства.

Понятие субсидии

Субсидии юридическим лицам (кроме государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам (производителям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством или реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Субсидии из бюджета предоставляются:

– из федерального бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете;

– из бюджета субъекта РФ – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ;

– из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Возмещение затрат и убытков

Зачастую убытки неизбежны в случае применения регулируемых цен.

Как указано в пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами или органами местного самоуправления. Это в определенных ситуациях может относиться и к сфере сельского хозяйства.

Однако убытки в сельском хозяйстве могут возникнуть и по климатическим причинам – засуха, заморозки, наводнения, град…

Начисление НДС

В рассматриваемой ситуации платить на добавленную стоимость не нужно.

Если бюджетные средства выделены на компенсацию расходов по оплате приобретаемых материальных ресурсов, работ, услуг или на покрытие убытков, связанных с применением государственных регулируемых или льготных цен, с полученных средств НДС не начисляется. Об этом же – в письмах Минфина России от 22 января 2013 г. № 03-07-11/09, от 22 марта 2011 г. № 03-07-11/65 и УФНС России по г. Москве от 23 июня 2009 г. № 16-15/63905.

Кроме того, этот подход был поддержан в определении ВАС РФ от 11 сентября 2009 г. № ВАС-11428/09. Однако есть проблемы с возмещением НДС.

Вычет «входного» НДС

Если получает субсидию из федерального бюджета на возмещение затрат по оплате приобретенных товаров, работ, услуг с учетом НДС, принятый к вычету налог придется восстановить (подп. 6 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: речь идет исключительно о субсидиях из федерального бюджета.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость товаров, работ, услуг, а учитываются в составе прочих расходов согласно статье 264 Налогового кодекса РФ.

Налог восстанавливается в том налоговом периоде (квартале), в котором получены субсидии. Из этого очевидно, что при оплате товаров, работ, услуг за счет субсидии, полученной из федерального бюджета, «входной» НДС предъявить к вычету нельзя.

При восстановлении НДС в книге продаж следует зарегистрировать тот счет-фактуру, на основании которого налог ранее был принят к вычету. Он регистрируется на восстановленную сумму. Об этом говорится в пункте 14 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. При этом вносить изменения в книгу покупок не нужно.

Правда, если получена из федерального бюджета без учета НДС, то обязанность восстанавливать налог, принятый к вычету, у налогоплательщика отсутствует (письмо Минфина России от 27 декабря 2011 г. № 03-07-11/347). Не нужно это делать и в случае, если субсидия получена не из федерального бюджета.

Проблемная ситуация

При трактовке норм Налогового кодекса РФ важны каждое слово, скобки и даже запятые. У налогоплательщиков, не учитывающих эти тонкости, нередко возникают сложности при налоговых проверках.

Так, в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ используется термин «возмещение». Между тем существует еще и такое понятие, как «частичное возмещение». Поэтому из буквального прочтение данного подпункта следует, что на частичную компенсацию требование о восстановлении «входного» НДС не распространяется.

Для того чтобы у чиновников не было возможности просто отмахнуться от этого неудобного факта, приведем два любопытных судебных решения. И хотя они вынесены арбитрами с учетом норм, действовавших ранее, однако для конкретных вопросов, связанных с частичным возмещением затрат за счет субсидии, это роли не играет.

Во-первых, в постановлении ФАС Поволжского округа от 28 февраля 2011 г. № А65-18315/2010 судьи указали, что в статье 170 Налогового кодекса РФ отсутствует указание на обязанность налогоплательщика восстанавливать сумму «входного» НДС по приобретенным материальным ценностям, стоимость которых впоследствии частично возмещена за счет субсидий из федерального бюджета.

Во-вторых, в постановлении ФАС Поволжского округа от 27 января 2011 г. № А65-11184/2010 суд вынес решение, которое можно использовать даже сейчас. Налогоплательщик купил удобрения за свой счет с учетом НДС. Затем он получил субсидию на частичную компенсацию данных затрат, причем в платежных документах на предоставление субсидии НДС не выделялся. Перед налоговиками встала задача доказать, что эта частичная компенсация покрыла не только часть основной стоимости удобрений, но и часть «входного» налога. Но суд это опроверг.

Обычная покупка

Если в рамках государственной программы бюджет что-то приобретает у налогоплательщиков, на наш взгляд, назвать это субсидией невозможно. Тут и говорить не о чем.

Но есть еще вариант, когда бюджет компенсирует разницу между полной ценой товара, работы и услуги и той регулируемой ценой, по которой эти товары, работы или услуги продавец вынужден отдавать покупателям.

Как отличить субсидию на компенсацию затрат от данного вида субсидии?

Для этого можно использовать информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98.

При получении бюджетных средств в связи с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным категориям потребителей налогоплательщик не приобретает какие-либо товары, работы, услуги, для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а, наоборот, сам оказывает услуги. Данные бюджетные средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Эти средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему усмотрению. О расходовании указанных средств налогоплательщик не обязан отчитываться. Таким образом, такая субсидия должна трактоваться как обычная выручка компании и, соответственно, облагаться НДС.

Однако если организация начисляет и уплачивает НДС с сумм, получаемых из бюджета в оплату его товаров, работ или услуг, то и суммы «входного» налога подлежат вычету в обычном порядке.

Важно запомнить

«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), оплаченным за счет субсидий из региональных и местных бюджетов, можно принять к вычету из бюджета.

Субсидирование – это финансовая поддержка государства, выделяемая из бюджетов или внебюджетных фондов разных уровней. Государство субсидирует организации, осуществляющие деятельность в наиболее важных, с точки зрения необходимости развития, областях экономики. Например, в настоящее время действуют субсидии сельхозпроизводителям, винодельческим компаниям (на выращивание винограда), предприятиям малого и среднего бизнеса и другие.

Кроме того, государство оказывает поддержку организациям социально значимых сфер: ЖКХ, общественного транспорта, производства и реализации лекарственных средств. Они отпускают свою продукцию не по рыночным, а по регулируемым тарифам и ценам, а также предоставляют установленные законодательством льготы незащищенным слоям населения. Все это зачастую приводит к существенному снижению прибыли таких организаций либо к возникновению убытка. Субсидии выделяются государством на покрытие расходов либо убытков, которые возникли из-за применения регулируемых цен и предоставления льгот.

Что такое субсидия и откуда они берутся

Субсидии - это средства, выделяемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ или услуг. Они выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения недополученных доходов или затрат, которые связаны с производством товаров, оказанием услуг, выполнением работ. Такое определение субсидии дает статья 78 Бюджетного кодекса России.

Субсидии выделяются из федерального, регионального и местного бюджетов, а также федеральных и территориальных государственных внебюджетных фондов. Случаи и порядок предоставления субсидий устанавливаются законодательными и подзаконными актами соответствующего уровня - федерального, регионального и местного:

  • федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о государственных внебюджетных фондах, нормативно-правовыми актами Правительства РФ и федеральных государственных органов,
  • законами субъектов РФ о бюджете субъекта и бюджетах территориальных внебюджетных фондов, нормативно-правовыми актами правительства региона или органов государственной власти региона,
  • решениями руководящих органов муниципального образования о местном бюджете, муниципальными правовыми актами, актами органов местного самоуправления.

Обложение НДС субсидируемых операций

Если затраты компании так или иначе компенсируются из бюджета, должна ли она платить с субсидируемой деятельности НДС? Обратимся к главе 21 Налогового кодекса. В соответствии со статьей 146, этим налогом облагается реализация товаров, работ или услуг. При этом источник их оплаты не принимается во внимание. Причем база по НДС возникает даже тогда, когда реализация происходит на безвозмездной основе. Следовательно, получение субсидий от государства никоим образом не влияет на обязанность компании исчислить и уплатить НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, доходы от субсидируемых видов деятельности в целях исчисления НДС учитываются по фактической цене реализации. Как следует формировать базу по НДС - с учетом полученной государственной поддержки или нет? Ответ на этот вопрос зависит от того, на что конкретно выделены субсидии.

Если субсидии получены на компенсацию расходов или на покрытие убытка от реализации субсидируемых товаров, работ либо услуг, то их не следует включать в налогооблагаемую базу по НДС. Это общее мнение Минфина, ФНС и арбитражных судов (разъяснения Минфина в письмах от 03.06.13 № 03-03-06/4/20240, от 26.07.11 № 03-03-06/4/83 и других, письмо УФНС России по г. Москве от 23.06.09 № 16–15/63905, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.13 по делу № А38-6048/2011).

Совершенно иная ситуация возникает тогда, когда субсидии имеют другие цели, например, покрытие разницы в ценах. В таком случае они представляют собой суммы, связанные с расчетами за товары, и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, включаются в базу по НДС. Разъяснение этой позиции есть в письме Минфина от 17.08.11 № 03-07-11/227, а также в письме УФНС России по г. Москве от 18.12.07 № 19–11/120978.

Обязанность восстановления НДС при получении субсидии

Как было упомянуто выше, субсидии могут быть направлены на компенсацию затрат налогоплательщика, связанных с осуществлением субсидируемых операций. Средства, полученные из бюджета, он может направить, например, на закупку материальных ценностей, оплату услуг или работ, которые понадобятся в ходе попадающей под субсидии деятельности. Может ли налогоплательщик заявить к вычету НДС с этих расходов?

Ранее у контролирующих органов не было единой позиции по этому вопросу: ФНС допускала вычет НДС в указанном случае (поддерживали инспекцию и арбитражные суды), а Минфин выступал против и указывал на возникновение ситуации двойного возмещения налога из бюджета.

С 01.10.2011 все изменилось - теперь подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ требует от налогоплательщика восстановить НДС, принятый ранее к вычету по товарам, работам или услугам, имуществу и имущественным правам, если на их приобретение он получил субсидию из федерального бюджета. Налог следует восстановить в том периоде, когда была получена государственная поддержка, в размере, принятом к вычету. В стоимость приобретенных товаров, иного имущества, работ или услуг восстановленные суммы не включаются - их следует отнести к прочим расходам, учитывающимся при налогообложении прибыли.

Поясним на примере. Компания закупила во II квартале товары, которые необходимы для осуществления субсидируемой деятельности. На эти цели было потрачено 118 тыс. рублей, в том числе 18 тыс. рублей НДС, который в том же периоде был принят к вычету. В III квартале из федерального бюджета была получена субсидия на компенсацию затрат в размере 500 тыс. рублей. Это значит, что в III квартале компания должна восстановить вычтенный ранее налог в сумме 18 тыс. рублей и отразить это в декларации по НДС. Восстановленную сумму организация учитывает в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.

Особенностью нормы подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ является ввод обязанности по восстановлению НДС лишь в случае получения субсидий из федерального бюджета. То есть если субсидия получена из бюджета субъекта РФ или муниципального образования, то восстанавливать НДС, вычтенный при приобретении товаров и прочего имущества, работ либо услуг, не нужно (письмо Минфина от 30.10.12 № 03-07-11/462).

Получение субсидий: "бюджетный" НДС (Ремчуков С.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

С 1 июля 2017 года при получении субсидии на возмещение затрат по оплате товаров, работ или услуг необходимо восстановить принятый к вычету "входной" НДС по таким товарам. Причем теперь не имеет значения, из какого бюджета получена эта субсидия (федерального, регионального или местного). Однако в некоторых случаях восстанавливать НДС все же не придется. Внимание на нюансы.

Для целей главы 21 Налогового кодекса (далее - Кодекс) принципиальное значение имеет целевое назначение полученных плательщиком НДС субсидий. Здесь возможны два варианта.
Вариант 1. Субсидия выделена в качестве оплаты реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.
В этом случае такая субсидия, поскольку связь с оплатой товара, что называется, налицо, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса включается в базу по НДС. При этом и суммы "входного" НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в общем порядке (см. письмо Минфина от 17 февраля 2016 г. N 03-07-11/8728).
Вариант 2. Субсидия получена на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг).
В этом случае связи с оплатой товаров (работ, услуг) уже нет. Соответственно, в базу по НДС такие субсидии уже не включаются. Но одновременно встает вопрос о восстановлении НДС. И ответ на него с 1 июля 2017 года поменялся.

До 1 июля согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы "входного" НДС предписывалось восстановить в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и на иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
В этом случае восстановить следовало НДС в размере, ранее принятом к вычету. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. И последнее: "восстановленный" НДС в стоимость товаров не включается, а учитывается в составе прочих расходов по статье 264 Кодекса.

Сам порядок восстановления "бюджетного" НДС с 1 июля 2017 года остался прежним, изменился лишь перечень оснований для восстановления НДС. Соответствующие поправки в подпункт 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса внесены Законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ. Теперь в нем сказано, что восстанавливать НДС нужно в случае "получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией".
Отличие состоит в том, что до 1 июля 2017 года восстанавливать НДС нужно было только при получении субсидий на покрытие ранее осуществленных затрат на товары (работы, услуги) из федерального бюджета. И, кстати говоря, Минфин подтверждал, что при получении аналогичных субсидий из регионального или местного бюджета восстанавливать НДС Кодекс не требует (см. письма Минфина от 30 августа 2016 г. N 03-07-11/50508, от 16 декабря 2015 г. N 03-07-11/73587, от 28 сентября 2015 г. N 03-07-11/55158 и т.д.).
А вот с 1 июля 2017 года восстанавливать НДС требуется вне зависимости от того, из какого бюджета получена субсидия на возмещение затрат по оплате товаров (работ, услуг).

Новый порядок и переходные положения

Как мы уже отметили, сам порядок восстановления НДС при получении названных субсидий остался прежним. Налог восстанавливается в том периоде, в котором получена субсидия. То есть момент, когда товары были приобретены, оплачены и поставлены на учет, никакого значения не имеет. Видимо поэтому Законом N 401-ФЗ не было предусмотрено никаких переходных положений, касающихся восстановления НДС при получении субсидий.

Пример 1. ООО "Прогресс" в апреле 2017 года приобрело и оплатило оборудование стоимостью 5 310 000 руб. (в т.ч. НДС - 810 000 руб.). Оборудование принято к учету также в апреле 2017 года.
Поскольку оборудование приобретено для использования в деятельности, облагаемой НДС, "входной" НДС в сумме 810 000 руб. принят к вычету.
В июне 2017 года ООО "Прогресс" получило из бюджета субъекта РФ субсидию, которая покрывает 40 процентов стоимости оборудования с учетом НДС.
В связи с тем что субсидия на возмещение затрат на оплату оборудования получена до 1 июля 2017 года из регионального, а не федерального бюджета, то обязанности восстанавливать НДС у общества не возникает.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, однако допустим, что субсидию из регионального бюджета ООО "Прогресс" получило 5 июля 2017 года.
При таких обстоятельствах при получении субсидии общество в III квартале 2017 г. обязано восстановить НДС в сумме 324 000 руб. (810 000 руб. x 40%).

Исключительный случай

В завершение хотелось бы обратить внимание еще на один момент. Как до 1 июля 2017 года, так и после указанной даты в подпункте 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса говорится о восстановлении НДС в случае получения субсидии на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. На этом основании Минфин, к примеру, в письме от 23 октября 2015 г. N 03-07-11/60945 разъяснил, что если субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), выделены без учета НДС, то подпункт 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса не применяется. То есть суммы НДС восстанавливать не нужно.
Представляется, что данное разъяснение актуально и после 1 июля 2017 года, с тем лишь отличием, что теперь не важно, из какого бюджета получены указанные субсидии (федерального, регионального или местного).

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу восстановления налога на добавленную стоимость при получении частичной компенсации затрат налогоплательщика за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения им в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с приобретением товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость, а также на возмещение затрат по уплате этого налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. При этом восстановление сумм налога на добавленную стоимость производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставленных субсидий.

Таким образом, при получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление налога на добавленную стоимость производится в части полученных субсидий.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Письмо
Министерства финансов РФ
от 09.02.2012 № 03-07-11/32

<…> по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении субсидий, предоставленных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации издательскому дому на возмещения затрат, связанных с производством и выпуском газеты, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим в случае получения налогоплательщиком денежных средств, не связанных с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, такие денежные средства в налоговую базу не включаются.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются.

В случае если предоставляемые субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке.

Что касается применения вычетов по налогу на добавленную стоимость, то при оплате налогоплательщиком сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам) как за счет собственных средств налогоплательщика, так и за счет субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, указанные суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса.

В отношении применения нормы пункта 2 статьи 154 Кодекса следует отметить, что на основании указанной нормы при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не учитываются суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации только в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А. Комова

Комментарий эксперта

Определение базы по НДС в отношении субсидий

Данные письма посвящены злободневному вопросу о применения налогоплательщиками налога на добавленную стоимость при получении субсидий из бюджетов различных уровней на возмещение определенного рода затрат. В этих двух достаточно коротких писем несмотря на их лаконичность содержится весьма много полезной для налогоплательщиков информации. Какие же именно вопросы связанные с данной тематикой рассматриваются в комментируемых письмах?

Облагаются ли полученные субсидии НДС?

Конечно нет. Ведь согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим в случае получения налогоплательщиком денежных средств, не связанных с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, такие денежные средства в налоговую базу не включаются. Таким образом, делают вывод финансисты, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджета субъекта Российской Федерации на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются. Хотя в письме говорится о не обложении НДС региональных субсидий, точно по тем же основаниям не подлежат налогообложению и субсидии получаемые налогоплательщиком из федерального бюджета.

При этом в письме Минфин напоминает налогоплательщикам, что субсидия субсидии рознь. В случае если предоставляемые субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке на основании пункта 1 статьи 146 НК РФ.

Вычеты по НДС

Что касается применения вычетов по налогу на добавленную стоимость, то при оплате налогоплательщиком сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам) как за счет собственных средств налогоплательщика, так и за счет субсидий. Здесь чиновники опять говорят нам, что не все субсидии для целей НДС одинаковы. Так, при оплате налогоплательщиком сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам) как за счет собственных средств налогоплательщика, так и за счет субсидий, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, указанные суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), принимаются к вычету в обычном порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса. А вот если налогоплательщиком получает компенсацию затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, то он должен произвести восстановление налога на добавленную стоимость по таким товарам (работа, услугам) ранее принятого им к вычету.

Отметим, что данный подход финансистов к вопросу восстановления НДС в зависимости от статуса бюджетных средств далеко не нов. Впервые такой подход был предложен Минфином России в письме от 21.10.2009 № 03-07-11/260 в котором, выражено мнение, что принятие к вычету (возмещению) сумм НДС, оплаченных за счет средств федерального бюджета, приводит к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому в случае уплаты НДС по товарам (работам, услугам) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации расходов, данные суммы налога к вычету приниматься не должны. В связи с этим суммы налога по товарам, оплаченным за счет средств федерального бюджета, следует восстанавливать . Суммы же налога по товарам, оплаченным за счет бюджетов субъектов РФ, восстановлению не подлежат. В другом письме от 09.03.2010 № 03-07-11/52 эта позиция была также четко подтверждена. В нем чиновники еще раз разъяснили, что при выполнении строительно-монтажных работ за счет средств, выделенных в виде субсидий из местного бюджета , а также при выполнении строительно-монтажных работ, оплаченных за счет других источников, и при осуществлении которых из местного бюджета выделены субсидии на возмещение затрат на приобретение материалов, используемых в СМР вычет по НДС применяется в общеустановленном порядке .

ФНС России также выразила свое согласие с вышеизложенным подходом (см письма от 28 июля 2009 года N 3-1-11/544@, от 15 июня 2009 года № 3-1-11/417). Однако в письмах налогового ведомства отмечен и другой факт. Наличие по данному вопросу определенным образом сложившейся арбитражной практики, не ограничивающей право на вычет НДС в зависимости от источника средств которыми он был оплачен.

Действительно, арбитражная практика в большинстве случаев складывается именно в пользу налогоплательщиков (см. например Постановления ФАС ПО от 19.08.2008 № А65-27753/07, ФАС ВСО от 04.10.2006 № А33-18861/05-Ф02-5023/06-С1, ФАС Центрального округа от 12 января 2009 года по делу № А35-916/08-С15, Определение ВАС РФ от 16.05.2007 № 3266/07, постановления ВАС РФ от 13.03.2007 № 9591/06 и от 01.04.2008 № 13419/07). В них говорилось, что условия и порядок применения налоговых вычетов определены в статьях 169, 171, 172, 173 Налогового кодекса РФ. Названные нормы не содержат ограничений в применении вычетов по налогу на добавленную стоимость в случаях, если суммы налога за приобретенные товары уплачены поставщику покупателем за счет средств, выделенных покупателю из бюджета. Кроме того, положениями статьи 170 Налогового кодекса РФ, которая содержит исчерпывающий перечень случаев отнесения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщику при приобретении товаров (работ, услуг), на затраты, не предусмотрено включение в затраты названных сумм налога по тому основанию, что они оплачены поставщикам за счет бюджетных средств.

При этом арбитры не делали ни какого различия в налогообложении в зависимости от того факта из какого именно бюджета была получена налогоплательщиком субсидия. Тем, страннее выглядела позиция фискальных органов построенная только на различиях в источнике поступления средств, а не их глубинной экономической сущности и норм самого Налогового кодекса РФ. И до 1 октября 2011 года данная позиция не выдерживающая серьезной критики, что и доказывали судебные победы налогоплательщиков.

Однако в результате все продолжающихся налоговых споров к доводам Минфина прислушались законодатели и решили закрепить такой подход в соответствующих нормах главы 21 Кодекса. Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 245-ФЗ с 1 октября 2011 года статья 170 Налогового кодекса РФ регулирующая правила восстановления налога дополнена подпунктом 6 предусматривающего необходимость такового в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. Так что теперь все споры по данному вопросу можно считать окончательными решенными в силу того, что выработанный чиновниками подход теперь получил законодательное оформление.

При этом данный порядок не распространяется на субсидии из местного или регионального бюджетов.

Обратим внимание налогоплательщиков на один нюанс - если субсидия получена без учета НДС, то, даже не смотря на ее федеральный статус, обязанность восстанавливать налог, ранее правомерно принятый к вычету, у налогоплательщика отсутствует . Этот вывод можно сделать из более раннего письма Минфина России, но рассматривающего ситуацию уже в условиях нового законодательного регулирования данного вопроса (письмо от 27 декабря 2011 года N 03-07-11/347).

Частичная компенсация затрат

Минфин говорит, что, при получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление налога на добавленную стоимость производится в части полученных субсидий. Вполне логичный и экономически оправданный подход, но вот только очень лаконичный, в силу чего у налогоплательщиков остаются вопросы по его применению.

В частности остается не до конца ясно, как следует восстанавливать НДС, если выделенная федеральная субсидия предназначена для компенсации большого круга расходов часть из которых содержит НДС, а часть нет. При этом покрывает не весь их совокупный объем, а только какую-либо часть. В этих условиях нам представляется наиболее логичным применить следующий вариант расчета. Считать, что субсидия относится к каждому виду компенсируемых расходов пропорциональной удельному весу каждого конкретного вида расхода к общей их массе. Метод пропорционального деления является обычным в ситуациях принципиально аналогичных с данной и как правило не вызывает споров с проверяющими. Тем не менее, во избежании лишних споров, его все равно целесообразно закрепить у налоговой учетной политике организации. Конечно, в виду отсутствия в Налоговом кодексе РФ четкого алгоритма действий в такой ситуации налогоплательщик может попытаться применить и другой метод восстановления, отличный от пропорционального. Однако в этом случая вероятность спора возрастает, а налогоплательщик должен понимать, что ему предстоит доказывать налоговикам, а потом скорее всего и судьям, что использованный им метод так же является не только более выгодным для него, но и экономически оправданным.

Налоговый консультант С.М. Рюмин

С 01.07.2017 внесены поправки в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. Суммы НДС подлежат восстановлению при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Организация - сельскохозяйственный товаропроизводитель является получателем субсидий из бюджетной системы РФ, в частности только из бюджета субъекта - Республики Татарстан. Организацией получена субсидия из бюджета субъекта Республики Татарстан на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. Денежные средства были использованы на погашение кредиторской задолженности за приобретенные ГСМ и на покупку удобрений.
Каков порядок применения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ до 1 июля 2017 года и после в ситуациях:
- если субсидия получена в счет возмещения (компенсации) уже произведенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг);
- если субсидия получена для финансирования затрат на приобретение товаров (работ, услуг), которые будут произведены после ее получения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации при получении налогоплательщиком бюджетной субсидии из бюджета субъекта Республики Татарстан до 1 июля 2017 года, вне зависимости от того, учтен ли в сумме субсидии НДС или нет:
- при ее получении в счет возмещения ранее произведенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), НДС, принятый к вычету, восстановлению не подлежит;
- при ее получении в счет финансирования затрат, которые будут произведены на приобретение товаров (работ, услуг), НДС принимается к вычету в установленном порядке.
Соответственно, после 1 июля 2017 года при получении налогоплательщиком бюджетной субсидии из бюджета субъекта Республики Татарстан в зависимости от того, учтен ли в сумме субсидии НДС или нет:
- при ее получении в счет возмещения ранее произведенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), НДС, принятый к вычету, подлежит восстановлению;
- при ее получении в счет финансирования затрат, которые будут произведены на приобретение товаров (работ, услуг), НДС принимается к вычету в установленном порядке (в случае их приобретения с учетом НДС, в противном случае НДС подлежит восстановлению).

Обоснование вывода:
В соответствии с БК РФ субсидии, в частности, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных), выполнением работ, оказанием услуг.
При этом субсидия может быть получена как до, так и после фактического осуществления расходов, связанных с приобретением товаров (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов, имущественных прав.
Согласно НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные налоговые вычеты. По общему правилу вычетам подлежат суммы налога при выполнении следующих условий:
- товары (работы, услуги) должны быть приняты к учету, что должно быть подтверждено соответствующими документами ( НК РФ);
- товары (работы, услуги) должны использоваться в деятельности, облагаемой НДС, или предназначаться для перепродажи ( НК РФ);
- налогоплательщик должен получить от поставщика счет-фактуру ( , НК РФ).
Иных требований либо ограничений для получения права на налоговые вычеты по НДС не предусмотрено.
Соответственно, возможность применения налоговых вычетов по НДС не ставится в зависимость от источника финансирования приобретения товаров (работ, услуг).
Вместе с тем в НК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда НДС, ранее правомерно принятый к вычету, подлежит восстановлению.
Так, в соответствии с НК РФ в редакции, вступившей в силу с 01.07.2017, суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам) в порядке, предусмотренном НК РФ, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат (включая налог), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Следовательно, начиная с 01.07.2017 при получении после указанной даты субсидий из бюджета субъекта РФ (или муниципального бюджета) на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), суммы НДС по таким товарам (работам, услугам), ранее принятые к вычету, необходимо восстанавливать (смотрите также Минфина России от 20.07.2017 N 03-07-11/46139, от 21.06.2017 N , от 14.02.2017 N ).
Соответственно, если до 1 июля 2017 года при получении субсидий из бюджетной системы РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), суммы НДС по таким товарам (работам, услугам), ранее принятые к вычету, необходимо было восстанавливать только по тем субсидиям, которые получены из федерального бюджета РФ, а с 1 июля 2017 года указанное требование распространяется и на субсидии, полученные из бюджетов субъектов РФ (или муниципальных бюджетов).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации при получении организацией - сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидий из бюджета субъекта Республики Татарстан после 01.07.2017 на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), суммы НДС по таким товарам (работам, услугам), ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению.
Следует отметить, что понятие "затраты" включает в себя различные издержки предприятия, в том числе и уплаченные суммы НДС (смотрите также Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2017 N 09АП-10993/17).
В соответствии с НК РФ восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету.
Согласно НК РФ суммы НДС, подлежащие восстановлению в соответствии с НК РФ, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со НК РФ.
В силу НК РФ восстановление сумм НДС производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
При этом на основании НК РФ субсидии из бюджетной системы РФ являются внереализационными доходами налогоплательщика и датой их получения признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации если субсидия и бюджета субъекта Республики Татарстан на возмещение расходов, связанных с приобретением товаров (работ, услуг) фактически получена до 1 июля 2017 года, то у организации отсутствует обязанность восстановления НДС по таким товарам (работам, услугам).
При этом до недавнего времени некоторые налоговые органы настаивали на необходимости восстановления НДС в случае получения субсидии из любого бюджета (не только федерального).
Свою позицию они обосновывали тем, что федеральный бюджет является источником финансирования региональной (муниципальной) программы выделения субсидий.
Однако такой подход не поддерживал ни Минфин (смотрите письма от 30.08.2016 N 03-07-11/50508, от 16.12.2015 N 03-07-11/73587, от 28.09.2015 N 03-07-11/55158), ни суды.
Принятое Судебной коллегией ВС РФ определение от 21.01.2016 N 310-КГ15-13228 по делу N А09-7805/2014 (субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета области, источником финансового обеспечения которой признавались среди прочего целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета, в связи с чем получение указанных бюджетных средств не влечет обязанности восстанавливать ранее принятые к вычету суммы "входного" НДС) было направлено ФНС России от 07.07.2016 N СА-4-7/12211@ нижестоящим налоговым органам для использования в работе. Смотрите также определение ВС РФ от 03.10.2016 N 303-КГ15-5376 по делу N А73-2581/2014, определение ВС РФ от 06.09.2016 N 303-КГ16-10654 по делу N А73-7805/2014.
Также следует отметить, что необходимость восстановления НДС при получении субсидий из бюджетов субъектов РФ (или муниципальных бюджетов) напрямую связана с тем, учтен ли НДС при выделении из соответствующих бюджетов таких субсидий.
Так, в Минфина России от 02.10.2015 N 03-07-11/56446 указано, что, если субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), выделены без учета НДС, НК РФ не применяется и, соответственно, суммы НДС восстановлению не подлежат (смотрите также письма Минфина России от 23.10.2015 N 03-07-11/60945, от 06.12.2011 N 03-07-11/337, ФНС России от 14.04.2016 N СД-4-3/6551@).
Также, по мнению специалистов финансового ведомства ( Минфина России от 17.07.2017 N 03-03-06/1/45246, от 09.01.2017 N , от 15.04.2016 N , от 17.02.2016 N , от 03.02.2012 N ), если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в порядке, установленном НК РФ.
В случае если денежные средства в виде субсидий получены налогоплательщиком на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых им товаров (работ, услуг), то такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При оплате указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из бюджетов бюджетной системы РФ, суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании НК РФ.
Иными словами, в целях порядка учета НДС финансовое ведомство выделяет две ситуации:
- когда налогоплательщик получает субсидию из бюджета на возмещение понесенных им затрат по приобретению товаров (работ, услуг), то вне зависимости от вида бюджета, из которого получена такая субсидия, она не включается в базу по НДС и, соответственно, НДС на основании НК РФ подлежит восстановлению.
- когда налогоплательщик получает субсидию из бюджета в счет оплаты за реализованные им товары (работы, услуги), облагаемые НДС, то вне зависимости от вида бюджета такая субсидия подлежит включению в базу по НДС, но такой НДС восстановлению не подлежит.
При этом в рассматриваемой ситуации возможен и такой случай, что бюджетная субсидия получена налогоплательщиком до осуществления затрат на приобретение товаров (работ, услуг).
В таком случае, учитывая вышеприведенные нормы, порядок учета и восстановления НДС будет зависеть от того, учтен ли НДС при выделении такой субсидии.
Рассматриваемая норма НК РФ обусловлена исключением возможности получения налогоплательщиками "двойного вычета".
Включение в НК РФ правила об обязанности по восстановлению НДС объясняется тем, что налогоплательщик уже получил "вычет" НДС посредством получения денег из бюджета в форме субсидии. Такой вывод подтверждается в Минфина РФ от 18.11.2016 N 03-07-11/68000: "В случае оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы НДС вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета".
Таким образом, полагаем, что если в рассматриваемой ситуации налогоплательщик получает субсидию из бюджета субъекта Республики Татарстан с учетом НДС, то при приобретении товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, такой НДС, выставленный поставщиком, организация к вычету не принимает. Поскольку НДС, учтенный в составе выделенной субсидии, считается уже возмещенным налогоплательщику.
Соответственно, если в сумме полученной бюджетной субсидии сумма НДС не учтена, то налогоплательщик при приобретении товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, вправе предъявить НДС к вычету в установленном порядке.
Следуя данной логике, надо полагать, что если бюджетная субсидия предоставляется налогоплательщику с учетом НДС, а налогоплательщик приобретает за счет такой субсидии товары (работы, услуги) не облагаемые НДС, то очевидно, что НДС, полученный из бюджета в составе бюджетной субсидии, также подлежит восстановлению.
При этом следует отметить, что в ситуациях, когда осуществление налогоплательщиком затрат на приобретение товаров (работ, услуг) предшествует дате получения бюджетной субсидии, то по мнению судов, факт учета НДС в составе субсидии не имеет значение.
По мнению судей, если налогоплательщик понес затраты, связанные с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога и сумма субсидий из федерального бюджета соответствует этим затратам, то НДС подлежит восстановлению. При этом тот факт, что в правилах предоставления субсидии содержится указание на выделение субсидий без НДС, а в платежных поручениях на перечисление субсидии отсутствовали сведения о выделении из них сумм НДС для целей применения правила, установленного НК РФ, значения не имеет ( АС Центрального округа от 07.04.2015 N Ф10-799/15 по делу N А64-3601/2014, от 28.08.2014 по делу N , от 30.05.2014 по делу N А64-5896/2013, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2015 N 19АП-5927/15).
В определении Верховного Суда РФ от 14.07.2017 N 305-КГ17-8140 указано, что основанием для вынесения оспариваемого решения послужил довод налогового органа о неправомерном, в нарушение НК РФ, невосстановлении налогоплательщиком сумм НДС, ранее принятых к вычету, при получении субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат. Судами при изучении представленных в материалы дела доказательств установлено, что предприятием был получен соответствующий вычет по НДС из бюджета при заявлении его в налоговых декларациях по указанному налогу по неоплаченным счетам-фактурам, выставленным контрагентами за потребленную электроэнергию. Впоследствии предприятием запрошена субсидия из федерального бюджета на всю сумму счетов-фактур с учетом НДС, которая получена налогоплательщиком в запрошенной сумме, и за счет средств которой предприятием погашена кредиторская задолженность с учетом НДС. В связи с изложенным судами сделан вывод о получении предприятием налоговой выгоды в виде полученных вычетов по НДС в отношении товаров, работ и услуг, оплаченных за счет средств субсидии из федерального бюджета. При таких обстоятельствах предприятию было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
В АС Московского округа от 26.07.2017 N Ф05-10265/17 по делу N А40-192257/2016 рассматривалась следующая ситуация. Общество получило в целях возмещения затрат, связанных с обеспечением перевозок пассажиров по специальным тарифам, субсидии из федерального бюджета с учетом НДС. Указанные суммы обществом при определении налоговой базы по НДС не учитывались. При этом предъявленные поставщиками суммы НДС по товарам (работам, услугам), использованным налогоплательщиком при реализации услуг по воздушной перевозке пассажиров по специальным тарифам, принимались к вычету в порядке, установленном и НК РФ, в бюджет не восстанавливались. На основании анализа положений заключенных договоров и Правил предоставления субсидий судами первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что обществу предоставлялись субсидии в целях возмещения затрат, связанных с обеспечением перевозки пассажиров, в состав которых включен НДС, получаемый налогоплательщиком из федерального бюджета, в том числе за счет установленного специального тарифа, в связи с чем на основании БК РФ и НК РФ налогоплательщик обязан был восстановить НДС по ранее заявленным вычетам.
Вместе с тем в судебной практике встречаются судебные решения, вынесенные в пользу налогоплательщиков.
Например, судьи отмечают, что если порядок выделения субсидии не предусматривал возмещения конкретных затрат, то у предприятия отсутствует обязанность восстановить ранее возмещенную спорную сумму НДС ( АС Северо-Кавказского округа от 27.03.2015 N Ф08-863/15 по делу N А63-6390/2014).
Так, в Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 N 11АП-15450/15 отмечено, что из буквального содержания договора и платежного поручения следует, что субсидия была предоставлена Обществу из федерального бюджета в целях оказания государственной поддержки внедрения инноваций субъектами малого и среднего предпринимательства и их технической модернизации, а не на возмещение затрат Общества, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе с оплатой НДС. Таким образом, полученная Обществом субсидия предназначалась не для целей, указанных в НК РФ (смотрите также АС Поволжского округа от 31.03.2016 N Ф06-6771/16 по делу N А65-11365/2015).
В АС Московского округа от 01.07.2015 N Ф05-7708/15 по делу N А40-142740/2014 указано, что субсидии, предоставляемые налогоплательщику вследствие применения им государственных регулируемых цен или предоставления льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством, не должны включаться в налоговую базу по НДС. При этом суды со ссылкой на , НК РФ сделали вывод о соблюдении налогоплательщиком условий применения налоговых вычетов, предусмотренных налоговым законодательством. Судами при рассмотрении дела установлен реальный характер совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций. НДС к вычету принимался Учреждением по поставщикам (подрядчикам), которые при формировании налоговой базы по НДС исчисляли его к уплате. Суды сделали вывод о наличии у заявителя права на спорную сумму заявленного вычета по НДС.
В АС Северо-Западного округа от 29.09.2015 N Ф07-7133/15 по делу N А13-15788/2014 отмечено, что у налогоплательщика возникает обязанность по восстановлению НДС, ранее принятого к вычету, при получении субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС. Однако в настоящем споре, как установили суды, Обществу перечислены субсидии без учета НДС. Соответственно, обязанности по восстановлению налога не возникает (смотрите также Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2017 N 11АП-890/17, АС Поволжского округа от 21.12.2016 N по делу N А65-5569/2016). Восстанавливать принятый к вычету НДС нужно тогда, когда средства из бюджета выделены с учетом НДС, т.е. когда сумма налога отражена в платежном поручении отдельной строкой ( ФАС Поволжского округа от 10.07.2014 по делу N А65-28197/2013).
Несмотря на то что в рассматриваемых судебных решениях речь идет о применении нормы НК РФ в редакции, действовавшей до 1 июля 2017 года, в отношении субсидий из федерального бюджета, полагаем, что они справедливы и в отношении указанной нормы в редакции с 1 июля 2017 года, поскольку теперь на субсидии из бюджета субъектов (муниципальных бюджетов) распространяется аналогичный порядок по восстановлению НДС, действовавший ранее в отношении субсидий из федерального бюджета.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- . Восстановление НДС при оплате товаров (работ, услуг) за счет субсидий;
- . Случаи восстановления вычетов по НДС;
- . Определение налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий;
- . Налоговый учет доходов в виде субсидий.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.