Налоговый период для водного налога установлен. Водный налог: правила применения и перехода

Водный налог — это федеральный сбор, который вступил в силу в 2005 году и был значительно изменён по сравнению с предыдущим вариантом. Помимо всего прочего, был расширен круг лиц, которые обязаны уплачивать налог, увеличены ставки и многое другое.

Его особенности

Сущность этого налога заключается в том, что он направлен на эффективное и рациональное использование водных объектов Российской Федерации, поскольку именно этот ресурс является крайне важным и ограниченным. Это вполне оправданно, ведь по некоторым данным лишь 20% питьевой воды в стране соответствует стандартам качества, а остальная часть обладает повышенным уровнем вредных веществ и примесей.

В рамках внедрения водного налога был разработан специальный механизм, который позволяет взимать плату за использование ресурсов для различных целей.

Отличительной особенностью этого сбора является то, что он даёт право пользоваться определённым объектом, но при этом не является платежом за сами водные ресурсы . Его распределение происходит следующим образом:

  • 2/5 направляется в бюджет федерального уровня;
  • 3/5 направляется в бюджет того субъекта, на чьей территории осуществляется использование источника.

Подробную информацию об этом налоге можно почерпнуть из следующего видео:

Объекты и субъекты налогообложения

Уплата налога за использование водных ресурсов обязательна в таких случаях:

  • Если используется вода из объекта для производства электроэнергии;
  • Если осуществляется забор воды из определенных объектов;
  • Если используется акватория моря, речки или озера (исключением является лесосплав в кошелях и плотах);
  • Если используется водное пространство с целью сплава древесины в кошелях и плотах.

Существует также целый ряд случаев, когда обложение не осуществляется. Всего выделяют 15 типов деятельности, которые не считаются объектами для удержания налоговых платежей:

  • Использование водных ресурсов для экологических и санитарных попусков;
  • Работы, связанные с использование путей для судоходства и сооружения гидротехнических строений (например, углубления дна и прочее);
  • Использование воды для борьбы с пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;
  • Использование водного объекта для сооружения строений и коммуникаций, предназначенных для охраны вод и биологических ресурсов;
  • Использование водного пространства для отслеживания состояния объектов и природных ресурсов, а также для осуществления топографических, поисковых и других работ.

Полный список можно найти в НК РФ. Что касается определения субъектов, которые должны уплачивать сбор или освобождаться от него, то здесь все зависит от вида использования водных ресурсов. Если объект, который находится в их пользовании, является объектом для налогообложения, то соответственно придется внести платежи в бюджет. В противном случае происходит освобождение от его уплаты.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Ставки

Установление ставок налога зависит от области, экономического района, вида деятельности, типа объекта и других факторов. Ставки отображаются в Налоговом кодексе в российской денежной единице – в рублях за одну меру налоговой базы.

Стандартные ставки применяются в тех случаях, когда использование воды находится в указанных рамках. Если же объемы забранной воды превышают верхнюю границу, то все ставки умножаются на 5.

Вода, которая используется для бытового применения населением, облагается налогом, в 2019 году это 122 рубля, для примера за 2017 год было 107 руб., за 2018 – 122 руб. за 1 тыс. м 3 воды . Ставки длительностью в 1 год действуют тогда, когда используется акватория поверхности воды. Что касается конкретного периода уплаты налогов (квартала), то их размер рассчитывается как определенный процент от годовой суммы.

Налоговая база

При определении налоговой базы производится индивидуальный расчет для всех объектов, при этом учитываются особенности их использования. В случае, когда водный объект облагается специальной налоговой ставкой, то она также принимается во внимание при определении базы.

Налоговая база – это количество воды, которое было выкачано из определенного объекта за какой-то промежуток времени . При этом объем определяется следующим образом:

  • При наличии счетчиков – по его показаниям, которые фиксируются в специальных документах;
  • При отсутствии счетчиков – исходя из особенностей оборудования, времени их применения и производительности.

Если предыдущие способы невозможно применить, то расчет объема воды осуществляется исходя из расчета потребностей и норм потребления.

В случае, когда используется акватория, налоговая база будет определяться иным путем, а именно площадью используемого водного объекта. Она в свою очередь указана в соответствующих документах, которые регламентируют использование конкретного пространства. Для электростанций, которые используют воду в производстве, база налога – объем выработанной электроэнергии.

Последние изменения

Уровень ставок водного сбора был установлен еще в прошлом десятилетии, а в 2015 году было запланировано их изменение. Налоговый кодекс РФ говорит о том, что с этого и вплоть до 2025 года будет проводиться поэтапное их увеличение.

Для различных категорий населения, а также видов деятельности изменения ставок будут осуществляться по-разному. В целом, на сегодняшний день запланировано поднятие налога в 1,15 раз. Помимо этого будут введены специальные индексы:

  • 10-кратное увеличение для тех, кто добывает подземную воду, а также занимается ее обработкой и продажей. Сюда не относятся работы с минеральной и водой промышленного использования.
  • Повышение в 1,1 раз для населения, у которых в домах не установлены счетчики.

Срок уплаты и подачи декларации

Декларация по водному налогу подается ежеквартально , то есть именно квартал является налоговым периодом для сдачи отчетов и осуществления платежей в налоговые органы. Заплатить все необходимые суммы необходимо до 20-го числа того месяца, который идет после предыдущего квартала.

Подавать декларацию необходимо в то учреждение, которое обслуживает территорию нахождения водного объекта. При этом обязательно соблюдать такие сроки:

  • І квартал – не позднее 20-го апреля;
  • ІІ квартал – не позднее 20-го июля;
  • ІІІ квартал – не позднее 20-го октября;
  • IV квартал – не позднее 20-го января.

В особых случаях к налоговой декларации необходимо прикреплять и другие документы. Например, если используется особый режим водопользования для иностранцев или физических лиц Российской Федерации, то дополнительно нужно предоставить отчет налогового инспектора, который выдавал лицензию на право выполнения соответственных работ.

Подавать декларацию можно посетив налоговый орган, отправив заказное письмо или заполнив необходимую форму на сайте:

  • Если выбирается первый вариант, то плательщик приносит с собой документы в двойном экземпляре, так как один из них остается у инспектора, а другой с соответствующей пометкой возвращается обратно.
  • Заказное письмо подразумевает четкую опись всех отправленных документов.
  • Если же предпочтение отдается электронному варианту, то необходимо ввести всю информацию на специальном онлайн ресурсе, либо обратиться к посредникам, которые сделают это за вас. Последний вариант, к слову, наиболее удобный и быстрый по времени.

Заполнение декларации

Декларация имеет определённую структуру, состоит из нескольких разделов и подразделов, причём заполнять необходимо не все из них. Обязательно нужно ввести информацию в каждую строчку первого и второго раздела, а также заполнить титульную страницу. Эти части включают в себя данные о плательщике, его банковские реквизиты, информацию об объекте использования, налоговой базе, ставке и общей сумме платежей.

Что касается дополнительных частей декларации, то их необходимо заполнять лишь некоторым категориям плательщиков, которые занимаются определёнными видами деятельности. Например, если осуществляется использование акватории водного пространства (моря, озера, речки), забор воды, производство электроэнергии и прочее. То есть в тех случаях, когда требуется более детальная и глубокая информация для налоговых органов, поскольку начисление суммы к уплате будет несколько иным, чем в обычном случае.

Также необходимо помнить, что заполнять декларацию позволяется лишь синей, черной или фиолетовой ручкой. Если будет использоваться другой вариант, то документ не обретет никакой юридической силы.

Ни в коем случае не допускается применение корректоров или других средств изменения надписи. Если допускается какая-либо ошибка, то ее необходимо зачеркнуть и внести исправление рядом. При этом обязательным условием является подтверждение таких изменений росписью плательщика налогов.

При введении чисел необходимо указывать суммы в рублях целыми числами. Если какая-то графа остается пустой – на ее место нужно поставить прочерк. Все слова прописываются большими печатными буквами. Не допускается склеивать или скреплять листы бумаги, если это может привести к любым повреждениям документа.

Расчет налога

Рассчитать водный сбор – это довольно сложный и трудоемкий процесс. Объясняется это тем, что субъект хозяйствования должен делать это самостоятельно, учитывая количество и сумму платежей по каждому отдельному объекту. Как уже было сказано выше, каждый вид деятельности, а также различные водные пространства облагаются налогом по определенным ставкам, которые можно найти в Налоговом кодексе РФ. При этом важно разобраться не только в ставках, но и в лимитах пользования, которые определяются на один год. Если расчет осуществлен неправильно, то могут возникнуть проблемы.

Для правильного расчета необходимо иметь знания в области как налогового, так и водного законодательства. Если плательщик использует несколько объектов одновременно, то осуществлять платежи все равно необходимо одной суммой . Это также может стать трудностью при том, что по каждому отдельному участку нужно указать отдельную сумму налога.

Необходимо помнить, что расчет осуществляется с учетом тех лимитов, которые установлены в НК РФ. В некоторых случаях они могут быть установлены индивидуально для отдельных плательщиков. Что касается льгот, то на сегодняшний день таковых не предусмотрено.

Следует отметить, что есть некоторые схемы, которые позволяют значительно уменьшать налоговые отчисления. Например, если оформить договор аренды на определенный водный объект, то платить налог на него нет необходимости. Уже более пяти лет действует эта норма, и она позволяет уменьшать нагрузку на плательщика.

Многие эксперты советуют обращаться к специальным компаниям, которые помогут разобраться в правильном расчете водного сбора, а это в свою очередь сэкономит вам время и избавит от возможных проблем. Более того, если подсчеты осуществляются впервые, то сторонняя помощь может оказаться просто необходимой.

Каждая компания или частное лицо обязано отчитываться перед государственными органами за ведение разных видов предпринимательской деятельности. При этом должны не только передаваться отчеты в инспекцию, но и уплачиваться разные виды налогов.

Если фирмы или ИП в процессе работы пользуются специальными водными ресурсами страны, то они обязаны уплачивать соответствующий водный налог. Важно знать, каковы его особенности, кто должен его уплачивать, как он рассчитывается и перечисляется.

Водный налог представляет собой специализированный сбор, введенный только в 2005 году. Он выступил в качестве замены платы, которую обязаны были уплачивать предприниматели, пользующиеся в процессе работы водными объектами.

Этот налог представлен федеральным сбором, взимаемый с компаний и предпринимателей, пользующихся в процессе работы соответствующими водными ресурсами. Он берется дополнительно и с физических лиц, если устанавливается, что они применяют водные объекты.

Основные характеристики налогового режима

Для правильного расчета важно изучить его основные характеристики. К ним относится:

  • Налогоплательщики. К ним относятся компании, физлица или ИП, которые пользуются в процессе работы водными ресурсами, поэтому обязаны платить за этот процесс соответствующее количество денежных средств.
  • Объекты. В качестве него выступают лицензии, полученные компаниями или предпринимателями, чтобы они имели возможность пользоваться водными ресурсами или специальными объектами.
  • Налоговая база. Она представлена стоимостной оценкой определенного водного объекта, поэтому ее размер полностью зависит от того, как именно используется этот объект компанией или ИП.
  • Налоговый период . Он представлен кварталом. Какие установлены сроки подачи налоговой декларации для разных видов налогов вы можете прочесть
  • Ставка. Она полностью зависит от того, как именно используется водный объект, а также в какой экономической зоне он располагается. Если основной целью применения воды является предоставление ее для использования населением, то за водопользование взимается налог, равный 81 руб. за 1 тыс. кубических метров.
  • Объекты налогообложения. В качестве объектов выступают: забор воды, применение разных водных ресурсов, использование воды в области гидроэнергетики и другие способы применения ресурсов для разных целей.

Важно! Нередко для одного водного объекта устанавливается сразу несколько ставок налога, поэтому сумма, которую должен уплачивать налогоплательщик, рассчитывается путем сложения всех полученных показателей.

Ставки устанавливаются в рублях за 1 тыс. куб. м. Размер данных ставок полностью зависит от того, в какой экономической зоне работает предприниматель. В процессе расчета непременно используются только рубли, поэтому копейки не принимаются в расчет.

В каком порядке осуществляется расчет и уплата водного налога вы можете посмотреть в этом видео:

Важно! Налогоплательщики обязаны самостоятельно производить расчеты, чтобы определить сумму, подлежащую к уплате в бюджет.

Уплата производится в том регионе, где находится компания или ИП Перевод средств выполняется до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Не предусматривается в законодательстве возможность для предоставления каких-либо льгот по этому налогу.

Кто выступает в качестве плательщика налога

В качестве налогоплательщика выступают субъекты, применяющие в процессе работы какие-либо водные объекты. Использоваться могут ресурсы не только морей, рек или озер, но и подземных источников, ручьев или болот и каналов.

Важно! Каждый субъект, пользующийся водными ресурсами, должен непременно причем допускается заменять ее специальным договором, заключенным с властями.

Без разрешительных документов незаконно пользоваться какими-либо водными ресурсами. Не прекращается обязанность по уплате налога, если закончился срок действия лицензии, а при этом компания или ИП продолжают пользоваться водными ресурсами.

Каждая организация обязана уплачивать данный налог, если пользуется водными объектами, а при этом отсутствуют возможность для какой-либо компании пользоваться льготами.


Когда платится водный налог? Фото: www.myshared.ru

Регулирование уплаты данного налога

В процессе использования водных ресурсов каждая компания должна учитывать основные требования законодательства в этой области деятельности. К ним относится:

  • в законодательном порядке устанавливаются все субъекты водного налога, поэтому предприниматели обязаны тщательно изучать данную информацию, чтобы не возникли проблемы с проверками;
  • деятельность должна вестись исключительно при наличии правильно оформленной лицензии, которая может быть заменена специальным договором, причем, даже если действие данных документов заканчивается, необходимость в уплате налога не прекращается;
  • не действуют какие-либо льготы при уплате водного налога, поэтому все предприниматели, пользующиеся в процессе работы водными ресурсами, обязаны перечислять средства государству в полном размере.

Важно! Нарушение каких-либо требований законодательства является причиной для начисления штрафов, а также применения иных мер наказания, которые могут даже заключаться в запрещении осуществления предпринимательской деятельности.

Особенности уплаты водного налога

Каждая компания, которая обязана уплачивать водный налог, должна разбираться в особенностях данного процесса. К ним относится:

  • Налоговая база. Не устанавливается единая база и ставка, что считается спецификой этого платежа. Размер базы зависит от разных условий. Учитывается объем используемой воды, для чего производятся измерения специальными приборами или применяются нормы.
  • Ставка. Количество используемых ставок является огромным, поэтому каждый предприниматель должен знать, как правильно выбрать определенную ставку. Для этого учитывается вид водопользования, место нахождения объекта, так как он может быть подземным или наземным, экономическая зона, в которой осуществляется деятельность, а также вид объекта.
  • Налоговый период составляет квартал, поэтому и уплата налога производится ежеквартально до 25 числа следующего за этим кварталом месяца.

Важно! Наиболее часто налогоплательщик пользуются специальными лимитами, установленными законодательно, что обеспечивает лёгкость определения налоговой базы без необходимости производить сложные измерения.

Правила расчета

Налогоплательщики должны самостоятельно осуществлять расчеты, на основе которых определяется оптимальная сумма средств, которая должна быть перечислена в бюджет.


Группы объектов налогообложения.

Для определения правильного размера налога надо обладать информацией:

  • ставка налога;
  • налоговая база.

Важно! Нередко одна компания пользуется сразу несколькими водными объектами, а при этом для каждого такого объекта должна определяться сумма налога, после чего все полученные значения складываются.

Как открыть свой бизнес по производству питьевой воды и нужно ли в таком случае оформлять лицензию и платить налоги вы можете прочесть

Например, фирма оформила лицензию на забор воды, причем лимит в квартал составляет 340 тыс. куб. м. За первый квартал забор воды был равен 320 тыс. куб. м. Ставка налога равна 300 руб., а коэффициент к ставке равен 1,32%. В этом случае сумма налога рассчитывается – 320000*300*1,32=126720 руб.

Как правильно заполнить декларацию

Важно не только грамотно рассчитать и вовремя уплатить налог, но и заняться оформлением декларации, так как за ее несвоевременную сдачу или за наличие ошибок в ней так же предполагается определенная ответственность для налогоплательщиков.

Важно! В декларацию вносится информация, полученная непосредственно налогоплательщиком, а к ней относится используемая ставка, рассчитанная сумма налога и налоговая база.

Сдается декларация ежеквартально с одновременной уплатой налога. Важно, чтобы она была передана до 20 числа месяца, следующего после окончания отчетного квартала. Сдавать декларацию надо в ФНС, располагающуюся по месту нахождения компании.

Важно грамотно оформить и заполнить документ, для чего учитываются определенные требования:

  • допускается передавать ее в письменном или электронном виде, причем обязательно нужна электронная версия в случае, если в организации официально трудоустроено больше 25 человек;
  • если планируется сдавать документацию в письменном виде, то она заполняется только черной или синей шариковой ручкой;
  • все цифры указываются в рублях без учета копеек;
  • каждая ячейка предназначена для записи одного знака, в качестве которого выступает не только цифра, но и запятые или точки;
  • непременно содержится в документе дата его заполнения, подпись налогоплательщика и печать организации;
  • если имеются пустые ячейки, то в них ставится прочерк, а также его можно заменить нулем;
  • если требуется внести какие-либо исправления в готовый документ, то они должны быть заверены подписью налогоплательщика и печатью компании;
  • вверху на каждой странице декларации вписывается ИНН компании или физлица.

Образец заполнения декларации.

Важно! Если в одном налоговом периоде налогоплательщик не пользовался какими-либо водными объектами, то отсутствует налоговая база, поэтому не уплачивается налог, однако компания все равно должна сдавать декларацию, которая будет нулевой.

Ответственность и штрафы

Ответственность за данные нарушения представлена начислением штрафов:

  • если налогоплательщик опаздывает со сроками сдачи декларации, то он уплачивает 5% от рассчитанного в документе налога, причем данный штраф не может быть меньше 1 тыс. руб. или больше, чем 30% от суммы налога;
  • если передается декларация электронным способом, а при этом нарушаются правила данного процесса, то компания уплачивает штраф в размере 200 руб.;
  • если не уплачивается налог или перечисляется неполная его сумма, то это приводит начислению штрафа, равного 20% от рассчитанной суммы;
  • если умышленно не платится налог, то штраф равен 40% от суммы.

Таким образом, водный налог должен уплачиваться разными компаниями или предпринимателями, деятельность которых разными способами связана с использованием различных водных объектов. Он уплачивается ежеквартально, а также каждый квартал сдается декларация по данному налогу.

Важно грамотно разбираться в правилах его исчисления и сроках уплаты, чтобы не возникали нарушения, приводящие к начислению существенных по размеру штрафов. Также налогоплательщики должны изучить все требования законодательства, так как в некоторых ситуациях применение водных ресурсов не сопровождается необходимостью уплаты налога.

Даже если налогоплательщик в определенный период не пользуется водными объектами, он все равно должен сдавать в налоговую инспекцию нулевые декларации. В этом случае не будет проблем с проверяющими органами.

Объекты и субъекты водного налога подробно рассмотрены в этом видео:

Основание и правовые основы

Водный налог - это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог - плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера - она так и называется - плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами - она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога - это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата .

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст. 11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия - по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия - по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз - налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, - объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, - количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, - площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу - квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами , то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов - ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей - 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога - это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/ Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде - по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Водный налог: что нового в 2017 году?

C 2017 года:

  • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
  • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Налоговая база зависит от целей использования водного объекта, и рассчитывают ее отдельно по каждому:

  • объекту налогообложения;
  • водному объекту .

Об этом сказано в статье 333.10 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от вида использования воды налоговую базу определяют по разным правилам.

Забор воды

Если используете водный объект для забора воды, налоговая база соответствует объему забранной воды за квартал. Объем определите по данным измерительных приборов. Эти же показания отразите в журнале первичного учета использования воды. Форма журнала утверждена приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.

А как быть, если водоизмерительных приборов нет? Тогда объем воды определите исходя из фактического времени работы и производительности технических средств. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса (объем забранной воды в единицу времени) и времени его работы. Также учтите высоту подъема воды (столб воды), ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, а также состояние скважины.

Если и этим способом определить объем невозможно, используйте нормы водопотребления. Лимит указан в лицензии. Его устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.

Такие правила содержит пункт 2 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование акватории водных объектов (кроме сплава древесины в плотах и кошелях)

В этом случае налоговая база соответствует площади водного пространства, которое предоставили в пользование. Этот показатель, как правило, указан в лицензии на водопользование. Если в лицензии нет площади, тогда посмотрите технические (проектные) документы.

Это предусмотрено в пункте 3 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

При использовании водного объекта для сплава древесины в плотах и кошелях налоговую базу рассчитайте по формуле:

Такой порядок содержит пункт 5 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Если используете водный объект в гидроэнергетике без забора воды, налоговая база равна количеству электроэнергии, которую произвели за квартал.

А если для этих целей осуществляете забор воды, налоговую базу определите как для объекта - .

Это предусмотрено пунктом 4 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Налоговые ставки

Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:

  • от объекта налогообложения;
  • от бассейнов рек, озер, морей;
  • от экономических районов.

Если для одного водного объекта установлены различные ставки, определите налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, если организация осуществляет забор воды из реки Волги в Северном и Северо-Западном экономических районах, налоговую базу нужно считать отдельно. Несмотря на то что водный объект один - река Волга, в этих районах действуют разные ставки водного налога.

Это указано в пункте 1 статьи 333.10 и подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание, что к ставкам водного налога применяют коэффициент. Его размер устанавливают для каждого года. Например, в 2016 году ставки применяют с коэффициентом 1,32.

Кроме этого, дополнительно ставки нужно увеличить в двух случаях .

Первый - при заборе воды :

  • на коэффициент 1,1, если у вас нет специальных приборов, чтобы измерить количество воды, которое изъято из водного объекта;
  • в пять раз за сверхлимитный забор.

Второй - при добыче подземных вод для их переработки, упаковки и реализации на коэффициент 10. Этот случай не распространяется на добычу промышленных, минеральных и термальных вод.

Такие правила предусмотрены пунктами 1.1, 2, 4 и 5 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Умножая ставки на коэффициенты, округлите их до полного рубля. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2015 г. № ГД-4-3/721.

Расчет налога

Водный налог рассчитывайте ежеквартально отдельно по каждому виду водопользования. Сумму водного налога к уплате в бюджет по каждому объекту определите по формуле:

Водный налог к уплате

=

×

×

×

Чтобы определить общую сумму налога, сложите суммы налога по каждому объекту.

Такой порядок предусмотрен статьей 333.13 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета водного налога. Организация сплавляет древесину в плотах

ООО «Альфа» сплавляет древесину в плотах по реке Волге на основании лицензии. За I квартал 2016 года объем сплавляемой древесины составил 1800 куб. м. Расстояние сплава - 1500 км.

Налоговая ставка при сплаве по реке Волге за 1000 куб. м древесины на каждые 100 км сплава равна 1636,8 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 333.12 НК РФ). В 2016 году ставка равна 2161 руб. (1636,8 руб. × 1,32).

Бухгалтер «Альфы» определил сумму водного налога за I квартал 2016 года так:

(1800 куб. м × 1500 км: 100) × 2161 руб. = 58 347 руб.

Пример расчета водного налога. Организация осуществляет забор воды на территории разных экономических районов

ООО «Альфа» осуществляет забор воды из подземных водных объектов по лицензиям из бассейна реки Дон на территории Центрального и Центрально-Черноземного районов. Организации установлены годовые лимиты 160 000 куб. м по каждому экономическому району.

В I квартале 2016 года по данным технических приборов учета забор воды составил:

  • 32 000 куб. м - в Центральном экономическом районе;
  • 47 000 куб. м - в Центрально-Черноземном.

Бухгалтер «Альфы» рассчитал водный налог отдельно по каждому экономическому району.

Квартальный лимит по каждому экономическому району составил 40 тыс. куб. м (160 тыс. куб. м: 4).

Ставки налога в 2016 году составляют:

  • в Центральном экономическом районе - 507 руб. (384 руб. × 1,32);
  • в Центрально-Черноземном районе - 531 руб. (402 руб. × 1,32).

Сумма налога к уплате в Центральном экономическом районе:

32 тыс. куб. м × 507 руб. (за 1 тыс. куб. м) = 16 224 руб.

Сумма налога к уплате в Центрально-Черноземном экономическом районе:

  • 40 тыс. куб. м × 531 руб. (за 1 тыс. куб. м) = 21 240 руб. - в пределах лимита;
  • 7 тыс. куб. м × 531 руб. (за 1 тыс. куб. м) × 5 = 18 585 руб. - за сверхлимитный забор.

Водный налог – фискальное обязательство, возлагаемое на граждан, частных предпринимателей и организаций, ведущих деятельность по использованию водных ресурсов, подлежащую лицензированию. Согласно законодательству, они обязаны раз в квартал совершать бюджетные платежи, размер которых нужно рассчитать самостоятельно. Чтобы сделать это, следует знать ставки водного налога в 2017 году (таблица), понимать систему повышающих коэффициентов и правильно применять формулу по исчислению сумм налога.

В тексте гл. 25.2 НК РФ четко приписано, что «водными» налогоплательщиками признаются физлица, коммерсанты и организации, использующие искусственные и естественные водоемы, если эта деятельность предполагает лицензирование в соответствии с нормами российского права.

Фактически обязанность по перечислению налоговых платежей возлагается на две категории хозяйствующих субъектов:

  • граждан и юрлиц, получивших лицензию до 2007 года, если ее срок не истек;
  • экономических субъектов, добывающих воду подземным способом.

Первая категория лиц остается плательщиками налога до тех пор, пока не истечет срок лицензии. Когда это произойдет, они будут обязаны заключить с местными властями договор аренды и перечислять арендные платежи по прописанным в соглашении реквизитам.

  • изъятие воды из искусственных и естественных водоемов;
  • использование водного пространства установленной площади;
  • транспортировка леса по воде;
  • производство гидроэнергии.

По любому из перечисленных объектов существует своя система ставок, в которой из нескольких вариантов нужно выбрать один, соответствующий географии водопользования.

Выбор ставки водного налога в 2017 году

Полный перечень используемых ставок дан в федеральном нормативном документе – НК РФ. Они измеряются в рублевом эквиваленте на единицу налоговой базы.

Особенность водного налога заключается в том, что единое понятие фискальной базы по нему отсутствует. Его трактовка зависит от особенностей деятельности хозяйствующего субъекта.

Существует четыре варианта определения базы:

  1. Для компаний, осуществляющих забор воды из различных источников, – тысяча кубометров жидкости.
  2. Для организаций, использующих водную акваторию, базой признается площадь эксплуатируемого участка согласно данным лицензии.
  3. Для производителей гидроэнергии за базу принимается каждая тысяча киловатт энергии.
  4. Для хозяйствующих субъектов, занятых лесосплавом, база рассчитывается в тысячах кубических метров леса на каждые 100 км сплава.

Например, согласно НК РФ для коммерческих структур, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, в 2017 году действует ставка 107 руб. на тысячу кубометров.

Важно! Стандартная система ставок используется в случае, если использование воды не превышает лимитов, установленных для конкретного естественного или искусственного объекта. Если законодательный максимум превышен, используется повышающий коэффициент – 5.

Ставки водного налога в 2016 году: таблица

Перечень налоговых ставок, используемых при исчислении водных фискальных обязательств, приведен в ст. 333.12 НК РФ. Их уровень различается в зависимости от объекта налогообложения, типа добычи водных ресурсов (наземный или подземный метод) и водоема, используемого в хозяйственных целях.

Водный налог ставка 2017 определяется по следующему алгоритму:

  • Уточните целевое назначение используемого водоема. Оно прописывается в лицензии.
  • Определите свой экономический район. Если вы затрудняетесь с выбором, загляните в Общероссийский классификатор экономических районов.
  • Определите принадлежность эксплуатируемого водоема к бассейну реки, поименованной в НК РФ. Обычно это прописано в лицензии, если вы не нашли информацию, можно уточнить ее в Бассейново-водном управлении по конкретному субъекту РФ.

Когда вы знаете все три параметра, отыщите соответствующее значение в ст. 333.12 Кодекса. Обратите внимание, что разница в ставках в зависимости от целевого назначения, реки и региона может быть существенной.

Например, для реки Волга ставки на изъятие воды (руб. на 1 000 кубометров) составляют:

Наименование района Изъятие из недр Наземное изъятие
Северный 384 300
Северо-Западный 390 294

Разница в показателях составляет более ста руб. на тысячу метров кубических, что существенно сказывается на результатах вычислений. Поэтому нужно изначально выбрать верную ставку и подставлять ее в формулу.

Важно! Если в разрешительном документе, подтверждающем право водопользования, указано несколько его видов, по ним ведется раздельный учет.

Ставки водного налога: какую цифру подставлять в формулу?

Изучив ст. 333.12 НК РФ, бухгалтер хозяйствующего субъекта находит базовую ставку для своего вида деятельности, района и бассейна реки. Это значение нельзя использовать как окончательное: существует система поправочных коэффициентов, учитывающих ежегодный рост цен в стране.

В 2017 году «инфляционный» коэффициент составляет 1,52. Это значит, что окончательная ставка рассчитывается по формуле:

Налоговая ставка = Базовая ставка* 1,52.

Полученный результат нужно округлить до полных рублей, отбросив копейки по правилам математики.

Пример определения ставки

ООО «Дельта» в хозяйственной деятельности эксплуатирует скважину, принадлежащую к бассейну Волги. Предприятие располагается на территории Ярославской области, которая, согласно Классификатору, относится к Центральному району. Как определить налоговую ставку?

Исходя из заданных условий, базовая ставка составит 360 руб. за кубометр воды. Чтобы определить значение на 2017 год, нужно умножить ее на 1,52.

Налоговая ставка = 360* 1,52 = 547,2 руб.

Согласно положениям НК РФ, полученное значение нужно округлить по правилам математики. Значит, в формулу по расчету налога следует подставить 547 руб. на тыс. кубометров.

Специальные условия для водоснабжения населения

Согласно фискальному законодательству, изъятие воды из искусственных и естественных объектов – один из объектов «водного» налогообложения. Общие ставки для всех налогоплательщиков прописаны в п. 1 и 1.1 ст. 333.12 НК РФ, а льготные, связанные с водоснабжением населения, – в п.3.

Чтобы иметь возможность пользоваться сниженной ставкой, нужно соответствовать двум условиям:

  1. В лицензии предприятия четко приписано, что целевое назначение деятельности – водоснабжение населения.
  2. В разрешительном документе обязательно указаны лимиты забора воды по конкретному природному объекту.

Если в лицензии хозяйствующего субъекта не прописано, что компания или ИП осуществляет забор вод подземным способом для водоснабжения населения, она не может пользоваться льготой. Она обязана уплачивать повышенный водный налог: ставки указаны в п. 1 и 1.1 ст. 333.12.

Если в разрешительном документе прописано несколько видов водопользования, например, для снабжения населения питьевой водой, перепродажи и других нужд, по ним следует вести раздельный учет. Несоблюдение этого правила ведет к утрате права на льготную ставку по операциям, связанным с водоснабжением жителей населенного пункта.

Налоговые ставки по водному налогу устанавливаются на федеральном уровне и приводятся в соответствие с текущим уровнем цен благодаря системе повышающих коэффициентов. Задача налогоплательщика – правильно выбрать ставку и произвести корректный расчет бюджетных обязательств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .