Основные экономические проблемы и способы их решения. Общие проблемы экономического развития

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию РФ

Калмыцкий государственный университет

Институт экономики и права

Основные экономические проблемы и способы их решения

Выполнил:студент 2 курса 209гр.

Специальность: юриспруденция

Минькеев О.Д.

Проверил: Кекеева З.О.

г. Элиста 2009

Введение

1. Основные экономические проблемы

1.1 Потребности и их классификация

1.2 Экономические ресурсы

1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

Заключение

Введение

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.

Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

1 . Основные экономические проблемы

Основной проблемой экономики являются:

Что? Какие из возможных товаров и услуг должны производить в данной экономической системе и в определенный период времени.

Как? При какой комбинации производственных ресурсов, с использовании какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг.

Для кого? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу.

1.1 Потребности и их классификация

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации.

Потребности так же можно определить с точки зрения пессимиста и оптимиста. Пессимист под экономическими потребностями обычно подразумевает недостаток чего-либо необходимого для человека, фирмы, общества в целом (при этом речь идет об обеспечении жизнедеятельности). Оптимисты же определяют экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Потребности, подлежащие удовлетворению, делятся на конечные (предметы потребления) и промежуточные (средства производства).

Конечные потребности - это потребности самого человека как биосоциального существа. Их можно назвать еще личными потребностями. В результате их удовлетворения воссоздается сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предметы потребления. Это пища, одежда, жилье и т.д. В результате потребления эти блага потребляются и выходят из экономического оборота.

Промежуточные потребности только опосредовано связаны с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Их удовлетворение служит к созданию новых благ. Поэтому такие потребности считают производственными, а блага их удовлетворяющие - средствами производства. В процессе потребления этих благ они не уничтожаются, а преобразуются и в дальнейшем служат для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей. Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде не существуют. Их необходимо создавать, производить, использую при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

Но экономистами часто используется несколько другая классификация. Согласно этой классификации выделяют три вида потребностей:

1. Материальные и физиологические потребности, связанные с нормальным функционированием человека как живого организма.

2. Духовные потребности.

3. Социальные потребности, связанные с потребностями в общении.

Между возникающими потребностями и степенью их удовлетворения существует взаимосвязь. Удовлетворение потребностей ведет к их возрастанию:

· Раскрываются «более высокие» уровни потребностей.

· Появляются стремление к большему удовлетворению (качественному и количественному) уже существующих потребностей.

В своей совокупности все потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны. Это значит, что потребности полностью удовлетворить невозможно. Это называется закон возрастающих потребностей.

1.2 Экономические ресурсы

Экономические ресурсы ограниченны, или редки. Под экономическими ресурсами подразумеваем все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все это включает широкий круг объектов: фабричные и сельскохозяйственные строения, всякого рода оборудование, инструменты, машины, используемые в производстве промышленных товаров и продуктов сельского хозяйства; разнообразные средства транспорта и связи; бесчисленные виды труда; наконец, последнее - землю и всевозможные полезные ископаемые. Экономисты подразделяют их на материальные ресурсы - землю, или сырьевые материалы, и капитал - и человеческие ресурсы - труд и предпринимательская способность.

· Земля - экономист вкладывает в понятие «земля» гораздо больший смысл, чем большинство людей. Понятие «земля» охватывает все естественные ресурсы - все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождение минералов и нефти, и водные ресурсы.

· Капитал - понятие «капитал» охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские, складские сооружения, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и в доставке их конечному потребителю.

· Труд - это емкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.

· Предпринимательская способность - особый человеческий ресурс. Предприниматель выполняет четыре взаимосвязанные функции:

1. берет на себя инициативу по соединению ресурсов - земли, капитала, труда в единый процесс производства товаров и услуг. Предприниматель является одновременно движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.

2. Выполняет трудную задачу принятия основных решений по ведению бизнеса, то есть тех нерутинных решений, которые и определяют направление деятельности коммерческого предприятия.

Является новатором, тем, кто вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или новые формы организации бизнеса.

3. Является человеком, идущим на риск. Это следует из внимательного изучения остальных трех его функций. В капиталистической системе прибыль предпринимателю не гарантирована. Вознаграждение за утраченное им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки, и в конце концов - банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем и деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими или своих компаньонов либо акционеров.

Поскольку данные виды ресурсов - земля, труд, капитал и предпринимательская способность - должны соединиться, чтобы произвести товары и услуги, мы называем эти ресурсы факторами производства.

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.

1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

Каковы же конкретные причины возможного вмешательства государства в экономику?

В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек (Р. Коуз) - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, это повод для ухода государства из соответствующих сфер.

Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Неоднозначность последствий монополизации (с одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к НТП; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки) создает и весьма противоречивое отношение государства к оценке деятельности монополий. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты). С точки зрения теории микроэкономики в случаях внешних эффектов наблюдается неоправданное отклонение кривых спроса и предложения соответствующих благ (и точки равновесия) от необходимого положения. При отрицательных внешних эффектах кривая рыночного предложения, основываясь на частных издержках фирм, не учитывает часть издержек общества (потери третьих лиц), в силу чего объем производства и потребления благ завышается, цены занижаются и, следовательно, наблюдается избыточное, неоплаченное и неэффективное использование части ресурсов. В случае положительных экстерналий (при преобладании рыночных отношений в сферах образования, здравоохранения, культуры) ситуация обратная: наличие неоплачиваемых выгод занижает платежеспособный спрос на товары и услуги, объем их производства и потребления, а также цены оказываются меньше необходимых обществу, ресурсы в отрасли недопотребляются. Проблема отрицательных экстерналий, как показывает теория, могла бы быть решена чисто рыночным путем (в случае нулевых трансакционных издержек), но при одном важном условии - точном выявлении всех прав собственности на все ресурсы (в том числе на чистый воздух, незагрязненную воду водоемов и проч.). Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие упомянутые издержки "третьих лиц") будут равны. Однако сложность как раз и состоит в том, что либо нулевые трансакционные издержки невозможны, либо сложно установить и распределить права собственности. В силу этого вмешательство государства в такие ситуации оказывается неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки фирм, и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении. Использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами. Таким образом, государство и в этом случае "подправляет" рыночный механизм, способствует росту эффективности экономической системы, хотя следует признать, что полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не удается.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно, возникнет проблема "зайцев".

К "чистым" общественным благам, для которых в полной мере применимы указанные свойства, можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квазиобщественные" блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч. Иногда к таким благам относят также образование, медицину, отрасли культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Общественные блага в силу их свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении последних противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении микроэкономических. Эти проблемы могут быть интерпретированы как проявления нестабильности экономики.

Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Борьба с инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания последнего также сопряжена с многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Как будет показано в следующей главе, несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики (см. гл. 18).

Необходимость стимулирования экономического роста как основы общественного прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования экономики. Рыночная система, как показывает история, достаточно часто дает сбои в этом вопросе. Политика экономического роста, осуществляемая правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реализации инвестиционных государственных программ, антициклическое регулирование. Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной политики, но весьма часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, такими как инфляция, структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в краткосрочном периоде.

В настоящей главе нет необходимости подробно останавливаться на способах решения государством тех или иных макроэкономических проблем -они достаточно подробно освещены выше, в других главах.

Обратим внимание на другое - названные причины макроэкономического регулирования фактически задают возможные цели такового, и эти цели могут быть не только взаимодополняющими, но и противоречивыми.

Достижение одной цели, как правило, и это уже показано, сопровождается ухудшением состояния экономики в каком-либо ином направлении, например, при стремлении обеспечить полную занятость может вырасти инфляция, и наоборот, борьба с инфляцией потребует как минимум на некоторое время забыть об экономическом росте и т.д. Такое своеобразное положение дел получило в экономической литературе весьма точное название - магический четырехугольник. "Углами" этого четырехугольника и являются такие цели как: стабильность цен, эффективная полная занятость населения, равновесие платежного баланса и обеспечение экономического роста. Все это, безусловно, усложняет эффективное регулирование государством экономики, так как требует выделения приоритетных целей и определенных жертв. Хорошо, если реально страна находится перед необходимостью решения только одной задачи, допустим, устранения высокой инфляции или дефицита платежного баланса, тогда потери могут быть незначительны. Другое дело, если все проблемы магического четырехугольника "наваливаются" одновременно и весьма сильно: и экономически, и политически решать их оказывается чрезвычайно сложно, так как выбор приоритетов может быть крайне болезненным для общества и ведет к обострению социально-экономической ситуации. Именно такое положение вещей весьма характерно для стран с переходной экономикой и многих развивающихся государств.

Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, как уже было отмечено, одновременно определяют и его основные цели: сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д. Эти цели, безусловно, можно уточнять, строя своеобразное дерево целей, выявлять характер связей внутри этой системы. Следует также выделить и конечную цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического характера. Трудности такого анализа, противоречия политических отношений, разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны государства. В результате такого взаимодействия рынка и государства и формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен достаточно просто: рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма различно.

А теперь обратимся к методам и механизмам участия государства в экономике, значительная часть которых также была рассмотрена в предыдущих главах. Наша задача - систематизировать эти знания, причем в основном безотносительно конкретных целей регулирования, поскольку большинство методов достаточно универсальны.

1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

Под методами государственного регулирования экономики мы будем понимать специфические для государства как общественного института способы достижения поставленных целей.

Весьма условно все методы можно разделить на две основные группы - административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов, и экономические, ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются посредством ряда административных актов. Сразу следует отметить, что оптимальное соотношение между административными и экономическими методами определить очень сложно. Ясно, что в основе такой пропорции важнейшим будет тот же принцип экономической выгоды (но не только он): если административные способы оказываются эффективнее, следует отдавать предпочтение им, если экономические - надо пользоваться именно ими, хотя расчеты подобного рода непросты. В целом, поскольку современная смешанная экономика базируется именно на рынке, то государство в первую очередь ориентировано на использование инструментов экономического характера, в большей степени гарантирующих фундаментальные ценности демократического общества, в первую очередь, экономическую свободу.

Какими же конкретно способами воздействия на экономику располагает государство?

Во-первых, это правовая система. Государство посредством законов устанавливает основные правила, по которым функционирует экономическая система, определяет сферы и методы незаконной деятельности. Нет практически ни одной сферы экономической жизни, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию - начиная от производства благ и услуг, их распределения до, в определенной степени, потребления.

Вторым методом государственного вмешательства следует упомянуть государственную собственность (в том числе на ресурсы и капитальные объекты) и государственное предпринимательство. Будучи собственником, государство берет на себя ответственность и риски за управление соответствующими системами в интересах общества в целом. Как правило, чаще всего объектами такой собственности становятся либо чрезвычайно значимые для хозяйства системы (природного или искусственного характера), эксплуатация или создание которых требует больших затрат; убыточные отрасли, поддержание которых считается необходимым в силу тех или иных причин; производство общественных благ; новые наукоемкие производства, непривлекательные поначалу для частного бизнеса в силу высоких рисков.

В этом списке могут быть электроэнергетика, атомная промышленность, системы связи, морской, железнодорожный, авиационный транспорт, угольная промышленность, академическая наука, учреждения образования, культуры, здравоохранения, месторождения полезных ископаемых, природные заповедники, леса, воды и проч.

Конкретный набор объектов государственной собственности, характер и способы управления ими вытекают из состояния экономики и целей, стоящих перед государством. Изменение этих факторов весьма часто связано с процедурами национализации либо приватизации, методы осуществления которых также различны и трудны.

В-третьих, государство в своей экономической деятельности опирается на налоговое регулирование, как минимум, две основные функции налогов - фискальная и стимулирующая - способствуют достижению разнообразных целей - от содействия инвестициям, экономическому росту, занятости, уравновешиванию платежного баланса и др., до социальных - обеспечение стандартов жизненного уровня, принципов справедливости. При этом сама налоговая система именно в силу многообразия направлений ее применения не может быть универсальной и должна меняться при появлении новых приоритетов экономического развития и быть непротиворечивой, сбалансированной.

В-четвертых, следует признать чрезвычайно высокую значимость направлений, способов расходования бюджетных средств государством. Размеры выделяемых финансовых средств отраслям, регионам, сферам непроизводственной и социальной деятельности в очень значительной степени могут содействовать их развитию либо, наоборот, свертыванию. Государственные расходы могут вызывать экономический рост, либо сдерживать его, ускорять НТП и структурную перестройку экономики, либо приводить к деиндустриализации при значительных дефицитах бюджета, содействовать прорывам в мировую экономику, либо консервировать отсталость национальной экономики. И здесь очень важно вспомнить о приоритетах целей экономической политики, так как размеры государственных расходов ограничены, а дефицит бюджета следует поддерживать в разумных пределах - 5 - 6% ВВП.

Следующим инструментом государственного регулирования является денежно-кредитный механизм: воздействие на экономику посредством изменения учетной ставки процента, норм обязательных резервов и операций на открытом рынке. Влияние на экономику в данном случае, оказывается, через деньги - своеобразную кровеносную систему экономического организма. Такое воздействие осуществляется, прежде всего, в целях достижения стабильности цен, поощрения инвестиций, антициклического регулирования, стабилизации платежного баланса и др.

Необходимость форсирования экономического роста создала также такой специфический инструмент государственного воздействия на экономику (на воспроизводственный процесс), как ускоренная амортизация оборудования, способствующая быстрому обновлению техники и создающая дополнительный спрос.

В современной смешанной экономике весьма распространены и успешно применяются методы прогнозирования и индикативного планирования, а также программирования экономики. Они позволяют сконцентрировать усилия частного бизнеса и государства для реализации каких-либо значимых для национальной экономики целей и выполнения крупных программ (региональных, структурных, научно-технических, отраслевых, внешнеэкономических). Планы и программы, как правило, имеют долгосрочный характер, не являются директивными, но обладают высокой степенью эффективности, поскольку опираются на весь комплекс мер стимулирующего характера, осуществляемый государством.

Особо следует отметить специфические методы регулирования государством внешнеэкономических связей (подробнее см. гл. 18). Это и воздействие на валютный курс, и платежный баланс (например, валютные интервенции, операции с золотом, таможенная политика), и международные договоры и соглашения, касающиеся движения товаров, капиталов, рабочей силы, валютных отношений, международной интеграции.

Приведенная классификация инструментов вмешательства государства в экономику, конечно, весьма условна. Из отмеченных методов первые два относятся преимущественно к прямым административным способам, а остальные - в основном к экономическим. Данный перечень, естественно, неполон как в смысле широты, так и глубины охвата данной проблемы.

В первом случае можно было бы отметить и другие методы воздействия государства - например, методы военной экономики, а также способы, опосредуемые иными сферами общественной жизни - через культуру, общественную идеологию и психологию, религию и пр. (известно, что влияя на общественное сознание, государство может содействовать либо пресекать нежелательные процессы и чисто экономического характера - допустим, подавлять инфляционные ожидания граждан). Во втором случае речь идет о возможной и необходимой конкретизации методов регулирования. Частично этот пробел в анализе восполнен в предыдущих главах, но в более полной мере знакомство с такими методами возможно уже только за пределами учебного курса собственно экономической теории - либо в других учебных дисциплинах, либо с помощью специальных трудов научного, методического и нормативного характера.

В заключение данного параграфа следует отметить, что все методы как прямого, так и косвенного воздействия фактически интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы не позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования (так же, как и цели, о чем сказано выше) в принципе могут противоречить друг другу, что весьма часто и обнаруживается на практике (например, несоответствие между принятыми законами и их финансированием).

Противоречивость между целями и между инструментами государственного воздействия на экономику, а также целей и инструментов между собой заставляет обратиться специально к проблемам государственного регулирования экономики. При этом обнаружится и ряд других, неизвестных пока моментов. Одновременно станет более понятна и неоднозначность оценки роли государства в различных теоретических школах, так как чем выше оценивается значимость неблагоприятных последствий государственного регулирования, тем уже трактуются его целесообразные границы.

Заключение

В своем реферате я рассмотрел основные проблемы экономической организации общества.

Это: ограниченность производственных ресурсов (труда, средств производства, земли) ставит перед обществом проблему выбора: что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию. Рациональное решение этих проблем предполагает максимальный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.

С помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей удается исследовать уровень эффективности в экономике, оптимальность избранной структуры производства и величину альтернативных издержек производства двух товаров (или групп товаров). Кривая производственных возможностей позволяет также выявить тенденцию роста альтернативных издержек производства в условиях постоянного расширения выпуска одного товара за счет переброски ресурсов из других секторов экономики.

Если экономическое развитие осуществляется на неизменной технологической основе, вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства. Относительное, а затем абсолютное сокращение производственных возможностей общества стимулирует развитие техники и технологии. Этот процесс может осуществляться эволюционным и революционным путем. Развитие технологии в любой форме нейтрализует действие закона убывающей производительности факторов производства.

Проблема экономической организации в каждом обществе решается специфическими методами. В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев. В командной экономике на первый план выдвигается централизованное планирование. В рыночном хозяйстве экономический выбор предопределяет рынок. В смешанной экономике главная роль отводится рынку, который не редко испытывает на себе влияние централизованных решений, а так же опыта и традиций страны.

Подобные документы

    Роли государства в рыночной системе. Необходимость и цели государственного регулирования экономики. Методы и проблемы государственного воздействия на экономическое развитие. Рыночные способы хозяйствования, проблемы государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    Сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики, воздействие государственного регулирования экономики на происходящие в стране экономические процессы.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Направления государственного регулирования экономики, его роль, проблемы, цели и инструменты.Модели взаимоотношения экономики и государства. Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования. Общегосударственное планирование.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2008

    Необходимость возникновения государственного регулирования в рыночной экономике на современном этапе. Прямые и обратные связи и их значимость в экономической системе. Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Роль и место государства в рыночной экономике. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования. Эволюция макроэкономического регулирования рыночной экономики. Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2015

    Понятие и сущность рыночной экономики; особенности ее развития на территории Российской Федерации. Масштабы и способы государственного вмешательства в экономическую сферу. Проблемы инновационного развития и повышения конкурентоспособности производств.

    эссе , добавлен 11.05.2014

    Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности, ее основные цели и задачи, принципы и нормативно-правовое обеспечение, механизм государственного регулирования. Способы реализации экспортного потенциала Краснодарского края, проблемы и пути решения.

    магистерская работа , добавлен 15.01.2017

    Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.

    реферат , добавлен 07.12.2016

    Понятие, необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики. Его задачи, субъекты и объекты, методы и инструменты, экономические границы. Эволюция теоретических взглядов на роль государства в развитии национальной экономики.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2013

    Теоретические основы и функции государственного регулирования экономики, его проблемы в современных условиях. Сущность и характеристика экономических теорий. Двоякая роль государства в рыночной экономике и особенности ее проявления на примере США.

Основные проблемы экономики заключаются в абсолютном несоответствии между нашими потребностями и желаниями, и нашими возможностями. И эта ситуация абсолютно идентична как в случае студента с пустыми карманами, так и в случае олигарха с массой вилл, бриллиантов и яхт в разных точках планеты. То же самое можно сказать и о крошечной фирме, которая из-за кризиса находится на грани разорения, и о транснациональной компании, чей доход превышает все пределы, а также для экономики любой страны, бедной и богатой. Это связано с тем, что у всех разные потребности и возможности. Однако первых обычно больше, чем вторых. Это связано с тем, что желания и потребности просто безграничны, чего нельзя сказать о возможностях. Для воплощения наших разнообразных стремлений в жизнь всегда чего-то не хватает: времени, денег, каких-то иных ресурсов.

Основные проблемы экономики в терминах

Среди экономистов принято называть несоответствие между нашими возможностями и потребностями проблемой Конечно, у специалистов имеются конкретные рекомендации и для предпринимателей, и для частных лиц, и для правительств.

Так как мы являемся для нас суть всех этих рекомендаций состоит в том, что необходимо жить по средствам. Наши родители и иные предки жили именно так: долго копили на какую-то существенную покупку, иногда брали взаймы у знакомых и родных. А сейчас люди, которые росли в условиях сверхлегкого получения кредитов, смотрят на все совсем иначе. Они стараются покупать все немедленно, особо не раздумывая, ведь это все выглядит настолько привлекательно. А реклама постоянно учит, что без этого современная жизнь просто немыслима.

Основные в глобальном плане связаны именно с этим. Казалось бы, что тут плохого, однако многие подходят к тратам весьма неразумно. Некоторые убеждены в том, что глупо ждать, пока будет накоплена необходимая сумма денег для приобретения нужной вещи, лучше купить ее сейчас и сразу пользоваться, то есть в тот момент, когда она больше всего необходима.

У жизни в кредит в обычных условиях имеется разумное оправдание, но в условиях оно должно быть очень и очень весомым. Основные проблемы экономики обязательно становятся причиной такого явления, как кризис. Во все времена и во всех странах общество переживало подъемы экономики и ее спады.

Естественно, кризисы могут сильно различаться: некоторые переносятся достаточно легко и даже незаметно, а некоторые остаются в памяти человека надолго. Кризис, который мы переживаем сейчас, не обещает быть легким. Но при всем этом одно ясно достоверно - сейчас весьма опасно делать покупки в кредит.

Современные проблемы экономики связаны со многими факторами. На рынке труда в данный момент происходят очень сильные изменения. Никому не известно, что с его доходами произойдет завтра или послезавтра. Именно поэтому не стоит отягощать свое и без того сложное положение необходимостью погашать кредит. Как раз сейчас стоит вспомнить про советские времена. Тогда не было кризисов, постоянно было плохо. А теперь у нас есть надежда, так как в условиях стоит ожидать смены тяжелых времен на периоды подъема и расцвета. А сейчас рекомендуется умерить свои потребности и сократить траты. Одновременно с этим можно научиться анализировать свои расходы, соизмеряя их с доходами. А кто-то может найти под давлением обстоятельств новую нишу, где сможет удачно применить свои способности и получить желаемую прибыль.

Если все мы начнем жить по средствам, то основные проблемы экономики не будут беспокоить нас настолько же сильно, как и сейчас.

Ключевые слова: сущность, содержание, основной, экономической, проблем

Не все проблемы, встречающиеся в нашей жизни, экономического характера. Политические, биологические, социальные, культурные и философские задачи зачастую являются господствующими.

Но в то же время они всегда будут иметь экономическое измерение, экономические последствия. Если говорить о 80-90-х гг. XX в. , то это проблемы, связанные с экологией и прогрессом, урбанизацией, инфляцией, безработицей, с ролью правительства и другие.

Общество должно решать их для того, чтобы нормально функционировать, и вместе с тем определяющим для общества, для каждого из нас является удовлетворение постоянно растущих и расширяющихся потребностей. Примеров этому предостаточно...

Еще К.Маркс отмечал: "...человек отличается от остальных животных безграничностью своих потребностей и их свойством к расширению...". Достаточно сказать, что за первые три четверти нынешнего столетия потребление энергии увеличилось в 11 раз, нефти - более чем в 100 раз, стали - в 25 раз, алюминия - почти в 2000 раз и т.д.

Но, стремясь к удовлетворению своих потребностей, общество все больше и больше сталкивается с нехваткой ресурсов , необходимых для производства материальных благ и услуг. Совокупные потребности общества всегда обгоняют возможности их удовлетворения, действует закон, как его назвал В.И. Ленин, "возвышения потребности ".

Это объясняется рядом обстоятельств: с одной стороны, невосполнимостью многих используемых ресурсов (нефть, уголь, руда), а с другой стороны, ограниченностью запасов или производства.

К концу 2030 года, согласно прогнозам, мировое промышленное производство может возрасти в 1,5-2 раза, а это требует новых ресурсов. Это ограничение, или, как иногда называют, дефицит ресурсов и рост потребностей , ставит перед человечеством вечно неизменную экономическую проблему: "как удовлетворить эти неограниченные потребности в условиях ограниченных ресурсов".

О каких ресурсах мы говорим? Прежде всего о факторах производства , таких, как земля, рабочая сила, средства производства и предпринимательство. Остановимся на них более подробно.

1. Земля - это природные ресурсы и сама земля, которая очень ограничена как по своим размерам, так и возможностям ее использования. В экономической науке это понятие имеет более широкое значение, чем в повседневном использовании. Под ним чаще всего понимается щедрость природы, т.е. все ресурсы: от минералов, леса и до воздуха. Во многих случаях эти ресурсы не находятся в свободном состоянии и могут быть получены в форме экстрактов.

Природные ресурсы подразделяются на восполнимые и невосполнимые. Для них характерны неравномерное размещение по территории и не всегда имеющаяся доступность их использования.

2. Рабочая сила включает в себя умственный и физический труд, который в результате прогресса человечества развивается в направлении замены физического труда умственным. Этот фактор, несмотря на безработицу, ограничен по своему профессиональному и интеллектуальному составу.

3. Орудия труда - это все то, с помощью чего производятся товары и услуги: производственные возможности, созданные людьми в форме оборудования, инструмента, зданий и т.д. Их особенность состоит в том, что они должны воспроизводиться в расширенном объеме, с тем, чтобы иметь возможность постоянно увеличивать производство товаров и услуг. Но это расширение нельзя понимать как просто количественное увеличение, скорее речь идет об увеличении производительности, степень которого зависит от богатства нации.

4. Предпринимательство - это особое внутреннее свойство, которым наделены не все люди. Оно связано с риском, умением вести хозяйство на основе постоянного поиска нового.

5. Капитал - это вложенный в дело, функционирующий источник в виде средств производства.

Дефицитность факторов производства трансформирует эту основную экономическую проблему в проблему осуществления серии выборов: что и сколько товаров и услуг производить, как их распределять?

В данном случае цель выбора состоит в том, чтобы установить оптимальное соотношение между максимально возможным ассортиментом продукции и услуг, с одной стороны, и максимально возможным количеством, обеспечивающим требуемый стандарт жизни, с другой стороны.

Каким образом производить? Необходимость такого подхода обусловливается тем, что максимально возможное получение продукции и услуг зависит при прочих равных условиях (количество ресурсов, уровень их развития) от выбранной манеры и прогрессивности технологии, уровня организации производства (специализация, кооперация и комбинирование). Например, одни и те же потребности в одежде, обуви можно удовлетворять за счет естественных и искусственных материалов, электроэнергию получать, используя уголь, нефть и газ и т.д.

Как распределять произведенные товары и услуги? В данном случае выбор направлен на отыскание оптимальных пропорций между производственным накоплением и потреблением, которые вели бы к расширению производства и на их основе происходило бы дальнейшее повышение уровня жизни.

Из изложенного следует, что проблема выбора одинаково относится как к тому, "что будет произведено?", так и "как это будет сделано и распределено?" Причем цена этого выбора есть то, что должно быть пожертвовано для его осуществления. Величина этой жертвы - не что иное, как стоимость возможности его осуществления.

Экономическая теория - дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории - дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику. Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр. В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономика и право.

Методы экономической теории:

Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории:

Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Основные экономические проблемы общества

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи , которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Казаков Иван Сергеевич
студент 3 курса
специальности Экономическая безопасность РАНХиГС
при президенте РФ ПИУ им. П.А.Столыпина

Научный руководитель: Лучков Николай Андреевич
кандидат социологических наук,
профессор кафедры Корпоративной экономики РАНХиГС
при Президенте РФ ПИУ им. П.А.Столыпина
E-mail: [email protected]

Основные проблемы и задачи российской экономики на современном этапе

Актуальные экономические проблемы в РФ на современном этапе.

Пожалуй, следует начать с изменений в российской экономике за последние годы, а также с факторов, которые породили эти изменения.

В 2013 году экономический рост в России снизился под воздействием структурных проблем и снижения инвестиционной активности. Рост ВВП составил 1,3 %, инфляция - 6,5 %, рост промышленности - 0,8 %. Отток капитала из России за 2013 год составил $61 млрд.

В 2014 году стагнация экономики продолжилась. Экономический рост в России на 2014 год составил 0,6 %, инфляция - 11,4 %, рост промышленного производства - 1,7 %. Отток капитала из России за 2014 год составил рекордные $151,5 млрд.

В начале декабре 2014 года, с обвальным падением курса рубля по отношению к доллару США и евро, в России начался валютный кризис, вызванный введением экономических санкций и падением цен на нефть, содействовавший дальнейшему спаду в экономике.

В 2015 год экономика России высткпала с теми же проблемами: снижающиеся цены на нефть и сохранение экономических санкций. За первое полугодие 2015 года снижение ВВП составило 3,5 %.

Девальвация российской валюты и падение фондового рынка привели к тому, что рыночная капитализация российских компаний вернулась на уровень 2005 года.

По данным Банка международных расчётов (BIS), реальный эффективный курс рубля к сентябрю 2015 г. снизился относительно декабря 2013 г. на 30,4 %.

Ослабление рубля стало одним из основных факторов увеличения инфляции и, как следствие, способствовало снижению реальных располагаемых доходов населения и долговременному охлаждению потребительского спроса. По данным Минэкономразвития, по итогам 2014 года потребительская инфляция в России составила 11,4 %, продовольственная инфляция - 15,4 %. По итогам 2015 года, инфляция в России выросла до 12,91 %.

По данным Росстата на октябрь 2015 года, среднемесячная начисленная реальная заработная плата работников организаций в России сократилась в годовом исчислении на 10,9 %. Это стало самым существенным за период с 1999 года падением реальных доходов населения.

2016 год начался ослаблением и крайней нестабильностью курса рубля на фоне падения цен на нефть. В январе биржевой курс рубля по отношению к доллару несколько раз обновлял минимальные значения с так называемого «черного вторника» декабря 2014 года.

По данным Всемирного Банка, за 2015 год число бедных в России увеличилось на три миллиона. По оценке Внешэкономбанка, падение реальных доходов и зарплат населения в России стало беспрецедентным с 90-х годов 20-го века.

В августе 2016 года реальные доходы россиян сократились на 8,3%. Таким образом, темпы падения реальных доходов россиян достигли семилетнего максимума.

Отсюда мы можем резюмировать, что основными проблемами, с которыми столкнулась российская экономика на сегодняшний день, являются:

1. Цена на нефть.

2. Геополитическое положение. Экономические санкции против России со стороны США, Великобритании и ЕС (последний является крупнейшим торговым партнером России) за ее вмешательство в украинский кризис, разработаны таким образом, чтобы воспрепятствовать ее торговой деятельности.

3. Отток капитала.

4. Давление валютного рынка. Несмотря на экономические трудности России, ЦБ РФ полностью сделал курс рубля плавающим, открыв его для давления со стороны валют, господствующих на рынках. Руководство центрального банка России пообещало волну повышения процентных ставок с целью поддержки в случае на то необходимости российских банков и финансовых институтов. Однако еще предстоит увидеть, окажется ли этих мер достаточно.

5. Растущая инфляция

6. Падение уровня жизни населения

Глава Сбербанка Герман Греф назвал три главные проблемы экономики России. На его взгляд, ими являются обвал мировых цен на нефть, экономические санкции, а также отсутствие структурных реформ в экономике.

Фрагмент интервью с Антоном Даниловым-Данильяном (председатель Федерального межотраслевого совета «Деловой России», председатель Общественного совета Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - прим. ред.)

Российская экономика с 2015 года продолжает демонстрировать отрицательный рост. Происходит снижение реальных доходов и потребление. Многие промышленные предприятия находятся в упадке. Главная проблема российских компаний заключается в финансировании. В условиях западных экономических санкций, введенных в связи с ситуацией на Украине, даже крупные компании вынуждены брать кредиты под очень большие проценты. Многие проблемы связаны с деятельностью административных органов, которые контролируют различные сферы. Очевидно, что административный контроль в отношении компаний излишне тщателен. Деятельность предприятий связана с большими ограничениями.

Замедление темпов развития китайской экономики напрямую не влияет на Россию, однако обвал цен на нефть, вызванный мировым экономическим кризисом, нанес серьезный удар по ней. Если российская экономика не сможет уйти от нефтяной и газовой зависимости, то она продолжит находиться под влиянием внешних факторов.

В этом смысле восстановление российской экономики во многом зависит от нефтяных цен: они не должны быть ниже 45 долларов за баррель. Также важно избежать усиления западных санкций. Если ограничений станет больше, то сократятся проекты сотрудничества со странами Азии (Китай и другие страны), которые инвестируют в Россию.

Также беспокойство вызывает возможный мировой финансовый кризис. Исследования наших НИИ указали на симптомы мирового финансового кризиса. Дело в том, что общий объем финансовых продуктов с высокими рисками, предлагаемых основными инвестиционными банками мира, уже превысил уровень 2007 года, который предшествовал финансовому кризису 2008 года. Подобная ситуация вызывает серьезное беспокойство. Если разразится мировой кризис, то по рынкам быстроразвивающихся стран будет нанесен сокрушительный удар.

Экономическому росту также мешает столкновение интересов между Центробанком, экономическими ведомствами и различными министерствами. Если преодолеть эту проблему, то экономический рост должен зафиксироваться на уровне 1-1,5% в год.

Если реформировать неэффективную административную систему за счет либерализации рынка и избавиться от межведомственной конфронтации, можно достичь роста, который составит 3-4%. Более того, если провести всеобъемлющие административные реформы, улучшить производительность труда и простимулировать инвестиции, появится возможность для того, чтобы прийти к 10%-му росту.

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, зампред общественного совета при минфине:

Оптимизация расходной части бюджета на 10 процентов, как мне кажется, может быть проведена в основном за счет неэффективных трат на государственное управление и сокращения численности чиновников. Не исключено, что под сокращение могут попасть некоторые расходы на национальную экономику и правоохранительные органы.

Сценарии развития событий

Хотя сложившаяся ситуация не несет непосредственной угрозы, ближайшие три-четыре года будут играть решающую роль. Необходимо подчеркнуть, что основной проблемой российской экономики является не экономические санкции, не падение цен на энергоносители, а модель ее экономического развития. В перспективе 5-7 лет минимальный ежегодный рост ВВП должен составлять примерно 4%. Для достижения этой цели, правительству необходимо ввести эффективные меры бюджетной политики, которые не будут зависеть от цен на нефть. Как отметил исполнительный директор Сбербанка России Герман Греф, осуществление структурных реформ имеет ключевое значение.

Вместо того чтобы возлагать надежды исключительно на природные ресурсы, России следует задуматься о создании альтернатив для роста за счет диверсификации и введения инноваций. Положительный рост уже был отмечен в сельскохозяйственном секторе. Для уменьшения зависимости от энергии, которая лежит в основе экономической модели, необходимо воплощать в жизнь дальнейшие инициативы в этом секторе. Например, у России есть огромный потенциал для экспорта органических продуктов. Сибирь, широко известная благодаря месторождениям полезных ископаемых, имеет благоприятную экологию для выращивания органических продуктов питания. Россия могла бы использовать это в своих интересах.

В заключении можно сказать, путь России к восстановлению экономики и роста зависит от темпов проведения реформ, особенно в перспективе ближайших двух лет. Внедрение структурных изменений имеет особенно большое значение для стремления России одновременно реализовать демографическую и экономическую трансформацию в долгосрочной перспективе. Для осуществления реформ необходимо будет провести приватизацию отдельных секторов (например, текстильную), прозрачное и эффективное государственное инвестирование, усовершенствование таможенного управления, а также минимизировать торговые барьеры для повышения эффективности внутреннего рынка. В виду того, что реформы будут представлять политический риск, Путин вряд ли начнет их осуществление до завершения своего нынешнего срока полномочий.

Библиографический список

  1. Булатова А. И., Абелгузин Н. Р. Влияние санкций на экономику россии // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 3 (35). - С. 26-37.
  2. Гайнутдинова А.А. Основные проблемы экономики РФ и прогнозирование ее развития в 2016 году // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 47. - С. 26-28.
  3. Горшков А.В. Экономика России: рост без развития // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - №№ 5. - С. 5-9.
  4. Михайлов А.Ю. Факторы развития экономики России в 2015 году // Вопросы регулирования экономики. - 2014. - № 4 (5). - С. 63-67.
  5. Панферов К. Н. Проблемы экономического роста в России в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2012. - № 1 (17). - С. 7-13.
  6. Суслова Ю. Ю., Демченко С. К., Демченко О. С. Сценарный прогноз экономического развития России на 2015-2017 годы и стабилизационная политика // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 1 (25). - С. 13-20.
  7. Щавинский А. В. Долгосрочные циклы развития экономики России // Вопросы экономики. - 2008. - № 2-3 (6). - С. 7-11.