Практическая работа "ресурсообеспеченность". Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира

Термин "ресурсообеспеченность" стал использоваться в связи с развитием индустриального производства и возрастания потребностей населения в энергии, воде и сырье для его дальнейшей переработки и превращения в различные материальные блага.

Определение ресурсообеспеченности

Ресурсообеспеченность - это количественное отношение между величиной природных ресурсов и размером их потребления. Понятием природные ресурсы обозначают те компоненты природы, которые применяются или могут применяться для удовлетворения различных потребностей человека. Прошедший ХХ век характеризуется небывалым увеличением и мирового общественного производства, а достижения современных научных технологий оказывают все большее влияние на окружающую среду. Так как потребности человека в сырье постоянно увеличиваются, все более актуальной становится задача рациональной и разумной эксплуатации всех природных ресурсов.

Общая классификация мировых ресурсов

Природные ресурсы могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее фундаментальной считается классификация на базе генезиса ресурсов, в соответствии с которым они делятся на:

  • земельные;
  • лесные;
  • водные;
  • биологические;
  • минерально-сырьевые;
  • энергетические;
  • климатические.

Классификация ресурсов по виду исчерпаемости

Все ресурсы природы делятся на неисчерпаемые и исчерпаемые. К первым относятся водные и климатические ресурсы. Исчерпаемые природные богатства уменьшаются в процессе их использования; в эту группу попадает большинство Другим важным свойством исчерпаемых ресурсов является их возобновляемость. По этому признаку они делятся на:

  • восстановимые (леса, растения, животные и т. д.);
  • невосстановимые (полезные ископаемые).

В связи с ограниченностью запасов неисчерпаемых ресурсов сегодня все большее внимание уделяется вопросам использования и поиску альтернативных источников энергии.

Как рассчитать ресурсообеспеченность

Ресурсообеспеченность обычно выражается количеством лет, на которое потребители обеспечены определенным видом ресурсов. Этот показатель содержит в себе важную информацию, позволяющую планировать будущее использование тех или иных природных богатств. Оценка ресурсообеспеченности восстановимых ресурсов, однако, выражается соотношением между их запасами и количеством, приходящимся на душу населения. Таким образом учитывается их обновление. Так как буквально все виды ресурсов представляют собой сырой материал для различных отраслей хозяйства, понятие „ресурсообеспеченность” имеет и социально-экономическое значение.

Как оценить ресурсообеспеченность?

Оценка ресурсообеспеченности страны проводится двумя способами. Первый способ использует следующую формулу:

  • Р = З/Д, где

Р - ресурсообеспеченность в годах, 3 - количество запасов, Д - объем добычи.

Этим способом оценивается обеспеченность ресурсами на базе их ежегодного потребления.

При втором способе вычисление проводится по формуле:

  • Р = З/Н, где

Р - ресурсообеспеченность в годах, 3 - количество запасов, Н - население страны.

Он применяется для оценки возобновляемых ресурсов.

Показатель ресурсообеспеченности рассчитывается относительно определенного момента времени и может изменяться.

Значение

Распределение природных ресурсов на Земле связано с тектоническими особенностями образования материков. Их запасы влияют на показатель ресурсообеспеченности той или иной страны или отдельных регионов мира. Ресурсообеспеченность - это тот фактор, который имеет большое значение для развития экономики страны в определенном направлении. Хотя на Земле нет регионов, характеризующихся абсолютным отсутствием ресурсов. Наличие, скажем, энергоресурсов является намного большим преимуществом, чем обеспеченность, к примеру, песком. Это, однако, не означает, что бедная природными ресурсами страна обречена также на бедность. Примером может послужить Япония, которая располагает ограниченными ресурсами, но входит в число самых развитых стран благодаря обеспеченности капиталом, трудоспособности населения и внедрению современных технологий.

Распределение природных ресурсов в мире

Природные богатства на Земле распределены очень неровно не только по отношению континентов, но и отдельных стран. В зависимости от своей наделенности ресурсами страны делятся на:

  1. Наделенные богатыми запасами различных ресурсов - к ним относятся Россия, США и Китай, которые почти полностью обеспечены ими. В эту группу входят также Индия, Австралия, Бразилия, ЮАР и Канада, которые располагают меньшим, по сравнению с первой тройкой государств, но достаточно богатым разнообразием ресурсов.
  2. Страны средней ресурсообеспеченности - по существу, к этой группе относится большинство государств. Обычно такие страны располагают средним количеством некоторых видов ресурсов, в то время как другие виды не представлены.
  3. Специализированные страны, которые наделены большими запасами какого-либо одного важного вида ресурсов. Примером может служить Саудовская Аравия, которая является крупнейшим поставщиком нефти в мире.

Из приведенной классификации ясно просматривается закономерность между площадью территории определенного государства и количеством располагаемых им богатств. Ресурсообеспеченность и отдельных стран зависит, однако, не только от количества запасов, но и от масштабов разведки, освоения и извлечения ресурсов. Так, Саудовской Аравии принадлежит пальма первенства по уровню добычи нефти, но по показателю ресурсообеспеченности этим сырьем первое место занимает Ирак. В связи с войной в Персидском заливе в 90-х годах и последующей оккупацией Кувейта Ираком на страну были наложены международные санкции, и сейчас Ирак не располагает квотой на добычу нефти.

Природный потенциал России

Общее количество природных ресурсов, которые могут использоваться в хозяйстве страны, называется природно-ресурсным потенциалом. Совокупный потенциал складывается из суммы потенциалов отдельных видов ресурсов.

Естественные ресурсы России отличаются значительными запасами и разнообразием, но неравномерностью распределения на территории страны. Следует отметить недостаточную изученность некоторых видов ресурсов, размещенных в малонаселенных районах с неблагоприятными климатическими условиями. Для хорошо освоенных и развитых районов характерно истощение существующих запасов.

Насколько Россия обеспечена ресурсами?

Ресурсообеспеченность - это соотношение между запасами ресурсов и объемом их добычи. Основу промышленного потенциала России составляет ее обеспеченность ресурсами. Страна причисляется к странам, занимающим ведущие позиции в области разведки и освоения полезных ископаемых. Но насколько развита ресурсообеспеченность России? Для страны характерно производство и потребление всех основных первичных энергоресурсов (уголь, природный газ и нефть). Наибольшая доля запасов приходится на уголь, второе место занимает природный газ, а меньше всего здесь запасов нефти. Это соотношение применимо также к ситуации во всем мире, и в перспективе, по мере истощения запасов, необходимо искать варианты замещения этих ресурсов альтернативными видами.

Второе по значению место после энергетических занимают металлы и рудные ископаемые. Россия располагает самыми богатыми в мире запасами железной руды, а также значительными количествами меди, никеля, олова, вольфрама и других металлов. Важными для экономики страны являются месторождения драгоценных металлов и алмазов. По объему их добычи Россия занимается второе место после ЮАР. Страна является лидером и по количеству запасов древесины и земельного фонда. На основании перечисленного напрашивается несколько выводов:

  1. Энергетическая ресурсообеспеченность - это одно из важнейших преимуществ России. Эти ресурсы сосредоточены в основном на востоке.
  2. Наблюдается ярко выраженное различие между распределением ресурсов в западной и восточной частях страны. Для западной части характерно преобладание месторождений различных видов руд; в ней также находится основная часть сельскохозяйственных земель.

Общий размер потенциальных запасов, их разнообразие и характер размещения являются подходящими для развития всех отраслей экономики и комплексного развития хозяйства в отдельных экономических районах.

Ресурсообеспеченность США

Для территории страны характерно разнообразие природных условий и видов ресурсов. В качестве преимущества следует отметить отличные агроклиматические условия - США располагают огромными лесными ресурсами, большими черноземными районами и мягким климатом. США, подобно России, входит в число лидеров по своим запасам минерального топлива - в стране размещены около 25% мировых залежей угля, и страна попадает в первую десятку стран по запасам нефти и газа. Другими видами ресурсов, которыми США располагает в значительных количествах, являются железная цветных и благородных металлов, уран, фосфориты. Водными ресурсами страна обеспечена в достаточной степени, но они распределены неравномерно на ее территории. Несмотря на разнообразие природных ресурсов, обе страны вынуждены импортировать некоторые виды полезных ископаемых из-за их отсутствия или недостаточного количества.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Изучение природных ресурсов и оценка ресурсообеспеченности стран минеральными ресурсами.

Ключевой вопрос. С чем связана неравномерность ресурсообеспеченности отдельных стран?

Задачи:

Образовательные:

  • дать понятие “ресурсообеспеченности”;
  • сформировать представление оклассификации природных ресурсов.
  • формировать умение определять степень ресурсообеспеченности стран, используя статистические данные с помощью программы Exsel/

Развивающие:

  • продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и делать выводы
  • развивать навыки принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство бережного отношения к природе;
  • способствовать проявлению интереса к совместной деятельности
  • вызвать заинтересованность к коллективной работе (работе в парах);

Оборудование: компьютеры по числу групп, мультимедийный проектор, учебник, презентация

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ, практикум

Формы работы на уроке:

  • групповые (в парах)
  • фронтальные

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Проверка присутствующих на уроке.

2. Проверка готовности к уроку.

1 СЛАЙД (Название темы урока)

ВВЕДЕНИЕ В УРОК (10 мин)

Сегодня на уроке перед нами стоит задача познакомиться с классификацией природных ресурсов и сформулировать определение “ресурсообеспеченность”, научиться определять ресурсообеспеченность стран ресурсами, используя таблицы Программы MicrosoftPowerPoint и Exsel. Нам предстоит выполнить практическую работу по вычислению ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой

2 СЛАЙД (План урока)

Природно-ресурсный потенциал территории (ПРП) – это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРП характеризуется размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие частные потенциалы.

Таким образом, когда мы говорим о природно-ресурсном потенциале территории, мы имеем в виду те природные ресурсы, которыми обладает данная территория. При оценке ПРП принято начинать с тех ресурсов, запасы которых особенно велики и имеют большое значение для экономики страны, региона или мира. Обычно сначала характеризуют минеральные ресурсы, затем – прочие виды: земельные, водные, лесные и т.д. Но что такое природные ресурсы?

3 СЛАЙД (Природные ресурсы)

Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком в процессе его хозяйственной деятельности.

Мини-исследование. Природные условия и природные ресурсы

Подумайте, в чем заключается различие понятий “природные условия” и “природные ресурсы”. Возможен ли переход из одной категории в другую?

Существует несколько подходов к классификации природных ресурсов. Ресурсы можно классифицировать по принципу их исчерпаемости, генезису, а также по способу хозяйственного использовании

4 СЛАЙД (Классификация ресурсов)

На основе генезиса, т.е. происхождения природных ресурсов выделяют минеральные, земельные, водные, биологические, космические, климатические и рекреационные ресурсы. В отдельную группу обычно выносят ресурсы Мирового океана, которые, в свою очередь, так же могут подразделяться на несколько групп. Эта классификация отображена на схеме

По способу хозяйственного использования ресурсы можно разделить на производственные и непроизводственные. Производственные ресурсы делятся на промышленные и сельскохозяйственные. К промышленным относят топливно-энергетические ресурсы, все виды промышленного сырья, а также водные, биологические и земельные ресурсы. Сельскохозяйственные ресурсы – это почвенные и агроклиматические. Ресурсы непроизводственной сферы – это рекреационные ресурсы, к которым относятся источники минеральных вод, благоприятные климатические условия, историко-культурные объекты и т.д. и т.п.

Более подробно остановимся на классификации по исчерпаемости

5 СЛАЙД(по исчерпаемости)

Рассмотрим Биологические ресурсы как исчерпаемыевозобновимые ресурсы.

6,7 СЛАЙД (Биологические ресурсы)

Лесистость – отношение лесопокрытой площади к общей площади. Процесс обезлесения, вырубка лесов,деградация лесных массивов, прежде всего тропических лесов,истончение озонового слоя, запылённость.Гибель лесов от пожара

Минеральные ресурсы по классификации относятся к исчерпаемым и невозобновымым, поэтому эти ресурсы рассматриваются на сколько лет их хватит.

8 СЛАЙД (минеральные ресурсы)

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Ресурсообеспеченность выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения формула

9 СЛАЙД (как вычислить ресурсообеспеченность)

Возьмите таблицу №1 и внимание на экран

10 СЛАЙД (Статистические данные по минеральным ресурсам)

В ней показано запасы, уровень добычи,можем ли мы судить сейчас о том,влияют ли данные богатство или показатели на бедность территории тем или иным видом ресурса.? Но таблице нетрудно подсчитать на сколько лет хватит данных запасов для каждой страны. При современном уровне добычи планета обеспечена данным видом ресурсов на срок примерно 50 лет. Но объемы добычи могут меняться, равно как и оценка разведанных запасов. Например, в начале 1980-х гг. разведенные запасы угля были оценены в 1,2 трлн т., а уже в конце 1990-х. выросли до 1,75 трлн т.

Расчет на душу населения обычно делают для земельных, водных и лесных ресурсов. Итак, мы познакомились с природными ресурсами и показателем “ресурсообеспеченность” и приступаем к практической работе.

Переходим к планированию работы.

ПЛАНИРОВАНИЕ (15 мин)

1. Выполняем в тетради схему классификации природных ресурсов по исчерпаемости.

2. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицы, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле: на листочках с таблицей №1

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

  • выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
  • сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

После показа чернового варианта и проверке путем сравнения на слайде, можем приступать к работе на компьютере

ВЫПОЛНЕНИЕ (25 мин)

Задание 1. Создайте слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости, посмотрев на пример в презентации учителя.

Подумайте над следующими вопросами после таблицы и обсудите их с партнером

Задание 2. Создайте слайд с диаграммой по ресурсообеспеченности стран нефтью, углем и железной рудой, предварительно рассчитав ресурсообеспеченность стран данными пр. ресурсами.

ВЫПОЛНЕНИЕ

  1. Запустите MicrosoftPowerPoint
  2. Создайте слайд “Пустой”
  3. Выбрать фигуру “Скругленный прямоугольник”
  4. Расположите его по центру сверху
  5. Копируйте прямоугольники столько раз сколько видов по исчерпаемости ресурсов
  6. Выбрать “надпись” и вписать название видов ресурсов в фигуры
  7. Создайте слайд “заголовок и объект”
  8. В центре слайда выберите добавление диаграммы, четвертую слева 1 ряда
  9. В таблице, что появилась справа от слайда с диаграммой запишите заголовки столбцов (в них записываете название ресурса)
  10. Запишите заголовки строк первого столбца (названия стран)
  11. Заполните ячейки полученных данных по ресурсообеспеченности.
  12. Закройте таблицу
  13. Сохраните презентацию в папке со своими именами на рабочий стол

Во время выполнения практической работы каждая группа создает 1-2 слайда

ПРОВЕРКА (5мин)

  1. Откройте презентацию и убедитесь, что в ней присутствуют все требуемые элементы
  2. Слайд со схемой природных ресурсов по исчерпаемости
  3. Слайд с диаграммой ресурсообеспеченности стран

ОБСУЖДЕНИЕ (10 мин)

  1. Приготовьтесь обсудить следующие вопросы:
  2. Что такое природные ресурсы, какие виды природных ресурсов вы знаете?
  3. Какие квалификации природных ресурсов вы знаете?
  4. Что такое ресурсообеспеченность. как ее вычислить?
  5. Помогла ли вам работа над диаграммой выявить ресурсообеспеченность стран?
  6. Что вам больше всего понравилось при работе на уроке? И почему?
  7. Как вы считаете справились ли вы сегодня с поставленными перед вами задачами?
  8. С какими трудностями вы столкнулись и почему?

Кто на первом месте по запасам? (США)

По добыче? (Китай)

Кому из стран на большее количество лет хватит? Почему? (У нее мало запасов, но и добыча небольшая)

  1. Если страна невелика по размерам, то означает ли это, что она слабо обеспечена природными ресурсами? Можно ли говорить о прямой зависимости между размерами территории страны и ресурсообеспеченностью?
  2. Какой расчет ресурсообеспеченности больше подходит к минеральным ресурсам и почему?
  3. Что такое ресурсообеспеченность и как ее вычислить?
  4. Общий вывод о размещении минеральных ресурсов и ресурсообеспеченности стран.

Вывод о роли ресурсообеспеченности в уровне экономического развития страны.

СИНКВЕЙН

  • Первая строка – тема урока, выраженная одним словом, обычно существительным.
  • Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.
  • Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
  • Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы.

В ДНЕВНИК (2мин)

Оценки за урок и организационный конец урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Особенности урока по инновационной технологии международной программы Intel/

Девяносто процентов вашего времени на уроке должно быть посвящено фасилитации и только десять процентов – прямому обучению и инструктированию. В этом модуле вы познакомитесь с навыками фасилитатора, необходимыми для ведения этого курса.

Фасилитация(от англ. facilitate – помогать, облегчать) - способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать какие-либо навыки.

Фасилитатором сейчас называют тренера (или любого другого “обучателя”), основная выполняемая задача которого, состоит в стимулировании и направлении процесса поиска информации. При традиционном же образовании учитель сам выдает ученику всю необходимую информацию. Самостоятельный поиск информации гораздо сильнее мотивирует ученика и обеспечивает гораздо более эффективное усвоение найденной информации и приобретенных навыков.

Фасилитация обучения включает множество навыков, таких, как умение слушать и говорить, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее. Учитель должен овладеть всеми этими навыками. Ученикам они тоже пригодятся, поскольку им придется работать с другими ребятами.

Структура урока

В каждом уроке есть общие этапы, скажем, все они начинаются введением и заканчиваются заполнением дневника. А вот то, что происходит между ними, зависит от темы урока. Далее следует подробное описание типичного учебного занятия продолжительностью 150 минут. Указывается примерная продолжительность каждого этапа учебного занятия.

Введение (10 минут) Введение в урок (5 минут)

Обсуждение вопросов рефлексии прошлого занятия и домашнего задания по записям в дневнике

Знакомство с заданием (5 минут)

На этом этапе учитель дает учащимся прочитать вступительную главу к занятию, где, как правило, содержатся основные понятие и термины, связанные с заданием, над которым предстоит работать в течение урока. Учитель может прокомментировать наиболее важные моменты или сам сделать введение в урок. Однако, лучше ограничиться короткой обратной связью, чтобы проверить понимание прочитанного.

Планирование (30 минут)

Ученики обсуждают вопросы раздела “Планирование” и записывают ответы

Полезно вернуться к вступительной статье к заданию, чтобы уточнить, что требуется сделать и внимательно рассмотреть иллюстрацию. При этом ученики не должны копировать примеры в учебнике.

Учителю следует напомнить, где в справочном руководстве (Путеводителе) можно найти ответы на возникающие вопросы.

Прежде чем приступить к работе на компьютере ученики должны показать преподавателю эскиз, набросок на бумаге того, что они собираются выполнить.

Выполнение (75 минут)

Ученики работают над заданием, точно следуя шагам инструкции.

Учитель следит, чтобы ученики рационально использовали время, не задерживаясь слишком долго на украшательстве работы (выбор шрифтов, заливки и т.д.), оставив для этого время в конце занятия. Учитель не должен давать ответы на вопросы, связанные с технологией создания работы, он может лишь проверить, правильно ли ученик пользовался справочным руководством.

Проверка (5 минут)

Ученики сверяют выполненную работу с обязательными требованиями, перечисленными в разделе “Проверка”. В случае необходимости они могут внести все нужные дополнения или изменения.

Учитель должен заранее предупредить о том, что время предусмотренное на выполнение задания, заканчивается

Обсуждение (15 минут)

Ученики под руководством учителя обсуждают вопросы раздела “Обсуждение”. Учитель может предложить и свои вопросы, основываясь на своих наблюдениях за работой учеников или на ключевых моментах содержания или технологии выполнения задания.

Можно разрешить ученикам посмотреть работы друг друга. Как правило, один ученик остается у компьютера, а другой проходит по классу. Затем они меняются местами.

Дневник (15 минут)

Ученики обмениваются впечатлениями о прошедшем занятии, о том, какие трудности пришлось преодолеть, что показалось самым интересным и полезным.

Второй вопрос посвящен следующему занятию. Как правило, здесь же дается домашнее задание.

Все свои мысли ученики записывают в дневник. Это может быть блог, специальный файл в текстовом редакторе или электронный учебник.

Практическая работа №

Ход работы:

Ресурсообеспеченность

Р=З:Н Р=З:Д где: Р – ресурсообеспеченность , З - запасы , Н - численность населения , Д - добыча

Вариант 1 . .

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

3541

4700

Россия

71,0

Германия

Китай

40,0

1341

Саудовская Аравия

35,5

Индия

19,3

Вариант 1 . .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Население

(млн. человек)

Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

6015

США

25,4

Канада

25,3

Бразилия

49,3

ЮАР

Австралия

23,4

    сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Практическая работа №

Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

Ход работы:

Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ресурсов и их использованием. Выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, или его запасами из расчета на душу населения.

И как нужно правильно ее вычислять по формулам: Р=З:Н Р=З:Д где: Р – ресурсообеспеченность , З - запасы , Н - численность населения , Д - добыча

Вариант 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

3541

4700

США

25,4

Канада

25,3

Бразилия

49,3

ЮАР

Австралия

23,4

Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Население

(млн. человек)

Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

139,7

1725

6015

Россия

71,0

Германия

Китай

40,0

1275

Саудовская Аравия

35,5

Индия

19,3

1015

    Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Дополнительный материал

Классификация природных ресурсов мира

Природные ресурсы - природные компоненты, которые используются или могут быть использованы в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

XX век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Бурное развитие в последние годы НТП привело к особенно резкому усилению антропогенного воздействия на природную среду. Масштаб воздействия человека на природную среду стал планетарным. Он влияет на все компоненты природы: рельеф, климат, воды, почвы, органический мир и т. д.

Потребности человека в сырье возрастают. Рациональное использование всех природных ресурсов - актуальная задача человечества.

Все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы - ресурсы недр и экосистемы, которые в процессе производства исчерпываюся. Они делятся на возобновимые и невозобновимые.

Ресурсы возобновимые - способны к восстановлению (лесные, растительные, животные, земельные, водные и т. д.), т. е. они могут восстановиться самой природой, однако их природное восстановление (плодородие почв, древесной и травянистой массы, количество животных и т, д.) часто не совпадает с темпами использования. Расход возобновимых ресурсов начинает превышать размеры их природного восстановления. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо:

    Изменить технологию переработки исчерпаемых ресурсов.

    Ресурсы углеводородного сырья повысить за счет производства синтетического жидкого топлива.

    Расширить вовлечение в производство вторичного сырья. Так, в развитых странах получение меди на 30-40% основывается на утилизации вторичного сырья.

    Утилизировать ценные компоненты, которые выбрасываются промышленными предприятиями в атмосферу. Так, одна ТЭС, работающая на угле, мощностью 1 млн. кВт ежечасно выбрасывает в атмосферу до 15 тонн сернистых газов и до 6 тонн сернистой золы.

    Применять безотходные технологии.

    Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы: переход на дизельное топливо и нетрадиционные источники энергии.

    Повышать добычу нефти за счет широкого внедрения современных методов добычи.

К неисчерпаемым природным ресурсам относятся те, которые в процессе производства нельзя исчерпать. Это -энергия Солнца, приливов и отливов, геотермальная, ветра, биологической массы, морских волн, синтетического топлива, атмосферных осадков и т. д. Использование неисчерпаемых природных ресурсов не приводит к общему уменьшению их запасов на Земле.

Минеральные, биологические, водные, климатические ресурсы - сырье для различных отраслей хозяйства. Сырье, которое используется в производстве, превращается в экономические ресурсы общества. Существуют и другие виды экономических ресурсов - капитал, трудовые, интеллектуальные, возможности менеджмента. Использованные природные ресурсы после определенной технологической обработки становятся средствами труда и разнообразными материальными благами.

Природные ресурсы на Земле размещены неравномерно. Не только отдельные страны, но и крупные регионы отличаются друг от друга уровнем ресурсообеспеченности.

Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной (т. е. запасами) природных ресурсов и размерами их добычи. Она выражается количеством лет, на которое должно хватить данного сырья, либо его запасами из расчета на 1 человека.

Ресурсообеспеченность =(запасы)/(объем добычи) =Количество лет

На показатель ресурсообеспеченности влияют богатство или бедность территории природными ресурсами. Поэтому для хозяйственного освоения страны необходимо знать о ее территориально-природно-ресурсном потенциале. Природно-ресурсный потенциал территории - это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРИ характеризуется двумя главными показателями -размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие потенциалы.

Однако, если природных ресурсов в той или другой стране мало, это не значит, что страна обречена на бедность, ведь экономические ресурсы каждой страны измеряются не только их количеством. Большое значение имеют людские ресурсы и наличие капитала в стране. Примером могут быть так называемые «новые индустриальные страны», а также Япония, которые достигли высоких экономических результатов при ограниченной природно-сырьевой базе.

Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности и в недрах Земли, что обусловливает различия в ресурсообеспеченности между странами мира.

    Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают большими запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полезных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские страны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами только медных и полиметаллических руд, страны Ближнего

    Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) - нефти и газа, Северной Африки (Марокко, Тунис) – фосфоритов, Пакистан и Бангладеш - поваренной соли, Боливия и Малайзия – олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запасах, по отдельным видам минерального сырья (марганец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС – 70-80%, Япония – 90-95%.

    Крупнейший поставщик топлива и минерального сырья для стран западного мира - развивающиеся страны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сырьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топлива и сырья эти страны экспортируют. Исключение – новые индустриальные страны, являющиеся в развивающемся мире крупным потребителем топлива и минерального сырья (нефть, природный газ, черные и цветные металлы и др.).

    Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего, сосредоточивая примерно 40% минеральных ресурсов планеты. Среди экономически развитых стран очень крупными запасами топлива и минерального сырья обладают США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые страны активно используют не только собственные ресурсы, но и природно-ресурсный потенциал других стран - развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Всего эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурсами. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточивает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топлива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие потребности экономики страны, но и позволяет значительную их часть экспортировать. Ее общие запасы разведанного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн долл., а прогнозные - в 140 трлн долл.

    В структуре минерально-сырьевой базы России преобладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% – на черные, цветные и редкие металла, 1% - на алмазы и благородные металлы (золото, серебро, платина).

    Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленности (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, циркониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфоритов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются поставками из стран СНГ.

Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности и в недрах Земли, что обусловливает различия в ресурсообеспеченности между странами мира.

Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают большими запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полезных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские страны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами только медных и полиметаллических руд, страны Ближнего Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) - нефти и газа. Северной Африки (Марокко, Тунис) -- фосфоритов, Пакистан и Бангладеш - поваренной соли, Боливия и Малайзия -- олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запасах, по отдельным видам минерального сырья (марганец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС - 70-80%, Япония - 90-95%.

Крупнейший поставщик топлива и минерального сырья для стран западного мира -- развивающиеся страны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сырьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топлива и сырья эти страны экспортируют. Исключение - новые индустриальные страны, являющиеся в развивающемся мире крупным потребителем топлива и минерального сырья (нефть, природный газ, черные и цветные металлы и др.).

Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего сосредоточивая примерно 40% минеральных ресурсов планеты. Среди экономически развитых стран очень крупными запасами топлива и минерального сырья обладают США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые страны активно используют не только собственные ресурсы, но и природно-ресурсный потенциал других стран -- развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Всего эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурсами. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточивает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топлива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие потребности экономики страны, но и позволяет значительную их часть экспортировать. Ее общие запасы разведанного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн. долл., а прогнозные - в 140 трлн. долл.

В структуре минерально-сырьевой базы России преобладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% - на черные, цветные и редкие металла, 1% - на алмазы и благородные металлы (золото, серебро, платина).

Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленности (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, циркониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфоритов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются поставками из стран СНГ.

Таким образом, природные ресурсы - это та природная база, опираясь на которую развивается хозяйство страны. Все больше элементов природы превращаются в природные ресурсы

Географическая оболочка Земли обладает разнообразными природными ресурсами. Но их запасы далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно, поэтому не только страны, но и крупные регионы мира заметно различаются между собой по уровню обеспеченности природными ресурсами.

Неравномерность размещения природных богатств на планете, с одной стороны, способствует развитию международных экономических связей, международного разделения труда. Но с другой стороны, порождает определенные экономические трудности у стран, бедных природными ресурсами.

По уровню ресурсообеспеченности все страны мира можно разделить на три группы:

  • * страны, располагающие значительными запасами разнообразных природных ресурсов (минеральных, водных, земельных, лесных и т.д.). К ним можно отнести Россию, США, Китай, Австралию, Бразилию, Индию, Казахстан, ЮАР, Канаду, Заир и др.;
  • * страны, обладающие значительными запасами одного или нескольких видов природных ресурсов. Так, государства Персидского залива богаты запасами нефти, Чили -- меди и селитры, Алжир -- природного газа и нефти, франция -- бокситами, земельными и рекреационными ресурсами;
  • * страны, бедные природными ресурсами, в первую очередь минеральными. Например, Япония, Непал, страны Балтии. Но это не означает, что у них нет никаких ресурсов. Скажем, Япония бедна минеральными и земельными ресурсами, но обладает водными, геотермальными, лесными ресурсами.

Положение о выполнении практической работы

Практическая работа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, красная строка 1,5 см, выравнивание по ширине, поля 3 – 2 – 1,5 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также, как и листы приложения.

Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа (книги).

Структура работы

    Титульный лист.

    Задание, план.

    Ход работы.

    Список литературы.

Тема: « Оценка ресурсообеспеченности одной стран мира» (страна по выбору учащихся)

Цель работы: 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.

Задание : Пользуясь планом дать оценку ресурсообеспеченности отдельных стран мира.

План

    Минеральные ресурсы

    Земельные ресурсы

    Водные ресурсы

    Лесные ресурсы

    Ресурсы Мирового океана

    Агроклиматические ресурсы

    Космические ресурсы

    Рекреационные ресурсы

Ход работы:

1. Минеральные ресурсы

1) Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах),

З – запасы,

Д – добыча

Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья

Таблица 1.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

(название выбранной страны)

Германия

Саудовская Аравия

Бразилия

Австралия

2) Сравните ресурсообеспеченность страны, отдельными видами минеральных ресурсов, с другими странами мира и сделайте вывод.

    Земельные ресурсы (типы почв; обрабатывающие земли в%; луга и пастбища в %; ресурсообеспеченность на душу населения).

    Водные ресурсы (названия рек, озёр; запасы водных ресурсов и их использование; ресурсообеспеченность на душу населения).

    Лесные ресурсы (площадь лесов; лесистость; лесной пояс; виды лесов).

    Ресурсы Мирового океана (биологические; минеральные).

    Агроклиматические ресурсы (характеристика по карте атласа стр. 6).

    Космические ресурсы (альтернативные источники энергии).

    Рекреационные ресурсы (природно-рекреационные и культурно-исторические).

а) Какими ресурсами наиболее и наименее обеспечена страна (оформить в виде таблицы)

б) Какие ресурсы отсутствуют, как пополняются или чем заменяются (оформить в виде таблицы)

Таблица 2.

Название ресурсов

Оценка ресурсов

Минеральные

Земельные

Мирового океана

Агроклиматические

Космические

Рекриационные

в) Экологическая политика

Таблица 3

Загрязнение окружающей среды

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа» №143

Практическая работа

Тема: «Оценка ресурсообеспеченности Индии»

Выполнила:

Ученица 10 м класса

Кузминова В. А.

Проверил:

учитель географии

Буркова О. Н.

г. Красноярск 2015 г.

Задание: Определить ресурсообеспеченность отдельных стран мира.

    Минеральные ресурсы.

    Земельные ресурсы.

    Водные ресурсы.

    Лесные ресурсы.

    Ресурсы Мирового океана.

    Агроклиматические ресурсы.

    Рекреационные ресурсы.

Таблица 1. Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд.тонн)

Добыча

(млн.тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные

руды

нефть

уголь

железные

руды

нефть

уголь

железные

руды

Германия

Саудовская

Бразилия

Австралия

Индия по ресурсообеспеченности отдельных видов минеральных ресурсов таких, как нефть, газ и железные руды, уступает некоторым странам.

Таблица 2. География размещения минеральных ресурсов.

Виды минеральных ресурсов

Районы размещения

Природный газ

Ассамский бассейн, Камбейский бассейн, штат Гуджарат и шельф Аравийского моря в районе Бомбея

Каменный уголь

Штат Бихар, Западный Бенгал и штат Мадхья-Прадеш

Марганцевые руды

Штаты Мадхья-Прадеш и Махарашта

Железные руды

Кудремукх, Маюрб-хандж, Дург, Байладила, Гоа, Беллари-Хоспет, Бабабудан, Салем.

Титановые руды

Штаты Керала и Тамилнад, Бихар

Медные руды

Штат Бихар и штат Кхетри

Алюминиевые руды

Штаты Орисса и Андхра-Прадеш, также штаты Бихар, Мадхья-Прадеш, Махараштра, Тамилнад и Гуджарат

Хромовые руды

Штаты Орисса

Полиметаллические руды

Раджпура-Дариба, Мохия-Магра, Завар, Борам-Магра

Бихарский-слюдоносный, Раджастханский и Неллурский районы

Штат Орисса, Раджастхан, Керала

Магнезит

Район Алморы и штат Тамилнад

Типы почв: красноземы, красные ферраллитные, черные глинистые, латериты. Обрабатываемые почвы – 57,1%(в общем земельном фонде); луга и пастбища – не более 5%. Ресурсообеспеченность – 0,2 га.

Наиболее значительные реки: Ганг, Инд, Брахмапутра, Годавари, Нармада, Маханади, Кришна, Кавери. Самое большое озеро – Вулар в Кашмирской равнине. Запасы водных ресурсов – 1880 км3. Подземные воды для Индии – это важный источник текущего потребления, прежде всего для сельскохозяйственных нужд, большая часть (80%) сточных вод используется для орошения. Ресурсообеспеченность 2.5-5 тыс.м3/на душу населения.

Площадь лесов составляет 78,4 млн. га. Лесистость страны – 24%. Леса Индии подразделяются на две группы – тропические леса в пределах Индостана и леса умеренного типа, покрывающие склоны Гималаев на высотах более 1500 м над у.м.

Использование биологических ресурсов мирового океана: добыча рыбы, моллюсков, ракообразных, некоторых видов водорослей. Индия – одна из крупных рыбопромысловых стран мира. Все большее развитие получает искусственное разведение на морских фермах и плантациях некоторых видов моллюсков и водорослей. Минеральные ресурсы добываются на морском дне Индийского океана (нефть, газ, фосфориты, строительные материалы, железомарганцевые конкреции). На побережье Индии распространены золотоносные и платиновые пески.

Агроклиматические условия на большей части Индии благоприятные и позволяют заниматься земледелием круглый год. Для большинства районов характерно обилие тепла (тропический пояс 8000 градусов). Обилие тепла в условиях муссонного субтропического и тропического климата позволяет собирать на значительной площади 2-3 урожая в год. На территории Индии присутствуют засушливая (слабозасушливая 0,55-1,0; засушливая 0,33-0,55), влажная (к.у.=более 1,0) и сухая (к.у.=менее 0,33). Также на территории страны теплая зима +15 - +5.

Индия страна слаборазвитая и она вынуждена стимулировать развитие солнечной и ветряной энергетики для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей. Первая частная ветряная электростанция – Pandian Chemicals на химическом заводе в городе Мадурае. Индия начала строительство самой большой в мире солнечной электростанции. Также здесь имеется приливная электростанция. Атомный электростанции: АЭС «Кайга», АЭС «Какрапар», АЭС «Куданкулам», АЭС «Мадрас», АЭС «Нарора», АЭС «Раджастан».

Индия считается наиболее перспективным рекреационно-туристических стран. В целом в Индии можно выделить 4 туристическая области: Северную, Восточную, Западную и Южную. Они различаются всем комплексом рекреационных условий и ресурсов - от естественных до культурно-исторических. Каждая из этих областей привлекательна для туристов по-своему. Также сейчас в Индии развивается медицинский туризм. Индия - родина буддизма. Сюда приезжают на поклонение буддисты со всего мира. Но в самой Индии приверженцы буддизма составляют 1% населения. В музеях Индии собраны коллекции народной живописи, древнейшие рукописи на пальмовых листьях, астрологические таблицы, древние манускрипты. Каждая картина переносит в яркий своеобразный мир индийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата», или в обстановку пышных рад-жпурских приемов, королевских охот, сражений, или открывает сцены из жизни и работы крестьян в давно ушедшие времена. Богаты музеи коллекциями прикладного искусства Индии - резьбой по кости и дереву, ювелирными изделиями из бронзы, серебра и золота. Народы Индии сохранили памятники культового назначения - храмы, мавзолеи, мечети, дворцы, форты. Сохранившиеся древние мечети - Кутб-Минара в Дели, Накхода с филигранными минаретами в Калькутте; дворец Ветров в Джайпуре (штат Раджастан); мавзолей Тадж-Махал в Агре был построен в 1653 году по приказу султана Шах Джахана в память о его жене Мумтаз Махал. Эта гробница - вечная дань мужчины любимой женщине. Мавзолей Типу Султана в Картанаке - живописное украшение мусульманских мастеров. Индуистские храмы штата Картанаке в Белуре, Халебиде и Сомнаткуре относят к числу жемчужин индийской архитектуры, Шива-итский храм Кандарья Махадео - живое осязаемое воплощение «золотого века» Индии. Индийское искусство в своей основе религиозно. Две тысячи лет назад в Индии был создан трактат о танце. В Индии существует четыре школы классического народного танца, на основе народных традиций создан индийский балет. Блестящим литературным памятником является книга-наставление по вопросам этики, политики и любви «Тирику-рал», автор его - Тируваллувар, живший в IV - V в. Классиком индийской культуры признан писатель-гуманист Рабин-дранат Тагор, его произведения известны всему миру. Он создал в 1901 г. школу, которая с годами стала главным просветительским центром Индии.

Таблица 3. Ресурсообеспеченность.

Название ресурсов

Оценка ресурсов

Пополнение или замена ресурсов

Минеральные

Земельные

Пополнение

Мирового океана

Агроклиматические

Космические

Рекреационные

Таблица 4. Экологическая политика.

Загрязнение окружающей среды

Пути решения экологических проблем

Загрязнение атмосферы

Изгнание из города транспортных средств, работающих на природном газе; строительство метро; усиление выбросов для частных и коммерческих транспортных средств, запретить жечь костры в городе и начать использовать систему оповещения о смоге.

Загрязнение гидросферы

Постоянный мониторинг за качеством воды и состоянием канализационной системы.

Загрязнение литосферы

Использование очистных сооружений.