Рефинансирование осуществляется путем. Рефинансирование цб

Термин "рефинансирование" означает погашение старой задолженности посредством принятия новых обязательств.

В современной практике известны три основные сферы использования рефинансирования:

  1. рефинансирование использует государство в лице Министерства финансов (в отдельных странах - казначейства), когда с согласия держателей обязательств заменяет обязательства с истекшими сроками на новые или одни обязательства на другие с более длительным сроком погашения;
  2. рефинансирование могут проводить коммерческие банки путем замены одного межбанковского кредита на другой, выпуска еврооблигаций на международных финансовых рынках, замены ипотечного кредита на ипотечные ценные бумаги;
  3. рефинансирование широко используется центральными банками для поддержания ликвидности и регулирования денежного оборота.

При этом инструменты рефинансирования , используемые центральными банками, постоянно расширяются и совершенствуются.

Современные инструменты рефинансирования

В настоящее время к инструментам рефинансирования относятся:

  • кредиты, выдаваемые центральными банками коммерческим банкам под залог ценных бумаг;
  • краткосрочные двусторонние сделки на валютном и фондовом рынках (операция СВОП и операция РЕПО).

При различии в механизме организации этих инструментов общим между ними, позволяющим относить их к инструментам рефинансирования, является:

  • возможность коммерческих банков иметь временные заимствования у центральных банков в случаях, когда они остро нуждаются в дополнительных денежных средствах (рублях или иностранной валюте);
  • наличие замены одного обязательства на другие (например, при выдаче кредита: вместо обязательств по ценным бумагам возникает обязательство по ссуде).

Предоставление кредита есть прямое увеличение высоколиквидных средств коммерческих банков, используемых для погашения текущих обязательств.

Операции СВОП, как и операции РЕПО, предусматривают заключение двух встречных сделок - продажу и одновременно покупку того или иного вида ликвидного актива - валюты или ценных бумаг.

Так, если кредитная организация имеет неотложные денежные обязательства в рублях и располагает временно свободными денежными активами в долларах США, она может мгновенно (с расчетами, например, в день заключения сделки) продать доллары за рубли, необходимые ей для выполнения своих обязательств, и заключить одновременную встречную сделку по обратной покупке долларов с более продолжительным расчетным периодом. Расчетные периоды встречных сделок СВОП могут быть любые (от одного дня до нескольких лет).

Механизм рефинансирования посредством использования краткосрочных сделок РЕПО аналогичен приведенному выше.

В зарубежной и российской практике применяются разнообразные инструменты рефинансирования, выбор которых зависит от реальной ситуации и целей денежно-кредитной политики. Однако основным инструментом рефинансирования коммерческих банков в России остается кредит Банка России. Отражая реальность, в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" указано, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей.

Назначение рефинансирования центральными банками коммерческих банков

Назначение рефинансирования центральными банками коммерческих банков можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

На макроуровне политика рефинансирования банковских институтов прежде всего используется для оказания воздействия на состояние денежно-кредитной сферы путем выдаваемых центральными банками кредитов и посредством ставки рефинансирования.

Механизм воздействия кредитов центральных банков на денежно-кредитный оборот состоит в следующем. Коммерческий банк, получив от центрального банка денежные средства, увеличивает свои инвестиции и мультипликативно расширяет денежную массу.Для предотвращения неожиданных последствий от выдачи кредитов центральным банком кредитованию подлежат только финансово устойчивые банки, способные своевременно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в строго определенных размерах, т.е. в пределах лимитов.

Регулирование ставок денежного рынка также осуществляется посредством установления центральным банком ставок рефинансирования. Под ставкой рефинансирования понимается процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым банкам, выступая кредитором в последней инстанции.

Поскольку рефинансирование может проводиться путем учета (переучета) векселей, существует также понятие "учетная ставка" , под которой понимается процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков. Таким образом, учетная ставка является разновидностью ставки рефинансирования.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк.

Данная ставка служит ориентиром как для ставок по другим видам кредитов Банка России, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк определяет стоимость привлеченных кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем больше учетная ставка, тем выше стоимость кредитов рефинансирования. Отсюда следует, что политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.

Посредством манипуляции с официальной учетной ставкой центральный банк воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обуславливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложений. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодно прямое финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам: повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается рыночная стоимость.

Такое влияние на ставки денежного рынка инструментов рефинансирования обеспечивается благодаря как организации по инициативе центральных банков кредитных аукционов и операций на открытом рынке, так и проведению кредитных и других операций по инициативе банков, но по ставкам, установленным центральными банками.

На микроуровне механизм рефинансирования главным образом способствует обеспечению ликвидности коммерческих банков. Кредитно-финансовые институты в случае возникновения у них недостатка ликвидных средств для погашения своих обязательств могут обратиться в центральный банк за ссудой. Наличие механизма рефинансирования позволяет банкам сводить до минимума запасы высоколиквидных средств и в то же время обеспечивать свою ликвидность. В этой связи рефинансирование способствует предотвращению банковских кризисов, поскольку получаемые от центрального банка временные заимствования пополняют денежные резервы коммерческих банков, устраняя эффект "домино" в банковской системе.

С учетом того, что кредиты центральных банков обладают потенциальной возможностью стимулировать инфляционные процессы, если не будут возвращены своевременно, условием их выдачи является предоставление их под ликвидное обеспечение финансово устойчивыми клиентами.

Более подробные характеристики кредитов, выдаваемых в порядке рефинансирования зарубежными и отечественными банками, приводятся далее.

Рефинансирование (Refinancing) — операции по предоставлению банкам кредитов в установленном порядке. Основной целью рефинансирования является регулирование в соответствии с выполнением Национальным банком функции . Для этого Национальный банк использует такие кредиты рефинансирования:

  1. постоянно действующая линия рефинансирования для предоставления банкам кредитов ;
  2. кредиты рефинансирования сроком до 90 дней;

На основе постоянно действующей линии рефинансирования Национальный банк осуществляет поддержку краткосрочной (мгновенной) ликвидности банка в национальной валюте путем предоставления кредита овернайт:

  1. под обеспечение Украины (кроме облигаций внешнего государственного займа) или ;
  2. без обеспечения ().

Рефинансирование осуществляется на основе заключения банком генерального кредитного договора. Условием рассмотрения заявки банка на получение бланкового кредита овернайт является его согласие на применение Национальным банком режима блокирования средств на банка-заемщика в сумме предоставленного кредита и процентов за пользование им на срок до его возвращения. Национальный банк ежедневно по электронной почте объявляет банкам процентные ставки по кредитам овернайт на следующий рабочий день, размер которых может быть дифференцированным в зависимости от обеспечения.

В случае необходимости поддержания ликвидности банк может в течение любого рабочего дня подать в Национальный банк одну заявку на получение кредита овернайт. Банк может обратиться с заявкой с 9.00 до 11.00 (заявки удовлетворяются до 14.00) и с 14.00 до 16.30 (заявки удовлетворяются до 17.00). Возвращение банком кредита осуществляется на следующий рабочий день до определенного времени одновременно с процентной платой.

Рефинансирование банков сроком до 90 дней осуществляется путем проведения количественного или процентного тендера. Сообщение о проведении тендера направляется еженедельно по электронной почте. Тендеры проводятся каждую среду с такой периодичностью:

  • три среды подряд — рефинансирование сроком до 14 дней;
  • одна среда — рефинансирование сроком до 90 дней.

В начале года Национальный банк объявляет график проведения тендеров по регулированию ликвидности банков. В зависимости от ситуации на денежно-кредитном рынке и состояния ликвидности банков Национальный банк может изменять периодичность и очередность проведения тендеров, а также объявлять внеочередные тендеры.

Количественный тендер — тендер, на котором Национальный банк заранее устанавливает , по которой банки могут получить кредиты рефинансирования или разместить в Национальном банке средства. Сумма средств, предлагаемая для рефинансирования или для размещения, может объявляться либо не объявляться. Распределение кредитов при проведении количественного тендера осуществляется согласно заявке до истечения суммы, предложенной на этот тендер. Если предложенной на количественном тендере суммы недостаточно для удовлетворения всех заявок банков, то средства по объявленной цене распределяются между всеми банками пропорционально поданным заявкам.

Процентный тендер — тендер, во время которого банки в своих заявках при обращении к Национальному банку отмечают процентную ставку, по которой они соглашаются получить кредит рефинансирования или разместить средства. На процентном тендере заявки удовлетворяются в соответствии со снижением предложенной в них процентной ставкой, начиная с самой высокой, и в дальнейшем постепенно до окончания предложенного объема кредитов или удовлетворения всех заявок банков. Если два или более участников процентного тендера предлагают одинаковую процентную ставку, а объем кредитов недостаточен для удовлетворения всех заявок банков с одинаковой процентной ставкой, то средства пропорционально распределяются между этими банками.

Национальный банк принимает решение о рефинансировании, если банк соответствует следующим требованиям:

  • срок деятельности банка — не менее одного года после получения и соответствующего ;
  • имеет лицензию на осуществление банковских операций и письменное разрешение, в т.ч. по операциям с и с по поручению клиентов или от своего имени;
  • имеет активы, которые могут быть приняты в залог;
  • своевременно погашает полученные от Национального банка кредиты и платит проценты, а также является платежеспособным.

В зависимости от состояния денежно-кредитного рынка Национальный банк может устанавливать дополнительные требования к инструментам, срокам рефинансирования, видам и суммам обеспечения кредита, частоты обращений и тому подобное.

Национальный банк осуществляет рефинансирование банков путем проведения тендеров только под соответствующее обеспечение. Национальный банк в сообщении о проведении тендера, исходя из ситуации на денежно-кредитном рынке, определяет перечень видов обеспечения. Обеспечением кредитов рефинансирования могут быть:

  • государственные облигации Украины;
  • депозитные сертификаты;
  • ценные бумаги Государственного ипотечного учреждения;
  • иностранная валюта (доллары США, евро, английские фунты стерлингов, швейцарские франки, японские иены);
  • обычные ипотечные облигации;
  • облигации местных займов;
  • облигации предприятий (кроме целевых);
  • субъектов хозяйствования-резидентов (в отдельных случаях и нерезидентов);
  • , авалированные другим банком;
  • гарантии другого банка-резидента.

Национальный банк может принимать решение о принятии в качестве обеспечения кредита однородного или смешанного залога. Перечень ценных бумаг, которые могут приниматься в качестве обеспечения кредитов рефинансирования, определяется и объявляется ежеквартально.

Процентная ставка по кредитам рефинансирования (ставка рефинансирования) определяется на основе и в зависимости от срока и вида рефинансирования и не может быть меньше, чем учетная ставка. На процентном тендере заявки банков удовлетворяются соответственно снижению предложенной в них процентной ставки, начиная с самой высокой, и далее постепенно до окончания предложенного Национальным банком объема кредитов или удовлетворения всех заявок банков. Ставка рефинансирования в течение кредитного договора не подлежит корректировке. Процентные ставки по операциям рефинансирования и результаты их проведения Национальный банк объявляет ежедневно.

Во исполнение статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года №236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг», и Положении Банка России №312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами».

Под рефинансированием Центральным банком коммерческих банков понимают предоставление им заимствований, когда банки исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников. Процесс рефинансирования состоит в восстановлении портфеля собственных ресурсов коммерческих банков и средств, вложенных в кругооборот капитала предприятий.

Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Кредиты рефинансирования классифицируют в зависимости от:

  • - формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • - методов представления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые путем проведения аукционов);
  • - сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 месяца и краткосрочные - на 1 или несколько дней);
  • - целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве последних инструментов регулирования их ликвидности. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда Центральный банк становится кредитором последней инстанции.

Практикой Центральных банков зарубежных стран установлено, что эффективным механизм регулирования ликвидности банков может быть только при установлении по кредитам рефинансирования и депозитам штрафных процентных ставок: самых низких при депонировании средств (соответствующих самому низкому уровню процентов по депозитам денежного рынка) и самых высоких при кредитовании банков (соответствующих максимальному уровню по отношению к ставкам денежного рынка). Это позволяет центральному банку избежать роли брокера межбанковского рынка.

Обеспеченные кредиты Банка России можно разделить на 2 группы в зависимости от используемого обеспечения:

  • кредиты, обеспеченные рыночными активами
  • кредиты, обеспеченные нерыночными активами (векселями организаций реального сектора экономики или правами требования по кредитным договорам с указанными организациями) или поручительствами кредитных организаций.

Объемы операций кредитования Банка России (в млн. руб.)

Месяц/год

Объем предоставленных внутридневных кредитов

Объем предоставленных кредитов овернайт

Объем предоставленных ломбардных кредитов

Объем предоставленных других кредитов

ИТОГО ЗА 2004 г.

ИТОГО ЗА 2005 г.

ИТОГО ЗА 2006 г.

ИТОГО ЗА 2007 г.

ИТОГО ЗА 2008 г.

ИТОГО ЗА 2009 г.

Сентябрь

Итого за 2010 г.

Важную роль среди процентных ставок Банка России играет ставка рефинансирования. Изменяемая в зависимости от экономической ситуации, ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Банком России сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.

Ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, это процентная ставка, которую Центральный банк РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это ставка, сформированная рынком по некоторым наиболее активным операциям Центрального банка, и применяется для взаимодействия с коммерческими банками. На сегодня ставка рефинансирования - это некий «договорной» механизм выявления средней стоимости денег и применяется, прежде всего, в фискальных целях. На самом деле, ставка рефинансирования не является инструментом, который отражает рыночный характер операций. И она нужна только для понимания стоимости денег, так как в рыночной экономике без этого не обойдешься. Величина ставки рефинансирования может устанавливаться путем конкурсного отбора, а может и просто назначаться.

Ставка рефинансирования является и «неким» сопутствующим механизмом по сдерживанию инфляционных процессов в России. При снижении темпов инфляции, снижается и ставка рефинансирования.

Исходя из всего сказанного, можно констатировать, что ставка ЦБ России является инструментом, с помощью которого Банк России воздействует на процентные ставки по депозитам и кредитам, предоставляемые кредитными организациями юридическим и физическим лицам. Поэтому, в своей процентной политике, коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку ЦБ России.

Влияют ли изменения ставки рефинансирования на финансовое положение населения? Да, влияют! В ситуации, когда понижается ставка ЦБ, с одной стороны выиграют заемщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков, лишаясь части прибыли от своих вложений. Каждое изменение ставки рефинансирования, это вестник того, что в ближайшем будущем возможны изменения (пересмотры) коммерческими банками процентных ставок по депозитам и кредитам. Анализ формирования процентных ставок по депозитам большинства ведущих коммерческих банков России подтверждает это. Ставка рефинансирования всегда доходит почти до уровня инфляции, а это значит, что помимо снижения прибылей, проценты по большинству депозитов оказываются ниже уровня инфляции и вклады постепенно еще и обесцениваются.

Ставки по кредитам «овернайт» и внутридневным кредитам используются Банком России при предоставлении кредитов банкам для обеспечения платежей по корреспондентским счетам в течение дня и для завершения операционного дня. Объемы подобных кредитов в условиях наличия свободной ликвидности невелики, и поэтому эти процентные ставки не оказывают определяющего влияния на изменение ситуации с ликвидностью на межбанковском кредитном рынке. Ставка по ломбардным аукционам при сложившемся уровне ликвидности банков также пока существенно не влияет на ставки межбанковского кредитного рынка. В этих условиях наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России и операциям с облигациями Банка России с банками.

Рефинансирование Банком России банков в настоящее время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов "овернайт", а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка России от 13.03.96 N 36 "О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам" (с учетом изменений и дополнений) и от 06.03.98 N 19-П "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг" (с учетом изменений и дополнений).

В целях совершенствования действующего порядка предоставления Банком России обеспеченных кредитов банкам в первом полугодии 1999 года в Ломбардный список Банка России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также были установлены новые поправочные коэффициенты по государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России.

В настоящее время Генеральные кредитные договоры на предоставление Банком России внутридневных кредитов, кредитов "овернайт", ломбардных кредитов в соответствии с Положением от 06.03.98 N 19-П заключены с 34 банками г. Москвы и Московской области, а также с 3 банками г. Санкт - Петербурга.

Два раза в неделю (понедельник и четверг) Банк России объявляет о проведении ломбардных кредитных аукционов по американскому способу сроком до 7 календарных дней. Однако в связи с отсутствием в январе - сентябре 1999 года потребности у банков в получении ломбардных кредитов аукционы признаны несостоявшимися.

За январь - сентябрь 1999 года внутридневные кредиты были предоставлены 24 банкам на сумму 21,7 млрд. рублей, кредиты "овернайт" - 25 банкам на сумму 1,5 млрд. рублей. Все выданные кредиты погашены.

В целях недопущения задержек в расчетах 20 банков постоянно держат в залоге у Центрального банка Российской Федерации ценные бумаги на сумму около 4 млрд. рублей.

В целях расширения практики предоставления кредитов (внутридневных, "овернайт") Банк России еще в ноябре 1998 года направил разрешение на осуществление таких операций Главному управлению Банка России по Новосибирской области. Однако ввиду наличия избыточной ликвидности у банков этого региона, имеющих право на получение таких видов кредитов, их предоставление Банком России не осуществлялось. В настоящее время Банк России рассматривает вопрос о возможности предоставления разрешения Главному управлению Банка России по Ростовской области на осуществление операций по выдаче кредитов Банка России (внутридневных и кредитов "овернайт") банкам Ростовской области.

Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 20.12.98 N 1527 "О мерах по обеспечению сельскохозяйственных производителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1999 году" и от 29.12.98 N 1579 "О неотложных мерах по повышению эффективности функционирования отечественного птицеводства в 1999 году" Банк России подготовил и ввел в действие Временное положение от 13.04.99 N 74-П "О порядке предоставления обеспеченного кредита Банка России банкам - агентам, осуществляющим кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации".

Однако указанный порядок кредитования не был реализован, поскольку во исполнение мероприятий, предшествующих утверждению Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 1999 год, Совет директоров Банка России вынужден был принять решение с 30 июня 1999 года не рассматривать вопросы целевого кредитования конкретных отраслей экономики, в том числе путем целевого кредитования банков и предоставления банкам новых кредитов на поддержание ликвидности, в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками и по повышению финансовой устойчивости банков, а также на проведение мероприятий по финансовому оздоровлению (которые предоставлялись Банком России в период с августа 1998 года по июнь 1999 года в рамках проводимой реструктуризации банковской системы).

В 1999 году Банк России продолжил работу, направленную на погашение кредитов, выданных банкам в 1992 - 1994 годах на основании решений Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно - кредитной политики для кредитования предприятий отдельных отраслей экономики. Задолженность по этим кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 января 1999 года составила 335 и 1527 млн. рублей соответственно. Практически вся эта задолженность просрочена и не имеет источников возврата.

В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" задолженность предприятий и организаций отдельных отраслей экономики, не обеспеченная источниками возврата, подлежит переоформлению на государственный внутренний долг.

В связи с тем, что в первом полугодии 1999 года переоформление задолженности на государственный внутренний долг не осуществлено, Совет директоров Банка России принял решение об отсрочке погашения процентов за пользование централизованными кредитами в сумме 184,2 млн. рублей до 31 декабря 1999 года, но не далее переоформления задолженности на государственный внутренний долг.

21 августа 1999 года Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно - кредитной политики принято решение (Протокол N 70) о продлении сроков погашения централизованных кредитов в сумме 28 млн. рублей до 31 декабря 1999 года, но не далее переоформления задолженности на государственный внутренний долг.

Рефинансирование является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики, применяемых центральными банками.

Под рефинансированием понимается предоставление центральным банком коммерческим банкам заимствований, когда они исчерпали свои ресурсы и не имеют возможности пополнить их из других источников (например, на межбанковском кредитном рынке или рынке ценных бумаг) на приемлемых для себя условиях.

Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные трудности с . Осуществляя рефинансирование банков, Центральный банк выполняет как функцию по реализации денежно-кредитной политики, так и функцию кредитора последней инстанции или банка банков. При этом при выдаче кредитов в качестве кредитора последней инстанции Центральный банк устанавливает процентные ставки, которые могут носить, по сути, штрафной характер и быть выше рыночных.

Кредиты рефинансирования классифицируются в зависимости от:

  • наличия и форм обеспечения (учетные, ломбардные, без обеспечения);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые через аукционы);
  • сроков предоставления (как правило, краткосрочные и среднесрочные);
  • целевого характера (например, целевые, расчетные).

Как правило, в развитых странах рефинансирование центральными банками кредитных организаций осуществляется под обеспечение (под залог ценных бумаг либо путем переучета векселей), однако в периоды финансово-экономических кризисов возможно предоставление и необеспеченных кредитов. Обычно кредиты рефинансирования предоставляются на относительно короткий срок, так как долгосрочные операции нарушили бы принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью.

Банк России с начала до середины 90-х годов XX в. осуществлял рефинансирование коммерческих банков путем предоставления прямых целевых кредитов (без обеспечения) из централизованных ресурсов в целях финансирования отдельных отраслей и регионов (сельского хозяйства, торгово-промышленного комплекса и т.п.).

С 1995-1996 гг. Банк России начал осуществлять рефинансирование коммерческих банков на рыночной основе путем предоставления , в том числе через механизм аукциона.

Ломбардные кредиты предоставляются под залог ценных бумаг, перечень которых определяется центральным банком в Ломбардном списке (в данный список, как правило, включаются государственные ценные бумаги и обязательства первоклассных заемщиков). Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму предоставляемого кредита. При этом при оценке залога применяются поправочные коэффициенты к стоимости ценных бумаг, чтобы избежать потерь в случае снижения их рыночной стоимости.

Механизм предоставления ломбардных кредитов может быть различным: либо по фиксированной ставке, либо по ставкам, определяемым по результатам аукциона. При использовании механизма аукциона отбор заявок, которые будут удовлетворены, осуществляется начиная от заявок с максимальными предложенными ставками к заявкам с более низкими ставками, пока не будет исчерпана сумма кредитных ресурсов, выделенных Центральным банком для данного аукциона. Минимальная ставка заявки, которая включается Центральным банком в группу заявок, подлежащих удовлетворению, называется ставкой отсечения.

Аукционы могут проводиться либо по голландскому способу (когда удовлетворение отобранных заявок осуществляется по ставке отсечения), либо по американскому способу (при котором отобранные заявки удовлетворяются по ставкам, предложенным самими банками).

В целях краткосрочного рефинансирования банков для осуществления ими расчетов и выполнения безотлагательных обязательств и платежей Банк России предоставляет следующие виды кредитов (под залог ценных бумаг из Ломбардного списка, а также векселей и прав требования по кредитным договорам):

  • внутридневные кредиты на срок в рамках одного операционного дня (без процентов),
  • однодневные расчетные кредиты «овернайт» (от англ.over night — «на ночь») по ставке, равной ставке рефинансирования.

В настоящее время Банком России разработаны и действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на две группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита:

  • кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России;
  • кредитование, обеспеченное нерыночными активами (под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и/или поручительства кредитных организаций).

В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (определен конкретный перечень ценных бумаг — Ломбардный список Банка России), учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями. Время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа.

Во втором случае процесс принятия решения о выдаче кредита, а также процесс оценки качества и стоимости обеспечения более длителен и колеблется от 8 до 20 дней, которые необходимы для проверки Банком России подлинности передаваемого в залог векселя, наличия прав собственности на вексель либо наличия прав требования по кредитному договору, а также в некоторых случаях вызваны необходимостью оценки уровня платежеспособности и финансового состояния организации, чьи обязательства предлагаются банком в залог по кредиту Банка России.

Что касается операций Центрального банка по переучету векселей для коммерческих банков, то в условиях России оно осложнено тем, что сопряжено с высокими кредитными рисками. Значительная часть российских предприятий находится в сложной финансовой ситуации, некоторые имеют значительные задолженности. Проведение Банком России операций по переучету коммерческих векселей, выданных российскими предприятиями, с одной стороны, могло бы спровоцировать банки принять на себя чрезмерные риски при учете (покупке) таких векселей, а с другой — могло бы привести к финансовым потерям самого Банка России, связанным с возможным неисполнением предприятиями своих обязательств по погашению задолженностей по векселям. Именно поэтому основным механизмом передачи дополнительной ликвидности банкам в России остается предоставление кредитов.

В условиях стабильной экономической ситуации в странах с развитой рыночной экономикой значение операций рефинансирования постепенно снижается с развитием денежных и финансовых рынков, применением инструментов более «тонкой настройки». Однако в условиях финансово-экономических кризисов, сопровождающихся угрожающими кризисами ликвидности банков и потерей ими платежеспособности, происходит усиление роли этих инструментов денежно-кредитного регулирования.

Банк России в условиях финансово-экономического кризиса расширил возможности рефинансирования для кредитных организаций путем увеличения объемов и сроков предоставления ломбардных кредитов (до максимально возможного срока, разрешенного Банку России в соответствии с законодательством, — 1 год), расширения списка активов, принимаемых в качестве обеспечения (в том числе нерыночных), предоставления кредитов без обеспечения (введенных в действие с октября 2008 г.).

Целью Банка России на ближайшую перспективу является создание единого механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций и обеспечение любой финансово стабильной кредитной организации возможности получать внутридневные кредиты, кредиты «овернайт» и кредиты на срок до одного года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул обеспечения». Предполагается, что в рамках указанного единого механизма рефинансирования банки — потенциальные заемщики будут заключать с Банком России «рамочные» соглашения, содержащие общие условия кредитования, и предварительно предоставлять в Банк России (блокировать) имущество в целях дальнейшего получения кредитов Банка России под залог (блокировку) указанного имущества. В «единый пул обеспечения» предполагается включать такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также, возможно, иные виды имущества.

Депозитные операции

Депозитные операции, проводимые центральными банками, являются в определенном смысле операциями, обратными рефинансированию, и представляют собой операции по привлечению (изъятию с рынка, абсорбированию) избыточных (свободных) ликвидных ресурсов коммерческих банков в их добровольные депозиты на счетах в Центральном банке. Эти операции позволяют банкам получать доход от свободных резервов, а Центральному банку — влиять на размер денежного предложения. При этом процентная ставка по этим операциям устанавливается Центральным банком (как и ставка рефинансирования). Она также может носить штрафной характер, т.е. в данном случае соответствовать самому низкому уровню процентных ставок по депозитам денежного рынка. Во взаимоувязке со ставками рефинансирования это позволяет Центральному банку избежать роли брокера (посредника) финансового рынка.

Банк России в целях регулирования ликвидности банковской системы проводит депозитные операции с кредитными организациями в рублях по фиксированным процентным ставкам на стандартных условиях: «том-нексг», «спот-некст», «до востребования», «1 неделя», «спот-неделя» 1 , также по процентным ставкам, определенным на аукционной основе: со сроками привлечения средств в депозиты на «4 недели» и «3 месяца».

Введение депозитов «том» и «спот» с датой привлечения депозита (датой валютирования соответственно на один или два дня позже даты заключения сделки) позволило Банку России более точно прогнозировать ликвидность банковского сектора и предоставлять банкам-контрагентам более широкий выбор депозитных операций с различными датами валютирования. Увеличивая сроки по депозитным операциям, Банк России использует этот инструмент для регулирования ликвидности не только в краткосрочном, но и в среднесрочном периоде. В этих целях введен и депозит на условии «до востребования» с предварительным уведомлением об изъятии средств.