Регулирование рынка труда в россии. · Другие лица, у которых нет необходимости работать

#рыноктруда #экономика #труд #статьипоэкономике

В связи с циклическим характером современной экономики, а также негативными экономическими и социальными последствиями безработицы сегодня весьма актуальны проблемы стимулирования занятости и повышения эффективности государственного регулирования рынка труда. Состояние занятости во многом предопределяет состояние экономики страны в целом, поскольку именно здесь плотно переплетаются экономические и социальные проблемы общества.

Процесс государственного регулирования занятости предусматривает совокупность осознанных и планомерных действий, которые минимизируют негативные последствия рыночного механизма. Хотя степень присутствия государства на рынке труда все еще остается дискуссионным вопросом, такая необходимость обусловлена ситуациями, в которых действие рыночного механизма оказывается неэффективной.

Роль государства на рынке труда можно обосновать через анализ составляющих государственной политики занятости, к которой можно отнести целый комплекс мер, входящих и в финансовую политику, и в монетарную политику, и в политику заработных плат, и в политику в области образования, и в социальную политику, промышленную и аграрную политики, политику в таких отраслях, как аренда недвижимости и лизинг грузового транспорта . Их сочетание и определяет состояние рынка труда и может существенно различаться в зависимости от потребностей рынка. Составляющие государственной политики занятости могут иметь как прямое, так и косвенное влияние на занятость.

Так, в качестве примера, если политика стимулирования оказывает временные налоговые льготы малому и среднему бизнесу с целью создания новых рабочих мест и имеет очевидное влияние на увеличение занятости, то реализация социальной и фискальной политики требует более детального анализа. Все методы государственной политики занятости можно классифицировать как активные и пассивные. За последнее десятилетие среди большинства стран ЕС все большую актуальность приобретает политика на рынке труда, в частности - активная политика. Некоторые ученые придерживаются мнения, что политика на рынке труда входит в состав государственной политики заня-

тости, хотя на практике часто эти понятия отождествляют, ведь их целью является стимулирование занятости населения с помощью подобных инструментов. Очевиден тот факт, что пособие по безработице может породить бытовое тунеядство и потерю работниками каких-либо стимулов к поиску работы. По этим причинам страны ЕС не применяют отдельно пассивную или активную политику. Поэтому в государственных политиках занятости страны ЕС присутствуют и активные, и пассивные меры с преобладанием тех или иных их составляющих. Для стран-членов ЕС активная политика на рынке труда является основной в Европейской стратегии занятости.

Поскольку многие страны на протяжении ряда лет используют эту политику, то растет обоснованная потребность в реализации этих мер для улучшения ситуации на рынке труда. В целом же активную политику на рынке труда можно понимать как совокупность мероприятий, направленных на улучшение профессиональных навыков работников, создание рабочих мест в частном или государственном секторе или же предоставление полной информации о вакантных рабочих местах с целью возвращения безработных к трудовой деятельности. К активной политике на рынке труда относятся следующие программы по шести категориям : 1) Профессиональная подготовка и переподготовка.

Государство использует этот классический вид политики для увеличения производительности населения через теоретическую подготовку, стажировку и предоставление опыта работы. Такое обучение бывает двух видов: общее (например, языковые или компьютерные курсы) и профессиональное (изучение языка программирования). 2) Программа стимулирования частного сектора. Реализуется путем предоставления дотации к зарплате или предоставления грантов безработным, которые начинают собственный бизнес. 3) Прямые создания рабочих мест в государственном секторе. Государство таким образом пытается поддержать минимальную связь населения с рынком труда. Поскольку такая программа нацелена на наиболее обездоленное население, среди ученых она получила название «занятость последней надежды». 4) Поиск работы, который стал уже обычным оказанием помощи службами занятости.

Сюда относятся курсы по поиску работы, профориентация и консультация. 5) Программы для недееспособных лиц. К ним относятся: профессиональная подготовка, предоставление дотации к зарплате для лиц с психическими или умственными отклонениями. 6) Программы для молодежи. Особую тревогу в последнее время вызывает безработица среди молодых людей. Как сообщала Европейская комиссия, по состоянию уже в конце 2012 г. в ЕС количество безработных среди молодежи вдвое превышало безработицу среди старшего населения .

В среднем среди расходов на пассивную политику занятости около 85 % приходится на пособие по безработице. Относительно же активной политики занятости - примерно половина общих затрат нацелена на помощь по поиску работы государственными службами занятости и на профессиональную подготовку и переподготовку . Опыт ЕС указывает, что правительства стран-членов с высоким уровнем безработицы (Словакия, Греция, Литва, Болгария, Латвия, Хорватия) тратят относительно небольшой процент на активную политику: расходы на активную политику на рынке труда составляют от 0,21 % до 0,26 % ВВП страны.

Однако если посмотреть на такие страны, как Испания, Ирландия, Португалия и Италия, в которых относительно высокие расходы из бюджета сопровождаются слишком высокой безработицей, то у ученых возникает вопрос: действительно ли активная политика на рынке труда эффективна? Но в этом случае стоит внимания другая составляющая государственных затрат на рынок труда. Так, в вышеупомянутых странах в то же время можно проследить высокие расходы на пассивную политику на рынке труда.

Иными словами, в этих странах расходы из государственного бюджета на выплату помощи по безработице превышают 1,5 % от ВВП, а в Испании этот показатель составляет до 2,88 %. Однозначно: затраты на активную политику занятости не смогут перекрыть недостатки пособия по безработице в борьбе с самим безработицей. Ведь, как уже отмечалось, пособие по безработице может породить «тунеядство» среди населения, а во-вторых, она увеличивает нагрузку на работников и работодателей, поскольку финансируется за счет налогов на заработную плату, которые увеличивают налоговое бремя и могут негативно сказаться на занятости населения. В условиях последствий экономического кризиса на рынке труда все еще можно проследить уменьшение занятости населения. Кроме того, страны столкнулись с существенным дефицитом государственного бюджета, и перед ними стоят проблемы выбора между затратами на стимулирование занятости и уменьшением дефицита бюджета.

На самом деле уменьшение расходов на активную политику на рынке труда приводит как к росту безработицы, так и дефициту государственного бюджета, ведь при экономической рецессии уровень безработицы вырастет, а расходы государства на пособие по безработице увеличатся. К тому же, если бы государство сократило расходы на активную политику на рынке труда в ответ на рост дефицита государственного бюджета, то безработица продолжала бы и дальше расти. Это яркий пример того, что все сокращения расходов из бюджета должны подлежать детальному анализу со стороны государства с учетом их прямого и косвенного воздействия . Подытоживая, можно однозначно утверждать, что в период роста уровня безработицы потребности в действиях со стороны государства становятся все более актуальными.

Государство, которое стремится стимулировать занятость в стране, использует как пассивную, так и активную политику занятости. В то время как в мире существует тенденция ограничения пассивной политики путем внедрения более жестких санкций против лиц, не заинтересованных в изменении статуса безработного, активная политика государства на рынке труда в большей степени отвечает потребностям трудового населения. В частности, анализируя уровень безработицы и расходы на активную и пассивную политику в странах ЕС, мы пришли к выводу, что высокий уровень безработицы наблюдается в тех европейских странах, в которых затраты на активную политику на рынке труда незначительны, или же в которых преобладают расходы на пассивную политику на рынке труда.

Романова Н.Д.
, Гареев Роберт

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других рынков экономических ресурсов. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими - уровнем рождаемости, темпами и направленностью динамики численности трудо­способного населения, его половозрастной структурой.

Важным фактором динамики рынка труда является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения, рассчитываемая как отношение численности занятых и безработных к общей численности трудоспособного населения в данной группе.

Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы эмиграции и иммиграции.

Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику рынка труда, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла.

Существенное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.

Важнейшим условием становления и развития рынка труда является создание подлинно конкурентной среды. В обстановке конкуренции предприятия стремятся к оптимизации состава и численности работников. В свою очередь, работники получают возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях.

На динамику рынка труда оказывает воздействие кадровая работа в компаниях, предприятиях, организациях. Именно на микроуровне происходит непосредственное использование рабочей силы, осуществляется ее вклад в экономический рост в качестве экономического ресурса и фактора производства.

Рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Это обусловливается многообразием внутренних регуляторов рынка рабочей силы и социальной важностью его эффективного функционирования.

Выделяется четыре основных направления государственного регулирования рынка труда .

Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест.

Во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

В-третьих, программы содействия найму рабочей силы.

В-четвертых, программы по социальному обеспечению.

Наряду с указанными направлениями воздействия государства на рынок труда существует комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социально-трудовых отношений, гражданских прав, социального обеспечения и т.п.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране.

Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Особое место в системе регулирования рынка труда занимают органы службы занятости, являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Международная Организация Труда приняла ряд Конвенций и Рекомендаций, посвященных службам занятости. Это, в частности, Конвенция № 88 и Рекомендация № 83 1948 года об организации службы занятости, а также Конвенция № 181 и Рекомендация № I88 1997 года о частных агентствах занятости.

Статья I Конвенции МОТ № 88 1948 года определяет, что каждое государство - член МОТ, для которого эта Конвенция находится в силе, содержит или обеспечивает содержание бесплатной государственной службы занятости. Основной обязанностью службы занятости является обеспечение - если нужно, в сотрудничестве с другими заинтересованными общественными и частными учреждениями - наилучшей возможной организации рынка занятости в качестве неотъемлемой части национальной программы достижения и поддержания полной занятости и развития и использования производительных сил.

Органы национальной службы занятости представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран они являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм.

Статья I Конвенции МОТ № 181 1997 года определяет, что термин «частное агентство занятости» означает любое физическое или юридическое лицо, независимое от государственных органов, которое предоставляет одну или более из следующих услуг на рынке труда:

а) услуги, способствующие увязыванию предложений рабочих мест и заявок на них, при этом частное агентство занятости не становится стороной в трудовых отношениях, могущих при этом возникать;

в) услуги, состоящие в найме работников с целью предоставления их в распоряжение третьей стороны, которая может быть физическим или юридическим лицом, и устанавливает им рабочие задания и контролирует их выполнение;

с) другие услуги, связанные с поиском работы, определяемые компетентным органом после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и трудящихся, такие как предоставление информации, но не имеющие целью увязывание конкретных предложений рабочих мест и заявок на них.

Согласно Закону Украины «О занятости населения» основными направлениями деятельности органов государственной службы занятости являются:

Анализ и прогноз спроса и предложения рабочей силы, информация населения и государственных органов управления о состоянии рынка труда;

Консультация граждан, собственников предприятий, учреждений и организаций о возможностях получения работы и обеспечении рабочей силой;

Ведение учета свободных (вакантных) рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Оказание помощи гражданам в подборе подходящей работы и собственникам предприятий, учреждений, организаций в подборе необходимых работников;

Оказание услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации работникам, желающим сменить профессию или место работы (в связи с поисками высокооплачиваемой работы, изменением условий и режимов труда и др.), высвобождаемым работникам и незанятому населению;

Регистрация безработных и предоставление им в пределах своей компетенции помощи, в том числе и денежной;

Организация при необходимости профессиональной подготовки и переподготовки граждан в системе службы занятости или направление их в другие учебные заведения, которые ведут подготовку или переподготовку работников.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в развитых странах многие граждане трудоустраиваются не через органы государственной службы занятости, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

Важное значение имеет регулирование региональных рынков труда. Состояние регионального рынка труда в решающей степени зависит от состояния внутренних рынков труда предприятий как наиболее весомых источников пополнения рядов безработных. Региональные службы занятости должны работать в тесном контакте с предприятиями. Им не следует ограничиваться информацией об увольнениях и наличии свободных вакансий на предприятиях. Целесообразно, чтобы региональные службы занятости на основе разрабатываемых предприятиями программ улучшения занятости и преодоления скрытой безработицы заблаговременно осуществляли совместно с другими органами регионального управления необходимые меры по предотвращению роста безработицы в регионе.

В рыночной экономике предприятия в той или иной мере нуждаются в организационной и экономической поддержке со стороны местных и региональных органов управления. Эта поддержка может осуществляться по таким (далеко не исчерпывающим) направлениям:

Содействие в поиске заказчиков - потребителей производимой продукции;

Содействие в поиске поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий;

Содействие в предоставлении налоговых льгот и кредитов в целях развития производства;

Помощь в укомплектовании персонала предприятий недостающими работниками и в трудоустройстве высвобождаемых.

Поэтому существенную роль играет регулирование внутренних рынков труда предприятий, осуществляемое во взаимодействии с региональными органами управления.

Анализ состояния внутреннего рынка труда на каждом предприятии имеет целью выявление имеющегося дисбаланса между платежеспособным спросом и предложением рабочей силы, а также обнаружение скрытых безработных, то есть числящихся в штате работников, которые по независящим от них причинам заняты работой частично или совсем не заняты. В процессе анализа определяются реальные возможности (или невозможность) и направления обеспечения эффективной занятости указанной категории работников и одновременно выявляются работники, подлежащие сокращению, а также категории работников, дополнительно требующиеся предприятию.

В дальнейшем в условиях Украины исследование проблем внутренних рынков труда во взаимодействии с региональными будет приобретать все большее развитие.

В настоящее время во многих странах мира, в частности в индустриально развитых странах Европы, действует достаточно эффективный механизм непосредственного регулирования рынка рабочей силы. Его деятельность включает разработку и координацию мер регулирования общенационального и местных рынков труда, определение основных направлений профессионально-технического образования, оказание помощи кризисным районам и отраслям, развитию предпринимательской деятельности, а также предприятиям, испытывающим временные трудности.

Среди этих многочисленных направлений деятельности государства особое внимание уделяется следующим проблемам: профессиональной подготовке кадров, программе создания рабочих мест, содействию найму. Если традиционные меры кредитно-денежной и бюджетной политики изменяют спрос на рабочую силу, то прямое регулирование рынка труда влияет главным образом на качество рабочей силы, на структуру ее предложения.

Однако страны весьма существенно отличаются по общему подходу к регулированию структуры рабочей силы, используют различные меры финансирования и организации системы профессионально-технической подготовки.

В настоящее время возросшая мобильность капитала позволяет предпринимателям решать вопросы снижения производства, а следовательно, и повышения конкурентоспособности с помощью перевода как финансовых средств, так и производственных мощностей в страны с более низкой стоимостью рабочей силы. Например, заработная плата, включая социальные пособия, в обрабатывающей промышленности в Европе часто намного выше, чем в Японии и США. Поэтому немецкие фирмы в 1995 году инвестировали за границу примерно в пять раз больше частных капиталовложений, чем в собственной стране.

В процессе развития экономических и социально-трудовых отношений возник целый ряд институтов, которые коренным образом изменили все стороны и формы функционирования рынка труда. И ныне из всей совокупности рынков, существующих в экономике США, рынок труда выделяется, пожалуй, самой четкой и детальной регламентацией различных сторон своей деятельности. К подобной регламентации относятся, во-первых, заключение коллективных договоров, в которых определяются размеры заработной платы, условия труда и численность работающих, во-вторых, установление государством минимального размера заработной платы, в-третьих, введение индексации заработной платы в связи с ростом цен, в-четвертых, создание системы социального страхования, в-пятых, прямое участие государства в формировании рабочей силы и повышении ее качества (инвестиции в образование и здравоохранение).

Особенности американской модели рынка труда связаны, как и в любой другой стране, со спецификой условий, в которых он функционирует. И главное условие - сама экономика, чрезвычайно мощная, включающая в себя одинаково хорошо развитые производственную сферу, сферу нематериального производства (образование, здравоохранение), сектор услуг. Весьма важно, что в хозяйстве страны присутствуют и крупные, и средние, и мелкие предприятия. При этом развитие экономики характеризуется чрезвычайным динамизмом. Быстрая смена технологий сопровождается соответственно быстрым возникновением и исчезновением производств и предприятий и таким же быстрым созданием и сокращением рабочих мест.

За 1980-1992 годы 500 крупнейших корпораций США сократили около четверти числа своих занятых, что составило приблизительно 4,7 млн. человек. При этом взрывного роста числа безработных не произошло, так как параллельно возникали новые рабочие места. Ежегодно число занятых в несельскохозяйственном секторе экономики увеличивается в среднем на 2,2%. С начала 80-х годов основное число новых рабочих мест было предложено вновь созданными фирмами. При этом две трети новых рабочих мест были созданы на малых предприятиях (с числом занятых до 25 человек), среди которых большинство составили фирмы с числом занятых менее 10 человек.

Подсчитано, что в среднем за 12 месяцев в несельскохозяйственном секторе экономики США сокращается 10,3% существующих рабочих мест и одновременно возникает 9,1% новых. Это самый высокий темп обновления среди индустриальных стран.

Свободное действие рыночных механизмов в американской модели труда играет положительную роль, обеспечивая гибкость, мобильность и, в конечном счете, высокую эффективность использования трудовых ресурсов. Однако существуют определенные границы возможностей рыночных механизмов . Самая главная слабость рыночных механизмов заключается в том, что наиболее успешно они действуют в условиях роста производства и роста доходов . В условиях же кризиса рыночные механизмы начинают пробуксовывать, а затем - способствовать углублению кризиса рынка труда. В США в условиях кризиса роль государственных регулирующих механизмов возрастает. Присутствие государства на рынке труда оказывается необходимым не только в годы экономических кризисов, но и в другие периоды. Главная роль государства заключается в том, чтобы осуществить стратегическое видение проблемы развития человеческих ресурсов в долгосрочном плане, реализовать разработанную стратегию, в том числе при помощи рыночных механизмов. Другой задачей государства по-прежнему остается ликвидация негативных последствий функционирования рыночных механизмов, которая требует сокращения безработицы, адаптации отдельных социальных групп к условиям современного производства.

Таким образом, в США государство и рынок играют равнонеобходимую роль, а эффективность всей системы воспроизводства и использования рабочей силы зависит в первую очередь от сопряженности этих двух секторов и их механизмов.

Япония не раз демонстрировала свои возможности по регулированию рынка труда и стабилизации положения с занятостью. Так, в частности, произошло в момент беспрецедентного системного кризиса, чреватого социальной катастрофой, в середине 70-х годов, когда Япония оказалась способной очень быстро мобилизовать механизм государственного регулирования рынка труда и резко увеличить долю наемного труда в национальном доходе. За 1973-1977 годы этот показатель увеличился с 58,8 до 67,5%, отражая прежде всего сдвиги в уровне занятости населения. Если в 1965 году доля лиц, занятых по найму, составляла 80,8%, то в середине 70-х годов она увеличилась до 89,8%.

И когда мировая экономика была потрясена вторым нефтяным шоком, оказалось, что Япония успела сделать для себя весьма важные выводы из «классовых боев» I973-I975 годов, сумев разделить бремя перестройки на рынке труда между его субъектами - наемным трудом и предпринимательством.

Механизм государственной трудовой политики сработал столь же безотказно и во время других драматических событий в японской экономике, связанных с форсированной ревальвацией иены в 1985 году. Упавший в тот момент до 74,3% уровень занятости к середине 90-х годов был восстановлен до своих обычных размеров - до 81,5% в 1995 году.

С японским типом управлении уже давно ассоциируется известная триада так сказать священных признаков, сформулированных английским ученым Абеггленом еще в 1956 году. Это пожизненный наем, корни которого - в возрождении национальных традиций патернализма, принцип старшинства и фирменные профсоюзы, которые обеспечивают долговременные и кооперативные отношения фирмы со своим персоналом.

Согласно сложившимся нормам отношений с кадровым ядром фирмы в периоды кризисных ситуаций всячески избегают увольнений, используя сокращение сверхурочного и даже нормативного времени, предоставляя длительные отпуска или перемещая персонал в дочерние фирмы и филиалы.

С помощью целого комплекса мер государство поощряет такую политику компаний. Как механизм макроэкономического регулирования кризисных ситуаций на рынке труда она вполне доказала свою положительную роль в сдерживании типичного для рыночной модели процесса обвального распространения безработицы. Кроме того, она способствует поддержанию потребительского спроса и обеспечивает в целом более безболезненное протекание экономического спада.

Государственная политика занятости в Японии значительно стабилизирует рынок труда в периоды циклических колебаний экономической конъюнктуры благодаря тому, что учитывает особенности практики управления персоналом в фирмах и образует с ней единый механизм воздействия на рынок труда.

Существуют четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

1. Программы по стимулированию роста занятости трудовых ресурсов и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики.

Программы по подготовке и переподготовке работников.

3. Программы содействия найму работников.

4. Программы по социальному страхованию безработицы (пособия по безработице).

Ключевое значение в государственном регулировании рынка труда имеет программа по повышению качества трудовых ресурсов и совершенствованию их структуры.

Социальная помощь безработным осуществляется по трем направлениям:

Пособия по безработице, которые существенно разнятся по странам как по уровню, так и по срокам выплаты пособий. Пособия по безработице составляют: в США 50% заработной платы, во Франции - 40, в Японии - 80%. По срокам выплаты пособий по безработице: в США и Италии - 26 недель, в Великобритании - 45, в Канаде - 50 недель;

Финансовая помощь безработным;

Помощь безработным и их семьям денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг (частичное погашение квартплаты, проезд в общественном транспорте и т. д.).

В системе государственного регулирования рынка труда имеют место разные теоретические подходы. Например, кейнсианская концепция предполагает активную государственную политику. Приверженцы «экономики предложения», наоборот, выступают за ограничение государственного вмешательства в проблемы рынка труда, поскольку характеризуют безработицу как естественное и добровольное социально-экономическое явление.

В развитых странах с рыночной экономикой широко используется косвенное регулирование рынка труда, основными инструментами которого является денежно-кредитная, налоговая и амортизационная политика государства.

Глава 6. Рынок труда

Существенную роль в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.

Следовательно, государственное регулирование рынка труда - это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.

Важное значение в регулировании рынка труда имеют биржи труда.

Биржа труда - одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы.

Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, предпринимателям же помогают организовать наем работников.

Биржи труда выступают в различных формах: общества, конторы, бюро и т. д. Различны и их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.

Биржи труда выполняют следующие основные функции:

Оказание услуг при трудоустройстве безработных;

Оказание содействия в перемене работы;

Изучение спроса и предложения рабочей силы;

Сбор и предоставление информации об уровне занятости по профессиям, специальностям, квалификации, районам страны;

Профессиональная ориентация молодежи;

Организация переобучения и трудоустройства инвалидов;

Выдача пособий безработным (в ряде стран).

В современных условиях в развитых странах большая доля рабочей силы находит работу не через посредство бирж труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы фирм либо с помощью частных посреднических агентств. Однако роль бирж труда в трудоустройстве, переквалификации сохраняется достаточно значимой, поскольку они оказывают помощь безработным, насчитывающим многие миллионы.

Роль государства состоит в том, чтобы обеспечить осуществление политики оказания помощи в полной, эффективной и свободной занятости.

Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд - это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

  • 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
  • 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
  • 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
  • 4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

  • 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
  • 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

  • 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках - 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
  • 2. Сокращение продолжительности безработицы.
  • 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае - 15%.
  • 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

  • 1. Установление МРОТ.
  • 2. Пособие по безработице.
  • 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
  • 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
  • 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.
  • 1. Снижение налогов.
  • 2. Увеличение государственного заказа.
  • 3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

  • 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
  • 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
  • 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
  • 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих .
  • 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Российский рынок труда представляет собой сложно структурированную систему, сложившуюся под влиянием инерции прежней планово-централизованной системы организации труда, экономического кризиса и позитивных процессов преобразования хозяйственной системы. Развития этого рынка будет ориентировано на образцы развитых стран с российской спецификой и национальными трудовыми традициями.

Состояние рынка труда, расширение безработицы или дефицита кадров определяется прежде всего экономикой в целом, а также эффективностью действий в различных сферах социально-экономической политики: в области макроэкономического регулирования, общего и профессионального образования, пенсионного обеспечения и других социальных выплат, приватизации, инвестиционной активности. Однако на сегодняшний день средств макроэкономической политики недостаточно для снятия всех «узких мест» на рынке труда. Необходимы целевые действия для его коррекции и «очистки».

Актуальность и значимость данной проблемы обусловлены тем, что на сегодняшний день нет единого мнения по вопросу решения проблемы занятости ни в масштабах страны, ни в отдельного региона в частности. До тех пор пока не будут созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, будут возникать новые и обостряться старые проблемы социума, главная из которых - безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность, поэтому проблемы рынка труда относят к важнейшим государственным проблемам и часто являются предметом политических дискуссий.

Объектом данной курсовой работы является рынок труда России, а предметом являются особенности рынка труда в России.

Цель работы - проанализировать особенности рынка труда в России.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:

1. Изучить сущность рынка труда;

2. Рассмотреть понятие и виды занятости населения;

3. Проанализировать государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России;

4. Изучить особенности механизма государственного регулирования рынка труда;

5. Рассмотреть проблемы функционирования рынка труда в России;

6. Проанализировать статистику рынка труда в России.

В ходе исследования были применены следующие методы: теоретический анализ проблемы, анализ объективной экономико-статистической информации.

Мировая экономическая наука накопила богатый опыт как в области теоретических исследований рынка труда, так и в практических вопросах его регулирования. Научную методологическую основу теории рынка труда составляют идеи основоположников экономической мысли: А. Смита, Д. Миля, К. Маркса, Дж. Кейнса, А. Маршалла, А. Пигу и др.

Современные тенденции и проблемы развития рынка труда в странах с развитой рыночной экономикой получили освещение в работах А. Оукена, А. Риза, Дж. Сакса, Е. Фелпса, С. Фишера и других зарубежных экономистов.

В отечественной науке различные аспекты методологии и теории рынка труда нашли отражение в работах ряда авторов, таких как А. Ананьев, Н. Вишневская, А. Дадашев, С. Дятлов, И. Заславский, А. Кашепов, Л. Киян, А. Котляр, С. Кузьмин, И. Маслова, В. Радаев, А. Рофе и др.

1. Общие понятия рынка труда

1.1 Сущность рынка труда

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, обеспечивающий за счет взаимодействия этих двух составляющих размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по различным сферам хозяйственной деятельности.

В самом общем виде под рынком труда понимают «систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей».

Рынок труда является важнейшим элементом рыночной экономики и представляет собой систему общественных отношений, призванных обеспечить воспроизводство и эффективное использование товара, то есть «рабочей силы». Рынок труда как и всякий другой представляет собой механизм распределения и перераспределения товара по сферам и отраслям хозяйства, видам деятельности на основе критерия эффективности её использования в соответствии со структурой общественных потребностей. Основные элементы этого механизма:

1. Предложение рабочей силы, которое позволяет определить численность и состав различных категорий граждан попадающих на рынок труда (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации и другим характеристикам). К их числу относятся:

· Высвобожденные работники (группа формируется за счет падения объема производства, сокращения финансирования из госбюджета, трансформации госсектора).

· Молодежь, не продолжающая дальнейшую учебу или не поступившая на работу после окончания учебных заведений.

· Лица, освобожденные из мест лишения свободы.

· Уволенные по причине текучести кадров.

· Мигранты трудоспособного возраста.

· Численность незанятого населения, претендующего на рабочие места.

2. Другим показателем, характеризующим рынок труда, является спрос на рабочую силу. Устойчивость спроса на труд будет зависеть:

· От производительности при создании товара.

· От рыночной стоимости производимого товара.

3. Следующим показателем, характеризующим рынок труда, является соотношение спроса и предложения рабочей силы. При рассмотрении этого показателя определяется тенденция превышения предложения над спросом, дисбаланс спроса и предложения в целом по области и основным социально-демографическим группам, вызванный, прежде всего нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.

Значение рынка труда сложно переоценить, он, как локомотив приводит в движение все другие рынки, все другие ресурсы, так как именно здесь формируется и распределяется по профессиям, предприятиям, регионам и отраслям и включается в действие наиболее важный национальный ресурс - рабочая сила.

Рынок по своей сущности через конкуренцию мотивирует наёмных работников к повышению их профессионализма, мастерства, компетенции. Он обеспечивает распределение и перераспределение экономически активного населения в связи со структурными изменениями в экономике.

Анализ динамических изменений рынка труда основывается на оценке перемещения населения между тремя состояниями рынка труда: занятости, безработицы и экономической неактивности. Рассмотрим общепринятую классификацию занятого и безработного населения, которая основана на методологии МОТ. Все население Российской Федерации можно разделить на две группы /

1. Экономически активное население - та часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В свою очередь она делится на следующие категории:

Занятые:

· Выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени;

· Временно отсутствуют на работе из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам;

· Самостоятельно обеспечивают себя работой

Безработные:

· Не имеют работу (доходного занятия);

· Занимаются поиском работы (обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п.)

· Готовы приступить к работе

2. Экономически неактивное население - люди, не входящие в состав рабочей силы:

· Учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения

· Лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности

· Лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми

· Отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиск

· Другие лица, у которых нет необходимости работать

Границы рынка труда определяются следующей частью экономически активного населения России:

· Незанятые, но ищущие рабочее место

· Занятые, но неудовлетворенные работой и подыскивающие другую работу или дополнительное рабочее место

· Занятые, но рискующие потерять рабочее место

1.2 Понятие и виды занятости населения

рынок труд регулирование занятость

В соответствии с действующим в России законодательством, под занятостью понимается - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Принято различать два вида занятости: полная и эффективная. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что говорит о сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Эффективная занятость рассматривается как с экономической точки зрения так и с точки зрения рационального использования человеческих ресурсов, а также с социальной как наиболее полное соответствие труда интересам человека. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.

Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам. Так, различают:

· рынок труда молодежи. (на сегодняшний день ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения).

· рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров (такому рынку

· характерны низкая экономическая активность, невысокая производительность труда, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения).

· рынок труда женщин. (особенностью такого рынка являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей, производительности труда и экономической эффективности).

Профессиональные рынки труда - это сегменты национального рынка труда, в которых работники объединены профессиональными интересами. Могут быть рынки труда учителей, врачей, шахтеров, научных работников, сельхозпроизводителей и др.

Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени.

Под гибкими формами занятости понимаются:

· занятость с различными режимами неполного рабочего времени. (не полностью занятыми считаются работники, продолжительность рабочего времени которых ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах).

· Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной рабочей недели, а также административные отпуска без сохранения содержания или с частичной оплатой. Принято различать две формы неполной занятости: видимую и невидимую. Невидимая неполная занятость - это в большей мере аналитическое понятие, данное явление с большим трудом поддается формализации и измерению. Симптомами неполной занятости могут быть низкие доходы и неполное использование квалификационного потенциала работника или низкая производительность Существует два противоположных взгляда на данный феномен: неполная занятость, форма скрытой безработицы.

· занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени (подразумевается занятость по краткосрочным контрактам). Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;

· самозанятость граждан. (осуществляется без установления формальных трудовых отношений с работодателем) - как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.

Помимо ранее рассмотренных видов занятости в государственном и частном секторе экономики, новым явлением в сфере занятости населения последних лет является деятельность в неформальном секторе экономики. Под этим подразумевается экономическая деятельность граждан, которые не платят налогов и которые трудятся в незарегистрированных хозяйственных структурах. Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих главным образом из независимых, самостоятельно занятых производителей. Многие из них используют труд членов семьи, несколько наемных работников или учеников. Внутри неформально сектора можно выделить следующие, наиболее известные разновидности профессиональной занятости: частные уроки, медицинские услуги, строительные работы, ремонт бытовой техники, пошив одежды, «челночный» бизнес, мелкая торговля.

2. Государственное регулирование рынка труда

2.1 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России

Государственное регулирование рынка труда - мероприятия государства, направленные на снижение безработицы, создание рабочих мест и подготовку кадров.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

Меры государственного регулирования рынка труда могут быть дифференцированы следующим образом:

- по объектам воздействия (население и его отдельные группы, работники и группы работников, предприниматели, элементы организации труда: оплата труда, продолжительность, условия труда и т.д.);

- по направленности воздействия (меры, воздействующие на спрос на труд и предложение труда);

- по форме воздействия (прямые и косвенные);

- по характеру воздействия на рынок труда (поощрительные, ограничительные, запретительные, защитные);

- по содержанию (меры экономического, административного характера или их сочетание);

- по уровню воздействия (общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные);

- по источникам финансирования (госбюджет, внебюджетные средства).

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:

* разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда;

* правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, совершенствование законодательства о занятости населения;

* разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;

* создание государственной службы занятости населения.

С позиции регулирования общих правил и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства государство должно:

- контролировать соблюдение Госстандартов в области безопасности, условий и охраны труда;

- поддерживать необходимые уровни оплаты труда в соответствии с затратами на воспроизводство рабочей силы и рекомендациями международной организации труда;

- обеспечивать условия для цивилизованного разрешения социальных конфликтов и нормального осуществления колдоговорных процессов согласования и регулирования социально-трудовых отношений.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим политику государства и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения является Министерство труда и социального развития РФ.

В странах с развитой рыночной экономикой существует система регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений - социальное партнерство. Предметом договора являются вопросы оплаты труда, занятость, условия труда, социальное обеспечение, социальные гарантии для работников определенной профессии, отрасли, региона, устанавливаемые сверх гарантированного государством минимума. Переговоры ведутся при посреднической роли государства, которое участвует в них непосредственно (через представителей) или опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты). Коллективно-договорное регулирование позволяет на основе компромисса согласовывать интересы наемных работников, работодателей и государства и является важным дополнением рыночного механизма регулирования социально-трудовых отношений.

Еще одной силой, оказывающей влияние на рынок труда, являются профсоюзы . Это массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социальных интересов. Функции, выполняемые профсоюзами, могут быть подразделены на следующие группы:

* обеспечение социальной защиты экономических и социальных интересов наемных работников в процессе труда, т.е. возможности участия работников в производственном процессе на максимально выгодных условиях (контроль за соблюдением законодательных норм при увольнении и найме на работу, создание нормальных условий труда, содействие повышению производительности труда, недопущение нарушений производственного процесса со стороны работодателя)

- социальная защита интересов наемных работников вне производства.

На международном уровне вопросами регулирования трудовых отношений занимается МОТ (Международная организация труда). Она была создана в1919 году. Целью МОТ является установление и сохранение социального мира и регулирование социально-трудовых отношений, защита прав человека. Каждая страна участвует в ней представителями правительства, трудящихся и предпринимателей.

Определяющее значение МОТ в регулировании социально-трудовых отношений имеет разработка, принятие конвенций и рекомендаций и контроль их выполнения.

Основными программными задачами МОТ являются:

- обеспечение для наемных работников полной занятости и повышение жизненного уровня;

- занятости трудящихся на работах, где они могут получить удовлетворение и проявить свое мастерство;

- гарантии обучения и перемещения рабочих, включая миграцию;

- возможности справедливого распределения и оплаты труда;

- реализации права на коллективные переговоры;

- расширения системы соцобеспечения;

- охраны труда;

- защиты благосостояния детей и матерей;

- необходимого питания и жилищ;

- равных возможностей в области общего и профессионального образования.

Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения наемных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников содействуют максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиям рынка.

В конце XX века в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций современных неоклассиков во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды современных представителей неоклассической школы исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического неравновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.

В результате, по мнению неоклассиков, экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства и устойчивой массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно-технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках предъявили особые требования к качественным характеристикам труда, который в новых условиях должен отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а подчас и международной мобильностью. Такая мобильность немыслима в условиях «блокирования» рынка государством и профсоюзами.

Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное дерегулирование и флексибилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма.

Флексибилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде, системы оплаты услуг труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 1960-80-х гг., а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Возрастает роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями, способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибылях компании, причем работник может нести и риск убытков предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости, особенно в условиях компьютеризации общественной жизни, - надомничество, временная работа по индивидуальным контрактам, частичная занятость.

В рамках дерегулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

Тем не менее, итогом флексибилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидации социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Речь идет о поиске такого механизма функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.

Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своём труде «Исследование о природе и причинах богатства». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из неё исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий.

Но в работах Дж.М. Кейнса эта теория подвергалась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости - неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решаться обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости.

Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической эффективности производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направление по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счёт этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношения эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определёнными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице. Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых, может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций, активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:

* появление рыночного ориентированного, защищённого государством и социально ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение его предпринимательской активности;

* привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

* обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально технической базы.

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным регулированием. Прежде всего, необходимо совершенствование территориальной структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более полное использование местных ресурсов и возможностей с учётом личного трудового потенциала, устранение отстаивания сфер социальной инфраструктуры регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность рабочей силы, требующая определённого регулирования, т.к. велика опасность усиления различий в обеспечении регионов рабочей силой, в частности возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.

Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность финансово-промышленных групп и других экономических объединений. Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако до сих пор развивается преимущественно одно соперничество, а не производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной системы поддержки малого бизнеса, падения платёжеспособного спроса населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей получения соответствующих профессий.

Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные тенденции, проявляющимися как в старых, так и новых формах. Этому способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата труда. Резко возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка, формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества. Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных категорий работников с рентабельностью производства.

Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.

Рис. 1. Государственное регулирование рынка труда

2.2 Особенности механизма государственного регулирования рынка труда

Проведенный анализ отечественной практики государственного регулирования рынка труда позволил выделить три основных этапа его развития: I - 1991-1995 гг., II - 1996-1998 гг. и III - 1999 г. - по настоящее время.

На первом этапе модель регулирования рынка труда носила социально ориентированный характер, но была малоэффективной в силу отсутствия у государства достаточного опыта и средств для решения возникших задач. Второй этап отличался, прежде всего, неспособностью государства сдерживать резкое падение спроса на труд. Лишь в конце 90-х гг. наметились признаки оживления российского рынка труда, и становление государственного регулирования трудовых отношений вступило в свою эффективную фазу (третий этап), однако результативность применяемых методов и мер остается пока относительно низкой. В целом основные показатели занятости (ее структура, динамика и т.д.) свидетельствуют о наличии в прошлом и сохранении в настоящее время низкой эффективности использования совокупного ресурса труда. С одной стороны, по мере оживления экономики растет дефицит квалифицированных кадров по ряду специальностей, с другой - обостряется проблема трудоустройства молодежи.

Оценка способов и результативности государственного регулирования отечественного рынка труда позволила выделить три основных направления его совершенствования: обеспечение оптимального уровня и структуры занятости, повышение качества ресурса труда и рост уровня жизни населения. Существенным аспектом государственного регулирования в этом плане представляется переориентация носителей ресурса труда с традиционного поиска работы в крупных предприятиях на занятость в сфере малого бизнеса. На наш взгляд, относительно небольшое количество малых предприятий в стране - одна из главных проблем российской экономики, которая оказывает отрицательное влияние на рынок труда. По прогнозам специалистов потенциально сфера малого предпринимательства в России может обеспечить примерно 1/3 общего увеличения занятых в 2006-2008 гг.

При проведении общегосударственной политики занятости большое значение в настоящее время имеют целевые программы, содержащие конкретные меры по созданию эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики. Все более актуальным становится переход к принципиально новой политике занятости, как части целостной государственной социально-трудовой политики, соответствующей этапу углубления рыночных реформ. Она должна быть направлена на регулирование рынка труда с использованием имманентных ему механизмов, на предоставление достаточных социальных гарантий вынужденно безработным с учетом региональных особенностей реструктуризации занятости, что позволит достичь необходимых пропорций на рынке труда, приблизиться к равновесию спроса и предложения ресурса труда на основе развития эффективной структуры занятости. Отчасти решению этой задачи будет способствовать принятый 31 декабря 2005 г. Федеральный закон №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», в том числе и изменения в Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации». В процессе дальнейшего реформирования социально-трудовой сферы важно также исходить из того, что необходимым условием достижения сбалансированности спроса и предложения ресурса труда является усиление трудовой мобильности основной массы населения страны, что сопряжено с необходимостью решения на государственном уровне комплекса взаимосвязанных задач, обоснованных автором в работе.

Большое значение в аспекте государственного регулирования национального рынка труда имеет стимулирование роста качества предлагаемого ресурса труда. Выделяются важнейшие первоочередные меры по повышению его качества и конкурентоспособности: создание системы оценки качества ресурса труда, гибко реагирующего на непрерывные изменения в требованиях к квалификации и профеcсиональной подготовки работников в соответствии со стандартами; разработку механизма адаптации рынка образовательных услуг к рынку труда и адекватность профессиональной структуры работников требованиям последнего; принятие мер, стимулирующих работодателей к развитию внутрипроизводственного обучения персонала и другие.

Оценивая происходящую в настоящее время модернизацию сферы образования, как процесс, влияющий на качество ресурса труда (его перспективной, молодежной части), следует признать практически актуальной ориентацию системы подготовки специалистов на научные прогнозы отраслевой и профессиональной структуры занятости. Повышение профессионально-квалификационного уровня работников в современных условиях может быть обеспечено путем сбалансированного развития трех структурообразующих компонентов национальной системы профессиональной подготовки кадров: обучения молодежи в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; внутрипроизводственного обучения персонала предприятий и учреждений; профессиональной переподготовки, обучения и дообучения безработных, а также граждан, находящихся под угрозой высвобождения. В свете этого особенно актуальным становится согласование целевых установок и мероприятий государственной политики занятости и политики в области образования. Назрела необходимость принятия мер по содействию трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений, которые должны носить качественно иной, эффективный характер.

Что касается такой острой для России проблемы, как относительно низкий уровень оплаты труда, то ее решение видится, прежде всего, на пути постепенного доведения минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума. Во избежание банкротств и высвобождения работников на предприятиях из-за повышения МРОТ эту проблему можно смягчить, например, снижением границы, с которой единый социальный налог (ЕСН) приобретает регрессивный характер.

Реализация этих направлений, требует комплексного подхода со стороны государства в использовании методов и инструментов экономической политики на основе приоритетных целей и задач экономического развития.

2.3 Проблемы функционирования рынка труда в России

В настоящее время уровень безработицы довольно трудно оценить определённо, хотя очевиден рост её масштаба. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). Но наибольшую проблему составляет скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существенно различается).

До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов.

На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

Во-вторых возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.

Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они - будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это само занятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года - это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре общества.

Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.

Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие у них появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.

2.4 Статистика рынка труда в России

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась за неделю на 0,7% и составила 2 млн 056 тыс человек, сообщает Минздравсоцразвития РФ.

Министерство получило информацию о высвобождении работников более 67 000 организаций из всех субъектов РФ, передает ИТАР-ТАСС.

Всего же с октября 2008 года, то есть с момента начала активной фазы кризиса, общая численность уволенных работников достигла 839,6 тыс. человек, из которых было трудоустроено 231,7 тыс. человек, в том числе 132,3 тыс. - в своих прежних организациях.

Суммарная численность работников, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, составила 1 млн 620 тыс 278 человек.

Между тем, экономический кризис как в России, так и в странах Европы сильнее всего ударил по молодежи.

По данным Федерации независимых профсоюзов, около трети молодых людей в России до 25 лет не могут найти работу, тогда как общий уровень безработицы находится на относительно низком уровне даже по сравнению с Евросоюзом. Высокий уровень застойной безработицы среди молодежи грозит России появлением нового «потерянного поколения», которое не попадает под государственные меры искусственного поддержания занятости в условиях кризиса, пишет «Независимая газета».

Молодые люди до 25 лет составляют большую долю - 29% - от общего количества безработных в России.

Социологи Независимого института социальной политики (НИСП) указывают, что в России в отличие от Европы не налажены меры по повышению адаптационного потенциала молодых людей. У молодых людей слишком завышены ожидания. В российских вузах отсутствует технология дружественного отношения к сочетанию работы и учебы студента. Да и сама система высшего образования не готовит молодежь к выходу на рынок труда. Все эти факторы вместе с невозможностью найти работу могут повлечь негативные социальные последствия: алкоголизм, наркоманию, депрессию среди молодежи. Так что «эффект «потерянного поколения» возможен скорее в России, чем в Европе», - считает директор научных программ НИСП Лилия Овчарова.

С 25 ноября по 2 декабря рост численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, наблюдался в 67 российских регионах, среди которых Астраханская, Сахалинская, Амурская, Мурманская области, Республика Карелия и Алтайский край. При этом количество безработных в Санкт-Петербурге и Калининградской области не изменилось, а в 13 субъектах России (например, в Кабардино-Балкарии, Адыгее, Бурятии) безработица и вовсе пошла на спад.

Итак, зарегистрированная безработица в России должна быть на 65% выше нынешних показателей. Из-за резкого спада производства российские предприятия в любой момент готовы дополнительно уволить 1,3 млн. человек, однако правительство не допускает столь резкого роста безработицы, выплачивая им символические деньги за формальное сохранение ненужных рабочих мест. Руководитель Роструда сообщил, что федеральная программа по снижению напряженности на рынке труда помогла приостановить массовые увольнения граждан и привлечь безработных к кролиководству. Однако эксперты довольно скептически оценивают достижения правительства по поддержанию занятости.

Глава Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Юрий Герций сообщил, что главным итогом региональных программ по снижению напряженности на рынке труда стало приостановление массовых увольнений - примерно 1,3 млн. граждан. Всего же к концу 2009 года Рострудом будут спасены от безработицы примерно 2,5 млн. человек, что обойдется федеральному бюджету в 35,5 млрд. руб. Другими словами, выплачивая в среднем около 2000 руб. в месяц на каждого «спасенного», Роструд смог убедить бизнесменов не увольнять ненужных работников, а занять их чем-нибудь в рамках так называемых общественных работ.

Искусственная занятость 1,3 млн. человек означает, что число зарегистрированных безработных в России могло быть на 65% выше нынешнего уровня в 2 млн. человек. Минздравсоцразвития объявило, что число официально зарегистрированных безработных в России за последнюю неделю возросло на 0,4%, то есть до 2,042 млн. на 2 декабря. Сам же глава Роструда сообщил вчера, что «будет рост обращений граждан в государственную службу занятости, будет увеличение числа зарегистрированных безработных граждан». По его словам, в процентном отношении численность безработных, может быть, увеличится где-то на 10% или чуть меньше. «Но более высокого увеличения численности безработных граждан мы сейчас не прогнозируем», - резюмировал Герций. Тем более, по его словам, на большинстве предприятий, которые охвачены мониторингом Роструда, не ожидается большого высвобождения работников.

Сайт поиска работы SuperJob.ru разместил данные: Кому безработица грозит меньше всего, рейтинг запросов работодателей на поиск персонала (% от всех запросов):

1. Менеджер по продажам (9,03%)

2. Инженер (4,98%)

3. Квалифицированный рабочий (4,57%)

4. Бухгалтер (3,88%)

5. Продавец (3,37%)

6. Торговый представитель (3,23%)

7. Неквалифицированный рабочий (2,49%)

8. Водитель (2,09%)

9. Секретарь (1,98%)

10. Юрист (1,68%)

11. Региональный представитель (1,67%)

12. Менеджер по работе с клиентами (1,56%)

13. Врач (1,54%)

14. Программист (1,52%)

15. Медицинский представитель (1,52%)

16. Менеджер по логистике (0,83%)

17. Дизайнер (0,79%)

18. Оператор ПК / оператор call-центра (0,75%)

19. Супервайзер (0,72%)

20. Менеджер по закупкам (0,70%)

Кризис не только привел к массовым увольнениям и безработице в России, но и породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: коллектор. юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный менеджер, cпециалист по сокращению персонала, специалистам по безопасности (в том числе информационной), антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга и кредитных рисков и т.д.

Подобные документы

    Общая характеристика и функции рынка труда. Структура рынка труда. Виды рынка труда. Причины и формы безработицы. Государственное регулирование занятости. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест. Обеспечение нормального уровня доходов.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Особенности рынка труда и его социально-экономические функции: распределение людских ресурсов по альтернативным видам занятости; разделение доходов в форме окладов и заработной платы. Государственная политика в области регулирования рынка труда.

    презентация , добавлен 28.05.2014

    Государственное регулирование рынка труда в рыночных условиях. Мероприятия по содействию занятости населения в Москве. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений. Система социальной поддержки безработных граждан. Организация общественных работ.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2010

    Понятие трудового права. Социальное партнерство в сфере труда. Правовое регулирование рынка занятости и трудоустройства. Трудовой договор, материальная ответственность сторон. Правовое регулирование меры труда: рабочее время, нормы труда и время отдыха.

    курс лекций , добавлен 18.10.2011

    Характеристика рынка труда и его особенностей. Характеристика текущей конъюнктуры российского рынка труда, инструментов и механизмов его государственного регулирования. Применение зарубежного опыта в этой сфере. Характеристика и анализ рынка труда ХМАО.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Основные направления и формы государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации. Социально-экономическая сущность, структура и принципы занятости. Формы организации общественных работ. Анализ отраслевых программ поддержки занятости.

    реферат , добавлен 19.12.2008

    Государственная политика в области труда и занятости. Государственное регулирование оплаты труда, пенсионного обеспечения. Единые нормы трудового права. Структура социальной сферы. Государственное управление образованием в Республике Беларусь.

    реферат , добавлен 10.11.2008

    Факторы и условия формирования и функционирования рынка труда. Государственное регулирование системы воспроизводства человеческого капитала. Демографические характеристики Челябинска. Влияние состояния здоровья и миграции на региональный рынок труда.

    дипломная работа , добавлен 01.09.2012

    Сущность и основные элементы системы регулирования рынка труда. Краткая социально-экономическая характеристика муниципального образования. Анализ конъюнктуры рынка труда. Организация работы по профессиональной ориентации и переподготовки безработных.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Понятие охраны труда и ее значение в современном трудовом праве. Право работника на охрану труда и его основные гарантии. Создание безопасных и здоровых условий работы. Государственное регулирование охраны труда. Особые требования по охране труда женщин.