Списание долгов по пенсионному фонду. Амнистия страховых взносов ИП: как закрыть расчеты с ПФР

"Кадровый вопрос", 2011, N 8

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: СПИСАНИЕ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ

Законодательством Российской Федерации о страховых взносах установлены конкретные сроки для уплаты начисленных сумм страховых взносов и на плательщиков страховых взносов возложена обязанность по своевременному и полному их перечислению. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок образуется недоимка, порядок взыскания которой установлен законодательством. Если в силу разных причин недоимку, числящуюся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплатить или взыскать не представляется возможным, то такая недоимка признается безнадежной. Об особенностях списания безнадежных долгов по страховым взносам мы расскажем в этой статье.

С 1 января 2010 г. на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Названный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов:

В Пенсионный фонд Российской Федерации - на обязательное пенсионное страхование;

В Фонд социального страхования Российской Федерации - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

В Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - на обязательное медицинское страхование.

Помимо этого, Закон N 212-ФЗ регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.

Не забывайте о том, что действие Закона N 212-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.

Обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена для плательщиков страховых взносов п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам.

Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. ст. 19 и 20 Закона N 212-ФЗ, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ (взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке):

Ст. 19 Закона N 212-ФЗ установлен порядок взыскания недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках;

Ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ определен порядок взыскания недоимки за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 21 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которой недоимка взыскивается за счет имущества плательщика страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона N 212-ФЗ безнадежной признается недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера.

Списывается безнадежная недоимка в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" (далее - Постановление N 820).

Согласно п. 1 Постановления N 820 признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками, и задолженность по начисленным пеням и штрафам (далее - задолженность) в следующих случаях:

Ликвидация плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным нормативным документом, устанавливающим порядок ликвидации юридических лиц, является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Отметим, что в соответствии с нормами ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей юридического лица, принудительная - в судебном порядке.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем сказано в п. 6 ст. 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

Признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника).

Статьей 214 Федерального закона N 127-ФЗ закреплено, что основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) погасить задолженность по обязательным платежам.

Обращаем ваше внимание на Письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. N 03-02-08/32, в котором рассмотрен вопрос применения ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно названной статье недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается по федеральным налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Эти правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности с индивидуального предпринимателя - плательщика страховых взносов, признанного банкротом в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, акты сверки расчетов по которой налоговым органам не переданы, принимается государственным социальным внебюджетным фондом в части соответствующей задолженности.

На основании ст. 60 Закона N 212-ФЗ, регулирующей порядок взыскания Пенсионным фондом Российской Федерации недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 31 декабря 2009 г. (включительно), указанная недоимка (задолженность), взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 23 Закона N 212-ФЗ.

Вопрос о признании индивидуального предпринимателя банкротом в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ рассмотрен также в Письме Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. N Д06-4750. В Письме отмечено, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрена обязанность индивидуального предпринимателя обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в том числе если:

Удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

Обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

Должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

При этом заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона N 127-ФЗ нарушение обязанности по подаче заявления в срок в случаях, установленных ст. 9 Федерального закона N 127-ФЗ, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления по обязательствам должника, возникшим после истечения срока;

Смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим.

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по организации работы по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, задолженности по пеням и штрафам, утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 24 июня 2011 г. N 228р (далее - Методические рекомендации N 228р), решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается на основании:

Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о прекращении деятельности юридического лица, - в случае ликвидации организации - плательщика страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенного гербовой печатью арбитражного суда, вынесенного в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, - в случае признания плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя банкротом;

Копии свидетельства о смерти физического лица - в случае смерти плательщика страховых взносов - физического лица;

Копии свидетельства о смерти физического лица либо копии решения суда об объявлении физического лица умершим - в случае объявления судом плательщика страховых взносов - физического лица умершим.

Обратите внимание! В зависимости от вида страхового взноса решение о признании безнадежными к взысканию недоимки и задолженности и об их списании принимают разные органы:

В отношении взносов по нетрудоспособности и материнству его принимает ФСС РФ (пп. "б" п. 2 Постановления N 820);

В отношении взносов на ОПС и ОМС органом, уполномоченным на его принятие, является ПФР (пп. "а" п. 2 Постановления N 820). При этом фактически его принимают отделения ПФР и подведомственные им территориальные органы ПФР, которым Пенсионный фонд РФ передал соответствующее полномочие (п. 3 Методических рекомендаций N 228р).

Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности, согласно п. 3 Методических рекомендаций N 228р, принимается:

Отделениями ПФР, в случае если сумма недоимки и задолженности, подлежащая признанию безнадежной, составляет 1 млн руб. и более;

Территориальными органами ПФР, подведомственными отделениям ПФР, по месту регистрации плательщика страховых взносов, в случае если сумма недоимки и задолженности, подлежащая признанию безнадежной, составляет менее 1 млн руб.

Для принятия решения в отделениях ПФР и подведомственных им территориальных органах ПФР создаются комиссии по признанию безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам (п. 4 Методических рекомендаций N 228р).

Комиссия состоит не менее чем из трех работников территориального органа ПФР. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить:

Руководитель или заместитель руководителя территориального органа ПФР, осуществляющий контроль и координацию деятельности территориального органа ПФР по администрированию страховых взносов;

Руководитель структурного подразделения, в компетенцию которого входит организация администрирования страховых взносов;

Главный бухгалтер территориального органа ПФР.

Заседание комиссии является правомочным при участии в нем всех ее членов. На заседании комиссии ведется протокол.

Порядок работы комиссии и ее персональный состав утверждаются приказом территориального органа ПФР.

В целях рассмотрения вопроса о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности территориальный орган ПФР с использованием программно-технического комплекса "Страхователи" (далее - ПТК "Страхователи") формирует списки плательщиков страховых взносов, зарегистрированных в таком территориальном органе ПФР, по календарным годам снятия с учета и по вышеперечисленным случаям снятия с учета плательщиков (страхователей).

При наличии документов, указанных в п. 2 Методических рекомендаций N 228р, в отношении каждого плательщика подготавливается справка о недоимке по страховым взносам, пеням и штрафам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (Приложение N 1 к Методическим рекомендациям N 228р).

Сумма недоимки и задолженности, включенная в справку, должна подтверждаться данными, содержащимися в документах плательщика страховых взносов:

Ведомостях уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11), содержащихся в ПТК "Страхователи";

Расчетах авансовых платежей (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за период, в котором образовались недоимка и задолженность, подлежащая признанию безнадежной и списанию;

Расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования, учитываемых в программно-техническом комплексе "Администрирование страховых взносов" (далее - ПТК АСВ);

Реестрах платежей (платежных документах) начиная со дня образования недоимки по день поступления последнего платежа;

Требованиях об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов;

Решениях о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вынесенных территориальным органом ПФР до 1 января 2010 г.;

Решениях территориальных органов ПФР о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках;

Постановлениях территориальных органов ПФР о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя;

Судебных актах;

Других документах, подтверждающих сумму недоимки и задолженности.

Документ, подтверждающий основание для принятия решения, указанный в п. 2 Методических рекомендаций N 228р;

Справка;

Документы, подтверждающие сумму недоимки и задолженности.

Такая опись и указанные в ней документы передаются на рассмотрение в комиссию.

Обратите внимание! Форма принимаемого комиссией решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2010 г. N 5н "Об утверждении формы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" (Приложение N 2 к Методическим рекомендациям N 228р).

Решение изготавливается в подлинных экземплярах по количеству внебюджетных фондов, недоимка и задолженность в которые признана безнадежной, плюс один подлинный экземпляр.

В отношении недоимки, образовавшейся за расчетные периоды 2002 - 2009 гг. и за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам, начисленным на соответствующую недоимку в отношении одного и того же плательщика страховых взносов, принимаются отдельные решения.

В случаях если по результатам рассмотрения документов в отношении плательщика страховых взносов комиссия признает, что для принятия решения оснований не имеется либо представлены не все документы, необходимые для его принятия, документы возвращаются с пояснениями в письменной форме. Информация о таком плательщике в протокол комиссии не включается.

В соответствии с п. 13 Методических рекомендаций N 228р регистрация решений осуществляется в журнале учета решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам того территориального органа ПФР, в котором принято решение.

Территориальные органы ПФР ежемесячно составляют реестр принятых комиссией этого территориального органа ПФР в предыдущем месяце решений в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам (далее - реестр). Такой реестр должен быть представлен в ПФР не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, с приложением одного подлинного экземпляра каждого из решений.

Структурное подразделение отделения ПФР, в компетенцию которого входят функции организации администрирования страховых взносов, ежемесячно до 25 числа формирует ведомость принятых в предыдущем месяце решений о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, задолженности по пеням и штрафам (далее - ведомость). В ведомость включаются решения, принятые комиссиями отделения ПФР и подведомственных им территориальных органов ПФР, в отношении недоимки, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г., а также задолженности по пеням и штрафам. Ведомость на бумажном носителе и в электронном виде передается в отдел казначейства отделения ПФР. Ведомость передается с приложением одного подлинного экземпляра решения.

Отдел казначейства отделения ПФР списывает суммы дебиторской задолженности, признанной безнадежной к взысканию в порядке, установленном бюджетным законодательством и в соответствии с требованиями инструкции Минфина России по бюджетному учету. После отражения в бухгалтерском учете отделения ПФР операции по списанию недоимки и задолженности ведомости и один экземпляр решения остаются на хранении в отделе казначейства отделения ПФР.

Подлинные экземпляры решений по количеству внебюджетных фондов направляются в территориальный орган ПФР, подведомственный отделению ПФР.

В налоговые органы - решения о признании безнадежными к взысканию и списании в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся за расчетные периоды 2002 - 2009 гг., а также задолженности по пеням и штрафам;

В Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования - решения о признании безнадежными к взысканию и списании в отношении недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, образовавшейся за отчетные (расчетные) периоды с 1 января 2010 г.

На основании решения территориальный орган ПФР, подведомственный отделению ПФР, вносит сведения о списании недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням и штрафам:

В ПТК "Страхователи";

В ПТК АСВ.

Плательщику страховых взносов присваивается статус страхователя "Снят с учета с признанной безнадежной к взысканию недоимки". Один подлинный экземпляр решения хранится в деле плательщика.

Со дня принятия решения списанная недоимка и задолженность не учитываются при формировании отчетности по недоимке.

А. Рыжков

Эксперт журнала

Подписано в печать

Списание долгов по налогам и страховым взносам налоговой инспекцией может осуществляться двумя способами:

  • в общем порядке, регламентированном ст. 59 НК РФ;
  • по специальным правовым актам, в рамках амнистии.

Рассмотрим, как в 2018 г. признаются безнадежными долги по страховым взносам и на основании каких нормативных актов

Списание страхвзносов в порядке амнистии

Последний случай налоговой амнистии был проведен в отношении задолженностей ИП по взносам «за себя», которые образовались по состоянию на начало 2017 года, в связи с отсутствием у ПФР сведений о доходе предпринимателя (п. 1 ст. 11 закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ).

Списание долгов по страховым взносам ИП осуществляется по суммам, начисленным Фондом в максимальном размере: 8 МРОТ, умноженные на ставку страхового взноса и на количество месяцев в году (п. 11 ст. 14 ранее действовавшего закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). О факте снятия задолженностей уведомление налогоплательщика не производится, налоговые органы самостоятельно осуществляют все этапы отбора субъектов хозяйствования, попадающих под нормы об амнистии страховых взносов.

Списание долгов по страховым взносам 2018: обзор законодательных изменений

В стандартной ситуации речь о списании недоимки может идти, если:

  • имеется вступившее в силу судебное решение об отказе в удовлетворении требований контролирующих органов и снятии обязательств с налогоплательщика;
  • суд признал долг безнадежным;
  • субъекту хозяйствования присвоен статус банкрота;
  • наступила смерть предпринимателя;
  • закрыто исполнительное производство по причине невозможности взыскания недоимки.

Списание долгов по взносам ИП имеет особенности, обусловленные тем, что задолженность сохраняется за физическим лицом даже после прекращения ведения им коммерческой деятельности . Исключение делается для тех, кто соответствует требованиям об амнистии. Минфин в Письме от 16.03.2018 г. № 03-15-05/16588 указал, что решение о возможности проведения процедуры списания в отношении конкретного налогоплательщика принимается ИФНС по месту жительства физического лица.

Также ФНС разработала проект приказа, регулирующего списание долгов по страховым взносам (2018), возникших до 01.01.2017 г. и переданных налоговикам из ПФР и ФСС. Документ находится на завершающей стадии перед отправкой на рассмотрение в Минюст РФ. ]]> Отследить этапы рассмотрения ]]> правового акта можно на сайте Федерального портала проектов нормативно-правовых актов.

Предложенным проектом безнадежные к взысканию обязательства могут быть сняты с налогоплательщика, если такое решение примет налоговый орган по месту проживания физического лица или по месту фактического нахождения обособленных структур юридических лиц. Списание безнадежных долгов по страховым взносам возможно при наличии:

  • протокола, составленного комиссией ФНС, в котором указано, что налоговая служба утратила право на проведение взыскания по конкретной сумме недоимки;
  • справки, подтверждающей величину задолженности и ее тип (недоимка, штраф или пеня).

Недоимки по страховым взносам с пенями и штрафами могут быть признаны безнадежными, если на дату начала 2017 года:

  1. Эти суммы были переданы налоговикам, как составляющая часть сальдо расчетов с налогоплательщиком.
  2. Долги были определены в результате проверок фонда за срок до 2017 года при условии, что сама проверка состоялась после подписания акта передачи остатков между государственными ведомствами.
  3. Имеются экономические, социальные или юридические основания для признания долга безнадежным.

В первых двух случаях списание задолженности по страховым взносам (2018) будет осуществлять налоговая инспекция, во второй ситуации – списанием занимаются фонды. ПФР, ФОМС и ФСС при списании долгов ИП по страховым взносам и долгов юридических лиц должны руководствоваться обновленными порядками:

  • ФСС признает задолженность безнадежной в соответствии с приказом от 06.02.2018 г. № 35.
  • Пенсионный фонд – согласно постановлению Правления ПФР от 12.02.2018 г. № 49п.
  • Фонд медстрахования – приказ ФОМС от 30.03.2018 г. № 60.

Порядок списания задолженности по страховым взносам на «травматизм» в ФСС отличается от алгоритма действий других внебюджетных фондов, поскольку с началом 2017 года администрирование этих взносов не было передано ФНС. Приказ № 35 распространяется не на все недоимки в ФСС, а только на суммы долгов, сформированные на дату первого числа января 2017 года по взносам на случай нетрудоспособности и материнства. В части безнадежной недоимки по взносам на «травматизм», возникшей с 01.01.2017 г. применяется постановление Правительства РФ от 31.01.2017 № 108.

По страхованию на случай нетрудоспособности и материнства недоимку по взносам, пеням и штрафам территориальный орган ФСС может отнести в группу безнадежной, если на дату наступления 2017 года возможности ее взыскания были утрачены по причине истечения отведенных для этого сроков. Необходимость проведения процедуры списания подтверждается постоянно действующим комиссионным органом, который вправе принимать решения при наличии кворума. Отдельно для каждого плательщика страховых взносов оформляются справки о задолженности. Итогом заседания комиссии становится решение о суммах недоимки, признаваемых безнадежными.

Когда определены суммы безнадежных страховых взносов, списание задолженности происходит на основании справки о сумме недоимки , справки о мерах, принятых службой для взыскания долга, и подтверждающей документации по каждому взыскательному мероприятию. Документы готовятся и рассматриваются членами комиссии не дольше трех рабочих дней.

Согласно постановления № 49п, ПФР может признавать безнадежными и подлежащими списанию долги на 01.01.2017 г. по:

  • размеру выплат доплат к пенсиям;

Алгоритм действий, когда инициируется списание задолженности ИП по страховым взносам, аналогичен схеме действий ФСС. Создается комиссия, которая может принимать решения в присутствии на собрании более половины ее членов. По итогам каждого заседания составляется протокол, на основании которого готовится проект решения о признании недоимки безнадежной.

Основания для того, чтобы провести списание недоимки по страховым взносам на ОМС, ограничены таким списком ситуаций (Приказ ФОМС № 60):

  • документально подтвержденная смерть плательщика взносов;
  • ИП признан банкротом;
  • предприятие-должник было ликвидировано;
  • судебный пристав составил постановление о прекращении реализации исполнительного производства.

Списание недоимки по страховым взносам ИП и юрлиц осуществляется на основании решения внутренней комиссии ФОМС. В ее состав должно входить не менее пяти членов. На рассмотрение каждого дела отводится максимум 10 рабочих дней.

Из-за технической ошибки тысячам бизнесменов в России доначислили платежи по социальным взносам. Издание The Bell составило инструкцию, что делать, если вы оказались в такой ситуации. Однако, по сведению "Клерка" вернуть таким образом деньги еще никому не удалось.

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов было передано от Пенсионного фонда налоговой службе. Но вскоре выяснилось, что при передаче базы данных в новое ведомство произошла ошибка: ФНС получила не всю информацию о налогах, уплаченных ИП и юридическими лицами, за период до 2017 года. В результате предприниматели начали , что их преследуют за несуществующие долги – списывают деньги со счетов или приостанавливают операции по ним. В сентябре на эту проблему главе ФНС Михаилу Мишустину я бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Масштаб проблемы

Точное число пострадавших в ФНС, ПФР и Фонде социального страхования не раскрывают. Речь идет о тысячах обращений, но массовый характер проблема не носит, утверждает источник в одном из ведомств. Всего в России зарегистрировано больше 4,6 млн юрлиц и свыше 3,7 млн индивидуальных предпринимателей. Представители деловых организаций «Опора России» и «Деловая Россия» подтверждают, что хорошо знакомы с проблемой – в их центральные офисы продолжают поступать десятки жалоб в месяц (число обращений в региональные отделения они оценить затруднились).
  • В каждом случае ошибочная задолженность составляет минимум 50-100 тыс. рублей, говорит замдиректора центра правового обслуживания «Опоры России» Лариса Науменко.
  • Многие ИП жалуются, что на время разбирательств их деятельность оказывается полностью парализована, добавляет вице-президент «Деловой России» Анастасия Алехнович.
  • Петицию с требованием разобраться с передачей данных на сайте change.org за месяц тысяча человек.
  • На списание или блокировку средств в отдельной петиции жаловались жители Крымска, о тысяче пострадавших предпринимателей в Татарстане писало региональное издание Бизнес Online.
The Bell пообщался почти с десятком предпринимателей, которые столкнулись с этой проблемой:
  • Один из пострадавших рассказал, что сумму мнимого долга списали не со счета ИП, а с его личных счетов в Сбербанке и в Тинькофф Банке.
  • Другая собеседница пожаловалась, что из-за несуществующего долга ей отказались открывать новый счет в российском банке.
  • Еще один предприниматель признался, что заплатил долг повторно – просто потому что устал разбираться и хочет работать дальше.
  • Несколько собеседников сообщили, что размер якобы неправомерных претензий ФНС оказался больше остатков на их счетах, поэтому счета заморозили целиком.
С начала года ведомства написали уже больше десятка писем с разъяснениями проблемы. Вооружившись ими, мы запросили дополнительные разъяснения в ФНС, получили ответ и составили короткую инструкцию.

Что делать, если у вас обнаружилась задолженность?

  • Если вы узнали от налоговых органов, что являетесь должником, хотя уверены, что обязательства перед ПФР и ФСС исполнены в полном объеме, вам следует обратиться в налоговую по месту учета;
  • Налоговая составит запрос и вместе с вашим заявлением отправит его в Управление ФНС по вашему региону (УФНС);
  • УФНС в течение трех рабочих дней должно отправить запрос в региональное отделение ПФР или ФСС;
  • Дальше у них есть 20 дней на то, чтобы сверить все данные по поводу ваших платежей и принять решение о том, нужно ли их корректировать;
  • В течение этого срока отделение фонда обязано в письменной форме уведомить о своем решении вас, и в электронной форме довести его до УФНС;
  • Если никаких разногласий у ведомств нет, налоговики должны в течение 7 дней внести изменения по поводу вашего долга в свои базы данных;
  • Таким образом, вся переписка, как предполагается, должна занимать не больше месяца (см.схему).

Что делать, если с вас уже списали несуществующие долги?

Здесь действует отдельный алгоритм. Согласно письмам ФНС, ПФР и ФСС от и октября, порядок ваших действий должен быть такой:
  • Обращайтесь в отделение ПФР/ФСС с заявлением о возврате средств;
  • В течение двух рабочих дней фонд должен отправить запрос в УФНС по вашему региону;
  • УФНС в течение трех рабочих дней должно предоставить фонду имеющуюся у него информацию по поводу ваших платежей;
  • После этого у фонда есть два дня на сверку этих сведений и принятие решения о том, нужна ли корректировка;
  • Если корректировка нужна, ведомства запускают процесс, описанный в схеме №1;
  • Дальше УФНС проверяет информацию в своих базах данных и в течение двух дней направляет подтверждение в отделение ПФР/ФСС;
  • Получив его, фонд наконец принимает решение о возврате средств и в течение одного дня отправляет его в УФНС;
  • УФНС в течение трех дней направляет заявку на возврат средств в орган Федерального казначейства (в какие сроки и как именно осуществляется возврат – в письме не сказано);
  • Орган Федерального казначейства исполняет заявку на возврат или оставляет без исполнения (в случае неверно указанных реквизитов);
  • О завершении процесса и возврате средств (или отказе в этом) ведомства должны информировать друг друга самостоятельно.

Работает ли эта схема?

На практике решить проблему корректировки удается не всегда, рассказывают предприниматели, с которыми мы пообщались.

Они жалуются, что при обращении Пенсионный фонд, ФСС и ФНС начинают перенаправлять пострадавших друг к другу. Другая распространенная проблема заключается в том, что в Пенсионном фонде предпринимателям часто предлагают выдать бумажную справку о том, что за ними нет задолженности. Но в бумажном виде ФНС такой документ не принимает, поэтому нужно в любом случае настаивать, чтобы ведомства вступали в переписку друг с другом.. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.

ПФР принял ведомственный акт, которым определен порядок признания безнадежными к взысканию и списания финансовых санкций за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС сведений либо представление неполных или недостоверных сведений о застрахованных лицах, а также за несоблюдение порядка представления сведений индивидуального учета в форме электронных документов ( , зарегистрировано в Минюсте России 21 декабря 2017 года).

Согласно установленному порядку, органы ПФР должны признавать безнадежными к взысканию и списывать долги за непредставление сведений о застрахованных лицах в следующих случаях:

  • ликвидация организации;
  • признание банкротом ИП, признание гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ " ;
  • принятие судом акта, в соответствии с которым ПФР утрачивает возможность взыскания финансовых санкций в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании финансовых санкций;
  • исключение юрлица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ;
  • вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. 3-4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ " ", если с даты образования задолженности по уплате финансовых санкций прошло более пяти лет и других случаях.

ПФР также утвердил перечень документов, которые необходимо предоставить для списания задолженности. При этом решение о признании безнадежными к взысканию и списании финансовых санкций, подлежащих уплате в бюджет ПФР, принимается территориальным органом фонда в течение 1 рабочего дня с даты оформления Справки о задолженности по финансовым санкциям.

Напомним, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных или недостоверных сведений о застрахованных лицах к нему применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов – санкции в размере 1000 руб. (ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ " ").