Туристско рекреационная зона. Туристско-рекреационные особые экономические зоны

3.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации

Механизм создания туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было утверждено семь проектов по созданию ТР ОЭЗ. Победителями конкурсов стали Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Иркутская и Калининградская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации создано восемь ТР ОЭЗ:

1. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Алтайская Долина» (Республика Алтай) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 67

Располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га. На участке планируется создание курорта с широкими возможностями для развития водных видов спорта, поскольку Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.

2. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 68

ОЭЗ в Республике Бурятия расположена в Прибайкальском муниципальном районе Республики Бурятия в непосредственной близости от озера Байкал. На территории зоны планируется создание современного гостиничного комплекса, порта, центра восточной медицины, спортивно-оздоровительного комплекса, обустройство маршрутов и экологических троп.

3. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» (Алтайский Край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 69

Располагается на территории Алтайского района Алтайского края на левом берегу реки Катунь и имеет площадь 3326 га.

ТР ОЭЗ создается в целях создания и функционирования в курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Предполагается строительство кемпингов, горнолыжной трассы, охотничьих угодий и других объектов с общим количеством мест для туристов 3,5 тыс.

4. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» (Краснодарский край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 70

Расположена между Черным морем и Кизилташским и Бугазским ламинами на территории городского округа Анапа на земельном участке площадью 882 га. Позиционирование ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта, предлагающего возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг.

5. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 71

Особая экономическая зона располагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды, имеет площадь 843 га.

ТР ОЭЗ сформирована в целях создания современного бальнеологического курорта, улучшения сервиса, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма.

6. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Ворота Байкала» (Иркутская область) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 72

Территория, отводимая под размещение ТР ОЭЗ, находится на побережье оз. Байкал, вблизи поселка Большое Голоустное. Планируется строительство объектов энергоснабжения, объектов теплоснабжения, объектов наружных сетей водоснабжения и канализации, реконструкция аэропорта в Иркутске. В границах ОЭЗ предполагается разместить гостиницы класса 3, 4 и 5 звезды; объекты делового, лечебно-оздоровительного, спортивного, развлекательного назначения.

7. Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Куршская коса» (Калининградская область) Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N73

Площадь национального парка «Куршская коса» составляет 6 621 га, площадь акватории в охранной зоне - 9 800 га. Западная его граница проходит по берегу Балтийского моря, а восточная - по берегу Куршского залива. Туристско-рекреационный потенциал ТР ОЭЗ позволяет развивать экологический, оздоровительный, спортивно-развлекательный, велосипедный, водный, рекреационный, деловой, экскурсионный, познавательный и другие виды туризма.

8. Туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории острова Русский (Приморский край) Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201.

ТР ОЭЗ будет расположена на земельном участке площадью 2,8 тысячи гектаров. Планируется строительство международного делового центра, нескольких гостиниц, океанариума и Тихоокеанского научно-образовательного центра.

На рисунке в Приложении 2 указано месторасположение создаваемых туристско-рекреационных зон: они формируются в трех различных климатических поясах России и практически все расположены в непосредственной близости к государственной границе. Такое размещение позволяет не только представить разнообразие природных условий страны, но и сделать их доступными для иностранных туристов. Также в Приложении (табл. 2) представлены направления туризма, источники финансирования и основные элементы инфраструктуры, которые планируется создать в каждой из ТР ОЭЗ. Как видно, практически в каждой из зон среди приоритетных направлений - экологический, оздоровительным, спортивный туризм, во всех регионах предусмотрено строительство гостиничных и спортивных комплексов различной направленности. Что касается структуры инвестиций, то необходимо отметить, что лишь в одном регионе создание туристско-рекреационной зоны будет основываться на бюджетном финансировании практически на 70%, тогда как в других ТР ОЭЗ внебюджетные поступления составляют от 16,5 до 45%.

В течение 2007 года были выбраны площадки, определены и утверждены границы всех ТР ОЭЗ. В первом квартале 2008 г. завершена разработка и утверждены концепции создания и развития каждой из зон, включающие анализ рынка и определение их позиционирования, подготовку мастер-планов, а также разработку маркетинговых стратегий продвижения и привлечения инвесторов.

На основе концепции создания туристско-рекреационных зон были организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий каждой ОЭЗ. В 2008 г. начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры Особые экономические зоны: главные результаты работы в 2008 году // Вестник ОЭЗ. 2008 №3..

В связи с экономическим кризисом в 2008-2009 г. из семи туристско-рекреационных особых экономических зон строительство продолжалось лишь в трех - «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае, «Алтайская долина» в Республике Алтай и «Байкальская гавань» в Бурятии. Увеличение длительности процесса создания туристско-рекреационных особых экономических зон объясняется, прежде всего, отсутствием опыта создания таких зон в России. Кроме того, длительный период предпроектных работ связан с большим сроком окупаемости проектов (12-15 лет). Тем не менее, проекты ТР ОЭЗ не будут «заморожены» надолго или вовсе свернуты - об этом свидетельствует прежде всего принятие Постановления Правительства от 31 марта 2010 года о создании новой туристской зоны в Приморском крае.

3.2 Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации

Не прошедшие по конкурсу регионы также должны участвовать в развитии туристской индустрии России. Благодаря конкурсной процедуре они сделали комплексный анализ потенциала своей территории с позиций будущей активизации своей туристской деятельности. Разработанные бизнес-планы, региональные программы будут способствовать привлечению внимания инвесторов и общественности к развитию регионального туризма. Активно участвуют в развитии своей туристской инфраструктуры такие субъекты, которые, имея конкурентоспособный туристско-рекреационный потенциал, до настоящего времени в полной мере его не использовали. Например, в Дагестане планируется строительство развлекательного комплекса с гостиницей, яхт-клуба с бунгало, санатория, центра семейного и детского отдыха. В Камчатской области предполагается создание туристско-этнографического центра, строительство горнолыжного и бальнеологического лечебно-курортного комплексов, аквапарка. В Мурманской области рассматриваются проекты по развитию активных видов туризма, в частности экологического и экстремального туризма на малых реках северо-восточного побережья Кольского полуострова. Масштабы инвестиций и будущая отдача по таким проектам гораздо скромнее, чем вложения в особые туристско-рекреационные зоны, однако реализация региональных программ позволит весьма существенно повысить уровень конкурентоспособности территорий и, следовательно, всей туристской индустрии России.

Намерение участвовать в конкурсе на создание туристско-рекреационной особой экономической зоны высказывали в администрациях Ростовской, Камчатской областей, Красноярского края. В Вологодской области ведется разработка проекта ТР ОЭЗ «Дед Мороз». При наличии в каждом из перечисленных регионов разнообразных рекреационных ресурсов и возможностей для развития различных видов туризма - от экстремального до культурно-познавательного, одной из главных проблем остается привлечение инвесторов. Так, например, основу туризма Камчатской области составляет малый бизнес. Порядка 70 малых фирм Петропавловска-Камчатского занимаются туристской деятельностью различной специализации: проведением экстремальных и конно-верховых маршрутов, всех лыжных маршрутов, а также маршрутов на снегоходах и собачьих упряжках. Кроме того, малый бизнес активно предлагает услуги частного гостиничного сектора. Однако без притока внешних инвестиций сферу туризма невозможно обустроить должным образом.

Тем не менее, даже при возможных «побочных эффектах» строительства ТР ОЭЗ (как, например, возможное нарушение экологического баланса региона, повышение цен), эксперты отмечают, что в целом инвестиции пойдут на пользу всем регионам, в которых на данный момент создаются туристско-рекреационные особые экономические зоны.

Одним из инструментов привлечения инвестиций и повышения эффективности взаимодействия бизнеса и власти в современной экономике выступает создание особых экономических зон (ОЭЗ). Они призваны решать многие важные задачи, связанные с вливанием иностранного капитала, реализацией региональной политики, обеспечением занятости населения и стимулированием экспорта товаров и услуг.Логика создания ОЭ3 обусловлена стремлением к интеграции с мировой экономикой или же необходимостью развития отдельных видов деятельности, имеющих большое значение для национального хозяйства.Особая экономическая зона – определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Это ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон - решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории, в том числе:- развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;- производство новых видов продукции, развитие экспортной базы и импортозамещающих производств;- развитие туризма и санаторно-курортной сферы;- привлечение прямых иностранных инвестиций;- создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;- апробация новых методов менеджмента и организации труда;- снижение уровня коррупции.С точки зрения инвесторов, создание ОЭЗ способствует достижению таких целей, как освоение новых рынков сбыта, приближение производства к потребителю, минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин, доступ к инфраструктуре.Особые экономические зоны принято классифицировать, прежде всего, по выполняемым функциям:- Зона свободной торговли (ЗСТ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. В такой зоне проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке.- Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.- Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примерами ТВЗ выступают технопарки и технополисы.- Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.- Портовая зона – создается на территории морских портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта.На сегодняшний день в России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и т.д.На конец 2009 года всего на территории российских ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны. Одним из видов особых экономических зон являются туристско-рекреационные особые экономические зоны (в дальнейшем ТР ОЭЗ), которые создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере туризма. Механизмов особого экономического регулирования в мировой практике достаточно много, и существуют они давно, но при этом такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено незначительно, а для России и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер.К специфическим целям создания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того, они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблем выравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон.

Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» положил начало формирование новых пространственно-организационно-экономических образований - особых экономических зон. В соответствии с действующим законодательством, особые экономические зоны подразделяются но следующим функциям:

Зона свободной торговли (ЗСТ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополюсы.

Туристско-рекреационная (ТРЗ) - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Все ОЭЗ предусматривают определенные преференции, выражающиеся в снижении издержек инвестора до 30% (рис. 9.3.1).

Рис. 9.3.1.

Основной целью создания особых экономических зон туристско- рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) является повышение конкурентоспособности туристской деятельности российской Федерации за счет внедрения указанных организационно-экономических механизмов.

Механизм формирования туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было выбрано семь проектов по созданию туристско-рекреационных особых экономических зон. Первоначально постановлениями Правительства РФ создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа [ Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны», http://www.russez.ru]:

  • 1) в Калининградской области - «Куршская коса» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 73);
  • 2) в Краснодарском крае (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 70);
  • 3) в Ставропольском крае - «Кавказские Минеральные Воды» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 71);
  • 4) в Алтайском крае - «Бирюзовая Катунь» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 69)
  • 5) в Республике Алтай - «Алтайская долина» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 67);
  • 6) в Республике Бурятия - «Байкальская гавань» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 68);
  • 7) в Иркутской области - ОЭЗ на территории п. Листвянка (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 72).

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона.

К настоящему моменту приостановлены работы по созданию ОЭЗ ТРТ на территории Краснодарского края и Калининградской области.

В соответствии с постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея», было принято решение о формировании в границах кластера следующих ОЭЗ ТРТ:

  • а) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики;
  • б) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Апшеронского района Краснодарского края;
  • в) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Майкопского района Республики Адыгея;
  • г) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Черекского, Чегемского, Эльбрусского районов Кабардино- Балкарской Республики;
  • д) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Алагирского и Ирафского районов Республики Северная Осетия - Алания;
  • е) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Хунзахского района Республики Дагестан.

Согласно постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1434 в состав Кавказского туристского кластера включена особая экономическая зона туристско-рекреационного типа на территории Ставропольского края, созданная постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 71

Таким образом, с 2007 г. запроектировано создание 13 особых экономических зон туристско-рекреационного тина. Наиболее успешно осуществляется развитие ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае и «Байкальская гавань» в республике Бурятия.

1. Особая экономическая зона «Берюзовая Катунь». Территория особой экономической зоны туристско-рекреационного типа расположена на левом берегу р. Катуни, в районе горы Красный камень, она включает альпийские луга, смешанные леса и горный ландшафт общей площадью 32,3 кв. км.

Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного тина «Бирюзовая Катунь» является первым этаном формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования в Алтайском крае курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Этот комплекс охватывает территорию 4 районов края, включая город-курорт федерального значения «Белокуриха» с общей численностью населения 92 тыс. человек. Ожидаемый объем инвестиций составит 37,8 млрд руб.

Экономическими и бальнеологическими факторами, а также преимуществами создания подобного комплекса являются:

Разнообразие природных ландшафтов, наличие водных объектов, среднегодовая температура воздуха +5 °С, высота снежного покрова от 400 до 600 мм, количество солнечных дней в году - не менее 235.

Все это создает условия для круглогодичного предоставления различных комбинаций туристских и рекреационных услуг; уникальные природно-лечебные и гидроминеральные ресурсы (ионизированный воздух, лечебная и питьевая минеральная вода, хвойные леса); эстетическая и рекреационная ценность территории, наличие туристических объектов, в том числе:

  • ? историко-культурных - свыше 5000 памятников истории (археологии, архитектуры), музеи, традиционные народные ремесла, промыслы;
  • ? природных: горные реки, пригодные для организации сплавов, купания, уникальные природные комплексы и памятники, места рыбалки, охоты;
  • ? возможность организации маршрутов различной категории сложности и развития разнообразных видов туризма: подводный, природный, рыбная ловля и охота, экологический, культурный, водный (рафтинг, байдарки, каяки), спортивный (альпинизм), спелеотуризм, оздоровительный (климатотерапия, ландшафтотерания), экскурсионный (пеший, конный, лыжный), горнолыжный.

Алтайский район широко популярен среди туристов-водников. Для сплава пригодны 2 реки - Катунь и Песчаная. Регулярно проводятся международные соревнования по технике водного туризма.

Большой интерес для туристов представляют пещеры Алтайского района. Помимо большого количества сравнительно неглубоких пещер, на территории района расположены несколько крупнейших в Западной Сибири пещер глубиной до 340 м и протяженностью ходов до 2500 м. Это пещеры «Геофизическая», «Экологическая», «Алтайская». Перспективное развитие ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» показано на рисунке 9.3.2.

Рис. 9.3.2.

Рядом с создаваемой особой экономической зоной «Бирюзовая Катунь» (около 90 км) расположен курорт федерального значения «Белокуриха».

Результатом создания особой экономической зоны является интеграция природных, рекреационных и культурно-исторических ресурсов Алтайского края.

Концепция особой экономической зоны предполагает два этана развития. «Бирюзовая Катунь» - это первый этап.

На втором этапе предполагается создание на территории Алтайского края особого анклава - курортно-рекреационной местности. В ее состав в перспективе должны войти 4 района - Чарышский, Солонешенский, Смоленский, Алтайский и город-курорт Белокуриха.

Создание особой экономической зоны предусматривается осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого составит до 2026 г. ориентировочно 10,47 млрд руб. Из федерального бюджета потребуется 6,93 млрд руб., из бюджета субъекта Российской Федерации - 0,3 млрд руб., из местного бюджета - 0,08 млрд руб., из внебюджетных источников - 3,16 млрд руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры (высоковольтная линия, газопровод, автодорога, мостовой переход, объекты наружных путей водоснабжения, очистные сооружения и канализация, объекты связи, реконструкция аэропортов). В местах создания инфраструктуры на прилегающих территориях будет развиваться придорожный сервис.

Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗ станут: ОАО «Интурист» (Москва), ООО «Алтай-Известь», ООО «АНТЕ».

По оценке специалистов Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 31,7 млрд руб. Туристический поток в ОЭЗ возрастет до 1,1 млн человек.

Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 3 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 7 тыс.

2. ОЭЗ «Байкальская гавань». Для выбора территории в Республике Бурятия (РБ), на которой можно было бы создать туристско-рекреационную особую экономическую зону правительством Республики Бурятия были привлечены российская компания ЗАО «ЭКТИС» и международный эксперт в области проектирования горнолыжных курортов - компания Ecosign Mountain Resort Planners Ltd. («Экосайн»),

«Экосайн» является хорошо известной в мире компанией, ее главный офис расположен в городе Вистлер (Whistler), Британская Колумбия, Канада. Компания имеет опыт планирования более 250 крупных горных курортов в 32 странах мира.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона (ТР ОЭЗ) «Байкальская гавань» создается в непосредственной близости от озера Байкал - уникального природного объекта мирового значения - в Прибайкальском районе Бурятии на территории площадью свыше 70 тыс. га.

Особенности участка ТР ОЭЗ - наличие на территории всех необходимых ресурсов для создания горноклиматического курорта мирового уровня: горы с вершинами до 1 771 м, вертикальным перепадом до 1271 м и подходящими для строительства трасс склонами, теплое озеро Котокельское, горные реки, удобные для сплава и рыбалки, минеральные источники и лечебные грязи, флора и фауна, близость к инженерной и транспортной инфраструктуре.

Концепция ТР ОЭЗ «Байкальская гавань» предполагает:

  • ? создание двух всесезонных горноклиматических курортов с развитой инфраструктурой и материальной базой отдыха, включая горнолыжные комплексы; создание центра водного туризма и отдыха;
  • ? строительство объектов базовой инфраструктуры. Имеющиеся природно-рекреационные и историко-культурные ресурсы РБ, их размер и качество, а также потенциальная значимость туристической отрасли для экономики региона позволяют позиционировать будущий туристско-рекреационный комплекс как международный, ориентированный на расширение въездного туризма. Соответственно туристическое предложение комплекса должно соответствовать лучшим мировым аналогам и должно состоять из всех возможных видов развлечений, отдыха, спорта и других услуг, которые будут являться источниками дохода круглогодично. В основе предложения высокого сезона лежат спортивный, приключенческий и экологический туризм, являющиеся главными направлениями, привлекающими туристов в РБ. В основе межсезонных предложений лежат бизнес-туризм, культурный и религиозный туризм. Всесезонное предложение может быть представлено SPA-курортом, оздоровительными предложениями, сферой развлечений.

ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» размещается на пяти участках - «Турка» (102,3 га), «Пески» (333,49 га), «Гора Бычья» (2 341,1 га), «Бухта Безымянная» (381,9 га), Горячинск (456,3 га), расположенных в непосредственной близости от озера Байкал. Общая площадь, выделенная для создания ОЭЗ, составляет 3 615,1 г. (рис. 9.3.3).

Рис. 9.3.3.

В соответствии с разработанной Концепцией пять участков будут осваиваться поэтапно. Приоритетом первой очереди выбраны участки «Турка» и «Пески» общей площадью 434,2 га. Затем планируется развитие оставшихся трех - «Гора Бычья», «Бухта Безымянная», «Горячинск». С выходом на полную мощность участков «Турка» и «Пески» ожидаемое количество туристических прибытий составит более 180 тыс. человек в год, а количество мест размещения туристов около 2000. При полном освоении всех пяти участков ожидаемое количество туристских прибытий составит более 1 млн чел. в год, а количество мест размещения туристов около 22 300.

ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» начала строится на территории Прибайкальского района Республики Бурятия на берегу озера Байкал в 2007 г. по принципу государственно-частного партнерства. По завершению строительства «Байкальская гавань» станет всесезонным курортом с горнолыжным комплексом, гостиницами и отелями, яхт-клубом, рыбацкой деревней, парком развлечений, центром семейного отдыха, SPA- курортом. Правительство РФ начало выполнять свою часть обязательств, вложив в развитие инфраструктуры ОЭЗ почти 2 миллиарда рублей из запланированных 6,5 миллиарда рублей. Ожидаемый объем частных инвестиций составляет около 60 миллиардов рублей.

Туристские объекты, построенные на всей территории зоны, будут в состоянии удовлетворить разнообразные запросы туристов различных категорий и денежного достатка. Предполагается строительство крупного центра SPA-терапии, бальнеологии и восточной медицины, Центра проведения международных спортивных соревнований и фестивалей.

Базовая инфраструктура включает строительство на территории ОЭЗ двух внутренних дорог длиной 20 и 30 км стоимостью 1,4 млрд руб.

Для приема туристов с близлежащих регионов и г. Улан-Удэ предусматривается восстановление аэропорта в Горячинске. В поселках Гремячинск и Горячинск имеются вертолетные площадки, которые требуют реконструкции. Также планируется восстановление морского порта в с. Турка для возобновления работы морского пути для туристов, прибывающих из Иркутской области.

В виду недостатка мощностей на данной территории предполагается строительство новой ЛЭП (220 киловольт) с двумя подстанциями мощностью 30 и 40 Мегаватт.

Теплоснабжение участка предусматривается с помощью электрических котлов и солнечных коллекторов, работа которых будет финансироваться инвесторами.

Водоснабжение и водоотведение будет осуществляться в соответствии с экологическими требованиями. Очистка будет производиться с помощью активированного угля (биосорбирование) и озонирования без применения хлора. Такая технология отвечает всем экологическим требованиям для Центральной экологической зоны озера Байкал.

Всего стоимость строительства базовой инфраструктуры составит около 7 млрд руб.

Для развития ОЭЗ необходимо дальнейшее развитие внешней инфраструктуры, которая включает: удлинение взлетной полосы международного аэропорта г. Улан-Удэ «Мухино» и реконструкцию аэропорта. Аэропорт сможет принимать воздушные суда всех типов и увеличить пропускную способность до 1 млн пассажиров в год.

Создание особой экономической зоны планируется осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого ориентировочно составит до 2026 г. 57,06 млрд руб. Из федерального бюджета потребуется 10,2 млрд руб., из бюджета субъекта Российской Федерации - 3,05 млрд руб., из местного бюджета - 0,09 млрд руб., из внебюджетных источников - 43,72 млрд руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры (строительство ЛЭП, подъездных и внутренних дорог, объектов водоснабжения и водоотведения, реконструкция аэропортов).

Инвестиционная привлекательность Республики Бурятия при реализации проекта ОЭЗ ТРТ обусловлена тем, что Байкальский регион позволяет сформировать уникальный диверсифицированный туристский продукт, на основе: неисчерпаемого природного и историко-культурного потенциала; благоприятной экологической обстановки; развитой сети объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры; наличия сети туристских организаций.

Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗ станут: ООО «Бурятинтур», ООО «Байкалкурорт», ООО «Байкал-фарм», ООО «Бурятгеоироект», ООО «ЗОЛ», ОАО «Континент», ООО «Кристалл Сибирь», ООО Торговый Дом «Сибирский деловой клуб», ЗАО «Сибирь Тур», ООО «Реставрация Н», ЗАО «ВистКом», ЗАО «Еврофинанс», ООО «Гранд Байкал», АНО «Агентство культурных инициатив „Аллегро"», Компания ДиВиАй групп, ООО «Тан», ООО «Инвестиционная финансовая компания „Метрополь"», ООО «Байкал-иульс», ЗАО «Ригельмед», ООО «В мире фантазий», ООО «Пилигрим», ОАО «Центролимнийской подготовки „Юнивер-Байкал"», Межрегиональный профессиональный союз работников производственной, научно-технической и управленческой сфер деятельности.

По оценке экспертов Республики Бурятия, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 55,04 млрд руб., а туристский поток в ОЭЗ возрастет до 1,0 млн туристов. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 18 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 34 тыс.

Таким образом, развитие особых экономических зон туристско-рекреационного тина повышает инвестиционную активность регионов и способствует активизации внутреннего и въездного туризма.

ОЭЗ ТРТ имеет ряд характерных черт, позволяющих их рассматривать как новую модель освоения туристско-рекреационного пространства. Можно сказать, что ОЭЗ ТРТ сочетают в себе черты, свойственные туристским дестинациям (формирование туристских продуктов и услуг на базе ключевых ресурсов и туристско-рекреационного потенциала в целом, четкие границы и внутренняя географическая структура территории ОЭЗ), а также черты, отражающие особенности функционирования туристско- рекреационных кластеров (использование механизмов государственночастного партнерства, наличие управляющей компании, хотя и при ключевом руководстве государственных органов федерального значения и т.д.). Соответственно, можно сделать вывод о наличии различных современных пространственно-организационных формах туризма и о повышении значимости научного обоснования системы управления туристско-рекреационными пространствами разного ранга.

Во всем мире практикуется создание специальных территорий, где жители того или иного населенного пункта, а также его гости проводят часы досуга. К таким территориям относятся рекреационные зоны. Здесь отдыхают абсолютно все слои населения, начиная от самых маленьких граждан и заканчивая пенсионным возрастом.

Что такое рекреационная зона

Туристско-рекреационной зоной (ТРЗ) называют особый вид экономической зоны, где государство и жители создают благоприятные условия для развития туризма и массового отдыха населения.

Среди основных целей организации подобных зон выделяют следующие:

  • способствование развитию туристической деятельности в конкретном регионе;
  • повышение конкурентоспособности туристического бизнеса;
  • развитие курортов лечебно-оздоровительного характера;
  • повышение уровня профилактики и лечения различных заболеваний.

В туристско-рекреационных зонах зачастую начинают разрабатывать месторождения минеральных вод, различных природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, куда также относятся целебные грязи.

Каковы плюсы организации таких зон? В глобальном плане это способствует тому, что в страну начинают привлекаться инвестиции, появляется новый конкурентоспособный продукт. Что еще немаловажно, обычный отдых и путешествия переходят на более высокий уровень.

Помимо этого, создание рекреационных зон повышает численность населения определенной местности, поскольку сюда привлекаются новые специалисты в разных областях.

Характеристики рекреационных зон

Рассмотрим подробно, чем отличаются рекреационные зоны от других особых зон экономического характера. В первую очередь стоит отметить, что на момент создания описываемых зон на их территории могут располагаться земельные участки жителей либо юридических лиц. Также территория может охватывать сразу несколько участков, относящихся к разным муниципальным образованиям.

Еще одной особенностью данной местности является то, что здесь могут находиться различные объекты, в том числе жилой фонд, инфраструктура, какие-либо частные постройки. Иногда земельные участки, включаемые в зону, относятся к особо охраняемым по закону.

Рекреационные зоны РФ

Согласно постановлениям Правительства России в феврале 2007-го года, на территории страны решили обозначить семь территорий, которым присвоили статус туристско-рекреационных.

Данные рекреационные зоны расположены в таких регионах, как:

  • Ставропольский край.
  • Краснодарский край.
  • Республика Алтай.
  • Республика Бурятия.
  • Алтайский край.
  • Иркутская область.
  • Калининградская область.

Позднее были созданы особые экономические зоны на острове Русский, а также на территории Чеченской республики. Последняя затем вошла в состав туристического кластера, находящего в нескольких округах: Северо-Кавказском, республике Адыгея и Краснодарском крае. Все эти рекреационные зоны России способствуют тому, чтобы развивался в государстве как внутренний туризм, так и приезжали иностранные гости.

Какие ТРЗ наиболее популярны

Одной из самых уникальных рекреационных зон по праву считается национальный парк под названием «Куршская коса». Он располагается в Калининградской области и представляет собой песчаный полуостров. Эта местность по своему ландшафту, красивым пейзажам, животному и растительному многообразию абсолютно не похожа на другие рекреационные зоны. Поэтому сюда едут отдыхать толпы туристов, которые любуются не только красотой местности. Здесь интересно посмотреть и культурно-историческое наследие в виде поселения рыбаков, архитектурных памятников.

Не менее популярной является особая экономическая зона «Кавказские минеральные воды», что в Ставропольском крае. Особый акцент здесь делается на инновационных технологиях бальнеолечения, использовании инноваций в СПА-индустрии. В частности, планируется максимально продуктивно использовать минеральную воду Баталинского источника для лечения и реабилитации. А целебная грязь, которую берут из Тамбуканского хранилища, подойдет для фанготерапии. Еще одной новинкой для профилактических целей выступит фитоаэроионизация.

Привлекает путешественников и зона туристско-рекреационного типа «Горный Алтай» благодаря своей нетронутой природе. Эту территорию рассматривают как многопрофильную зону, где успешно реализуются такие виды деятельности, как познавательная, рекреационная, лечебная, спортивно-оздоровительная.

Интересы бизнеса и государства

Особенно заинтересованы работать в специальных экономических зонах представители малого и среднего бизнеса. Причиной тому является предоставление широкого спектра услуг, включая пункты различного рода развлечений, торговли, общественного питания и пр. При правильном подходе здесь прекрасно развивается туристический бизнес, спортивный, рекреационный и пр.

К тому же, для бизнесменов привлекательны налоговые льготы, которые предоставляются резидентам рекреационных зон. Так, есть возможность платить налоги по сниженной налоговой ставке. Также предоставляется право устанавливать особый коэффициент к основной норме амортизации – это касается лишь собственных средств.

По подсчетам финансистов, каждая туристско–рекреационная зона приносит серьезный доход в государственный бюджет. За счет них возрастает вклад в ВВП со стороны туризма. Если весь механизм будет полностью налажен и отработан, то планируется создать дополнительные рекреационные зоны через некоторое время.

Что запрещено на территории ТРЗ

Несмотря на то, что на территории РФ имеются различные типы рекреационных зон, на любой из них законом не позволяется:

  • Разрабатывать месторождения полезных ископаемых и добывать их. Исключение составляют лишь месторождения минеральных вод и целебных грязей.
  • Перерабатывать полезные ископаемые и лом цветных и черных металлов (разрешен лишь промышленный разлив минводы).
  • Выпускать товары и перерабатывать их, если они относятся к подакцизной продукции.

Согласно российскому законодательству, правительство державы имеет полное право дополнять вышеуказанный список запрещенных действий на территориях особых экономических зон.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) - это особой вид экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма.

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа, а именно:

могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.

на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.

в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.

земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Законы о туристско-рекреационных зонах были приняты 19 мая 2006 года Государственной Думой России.

Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

Как отмечают специалисты, эксплуатация туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ) начнется в 2012 году. В России планируется создать семь ОЭЗ туристско-рекреационного типа: в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Калининградской и Иркутской областях, Республиках Алтай и Бурятия.

Так, особая экономическая зона туристско-рекреационного типа – "экологический курорт" "Куршская коса" в Калининградской области будет принимать до 61 тыс. человек в год. На территории этого национального парка планируется построить 4 гостиницы, яхт-клуб и т.д. Зона "Новая Анапа" в Краснодарском крае будет располагаться на Благовещенской косе и включит океанариум, аквапарк, ботанический сад, яхт-клуб и проч. Алпатов отметил, что построенный мини-город на Благовещенской косе сможет принимать до 360 тыс. человек в год. В Ставропольском крае, у подножья горы Юца планируется создать ОЭЗ "Гранд Спа Юца", включающую 14 отелей со SPA-комплексами, общеоздоровительными процедурами. В год ОЭЗ сможет принять до 160 тыс. туристов. На Алтае будут созданы ОЭЗ "Алтайская долина" – с канатной дорогой и отелями, рассчитанная на 94 тыс. туристов в год, а также "Бирюзовая Катунь", ориентированный на любителей экстремального спорта, способная принять до 115 тыс. туристов ежегодно.



Туристические зоны будут специализированы по направлениям: в Иркутской области будет развиваться преимущественно деловой туризм, в Бурятии - горнолыжный и экологический, в Алтайском крае - водный, лыжный, рекреационный и спелеотуризм, в республике Алтай - горнолыжный и оздоровительный. В Краснодарском крае и Калининградской области будет развиваться пляжный туризм на морском побережье, а в Ставропольском крае - рекреационный с бальнеологическим направлением.

В настоящее время завершается формирование системы управления зонами и определены их границы, завершен анализ туристско-рекреационного потенциала территорий, оформлено обоснование инвестиций и разработана полиграфическая продукция, освещающая ход подготовки создания ОЭЗ и их возможности. Разработчиками ОЭЗ туристско-рекреационного типа являются консалтинговая компания Roland Berger Strategy Consultants GmbH в сотрудничестве с архитектурным бюро Albert Speer & Partner GmbH, бюро маркетинговых коммуникаций Abold, Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации и институт экономики переходного периода. Ряд проектов будет реализован в рамках общей концепции развития географически близких территорий. Это, в частности, относится к развитию туристско-рекреационного потенциала озера Байкал (Иркутская область и Бурятия) и Алтая (Алтайский край и республика Алтай). Таким образом, представленные проекты регионов по созданию туристско-рекреационных ОЭЗ будут не конкурировать между собой, а удачно дополнять друг друга, что позволит получить максимальный экономический эффект, подчеркивается в материалах МЭРТ.

На сегодняшний день, возрождение и развитие внутреннего туризма стало задачей государственного уровня и наиболее показательным примером успешного решения этой задачи является Краснодарский край. Благодаря уникальным природными ресурсами и развитой туристско-рекреационной инфраструктуре, Краснодарский край остается главным курортом для россиян.

Сейчас началось активное освоение рекреационных возможностей Азовского побережья, а победа Сочи в борьбе за право принять Олимпиаду-2014 стала дополнительным стимулом к развитию туристических возможностей региона.

Кроме того, в рамках создания Особых экономических зон туристско-рекреационного типа будут развиваться курортные зоны в геленджикском, сочинском, анапском и туапсинском районах. Например, город-курорт Геленджик активно развивается не только как место отдыха, но и как один из центров конгрессного туризма в Южном регионе России.

Основными целями создания туристско-рекреационной особой экономической зоны в Краснодарском крае, на наш взгляд, является:

увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в валовом региональном продукте региона и обеспечение за счет этого диверсификации региональной экономики;

улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста качества и доступности получения гражданами туристских и санаторно-курортных услуг;

стимулирование социально-экономического развития Краснодарского края;

сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей.

Для достижения поставленных целей в рамках создания ТР ОЭЗ на территории Краснодарского края предстоит решить следующие задачи:

· отработка механизма взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления по обеспечению развития ОЭЗ;

· определение оптимальных границ участия государства в создании ОЭЗ;

· отработка вопросов частно-государственного партнерства;

· создание территориальных кластеров по направлениям специализации туристско-рекреационной зоны;

· отработка механизмов государственной поддержки деятельности резидентов ОЭЗ;

· отработка на примере ОЭЗ технологии предоставления государственных услуг в режиме «одного окна»;

· определение критериев оценки эффективности работы ОЭЗ и участие в разработке методов повышения эффективности работы ОЭЗ.

Среди остальных проектов на наш взгляд заслуживает пристального внимания особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Новая Анапа», которая должна заполнить практически отсутствующее в Российской Федерации предложение высокобюджетного пляжного отдыха, включившись в конкуренцию за российских туристов с курортами северо–восточного Средиземноморья (Турция, Греция, Болгария Кипр, Хорватия, Сербия), сформировав туристический продукт высокого уровня, воспользовавшись территориальными преимуществами, отсутствием языковых и административных барьеров (получение виз) и обеспечив превосходную логистику.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона «Новая Анапа» создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007 г. № 70, Соглашением между Правительством Российской Федерации, администрацией Краснодарского края и администрациями городов-курортов Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсинского района Краснодарского края «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 02.03.2007 г., расположена между Черным морем и двумя крупнейшими лиманами - Кизилташским и Бугазским - на территории городского округа Анапа, в районе станицы Благовещенская (Бугазская коса) на земельном участке площадью 882 га.

ТР ОЭЗ «Новая Анапа» является пилотным проектом среди заявленных к освоению инвестиционных площадок особой экономической зоны туристско - рекреационного типа в Краснодарском крае. Позиционирование ТР ОЭЗ «Новая Анапа» предусматривает реализацию идеи курорта для семейного пляжного отдыха, предлагающую возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых по системе «все включено», культурный отдых с детьми, бальнеология и СПА-терапия, таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини - отели, а также активный спортивный отдых: гольф, теннис, аквапарк, бассейны, парусный спорт, виндсерфинг. Финансирование проекта ОЭЗ реализуется по принципу частно-государственного партнёрства. В рамках развития проекта ОЭЗ «Новая Анапа» предполагается финансирование строительства и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры за счет государства и туристических объектов - за счёт частных инвестиций. Предполагаемый суммарный объем инвестиций составит не менее 1 591 млн. евро. В том числе, объем государственных инвестиций на создание необходимой инженерно - транспортной инфраструктуры составит на менее 412 млн. евро. Развитие частно-государственного партнерства на этапе инвестирования средств в особой экономической зоне предполагаются в следующих сферах:

· создание инженерной инфраструктуры;

· создание инфокоммуникационной инфраструктуры;

· создание социальной инфраструктуры;

· обеспечения жильем специалистов компаний-резидентов.

В целях создания благоприятных условий для осуществления деятельности резидентов на территории ОЭЗ «Новая Анапа» осуществляется внедрение системы предоставления государственных услуг по принципу «одного окна». Реализация проекта по освоению ОЭЗ ТРТ «Новая Анапа» положит начало созданию многопрофильной всесезонной курортной зоны мирового уровня в Краснодарском крае. «Новая Анапа» имеет возможность стать лучшим в России черноморским пляжным курортом с сильной спортивной составляющей. Черноморский курорт уровня не ниже северо-восточного Средиземноморья с гостиницами 4* и выше, предложением «все включено», единой территорией с самым большим в РФ аквапарком, океанариумом, портом для яхт, крупнейшим в РФ центром водных видов спорта, тренировочными базами летних видов спорта, центрами проведения конгрессов и корпоративных праздников.

Целевыми группами посетителей ОЭЗ должны стать семьи с детьми различного уровня доходов: высокого, среднего и низкого, предпочитающие спокойный отдых с возможностью дополнительных развлечений.

Планируется построить около 60 гостиниц в среднем на 260 номеров каждая для размещения 17000 отдыхающих одновременно. Разнообразие типов и категорий размещения – от роскошных пятизвездочных отелей до уютных молодежных лагерей – позволит «Новой Анапе» удовлетворить любые потребности в размещении. При оптимальном использовании территории на курорте одновременно смогут отдыхать до 17 тыс. чел., а туристический поток на курорт достигнет 490 тыс. чел. в год.

В результате создания туристско-рекреационных ОЭЗ в Краснодарском крае, планируется, что во всех районах увеличится количество рабочих мест и туристический поток возрастет в несколько раз.

Успех развития туристских зон во многом будет зависеть от того, насколько льготными на практике окажутся условия ведения бизнеса. Первые результаты функционирования зон можно будет оценить через 3 – 5 лет, что соответствует сроку окупаемости большинства предприятий. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям ближайшее десятилетие станет крайне благоприятным для развития туристской отрасли в России, среднегодовые темпы роста инвестиций в туристский сектор будут составлять 9,8 %.

Создание СЭЗ и реализация проектов даёт все основания для поэтапного развития курортно-рекреационных зон Краснодарского края, создавая прецедент появления в нашей стране курортов, отвечающих высоким стандартам качества.

Одним из видов особых экономических зон являются туристско-рекреационные особые экономические зоны (в дальнейшем ТР ОЭЗ), которые создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере туризма. Механизмов особого экономического регулирования в мировой практике достаточно много, и существуют они давно, но при этом такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено незначительно, а для России и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер.

К специфическим целям создания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того, они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблем выравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон.

Также туристско-рекреационные зоны призваны решить проблему туристической привлекательности Российской Федерации: последние несколько лет в сегменте въездного туризма отмечается постепенная деградация: в 2004 году Россию посетило 2.6 млн. иностранных туристов, в 2005, 2006 и 2007 – по 2.3 млн., а в 2008 - 2,2 млн., что даже меньше чем в 1997 году . Тогда как по оценкам ВТО, возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год. Как видно, перспективы существенны, и создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа направлено именно на решение проблем, мешающих реализации этих возможностей. Концентрация ресурсов в туристской сфере, в конечном счете, позволит сохранить и эффективно использовать весь туристско-рекреационный потенциал России.

Создание условий для притока инвестиций со стороны частного бизнеса в наиболее привлекательные для туризма территории, по сути, означает признание государством важности туристического комплекса в стимулировании экономического роста. ТР ОЭЗ можно рассматривать как важный элемент «институтов развития».