Бухучет в ук, порядок оплаты коммунальных услуг в тсж. Правила ведения бухучета в ЖКХ (нюансы) Проводки в управляющей компании жкх

Чтобы предоставить жильцам коммунальные услуги, управляющая компания заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов (п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Расчет платы за коммунальные ресурсы

Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, газ и тепло, а также за водоотведение. Плату следует рассчитывать по формулам, приведенным в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354:

Тарифы устанавливает ресурсоснабжающая организация (п. 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Ситуация: с какого момента у гражданина возникает обязанность вносить коммунальные платежи за квартиру, приобретенную по договору участия в долевом строительстве?

C момента передачи гражданину квартиры по передаточному акту.

По общему правилу обязанность оплачивать коммунальные услуги возникает у гражданина с момента получения права собственности на квартиру (п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ).

Однако, как подтверждает судебная практика, моментом возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг является не момент госрегистрации права собственности, а момент передачи квартиры гражданину при условии, что дом введен в эксплуатацию. Это подтверждено в определении Конституционного суда РФ от 18 июля 2006 г. № 373-О. Если дом введен в эксплуатацию, но по передаточному акту квартира не передана, обязанности оплачивать коммунальные услуги у гражданина нет (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 марта 2013 г. № А33-15279/2012).

Есть несколько вариантов внесения коммунальных платежей потребителем:

  • непосредственно управляющей организации или указанному ей платежному агенту (банковскому платежному агенту);
  • напрямую ресурсоснабжающей организации (за исключением платы за коммунальные ресурсы по общедомовым нуждам).

Чтобы применять второй вариант, собственники должны принять решение об этом на общем собрании.

Такой порядок установлен в пункте 63 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, и части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

Сроки, в течение которых управляющая компания должна выставить потребителям счета на оплату коммунальных услуг, а также сроки оплаты коммунальных услуг нужно указать в договоре на управление многоквартирным домом. Если такие сроки не предусмотрены, то:

  • платежный документ нужно выставить не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом;
  • плату потребители должны вносить ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Такой порядок предусмотрен пунктами 66 и 67 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Перечень сведений, которые нужно указать в платежном документе на оплату коммунальных услуг, можно найти в пункте 69 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Управляющая компания может заключить договор со специализированной организацией для:

  • снятия показаний счетчиков;
  • доставки платежных документов;
  • начисления платы за коммунальные услуги.

Об этом сказано в подпункте «е» пункта 32 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Уведомление потребителей об изменении тарифов и нормативов

Информацию об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющая компания должна донести до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Это правило действует, если в договоре о предоставлении коммунальных услуг не указан другой порядок. Об этом сказано в пункте 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Ситуация: как управляющей компании уведомить потребителей об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг?

Составьте каждому потребителю уведомление в произвольной форме.

Информацию об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющая компания должна донести до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Это правило действует, если договор о предоставлении коммунальных услуг не регламентирует иной порядок. Об этом сказано в пункте 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

О необходимости направить письменное уведомление каждому жильцу и каждому собственнику нежилых помещений в многоквартирном доме в законодательстве прямо не сказано. Однако имеются судебные решения, подтверждающие, что размещения этих сведений в СМИ и на доске информации недостаточно (см., например, определение Верховного суда Чувашской Республики от 18 августа 2010 г. № 33-2872-10).

Бухучет

Порядок отражения в бухучете предоставления коммунальных услуг зависит от того, самостоятельно управляющая компания оказывает услуги или является посредником по агентскому договору.

Если управляющая компания оказывает услуги самостоятельно, сделайте следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 60
- отражены затраты на услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса;

Дебет 19 Кредит 60
- отражен входной НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- принят к вычету входной НДС (если управляющая компания не применяет освобождение от НДС);

Дебет 20 Кредит 19
- входной НДС отражен в составе затрат на услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса (если управляющая компания применяет освобождение от НДС);

Дебет 62 Кредит 90-1
- отражена реализация услуги потребителям;

Дебет 90-2 Кредит 20
- отражена себестоимость услуги;


- начислен НДС (если управляющая компания не применяет освобождение от НДС);

Дебет 51 Кредит 62 (76)
- получены денежные средства от потребителей (из бюджета);

Дебет 76 Кредит 62
- зачтена задолженность потребителей по оплате коммунальных услуг (при оплате услуг за счет средств из бюджета);

Дебет 60 Кредит 51
- перечислены денежные средства ресурсоснабжающей организации.

Такой подход следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 90).

Если управляющая компания работает по агентскому договору, то операции отразите так:

Дебет 76 Кредит 60
- отражена задолженность жильцов за оказанные услуги ресурсоснабжающей организацией;

Дебет 76 Кредит 90-1
- начислено агентское вознаграждение по договору управления;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС с суммы агентского вознаграждения;

Дебет 50 (51) Кредит 76
- поступили платежи от собственников жилых помещений;

Дебет 60 Кредит 51
- перечислены средства ресурсоснабжающей организации.

Это следует из Инструкции к плану счетов (счета 76, 90).

Бухучет в жилищно-коммунальной сфере весьма специфичен и обусловлен обширной структурой расходов, многочисленными вариантами проведения взаимных расчетов, возможностью управления домами компаниями с различными формами применяемых систем учета. Рассмотрим особенности ведения учетных операций в бухучете ЖКХ.

Бухгалтерский учет в ЖКХ: проводки и специфика

Специальной законодательно-регулирующей базы по осуществлению учета ЖКУ нет. На основе утвержденных норм и методик в действующих ПБУ, предприятия ЖКХ устанавливают алгоритмы и способы ведения учета, фиксируют их в учетной политике и применяют на практике.

Административно-управленческие расходы отражаются в составе общехозяйственных затрат на сч. 26. По окончании месяца конечные сальдо счетов 25 и 26 закрываются переносом сумм в Д/т сч. 20, а затем суммированные затраты, отражающие себестоимость, переходят в Д/т сч. 90-2. Доходы формируются в УК на сч. 90-1 «Выручка».

Учет взаиморасчетов обусловлен спецификой производства. В деятельности УК возможно несколько вариаций взаиморасчетов с квартиросъемщиками и поставщиками ресурсов. Наиболее распространен способ, когда УК выступает одной из сторон в соглашении об оказании услуг на возмездной основе. Поступающие платежи от проживающих в МКД составляют выручку организации, а расходы за полученные ресурсы или предоставленные услуги других фирм - затраты.

Рассмотрим, как на практике осуществляется бухгалтерский учет в ЖКХ. Проводки:

Хозяйственные операции

Предъявление счетов на ЖКУ от поставщиков ресурсов

Начисление платежей населению

Начислен НДС

Списаны затраты УК

Поступление оплаты счетов от населения

Оплата ЖКУ поставщикам

Учет целевых поступлений

Получение из бюджета средств на определенные цели отражают на сч. 86 «Целевое финансирование». Бухгалтерские записи таковы:

Поскольку обязанность формировать фонд капремонта (по сути являющийся целевым) сегодня возложена на жильцов МКД, то УК должна учитывать ежемесячно поступающие средства, как целевые. Согласно ст. 251 НК РФ взносы на капремонт не входят в налоговую базу по прибыли и учитываются обособленно. Обычно для этого используют субсчета к сч. 51 и 86. Аккумулирующиеся средства по капремонту не должны отвлекаться на другие цели. Если нецелевой расход произошел, то ИФНС посчитает сумму затрат выручкой, и она войдет в налогооблагаемую базу.

УК вправе переложить обязанность по сбору платежей, например, на ЕРКЦ, заключив с ним агентский договор. Принятую от плательщиков сумму ЕРКЦ распределяет между ресурсопоставляющими предприятиями и УК. Для учета взаимоотношений с ЕРКЦ применяют сч. 76-5 «Расчеты с ЕРКЦ». Отражение в бухучете следующее:

Если поставщики ресурсов предъявляют УК счет предоставленным услугам, а ЕРКЦ уже оплачивает их, то неизбежно проведение взаимозачета между компаниями.

Бухгалтерия отражает операцию так:

Бухгалтерская проводка на пени за ЖКХ

Особенностью ЖКХ являются расчеты с жильцами домов по пеням за просрочки платежей. Эти суммы обычно указываются в платежном документе, ежемесячно предъявляемом потребителям услуг.

Но начислять пени совместно с отражением выручки от основной платы коммунальные услуги нельзя. Основанием для начисления пени являются решение суда либо факт признания их плательщиком, т. е. уплата. Бухгалтерская проводка на пени за ЖКХД/т 62 – К/т 91. Необходимо учитывать эту особенность. Записей по начислению пеней, соответствующих фигурирующим в предъявляемых плательщикам квитанциях, счетным работником не производится. К примеру, из указанных в квитанции на оплату услуг ЖКХ пеней в размере 1000 руб., оплачено 500 руб. Запись бухгалтера будет такой: Д/т 62 – К/т 91 на сумму 500 руб. Бухгалтерская проводка на пени за ЖКХ фиксирует лишь факт ее оплаты без начисления и, следовательно, признание полученного прочего дохода.

В бухгалтерских программах Бухсофт: Упрощенная система и Бухсофт: Предприятие автоматизирована возможность ведения бухгалтерского и налогового учета для ТСЖ, ЖКХ, СНТ и других некоммерческих организаций работающих с населением.

В бухгалтерских программах Бухсофт: Упрощенная система и Бухсофт: Предприятие автоматизирована возможность ведения бухгалтерского и налогового учета для ТСЖ, ЖКХ, СНТ и других некоммерческих организаций работающих с населением. Предусмотрено формирование всей налоговой отчетности (в том числе зарплатной). В последних релизах добавлена возможность формирования проводок по начислению коммунальных платежей для населения и перечисление их ресурсоснабжающим организациям.

Если требуется не только ведение бухгалтерского учета, но и детальный учет по каждому квартиросъемщику, можно воспользоваться программой Бухсофт Коммунальные платежи . До конца года в программе будет открыта возможность обмена данными с системой ГИС ЖКХ. Из программы Коммунальные платежи предусмотрен импорт данных в бухгалтерские программы Бухсофт.

Типовая структура доходов и расходов ТСЖ представлена на схеме. На каждом этапе формируются собственные проводки.

В Программе по умолчанию для расчетов с населением используются следующие счета:

76.7 – Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (счет используется в форме НКО для начисления коммунальных платежей и взносов населению);

76.94 – Расчеты по коммунальным платежам;

86.3 – Учет целевых поступлений;

20.1 (26.9) – Расходы ТСЖ по некоммерческой деятельности;

20.2 – Расходы ТСЖ по коммерческой деятельности.

При необходимости счета могут быть изменены. Автоматические проводки представлены в таблице.

Дебет Кредит Содержание Программная форма
76.7 76.94 Начислены коммунальные платежи населению НКО/ Начисление
76.7 86.3 Начислены взносы на кап.ремонт (и прочие целевые взносы) НКО/ Начисление
76.7 91.1 Начислены пени за несвоевременную уплату задолженности. Сумма попадет в Книгу Доходов и Расходов для организаций на УСН и в Декларацию по налогу на прибыль для организаций на ОСН. НКО/ Начисление
51.1 76.7 Поступление средств от населения НКО/ Поступление
76.94 60.2 Начислена задолженность перед ресурсоснабжающими организациями Учет покупок/ Оприходование – указываем счет 76.94
60.2 51 Погашена задолженность перед ресурсоснабжающими организациями Учет покупок/ Оплата
20.1 (26) 60.2 (71) Текущие расходы ТСЖ на целевую деятельность (начисление и оплата расходов на услуги сторонних организаций, покупка канц.товаров и т.д.- в том числе при оплате подотчетными лицами) Учет покупок/ Оприходование
60.2 (71) 51 Оплата текущих расходов ТСЖ Учет покупок/ Оплата
26 51 Комиссия банка Банк/ Расходы/ Услуги банка (при включенной настройке Сведения об организации/ Некоммерческие организации)
20.1 (26) 70.1 (69) Начисление заработной платы сотрудникам ТСЖ, в том числе работающим по договорам ГПХ. Проводки по начислению сумм взносов формируются автоматически. Расчет зарплаты
70.1 51 Выплата заработной платы. Проводки по удержанию НДФЛ формируются автоматически. Выплата зарплаты
69 51 Перечисление взносов Форма Платежи
86.3 20.1 (26) Отнесены текущие расходы ТСЖ на счета целевых расходов (при необходимости программа автоматически распределит сумму расходов между направлениями целевого финансирования) Закрытие счетов НКО
62.2 (76) 90.1 Начислена арендная плата арендаторам (если были доходы от коммерческой деятельности) Учет продаж/ Отгрузка
51 62.2 (76) Получены денежные средства от арендаторов Учет продаж/ Оплата

Для добавления операции по начислению коммунальных платежей в форме НКО в справочнике нужно указать счет 76.94 и ресурсоснабжающую организацию.

ООО является управляющей организацией и по договору управления осуществляет содержание и ремонт жилищного фонда. Жители одного из обслуживаемых домов приняли решение о переходе в другую управляющую компанию. На момент перехода по данным подомового учета на доме остались неиспользованные средства. Новая управляющая компания хочет, чтобы им была перечислена на расчетный счет эта сумма. Каков порядок отражения в бухгалтерском учете и в целях налогообложения (применительно к налогу на прибыль организаций и НДС) непосредственно передачи остатка средств, перечисленных ранее собственниками на содержание и ремонт жилищного фонда?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Управляющая компания в своем учете при отказе собственников от ее услуг отразит прекращение обязательств перед собственниками помещений, возникновение задолженности перед организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, и последующее выбытие актива.
Возврат неиспользованных средств, перечисленных на содержание и ремонт жилого фонда, не образует объекта налогообложения НДС и не обуславливает появления доходов и расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы налогу на прибыль организаций у передающей стороны.

Обоснование позиции:
Собственники помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) в силу закона обязаны вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению МКД ( , ЖК РФ). Оплата услуг и работ по содержанию и ремонту этих помещений производится в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности ( ЖК РФ).
Плата за содержание и ремонт общего имущества МКД устанавливается в размере, обеспечивающем содержание этого имущества в соответствии с требованиями законодательства ( ЖК РФ, п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с ЖК РФ договор управления МКД заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению МКД, в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По такому договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность ( ЖК РФ).
Жилищным законодательством не урегулирован порядок передачи вновь выбранной управляющей организации средств, перечисленных собственниками помещений на текущий ремонт общего имущества дома прежней управляющей организации (смотрите также : Собственники многоквартирного жилого дома выбрали управляющую компанию (далее - УК) и приняли решение о внесении дополнительных денежных средств на статью "Текущий ремонт", чтобы после их накопления провести ряд работ по текущему ремонту общего имущества. Однако спустя четыре месяца лицензия, выданная УК, была отозвана. В настоящее время собственники должны заключить договор с другой УК. Подлежат ли передаче другой УК накопленные и неизрасходованные денежные средства по статье "Текущий ремонт"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2015 г.) и ФАС Поволжского округа от 17.01.2012 N Ф06-11765/11 по делу N А55-3944/2011).

Бухгалтерский учет

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Расходов, расчетов с потребителями и поставщиками?

Естественно, понятия «баланс дома» не существует. Тем не менее вполне очевидно, что именно хотят увидеть собственники помещений, запрашивая такой документ у управляющей организации.

В ГОСТ Р 51929-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 543-ст) приведено понятие лицевого счета МКД (п. 3.18). Это учетный регистр, предназначенный для формирования персонифицированных данных об объектах и источниках финансирования, а также для учета операций, связанных с начислениями, заимствованиями, поступлением и расходованием денежных средств, в соответствии с договорными обязательствами, взятыми в процессе эксплуатации, управления и содержания МКД .

Согласно терминологии бухгалтерского учета учетный регистр – это документ, предназначенный для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах (ст. 10 Закона о бухгалтерском учете). На основе данных, приведенных в регистрах бухучета, составляется бухгалтерская отчетность организации (ч. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

О необходимости вести подомовой учет

Обратим внимание, что в законодательстве нет прямых указаний вести доходов, расходов, расчетов в разрезе домов, находящихся в управлении. Составить бухгалтерскую отчетность, содержащую достоверную и полную информацию, можно и без такой «аналитики». При этом обязательным является аналитический учет расчетов с потребителями в разрезе не только каждого потребителя, но и каждого выставленного счета. Таково требование Инструкции по применению Плана счетов (см. комментарий к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»).

Нередко УК ведут такой учет в отдельной программе посредством открытия лицевых счетов потребителей – карточек, в которых отражаются все начисленные суммы и поступившие платежи. Также распространено поручение вести такой учет специализированным организациям – информационно-расчетным центрам. Однако у УК должен быть полный доступ к этим данным, поскольку они положены в основу показателей бухгалтерской отчетности, а также работы по принудительному взысканию долгов. Выписка из лицевого счета – традиционное подтверждение существования задолженности потребителя за жилищно-коммунальные услуги.

Группировка потребителей по принадлежности к одному МКД и систематизация информации о начисленных суммах платы и стоимости выполненных работ, оказанных услуг стали не только целесообразными, но и необходимыми в связи с повсеместным введением в документооборот акта приема оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (его форма утверждена Приказом Минстроя РФ от 26.10.2015 № 761/пр). Данный акт составляется в отношении мероприятий по дому в целом и является первичным документом для признания выручки от оказания услуг, выполнения работ по содержанию общего имущества в МКД.

Сумма начисленной и предъявленной к внесению потребителям платы в разрезе каждого месяца не совпадает с выручкой от оказания услуг, выполнения работ, признаваемой в том же периоде. При этом по итогам 12 месяцев данные суммы в идеальной ситуации должны совпасть.

В нескольких национальных стандартах указано, что оплата (списание денежных средств с лицевого счета МКД) производится на основании и при наличии у исполнителя оформленных и подписанных актов выполненных работ (см. п. 4.11 ГОСТ Р 56192-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1444-ст, п. 10.2 ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.10.2014 № 1447-ст, п. 5.12 ГОСТ Р 56038-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 546-ст).

Если обратиться к определению лицевого счета МКД, видно, какая именно информация должна накапливаться и систематизироваться в данном учетном регистре:

    об объектах финансирования (общем имуществе в МКД, видах работ, услуг);

    об источниках финансирования (плате собственников помещений, субсидиях, поступлениях от пользователей общего имущества);

    о начислении денежных средств (сумме начисленной потребителям в МКД платы за содержание жилого помещения);

    о заимствовании денежных средств;

    о поступлении денежных средств (суммах, поступивших от собственников помещений, пользователей общего имущества, из бюджета);

    о расходовании денежных средств (в терминах национальных стандартов имеются в виду суммы, списываемые с лицевого счета за фактически оказанные услуги, выполненные работы по содержанию общего имущества, управлению МКД на основании актов).

Именно эта информация интересует собственников помещений, когда они хотят узнать баланс дома и направления расходования средств, полученных, например, за аренду общего имущества.

Обратим внимание, что вся эта информация представлена в отчете об исполнении УК договора управления по форме 2.8, утвержденной Приказом Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр. Однако в соответствии со Стандартом раскрытия информации данный отчет составляется только по итогам календарного года. Причем далеко не всегда в бухгалтерском учете УК формируется такой регистр. Нередко отчет заполняется на основании данных других регистров специально в целях раскрытия информации. Если же сведения из первичных учетных документов регистрируются непосредственно в таком учетном регистре, сальдо по лицевому счету МКД можно узнать на любую отчетную дату.

Раскрытие информации из лицевого счета дома

Обязана ли УК предоставлять по запросу собственника помещения лицевой счет МКД? Формально – нет, ее обязанности ограничены Стандартом раскрытия информации, то есть сводятся к публикации отчета об исполнении договора управления по истечении календарного года.

Обратим внимание: в соответствии с пп. «б» п. 33 и пп. «д» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель имеет право получать, а исполнитель обязан предоставлять потребителю сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги. Раскрывать информацию о состоянии расчетов соседей УК не позволяет законодательство о защите персональных данных. При этом сводные сведения по дому не относятся к персональным данным, ввиду чего их публикование не нарушает ничьи права. Значит, УК может (при наличии такой технической возможности) предоставлять эти сведения (состояние лицевого счета дома на любую дату) потребителям добровольно.

Добавим, что обязанность УК предоставлять потребителям по запросу какую-либо дополнительную информацию может быть преду­смотрена договором управления. Если такое условие в договоре есть, УК должна ознакомить собственника помещения с соответствующими сведениями (например, только с показателем поступивших от всех собственников помещений денежных средств или со всем массивом данных, содержащихся в лицевом счете дома).

Как может выглядеть лицевой счет дома?

Если лицевой счет МКД рассматривается УК как регистр бухгалтерского учета (его форма утверждена руководителем УК как приложение к учетной политике организации), нужно помнить о соблюдении обязательных требований к реквизитам такого документа. Они перечислены в ч. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете:

    наименование регистра (лицевой счет МКД по адресу…);

    наименование экономического субъекта, составившего регистр (наименование УК);

    даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен (учитывая обязательность составления отчета об исполнении договора управления, такой регистр целесообразно открывать на каждый календарный год);

    хронологическая и (или) систематическая группировки объектов бухгалтерского учета (таблица, куда заносятся все данные, которые должны содержаться в лицевом счете);

    величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

    наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

    подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Вид поступления

Остаток на начало года

Финансирование в году

Списано со счета в году

Остаток на конец года

Начислено

Фактически поступило

Начислено

Фактически поступило

Согласно актам приема

Начислено

Фактически поступило

Плата за текущий ремонт

Арендная плата (ОИ)

Лицевой счет дома – это учетный регистр, в котором аккумулируется информация о поступлении и расходовании денежных средств (источников финансирования) в связи с управлением каждым конкретным домом. Действующее бухгалтерское законодательство прямо не обязывает УК обеспечить подомовой учет затрат и выручки, тем не менее эти данные необходимы для выполнения обязанностей по раскрытию информации об управлении МКД. Поэтому целесообразно оценить рациональность введения такой «аналитики» к счетам бухучета.