Чем обусловлен высокий уровень урбанизации в странах Латинской Америки? С какими проблемами сталкиваются жители городов? Урбанизация, ее причины, источники и следствия.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

Урбанизация и ее влияние на население

Реферат по курсу

«Социальная демография и этнография»

Выполнила: студентка 1 курса

очного отделения Кучиева А.Ф.

Проверила: к.г.н., доцент Плющ И.В.

Красноярск 2008

ВВЕДЕНИЕ

1. УРБАНИЗАЦИЯ, ЕЕ ЧЕРТЫ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

2. УРОВНИ И ТЕМПЫ,ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРБАНИЗАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Современные процессы роста, состава и размещения населения вызывают много сложных проблем. Одним из важнейших вопросов является процесс урбанизации. Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. На протяжении десятилетий урбанизация в нашей стране сначала просто не признавалась как один из важных процессов формирования человека, среды и общества, а затем в 70-80-х гг., рассматривалась, прежде всего, в рамках формационных особенностей развития систем производства и расселения при значительной недооценке её глобальных закономерностей и социально-культурных и цивилизационных основ 1 . Утвердился и тщательно оберегался философски несостоятельный подход, согласно которому урбанизация (как и другие социальные процессы) легкоуправляема, потому что её закономерности якобы устанавливаются руководителями в зависимости от тех или иных выдвигаемых ими целей.

Вот почему оценка советской урбанизации имела черты крайней субъективности, односторонности, а игнорирование мирового опыта было удобно для переоценки бесспорных количественных успехов урбанизации в СССР в 30-80-х гг. До серьёзного же анализа её качественных сторон (образа и условий жизни горожан, их культуры, состояния городской среды, её разнообразия и т.д.), сути и стратегии развития дело обычно не доходило. Указанный подход, напрямую связавающий многие десятилетия с теорией формаций в советском обществе вобщем и в экономической и социальной географии в том числе, определил неверные представления об «узко-производственной базе» урбанизации.

В последние годы, когда всё чаще встречаются попытки в разных областях науки осмыслить общественное развитие в рамках иных концепций (философско-антропологической, глобально-экономической, социокультурной, экологической, цивилизационной) и др., представляется наиболее плодотворным для изучения урбанизации использовать антропокультурный подход. При таком подходе основу урбанизации составляет сам человек со всеми возможными параметрами его жизни, прежде всего связанными с развитием культуры и цивилизации в их широком понимании и на глобальном уровне.

1. УРБАНИЗАЦИЯ,ЕЕ ЧЕРТЫ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Урбанизация - (англ. urbanization, от латинских слов urbanus – городской, urbs – город), всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в размещении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д. Урбанизация – многомерный демографический, социально-экономический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общества и территориального разделения труда. В более узком, статистико-демографическом понимании урбанизация – это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире (так называемая урбанизация в узком смысле слова или урбанизация населения) 2 . Предпосылками урбанизации можно считать - рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда.

Процесс урбанизации идёт за счёт:

      естественного прироста городского населения;

      преобразования сельских населённых пунктов в городские;

      формирования широких пригородных зон;

      миграции из сельской местности в городскую.

Для урбанизации характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.) 3 .

Первые города появились в 3–1 тысячелетии до н.э. в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае, Индокитае, а также в некоторых районах Европы и Африки, прилегающих к Средиземному морю. В Античном мире такие города, как Вавилон, Афины, Карфаген, Рим, Александрия играли огромную роль. В городах Средневековья и Эпохи Возрождения формировались элементы буржуазной цивилизации. С развитием капитализма объективная необходимость концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности явилась основной причиной усиления процесса урбанизации, возрастания концентрации населения в городах. На современном этапе урбанизации в экономически развитых странах мира отмечается преобладание крупногородских форм поселений.

Развитие процесса урбанизации тесно связано с особенностями формирования городского населения и роста городов: естественным приростом самого городского населения, включением в городскую черту или отнесением в административное подчинение пригородных территорий (включая города, поселки и села); преобразованием сельских населенных пунктов в городские. Фактически рост городов происходит также за счет формирования более или менее широких пригородных зон и урбанизированных местностей. Условия жизни населения в этих районах все более сближаются с условиями жизни в больших городах – центрах тяготения этих зон (так называемые городские агломерации).

Сравнительный анализ демографических аспектов развития процесса урбанизации в различных странах мира принято основывать на данных о росте урбанизированности населения – доли городского, или так называемого урбанизированного, населения. Поскольку критерий выделения городских поселений значительно различается по отдельным странам, для получения сопоставимых данных к городскому населению часто причисляют население всех поселений, достигших определенного уровня людности. В 2001 в поселениях с числом жителей свыше 5000 чел проживало более 1/3 населения земного шара (в начале 19 в. – менее 3%), в поселениях с людностью свыше 20000 чел. – более 1/4. В 1800 году доля городского населения во всем населении земного шара составляла около 3 %, в 1850 – 6,4%, в 1900 – 19,6%. С 1800 по 2000 она увеличилась почти в 18 раз (до 51,2%) 4 . Это при использовании национальных критериев выделения городских поселений динамика урбанизации населения выглядит следующим образом.

Опережающий рост городского и несельскохозяйственного населения по сравнению с сельским и сельскохозяйственным – наиболее характерная черта современной урбанизации. В трех частях света – Австралии и Океании, Северной Америке и Европе преобладают жители городов; их догоняет быстро урбанизирующаяся Латинская Америка; в то же время население афро-азиатских стран благодаря своей большой численности создает перевес села над городом в среднем по миру. Наиболее высокий процент городского населения имеют развитые страны первого мира: в Европе – Великобритания (91%), Швеция (87%), ФРГ (85%), Дания (84%), Франция (78%), Нидерланды (76%), Испания (74%), Бельгия (72%); в Северной Америке – США (77%) и Канада (76%); в Азии – Израиль (89%) и Япония (78%); в Австралии и Океании – Австралия (89%) и Новая Зеландия (85%); в Африке – ЮАР (50%). Когда доля городского населения превышает 70%, темп ее роста, как правило, замедляется и постепенно (при подходе к 80%) приостанавливается. В России за 1913–2002 доля городского населения выросла более чем в 3,7 раза 5 . При этом урбанизированность населения в России существенно колеблется по регионам.

Для урбанизации характерна концентрация населения в больших и сверхбольших городах. Именно рост больших городов (с населением свыше 100 000 чел.), связанных с ними новых форм расселения и распространения городского образа жизни наиболее ярко отражают процесс урбанизации населения. В РСФСР, позже – Рф, население все более концентрировалось в больших городах. Если в 1926 в городах с числом жителей более 100 000 чел. проживало 36% городского населения, то в 1959 – 49%, в 1970 – 57%, в 1984 – около 61%, в 1999 – около 67%. В 1999 в России было 285 городов с населением свыше 100000 чел. Динамика городов-«миллионеров» в России: в 1897 – 2, в 1939 – 2, в 1959 – 3, в 1970 – 10, в 1980 – 20, в 2000 – 22. С 1959 по 1999 их население возросло с 14,7 до 39,6 млн. чел., или, соответственно, с 10,1 до 22,3% всего городского населения страны 6 . Процесс урбанизации в различных регионах и странах мира имеет свои особенности.

Современный тип урбанизации в развитых странах – это уже не столько быстрый темп роста доли городского населения, сколько особенно интенсивное развитие процессов субурбанизации и образования на этой основе новых пространственных форм городского населения – городских агломераций, мегалополисов. Экономически развитые страны в полной мере ощущают последствия стихийной урбанизации и неуправляемого роста сверхгородов. Кризис больших городов является закономерным следствием обострения социальных, культурно-цивилизационных и расово-этнических противоречий. Загрязнение воздуха и воды, обострение экологических проблем вызывает все большее беспокойство людей. Существуют серьезные проблемы в сфере использования территориального и жилищного фонда, инженерного оборудования. В некоторых крупных городах имеет место процесс некоторого обесценения недвижимой собственности. В США в 1960-х (а в 1970-х и в некоторых странах Западной Европы) отчетливо проявились процессы территориальной деконцентрации населения. Имеется ввиду не только перемещения населения из крупных городов в их пригородные зоны – процесс, широко развернувшийся еще в 1950-х, но и преобладающий рост городов в периферийных районах по сравнению с высокоурбанизированными. Во Франции, Швеции, Италии, Канаде происходит общий сдвиг населения из городских агломераций в малые и средние города в результате изменения направления миграции. В Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Бельгии, Австрии уже происходила убыль населения в крупнейших городах, причем из центров городов потоки мигрантов направлялись, главным образом, в их пригородные зоны. Во многих крупных городских агломерациях численность населения перестала увеличиваться и даже начала снижаться (зачастую за счет уменьшения численности населения городов-центров).

В развивающихся странах мира демографическому взрыву сопутствует «взрыв урбанистический». При сравнительно низких показателях урбанизированности населения многие развивающиеся страны отличаются относительно высокими темпами урбанизации. Несоразмерный рост столиц ряда государств Азии и Африки связан с особым типом урбанизации, который отличает массовая тяга в большие города крестьян, надеющихся избавиться в них от голода и нищеты. Приток сельского населения в города, как правило, сильно опережает рост потребности в рабочей силе. В результате урбанизация протекает быстрее, чем индустриализация, иммиграция из села в город увеличивает армию безработных и полубезработных, расширяет городские районы трущоб. В развивающихся странах происходит формирование многомиллионных городских агломераций (например, Мехико, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Калькутта, Бомбей и др.) 7 . Процесс урбанизации в развивающихся странах крайне противоречив: с одной стороны, он способствует прогрессу этих стран, приобщает новые миллионы людей к информационным и культурно-цивилизационным ресурсам современного мира; с другой – обостряет и без того очень серьезные социально-экономические проблемы, порожденные феноменом догоняющей модернизации и, что чрезвычайно важно, создает эффект демографического давления на большие города.

В России в советский период ее истории осуществлялась система мер, направленных на ограничение роста многих больших городов, прежде всего, крупнейших городских агломераций, развитие средних и малых городских поселений – центров систем расселения на уровне одного или нескольких смежных низовых административных районов. В то же время в процессе развития «опорного каркаса расселения» в ходе хозяйственного строительства и освоения новых территорий в ряде регионов страны сеть больших городов неуклонно расширялась (имеется ввиду, например, создание таких крупных индустриальных центров, как Тольятти, Набережные Челны, Волгодонск, развитие Тынды как центра освоения зоны БАМа в Сибири и др.).

Влияние урбанизации на демографические процессы проявляется в значительной мере в зависимости от территориальной дифференцированности городской среды, прежде всего от различия городов по величине и экономическому профилю (функциональному типу). По мере развития процесса урбанизации уровень рождаемости городского населения по сравнению с сельским падает. В дальнейшем происходит падение рождаемости и в сельской местности. В некоторых странах третьего мира (например, в Египте) более высок уровень рождаемости в городах, что объясняется целым рядом социально-экономических, демографических и религиозных факторов, в частности тем, что в городах более сбалансированное соотношение полов. Почти во всех странах уровень рождаемости у городских жителей, недавно переехавших из сельской местности, выше, чем у давно живущих в городах (если адаптация сельских жителей в городах не сопряжена с большими трудностями). Уровень смертности на первых этапах развития урбанизации выше в городах, чем в сельской местности, что объясняется антисанитарными условиями жизнедеятельности концентрированных масс населения. Особенно высока младенческая смертность. Сельские жители, переезжающие в города, обычно плохо приспособлены к условиям городской жизни. Однако с течением времени различия в уровне смертности городского и сельского населения сокращаются. В развитых странах эти различия практически отсутствуют.

По мере развития урбанизации роль миграции в росте городского населения постепенно снижается. Интенсивность же территориальной подвижности населения в целом растет, особенно – интенсивность маятниковых миграций. Основную роль в формировании городского населения России в течение многих лет играли миграции из сельской местности в города и преобразования сел в городские поселения. Однако с течением времени значение естественного прироста в формировании населения городов увеличивается: в 1927–1938 его доля составляла 18%, в 1939–1958 – 20%, в 1959–1969 – 40%, в 1970–1979 – 43%, в 1980–2000 – 49% 8 . В условиях, когда темпы естественного прироста снижаются, замедляются и темпы прироста городского населения.

Общие черты урбанизации, характерные для большинства стран:

1). Быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах, где происходят стихийные, не поддающиеся контролю миграции из села в город. В мире с 1950 г. население городов увеличилось в 4.37 раза.

2). Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах, т.к. города имеют множество функций, особенно в непроизводственной сфере, они полнее удовлетворяют запросы людей, имеют развитую инфраструктуру и обеспечивают доступ к хранилищам информации. Половина населения мира живёт в городах. Более 30 городов мира имеют население более 5 млн. человек.

3). "Расползание" городов, расширение их территории. Это происходит тогда, когда вокруг крупных городов (столиц, промышленных и портовых центров) возникают пояса городов - спутников 9 . Такие образования называются городскими агломерациями. Их неуправляемый рост очень беспокоит учёных, занимающихся этой проблемой. Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Сан-Паулу, Токио и Нью-Йорка.

2. УРОВНИ И ТЕМПЫ, ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УРБАНИЗАЦИИ.

Как говорилось выше, урбанизация это процесс, а любой процесс может подразделяться на более мелкие структурные образования, например уровни.

Условные уровни урбанизации:

      Низкий уровень урбанизации - менее 20%;

      Средний уровень урбанизации - от 20% до 50%;

      Высокий уровень урбанизации - от 50% до 72%;

      Очень высокий уровень урбанизации - свыше 72%.

Вот примеры некоторых стран, в которых можно наблюдать подобную ситуацию: - Слабоурбанизированные страны - Западная и Восточная Африка, Мадагаскар и некоторые страны Азии.

Среднеурбанизированные страны - Боливия, Африка, Азия.

Высокоурбанизированные страны - СНГ, Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия, Южная Америка 10 .Темпы урбанизации зависят от уровня экономического развития страны.

В большинстве экономически развитых странах, где урбанизация достигла достаточно высокого уровня, процесс взят под контроль, и доля городского населения не увеличивается, а даже немного уменьшается. Но урбанизация продолжает расти вглубь, приобретая новые формы.

В развивающихся странах урбанизация продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Это явление получило название городского взрыва и продолжает оставаться неконтролируемым. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие.

Очень часто в различных СМИ сообщается о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной. Для стабилизации процесса урбанизации необходимо, чтобы происходил частичный отток населения из города в сельские районы, что приведёт к разгрузке городов и увеличению товарооборота между деревней и городом.

Вероятно, Вы знаете о так называемой "проблеме больших городов", которые занимают значительную площадь земли. В качестве одного из путей решения этой проблемы строятся и проектируются сверхвысокие здания. Выдвигаются также полуфантастические проекты сооружения подземных городов, плавучих городов, подводных городов, городов-конусов, городов-деревьев, городов-башен, городов-воронок, городов-мостов и т. д.

Другой метод разгрузки крупных городов предлагают аргентинские учёные. Ещё недавно широко обсуждался проект переноса столицы Аргентины из Буэнос-Айреса во Вьедму. В пользу этого приводились несколько факторов.

Во-первых, будет разгружен Буэнос-Айрес, т.к. в трёхмиллионной агломерации Большого Буэнос-Айреса сосредоточена почти 1 / 10 часть всего населения страны; это не только административная, но и промышленная столица страны, а также крупнейший порт. Во-вторых, развитие нового центра способствовало бы освоению Патагонии, а как следствие, оттоку населения из Буэнос-Айреса в провинцию, более равномерному распределению населения по территории страны, что приведёт к снижению уровня урбанизации и контролированию её процесса.

В наши дни урбанизация стала одним из основных факторов загрязнения окружающей среды. Именно с ней связано более 75% общего объёма загрязнения. Большие города существенно влияют на экологическую обстановку данного региона 11 . Жители в шутку называют их "смогополисами ".

По данным химических исследований, проведенных обществом " Greenpeace ", шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстояние до 50 км, охватывая площадь в 800 - 1000 квадратных километров 12 . В последнее время официальные органы и общественность экономически развитых стран принимают различные меры по охране и улучшению городской среды. Однако развивающиеся страны в условиях крайнего недостатка средств не могут обеспечить не только переход к малоотходным технологиям, но и строительство перерабатывающих вторсырьё комбинатов.

В экономически развитых странах прилагаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, принимают участие демографы, экологи, географы, экономисты, социологи, в общем, все, кому небезразлична будущность всего человечества. Пока люди не управляют процессом урбанизации, но для человека нет ничего невозможного, и в скором времени урбанизация будет взята под контроль.

Один из этапов урбанизации - субурбанизация. Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д 13 . Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, т. к. в пригородах практически отсутствует инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное - места приложения труда.

В Западной Европе и Северной Америке процесс субурбанизации начался в 50-х годах. В России первые проявления субурбанизации наблюдаются в первую очередь в районе Москвы, однако здесь этот процесс приобрёл одну отличительную особенность: не решаясь отказаться от городской квартиры, многие жители мегаполиса большую часть времени проводят на загородных дачах.

Процесс субурбаницации нельзя толковать однозначно положительно. Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля», т. к. общественный транспорт в пригородах, как правило, отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты. Приток сельского населения в города опережает потребность в рабочей силе, что часто приводит к росту безработицы, обострению социально-экономических проблем.

Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригородного железнодорожного и легкорельсового, например система RER в Париже.

В процессе компьютеризации экономики в последнее десятилетие появился эффект отрыва места работы (номинального) от места исполнения трудовых задач: человек за компьютером может выполнять работу для фирмы на другом конце земного шара.

Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, таким образом, ослабляется (для некоторых видов работ становится неважно, в какой точке земного шара находится исполнитель), и возникает концепция «всемирной деревни»: все (а точнее - информационно-коммуникативные типы деятелей) рано или поздно переедут в экологически чистые пригороды и рост городов остановится.

К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация (от.англ. Rural - сельский, лат. urbanus - городской) - распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения, составная часть процесса урбанизации в его широком понимании 14 . Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения, переносом в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов.

В связи с демографическим взрывом в развивающихся странах, в первую очередь, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, возникло понятие «ложная урбанизация». Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации. Происходит «выталкивание» в города сельского населения из перенаселенных аграрных районов. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни.

Существуют два отличных вида на перспективы урбанизации как глобального процесса:

    процесс урбанизации близок к закату, наступает период деконцентрации, а с ним и “дезурбанизации”;

    урбанизация будет развиваться и впредь, но её содержание, формы и пространственные структуры заметно меняются по мере эволюции самого процесса в странах разного типа 15 . На взгляд автора, урбанизация имеет большие временные перспективы. С позиций антропокультурного подхода к урбанизации как феномену культуры и цивилизации её исторические рамки значительно расширяются и в ретроспективе, и в перспективе.

Урбанизации не может быть “слишком много”, как нельзя этого сказать о культуре или прогрессе. Но пределы концентрации населения, конечно, существуют, и речь, следовательно, надо вести о его разумной пространственной организации на различных этапах урбанизации в той или иной стране.

Снижение концентрации населения в городских агломерациях развитых стран – закономерное явление. Ведь кривая концентрации не может подниматься беспредельно. Это отнюдь не означает упадка крупных городских агломераций. Напротив, число их возрастает, ибо увеличивается количество населённых пунктов, привлекающих население. Таким образом, городские агломерации остаются основной формой пространственной организации расселения, своего рода опорным каркасом территории развитых стран.

Новый этап урбанизации дал основание некоторым учёным на Западе, говорить о крутом переломе в характере урбанизации, смене тенденций, начале нового периода “дезурбанизации”. Такие взгляды стали весьма распространёнными в США и Западной Европе 16 . Но речь идёт всё-таки не о дезурбанизации, а о дальнейшем углублении и территориальном расширении процесса урбанизации, который на новом этапе пространственной эволюции принимает новые формы и всё активнее вовлекает в свою орбиту малые города и сельскую глубинку. Но это отнюдь не контрурбанизация, а следующая закономерная стадия урбанизации, обусловленная рядом факторов – демографических, экологических, социальных, экономических, пространственных.

Этой же точки зрения придерживаются и демографы ООН. В своих прогнозах, весьма высокопрофессиональных, они дают дальнейшее заметное увеличение численности горожан в мире для первой четверти XXI в. – на 73,1%. Конечно, это увеличение существенно уступает динамике городского населения мира в XIX и XX вв., но прирост горожан останется достаточно весомым 17 . Правда, значительная часть этого прироста будет приходиться на развивающиеся страны, но и в развитых странах городское население, моим расчетам, возрастёт на 15% в первой четверти XXI века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урбанизация неоднозначно действует на человеческое общество: с одной стороны, город предоставляет человеку ряд общественно-экономических, социально-бытовых и культурных преимуществ, что положитель­но сказывается на его интеллектуальном развитии, дает возможность для лучшей реализации профессиональных и творческих способностей, с другой - человек отдаляется от природы и попадает в среду с вредными воздействи­ями - загрязненным воздухом, шумом и вибрацией, ограниченной жилпло­щадью, усложненной системой снабжения, зависимостью от транспорта, постоянным вынужденным общением со множеством незнакомых людей - все это неблагоприятно сказывается на его физическом и психическом здоровье.

Положение усугубляется тем, что города-гиганты развивались стихийно и, как правило, без учета биологических потребностей и психологических особенностей человека. Современный большой город с его громадными прямоугольными зданиями из стекла и бетона, вдоль и поперек пересеченный транспортными магистралями с бесконечным потоком автомобилей, ограниченными возможностями пешего передвижения, непрерывным шумом и бесконечной сутолокой подавляет биологическую природу человека, лишает необходимой физической нагрузки, угнетает его психику. Усталость накапливается и реализуется в нарушении тех или иных функций организма.

Проблемы, связанные с урбанизацией, необходимо решать не отдельными частными мероприятиями, изыскивая скороспелые и малоэффективные решения, а разработав комплекс взаимосвязанных социальных, экологических, технических и других мер. Во всех случаях человек и окружающая среда должны рассматриваться как единое целое.

СПИСОК ЛИТЕРАТРУЫ

1. Араб-Оглы Э. А. Демографические и экологические прогнозы. – М.: «Наука», 1978. – 367 с.

2. Медведков В. М. Демография: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

3. Население Росии. 2001. Девятый ежегодный демографический доклад / под ред. А. Г. Вишневского. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. - 216 с.

4. Стеценко С. Г. Демографическая статистика / С. Г. Стеценко, И. В. Казаченко. – Киев: «Кифара», 1984. – 205 с.

5. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции: сб. ст. – М.: «Наука», 2002. – 342 с.

6. Советский Энциклопедический Словарь / Гл. ред.А. М. Прохоров. 2-е изд. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. – 1600 с.,ил.

7. Википедия [Электронный ресурс]: электрон. энцикл. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

1 Араб-Оглы, Э.О. Демографические и экологические прогнозы. – М., 1978. – С. 47.

2 Советский Энциклопедический словарь / под ред. Прохорова, А.М. – М., 1983. – С.1381.

НаРеферат >> Экология

... ее влияние на экологию 12 2 Международные экономические отношения и их влияние на ... высокопродуктивных земель, поглощаемых урбанизацией . Во всех регионах... потребностями индустриализации и тенденциями роста населения и будущем десятилетии потребности в...

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса, в разных странах и регионах она имеет свои особенности, что, прежде всего, находит отражение в различных уровнях и темпах урбанизации. По уровню урбанизации все страны мира можно разделить на С большие группы. Но основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х годов в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся - 33%.

Условные уровни урбанизации:

Низкий уровень урбанизации - менее 20%;

Средний уровень урбанизации - от 20% до 50%;

Высокий уровень урбанизации - от 50% до 72%;

Очень высокий уровень урбанизации - более 72%.

Слабо урбанизированные страны - Западная и Восточная Африка, Мадагаскар и некоторые страны Азии.

Средне урбанизированные страны - Боливия, Африка, Азия.

Высоко урбанизированные страны - Европа, Северная Америка, ЮАР, Австралия, Южная Америка, страны СНГ.

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, а число жителей в столицах и других самых крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многие из горожан теперь предпочитают жить не в центрах крупных городов, а в пригородной зоне и сельской местности. Но урбанизация продолжает развиваться вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно ниже, она продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Сейчас на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке название городского взрыва, стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному "выталкиванию" избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом бедное население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты.

Полная, как иногда говорят, "трущобная урбанизация" приняла очень большие размеры. Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

Для экономически развитых стран ныне характерна урбанизация "вглубь": интенсивная субурбанизация, образования и распространение городских агломераций и мегаполисов.

В экономически развитых странах, наоборот, начинаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук.

Почти все проблемы мирового народонаселения, как никогда, теснейшим образом переплетаются в процессе мировой урбанизации. В наиболее концентрированной форме они проявляются в городах. Там же сконцентрировано, очень часто до крайних пределов, население и производство. Урбанизация - сложный многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему, продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития. В неодинаковых условиях каждой страны, урбанизация происходит и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.

Темпы ежегодного прироста горожан почти вдвое выше, чем прироста населения мира в целом. В 1950 году в городах жило 28% мирового населения, в 1997 году - 45%. Города разного ранга, значения и величины в которых быстро разрастаются пригороды, агломерации, еще более крупные урбанизированные зоны практически охватывают своим влиянием основную часть человечества. Важнейшую роль при этом играют большие города, прежде всего города-миллионеры. Последних в 1950 году насчитывалось 116, в 1996 - их было 230. Городской образ жизни населения, городская культура все больше распространяются в сельской местности большинство стран мира. В развивающихся странах урбанизация в основном идет "вширь" в результате массового притока в большие города переселенцев из сельской местности и малых городов. По данным ООН, в 1995 году доля городского населения в развивающихся странах в целом составила 38%, в том числе в наименее развитых - 22%. Для Африки этот показатель был 34%, для Азии - 35%. А вот в Латинской Америке горожане составляют ныне большинство населения - 74%, в том числе в Венесуэле - 93%, в Бразилии, на Кубе, в Пуэрто-Рико, Тринидада и Тобаго, Мексике, Колумбии и Перу - от 70% до 80% и т.д. Лишь в некоторых наименее развитых государствах (Гаити, Сальвадор, Гватемала, Гондурас) и в малых островных странах Карибского бассейна горожан менее половины - от 35% до 47%.

Очень большая доля горожан характерна так же для наиболее развитых государств на крайнем западе Азии: Израиля (91%), Ливана (87%), Турции (69%).

В индустриально развитых странах урбанизация "вширь" давно исчерпала себя. В XXI веке большинство их вступают практически сплошь урбанизированными. В Европе горожане составляют в среднем 74% населения, в том числе в Западной - 81%, в отдельных странах - еще больше: в Бельгии - 97%, Нидерландах и Великобритании - 90%, в ФРГ - 87%, хотя в некоторых странах горожан заметно меньше: в Австрии, например, - 56%, в Швейцарии - 61%. Высокая урбанизированность в Северной Европе: в среднем 73%, а также в Дании и Норвегии - 70%. Заметно меньше она в Южной и Восточной Европе, но, конечно, при других показателях урбанизации, она выше, чем в развивающихся странах. В США и Канаде доля городского населения достигает 80%.

Концентрация промышленности транспорта ухудшила экономические условия жизни в больших городах. Во многих районах население теперь растет быстрее в малых городах, по окраинам, чем в центрах агломераций. Нередко крупнейшие города, прежде всего города - миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды, города спутники, кое-где в сельскую местность, куда оно приносит городской образ жизни. Городское население промышленно развитых стран сейчас практически не растет.

Выделим основные факторы урбанизации. Глобальным наиболее важным) в свете общей направленности настоящей работы является группа антропокультурных факторов, которые тесно связаны со всеми другими. Ее можно рассматривать на трех уровнях: человек, культура, цивилизация. Человек со всем возможным разнообразием потребностей и предпочтений, восприятием и оценкой городской среды определяет в первую очередь качественные параметры урбанизации, тогда как ее количественную сторону – демографические факторы. Именно с человеком связана важнейшая характеристика современной урбанизации – качество жизни в городе. Главные показатели качества жизни – природно-климатические условия, стоимость жизни, возможность получения работы, безопасность жизни, жилищные условия, уровень развития здравоохранения, транспорта, образования, культуры, рекреации, экологическое состояние территории, местоположение по отношению к более крупным центрам и другие – отражают существенные факторы урбанистического развития. Таким образом, антропокультурные факторы играют очень важную роль не только в современной интерпретации урбанизации, но и при выделении основных ее географических типов (районов).

Роль демографических факторов – воспроизводства населения, его миграций, структуры и размещения велика не только в изменении самих масштабов урбанизации, но и ее качественных особенностей. Ограниченность демографической базы влияет на концентрацию населения в крупных центрах, обезлюдение сельской местности. Определенные изменения демографических показателей у населения городов, по сравнению с сельской местностью (снижение уровня рождаемости, уменьшение среднего размера семьи, увеличение числа разводов, «старение» населения), приводит к значительной дифференциации демографических процессов в городах различных размеров и функциональных типов, внутри систем городов и в пределах крупных городских агломераций.

К экономическим факторам урбанизации относятся изменения в структуре занятости, в отраслевых и территориальных пропорциях развития экономики, концентрации производства, в повышении производительности сельского хозяйства и др. С наступлением «городской революции» обычно не только увеличивается занятость вне сельского хозяйства, но существенно меняется сама ее структура (за счет роста доли сферы обслуживания, науки, управления, информации и т.д.).

Для урбанистического развития страны важнейшими являются показатели реального дохода на душу населения, достигнутого национальным богатством страны. На локальном уровне повышается роль агломерационной экономии. «Экономия масштаба» ведет к снижению производственных, транспортных и других расходов, содействуя местному развитию процесса урбанизации.

Резко возрастает роль экологических факторов урбанизации, ибо они сегодня оказывают ощутимое влияние на концентрацию населения и производства в городе и пригородной зоне, пространственные особенности расселения, состояние городской среды, поведение горожан в пространстве. В оценке экологических факторов происходит пересмотр некоторых традиционных представлений. В частности урбанизация вовсе не обязательно ведет к уничтожению природной среды, особенно при разумном управлении этим процессом. Для борьбы с загрязнениями окружающей среды необходимо предотвратить высокую концентрацию населения в крупнейших городах. Б. Б. Родоман (1974) предложил модель поляризованного ландшафта. Его искусственным и естественным «полюсами» выступают большой город и естественная природа, разделенные промежуточными функциональными зонами – сельскохозяйственной, рекреационной – таким образом, чтобы искусственная среда постепенно переходила в естественную. Поляризация ландшафта по Б. Б. Родоману – это объективная тенденция в развитии окружающей среды и в то же время программа ее улучшения в эпоху дальнейшего развития городских систем, промышленности, транспорта, рекреации и других видов деятельности.

Среди градостроительно-планировочных факторов выделяют рациональное использование городских территорий, особенно непрерывное расширение. Городские земли далеко не всегда используются разумно: часто неоправданно велика в центральных районах больших городов малоэтажная застройка, завышены площади, отведенные для промышленных зон, коммунально-складских территорий и так далее. Даже в крупнейших городах России доминирует одноэтажная ветхая застройка. Более полный учет градостроительно-планировочных факторов – важный резерв рационального использования уже созданных материальных форм и освоенного в инженерном отношении городского пространства для углубления процесса урбанизации.

Одной из важных является группа социальных факторов. В формировании городского образа жизни и полноценного горожанина велика роль мобильности населения. Она проявляется в изменении положения индивидов и групп в географическом пространстве, и в социальных структурах. В теории социальной мобильности выделяют вертикальную мобильность – переход вверх (или вниз) по ступеням иерархии (к более сложным, квалифицированным видам труда) и горизонтальную мобильность, связанную с изменением положения в пределах одного пункта вертикальной шкалы (например, перемещение в географическом пространстве). Мобильность является важнейшим фактором усиления контактов городского и сельского населения, распространение образа жизни больших городов на сельскую местность, расширяя, таким образом, сферу влияния урбанизации.

Мобильность (социальную, трудовую, территориальную) можно рассматривать как одну из форм поведения людей ведущих к накоплению социально-культурного потенциала в крупнейших городах. Выделяются социально-культурные факторы урбанизации, связанные с формированием культурной среды города, ее влиянием на изменения поведения, психологической структуры личности. Все это оказывает непосредственное влияние на пространственные формы урбанистического развития

В заключении обратим внимание на наиболее важный подход к исследованию пространственной эволюции урбанизации, которая постепенно утверждается в российской географии конца 80-х начала 90-х годов благодаря антропокультурной парадигме.

На смену ортодоксальным взглядам о примате производства приходит осознание того фундаментального факта, что только сам человек с его потребностями образом жизни, стереотипами поведения, особенностями жизнедеятельности в пространстве является той движущей силой которая вызывает изменения в социальном и пространственном развитии; поэтому пространственные различия в образе жизни и поведении становятся важным фактором развития современной географии человека, в том числе и эволюции урбанизации (Пивоваров 1994) .

Литература

  1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь / Э. Б. Алаев. – М. : Мысль, 1983.
  2. Алексеев А. И. География: население и хозяйство России (учебник 9 класса) / А. И. Алексеев, В. В. Николина. – М. : Просвещение, 1996.
  3. Апостолов Е. Т. Урбанизация: тенденции и гигиеническо-демографические проблемы / Е. Т. Апостолов. – М.: Медицина,1997.
  4. Браде И. Районная планировка и разработка схем расселения / Браде И., Е. Н. Перцик, Д. С. Питерский. – М. : Международные отношения, 2000.
  5. Демографический ежегодник: России статистический сборник / Государственный комитет РФ по статистике. – М. : Гос. ком. стат. России, 1999.
  6. Коган Л. Б. Быть горожанами / Л. Б. Коган. – М.: Мысль, 1990.
  7. Константинов О. А. Типы урбанизации в СССР // Изв. АН СССР. Сер. Геогр. – 1976. – №5.
  8. Лаппо Г. М. География городов / Г. М. Лаппо. – М. : Владос, 1997.
  9. Листенгурт Ф. М. Пути совершенствования расселения на территории СССР / Ф. М. Листенгурт // Изв. АН СССР. Сер. Геогр. – 1985.-№2. – С.68-76.
  10. Литовка О. П. Проблемы пространственного развития урбанизации / Литовка О. П. – Л.: Наука, 1976.
  11. Максаковский В. П. Географическая культура: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Максаковский. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  12. Население России 1998: Шестой ежегодный демографический доклад / Под ред. Вишневского А.Г. – М. : «Книжный дом «Университет», 1999. – 144с.
  13. Озерова Г. Н., География мирового процесса урбанизации: Пособие для учителей / Г. Н. Озерова, В. В. Покшишевский. – М. : Просвещение, 1981.
  14. Пивоваров Ю. Л. Мировая урбанизация на пороге ХХI века / Ю. Л. Пивоваров // География. – 1997. - №6. – С. 8-9.
  15. Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики: Учеб. пособие для студентов / Ю. Л. Пивоваров. – М. : Владос, 1999.
  16. Пивоваров Ю. Л. Проблемы современной урбанизации / Ю. Л. Пивоваров. – М. : Статистика, 1972.
  17. Пивоваров Ю. Л. Современная урбанизация / Ю. Л. Пивоваров. – М. : Статистика, 1976.
  18. Пивоваров Ю.Л. Урбанизация в современном мире / Ю. Л. Пивоваров. – М. : Знание, 1982.
  19. Регионы России: Стат. Сб. в 2т. Т.2 / Госкомстат России. – М., 1999. – 861 с.
  20. Ром В.Я. География России: Население и хозяйство: Учеб для общеобразоват. Учеб. Заведений / В. Я. Ром, В. П. Дронов. – 2-е изд., испр. – М. : Дрофа, 1996. – 400 с.
  21. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России. – М., 1999 – 621 с.
  22. Россия в цифрах: крат. Стат. Сб. / Госкомстат России. – М., 2000. – 396 с.
  23. Урбанизация и демографические процессы / Хорев Б.С. [и др.]. – М. : Финансы и статистика, 1982.
  24. Численость населения РФ по городам, ПГТ и районам на 1 января 1999 г. – М., 1999.
  25. Численность состав и движение населения в РСФСР: стат. Сб. / Госкомстат РСФСР. – М., 1990.

Я считаю, что причины урбанизации стран Латинской Америки основаны на простом человеческом стремлении к лучшей жизни. Большинство селян думает, что их жизнь в городе непременно изменится, т. к. они будут ближе к благам цивилизации. Но при переезде многие не готовят для себя «почву», хотя бы даже в вопросе трудовой занятости.

Урбанизация Латинской Америки

Издревле деревенские жители Южной Америки были лидерами в области общего прироста населения своих стран. Но с общим развитием государства все больше и больше селян желали переселиться в город. Для этого можно выделить следующие причины:

  • Желание получить образование.
  • Повысить качество своего быта.
  • Найти лучшие условия оплаты труда.

Но города этой части Америки не справлялись с притоком деревенского населения. В связи с этим, они начинали обрастать по своим окраинам самовольными постройками на манер сельских - фавеллами (трущобами).


А т. к. само сельское хозяйство так и не получило нового толчка к своему развитию, то обратный отток тоже не наблюдается. Поэтому соотношение городского населения к сельскому в текущий момент составляет 60% к 40%, и продолжается урбанистическая миграция.

Проблемы городских жителей

Раскрывая данную тему, лучше обозначить проблемы жителей трущоб, т. к. в центральных частях городов все более-менее спокойно. А вот «самострои» находятся в тяжелом положении. Главные «бичи» фавелл:

  • Преступность.
  • Отсутствие элементарных благ.
  • Низкий уровень образования.
  • Невозможность полного контроля со стороны государства на данных территориях.

Большинство латиноамериканских стран (Бразилия, Колумбия и др.) уже признали фавеллы частью городов. Однако, т. к. это, прежде всего, самовольный постройки, то многие коммуникации туда просто не были проведены. Например, тем же электричеством фавеллы обеспечены исключительно за счет «пиратских» подключений. Водопровод тоже является чистой импровизацией местных. А разгул преступности такой, что полиция туда просто не заходит без поддержки армии.

Двадцать первый век – это век урбанизации, когда происходит стремительное изменение не только самого человека, но и изменение системы ценностей, норм поведения, интеллекта. Такое явление охватывает социальную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру. Понять, что такое урбанизация, не сложно, важно узнать, какие последствия она несет.

Урбанизация - что это?

Урбанизация – это увеличение городских поселений и распространение городского образа жизни на всю часть поселений. Урбанизация – это многосторонний процесс, в основу которого положены исторически сложившиеся формы общественного и территориального разделения труда. Урбанизация означает рост больших городов, повышение городского населения в стране. Такое сосредоточение тесно связано с ложной урбанизацией.

В разных странах увеличение поселений проходит с различной динамикой, поэтому все страны мира условно делят на три группы:

  • высокий уровень урбанизации – 73%;
  • средний – больше 32%;
  • низкий – меньше 32%.

Согласно такому разделению Канаду по уровню урбанизации относят к четвертому десятку, здесь ее уровень составляет более 80%. В России уровень составляет 73%, хотя увеличение поселений не всегда связано с положительными моментами. В нашей стране такой уровень возник из-за значительных противоречий:

  • неспособности принимающих городов адекватно решить вопрос с миграцией;
  • сложного экономического положения;
  • нестабильности в политической сфере;
  • неравенства в развитии регионов, когда жители из деревень стремятся в мегаполисы.

Ложная урбанизация

Ложная урбанизация – это стремительный рост населения, при этом такое явление не сопровождается достаточным ростом числа рабочих мест, поэтому появляются толпы безработных людей, а недостаток жилья приводит к появлению неблагоустроенных городских окраин, где царят антисанитарные условия. Такое явление нередко затрагивает страны Африки и Латинской Америки, где наряду с высокой концентрацией населения уровень жизни везде низкий. Возросшая социальная напряженность увеличивает рост преступности.

Причины урбанизации

Мировая урбанизация привела к тому, что сельское население из близлежащих сел и мелких городов все чаще обращается в крупные города по бытовым или культурным вопросам. Существуют следующие причины урбанизации в настоящее время:

  1. Развитие промышленного производства в крупных городах.
  2. Избыток рабочей силы.
  3. Более благоприятные условия проживания в больших городах по сравнению с сельскими.
  4. Формирование широких пригородных зон.

Плюсы и минусы урбанизации

Качество городской жизни имеет прямую связь с тем, насколько обоснованным является уровень увеличения поселений, положительные и отрицательные стороны урбанизации. Если резко повышается этот уровень, качество городской жизни значительно падает, в городе исчезают рабочие места. Поэтому здесь важное место занимают инфраструктура города и уровень торговли, уровень дохода городских жителей, их обеспеченность. Также еще одним фактором городской жизни является экологическая безопасность, ее уровень.

Чтобы понять, что такое урбанизация, необходимо посмотреть на ее положительные и отрицательные стороны. Например, у России сейчас протекает тяжелый переходный период, когда в селе происходят необратимые процессы. Только с помощью определенной государственной политики, сбалансированного расселения народа в городах возможно сохранить общенациональные традиции, культуру.

Плюсы урбанизации

Большая часть населения проживает в больших городах и причиной тому послужили положительные стороны урбанизации:

  • Повышение производительности труда;
  • Создание мест для научных исследований и отдыха;
  • Квалифицированная медицинская помощь;
  • Санитарно-гигиенические условия.

Минусы урбанизации

На сегодняшний день поселения начали резко возрастать. Этот процесс сопровождается ростом крупных городов, загрязнением окружающей среды, ухудшением условий проживания в регионах. В атмосфере больших городов содержится больше концентрации токсичных веществ по сравнению с сельскими местностями. Все это вызвало отрицательные стороны урбанизации и привело к:

  • нарушению равновесия в распределении населения на территории;
  • поглощению крупными городами самых плодородных и продуктивных участков планеты;
  • экологическому нарушению;
  • шумовому загрязнению;
  • проблемам транспорта;
  • уплотнению застроек;
  • снижению рождаемости;
  • росту безработицы.

Урбанизация и ее последствия

По причине того, что большая часть сельских жителей перебралась в большие города, сельское хозяйство перестало удовлетворять все потребности населения. И для того чтобы повысить урожайность почв производства начали использование искусственных удобрений. Такой нерациональный подход привел к тому, что почва перенасытилась соединениями тяжелых металлов. В двадцатом веке население потеряло устойчивость в процессе прироста. Влияние урбанизации привело к крупномасштабному развитию энергетики, промышленности и сельского хозяйства.

Экологические последствия урбанизации

Урбанизация считается главным фактором загрязнения окружающей среды, жители больших городов называют их смогополисами, они на 75% загрязняют атмосферу. Ученые исследовали химическое влияние урбанизации на природу и выяснили, что шлейф загрязняющего воздействия от крупных городов прослеживается еще на расстоянии пятидесяти километров. Недостаток необходимых средств служит тяжелым препятствием на пути к улучшению городской среды, переход к малоотходным технологиям, строительство перерабатывающих комбинатов.

Автомобиль является самым большим источником загрязнения атмосферы. Главный вред исходит от угарного газа, помимо этого люди ощущают на себе негативное влияние углеводов, окислов азота, фотохимических окислителях. Урбанизированный человек ежедневно подвергается кислородной недостаточности, раздражению слизистых оболочек, глубоких отделов дыхательных путей, в результате чего может возникнуть отек легких, простуда, бронхит, рак легких, коронарная болезнь, врожденные пороки.


Влияние урбанизации на биосферу

Прирост городских поселений отрицательно воздействует на биосферу, из года в год такое воздействие возрастает. Выхлопные газы транспортных средств, выбросы промышленных предприятий, тепло и электростанции – все это следствия урбанизации, из-за чего в атмосферу попадает диоксид азота, сероводород, озон, предельные углеводороды, бензапирен, пыль. В крупных городах мира уже перестали обращать внимание на смог. Не многие до конца понимают, что такое урбанизация, и какую опасность несет. Если бы улицы городов озеленили, отрицательное воздействие на биосферу снизилось.

По мере того как нарастает техносферизация, удаляются естественные первоосновы биосферы, которая отвечает за воспроизводство и распространение жизни на Земле. Вместе с тем, как человечество постепенно переходит к техногенезу, биосферное биологическое вещество существенно трансформируется, что отрицательно сказывается на формирующихся из него организмах. Искусственно созданные техносферно-биологические компоненты могут самостоятельно эволюционировать и их невозможно устранить из естественной среды.

Влияние урбанизации на здоровье населения

Создавая урбанистическую систему, люди создают вокруг себя искусственную среду, повышающую комфорт жизни. Но это отрывает людей от естественной природной среды и нарушает природные экосистемы. Негативное влияние урбанизации на здоровье человека проявляется тем, что понижается физическая активность, питание становится нерациональным, некачественные продукты приводят к появлению ожирения и диабета, развиваются сердечно сосудистые заболевания. Городская среда негативно влияет на физическое и психосоматическое здоровье людей.

Самые урбанизированные страны

В древности самый урбанизированный город был Иерихоном, где девять тысячелетий назад проживало приблизительно две тысячи человек. Сегодня такое количество можно отнести к крупному селу или небольшому городку. Если свести количество проживающих в десяти самых населенных городах планеты к одному целому, то сумма составит почти двести шестьдесят миллионов человек, а это 4% всего населения планеты.