Добровольное социальное страхование.

Под материнством для целей социального страхования понимаются беременность, рождение ребенка и выполнение матерью обязанностей по уходу за ним.

Согласно закона N 81-ФЗ: "Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. " Федеральный закон от 19 мая 1995г. №81-ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» ст.2

Функции страховщика по обязательному страхованию в связи с материнством выполняет Фонд социального страхования РФ, а страхователями выступают организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы.

М.В. Филиппова дает следующее определение застрахованными лицами (субъектами получения пособий) по обязательному социальному страхованию в связи с материнством признаются граждане РФ, а также иностранцы и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. Работники считаются застрахованными момента заключения трудового договора с работодателем. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. - М.: Юристъ, 2006. - с. 226

Выплата пособий по социальному страхованию в связи с материнством осуществляется на основе Федерального закона от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей". Закон устанавливает следующие виды страхового обеспечения по обязательному страхованию в связи с материнством:

  • Ш пособие по беременности и родам;
  • Ш единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • Ш единовременное пособие при рождении ребенка;
  • Ш ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Застрахованные лица имеют право на получение перечисленных видов обеспечения при условиях, установленных законодательством для каждого вида пособий.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованным женщинам за период отпуска по беременности и родам. Отпуск делятся на два периода: дородовый и послеродовой. Продолжительность отпуска зависит от сложности родов и числа рожденных детей.

Отпуск с выплатой пособия предоставляется также работникам, усыновившим ребенка.

За весь период отпуска по беременности и родам выплачивается пособие. Причем если отпуск исчисляется в календарных днях, то пособие выплачивается за рабочие дни, приходящиеся на этот период. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. - М.: Юристъ, 2006. - с. 228

В Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" указано, что пособие выплачивается в размере среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. Федеральный закон от 19 мая 1995г. №81-ФЗ « О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» ст.8

Назначение и выплата пособий осуществляются не непосредственно страховщиком - Фондом социального страхования РФ, а страхователем в счет тех средств, которые он должен перечислять в виде единого социального налога в Фонд социального страхования. Основанием для назначения служит листок нетрудоспособности. Постановление от 19 февраля 1994г. №101 «О фонде социального страхования Российской Федерации»

Пособие по беременности и родам выплачивается также женщинам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду.

Социальное значение единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в срок до 12 недель беременности заключается в том, чтобы обеспечить возможность медицинского надзора за беременной женщиной, начиная с ранних сроков беременности, что позволяет органам здравоохранения вовремя дать необходимые рекомендации, касающиеся здоровья женщины и будущего ребенка, в том числе по облегчению условий труда беременной женщины.

Социальное значение единовременного пособия при рождении ребенка заключается в том, чтобы компенсировать повышенные расходы семьи при появлении ребенка.

М.В. Филиппова пишет, что в соответствии со ст.256 ТК РФ женщине по ее заявлению после отпуска по беременности и родам предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; отпуск может быть использован не только матерью, но и отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. - М.: Юристъ, 2006. - с. 232

Пособие назначается и выплачивается страхователем. Размер пособия составляет 500 руб. в месяц (на 2005 г.) и не зависит от числа детей, за которыми осуществляется уход.

Для назначения и выплаты пособия должны быть представлены, помимо заявления, также свидетельство о рождении ребенка. Иногда в судебной практике встречаются случаи неправильной выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, которые рассматриваются в мировом суде, так например: Романова Г.А. обратилась в суд с иском к ООО "Капитал-Холдинг" и ГУ - Тверскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании с них в солидарном порядке детского пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период с 09.05.2002 по 14.08.2003.

Заслушав представителя ответчика ГУ - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Ст.3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено государственное ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, выплата которого в силу ст.4 данного Закона производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст.13 данного Закона право на указанное пособие имеют матери либо отцы, другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие социальному страхованию. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. Согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 883, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет, при этом матерям, подлежащим государственному социальному страхованию, и матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций выплата пособия осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 193 - 199 ГПК РФ, решил:

в удовлетворении искового требования о взыскании в солидарном порядке с ООО "Капитал-Холдинг" и ГУ - Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации пособия по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет за период с 09.05.2002 по 14.08.2003 Романовой Г.А. отказать. Судебная практика: решение мирового судьи судебного участка №1 Пролетарского района г. Твери Пержукова Л.В. от 31 марта 2005 года.

Пособие по уходу за больным ребенком . Законодательство о социальном страховании предусматривает возможность выплаты застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности при болезни члена семьи, причем условия и порядок выплаты пособия в случае болезни ребенка существенно отличаются от порядка выплаты пособия при болезни взрослого члена семьи. Поэтому пособие, выплачивается в любом случае болезни детей, может рассматриваться как страховая выплата в связи с материнством.

Помимо выплаты пособий по уходу за заболевшим ребенком из средств Фонда социального страхования РФ осуществляется оплата отдыха и оздоровления детей застрахованных граждан. Пределы оплаты установлены законом.

Социальное обеспечение отдельных категорий граждан в связи с материнством. Пособия лицам, за которых вносятся страховые взносы страховщику, выплачиваются страхователем за счет средств Фонда социального страхования. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. М.В. Филипповой. - М.: Юристъ, 2006. - с.233-235

127 13.02.2019 5 мин.

Защита финансовых интересов физических и юридических лиц возлагается на государственную систему страхования. В стране действуют развитые страховые программы, позволяющие в случае неблагоприятной ситуации не остаться без финансовой помощи. Рост и эффективная реализация страховых продуктов в стране, обусловлена улучшающейся экономической ситуацией и финансовой стабильностью. В настоящее время активизируются социальные страховые программы. В стране существует несколько страховых фондов, которые пополняются из различных источников. Деятельность всех страховых организаций регламентируется федеральным законодательством и контролируется соответствующими органами.

Понятие и принципы

Социальная защита граждан базируется на финансовой поддержке, которая реализуется на основании государственных программ. Комплексное взаимодействие всех субъектов системы социального страхования обеспечивается принципами, прописанными в законодательных актах. В основу этих принципов положено социальное равенство всех слоёв населения.

Любой гражданин РФ, не зависимо от своего социального статуса, имеет право на поддержку государства при наступлении события, лишающего его нормального материального достатка.

Определение

Социальное страхование представляет собой мероприятия, предназначенные для защиты граждан РФ в тех случаях, когда они лишаются возможности самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности. Социальное страхование может быть реализовано в денежном выражении и в виде скидок и льгот. Основным органом, обеспечивающим защиту граждан, является фонд социального страхования (ФСС).

Законодательство

Основным документом, регламентирующим все сферы социального страхования, является закон № от 16. 07. 1999 года. Закон изменялся и дополнялся и в настоящее время действует редакция № 250-ФЗ от 03. 07. 2016 года.

В законе конкретно указаны все виды и формы страхования, а так же взаимоотношения между сторонами. Оговариваются права и обязанности сторон, их взаимная ответственность и работа проверяющих органов. Важным является указание на возможность и сроки разрешения спорных вопросов.

Что включает страховое обеспечение

Под страховым обеспечением подразумевается денежная сумма, которая выплачивается застрахованному лицу в случае наступления страхового случая. В этой ситуации страховое обеспечение является системой возмещения убытков. Социальное страхование как единая система включает в себя ряд вторичных подсистем, каждая из которых содержит свой перечень страховых случаев. К таким подсистемам относится следующее обеспечение:

  • государственное;
  • пенсионное;
  • от несчастного случая;
  • медицинское.

Каждое обеспечение регламентируется соответствующими статьями законов РФ.

Денежные выплаты могут быть выплачены не только страхователю, но и третьему лицу, которое указано в страховом документе.

Государственное

Этот вид страхового обеспечения предназначен для компенсации убытков, которые могут понести некоторые категории граждан при определённых обстоятельствах. Наступление периода временной нетрудоспособности вызывает резкое снижение материального благосостояния, поэтому государство берёт на себя заботу о финансовом обеспечении граждан. Система социального страхования предоставляет денежные выплаты в следующих случаях:

  • беременность и роды;
  • рождение ребёнка;
  • уход за ребёнком до 1,5 лет;
  • погребальные выплаты.

Во всех перечисленных видах страхования государство выступает гарантом, поэтому не зависимо от социального статуса каждый гражданин РФ имеет право на получение денежных выплат при наступлении страхового случая. Подданные иностранных государств, временно проживающие в России и имеющие официальное разрешение на пребывание, так же могут рассчитывать на все виды социальной помощи.

Пенсионное

По своему назначению пенсия является элементом страховой системы, которая решает задачу возмещения утраченного заработка. Потеря финансового благосостояния может наступить в следующих случаях:

  • возрастной ценз;
  • потеря кормильца;
  • выслуга лет.

Возрастной ценз определяется возрастом, после наступления которого, гражданин РФ может прекратить взаимоотношения с работодателем и выйти на заслуженный отдых. В зависимости от страхового стажа физическому лицу выплачивается ежемесячное пенсионное обеспечение. Про страховой стаж для пенсии по старости читайте . По современному законодательству, при начислении пенсии, учитывается количество пенсионных баллов, взносы выплачиваемые работодателем в ПФ РФ и добровольные выплаты, из которых формируется накопительная часть пенсии.

В настоящее время на накопительную часть пенсионного обеспечения наложен мораторий до 2020 года.

Граждане, которые, по каким-либо причинам, не работали и не имеют на индивидуальном счёте никаких накоплений, получают социальную пенсию. Она выплачивается из государственного бюджета и подлежит регулярной индексации. По закону она не должна быть меньше прожиточного минимум в конкретном регионе. Если это условие не соблюдается, то из средств регионального бюджета осуществляется доплата до требуемого уровня.

Пенсии по инвалидности и потере кормильца выплачиваются на основании индивидуального расчёта, по каждому конкретному случаю. При начислении таких пенсий принимается во внимание группа инвалидности, количество иждивенцев и некоторые другие факторы. Пенсия по выслуге лет начисляется на основании документов, регламентирующих конкретный вид профессиональной деятельности и особых условий работы.

От несчастного случая

Принципы социального базируются на положениях закона № 125-ФЗ от 24. 07. 1998 года , некоторые статьи которого были изменены и дополнены. В настоящее время действует редакция закона от 29. 12. 2004 года. В обязательном порядке страхуются все физические лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность на основании договора, который заключается с работодателем либо на определённый срок, либо на время выполнения конкретного вида работы.

Статьей 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 213‑ФЗ Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Федеральный закон № 255‑ФЗ ). В чем заключаются эти изменения и нововведения – читайте в предложенном материале.

Начнем с того, что с 1 января 2010 года название Федерального закона № 255‑ФЗ будет выглядеть следующим образом: «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» . Новой редакцией ст. 1 предусмотрено, что данный федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения.

Отметим, что по сравнению с первоначальной редакцией закон дополнен целым рядом новых статьей и глав.

Важным является тот факт, что в новой редакции закона не только устанавливаются права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, но и определяются условия, размеры и порядок обеспечения:

– пособиями по временной нетрудоспособности;

– пособиями по беременности и родам;

– ежемесячным пособием по уходу за ребенком.

Федеральным законом № 213‑ФЗ текст Федерального закона № 255‑ФЗ был дополнен новой ст. 1.1 , которой предусмотрено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции РФ и состоит из:

– непосредственно Федерального закона № 255‑ФЗ ;

– Федерального закона от 16.07.1999 № 165‑ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» ;

– Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212‑ФЗ ) и иных федеральных законов.

Обращаем внимание «упрощенцев» и плательщиков ЕНВД: с
1 января 2010 года в соответствии с п. 16 ст. 36 Федерального закона № 213‑ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон от 31.12.2002 № 190‑ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» .

Статьей 1.3 Федерального закона № 255‑ФЗ определены страховые риски и страховые случаи. Так, страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются:

– временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных ст. 5 Федерального закона № 255‑ФЗ ;

– беременность и роды;

– рождение ребенка (детей);

– уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

– смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

При этом виды страхового обеспечения определены в ст. 1.4 настоящего закона:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

– социальное пособие на погребение.

Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются:

– Федеральным законом № 255‑ФЗ ;

– Федеральным законом от 19.05.1995 № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81‑ФЗ );

– Федеральным законом от 12.01.1996 № 8‑ФЗ «О погребении и похоронном деле» .

Обратите внимание: Статьей 9 Федерального закона № 213‑ФЗ в Федеральный закон № 81‑ФЗ были внесены значительные дополнения и изменения, которые вступят в силу с 1 января 2010 года.

Лица, подлежащие социальному страхованию. В соответствии с новой редакцией ст. 2 Федерального закона № 255‑ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а именно:

1) лица, работающие по трудовым договорам;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Обратите внимание: Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и некоторых других категорий граждан п. 3 ст. 2 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со ст. 4.5 данного закона. При этом право на получение страхового обеспечения приобретается при условии уплаты ими страховых взносов в размере, определяемом за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В главе 1.2 Федерального закона № 255‑ФЗ установлены особенности уплаты страховых взносов. Статьей 4.4 данной главы предусмотрено, что правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов, осуществляется Федеральным законом № 212‑ФЗ . Названным законом определяются:

– объект обложения страховыми взносами;

– база для их начисления;

– суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;

– порядок исчисления страховых взносов;

– сроки и порядок уплаты взносов.

Добровольная уплата страховых взносов. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен в ст. 4.5 Федерального закона № 255‑ФЗ .

Такой порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и некоторых других лиц, перечисленных в п. 3 ст. 2 закона.

При этом добровольное вступление в правоотношения по обязательному страхованию предполагает:

– подачу заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства;

– уплату страховых взносов в ФСС РФ, исходя из стоимости страхового года, которая производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления.

Стоимость страхового года определена п. 3 ст. 4.5 Федерального закона № 255‑ФЗ как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в части страховых взносов в ФСС РФ, увеличенное в 12 раз.

Если предположить, что с 1 января 2010 года не изменится МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91‑ФЗ , то стоимость страхового года составит 1 507 руб. (4 330 руб. х 2,9% х 12).

Право на получение страхового обеспечения возникает при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В случае если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекращенными.

Финансовое обеспечение расходов. В статье 4.6 Федерального закона № 255‑ФЗ определен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ. При этом сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (п. 2 ст. 4.6 ).

Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение
10 календарных дней с даты представления страхователем соответствующих документов. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящем органе страховщика или в суде.

Учет и отчетность страхователей. В соответствии с п. 1 ст. 4.8 Федерального закона № 255‑ФЗ на страхователей возложена обязанность вести учет:

1) сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;

2) сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;

3) расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом страховщика по месту регистрации страхователя.

Ежеквартально не позднее 15‑го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика отчеты (расчеты) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, о суммах:

1) начисленных страховых взносов в ФСС РФ;

2) использованных ими средств на выплату страхового обеспечения;

3) расходов на выплату страхового обеспечения, подлежащих зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ;

4) страховых взносов, пеней, штрафов, уплачиваемых в ФСС РФ.

Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Пунктом 1 ст. 11.1 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом № 81‑ФЗ .

Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Статья 13 Федерального закона № 255‑ФЗ , в которой прописан порядок выплаты названных пособий, претерпела значительные изменения.

Пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица производится не только выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, но и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – страхователем по одному месту работы по выбору застрахованного лица) (п. 2 ст. 13 ).

Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что в течение 30 календарных дней со дня увольнения гражданин в случае временной нетрудоспособности может обратиться по последнему месту работы за получением пособия. В случае прекращения деятельности бывшего работодателя или при отсутствии у него денежных средств назначение и выплата пособий осуществляются территориальным органом ФСС РФ.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет:

– работодателю – листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией;

– в территориальный орган ФСС РФ – листок нетрудоспособности, сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет:

– заявление о назначении указанного пособия;

– свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;

– справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие.

Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке, установленном для выплаты заработной платы и иных выплат, вознаграждений.

Порядок исчисления пособий. Пунктом 23 ст. 34 Федерального закона № 213‑ФЗ были внесены значительные изменения в ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ , в которой определен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Названные пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом № 212‑ФЗ .

Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом № 81‑ФЗ .

С учетом нововведений средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом № 212‑ФЗ на день наступления страхового случая, на 365.

Обратите внимание: С 1 января 2010 года средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать 1 136,99 руб. (415 000 руб. / 365).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом № 212‑ФЗ на день наступления страхового случая, на 12.

Обратите внимание: С 1 января 2010 года средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

Пример.

Средний дневной заработок работницы организации составил 704 руб. Определим размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое ей причитается.

Сначала необходимо умножить среднедневной заработок на среднемесячное число календарных дней – 21 401,6 руб. (704 руб. х 30,4).

Так как максимальный средний заработок больше, чем фактический, ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет рассчитываться из суммы 21 401,6 руб. и составит 8 560,64 руб. (21 401,6 руб. х 40%).

Исчисление страхового стажа. Изменения затронули и порядок определения страхового стажа.Так, с 1 января 2010 года при исчислении страхового стажа следует засчитывать периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (п. 1.1 ст. 16 Федерального закона № 255‑ФЗ ).

Пункт 1 ст. 41 Федерального закона № 213‑ФЗ.

Настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях выплачивается в следующем размере:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;

2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;

3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.

2. Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

3. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается:

1) при лечении ребенка в амбулаторных условиях - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка;

2) при лечении ребенка в стационарных условиях - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

4. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи при его лечении в амбулаторных условиях, за исключением случаев ухода за больным ребенком, выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

6. Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

7. В случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.


Судебная практика по статье 7 ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ

    Решение от 22 августа 2018 г. по делу № А78-8659/2018

    Арбитражный суд Забайкальского края (АС Забайкальского края)

    РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170) организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить его надлежащее содержание. Согласно п.3 ч.1 ст. 7 99-ФЗ, п.1 ч.11 ст.17 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными...

    Решение от 16 августа 2018 г. по делу № А82-3265/2018

    Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)

    3.11 Коллективного договора), ежемесячное пособие работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет (п.п.5.2. 7 Коллективного договора) не является составной частью оплаты их труда и носит социальный характер. Единовременное поощрение за добросовестный труд в зависимости от стажа работы в ОАО «РЖД» и...

    Решение от 8 августа 2018 г. по делу № А19-7733/2018

    Арбитражный суд Иркутской области (АС Иркутской области)

    Территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4. 7 Федерального закона №255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. ...

    Постановление от 7 августа 2018 г. по делу № А50-43614/2017

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    41.20; 42.99; 43.12; 43.2; 43.21; 43.3; 43.31; 43.32; 43.34; 43.99; 43.99.1; 43.99. 7 ; 46.1; 46.3; 46.4; 46.9; 47.1; 47.19; 47.2; 47.43; 47.5; 47.51; 47.52; 47.53.3; 47.54; ...

    Решение от 2 августа 2018 г. по делу № А33-6564/2018

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    Временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователем назначено и излишне выплачено пособие по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном ЛПУ. Данное нарушение отражено ответчиком в...

    Решение № 2-274/2018 2-274/2018(2-6915/2017;)~М-6314/2017 2-6915/2017 М-6314/2017 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-274/2018

    Ангарский городской суд (Иркутская область) - Гражданские и административные

    За два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Согласно ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа застрахованного лица. Так, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания...

    Решение № 2-1655/2018 2-1655/2018~М-1307/2018 М-1307/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-1655/2018

    Ленинский районный суд г. Кирова (Кировская область) - Гражданские и административные

    И в связи с материнством» в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы застрахованные лица обеспечиваются пособием по временной нетрудоспособности. В силу ч. 1 ст. 7 Закона № 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, в размере 60 процентов среднего заработка. Положениями ч. 1 ст. ...

В государстве сегодня существует множество специализированных программ, в рамках которых населению оказывается помощь. Важно отметить, что процесс данный регулируется законодательно.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Одной из самых широких таковых программ, позволяющих защитить именно работающий слой населения, является как раз социальное страхование.

Регулируется этот момент Федеральным законом №255-ФЗ «О обязательном социальном страховании».

Основное назначение такового страхования – материальная поддержка граждан в случае, когда возникают проблемы со здоровьем.

Знание нормативов данного закона даст возможность самостоятельно осуществить защиту собственных прав. Работодатель обязан соблюдать НПД, иначе на него налагается достаточно крупный штраф.

Важные моменты

Страховое обеспечение работающих граждан позволяет таковым избежать проблем в случае, если по какой-то причине трудоспособность будет утрачена.

Существует достаточно много разных ситуаций, которые подразумевают возможность получать ежемесячные выплаты. Это касается материнства, родов. Размер пособий регулируется законодательно.

Размер выплат такового типа из специального фонда рассчитывается в каждом случае индивидуально. Величина таковая непосредственно связана со стажем.

Причем гражданин может самостоятельно проверить правильность начисления соответствующих выплат. Формула для вычисления отражается в законодательстве. Обычно каких-либо проблем при вычислениях попросту не возникает.

Определения

Ознакомление с законодательством подразумевает знание целого ряда специальных терминов. В противном случае будет попросту невозможно верно трактовать представленную информацию.

На сегодняшний день к таковым относится:

  • социальное страхование;
  • официальный ;
  • нетрудоспособность;
  • больничный лист.

Под термином «социальное страхование» подразумевается специальная система, реализующая защиту работающих на территории нашей страны граждан.

А также лиц, находящихся на их иждивении от существенного изменения размера трудового дохода при утрате трудоспособности.

Само страхование распространяется на всех граждан РФ, трудоустроенных официально и получающих задекларированную .

Причем размер денежной компенсации, которая выплачивается в таковом случае, напрямую зависит как раз от величины официального стажа.

В течение такового осуществляются отчисления в специальный фонд – Социального страхования.

Нетрудоспособность – это физическое или же психологическое состояние гражданина, при наличии которого он не имеет возможности должным образом осуществлять свои трудовые обязанности.

Именно в силу таковых причин осуществляется поддержка из фонда социального страхования .

Но важно отметить, что начисления и отправка на больничный происходит после проведения медицинского обследования.

Сегодня необходимо будет обратиться в медицинское учреждение – обязательно государственное. Больничный лист – специальный документ, имеющий установленный на государственном уровне формат.

На основании такового осуществляется процесс оплаты больничного. Оформляется и выдается непосредственно по месту обращения в медицинское учреждение. Его () необходимо будет передать работодателю.

Каково его назначение

Социальное страхование сегодня одновременно решает целый перечень различных задач. К основным таковым сегодня относится следующее:

  • поддержание материального положения заболевшего гражданина;
  • решение задачи связанной с поддержанием достаточно высокого уровня жизни;
  • формирование статистических данных.

Стоит заметить, что социальное страхование подразумевает поддержку граждан только лишь в определенных случаях.

Само страхование включает в себя сразу целых 6 различных направлений – в которых осуществляется работа:

  • временная нетрудоспособность – по причине болезни;
  • страхование в связи в материнством;
  • страхование от возникновения несчастного случая на производстве либо от возникновения профессиональных заболеваний;
  • медицинское страхование;
  • страхование пенсионного типа;
  • на случай смерти члена семьи.

Важно заметить, что социальное страхование предполагает именно трудоустройство граждан. Так как именно использование поддержки требует наличия взносов в специальный фонд.

Таковые отчисления делает как раз работодатель. Стоит заметить, что сами средства аккумулируются сразу с различных направлений.

Таковыми являются следующие:

  • Фонд социального страхования;
  • Фонд ОМС (обязательное медицинское);
  • Пенсионный фонд РФ.

Режим распределения средств между таковыми фондами регулируется специальным законодательством.

Причем гражданину, который желает воспользоваться таковым фондом, стоит самостоятельно и заранее ознакомиться со всеми нюансами.

Это позволит избегнуть многих сложностей и проблем. Знание законодательных норм позволяет избегнуть многих проблем, сложных моментов.

А также без помощи посторонних спешно осуществить защиту собственных прав.

Если гражданин считает, что имеет место нарушение таковых, стоит обратиться в уполномоченные органы. Регулятором выступают как раз сами фонды – ФСС, ОМС и ПФР .

Если же успеха обращение в таковые по какой-то причине не принесло – необходимо будет составить исковое заявление в суд. Отдельным разделам законодательства нужно уделить максимальное внимание.

Установлен жесткий режим продолжительности подобных выплат, а также перечень условий – при которых вообще подобное возможно и допускается.

Все нюансы и тонкости этого момента обозначаются в . Отдельно всем заинтересованным гражданам нужно будет ознакомиться со ст.№6.

Так как именно этот раздел определяет все условия, а также продолжительность осуществления выплат – по временной нетрудоспособности.

В таковых ситуациях имеется ряд исключений – когда пособие по временной невозможности осуществлять трудовую деятельность не назначается.

Полный перечень таковых ситуаций отражается непосредственно в . Пособие по беременности, родам рассчитываются по специальной формуле. Отличной от расчета в случае обычного больничного.

Важно заметить, что недавно были приняты специальные законопроекты позволяющие осуществлять процесс получения дополнительных в случае рождения ребенка.

Видео: детские пособия

Размер таковых субсидий относительно невелик, но выплачиваются таковые каждый месяц.

На случай нетрудоспособности

Ст.№5 данного закона определяет все ситуации когда имеет место предоставление выплат по временной нетрудоспособности.

На сегодняшний день перечень оснований включает в себя:

  • утрата трудоспособности в следствие возникновения травмы, какого-либо заболевания;
  • возникла необходимость осуществлять уход за заболевшим членом семьи;
  • осуществляется карантин застрахованного лица;
  • выполняется процесс протезирования;
  • выполняется долечивание в установленном законодательством порядке.