Функции кредита. Что такое денежная эмиссия

Эмиссия денег

2.2 Кредитная эмиссия

Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот - удовлетворение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, т.е. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью же этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Между тем либо в связи с ростом производства, либо в связи с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах. Поэтому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность.

В условиях стран с административно-распределительной системой хозяйства эмиссия безналичных денег осуществлялась на основе кредитных планов, путем расширения предоставляемых в соответствии с ними кредитов.

В странах с рыночной моделью экономики, когда монополия на эмиссии разрушена, действие подобного механизма становится невозможным.

Кредитная эмиссия -- увеличение банком денежной массы страны за счет создания новых депозитов для тех клиентов, которые получили от него ссуды.

Основой кредитной эмиссии стало осознание банками того факта, что избыточные резервы не обязательно хранить в своих сейфах. Их можно превращать в деньги, всего лишь договорившись с заемщиками о том, что они теперь могут брать из банка деньги точно так же, как те граждане и фирмы, которые некогда действительно внесли свои сбережения в этот банк. Иными словами, избыточные резервы банк сам превращает для своих заемщиков в депозиты.

За счет этих созданных самим банком депозитов можно покупать блага, как и за счет наличных денег. Достаточно лишь дать банку указание оплатить эти блага за счет полученного кредита. А раз банковские депозиты заемщиков пригодны для оплаты покупок, то они экономически ничем не отличаются от наличных денег. Так банки и начинают создавать кредитные деньги -- полноправный элемент общей денежной массы страны.

Таким образом, в любом современном банке существуют депозиты двух видов:

1) внесенные владельцами сбережений;

2) созданные банком при предоставлении кредитов и имеющие своей основой избыточные резервы.

Очевидно, что механизм кредитной эмиссии все же не лишен риска.

Поэтому одному банку «играть» в систему кредитования на основе резервирования лишь части реально полученных вкладов довольно опасно. Хотя опасность одновременного прихода вкладчиков за суммой большей, чем хранящиеся в его сейфах резервы, невелика, но она существует, а значит, есть и угроза банкротства, если этих резервов не хватит.

Решением этой проблемы, рожденным после ряда банковских кризисов, стало создание общенациональных систем частичных банковских резервов или проще -- резервной банковской системы. Ее принципы лежат в основе устройства банковской сферы многих стран мира, в том числе и таких крупных, как Россия и США.

Эта система основана на централизации части денежных средств всех коммерческих банков в специальных фондах (резервных). Распоряжается ими главный (центральный) банк страны. Он определяет и величину норм обязательных резервных требований (отчислений).

Резервные требования -- устанавливаемая центральный банком страны обязательная пропорция резервирования части внесенных в банк депозитов.

Резервное требование устанавливается в процентах к общей сумме денег, находящихся в банке на счетах разных типов.

Автоматизация учета выпуска и передачи электронных карт Северо-Западным банком СБ РФ

Для оформления карты операционно-кассовый работник подразделения банка в начале знакомит клиента с различными карточными продуктами, условиями, тарифами банка, предлагая клиенту ознакомиться с правилами совершения операций с картой...

Центральный банк и его роль в национальной экономике

Старейшая функция центрального банка - функция монопольной эмиссии банкнот. За Центральным банком как за представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия в отношении банкнот...

Эмиссионные ценные бумаги

Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, установленной в настоящем разделе, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг...

Эмиссия денег

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается масса наличных денег, находящаяся в обращении. Монополия на эмиссию наличных денег принадлежит государственному центральному банку...

Эмиссия денег

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права...

Фидуциарная эмиссия - эмиссия банкнот, денежных знаков, необеспеченная запасом драгоценных металлов (в первую очередь, золота) эмиссионного банка. Исторически эмиссия банкнот допускалась только при наличии золотого запаса, однако...

Эмиссия денег и денежная масса

Производится коммерческими банками и служит основой безналичных расчетов. По объему депозитно-чековая эмиссия значительно превосходит эмиссию денежных средств...

Эмиссия денег и денежная масса

Выпуск акций, облигаций, депозитных сертификатов и других долгосрочных и краткосрочных долговых обязательств. Осуществляется промышленными и торговыми компаниями, банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями...

Эмиссия денег и денежная масса

Эмиссия наличных денег центральным банком не совпадает с техническим процессом их изготовления. Поступление в хранилище центрального банка новых отпечатанных банкнот не увеличивает наличную денежную массу в национальном хозяйстве...

Эмиссия денег и денежная масса

Банковская система должна обеспечивать национальное хозяйство денежными средствами в объеме, который нужен для его нормального функционирования. Увеличение потребности экономики в деньгах в связи с ростом национального продукта...

Под эмиссией ценных бумаг понимается установленная Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг Статья 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»...

Эмиссия долговых инструментов

Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, установленной в настоящем разделе, которые являются основаниями, для отказа регистрирующими органами в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг...

Теперь более подробно рассмотрим виды эмиссий. И начнем с безналичной эмиссии. Безналичная эмиссия является - первичной, т.к. эмитируемые наличные деньги сначала отражаются в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков, т.е...

Эмиссия Центрального банка Российской Федерации

Эмиссия наличных денег - это выпуск центральным банком денежных знаков в оборот для удовлетворения дополнительной потребности экономических агентов в наличности...

Невозможно представить современное общество без денег как необходимой части хозяйственного оборота. Для обеспечения непрерывно растущих требований рынка их необходимо постоянно выпускать:

  • в виде денежных банкнот и монет;
  • в виде безналичных денег (кредитов);
  • как разновидности ценных бумаг (облигации, векселя).

Что такое эмиссия денег

Определение эмиссии означает процесс «производства» новых денег, как важнейшего элемента финансовой системы государства.

Безналичный вид эмиссии происходит при предоставлении банками ссуд заемщикам. При этом процессе увеличивается масса безналичных денег на рынке. Если вкладчик снимает наличные со счета в банке – оборот растет за счет наличности. Соответственно, оборот наличных и безналичных средств уменьшается, если вкладчики гасят свои кредиты тем или иным способом. Эмиссионная система государства – это процесс выпуска, а также обращения на рынке национальных денег, регламентируемый законодательством.

Современные тенденции экономического развития стран с рыночными принципами привели к развитию и значительному преобладанию в их общем денежном обращении доли безналичных денег при параллельном уменьшении наличности.

Понятие эмиссии

Этот термин сформировался из латинского слова emissio, что значит выпуск, соответственно в сочетании со словом «деньги» он обозначает выпуск в экономику денег или ценных бумаг. Но в данном случае этот перевод не вполне отражает суть. Следует знать, что значение выражения «эмиссия денег» не означает буквально выпуска денег. Создание эмитентами (производителями денежной массы) новых денег не обязательно провоцирует увеличение общего денежного объема в стране в силу того, что в экономике параллельно идут и непрерывные обратные операции – закрытия счетов, изъятия вышедших из употребления купюр, выплата долгов по кредитам. При этом осуществляется не эмиссия, как таковая, а происходит лишь перераспределение структурных элементов денежного оборота. Процессы, отражающие эмиссию, в любом их варианте означают увеличение общей денежной массы в экономике страны, а их неконтролируемые последствия всегда чреваты негативными тенденциями .

Каждая страна устанавливает свои схемы эмиссии, регламентирующие ее величину, норму и формы обращения, правила выпуска наличности. Экономически развитые страны устанавливают главенствующую роль центробанка в этом процессе.

Правила эмиссии в РФ

В России сформировались следующие основные элементы эмиссионной политики:

  1. Обеспечение рубля золотыми активами или чем-либо другим не предусматривается.
  2. Рубль является платежным средством, утвержденным законом, обязательным для всей территории страны.
  3. Печатание наличных денег и организация их ввода в экономику страны является сферой деятельности исключительно Центробанка России.
  4. Центробанк выступает единоличным и безусловным гарантом всей наличности в стране, обеспечивая ее лишь своими активами.
  5. Запрещаются наложения любых ограничений в процедурах обмениваемости – для замены банкнот или монет на новые деньги допустимый срок их изъятия определяется продолжительностью не менее года. Верхний предел ограничивается пятью годами.

Эмиссионные процессы: распределение ролей

Разделение эмиссии денег в зависимости от вида эмитента (создателя денег) определяется следующей схемой:

Центробанк:

  • выпускает банкноты - денежные знаки;
  • выполняет функцию приобретения казначейских билетов и выпускает против них банкноты для баланса;
  • производит контроль за выпуском ценных бумаг коммерческими банками, ведет их учет и переучет, выпуская против векселей свои деньги;
  • покупает иностранную валюту, выпуская параллельно собственную против неё.

Казначейство:

  • осуществляет выпуск казначейских билетов;
  • производит разменные монеты.

Коммерческие банки:

  • осуществляют выдачу кредитов (кредитных денег) экономическим агентам в качестве государства, предприятий, иностранных компаний, частных лиц.

Виды эмиссии и ее порядок

Различают следующие виды эмиссии:

  1. Денежную.
  2. Депозитно-чековую.
  3. Ценных бумаг.

При становлении финансовых систем монополия на эмиссию принадлежала государству. Однако с возникновением коммерческих банков внедрились в экономику и кредитные деньги, представленные чеками и векселями. В свою очередь, для переучета векселей главные банки вынуждены были запустить выпуск банкнот, стабилизирующих состояние финансового рынка.

В результате сформировалась финансовая ситуация, в которой государство обеспечивает собственные расходы посредством выпуска новых денег, а банки – посредством выдачи кредитов, то есть безналичных средств. Отсюда и происходят виды эмиссии – государственная эмиссия означает бюджетную или казначейскую, а банковская, соответственно – кредитную.

Если производство новых денежных знаков и увеличение оборота посредством их сегментов рынка находятся, согласно законодательству РФ, исключительно в ведении Центробанка, то кредитную или депозитно-чековую эмиссию, являющуюся основой безналичного оборота, проводят коммерческие банки, имеющие на это право. Выпуск ценных бумаг осуществляется органами власти, государственными структурами, а также частными компаниями, обладающими таким правом.

Следует различать первоначальную эмиссию и вторичную.

  1. При первичной форме безналичные средства (кредитные деньги) вводятся в оборот путем фиксирования на счетах банков, при получении кредитов. Общая масса безнала в стране определяется суммами кредитных денег.
  2. Вторичная эмиссия наблюдается, когда банки обналичивают банковские счета, то есть выпускают деньги в наличной форме, или другими словами - превращают безналичные средства в наличные.

Денежная эмиссия

Денежную эмиссию, то есть эмиссию рублей, еще называют фидуциарной . Если ранее выпуск банкнот в стране осуществлялся только в случае покрытия его золотым запасом, то сейчас этого не требуется.

Так как деньги являются важным фактором, напрямую влияющим на благополучие общества, то доход от их производства (эмиссии) должен оставаться у государства. Как правило, Центробанк регулирует выпуск кредитных карт, а казначейство – банкнот (казначейских билетов), ценных бумаг, монет.

Правовое регулирование как эмиссионного процесса, так и изъятия наличности из обращения, осуществляет в монопольном порядке Совет директоров Центробанка России.

Выпуском банковских банкнот, а также, монет может заниматься только специализированное учреждение – монетный двор. В России их два: в Москве и Санкт-Петербурге, и объединены они в ОАО «Гознак». Здесь же чеканятся медали, памятные знаки, значки. Векселя, облигации, паспорта, прочие важные документы, предполагающие высокую степень защищенности от подделок, печатаются в одной из двух специализированных типографиях при монетных дворах. Это очень высокотехнологичное и уникальное производство, процессы которого контролируются жестким регламентом.

Эмиссия безналичных денег

Первый этап эмиссии безналичных денег наблюдается тогда, когда происходит выдача главным банком (Центробанком) сумм кредитов другим финансовым учреждениям по ставке рефинансирования, которые оседают на их корреспондентских счетах. У Центробанка остается сумма выданных кредитов, которая погашается при их возврате.

Безналичные деньги могут выдаваться в виде кредитов всеми банками, имеющими лицензию, однако, это не может осуществляться без контроля Центробанка. Объемы переводов между банками строго регламентируются – не допускается их превышение над средствами корреспондентского счета банка.

В случае недостатка средств банки обычно меняют ставки рефинансирования. Увеличенная масса денежного оборота из-за возрастающего кредитования называется эффектом банковского мультипликатора, провоцирующего негативные экономические ситуации.

Схема денежной эмиссии банковской системы

В современной экономике удельный вес банковских депозитов по отношению к общей денежной массе достигает уровня 70-90% в различные периоды. Эти счета создаются самими банками при кредитовании. В результате в последнее время складывается ситуация, когда рост денежных ресурсов значительно опережает рост ВВП, что расшатывает экономику и провоцирует возникновение финансового кризиса.

Обратный процесс – уменьшение кредитных денег осуществляется при погашении кредитов.Если этот процесс не обеспечивается адекватным объемом эмиссии, то наблюдается процедура ее ликвидации – так называемое кредитное сжатие.

Эмиссия ценных бумаг

Целью выпуска ценных бумаг является привлечение в экономику дополнительных средств. Законодательство разрешает заниматься их выпуском не только органам власти и государству, но и частным организациям. Ценные бумаги по своей сути являются особым финансовым инструментом, ориентированным на выполнение определенных задач. Это могут быть:

  1. Привлечение в бизнес дополнительных средств.
  2. Формирование первоначального капитала акционерного общества. Это довольно частая цель эмиссии, при которой формируется целая партия ценных бумаг.
  3. Пополнение собственного капитала не заёмными или заёмными инвестициями.
  4. Привлечение валютных средств иностранных компаний.

В любом государстве происходит непрекращающееся перетекание наличных денежных средств в безналичные и наоборот. Если от организации финансовой структуры государства в значительной степени зависит стабильность экономики, то любой участник рынка, в том числе и каждый из нас, сможет оградить себя от многих неприятностей, будучи финансово грамотным, в том числе и в вопросе, что такое эмиссия денег.

Денег много не бывает - эта аксиома известна всем. Их нехватка в масштабах государственной или мировой экономики восполняется за счет эмиссий - процедур, направленных на выпуск в обращение каких-либо денежных знаков или ценных бумаг. Эмиссией называется целенаправленное тиражирование денежной массы в любых видах: платежно-расчетных документов, банковских карточек и так далее. Различают бюджетную (то есть государственную) эмиссию и кредитную (банковскую).

Бюджетные эмиссии предпринимаются в тех случаях, когда возникает необходимость выпуска казначейских билетов, либо государство считает целесообразным разместить собственные ценные бумаги для финансирования бюджета страны. Государственные казначейские билеты, собственно, представляют собой ничем не обеспеченные бумажные деньги. Государство получает неплохой доход за счет разницы между реальными затратами на изготовление бумажной денежной массы и совокупной номинальной стоимостью банкнот. Суть кредитной эмиссии заключается совершенно в другом.

Кредитная эмиссия обычно направлена на обеспечение нужд денежного оборота необходимым количеством платежных средств, которые аккумулируются на банковских счетах в виде остатков. Кредитная эмиссия может происходить как в наличной, так и в безналичной форме. В первом случае в денежный оборот выпускаются дополнительные банкноты. Во втором он пополняется определенным объемом платежных средств в безналичной форме.

Кредитные деньги считаются «полноценными» лишь тогда, когда их вливание в общую денежную массу не приводит к развитию инфляции. Идеальная модель кредитной эмиссии: рост количества денег на фоне оживления хозяйственного оборота, неотделимого увеличения производства продукции, объемов ее реализации и соответственного роста доходов. Нетрудно сделать вывод о том, что выпуск кредитных денег сверх хозяйственных потребностей провоцирует инфляцию.

Куда не вмешивается Центробанк

Взаимоотношения коммерческих банков с центральным банком выражаются в том, что они доверяют ему обязательные резервы и средства для клиринговых расчетов. Эта традиция обусловлена порядком денежно-кредитного регулирования. Что касается кредитной эмиссии, то официально никакой монополии у Центробанка в данном виде деятельности нет. Объем кредитной эмиссии, предпринятой тем или иным коммерческим банком, в любом случае многократно превысит его активы, подконтрольные Центральному банку.

Сам Центробанк тоже может осуществлять кредитную эмиссию, преимущественно в безналичной форме, для покупки ценных бумаг, иностранной валюты, а также с целью кредитования коммерческих банков при нехватке средств для регулирования ликвидности банковской системы. Коммерческие банковские структуры, в отличие от него, эмитируют кредитные наличные и безналичные ресурсы для развития своих операций.

В начале 2009 года многие эксперты в области экономики говорили о том, что именно кредитная эмиссия должна помочь России выйти из кризиса. Предполагалось, что она компенсирует дефицит долгосрочных кредитов. Ее объем оценивался в 3500 миллиардов рублей. Но все же эта идея не была реализована банками из опасений, что вместо желаемой вновь созданной добавленной стоимости на практике получится всплеск инфляции и экономическая стагнация.

Светлана Усанкова


Кредитная эмиссия и инфляция. Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения.

Достаточно отметить, что от 75 до 90 денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10 - банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Развитие экономики невозможно без получения частными и государственными предприятиями кредитов от коммерческих, а в конечном счете- от Центрального Банка. Кредитование предприятия является формой эмиссии денег кредитной эмиссией, -поскольку предприятие получает возможность покупать оборудование, основные средства, пользоваться услугами и осуществлять строительство в счет товаров, которые еще только будут произведены в будущем. Как известно из уравнения Фишера, эмиссия дополнительных денег, не обеспеченных товарами, ведет к подорожанию товаров или удешевлению денег, т.е. к инфляции.

Определение инфляции как переполнение каналов обращения избыточной денежной массой является далеко не исчерпывающим. Еще в 70-е годы, когда инфляция терзала западноевропейские страны, экономисты вывели следующие причины инфляции монополистической структурой экономики ее милитаризация необузданная кредитная эмиссия речь идет о мультипликаторе коммерческих банков и наконец, выпуском денег для покрытия дефицита бюджета.

Каждый из этих факторов вносит свою лепту в рост цен. Таким образом, между эмиссией и инфляцией далеко не всегда возникает жесткая причинно-следственная зависимость. И самое главное сильный инфляционный эффект имеет лишь выпуск денег сверх необходимых потребностей. Если же эмиссия восстанавливает равновесие восполняет дефицит, то ее эффект скорее положительный, чем отрицательный. Кроме того, ее реальные последствия во многом зависят не только от количества эмитированных денег, но и от того, как и по каким каналам они будут запущены в оборот.

С помощью кредитной политики ЦБ развивает стратегически важные направления экономики, от которых будет зависеть благополучие страны на долгие годы. Для устранения негативных последствий кредитной эмиссии в виде инфляции у ЦБ есть достаточно других средств управления экономикой. Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка учетная, или дисконтная, политика Изменение норм обязательных резервов банков Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг Регламентация экономических нормативов для банков соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом. Могут применяться также выборочные селективные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита например, потребительского или кредитования различных отраслей жилищного строительства, экспортной торговли. К выборочным методам относятся Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд так называемые кредитные потолки Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др. Выбор методов управления экономикой во многом зависит от стратегического курса ЦБ и проводимой им политики.

Центральные банки разных стран проводят свою уникальную денежную политику.

Но экономисты различают две основные модели кейсианство и монетаризм, речь о которых пойдет в следующем подразделе. 3.3. Кейсианство и монетаризм. В действительности линия, разделяющая современных кейсианцев и монетаристов не столь четкая, но в крайних проявлениях кейсианские и монетариские взгляды существенно расходятся в вопросе о внутренней стабильности капиталистической экономики.

У них есть и важные идеологические различия, касающиеся в частности роли государства.

Кейсианцы нестабильность и государственное вмешательств.

Они убеждены, что капитализм и в особенности система свободного рынка, страдает врожденными пороками. Наиболее важным для анализа является кейсианское утверждение, что капитализм лишен механизма, обеспечивающего экономическую стабильность. Поэтому государство должно играть активную роль в стабилизации экономики. Данная теория о сущности денег и их воздействии на капиталистическое производство, была предложена Дж. М. Кейнсом в конце 20-х - начале30-х гг прошлого столетия.

По мнению Кейнса, денежная эмиссия благотворно влияет на состояние капиталистического производства. Главной причиной циклических кризисов перепроизводства он считал хроническую нехватку платежеспособного спроса, которая в его модели связана с действием некоторых законов, например, закона о снижении доли потребления в доходе по мере его роста и соответственно увеличении накапливаемой части дохода в виде денежных остатков. Кейнс выдвинул теорию предпочтения ликвидности, согласно которой хозяйственные субъекты накапливают не только запасы платежных средств для обеспечения товарообменных сделок, но и спекулятивные остатки с целью страхования риска.

Кейнс рекомендовал противодействовать кризисному падению производства с помощью инфляционной политики, заключающейся в эмиссии дополнительных платежных средств для понижения нормы процента и стимулирования капитальных вложений. Монетаристы стабильность и свободная конкуренция. Идейные корни монетаризма уходят в экономическую теорию, разработанной Милтоном Фридманом, Карлом Бруннерером, Аланом Мельтцером и Анной Шварц, согласно которой, обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому, что колебания совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов, а не на уровень производства и занятости.

Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаризм, как следует из его названия, делает упор на деньгах и его основополагающим уравнением Фишера.

Основные положения монетарной политики состоят в следующем 1. Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем денежного обращения 2. Рыночная экономика- саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике 3. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей- к росту цен и инфляции 4. Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ 5. При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами механического прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора уровень ожидаемой инфляции темп прироста общественного продукта.

Применение на практике монетаристских идей правительствами Великобритании, США, ФРГ и др. хотя и способствовало замедлению инфляционных процессов, но усилило развитие кризисных явлений в экономике, стимулировало рост безработицы в этих странах.

Заключение. В этом реферате я рассмотрел историю возникновения денег и банков, а также особенности функционирования современных банковских систем. Я считаю, что эти знания необходимы каждому молодому человеку, поскольку во взрослой жизни, независимо от нашего желании, мы окажемся вовлеченными в работу банковской системы страны, будем открывать счета, делать вклады и брать кредиты.

Наш личный экономический успех и успех наших компаний всецело зависит от того, насколько осознанным будет наше взаимодействие с банками, и насколько эффективно мы будем использовать их возможности. Значение банков как важнейшего звена в экономике существенно возросло после Второй мировой войны. Усиление концентрации и централизации капитала банков укрепило их позиции, а стремление увеличить размеры получаемой прибыли определило развитие диверсификации и универсализации банковской деятельности, привело к расширению международных операций, образованию новых межбанковских объединений, как на национальном, так и на интернациональном уровне.

Наибольшее распространение в мире получила двухуровневая банковая система, в которой коммерческие банки в той или иной мере подчиняются Центральному Банку страны. Роль Центрального Банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

Выбор денежной политики Центральным Банком должен определяться реалиями экономического состояния страны, а также многими другими факторами, включая такие субъективные, как деловая активность и экономическая культура населения страны. Таким образом, Центральный Банк играет ключевую роль в платежной и банковской системе страны.

В подчинении Центрального Банка находятся все банки страны. Для них он устанавливает кредитную ставку, дает им кредиты и помогает в случае банкротства. Так же с каждой сделки банка берется процентная ставка, устанавливая так же Центральным Банком. Основные проблемы, которые стоят перед Российской экономикой, это инфляция и слабая диверсификация производства. Сохраняется ошибочная точка зрения, согласно которой наличные деньги, как и в целом обязательства Центробанка, должны покрываться золотовалютными резервами, и прежде всего объемы закупаемой иностранной валюты.

Как заявил недавно первый зампред Банка России Алексей Улюкаев, деньги производятся в результате того, что ЦБ приобретает валюту, эмитируя под это рубли. Подобные взгляды означают, что на самом деле у Банка России нет самостоятельной денежно-кредитной политики. Эмитируемые им рубли превращены в суррогат доллара или евро, а российским коммерческим банкам не позволяется выполнять возложенные на них функции не говоря уже о конкуренции с иностранными банками. Когда функции денег, по существу, возлагаются на иностранную валюту, объем и структура производства товаров и услуг внутри страны определяются не интересами и возможностями сбалансированного развития экономики, а целями иностранных потребителей.

Мне также сомнительным кажется увлечение правительства монетаристским курсом развития экономики. Свободный рынок в стране, где антимонопольный комитет бездействует, суд коррумпирован, а гражданское общество не развито, невмешательство государства ведет к разграблению страны олигархами и обеднению основных масс населения.

По-моему, на данном историческом этапе России больше подошла бы кейсианская модель развития, при которой государство берет на себя контроль за развитие экономики и денежно-банковской системы. Как-то это уж очень безаппеляционно. Финансисты и экономисты целыми институтами не могут разобраться - что делать? Кстати в России сейчас преобладает регулирование экономики путем фискальной, а не монетаристской политики.

Если это мнение кого-то из оппозиционных экономистов, то лучше написать Я согласен с мнением того-то, что Не увидела кратких выводов по работе. Подредактируй заключение. И литературы ВУЗовской финансовой все-таки много. Возникает вопрос - неужели все прочитал?

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Деньги и банки

Развитие банков шло параллельно и тесно переплеталось с товаропроизводством и товарообращением. При этом банки способствуют росту производительности общественного труда и.. Банковская система обеспечивает нормальное функционирование всей экономики страны. С помощью банков происходит..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот - удовлетворение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, т.е. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью же этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Между тем либо в связи с ростом производства, либо в связи с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах. Поэтому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность.

В условиях стран с административно-распределительной системой хозяйства эмиссия безналичных денег осуществлялась на основе кредитных планов, путем расширения предоставляемых в соответствии с ними кредитов.

В странах с рыночной моделью экономики, когда монополия на эмиссии разрушена, действие подобного механизма становится невозможным.

Кредитная эмиссия -- увеличение банком денежной массы страны за счет создания новых депозитов для тех клиентов, которые получили от него ссуды.

Основой кредитной эмиссии стало осознание банками того факта, что избыточные резервы не обязательно хранить в своих сейфах. Их можно превращать в деньги, всего лишь договорившись с заемщиками о том, что они теперь могут брать из банка деньги точно так же, как те граждане и фирмы, которые некогда действительно внесли свои сбережения в этот банк. Иными словами, избыточные резервы банк сам превращает для своих заемщиков в депозиты.

За счет этих созданных самим банком депозитов можно покупать блага, как и за счет наличных денег. Достаточно лишь дать банку указание оплатить эти блага за счет полученного кредита. А раз банковские депозиты заемщиков пригодны для оплаты покупок, то они экономически ничем не отличаются от наличных денег. Так банки и начинают создавать кредитные деньги -- полноправный элемент общей денежной массы страны.

Таким образом, в любом современном банке существуют депозиты двух видов:

1) внесенные владельцами сбережений;

2) созданные банком при предоставлении кредитов и имеющие своей основой избыточные резервы.

Очевидно, что механизм кредитной эмиссии все же не лишен риска.

Поэтому одному банку «играть» в систему кредитования на основе резервирования лишь части реально полученных вкладов довольно опасно. Хотя опасность одновременного прихода вкладчиков за суммой большей, чем хранящиеся в его сейфах резервы, невелика, но она существует, а значит, есть и угроза банкротства, если этих резервов не хватит.

Решением этой проблемы, рожденным после ряда банковских кризисов, стало создание общенациональных систем частичных банковских резервов или проще -- резервной банковской системы. Ее принципы лежат в основе устройства банковской сферы многих стран мира, в том числе и таких крупных, как Россия и США.

Эта система основана на централизации части денежных средств всех коммерческих банков в специальных фондах (резервных). Распоряжается ими главный (центральный) банк страны. Он определяет и величину норм обязательных резервных требований (отчислений).

Резервные требования -- устанавливаемая центральный банком страны обязательная пропорция резервирования части внесенных в банк депозитов.

Резервное требование устанавливается в процентах к общей сумме денег, находящихся в банке на счетах разных типов.

2.3 Эмиссия ценных бумаг

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Первичный рынок -- рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпщенных ценных бумаг. Основными его участниками являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основной и оборотный капитал, определяют предложение ценных бумаг на фондовом рынке. Инвесторы, ищущие выгодную сферу для применения своего капитала, формируют спрос на ценные бумаги. Именно на первичном рынке осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и инвестирование их в экономику. Но первичный рынок не только обеспечивает расширение накопления в масштабе национальной экономики. На первичном рынке происходит распределение свободных денежных средств по отраслям и сферам национальной экономики. Критерием этого размещения в условиях рыночной экономики служит доход, приносимый ценными бумагами. Это означает, что свободные денежные средства направляются в предприятия, отрасли и сферы хозяйства, обеспечивающие максимизацию дохода. Первичный рынок выступает средством создания эффективной с точки зрения рыночных критериев структуры национальной экономики, поддерживает пропорциональность хозяйства при сложившемся в данный момент уровне прибыли по отдельным предприятиям и отраслям.

Все это означает, что первичный рынок ценных бумаг является фактическим регулятором рыночной экономики. Он в значительной степени определяет размеры накопления и инвестиций в стране, служит стихийным средством поддержания пропорциональности в хозяйстве, отвечающей критерию максимизации прибыли, и таким образом определяет темпы, масштабы и эффективность национальной экономики. Первичный рынок предполагает размещение новых выпусков ценных бумаг эмитентами. При этом в качестве эмитентов могут выступать корпорации, федеральное правительство, муниципалитеты. Значение этих групп эмитентов на рынке определяется состоянием экономики в стране и общим уровнем ее развития. Хронические дефициты государственных бюджетов большинства стран обусловливают преобладающую роль государства на рынке ценных бумаг. Так, в США в 1989 г. на долю государства приходилось до 75% всех заимствований, в России в 1995 г. около 70%.

Рассмотрю процедуру эмиссии корпоративных ценных бумаг, т.е. их первоначального размещения на рынке ценных бумаг или поступления в обращение. Эмиссия ценных бумаг - выпуск в обращение акций, облигаций и других финансовых инструментов, осуществляемый акционерными обществами в процессе их учреждения, а также при увеличении их уставного капитала или привлечении дополнительных финансовых ресурсов. Первичная эмиссия ценных бумаг, это - продажа ценных бумаг эмитентами их первым владельцам - инвесторам. Процедура эмиссии ценных бумаг акционерными обществами регламентируется: Федеральным законом Российской Федерации "Об акционерных обществах", принятым Государственной Думой 24 ноября 1995 г.; Федеральным законом Российской Федерации "О рынке ценных бумаг”, принятым Государственной Думой 20 марта 1996 г.; Инструкцией Министерства финансов РФ от 3 марта 1992 г. № 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории РФ" и др.

Первичная эмиссия ценных бумаг осуществляется при учреждении акционерного общества и при увеличении размеров его уставного капитала. При финансировании заемного капитала она происходит путем выпуска долговых ценных бумаг (облигаций). Первичная эмиссия ценных бумаг осуществляется в форме:

· открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов с публичным объявлением о выпуске ценных бумаг, проведением рекламной кампании и регистрацией проспекта эмиссии;

· закрытого (частного) размещения - без публичного объявления, без проведения рекламной кампании, публикации и регистрации проспекта эмиссии среди заранее известного ограниченного круга инвесторов (до 500 включительно), или на сумму не более 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Можно выделить два основных вида эмиссии акций:

1. эмиссия акций в процессе учреждения акционерного общества (учредительная эмиссия);

эмиссия ценных бумаг для осуществления финансирования инвестиционной и расширения производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, включает следующие этапы:

· принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

· регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг;

· для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов ценных бумаг;

· размещение эмиссионных ценных бумаг;

· регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами:

· подготовкой проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

· регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;

· раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;

· раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Таким образом, процесс эмиссионной деятельности складывается из нескольких ключевых этапов, и первым из них можно считать подготовительный этап, который связан с проведением обширного круга достаточно разнообразных работ и мероприятий. Успех предстоящей эмиссии ценных бумаг во многом зависит от того, как она подготовлена. Осуществление миссии должно основываться на четком понимании целей и детальной проработке финансируемых с помощью эмиссии проектов.

В процессе учреждения организации и подготовки учредительной эмиссии должен быть прежде всего решен вопрос о целесообразности создания новой хозяйственной структуры. Необходимо произвести расчеты и анализ, убедительно доказывающие, что создание нового предприятия позволит более эффективно организовать производственные и хозяйственные процессы и что вновь создаваемое предприятие будет конкурентоспособно на рынке выпускаемой им продукции (производимых работ и услуг).

При повторном выпуске ценных бумаг, средства от которого используются для финансирования инвестиционной деятельности (новых производственных программ), необходимо решить вопрос о выборе наиболее эффективных источников и механизмов финансирования и кредитования инвестиционной и производственно-хозяйственной деятельности; решить, что выгоднее осуществить: эмиссию акций, выпуск облигаций, получить ссуду в банке или же привлечь денежные средства под векселя предприятия.

Предприятия, планирующие проведение новых эмиссий, должны определить:

1. объем эмиссии;

2. условия размещения ценных бумаг;

3. эмиссионную цену размещаемых на рынке бумаг.

Подготовка к решению вопроса о выпуске ценных бумаг предполагает проведение аналитической работы по следующим направлениям:

· анализ отрасли, в которой действует компания (или собирается действовать вновь учреждаемая корпорация);

· изучение положения компании в отрасли (ее конкурентоспособность);

· анализ финансового состояния предприятия (изучение финансовой отчетности компании).

В результате такой подготовки решается вопрос о том, предпринимать или не предпринимать выпуск ценных бумаг.

В случае осуществления первого публичного размещения акций (облигаций) или повторного их выпуска при условии, что данные ценные бумаги не обращаются на вторичном рынке, т.е. отсутствует рыночная цена данного финансового инструмента, необходимо произвести оценку стоимости.

Решение о выпуске ценных бумаг принимается органом управления эмитента, который имеет на то полномочия согласно действующему законодательству и уставу. Этим же решением должен быть утверждены и определены порядок осуществления мероприятий, связанных с выпуском.

В процессе подготовительной работы должны быть составлены 2 очень важных документа: бизнес-план и проспект эмиссии ценных.

Следующим этапом эмиссии ценных бумаг является регистрация выпуска.

Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган следующие документы:

· заявление на регистрацию;

· решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

· проспект эмиссии (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии);

· копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества);

· документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг (в случаях, когда необходимость такого разрешения установлена законодательством Российской Федерации).

Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем через 30 дней с даты получения документов, указанных в настоящей статье.

Перечень регистрирующих органов на территории Российской Федерации устанавливается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Проспект эмиссии должен содержать:

· данные об эмитенте;

· данные о финансовом положении эмитента. Эти сведения не указываются в проспекте эмиссии при создании акционерного общества, за исключением случаев преобразования в него юридических лиц иной организационно - правовой формы;

· сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Данные о финансовом положении эмитента включают:

§ бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах деятельности эмитента, включая отчет об использовании прибыли, по установленным формам за последние три завершенных финансовых года либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования, если этот срок менее трех лет;

§ бухгалтерский баланс эмитента (а для эмитентов, являющихся банками, бухгалтерский баланс по счетам второго порядка) по состоянию на конец последнего квартала перед принятием решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

§ отчет о формировании и об использовании средств резервного фонда за последние три года;

§ размер просроченной задолженности эмитента кредиторам и по платежам в соответствующий бюджет на дату принятия решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

§ данные об уставном капитале эмитента (величина уставного капитала, количество ценных бумаг и их номинальная стоимость, владельцы ценных бумаг, доля которых в уставном капитале превышает установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации нормативы);

§ отчет о предыдущих выпусках эмиссионных ценных бумаг эмитента, включающий в себя виды выпущенных эмиссионных ценных бумаг, номер и дату государственной регистрации, название регистрирующего органа, объем выпуска, количество выпущенных эмиссионных ценных бумаг, условия выплаты доходов, другие права владельцев.

В случае открытой (публичной) эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров.

Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг.

Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.

Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:

1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

2) фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);

3) количество размещенных ценных бумаг;

4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:

а) объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;

б) объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения;

в) объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации.

Для акций в отчете об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

По существующему законодательству эмиссионная цена акции - едина для всех первых покупателей, она превышает номинальную стоимость или равна ей. Оплата акций общества при его учреждении производится его учредителями по их номинальной стоимости. При всех последующих выпусках реализация акций осуществляется по рыночной цене. Это обусловливается тем, что собственный капитал акционерного общества выше уставного, так как в процессе существования акционерного общества происходит увеличение стоимости его активов из-за инфляционных процессов, присоединения нераспределенной прибыли (реинвестирования прибыли) и т. д.

Превышение эмиссионной цены над номинальной стоимостью называется эмиссионной выручкой, или эмиссионным доходом. Он не может быть использован на цели потребления и должен быть присоединен к собственному капиталу акционерного общества.

Во-вторых, в случае размещения дополнительных акций при участии посредника по цене, которая не может быть ниже их рыночной стоимости более чем на размер вознаграждения посредника, установленный в процентном отношении к цене размещения таких акций. Таким образом, эмиссионная цена равна рыночной цене минус вознаграждение посредника.

Эмиссионная цена может быть ниже рыночной. Это возможно, во-первых, в том случае, если акционер использует имеющееся у него преимущественное право приобретения акций со скидкой в 10% от рыночной цены. Таким образом, эмиссионная цена составляет 90% рыночной. Во-вторых, в случае размещения дополнительных акций при участии посредника по цене, которая не может быть ниже их рыночной стоимости более чем на размер вознаграждения посредника, установленный в процентном отношении к цене размещения таких акций. Таким образом, эмиссионная цена равна рыночной цене минус вознаграждение посредника.

Следовательно, уже на стадии эмиссии акций, определяя перспективы продажи новых обыкновенных акций и время их выпуска, возникает потребность в рыночной оценке. Потребность в оценке акции особенно необходима при:

· поглощении и слиянии общества;

· выдаче кредита под обеспечение акций;

· преобразовании открытого акционерного общества в закрытое;

· определении целесообразности покупки ранее реализованных собственных акций;

· разделении и выделении общества;

· ликвидации общества.

Цена, существующая на акцию, определена спросом и предложением.