Платежное поручение статус плательщика. Заполняем платежное поручение — статус составителя

Статус составителя в платежном поручении 2017 года необходимо вписывать в поле 101. Единого документа, закрепляющего правила отражения данных в указанном поле, нет. В частности, нет никаких пояснений в п оложении Банка РФ от 19.06.2012 № 383-П. Получить полное представление по данному вопросу можно только на основе систематизации и анализа всей имеющейся нормативной базы.

Одна из обязанностей плательщиков, по ст. 45 НК РФ, состоит в необходимости оформления платежных документов в полном соответствии с указаниями Минфина РФ. Так, общие правила внесения данных в поле 101 описаны в приказе Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н.

ВАЖНО! Данная информация должна быть в наличии в платежном поручении, только если оно используется для перевода в бюджет налогов или страховых взносов.

Строка 101 размещена вверху бланка справа (в качестве ориентира для ее поиска можно использовать реквизит «Вид платежа», который размещен рядом). Она включает 2 знакоместа, которые содержат в зашифрованном формате данные о правом статусе, виде деятельности и типе перечисления, совершаемого налогоплательщиком. При этом есть такие категории, как юрлица, частные предприниматели, физлица, кредитные институты, фискальные органы. Как вариант назначения перевода могут быть указаны налоговые перечисления, отправка средств во внебюджетные фонды (до 2017 года) и т. д. В итоге с помощью простого двухзначного кода можно отразить данные о плательщике и назначении перечисления.

Перечень доступных значений включает цифры от 1 до 26. Их текстовое описание есть в приложении № 5 к приказу Минфина РФ № 107н. Они охватывают широкий спектр хозяйствующих субъектов, например: налоговые службы, таможня, почтовые службы, банки. Однако чаще всего на практике отправкой налоговых перечислений занимаются обычные организации и часнтые предприниматели. Посмотреть, где фактически в бланке расположен реквизит 101, можно скачав бланк на сайте по ссылке.

Что вносить в поле 101 предпринимателям, платящим страховые взносы

Частные предприниматели могут иметь наемный персонал или работать единолично. В первом случае они обязаны отправлять страховые взносы не только за себя, но и за своих работников, во втором - только за себя. Именно этим и объясняется логика выбора нужного кода для поля 101. При наличии сотрудников ИП указывает код как работодатель, во втором случае достаточно использовать шифр частного лица.

С учетом сказанного в поле 101 до 01.01.2017 при перечислениях во внебюджетные фонды должно было стоять:

  • 24 - обозначение соответствовало физлицу, самостоятельно уплачивающему взносы;
  • 08 - код для оплаты взносов ИП-работодателем.

Поскольку с 01.01.2017 взносы стали перечисляться в бюджет, изменились и правила заполнения поля 101 при их перечислении. Так, на настоящий момент письмом ФНС от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@ предусмотрены следующие коды для перевода взносов в бюджет:

  • по ИП - 09, 10, 11, 12;
  • по физлицам - 13.

Планируется, что после усовершенствования всех банковских программ перевод взносов в бюджет будет сопровождаться указанием кода 14 в поле 101.

Как отразить свой статус частному предпринимателю при уплате налогов с доходов

Логика выбора кода для строки 101 при уплате налога с доходов та же, что и для страховых взносов. Причина различий также заключается в возможности перевода ИП средств как за себя, так и за наемных работников. Реквизит при этом может принимать следующие значения:

  • 09 - если плательщик переводит налог за себя;
  • 02 - когда налог (НДФЛ) платится с доходов наемных работников и ИП становится агентом.

Для самозанятых граждан предусмотрен отдельный перечень шифров. Для нотариусов, юристов, фермеров - 10, 11, 12 соответственно.

Как заполнять реквизит статуса юридическим лицам

Перечень кодов для компаний довольно статичен и понятен:

  • 01 - платежи в бюджет юридических лиц;
  • 02 - налоги с доходов работников;
  • 08 - взносы на обязательное социальное страхование до 2017 года, 01 (на текущий момент) - после 01.01.2017 и 14 - после обновления программ банковских учреждений.

Есть также нетипичные случаи применения указанных кодов. В частности, если фирма начисляет и переводит НДС за контрагента, то есть исполняет обязанности налогового агента, ставится код 02. В случае когда при указанных обстоятельствах ошибочно задействуется код 01, ФНС может посчитать, что обязательства агента не были исполнены в надлежащем объеме. Можно, конечно, отстоять свою правоту в суде, но стоит ли оно того, если достаточно всего лишь корректно оформить платежный документ.

Существует отдельный код для компаний в случаях, когда они осуществляют удержание задолженности перед бюджетом из доходов работника по исполнительному листу. В этом случае используется шифр 19.

Правила заполнения поля 101 для объединений плательщиков

Для консолидированных групп компаний с 2014 года применяются следующие обозначения:

  • 21 - ответственный член консолидированной группы налогоплательщиков;
  • 22 - прочий ее участник.

Исполнителем обязательств перед бюджетом от лица консолидированной группы выступает ее ответственный член. Такое положение закреплено в п. 4 приложения № 1 к приказу Минфина РФ № 107н. В этом случае ответственный член проставляет в расчетном документе код 21. Если платежка оформляется другим участником группы - ставится код 21.

***

Последним документом, закрепляющим механизм отражения реквизита статуса плательщика в платежном поручении, стало приложение № 5 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. Его в обязательном порядке должны использовать субъекты, уплачивающие налоги в бюджет и страховые взносы в фонды. Реквизит 101 расположен в правом углу поручения вверху. В качестве шифров для заполнения применяются сочетания цифр от 01 до 26.

Частные предприниматели применяют коды в зависимости от того, имеют они наемный персонал или нет. Для организаций вариантов больше, они могут переводить средства за себя, своих сотрудников, другую компанию, в отношении которой выступают налоговым агентом. Компаниям, входящим в консолидированные группы, также нужно различать код в зависимости от своей роли в объединении.

Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.

Заполняем платежку в 2018 году: актуальное в законодательстве

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .

В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

  • уменьшения величины налога на прибыль;
  • снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

  • доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
  • в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
  • в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
  • по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

  • 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
  • 02 — налоговые агенты;
  • 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
  • 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
  • 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
  • 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
  • 13 — физлица;
  • 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
  • 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
  • 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
  • 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
  • 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
  • 25 — банки-гаранты;
  • 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

Итоги

Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.

При оформлении поручения на уплату НДФЛ статус составителя – обязательный элемент этого расчётного документа, который необходимо заполнить. Рассказываем, как проставить верный код с учётом последних изменений налогового законодательства.

Оформление бланка поручения

Подоходный налог с физических лиц – это один из обязательных платежей в бюджет. Поэтому статус составителя по НДФЛ в 2019 году должен быть непременно указан в поручении на его перечисление.

В 2019 году бланк поручения на уплату НДФЛ, а также остальных налогов, сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды и т. д. утвержден постановлением Центробанка России № 383-П.

В случае перечисления НДФЛ статус составителя в платежном поручении проставляют в поле 101. Это самый правый верхний угол бланка.

При перечислении в бюджет НДФЛ статус составителя в 2019 году представляет собой двузначный числовой код.

При уплате НДФЛ статус составителя в платёжке должен быть обязательно заполнен. Нельзя проставлять нулевое значение («0») либо оставлять поле 101 пустым.

Что указывать

Соответствующий статус составителя в платежном поручении по НДФЛ в 2019 году и в дальнейшем проставляют согласно Приложению № 5 к приказу Минфина № 107н 2013 года.

Кстати, отметим, что с конца апреля 2017 года этот нормативный документ действует в новой редакции (приказ Минфина № 58н от 05.04.2017, действует с 25.04.2017 и частично с 02.10.2017). Причина – поправки в налоговое законодательство, куда с 01.01.2017 перешло большинство норм о страховых взносах во внебюджетные фонды (кроме в ФСС на травматизм). Поэтому статус составителя при оплате НДФЛ надо указывать с учётом этих изменений.

Таблица, расположенная ниже, поможет разобраться с проставлением статуса составителя в платежке НДФЛ 2019 года.

Уплата НДФЛ 2017: статус составителя документа
Код Ситуация
02 Организация/индивидуальный предприниматель выполняет свои обязанности налогового агента по подоходному налогу с физических лиц (ст. 226 НК РФ и др.). То есть рассчитывает, удерживает и перечисляет в казну НДФЛ с доходов своего персонала и иных физлиц, которым они выплачены этой фирмой или коммерсантом.
09 ИП перечисляет в казну подоходный налог за себя
10 Частный нотариус перечисляет в казну подоходный налог за себя
11 Адвокат (адв. кабинет) перечисляет в казну подоходный налог за себя
12 Глава КФХ перечисляет в казну подоходный налог
13 Обычное физлицо уплачивает подоходный налог за себя в результате самостоятельного декларирования (3-НДФЛ) своих сторонних доходов
26 В рамках банкротства необходимо погасить задолженность по НДФЛ, которая включена в реестр требований.

Это делают:

· учредители (участники) должника;
· собственники имущества должника – унитарного предприятия;
· третьи лица.

В остальных случаях статус составителя в платёжном поручении по НДФЛ проставляют соответствующие кредитные учреждения, платёжные агенты.

«01» или «02»

Практика показывает, что многие путаются, какой необходимо указывать в платёжке по НДФЛ статус составителя – «01» или «02». Здесь логика проста, и двух вариантов быть не может.

Так, код «01» предназначен исключительно для юридических лиц как субъектов, на которых лежит обязанность именно уплачивать налоги со своей деятельности, доходов. А в отношении подоходного налога у организаций такой обязанности нет. Они выступают лишь своего рода посредниками между бюджетом и персоналом/иными физлицами, которым выплачивают доходы.

Таким образом, организации выполняют по НДФЛ только обязанности налоговых агентов. А значит в большинстве случаев в платежном поручении по данному налогу в поле 101 проставляют код «02».

При заполнении платежного поручения на уплату налога следует указывать статус плательщика. Полный перечень представлен в НК РФ и некоторых приказах Президента РФ. Рассмотрим детальнее, как определить статус налогоплательщика.

Обязанности

Налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, которые уплачивают сборы. По закону на них возложены такие обязанности:

  • встать на учет в ФНС;
  • вести учет доходов (расходов) объектов налогообложения;
  • представлять в и бухгалтерскую отчетность;
  • представлять документы, по которым осуществлялся расчет суммы налогов;
  • выполнять требования по устранению выявленных нарушений, не препятствовать должностным лицам ФНС при исполнении служебных обязанностей;
  • в течение 4 лет хранить бухгалтерские документы по расчету и уплате налогов, поступлению доходов и осуществлении произведенных расходов.

Налогоплательщики также должны письменно уведомлять ФНС об:

  • открытии\закрытии счета - в течение 10 дней;
  • участии в организациях - в течение месяца;
  • в РФ - в течение месяца;
  • объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации - в течение 3 дней;
  • изменении места нахождения (жительства) - в течение 10 дней.

Права

В свою очередь, налогоплательщик имеет право получать из ФНС:

  • информацию о действующих налогах, разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • использовать в установленном порядке льготы;
  • получать отсрочку и налоговый кредит;
  • присутствовать при выездной проверке.

Поиск информации

Как уже было сказано выше, одной из обязанностей налогоплательщиков является уплата налогов. При этом указывается статус налогоплательщика в платежном поручении. Иначе есть вероятность, что средства не дойдут до адресата.

Статус налогоплательщика - это обязательная к заполнению информация. По этим данным идентифицируется организация. Статус налогоплательщика состоит из двухзначного числа и проставляется в платежке в поле 101. В таблице представлены все существующие статусы.

Расшифровка налогоплательщика

Предприятие

Налоговый агент

Участник ВЭД

ИП, адвокат, нотариус, который перечисляет взносы в бюджет

Нотариус, занимающейся частной практикой

Адвокат, основавший свой кабинет

Глава фермерского хозяйства

Владелец банковского счета

Налогоплательщик, выплачивающий доходы физлицам

Участник ВЭД - физлицо

Участник ВЭД - ИП

Плательщик таможенных сборов, не декларант

Предприятия, перечисляющие средства, удержанные из зарплат

Участник (ответственный) консолидированной группы

Физлицо, перечисляющее страховые взносы

Деление по налогам

Статус действующего налогоплательщика зависит от вида уплачиваемого налога. Например, если предприятие перечисляет НДФЛ с зарплаты сотрудников, то в платежке нужно проставить «02». Если речь идет об уплате страховых взносов - «08». Детальные статусы по сборам перечислены в таблице далее.

Онлайн-проверка

Проверить статус можно через сайт ФНС. Чтобы не тратить время на ручной ввод ИНН, КПП, разработчики 1С реализовали данную возможность в обновленной программе «1С:Бухгалтерия». Результаты проверки отражаются списком клиентов в карточке, в журнале учета фактур, книге покупок (продаж), первичных документах. Чтобы проверить весь список клиентов, нужно сформировать универсальный отчет по регистру «Состояние контрагентов» по периодам. Опции проверки регулируются регистром «Регламентные операции» подсистемы «Администрирование» в меню «Поддержка».

После обработки информации программа возвращает такие результаты:

  • «Организация числится в базе» означает, что контрагент зарегистрирован и имеет статус действующего.
  • «Прекращена деятельность» означает, что налогоплательщик зарегистрирован в ЕГРН, но не имел статус действующего. Здесь возможны два варианта: контрагент прекратил деятельность или КПП был изменен.
  • «КПП не соответствует указанному в базе» означает, что введенной комбинации ИНН, КПП в реестре никогда не было.
  • «Отсутствует контрагент в базе» означает, что налогоплательщик не имеет статус действующего; с указанным ИНН никто не был зарегистрирован.
  • «Не подлежит проверке» - такое сообщение выдается, если введены данные иностранной организации.

Все отраженные результаты проверки действуют ±6 дней с момента отправки запроса.

Сервис по поиску проблемных клиентов в 1С был внедрен в 2015 году. Обновления были вызваны изменениями в ФЗ№134, согласно которым в декларации НДС нужно было проставлять данные обо всех счетах-фактурах. Онлайн-проверки статусов прямо из 1С позволяют избежать ошибок при заполнении декларации. Если в ответ на запрос приходит уведомление о том, что налогоплательщик зарегистрирован, но не имел статус действующего, то строчка с контрагентом закрашивается серым, если клиент вообще не найден в реестре - красным. Точно так же отражаются эти клиенты в строке «Контрагент» при вводе первичных документов.

В книге покупок (продаж), журнале счетов-фактур результаты проверки выводятся на отдельной панели. Если в отчет попали недействующие документы, то они выделяются красным и в панели появляется кнопка для отбора таких строк. Во встроенной декларации по НДС проверки осуществляется исходя из информации из разделов 8-12 ФЗ, ее результаты выводятся на панели контрагентов.

По умолчанию проверка выполняется один раз в неделю в фоновом режиме и осуществляется по ИНН. Чтобы избежать ошибки при вводе данных в базу, нужно осуществлять контроль корректности по разряду. Если информация введена неверно, то в справочнике "Контрагентов" она будет выделена красным цветом. Точно так же будут отражаться все документы по таким клиентам. Только при проведении проверки можно будет избежать ситуации, когда налогоплательщик зарегистрирован в ЕГРН, но не имел статус действующего и попал в отчет.

НДФЛ

Статус налогоплательщика, но уже в другом виде, нужно проверять при исчислении НДФЛ. В зависимости от источника и того, является физлицо резидентом или нет, устанавливаются разные ставки налога. Россиянин может уплачивать НДФЛ по ставкам 9, 13 и 35%. Нерезидент должен перечислять в бюджет 15% от суммы полученных дивидендов и 30% по всем остальным доходам. Кроме российского законодательства существуют также международные договора касательно избежания двойного налогообложения. Ставки по налогам для резидентов из стран-союзников определяются по этим актам.

Терминология

Согласно ст. 207 НК является физлицо, находящееся на территории РФ минимум 183 дня за 12 подряд месяцев. Отсчет начинается с момента прибытия человека на территорию РФ, который фиксируется в таможенных документах.

Статус фиксируется на дату выплаты дохода и уточняется:

  • для нерезидентов без ПМЖ - на дату завершения пребывания на территории РФ;
  • для россиян с ПМЖ - на дату выезда за пределы РФ.

Перерасчет базы осуществляется по завершении Рассмотрим пример расчета количества дней пребывания гражданина на территории РФ.

Пример

Россиянин за год получил доходы от российских и иностранных предприятий. За этот период он неоднократно выезжал за пределы РФ в деловые командировки:

  • 01.03-20.04 - в Германию;
  • 15.08.-14.09 - в США;
  • 20.12-20.01 - в Турцию.

Статус плательщика НДФЛ определяется по данным расчета количества дней пребывания на территории РФ. Дни пересечения границы (01.03, 15.08 и 20.12) в эту калькуляцию не входят. То есть налогоплательщик за год находился за пределами страны 90 дней, а в РФ - 275 дней. Он признается налоговым резидентом и перечисляет в бюджет сборы по ставкам, прописанным в НК РФ.

Исключения

Для некоторых категорий плательщиков статус и количество дней пребывания в РФ значения не имеет. Военнослужащие, сотрудники органов госвласти и местного самоуправления, командированные за пределы РФ, всегда признаются налоговыми резидентами.

Документы

Период пребывания и отсутствия на территории РФ должен подтверждаться документами. Это может быть выданная по данным из табелей учета времени, миграционная карта, загранпаспорт с отметками о пересечении границы и т.д.

Лица, которые официально не трудоустроены, пределы РФ не покидают, для подтверждения своего статуса налогового резидента могут предоставить документ, подтверждающий личность. В нем должны быть указаны данные о гражданстве и месте жительства. В крайнем случае можно предоставить справку из ЖКХ.

На территории Российской Федерации основным способом безналичных расчетов выступает платежное поручение. Указанный инструмент является письменным распоряжением клиента на перечисление банком определенной суммы денег конкретному получателю средств. Также следует помнить, что вышеназванный формуляр заполняется в строгом соответствии с актами законотворчества, предусматривает обязательное указание на статус плательщика, а также отражение иной информации.

Платежное поручение

Центральный Банк Российской Федерации издал Положение от 19.06.2012 N 383-П , которым среди прочего ввел в действие официальную форму платежного поручения . В настоящее время в России применяется и служит основанием для перечисления банком денег специальный документ — платежка, оформленная на утвержденном бланке.

Порядок заполнения формуляра, а также перечень сведений, отражение которых в платежке является обязательным, приведен ЦБ России в вышеуказанном Положении. Среди таких реквизитов поименован статус составителя. В платежном поручении 2017 года описанные данные вносятся с учетом некоторых особенностей.

Как определено в п. 4 Приложения № 1 к Положению от 19.06.2012 N 383-П, раздел 101 платежки следует заполнять при перечислениях денег в бюджет. Если же оплата происходит в пользу частного лица, то обязательного условия отражать показатель статуса в платежном поручении 2017 году вышеописанное Положение ЦБ России не содержит.

Статус плательщика

Как было указано выше, статус плательщика проставляется в соответствующей графе платежного поручения при взаимоотношениях с бюджетом. В иных случаях специальное место в платежке не заполняется и остается пустым. При принятии решения о заполнении соответствующей графы следует учитывать, что:

  • проставлять значение, равное нулю, в поле 101 платежного поручения недопустимо;
  • нельзя его оставлять незаполненным в случае, если получателем средств является бюджет;
  • значение соответствующего раздела платежки должно отвечать разъяснениям Минфина России, изложенным в Приказе от 12.11.2013 N 107н . С конкретными показателями можно ознакомиться в таблице кодов статусов в платежных поручениях в 2017 году по ссылке.

Министерство Финансов Российской Федерации издало Приказ от 12.11.2013 N 107н, Приложением № 5 к которому разработало и ввело в действие список кодов статуса плательщиков, осуществляющих переводы в пользу бюджетной системы России.

Среди указанных министерством показателей нередко используется статус плательщика 09. Данное значение применяется в случае, если индивидуальный предприниматель производит уплату исчисленных налогов в отечественный бюджет. Иные лица указанный шифр использовать не вправе. Игнорирование данного ограничения может повлечь отказ банка в переводе денег или привести к иным неблагоприятным последствиям.

Еще одним широко применяемым кодом является показатель статуса 08 в платежном поручении 2017 года. Данное значение должны отражать все предприятия и индивидуальные предприниматели, производящие отчисления в счет уплаты страховых взносов. Граждане, не являющиеся ИП, но отчисляющие деньги на выплаты в адрес фондов, использовать такой шифр не имеют права.

Для таких лиц Минфин России предусмотрел статус плательщика 24. Данный код указывается гражданами, не состоящими на налоговом учете в качестве предпринимателей, независимо от наличия или отсутствия у них счета в банке. Основным критерием в этом случае, как и при отражении иных шифров, является факт перечислений в доход бюджета.

Если же у гражданина имеется банковский счет, то он применяет статус плательщика 13. Что это такое, указал Минфин России, отметив, что названный шифр используется клиентом банка, не зарегистрированным в качестве ИП.

Полный перечень кодов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Таблицу кодов статусов