Показатель бюджетной классификации. Роль бюджетной классификации в экономике рф

Бюджет РФ — сложная совокупность различных статей доходов и расходов. Эффективное его исполнение предполагает грамотную классификацию источников выручки, а также направлений издержек, присутствующих в государственной финансовой системе. Специфика политического устройства России предполагает формирование устойчивой структурированной модели отнесения доходов и расходов госбюджета к тем или иным категориям. Располагают ли российские органы власти подобным ресурсом?

Общие сведения о бюджетной классификации

Безусловно, да. Иначе функционирование национальной экономики было бы невозможным. Классификация расходов, доходов и иных параметров бюджета занимает важнейшее место в системе государственного хозяйственного планирования. Данный механизм предполагает учет, систематизацию и анализ информации, касающейся исполнения статей госбюджета. На основании этих сведений впоследствии может осуществляться оценка эффективности политики государства в соответствующем направлении, а также выявление возможных механизмов ее оптимизации.

Федеральные стандарты

Формирование общих принципов классификации доходов и расходов бюджета в России выстраивается на федеральном уровне посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, а впоследствии делегируется в регионы и муниципалитеты. Тот факт, что разработка стандартов и норм, посредством которых осуществляется отнесение статей выручки и издержек государственного бюджета к тем или иным категориям, реализуется именно на федеральном уровне — важнейший фактор устойчивости национальной экономики, во многом также и политической системы.

Бюджетная классификация расходов и доходов предполагает группировку соответствующих статей по степени схожести источников поступления и каналов инвестирования денежных средств в казну и задействуется как с целью составления финансовых планов, так и в процессе их исполнения. Ключевая задача государства при этом — обеспечить сопоставимость тех или иных показателей в бюджетах разных уровней — федеральном, региональном, муниципальном.

Структура бюджетной классификации в РФ

На основе каких принципов осуществляется бюджетная классификация расходов в России? Прежде всего следует выделить 2 основных механизма ее реализации.

  • Во-первых, это классификация доходов. Она предполагает группировку бюджетной выручки по всем уровням соотносительно с источниками, которые ее формируют, и в соответствии с положениями регулирующего законодательства. Категории доходов определяются статьями, которые объединяют те или иные источники выручки по общему признаку. Это могут быть, например, таможенные сборы.
  • Во-вторых, расходов бюджета. Это также группировка издержек, распределяемых по различным уровням системы государственного финансирования. Классификация расходов отражает направленность денежных потоков по конкретным направлениям в целях решения ключевых задач, которые стоят перед государством — развития экономики и повышения благосостояния граждан.

Бюджетная классификация в рамках российской модели предполагает отнесение выручки и издержек к разделам, подразделам, а также целевым статьям госбюджета, которые отражают направленность денежных потоков в область решения конкретных видов задач, стоящих перед государством, и предполагают реализацию тех или иных экономических активностей.

Классификация расходов и доходов бюджета РФ может также осуществляться по экономическим основаниям. Данный механизм предполагает группировку различных статей исходя из их хозяйственного содержания. Как правило, предполагается выделение текущих и капитальных издержек. Также экономическая классификация доходов и расходов предполагает последующее составление смет для конкретных

Ведомственная классификация

Важнейший компонент системы распределения расходов в рамках государственного финансирования — активности ведомств. В чем они заключаются? Прежде всего в том, что органы власти сами могут определять те или иные механизмы отнесения статей бюджета к конкретным категориям. Практикуется, таким образом, ведомственная классификация расходов государственной системы финансирования. Она представляет собой группировку статей издержек на уровне бюджетных систем субъектов РФ. Главная задача органов власти, занимающихся данным направлением работы — распределить бюджетные ресурсы по распорядителям.

Ведомственная классификация статей расходов чаще всего выступает в качестве механизма распределения соответствующих ассигнований. Критерии здесь те же, что отмечены нами выше — отнесение издержек к тем или иным разделам, подразделам или же целевым статьям (которые, в свою очередь, могут быть дополнительно классифицированы на подстатьи и прочие элементы финансового обеспечения деятельности органов власти и учреждений). Что касается распорядителей бюджетных средств на уровне регионов РФ, а также субъектов в аналогичном статусе, занимающихся работой на уровне муниципалитетов, то их перечни утверждаются структурами исполнительной власти или же компетентными органами местного самоуправления.

Значимость классификации

Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ имеет огромное значение. Эффективность ее осуществления непосредственным образом влияет на качество функционирования государственной финансовой системы России. Специфика РФ во многом определяется особенностями структуры государственного управления, характеристиками национальной модели федеративного устройства нашей страны.

Поэтому исключительно важно с точки зрения поддержания целостности и устойчивости политической системы иметь структурированную модель классификации и распределения выручки и издержек бюджета. Принципы ее выстраивания должны быть понятными и открытыми как для федеральных структур, принимающих ключевые решения в области управления финансами, так и для региональных и муниципальных органов власти.

Рассмотренная нами классификация, по мнению экспертов, в целом, выстроена в достаточной мере логично. Статьи доходов и расходов, предусмотренные российской бюджетной системой, что очень важно, — едины для всех уровней управления государственными финансами. Данный аспект вполне имеет смысл рассмотреть подробнее.

Единство бюджетной системы

Итак, важнейший признак, которым характеризуется классификация доходов и расходов бюджета в Российской модели — единство подходов и критериев отнесения их к той или иной категории на федеральном, региональном и местном уровнях. Поэтому ключевые нормы, регулирующие данный механизм, утверждаются на уровне высших органов власти. Как правило, соответствующие источники права принимают характер федерального закона. В свою очередь, на уровне субъектов РФ или муниципалитетов может осуществляться необходимая детализация регулирующих норм посредством издания региональных либо местных законов. Главное при этом — не нарушить общие принципы бюджетной классификации, закрепленные на федеральном уровне.

Мы исследовали ключевые теоретические принципы, по которым органы власти в РФ осуществляют отнесение статей расходов и доходов государственной финансовой системы к тем или иным категориям. Мы увидели, что есть ряд базовых подходов к выстраиванию подобной схемы, которые опираются на экономические критерии, или же, например, методы, задействуемые в конкретных ведомствах. Рассмотрим теперь ряд практических моментов, отражающих то, каким образом осуществляется классификация государственных расходов и доходов. Изучим те самые категории, по которым в РФ распределяются выручка и издержки государственной финансовой системы. Начнем с доходов.

Классификация доходов

Классификация бюджетной выручки выражается в отнесении ее источников к группам, подгруппам и конкретным статьям.

Касательно групп можно выделить налоговые доходы. В числе ключевых подгрупп:

1. Налоги на товары, сервисы, лицензионные и иные сборы. К ним относятся:

Акцизы по продукции или сырье, которые выпускаются в России или ввозятся из-за рубежа;

Федеральные, региональные, а также местные сборы, относящиеся к категории лицензионных;

Налог на приобретение иностранной валюты, а также платежных документов, которые выражаются посредством зарубежных денежных знаков;

2. Имущественные сборы. К таковым относятся налоги:

На имущество предприятий;

На собственность физлиц;

На недвижимость;

На наследование либо дарение.

3. Сборы за пользование располагающимися в государстве природными ресурсами. В числе таковых:

Платежи за недропользование;

Сбор на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Налог на дополнительную выручку от добычи углеводородов;

Налог на право пользования водными ресурсами, объектами животного мира;

Лесной, водный, экологический, земельный налоги.

4. Сборы, связанные с торговлей между РФ и другими странами, с внешнеэкономическими транзакциями. В числе таковых:

Таможенные, государственные сборы и пошлины;

Взносы в различные фонды, принадлежащие государству;

Дорожный и транспортный налоги.

Другая крупнейшая группа источников бюджетной выручки — неналоговые доходы. В их структуре присутствуют следующие основные подгруппы:

1. Имущественные доходы по активам, которые находятся в собственности государства, муниципалитетов, либо возникающие вследствие тех или иных коммерческих активностей. К таковым относятся:

Доходы от задействования активов, принадлежащих государству или муниципалитетам;

Дивиденды по ценным бумагам государственного происхождения;

Выручка от предоставления в аренду государственного имущества;

Проценты, которые получены в результате формирования банковских депозитов за счет свободных бюджетных средств, а также те, что возникли вследствие предоставления займов внутри страны;

Доходы, которые появились вследствие предоставления услуг либо компенсации издержек государства;

Прибыль ЦБ РФ;

Платежи от государственных либо муниципальных учреждений;

Сбор за квоты по вылову рыбы для и зарубежных организаций;

Иные поступления от активов, которые находятся в собственности государства либо муниципалитета.

2. Доходы от продажи активов, которыми владеет государство или местный орган власти. Таковыми могут быть:

Выручка от приватизации предприятий, которые находились в собственности государства;

Доходы, возникшие вследствие продажи органами государственной власти акций;

Выручка, появившаяся как результат сделок с жилой недвижимостью;

Доходы от продажи производственных либо непроизводственных ресурсов, транспорта, тех или иных видов оборудования;

Выручка от реализации конфискованного или не имеющего владельцев имущества, кладов и иных активов, которые перешли в собственность государства либо муниципалитета.

Доходы от продажи государственных запасов;

Выручка от реализации земельных ресурсов, а также нематериальных активов;

Поступления из негосударственных структур в формате капитальных трансфертов;

Платежи и сборы, относящиеся к категории административных;

Штрафы, оплата возмещения ущерба;

Выручка, возникшая вследствие внешнеэкономических активностей;

Иные доходы, относимые к категории неналоговых.

3. Безвозмездные поступления. Их источниками могут быть:

Бюджеты различных уровней;

Государственные фонды, организации;

Наднациональные структуры.

В классификацию могут быть включены средства, которые передаются в целевые фонды. Собственно, данного типа учреждения также могут иметь доходы.

4. Выручка целевых фондов. В числе таковых:

Дорожные, экологические фонды;

Структуры, относящиеся к деятельности таможенной системы России;

Фонд борьбы с преступностью;

Структуры, находящиеся в ведении Федеральной пограничной службы, Министерства по атомной энергии;

Фонд воспроизводства минеральной и сырьевой базы.

Таковы ключевые категории, в рамках которых классифицируются доходы российского бюджета. Как мы определили выше, их сущность направлена на поддержание единства бюджетной системы РФ, адаптированной к специфике политического устройства страны. Но не меньшую значимость для нас будет иметь изучение принципов, по которым государственные органы власти классифицируют также и расходы госбюджета.

Итак, критерии отнесения доходов к тем или иным категориям, принятые в РФ, мы рассмотрели. Изучим теперь, что собой представляет функциональная классификация расходов бюджета России. Основной ее категорией считается раздел. Конкретных их разновидностей достаточно много. Так, современная бюджета в РФ предполагает выделение следующего перечня разделов:

Государственное и муниципальное управление;

Судебная власть;

Активности на международной арене;

Правоохранительные структуры;

Промышленность, энергетическая и строительная отрасли;

Деятельность в сфере сельского хозяйства, рыболовство;

Охрана экологии;

Транспортная сфера;

Связь, информационные технологии;

Рыночная инфраструктура;

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС;

Образование;

Культура и искусство;

Здравоохранение, физкультура;

Социально ориентированные направления политики;

Выплаты по внешним государственным займам;

Формирование государственных резервов;

Бюджетные дотации и иные меры поддержки;

Оптимизация состава вооружений, в том числе и в рамках международных соглашений;

Подготовка вооруженных сил в части мобилизации;

Финансирование деятельности целевых фондов;

Прочие типы расходов.

Изучим теперь то, что представляет собой экономическая классификация расходов бюджета. В рамках нее предполагается отнесение издержек к следующим основным категориям:

1. Текущие расходы. К таковым относятся:

Выплата процентов по займам;

Субсидии, трансферты;

Расходы, связанные с процедурами признания прав на владение активами за рубежом.

2. Капитальные расходы. В числе таковых:

Вложения в основные средства;

Формирование государственного резерва;

Покупка земли, а также нематериальных активов;

Трансферты, относящиеся к категории капитальных.

3. Предоставление бюджетных займов. В числе активностей соответствующего типа:

Предоставление кредитов в рамках ;

Предоставление займов иностранным государствам;

Возврат кредитов.

Возможно выделение дополнительных критериев детализации издержек. Экономическая классификация расходов бюджета может предполагать определение самого широкого спектра статей, куда могут направляться государственные финансы.

Дополнительные критерии классификации доходов и расходов

Так, например, в отдельную категорию иногда выделяются трансферты гражданам. Они представляют собой бюджетные средства, которые направлены на финансирование пенсий, пособий, компенсаций, выплат социального характера, а также стипендий — всех тех мер финансовой поддержки, что предусмотрены федеральным, региональным или же муниципальным законодательством.

Бюджетная классификация расходов бюджета может предполагать выделение на базе текущих категорий и разделов дополнительных предметных статей. Например, если речь идет о субсидиях — денежных средствах, которые предоставляются государством в требуемых объемах региональному или муниципальному бюджету, организации или гражданину на условиях долевого денежного обеспечения, то они вполне могут быть классифицированы на различные подстатьи.

Государственные стандарты в бизнесе

Примечательно, что функциональная классификация расходов, а также различные методики отнесения доходов бюджета к той или иной категории, что используются государственными органами власти, могут в виде достаточно схожих концепций находить применение и в бизнесе. Как это возможно?

Дело в том, что классификация доходов и расходов организации также может предполагать их отнесение к разделам, подразделам, предметным статьям и дополнительным категориям. Методика, применяемая органами власти и бизнесом, в этом смысле может быть весьма схожей.

Например, классификация доходов и расходов организации может предполагать их отнесение, если говорить о первых, к конкретной области происхождения, а если вести речь о вторых — к определенной сфере инвестиционных активностей (например, совершенствование производственной базы, улучшение инфраструктуры, привлечение новых кадров, строительство новых объектов и т. д.). В свою очередь, в рамках каждого из отмеченных направлений активностей предприятия издержки будут конкретизироваться.

Схожесть принципов, по которым осуществляется структурирование финансового плана государства и классификация расходов организации, равно как и доходов, может выражаться не только в отнесении выручки и издержек фирмы к тем или иным статьям (равно как и в случае с государственным бюджетом), но также и в выстраивании принципов корпоративных взаимоотношений между организациями, которые, к примеру, объединены в холдинг. В чем это может выражаться?

Холдинг в данном случае может выступать неким аналогом федерального бюджета. Предприятия, что входят в его структуру - «региональными» финансовыми системами. Подразделения и филиалы - «муниципальными» бюджетами. Таким образом, классификация расходов организации может предполагать, к примеру, включение в их структуру транзакций, аналогичных субсидиям и трансфертам, то есть направленных на оказание финансовой поддержки тем структурам холдинга, которые в ней в конкретный момент времени нуждаются.

Коммерческие активности иногда могут быть весьма схожими с теми или иными видами деятельности органов государственной власти. Так, например, что касается займов и кредитов — классификация расходов предприятия также может предполагать включение их в отдельную категорию, подобно тому, как органы власти делают это, формируя бюджет.

Таким образом, финансовая политика власти и бизнеса может иметь заметные признаки схожести. Классификация расходов предприятия, доходов, равно как и структурирование выручки и издержек государственного бюджета в рамках тех или иных категорий, в ряде случаев будет осуществляться по единым принципам.

Важнейшее значение для эффективного осуществления бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.

Под ней понимается группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации , используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 18 БК РФ).

Бюджетная классификация выполняет несколько функций. Во-первых, она обеспечивает единство бюджетной системы РФ. Бюджетный кодекс РФ в качестве одного из проявлений принципа единства бюджетной системы прямо указывает на единство бюджетной классификации (ст. 29 БК РФ). Кодекс определяет базовые, единые для бюджетов бюджетной системы позиции двух первых уровней классификаций (группа - подгруппа, раздел - подраздел, группа - статья) каждого вида бюджетной классификации. В результате все бюджеты строятся по единой схеме. Благодаря этому обеспечивается сопоставимость бюджетных показателей на всех уровнях бюджетной системы РФ. Иными словами, используя показатели бюджетной классификации, всегда легко сравнить, какое количество средств поступает в различные бюджеты из определенных источников или на какие цели и в каком объеме расходуются бюджетные средства в разных бюджетах.

Во-вторых, бюджетная классификация помогает составлять, утверждать и исполнять бюджеты, а также составлять и утверждать бюджетную отчетность. Дело в том, что она заранее определяет структуру бюджета, указывает, какие в него необходимо включать показатели, как эти показатели соотносятся друг с другом и как детализируются. В результате, регулирование всего бюджетного процесса (всех его производств и стадий) построено с учетом положений бюджетной классификации.

Бюджетная классификация определяется в гл. 4 БК РФ. Более подробно порядок ее применения регулируется актами Минфина России .

Состав бюджетной классификации включает в себя:

  • 1) классификацию доходов бюджетов;
  • 2) классификацию расходов бюджетов;
  • 3) классификацию источников финансирования дефицита бюджетов;
  • 4) классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов призвана сгруппировать все доходы, предусмотренные законодательством о государственных и муниципальных доходах, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Код классификации доходов бюджетов состоит: 1) из кода главного администратора доходов бюджета; 2) кода вида доходов; 3) кода подвида доходов; 4) кода классификации операций сектора государственного управления. В свою очередь код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, под- статыо и элемент дохода.

Классификация доходов бюджетов отражает подразделение доходов бюджетов на налоговые и неналоговые доходы, выделяет безвозмездные поступления. Именно с учетом этих видов выделяются группы и подгруппы классификации доходов бюджетов.

Классификация доходов бюджетов является одной из наиболее централизованных. Бюджетный кодекс РФ определяет группы и подгруппы доходов бюджетов. Кроме того, Минфин России утверждает единый для бюджетов бюджетной системы перечень статей и подстатей доходов бюджетов. Едиными являются и основные элементы классификации доходов бюджетов (п. 8 ст. 20 БК РФ).

Код подвида доходов определяется соответствующими финансовыми органами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в зависимости от того, орган какого уровня является администратором соответствующего дохода.

Классификация доходов бюджетов имеет большое значение, как для плательщиков, так и для получателей доходов бюджетов. Именно с учетом кодов классификации доходов бюджетов органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами (п. 1 ст. 40 БК РФ). Соответственно, точное указание кода классификации доходов оказывает влияние на правильность уплаты налогов и других доходов (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Классификация расходов бюджетов предназначена для группировки расходов с учетом функций государства и муниципальных образований, с учетом состава расходных обязательств соответствующего бюджета.

Код классификации расходов бюджетов состоит:

  • 1) из кода главного распорядителя бюджетных средств;
  • 2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
  • 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Классификация расходов бюджетов предоставляет большую свободу для отдельных уровней бюджетной системы по сравнению с классификацией доходов. Бюджетный кодекс РФ устанавливает единые для всех бюджетов разделы и подразделы классификации расходов бюджетов. Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются законом (решением) о бюджете соответствующего уровня. Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов содержит группировку различных займов, кредитов и иных внутренних и внешних источников финансирования дефицитов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит: 1) из кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов; 2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов; 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает единые для бюджетов бюджетной системы группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о бюджете соответствующего уровня бюджетной системы.

Классификация операций сектора государственного управления является общей, универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов.

Данная классификация, по сути, не носит самостоятельного характера. Она лишь предусматривает детализацию классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию.

Данная классификация позволяет объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета.

Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.

Бюджетный кодекс РФ определяет единые для всех бюджетов бюджетной системы группы и статьи рассматриваемой классификации.

  • Приказ Минфина России от 21.12.2012 № 171м «Об утвержденииУказаний о порядке применения бюджетной классификации РоссийскойФедерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации. Такой документ до 1996 года ежегодно утверждался приказами Министерства Финансов РФ, а № 115-Ф3 О бюджетной классификации был принят лишь в августе 1996 года. В действующем БК РФ бюджетной классификации посвящена глава 4.

Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:

Контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;

Получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;

Формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;

Обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификация РФ (рис. 3), является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация позволяет обеспечивать

сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включает в себя:

Классификацию доходов бюджетов РФ;

Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

Классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

Для составления, утверждения и исполнения бюджета; - контроля за выделением и использованием бюджетных средств; - обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; - составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

Классификация доходов бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

Налоги на прибыль (доход), прирост капитала; - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; - налоги на совокупный доход; - налоги на имущество; - платежи за пользование природными ресурсами; - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; - прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; - доходы от продажи земли и нематериальных активов; - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; - административные платежи и сборы; - штрафные санкции, возмещение ущерба; - доходы от внешнеэкономической деятельности; - прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

От нерезидентов; - от бюджетов других уровней; - от государственных внебюджетных фондов; - от государственных организаций; - от наднациональных организаций; - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 4.1)

Рис. 4.1. Классификация расходов государственного бюджета РФ

Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Государственное управление и местное самоуправление; - судебная власть; - международная деятельность; - национальная оборона; - правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; - промышленность, энергетика и строительство; - сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Расходы и доходы бюджета весьма разнообразны по своим источникам, составу, направлению использования и прочим признакам. Для обеспечения их учета и планирования используется определенная система. Далее рассмотрим, что собой представляет бюджетная классификация Российской Федерации.

Характеристика

Особенности, которыми обладает бюджетная классификация РФ, определяются социально-экономической сущностью прибыли и издержек, системой управления и народно-хозяйственной структурой. Регламентация источников прироста и определение целей затрат считаются непеременными условиями эффективности функционирования процесса финансирования.

Бюджетная классификация РФ строится на факторах, способных обеспечить объединение определенных типов поступлений и издержек. Такая группировка позволяет выполнять финансовый контроль в секторе народного хозяйства и следить за соблюдением законодательства.

Терминология

Бюджетная классификация – группировка прибыли и издержек по однородному признаку. Они располагаются и шифруются в соответствии с определенным порядком. Бюджетная классификация основывается на таком комплексе параметров, который отражает социально-экономический, ведомственный и территориальный разрез образования прироста, направления средств, их структуру и состав.

Значение

Бюджетная классификация при умелом ее использовании способствует формированию реальной картины перемещения финансов и активному влиянию на ход социальных и экономических процессов. При сопоставлении отчетных и плановых сведений, анализе и сравнении тех или иных показателей специалисты имеют возможность делать аргументированные выводы и вносить предложения об образовании и применении фондов.

Бюджетная классификация также способствует сосредоточению основных финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития. Группировка и детализация затрат и прибыли существенно облегчают проверку данных, сопоставление смет от однородных учреждений и ведомств, территориального оборота средств за несколько лет.

Применение бюджетной классификации способствует определению динамики прироста и удельного веса тех или иных поступлений и издержек либо уровня разнообразных потребностей. Благодаря общей системе создаются условия для соединения различных смет и прочих сведений о перемещении финансов в своды, облегчается экономический анализ и рассмотрение, значительно упрощается контроль над исполнением предписаний и программ. Кроме того, осуществляется регулирование своевременной и полной аккумуляции средств и их использования в соответствии с целевым назначением. Все это способствует экономному расходованию, выполнению положений финансовой дисциплины.

Целевое назначение системы

При самостоятельности всех элементов финансовой структуры группировка дает базу для формирования общего методологического подхода к формированию и последующему исполнению видов бюджетов, для сравнения параметров в территориальном и отраслевом разрезах. Система, таким образом, нужна органам государственного и местного управления для следующего:

  • Ведения финансового учета.
  • Бюджетного планирования.
  • Составления отчетности.
  • Управления процессом реализации финансовых программ и планов.
  • Осуществления бюджетного контроля.
  • Анализа формирования и исполнения планов.

Порядок применения бюджетной классификации считается обязательным для всех финансовых компонентов единой системы и организаций. Он формируется в соответствии с требованиями, отраженными в определенных нормативных актах.

Виды бюджетной классификации

В ходе развития методов управления рассматриваемая система подвергалась определенным изменениям. До 1991 года в СССР применяли два вида классификации:

  • По прибыли и затратам союзной и республиканских финансовых отчетных систем союзных субъектов.
  • По расходам и поступлениям автономных территорий и местных бюджетов.

Такое разделение было обусловлено особенностями в частях прироста и издержек региональных отчетных систем. Также это объяснялось спецификой порядка кассового исполнения территориальных бюджетов отделениями Госбанка страны. По данным финансовым отчетным системам осуществлялись исключительно текущие счета. Тем не менее наличие общих основ единой системы позволяло свести эти бюджеты в единый.

Структура

Новая бюджетная классификация расходов и поступлений была введена в 1991 году. Она объединила в себе однородные группировки по прибыли и затратам федеральной, региональной и местной систем финансовой отчетности. Новая структура отразила изменения планирования, исполнения и учета расходов и поступлений. Она была построена на принципах использования смешанных типов группировок:

  • Бюджетная классификация расходов бюджета и учет выполнялись по ведомствам в зависимости от их финансовых планов и смет. Распределение затрат в них осуществлялось по направлениям и назначениям. В частности, отчисления предполагались на социальные культурные мероприятия, народное хозяйство, оборону, управление и прочее. Каждое ведомство при этом выступало в качестве распорядителя определенных кредитов.
  • Бюджетная классификация доходов составлялась по принципу предметной группировки. Для поступлений ведомственные различия считаются несущественными в связи с тем, что они не являются распорядителями этих средств. В соответствии с бюджетной классификацией каждое предприятие, министерство, объединение и пр. вносит установленные для него платежи.

В основе системы была заложена определенная схема. В ней присутствовали такие элементы:

  • Раздел. Он отражает направление расхода и тип прибыли.
  • Глава. Здесь определялось ведомство, министерство.
  • Параграф. Он отражал промышленную отрасль, организацию, мероприятие, тип прибыли и издержек.
  • Статья. Для затрат устанавливалось определенное направление средств.

Предпосылки к изменениям

Причины реорганизации, произошедшей в бюджетной практике, связаны с реформами в системе госуправления и устройства, самостоятельностью всех типов систем финансовой отчетности, расширением полномочий органов местного и государственного регулирования в составлении и исполнении своих программ. Немаловажное значение имели изменения в частях прибыли и издержек, расшифровки направлений движения средств.

Для новой классификации предъявлялись определенные требования. Важнейшими из них считаются наглядность, простота, наиболее четкое отражение источников поступлений и направлений затрат. Одной из главных задач новой системы выступало обеспечение сопоставимости структуры и состава параметров расходной и прибыльной частей, а также их истинного содержания. Последнее касается преимущественно показателей финансовых издержек.

Юридическое обеспечение

В соответствии с указанными выше задачами сформулировали соответствующий приказ "О бюджетной классификации". В 1997 году была разработана и введена новая система группировки. Она утверждена соответствующим законом. Согласно его положениям, в состав бюджетной классификации входят такие компоненты:

  • Экономическая группировка затрат государства.
  • Функциональная бюджетная классификация расходов страны.
  • Группировка источников внутренних поступлений на восполнение дефицитов систем финансовой отчетности.
  • Классификация по доходам.
  • Группировка по источникам внешнего финансирования для восполнения дефицита государственных финансов.
  • Распределение по видам внешних и внутренних долгов государства.

К общей системе относятся и ведомственные группировки по расходам местного, субъектного и федерального бюджетов. Следует отметить, что система проходит регулярное обновление. В частности, в 2013 г. было принято постановление №65н. Бюджетная классификация в соответствии с ним должна использоваться по установленному плану. Этот план был разработан на последующий период. В соответствии с ним составлена бюджетная классификация на 2015 год.

Формирование кодов

В соответствии с постановлением №65н бюджетная классификация предусматривает фиксацию всех финансовых показателей. При кодификации используются:

  • Группировка по операциям сектора госуправления.
  • Перечни администраторов поступлений по федеральному и субъектному бюджетам и источников восполнения дефицитов системы финансовой отчетности.

Для фиксации показателей каждому устанавливается конкретное место в коде. Он представляет собой многоразрядный параметр. Как и в предыдущие периоды, бюджетная классификация на 2015 год отражает движение прибыли, издержек и источников поступления для восполнения дефицита финансовой отчетной системы.

Группировка по операциям сектора госуправления

Она имеет достаточно четко выраженную систему. При ее построении используются такие принципы:

  • Влияние на чистую цену активов.
  • Раздельный контроль над операциями между подсекторами.
  • Влияние на отрасли экономики.

Данная классификация состоит из 8 разделов:

  • 100 – поступления.
  • 200 – издержки.
  • 300 – поступления активов нефинансового типа.
  • 400 – выбытия нефинансовых активов.
  • 500 – приход активов финансового типа.
  • 600 – отчисления финансовых активов.
  • 700 – повышение обязательств.
  • 800 – снижение обязательств.

Далее при детализации используется классификация бюджетных статей и их структурных единиц. Группировка по операциям осуществляется в соответствии с влиянием, оказываемым ими на пассивы либо активы сектора госуправления. Введение кодификации считается принципиальным отличием новой системы от действовавшей ранее. За счет нее осуществляется:

  • Классификация не только движения средств, но и обязательств и активов сектора госуправления.
  • Метод начисления при бухгалтерском учете финансовой сферы.

Группировка затрат

Унифицированный код для классификации расходов предусматривает определенные разряды для разделения администраторов средств – основных распорядителей соответствующей части общей финансовой системы. К ним относят ведомственную, функциональную и экономическую группировки. Особый интерес представляет второй разряд.

Функциональная группировка средств

Ее составляют расходы бюджетов на всех уровнях системы. Она отражает направление затрат на исполнение главных государственных функций, решение проблем местного значения. К ним, в частности, относят финансирование реализации нормативных актов, которые приняты органами госвласти, муниципальных правовых положений, утвержденных на местном уровне, а также обеспечение определенных государственных полномочий, которые передаются на другие правительственные ступени.

Первым уровнем классификации являются разделы. В них отражается направление отчислений на исполнение основных государственных функций. Вторым уровнем выступают подразделы. Они конкретизируют направление средств на выполнение государственных функций в рамках разделов.

Данная классификация включает в себя 84 подраздела. Их структура построена в соответствии с принципом подфункций. В разделе "Общегосударственные вопросы" содержится 15 подразделов. Последующая детализация выполняется на уровне видов затрат и целевых направлений.

Третий уровень функциональной группировки затрат

Его составляют целевые статьи. В них отражаются затраты по определенным направлениям деятельности, которую осуществляют субъекты финансового планирования и участники оборотного движения средств в рамках подразделов функциональной группировки. В пределах целевых статей по затратам упорядочивается отчетность по реализации соответствующих программ. С помощью конкретизации направлений движения средств осуществляется функциональное наполнение финансовой деятельности субъектов планирования и участников оборотного процесса. Реализация выполняется с использованием непрограммного способа либо путем формирования определенных программ.

Система учета поступлений

Классификация доходов представляет собой группировку поступлений на всех уровнях финансовой отчетной структуры. Она базируется на соответствующих нормативных актах, в которых определяются источники формирования этой прибыли. Классификация поступлений содержит код администратора начислений в бюджет, подгруппы, группы, подстатьи, статьи, программы, элементы. Также сюда включено распределение по местам экономического разделения поступлений. Структура кодификации прибыли содержит четыре части:

  • Администратор начислений.
  • Тип дохода.
  • Программная группировка.
  • Экономическая классификация начислений.

Администраторы поступлений

В качестве них выступают:

  • Налоговые органы.
  • Юридические лица, уполномоченные правительством, и образованные ими учреждения (муниципальные, государственные).
  • Отделения местного самоуправления.
  • Органы регулирования внебюджетных государственных фондов.

Они контролируют правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты, начисление, взыскание, учет и принятие решений о зачете (возврате) перечисленных по ошибке либо излишне взысканных (выплаченных) средств, штрафов и пеней по ним. Они также выполняют уточнение принадлежности неизвестных доходов.

Администраторы поступлений производят мониторинг, анализ, контроль и прогнозирование прибыли из соответствующего источника, предоставляют проектировки на следующий финансовый год в уполномоченные органы. Бюджетная классификация налогов составлена в соответствии с полномочиями по установлению отчислений государственными, субъектными и местными (территориальными) органами управления. Так, сбору на имущество организаций, который отчисляется субъектами, присвоен код 02, физическими лицами – 03. От последних средства отправляются в местный бюджет.

Программная группировка поступлений

Кодификация в данном случае выполняется для приведения классификации прибыли к единому виду вместе с разделением издержек. Последующую детализацию группировки поступлений могут осуществлять органы госвласти субъектов, муниципальных образований. При этом в отношении поступлений, не относящихся к налоговым, применяются соответствующие коды программ или подпрограмм на основании нормативного акта или решения муниципалитетов в тех случаях, когда администрирование не возлагается на институты иного уровня.

Экономическая группировка прибыли

Эта классификация используется при учете операций сектора госуправления в соответствии с их хозяйственным содержанием. Группы состоят из категорий, объединяющих все типы поступлений по способам и источникам их получения. Доходы бюджета могут являться следующими:

  • Безвозмездные перечисления. Они представлены в виде поступлений от государственных предприятий, внебюджетных фондов, нерезидентов. К ним также относят финансирования прочих уровней, наднациональных организаций.
  • Налоговые поступления. Они разделены на несколько подгрупп. В частности, к ним относят налоги, отчисляемые из фонда заработной платы, прямые перечисления, прирост капитала. Также в данную категорию входят платежи за использование природными ресурсами, регистрационные и лицензионные сборы. К таким поступлениям относят налоги на услуги, имущество, товары, внешнюю торговлю и внешнеэкономические сделки, прочие типы отчислений и пошлин.
  • Перечисления государственных фондов. К ним, в частности, относят дорожное и экологическое объединения.
  • Неналоговые поступления. В эту категорию входят доходы от имущества, находящегося в государственной, муниципальной собственности (в том числе от его реализации), административные перечисления и сборы, возмещение ущерба, штрафные санкции. К данным отчислениям относят поступления от продажи земельных наделов и нематериальных активов, внешнеэкономической деятельности, капитальных трансфертов от негосударственных источников и так далее.

В качестве администраторов выступают органы госвласти, Центробанк РФ, отделения местного управления и регулирования внебюджетных государственных фондов. Ими также осуществляется контроль над своевременностью, полнотой и правильностью поступлений.