Регламент оформления движения товарно материальных ценностей. Положение о приёме материалов на склад предприятия по производству наружной рекламы

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Регламента движения материальных ценностей в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации


В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" , постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" , приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственной органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкций по его применению" , приказом Минпромторга России от 31 декабря 2010 года N 1353 "Об утверждении Положения об учетной политике Министерства промышленности и торговли",

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Регламент движения материальных ценностей в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Врио Министра
А.В.Дементьев

Регламент движения материальных ценностей в Минпромторге России

I. Общие положения

1. Настоящий Регламент разработан для организации работы по учету движения материальных ценностей в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, а также определяет последовательность операций и объем документации, оформляемой при получении, эксплуатации и списании материальных ценностей в Минпромторге России.

2. Настоящий Регламент определяет основные задачи и этапы движения материальных ценностей в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство).

3. В целях настоящего Регламента под материальными ценностями понимаются основные средства и материальные запасы, приобретаемые и используемые для нужд центрального аппарата Министерства.

4. Основными задачами по движению материальных ценностей является полное и своевременное обеспечение департаментов Министерства основными средствами и материальными запасами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

5. Обеспечение департаментов Министерства материальными ценностями должно осуществляться при выполнении следующих условий:

а) расходы на приобретение материальных ценностей осуществляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства;

б) целесообразность закупки материальных ценностей.

6. Обеспечение материальными ценностями включает в себя следующие основные этапы:

а) формирование заявки департаментами на обеспечение материальными ценностями в плановом периоде и обоснование потребности в них в Административном департаменте;

б) рассмотрение заявок департаментов Административным департаментом, формирование Плана закупок в части приобретения материальных ценностей на плановый период;

в) закупка материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;

г) отпуск материальных ценностей;

д) оперативный учет и контроль за движением материальных ценностей.

7. Административный департамент:

а) планирует расходы на государственные закупки материальных ценностей для нужд центрального аппарата Министерства в пределах утверждённых бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;

б) формирует бюджетные заявки в части расходов на закупку материальных ценностей на плановый период и в установленном порядке направляет в Департамент бюджетной политики и финансов;

в) составляет расчет годовой потребности расходов на государственные закупки материальных ценностей для нужд центрального аппарата Министерства за счёт средств федерального бюджета с учетом состояния обеспеченности материальными ценностями рабочих мест сотрудников;

г) разрабатывает после утверждения бюджетных ассигнований план закупок материальных ценностей в денежном выражении на год и представляет в установленном порядке на утверждение Министру промышленности и торговли Российской Федерации план закупок;

д) организует работу и проведение конкурсных процедур по закупке материальных ценностей, в том числе заключает с поставщиками материальных ценностей государственные контракты (договоры) и обеспечивает их исполнение, а также осуществляет приёмку поставленных товаров в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами Министерства;

е) организует работу лиц, ответственных за сохранность основных средств и материальных запасов, по приёмке, отпуску, списанию материальных ценностей, находящихся на балансе Министерства;

ж) обеспечивает своевременное оснащение материальными ценностями департаменты Министерства;

з) ведет оперативный учет материальных ценностей по номенклатурным группам (Приложение N 1 *), по материально-ответственным лицам и местам нахождения объектов учета;
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

и) подготавливает и предоставляет в постоянно действующую комиссию по приему, передаче, списанию основных средств и материальных ценностей Министерства (далее - Комиссия) документацию на списание материальных ценностей;

к) обеспечивает проведение инвентаризации имущества Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и актами Министерства;

л) формирует и представляет информацию по учету федерального имущества в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" ;

м) предоставляет в Департамент бюджетной политики и финансов отчетные документы в соответствии с пунктом 2 Графика документооборота, являющегося приложением 1 к Положению об учетной политике Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного приказом Минпромторга России от 31 декабря 2010 года N 1353.

8. Департамент бюджетной политики и финансов:

а) в соответствии с обоснованной бюджетной заявкой Административного департамента на планируемый период формирует предложения к проекту бюджета;

б) доводит до Административного департамента объемы лимитов бюджетных обязательств на текущий год;

в) осуществляет контроль за расходованием средств федерального бюджета в соответствии с целевым назначением и утвержденным планом закупок материальных ценностей;

г) обеспечивает бюджетный учет материальных ценностей в соответствии с номенклатурными группами (приложение N 1) в установленном порядке;

д) осуществляет контроль в рамках полномочий Департамента в соответствии с действующим законодательством.

е) оформляет инвентарные карты, справки о балансовой и остаточной стоимости, акты о списании и передает документы в Административный департамент для вынесения их на рассмотрение Комиссии;

ж) формирует и предоставляет информацию по учету федерального имущества по запросу Административного департамента, в рамках компетенции Департамента бюджетной политики и финансов.

9. Департаменты Минпромторга России обеспечивают:

а) своевременность предоставления заявки на оснащение материальными ценностями на плановый период в Административный департамент;

б) качество предоставленной заявки в части наполнения номенклатурой и количеством;

в) соответствие представленной заявки действительной потребности Департамента в материальных ценностях на планируемый год;

г) оформление заявок на отпуск материальных ценностей по форме, установленной Административным департаментом.

II. Поступление материальных ценностей

10. Ответственность за прием, целостность, сохранность и отпуск материальных ценностей в эксплуатацию возлагается на материально-ответственных лиц назначаемых приказом Минпромторга России. Кроме того, материально-ответственные лица готовят списки материальных средств, непригодных к дальнейшей эксплуатации и дефектные ведомости.

11. При поступлении материальных ценностей в Минпромторг России основанием для приема материальных ценностей в Административном департаменте являются:

форма N Торг-12 утверждена );

- счет-фактура.

12. При поступлении материальных ценностей материально-ответственным лицом оформляется приемный акт (приложение N 1 к приказу Минпромторга России от 25.11.2008 N 354).

13. Для постановки материальных ценностей на бухгалтерский учет Министерства и присвоение инвентарного номера в департамент Бюджетной политики и финансов передаются Административным департаментом следующие документы:

- приемный акт;

- товарная накладная (Унифицированная форма N Торг-12 утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132);

- счет-фактура.

14. Материальным ценностям, относящимся к основным средствам, после постановки их на учет, независимо от того, находятся они в эксплуатации, в запасе или на консервации присваивается инвентарный номер.

Присвоенный инвентарный номер наносится на инвентарный объект материально-ответственным лицом.

Выдача материальных ценностей производится после нанесения инвентарных номеров.

III. Отпуск материальных ценностей в эксплуатацию

15. Отпуск материальных ценностей в эксплуатацию производится на основании учета и анализа поступающих из структурных подразделений заявок, которые оформляются на имя директора Административного департамента.

16. Получение материальных ценностей со склада оформляется требованием-накладной, типовая межотраслевая форма которой утверждена постановлением Госкомстата России 30 октября 1997 года N 71а . Требование-накладная подписывается сотрудником, получающим материальные ценности, материально-ответственным лицом, а также визируется начальником отдела материально-технического обеспечения Административного департамента.

Получая основные средства, пользователь несет ответственность за их сохранность. Переносить основные средства из одного помещения в другое без уведомления представителей отдела материально-технического обеспечения Административного департамента запрещается.

Для перемещения основных средств в другое помещение необходимо оформить служебную записку на имя начальника отдела материально-технического обеспечения Административного департамента, подписанное начальником структурного подразделения.

17. Отпуск материальных запасов производится на основании оформленных требований-накладных, которые ежемесячно передаются в Департамент бюджетной политики и финансов для списания.

18. Выдача материальных ценностей осуществляется в часы работы материально-ответственного лица в специально отведенных помещениях.

IV. Списание материальных ценностей

19. Списание материальных ценностей регламентировано приказом Минпромторга России от 25.11.2008 N 354 "Об образовании постоянно действующей комиссии по приему, передаче и списанию основных средств и материальных ценностей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации"




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

…ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле…

(Аристотель)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом Генерального директора

ООО «НАША ФИРМА»

от ________ 20__ года № ___

РЕГЛАМЕНТ

взаимодействия с поставщиками

по вопросам получения

товарно-материальных ценностей

I . Общие положения

1. Настоящий регламент предназначен для установления общих для всех сотрудников требований по порядку взаимодействия с поставщиками и внутри компании по вопросам получения от поставщиков товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ).

2. Данный регламент не охватывает:

— порядок взаимодействий с поставщиками до момента заказа ТМЦ;

— порядок передачи товаров покупателям (см.Регламент осуществления продажи товаров частным лицам и Регламент осуществления продажи товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям).

3. Данный регламент вступает в действие после возникновения следующих основных событий:

— с поставщиком согласованы номенклатура поставки, цены и количество;

— от поставщика получен счет на оплату ТМЦ;

— произведена предоплата за ТМЦ в согласованном с поставщиком размере или с поставщиком достигнута договоренности об отсрочке платежа.

4. В документе используются следующие термины:

— компания, организация – ООО «НАША ФИРМА» как покупатель ТМЦ;

— ТМЦ – товарно-материальные ценности (материалы, товары, основные средства);

Менеджер – сотрудник, ответственный за взаимодействие с поставщиками ТМЦ;

— экспедитор – сотрудник, осуществляющий получение ТМЦ от поставщика и/или передачу их покупателю;

— кладовщик — сотрудник, отвечающий за сохранность ТМЦ на складе компании и осуществляющий прием и отпуск ТМЦ;

— поставщик — представитель организации-поставщика.

II . Получение ТМЦ от поставщика

5. Инициатором процесса получения ТМЦ от поставщика является менеджер.

6. После получения счета от поставщика менеджер передает в бухгалтерию или самостоятельно регистрирует в программе «1С»документ «Заказ поставщика», в который заносятся все данные полученного счета. Для удобства дальнейшего поиска дата «Заказа поставщика» должна соответствовать дате счета.

7. При готовности поставщика отгрузить ТМЦ менеджер обязан :

7.1. Согласовать с поставщиком дату, время, место отгрузки.

7.2. Обсудить с поставщиком, имеются ли дополнительные (отличные от обычных) требования по транспортировке ТМЦ.

7.3. Согласовать с руководством кандидатуру экспедитора.

7.4. Подготовить доверенность на получение ТМЦ от поставщика (по форме М-2) (печатается из программы «1С» путем ввода на основании документа «Заказ поставщика»).

7.5.Передать экспедитору доверенность, схему проезда до склада поставщика, телефоны контактных лиц поставщика.

7.6. Обсудить с экспедитором процесс получения ТМЦ у поставщика и, в случае необходимости, сообщить экспедитору дополнительную информацию (дополнительные (отличные от обычных) требования по транспортировке ТМЦ, порядок получения ТМЦ, необходимость получения от поставщика сертификатов и другой сопроводительной документации на ТМЦ и пр.).

8. Экспедитор перед выездом к поставщику обязан :

8.1. Получить от менеджера доверенность по форме М-2, схему проезда до склада поставщика, телефоны контактных лиц поставщика.

8.2. Проверить наличие на доверенности следующих обязательных реквизитов:

— своей подписи;

— подписей руководителя и главного бухгалтера;

— круглой печати.

8.3.Обсудить с менеджером процесс получения ТМЦ у поставщика и, в случае необходимости, получить от менеджера дополнительную информацию (дополнительные (отличные от обычных) требования по транспортировке ТМЦ, порядок получения ТМЦ, необходимость получения от поставщика сертификатов, гарантийного талона изготовителя и другой сопроводительной документации на ТМЦ и пр.).

9. При получении ТМЦ на складе поставщика экспедитор обязан :

9.1. Получить от поставщика товарную накладную, счет-фактуру и, при наличии, товарно-транспортную накладную.

9.2. Проверить правильность оформления отгрузочных документов поставщика, а именно:

— наименование ТМЦ, их количество и сумма в товарной накладной должны соответствовать тем же данным в счете-фактуре и счете;

— в качестве покупателя должно быть указано «ООО «НАША ФИРМА»;

— проверить адрес покупателя (должен соответствовать юридическому адресу компании);

— на товарной накладной должны быть подписи поставщика и его печать, на счете-фактуре – только подписи.

9.3. Проверить товарный вид и целостность упаковки всех получаемых ТМЦ. Товарный вид ТМЦ не должен быть нарушен, целостность упаковки должна быть сохранена.

9.4. Проверить соответствие наименования получаемых ТМЦ на упаковке наименованию по товарной накладной.

9.5. Проверить соответствие количества получаемых ТМЦ количеству, указанному в товарной накладной.

9.6. Проверить наличие сертификатов, гарантийного талона изготовителя (если он предусмотрен) и другой необходимой сопроводительной документации.

9.7. При наличии дополнительных (отличных от обычных) требований к транспортировке ТМЦ обеспечить выполнение этих требований.

10. При несоответствии ТМЦ и/или документов хотя бы одному из требований, установленных пп.9.1-9.7 экспедитор обязан предпринять попытку самостоятельного разрешения с поставщиком сложившейся ситуации. При невозможности самостоятельного разрешения ситуации экспедитор обязан сообщить менеджеру о несоответствии ТМЦ и/или документов требованиям, установленным в пп.9.1-9.7. Дальнейшие действия предпринимаются экспедитором только после обсуждения с менеджером.

11. При получении от экспедитора сведений в соответствии с п.10 менеджер обязан связаться с поставщиком для разрешения возникшей ситуации. В случае невозможности немедленного разрешения ситуации менеджер принимает решение об отмене процесса получения ТМЦ от поставщика и сообщает об этом экспедитору.

12. Если получаемые ТМЦ и/или документы к ним не соответствуют требованиям, установленным пп.9.1-9.7, и экспедитор самостоятельно принимает решение о получении ТМЦ от поставщика, они обязан возместить за свой счет затраты компании, возникшие в связи с получением, возвратом, обменом или иными действиями, связанными с этими ТМЦ и документами к ним.

13. Если менеджер дает экспедитору указание о получении ТМЦ от поставщика, несмотря на имеющиеся нарушения требований, установленных пп.9.1-9.7, он несет финансовую ответственность и обязан возместить за свой счет затраты компании, возникшие в связи с получением, возвратом, обменом или иными действиями, связанными с этими ТМЦ и документами к ним. В этом случае экспедитор в тот же рабочий день составляет и передает генеральному директору или главному бухгалтеру служебную записку с подробным описанием ситуации.

14. Лицо, виновное в получении от поставщика документов, несоответствующих требованиям настоящего Регламента, обязано получить от поставщика и доставить в офис компании правильно оформленные документы в течение пяти рабочих дней с даты выписки этих документов.

15. Экспедитор несет материальную ответственность за сохранность ТМЦ, полученных от поставщика, с момента получения на складе поставщика до момента сдачи на склад компании, а при доставке товара покупателю в день получения от поставщика – до момента передачи покупателю.

16. При доставке ТМЦ на склад компании экспедитор обязан сдать ТМЦ кладовщику, а сопроводительные документы — менеджеру.

17. Менеджер проверяет правильность заполнения сопроводительных документов и, при отсутствии замечаний, передает товарную накладную, счет-фактуру и товарно-транспортную накладную (при наличии) в бухгалтерию. В случае наличия замечаний по оформлению сопроводительных документов менеджер договаривается с поставщиком о замене документов и самостоятельно инициирует и организует процесс получения от поставщика исправленных документов в течение пяти рабочих дней с даты выписки этих документов.

18. В случае оприходования на склад компании товаров, полученных от поставщика, до момента отгрузки товара покупателю менеджер несет ответственность за сохранность сопроводительной документации к товару.

19. Если товар передается покупателю на складе поставщика (без доставки на склад компании), экспедитор до момента отгрузки товара покупателю несет ответственность за сохранность сопроводительной документации к товару. Товарная накладная поставщика и счет-фактура передаются экспедитором менеджеру одновременно с документами, подтверждающими передачу товара покупателю.

Подготовлено: Главный бухгалтер

Согласовано: Начальник отдела взаимодействия с клиентами

Учет товарно-материальных ценностей должен проводиться согласно соответствующим бухгалтерским нормативно-правовым актам. В этой статье рассмотрим основные аспекты учета товарно-материальных ценностей и уделим внимание его организации на предприятии.

Товарно-материальные ценности: что это в бухгалтерском учете

Для начала разберемся в таких понятиях, как товарно-материальные ценности (ТМЦ) и материально-производственные запасы (МПЗ). В основном эти термины используются как взаимозаменяемые. Так ли это и что входит в их состав?

В настоящее время понятие МПЗ получило большее распространение, хотя бы потому, что оно используется в терминологии действующего ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н. Согласно п. 2, в состав МПЗ входят:

  • сырье, материалы;
  • товары;
  • готовая продукция;
  • активы, используемые для управленческих нужд.

Также отметим, что п. 4 ПБУ 5/01 не включает незавершенку в состав МПЗ.

Понятие ТМЦ встречается в законодательных актах по бухучету нечасто. Во-первых, его можно найти в названии забалансового счета 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение». Из смысла названия счета вытекает то, что ТМЦ — это непосредственно товары и материалы, ведь только они могут поступать от поставщиков, если речь идет об оборотных активах. Во-вторых, в п. 3.15 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, расшифровано, что в ТМЦ входят производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы. Кроме того, незавершенное производство выделено в отдельный от ТМЦ раздел Методических указаний. К вопросу о том, включается ли в ТМЦ незавершенное производство, предлагаем ознакомиться с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, а именно их п. 258, где говорится об инвентаризации товарно-материальных запасов в рамках смены зав. складом или кладовщика, которые, как известно, не являются ответственными за незавершенное производство.

Вопрос о включении незавершенки в ТМЦ мы подняли в связи с определением, данным в Современном экономическом словаре (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.): «товарно-материальные ценности — статистический показатель, отражающий на определенную дату стоимость товарно-материальных ценностей, в состав которых входят производственные запасы, незавершенное производство, остатки готовой продукции». На наш взгляд, в рамках бухгалтерского учета понятие ТМЦ ограничивается тем же перечнем составляющих, которые утверждены для материально-производственных запасов в ПБУ 5/01.

Основные вопросы при выборе методов бухгалтерского учета ТМЦ

Есть несколько ключевых вопросов по выбору способов бухучета ТМЦ, которые нужно закрепить в учетной политике. Во-первых, по какой стоимости ТМЦ будут приходоваться: сразу по фактической или с использованием учетных цен (подп. 80, 204 Методических указаний, приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).

Во-вторых, нужно определить способ включения транспортно-заготовительных расходов в стоимость материальных ценностей.

Кроме того, существует 3 варианта списания МПЗ на затраты.

Также необходимо установить метод списания расходов на покупку, хранение и продажу МПЗ в неторговых организациях: ежемесячно в полном объеме или пропорционально проданным товарам (подп. 227-228 Методических указаний, приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н).

Все способы учета МПЗ рассмотрены в ПБУ 5/01 и Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н.

Регламент учета материальных ценностей на предприятии

Разработка внутренних актов является важным моментом для эффективного налаживания процессов на предприятии, внедрения и соблюдения внутренних контролей, а также недопущения недостач и ошибок в учетных данных. Отметим, что регламент учета товарно-материальных ценностей описывает порядок действий сотрудников и документооборот для совершения определенной операции. А то, какие способы бухучета были выбраны, описывается в учетной политике, кроме того, возможны отдельные уточняющие внутренние акты. Опишем основные пункты, которые могут быть раскрыты в регламенте учета МПЗ:

  1. Поступление МПЗ на склад:
  • оформление заказа/заявки на закупку;
  • проверка заказа на соответствие бюджету, плану или др. нормативам;
  • утверждение заказа;
  • приемка МПЗ на склад кладовщиком, в том числе описание процесса проверки входящих документов от контрагентов, самих купленных МПЗ;
  • отражение кладовщиком данных в системе складского учета;
  • передача первичных документов в бухгалтерию;
  • сверка складского и бухгалтерского учета;
  • выявление недостач, неотфактурованных поставок и пр.
  1. Отпуск материалов со склада в производство:
  • оформление запроса на склад;
  • одобрение этого запроса;
  • оформление внутреннего перемещения;
  • сверка данных складского учета, учета в цехах и бухучета;
  • учет движения материалов в бухгалтерии.
  1. Приемка готовой продукции на склад.
  2. Отгрузка готовой продукции со склада:
  • оформление договора с покупателем;
  • получение заказа от покупателя и его утверждение;
  • оформление первичных документов на отгрузку;
  • отражение кладовщиком данных по отгрузке в системе складского учета;
  • действия службы охраны при вывозе готовой продукции с территории предприятия;
  • контроль оплаты готовой продукции и пр.

Мы привели примерный перечень тем, которые могут быть затронуты в регламенте, поскольку он создается с учетом специфики внутренних процессов отдельного предприятия.

Итоги

Учет товарно-материальных ценностей на предприятии нуждается в разработке специально подобранной для конкретного случая методики. Эта методика отражается как в учетной политике, так и во внутренних регламентах по работе с ТМЦ. В нашей статье мы рассмотрели основные вопросы, которые должны быть раскрыты в этих документах.

Общеизвестная аббревиатура ТМЦ – это товарно-материальные ценности, целый блок средств, именуемых оборотными активами, без которых не обходится ни один процесс производства продукции. Как правило, запасы являются основой переработки материалов в продукт, производимый в компании. Поговорим о ТМЦ: составе, учете, движении и месте в строгой иерархии бухгалтерского баланса.

Знакомимся с ТМЦ

Расшифровка этого понятия объединяет общую информацию о производственных запасах и включает несколько видов средств, классифицирующихся следующим образом:

Сырье и материалы;

Запасные части;

Полуфабрикаты собственного производства на складах;

Покупная и готовая продукция;

Строительные материалы;

Топливо и смазки;

Возвратные отходы и полезные остатки;

Хозяйственный инвентарь;

Тара.

ТМЦ – это оборотные средства, предметы труда, используемые для хозяйственных нужд, потребляемые в процессе производства и увеличивающие стоимость выпускаемого продукта. Запасы являются наиболее ликвидными (после финансовых средств) активами компании. Срок эффективного использования материалов не превышает 1 года.

Учет ТМЦ

Как все активы, запасы должны быть учтены, а для этого предусмотрено несколько балансовых счетов и разработан целый ряд унифицированных первичных документов и регистров синтетического учета. В балансе ТМЦ аккумулируются во втором разделе «Оборотные активы». В нем отражаются остатки запасов в денежном эквиваленте на начало и окончание отчетного периода.
Информация о наличии запасов в балансе – окончательный итог проведенной учетной работы, сведения о динамике движения материалов отражаются в первичных документах и обобщенных регистрах - журналах-ордерах и ведомостях учета материалов.

Поступление

Получение ТМЦ обычно осуществляется, как:

Приобретение за плату от компаний-поставщиков;

Взаимообразный обмен при бартерных операциях;

Безвозмездная поставка от учредителей или вышестоящих организаций;

Оприходование продукции, произведенной собственными силами;

Поступление полезных остатков при демонтаже устаревшего оборудования, станков или другого имущества.

Любое поступление запасов оформляется документально. На ценности, приобретаемые у поставщиков по накладным и счетам-фактурам, в кладовой составляют приходный ордер ф. № М-4. Он становится основанием для занесения информации о количестве и стоимости запасов в карточку складского учета ф. № М-17.

При поставках без сопроводительной накладной или выявлении различий в стоимости либо количестве фактически поступивших материалов с информацией в документах, оформляют акт о приемке ф. № М-7. Составляется он специальной полномочной комиссией, которая приходует материалы по фактическому наличию и учетным ценам. Суммарный излишек впоследствии отражают, как увеличение долга предприятию-поставщику, а выявленная недостача ТМЦ – это причина для составления ему претензии.

Получение материалов экспедитором или другим представителем компании-получателя на складе поставщика оформляется выдачей доверенности ф. № М-2 или М-2а – документа, разрешающего получить ТМЦ от имени предприятия. На приход в кладовую материалов собственного производства составляют требование-накладную ф. № М-11.

Полезные остатки, поступающие от демонтажа производственного оборудования, зданий или других активов приходуются на склад по акту ф. № М-35, в котором указываюется объект демонтажа, количество, цена и стоимость приходуемых возвратных отходов.

Особенности ценообразования в учете материалов

Оформленные документы на приход ТМЦ передаются бухгалтеру, ведущему соответствующий учет. Учетной политикой предприятия принимается один из двух существующих вариантов стоимостного учета запасов. Их могут учитывать по фактическим или учетным ценам.

Фактические цены ТМЦ – это суммы, уплаченные поставщикам в соответствии с заключенными соглашениями, уменьшенными на стоимость возмещаемых налогов, но включающие в себя оплату затрат, связанных с покупкой. Подобный метод учета используется в основном компаниями с небольшой номенклатурой запасов.

Учетные цены устанавливаются предприятием самостоятельно в целях упрощения учета расходов. Этот способ – преимущественный, если наименований ценностей в предприятии множество. Различия между ценами рассмотрим на приведенных примерах.

Пример № 1 – учет при применении фактической стоимости

ООО "Арго" закупает канцелярскую продукцию для работы офиса на общую сумму 59000 рублей с НДС. Бухгалтер делает записи:

Д 60 К 51 – 59 000 – оплачен счет.
Д 10 К 60 – 50 000 – оприходование ТМЦ.
Д 19 К 60 – 9 000 – НДС по приобретенным запасам.
Д 26 К 10 – 50 000 – списание ТМЦ (продукция выдана работникам).

Учетные цены

Этот метод предполагает использование балансового счета № 15 «Заготовление/приобретение ТМЦ», по дебету которого должны отражаться затраты фактические по закупу запасов, а по кредиту - их учетная цена.

Разница между этими суммами списывается со сч. 15 на сч. № 16 «Отклонения в стоимости ТМЦ». Суммарные разницы списывают (или сторнируют при отрицательных значениях) на счета основного производства. При продаже запасов разницы со счета отклонений отражают по дебету сч. 91/2 «Прочие расходы».

Пример № 2

ПАО «Антей» приобрело бумагу для работы – 50 упаковок. В счете поставщика стоимость покупки составляет 6 195 руб. с НДС, т. е. цена 1 упаковки составляет 105 руб., с НДС – 123,9 руб.

Бухгалтерские проводки:

Д 60 К 51 – 6 195 руб. (оплата счета).
Д 10 К 15 – 5 000 руб. (оприходование бумаги по учетной цене).
Д 15 К 60 – 6 195 руб. (зафиксирована фактическая цена).
Д 19 К 60 – 945 руб. («входной» НДС).

Учетная стоимость составила 5 000 руб., фактическая - 5 250 руб., значит:

Д 16 К 15 – 250 руб. (списана сумма превышения фактической цены над учетной).

Д 26 К 10 – 5 250 руб. (списана стоимость бумаги, переданной в производство).

По окончании месяца отклонения, учтенные в дебете сч. 16, списываются на счета затрат:

Д 26 К 16 – 250 руб.

Хранение ТМЦ

Не всегда хранимые ценности отражаются на балансовых счетах в качестве приобретенных. Иногда в кладовых компаний хранятся материалы, не принадлежащие ей. Так бывает, когда площади складов сдают другим предприятиям или принимают ТМЦ, принадлежащие другим компаниям, на ответственное хранение, т. е. отвечают лишь за сохранность ТМЦ.
Такие материалы не участвуют в производственном процессе организации и учитываются за балансом на счете 002 «ТМЦ, принятые на ответхранение».

Передача ТМЦ на ответственное хранение оформляется составлением соответствующих соглашений, фиксирующих все основные условия договора: сроки, стоимость, обстоятельства.

Выбытие ТМЦ

Движение материалов – нормальный производственный процесс: их регулярно отпускают в переработку, передают для собственных нужд, продажи или списания при наступлении чрезвычайных ситуаций. Отпуск запасов из кладовой также оформляется документально. Учетные документы на выбытие различны. Например, передача лимитируемых материалов оформляется лимитно-заборной картой (ф. М-8). Когда нормы расхода не установлены, отпуск производится по требованию-накладной ф. М-11. Реализация сопровождается оформлением накладной ф. М-15 на отпуск ТМЦ на сторону.

Оценка ТМЦ при отпуске

Отпуская запасы в производство, а также при другом выбытии ТМЦ оценивают, применяя один из методов, который в обязательном порядке оговаривается учетной политикой компании. Применяются они по каждой группе материалов, а действует один способ на протяжении одного финансового года.

Оценивают ТМЦ по:

Себестоимости одной единицы;

Средней себестоимости;

ФИФО, т. е. по цене первых материалов по времени приобретения.

Первый из перечисленных метод применяется для запасов, используемых компаниями в неординарном порядке, например при выпуске изделий из драгоценных металлов, либо при небольшой номенклатуре групп материалов.

Наиболее распространенным способом считают расчет цены по средней себестоимости. Алгоритм таков: общую себестоимость вида или группы материалов делят на количество. В расчете учитываются остатки ТМЦ (количество/сумма) на начало месяца и их поступление, т. е. подобные вычисления обновляются ежемесячно.

В методе ФИФО стоимость материалов при выбытии равна величине цены приобретения по времени в более ранние сроки. Этот способ наиболее эффективен при условии роста цен и теряет актуальность, если возникающая ситуация провоцирует падение цен.

Бухгалтерские записи при выбытии ТМЦ

Д 20 (23, 29) К 10 – передача в производство.
Д 08 К 10 – отпуск на строительство хозспособом.
Д 91 К 10 – списание при продаже или безвозмездной передаче.

Аналитический учет ТМЦ организуется в местах хранения, т. е. в кладовых, и представляет собой обязательное ведение учетных карточек по каждой позиции материалов. Ответственные лица – кладовщики, а контролирующие – работники бухгалтерии. Кладовщик по окончании месяца выводит остатки ТМЦ по карточкам, где указывают движение, начальные и конечные сальдо, бухгалтер сверяет их с документами и удостоверяет правильность расчетов кладовщика росписью в специальной графе карточки.

В бухгалтерском учете на основе документально оформленных операций счетным работником выводится остаток производственных запасов в стоимостном выражении, который и фиксируется во втором разделе баланса, как стоимость ТМЦ. Расшифровка остатков по каждой позиции дается в ведомости по учету материалов.

Материальные ценности могут выдаваться со склада в производство, а также в случае их продажи и выбытия по иным причинам.

Отпуск материала в производство - это выдача материалов со склада, кладовой непосредственно для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также для управленческих нужд организации.

В зависимости от того, как организована структура складского хозяйства, материалы отпускаются в соответствии с установленными нормами и в соответствующих единицах измерения следующим образом:

либо на склады подразделений организации и уже оттуда непосредственно в производство - на участки, в бригады и на рабочие места;

либо непосредственно в подразделения, если в них отсутствуют склады.

Следует обратить внимание, что кладовщики отпускают материалы со склада строго определенным работникам. Списки лиц, которые имеют право на получение материалов со складов, а также образцы их подписей, должны быть согласованы с главным бухгалтером организации и доведены до сведения материально-ответственных лиц, осуществляющих отпуск материалов.

Порядок отпуска материалов в производство со складов подразделений непосредственно на участки, в бригады и на рабочие места производится в порядке, который устанавливается руководителем подразделения .

Рассмотрим, какими первичными документами оформляется выдача материалов со склада.

Выше мы отметили, что выдача материалов производится в соответствии с установленными нормами, то есть отпуск материалов в производство должен производится на основе предварительно установленных лимитов. Такие лимиты устанавливаются на основе норм расхода материалов и производственных программ, разработанных в организации.

Для оформления отпуска материалов по утвержденным лимитам применяется Лимитно-заборная карта (форма №М-8). Данный документ применяется также для текущего контроля соблюдения установленных лимитов отпуска материалов, а также является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. Выписку лимитно-заборной карты производят подразделения организации, на которые возложены функции снабжения или планирования.

На каждое наименование материала выписывается два экземпляра документа, один из которых до начала месяца передается структурному подразделению, а другой - складу. Как правило, лимитно-заборная карта выписывается на месяц, но если движение материалов в организации невелико, то этот документ может быть выписан и на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта.

При выдаче материалов кладовщик отмечает в обоих экземплярах документа дату и количество отпущенных материалов и выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте получателя расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - получатель.

После использования лимита заведующий складом или кладовщик сдает лимитно - заборные карты в бухгалтерию. Независимо от того, использован лимит или нет, в начале месяца все лимитно-заборные карты за прошлый месяц должны быть сданы. Если карта была выдана на квартал, она должна быть сдана в начале следующего квартала. Сдаче складских экземпляров лимитно-заборных карт предшествует сверка содержащихся в них данных с данными экземпляров карт, находящихся у получателей материальных ценностей. Проведенная сверка подтверждается подписями заведующего складом (кладовщика) и ответственного лица подразделения, получавшего материалы.

Для сокращения количества первичных документов рекомендуется оформлять отпуск материалов в Карточках учета материалов (форма №М-17). Лимитно-заборная карта выписывается в таком случае в одном экземпляре и на ее основании проводится операция отпуска материалов. Кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте, а получатель материалов - в карточке учета материалов.

При оформлении отпуска материалов без оформления расходных документов, карточки складского учета в конце каждого месяца сдаются в бухгалтерию по реестру. На основании карточек работники бухгалтерской службы составляют соответствующие учетные регистры, после чего карточки складского учета возвращаются на склад.

Учет возврата материалов, не использованных в производстве, ведется в этой же форме, причем никаких дополнительных документов при этом не составляется.

В случае необходимости с разрешения руководителя организации, главного инженера или иных уполномоченных лиц допускается сверхлимитный отпуск материалов, а также замена одних видов материалов другими. Если материалы выданы сверх лимита, в первичных документах делается надпись "Сверх лимита".

Как правило, в крупных организациях осуществляется централизованная доставка материалов со складов организации на склады подразделений и непосредственно на участки и рабочие места подразделений. В этом случае составляется специальный оперативный документ на отпуск - "план - карта". В нем отражаются установленные лимиты и календарные сроки подачи материалов в подразделения. Форма план - карты не предусмотрена альбомами унифицированных форм первичных учетных документов и должна быть разработана организацией самостоятельно. Работник склада на основе этого документа выписывает накладную на отпуск материалов в пределах установленного лимита. В данном случае может применяться Требование - накладная (форма №М-11), Накладная (форма № М-15).

Во всех первичных учетных документах на отпуск материалов со складов и кладовых в подразделения организации должны быть указаны:

Наименование материала;

Количество материала, его цена и общая сумма;

Назначение материала (наименование заказа, изделия, продукции, для изготовления которого отпускаются материалы, либо наименование затрат).

Отпуск материалов со склада организации в случае их продажи производится складскими работниками на основании Накладной на отпуск материалов на сторону (форма №М-15). Данная форма применяется для учета отпуска материальных ценностей:

сторонним организациям на основании договоров и других документов;

хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории.

Первый экземпляр накладной передают складу для отпуска материалов, а второй экземпляр - получателю материалов.

Основным документом, применяемым для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей организацией торговли сторонней организации является Товарная накладная (форма №ТОРГ-12), утвержденная Постановлением №132 и составляемая в двух экземплярах. Первый остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и на его основании производится их списание. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для принятия товарно-материальных ценностей к учету.

При перевозке грузов автотранспортом оформляется Товарно-транспортная накладная (форма №1-Т).

Согласно инструкции грузоотправитель не вправе передавать, а автотранспортная организация принимать к перевозке грузы, которые не оформлены товарно-транспортными накладными. Это касается всех перевозок, выполненных грузовым автотранспортом независимо от условий оплаты за его работу.

Следует помнить, что товарно-транспортная накладная согласно инструкции является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и принятия их к учету у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Товарно-транспортная накладная (далее по тексту ТТН) составляется в четырех экземплярах, но по соглашению автотранспортной организации и грузоотправителя может быть составлена и в пяти экземплярах. Каждый экземпляр ТТН должен быть заверен подписью, печатью или штампом грузоотправителя.

ТТН составляется отправителем груза на имя каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением следующих реквизитов:

Наименование получателя груза;

Наименование груза;

Количество, вес перевозимого груза, способ определения веса;

Род упаковки;

Способ погрузки и разгрузки;

Время подачи автомобиля под погрузку и время окончания погрузки.

В тех случаях, когда в ТТН "Сведения о грузе" нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей, к ней следует приложить накладную по форме № ТОРГ-12.

В этих случаях в ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой данная ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю.

Если на одном автомобиле перевозятся грузы нескольким получателям, то ТТН выписывается на каждую партию груза каждому получателю отдельно.

Как правило, ТТН оформляется грузоотправителем, но соглашением может быть предусмотрено оформление ТТН и автотранспортной организацией, осуществляющей перевозку грузов.

Если же накладная оформлена грузоотправителем, то автотранспортные предприятия имеют право проверять сведения, указанные в ТТН, а грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за последствия неправильного, неточного и неполного отражения сведений в ТТН.

Прием грузов к перевозке подтверждается подписью шофера-экспедитора во всех экземплярах ТТН, при этом грузоотправитель не имеет права требовать, чтобы шофер принял груз по каким-либо другим документам, кроме ТТН.

Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей.

Второй, третий и четвертый экземпляры ТТН вручаются шоферу, из них:

второй экземпляр сдается грузополучателю и предназначается для принятия к учету товарно-материальных ценностей;

третий экземпляр прилагается к счету за перевозку и служит основанием для расчета автотранспортного предприятия с грузоотправителем (грузополучателем);

четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы.

При сдаче груза шофер предъявляет три экземпляра ТТН грузополучателю, который удостоверяет в накладной прием груза своей подписью и печатью (штампом), одновременно указав во всех экземплярах время прибытия и убытия автомобиля.

Товарно-транспортная накладная состоит из товарного и транспортного разделов. Товарный раздел служит для списания товарно-материальных ценностей со склада грузоотправителя и принятия их к учету грузополучателем, транспортный раздел служит для учета транспортных работ и проведения расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов.