Упражнения для мозга. Нейробика

В этих упражнениях задействованы 5 органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Нейробика – психологические упражнения, напоминающие кросс-фитнес для мозга.

В этих упражнениях задействованы 5 органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Их систематическое выполнение стимулирует развитие новых нервных соединений в различных зонах мозга, делает нервные клетки более крепкими, способствует выработке питательных веществ, которые улучшают память.

Мы с удовольствием делимся этими несложными упражнениями. Делая их по утрам, через некоторое время вы почувствуете положительный эффект.

1. Чистите зубы нерабочей рукой

Исследования показали, что использование противоположного полушария вашего мозга (как в этом упражнении) дает результаты быстрого и существенного расширения зон коры головного мозга.

Как делать: чистите зубы нерабочей рукой, а также не забывайте открывать и использовать тюбик зубной пасты той же рукой.

2. Принимайте душ с закрытыми глазами

Тактильные ощущения активизируют другие зоны головного мозга. Ваши руки замечают то, что невозможно увидеть, и посылают об этомы сигналы вашему мозгу.

Как делать: попробуйте использовать из органов чувств только осязание (делайте все крайне осторожно во избежание травм). Откройте краны и настройте воду, доверяя своим ощущениям. Затем мойтесь с закрытыми глазами.

3. Меняйте свой привычный утренний распорядок

Исследования мозга показывают, что новые задачи увеличивают зоны коры головного мозга, фиксируя увеличение уровня активности головного мозга.

Как делать: оденьтесь после завтрака, погуляйте с собакой в новом районе, смените ваш любимый канал на ТВ или радиостанцию.

4. Переворачивайте привычные предметы вверх ногами. Буквально

Когда вы смотрите на правильно повернутые вещи, ваша левая, «вербальная» сторона мозга быстро их распознает и сразу отправляет ваше внимание в другое место. Когда вы их переворачиваете вверх ногами, ваша правая сторона мозга включается в работу и пытается распознать форму, цвет и отношение непонятной ему картинки.

Как делать: переверните вверх ногами фотографии вашей семьи, настенные часы и календарь.

5. Меняйтесь местами за столом

В большинстве семей каждый имеет свое собственное место за столом, но ваш мозг постоянно нуждается в новом опыте.

Как делать: меняйтесь местами, чтобы изменить положение, которое вы занимаете, и по-другому посмотреть на комнату, и людей, и даже на то, как вы достаете до перца и соли.

6. Вдыхайте новые ароматы

Вы, вероятно, даже не помните, как «выучили», что запах кофе ассоциируется с началом нового дня. Задействовать новые нервные пути можно, связав непривычные ароматы, например, ванили, корицы, мяты, с каким-либо видом деятельности.

Как делать: держите экстракт своего любимого аромата около кровати всю неделю. Открывайте и вдыхайте его, как только проснулись, затем когда умываетесь и одеваетесь.

7. Открывайте окно машины

Гиппокампус - часть головного мозга, отвечающая за воспоминания. Они будут более яркими, если в них участвуют запахи, звуки и образы.

Как делать: попробуйте распознать новые звуки и запахи на вашем пути. Открытое окно поможет вам в этом.

8. Изучайте продукты в супермаркете

Магазины спроектированы так, чтобы наиболее прибыльные товары располагались на уровне глаз, поэтому когда вы отовариваетесь, вы многого не видите.

Как делать: остановитесь около любого ряда в магазине и посмотрите на полки сверху вниз. Если вы увидели то, чего не замечали раньше, возьмите это, почитайте состав и подумайте об этом. Вам необязательно это покупать, вы уже нарушили свою рутину и приобрели новый опыт.

9. Увеличивайте количество коммуникаций в течение дня

Научные исследования неоднократно доказывали, что нехватка общения имеет серьезное негативное влияние на общие познавательные способности.

Как делать: хотите пить? Лучше купить напиток у продавца в магазине, чем у аппарата с газировкой. Закончился бензин? Лучше оплатите чек у кассира, чем карточкой в терминале на улице.

10. Читайте по-разному

Мы используем разные отделы мозга, когда читаем сами или слушаем, когда читаем вслух или про себя.

Как делать: читайте вслух вашему собеседнику, чередуя роли слушателя и читателя. Возможно, вы гораздо дольше будете читать книгу, зато проведете больше времени вместе. опубликовано

В последнее время, я заметила, что стало модно быть здоровым. Все вдруг резко начали бегать, посещать тренажерные залы, правильно питаться, пить воду из My Bottle. И это очень хорошо!

Но, есть очень важная деталь нашего организма, которую забывают качать! Её иногда снабжают книгами и полезной информацией (хотя чаще инфо-мусором). Но это так же однобоко, как, например, надеяться, что появятся кубики пресса, если просто стоять в планке каждый день. А в обед кушать картошку фри…

Да, сейчас я говорю о мозге! Неожиданно? Спешу вас порадовать: изобретать велосипед не нужно! Всё уже придумали! И зарядку для мозга тоже!

Двое американских ученых — Лоуренс Катц и Мэннинг Рубин разработали крутую и очень необычную умственную зарядку, аэробику для мозга. И назвали они её Нейробикой!

Главный акцент в ней ставится на простые упражнения, которые заставят ваш мозг думать и действовать не привычно, отключаться от рутины, искать новые варианты.

В чём фишка?

Главная идея состоит в использовании комбинаций разных органов чувств (обеспечивающих зрение, обоняние, осязание, вкус и слух) и эмоциональных чувств, чтобы создать «не обычный» опыт и запустить закономерные связи между нервными клетками в разных частях мозга.

Немного научного обоснования

Проводя исследования, нейробиолог Лоуренс Катц заметил, что большое количество нейронных проводящих путей в мозге человека используются не полностью. Для полной реализации их потенциала необходима некоторая стимуляция. Он открыл, что, когда различные ощущения человека комбинируются в непривычных сочетаниях, то в его мозгу начинает вырабатываться особое вещество под названием нейротропин. Это вещество приводит к росту нервных клеток. К тому же, почти вдвое возрастает число и «ветвистость» дендритов. Что доказало «восстанавливаемость» нервных клеток в любом возрасте.

Упражнения нейробики стимулируют паттерны нейронной активности между нервными клетками в различных областях головного мозга, и стимулируют нервные клетки производить натуральные питательные вещества головного мозга, которые делают окружающие клетки сильнее и более устойчивыми к воздействию старения.

Главный принцип нейробики

Обычные действия выполнять необычным способом, заставляя мозг «шевелиться». Плюс, как можно чаще задействовать разные органы чувств.

Упражнения нейробики

Их достаточно много, поэтому я выбрала самые интересные и простые.

1. Чистить зубы и причесываться следует левой рукой, если Вы правша.

2. Время от времени смотрите телевизор без звука. При этом старайтесь воспроизвести диалог или монолог.

3. Пробуйте новые блюда, не привычные сочетания.

4. Попробуйте совершать обычные действия с закрытыми глазами (принимать душ, передвигаться по комнате, различать предметы на ощупь). В пределах разумного, конечно.

5. Путешествуйте и меняйте привычные маршруты.

7. Практикуйте дыхательные упражнения и медитации.

8. Вносите разнообразие не только в отдых, но и в будние дни.

9. Тихая и шумная трапеза. Попробуйте во время еды выключить телевизор, музыку и другие развлечения и просто сядьте и поговорите друг с другом. Это здорово - оставаться на связи друг с другом, и этот социальный опыт очень мощный «строитель вашего мозга».

Затем смешайте его. Сделайте один прием пищи в неделю таким, что все отвлекающие факторы по-прежнему выключены, и вы едите молча, никакого общения. Уделите безраздельное внимание вкусу и текстуре пищи в спокойной атмосфере, и, уже после поделитесь своими мыслями, как только прием пищи будет окончен.

10. Играйте в игры. Логические, командные, на координацию движений.

11. Импровизируйте! Придумывайте свои упражнения. Как? Просто делайте обычные вещи непривычным способом. Расширяйте кругозор, пополняйте опыт новинками, концентрируйтесь на ощущениях.

Память . При выполнении какой либо умственной работы включая вычисление и рассуждение, очень важна память. Существует различные виды памяти и всех их нужно тренировать. Прослушивание музыки с последующим запоминанием слов песен способствует повышению уровня ацетилхолина играющего особо важную роль для поддержания работы мозга. Также стимулировать мозг можно, если усложнить наши привычные занятия, например: одеваться или принимать душ в полной темноте, расчесывать волосы нерабочей рукой, эти задания задействуют разные участки головного мозга и включают между ними новые связи.

Внимание дает возможность человеку сконцентрироваться на выполняемом задании, невзирая на шум, гул, и другие раздражающие и отвлекающие факторы. Для того чтобы улучшить внимание - достаточно будет изменить местоположение своих привычных вещей, например иначе разместить предметы на рабочем столе. С годами людям становится все труднее концентрировать внимание, легче отвлечься от выполняемой работы и менее эффективно делать несколько заданий одновременно. Поэтому спад мозговой активности можно остановить, делая например утренею зарядку и одновременно проводить вычисления в уме, или во время пробежки слушать радио, то есть физически делать одно занятие, а умственно - другое.

Развитие речи оказывает большое влияние на способность понимать и запоминать новые слова. Познание грамматики и правильное потребление лексики – признаки гармоничного умственного развития. Дабы расширить свой словарный запас, нужна постоянная практика, которая заключается в запоминании новых и повторении уже известных слов. С данной целью можно, к примеру, начать читать заметки о бизнесе, когда ранее вы просматривали исключительно спортивную тематику.

Ориентация в пространстве . Для ориентации в пространстве необходимо умение анализировать визуальную (зрительную) информацию. Для совершенствования пространственной ориентации можно выполнять не сложные упражнения, например: выбрать пять предметов, находящихся в одной комнате и запомнить их четкое месторасположение. Через два часа попытаться вспомнить, что это за предметы и где они расположены. Такого рода задания не только улучшат память, но и обучат мозг концентрации в окружающей обстановке.

Логика и рассуждение – эти неразделимые понятия человек использует повседневно, сам того не замечая. Даже компьютерная игра вынуждает выработать определённую стратегию, для достижения необходимой цели, для этого нужно совершить определённые действия, задуманные разработчиками забавы. Будет полезным решать логические задачки.

Нейробика - упражнения для мозга

Нейробика - это уникальный комплекс простых упражнений, которые улучшают память и повышают способность мозга к работе в любом возрасте. Нейробика использует все чувства необычным образом. Такая зарядка стимулирует работу мозга, укрепляет, сохраняет и улучшает рост клеток.

Создатель нейробики профессор нейробиологии Дьюка Лоуренс Катц утверждал, что нейробикой можно заниматься в любом месте и в любое время, потому что она состоит из простых, увлекательных и оригинальных упражнений. Польза которых огромна, поскольку активируются редко и совсем ранее никогда не задействованные нервные узлы головного мозга, что влияет на повышение мозговой активности и способствует улучшению умственных способностей.

Изменить привычный порядок. Для улучшения активности мозга очень полезно менять привычный порядок вещей, например: иными путями, маршрутами добираться на работу, покупать продукты в других магазинах, не рабочей рукой держать столовый прибор, слушать музыку, по утрам вдыхать новые ароматы приобретая флакончики с эфирными маслами, подставить руки под дождевые капли, наблюдать за движениями облаков или вылепить что-то из пластилина.

Путешествия также очень полезны для стимулирования мозга, ведь во время путешествий вы набираетесь новых впечатлений и по новому, взираете на окружающий мир. Именно ведение кочевого образа жизни позволило людям древности совершить большой скачок в развитии орудий труда и навыков. Это закономерно повлияло на их питание: оно стало более разнообразным, а это в свою очередь тоже способствует умственной активности. Когнитивный психолог из Англии, обнаружил, что люди преклонного возраста, играющие в лотерею, надолго сохраняли зрительно-моторную координацию и хорошую память. Так что даже такая минимальная нагрузка на мозг позволит людям любого возраста улучшить внимание и концентрацию.

Изучение иностранного языка для мозга - все равно, что фитнес для тела. Чтение и просмотр телевидения на иностранном языке – лучшая зарядка для мозга .

Решайте логические задачки, головоломки, выполняйте упражнения для тренировки памяти . Ведь играя, вы активизируете префронтальную кору головного мозга, которая отвечает за главные когнитивные функции, такие как память, воображение, самосознание. Хорошо тренируют мозг шашки, шахматы, решение любых кроссвордов, особенно японских, игра в бридж, пасьянсы, судоку, пазлы, ролевые игры.

Выполняйте задания вслепую или без помощи речи. Умывайтесь по утрам с закрытыми глазами, передвигайтесь по квартире с выключенным светом. Пообщайтесь за завтраком с домашними, не прибегая к речи. Попробуйте посмотреть телепередачи без звука, и попытайтесь угадать и воспроизвести вслух увиденный диалог.

Общайтесь с новыми и малознакомыми вам людьми. Если путешествуете, то впитайте в себя как можно больше информации, которую будете видеть и слышать. Старайтесь узреть как можно больше красивых мест и достопримечательностей. Выучите несколько слов на другом языке.

Интересуйтесь всем тем, чем раньше никогда не интересовались. Прочтите несколько специфических журналов. Например, о собаках и кошках. Будьте подобно ребенку в состоянии постоянного изучения чего то нового.

-Разнообразьте свои выходные сделайте их необычными. Если вы привыкли отдыхать в городе – езжайте на природу, не любите оперу – сходите в театр и т.п.

Смените гардероб. Если в вашем гардеробе засилье вещей серых и черных тонов? Приобретите яркую и стильную одежду, это положительно скажется на образе вашего мышления.

Попробуйте сочинять новые анекдоты и шутки. Это принудит ваш мозг дополнительно поработать.

Не упустите возможность занять себя новым видом спорта или хобби.

Зарядка для мозга увеличивает выработку нейтропина и восстанавливает нейроны.

Разминка для мозга

И напоследок небольшая разминка для мозга состоящая всего из четырех не сложных вопросов, ответив на которые вы приведете свой мозг в рабочее состояние.

Итак – первый вопрос.
Вы принимаете участие в соревнованиях по бегу и обогнали бегуна бегущего вторым. Какую позицию вы сейчас занимаете?

Если вы думаете что теперь вы первый, то это абсолютно не так. Вы обогнали второго бегуна, а следовательно заняли его позицию, так что теперь вы на второй позиции.

Второй вопрос. Будьте внимательнее!
Вы обогнали бегуна идущего последним, на какой позиции вы сейчас находитесь?

Если вы думаете: что на предпоследнем - вы опять заблуждаетесь.
Подумайте. Как это возможно обогнать бегуна, бегущего последним? Если
он идет последним, значит за ним никто не бежит! Ответ - это невозможно.

Третий вопрос.
Не используйте калькулятор и ничего не пишите, задание и так довольно простое. Но помните, что нужно ответить быстро.
Возьмем тысячу.
Прибавим 40. Прибавим еще тысячу. Прибавим еще 30.
Еще тысячу. Плюс 20.
Плюс тысячу. И плюс 10.
А ну-ка быстренько смотреть ответ, что получилось? Не пересчитывать.

5000? неверно. Правильный ответ 4100. Теперь попробуйте пересчитать.

Ну и наконец последний четвертый вопрос.
У отца Мэри есть 5 дочерей: 1. Чача 2. Чочо 3. Чече 4. Чичи.
Вопрос: Какое имя у пятой дочери? Отвечайте быстро.

Чучу? Неверно. Конечно же, ее имя Мэри. Прочтите вопрос еще раз.

В нашем мозгу 100 млрд. нейронов - это больше, чем звезд в нашей галактике! Каждая клетка в свою очередь может дать 200 тыс. ответвлений. Таким образом, мозг имеет огромные ресурсы, чтоб хранить воспоминания объемом примерно за 3 млн. лет. Учёные называют это "волшебными деревьями разума”, потому что нервные клетки мозга похожи на ветвистые деревья.

Мысленные электрические импульсы между нейронами передаются через синапсы - зоны контакта между нейронами . Средний нейрон человеческого мозга имеет от 1000 до 10000 синапсов или контактов с соседними нейронами . Синапсы имеют небольшую щель, которую должен преодолеть импульс .
Когда мы учимся, мы меняем работу мозга, прокладывая новые пути для мысленных электрических импульсов.
При этом электрический сигнал должен «перепрыгнуть» через щель синапса для образования новых связей между нервными клетками . Эту дорогу ему труднее всего пройти первый раз , но по мере обучения , когда сигнал преодолевает синапс снова и снова, связи становятся все «шире и прочнее» , растет число синапсов и связей между нейронами .
Образуются новые нейронные микросети , в которые и «встраиваются» новые знания : убеждения, привычки, модели поведения . И тогда мы, наконец, чему-то научились . Эту способность мозга называют нейропластичностью . Именно число микросетей в мозгу , а не его объем или масса , имеют определяющее влияние на то, что мы называем интеллект .

Попутно хочу заметить, что в раннем детстве, когда проходит самый интенсивный период обучения, для ребенка крайне важна богатая и разнообразная развивающая среда.

Нейропластика - это одно из самых удивительных открытий последних лет. Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются . Но в 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит не только до 13-14 лет, но и всю нашу жизнь, и что у взрослых людей тоже могут появляться новые нервные клетки . Они установили, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток , а истощение дендритов, - отростков нервных клеток , через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону . Если дендриты постоянно не стимулировать , то они атрофируются , теряя способность к проводимости , словно мышцы без физической нагрузки . Одни и те же ежедневные действия формируют шаблонное поведение - наши привычки, - при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи . Так происходит встраивание нашего «автопилота» , но при этом страдает гибкость нашего мышления.

Наш мозг нуждается в упражнениях. Необходимо каждый день менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные вам, которые задействуют несколько органов чувств ; выполнять обычные действия необычным способом , решать новые проекты , стараясь уходить от «автопилота» привычных схем . Привычка ослабляет способности мозга . Для продуктивной работы ему нужны новые впечатления , новые задачи , новая информация , - одним словом - перемены .

До 1998 года считалось, что рост дендритов происходит только в раннем возрасте, но исследования доказали, что и у взрослых людей нейроны способны выращивать дендриты для компенсации потерянных старых. Доказано, что нейронные сети способны меняться в течение всей жизни человека и наш мозг хранит в себе огромные ресурсы нейропластичности - способности менять свою структуру .

Известно, что наш мозг состоит из эмбриональной ткани , то есть той, из которой состоит эмбрион . Поэтому он всегда открыт для развития, обучения и для будущего.

Мозг способен простой мыслью , воображением, визуализацией , изменять структуру и функцию серого вещества. Ученые убеждаются, что это может происходить даже без внешних воздействий. Мозг может меняться под властью тех мыслей , которыми он наполнен, ум в силах влиять на мозг . Наш мозг создан природой с расчетом на обучение и подобные изменения.

В Библии сказано: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего”.

Все вышесказанное подводит нас к пониманию того, что для реального достижения целей требуется фундаментальное изменение способа работы вашего мозга - преодоление генетической программы и прежнего воспитания со всеми многолетними убеждениями. Вы не просто должны лелеять мысли в своем воображении , которые присутствуют не дольше новогоднего «все, больше не пью», а переучивать свой мозг, создавая новые нейронные структуры . Нейрологи говорят: «Нейроны, которые вместе сходятся, вместе и водятся». Новые нейронные структуры вашего мозга будут создавать совершенно новые сети , "блок-схемы” , приспособленные для решения новых задач .

«Ваша задача — перекинуть мост через пропасть между вами и желаемыми це-лями». (Эрл Найтингейл)

Метафорически этот процесс можно иллюстрировать на следующем примере . Представьте, что ваш мозг с его ограничивающими убеждениями - это стакан с мутной водой. Если бы вы сразу выплеснули грязную воду, помыли стакан и набрали чистую - это был бы шок для всего организма. Но, подставив стакан по струю чистой воды, вы постепенно замените мутную. Точно так же для обучения мозга новому образу мыслей нет нужды резко «стирать» старый. Необходимо постепенно «заливать» подсознание новыми позитивными убеждениями, привычками и качествами, которые в свою очередь будут генерировать эффективные решения, приводя вас к нужным результатам.

Для поддержания высокой работоспособности нашему мозгу, как и телу необходима "физзарядка ”. Профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США) разработал комплекс упражнений для мозга - нейробику , позволяющую нам иметь хорошую «ментальную» форму.

Упражнения нейробики обязательно используют все пять чувств человека - причем, необычным образом и в разных комбинациях. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи . При этом наш мозг начинает вырабатывать нейротропин, вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними.

Ваша задача - каждый день менять привычные и шаблонные действия на новые, непривычные.

Цель упражнений нейробики стимуляция мозга . Заниматься нейробикой просто - нужно сделать так, чтобы в процессе привычной деятельности по-новому были задействованы ваши органы чувств .

Например : проснувшись утром, примите душ закрытыми глазами, почистите зубы другой рукой, постарайтесь одеться на ощупь, отправьтесь на работу новым маршрутом, сделайте привычные покупки в новом месте и еще много чего . Это увлекательная и полезная игра.

Нейробика полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, а взрослым - поддерживать свой головной мозг в отличной форме и избежать ухудшения памяти.

Главный принцип нейробики - постоянно изменять простые шаблонные действия. Давайте задание своему мозгу решать привычные задачи непривычным для него образом, и постепенно он отблагодарит вас прекрасной работоспособностью.

Итак, мы способны обучать свой мозг новому образу мышления. Начав менять свои шаблоны и убеждения, вы увидите, что меняясь изнутри, вы начнете менять все вокруг, словно порождая эффект расходящихся волн.

Упражнения по нейробике

Мозг необходимо поддерживать в «ра-бочем состоянии», не давать ему «уснуть». Причем всем — и взрослым, и школьникам, у которых школьная жизнь тоже быстро входит в привычную колею с повторяющи-мися ритуалами.

Зарядка очень проста в выполнении — делать ее можно практически в любое вре-мя в любом месте. Рассмотрим упражнения для ум-ственной аэробики.

1 — НОВАЯ ОБСТАНОВКА . Время от времени очень полезно оказываться в малознакомых местах. Поэтому посетите часть города, где Вы еще никогда не были или которую посещаете очень редко — большой парк или магазин. Также хорошо менять привычные маршруты - например, ходить на работу другой дорогой.

2 — НОВЫЕ ЗАПАХИ . Утром, сразу по-сле пробуждения, специалисты советуют: вдыхать разнообразные ароматы, напри-мер эфирные масла — это помогает «раз-будить» мозг.

3 — МНИМАЯ СЛЕПОТА . Упражнение на внимание и концентрацию — попробуй-те сориентироваться в комнате с закрыты-ми глазами (как вариант — примите душ). В отсутствие зрения резко активизируются другие органы чувств.

4 — ПРАВАЯ-ЛЕВАЯ. Выполняйте ино-гда что-нибудь не рабочей рукой: если Вы правша, то левой; если левша — правой.

5 — НЕЗНАКОМАЯ РАБОТА . Почаще беритесь за работу, которую еще не при-ходилось выполнять — мозг быстро активи-зируется, когда Вы не совсем точно знаете, что делать.

6 — ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Вот и отвечайте, избегайте привычных стандартных фраз — хотя бы мысленно. Нейробика — очень хорошее упраж-нение - на ощупь, пальцами различать предметы. Например, монеты. Например в скучной очереди.

8 — ЖУРНАЛЫ . Периодически поку-пайте прессу, не относящуюся к кругу Ва-ших интересов — например об экономике или о рыбалке. Необязательно глубоко изучать предмет, достаточно время от вре-мени менять тему того, что читаете.

9 — НЕМОЙ ТЕЛЕВИЗОР . Отключите у телевизора звук и попробуйте озвучить изображение, следя за губами героев на экране. Это, кстати, не только полезно для мозга, но еще и очень весело, особенно в компании.

10 — НОВЫЙ ТЕМП. Время от времени меняйте темп привычного действия, Если что-то обычно делаете не спеша — ускорьте работу в 2 раза. Если, наоборот, Вы торопы-га, заставьте себя все делать медленно.

Использовать мозг по максимуму

Развитие ума так же важно, как духовное и физическое развитие. Ученые доказали, что человек использует возможности своего мозга всего лишь от 3% до 10%. Как же нам увеличить этот процент хотя бы вдвое?

Сначала вспомним всем известные способы тренировки мозга и улучшения памяти :

1) Чтение

2) Разгадывание кроссвордов, логических загадок, пазлов, головоломок

3) Занятие спортом

4) Изучение иностранных языков

5) Пополнение словарного запаса

6) Выучивание текстов наизусть

7) Ведение дневника

Помимо этих известных многим методам есть еще один, который предложили нейробиологи Лоренс Кац и Мэннинг Рубин. Называется он нейробикой.

Что такое нейробика

Нейробика - это комплекс упражнений, так называемая гимнастика для мышления, стимулирующая способность мозга к познанию. Она направлена на то, чтобы "сломать" привычные модели поведения и развивать творческое мышление.

Каждый день привычную рутину нужно разбавлять новыми впечатлениями, которые задействуют хотя бы один орган чувств.

Ученые утверждают, что путем таких упражнений вырабатывается вещество нейротропин, которое приводит к росту нервных клеток.

Упражнения на нейробику:

1) Меняем привычку и делаем все по-новому

То, что ты всегда выполняешь правой рукой, выполняй левой (или наоборот) - чистить зубы, водить компьютерной мышкой, писать и т.д.

Измени свой привычный отдых - если ты обычно проводишь выходные на шумных вечеринках, съезди на природу или поработай по дому. Любишь читать книгу дома - пойди на концерт или дискотеку.

Разнообразь свой гардероб. Носи разную одежду разных цветов. Ученые доказали, что вместе с новой одеждой меняется образ мыслей и настроение.

Поменяй привычный маршрут по дороге на работу, в супермаркет, к друзьям.

Посещай новые места в городе, смени окружение.

Купи новый предмет мебели или просто сделай перестановку мебели в комнате, чаще меняй заставку монитора на компьютере. Увидев в магазине товар, на который ты прежде не обращал внимания, рассмотри его поближе, изучи надпись на упаковке.

Смело берись за новое дело. Находи новые увлечения или внеси что-то новое и необычное в свои старые занятия. Любишь экстремальные виды спорта - займись вязанием.

2) Меняй темп выполняемых тобой действий

То, что обычно делаешь медленно, выполняй в два раза быстрее, а то, что делаешь быстро, соответственно, наоборот.

3) Меняй ощущения

Задействуй в привычной для тебя ситуации другие органы чувств. Когда смотришь телевизор, выключи звук и наблюдай за тем, что происходит на экране. Попробуй угадать, о чем разговаривают люди, какие именно слова произносят.

В своей квартире походи с закрытыми глазами.

Попробуй определить достоинство монет на ощупь.

Таким образом ты заставишь обоняние, осязание, зрение и слух функционировать в необычных условиях, в которых эти виды чувств обострятся.

4) Нестандартно мысли, подключая правое полушарие головного мозга

Переверни фотографии, которые ты постоянно видишь перед собой, вверх ногами. Привычные мыслительные "модели", натыкаясь на странное положение изображения, не сработают, и начнет работать правое полушарие.

Пиши нестандартные стихи.

Рисуй необычные рисунки.

Придумывай новые образы.

Давай новые, нестандартные ответы на привычные вопросы.

Сочиняй новые слова или умышленно ставь неправильное ударение в слове.

Придумывай свои анекдоты и шутки.

Игра на развитие правого полушария:

Раздели лист бумаги на две колонки, в каждой из них напиши любое слово. Под каждым из этих двух слов составь столбик из понятий, с которыми они у тебя ассоциируются. Затем соединяй в разном порядке слова из разных столбиков и сочиняй из них рассказ. Перебирай разные комбинации, фантазируй!

Нейробика не только разовьет твои мыслительные способности и позволит мозгу как можно дольше не стареть, но и внесет разнообразие в твою жизнь.

Нейробика . Что скрывается за этим красивым и загадочным словом? Прежде чем переходить к описанию нейробики, вспомним о другом созвучном понятии – аэробика. Предполагающая выполнение аэробных упражнений под музыку, она является отличным средством для того, чтобы поддерживать организм в тонусе и оставаться в хорошей физической форме. Но также человеку требуется и зарядка для мозга, позволяющая развивать умственные способности. Улучшить память, активизировать мыслительную деятельность и сохранить ясный ум помогает нейробика . Она же позволит улучшить настроение и сделать жизнь ярче.

Нейробика – упражнения для развития мозга

В названии этой гимнастики для мозга соединены два слова: «нейрон» (основная единица нервной системы) и «аэробика». И они действительно передают суть нейробики – упражнений, которые помогают нашему мозгу развиваться, ведь, как известно, мозг, как правило, или развивается, или деградирует. Основы нейробики разработаны известным американским профессором нейробиологии Лоуренсом Кацем.

Мы привыкли считать за аксиому утверждение, что нервные клетки в организме человека не восстанавливаются, а их отмирание с возрастом к снижению умственных возможностей. Но проведенные в самом конце XX века исследования доказали, что способности человека к мыслительной деятельности снижаются из-за истощения дендритов . Эти ветвящиеся отростки нервных клеток воспринимают сигналы от внешних раздражителей, других нейронов или рецепторных клеток.

Дендриты способны атрофироваться и утрачивать способность проводить нервные импульсы, в результате умственные способности снижаются. Чтобы этого не происходило, следует выполнять специальные упражнения, стимулирующие клетки головного мозга .

Как доказали ученые, нейроны отращивают новые отростки для того, чтобы компенсировать потери старых дендритов. Нейронные сети человеческого мозга способны меняться и развиваться в любом возрасте, надо только помочь им в этом.

Зачем мозгу нейробика?

Основная проблема в том, что однотипные задачи и их рутинные решения в буквальном смысле слова стопорят мозг . Зачем думать и строить новые цепочки, если можно воспользоваться уже готовым решением? Таким образом, жизнь идет по накатанной колее, а мозг начинает не мыслить, а применять шаблоны, что может привести к его деградации.

Чтобы этого не допустить, достаточно выполнять нехитрые и, главное, интересные упражнения нейробики . Не верите, что слова «просто, весело и эффективно» могут сочетаться со словами «упражнение» и «гимнастика»? Почитайте про принципы упражнений в нейробике . Главное в них – давать отпор рутине во всех ее проявлениях и задействовать органы чувств в необычных ракурсах. Остальное зависит от вашей фантазии.