Возврат на расчетный счет проводка бюджет. Ошибочно зачисленные денежные средства на расчетный счет и отражение в учете

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Мезенцев Г.В.
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации


Аннотация
В статье рассматривается работа органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы по увеличению доходной базы бюджетов муниципальных образований, путем повышения эффективности администрирования земельного налога.

INCREASE OF EFFICIENCY OF TAX ADMINISTRATION OF THE LAND TAX AS A FACTOR OF FINANCIAL INDEPENDENCE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Mezentsev G. V.
Financial University under the Government of the Russian Federation


Abstract
The article considers the operation of local governments and territorial bodies of the Federal tax service for the increase of revenue base of budgets of municipalities, by improving the efficiency of the administration of the land tax.

Библиографическая ссылка на статью:
Мезенцев Г.В. Повышение эффективности налогового администрирования земельного налога как фактор укрепления финансовой самостоятельности местного самоуправления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]..02.2019).

«Самое главное, муниципалитеты должны стать в полном смысле состоятельными, и прежде всего в финансовом плане» – такую задачу озвучил Владимир Путин на встрече с участниками Всероссийского съезда муниципальных образований 8-го ноября этого года.

Решение столь назревшей проблемы требует изменения не только бюджетного законодательства по закреплению источников доходов местных бюджетов, но и расширение полномочий органов местного самоуправления по управлению элементами налогов, направляемых в муниципалитеты.

Предусмотренная действующим законодательством порядок распределения налоговых доходов можно рассматривать как ограничивающий экономическую активность публично-правовых образований .

Земельный налог – один из важнейших источников формирования доходов местных бюджетов. Все средства, собираемые с данного налога, направляются в бюджет того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок.

Земельный налог, в сравнении с другим местным налогом – налогом на имущество физических лиц приносит в бюджеты муниципальных образований на % больше (по данным на 2011 г.)

Территориальные подразделения Федеральной налоговой службы ежегодно до 01 февраля года, являющегося налоговым периодом, получают от органов местного самоуправление информацию о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, в соответствии со ст. 389 НК РФ. Обязанность предоставлять данные сведения возложена на муниципальные власть п. 9.2 ст. 85 НК РФ.

Таблица №1. Количество земельных участков, учтенных в базе налоговых органов 2009-2011гг.

2009, Темп прироста, % 2010, Темп прироста, % 2011, Темп прироста, %
Юридические лица 1 258 786 111,802 1 450 175 115,2043 1 592 035 109,7822677
Физические лица 24 350 087 103,0879 25 750 236 105,7501 27 488 495 106,7504585
25 608 873 103,4843 27 200 411 106,2148 29 080 530 106,9120978

Показатель «Темп прироста» показывает % изменение количеств земельных участков базового года по отношению к предшествующему.

По данным Таблицы №1 наблюдается увеличение количества объектов налогообложения по земельному налогу – с 2009 по 2011 годы количество земельных участков, учтенных налоговыми органами увеличилось на 13,6%. Количество земельных участков организаций с 2009 по 2011 гг. увеличилось на 26,5 %, а физических лиц увеличилось всего на 12,9%.

Не смотря на то, что количестве земельных участков организаций в общем объеме объектов налогообложения земельного налога достаточно не значительно – их процентное отношение в общем объеме участков растет (в 2009 – 4,9%, 2010 – 5,3%, 2011 – 5.5 %). Увеличение количества земельных участков в базах данных налоговых органов связано не только с их фактическим увеличением, но и постановкой на учет ранее использованных, но должным образом не зарегистрированных земельных участков. В целях повышения эффективности налогового администрирования местных налогов, необходимо развивать механизмы, предусмотренные Федеральном законом Российской Федерации от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», вступившего в силу 1 сентября 2006 года.

Таблица № 2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджеты муниципальных образований

2009, тыс.руб Темп прироста, % 2010, тыс.руб Темп прироста, % 2011, тыс.руб Темп прироста, %
Юридические лица 92 628 916 122,1042 116 238 038 125,4879 123 160 545 105,9555
Физические лица 11 656 631 142,6234 15 974 008 137,0379 19 451 377 121,7689
Физические и юридические лица 104 285 547 124,0998 132 212 046 126,7789 142 611 922 107,8661

Показатель «Темп прироста» показывает % изменение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет базового года по отношению к предшествующему.

С 2009 по 2011г. сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет увеличилась на 36.8%. За тот же период рост суммы налога по юридическим лицам вырос на 33 %, а по физическим – на 66,9 %. Стоит отметить, что не смотря на невысокий процент количества земельных участков организаций, учтенных налоговыми органами, сумма, подлежащая уплате с юридических лиц по земельному налогу в отношении к общей сумме составляло в 2009 – 88,8%, в 2010- 87,9%, в 2011 – 86,3 %. Снижение процентов связано с опережающим темпом роста суммы, подлежащей уплате физическими лицами.

Таблица № 3. Усредненная процентная ставка по земельному налогу в 2011г.

Кадастровая ст-ть объектов, тыс. руб. Сумма налога подлежащая уплате в бюджет, тыс. руб. Усредненная % ставка земельного налога
Юридические лица 20 531 803 664* 123 160 545 0,599852536
Физические лица 9 618 770 890 19 451 377 0,202223103
Физические и юридическикие лица 30 150 574 554 142 611 922 0,472999019

*- кадастровая стоимость участков юридических лиц взята с учетом льгот.

По данным таблицы №3 видно, что сумма земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами меньше не только в связи с тем, что кадастровая стоимость участков физических лиц составляет 31,9 % от общей кадастровой стоимости по земельному налогу, но и со значительно более низкой процентной ставкой земельного налога.

В целях рассмотрения эффективности работы в 2011г. налоговых органов, которые предъявляют к уплате земельный налог физическим лицам с эффективностью бухгалтерских отделов организаций рассмотрим таблицу №4.

Таблица 4. Количество земельных участков, в отношении которых в 2011г. исчислен (предъявлен к уплате) земельный налог.

  1. Количество земельных участков, учтенных в базах данных налоговых органов, ед.
  2. Количество земельных участков, в отношении которых земельный налог исчислен (предъявлен к уплате), ед.
  3. Отношение 2 к 1, %

В соответствии со ст. 396 НК РФ организации исчисляют земельный налог самостоятельно, а за физических лиц данное действие выполняет территориальное подразделение Федеральной налоговой службы. Эффективность исчисления земельного налога на 7,9 % выше у налоговых органов. Общая нагрузка на бизнес достигла высо­кого уровня, и она вынуждает налогоплательщиков активно изыскивать пути уклонения от налогообложения. В связи с этим Инспекциям ФНС России необходимо обратить особое внимание на исчисления земельного налога предприятиями, показывающими низкие финансовые результаты своей деятельности.

Необходимо разрешить проблемы в обеспечении учета земельных участков и передаче информации о них в органы ФНС. В настоящее время наблюдается ситуация, когда налоговые органы с целью получения сведений для исчисления имущественных налогов заключают соглашения с Управлениями записи актов гражданского состояния и иными исполнительными органами власти субъектов РФ. Необходимо обеспечить предоставление полной и исчерпывающей информации необходимых для исчисления налога муниципальными властями, что уже предусмотрено п. 9.2 ст. 85 НК РФ.

За счет привлечения к налогообложению земельных участков, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о кадастровой стоимости вследствие отсутствия сведений о разрешенном использовании, и категории данных земельных участков и земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества территориальные органы ФНС при поддержке ОМСУ смогут повысить эффективность администрирования земельного налога и обеспечить увеличение доходной части бюджетов муниципальных образований.


Библиографический список

  1. Васянина Е.Л. Некоторые проблемы регулирования межбюджетных отношений по законодательству Российской Федерации и в практике российских судов / Налоги, 2012. № 6.
  2. Осипова Е.С. Анализ практики формирования налогового и бюджетного потенциалов Российской Федерации / Налоги, 2012. №1.
Количество просмотров публикации: Please wait

Регулирование земельного налога, осуществляется гл. 31 «Зе­мельный налог» части второй НК РФ. В соответствии со ст. 387 «Общие положения* земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов му­ниципальных образований, вводится в действие и прекращает дей­ствовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образо­ваний.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами этих субъектов, вводит­ся в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами этих субъектов и обязателен к уплате на территориях ука­занных субъектов.

Устанавливая налог, представительные органы муниципаль­ных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) мо­гут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой на­логом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Рассмотрим порядок проверки земельного налога по следу­ющим элементам.

1. Проверка субъектов налогообложения

В соответствии со ст. 388 «Налогоплательщики* НК РФ нало­гоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожиз­ненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физиче­ские лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

2. Проверка объектов налогообложения

При проверке необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 389 «Объект налогообложения* НК РФ объектом налогообло­жения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен на­лог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки;

Изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

Ограниченные в обороте в соответствии с законодатель­ством РФ, которые заняты особо ценными объектами куль­турного наследия народов РФ, объектами, включенными в

Список всемирного наследия, историко-культурными за­поведниками, объектами археологического наследия;

Ограниченные в обороте в соответствии с законодатель­ством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, без­опасности и таможенных нужд;

Из состава земель лесного фонда;

Ограниченные в обороте в соответствии с законодатель­ством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

3. Проверка налоговой базы

При проверке данного элемента необходимо руководствоваться ст. 390 «Налоговая база* НК РФ.

Налоговая база формируется как кадастровая стоимость земель­ных участков, признаваемых объектом налогообложения, опреде­ляется в соответствии с земельным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 391 «Порядок определения налоговой базы* НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на тер­риториях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каж­дому муниципальному образованию (городам федерального зна­чения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов феде­рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорци­ональная указанной доле земельного участка.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве обшей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо уста­новлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земель­ного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) поль­зования.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индиви­дуальными предпринимателями, определяют налоговую базу са­мостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений го­сударственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на осно­вании сведений, которые представляются в налоговые органы ор­ганами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на не­движимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального зна­чения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

Инвалидов, имеющих Ш степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и И группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способ­ности к трудовой деятельности;

Инвалидов детства;

Ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

Физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соот­ветствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Фе­дерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в

соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подверг­шимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

Физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях яде рн о го и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

Физических лиц, получивших или перенесших лучевую бо­лезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядер­ных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплатель­щиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками доку­ментов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представи­тельных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

В соответствии со ст. 392 «Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей соб­ственности» НК РФ налоговая база в отношении земельных участ­ков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного зе­мельного участка, в равных долях.

Если при приобретении здания, сооружения или другой недви­жимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земель­

ного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижи­мостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

4. Проверка налогового периода

При организации проверки необходимо помнить, что в соот­ветствии со ст. 393 «Налоговый период. Отчетный период» НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, призна­ются первый, второй и третий кварталы календарного года.

При установлении налога представительный орган муници­пального образования (законодательные (представительные) ор­ганы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

5. Проверка налоговых ставок

При организации проверки необходимо учитывать, что в соот­ветствии со ст. 394 «Налоговая ставка» НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представи­тельных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

* занятых жилищным фондом и объектами инженерной ин­фраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за ис­ключением доли в праве на земельный участок, приходя­щейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-комму­нального комплекса) или приобретенных (предоставлен­ных) для жилищного строительства;

б) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

6. Проверка порядка исчисления

При организации проверки необходимо помнить, что в соот­ветствии со ст. 396 «Порядок исчисления налога и авансовых пла­тежей по налогу» НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке про­центная доля налоговой базы.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индиви­дуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении зе­мельных участков, используемых ими в предпринимательской дея­тельности.

Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежа­щая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физи­ческими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Представительный орган муниципального образования (зако­нодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение нало­гового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачи­вающих налог на основании налогового уведомления.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате нало­гоплательщиком - физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных об­разований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) дали налоговой ставки в размере, не превыша­ющем одной второй налоговой ставки, установленной:

а) 0,3% в отношении земельных участков:

Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного исполь­зования в поселениях и используемых для сельскохозяй­ственного производства;

Занятых жилищным фондом и объектами инженерной ин­фраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за ис­ключением доли в праве на земельный участок, приходя­щейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-комму­нального комплекса) или приобретенных (предоставлен­ных) для жилищного строительства;

Приобретенных (предоставленных) для личного подсобно­го хозяйства, садоводства, огородничества или животно­водства, а также дачного хозяйства;

б) 1,5% в отношении прочих земельных участков

в случае установления одного авансового платежа и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налого­вого периода, определяется как разница между суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода аван­совых платежей по налогу.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов теку­щего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной дали кадастровой стоимости земель­ного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налого­вым периодом.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (по­стоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемо­го владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данно­го земельного участка производится с учетом коэффициента, опре­деляемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (от­четном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

При этом если возникновение (прекращение) указанных прав про­изошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно» за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15*го числа соответствующего месяца, за полный месяц при­нимается месяц прекращения указанных прав.

В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (пе­решедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

Представительный орган муниципального образования (зако­нодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных катего­рий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать аван­совые платежи по налогу в течение налогового периода.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельно­го кадастра, и органы, осуществляющие государственную регис­трацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представ­ляют информацию в налоговые органы.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельно­го кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сооб­щать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сведения представляются органами, осуществляющими веде­ние государственного земельного кадастра, органами, осуществля­ющими государственную регистрацию прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Минфином РФ.

По результатам проведения государственной кадастровой оцен­ки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на I января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством РФ, не позднее 1 марта этого года.

В отношении земельных участков, приобретенных (предостав­ленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, ис­числение суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В слу­чае завершения такого жилищного строительства и государствен­ной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, упла­ченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного на­лога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеус­тановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных (предостав­ленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчис­ление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, пре­вышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госу­дарственной регистрации прав на построенный объект недвижи­мости,

В отношении земельных участков, приобретенных (предостав­ленных) в собственность физическими лицами для индивидуаль­ного жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффици­ента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной ре­гистрации прав на построенный объект недвижимости.

7. Проверка порядка и сроков уплаты

При организации проверки необходимо учесть, что в соответ­ствии со ст. 397 «Порядок и сроки уплаты налога и авансовых пла­тежей по налогу» НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов феде­рального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное, По истечении налогового периода налого­плательщики уплачивают сумму налога.

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков» признаваемых объектом налогообложения.

Налогоплательщики» являющиеся физическими лицами, упла­чивают налог и авансовые платежи по налогу на основании нало­гового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии со ст. 398 «Налоговая декларация» НК РФ на­логоплательщики - организации или физические лица, являющи­еся индивидуальными предпринимателями и использующие при­надлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предприниматель­ской деятельности, по истечении налогового периода представля­ют декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельно­го участка.

Налогоплательщики - организации или физические лица, яв­ляющиеся индивидуальными предпринимателями, использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоян­ного (бессрочного) пользования земельные участки в предприни­мательской деятельности, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют соответствующую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налоговые декларации по налогу представляются налогопла­тельщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляют­ся налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным пе­риодом.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

8. Проверка льгот и оснований для их использования налогоплательщиком

При организации проверки льгот и оснований для их исполь­зования в предусмотренных случаях и на основании ст. 395 «На­логовые льготы» НК РФ освобождаются от налогообложения:

а) организации и учреждения уголовно-исполнительной систе­мы Министерства юстиции РФ - в отношении земельных участ­ков, предоставленных для непосредственного выполнения возло­женных на эти организации и учреждения функций;

б) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользова­ния;

в) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

г) следующие организации:

Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организа­ций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их за­конные представители составляют не менее 80%, - в отно­шении земельных участков, используемых ими для осуще­ствления уставной деятельности;

Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных орга­низаций инвалидов, если среднесписочная численность ин­валидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных то­варов, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Прави­тельством РФ по согласованию с общероссийскими обще­ственными организациями инвалидов), работ и услуг (за ис­ключением брокерских и иных посреднических услуг);

Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские обществен­ные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образователь­ных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультур­но-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям- ин вал идам и их родителям;

д) организации народных художественных промыслов - в от­ношении земельных участков, находящихся в местах традицион­ного бытования народных художественных промыслов и исполь­зуемых для производства и реализации изделий народных художес­твенных промыслов;

е) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяй­ствования и промыслов;

ж) организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента воз­никновения права собственности на каждый земельный участок.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, при­знаваемого объектом налогообложения.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льго­ту исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по нало­гу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных меся­цев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникнове­ния права на налоговую льготу, а также месяц прекращения ука­занного права принимается за полный месяц.

1. 1. Налогоплательщики, элементы налогообложения; 1. 2. Земельный кадастр; 1. 3. Налоговые льготы; 1. 4. Сроки и порядок уплаты налога

Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт. Петербурга. Земельный налог является местным налогом.

1. 1 Физические лица Налогоплательщики Плательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Не признаются налогоплательщиками физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

1. 1 Объект налогообложения, налоговый период Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ). Не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома. Налоговый период – 1 Год

1. 1 Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по сведениям государственного кадастра недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

1. 1 Налоговые ставки не могут превышать 0, 3 процента в отношении земельных участков: 1) Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 2) Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса; 3) Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 4) Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации); В отношении прочих земельных участков не могут превышать 1, 5 процента

1. 1 Юридические лица Налогоплательщики Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

1. 1 Объект налогообложения, отчетный период Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Отчетный период– 1 Год

1. 1 Не признаются объектами налогообложения 1) Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации; 3) Земельные участки из состава земель лесного фонда; 4) Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 5) Земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

1. 1 Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

1. 1 Налоговые ставки не могут превышать 0, 3% в отношении земельных участков: 1) Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 2) Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищнокоммунального комплекса; 3) Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 4) Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации); В отношении прочих земельных участков не могут превышать 1, 5 процента

1. 2 Земельный кадастр С 2015 года существенно изменился механизм исчисления налога. Сумма платежа теперь рассчитывается из кадастровой стоимости. Согласно п. 2 ст. 390 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, а уже сами сведения о кадастровой стоимости земли вносятся в Государственный земельный кадастр, где указывается стоимость земельного участка в зависимости от категории земель.

1. 2 Информация о кадастровой стоимости земельных участков, согласно п. 14 ст. 396 НК РФ, предоставляется налогоплательщикам в порядке, который установлен Постановлением Правительства РФ от 07. 02. 2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости предоставляются территориальным органом Росреестра по письменному заявлению налогоплательщика. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

1. 3 Налоговые льготы для физических лиц От уплаты земельного налога освобождаются: 1) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, 2) в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; Раздел 1. Управление социальными системами. Кириллов А. В.

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного для следующих категорий налогоплательщиков: 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов I и II групп инвалидности; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; 5) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 6) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

1. 3 Налоговые льготы для юридических лиц От уплаты земельного налога освобождаются: 1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций; 2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; 3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения 4) религиозного и благотворительного назначения; 5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов; 7) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации- в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов; 8) организации - резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в п. 11 статьи 395 НК РФ, - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

1. 4 Сроки и порядок уплаты налога для физических лиц Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ. Уплата земельного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельного участка в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Срок уплаты налога для физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

1. 4 Сроки и порядок уплаты налога для юридических лиц Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 указанной статьи; В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) не предусмотрено иное. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций, не может быть установленранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Возврат излишне перечисленных денежных средств - проводки в этом случае будут иметь свою особую корреспонденцию. О том, как правильно учесть такие средства у их плательщика и у получателя, читайте в нашем материале.

Варианты ошибок, требующих возврата денег, и их последствия

В отношениях между контрагентами возможны ошибки в перечислении денежных средств, связанные:

  • с неверным выбором контрагента при формировании платежного поручения;
  • указанием неправильной суммы оплаты;
  • отражением в назначении платежа реквизитов несуществующего во взаимоотношениях документа.

Подобные ошибки могут быть выявлены любой из сторон, но потребуют обязательного письменного выражения инициативы плательщика средств на совершение действий, осуществляемых в связи с их исправлением.

В ряде ситуаций ошибка может быть исправлена путем корректировки назначения платежа, если, например, между контрагентами существуют взаимоотношения поставщик — покупатель, в счет которых может быть учтена ошибочно переведенная сумма (или платеж с неверно указанным назначением). Исправление через корректировку платежа не может быть применено, если с получателем средств отсутствуют актуальные соглашения о взаимодействии.

Вне зависимости от того, по какой причине платеж сочтен сделанным безосновательно, учет его как у плательщика, так и у получателя осуществляется по одним и тем же алгоритмам с учетом того, что для этих двух сторон проводки при возврате ошибочно перечисленных денежных средств окажутся зеркальными.

Поскольку ошибочные перечисления, подлежащие возврату, не имеют связи с расчетами, выполняемыми между поставщиками и покупателями, НДС по ним не выделяется ни к оплате, ни в вычетах . Однако если расчеты ведутся в валюте, то могут возникать относимые в доходы/расходы курсовые разницы. Получателю средств при их возврате в назначении платежа в платежном документе следует отразить информацию о том, что этим платежом осуществляется возврат ошибочно перечисленных ему денежных средств, и дать ссылку на реквизиты документа, в котором плательщик выразил просьбу вернуть ему деньги.

Если же ошибка исправляется путем учета переведенной суммы в счет оплаты по другому договору поставки, то учитываться она будет в обычном для взаимоотношений поставщик — покупатель порядке с осуществлением необходимых операций по НДС.

Неверно адресованные деньги поступили на расчетный счет: проводки

У получателя средств, на расчетный счет которого ошибочно поступили деньги, проводка, отражающая поступление неидентифицируемых средств, будет сделана в момент привязки платежного документа к счетам бухучета.

Относится подобная сумма в дебет счета 76, и делается это проводкой Дт 76 Кт 51 (52).

Соответственно, при возврате ошибочного платежа на расчетный счет контрагента проводка окажется обратной: Дт 51 (52) Кт 76. Курсовая разница при возврате валюты отразится проводкой Дт 91 Кт 76 или Дт 76 Кт 91.

Если же в отношении отраженного как ошибочный платежа возникнет решение об учете его в счет оплаты за будущую или уже состоявшуюся продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), то на основании письменной информации, полученной от плательщика, будет сделана запись Дт 62 Кт 76 с вытекающими отсюда последствиями в отношении НДС.

Проводки при возврате от контрагента ошибочно перечисленного платежа

У плательщика сумма, переведенная не тому контрагенту или перечисленная в большем объеме, тоже попадает на счет 76: Дт 76 Кт 51 (52) или Дт 76 Кт 60 (если исправить проводку, сделанную по платежному поручению, уже нельзя).

Возврат неверно перечисленных денежных средств от контрагента в проводках выразится как Дт 51 (52) Кт 76. По валютному платежу здесь также потребуется учесть курсовую разницу, величина которой будет отнесена либо в дебет, либо в кредит счета 91 (Дт 91 Кт 76 или Дт 76 Кт 91).

Если же в отношении ошибочного платежа принимается решение о зачете его в счет оплаты поставки в рамках уже существующих с контрагентом взаимоотношений, то платеж, учтенный на счете 60, за счет внутренней проводки просто поменяет аналитику. При этом возникнет возможность учета НДС в вычетах как по авансовой оплате , так и по поставке.

Итоги

Все действия с платежом, перечисленным контрагенту по ошибке, совершаются при наличии письменного указания об их сути со стороны плательщика. При этом средства могут быть зачтены в счет расчетов по имеющимся взаимоотношениям. В учете и у получателя, и у плательщика сумму ошибочного платежа отражают на счете 76. В корреспонденции с этим счетом у обеих сторон будет показано движение денежных средств по возврату: Дт 76 Кт 51 (52) — у возвращающей стороны, Дт 51 (52) Кт 76 — у получателя возвращаемых средств. Налоговых последствий возврат ошибочного платежа не имеет.