Земельные участки занятые жилищным фондом. Земельный налог для организаций

В соответствии с ч.5 ст.8 Закона N 1738-1 (с изменениями и дополнениями) земельный налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), исчисляется в размере 3% от ставок земельного налога, но не менее 6 коп. за 1 кв. м земли в 1997 - 1998-гг., не менее 12 коп. - в 1999 г. и не менее 14,4 коп. - в 2000 г. Согласно п.25 Инструкции N 56 централизованно представляют налоговые декларации (расчеты) государственным налоговым инспекциям и уплачивают земельный налог организации жилищно - коммунального хозяйства (дирекции единого заказчика), на балансе которых находится государственный, муниципальный жилищный фонд и нежилой фонд города. Таким образом, органы жилищно - коммунального хозяйства, на балансе которых находится государственный, муниципальный жилой фонд города, уплачивают земельный налог за земли, занятые этими строениями в размере 3% от установленных ставок, но не менее 6 коп. за 1 кв. м земли в 1997 - 1998 гг., не менее 12 коп. - в 1999 г. и не менее 14,4 коп. - в 2000 г.
За земли, занятые нежилым фондом города, находящимся на балансе органов коммунального хозяйства, уплачивается земельный налог по полным ставкам соответствующих территориально - экономических зон города.
Органы жилищно - коммунального хозяйства представляют в налоговую инспекцию одну сводную налоговую декларацию на все объекты налогообложения с приложением к нему таблицы формы N 3 (Инструкция N 56) об исчисленных суммах налога по землям, занятым государственным, муниципальным жилищным фондом, а также нежилым фондом - отдельно по каждому жилому и нежилому дому, объекту, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с их нахождением в разных зонах градостроительной ценности территории города. Если объекты обложения расположены на территории, обслуживаемой несколькими налоговыми органами, то в каждый из них представляется сводная налоговая декларация за те объекты обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой этими налоговыми органами.
Пример 1. У дирекции единого заказчика на балансе находится 5 домов, из них 3 дома - жилые.
Территориально - экономическая зона г. Москвы N 3.
Площадь земельного участка, занятого жилыми строениями (3 жилых дома), равна 500 кв. м (0,05 га).
Площадь земельного участка, занятого нежилыми строениями (2 дома), равна 300 кв. м (0,03 га).
Ставка земельного налога в 2000 г. в территориально - экономической зоне N 3 равна 413 323,2 руб./га (172 218 х 2 х х 1,2).
Требуется рассчитать сумму земельного налога за 2000 г.
Расчет земельного налога за 2000 год
1. Поскольку 3%-ная ставка земельного налога в 2000 г. (1 руб. 24 коп. за 1 кв. м земли) более 14,4 коп. за 1 кв. м земли, то сумма земельного налога под жилым фондом рассчитывается следующим образом:
413 323,2 руб./га х 0,03 х 0,05 га = 619 руб. 98 коп.

413 323,2 руб./га х 0,03 га = 12 399 руб. 70 коп.
3. Всего к уплате налога:
619 руб. 98 коп. + 12 399 руб. 70 коп. = 13 019 руб. 68 коп.
Пример 2. У дирекции единого заказчика на балансе находится 11 домов, из них 8 - жилых.
Территориально - экономическая зона г. Москвы N 63.
Площадь земельного участка, занятого жилыми строениями (8 жилых домов), равна 2800 кв. м (0,28 га).
Площадь земельного участка, занятого нежилыми строениями (3 дома), равна 900 кв. м (0,09 га).
Ставка земельного налога в 2000 г. в территориально - экономической зоне N 63 равна 13 387,2 руб./га (5578 х 2 х 1,2).
Требуется рассчитать сумму земельного налога за 2000 г.
Расчет земельного налога за 2000 год
1. Поскольку 3%-ная ставка земельного налога в 2000 г. (4 коп. за 1 кв. м земли) менее 14,4 коп. за 1 кв. м земли, то сумма земельного налога под жилым фондом рассчитывается следующим образом:
0,144 руб./кв. м х 2800 кв. м = 403 руб. 20 коп.
2. Налог за земли, занятые нежилым фондом, рассчитывается следующим образом:
13387,2 руб./га х 0,09 га = 1204 руб. 85 коп.
3. Всего к уплате налога:
403 руб. 20 коп + 1204 руб. 85 коп. = 1608 руб. 05 коп.
Льгот органам жилищно - коммунального хозяйства по земельному налогу законодательством не предусмотрено.
Подписано в печать Г.Рочева
21.06.2000 Советник налоговой службы

III ранга "Финансовая газета", 2000, N 26

Определение Президиума Верховного Суда РФ от 14.07.2004 N 15пв04пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председателя Лебедева В.М.,

членов Президиума Радченко В.И., Верина В.П., Жуйкова В.М., Смакова Р.М.,

Кузнецова В.В., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А.

рассмотрел представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определения Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года по делу по жалобе Ж. на действия инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Курортному району Санкт-Петербурга.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации З.Д. Беспаловой, адвоката Левчишиной Е.П. в интересах Ж., представителей межрайонной инспекции Министерства по налогам и сборам (МНС) России N 12 по Санкт-Петербургу П. и Б., выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., полагавшего представление удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации


установил:


Ж. является собственником земельного участка площадью 1600 кв. м, расположенного по адресу: <...>.

В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю от 24 мая 1999 года указанный земельный участок относится к категории "земли населенных пунктов" и имеет целевое назначение "под индивидуальный жилой дом".

В августе 2001 года Ж. обратился в суд с жалобой на действия инспекции МНС РФ по Курортному району Санкт-Петербурга, указав на то, что действия инспекции по направлению ему налогового уведомления N 2510 об оплате земельного налога на указанный участок за 2001 год в размере 12686 руб. 40 коп. (в размере 100% ставки налога) являются незаконными. Заявитель сослался на то, что данный земельный участок предоставлен ему Зеленогорской городской администрацией по распоряжению N 457-р от 22 октября 1992 года как очереднику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий; в течение 9 лет с момента получения этого земельного участка налог с него взимался в размере 3% от ставки земельного налога и этот размер не подлежал изменению.

Решением Зеленогорского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2002 года Ж. в удовлетворении жалобы отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2002 года решение суда оставлено без изменения.

Постановлением президиума Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2002 года протест прокурора Санкт-Петербурга оставлен без удовлетворения.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, рассмотревшей дело в порядке надзора по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, все принятые по делу судебные постановления были отменены, вынесено новое решение об удовлетворении жалобы Ж.

Определением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2003 года отменено, оставлены в силе решение Зеленогорского районного суда г. Санкт-Петербурга от 31 января 2002 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 марта 2002 года и постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 9 октября 2002 года.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился с представлением о пересмотре определения Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года по вновь открывшимся обстоятельствам.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Президиум находит определение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года подлежащим отмене применительно к вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно части 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр (в редакции Федерального закона от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ).

Отменяя определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, Президиум Верховного Суда Российской Федерации указал на неправильное применение Судебной коллегией норм Налогового кодекса РФ и Закона Российской Федерации "О плате за землю".

В частности, Президиум исходил из того, что приведенное выше положение ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" о льготном (3%) налогообложении земель, занятых жилищным фондом, применимо лишь к землям, на которых строительство жилых домов завершено, и, соответственно, неприменимо к землям, на которых строительство домов не завершено, право собственности на них, как это предусмотрено ст. 219 Гражданского кодекса РФ, не зарегистрировано, дома не включены органами технического учета в состав жилищного фонда.

Президиум, отменяя определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года, исходил также из того, что понятие "жилищный фонд", используемое в ч. 5 ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", следует применять в том значении, в каком оно используется в ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которой жилищный фонд образуют находящиеся на территории Российской Федерации жилые дома, а также жилые помещения в других строениях (т.е. дома, строения, строительство которых закончено с осуществлением регистрации прав на построенный объект недвижимости), а, следовательно, установленная частью 5 ст. 8 указанного Закона налоговая льгота, по мнению Президиума, должна применяться лишь в отношении земель, на которых полностью закончено строительство объекта недвижимости с регистрацией прав на этот объект.

При этом при разрешении дела Президиум Верховного Суда Российской Федерации руководствовался пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Однако в данном случае Президиумом Верховного Суда Российской Федерации допущена ошибка в применении норм материального права, поскольку понятие "жилищный фонд" использовано не в Налоговом кодексе РФ, а в специальном Законе Российской Федерации "О плате за землю" (часть 5 ст. 8 Закона).

Поэтому использование Президиумом Верховного Суда Российской Федерации при применении части 5 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" понятия "жилищный фонд" в значении, в котором оно дано в статье 4 Жилищного кодекса РСФСР, является ошибочным.

С учетом смысла и содержания всей части 5 статьи 8 Закона РФ "О плате за землю", следует прийти к выводу о том, что эта норма Закона предусматривает 3% ставки налога за землю, исходя из целевого назначения земли, и напрямую не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилищного фонда.

Именно такое толкование данной нормы Закона было дано Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации при вынесении определения от 13 февраля 2003 года, ошибочно отмененного определением Президиума Верховного Суда Российской Федерации, в связи с чем допущенная при рассмотрении 19 мая 2004 года дела судебная ошибка подлежит устранению применительно к вновь открывшимся обстоятельствам посредством отмены определения Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года и оставления в силе определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2003 года.

Придя к такому выводу, Президиум учитывает и то обстоятельство, что в результате указанной судебной ошибки права и законные интересы заявителя Ж. оказались существенно нарушенными.

Руководствуясь ч. 4 ст. 1, ст. ст. 392, 397 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации


определил:


определение Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2004 года отменить, оставив в силе определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2003 года.

  • Как учесть расходы на неотделимые улучшения арендованного имущества в бухгалтерском и налоговом учете
  • Нужно ли нам подавать заявление о снятии с учета по ЕНВД, если с 2007 года деятельность по ЕНВД не велась
  • В какой момент следует переносить дебиторскую задолженность покупателя со счета 62 на счет 76-2
  • Начисляется ли НДС с разницы между номинальной и действительной долей имущества участника, выходящего из ООО
  • Будет ли контролируемой сделкой покупка исключительного права на товарный знак стоимостью 300 евро у гражданина Молдавии

Вопрос

Земельный участок приобретен в собственность. В свидетельстве о государственной регистрации прав на участок указана цель его использования — ведение дачного хозяйства. На участке построен жилой дом, и зарегистрировано право проживания в нем. Можно ли при исчислении земельного налога за 2007 год применять налоговую ставку в размере 0,3%? Какую ставку следовало использовать при расчете налога за 2006 год?

Ответ

Дачный земельный участок

Вопрос о порядке применения налоговой ставки в отношении дачных земельных участков затрагивает как физических лиц, если они являются самостоятельными налогоплательщиками земельного налога, так и юридических лиц, если налог уплачивается дачными объединениями.

В статье 394 НК РФ с учетом изменений, которые внесены Федеральным законом от 30.12.2006 № 268-ФЗ, установлены максимальные размеры налоговых ставок земельного налога по определенным видам земельных участков. Ставки не могут превышать 0,3% по земельным участкам:

  • занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленным для жилищного строительства;
  • предоставленным для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Для прочих земельных участков установлена максимальная налоговая ставка 1,5%.

Земельные участки, предоставленные для дачного хозяйства, облагаются по ставке 0,3%. Соответствующая норма введена в статью 394 НК РФ Федеральным законом от 30.12.2006 № 268-ФЗ и применяется с 1 января 2007 года. До этой даты дачные земельные участки входили в разряд тех земель, по которым налоговая ставка составляла 1,5%.

Земельные участки, отведенные для дачного хозяйства, отличаются от земель, предоставленных для садоводства и огородничества, по которым и в прошлом году применялась ставка 0,3%.

Определения дачных, садовых и огородных земельных участков приведены в статье 1 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ. Так, дачный земельный участок — участок земли, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля. С той же целью используются садовые и огородные земельные участки. На дачном участке жилой дом может быть построен с правом регистрации проживания в нем, а на садовом и огородном земельном участке — без пава регистрации.

В статье 19 Жилищного кодекса установлено, что жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. Под индивидуальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования. То есть земли, предоставляемые под дачные участки, по своей сути ближе к землям, занятым жилыми домами. В связи с этим возведение жилого дома на дачных земельных участках с правом регистрации проживания в нем аналогично использованию земельных участков, занятых жилищным фондом.

Итак, собственник дачного земельного участка зарегистрировал право проживания в жилом доме, возведенном на этом участке. Тогда, исходя из статьи 19 Жилищного кодекса, в 2006 году земельный налог в отношении этого участка исчисляется по ставке, не превышающей 0,3%, как для земельного участка, занятого жилфондом (см. письмо Минфина России от 16.11.2006 № 03-06-02-02/138).

Покупка земли

Организация приобрела в собственность участок земли на основании договора купли-продажи. Когда у нее возникнет обязанность по уплате земельного налога?

Руководствуясь нормами статьи 388 Налогового кодекса, следует помнить, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать земельный налог и которые соответствуют критериям пункта 2 статьи 11 Кодекса. Иными словами, это:

  • российские организации;
  • иностранные организации (иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации);
  • граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
  • индивидуальные предприниматели (физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств).

Основанием для признания организаций и физических лиц налогоплательщиками земельного налога служат документы, удостоверяющие права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения.

В частной собственности граждан и юридических лиц находятся земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15 Земельного кодекса).

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не передаются. В то же время право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, сохраняется (ст. 20 Земельного кодекса).

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не предоставляются. Исключение — переход права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству. Вместе с тем сохраняется право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса (ст. 21 Земельного кодекса).

При приобретении права собственности на здание, строение или сооружение на основании договора купли-продажи необходимо учитывать положения статьи 552 Гражданского кодекса. Так, по договору купли-продажи здания, сооружения одновременно с передачей права собственности на объект недвижимости покупателю передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. При продаже недвижимости, расположенной на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 ГК РФ).

Следовательно, при приобретении земельного участка в собственность обязанность по уплате земельного налога у покупателя возникнет с момента государственной регистрации права собственности на этот участок.

Налоговые льготы

По статье 103 Лесного кодекса плату за землю не вносят лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющие ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта РФ. Предусмотрены ли налоговые льготы по земельному налогу в отношении земельных участков под зданиями и сооружениями федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Рослесхоза, если эти участки не относятся к землям лесного фонда?

Не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда (подп. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ).

В состав земель лесного фонда включены лесные и нелесные земли (ст. 101 Земельного кодекса).

К лесным относятся земли, покрытые и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления. Это вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками и несомкнувшимися лесными культурами, и др.

Нелесными являются земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и прочие неудобные для использования земли).

В лесной фонд не входят леса, расположенные:

  • на землях обороны;
  • землях городских поселений (городские леса);
  • землях сельских поселений.

К лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд, не относится древесно-кустарниковая растительность, расположенная:

  • на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
  • землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
  • землях городских и сельских поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (кроме городских лесов);
  • землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
  • землях иных категорий.

Таким образом, налогообложению не подлежат земли лесного фонда, за исключением вышеуказанных.

Что касается уплаты земельного налога за земельные участки, не относящиеся к землям лесного фонда, расположенные под зданиями и сооружениями федеральных государственных учреждений и находящиеся в ведении Рослесхоза, необходимо помнить следующее.

В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах — Кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах. Однако Лесной кодекс к законодательству о налогах и сборах не относится. Поэтому при применении льгот по земельному налогу следует руководствоваться нормами главы 31 НК РФ.

В главе 31 Кодекса в отношении земельных участков, не относящихся к землям лесного фонда, налоговых льгот не предусмотрено. Значит, налог по таким участкам уплачивается в общеустановленном порядке.

Вправе ли органы муниципальных образований в полном объеме предоставить льготы по земельному налогу отдельным налогоплательщикам?

Представительные органы местного самоуправления устанавливают льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ (п. 1 ст. 64 Бюджетного кодекса). Доходы от местных налогов, в том числе и от земельного, полностью зачисляются в местные бюджеты (ст. 61 Бюджетного кодекса).

Согласно статье 387 Налогового кодекса земельный налог вводится в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Местные органы (законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Нормативными правовыми актами могут быть также введены налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Органы муниципальных образований имеют право предоставлять льготы по земельному налогу в отношении всей суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты.

Водные объекты

Подлежат ли налогообложению земельные участки в землях водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в собственности граждан и юридических лиц?

Не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (подп. 5 п. 2 ст. 389 НК РФ). Исключение — земельные участки, занятые обособленными водными объектами.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, земли, выделяемые для полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений (ст. 102 Земельного кодекса). Водным объектом в данном случае является сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса).

Обособленным водным объектом (замкнутым водоемом) признается небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка.

В России на водные объекты установлена федеральная собственность. Муниципальная и частная собственность допускается только в отношении обособленных водных объектов. Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, считаются федеральной собственностью (ст. 34 и 35 Водного кодекса).

Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Не являются объектом налогообложения только земельные участки в землях водного фонда, ограниченные в обороте и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда. Между тем земельные участки в землях водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в частной собственности граждан и юридических лиц, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Линейные объекты

Как определить налоговую базу по земельному налогу по участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований?

В главе 31 НК РФ не установлен механизм расчета налоговой базы по земельным участкам, расположенным на территории нескольких муниципальных образований, так называемым линейным объектам (например, железнодорожным путям).

В статье 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется по каждому земельному участку как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом налоговая база исчисляется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Следовательно, при исчислении земельного налога по земельным участкам, расположенным на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база определяется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования. Ее величина рассчитывается как доля кадастровой стоимости земельного участка, пропорциональная доле площади, занимаемой земельным участком, на территории муниципального образования.

В данном случае сумма земельного налога не что иное, как произведение налоговой базы, рассчитанной для площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где этот участок расположен.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса . Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2019 год

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

В соответствии с Законом Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» настоящий Закон устанавливает базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2019 год (далее - земельные участки).

Статья 2. Порядок установления базового размера арендной платы за земельные участки

1. Значения базового размера арендной платы за земельные участки устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону, за исключением случаев, предусмотренных статьями 3-10 настоящего Закона.

2. За земельные участки, неиспользуемые по целевому назначению или используемые с нарушением законодательства Российской Федерации, базовый размер арендной платы устанавливается в двукратном размере. Двукратный базовый размер арендной платы применяется со дня установления факта указанных нарушений.

Статья 3. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, в границах населенных пунктов

1. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, устанавливается:

1) в границах города, микрорайона, квартала в размере двадцати процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных) соответствующего городского округа, города, микрорайона, квартала;

2) в границах поселков городского типа (рабочих или дачных) в десятикратном размере базового размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего муниципального района, городского округа.

2. Базовый размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для сельскохозяйственного использования крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, в границах сельских населенных пунктов устанавливается равным двукратному базовому размеру арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего муниципального района, городского округа.

Статья 4. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным), а также предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям, в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных)

1. Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных):

1) занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, частным);

2) предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;

3) предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для индивидуального жилищного строительства, размещения объектов, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, под индивидуальные и кооперативные гаражи,

устанавливается со всей площади земельного участка в размере пяти процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,92 рубля за квадратный метр.

2. Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для ведения дачного хозяйства, садоводства, устанавливается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,80 рубля за квадратный метр.

3. Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), предоставленные гражданам и их некоммерческим объединениям для ведения огородничества, устанавливается в размере 0,79 рубля за квадратный метр.

4. Базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), предоставленные гражданам для ведения животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями), сенокошения и выпаса скота, устанавливается в размере 0,39 рубля за квадратный метр.

Статья 5. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда

Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения соответствующего муниципального района, городского округа. В иных случаях базовый размер арендной платы за земельные участки из земель водного фонда устанавливается в размере 462 рубля за гектар.

Статья 6. Базовый размер арендной платы за земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог

Базовый размер арендной платы за земельные участки, расположенные в полосе отвода железных дорог, взимается с организаций железнодорожного транспорта в размере 2,92 рубля за квадратный метр.

Статья 7. Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий

Базовый размер арендной платы за земельные участки из земель особо охраняемых территорий и объектов, а также за земельные участки, занятые объектами культурного наследия, расположенные на землях иных категорий, устанавливается:

1) в границах населенных пунктов в размере 1,91 рубля за квадратный метр;

2) вне границ населенных пунктов в размере 1,60 рубля за квадратный метр.

Статья 8. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов

Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами твердых бытовых отходов, устанавливается в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Статья 9. Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами

Базовый размер арендной платы за земельные участки, занятые полигонами (кроме полигонов твердых бытовых отходов), аэродромами, аэропортами и вертодромами, устанавливается:

1) на землях населенных пунктов в соответствии с базовым размером арендной платы за земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

Статья 10. Базовый размер арендной платы за нарушенные земли

1. При предоставлении в аренду земельных участков из земель населенных пунктов базовый размер арендной платы за нарушенные земли при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель устанавливается в размере 2,92 рубля за квадратный метр.

2. Для целей настоящего Закона под нарушенными землями понимаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев

« 03 » июля 2018 года
№ 103/2018-ОЗ