Актуальные ставки по земельного налогу и инструкция по их определению. Формула и калькулятор земельного налога – как рассчитать налог на землю для физических и юридических лиц, в зависимости от категории земель

Земельным налогом облагаются земельные участки, которые находятся в вашей собственности или принадлежат вам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).

Земельный налог является местным налогом, поэтому порядок его уплаты, ставки, льготы устанавливаются нормативными правовыми актами (далее — НПА) представительных органов муниципальных образований, а в г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов (п. 4 ст. 12 , п. 1 ст. 15 , ст. 387 НК РФ).

Земельный налог для физических лиц рассчитывает налоговая инспекция, которая направляет плательщику налоговое уведомление . В нем указывается сумма налога и данные, на основе которых он был рассчитан, в частности год, за который рассчитан налог; размер налоговой базы (кадастровая стоимость участка); налоговая ставка; льготы (п. 3 ст. 396 , п. 4 ст. 397 НК РФ).

Чтобы проверить правильность расчета земельного налога налоговой инспекцией, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Выясните, есть ли у вас право на льготу по налогу

Право на федеральную льготу по земельному налогу имеют лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

О льготах, которые действуют в вашем муниципальном образовании, вы можете узнать в НПА представительного органа власти муниципального образования. Для получения льготы нужно представить заявление и подтверждающие документы в налоговую инспекцию по вашему выбору (п. 2 ст. 387 , п. 10 ст. 396 НК РФ).

Информацию о существующих льготах вы также можете уточнить в налоговой инспекции по месту нахождения земельного участка.

Шаг 2. Установите, правильно ли определена налоговая база (если вы не освобождены от уплаты налога)

Налоговая база по земельному налогу — это кадастровая стоимость земельного участка на 1 января каждого года. Данные о такой стоимости налоговые органы получают от органов Росреестра (п. 4 ст. 85 , п. п. 1 , 4 ст. 391 НК РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).

Кадастровую стоимость вы можете узнать по письменному запросу в территориальном органе Росреестра или в кадастровой палате по месту нахождения вашего земельного участка. В запросе укажите, на какую дату вы запрашиваете кадастровую стоимость земли, иначе в выписке стоимость будет указана на дату подачи заявления. Выписку о кадастровой стоимости вам должны выдать бесплатно (ч. 4 ст. 63 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; п. 1.4 Приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515).

По общему правилу изменение кадастровой стоимости земельного участка в текущем календарном году не учитывается при определении налоговый базы за текущий и предыдущие годы (абз. 4 п. 1 ст. 391 , п. 1 ст. 393 НК РФ).

Вместе с тем изменение кадастровой стоимости вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим кадастровый учет, учитывается при определении налоговый базы начиная с того года, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ).

От технической ошибки следует отличать реестровую (до 01.01.2017 — кадастровую) ошибку. Изменение кадастровой стоимости в результате исправления такой ошибки в течение налогового периода не предусмотрено (Письмо ФНС России от 16.11.2016 N БС-4-21/21654@).

Справка. Техническая ошибка и реестровая ошибка

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) — ошибка, допущенная органом кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которая ведет к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН.

Реестровая ошибка — воспроизведенная в ЕГРН ошибка в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином установленном порядке (ч. 1 , 3 ст. 61 Закона N 218-ФЗ).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, изменения учитываются с того года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, до 01.01.2017 — ЕГРП) стоимости, которая была предметом оспаривания (абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ).

Однако, если кадастровая стоимость была пересмотрена и вносится в ЕГРН на основании НПА субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости, новые сведения о ней учитываются при исчислении земельного налога в этом и предыдущих календарных годах, если это прямо предусмотрено в указанном НПА и при этом положение налогоплательщика улучшается (например, в случае уменьшения кадастровой стоимости участка) (Письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-05-04-01/46181).

Если земельный участок находится в долевой собственности у нескольких лиц, то налоговая база собственника должна быть рассчитана пропорционально его доле. Если участок принадлежит физлицам на праве общей совместной собственности без выделения долей, то налоговая база распределяется на каждого собственника в равных долях (п. п. 1 , 2 ст. 392 НК РФ).

Некоторые физические лица могут уменьшить налоговую базу (кадастровую стоимость) на 10 000 руб. в отношении одного земельного участка в пределах одного муниципального образования. Это инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды боевых действий и др. Однако для этого в налоговую инспекцию по выбору налогоплательщика нужно представить подтверждающие документы (п. п. 5 , 6 ст. 391 НК РФ).

Шаг 3. Проверьте, правильно ли применена налоговая ставка

Налоговые ставки устанавливает местное законодательство в зависимости от категории земель (ст. 394 НК РФ).

Чтобы узнать ставки земельного налога, ознакомьтесь с НПА, которым введен земельный налог, на официальном сайте муниципалитета. Ставки налога в г. Москве предусмотрены Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74.

Ставки, которые установлены местными НПА, ограничены максимальным размером, установленным на федеральном уровне. Например, ставка земельного налога не может превышать 0,3% для сельскохозяйственных земель, участков для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и огородничества и др. Максимум в 1,5% установлен в отношении иных участков (п. 1 ст. 394 НК РФ).

Если ставки земельного налога не установлены НПА муниципальных образований, то налог рассчитывается по ставкам, которые предусмотрены в п. 1 ст. 394 НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ).

Шаг 4. Рассчитайте сумму земельного налога

По общему правилу сумма налога равна произведению налоговой базы и налоговой ставки (п. 1 ст. 396 НК РФ).

В некоторых случаях при расчете земельного налога в отношении участков, приобретенных физическим лицом или предоставленных ему в собственность для жилищного строительства, применяется повышенный коэффициент (п. п. 15 , 16 ст. 396 НК РФ).

Например, налог исчисляется с коэффициентом 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации права на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, и до государственной регистрации права на построенную на нем недвижимость (п. 16 ст. 396 НК РФ).

Примечание. Основанием для неприменения указанных коэффициентов является государственная регистрация прав на один объект недвижимости вне зависимости от того, что на одном земельном участке может быть предусмотрено строительство нескольких жилых объектов (Письмо ФНС России от 28.08.2017 N БС-4-21/16988@).

Если вы имеете право на необлагаемую сумму или на льготы, также примените их в расчете налога.

При приобретении или утрате права на земельный участок в течение года (например, в случае покупки, продажи земельного участка) налог за этот год считается исходя из числа полных месяцев владения участком. При этом если возникновение этих прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или их прекращение произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц их возникновения (прекращения) принимается за полный месяц. Если возникновение этих прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца или их прекращение произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанных прав не учитывается.

При получении земельного участка по наследству налог рассчитывается с месяца открытия наследства (п. п. 7 , 8 ст. 396 НК РФ).

Примечание. Проверить правильность расчета земельного налога можно также с помощью электронного сервиса «Калькулятор земельного налога и налога на имущество физических лиц» на официальном сайте ФНС России.

Если результат проведенного вами расчета налога не совпадает с расчетом инспекции, в налоговом уведомлении допущена ошибка или не применены льготы, обратитесь в налоговую инспекцию с заявлением об этом. К заявлению приложите копии документов, которые подтверждают вашу позицию. Заявление составьте в двух экземплярах. На втором экземпляре инспекция проставит отметку о дате принятия и вернет его вам.

Пример. Расчет земельного налога

Рассчитаем налог на земельный участок, который находится в собственности физического лица — пенсионера и расположен в г. Москве.

Исходные данные:

1. Назначение земельного участка — для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Кадастровая стоимость участка — 1 000 000 руб.

3. Собственник — один.

4. Налоговая ставка — 0,025% (пп. 1 ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы N 74).

5. Право собственности на участок зарегистрировано 10.10.2016 (участок находится в собственности три полных месяца).

Формула расчета земельного налога за 2016 г.: 1 000 000 руб. x 0,025% x 3/12 = 63 руб.

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Росреестра — https://rosreestr.ru

Официальный сайт Федеральной налоговой службы —

Среди фискальных обязательств граждан выделяется налог на землю для физических лиц. Расскажем в статье, какие изменения в этой сфере будут действовать в 2018-2019 гг., как осуществляется порядок оплаты земельного налога и кто освобожден от этого платежа.

В 2016 году произошли изменения в схеме определения ставки по налогу. Теперь этот вопрос находится в компетенции местной администрации. Земельный налог входит в число платежей, являющихся основными путями пополнения бюджета. Поступившие средства расходуются на развитие инфраструктуры, ремонт дорог и т.д.

Однако земельный фонд страны включает категории земель, на которые не распространяется необходимость выплачивать налог. К таким территориям относятся:

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

  • водные объекты, находящиеся в собственности государства;
  • участки, на которых располагаются многоквартирные дома;
  • участки с особо ценными объектами;
  • земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте.

Муниципалитет вправе вводить в этот перечень земли по своему усмотрению. Как правило, возможностью снизить налоговое бремя по земельному налогу обладают предприятия, которые имеют особую ценность для муниципального образования.

Помимо назначения платежа изменился и порядок расчета земельного налога. Теперь налоговой базой признается не инвентаризационная, а кадастровая стоимость объекта. Это подразумевает повышение уровня налога, так как инвентаризационная стоимость значительно ниже.

Планируемое увеличение составляет 100 %, поэтому вводиться будет поэтапно. Каждый год граждане будут получать квитанцию, в которой сумма земельного налога повышается на 20 %. К 2020 году необходимый уровень налога будет достигнут.

Срок и порядок оплаты земельного налога

Итак, земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Для расчета принимается уровень цены по данным кадастра на 1 января отчетного года.

У физических лиц нет необходимости в самостоятельном расчете земельного налога. Сотрудники налоговой инспекции присылают на адрес постоянной регистрации землевладельца письмо с квитанцией. Платежный документ включает в себя реквизиты для оплаты и указание точной суммы налога. Если расчет произведен не корректно, гражданин не несет никакой административной ответственности. Ставка, по которой происходит исчисление, равна 0,3 %.

Налоговым периодом для уплаты земельного налога физических лиц признается календарный год. Срок перечисления платежа устанавливается на местном уровне. К примеру, для Москвы и Санкт-Петербурга крайней датой является 1 ноября года, следующего за отчетным. Уведомление из ФНС присылается не позднее, чем за 30 дней до крайнего срока оплаты.

Если возникнут сомнения по поводу корректности расчета, необходимо уточнить кадастровую стоимость земельного участка. Информация о ней содержится в выписке из ЕГРН, которую можно получить в Росреестре или МФЦ.

Если кадастровая стоимость в общем реестре отсутствует, следует обратиться в БТИ. В учреждении потребуется написать заявление с просьбой проведения оценки. К заявлению прикладывается копия общегражданского паспорта и правоустанавливающие документы на земельный участок.

Кто освобождается от уплаты земельного налога

Местным и федеральным законодательством для особых категорий граждан предусмотрены льготы на земельный налог. Физическими лицами, освобожденными от необходимости платить налог на землю, являются:

  • Герои России и СССР;
  • Герои Труда;
  • полные кавалеры орденов Трудовой Славы и Славы;
  • ветераны ВОВ и граждане, приравненные к ним;
  • пострадавшие от радиационных катастроф (в частности аварии на ЧАЭС);
  • организаторы первичного крестьянско-фермерского хозяйства (освобождаются на пять лет);
  • граждане, занимающиеся народными промыслами.

Помимо вышеперечисленных, есть и иные категории граждан, которые могут рассчитывать на послабление налогового бремени. Это инвалиды, многодетные семьи и ветераны труда. Расскажем о каждой категории подробнее.

Инвалиды

Лица, являющиеся инвалидами детства или имеющие I группу инвалидности, имеют право на снижение земельного налога на 10 000 рублей. Это предусмотрено на федеральном уровне. Инвалиды II группы также вправе рассчитывать на получение льготы, но этот вопрос решается местными властями.


Льгота может быть применена только в отношении одного земельного участка в собственности инвалида. Для оформления необходимо обратиться в отделение ФНС по месту нахождения надела и написать соответствующее заявление установленного образца. К нему прикладываются документы, подтверждающие наличие оснований для получения льготы (справки и т.д.).

Льготные условия действуют, пока актуальны основания для ее предоставления.

Отмена инвалидности или истечение срока действия документов на группу подразумевают и окончание актуальности льготы. После переосвидетельствования льготу нужно продлевать.

Ветераны труда

Гражданин может иметь звание Ветеран труда РФ или Ветеран труда, к примеру, Иркутской области. На федеральном уровне льготы предоставляются лицам, имеющим первую категорию. Для Ветеранов Труда субъектов федерации льготы устанавливаются муниципалитетом.

Льгота Ветеранам Труда аналогична послаблению налога для инвалидов. Сумма уменьшения равна 10 000 рублей. Для оформления также требуется обратиться в ФНС. Льгота этой категории граждан предоставляется бессрочно.

Многодетные семьи

Федеральным законодательством льгот на земельный налог для многодетных семей не предусмотрено. Послабление может быть установлено только муниципальными властями.

Если региональным законом льгота предусмотрена, следует уточнить, является ли семья многодетной. Муниципалитет самостоятельно устанавливает, какое количество детей должно быть в семье, чтобы считаться многодетной. Где-то это три ребенка, в других регионах – четыре.

На местном уровне семья может быть даже полностью освобождена от выплаты налога. Для получения льготы необходимо написать заявление в ФНС по месту нахождения участка.

При возникновении вопросов обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте.

Серьезных изменений в отношении налога на землю для физических лиц в 2018-2019 годах не предвидится. Уточнить возможные льготы на выплату обязательных платежей можно в муниципалитете.


Налоговая ставка ─ величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При взимании земельного налога налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если земельный участок был образован в течение налогового периода ─ по его кадастровой стоимости на дату постановки на кадастровый учет.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, если налогоплательщиками признаются разные лица или установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Кто устанавливает ставки земельного налога

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ) о налогах и сборах находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) земельный налог (а земельный налог ─ это местный налог) устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми законодательными (представительными) органами муниципальных образований и НК РФ. В Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается законами этих субъектов Российской Федерации и НК РФ. Земельный налог является обязательным к уплате на территориях муниципальных образований и городов федерального значения.

Соответственно, установление ставок земельного налога, порядок и сроки его уплаты относятся к компетенции законодательных (представительных) органов муниципальных образований и органов государственной власти городов федерального значения ─ Москвы и Санкт-Петербурга.

Максимальная ставка земельного налога

В статье 394 «Налоговая ставка» НК РФ установлены верхние пределы, за которые не может выходить налоговая ставка по земельному налогу.

Ставка земельного налога в отношении участков, отнесенных к землям сельхозназначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и служащих для сельскохозяйственного производства, должна составлять не более 0,3 процента их кадастровой стоимости.

Не превышающие 0,3 процента кадастровой стоимости ставки земельного налога устанавливаются только при одновременном соблюдении двух условий, ─ если земельный участок отнесен к соответствующей категории или виду разрешенного использования и действительно используется для сельскохозяйственного производства. В случае признания уполномоченным органом земельного участка неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель. Т. е. до 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, и до начала налогового периода, в котором оно будет устранено.

Ставки земельного налога устанавливаются в размере не более 0,3 процента кадастровой стоимости и для участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Также максимальная ставка земельного налога составляет не более 0,3 процента для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства.

С 1 января 2013 г. не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости ставка земельного налога в отношении ограниченных в обороте земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В отношении прочих земельных участков ставка налога на земельные участки устанавливается в размере не более 1,5%.

Ставка земельного налога зависит от категории земель. Допускается изменение ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка.

Закон предусматривает налоговые льготы. О том, кто освобожден от уплаты земельного налога, говорится в статье 395 «Налоговые льготы» НК РФ.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Налоговые льготы проявляются в трех формах:

  • освобождение от налогообложения некоторых категорий земель, изъятых или ограниченных в обороте;
  • освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков;
  • уменьшение налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков.

Как узнать ставку земельного налога?

Узнать ставку земельного налога просто. Для этого достаточно обратиться к официальному сайту Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru). На странице «Имущественные налоги: ставки и льготы», каждый желающий может получить исчерпывающую информацию по интересующим граждан налогам ─ транспортному, налогу на имущество физических лиц и, конечно, земельному. В адресе этой страницы присутствует код региона, установленный в Приложении № 3 к Порядку заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ). Сам «Порядок заполнения…» является Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 10.11.2011 № ММВ-7-3/760@. Так, узнать какую величину имеет ставка земельного налога в Москве, можно по адресу ─ http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/; какая ставка земельного налога в Краснодаре и Краснодарском крае ─ на странице http://www.nalog.ru/rn23/service/tax/; а какая ставка земельного налога в Екатеринбурге и Свердловской области ─ на странице http://www.nalog.ru/rn66/service/tax/ и т. д.

Впрочем, любой интересующий субъект Российской Федерации можно выбрать в строке «Субъект Российской Федерации», оставаясь на страничке одного региона.

С помощью строки «Налоговый период» получится проследить повышение или снижение ставки земельного налога по годам. Например, какой в конкретном муниципальном образовании была ставка земельного налога в 2012-м; как менялся (или не менялся) земельный налог (ставка в 2013-м, ставка в 2014-м). Следует отметить, что ставки земельного налога в большинстве муниципальных образований соответствуют предельным значениям, установленным статьей 394 НК РФ.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Исключения касаются земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства. В этом случае вводится кратность ставки земельного налога. Исчисление суммы налога (как и суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающего коэффициента, равного 2 в течение трехлетнего срока строительства. Если строительство завершится государственной регистрацией прав на построенный объект недвижимости быстрее, переплаченные деньги вернут. Но если в три года застройщик не уложится, повышающий коэффициент станет равным 4 и будет оставаться таким вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, налоговое законодательство намного мягче. Исчисление суммы налога (авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 только по истечении 10 лет со дня государственной регистрации прав на данные земельные участки и вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Расчет ставки земельного налога

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) использование земли является платным. Это положение является принципиально важным для рыночной экономики. Лучшего способа платы за использование земли, чем земельный налог (налог на недвижимость) и регулирующая его размер процентная ставка пока не придумано. (В России в будущем земельный налог планируется заменить единым налогом на недвижимость). Еще один из способов платы за землю ─ арендная плата.

Для целей налогообложения используется кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в результате государственной кадастровой оценки земель. Она же может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Введение в Российской Федерации с 1 января 2005 г. земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельного участка, стало важным шагом вперед в организации налогообложения земельных участков.

Органами исполнительной власти субъектов РФ утверждается средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С тем фактом, что ставки земельного налога определяются исходя из кадастровой стоимости, согласны не все эксперты. Они не разделяют мнение о том, что кадастровая стоимость ─ величина стабильная и предсказуемая, способная внести здоровый консерватизм в систему земельных платежей. Хотя бы потому, что местные органы власти «по определению» должны быть заинтересованы в завышении ее стоимости. Альтернативу они видят в определяемой соотношением спроса и предложения рыночной стоимости. Ее трудно заподозрить в зависимости от мнения отдельных региональных руководителей или неправильных методик. Поэтому она может рассматриваться как чрезвычайно эффективная база для налогообложения. К тому же, освобождение государства от установления кадастровой стоимости земель повысит эффективность использования бюджетных средств.

У этой аргументации есть одно слабое место ─ трудно сказать, насколько быстро будут установлены рыночные цены на все подлежащие налогообложению земельные участки.

Тем не менее, мировой опыт свидетельствует, что использование рыночной стоимости в качестве базы для расчета налога на недвижимое имущество возможно. Но речь идет о, как правило, ставке налога на здания и строения. Средняя ставка налога, когда налоговая база определяется, как рыночная стоимость, составляет обычно не более одного процента стоимости недвижимости.

Ставка земельного налога и эффективность использования земли

Налоговые меры ─ действенное дополнение к другим административно-экономическим инструментам, определяющим эффективность использования земли. Крайне важным является установление экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, учитывающего различия в местоположении и плодородии земельных участков и их градостроительной ценности.

Снижение ставки земельного налога ослабит налоговую нагрузку на население и бизнес, но приведет к сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты и понизит эффективность землепользования. Уменьшение ставки земельного налога не стимулирует вывод на рынок территорий под строительство и рост земельного оборота. Центр тяжести начинает смещаться в сторону использования земли как инвестиционного и финансового актива, а уже по остаточному принципу ─ в качестве реального экономического ресурса.

Напротив, усиление налогового бремени (добиться этого можно, как увеличив ставки земельного налога, так и осуществляя расчет ставки земельного налога на основе рыночной стоимости земли) способно заставить собственника перейти на рельсы рационального землепользования или, если он не способен это сделать, продать землю, избавившись от ноши, нести которую не по силам. Но избыточное увеличение ставки земельного налога, сделав собственников земли более ответственными, будет способствовать повышению себестоимости товаров и услуг, снижению прибыли предприятий и организаций (а значит, уменьшению доходов бюджета от налога на прибыль и снижению инвестиционной активности).

И только оптимальная ставка налога на недвижимое имущество, включая земельные участки, приведет к тому, что физические лица станут приобретать землю соразмерно имеющимся доходам, а вложение денег в недвижимость, подстегивающее постоянный рост ее стоимости, перестанет приносить сверхприбыли и способствовать надуванию чреватых лопнуть неожиданным или ожидаемым кризисом «пузырей».

У налога на землю ─ самая давняя и богатая из всех ныне существующих видов налогов история. Земельный налог взыскивают с древнейших времен, недаром слово «кадастр» пришло в современные языки из древней латыни.

Система налогообложения земли, реализуемая в т. ч. через ставку земельного налога должна не только в полной мере отвечать существующим в стране экономическим условиям, но и быть немножко «на вырост», способствуя созданию условий для их совершенствования.

Кадастровая оценка дачных участков приведет к разорению многих россиян

Если у вас есть и ездите летом, или домик строили не вы, а родители, которые там живут постоянно, или даже домика нет, а только сараюшка и огород, в любом случае готовьтесь к сюрпризу.

В начале 2016 года вам придет уведомление из налоговой инспекции, которое, возможно, сильно вас удивит, поскольку сумма налога на землю будет превышать всякие мыслимые пределы.

Хотя может быть и другой вариант: сумма окажется вполне посильной, не сильно превышающей ту, что вы платили раньше. Зато ваш сосед будет волосы рвать от отчаяния: с него за такой же участок потребуют в пять раз больше, чем с вас.

От чего это зависит? Почему налоги на одинаковые участки отличаются в разы? Как снизить зашкаливающий налог?

«МК» попытался разобраться в причудливых обновлениях земельного законодательства.

А теперь — сюрприз!

Налог на недвижимость — в том числе и на землю — раньше определялся ее инвентаризационной стоимостью. Она была очень низкой, поэтому за свои участки люди платили символические деньги.

С 2015 года земельный налог в Подмосковье рассчитывается исходя из кадастровой цены участка, которая равна рыночной.

Но прежде чем вводить такой налог, власти, конечно, должны все участки по-рыночному оценить.

В Подмосковье оценка проводилась в 2013 году. Если вы еще не знаете, во сколько оценили ваш участок, это легко узнать.

Проще всего — по Публичной кадастровой карте. Она висит на сайте Росреестра. Ее надо открыть, ввести в поисковую строку кадастровый номер того участка, который вас интересует, и на экране появятся все его данные, включая стоимость.

Можно найти участок и без кадастрового номера, если вы помните его ориентиры. Я, например, так и сделала. Нашла на карте близлежащий поселок, потом — наше садовое товарищество, отсчитала проулки от въезда — и вот он, наш участок, второй от угла. Оценен в 298 с чем-то тысяч рублей. У соседей — точно так же.

Цена, в общем, справедливая. Участки по 6 соток у нас в СНТ сейчас так и продают — тысяч по 300. Есть еще по 10 соток, они дороже. Но и в Публичной кадастровой карте у них тоже проставлена другая цена — больше 400 тысяч. Так что нам не приходится жаловаться на завышенную оценку. По крайней мере — на данный момент.

Но не всем так повезло.

Мои родственники живут в поселке малоэтажной застройки, у них дом и участок 12 соток, который оценен в 3 млн руб. Налог за него может достигать 9 тысяч. Это очень много для них. Они пожилые люди, на пенсии. О том, чтоб переехать в более дешевое жилье, поменяться на квартиру, не хотят даже думать. В этом доме жили еще родители мужа, а участок их кормит и мобилизует, без грядок и курятника они жизни не представляют.

Соседи у них в таком же точно положении. Новый налог на землю для них — беда. При этом никто не может понять, почему земля оценена так высоко. В их поселке за такие деньги ее не покупают.

Оценка от фонаря

Оценку земли в 2013 году проводили независимые оценщики, которых выбирали на аукционах региональные и местные власти.

Участник этого процесса на условиях анонимности рассказал «МК», что за победу на таких аукционах коммерческие предприятия, выигравшие контракт, отдавали властям большой процент от его суммы. Соответственно, на проведение оценочных работ у них оставалось гораздо меньше денег, чем предусмотрено объективными расчетами. За этот минимум они и делали минимум.

«Вы у себя на даче видели оценщиков от районной администрации? — говорит председатель Совета Московского союза садоводов, депутат Госдумы Андрей Туманов. — И никто их не видел. Они не выезжали на места. Оценка велась «от фонаря».

Независимые оценщики искали по компьютеру объявления о продаже земли в том или ином районе, чтоб понять, по какой цене ее там продают. Оценка проводилась в отношении земель разного назначения — не только под садоводство и дачи, но и под бизнес, гаражи, учреждения. Объявления о продаже земель сортировались по видам пользования, для каждого вида выводили среднюю цену за квадратный метр и умножали на площадь оцениваемого участка.

При этом никто не принимал в расчет тот факт, что цена, за которую участок земли предлагается, и цена, за которую он в итоге продается, — совсем не одно и то же. Они могут различаться в разы.

«Государственная кадастровая оценка земельных участков, проведенная в 2013 году в Московской и Рязанской областях, основывалась на информации из открытых источников СМИ о цене предложения сделки. В то же время сведения о реальной цене сделки оценщиками не учитывались. Кроме того, при определении кадастровой стоимости земельного участка данным методом зачастую не учитывались отдаленность земель от крупных городов, развитие транспортной сети, инфраструктуры, а также иные факторы, оказывающие влияние на рыночную стоимость земельного участка».

Счетная палата в ходе проверки обнаружила удивительные случаи, когда стоимость соседних участков даже в одном кадастровом квартале отличается так, будто один в Урюпино, а другой — на Майами.

Одинцовский район, например, деревня Сивково. У одного участка кадастровая стоимость — 5 млн 673 тысяч, у другого участка, такого же по площади — всего 608 тысяч.

Или тот же район, деревня Бутынь, две участка по 1227 кв. метров: один оценен в 2 млн 688 тыс. 639 руб. 21 коп., другой — в 4 млн 967 тыс. 423 руб. 61 коп.


В жизни все не так, как в кадастре

«Расхождения в определении кадастровой стоимости достигают десятков раз, и в отдельных случаях государственная кадастровая оценка земель оказывается значительно выше, чем цена реализации земельных участков», — утверждается в отчете Счетной палаты.

В Чеховском районе в одном и том же кадастровом квартале разброс цен на соседние земельные участки за один кв. м — от 1359 до 2235 руб., в другом кадастровом квартале — от 748 до 2158 руб.

В Орехово-Зуевском разброс цен за кв. м в границах одного кадастрового квартала — от 742 до 1371, в Дмитровском — от 660 до 1334, в Мытищинском — от 3797 до 5122, в Воскресенском — от 360 до 1390, в Клинском — от 724 до 1748 руб. за кв. метр.

Некоторые участки из-за этого хаоса оказываются оценены так дорого, как их не продашь ни за что на свете.

Счетная палата, понятно, не могла проверить, за какие деньги граждане продают участки друг другу — соответствуют ли суммы кадастровой оценке. Но она выборочно проверила договора, по которым отчуждаемые земли продавала администрация Красногорского района. Оказалось, что в 44 из 68 случаев участки продавались в 5 и более раз ниже их кадастровой оценки. К примеру:

— 12 га для размещения дома отдыха с кадастровой стоимостью 261,5 млн проданы всего за 10 млн;

— 0,76 га для размещения образовательного учреждения с кадастровой стоимостью 35 млн проданы за 6,5 млн;

— 0,22 га для автомобильной стоянки со стоимостью 10,4 млн проданы за 1,8 млн.

«Средние значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов по г. Химки, г. Котельники, г. Балашихе, г. Королеву превышают 5,0 тыс. рублей, — пишет Счетная палата. — Так, участок в 10 соток в данных муниципальных образованиях имеет кадастровую стоимость около 5,0 млн рублей, и при ставке земельного налога 0,3% сумма налога составит 15 тыс. рублей, что превышает среднемесячную пенсию по Московской области на 3,0 тыс. рублей.

В целом превалируют факты превышения кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельных участков, в связи с чем участились случаи обращения в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земель».

Кто бы чесался, если б не выборы

Месяц назад Минимущество Московской области утвердило исправления кадастровой стоимости почти 800 земельных участков сельского поселения Веселевское Наро-Фоминского района. Там земли оценили так дорого, что люди были готовы взбунтоваться.

В 2013 году, когда проводилась кадастровая оценка, цена за квадратный метр в 13 из 33 населенных пунктов поселения была повышена в 4 раза — с 620 до 2317 рублей. Земельный налог за 30 соток при цене 2317 за кв.м доходил до 21 105 руб.

Раньше они платили 2 тысячи, а тут их как мешком по голове: теперь несите 21, новые песни придумала жизнь.

Но больше всего людей возмутило, что землю-то им оценили по-разному. В Шустикове налог за 30 соток поднялся до 5532 рублей, а в Новоалександровке, в двух километрах, за те же 30 соток налог оказался в четыре раза больше.

21 тысяча! Представляете, что это за деньги в деревне? Месячный доход всей семьи, если не больше.

Веселевчане тыкались в разные инстанции и дошли наконец до Минмособлимущества, где их проблема была решена. Чиновники связались с оценщиком, потребовали перерасчета кадастровой стоимости и утвердили исправления. Так что теперь там все в порядке, в этом Веселовском поселении.

Судя по сигналам, которые иногда подают власти Московской области, им прекрасно известно про косяки с оценкой земель, и они, затаившись, ждут весны 2016 года, когда жители области получат платежки из налоговой. Потому что сейчас никто не знает, сколько и где накосячено и какая пойдет реакция. А год-то будет ответственный, в сентябре — выборы в Госдуму. Электорат лучше не нервировать.

По этой причине оспорить сейчас цену на землю вполне реально, хотя и хлопотно. К тому же нужно заказывать переоценку земли за свой счет, что как-то не очень правильно: не люди же виноваты в том, что государственные оценщики криво оценили их недвижимость. Но власти хотя бы не препятствуют оспариванию, а даже, наоборот, пытаются содействовать.

При каждом управлении Росреестра по Московской области созданы согласительные комиссии. Это первая инстанция, куда обращаются несогласные с оценкой налогоплательщики.

«В этих комиссиях работают обычно люди, которые живут в этом же районе, — говорит депутат ГД Андрей Туманов. — И они прекрасно знают, сколько здесь стоит земля. И если они видят, что ваш участок действительно оценили в нереальную цену, они идут навстречу. В 70% случаев стоимость участка удается оспорить на уровне согласительной комиссии. Но если там все-таки откажут, тогда — в суд. В суде вы стопроцентно выиграете, потому что оценщик не сможет подтвердить документально, что оценка проводилась по определенной методике».

На март 2015 года были поданы заявления на оспаривание результатов кадастра в Подмосковье по 14 849 земельным участкам.

Всего же в Московской области 3,3 млн земельных участков. То, что их владельцы пока молчат, не говорит о том, что они согласны с оценкой.

«Сегодня можно только предположить, как отреагируют граждане, малый и средний бизнес, получив в 2016 году налоговое извещение, рассчитанное от кадастровой стоимости недвижимости, — сказал зампредседателя Мособлдумы Никита Чаплин в апреле на парламентских слушаниях. — Наша задача — предусмотреть возможные последствия обращений налогоплательщиков, выработать механизм рассмотрения обращений и, возможно, предложить дополнительные льготы отдельным категориям граждан, а также субъектам малого и среднего предпринимательства».

Ставка на зеро

Земельный налог можно снизить, не только оспорив результаты оценки своего участка, но и добившись снижения процентной ставки.

Ставка земельного налога устанавливается местными депутатами. Для садоводов, дачников, владельцев индивидуальной застройки она не может быть выше 0,3% от кадастровой стоимости их участка земли. Для бизнеса — не выше 1,5%.

Эти цифры — потолок. Выше нельзя, а ниже можно, поэтому депутаты могут установить процентную ставку и 0,2%, и 0,1%, и даже нулевую.

«Обычно в СНТ половина членов — москвичи и половина — местные жители. . Поэтому они должны брать депутатов за шкирку и требовать, чтоб те снижали процентную ставку, по которой исчисляется земельный налог, — считает Андрей Туманов. — Депутатам нужны голоса, они вынуждены будут идти навстречу».

Как выяснила Счетная палата, в 2013 году 47 из 288 муниципальных образований Московской области установили ставки земельного налога ниже установленных значений. Чаще всего пониженную ставку устанавливали для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Но и бизнес тоже кое-что отщипнул. В 15 муниципальных образованиях установлена пониженная ставка для автостоянок, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, гостиниц, офисных зданий.

«В ряде образований налоговые льготы введены в отношении хозяйствующих субъектов, основная цель деятельности которых направлена на получение прибыли», — заключает Счетная палата.

В реальности это обычно выглядит так, что местные коммерсанты всеми правдами и неправдами избираются депутатами и устанавливают для себя такие процентные ставки, какие им нужно, то есть очень низкие.

Не жили богато, нечего начинать

В заключение нужно напомнить, что земельный налог пополняет бюджеты муниципалитетов.

Это те деньги, на которые местные власти должны ремонтировать дороги, школы, больницы, строить стадионы, открывать кружки и спортивные секции, поддерживать в рабочем состоянии систему водоснабжения и вообще делать все то, что жителям необходимо для достойной, комфортной жизни, но в одиночку никто для себя этого сделать не может, надо всем вместе.

На это «всем вместе» жители как раз и скидываются своими налогами на землю и прочую недвижимость.

Актуализированный налог, соответствующий рыночной цене земли, должен был актуализировать возможности муниципалитетов, добавив им денег — чтобы местные власти смогли уже что-то реальное делать для жителей, а не только платить зарплату местным чиновникам, как сейчас.

Однако в процессе реализации здравый смысл всего начинания был упущен. Средства, выделенные на кадастровую оценку земель, сами же власти между делом распотрошили. Оценку провели халтурно. Когда халтура полезла из дыр, схватились за голову. Стали пытаться ее исправлять, отыгрывать назад: давайте снижать оценочную стоимость, давайте снижать процентные ставки. Черт с ними, со школами и ремонтами, лишь бы не раскачалась лодка. Хотя сами халтурным своим отношением сделали все, чтоб ее раскачать.

Задумка то есть была правильная. Хотели как лучше.

Но получилось точно по незабвенному Виктору Степановичу — как всегда.


Система налогообложения Российской Федерации продолжает претерпевать серьезные изменения, вызванные кризисом двухгодичной давности, причем в некоторых сферах деятельности изменения происходят сразу, а в некоторых постепенно. Неудивительно, что многих сегодня волнует вопрос о том, какой налог на землю будет в 2018 году, поэтому игнорировать данный вопрос не стоит.

Законопроект, касающийся увеличения налоговых выплат на земельное имущество, власти одобрили еще в начале 2016 года, после чего россияне получили первые квитанции на оплату налогов, по которым они и должны были разобраться с новыми правилами. Стоимость налога было решено поднимать постепенно, чтоб не сильно шокировать граждан большими суммами, поэтому обсудить новшества 2018 года стоит каждому.

Основные изменения коснуться того, что стоимость налоговых объектов в связи с обновленными правилами будет рассчитываться на основании кадастровой цены земельного участка, которая имеет более высокую стоимость, а значит и налоговая выплата будет крайне большой. Как уже было сказано выше, налоговые изменения будут происходить постепенно, то есть их стоимость будет повышаться примерно на 20% в год, поэтому окончательной она станет только в 2020 года. Более того, изменения в налоге на землю в 2018 году, будут касаться еще и того, что налоговые отчисления теперь будут наполнять не федеральный бюджет, а региональный, соответственно, местные власти смогут использовать их для собственных нужд, тем самым улучшая условии жизни граждан, которые проживают на той или иной территории.

Сразу нужно сделать акцент на том, что налоговые выплаты на земельные участки в разных областях страны, могут отличаться друг от друга. Местные власти получают право на самостоятельное устанавливание налоговой ставки, но находиться она должна будет в пределах 0,1-1,5%. Некоторые категории граждан могут получать в качестве льгот минимальную ставку, а другим придется выплачивать в казну полную ее стоимость – будет практиковаться дифференцированный подход. Новые финансовые поступления в государственный бюджет позволят властям существенно улучшить свое материальное положение, и это очень важно, потому что в современное время большинство регионов использует серьезный финансовый дефицит и с огромным трудом выполняет свои социальные обязательства перед властями. Соответственно, увеличенный налог на землю в 2018 году, изменения для юридических лиц волнуют практически всех россиян, является единственным способом наполнения государственного бюджета, и отказываться от него власти не планируют, поэтому ожидать, что законопроект будет пересмотрен, не стоит.

О каких проблемах стоит знать?

Нельзя не сделать акцент на том, что кадастровая оценка цены станет отдельным испытанием для представителей бизнеса, потому что налоги при том возрастут в 7-8 раз (сравнительно с прошлыми годами). Однако проблемой в данном случае является то, как именно власти рассчитывают кадастровую цену объектов. В соответствии с новыми правилами, новая методика будет учитывать реальную (что немаловажно) стоимость земельного участка. Определить стоимость налоговых выплат можно при помощи системного анализа существующих предложений на рынке по продажи недвижимости, стоимость того или иного объекта можно найти на конкретном сайте (государственном портале услуг), после чего умножить ее соответствующую региональную ставку и получить окончательную сумму.

Нужно еще и сделать акцент на том, что большинство экспертов считают методику оценки объектов крайне губительно для населения, потому что власти решили принимать во внимание цену продавца, которая может в несколько раз превышать стоимость реальной сделки.

Рассказывая о том, как рассчитать налог на землю для физических лиц, нужно сделать акцент на том, что теперь в методике не будут учитываться инфраструктура вокруг объекта, его местоположение и транспортная развязка. Получается, что цена тех или иных участков с разной удаленностью от областных центров будет практически одинаковой, а значит оценка может являться не корректной. Однако власти оставляют за человеком право на обращение в суд, если его не устраивает кадастровая цена участка, причем на практике уже стало понятно, что данная мера достаточно эффективна в отстаивании собственных интересов, но прибегать к ней часто, естественно, не стоит.

Льготы по обновленной системе налогообложения остаются прежними, и отдельно стоит сказать о том, что изменения для пенсионеров в налоге на землю в 2018 году не предусмотрены. Они как и прежде могут рассчитывать на то, что отсутствие налоговых выплат для них будет предусмотрено только для одного земельного участка, а если у них в собственности будут несколько объектов, то за остальные им придется платить. Подобным образом члены правительства решили бороться с коррупцией, потому что ранее собственники переписывали на льготников свое недвижимое имущество, чтоб не платить, а сегодня они больше поступать подобным образом не смогут.

Льготные категории останутся прежними, ведь к ним будут относиться ветераны труда, участники ликвидации ЧАЭС, и дети-войны. В будущем их список, безусловно, может быть расширен, но пока в государственном бюджете не средств на проведение подобных мероприятий, поэтому рассчитывать на то, что в данном вопросе что-то изменится в обозримом будущем, никому не стоит, хотя следить за новостями властей все-таки необходимо.

О чем стоит сказать напоследок?

Обсуждая то, какой будет налог на землю в 2018 году для физических лиц, эксперты подчеркивают тот факт, что в современных условиях без увеличения налоговой нагрузки обойтись попросту не получится. Однако они еще делают акцент на том, что властям необходимо задуматься над созданием нового комплексного подхода, направленного на . Реформирование системы налогообложения является свидетельством того, что власти уже приступили к наполнению государственной казны, причем делать они намерены это в максимально короткие сроки.

Методику критикуют по причине того, что оценка кадастровой стоимости несовершенство, о чем говорит большое количество судов по этому вопросу. Более возвышенный подход и усовершенствование методики позволили бы улучшить ее функционирование. Положительные стороны в вопросе также есть, потому что регионы получают расширенные полномочия, что позволяет им учитывать местную специфику при устранении негативных последствий для кризиса.

Говоря о том, сколько будет налог на землю в 2018 году, нужно сказать, что его ожидает очередное повышение на 20%, соответственно, он увеличится на 60% относительно уровня 2015 года, а в полном размере он будет оплачиваться не ранее 20-го года. Регионы будут использовать дифференцированный подход при системе налогообложения, что позволит улучшить функционирование разных секторов экономики. Любой человек получит право на скорректированные кадастровой стоимости земельного участка посредством суда, и в этом плане в 2018 году ничего не изменится.