Функции, роль и особенности государственных финансов. Что из себя представляют государственные и муниципальные финансы, какова их суть

Государственные финансы являются важнейшим звеном финансовой системы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Все три уровня государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов.

Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций:

Перераспределения функция – происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Он образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Государственные финансы представляют собой систему понятий, правил учета и классификаций, которые позволяют систематизировать информацию по сектору государственного управления. Международные стандарты отчетности этого сектора разработаны МВФ .

Государственные финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государством фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения национального дохода. В систему государственных финансов входят также внебюджетные фонды.

Состав государственных финансов:

1) федеральный бюджет;

2) консолидированные бюджеты;

3) местные бюджеты;

4) пенсионный фонд Российской Федерации;

5) фонды обязательного медицинского страхования;

6) фонд социального страхования Российской Федерации;

7) финансы государственных организаций.

Статистика государственных финансов - составная часть финансовой статистики и включает в себя статистику бюджетов разных уровней, государственного долга, внебюджетных фондов, государственного страхования и сводный финансовый баланс. Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления. Общая методология составления отчетности установлена Правительством РФ и применяется на основе Единого плана счетов. Реализация государственного финансирования исполняется соответствующими контролирующими органами, а также Федеральным казначейством.

Бюджет - форма контроля образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления.

Государственный бюджет - центральный фонд денежных средств государства, который является основным инструментом перераспределения национального дохода; составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система имеет три уровня, которые позволяют осуществлять распределение и перераспределение ВВП , контролировать использование бюджетных средств на разных уровнях управления государством.

Уровни бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные внебюджетные фонды;

3) местные бюджеты и местные внебюджетные фонды.

Состав бюджетной системы Российской Федерации:

1) федеральный бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций органов государственного управления на федеральном уровне;

2) региональные бюджеты, включающие в себя бюджеты 21 республики, 5 краев, 48 областей, 10 автономных округов, 1 автономной области, 2 городов федерального значения;


3) муниципальные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), включающие в себя бюджеты городов, районов и сельских поселений;

4) финансы государственных внебюджетных фондов;

· фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

· Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);

· Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

· единства бюджетной системы Российской Федерации;

· Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований;

· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов;

· сбалансированности бюджета;

· результативности и эффективности использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· прозрачности (открытости);

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств;

· подведомственности расходов бюджетов;

· единства кассы.

Несбалансированность доходов и расходов бюджета приводит к возникновению дефицита или профицита бюджета. В случае возникновения дефицита бюджета на местном уровне или уровне бюджетов субъектов Федерации им в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, предоставляется межбюджетные трансферты.

Отношения между органами государственной власти строятся на принципах бюджетного федерализма , позволяют контролировать распределение и использование бюджетных средств. При этом основными статистическими показателями являются следующие.

Доходы бюджета - возвратные и невозвратные поступления (часть централизованных финансовых ресурсов), необходимых для осуществления функций государства. Различают налоговые и неналоговые доходы.

Расходы бюджета состоят из текущих расходов и расходов бюджета развития, т.е. затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Рост профицита бюджета имеет двойственное значение.

Дефицит бюджета - это превышение расходов над доходами, которое финансируется за счет внешних и внутренних заимствований. Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета субъекта Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Тенденция роста дефицита характеризует низкую эффективность экономики страны.


ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1. Сущность государственных финансов.......................................5

1.1. Государственные доходы............................................................................7

1.2. Государственные расходы...........................................................................9

2. Функции государственных финансов.......................................12

3. Принципы и роль государственных финансов.....................18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................22

ВВЕДЕНИЕ

Государственные финансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

Перераспределение ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностями. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально-ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либеральную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

1. Сущность государственных финансов

Государственные финансы - важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций.

Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП и НД, связанные с формированием денежных ресурсов в распоряжении государства и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению социально-культурных потребностей общества, обороне страны и управлению.

В состав государственного финансирования входят следующие звенья:

    бюджеты разных уровней;

    внебюджетные фонды;

    государственный кредит;

    финансы государственных предприятий.

Бюджеты разных уровней. Главную роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи. Они складываются на различных уровнях: федеральном, республиканском и местном. На федеральном уровне - это федеральный бюджет, финансовые ресурсы, которые используются на решение общегосударственных проблем, которые необходимы для всего государства. Это содержание армии, управление государством, содержание социально-культурной сферы, на медицинские нужды, на решение международных соглашений.

На республиканском уровне (субъектном) - бюджеты субъектов Федерации. Финансовые ресурсы, которые предназначены для выполнения государственных функций субъектов Федерации. Эти финансовые ресурсы разделяются по территориям, отраслям и должны иметь социально-экономическую направленность.

На местном уровне - финансовые ресурсы местных бюджетов, которые используют для регулирования экономических процессов местного хозяйства, т.е. создания территориальной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, финансирования затрат по воспроизводству трудовых ресурсов. 1

Следующим звеном являются внебюджетные фонды, которые могут быть федерального и регионального назначения.

Внебюджетные фонды федерального назначения - это фонд социального страхования, пенсионный фонд, государственный фонд занятости.

Внебюджетные фонды регионального назначения - инновационный фонд, который идет на создание и внедрение в производство новой продукции, технологии, техники и других достижений НТП, природоохранный фонд и фонд регионального развития.

По функциональному назначению внебюджетные фонды подразделяются:

    на экономические,

    социальные,

    природоохранные.

Внебюджетные фонды имеют свои особенности:

    финансируют строго целевые мероприятия,

    носят автономный характер,

    не нуждаются в законодательном оформлении,

    обособлены от бюджета.

Источники финансовых ресурсов внебюджетных фондов - это социально-целевые отчисления: доходы от займов и лотерей, добровольные взносы и пожертвования, сэкономленные финансовые ресурсы.

Государственные кредиты. Государство мобилизует временно свободные денежные средства юридических и физических лиц для покрытия своих расходов. Для этого оно выпускает государственные ценные бумаги. Основными формами государственного кредита являются: займы, казначейские ссуды.

Государственные кредитные ресурсы должны покрывать дефицит бюджета и способствовать оттоку денег из обращения. 2

1.1. Государственные доходы

Государственные доходы - часть финансовых отношений, которые связаны с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства. Аккумулируемые государством финансы называются централизованными.

Та часть государственных доходов, которая остается на государственных предприятиях, называется децентрализованными. Денежные отношения при формировании государственных доходов очень многообразны. Объектами этих отношений являются: на государственных предприятиях - выручка, прибыль, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование.

При бюджетных отношениях объектами будут прибыль и заработная плата, так как с них берутся налоги.

При государственных кредитных отношениях объектами будут временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения.

Источниками государственных доходов являются внутренние и внешние источники.

Внутренние источники - НД, золотой запас государства и платная приватизация государственного имущества.

Внешние источники - заимствование в других странах и выплаты по кредитам зарубежных стран.

Государственные доходы формируются тремя методами. Эти методы взаимосвязаны, и их называют системой государственных доходов:

Система государственных доходов решает три задачи:

    фискальную,

    экономическую,

    социальную.

Налоги - обязательные взносы в государственный бюджет части доходов юридических и физических лиц для использования в интересах всего общества.

Механизм взыскания налог7ов в экономически развитых странах является главным инструментом перераспределения НД и пополнения бюджета и внебюджетных фондов. Налоги обеспечивают финансовыми ресурсами государственную власть, т.е. выполняют фискальную роль.

Во-вторых, налоги влияют на расширение воспроизводства, совершенствуют отраслевую и территориальную структуру экономики, т.е. выполняют экономическую роль. В-третьих, регулируют доходы различных социальных групп населения, освобождают некоторые группы путем установления льгот, т.е. выполняют социальную роль.

Займы - находят применение в различных звеньях государственных финансов: в федеральном регулировании, местных бюджетах, во внебюджетных фондах и в составе привлеченных средств предприятий. При финансовой напряженности в стране роль государственных займов увеличивается. Финансовая напряженность может быть связана с финансовыми расходами на военные нужды, с крупными платежами по ранее взятым государственным займам, с увеличением государственных расходов, выполнением социальных программ, финансированием капитальных вложений. Финансовой базой погашения займов являются налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и процентов по ним, требуют увеличения налогов, т.е. повышения налоговых ставок или введения новых налогов. В этой связи для того, чтобы уменьшить социальную напряженность в обществе (недовольных налогоплательщиков), государство выпускает новые встречные государственные займы. Но чтобы они оправдали себя, необходима соответствующая платежеспособность предприятий, населения и доверие этих категорий к государственным ценным бумагам.

Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

  • 1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.
  • 2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.
  • 3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
  • 4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота:

1. Распределительная функциягосударственных финансов осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне - государство.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

Формирование фондов денежных средств: на микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне - централизованные средства государства.

Распределение денежных фондов через финансовые инструменты: на микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны. В результате распределения ВВП и НД создаются доходы общества.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. К первичным доходам относится:

  • - прибыль предприятий;
  • - отчисления в социальные, внебюджетные фонды;
  • - доходы работающих.

Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики), в пользу малоимущего населения страны.

Таким образом, необходимость перераспределения НД связана:

  • - с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятия и организаций;
  • - с наличием двух сфер производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД);
  • - существованием различных социальных групп населения.

В процессе перераспределения ВВП и НД, осуществляемого через финансы, используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. законодательный денежный бюджетный исполнительный

Распределительная функция финансов позволяет:

  • - образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а так же государства;
  • - образовывать фонды целевого назначения;
  • - осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так же между сферами и социальными группами;
  • - создавать необходимые резервы, как на уровне предприятий, так и государства.
  • 2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:
    • - контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
    • - контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция финансов проявляется:

  • - до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;
  • - в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;
  • - в процессе подведения итогов, составление оценок исполнения денежных фондов.

Контрольная функция реализуется через:

  • - финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;
  • - финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;
  • - кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

Контрольная функция государственных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

  • 1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  • 2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  • 3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

3. Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне (предприятие) - эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличение его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

Государственные финансы -- важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций. В состав государственного финансирования входят следующие звенья: бюджеты разных уровней; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль. Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота -- распределительная и функция контроля.

Государственные финансы ориентированы на следующие основные принципы: единства законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода к реализации намеченных целей; экономичности и рациональности; управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам: экономической стабилизации; адаптации к рыночным преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Университет)

Кафедра международных валютных и кредитных отношений

По дисциплине: «Финансы»

На тему: «Государственные финансы: понятие, структура, функции»

Выполнила:

Студентка 3 МЭО

6 академ. гр.

Пантух Э.Б.

Проверила:

Доцент, к.э.н.

Москва 2010 г.

1. Введение…………………………………………………………………………..стр. 3

2. Понятие государственных финансов…………………………………………стр. 4

3. Функции государственных финансов……..…………………………………стр. 10

4. Структура государственных финансов………………………………………стр.13

5. Заключение……………………………………………………………………….стр.17

6. Литература………………………………………………………………………..стр.19

Введение

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.

Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.

Термин государственные финансы раскрывает понятие сущности государственного управления, рассматривает основные типы и формы государства и органов его власти, помогает определить структуру и компетенции органов законодательной и исполнительной власти, определяет роль судебной власти, систему органов местного самоуправления и многое другое.

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития экономики любой страны должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих.

I. Понятие государственных финансов

На заре человеческого общества государства не существовало. Люди совместно владели и распоряжались материальными ресурсами, а добываемые средства существования распределялись по полу и возрасту. С появлением индивидуального производства, частной собственности и социального расслоения возникает государство.

Государство - это не только и не столько наименование территории, где проживают люди, объединенные языком, культурой, традициями. Государство - это особая публичная власть, в состав которой входят особые институты: армия, полиция, различные принудительные учреждения, организации, разрабатывающие и принимающие законы, и т. д. Они становятся «государством» благодаря деятельности людей, наделенных определенными знаниями и опытом. Важнейшая их особенность заключается в том, что они, выполняя властные функции в обществе, не производят привычных благ (одежды, обуви, продуктов питания). Вместе с тем для осуществления своих функций эти люди должны есть, пить, обуваться, одеваться, платить за средства передвижения. Поэтому с возникновением государства появилась необходимость отыскания ресурсов для его содержания. Первоначально это были вещественные подати населения, в дальнейшем, с появлением товарно-денежных отношений, - денежные платежи. Совокупность этих денежных ресурсов и получила название «государственные финансы».

Сам термин «финансы» на латыни означает «платеж», «доход». Впервые в этом значении его начали использовать торговцы в средневековой Италии; в дальнейшем оно стало применяться дня обозначения денежных ресурсов, используемых для содержания государства.

Таким образом, государственные финансы (Public finance) - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Это могут быть правительственные расходы на любом уровне, включая инвестиции, социальные выплаты, занятость в государственном секторе и правительственные закупки; а также доходы, например, налоги или оплата государственных услуг.

Государственные финансы являются составной частью финансовой системы страны. Впервые термин « Государственные финансы» стал применяться во Франции в 16 в. Сущность государственных финансов определяется господствующим способом производства и классовой природой государства.

В рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах государственные финансы служат орудием дополнительной эксплуатации трудящихся, т. к. основная тяжесть налогов и сборов падает на них, а добытые т. о. денежные средства идут на содержание аппарата классового угнетения, на поддержку и обогащение господствующих классов.

В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы имели главным образом натуральную форму. Труд рабов и производимые ими продукты служили средством покрытия большей части потребностей рабовладельческого государства. Важным источником пополнения армии рабов и казны являлись военные грабежи и дань с покорённых народов. При феодализме решающим источником государственных ресурсов стали труд крепостных крестьян и производимые ими продукты. С созданием централизованных государств и ростом их расходов появилась система регулярных общегосударственных налогов и пошлин, казна государства стала отделяться от личных средств главы государства, а сами средства всё более принимать денежную форму. Принудительные сборы и займы уступили место государственным займам и централизованным выпускам денег в обращение. В итоге сложилась (в современном её понимании) сложная система государственные финансы.

При капитализме в его домонополистический период назначение государственные финансы сводилось главным образом к обеспечению материальных условий существования и функционирования государства. Расходы государства шли на содержание его органов, армии и флота, ведение войн, колониальные экспедиции и выплаты по государственному долгу, на общественные работы, финансирование ж.-д. строительства. Покрывались они путём изъятия части доходов у населения через налоги, государственные займы и бумажно-денежную эмиссию. В период империализма и особенно общего кризиса капитализма роль государственные финансы в перераспределении денежных средств резко возросла.

Обострение противоречий империализма, развитие государственного монополистического капитализма вызвали колоссальное увеличение государственных расходов, налогового обложения и государственного долга. Государство активно вмешивается в процесс капиталистического воспроизводства. Государственные финансышироко используются для стимулирования и регулирования капиталистической экономики. В связи с этим роль их в распределении и перераспределении национального дохода повышается. В США и Великобритании доля национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет, возросла в 60-х гг. до 40%. Главной причиной роста в империалистических странах государственных расходов, налогов и государственного долга является милитаризация экономики, гонка вооружений. Через систему государственных финансов происходит перераспределение доходов и накоплений в пользу монополий и, прежде всего, магнатов военно-промышленных концернов, обогащающихся на военных поставках, прямых бюджетных субсидиях, открытых и скрытых налоговых) льготах. Финансовая система капиталистических государств находится в состоянии глубокого кризиса. Имеет место громадный рост военных расходов, хроническая дефицитность государственных бюджетов, рост государственного долга, налогов, хроническая инфляция, непроизводительное расточение финансовых ресурсов.

В странах, завоевавших после 2-й мировой войны 1939-45 политическую независимость и вставших на путь борьбы за экономическую самостоятельность, государственные финансы используются для проведения индустриализации и аграрных преобразований, ликвидации последствий колониализма в области образования, здравоохранения, культуры и т. д.

При социализме государственные финансы превращаются в одно из важнейших орудий экономической и финансовой политики государства, осуществления социалистических преобразований. В СССР в переходный период от капитализма к социализму государственные финансы использовались главным образом для проведения социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, осуществления культурной революции и ускоренного развития национальных республик.

В СССР и др. социалистических странах за счёт государственных финансов обеспечиваются финансовые потребности расширенного социалистического воспроизводства, подъём материального и культурного уровня жизни народа, содержание органов государственной власти, укрепление обороноспособности страны. Государственные финансы тесно связаны с материальным производством. Они включают в себя общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственное имущественное, личное и социальное страхование) и финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства. Финансы государственных социалистических предприятий и отраслей народного хозяйства служат исходной базой государственные финансы и главным источником ресурсов финансовой системы, а государственный бюджет - её ведущим и направляющим звеном. В связи с экономической реформой, проводимой в СССР с 1966, и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, повышается удельный вес в государственных финансов предприятий и отраслей народного хозяйства. В 1966 из общей массы прибыли в 47 млрд. руб. оставалось в распоряжении предприятий 11,9 млрд. руб. (или 25%), а по плану 1971 из 88,6 млрд. руб. прибыли у них должно остаться 35,8 млрд. руб. (или 40%). Собственные ресурсы предприятий, направляемые на финансирование плановых затрат, возросли с 33,5 млрд. в 1965 до 75,7 млрд. руб. по плану 1971. По-прежнему ведущую роль в системе государственных финансов играет государственный бюджет, который аккумулирует свыше 50% национального дохода и связывает в единое целое движение всех финансовых ресурсов социалистического общества. С построением социализма и вступлением СССР в период строительства коммунизма Государственные финансы используются для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических производственных отношений, для всё более полного удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей трудящихся, развития и упрочения сотрудничества и взаимопомощи социалистических государств.

За последние годы внутренняя структура каждой из составляющих финансовой системы РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма и децентрализации бюджетной системы, демократизации всех процессов, идущих в обществе. Так, существенно расширено содержание государственных финансов. Еще 5 - К) лет назад государственные финансы практически отождествлялись с государственным бюджетом, бюджетное устройство России больше соответствовало унитарному государству, для которого свойственны максимальная централизация финансовых и бюджетных ресурсов на уровне центрального правительства (70 - 80 %) и значительно менее существенная доля - на субнациональном уровне.

В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых - государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 89 субфедеральных бюджетов, и один уровень - муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.

Понятие государственных финансов, во-первых, существенно расширено вступившим в силу Бюджетным кодексом РФ за счет законодательного определения трехуровневой бюджетной системы, отдельного вынесения категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Во-вторых, конституциональное определение государственных уровней власти и управления предполагает отдельное существование муниципальных финансов как финансовой основы местного самоуправления. Поэтому понимание государственных финансов дополнено категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах.

Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе. Поэтому каждая страна имеет «свои» государственные финансы, отражающие особенности «своего» государства. Так, в феодальной Франции государственная власть не отделялась от королевской, и финансы государства являлись финансами короля. На свое содержание французский король Генрих IV (1554-1610 гг.) расходовал около половины доходов. А расходы короля Людовика XIV (1643- 1715 гг.) достигли такого уровня, что он запретил о них говорить, сделал их государственной тайной. С развитием общества изменяются функции государства, а отсюда - и его роль в жизни общества. На отдельных этапах развития государство может аккумулировать в своих руках до 50-60 % всех доходов общества, на других - ограничиться 10-15 %. В одних странах государство выполняет не только политические функции, но и является непосредственным организатором экономического развития, в других вмешивается в экономику эпизодически, в исключительных случаях. Поэтому совершенно очевидно, что в первом случае государство должно обладать значительно большими финансами, чем во втором.

В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

II. Функции государственных финансов.

Обычно функции государственных финансов возникают на основе экономических функций государства, к которым традиционно относят следующие:

1) охрана института права, защита общественного спокойствия и предотвращение конфликтов; 2) защита прав частной собственности, ее спецификация и регистрация;
3) обеспечение возможности и путей свободного обмена товарами и услугами;
4) создание и защита механизмов обмена информацией в широком смысле слова;
5) сохранение и разработка измерительных стандартов, включая меры, весы, эталоны, а также деньги (поддержание стабильности используемой денежной единицы как наиболее универсального инструмента и мерила обменных операций);
6) производство общественных благ (где общественные издержки окажутся ниже частных на единицу блага).

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

5. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Решающее значение имеют следующие функции:

Суть первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управление госсектором, программирование и т.п.).

Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.

Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют государственные финансы, является наиболее современной - это экологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.

Рис 1. Основные функции государственных финансов.

Выполнение этих четырех функций возлагается на современную финансовую систему, структура которой в зависимости от поставленных конкретных задач отражена на рис.2. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.

III. Структура государственных финансов.

Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают государственный бюджет (в федеративных государствах - федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в западной терминологии - специальные правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий, бюджеты региональных и местных органов власти.Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев финансового регулирования государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

Рис 2. Структура государственных финансов.

Наиболее важную роль играет государственный бюджет. Государственный бюджет, или бюджет центрального (федерального) правительства, представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы. За их счет финансируются государственные целевые программы, проводятся мероприятия по стабилизации экономики, финансированию социальной сферы, выполнению международной и внутригосударственных обязательств, обеспечению обороноспособности страны и содержанию вооруженных сил, государственному управлению.

Помимо бюджетных средств в государственные финансы включены также финансы предприятий, находящихся в госсобственности. Они формируются либо за счет бюджета центрального правительства, например бюджет военных предприятий, либо за счет самих предприятий, если они являются рентабельными - например почта, телеграф, телефон и ряд других, и могут формировать поступления в госбюджет. Финансы государственных унитарных предприятий отличаются особенностями, вытекающими из экономических условий хозяйствования в конкретной стране. Так, в России финансы государственных унитарных предприятий состоят из финансов предприятий (организаций, учреждений), основанных на праве хозяйств, ведения или оперативного управления, и финансов казенных предприятий, основанных только на праве оперативного управления.

Внебюджетные денежные ресурсы используются строго по назначению - для финансирования целевых программ как центральным правительством, так и региональными и местными органами власти. Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти, но организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно. К ним относятся: государственные внебюджетные фонды социального назначения, формируемые для реализации конституционных прав граждан (на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья, на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случаях безработицы, потери кормильца, рождения и воспитания детей и т.п.); другие целевые федеральные и региональные фонды (инновационные, экологические, региональные, развития и т.д.), находящиеся в ведении министерств и ведомств, а также субъектов РФ.

Бюджеты региональных и местных органов власти, наряду с внебюджетными фондами, входят в финансы местных администраций. Как правило, возможности последних ограничены и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства.

Главным источником государственных доходов служит национальный доход. Но в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств и событий (война, крупное стихийное бедствие и т.п.) в качестве источника формирования государственных доходов выступает ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы и т.п.) вовлекаются в хозяйственный оборот. Центральное место в государственных доходах занимают налоги; наряду с ними постепенно увеличиваются поступления от эксплуатации государственной собственности (дивиденды), от продажи (сдачи в аренду) государственные имущества; в связи с ростом бюджета дефицита расширяются масштабы государственных заимствований.

Важное понятие - государственный кредит, который позволяет мобилизовывать (заимствовать) временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, которые на платной и возвратной основе поступают в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти для финансирования расходов, не обеспеченный бюджетнымидоходами. Государственные заимствования осуществляются путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

Государственные расходы выражены финансовыми отношениями, возникающими в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей. Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной). Расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества при развитии экономики и социальной сферы, осуществлении государственного управления, охраны государственных границ, поддержании внутреннего порядка в стране и т.п. Здесь гocударство выполняет свои функции как непосредственно через систему органов управления, так и через принадлежащие ему предприятия, организации, учреждения. Государственные расходы состоят из прямых расходов государства (через систему бюджетных и внебюджетных фондов) и расходов государственных унитарных предприятий, осуществляемых в целях регулирования экономики путем инвестирования реального бизнеса, формирования государственных внебюджетных фондов социального назначения, удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, соответственно преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. Основные составляющие государственных финансов России приведены в таблице на рис. 3.

Консолидированный бюджет РФ Гос внебюджетные фонды Финансовые ресурсы ЦБ РФ Финансы гос предприятий Поступления из-за рубежа
Федеральный бюджет Пенсионный фонд Золотовалютные резервы Финансы государственных унитарных предприятий Иностранные займы
Бюджеты субъектов РФ Фонд обязательного медицинского страхования Прибыль от банковской деятельности Акции акционерных обществ, которые находятся в государственной собственности Финансовые ресурсы организаций, находящихся за рубежом
Местные бюджеты Фонд социального страхования Доходы от выпуска ценных бумаг Финансы государственных корпораций
Денежная эмиссия

Рис. 3. Основные составляющие государственных финансов России

Заключение

Государственные финансы – это, с одной стороны, экономическая категория, а с другой – реальный субъективный финансовый инструмент воздействия органов государственной власти на те или сферы жизнедеятельности общества. Итак, принято подразделение государственных финансов на центральные, региональные и местные, которые, в свою очередь, подразделяются на бюджеты, внебюджетные фонды и государственный кредит.

Государственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Экономическая роль государства заключается в реформировании отношений собственности, вертикали федеративного устройства в социально-экономической сфере, институциональных преобразованиях и достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе.

Государственные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной рыночной экономики. Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Они способствуют решению общеэкономических задач, и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе.

Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях - распределительной и контрольной. Их роль в реформировании российской экономики сводится к основным факторам: экономической стабилизации; адаптации к рыночным преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанный на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне.

Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики и нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Сторонники рестриктивной финансовой политики уделяют основное внимание регулированию темпов роста денежной массы, сокращению государственных расходов, невмешательству государства в решение основных экономических проблем и относятся к школе монетаризма. Сторонники экспансионистской финансовой политики уделяют первоочередное внимание регулированию цен, налогов, процентных ставок, повышению эффективности и расширению масштабов государственного инвестиционного финансирования и относятся к кейнсианской школе.

Для стабилизации экономики и финансовой системы в современных условиях необходимо: обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей; реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы; стабилизировать валютный курс рубля; ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок; повысить инвестиционную активность государственного и частного секторов экономики в развитии производства; принять комплекс мер по стабилизации и повышению жизненного уровня населения.

Литература

1. Афанасьев М.Пю Модернизация государственных финансов: учебное пособие. Москва ГУ ВШЭ, 2007;

2. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие для вузов. М. Финансы и статистика, 2007.-476с.


3. Бабич А.М. . Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие для вузов. М. Финансы ЮНИТИ, 2005.-687с.


4. Батяева Т.А. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие для вузов. М. Инфра-М НФПК, 2006.-302с.


5. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие для вузов. М. Форум, 2006.-413с.


6. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие для вузов. М.: КНОРУС, 2008.-560с.


7. Cумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования, 1996

8. Галицкая С.В. Государственные финансы, 1998

9. Колпаков Г.М. Финансы, денежное обращение. Кредит. Учебное пособие для вузов. М. Финансы и статистика, 2006.-494с.


10.Липсиц И.В. Экономика. Учебное пособие для вузов. М.Омега-Л,2007-656с.


11.Фетисов В.Д. Финансы и кредит. Учебное пособие для вузов. М.ЮНИТИ-ДАНА,2006-399с.


12.Финансы: учебник/ под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. М. Финансы и статистика, 2006.-504с.


13.Финансы: учебник/ под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.-682с.


14.Финансы. Учебное пособие для вузов. М.ЮНИТИ-ДАНА,2007-703с.


15.Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие для